Вопросы по произведению 12 месяцев. Тест по литературному чтению "12 месяцев С.Я.Маршак"

Основная задача уроков литературного чтения в начальных классах - формирование вдумчивого читателя, способного работать с книгой и получать удовольствие от чтения. Важную роль играет понимание обучающимися содержания прочитанных произведений, их смысла, запоминание сюжетных линий и героев произведений. Для эффективной работы и повышения интереса к уроку литературного чтения мы используем викторины, кроссворды, ребусы, загадки, пословицы и поговорки.

Викторина может быть проведена как урок внеклассного чтения или использована в качестве проверки домашнего самостоятельного чтения учащихся. В викторинах есть вопросы на понимание содержания, на понимание смысла прочитанного. На уроке викторину можно проводить и в устной, и в письменной форме.

Викторина по сказке «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака

1. Почему мать по-разному относилась к своим дочерям?

  • Не любила неродную дочь +
  • Видела, что у девочек разные характеры
  • Жалела одну дочь из-за болезни той
  • Воспитывала падчерицу лучше как более талантливую

2. Почему падчерицу послали именно за подснежниками?

  • Любили весенние цветы
  • Хотели получить королевскую награду +
  • Хотели развлечь падчерицу, чтоб не скучала
  • Падчерица мешала мачехе работать по дому

3. Почему падчерица послушалась и пошла в лес за тем, чего там точно нет?

  • Верила, что найдет подснежники
  • Хотела прогуляться
  • Не могла ослушаться мачехи +
  • Сама любила цветы

4. Кого встретила падчерица в лесу?

  • Братьев-разбойников
  • 12 месяцев +
  • Деда Мороза
  • Своих односельчан

5. Почему месяцы решили помочь девочки, нарушая все законы природы?

  • Пожалели сироту +
  • Сами хотели посмотреть, что будет
  • Хотели отомстить мачехе за девочку
  • Поспорили друг с другом

6. Почему Королева потребовала подснежники зимой?

  • Изучала ботанику
  • Была невоспитанная и капризная +
  • Хотела кого-нибудь наградить
  • Хотел найти среди своих подданных сверхчеловека

7. Зачем Апрель дал девочке свое кольцо?

  • Боялся, что опасности и трудности в жизни девочки еще не закончились +
  • Хотел украсить девочку
  • Кольцо ему все равно было не нужно
  • Отдал, чтобы другие братья не украли

8. Зачем мачеха с дочерью украли колечко?

  • Понравилось +
  • Хотели воспитать падчерицу серьезной
  • Знали, что колечко – волшебное
  • Хотели вернуть его хозяину
  • Да, из-за ее каприза все и случилось
  • Нет, она совершала и хорошие поступки +
  • Нет, она Королева – ей все можно
  • Да, она самая противная в сказке

10. Для кого сказка закончилась благополучно?

Викторина по сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»

1. Назовите материал из которого изготовлена кастрюля, в которой варилась овсяная Кашка.

а) железо
б) чугун
в) глина +
г) алюминий

2. Где кипело Молочко?

а) в кастрюле
б) в горшочке +
в) в чайнике
г) в кувшине

3. Замените словосочетание «постепенно горячиться» из сказки близким по смыслу

а) убежать
б) свариться
в) громко разговаривать+
г) закипать

4. Продолжи предложение Пена поднималась у

а) молочка +
б) кашки
в) кота
г) таракана

5. Какой характер у Молочка?

а) веселый
б) терпеливый
в) вспыльчивый +
г) сердитый

6. С кем сравнивается ворчащая Кашка?

а) со старушкой+
б) с ребенком
в) с собачкой
г) с кошкой

7. Объясните смысл слов «как ни в чем не бывало»

а) ничего не вытекло
б) никто не ушел
в) ничего не произошло +
г) никто не пришел

8. Как называл Скворец котишку Мурку?

а) вор
б) разбойник
в) плут +
г) лжец

9. Назови главную мысль сказки.

а) быть смелым
б) быть ловким
в) никогда не хвастаться +
г) никогда не обманывать

10. Какая пословица отражает смысл сказки?

а) Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят. +
б)Лучше молчать, нежели врать.
в) С разговоров сыт не будешь.

Кроссворд по сказкам.

Тест-викторина по произведению С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

горелки пятнашки бросали друг в друга шишки

за ёлочкой за дровами охотиться

писать танцевать пересказывать

4.Сколько лет Королеве?

12 14 16

1 2 6

когда она поедет кататься принесут корзину подснежников придёт принц

полкоролевства выдать замуж за принца корзину золота

стирала белье варила обед раскатывала тесто

примеряла новую одежду любовалась собой в зеркальце перебирала корзины

соседи Королева Дочь Старухи

в старую, подранную одежду, как и свою родную дочь, как можно лучше, чтобы люди не осудили

за подснежниками за ландышами за фиалками за ромашками

охотниками двенадцатью месяцами дровосеками разбойниками

май апрель март январь

им о ней рассказал Солдат так как видели, как она работала каждое время года

в лошадей в медведей в лисиц в собак

19 . Кто из героев произведения тебе понравился (не понравился). Выбери одно утверждение. Почему, дай полный ответ. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы к тесту:

1.В какую игру играли в лесу заяц и белки (в начале произведения):

горелки пятнашки бросали друг в друга шишки

2.За чем пришёл Солдат в лес?

за ёлочкой за дровами охотиться

3. Что не любила делать Королева?

писать танцевать пересказывать

4.Сколько лет Королеве?

12 14 16

5.Сколько глашатаев в сказке?

1 2 6

6.При каком условии Королевы в королевстве наступит Новый год?

когда она поедет кататься принесут корзину подснежников придёт принц

7. Что Королева пообещала тому, кто принесет корзину подснежников в декабре?

полкоролевства выдать замуж за принца корзину золота

8. Какую работу выполняла Мачеха, обсуждая с Дочерью приказ Королевы о подснежниках?

стирала белье варила обед раскатывала тесто

9. Что делала в это время Дочь Старухи?

примеряла новую одежду любовалась собой в зеркальце перебирала корзины

10.Кто говорил о Падчерице: «Ах, сиротка несчастная!», «Работница - золотые руки!», «Красавица - глаз не отведешь!»?

соседи Королева Дочь Старухи

11. Как Старуха одевала Падчерицу?

в старую, подранную одежду, как и свою родную дочь, как можно лучше, чтобы люди не осудили

12.За какими цветами послала Мачеха Падчерицу в лес?

за подснежниками за ландышами за фиалками за ромашками

13. Кем были люди, которых увидела Падчерица около костра?

охотниками двенадцатью месяцами дровосеками разбойниками

14.Какой месяц подарил девочке колечко?

май апрель март январь

15. Откуда братья-месяцы хорошо знали Падчерицу?

им о ней рассказал Солдат так как видели, как она работала каждое время года

им рассказало о ней волшебное зеркальце

16. Для чего Апрель подарил Падчерице кольцо?

чтобы она стала красивейшей и богатейшей невестой в селе

чтобы ей позавидовала Дочь Старухи

чтобы она могла позвать братьев на помощь

17. О чем попросил Январь Падчерицу?

чтобы она рассказала о них Королеве

чтобы она ни в коем случае не оглядывалась, когда шла от них

чтобы она никому не показывала короткую дорогу к ним

18.В каких животных превратились Мачеха с Дочкой?

в лошадей в медведей в лисиц в собак

19 . Кто из героев произведения тебе понравился (не понравился). Выбери одно утверждение. Почему, дай полный ответ.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет даже темноты…

Нет, будет мир существовать,

И пусть меняв нём нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И все, что мог, постиг,

И в этом право заслужил

На свой бессмертный миг.

Викторина по произведениям С.Я. Маршака

Биография писателя

Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) – поэт, переводчик, драматург.

Родился Самуил Маршак 22 октября 1887 года в Воронеже в еврейской семье. Первое образование в биографии Маршака было получено в гимназии под Воронежем. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака. Известный критик Владимир Стасов, прочтя одну из поэтических тетрадей Самуила, помог ему поступить в гимназию Петербурга.

После знакомства в 1904 году с Максимом Горьким, Маршак с 1904 по 1906 год прожил в Ялте у Горького на даче. В 1907 году были опубликованы первые произведения в биографии Маршака (сборник «Сиониды»).

Следующей ступенькой в образовании стало обучение в университете Лондона. Проживая в Англии, Маршак начал переводить баллады на русский язык. Вернулся в Россию в 1914 году, а в 1920 организовал в Краснодаре несколько учреждений для детей (театров). За свою биографию Самуил Маршак сочинил много детских произведений. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек». Затем некоторое время писал в жанре сатиры.

Наравне с детскими стихами, поэмами, Маршак трудится над серьезными вопросами (например, «Избранная лирика», «Лирические эпиграммы»). Писатель получил несколько премий, наград, орденов за свое творчество.


Самуил Яковлевич Маршак написал для детей много стихов и сказок.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!


План викторины

2 тур – Доскажи словечко.

3 тур – Загадки.

4 тур – Аукцион.

5 тур – Музыкальная копилка.

6 тур – Чайнворд.


1 тур – Угадай произведение по иллюстрации.

Сказка о глупом мышонке

Двенадцать месяцев

Горя бояться – счастья не видать.

Вот какой рассеянный

Почтальон


2 тур – Отгадай загадки

Синий домик у ворот.Угадай, кто в нем живет.Дверца узкая под крышей -Не для белки, не для мыши,Не для вешнего жильца,Говорливого скворца.В эту дверь влетают вести,Полчаса проводят вместе.Вести долго не гостят -Во все стороны летят!

Я твой товарищ, капитан.Когда разгневан океанИ ты скитаешься во мглеНа одиноком корабле, -Зажги фонарь во тьме ночнойИ посоветуйся со мной:Я закачаюсь, задрожу -И путь на север укажу.

Он - ваш портрет,Во всем на вас похожий.Смеетесь вы -Он засмеется тоже.Вы скачете -Он вам навстречу скачет.Заплачете -Он вместе с вами плачет.

Отражение в зеркале

Почтовый ящик

В мастерской.Колочу я что есть мочиДень-деньской.Как завижу лежебоку,Что валяется без проку,Я прижму его к доскеДа как стукну по башке!В доску спрячется бедняжка -Чуть видна его фуражка.

В Полотняной странеПо реке ПростынеПлывет пароходТо назад, то вперед.А за ним такая гладь -Ни морщинки не видать!

Мы ходим ночью,Ходим днем,Но никудаМы не уйдем.Мы бьем исправноКаждый час.А вы, друзья,Не бейте нас!

Молоток и гвоздь


3 тур - Доскажи словечко

Выдали даме на станции

Четыре зеленых

Собирались лодыри

квитанции

А попали лодыри

Вместо шапки на ходу

сковороду

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной

Где обедал воробей?

В зоопарке

Глупый маленький мышонок

Слишком громко

Вот тебе под ушки


4 тур - Аукцион

Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

1. Что дама сдавала в багаж?

2.Где жил человек рассеянный?

на улице Бассеянной.

з.За чем послала мачеха свою падчерицу в лес?

за подснежниками.

4. Куда попали лодыри вместо школы?

на каток.

5. Что собирался сделать мастер – ломастер?

буфет, табурет, рамку для портрета.

6. Кому было адресовано письмо из стихотворения Почта?

Борису Житкову

7.Чего боялся Петя?

утку, жабу, лошадь, курицу, щуку, кошку.

8.Кого приглашала мышка –мать в няньки своему ребенку?


5 тур – М у з ы к а л ь н а я с т р а н и ч к а.


6 тур - Чайнворд


ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево!

Викторина для учащихся младшего и среднего звена. «Новогодний фейерверк»

Автор
Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей ВКО.
Анонс.
Предлагаю викторину, кроссворды по сказкам для учащихся младшего и среднего звена, вопросы, которые позволят расширить знания о традициях Нового года. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы для проведения внеклассных мероприятий, обобщающих уроков по изучению устного народного творчества. Мероприятие направлено на развитие интереса учащихся к литературе, расширение кругозора, проверки эрудиции.

Цель: формирование нравственной культуры, развитие творческих и познавательных интересов учащихся.
Задачи:
- проверить знания учащихся по литературным и народным сказкам;
- развивать логическое и аналитическое мышление, навыки внимательного чтеца; умение сосредоточиться на вопросе;
- прививать учащимся чувство прекрасного через звучащее художественное слово.
Форма занятия – викторина.
Приобретаемые навыки детей: отработка навыков работать самостоятельно, самостоятельный поиск и обработка информации, самооценка, формулировка выводов, планирование дальнейшей работы по изучению новых произведений, создание банка тестов и вопросов по прочитанным произведениям.
Технологические особенности: мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, презентация к занятию, фотоаппарат.
Организация работы: оргмомент, целеполагание, работа над основным материалом: беседа, викторина, тестирование, рефлексия.
Количество часов на мероприятие – 1 час.
Оформление класса: постеры известных и современных новогодних сказок, рисунки учащихся, книжная и видео выставки.
Подготовительная работа:
- вспомнить и перечитать новогодние и Рождественские сказки;
- подготовить вопросы для викторины по изученным сказкам, произведениям;
- подготовить кроссворды, чайнворды, связанные со встречей Нового года, по предложенным произведениям; - распечатать для каждого участника вопросы викторины;
- подготовить сюрпризы за правильные ответы: шоколадки, новогодние шары, мини-фигурки;
- изготовить жетоны за правильные ответы – снежинки, снеговики, новогодние шары – все это можно приготовить своими руками, или ксерокопировать и вырезать, получится тоже красиво; количество жетонов должно равняться количеству всем заданным вопросам.
Роль учителя: консультирует, направляет, координирует действия учащихся, готовит сценарий проведения мероприятия и презентацию к вопросам викторины, кроссвордов; готовит список литературы для предварительного чтения учащимися.

Ход мероприятия

Беседа
- Что такое викторина?
Ответ. Викторина – это игра в вопросы и ответы.
- Чем отличается викторина от теста?
Ответ. Во время тестирования из нескольких предложенных вариантов ответов надо выбрать один верный ответ.
Учитель. Вы правильно говорите, что викторина - это игра. Сегодня мы определим знатока сказок, посвященных встрече и празднованию Нового года. Вам предстоит ещё ответить на вопросы: «Где, когда и как встречают Новый год», вспомнить известные новогодние сказки, отвечая на вопросы викторины. Познакомимся с правилами игры, которые надо соблюдать, чтобы стать победителем.

За кулисами сказки

Учитель. Прежде чем мы отправимся удивительный мир сказок, мне хотелось бы вам рассказать, как и где появились первые новогодние игрушки.


- Возможно, у вас тоже есть интересные семейные истории про новогодние игрушки. Я предлагаю вам к следующему занятию написать историю, которую можно назвать «История новогодней игрушки».

Игра."Да" или "нет"

Учитель. А сейчас игра, которая называется «Да» или «нет». Я буду задавать вопросы, а вы должны дать односложный утвердительный ответ «да», если это правда, известный всем факт. Когда это выдумка, или это совсем не так, то вы должны дать ответ «нет». Проверим, кто знает больше из истории празднования Нового года?! Да? Тот, кто получит больше жетонов за правильные ответы, получит новогодний сюрприз.
Сюрпризом могут быть шоколадки, мини-фигурки, новогодние шары. Помощники помогают раздавать жетоны за правильные ответы. По окончании игры, все участники подсчитывают свои жетоны. Победителю вручается новогодний сюрприз.


1. Новый год в Бирме наступает в апреле.
Ответ. Да.
2. В Сирии Новый год отмечают 1 сентября.
Ответ. Да.
3. Первыми встречают Новый год жители острова Фиджи.
Ответ. Да.
4. В Японии не любят Новый год.
Ответ. Нет. Это самый долгожданный праздник.
5. Японцы встречают Новый год, стоя на коленях.
Ответ. Да.
6. В Казахстане Новый год празднуют один раз.
Ответ. Нет. 2 раза.
7. В Шотландии в день проводов старого и встречи Нового года обычно закрывают все двери, чтобы никто не мог пробраться в дом.
Ответ. Нет. Двери все открыты, и каждый без особого приглашения может зайти в гости в любую семью.
8. В Болгарии с последним ударом часов наступает время новогодних поцелуев и длится это три минуты. Ответ. Да.
9. В Болгарии с последним ударом новогодних часов выключают свет во всех домах на три минуты. Ответ. Да.
10. В Панаме начинается Новый год со звона колоколов на пожарной башне.
Ответ. Да.
11. В Панаме в новогоднюю ночь бросают друг в друга мандарины.
Ответ. Нет. Обливаются водой, потому что в январе там бывает очень жарко.
12. В Панаме вместо снега люди осыпают друг друга мукой.
Ответ. Да. Там нет снега.
13. В Италии принято выбрасывать из окон старую мебель и хлам.
Ответ. Да.
14. В Греции после десяти часов все стихает, всем рекомендуется вести себя очень тихо, чтобы услышать приход Нового года.
Ответ. Нет. В Греции празднуют приход Нового года очень громко. У каждого жителя на эту ночь приготовлены свистки, свистульки и все, что может издавать свист.
15. Мексиканцы в Новый год стараются все убрать и встретить праздник в строгости, без особых украшений.
Ответ. Нет. Мексике в Новый год жители украшают себя и свои дома живыми и бумажными цветами, устраивают карнавалы, фейерверки.
16. Мореходы, которые совершают в канун Нового года путешествие с острова Самоа в Австралию, остаются без праздника.
Ответ. Да. Если мореходы отправятся в путь 31 декабря, то при переезде они пересекают условную границу времени – линию перемены дат – попадают в Австралию уже 2 января.
Подведение итогов. Вручение сюрпризов победителям.

Все про Новый год


Учитель. А теперь игра другая. Викторина. Сколько интересных слов-ассоциаций сразу можно назвать: виктория – победа; викторина-витрина, где выставлены самые интересные вопросы о новогоднем празднике. Викторины – мандарины, поэтому победители викторины, сегодня получат мандарины. Мандарины непростые, размером все разные, как вы думаете, почему? Ответы учащихся.
- Правильно, зависит от занятого места. Познакомимся с правилами участия в викторине.
Правила участников викторины.
- Время на обдумывания ответа не отводится.
- На поставленный вопрос можно дать как однозначный ответ, так и развернутый ответ, но который обязательно должен содержать информацию, на поставленный вопрос.
- Если на поставленный вопрос участники дали уже два неправильных ответа, то вопрос снимается. Ведущий может озвучить ответ или оставить его для следующего мероприятия.
1. При каком правителе появилась традиция встречать Новый год в России?
Ответ. При Петре Первом.
2. Как называется Новый год в Англии?
Ответ. Рождество.
3. В каком году Петр Первый ввёл традицию отмечать Новый год?
Ответ. 1700г.
4. Когда встречают Новый год жители Казахстана?
Ответ. 31 декабря и 22 марта.
5. В какой стране впервые начали украшать ёлку?
Ответ. В Германии.
6. Чем украшали ёлку и дом на Новый год до изобретения гирлянд?
Ответ. Свечами.
7. Что до середины ХХ века использовали для украшения ёлки?
Ответ. Серебряные полоски.


8. Как звали прапрадеда Деда Мороза?
Ответ. Морозко.
9. Когда впервые на праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой?
Ответ. 1937г.
10. Когда стали отмечать Новый год на территории Казахстана?
Ответ. С середины XIX века, с появлением первых русских переселенцев.
11. Скажите, кто изображен на представленном ниже слайде?


12. Кто зимой на голове носит вместо шапки ведро?
Ответ. Снеговик.
13. Кто автор самой любимой и известной песни о новогодней ёлочке?
Ответ. Раиса Кудашева.
14. Что является традиционным новогодним атрибутом во всем мире?
Ответ. Празднично украшенная новогодняя ёлка.
15. Как называют в Казахстане Деда Мороза?
Ответ. Аяз Ата.
Учитель. Всем спасибо. Подведем итоги и получим новогодние сюрпризы.


Учитель. Какие произведение вы читали про Рождество?
Ответы учащихся.
Девочка со спичками. Г.Х. Андерсен.
Щелкунчик и Мышиный Король. Э. Гофман.
Мальчик у Христа на ёлке. Ф.М. Достоевский.
Мальчик с ручкой. Ф.М. Достоевский.
Ночь перед Рождеством. Н.В. Гоголь.
Дары волхвов. О´Генри.

1. Кто является автором сказки «Девочка Снегурочка»?
Ответ. В.И. Даль.
2. Кто является автором сказки «12 месяцев»?
Ответ. С. Я. Маршак.
3. Кто написал сказку «Путешествие Голубой стрелы»?
Ответ. Джанни Родари.
4. Назовите автора сказки «Бабушка Метелица»?
Ответ. Братья Гримм.
5. Какие сказки написал Г.Х. Андерсен, которые можно назвать рождественские или новогодние?
Ответ. «Снежная королева», «Ёлка», «Снеговик»
6. В каком году написал сказку Н. Островский «Снегурочка»?
Ответ. 1873г.
7. Кто написал сказку-подарок о Мышином Короле, которая начинается в Сочельник (24 декабря)?
Ответ. Э. Гофман. Сказка-подарок «Щелкунчик и Мышиный Король».
8. Кто написал «Новый год в Простоквашено»?
Ответ. Э. Успенский.
Учитель. Ребята, подводя итоги на узнавания автора, у меня остался для вас самый интересный вопрос под магической цифрой 9.
9. В 1967 году по решению Международного совета по детской книге (IBBY), 2 апреля, в день рождения великого сказочника, отмечается Международный день детской книги (ICBD). В честь какого сказочника был объявлен Международный день?
Ответ. В честь Ханса Кристиана Андерсена.
Учитель. Молодцы, викторину продолжаем, любимые сказки вспоминаем.

Викторина по сказке «Снежная королева» Г.Х.Андерсена.


1. Какие цветы выращивали Кай и Герда?
Ответ. Розы.
2. Куда попали осколки разбитого кривого дьявольского зеркала Каю?
Ответ. В сердце и глаз.
3. Что отдала Герда речке, чтобы та показала дорогу к Каю?
Ответ. Новые красные башмачки.
4. Как удалось доброй фее уговорить Герду, не искать Кая?
Ответ. Она ее заколдовала, расчесывая золотым гребнем ее прекрасные волосы. «Она была не злая колдунья и колдовала только изредка, для своего удовольствия; а теперь колдовала потому, что ей захотелось, во что бы то ни стало оставить у себя Герду».
5. Назовите цветы, которые росли в садике у доброй феи.
Ответ. Роза, лилия, вьюнок, подснежник, гиацинты, колокольчик, лютик, нарцисс
6. Что дала в дорогу маленькая Разбойница Герде, и что при этом забрала у неё?
Ответ. Она даровала оленю свободу, на котором Герда отправляется дальше в путь, но при этом забрала ее муфточку.
7. На чем пишет письмо лапландка финке?
Ответ. На сушеной треске.
8. Какое слово складывал Кай в замке Снежной королевы?
Ответ. Вечность.

Викторина по сказке «12 месяцев» С.Я. Маршака.

1. В каком месяце в сказке С.Я. Маршака падчерицу отправляет мачеха в лес за цветами?
Ответ. В январе.
2. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?
Ответ. Подснежники.
3. Кому принадлежит идея собрать подснежники зимой?
Ответ. Принцессе.
4. Кем стали мачеха и ее дочь?
Ответ. В собак.

Викторина по сказке «Серебряное копытце» П.П. Бажова.

1. Как звали деда, который взял к себе на житье Дарёнку?
Ответ. Кокованя.
2.На каких условиях согласилась уйти жить к Кокованю девочка-сиротка?
Ответ. Взять с собой кошку, которую она приютила.
3. Как прозвали кошку в сказке «Серебряное копытце»?
Ответ. Мурёнка.
4. Кого хотела увидеть Дарёнка?
Ответ. Серебряное копытце.
5. Что или кто такое «Серебряное копытце»?
Ответ. Козел.
6. Сколько драгоценных камней собрал Кокованя?
Ответ. Столько, сколько в шапку вошло.

Викторина по сказке «Снегурочка» А.Н. Островского.

1. Кто был родителями Снегурочки?
Ответ. Мороз и Весна.
2. Как звали купца, полюбившего Снегурочку безответной любовью?
Ответ. Мизгирь.
3. Что очень любил делать Лель?
Ответ. Петь.

Русская народная сказка «Морозко».

1. Как звали девочку из сказки «Морозко»?
Ответ. Настёнка.
2. Чья дочь возвращалась из леса в злате и серебре в сказке «Морозко»?
Ответ. Старикова дочь.

Народная сказка «По щучьему веленью».

1. Как звали главного героя сказки «По щучьему велению»?
Ответ. Емеля.
2. На чем Емеля отправляется к царю во дворец?
Ответ. На печи.
3. Кому дарует жизнь Емеля?
Ответ. Щуке.
4. Кому Емеля прикажет идти самим домой.
Ответ. Ведрам.

Викторина по сказке «Мороз Иванович» В. Одоевского.

1. Как звали девочек из сказки «Мороз Иванович»?
Ответ. Рукодельница и Ленивица.
2. Что отдает Мороз Иванович Рукодельнице?
Ответ. Ведро пятаков и бриллиант.

Викторина по произведению «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.

1. Что украл чёрт в произведении «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя?
Ответ. Месяц.
2. Куда Солоха предлагает «укрыться» своим гостям?
Ответ. В мешки.
3. Кем является Солоха в произведении Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?
Ответ. Ведьмой.
Учитель. Подведем итоги. Подсчитаем свои жетоны. Итак, сколько снежинок вы заработали?
Ученики подсчитывают. Называют количество полученных снежинок. Выявляются три победителя. Вручаются новогодние сюрпризы.
Учитель. Вашему вниманию предлагаются кроссворды. Что такое кроссворд? Чем он отличается кроссворд от викторины? Ответы учащихся.


Учитель. Все ответы в кроссворд вводим в именительном падеже.
Например: Чем залюбовалась Герда в саду доброй женщины? 7 букв. Ответ. Цветником. В кроссворд ответ вносим в именительном падеже – цветник .
Время на решения кроссворда 13 минут. Ответы вносим в кроссворд ручкой, маркером.
Все учащиеся получают кроссворды и вопросы к ним.

Кроссворд по сказке «Снежная королева» Г.Х. Андерсена.


1. Что «потеряла» Герда в цветнике женщины, умевшей колдовать? 6 букв.
Ответ. Память
2. Родина сказочника, написавшего сказку «Снежная королева»? 5 букв.
Ответ. Дания.
3. Чем любовался Кай, рассматривая этот предмет через увеличительное стекло? 8 букв.
Ответ. Снежинка.
4. Кто подарил Герде Северного оленя? 10 букв.
Ответ. Разбойница.
5. «…был молод и красив, но только затылком напоминал Кая». Чье это описание? 5 букв.
Ответ. Принц.
6. «Но вот настала весна, выглянуло солнце.
- Кай умер и больше не вернется! Сказала …
- Не верю! – возразил солнечный лучик.
- он умер и больше не вернется! – повторила она ласточкам.
- Не верим! – отозвались они.
Под конец и сама … перестала в это верить". О ком идет речь? 5 букв.
Ответ. Герда.
7. Какое явление природы встало на пути к замку Снежный королевы? 6 букв.
Ответ. Метель.
8. Какая птица в четвертой истории «Принц и принцесса» помогает Герде?5 букв.
Ответ. Ворон.
9. На каком транспорте увезла Снежная королева Кая в свои чертоги? 5 букв.
Ответ. Санки.
10.Кто помогает добраться Герде до Лапландии? 5 букв.
Ответ. Олень.
11.«Из льдин Кай складывал слова, но никак не мог сложить слово «…». Какое слово складывал Кай в замке Снежной королевы? 8 букв.
Ответ. Вечность.
12.Кто является автором сказки «Снежная королева»?
Ответ. Ганс Андерсен.
Учитель. Всем спасибо. Подведем итоги. А сейчас познакомьтесь с правилами работы над следующим кроссвордом.


Учитель. Предлагаю ответить на вопросы, а вопросы вы можете найти в представленном квадрате.

Кроссворд на вычеркивание


Вопросы к кроссворду
1. "В лесу родилась..."
Ответ из 6 букв. Ёлочка.
2. "..., Красный нос".
Ответ из 5 букв. Название поэмы Н. А. Некрасова. Мороз.
3. "Синий-синий... лег на провода".
Ответ из 4 букв. Строчка из песни. Иней.
4. Замерзшие "слезы" крыш.
Ответ из 8 букв. Сосульки
5. Любят ребята зимой бросать друг в друга...
Ответ из 6 букв. Снежки.
6. В старину этот месяц назывался "сечень".
Ответ из 6 букв. Январь
7. Любимое время школьников, и учителей, но его не очень любят родители?
Ответ из 8 букв. Каникулы.
8. Весело съезжать на них с крутой горки.
Ответ из 5 букв. Санки.
9. Бегун по льду.
Ответ из 11 букв. Конькобежец
10."Замела... дороги, все вокруг белым-бело".
Ответ из 6 букв. Слово из песни. Метель.
11. Ледовый танцор.
Ответ из 8 букв. Фигурист.
12. А этот месяц назывался в старину "студень".
Ответ из 7 букв. Декабрь.
13. Горушка, которая бывает только зимой.
Ответ из 6 букв. Сугроб.
14. Две доски на ногах, да две палки в руках, кто это такой?
Ответ из 6 букв. Лыжи.
Учитель. Предлагаю сверить свои ответы.


Вопросы данного кроссворда были опубликованы в журнале "Костер" за февраль 2000 года.

Кроссворд «Подарок»


Учитель. Ответив на поставленные вопросы, вы получите в награду «подарок».


1. Кем приходилась Настенька мачехе в сказке «Морозко»?
Ответ. Падчерица.
2. Продолжите название сказки «Серебряное …»
Ответ. Копытце.
3. Как звали сестру Кая в сказке «Снежная королева»?
Ответ. Герда.
4. Какой месяц подарил падчерице кольцо в сказку «Двенадцать месяцев»?
Ответ. Апрель.
5. Какие цветы выращивали Кай и Герда в сказке «Снежная королева»?
Ответ. Розы.
6. Кем был Серебряное копытце из сказки Павла Бажова?
Ответ. Козел.
7. Кто повез Настеньку и Иванушку из дома Морозко?
Ответ. Кони.
Учитель. Молодцы. Многие из вас хорошо справились с заданиями. Предлагаю вам дома к следующему мероприятию подготовить свой кроссворд на вычеркивание или кроссворд, в котором задумано главное слово, или слова ответы, к которым надо подготовить вопросы. Например, кроссворд может выглядеть примерно так, а вам надо приготовить вопросы.


Учитель. Ребята, перед вами последнее задание. Тесты по сказкам. Вам надо дать один правильный ответ на поставленный вопрос, внеся результаты в специально подготовленный лист.Время на выполнения задания 18 минут.
Можно, чтобы учащиеся отмечали правильные ответы сразу в листе-опроснике, но проверять будет немного сложнее и дольше, но с другой стороны ученик видит свои ошибки и правильные ответы. Выбор за вами, уважаемые коллеги.
Тест.

Сказка за сказкой


Все учащиеся получают распечатанные тесты.
1. В какое время происходит действие в сказке Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка»?
А. Зимой.
B. Летом.
C. Весной.
D. Осенью.
E. Ночью.
2. Чего или кого не было у старика со старухой в сказке Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка»?
А. Денег.
B. Еды.
C. Детей.
D. Дочки.
E. Дома.
3. Где решили выйти старик со старухой в сказке Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка»?
А. За ограду.
B. За дом.
C. За лес.
D. За ворота.
E. За холм.
4. Из чего появилась Снегурочка в сказке Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка»?
А. Из горошины.
B. Из бобового зернышка.
C. Из комочка.
D. Из макового зернышка.
E. Из снежного облачка.
5. В какое время происходит действие в сказке «По щучьему велению»?
А. Зимой.
B. Летом.
C. Весной.
D. Осенью.
E. Ночью.
6. В сказке «Морозко», какую шубу в подарок получила старикова дочка?
А. Лисью.
B. Норковую.
C. Соболью.
D. Песцовую.
E. Мутоновую.
7. Как звали главную героиню в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце»?
А. Алёнка
B. Дарёнка
C. Снегурка
D. Дарьюшка
E. Марьюшка
8. Как прозвали кошку, которую приютила девочка-сиротка в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце»?
А. Мурёнка.
B. Шустрёнка.
C. Бездомка.
D. Бусёнка.
Е. Мусёнка.
9. Кто был «серебряным копытцем» в одноименном сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце»?
А. Лось.
B. Олень.
C. Жеребец.
D. Козёл.
Е. Осёл.
10. Что уронила Рукодельница сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» в колодец?
А. Веревку.
B. Клубок.
C. Веретено.
D. Ведерко.
E. Расческу.
11. В одном доме жили две девочки – Ленивица да...? Сказка «Мороз Иванович» В. Одоевского.
А. Работница.
B. Чернивица.
C. Рукодельница.
D. Смекалица.
E. Кружевница.
12. Кого считала Ленивица, сидя у окошка? Сказка «Мороз Иванович» В. Одоевского.
А. Мух.
B. Жуков.
C. Цыплят.
D. Курочек.
E. Синичек.
13.Что уронила Рукодельница в колодец? Сказка «Мороз Иванович» В. Одоевского.
А. Веретино.
B. Спицу.
C. Ведерко.
D. Колечко.
E. Перстень.
14. Что ел Мороз Иванович, сидя на ледяной лавочке? Сказка «Мороз Иванович» В. Одоевского.
А. Холодное мороженое.
B. Снежные комочки.
C. Ледяные сосульки.
D. Холодные льдинки.
E. Снежные комочки.
15. Что ела на обед Рукодельница? Сказка «Мороз Иванович» В. Одоевского.
А. Сосульки.
B. Шишки.
C. Снежинки.
D. Мороженое.
E. Морковку.
16. Что подарил Мороз Иванович Рукодельнице за ее работу? Сказка «Мороз Иванович» В.Одоевского.
А. Серебряный слиток и брильянт.
B. Золотой слиток и брильянт.
C. Драгоценные камни.
D. Горсть серебряных пятаков и брильянтик.
E. Соболью шубу.
17. Сколько дней жила Рукодельница у Мороза Ивановича? Сказка «Мороз Иванович» В. Одоевского.
А. 1 день
B. 2 день.
C. 3 дня.
D. 3 недели.
E. Неделю.
18. Из скольких историй состоит сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева»?
А. 9.
B. 3.
C. 7.
D. 5.
E. 13.
19. Какие цветы росли в горшках у Кая и Герды в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»?
А. Тюльпаны.
B. Розмарины.
C. Розы.
D. Ромашки.
E. Хризантемы.
20. Кто во дворце принца и принцессы в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» помогал Герде?
А. Принц.
B. Принцесса.
C. Король.
D. Ворон.
E. Полевая мышь.
21. В сказке «Снежная королева», каким оружием угрожала маленькая разбойница Герде?
А. Ножом.
B. Мушкетом.
C. Дубинкой.
D. Ремнем.
E. Кнутом.
22. О каком предмете рассказывается в следующем отрыве из сказки «Снежная королева»?
"Однажды в зимний день, когда шел снег, он (Кай) пришел к Герде с большим увеличительным стеклом; подставил под … и сказал девочке:
- Погляди в стекло, Герда
- Видишь, как хорошо сделано!.. И какая точность! Ни одной кривой линии!"
А. Сосульками.
B. Льдинками.
C. Снежинками.
D. Камнями.
E. Льдом.
23. Сколько гостей пришло к Солохе в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»?
А. 4.
B. 3.
C. 5.
D. 2.
E. 7.
24. Что крадет черт для Солохи в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»?
А. Мешки.
B. Кулич.
C. Метлу.
D. Звезды.
E. Месяц.
25. Что должен был принести Вакула для Оксаны в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»?
А. Атласные ленты, как на платье царицы.
B. Туфельки, как у царицы.
C. Валенки, как у Солохи.
D. Черевички, как у царицы.
E. Сапожки с ноги царицы.
26. С кем отправляется Вакула к царице во дворец в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»?
А. С купцами.
B. С запорожцами.
C. С мужиками.
D. С боярами.
E. Один.
27. На каком транспорте добрался до дворца императрицы Вакула в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»?
А. Пешком.
B. На санях.
C. На метле.
D. На чёрте.
E. На лошадях.
28. В каком жанре написано произведение «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя?
А. Сказка.
B. Фантастика.
C. Фэнтези.
D. Мистика.
E. Сказ.
Самопроверка. Ответы можно продиктовать, раздать заранее заготовленные бланки с ответами:
1а; 2d; 3d; 4c; 5a; 6c; 7b; 8a; 9d; 10d; 11c; 12a; 13c; 14e; 15d; 16d; 17c; 18c; 19c; 20d; 21a; 22c; 23a; 24e; 2d5; 26b; 27d; 28d
Оценка. 1–2 – ошибок «5»; 3–4 – ошибки «4»; 5–8 – ошибки – «3»; 9 и более – читайте внимательнее сказки.
Можно продемонстрировать слайд с ответами для организации проверки тестовых вопросов.

Тест по пьесе-сказке

С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

5 класс.

1. Что такое пьеса?

а) литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра;

б) занимательное произведение о необыкновенных событиях и приключениях;

в) малая форма эпического произведения, повествующая об одном или нескольких событиях в жизни человека;

г) средняя форма эпического произведения, в котором рассказывается о людях, событиях.

2. Какое четверостишие профессор попросил написать королеву во время урока?

а) никакого;

б) Под праздник новогодний/Издали мы приказ:/Пускай цветут сегодня/Подснежники у нас!;

в) Травка зеленеет,/Солнышко блестит,/Ласточка с весною/В сени к нам летит;

г) В лесу цветет подснежник,/А не метель метет,/И тот из вас мятежник,/Кто скажет: не цветет?

3. Кто из героев сказки С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев» произносит следующие слова: «Теперь не могу писать. Все пальцы в чернилах»?

а) королева;

в) профессор;

г) старуха мачеха.

4. Как королева подписывала указы?

а) обдумав;

б) не думая;

в) выбирала по количеству букв;

г) как посоветуют министры.

5. Что пообещала королева тому, кто найдет в лесу подснежники под Новый год?

а) платье;

б) корзину золотых монет;

в) подарки;

г) игрушки.

6. Кого оповестил народ о королевском приказе в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?

а) профессор;

б) глашатаи;

в) королева;

г) канцлер.

7. Кому в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» принадлежат такие слова: «И вас жалко, и золота жалко, а больше всего себя жалко! Ну, что вам стоит? Эка невидаль – метель. Закутайтесь потеплее и пойдите»?

б) старухе мачехе;

в) падчерице;

г) королеве.

8. Почему мачеха послала за подснежниками падчерицу, а не родную дочь?

а) она знает, где растут цветы;

б) она знает, где растут грибы;

в) она всё найдёт;

г) её не жалко.

9. Что делала падчерица в зимнем лесу?

а) играла;

б) хворост собирала;

в) ёлку выбирала;

г) заблудилась.

10. Кто помог падчерице найти подснежники в зимнем лесу под Новый год?

а) колдунья;

б) двенадцать месяцев;

в) мачеха;

г) сама нашла.

11. Откуда братья-месяцы хорошо знали падчерицу?

а) им рассказали птицы;

б) так как видели, как она работала каждое время года;

в) им о ней рассказал солдат;

г) им рассказали звери.

12. Для чего апрель подарил девушке кольцо?

а) чтобы она могла позвать на помощь;

б) чтобы ей позавидовали;

в) чтобы она стала богатой;

г) хотел на ней жениться.

13. Почему братья-месяцы помогли падчерице?

а) хотели с ней подружиться;

б) она им нравилась;

в) чтобы не мешала;

г) пожалели.

14. Кто из детских писателей ХХ века писал о сказке: «В хорошей сказке не меньше жизненной правды, чем во всякой другой – хорошей - повести, пьесе или поэме»?

а) А.Аверченко;

б) П.П.Бажов;

в) С.Черный;

г) С.Я.Маршак.

15. Кто из героев сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» понравился и почему?




Top