Вишневый сад. Отношение Пети Трофимова к Лопахину

«Это лучшая роль, остальные мне не нравятся» - такую характеристику Шарлотты в пьесе «Вишневый сад» Чехова давал автор в своем письме. Чем же эта эпизодическая героиня была для Чехова столь важна? Нетрудно сказать.

По тексту пьесы Шарлотта не имеет никаких социальных маркеров: ни возраст, ни национальность, ни происхождение её не известны ни зрителю, ни ей самой: «У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет…»; «Кто мои родители, может, они и не венчались… не знаю». Она практически не включена в систему социальных связей, а также в ситуацию, обуславливающую главный конфликт - продажу имения. Точно так же не включена она ни в один умозрительный хронотоп пьесы - прошлого в усадьбе, настоящего на дачах, будущего в «новом прекрасном саду». Она находится вне пространства пьесы и одновременно параллельно ему. Положением аутсайдера обусловлены и две принципиально важных черты Шарлотты Ивановны в «Вишневом саде». - во-первых, абсолютное одиночество («Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет»), а во-вторых - абсолютная свобода. Присмотревшись, можно заметить, что действия Шарлотты не подчинены никаким внешним условиям, но лишь её собственным внутренним импульсам:

«Лопахин. Шарлотта Ивановна, покажите фокус!
Любовь Андреевна. Шарлотта, покажите фокус!
Шарлотта. Не надо. Я спать желаю. (Уходит)».

Важность образа Шарлотты в пьесе «Вишневый сад» заключается, во-первых, в её роли свободного стороннего наблюдателя с правом непредвзятого суждения (внезапные и алогичные на первый взгляд реплики Шарлотты, не относящиеся к непосредственному контексту) и неподчинения условностям. Во-вторых - в изображении человека, чьё поведение не определено средой - «эссенции» человеческой сути. И с этой точки зрения мы не можем недооценивать этот, на первый взгляд, эпизодический образ в пьесе.

5 октября 1903 года Н. К. Гарин-Михайловский писал одному из своих корреспондентов: «Познакомился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона. Прекрасный день, ласка, покой, и дремлют в нем море, горы, и вечным кажется это мгновение с чудным узором дали. А завтра… Он знает свое завтра и рад, и удовлетворен, что кончил свою драму «Сад вишневый». Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о жизни, о родине, о любви, об утратах, о неумолимо ускользающем времени. Пронзительно-печальная комедия «Вишневыйсад» стала завещанием читателям, театру, XX веку. Хрестоматийным является ныне утверждение о том, что Чехов заложил основы новой драмы, создал «театр философского настроения». Однако в начале века это положение не представлялось бесспорным. Каждая новая пьеса Чехова вызывала разноречивые оценки. Не стала исключением в этом ряду и комедия «Вишневый сад». Характер конфликта, персонажи, поэтика чеховской драматургии — все в этой пьесе было неожиданным и новым. Так, Горький, «собрат» Чехова по сцене Художественного театра, увидел в «Вишневом саде» перепевы старых мотивов: «Слушал пьесу Чехова — в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового — ни слова. Всё — настроения, идеи — если можно говорить о них — лица, — всё это уже было в его пьесах. Конечно — красиво и — разумеется — со сцены повеет на публику зеленой тоской. А о чем тоска — не знаю». Вопреки таким прогнозам пьеса Чехова стала классикой отечественного театра. Художественные открытия Чехова в драматургии, его особое видение жизни отчетливо проявились в этом произведении. Чехов, пожалуй, первый осознал неэффективность старых приемов традиционной драматургии. «Иные пути для драмы» намечались в «Чайке» (1896), и именно там Треплев произносит известный монолог о современном театре с его моралистическими задачами, утверждая, что это — «рутина», «предрассудок». Сознавая силу недосказанного, Чехов строил свой театр — театр аллюзий, намеков, полутонов, настроения, изнутри взрывая традиционные формы. В дочеховской драматургии действие, разворачивающееся на сцене, должно было быть динамичным и строилось как столкновение характеров. Интрига драмы развивалась в рамках заданного и четко разработанного конфликта, затрагивающего преимущественно область социальной этики. Конфликт в драме Чехова носит принципиально иной характер. Его своеобразие глубоко и точно определил А. П. Скафтымов: «Драматически-конфликтные положения у Чехова состоят не в противопоставлении волевой направленности разных сторон, а в объективно вызванных противоречиях, перед которыми индивидуальная воля бессильна… И каждая пьеса говорит: виноваты не отдельные люди, а все имеющееся сложение жизни в целом». Особая природа конфликта позволяет обнаружить в чеховских произведениях внутреннее и внешнее действие, внутренний и внешний сюжеты. Причем главным является не внешний сюжет, разработанный достаточно традиционно, а внутренний, который Вл. И. Немирович-Данченко назвал «вторым планом», или «подводным течением». Внешний сюжет «Вишневого сада» — смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги. (К этой теме Чехов уже обращался в юношеской драме «Безотцовщина», правда, там она была второстепенной, главной же служила любовная интрига.) Этот сюжет может быть рассмотрен в плоскости социальной проблематики и соответствующим образом прокомментирован. Деловой и практичный купец противостоит образованным, душевно тонким, но не приспособленным к жизни дворянам. Фабула пьесы — разрушение поэзии усадебной жизни, что свидетельствует о наступлении новой исторической эпохи. Подобная однозначная и прямолинейная трактовка конфликта была весьма далека от чеховского замысла. Что касается построения сюжета пьесы «Вишневый сад», то в нем отсутствует завязка конфликта, ибо нет внешне выраженного противоборства сторон и столкновения характеров. Социальное амплуа Лопахина не исчерпывается традиционным. представлением о купце-приобретателе. Этот персонаж не чужд сентиментальности. Встреча с Раневской для него — долгожданное и волнующее событие: «…Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Боже милосердный! Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную». Однако в то же время Лопахин — прагматик, человек дела. Уже в первом действии — он радостно объявляет: «Выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». Правда, «выход» этот в иную, материальную плоскость — плоскость пользы и выгоды, но не красоты, поэтому хозяевам сада он представляется «пошлым». В сущности, никакого противостояния нет. Есть мольба о помощи, с одной стороны: «Что же нам делать? Научите, что?» (Раневская) и готовность помочь — с другой: «Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю все одно и то же» (Лопахин). Персонажи не понимают друг друга, словно разговаривают на разных языках. В этом смысле показателен диалог во втором действии: * «Лопахин. Надо окончательно решить — время не ждет. Вопрос ведь совсем пустой. Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово! * Любовь Андреевна. Кто это здесь курит отвратительные сигары… (Садится.) * Гаев. Вот железную дорогу построили, и стало удобно. (Садится.) Съездили в город и позавтракали… желтого в середину! Мне бы сначала пойти в дом, сыграть одну партию… * Любовь Андреевна. Успеешь. * Лопахин. Только одно слово! (Умоляюще.) Дайте же мне ответ! * Гаев (зевая). Кого? * Любовь Андреевна (глядит в свое портмоне). Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно… (Уронила портмоне, рассыпала золотые.) Ну, посыпались… (Ей досадно.)» Чехов показывает противостояние различных жизненных позиций, но не борьбу характеров. Лопахин умоляет, просит, но его не слышат, точнее, не хотят слышать. В первом и втором действиях у зрителя сохраняется иллюзия, что именно этому герою предстоит сыграть роль покровителя и друга и спасти вишневый сад. Кульминация внешнего сюжета — продажа с аукциона двадцать второго августа вишневого сада — совпадает с развязкой. Надежда на то, что все как-нибудь само собой устроится, растаяла, как дым. Вишневый сад и имение проданы, но в расстановке действующих лиц и их судьбах ничего не изменилось. Более того, развязка внешнего сюжета даже оптимистична: * «Гаев (весело). В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже… Я банковский служака, теперь я финансист… желтого в середину, и ты, Люба, как-никак, выглядишь лучше, это несомненно». Итак, в организации внешнего действия Чехов отступил от канонов классической драмы. Главное событие пьесы оказалось передвинуто на «периферию», за сцену. Оно, по логике драматурга, частный эпизод в вечном круговороте жизни.

В интересующей нас пьесе А.П. Чехова система образов представлена тремя основными группами. Рассмотрим вкратце каждую из них, после чего подробно остановимся на образе Лопахина Ермолая Алексеевича. Этот герой "Вишневого сада" может быть назван самым ярким действующим лицом пьесы.

Ниже представлено фото Антона Павловича Чехова, великого русского драматурга, создателя интересующего нас произведения. Годы жизни его - 1860-1904. На протяжении вот уже более ста лет различные его пьесы, в особенности "Вишневый сад", "Три сестры" и "Чайка", ставятся во многих театрах по всему миру.

Люди дворянской эпохи

Первую группу персонажей составляют люди дворянской эпохи, уходящей в прошлое. Это Раневская Любовь Андреевна и Гаев Леонид Андреевич, ее брат. Эти люди владеют вишневым садом. По возрасту они вовсе не стары. Гаеву всего лишь 51 год, а его сестра, вероятно, лет на 10 его моложе. Можно также предположить, что к данной группе относится и образ Вари. Это приемная дочь Раневской. Сюда же примыкает и образ Фирса, старого лакея, являющегося как бы частью дома и всей уходящей жизни. Такова в общих чертах первая группа персонажей. Конечно, это лишь краткая характеристика героев. "Вишневый сад" - произведение, в котором каждый из этих персонажей играет свою роль, и каждый из них по-своему интересен.

Наиболее действующее лицо

Очень отличается от этих героев Лопахин Ермолай Алексеевич, новый владелец вишневого сада и всего имения. Его можно назвать наиболее действующим лицом в произведении: он энергичен, активен, движется неуклонно к намеченной цели, которая заключается в покупке сада.

Молодое поколение

Третью группу представляет в лице Ани, дочери Любови Андреевны, и Пети Трофимова, который является бывшим учителем сына Раневской, недавно погибшего. Без упоминания о них была бы неполной характеристика героев. "Вишневый сад" - пьеса, в которой эти персонажи являются влюбленными. Однако объединяет их кроме любовного чувства и устремленность прочь от обветшавших ценностей и всей старой жизни к прекрасному будущему, рисующемуся в речах Трофимова бесплотным, хотя и сияющим.

Взаимоотношения между тремя группами персонажей

В пьесе эти три группы противопоставлены не друг другу, хотя у них разные понятия, ценности. Главные герои пьесы "Вишневый сад" при всем различии в мировоззрении друг друга любят, проявляют сочувствие, сожалеют о неудачах других, готовы даже прийти на помощь. Основная черта, которая разделяет их и определяет будущую жизнь, - отношение к вишневому саду. В данном случае он является не просто частью имения. Это некая ценность, практически одушевленное лицо. На протяжении основной части действия решается вопрос о его судьбе. Поэтому можно сказать, что есть еще один герой "Вишневого сада", страдающий и самый положительный. Это сам вишневый сад.

Роль второстепенных персонажей пьесы "Вишневый сад"

Главные герои были в общих чертах представлены. Скажем пару слов и о других участниках происходящего в пьесе действия. Они не просто второстепенные лица, которые нужны по сюжету. Это образы-спутники основных героев произведения. Каждый из них несет в себе определенную черту главного героя, однако лишь в утрированном виде.

Проработанность характеров

В глаза бросается разная степень проработанности характеров в произведении "Вишневый сад". Главные герои: и Леонид Гаев, и в особенности Любовь Раневская - даны нам в сложности их переживаний, сочетании грехов и душевных достоинств, легкомыслия и доброты. Петя Трофимов и Аня в большей степени намечены, чем изображены.

Лопахин - самый яркий герой "Вишневого сада"

Остановимся более подробно на самом ярком персонаже пьесы, который стоит особняком. Этот герой "Вишневого сада" - Ермолай Алексеевич Лопахин. По характеристике Чехова, он является купцом. Автор в письмах к Станиславскому и Книппер объясняет, что Лопахину отводится центральная роль. Он отмечает, что этот персонаж - мягкий человек, порядочный во всех смыслах. Он должен держаться интеллигентно, благопристойно, не мелко, без всяких фокусов.

Почему же автор считал, что роль Лопахина в произведении центральная? Чехов подчеркивал, что он не похож на типичного купца. Выясним, каковы мотивы действий данного персонажа, которого можно назвать убийцей вишневого сада. Ведь именно он вырубил его.

Мужицкое прошлое

Ермолай Лопахин не забывает о том, что он мужик. Одна фраза врезалась в его память. Ее произнесла Раневская, утешая его, в то время еще мальчишку, после того как Лопахина избил отец. Любовь Андреевна сказала: "Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет". Этих слов Лопахин не может забыть.

Интересующего нас героя мучает, с одной стороны, осознание своего прошлого, но с другой - он гордится тем, что ему удалось выбиться в люди. Для бывших хозяев к тому же он человек, который может стать благодетелем, помочь им распутать клубок неразрешимых проблем.

Отношение Лопахина к Раневской и Гаеву

То и дело Лопахин предлагает Гаеву и Раневской различные планы спасения. Он говорит о возможности отдать принадлежащую им землю на участки для дач, а сад вырубить, поскольку он совершенно бесполезен. Лопахин искренне огорчается, когда понимает, что его разумные слова не воспринимают эти герои пьесы "Вишневый сад". У него не укладывается в голове, как можно быть столь беспечными на краю собственной гибели. Лопахин прямо говорит, что не встречал столь легкомысленных, странных, неделовых людей, как Гаев и Раневская (герои "Вишневого сада" Чехова). В его стремлении помочь им нет ни тени коварства. Лопахин предельно искренен. Зачем же он хочет помочь своим бывшим хозяевам?

Возможно, потому, что помнит то, что сделала для него Раневская. Он говорит ей, что любит ее как родную. К сожалению, за пределами пьесы остается благодеяние этой героини. Однако можно догадаться, что в силу благородства, мягкого характера Раневская уважала Лопахина, жалела его. Одним словом, она вела себя как настоящая аристократка - благородная, культурная, добрая, великодушная. Возможно, именно осознание подобного идеала человечности, его недосягаемости и заставляет этого героя совершать столь противоречивые поступки.

Раневская и Лопахин являются двумя центрами в произведении "Вишневый сад". Образы героев, описанные автором, весьма интересны. Сюжет развивается таким образом, что межличностные отношения между ними все-таки являются не самым главным. На первое место выходит то, что Лопахин совершает как бы невольно, удивляясь самому себе.

Как раскрывается личность Лопахина в финале произведения?

В нервном напряжении проходит третье действие. Все ожидают того, что скоро с торгов приедет Гаев и привезет весть о дальнейшей судьбе сада. Владельцы усадьбы не могут надеяться на лучшее, остается лишь уповать на чудо...

Наконец роковое известие сообщено: сад продан! Раневскую словно громом поражает ответ на совершенно бессмысленный и беспомощный вопрос: "Кто купил?" Лопахин выдыхает: "Я купил!" Этим действием Ермолая Алексеевича решается будущее героев "Вишневого сада". Кажется, Раевская от него не ожидала. Но оказывается, что имение и сад - мечта всей жизни Ермолая Алексеевича. Поступить иначе Лопахин не мог. В нем купец отомстил за мужика и победил интеллигента. Лопахин словно находится в истерике. Собственному счастью он не верит, не замечает Раневскую, убитую горем.

Все происходит по его страстному желанию, однако против его воли, поскольку через минуту, заметив несчастную Раневскую, купец неожиданно произносит слова, которые противоречат его восторгу минутой раньше: "Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь..." Но уже в следующий момент бывший мужик и купец в Лопахине поднимают голову и кричат: "Музыка, играй отчетливо!"

Отношение Пети Трофимова к Лопахину

Петя Трофимов говорит о Лопахине, что тот нужен"в смысле обмена вещества", как хищный зверь, съедающий то, что попадется ему на пути. Но вдруг Трофимов, который мечтает о справедливом устройстве общества и отводит роль эксплуататора Ермолаю Алексеевичу, говорит в четвертом действии, что любит его за "тонкую, нежную душу". - это сочетание ухваток хищника с нежной душой.

Противоречивость характера Ермолая Алексеевича

Он страстно жаждет чистоты, красоты, тянется к культуре. В произведении Лопахин является единственным действующим лицом, появляющимся с книжкой в руке. Хотя, читая ее, этот герой засыпает, другие персонажи на протяжении пьесы вообще не держат в руках книжек. Однако в нем сильнее оказываются купеческий расчет, здравый смысл, земное начало. Понимая, что испытывая по поводу обладания им гордость, Лопахин торопится при этом его вырубить и все устроить согласно собственному пониманию счастья.

Ермолай Алексеевич рассуждает о том, что дачник размножится лет через 20 до необычайности. Пока он лишь пьет чай на балконе. Но однажды может случиться так, что он займется хозяйством на своей десятине. Тогда вишневый сад Раневской и Гаева станет роскошным, богатым, счастливым. Но Лопахин в этом ошибается. Дачник не тот человек, который станет хранить и умножать доставшуюся ему красоту. Его сугубо практический, хищнический. Он исключает из все непрактичные вещи, в том числе культуру. Поэтому Лопахин и решает вырубить сад. Этот купец, обладающий "тонкой душой", не осознает главного: нельзя перерубать корни культуры, памяти, красоты.

Значение пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"

Интеллигенция из крепостного, покорного, забитого раба создала талантливого, свободного, творчески активного человека. Однако сама она умирала, и ее создание - вместе с ней, так как без корней человек существовать не может. "Вишневый сад" - драма, повествующая об утрате духовных корней. Это обеспечивает ее актуальность в любое время.

Пьеса Антона Павловича Чехова показывает отношение людей к происходящим на стыке эпох событиям. Это было время, когда происходила капитализация общества и гибель русского феодализма. Такие переходы из одной общественно-экономической формации в другую сопровождаются всегда гибелью слабых, усиленной борьбой различных групп за выживание. Лопахин в пьесе является представителем людей нового типа. Гаев и Раневская - персонажи отживающей эпохи, которые уже не в состоянии соответствовать происходящим переменам, вписаться в них. Поэтому они обречены на поражение.

Социальные статусы героев пьесы – как одна из характеристик

В заключительной пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» нет разделения на главных и второстепенных действующих лиц. Они все главные, даже кажущиеся эпизодическими роли несут огромное значение для раскрытия главной идеи всего произведения. Характеристика героев «Вишневого сада» начинается с их социального представления. Ведь в людских головах социальное положение уже накладывает отпечаток, причем не только на сцене. Так, Лопахин – купец, уже заранее ассоциируется с крикливым и нетактичным торгашом, не способным к каким-то тонким чувствам и переживаниям, а ведь Чехов предупреждал, что его купец отличается от типичного представителя этого класса. Раневская и Симеонов-Пищик, обозначенные как помещики, выглядят весьма странно. Ведь после отмены крепостного права социальные статусы помещиков остались в прошлом, так как они уже не соответствовали новому общественному устройству. Гаев тоже помещик, но в представлении героев он «брат Раневской», что наталкивает на мысль о какой-то несамостоятельности этого персонажа. С дочерьми Раневской все более- менее понятно. У Ани и Вари обозначен возраст, показывающий, что они самые юные персонажи «Вишневого сада». Так же возраст указан и у самого старого действующего лица – Фирса. Трофимов Петр Сергеевич- студент, и в этом какое-то противоречие, ведь если студент, то молод и отчество вроде рано приписывать, а между тем оно указано.

На протяжении всего действия пьесы «Вишневый сад» герои раскрываются в полной мере, и их характеры обрисовываются в типичной для этого вида литературы форме – в речевых характеристиках, даваемых ими самими или другими участниками.

Краткие характеристики главных действующих лиц

Хотя главные герои пьесы не выделены Чеховым отдельной строкой, их легко определить. Это Раневская, Лопахин и Трофимов. Именно их видение своего времени становиться основополагающим мотивом всего произведения. А это время показано через отношение к старому вишневому саду.

Раневская Любовь Андреевна главная героиня «Вишневого сада» – в прошлом богатая аристократка, привыкшая жить по велению своего сердца. Ее супруг довольно рано умер, оставив кучу долгов. Пока она предавалась новым чувствам трагически погиб ее маленький сын. Считая себя виновной в этой трагедии, она бежит от дома, от любовника заграницу, который в прочем последовал за ней и буквально разграбил ее там. Но ее надежды на обретение покоя не оправдались. Она любит свой сад и свое имение, но не может его спасти. Принять предложение Лопахина для нее не мыслимо, ведь тогда будет нарушен многовековой порядок, в котором звание «помещика» передается из поколения в поколение неся в себе культурно-историческое наследие, незыблемость и уверенность в мироощущения.

Любовь Андреевне и ее брату Гаеву свойственны все лучшие черты дворянства: отзывчивость, щедрость, образованность, чувство прекрасного, умение сочувствовать. Однако в современности все их положительные качества не нужны и переворачиваются в противоположную сторону. Щедрость становиться неуемным транжирством, отзывчивость и умение сочувствовать переходит в слюнтяйство, образованность превращается в пустословие.

По мнению Чехова эти два героя не заслуживают сочувствия и их переживания не столь глубоки, как может показаться.

В пьесе «Вишневый сад» главные герои больше говорят, чем делают, и единственный человек – действие это Лопахин Ермолай Алексеевич , центральный персонаж, по мнению автора. Чехов был уверен, что если его образ не удастся, то вся пьеса провалиться. Лопахин обозначен купцом, но ему бы больше подошло современное слово «бизнесмен». Сын и внук крепостных крестьян стал миллионером благодаря своему чутью, целеустремленности и уму, ведь будь он глуп и не образован, разве смог бы он достичь таких успехов в своем деле? И не случайно Петя Трофимов говорит о его тонкой душе. Ведь только Ермолай Алексеевич осознает ценность старого сада и его истинную красоту. Но его коммерческая жилка перебарывает, и он вынужден уничтожить сад.

Трофимов Петя вечный студент и «облезлый барин». По всей видимости, он также принадлежит к дворянскому роду, но стал, по сути, бездомным бродягой, мечтающем о всеобщем благе и счастье. Он много говорит, но ничего не делает для скорейшего наступления светлого будущего. Ему так же несвойственны глубокие чувства к окружающим его людям и привязанность к месту. Он живет только мечтами. Однако, он сумел увлечь Аню своими идеями.

Аня, дочь Раневской . Мать оставила ее на попечении своего брата в 12 лет. То есть в подростковом возрасте, столь важным для формирования личности, Аня оказалась предоставлена сама себе. Она унаследовала лучшие качества, которые свойственны аристократии. Она по- юношески наивна, возможно, поэтому она так легко увлеклась Петиными идеями.

Краткие характеристики второстепенных персонажей

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» разделены на главных и второстепенных лишь по времени их участия в действиях. Так Варя, Симеонов-Пищик Дуняша, Шарлотта Ивановна и лакеи практически не говорят о имении, и их мировосприятие через сад не раскрывается, они от него как бы оторваны.

Варя – приемная дочь Раневской. Но по сути она экономка в имении, в чьи обязанности входит забота о хозяевах и слугах. Она мыслит на бытовом уровне, а ее желание посвятить себя служению богу ни кем не воспринимается всерьез. Вместо этого ее пытаются выдать замуж за Лопахина, которому она безразлична.

Симеонов-Пищик – такой же помещик как и Раневская. Постоянно в долгах. Но его позитивный настрой помогает преодолевать его сложную ситуацию. Так, он ни капли не раздумывает, когда поступает предложение сдать свои земли в аренду. Тем самым решив свои финансовые трудности. Он способен приспосабливаться к новой жизни, в отличии от хозяев вишневого сада.

Яша – молодой лакей. Побывав за границей его уже не прельщает его Родина и даже мать, пытающаяся с ним встретиться уже не нужна ему. Высокомерие его главная черта. Он не уважает хозяев, у него нет привязанности ни к кому.

Дуняша – молодая ветреная девушка, живущая одним днем и мечтающая о любви.

Епиходов – конторщик, он хронический неудачник, о чем прекрасно знает. По сути его жизнь пуста и бесцельна.

Фирс – самый старый персонаж, для которого отмена крепостного права стала величайшей трагедией. Он искренне привязан к своим хозяевам. И его смерть в пустом доме под звук вырубаемого сада весьма символична.

Шарлотта Ивановна – гувернантка и циркачка в одном лице. Главное отражение заявленного жанра пьесы.

Образы героев «Вишневого сада» объединены в систему. Они дополняют друг друга, тем самым помогая раскрыть главную тему произведения.

Тест по произведению

История создания и время действия в пьесе. Тематика. Основная проблема произведения

Пьеса «Вишневый сад» написана Чеховым в1903 году,опубликована и поставлена на сцене в1904 году.

Чехов писал произведение о своей современности . В пьесе нашли художественное воплощение некоторые важнейшие тенденции в жизни Россиирубежа XIX и XX веков – переломной эпохи в исторических судьбах страны . Чехов отразил такое явление, какразорение дворянских гнезд, угасание дворянства . Драматург показалусиление нового класса предпринимателей , которые завоевывали все большую власть в обществе, а такжедемократическую интеллигенцию .

В своей последней пьесе драматург стремится осмыслить истоки того духовного кризиса , который переживала Россия в началеXXвека и который, как известно, привел страну к трагическим революционным событиям, к разрушению всего старого мира. Вопрос оглубинных причинах этого кризиса и составляет основу проблематики «Вишневого сада». Осмысляя эти причины, Чехов не ограничивается анализом современного состояния российского общества. Его герои анализируют прошлое страны, размышляют о ее будущем. Каждый из чеховских персонажей так или иначе связанс темой прошлого, настоящего и будущего России.

Персонажи

Прошлое России олицетворяют прежде всегостарые хозяева вишневого сада . ЭтоЛюбовь Андреевна Раневская, её брат Леонид Андреевич Гаев , их соседБорис Борисович Симеонов-Пищик . Вспомним также старогослугу Фирса , который напоминает нам о временах крепостничества.

Основная черта прежних владельцев вишневого сада, при всей их привлекательности, – неспособность к труду ,к какой-либо деятельности . Вся их жизнь протекает впраздности ,в пустых мечтах и разговорах.

Причиной жизненной пассивности дворянства является, по мысли автора, наследие крепостничества . Эта идея выраженав монологах Пети Трофимова. Так, Петя говорит в конце второго действия: «Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов…Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих , так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней. Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом. Поймите это, Аня».

Любовь Андреевна Раневская разорившаяся помещица .

С одной стороны, героиню отличают душевная теплота, доброжелательность, мягкость натуры . «Легкий, простой человек», – отзывается о ней Лопахин. С другой стороны, ей свойственнылегкомыслие ,беспечность , неумение видеть реальное положение вещей.

Молодость Раневской, ее семейная жизнь, цветущий вишневый сад – все это в прошлом. Самая страшная потеря в жизни Любови Андреевны – гибель сына. Ужас утраты соединился в душе героини с чувством вины: жизнь с любовником отдалила ее от сына. Последние годы Раневская жила далеко от дома, за границей, она стремилась убежать от своего прошлого.

В начале действия пьесы Раневская возвращается в дом, где ее любят, ждут и одновременно осуждают – за порочность, за легкомыслие. И сама Раневская понимает справедливость упреков, постоянно ощущает свою вину. Раневская любит свой вишневый сад, но не может сохранить его. Вся жизнь Раневской становитсясимволом прошлого – прошлого ее собственного, прошлого вишневого сада, прошлого дворянской России.

Леонид Андреевич Гаев такжеразорившийся помещик , представитель уходящего в прошлое дворянского сословия.

Гаев по-своему приятен ,обаятелен . Это типичныйуездный помещик-чудак. Герой совершенноне способен разумно действовать . Как и Раневская, онне в состоянии трудиться .

Хотя герой уже не очень молод, он ведет себя как мальчик. Инфантильность Гаева проявляется в его бесконечнойболтливости . Главная его страсть –игра в бильярд .Бильярдные словечки (повторяющаяся деталь характеристики Гаева) встречаются во многих репликах персонажа. Кроме того, Гаев увлекаетсяразговорами на отвлеченные темы. При этом он сам не замечает, насколько наивны его суждения. Так, в ресторане он говорил много и всё некстати – о семидесятых годах, о декадентах. Егомонолог, обращенный к шкафу , наполнен напыщенными фразами.

Борис Борисович Симеонов-Пищик так же, как Раневская и Гаев, является олицетворением прошлого России. Этотипичный провинциальный помещик, глуповатый и смешной. Он гордится древностью своего рода и повторяет слова своего отца о том, что род «Симеоновых-Пищиков происходит будто бы от той самой лошади, которую Калигула посадил в сенате».

Симеонов-Пищик пытается рассуждать о том, о чем на самом деле не имеет ни малейшего представления. Так, он говорит: «Ницше… философ… величайший, знаменитейший… громадного ума человек…» Наряду с такими «философскими» разговорами Симеонов-Пищик простодушно восхищается фокусами Шарлотты Ивановны.

Симеонов-Пищик так же, как Раневская и Гаев, совершенно не способен к труду, к активной деятельности. Он живет в долг, за счет других. Его ум занят исключительно размышлениями о деньгах. Пищик признается: «Голодная собака верует только в мясо… Так и я… могу только про деньги». Даже разговаривая о той самой древнеримской лошади, Пищик сводит всё к вопросу материальной выгоды. Он говорит: «Что ж… лошадь – хороший зверь… лошадь продать можно…»

Поддевка из тонкого сукна, шаровары – яркиедетали внешнего облика Пищика, подчеркивающиекомическую экстравагантность его фигуры.

Старый слуга Фирс «осколок» крепостнической России . Он не может представить своей жизни без господ и называет освобождение крестьян «несчастьем». Фирс рассуждает о прошлых и нынешних временах: «Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймешь ничего». Фирс не понимает, что происходит вокруг него, но при этом пытается сохранять важный вид и значительность. Так, он встречает Раневскую «в пиджаке и в белом жилете»; во время вечера у Раневской он «во фраке» разносит «на подносе сельтерскую воду». Фирс словно живет в прошлом, не замечая настоящего.

Только в финале пьесы, оставшись один, Фирс начинает понимать, что его жизнь прошла напрасно. Он говорит: «Жизнь-то прошла, словно и не жил».

Фирс печален не только потому, что все уехали и оставили его одного, забыли про него. Фирсу не за кем больше ухаживать. Больше нет господ, забота о которых составляла смысл его жизни. Образ Фирса можно назвать трагикомическим . Чехов не только высмеивает рабскую психологию героя, но и глубоко сочувствует его судьбе.

Старинная ливрея, высокая шляпа, белые перчатки Фирса –детали , подчеркивающиекомизм внешнего облика героя, целиком погруженного с прошлое.

Настоящее России олицетворяет преуспевающий купец-предпри­нимательЕрмолай Алексеевич Лопахин .Отец Лопахина был крепостным крестьянином , сталкулаком , затемторговцем . Его сын получил хорошее образование. Онвежлив ,воспитан , обладаетприличными манерами.

Чехов считал роль Лопахина центральной в пьесе. В образе Лопахина драматург хотел запечатлеть черты не темного, невежественного самодура, анового, интеллигентного купца, умного и честного предпринимателя . Драматург стремился уловить в этом образе сочетаниекупеческой жилки, мужицкой простоты и тонкой артистической натуры .

Лопахин любит Раневскую , он любит ее, «как родную, больше чем родную». Это безответное чувство, остающееся незамеченным, оказывается тесно связанным с линией гибнущего вишневого сада.

Лопахин, в отличие от прежних владельцев вишневого сада, обладает деятельной натурой , он постояннотрудится . Герой заявляет: «Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера». Лопахин четко представляет себе, по какому пути нужно идти к процветанию в будущем. Например, герой рассуждает о дачах и дачниках: «Теперь он [дачник] только чай пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным!»

В то же время деятельность Лопахина способствует тому, что материальные интересы подавляют в герое духовное начало . Существо натуры и предпринимательской активности Лопахина определяет Петя Трофимов: он сравнивает Лопахина схищным зверем , который пожирает всё на своем пути. Истинная сущность Лопахина раскрывается в монологе, который он произносит после покупки вишневого сада: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь». Монолог Лопахина содержит откровения раба, дорвавшегося до денег и до власти. Вспомним также, что герой забывает о всякой деликатности по отношению к прежним владельцам вишневого сада и отдает распоряжение вырубать его, даже не дождавшись их отъезда.

Деятельность Лопахина противоречит тому лучшему, что еще остается в его характере, в его душе . Петя Трофимов говорит на прощание Лопахину: «Знаешь, мы, пожалуй, не увидимся больше, так вот позволь мне дать тебе на прощанье один совет:не размахивай руками ! Отвыкни от этой привычки – размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так – это тоже значит размахивать… Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…»Нежная душа Лопахина и непрерывная,неустанная предпринимательская деятельность ,ставшая смыслом его жизни, оказываются несовместимыми.

Понятно, что лопахинский идеал будущего России не мог удовлетворить Чехова.

Однако этот идеал драматург не связывает и с таким персонажем, как Петя Трофимов.

Петя Трофимов «вечный студент» , бывший учитель Гриши, погибшего сына Раневской. Петя –представитель демократической интеллигенции . Он активнопроповедует идею честного труда . Однако геройне способен к какой-либо серьезной деятельности . Эточеловек без определенных занятий, «облезлый барин» , как его дразнит Лопахин.

Внутренний мир Пети исполнен глубоких идей, грандиозных планов, социально-философских размышлений . Среди идей героя есть некоторые,близкие самому автору . Этоидея свободного труда, идея освобождения человека от духовного рабства, от власти денег .

Рассуждения героя о крепостническом прошлом тоже во многом совпадают с авторским взглядом на эту проблему: «Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих». Таки образом, Петя играет в пьесе роль своего рода резонера .

В то же время отдельные слова Пети звучат напыщенно инелепо : «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Непомернаягордость ,хвастовство соединяются в характере Петис полной неспособностью устроить собственную жизнь .

Аня – дочь Раневской, юная девочка, увлеченная идеями Пети. Это единственная обитательница дворянской усадьбы, которая решаетсяизменить свою жизнь . Она хочетпоехать учиться, начать работать . Аня говорит матери: «Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии и потом буду работать, тебе помогать». ПланыАни неопределенны. Между тем драматург стремится подчеркнутьсам факт устремленности героини в будущее , ее жажду активной деятельности, ее горячий порыв к новой жизни.Воздушный шар , на котором Аня летала в Париже, –символическая деталь , подчеркивающая эти стремления героини.

С темой прошлого, настоящего и будущего России связан и символический образ вишневого сада . Раневской вишневый сад напоминает о молодости, о погибшем сыне. «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!» – восклицает героиня перед отъездом. Оказавшисьво власти Лопахина, вишневый сад вырубается ; его участь плачевна.Аня верит в то, что вишневый сад возродится . Героиня обращается к матери: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Варя – приемная дочь Раневской. Она предстает перед читателемскромной, благочестивой девушкой, но одновременноограниченной , занятой мелочными хозяйственными расчетами. В отличие от Раневской и Гаева, Варя обладаеттрезвым взглядом на жизнь : она хорошо понимает, насколько плохо идут дела в имении. Она сознает, что Раневская разорена. Но Варяне может ей помочь , она не в состоянии предпринять какие-либо решительные шаги.

Варя выступает в пьесе как потенциальная невеста Лопахина. Героиня не задается вопросом, любит ли она Лопахина и любит ли он ее. Она видит в нем подходящую партию, хочет выйти замуж и ждет от Лопахина объяснения в любви и предложения. То, что Лопахин никак не решается на это, Варя объясняет его постоянной занятостью.

Варя стремится уйти от окружающих ее проблем . Не случайно ее главное желание – оставить прежнюю жизнь и отправиться в паломничество по святым местам, уйти в монастырь.

Связка ключей на поясе у Вари –деталь , подчеркивающая домовитость героини, хозяйственную жилку в ее натуре.

Епиходов – олицетворениенескладности ,неустроенности жизни, той самой «несчастливой жизни», о которой говорит Лопахин. Не случайнопрозвище Епиходова –«двадцать два несчастья» . Герой постоянно говорит о своей тяжелой судьбе. Он замечает: «Собственно говоря, не касаясь других предметов, я должен выразиться о себе, между прочим, что судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю». Епиходов любит Дуняшу, причем любит ее бескорыстно, преданно и безнадежно. Дуняша не отвечает ему взаимностью; она увлечена Яшей, окутанным ореолом парижской жизни. Такаядеталь внешности Епиходова, какярко начищенные сапоги , усиливает комизм его облика.

Шарлотта Ивановна бывшая гувернантка в доме Раневской. Как и Епиходова, ее можно назвать «двадцать два несчастья». Она чувствует себя чужой в доме Раневской. Рассказ Шарлотты о ее детстве проникнут грустью. Она не знает, сколько ей лет, не знает, кто ее родители. Шарлотта постоянно повторяет, что ей «так хочется поговорить, а не с кем». Фокусы становятся для нее не просто развлечением – это способ уйти от реальности, от настоящей жизни, способ забыть о своих несчастьях.

Шарлотте приятно, что ее проделки восхищают Симеонова-Пищика. Ей приятно чувствовать себя нужной, любимой. Это помогает ей на время забыть о своем одиночестве. Шарлотта вызывает сочувствие читателя. Именно в силу своих несчастий Шарлотта так хорошо понимает Епиходова, даже хвалит его. Эти два героя близки друг другу. Оба они одиноки, у обоих жизнь не устроена, оба не могут найти поддержки у окружающих.

Собачка на цепочке деталь , подчеркивающаякомизм образа Шарлотты.

Дуняша – простаягорничная , но она, как и Яша, считает себя натурой тонкой и одухотворенной. Дуняша говорит о себе: «Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь...» Дуняша уже не может заниматься черной работой – ведь она отвыкла от простой жизни. Но обеспечить себе лучшую участь она тоже не может.

Дуняша страстно полюбила Яшу, посчитав его человеком образованным, способным обо всем рассуждать. Но Яша обманул ее, и девушка тоже осталась совсем одна.

Яша слуга Раневской, тип«современного лакея». Этот простой крестьянский парень с пренебрежением рассуждает о своем прошлом. Он пожил в Париже и теперь считает русскую жизнь недостойной и низменной. Яша просит Раневскую забрать его снова в Париж. Он восклицает: «Вив ля Франс!.. Здесь не по мне, не могу жить… ничего не поделаешь. Насмотрелся на невежество – будет с меня».

Несмотря на то, что Яша мыслит себя тонкой, возвышенной натурой, по сути своей он остался лакеем . Яшу отличаютгрубость, хамство, душевная черствость, откровенная подлость . Он не хочет видеть свою мать, которая ждет его у порога кухни. Яша издевается над Фирсом и в конце концов говорит ему: «Надоел ты, дед… Хоть бы ты поскорее подох». Яша обманывает Дуняшу, а потом бросает ее.

В пьесе присутствует также несколько эпизодических лиц .

Так, нищий прохожий в белой потасканной фуражке символизирует Россиюопустившуюся, пьяную, нечистоплотную , о которой с болью говорит в предшествующем монологе Петя Трофимов.

Почтовый чиновник, начальник почтовой станции , читающий «Грешницу» А.Толстого, олицетворяютпошлое окружение героев пьесы, общееоскудение их жизни. Недаром Фирс замечает: «Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охотку идут».

Назовем также несколько внесценических персонажей .

Ярославская тетушка Раневской и Гаева (она же бабушка Ани) – олицетворениенесбыточных надежд хозяев вишневого сада. Хотя тетушка прислала обещанные деньги, их не хватило даже на то, чтобы заплатить проценты. Получив деньги, Раневская собирается жить на них в Париже.

Гриша, погибший сын Раневской , еепокойный муж , еепокойная мама символизируютбезвозвратно ушедшее прошлое , жизнь, к которой героине уже никогда не суждено вернуться.

Образ парижского любовника Раневской подчеркивает слабую волю и житейскую непрактичность героини. Раневская тратит свои последние деньги на этого человека, как будто не понимает, что он просто пользуется ее привязанностью и разоряет ее. В то же времялюбовь к нему становится единственным смыслом жизни Раневской.Первую телеграмму от него Раневскаяразрывает ,вторую прячет в карман , атретью спокойно читает , готовая вновь ехать в Париж.

Отец Лопахина , простой крестьянин, – олицетворение прошлого героя. Этот персонаж подчеркивает контраст между социальным происхождением Лопахина и его теперешним положением преуспевающего предпринимателя.

Мать Яши – символ человеческих страданий, порождаемых жестокостью и бессердечием. Материнская любовь толкает ее на унижение перед сыном-подлецом.

Старые слуги Раневской (Ефимьюшка, Поля, Евстигней, Карп) символизируют прежние времена, крепостническую эпоху, которая хотя и ушла в прошлое, но продолжает влиять на настоящее.

Родители Шарлотты Ивановны – олицетворение неустроенной, кочевой жизни.

Купец Дериганов , главный соперник Лопахина на торгах, –символ нового мира , где правят только деньги и материальная выгода, коммерческий расчет.

Дашенька, дочь Симеонова-Пищика , является воплощением доброго, радостного начала в этом герое. Умница Дашенька с ее современными взглядами принадлежит к тому же поколению, что и Аня.

Знойков, Кардамонов – соседние помещики, дававшие Пищику деньги взаймы.Рагулины – помещики, к которым Варя идет в экономки. Упоминание этих лиц позволяет Чехову расширить картину жизни помещиков.

Система персонажей в пьесе «Вишневый сад» отражает важнейшие тенденции в социальной и духовной жизни России на рубеже веков. Это угасание, умирание дворянских гнезд, разрушение прежних человеческих связей, поиск новых форм жизни, новых духовных ориентиров.

Художественное своеобразие пьесы.

Жанр. Сочетание черт комедии и драмы

«Вишневый сад» соединяет в себе чертыдрамы икомедии . СамЧехов настаивал на том, что его пьеса –комедия . «Пьесу назову комедией», – писал драматург В.И.Немировичу-Данченко. В одном из других своих писем Чехов замечал: «Вышла у меняне драма, а комедия, местами даже фарс» . Действительно, писатель воссоздает в своем произведениикартину нравов провинциального дворянства, исполненнуююмора , нередко приобретающуюсатирическую окраску.

В то же время в произведении Чехова присутствует и скрытый драматизм . Чтобы его выявить, необходимо проанализировать особенности конфликта и сценического действия в произведении.

Конфликт между «данным» и «желанным»

В основе сюжета произведения Чехова лежитистория продажи дворянского имения . В связи с этим событием сталкиваются интересы старых хозяев вишневого сада – помещиков Раневской и Гаева – и купца Лопахина, который в итоге покупает имение и начинает вырубать вишневый сад, чтобы отдать землю под дачи. Но своеобразие произведения Чехова заключается в том, чтоконфликта как такового между героями нет . Вишневый сад и так обречен. Раневская и Гаев не в состоянии его удержать. Если бы его не купил Лопахин, он попал бы в руки купца Дериганова или другого дельца-толстосума.

Кроме того, до самого момента торгов Лопахин делает всё, чтобы помочь Раневской найти выход из ситуации. Его просто не слышат и не понимают. После приобретения Лопахиным имения, при всех страданиях Раневской, между героями сохраняются доброжелательные отношения. Никто не обвиняет Лопахина в том, что именно он купил сад (лишь Варя с досадой швыряет в сторону Лопахина ключи от дома). Все понимают, что продажа сада за долги так или иначе должна была произойти.

Нет ярко выраженного конфликта и между другими героями пьесы. Например, Петя Трофимов, обличая Лопахина, не утрачивает при этом дружеских чувств по отношению к нему.

Все это позволяет сделать вывод о том, что основной конфликт в пьесе Чехова не связан со столкновением персонажей . В этом заключается новаторство драматурга. Главный конфликт следует искатьне в противоположности социальных интересов , ав духовно-нравствен­ной сфере .

Известный исследователь творчества Чехова А.П.Скафтымов определил основную коллизию в пьесах драматурга как конфликт между «данным» и «желанным» , то естьмежду той жизнью, которую ведут чеховские герои, и их представлением о должном бытии человека . Герои Чехова несчастливы. Счастливую жизнь они видят в прошлом, в будущем, но только не в настоящем. Даже преуспевающий Лопахин не чувствует себя вполне счастливым. Купив вишневый сад, торжествуя, он тем не менее говорит Раневской: «О, скорее бы всё это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Таким образом, за судьбой усадьбы скрывается чувствообщей неустроенности жизни.

Особенности сценического действия

Уже современники Чехова отмечали некоторые необычные черты его пьес. Это отсутствие динамичности в сценическом действии, беспорядочность диалога ; кроме того, это присутствие в пьесе так называемого«подводного течения» , то естьлирического подтекста , скрывающегося за внешними деталями.

В самом деле, сценическое действие у Чехова буквально «растворяется» в бытовых подробностях. Надо сказать, что бытовые подробности играли важную роль и в дочеховской драматургии (например, у Островского). Однако у того же Островского быт играет роль фона, на котором разворачиваются драматические события, столкновения героев. У Чехова подобные события не так существенны.

В «Вишневом саде» события , связанные с продажей сада,лишь внешне организуют сценическое действие . Дело в том, что драму Чехов увидел не в каком-то переломном событии, а в повседневном течении жизни. Поэтому события у Чехова – кратковременная частность. Драма же совершается на каждом шагу, в душе каждого героя. У Чехова нет главных и второстепенных персонажей.Каждый герой (за немногими исключениями) переживаетвнутреннюю драму .

Любовные истории в пьесе Чеховане образуют интриги . Каждая из них важна сама по себе. Она характеризует данного конкретного персонажа, важна для понимания его душевного состояния, его мировосприятия.

Так, через всю пьесу проходит тема взаимоотношений Раневской с ее парижским любовником . У зрителя складывается твёрдое убеждение, что избранник Раневской – человек ничтожный, недостойный. Видимо, понимает это и сама героиня. Не случайно на протяжении всего действия она рвет полученные из Парижа телеграммы. И всё же в конце концов Раневская возвращается в Париж. Эта история подчеркивает душевную слабость героини, ее зависимость от сложившихся жизненных обстоятельств.

Епиходов испытывает «роковую страсть» к Дуняше , очень страдает из-за своей любви;Дуняша же равнодушна к Епиходову ; она оказываетсяжертвой бессердечного и подлого Яши .

На протяжении всего действия зритель ощущает трогательную любовь Лопахина к Раневской . Герой влюблён в нее с детства; он готов помочь ей, поддержать ее; ясно, что чувство к Раневской выявляет светлые, благородные стороны души героя. Но Лопахин ничего не может поделать со своей натурой приобретателя: при всей любви к Раневской ему не хватает деликатности, чтобы скрыть радость в связи с покупкой имения; он не может удержаться и подождать с вырубкой сада до отъезда его прежних хозяев.

Трудно сказать, любит ли Варя по-настоящему Лопахина; во всяком случае, она чувствует симпатию к нему; она хотела бы выйти за него замуж; все постоянно говорят об их предполагаемой помолвке. Лопахин тоже, казалось бы, не прочь жениться на Варе. Однако перспектива их женитьбы оказывается иллюзорной. Лопахин так и не решается сделать Варе предложение.

Аня , по-видимому,увлечена Петей . Но всем ясно, что он несерьезный жених. Иих будущее счастье , «ожидание счастья», о котором они так много говорят, кажетсяэфемерным .

Любовь в пьесе не показана как глубокое чувство, олицетворяющее прочные духовные связи между людьми. Это чувство нередковозвышенное, одухотворенное, светлое, иногдагрустное, но почти всегда непрочное, непостоянное, оторванное от реальной жизни .

Любовные истории в пьесе Чехова усиливают впечатление нескладности, неустроенности жизни героев.

Рассмотрим основные моменты сценического действия .

В первом действии содержится экспозиция . Раневская и ее дочь Аня приезжают в свое имение; их встречают другие персонажи пьесы, читатель знакомится с их характерами.

Возникает тема неизбежной продажи вишневого сада . Эту тему открывает Варя в разговоре с Аней, затем ее настойчиво проводит Лопахин, сообщая старым хозяевам собственный проект в отношении их имения.

Здесь же, в первом действии, намечается тема предполагаемого сватовства Лопахина к Варе – сватовства, которому так и не суждено было осуществиться в реальности.

В первом же действии намечена тема безответной любви Лопахина к Раневской.

Существенно, что ни одна из этих тем не получит развития в реальной жизни. Ни женитьба Лопахина на Варе, ни сохранение имения в руках прежних хозяев не осуществится. Всё останется на уровне разговоров.

Возвращение Раневской к парижскому любовнику , о котором героиня с негодованием вспоминает в первом действии, окажетсявполне реальным в конце пьесы.

Во втором действии темы, намеченные в начале пьесы, продолжают развиваться. Лопахин безуспешно пытается убедить Гаева и Раневскую отдать вишневый сад под дачи. Варю так же безуспешно пытаются выдать замуж за Лопахина. Епиходов всё так же влюблён в Дуняшу и не находит в ней взаимного чувства.За внешними событиями все более выявляется душевная разобщенность персонажей,тоска ,неприкаянность . Зрителю ясно, что и Раневская, и Гаев, и Епиходов, и Шарлотта глубоко несчастны. Их существование бессмысленно. Даже преуспевающий Лопахин называет свою жизнь дурацкой. Одновременнонарастает тема новой жизни ; ее проповедует в своих восторженных монологах Петя Трофимов.

Кульминация приходится на третье действие. Разорившаяся Раневская устраиваетвечер – своего рода «пир во время чумы».Лопахин объявляет о покупке им вишневого сада. Эта новость поражает Раневскую. Однако эмоциональное напряжение персонажей связано не с самим фактом продажи имения, а с ощущением общей неустроенности, «нескладности» их жизни. Звуки еврейского оркестра усиливают ощущение надрыва в душах героев.

В четвертом действии происходит развязка . Вишневый сад начинаютвырубать , старые хозяева имения готовы его покинуть. Эмоциональное напряжение в душах героев уменьшается; они успокаиваются, смиряются со своей участью.Никто из персонажей не собирается кардинально менять свою жизнь. Раневская вновь уезжает за границу. Гаев устраивается в банк. Варя, которой Лопахин так и не сделал предложения, поступает в экономки к помещикам Рагулиным.Одна только Аня готова начать жить по-новому.

Таким образом, сценическое действие в пьесе Чеховаопределяют не столько события, сколько эмоциональные переживания героев , отражающиевнутреннюю драму – в их сердцах.

Внутренний конфликт, конфликт в душах героев, выражается в том лирическом подтексте , который Немирович-Данченко определил как«подводное течение» . Часто в репликах героев существенно не то, что они говорят, а то, что скрывается за их словами. Слова героев создают определенное настроение в пьесе.

Роль детали

Особую роль в пьесе Чехова играют детали пейзажные, звуковые; детали, описывающиевнешность героев, деталиречевых характеристик персонажей.

Развёрнутые ремарки , предваряющие каждое действие в пьесе, включают детали, помогающие понять общий смысл произведения, настроение героев, их мироощущение. Особенно важными представляютсяпейзажные детали .

Рассмотрим ремарку , описывающуюдекорации первого действия . Из окна детской видныцветущие вишневые деревья . С помощью этой детали автор вводит в пьесутему вишневого сада , а вместе с ней и тему весны, весеннего пробуждения природы, новых надежд и иллюзий героев пьесы.

Декорация ко второму действию воссоздаетюжнорусский степной пейзаж : перед глазами зрителя открываетсякартина полей, заброшенной часовни, тополей, большого города на горизонте . Пейзаж усиливает лирический подтекст сценического действия; возникаетобраз уходящей в бескрайние просторы России .

Отметим также звуковые детали в пьесе Чехова. Звукипастушьей свирели (конец первого действия) воссоздают атмосферу утра, а также вводят в пьесу тему народной жизни, неотделимой от жизни природы.Игра Епиходова на гитаре , исполнение имроманса «Что мне до шумного света…» передают поэтичность и одновременно комизм натуры персонажа.Звук лопнувшей струны – символ душевной тоски, переживаемой героями чеховской пьесы.Звуки еврейского оркестра в третьем действии усиливают ощущение надрыва в сердцах героев.Стук топора – символ гибели прежней дворянской жизни.

Отметим некоторые речевые детали . Так, слово «недотепа », часто произносимое Фирсом, подчеркивает неприкаянность чеховских героев, нескладность их жизни.

Выражение «пропадай моя телега, все четыре колеса» в речи Пищика выявляет добродушный комизм в характере персонажа.

Детали , содержащиесяв ремарках , передают особенности характеров персонажей, а также способствуют созданию общей атмосферы неустроенности жизни чеховских героев.

Раневская постоянно плачет , все времяв слезах ,смеется сквозь слезы ; это примета эмоциональной натуры героини.Телеграммы из Парижа повторяющаяся деталь , проходящая «пунктиром» через всё произведение и описывающая нарастающую страсть Раневской к ничтожному, по выражению Пети Трофимова, человеку.

Неуклюжесть Епиходова, нескладность его характера подчеркивается тем, что он роняет букет цветов , предназначенных Раневской,натыкается на стул ,ставит чемодан на коробку со шляпами ; герой оказывается и в других комических ситуациях.

Падение Пети с лестницы – комическая деталь, выявляющаячудачество героя, его неприспособленность к жизни. То же можно сказать и о потерянных Петейкалошах .

Гаев постоянно сосет леденцы ; эта деталь напоминает зрителю об инфантильности, детской наивности, несерьезности персонажа, о его неумении реально смотреть на жизнь.

Шарлотта достает из кармана и ест огурец – комическая деталь, передающая своеобразие характера и манер героини. Она же «надевает ружье» – еще одна деталь, подчеркивающая экстравагантность манер Шарлотты.Карточные фокусы ичудеса чревовещания героини усиливают впечатление «театральности» происходящего.

Некоторые детали в произведении Чехова приобретают символический смысл. Так,образ воздушного шара – символ окрыленности души Ани, ее устремленности в будущее.

Вопросы и задания

1. В каком году Чехов написал «Вишневый сад»? Когда пьеса была опубликована и поставлена на сцене? Кратко охарактеризуйте эпоху рубежа XIX–XXвеков. Какие тенденции этой эпохи отражены в «Вишневом саде»? Сформулируйте основную проблему пьесы.

2. Как система персонажей в «Вишневом саде» соотносится с темой прошлого, настоящего и будущего России? Кто из персонажей какую эпоху представляет?

3. Охарактеризуйте прежних хозяев вишневого сада. Почему Раневская, Гаев, а также их сосед Симеонов-Пищик олицетворяют прошлое? Кого из действующих лиц можно назвать «осколком» крепостнической России и почему?

4. Кто из героев ярче всех олицетворяет настоящее? Подробно охарактеризуйте этого персонажа и его взгляд в отношении того, по какому пути должна пойти Россия. Какое противоречие в мировоззрении и деятельности этого героя обнажает автор? Почему представления этого персонажа о будущем кажутся Чехову неубедительными?

5. Какой тип русской жизни того времени представляет Петя Трофимов? Можно ли назвать этого героя идеальным? Как через образ Пети выражается авторская позиция? В чем здесь парадокс?

6. Что во взглядах Ани отличает её от других представителей дворянского сословия? Можно ли назвать позицию Ани убедительной?

7. Кратко охарактеризуйте других действующих лиц пьесы, выявите роль каждого из них в идейном содержании и художественной структуре чеховского произведения. Назовите наиболее ярких внесценических персонажей, выявите их роль в пьесе.

10. В чем состоит жанровая специфика «Вишневого сада»? На каком жанровом определении этого произведения настаивал сам Чехов? Есть ли в пьесе черты драмы?

11. Какое событие лежит в основе сюжета пьесы? Является ли это событие главным фактором, определяющим конфликт в «Вишневом саде»? Происходит ли в пьесе конфликт между героями? Почему А.П.Скафтымов определил основную коллизию «Вишневого сада» как конфликт между «данным» и «желанным»? Что он под этим понимал?

12. Расскажите об особенностях сценического действия в «Вишневом саде». Какие черты сценического действия в пьесах Чехова показались необычными современникам драматурга? Каково в пьесе соотношение между событиями и переживаниями героев? В чем Чехов увидел драму жизни?

13. Что вы можете сказать об особенностях любовных историй в «Вишневом саде»? Какую роль они здесь играют? Прокомментируйте важнейшие из них.

14. Рассмотрите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку чеховской пьесы. В чем заключается их специфика в «Вишневом саде»? Кто из героев Чехова возвращается в итоге к прежней жизни, а кто стремится начать новую жизнь? Какова функция «подводного течения» в сценическом действии «Вишневого сада»?

15. Назовите основные типы деталей в «Вишневом саде» Приведите примеры каждой из их разновидностей и прокомментируйте их.

16. Составьте развернутый план-конспект




Top