Виды граффити кратко. Виды и стили граффити

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 09.12.2014 18:43 Просмотров: 4114

Сегодня граффити считается видом уличного искусства и одной из самых популярных форм художественного самовыражения по всему миру.

Существуют различные стили и виды граффити. Граффити уже утвердился как самостоятельный жанр современного искусства и как часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах райтеры создают на улицах городов настоящие шедевры.

Часто граффити используют для сообщений политического и социального характера. Однако следует знать, что в большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону.
История граффити уходит в глубокое прошлое. Но обо всём по порядку.

Происхождение термина

(от итальянского graffito, во множественном числе graffiti) – изображения, рисунки или надписи, выцарапанные или нарисованные краской (чернилами) на стенах и других поверхностях. Graffiare (итальянск.) – «царапать».
А в настоящее время наиболее популярен спрей-арт , рисование граффити с помощью аэрозольной краски. В древности граффити наносились на стены с помощью острого предмета, а также мела или угля.

История граффити

Всем известно, что настенные надписи существовали в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме.
Самые ранние граффити относят к 30 тысячелетию до н. Это доисторические наскальные рисунки и пиктографии, нанесенные на стены. Рисунки делались в ритуальных и священных местах внутри пещер. Чаще всего на них были изображены животные или сцены охоты. Сафский язык, существовавший в период с I в. до н.э. по IV в. н. э., только и сохранился в виде граффити – надписей, выцарапанных на скалах в южной Сирии, восточной Иордании и северной Саудовской Аравии.

Граффити в древних Помпеях: карикатура на чиновника
Древнее граффити сохранилось и в древнегреческом городе Эфесе (территория современной Турции). Существуют граффити викингов.

О чём писали древние люди? Примерно о том же, о чём пишут и сейчас: о любви, о политике и о другом насущном. Писали так же: с грамматическими и орфографическими ошибками. Есть надписи типа «здесь был Вася». Нет ничего нового под солнцем!
А как обстояли дела с граффити на Руси? Прекрасно! В Новгороде существуют 10 граффити XI в., а в Киеве (Древняя Русь) – около 300 граффити XI-XV вв. находятся в соборе св. Софии. Они рассказывают о политических событиях того времени.
В современном виде граффити появилось в начале XX в. – в нью-йоркском метрополитене, а затем на товарных вагонах и в подземных переходах. С тех пор граффити превращается в часть поп-культуры, его стали ассоциировать с музыкой в стиле хип-хоп, хардкор, битдаун и брейк-дансом. Для многих граффити является образом жизни, скрытым от общественности и непонятным для окружающих. Политические активисты использовали граффити для распространения своих идей.
К 1970-м годам популярность граффити очень выросла, в нём стали выделять новые стили. Первым райтером, получившим известность, стал TAKI 183, подросток из района Вашингтон Хайтс в Манхэттене. Его тег TAKI 183 состоял из его имени Деметриус (или Деметраки, Таки) и номера улицы, на которой он жил – 183. Таки работал курьером, и куда бы он ни ездил на метро, он всюду оставлял свои теги. У него появилось очень много последователей.
Постепенно манера тегов стала усложняться, стали появляться новые стили граффити, а само движение приобрело соревновательный характер.

Более сложный тег
В связи с этим городские власти начали бороться с граффитчиками. Ведь не все работы были достаточно умелыми, а граффити стали отождествлять с засорением улиц городов – каракули на стенах приравнивались к мусору, свалкам и запустению. На борьбу с граффити тратились огромные деньги. Но одновременно с этим иногда райтеры исполняли на фасадах магазинов такие сложные и красивые граффити, что владельцы магазинов не решались их закрашивать. В некоторых странах для райтеров выделяли специальные места на улицах, в подземных переходах и т.д., где они могли спокойно самовыражаться.

«Легальное граффити» в городе Страуд (Англия)
Стал серьёзно обсуждаться вопрос, является ли граффити видом искусства. А тем временем граффити стало завоёвывать все большее пространство: его стали использовать в компьютерной рекламе, в видеоиграх, в дизайне скейтбордов, одежды и обуви.
Граффити получило распространение во всём мире. Сегодня Сан-Пауло (Бразилия) считается столицей граффити и местом вдохновения для райтеров со всего мира.

Граффити в городе Олинда (Бразилия)

А как в России?

Массовое движение современного граффити в России относится к 1980-м годам. В 2006 г. в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль граффити. А в крупных городах России проводятся ежегодные фестивали граффити. Расскажем об одном из них.

Snickers Урбани́я (SNICKERS URBANиЯ) – ежегодный молодежный фестиваль уличной культуры. Впервые фестиваль состоялся в 2001 г., он включает в себя основные направления уличной культуры: экстремальный спорт, граффити, брейк-данс, битбокс, фристайл. Его цель: дать шанс современной молодёжи заявить о себе и о своём таланте, а также предоставить возможность попробовать свои силы на профессиональном оборудовании для экстремальных видов спорта. Фестиваль проводился в крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Волгограде, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, а также в Казахстане – в Алматы.

Площадка BombART
В начале 1980-х гг. зародилось и трафаретное граффити. Оно создается путем вырезания форм из жесткого, плотного материала. Готовый трафарет прикладывается к холсту и поверх него быстрыми, легкими и точными движениями распыляется аэрозольная краска. Эта техника стала популярна благодаря своему быстрому исполнению.
Самый главный инструмент в граффити – аэрозольная краска в баллонах. Используют валики для краски и трафареты, кисти, маркеры, восковые стержни, мелки и др.

Граффити в современном мире

В основном граффити выполняется на улицах (стены зданий, подземные переходы, гаражи, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); на транспорте; в подъездах и на лестницах (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.); в интерьерах учреждений.
Очень медленно, но граффити начинает приобретать статус социально нейтрального явления и воспринимается как неотъемлемый элемент современного мегаполиса, массовое культурное явление. Оно утрачивает значение протеста. Язык граффити становится универсальным кодом городской коммуникации.

Виды и стили граффити

Теггинг представляет собой быстрое нанесение подписи автора на поверхности. Отдельная подпись называется «тег» (от англ. tag – метка). Теггеров не очень интересует смысл и эстетика их творений, главное – оставить как можно больше «автографов». Часто теги непонятны не посвящённым в детали людям.
Среди райтеров ценятся теги, поставленные в труднодоступных, но видных местах. Тег команды называется «сингл».
Надписи обычно наносят при помощи баллончиков с краской или толстых маркеров. Опытные райтеры могут написать тег за 2-3 секунды.

Уайлд (англ. Wildstyle – дикий стиль). Главной чертой этого стиля являются запутанные сплетения букв, острые углы, осколки и стрелки. Название стилю дал характер рисунка: дикий, непонятный, так как часто буквы настолько переплетены и введено множество посторонних элементов, что читаемость становится нулевой. Из уайлда выделяют 3D Wildstyle (к обычному уайлду добавлен объём).

Стиль Уайлд
Блокбастер (англ. Blockbuster). Просто большие буквы без переплетений и графических изысков. Обычно моно- или двухцветные. Часто для их рисования используют валики, так как нужно покрыть очень большие поверхности за короткое время.

Блокбастер
Бабл (англ. bubble letters – дутые буквы). Все буквы округляются, становятся похожими друг на друга и получаются как бы дутыми, похожими на пузыри.

Живопись и скульптура, поражающие инсталляции, перформансы и шоу света и звука - все это сегодня воспринимается как бесспорное проявление искусства. Восприятие таких явлений целиком и полностью зависит от сознания смотрящего, степени его осведомленности в культурологических вопросах, готовности к пониманию и осознанию чего-то нового. Кому-то смелые шаги навстречу прекрасному кажутся дикими и бесполезными, кому-то - вдохновляющими и по-настоящему решительными, а кто-то относится к подобным проявлениям искусства абсолютно равнодушно.

В каждом городе земного шара можно встретить стены, на которых красуются всевозможные надписи или рисунки. Это настоящее искусство улиц, воспринимаемое некоторыми как вандализм.

От глубин человеческой истории к сегодняшнему дню

Вряд ли можно назвать секретом тот факт, что все новое — это просто-напросто хорошо забытое старое. По большому счету, надписи, находящиеся на поверхности стен, - для человечества отнюдь не ноу-хау. Вспомнить, к примеру, рисунки эпохи Палеолита, которые представители мирового археологического сообщества то и дело находят в самых разных уголках земного шара.

Конечно, в данном случае можно говорить о том, что на том этапе развития подобные проявления тяги к прекрасному имели совершенно иной смысл, однако никуда не деться от схожести в отношении физического проявления. С этой точки зрения граффити — это всего лишь небольшое наследие нашего великого прошлого.

Все зависит от трактовки

Мало кто знает, но в археологической и искусствоведческой среде этот термин используется достаточно активно, правда, имеет несколько иное значение. В сознании рядового обывателя граффити — это любой рисунок или надпись, расположенная на стене, заборе, да и, по большому счету, на любой горизонтальной или вертикальной поверхности (не будем забывать о трехмерных рисунках на асфальте, набирающих популярность по всему миру).

В историографическом же представлении термин имеет несколько иное, более глубокое и конкретное значение. В самом широком смысле граффити - это любое изображение или надпись, нанесенные на поверхность при помощи краски или, к примеру, чеканки, выцарапывания. В более же узком представлении к такого рода археологическим находкам относятся только нацарапанные изображения и буквы, что объясняется этимологическим происхождением термина. Все остальное же именуется не иначе как дипинти.

Небольшая историческая справка

Для тех, кто считает, что граффити — это исключительно проявление вандализма, следует отметить еще раз факт древности подобного явления на пути мирового развития.

Постепенно примитивные пиктограммы совершенствовались, приобретали определенное значение и нашли отражение в эпоху Античности. Искусство граффити можно встретить в древнегреческом который находится на территории современной Турции, а древним римлянам и вовсе было свойственно украшать надписями не только стены, но и статуи.

Как бы странно это ни звучало, но данный способ фиксации и передачи информации был вполне обыденным для Древней Руси. В Новгороде, Киеве и других городах сохранились сотни настенных изображений и надписей, считающихся теперь полноценными историческими памятниками. К слову, подобные явления очень много говорят современному миру о процессе развития письменности.

На стенах египетских пирамид также можно найти выцарапанные имена французских солдат, пребывавших на этой территории.

Сегодняшний день

Справедливости ради следует отметить, что все перечисленные выше исторические свидетельства можно обозначить как «граффити» в исключительно культурологическом понимании. Все эти надписи были выцарапаны на стенах храмов, на статуях и камнях, в то время как сегодня подобные вещи находят проявление исключительно при помощи краски. В наши дни граффити — это искусство улиц, это картины, нарисованные на стенах, среди которых можно порой найти по-настоящему прекрасные вещи: реплики или оригинальные произведения, от которых просто захватывает дух.

Проблема самого общества

В таком случае, скажете вы, откуда берется столь огромное количество людей, считающих подобные манипуляции с красками исключительно вандализмом и не желающих взглянуть на вещи хоть немного иначе?

Такая точка зрения действительно довольно распространена на данный момент, и от этого никуда не деться. Все дело в том, что восприятие прекрасного — это, во-первых, вещь сугубо индивидуальная, а во-вторых, требующая основательной культурологический подготовки. Для того чтобы считать, что граффити — это искусство, необходимо иметь минимальные представления об эстетике в целом и современном ее проявлении в особенности. Касается это не только смотрящего, но и рисующего — нанесение надписи ради самой надписи, конечно же, сложно назвать шедевром. Особенно если выполнено это неаккуратно и совершенно бездумно.

Та же надпись, тем не менее, при правильной подаче может стать исключительно эстетическим объектом.

Бэнкси

Вот уж кто точно продемонстрировал миру искусство граффити. Фото работ этого художника облетели весь интернет и стали в свое время настоящей сенсацией. В частности это было подкреплено той дерзостью, с которой в уличных картинах раскрывались Многие работы этого художника были настоящей Другие — просто концептуальными рисунками, позволяющими задуматься.

Картины то и дело появлялись на стенах самых разных городов, стиль становился все более и более узнаваемым, однако личность уличного художника установить по-прежнему не удавалось. Более того — это никому не удалось и по сей день.

Для Бэнкси и таких, как он, граффити — это что-то среднее между способом самовыражения и инструментом работы с поскольку ни одной работы, не заставляющей задуматься, попросту не найти.

Политика и зарождение стрит-арта

Как ни странно, столь большой популярностью уличные картины пользуются сегодня во многом благодаря деятельности американских политических активистов, стремившихся выразить свою точку зрения любыми доступными способами.

С 1969 по 1974 г. граффити активно развивалось, появлялись новые стили, способы нанесения краски на стены, пока популярность этого вида искусства не достигла своего рода апогея. С этих пор не только улицы и подземные переходы стали пестрить «тегами», но и станции метро.

Политические лозунги постепенно стали разбавляться другими словами, начиная от цитат литературных произведений, заканчивая бранными выражениями. Пожалуй, именно в этот период вопрос: граффити — это вид искусства или вандализм, - был наиболее актуальным.

Спад популярности

Вполне естественно, что безнаказанными подобные выходки долго оставаться не могли. Из-за вспыхнувшей «эпидемии крэка» и роста количества нецензурных выражений на городских стенах правительство должно было принять меры, и постепенно они становились все более и более решительными.

Это закономерно привело к снижению популярности данного вида искусства. На долгое время оно перешло в состояние упадка.

Коммерциализация и возвращение популярности

Несмотря на то что этот вид искусства практически превратился в граффити на бумаге и не находил никакого отражения на городских стенах, всегда оставались истинные поклонники подобных современных «наскальных надписей». В городах то и дело появлялись новые картины, которые порой даже приобретали статус достопримечательности.

Довольно часто «жертвами» граффити становились стены всевозможных магазинов и торговых центров. Предприимчивые владельцы, способные оценить выгоду от подобных явлений, быстро взяли себе на заметку подобный способ привлечения покупательского внимания, и в скором времени граффити на бумаге превратились в полноценные картины, выполняемые на заказ. Для многих художников это стало в буквальном смысле способом заработка, и совершенно не удивительно, что данное явление столь хорошо вписалось в концепцию поп-арта.

Современность

На сегодняшний день граффити представляет собой преимущественно некоммерциализированное явление, однако практически в каждом городе земного шара можно найти какое-нибудь кафе или книжную лавку, оформленную в этом стиле.

Картины, размещаемые на стенах и заборах, то приобретают большую эстетичность, то сменяются надписями, имеющими исключительно политический контекст. Это зависит, в первую очередь, от ситуации в той или иной стране, уровня стабильности и благополучия населения.

Несмотря на то что сама тенденция к эстетизации определенно имеет место, в минуты народных потрясений изначальное назначение искусства граффити возвращается, и за периодом расцвета культуры уличных картин следует вынужденный упадок.

Как относиться к подобным проявлениям искусства — личное дело каждого. Кто-то предпочитает их вовсе не замечать, кто-то пишет о них гневные сообщения в личных блогах, а кто-то коллекционирует и получает удовольствие от простого созерцания свободы выражения.

Неудачно написанная надпись может испортить порой даже самое великое здание, считающееся одним из величайших архитектурных памятников, но порой всего несколько цветных штрихов способны превратить в настоящий объект искусства самые обыкновенные развалины…

Как и у любой субкультуры, у сообщества райтеров, создающих граффити, есть свой сленг. По мнению известного райтера Cantwo, существует 4 неразделимых части хип-хопа: брейкинг, рэп, диджеинг и граффити. Сленг этих направлений зачастую пересекается. По традиции хип-хоп-культуры поначалу использовался английский язык для написания граффити, сейчас используются и родные языки райтеров. Однако термины граффити заимствованы именно из английского языка. Для того чтобы постороннему человеку было понятно, о чем говорят люди с баллончиками с краской, приводится данный словарь граффити (своего рода «азбука» граффити).

Blackbook, piecebook, sketchbook - записная книжка, в которой райтер может делать скетчи (наброски). Сначала наброски граффити исполняются на бумаге, а после этого они могут быть перенесены на стену или остаться только на бумаге (в Blackbook’е).

Beef - вражда, проблемы.

Bomb - (или Throw-up) - рисунок, сделанный очень быстро, как правило, делается в стиле Bubble letters и отражает название команды или самого райтера. Рисуется краской с использованием двух (иногда трёх) цветов. Самые популярные из всех - чёрный и серебряный (белый), а также жёлтый и красный. Бомбинг - начало истории граффити.

Bubble letters - самый популярный стиль в граффити. Буквы граффити в стиле Bubble получаются объёмными, похожими на мыльные пузыри. В основном используется для Throw-up’ов (см. Bomb).

Burner - яркие и выделяющиеся граффити (как по цветам, так и по размерам).

Canvas - работа, выполненная как картина, на холсте.

Cap - насадка на баллон, помощью которой можно регулировать толщину линии.

Crew - команда райтеров граффити.

Daim style (FX style) - один из стилей, придуманных райтером DAIM’ом. Буквы получаются трёхмерными (3D), рисуются без обводки.

Dope, Sick, Ill, Cold, Off tha hook, The shit - аналоги принятых в хип-хоп-культуре слов cool, really nice и т. д.

Filling - закрашивание цветом внутри контуров (без учёта деталей).

Going Over - проявление неуважения к чужой работе в виде нового граффити поверх старого. Декларация войны. То же, что и Beef.

Mural (Мурал) - большой рисунок, наполненный цветами и сложный по исполнению. Дословный перевод - настенная живопись, картина на стене.

Nic (Bite) - применяется, чтобы обозначить воровство стиля, манеры одного райтера у другого. Сходные понятия - Clone, Copy, Sheep.

Outline - обведённые буквы, тени и т. д.

Piece - (от masterpiece). Граффити, по которым можно оценить мастерство и умения райтера. Рисуется с помощью краски теми цветами, которые хочет использовать райтер.

Roof-top - граффити на крыше, зачастую огромные надписи.

Side-to-side - растянутые или повторяющиеся граффити по длине всего вагона.

Sketches - цветные либо чёрно-белые эскизы граффити. Рисунки граффити, как правило, выполняются сначала на бумаге карандашом, потом обводятся ручкой или маркерами и только после этого переносятся на стены или вагоны.

Scratch - выцарапанная на стекле либо другой поверхности надпись.

Slash - проявление неуважения к чужой работе в виде косой линии, также известно как Dissing, Buffing, Marking, Capping.

Stencil - трафарет. Впервые трафареты для граффити стал использовать известный райтер Роберт Бэнкси.

Tag (тег) - персональная стилизованная надпись. Иногда может выступать как отдельный рисунок. С тегов началась история граффити.

Taggers (теггеры) - те, кто рисует только теги.

To bite - повторять чей-то стиль.

To bomb - рисовать граффити в очень быстром темпе на поездах, стенах, в метро.

To buff - закрашивание граффити. Как правило, комплекс мероприятий, который осуществляется администрацией города, работниками депо или ЖКХ либо командами «анти-граффити».

To hit - см. To get up.

To get up - идти на bombing, piecing.

To kill - «убивать» (зарисовывать) стену, вагон.

To piece - рисовать граффити (piece).

Top-to-bottom - граффити, нарисованные во всю высоту вагона.

Top-to-bottom side-to-side - см. Whole car.

To rack some cans - воровать баллоны с краской.

To tag (go taggin’) - ставить свои теги.

Toy - начинающий или неумелый райтер.

Train graffiti - граффити на поездах.

Throw-up - обычно это надпись, содержащая аутлайн (контур) и залитая внутри цветом. Затрата времени минимальна, зачастую это буквы в стиле бабл (округлой формы) или другие простые формы. Распространены в бомбинге.

Wild style - очень трудный для чтения стиль, является своеобразной вершиной мастерства райтера: здесь важно уметь не только правильно подбирать контуры, но и грамотно смешивать цвета.

Whole car - большие рисунки граффити на машинах или вагонах, при исполнении которых используется вся площадь машины или вагона.

Writer - тот, кто рисует граффити.

Yard, Train yard - депо, отстойник для поездов. Изначально подразумевалось депо для подземных поездов. Из-за переключения внимания райтеров на наземные, товарные поезда, депо теперь называют Yard или Freight yard.

Сайт, открытый нью-йоркскими граффити-райтерами старой школы в 1998-м году. Свое название он получил от самого популярного в 1970-1980 годы места встречи райтеров - пересечения 149-й улицы и Гранд Конкорс в Бронксе (там пересекаются вторая и пятая линии нью-йоркской подземки). Сайт был создан, чтобы задокументировать историю нью-йоркского граффити: на нем собраны профайлы большого количества райтеров и команд первой и второй волны, а также опубликованы статьи, написанные самими райтерами.

На заре граффити: 1966-1971

Изначально граффити использовали политические активисты, которые хотели донести свои мысли и лозунги до общественности, и уличные банды, которые таким образом обозначали свою территорию. Хотя в 1930-х граффити появилось в Лос-Анджелесе, в среде «чолос » (латиноамериканские индейцы или метисы, преимущественно мексиканского происхождения, проживающие на территории США - прим. пер. ), а надписи, сделанные на товарных поездах бродягами, можно было увидеть задолго до цветных рисунков на электричках, граффити в его современном виде зародилось в 1960-х годах на Восточном побережье. Оно началось с трейн-райтинга в Филадельфии, и первопроходцами считаются Корнбрэд (Cornbread) и Кул Эрл (Cool Earl), которые покрыли надписями и рисунками весь город, обратив на себя внимание не только местных жителей, но и прессы. Не понятно, случайно или нет, но из Филадельфии граффити попало в Нью-Йорк.

Граффити (итал. graffiti - "надписи") - надписи и рисунки на стенах зданий, заборах, поездах и т.д., сделанные от руки краской или маркерами. Сейчас сложно дать точное определение этому термину, так как он достаточно многогранен.



Т рейн-райтинг, трейн-бомбминг - (англ. train wrtining - "письмо на поезде", train bombing - "бомбежка поезда") - рисование на поездах, при котором зачастую многим райтерам больше важен сам факт рисования, а не качество рисунков.

Пионеры: 1971-1974

Историю нью-йоркского граффити принято начинать со статьи , опубликованной в 1971-м году в The New York Times: в ней рассказывалось о парне по имени Диметриус, который жил на Манхеттене, на 183-й улице. Он работал курьером и много ездил на метро. Взяв псевдоним Таки 183 (Taki 183), он стал оставлять свою подпись в разных частях города. Люди заинтересовались, что означает эта надпись, и журналисты решили разобраться. Естественно, Taki 183 не был первым райтером или «королем», но он был первым, кого увидели и признали за пределами зарождающейся субкультуры. Среди самых первых пионеров граффити можно назвать Julio 204 , Frank 207 и Joe 136.

Райтер, граффти-райтер - (англ. writer - "писатель") - человек, занимающийся граффити.



Тег, тэг (англ. tag - "ярлык", "этикетка", "бирка") - подпись райтера (его псевдоним), сделанная одним цветом маркером или краской. Глагол - тегать, тэгать. Занятие - тегинг, тэгинг. Человек - тегер, тэгер.

На улицах Бруклина также происходило движение. Появилось много активных райтеров. Одним из первых, прославившихся райтеров, был Friendly Freddie. Подземка стала своего рода системой связи: с ее помощью райтеры из пяти районов города узнали о существовании друг друга, и тогда же зародилось «соревнование между районами».

Король, кинг (англ. king - "король") - райтер, рисующий больше и лучше остальных, признанный авторитет среди других райтеров.

Граффити быстро переместилось с улиц под землю и началась погоня за славой. В то время в основном писали теги, и, безусловно, главным было количество. Райтеры ездили на метро и тегали в вагонах. Очень скоро они поняли, что в депо можно расписать куда больше вагонов, а шансы, что тебя поймают - меньше. Так появился метод, которым до сих пор пользуются все трейн-бомберы.

Стиль тегов

Через некоторое время такое количество людей начало тегать, что нужно было придумать новый способ, с помощью которого можно было бы выделиться. Первый способ заключался в том, что нужно было придумать неповторимый тег - начали появляться различные каллиграфические стили. Райтеры добавляли к тегам росчерки, звездочки и другие элементы дизайна (многие из них используют до сих пор - прим. ред. ). Какие-то значки служили просто украшением, а у каких-то был смысл. Так, например, короны использовали райтеры, которые считали себя «королями». Наверное, наиболее известным тегом за всю историю граффити можно считать Stay High 149 : фигурка персонажа из телевизионного сериала The Saint с косяком на месте буквы H.

Размер тегов

Super Kool 223

Затем изменения коснулись размера тегов. Райтеры начали делать теги больше. Стандартный кэп был достаточно узким, поэтому теги большего размера все равно не привлекали особого внимания. Райтеры начали делать буквы «толще» и обводить их другим цветом, а также использовать кэпы от других аэрозольных красок. Так зарождались «куски». Не известно, кто первым сделал кусок, но чаще всего называют Super Kool 223 из Бронкса и WAP из Бруклина. Толстые буквы давали простор для развития имени. Райтеры начали украшать буквы кружочками, штрихами, звездами и клеточками. Добавление цвета и декоративных элементов были настоящим прорывом, однако куски продолжали сильно напоминать теги, от которых они и произошли. Среди известных райтеров того врмени можно назвать: Hondo 1, Japan 1, Moses 147, Snake 131, Lee 163d, Star 3, Phase 2 , Pro-Soul, Tracy 168 , Lil Hawk, Barbara 62, Eva 62, Cay 161, Junior 161 и Stay High 149 .

Кусок (англ. piece - "кусок", сокращение от masterpiece - "шедевр") - цветной рисунок, сделанный на стене или на поезде, на который тратится гораздо больше времени, чем на флоп.


Троу-ап, флоп - (англ. to throw-up - "бросать", "кидать"; to flop - "ронять", "шлепаться") - быстро сделанный рисунок, состоящий из контура и заливки одного цвета. Буквы обычно округлой формы, а наиболее популярное сочетание цветов - черный и хром.

Riff 170

Tracy 168

Stay High 149

Развитие стилей

Атмосфера соревнования привела к развитию современных стилей. Topcat 126 считается основоположником стиля «Бродвей» (Broadway ), который позднее эволюционирует в огромные блочные шрифты и наклонные шрифты. Затем Phase 2 придумал округлые буквы - «пузыри» (bubble letters ). «Бродвей» и «пузыри» были самыми первыми стилями, в которых выполнялись куски, и они стали прародителями всех остальных стилей. Вскоре к буквам начинают добавлять стрелочки, завитки и связки. Они становятся все сложнее и изощренней и приводят к появлению нового «механического» стиля (mechanical style ) или, как его теперь называют, «дикого» стиля (wild style ).

Соперничество между Phase с одной стороны и Riff 170 и PEL с другой привели к дальнейшему развитию граффити. Riff был одним из провокаторов «войн стилей» (style wars ). Flint 707 и Pistol внесли огромный вклад в развитие трехмерных шрифтов и привнесли в куски глубину, которая станет образцом для подражания у будущих поколений райтеров.



Подобный всплеск творчества не остался незамеченным. Хьюго Мартинес (Hugo Martinez), окончивший социологический факультет нью-йоркского Сити-колледжа (City College of New York), обратил внимание на творческий потенциал нелегальных художников того времени. Мартинес основал United Graffiti Artists: они выбрали лучших райтеров, рисовавших в подземке, и представили их работы в галерее. Именно благодаря UGA райтеры получили возможность выйти из подполья. В Razor Gallery Мартинес выставлял работы Phase 2 , Mico, Coco 144, Pistol, Flint 707, Bama, Snake, Stitch.

В 1973-м году в New York Magazine вышла статья Ричарда Голдштейна (Richard Goldstein) под названием «Граффити хит-парад», которая способствовала общественному признанию художественного потенциала молодых талантов, «пришедших» из нью-йоркского метро. Где-то в 1974-м году Tracy 168 , Cliff 159 и Blade начали добавлять к шрифтам пейзажи, элементы иллюстраций и персонажей, которые окружали буквы. Так появились картины, которые покрывали целые вагоны (англ. whole car - "весь вагон", "вагон целиком" ). Первые хол-кары делали AJ 161 и Silver Tips.

Death

Cliff 159

Hondo 1

Расцвет: 1975-1977

Основные стили сформировались где-то после 1974-г года. Все стандарты были прописаны, и райтеры нового поколения беззастенчиво пользовались всеми достижениями райтеров первой волны. По Нью-Йорку ударил экономический кризис, и на транспортную систему никто не обращал внимания. Этот период стал расцветом рисования в нью-йоркской подземке. В это время началось размежевание между теми, кто уделял основное внимание стилю (стайл-райтерами), и теми, для кого главным были скорость и количество рисунков (бомберами). Хол-карами уже нельзя было никого удивить, а любимой формой самовыражения бомберов стали троу-апы, они же флопы. Троу-апы выросли из шрифтов-«пузырей»: это куски, сделанные на скорую руку, которые состоят из контура и небрежной заливки. Большинство этих работ состояли из двух-трех букв.

Райтинг, стайл-райтинг (англ. writing - "процесс написания букв", "письмо"; style writing - "стильное письмо") - рисование на стенках и поездах с упором на стиль и форму букв. Позднее райтингом стали чаще называть только рисование на стенах.


Бомбинг (англ. bombing - "бомбежка") - рисование тегов, флопов, кусков.

Blade

Особо отличились в то время команды POG, 3yb, BYB TC, TOP, и короли флопов: Tee, , Dy 167, Pi, In, Le, To, Oi, Fi aka Vinny, Ti 149, Cy, Peo. Началась настоящая гонка: команды и райтеры соревновались, кому удастся сделать больше троу-апов. Расцвет флопов и хол-каров пришелся на 1975-1977 годы. В это время, следуя по пути пионеров граффити Tracy и Cliff, такие райтеры, как Butch, Case, Kindo, Blade , Comet, Ale 1, Doo2, John 150, Kit 17, Mark 198, Lee, Mono, Slave, Slug, Doc 109 Caine One украшали поздемку и пригородные поезда потрясающими хол-карами.

Граффити сегодня повсеместно признается частью молодежной культуры, но в 70-х, когда только лишь начинались Нью-Йорские эксперименты, все наблюдали за ежедневной татуировкой города и не могли представить к чему это всё может привести. Кто-то видел в этом только вандализм и деградацию города. Но для райтеров которые рисковали жизнью, были арестованы и молодежи, режиссеров, и в конечном счете кураторов,которые восхищались им, граффити было формой искусства. Галереи и музеи догнали такую точку зрения только в начале 80-х, когда граффити стало частью эры художественного бума.

К середине 70-х годов многие вагоны метро были покрыты рисунками «top-to-bottom» (сверху до низу, так же называемыми “masterpieces”), из-за которых из вагона метро нельзя было увидеть то, что творится снаружи. Для райтеров это была золотая пора, именно тогда наиболее шустрые и плодовитые могли стать “kings” пройдя “all-city” (весь город-прим автора.), написав свое имя на всех пяти районах Нью-Йорка. Мэр Линдсей (Lindsay) в 1972-ом году объявил первую войну с граффити, начало было затяжным, медленно эта битва подошла к своей кульминации в мае 1989-ого года, когда последний разграффиченый поезд был окончательно выведен из эксплуатации.

Сегодня граффити подвергается стиранию растворителем с окон вагонов метро и тем не менее оно до сих пор живо и прекрасно себя чувствует на окраинах города. И во многом благодаря Интернету, который кишит граффити-сайтами, это стало мировым феноменом.

Начало (1969)

Ivor L. Miller, автор книги «Aerosol Kingdom: Subway Painters of New York City»: Люди писали символы на стенах с незапамятных времен. Но надежней всего назвать происхождением Нью-Йорк в конце 60-х, когда молодое поколение давало художественный ответ в публичных протестах «Black Power» и движениях за гражданские права. Несомненно что-то новенькое появилось с введением в эксплуатацию баллонов с краской, под влиянием психоделических плакатов и с появление цветного телевидения. Проекты Манхеттенвилл, которые находились севернее 125-ой улицы в Западном Гарлеме, именно там обитал очень важный райтер по имени TOPCAT 126.

Sharp: TOPCAT 126 приехал из Филадельфии в конце 60-х, возможно в 1968-ом. Он начал тэгать на улицах, затем соединился с Julio 204 и TAKI 183, и вместе они разожгли огонь

.C.A.T. 87: В конце 60-х, я видел маленькие буковки с именем TAKI 183 повсюду, JOE 182 и Julio 204. Однажды я играл на 182-ой улице и вышел JOE 182. Он был одним из самых горячих райтеров тогда. Он сказал, «Смотри что пишут в газетах!» Там был нарисован мультяшный парень поймавший рисующего на стене и говорящий, «Ты JOE 182?» А райтер отвечал ему «Нет, я его призрак.» Потому что никто не мог поймать его. Он был очень таинственной персоной.

MICO: Мы начинали в разных районах, но у нас всех была одна общая черта: мы все хотели быть известными. Я начал рисовать в East Flatbush в 1970-ом году. Тогда я потихоньку познакомился с людьми из всех четырех районов. Все подходили к скамейке райтеров на 149-ой улице и Grand Concourse в Бронксе. И была еще одна скамейка для Бруклинских райтеров на Atlantic Avenue. В Washington Heights, это были скамейки на 188-ой улице и Audubon Avenue. Мы просто выходили погулять, посмотреть наши работы, и любой мог подойти и взять у нас автограф. C.A.T. 87 был с Washington Heights. TRACY 168 был из первого поколения. COCO 144 обычно проживал на 144-ой улице и Бродвее, отсюда и появилось число 144.

LEE: Я познакомился с очень большим количеством людей сидя на скамеечке на 149-ой улице. В то время это было очень легко, все приходили и травили истории.

Я вырос в Бронксе. Мы с моим другом FJC4 разносили юридические документы по Квинсу — его отец был адвокатом и во время этих прогулок мы доставали маркеры. Мы никогда не думали, что увидим наш тег снова, но на обратном пути нам попадался тот же поезд и рядом с нашим тегом кто то уже ставил новую подпись. Это было похоже на коммуникацию. В то время Нью-Йорк, погрузился во мрак. У нас были накаченные ветераны возвратившиеся с Вьетнама, у нас были военные протесты и у нас были уличные банды.

C.A.T. 87: Я был в банде «Savage Nomads». У нас были «Saints» на 137-ой улице и Бродвее, на 170-ой базировались «Young Galaxies». Но я был C.A.T. 87 и ребята из других районов видели мое имя и вместо того, чтобы пытаться побить меня они просили автографы.

Jeff Chang, автор книги «Can’t Stop Won’t Stop: A History of the Hip-Hop Generation» : Во многих бандах были граффити райтеры, особенно в самых крупных бандах, таких как «Black Spades»,»Savage Skulls» и «Ghetto Brothers». Они помечали территорию и расписывали жилетки участников. В то же время, были граффити команды, которые перемещались отдельно от банд и могли перейти их территориальные разграничения. В конце концов, банды изжили себя и граффити райтеров можно считать предвестниками новой эры.

MICO: Мы не называли это граффити в начале семидесятых. Мы говорили просто, «Пойдем покрасим сегодня вечером.» Граффити — это термин, который ввела газета «New York Times», и это порочит искусство, потому что это были изобретенные молодежью цвета. Если бы это было изобретено детьми богатых и влиятельных родителей, они заклеймили бы это авангардным Поп артом.

Hugo Martinez, основатель United Graffiti Artists : В 1971-ом, когда CAY 161 и JUNIOR 161 покрасили сверху донизу стену на станции 116-ой улицы. Это момент является знаковым. И Norman Mailer писал об этом в книге «The Faith of Graffiti» — это была первая книга, которая была посвящена граффити. Примерно в 1971 году CAY 161 также покрасил крыло ангела на фонтане Bethesda, в Центральном парке. Все говорили об этом. Это было в тот момент, когда пуэрториканцы забрали себе фонтан Bеthesda.

Нужно самое большое и опасное место, чтоб ваш рисунок был признан самым. Я написал свое имя белой краской на крыле ангела на фонтане Bethesda и много народу сказало, «Ого, как он забрался туда и сделал это?» Я подтянулся на одном крыле и залез.

Richard Goldstein, автор статьи “The Graffiti ‘Hit’ Parade”: Мне понравилась идея, что граффити это порча поверхностей и я воссоздал ее в другом виде. Это был очень творческий подход, о том как оно привносит новый вид старым пространствам, заброшенным зданиям, полуразрушенным подземным переходам и превращает их в реальные центры энергии. Я нашел Hugo Martinez, который был студентом в то время, и он познакомил меня с парой детей в теме. Они все были с Washington Heights. И я начал смотреть на социальную составляющую всего этого. Это позволяло людям объединятся, создавать команды. И у всего этого был свой собственный жаргон, присутствовал соревновательный дух между районами.

Война стилей (1971)

Jeff Chang: Твое имя — это твой бренд, и писать свое имя это как печатать деньги. Качество (эстетический стиль) и количество (количество поездов и стен, которое вы сделали) являются основными способами, чтоб доля бренда на рынке росла. Если вы самое большое имя на линии или на районе, тогда вы король. После того как «New York Times» напечатали о Taki 183, стало больше конкуренции, это способствовало более быстрому изменению стиля.

LEE: Это было отражением великой стороны капитализма, где каждый хотел иметь самый большой портфель акций или облигаций, или самый быстрый или очень дорогой автомобиль.

MICO: В 1971-ом, я был одну ночь в отстойнике Sheepshead Bay — это туннель, где поезда останавливаются на час пик. И мы нашли имена PAN 144, COCO 144, и ACE 137 на некоторых поездах. Краска была еще свежей. Это открыло нам глаза на то, как можно сделать весь город.

: Я жил вблизи IRT, и там был отстойник между 137-ой и 145-ой улицей, между остановок. Мы пробирались туда каждую субботу и воскресенье утром, и уничтожали поезда внутри и снаружи. Мой стиль мы тогда называли хитом (от англ. — hit): просто подпись в одну строчку.

MICO : «Хиттинг» (от англ. — hitting) был просто способом подняться, засветится вокруг. Чем больше хитов вы делали, тем более известным становились. «Убийство» (от англ. — killing) или «бомбинг» (от англ. — bombing) были немного более разнообразными. Это обозначало разукрасить стены района — сотнями хитов от MICO, MICO, MICO и убить вагон метро. Или ты мог сделать полноценный кусок (от англ. — masterpiece), действительно большой кусок, который вы распланировали еще начиная с эскиза.

Я был первым кто начал использовать трафарет. Это был трафарет COCO 144 с короной на верху. Я пытался развивать скорость и я рисовал свое имя вокруг таким способом намного быстрее.

MICO: Буквы становились более навороченными, более большими и длинными. Каждый пытался перещеголять другого. Я занимался общественно-политической работой и к сожалению у меня не было конкуренции в этой сфере. Одним из самых важных моментов в моей карьере я считаю образование United Graffiti Artists.

Hugo Martinez: Я задумал United Graffiti Artists в 1972-ом, как коллектив, который смог бы обеспечить альтернативу миру искусства. Я видел это началом Американской живописи, кроме всего прочего задолго до того как это все появилось в Европе. Эти дети были полны хиппи-идей о любви, мире, свободе и демократизации культуры, пересмотра целей искусства. Они представляли собой торжество соли земли над частной собственностью.

MICO: Это было объединение лучших райтеров с разных районов. Вы могли стать участником, если вы были достаточно хороши, тогда вас приглашали на собеседование. У меня была первая выставка в Сохо, в галерее Razor. Первый канвас, который я продал коллекционеру за 400 бакинских, был канвас с изображением Пуерто-Риканского флага. Это была попытка донести форму искусства подземки в галереи.

LEE: Большинство райтеров были больше озабочены развитием элементов, они не думали о том чтобы собраться вместе на стенах галереи. Молодые люди были заинтересованы в создании марки, в буквальном смысле, на своей территории. Такая позиция выглядела героически.

На этом на сегодня все,
в ближайшее время ожидайте продолжения этой истории…




Top