Викинг сказание о потерянном мире. Антон Долин о фильме «Викинг»: не мир, но меч


Интервью с актерами, неизвестные факты о съемках, розыгрыш уникальных украшений, которые носили Данила Козловский и Светлана Ходченкова, - в нашем специальном проекте, посвященном самому ожидаемому фильму года.

Мир князя Владимира воссоздавали по кусочкам в течение 7 лет: ключевые события взяли из «Повести временных лет» - единственного исторического свидетельства, сохранившегося до наших дней. Детали быта и психологии людей того времени восстанавливали по византийским хроникам и скандинавским сагам. Все потому, что о X веке не осталось практически никаких материальных свидетельств. В итоге получился наш ответ «Игре престолов».Розыгрыш призов
Украшения, которые носили актеры

За время подготовки к картине художник Екатерина Шапкайц и ее помощники побывали в Хельсинки, Риге, Великом Новгороде, Стокгольме, Минске и других городах, где ходили по музейным фондам и археологическим раскопкам, изучали византийские фрески, живопись и мозаики, консультировались с учеными.

Куски металла: пряжки, элементы кольчуги, браслеты, цепи, кольца – то немногое, что сохранилось с тех времен. Можно было посмотреть аналоги, на что ориентироваться. Украшения главных героев были изготовлены нашими мастерами. Например, браслеты и кольца для викингов делал белорусский умелец Олег Седловский и его сыновья Юрий и Дмитрий. На массовку что-то покупали в Китае и Индии. Например, мне повезло на китайском рынке найти цепь с таким объемным плетением, которое встречалось в музеях.

Украшения в то время были показателем благосостояния, передавались из рода в род. С другой стороны, металл – самый распространенный вид декора. До сих пор никто лучше серебра и золота ничего не придумал.

Свадебное ожерелье РогнедыДве посеребренные черепаховидные крупные фибулы, соединенные металлическими цепями. Традиционное женское украшение, характерное прежде всего для скандинавской традиции. Фрагменты достаточно хорошо сохранились во многих музеях, и мы сделали ожерелье, как раз опираясь на эти образцы.Посеребрённые кольца и гривнаКольца в фильме носил Путята (Александр Лобанов), военачальник Владимира. А гривна принадлежит его брату Ярополку (Александр Устюгов). Вообще, главные украшения мужчин в то время – кольца, браслеты и обязательно гривна. Это кусок витого металла вокруг шеи. Если она, например, была сделана из серебра, ее использовали вместо денег.Кованый браслетЕго сделал специально для картины художник по металлу Олег Седловский для Свенельда (Максим Суханов).Браслет и медное кольцо одного из викингов свиты ВладимираИх также изготовил Седловский по археологическим материалам. У викингов скандинавские корни, поэтому в их украшениях много белого металла со звериным мотивом.

Серьги из серебраИх на пробах носила Ирина (Светлана Ходченкова). В картине у неё серьги похожей формы, но позолоченные и с эмалевыми цветными вставками. Украшения гречанки Ирины отличались от всех. Их изготовили в византийской доктрине. Например, копии музейных экспонатов: серьги золотые с эмалью, серьги-столбики с агатом. Таких вещей много сохранилось, поэтому их сделать было несложно.

Консультант фильма доктор исторических наук Владимир Петрухин специально для нас разобрал исторические нюансы картины о князе Владимире.

Авторы фильма старались опираться на «Повесть временных лет», - говорит профессор Владимир Петрухин. - Поскольку «Жития» Владимира были написаны гораздо позже, после его канонизации, да и византийские источники того времени достаточно скудны. «Повесть» начала создаваться в конце XI века (Владимир умер в 1015 году-при м. «Антенны»). Были люди, как пишет летописец, которые помнили крещение. Это еще живая память. Мне кажется, антураж был соблюден. Показана история противостояние трех братьев: Ярополка, который правил в Киеве, древлянского князя Олега и Владимира, поначалу сидевшего в Новгороде. Да и геополитическая ситуация в мире тоже довольно точно показана в фильме. Это контакты Руси с Византией, интересы соседа в Восточной Европе, и, в первую очередь, в Крыму, отношения с печенегами, которых греки держали в тылу у русских, и те, если что не так, сразу на нас нападали.

В фильме: Воины одного из братьев – Олега - вторглись в угодья киевского князя, что стало поводом для его убийства по приказу Ярополка.

Эта история хорошо прорисована в фильме. В те времена вторжения в чужие угодья было достаточно, чтобы объявить войну. Охота – тогда считалась не просто забавой. Добытый зверь - это меха и мясо, еда для дружины, которого не хватало на Руси. Получается, серьезный проступок. Конечно, убить брата считалось грехом, и не только в христианской традиции, но юридически виноват был Олег. С этого фактически началась первая в истории Руси феодальная война: дележ земель, пусть и охотничьих.

В фильме: На войну с Олегом Ярополка подталкивает варяжский воевода Свенельд.

Он служил еще при их отце Святославе. Вернулся живым из балканского поход, в котором погиб его князь. В картине Свенельд играет провокатора при Ярополке, инициатором распри с Олегом, как и в реальной жизни. Но потом он исчезает из летописей за столь неблагородный поступок. В картине же Свенельд остается до конца ближайшим сподвижником уже Владимира. Он – это образ старого язычника, от чьих идей князь постепенно отказывается.

В фильме: Владимир, опасаясь мести брата Ярополка, бежит к викингам

О его поездке в Скандинавию, скорее всего, в Норвегию, почти ничего не известно,- говорит историк. - Поэтому при написании сценария опирались на общеизвестные сведения о быте викингов, на скандинавские источники, а также археологические находки. Например, в «Саге о йомсвикингах» (легендарное братство наемников) есть эпизод с волосами: когда попавший в плен воин, пытаясь сохранить свою красивую прическу, убивает своего палача. Эта история попало в фильм, хотя к жизни Владимира и не имеет отношения.

В фильме: Владимир, вернувшись из-за моря с дружиной викингов, расправляется с Ярополком.

Куда ему было деваться, либо он становился изгоем в Скандинавии, поскольку в Новгород, где раньше правил Владимир, Ярполк уже прислал своих посадников, либо предъявить права на престол. А сделать это в той ситуации можно было только таким способом: убил брата, нет проблем, - говорит Владимир Петрухин.

В фильме: Владимир не постоянен в любви. В какой-то момент он убивает родных половецкой княгини Рогнеды за то, что та не захотела выйти замуж за него, и все равно забирает ее к себе.

Любвеобильность– это был обычай многих правителей в ту эпоху. В источниках говорится о сотнях рабынь Владимира. Не по-христиански. Конечно. Но он - грешник, спасся, приняв крещение.

В фильме: Владимир постепенно приходит к пониманию, что нужно переходить от языческой веры к христианству.

Создатели ленты избежали щекотливых вопросов выбора веры князем. В русской летописи изложена удивительная история о том, как представители разных конфессий: мусульмане, католики, иудеи - пришли к Владимиру, чтобы переманить в свою веру. В картине ему это аккуратно внушает грекиня - наложница его старшего брата, которую он берет с собой. В душе Владимира, который еще был викингом, уже что-то происходит. Как любой правитель того времени, он видит, что все богатство находится в тех странах, где есть христианский бог. Он перестает верить в то, что только павший на поле боя попадает в воинский рай, а стал думать о воскрешении.

Далекая северная окраина Европы - Скандинавия... Так называют несколько стран, в древности объединившихся между собой для защиты от множества врагов. Тогда, больше тысячи лет назад, народы, населяющие теперешнюю Скандинавию, еще не носили названий, под которыми они известны в истории: шведы, датчане, норвежцы, финны, исландцы. В Европе в эпоху великого переселения народов, когда географические границы государств менялись до неузнаваемости, когда под натиском диких гуннских орд рухнула Римская империя, в эпоху, длившуюся несколько столетий, всех иноземцев завоевателей презрительно и со страхом называли одним именем - варвары.
А скандинавов звали еще и по-другому - «норманнами», что в переводе означает «северные люди». Их приближения ждали с ужасом: племена славились своей жестокостью, воинственностью, бесстрашием. Они плыли по морю на стругах - деревянных небольших судах. И каждый хозяин такого судна называл себя «конунгом» - князем; а то и королем. Никогда еще не бывало на свете стольких королей! Король - это и предводитель рода, и глава воинской дружины, и даже... просто отец семейства. Со всеми своими сыновьями, племянниками, внуками такой «король» строил себе деревянное жилище на завоеванной земле или просто вселялся в покинутый дом. И называл такой дом, больше похожий на хижину, гордо и торжественно: палатой,
О каждом завоевании, о каждой схватке с врагом слагались песни. Их пели, пересекая реки, викинги-воины. Их пели богатыри-варяги - так звали на Руси норманнов, нанимавшихся служить в дружинах русских князей. Пели купцы-путешественники, в любой момент готовые превратиться в грозных воинов. Песни, сказания и легенды множились, становясь то героическим эпосом, то фантастической сказкой. Если воин «оседал» на своем клочке земли, заводил хозяйство и становился «бондом», то есть крестьянином-земледельцем, он непременно старался упомянуть хотя бы своего предка в, этой песне-сказании.
А в IX веке, когда король Харальд основал первое из скандинавских государств - Норвегию, сказания о славном прошлом, об эпохе завоеваний и побед перекочевали на север - еще дальше, в страну горячих источников, до сей поры населенную лишь монахами-отшельниками, - Исландию. Король многие годы не стриг волос, дав обет богам, и его в насмешку назвали Харальдом Косматым. Зато, придя наконец к власти, став великим государем, властителем громадной по тем временам территории, он вымыл и подстриг свою светлую гриву и получил другое, куда как более лестное прозвище - Харальд Прекрасно-волосый. Да" и как было не перемениться прозвищу, если на этих волосах красовалась теперь сияющая золотая корона! И, как все завоеватели, Прекрасно-волосый тут же позаботился возвести свой род к богам. Ну и задал же он работу придворным поэтам-«скальдам», летописцам и переписчикам! Понадобилось все разрозненные сказания быстро объединить в одно, где путем бог знает каких хитростей, сшивания буквально по лоскутам, было в конце концов торжественно установлено, что вожак викингов на самом деле приходится - через легендарного Волсун-га, через его потомка Сигурда-змееборца - роднёй самому Одину, великому и всемогущему. А в результате родился один из самых прославленных мифов средневековья - скандинавская «Волсунга-сага». Сагой у норманнов называлось прозаическое сказание с включением целых стихотворных глав. «Волсунга-сага», по-другому «Сказание о Нифлунгах», о великом роде, истребившем из мести самого себя до последнего потомка, у древних германцев носила название «Песни о Нибелунгах», а у других народов именовалась иначе. Однако Сигурд - или Зигфрид - или Сигфред - герой этого цикла, без всякой связи со стремлением Харальда-честолюбца породниться с ним, навсегда остался в мировом эпосе, в мировой литературе олицетворением воинской доблести. А в рыцарские времена, когда «Песнь о Нибелунгах» была обработана и превратилась в прекрасную поэму, Си-гурд-Зигфрид, с его воинскими подвигами, любовью к богатырше Брюнхильд и красавице Гудрун-Крим-
хильд, с историей предательского его убийства и последующими несчастьями рода, вошел в число любимых легендарных героев всего человечества.
Да разве один только Сигурд! Не ведали викинги, «морские люди», купцы и бонды, что из шума угрюмых волн, из топота конских орд, из лязга оружия и криков ужаса, из ярости боя и плача по убитым, из воинственной религии и хвастовства пьяных от убийств победителей, из борьбы с жестокой северной природой - морем, скалами, дремучими лесами, - изо всего этого хаоса завоеваний и первых радостей мирной жизни на захваченных и обжитых землях дикой Исландии родятся дивные песни, прекрасные легенды, незабываемые и пленительно-трогательные образы. Пришло время - и древние варварские поверья, мифы, сказки были записаны в сборники, стали известны и любимы во всем мире. Так же, как навсегда остались памятником древних войн гомеровские сказания о подвигах героев, русские былины о защитниках Родины... Богатырские образы, полные силы, мужества, коварства и жестокости, страшные легенды о гибели народов, родов и стран, поверья, религии - это все принадлежит великой всемирной истории искусства.
Для норманнов не было сомнения в том, что богатыри-воины после смерти входят в чертог всемогущего Одина. Да и сам этот бог скандинавов и германцев мало чем от них отличается. Подобно греческому Зевсу, он вмешивался в судьбы людей и народов, оказывал помощь своим избранникам и насылал громы и молнии на головы неугодных, хитрил, казнил и миловал, принимал разные обличья, стирал с лица земли целые семьи и роды. Были у нордических народов и прорицательницы-богини, и богатырши полубожественного происхождения. Скандинавы верили в подземные склады, которые стерегут гигантские змеи и хитрые карлики, в глубокие пещеры, где хоронятся от света и людских раздоров тролли-гномы - мастера кузнечного дела. Уж если они скуют волшебный меч, то герой с таким оружием способен прорубить горы...
Сегодня мы услышим одно из таких древних сказаний. Это лишь один из бесконечного множестве эпизодов, которыми полны скандинавские мифы о людях и богах, богатырях и карликах. Услышим легенду о коварстве и смелости, о нежной любви и братской дружбе, об отцовской самоотверженности и сыновней преданности. «Сказание о Вёлунде» тоже принадлежит к числу родовых мифов с обязательным законом мести за погибшего родича, с мотивом борьбы с фантастическими силами. Это, конечно, миф, сказка. Но, как во всякой сказке, если вдуматься в нее, а не просто слушать с открытым ртом и принимать на веру все до последнего слова, в этой старинной истории содержится свой скрытый смысл. Не вмешивая в рассказ богов, народ, создавший эту сказку, говорит здесь и о тысячелетней мечте человека взлететь к солнцу, и о способности людей побеждать любые несчастья, и о настоящей любви, которая не боится испытаний.

Соколов Андрей 02.02.2017 в 11:37

Великий медийный шум, поднятый по поводу исторической достоверности и художественной ценности свежего отечественного блокбастера "Викинг", в первый месяц нового года превысил все мыслимые пределы. Кто только не высказался на эту тему! Путин сказал, кинокритики сказали, журналисты сказали, историки и филологи сказали… Но знаменателя до сих пор нет: речь ведь идет о времени сложном, спорном, оставившем о себе лишь предания да смутные, зачастую противоречивые общие сведения из монашеских летописей. Впрочем, кое-что мы знаем точно. Об этом и поговорим.

Нет ни малейших сомнений, что создатели фильма изначально намеревались снять именно исторический фильм. Ради этого, собственно, и было выбрано одно из самых знаковых событий для отечественной истории вообще и для русского человека в частности - принятие православия, случившееся на заре нашей государственности. Правда, один из главных демиургов этого неоднозначного кино, генеральный директор Первого канала Константин Эрнст, перед премьерой позаботился о том, чтобы под себя и своих коллег подстелить как можно больше соломки. Он в раздаваемых интервью долго и многословно, но не вполне убедительно рассказывал о том, что "Викинг" создавался по "литературному произведению" летописца Нестора "Повесть временных лет", а это значит, что его надо считать экранизацией; притом экранизацией не скрупулезной, а с "трактовками в рамках экранизации литературного произведения".

Конечно, Константин Львович лукавил: в официальной предпремьерной раскрутке, масштабной и агрессивной, фильм был назван исторической драмой - отнюдь не "литературной экранизацией с трактовками". Также было широко объявлено, что к созданию фильма привлечены ради достоверности известные ученые - с рассказом о создании картины и ее основных идеях. Но несмотря на все это фильм так и остался "между небом и землей": ни богу свечка ни черту кочерга, как говорят в народе.

Рубеж двух ключевых эпох русской истории - языческой и православной - в "Викинге" было решено показать по-шариковски: взять все и поделить. С одной стороны остались мрак, кровь, войны, жестокие убийства, насилие, сгнивающие идолы, требующие человеческих жертв, грязные русичи да страшные до икоты служители языческого культа - волхвы. С другой - почти волшебная, залитая солнцем белокаменная Корсунь, цитадель нашего православия, прекрасноликий и мудрый креститель Руси Анастас Корсунянин (в реальной жизни, кстати, Анастас был патентованным изменником, в 988 году сдавшим окруженную Корсунь войску Владимира, а тридцать лет спустя предавшим Ярослава Мудрого и перешедшим на сторону осадивших Киев поляков) - да радостно возжелавший креститься русский народ, ради этого дела помывшийся, причесавшийся и облачившийся в чистые одежды.

В результате "историческая драма" стала похожа на кое-как придуманную "дикую сказку о Родине", но при этом по воле создателей отчаянно не пожелавшую остаться сказкой. И превратилась во вранье.

Создатели "Викинга" нам врут, что русские города в те времена были захолустными, убогими деревнями. Врут, что государственность нам подарили скандинавы. Врут, что русские люди в те времена практически не мылись, ходили в грязных лохмотьях и очень любили ради своей веры кого-нибудь убить. Врут, что все они как один весело побежали от мрачного язычества к светлому христианству. Врут… Да много что врут. Цинично, нагло, бесконечно. И так врут, что ошибки и неточности в одежде, вооружении, бытовых деталях и тому подобном становятся чем-то вроде "невинной детской игры в крысу".

Системность, структурированность этого вранья не оставляют нам даже призрачной возможности поверить в то, что у создателей фильма так получилось случайно. У Эрнста, Максимова, Кравчука и компании, думается, был шанс избежать обвинений в ложных исторических трактовках, неправильном бытописании, отсутствии смысловой нагрузки; русофобии, наконец. Ведь у Зака Снайдера, например, получилось снять голливудскую сказку на основе реальных событий "300 спартанцев" так, что ни у одного здравомыслящего человека не возникло желание обвинить создателей фильма в исторических неточностях, грекофобии, персофобии и тому подобном. Но у создателей тех же "Спартанцев" и "Викинга", как видно, были слишком разные цели.

Похоже, ошибки (или даже хуже, чем ошибки) "Викинга" решили учесть творцы следующего отечественного блокбастера на историческую тему - фильма "Легенда о Коловрате", повествующем о рязанском воеводе, герое древнерусской "Повести о разорении Рязани Батыем". Жанр картины, премьера которой должна состояться уже в этом году, заявлен как фэнтезийный боевик - и это, надо полагать, единственно верное решение.

Ну а создатели "Викинга" пошли по другому пути. И не нашли ничего лучшего, как сочинить для своего крайне сомнительного произведения совсем уж нелепый слоган: "Тебе нужно увидеть, чтобы поверить".

Видел. Не верю - и никому не советую.



Интервью с актерами, неизвестные факты о съемках, розыгрыш уникальных украшений, которые носили Данила Козловский и Светлана Ходченкова, - в нашем специальном проекте, посвященном самому ожидаемому фильму года.

Мир князя Владимира воссоздавали по кусочкам в течение 7 лет: ключевые события взяли из «Повести временных лет» - единственного исторического свидетельства, сохранившегося до наших дней. Детали быта и психологии людей того времени восстанавливали по византийским хроникам и скандинавским сагам. Все потому, что о X веке не осталось практически никаких материальных свидетельств. В итоге получился наш ответ «Игре престолов».

Розыгрыш призов

Украшения, которые носили актеры

За время подготовки к картине художник Екатерина Шапкайц и ее помощники побывали в Хельсинки, Риге, Великом Новгороде, Стокгольме, Минске и других городах, где ходили по музейным фондам и археологическим раскопкам, изучали византийские фрески, живопись и мозаики, консультировались с учеными.

Куски металла: пряжки, элементы кольчуги, браслеты, цепи, кольца – то немногое, что сохранилось с тех времен. Можно было посмотреть аналоги, на что ориентироваться. Украшения главных героев были изготовлены нашими мастерами. Например, браслеты и кольца для викингов делал белорусский умелец Олег Седловский и его сыновья Юрий и Дмитрий. На массовку что-то покупали в Китае и Индии. Например, мне повезло на китайском рынке найти цепь с таким объемным плетением, которое встречалось в музеях.

Украшения в то время были показателем благосостояния, передавались из рода в род. С другой стороны, металл – самый распространенный вид декора. До сих пор никто лучше серебра и золота ничего не придумал.

Свадебное ожерелье Рогнеды

Две посеребренные черепаховидные крупные фибулы, соединенные металлическими цепями. Традиционное женское украшение, характерное прежде всего для скандинавской традиции. Фрагменты достаточно хорошо сохранились во многих музеях, и мы сделали ожерелье, как раз опираясь на эти образцы.

Посеребрённые кольца и гривна

Кольца в фильме носил Путята (Александр Лобанов), военачальник Владимира. А гривна принадлежит его брату Ярополку (Александр Устюгов). Вообще, главные украшения мужчин в то время – кольца, браслеты и обязательно гривна. Это кусок витого металла вокруг шеи. Если она, например, была сделана из серебра, ее использовали вместо денег.

Кованый браслет

Его сделал специально для картины художник по металлу Олег Седловский для Свенельда (Максим Суханов).

Браслет и медное кольцо одного из викингов свиты Владимира

Их также изготовил Седловский по археологическим материалам. У викингов скандинавские корни, поэтому в их украшениях много белого металла со звериным мотивом.

Серьги из серебра

Их на пробах носила Ирина (Светлана Ходченкова). В картине у неё серьги похожей формы, но позолоченные и с эмалевыми цветными вставками. Украшения гречанки Ирины отличались от всех. Их изготовили в византийской доктрине. Например, копии музейных экспонатов: серьги золотые с эмалью, серьги-столбики с агатом. Таких вещей много сохранилось, поэтому их сделать было несложно.

Материалы публикуемые на "ЖИЗНЬ ЗЕМЛИ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация сайта не несет ответственности за материал опубликованы пользователями.




Top