Все о трендах 21 века. Главные тренды первого десятилетия XXI века

Теленеделя с Александром Мельманом

Итак, матч века: «Точь-в-точь» на Первом против «Один в один» на «России». Грандиозно, неподражаемо. Теперь все воскресенья наши: три часа на одну программу против трех часов на другую. Причем они же еще и пересекаются! Пародисты, блин.

В прошлом году все-таки это было одноразово, и только на Первом. Хотя формат приобрели продюсеры с канала «Россия», но, как это часто бывает, не поняли своего счастья и отдали (продали?) конкурентам. Конкуренты воспользовались неожиданным подарком, после чего «Один в один» стал самым рейтинговым проектом прошлого сезона. Тут «Россия» очухалась, вернула свое. Ну, и Первый посчитал, что грешно резать курицу, несущую такие золотые бабки, чуть изменил правила игры и тоже запустился. Теперь мы видим, что такое извращение по-телевизионному.

Нет, сами по себе программы замечательные. В прошлом году «Один в один» на Первом помимо пародийных номеров выиграл за счет классного ведущего Александра Олешко и полуведущей Нонны Гришаевой. За счет жюри, где каждому было что сказать и люди там самовыражались по полной. Так наконец-то мы узнали, что из себя представляет Людмила Артемьева. Замечательная актриса оказалась! И Ревва был очень хорош, и Казарновская умна, и Хазанов знал абсолютно всех, кого пародируют: от Софочки Ротару, когда та еще девушкой была, до Леонида Утесова, свидетеля на его свадьбе.

Один раз такое можно посмотреть. Но вот опять: тот же Хазанов с Казарновской да Ярмольник на новенького. И сразу стало скучно. Геннадий Хазанов восседает сейчас в жюри чуть ли не всех программ. А где же чувство меры? Он пикируется с Ярмольником, и кажется, будто эта сладкая парочка вообще ничего не замечает вокруг. Но интересна-то, она, по-моему, только себе. Леонид Ярмольник, сыгравший лучшую и главную свою роль у Алексея Германа, после 15 лет счастливых съемочных мучений сейчас, кажется, на программе «Точь-в-точь» просто решил расслабиться, отдохнуть. Никто не говорит, что после Руматы в «Трудно быть Богом» он теперь обязан быть застегнутым на все пуговицы. Нет, разным, конечно, ну уж коль согласился человек судить именно такую передачу, будь добр выкладывайся по-серьезному.

В этом смысле «Один в один», но уже на «России», интереснее. Наконец-то может себя показать Максим Галкин, умный и тонкий человек на самом деле. Как и Юрий Стоянов, хотя я от него ожидал чуть большего. Алексей Чумаков, посаженный в жюри за свои великие заслуги первого сезона (он же победитель!), тоже проявляет себя нестандартно, хотя порой и не очень адекватно. Он глубоко чувствует, но сформулировать это может не всегда.

Итак, если сравнивать два проекта, я отдам предпочтение «России». Хотя бы потому, что там есть новые люди. Однако единственный плюс «Точь-в-точь» (но очень большой) - это все тот же Александр Олешко. Вот он почему-то не надоедает, его реплики, реакция интересны, часто пронзительны и всегда умны. А его конкурент Игорь Верник… Ну, я думал, он совсем сладеньким будет, белозубеньким. Ан нет, все-таки сказывается школа МХАТ. Но Верник именно играет, скорее даже наигрывает, но не живет программой. Олешко совсем другой, органичный, легкий, искрящийся, но не сливающийся со своим зрителем.

Теперь о главном - о маразме. Он в том, что в России (не канале, а стране!) главным событием на ТВ после Украины является вот эта борьба нанайских мальчиков - совершенно однотипных пародийных форматов. И это вы называете развлечением? Для домохозяек и их мужиков, утомленных нарзаном, - да. А для нормального человека?

Музы молчат?

Когда говорят пушки, музы молчат. Пушки, слава богу, пока не стреляют, и очень хочется, чтобы до этого вообще не дошло. А музы… Я сейчас вас с ними познакомлю. Борис Берман и Ильдар Жандарев, прошу любить и жаловать.


Мастера высочайшего класса, но их опять практически нет в телевизоре. Вот только что вернулись, но надолго ли? Действительно, кому нужны эти две красивые хрупкие розы, эмблемы печали, когда у нас сначала Олимпиада, а потом Украина происходят в режиме нон-стоп.

Ох, нелегко сейчас интеллигенции на общедоступных каналах. Чуть что, ее выбивают из сетки пинком под зад. Вот Петр Толстой нужен, потому что кто же, как не он, нам откроет глаза на события в Киеве и в Крыму. И Владимир Познер нужен, и Ургант, чтобы нам слезы вытирать.

Берман и Жандарев - это признак нормальности. Но нормальность нам сейчас не нужна, она не в моде. Мы сейчас хотим быть пафосными, кричащими, патриотичными. А просто так - о культуре, о литературе… Ну кому это надо?

Только возвращение Б. и Ж. - хороший знак. Признак, что мы приходим в себя. Или просто должны когда-нибудь прийти. Черт дернул Бориса и Ильдара родиться в России с умом и талантом, но коль уж родились, пожалуйте на сцену. А играть им особо не дают. Хотя только ум и талант может нас спасти.

И еще та самая память. На Первом всё же понимают, что нельзя так больше, про одну Украину. Ведь еще есть жизнь, есть смерть. Уходят люди, большие люди, настоящие. И когда не стало Анатолия Кузнецова, его, слава богу, не забыли (хотя при жизни в последние годы не особо и помнили), несмотря на все наши политические заморочки. На Первом тут же, поломав сетку, дали документальный фильм об артисте, а потом, конечно же, «Белое солнце пустыни»…

Значит, человеческое из нас все-таки ушло не совсем.

Мы сами порой не успеваем за развитием своей же жизни, и тем более — цивилизации.
Тенденции и технократичность 21 века, кажется, начинают выходить из-под контроля. Мир вещей диктует личности и живому опыту уход на второй план. Но суть в том, что человек не перестает быть человеком, то есть существом социальным и индивидуальным. И именно поэтому силу набирает новый тренд. И рождается он из глубокой неудовлетворенности людей.

Тренд #1. Реальность, мы уходим!

Человеческий фактор стал камнем преткновения на пути автоматизации. Чем слабее человеческий фактор – тем надежнее. Все самые успешные банки перешли в онлайн. Деньги становятся невидимыми (слышали про биткоины?).

Может быть, и людям это тоже предстоит? Ведь учиться у живого человека не обязательно, все можно сделать удаленно через онлайн сервисы. Их сейчас тысячи, десятки тысяч. Уже сейчас мы учимся у роботов.

Работать рядом тоже не обязательно. Бывает, работодатель и соискатель даже ни разу не видели друг друга вживую.

Детство модицифицировалось: за детей все придумали — все можно пощупать и потрогать. Нет надобности проявлять и развивать фантазию. Дети нашего века не будут отличать реальное от нереального, потому что они уже никогда не увидят мир отдельно от виртуальной реальности.

Искусственный интеллект создает ситуацию, когда интеллектом человека пользоваться не нужно, да и надобность в самих людях отпадает. Ведь человеческий фактор – это неудобно.

А технология блокчейн ? Окончательный уход от любого соприкосновения с человеком, когда связующим звеном, гарантией чего-либо в этом мире становятся алгоритмы и компьютеры.

Тренд #2. Информация находит нас сама

Информации стало слишком много, и она стала слишком доступна. Она запуталась в собственном клубке так, что сама не сможет отделить зерна от плевел – важное от пустого. А учителей стало слишком много. Сегодня каждый пятый позиционирует себя как гуру и стремится скорее научить заработать миллион.

Информация оцифровалась
Сначала знания можно было получить при разговоре с мудрецом. Из уст в уста.
Потом книгу можно было взять в библиотеке.
Потом в магазине за углом.
Потом мы собрали 17 000 книг на маленькой флешке весом в 2 грамма.
Теперь большую часть оперативной информации мы «гуглим».

Информация находит тебя сама
Кстати, про «гуглим». Сегодня вся информация мира доступна через поисковую строку.
Более того теперь не только мы ищем информацию, но и она ищет нас. И находит. Оставить где-то свой e-mail чревато целой тонной спама — уникальной, бесценной и эксклюзивной информации, которая поможет стать богатым, здоровым и красивым за 1 неделю.

Big Data
А вот это супер современная, сложная и действительно Большая технология. Апогей тренда. База, в которой есть каждый. База, в которой про каждого знают практически всё. Единственный метод отстранения – оставлять поменьше цифровых следов, однако насколько это возможно в наше время?

Тренд #3. Нет критериев, нет рамок, нет принципов

Размытие всех рамок, что такое хорошо и что такое плохо.
Размытие традиций, размытие и смешение культур, уход от различий. Нет критериев и нет рамок. Опереться не на что. Во главе угла – толерантность. Нет понимания, где человек начинается, а где заканчивается. Есть один принцип – свобода. А значит завтра можно будет всё. И если кто-то против, то он будет обвинен в нетерпимости.

Самое известное духовное течение последних столетий – Нью-эйдж. Здесь нет доктрины, нет принципов, нет лидера или основоположника, нет конкретных ритуалов. Вообще нет ничего конкретного. Это микс всего, что есть и было в мире. Это слияние всего со всем, где человек окончательно теряет ориентиры.

Тренд #4. Ц — ценность

Все три тренда имеют общий корень. Имперсонализм. Когда значимость личности, ее особенностей, ее рамок и живого опыта уходит на второй план.

Суть четвертого тренда в том, что человек не перестает быть человеком. И чем больше первые три тренда набирают силу, тем больше человек чувствует неудовлетворенность:

  • из-за отсутствия живого взаимодействия, передачи настоящего живого человеческого опыта, а не безграничного количества мертвой информации;
  • из-за отсутствия пусть и несовершенного, но хоть какого-то ориентира или правды в этом мире.


Силу набирает новый тренд. И рождается он из глубокой неудовлетворенности людей.

  • Люди готовы переплатить, но пообщаться с живым человеком, когда звонят в банк, а не с автоинформатором.
  • Люди покупают там, где создана человеческая атмосфера, а не атмосфера роботов.
  • Люди покупают там, где о покупателе заботятся, где он может доверять и доверяться. А это невозможно без человеческой эмпатии.
  • Люди хотят найти одного друга, с которым можно душевно общаться, и избавиться от 5000 формальных друзей.
  • Проще задать конкретные вопросы опытному человеку, чем ворошить терабайты информации.
  • Разговоров про наставничество все больше.
  • Двухчасовое общение в группе из 7 человек, разбирающихся в теме, в сто раз полезнее, чем море книг. Потому что они практики с живым опытом.


Искренность становится самым ценным в нашем обществе.
Это точка сингулярности человечества. Мы достигли предела, стали достаточно далеки друг от друга, чтобы вновь наконец начать движение друг к другу. В любых формах и по любому поводу.

В мире только те компании становятся лидерами, которые точно знают – что такое «правильно». Которые имеют идеологию и определенный набор ценностей. Все мировые бренды имеют идеологию и следуют своим ценностям! Лидерами становятся люди, которые пренебрегают терпимостью, они кажутся самодурами, но четко знающими, где правда, а где ложь. Побеждают те, кто имеет сплоченную и лояльную команду, в которой каждый может опереться друг на друга. Люди уважают тех, у кого за словами есть дело. Объединиться очень просто, если есть конкретный набор ценностей.

Люди любят прямоту. Люди любят идеи. Люди любят Личностей.

Вместо postscriptum

Опираясь на четвертый тренд, клуб способен создавать правильное окружение и #БытьПримером для общества. Мы верим, что за нашими делами стоят еще бОльшие дела. Правильные, идейные, живые.

В последние десять лет существует множество аналитических обзоров в медиа пространстве, предсказывающих, что экономическая система мира находится на грани существенных изменений, которые окажут беспрецедентное влияние на все стороны жизни человечества.

Особое внимание экономистов, инвесторов и предпринимателей обращено на то, каким образом произойдет смена старого уклада рентной (основанной на судном проценте) экономики на принципиально новые форматы.

Среди главных долгосрочных тенденций, на которые следовало бы обратить особое внимание любого инвестора, финансиста, то это, прежде всего:

  1. быстрое распространение новых финансовых систем , основанных на перспективных информационных технологиях. Например, структура финтека «блокчейн» (система распределенного доступа) способна навсегда, если не упразднить, то существенно снизить роль таких консервативных институтов, как банки, страховые компании, различные и даже многих государственных институтов.
  2. рост замещения сырьевого сектора экономики высокотехнологичными производствами . Особое внимание здесь следует обратить на то, что происходит масштабная роботизация технологических процессов, которая не только повышает производительность и эффективность капитала, но и высвобождает десятки миллионов людей по всему миру.
  3. запрос среди большинства ведущих инвестиционных компаний и фондов на долгосрочную стратегию инвестирования . Этот спрос сконцентрирован на уходе от спекулятивных финансовых инструментов, где существуют большие риски волатильности (риска). Особенно это касается торговли деривативами (опционы и фьючерсы), по которым существует гигантский навес ничем не обеспеченных долгов (порядка 200 трлн. долларов).
  4. общая мировая тенденция на внедрение, как в производстве, так и в бытовой жизни «зеленых технологий» . Это выражается не только в развитии возобновляемых источников энергии, но и использование экологически чистых материалов, а также развитие биотехнологий, улучающих общий генотип человека (anti aging) .

Особый интерес для инвесторов нового поколения, может представлять такой сектор финансовых инвестиций, которые недавно получил название «green bonds». Основные положения эмиссии и обращения облигаций сектора «зеленых инвестиций» были приняты на международном форуме и имеют законодательную форму в виде Paris Agreement 2016.

Что представляют собой «зеленые бонды», и какое место они могут занять , и в стратегии трейдеров, инвесторов, о том какие фундаментальные основы управления капиталом в них заложены и будет рассказано в этой статье.

В общем виде «зеленые бонды» мало чем отличаются от традиционных финансовых инструментов с фиксированным доходом облигации.

К этим преимуществам «green bonds» можно отнести следующие:

  1. облигации компаний зеленого сектора имеют значительную налоговую преференцию (tax exemption). Т.е. инвестор практически освобождается от налогов, как по процентным платежам, так и по общим доходам от сделок с ними на рынке (финансовый рынок).
  2. инвестиции в корпоративные бонды зеленого сектора позволяют получить долгосрочные фиксированные доходы . Эти доходы лишены волатильности (риска), который считается обычным для стандартных облигаций, не говоря уже об акциях и валютном рынке.
  3. перспектива спроса на «зеленые» активы будет иметь экспоненциальный рост в ближайшие два десятилетия . Например, в 2016 году общий объем инвестиций в «зеленые бонды» составлял порядка 2% от всех инвестиций на долговом рынке. Однако по сведениям экспертов «S&P Dow Jones Indices» к 2050 году общий объем «зеленых бондов» в портфелях инвесторов будет составлять не менее 70%.

В подтверждение этих слов и предположений следует привести очень показательную статистику.

Первые облигации «зеленого сектора» появились в 2007 году, и их эмитентом был European Investment Bank. Спустя год такие же облигации были выпущены Всемирным банком (World Bank).

Уже к концу 2015 года сумма инвестиций, вложенных в «зеленые облигации» составил порядка 43 млрд. долларов. В начале 2017 года объемы покупки green bonds составил более 87 млрд. долларов.

Может показаться немного странным, но основным покупателем таких облигаций стал Китай. Вероятно, курс взятый Компартией Китая на улучшение экологии по всей стране, предусматривает не только прямое вложение денег в экологию (например, высадка деревьев в проекте Внутренняя Монголия), но и получать от этого еще и доходы. Суммарные вложения китайских инвесторов в 2016 году составили более 20 млрд. долларов.

Кроме Китая, интерес к «зеленым инвестициям» проявляют инвесторы по всему миру. Это вызвало очень мощное движение выпуска вторичных облигаций «зеленого типа». Например, многие торговые площадки (). Среди них лидируют — фондовые биржи Люксембурга, Швеции, Лондона, Мексики (Bolsa Mexicana de Valores).

Торговые площадки Китая (Shenzhen Stock Exchange and Shanghai Stock Exchange) в 2016 году запустили специальные программы подписки на новые облигации «зеленой серии», что нашло среди частных инвесторов большой спрос.

Кроме этого, в 2014 году на бирже в Нью — Йорке (NYSE), появился и первый индекс активов, имеющих «зеленый цвет». Индекс «S&P Green Bond Index» предназначен для оценки и индикации общего мирового спроса на финансовые инструменты, связанные с экологическими программами и компаниями.

В качестве заключения

Остается только добавить, что кроме «зеленых инвестиции» перспективным направлением для вложения капитала в 21 веке будут проекты (компании и ценные бумаги), связанные с социальной сферой. Это и медицина с упором на продление жизни. Образование, которое будет строиться по принципу индивидуального обучения. И даже бытовое устройство жизни человека, начиная от «интернета вещей» («умный дом») и заканчивая 3 D печатью новых домов.

Это непосредственно связано с «зелеными технологиями», ибо строить чудный зеленый сад Эдема, без столь же совершенного человека — невозможно.

Журнал «Русский репортер» выделил десять трендов уходящего десятилетия: общество стало сетевым, социальное государство погрузилось в кризис, мобильная связь дошла до всех, мир стал многополярным, люди научились читать геномы, приватное пространство стало общим, ученые перестали работать на войну, 3D-кино и мультики захватили мир, толерантность дошла до абсурда, спорт превратился в биотехнологию.

О своем видении трендов десятилетия координатору международной экспертной группы Сергею Сибирякову рассказали коллеги-эксперты.

: Что можно добавить или убрать из этого списка основных трендов первого десятилетия 21 века?

Игорь Богатырев - журналист, редактор службы новостей сетевого журнала «Полярная звезда» (Тверь, Россия):

Мир стал не многополярным, а монополярным, и потому деградирует.

Приватное пространство пытаются сделать общим, но оно еще таковым не стало. Слава богу.

Ученые перестали работать на войну? Скорее, они перестали работать на мир.

Кино и мультики мир тоже не захватили.

С остальным согласен.

Эдуард Афонин - доктор социологических наук, профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины (Киев, Украина):

Пожалуй, можно оставить лишь один - люди научились читать геномы.

Лариса Бельцер -Лисюткина - историк, социолог, культуролог, кандидат философских наук, преподаватель Свободного университета (Берлин, ФРГ):

Общество стало сетевым - это преувеличение. Не всё общество и не во всех странах стало сетевым.

Мобильная связь дошла до всех - то же самое.

Приватное пространство стало общим - не согласна. Почему оно стало общим? Оно стало более прозрачным чем раньше, благодаря электронным средствам коммуникации. Но ОБЩИМ оно не стало.

Ученые перестали работать на войну - это, увы, не так.

3D-кино и мультики захватили мир - пока нет. Новые виды энтертейнмента находятся пока на старте.

Толерантность дошла до абсурда - до абсурда дошёл страх перед будущим у консервативных слоёв общества, не готовых жить в глобальном мире.

Спорт превратился в биотехнологию - не думаю. Пока ещё нет. Но медицина и биология неуклонно сближаются с биотехнологиями. Со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.

Федор Толстой — IT-предприниматель, поэт и переводчик (Бостон, Массачусетс, США):

Из вышеуказанного списка не согласен с некоторыми пунктами.

Мир стал многополярным. Мир пока не стал многополярным. Могущество США потускнело, но новых полюсов силы не видно. Китай не играет лидирующей роли почти нигде, исламский мир разобщен, Европа политически пассивна, Россия погружена в коррупцию и ей не до лидерства.

Толерантность дошла до абсурда. Это просто бред. До абсурда дошел страх толерантности у людей, выросших под влиянием ксенофобских мифов. Толерантность же, напротив, продолжает играть позитивную роль в развитии современного Западного общества.

Спорт превратился в биотехнологию. По сравнению с поставленным на поток производством биоатлетов в ГДР эта тенденция скорее замедлилась в 21 веке.

Вообще интерес к индивидуальному спорту утихает, а в командных видах допинг хотя и играет роль, но не решающую.

Глобальный джихад. Странно, что это еще не отражено, хотя 21 век фактически начался не с карнавалов 2000, а с 9.11. Вместо локальных вспышек исламского терроризма, которые сопровождали местные территориальные конфликты конца 20-го века, Усаме бен Ладену и его сторонникам удалось создать и внедрить в массовое сознание идеологию глобального джихада - террористической войны мусульман с Западом. Теперь она известна во всех уголках мира, где живут мусульмане: от Синцзяна до Лос Анжелеса. И любой недовольный жизнью мусульманин может в любой момент на нее "подписаться" и включиться в движение - интернет ему в помощь. Борьба с этим явлением будет отнимать у запада значительные ресурсы и успешно тормозить глобализацию исламских стран, что усиливать их изоляцию и отставание от остального мира.

Демографический и иммиграционный кризис Запада. Модель экстенсивного развития: "нужды стареющего населения удовлетворяются за счет притока мигрантов" перестала работать. Количество мигрантов превысило критическое значение, когда абсорбция стала безболезненной. Ограничения на приток рабочей силы ведут к сокращению возможности государств платить по социальным обязательствам.

Грядет повсеместное увеличение пенсионного возраста и пересмотр пенсионной системы. "Долгая, здоровая и беззаботная старость" которой наслаждалось нынешнее поколение пенсионеров на западе стала недостижима большинству, грядет "долгая, здоровая и работающая старость".

Триумф технологической медицины и кризис медицинского страхования. Медицинская наука достигла уровня, когда при инвестициях достаточного количества денег можно не учиться лечить любой конкретный недуг и продлять жизнь человека, если не неограниченно, но на долгие годы. В связи с этим концепция "социального здравоохранения", когда считалось, что человек имеет фундаментальное право на "спасение жизни", то есть бесплатное лечение от смертельных болезней, становится невозможной. Из-за нехватки средств борьба за то, как будет решаться вопрос: кого лечить, а кого "оставить умирать" еще предстоит Западному миру. Россия здесь, как ни странно, пионер, ибо система бесплатной медицины фактически ограничена базовыми процедурами, и общество с этим смирилось.

Победа над расизмом. Избрание Обамы президентом США ознаменовало победу над "биологическим" расизмом в этой стране. Да и, фактически, во всем мире. Белая раса больше не считается и сама себя не считает "расой господ". Китайцы и индусы, вслед за японцами и корейцами, доказали, что они не уступают белым ни в каких талантах, успехи многих черных стали не исключением, а привычным явлением. Напряженность между расами сменилась культурной ("вестернезированные" - "дикие") и религиозной (особенно исламофобией, связанной с Глобальным Джихадом).

Глобализация повседневной жизни. В связи с развитием информационных технологий национальная изоляция полностью исчезла, даже в самых отдаленных уголках мира. Блогер в Непале может находить аудиторию в Европе. Сын, уехавший из восточно-европейской деревушки в США, говорит с родителями каждый день (по скайпу), как если бы он жил на соседней улице. Даже языковый барьер перестал быть препятствием с появлением качественных трансляторов, вроде гугловского. Процесс интеграции культур, идей, экономик вышел на новый уровень. Упрощение визового режима для среднего класса и дешевые авиабилеты сделали физические границы незаметными. Один из результатов процеса: формирование глобального среднего класса, очень слабо связанного с местом своего физического пребывания, и живущего как социально, так и экономически "в сети". Повсеместно формируются колонии "экспатов", физически живущих, где дешевле и теплее, но социально мало с этой землей не связанных.

Даниэль Штайсслингер - журналист и переводчик (Лод, Израиль):

На мой взгляд, 3D тут лишнее. Мода на них пройдёт. Тем более, что используется технология, известная ещё в 60-е годы прошлого века (в Москве был стереокинотеатр, основанный на том же эффекте, может, и сейчас сохранился, ничего особенного).

Лев Вершинин - писатель и политолог (Торревьеха, Аликанте, Испания):

Я бы добавил, что "доктрина Брежнева" официально стала доктриной "свободного мира", который ее когда-то ожесточенно критиковал, а принцип "Демократия, как власть большинства, выбор которого окончателен", официально и неприкрыто изжил себя. Кроме того, важный тренд времени в том, что двойные стандарты стали нормой жизни.

Вадим Булатов - журналист, публицист, блогер (Нижний Тагил, Россия):

1. Реальная доминация капитала и рынка, у которой не осталось ограничений все ждали, что кризис обрушит рыночную экономику, но этого не произошло. Кризис переподчинил суверенные государства мировому финансовому капиталу и у того не осталось соперников.

2. Отход от классической демократии. Политические программы кандидатов в демократических государствах находятся под настолько тяжелым гнетом политкорректности, что стремятся к полной унификации. Выборы больше не дают человеку право высказываться с их помощью по действительно важным вопросам.

3.Виртуализация базовых сфер жизни: финансов, труда, развлечений, общения...

4. Разделение труда в глобальном масштабе.

Стоит убрать:

1. Многополярный мир. Мир движется к однополярности, но несколько другого типа, чем классическое силовое доминирование.

2. Ученые перестали работать на войну?

3. 3D мультики? Это частный случай в истории кинематографа.

4. Спорт как биотехнология? На мой взгляд, спорт, наоборот движется к естественности. Принимаются все новые законы против допинга.

Марк Сандомирский - кандидат медицинских наук, психотерапевт (Москва, Россия):

Нужно убрать пункт про ученых, а добавить - "Произошла социомедийная революция" и "Депрессия стала одной из ведущих угроз человечества".

Петр Гецко премьер-министр непризнанной Республики Подкарпатская Русь (Ужгород, Украина):

Современное искусство 21 века, точнее, конца 20-го — начала 21 веков. Об этом пойдет речь в этой статье — третьей из цикла Гид по современному искусству. Мы продолжим знакомство с современным искусством. Рассмотрим самые яркие направления конца 20 — начала 21 веков.

Искусство, в котором мало смысла, но много значения (Александр Генис)

Искусство конца 20 — начала 21 века - всеядное, ироничное, ядовитое, демократичное - называют закатом великой эпохи. Постмодернисты попали в ситуацию, когда все сказано до них. И им остаётся пользоваться созданным, смешивать стили, создавать, пусть не новый, но узнаваемый арт…

В 2-х предыдущих статьях цикла мы рассматривали:

  • Часть 3. Конец 20 - начало 21 века (рассмотрим в этой статье )

Как и в 2-х предыдущих статьях, для каждого вида арт искусства будут указаны места - города, музеи, сайты , где можно посмотреть работы их ярких представителей. Эта статья, как и две предыдущая может стать еще одним стимулом для Вас к новым путешествиям !

Из статьи Вы узнаете: арт искусство - самые яркие направления конца 20 века — начала 21 веков.

  1. Неореализм;
  2. Минимальный арт;
  3. Постмодерн;
  4. Гиперреализм;
  5. Инсталляция;
  6. Энвайронмент;
  7. Видеоарт;
  8. Граффити;
  9. Трансавангард;
  10. Боди-арт;
  11. Стакизм;
  12. Неопластицизм;
  13. Стрит-арт;
  14. Мейл-арт;
  15. Нет-арт.

1. НЕОРЕАЛИЗМ. Это арт искусство послевоенной Италии, которое боролось с послевоенным пессимизмом.

Новый фронт искусства объединил абстракционистов и реалистов и просуществовал всего лишь 4 года. Но из него вышли известные художники: Габриелле Муки, Ренато Гуттузо, Эрнесто Треккани. Они ярко и экспрессивно изображали рабочих и крестьян.

Похожие направления появились и в других странах, но самой яркой школой считается школа неореализма, которая появилась в Америке стараниями монументалиста Диего Риверы.

Смотреть: Ренато Гуттузо — Дворец Кьярамонте (Палермо, Италия), фрески Диего Риверы — Президентский Дворец (Мехико, Мексика).

Фрагмент фрески Диего Риверы для отеля Прадо в Мехико «Сон о воскресном дне в парке Аламеда», 1948

2. МИНИМАЛЬНЫЙ АРТ. Это направление авангардизма. Использует простые формы и исключает любые ассоциации.

Это направление появилось в США в конце 60-х. Своим прямым предшественниками минималисты называли Марселя Дюшана (реди-мейд), Пита Мондриана (неопластицизм) и Казимира Малевича (супрематизм), его черный квадрат они называли первым произведение минимального арта.

Предельно простые и геометрически правильные композиции — пластиковые коробки, металлические решетки, конусы — выполнялись на промышленных предприятиях по эскизам художников.

Смотреть:

Работы Дональда Джадда, Карла Андре, Сола Левита — Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Музей современного искусства (Нью-Йорк, США), Музей Метрополитен (Нью-Йорк, США).

3. ПОСТМОДЕРН. Это большой список нереалистических направлений конца 20 века.

Ванчеги Муту. Коллаж «Половые органы взрослой женщины», 2005

Цикличность характерна для искусства, но постмодерн стал первым примером «отрицания отрицания». В начале модернизм отверг классику, а затем постмодернизм отверг модернизм, как он ранее отверг классику. Постмодернисты вернулись к тем формам и стилям, которые были до модернизма, но на более высоком уровне.

Постмодернизм — это порождение эпохи новейших технологий. Поэтому его характерная особенность — это смешение стилей, образов, разных эпох и субкультур. Главным для посмодернистов стало цитирование, ловкое жонглирование цитатами.

Смотреть: Галерея Тейт (Лондон, Великобритания), Национальный музей современного искусства Центр Помпиду (Париж,Франция), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

4. ГИПЕРРЕАЛИЗМ. Искусство, подражающее фотографии.

Чак Клоуз. «Роберт», 1974

Еще это искусство называют Супереализм, Фотореализм, Радикальный реализм или Холодный реализм. Появилось это направление в Америке в 60-х и через 10 лет получило распространение в Европе.

Художники этого направления в точности копируют мир так, как мы его видим на фото. В работах художников читается некая ирония над техногеном. Художники изображают в основном сюжеты из жизни современного мегаполиса.

Смотреть: работы Чака Клоуза, Дона Эдди, Ричарда Эстеса — Музей Метрополитен, Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Бруклинский музей (США).

5. ИНСТАЛЛЯЦИЯ. Это композиция в галерее, которую можно создать из чего попало, главное, чтобы были подтекст и идея.


Скорее всего не было бы этого направления, если бы не культовый писсуар Дюшана. Имена главных мировых инсталляторов: Дайн, Раушенберг, Бойс, Куннелис и Кабаков.

Главное в инсталляции сам подтекст и пространство, где художники сталкивают банальные предметы.

Смотреть: Тейт Модерн (Лондон, Великобритания), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

6. ЭНВАЙРОНМЕНТ. Это искусство создания 3-х мерной композиции, которая эмитирует реальную среду.

Как направление в искусстве Инвайронмент появился еще в 20-е годы 20 века. Свое время опередил на несколько десятков лет художник-дадаист, когда представил публике свое произведение «Мерц-здание» — трехмерное строение из разных предметов и материалов, ни для чего не пригодное, кроме созерцания.

Через полвека в этом жанре стали работать и преуспели Эдвард Кинхольц и Джордж Сигел. В свое произведение они обязательно вносили шокирующий элемент бредовой фантазии.

Смотреть: работы Эдварда Кинхольца и Джорджа Сигела — Музей современного искусства (Стокгольм, Швеция).

7. ВИДЕОАРТ. Это направление возникло в последней трети 20 века благодаря появлению портативных видеокамер.

Это очередная попытка вернуть арт в реальность, но теперь при помощи видео и компьютерной техники. Американец Нам Джун Пайк снял видео проезда Папы Римского по улицам Нью-Йорка и стал первым видео артистом.

Эксперименты Нам Джун Пайка повлияли на телевидение, музыкальные клипы (он стоял у основания канала MTV), компьютерные эффекты в кино. Работы Джун Пайка, Билла Виолы сделали это направление искусства полем деятельности для экспериментов. Они положили начало «видеоскульптурам», «видеоинсталляциям» и «видеооперам».

Смотреть: видеоарт, начиная от психоделического до социального (популярен в Китае, Чен-че-йен на Youtube.com)

8. ГРАФФИТИ. Надписи и рисунки на стенах домов, несущие дерзкий месседж.

Появились впервые в 70-х в Северной Америке. К их появлению имели отношение галеристы одного из районов Манхэттена. Они стали меценатами творчества живших с ними по соседству пуэрториканцев и ямайцев. Граффити сочетают в себе элементы городской субкультуры и этнической.

Имена из истории граффити: Кейт Херинг, Жан-Мишель Баския, Джон Матом, Кенни Шарф. Скандально известная личность — граффитик из Британии Бэнкси. Открытки с его работами есть во всех британских сувенирных лавках

Смотреть: Музей граффити (Нью-Йорк, США), работы Бэнкси — на сайте banksy.co.uk.

9. ТРАНСАВАНГАРД. Одно из направлений в постмодерной живописи. Сочетает прошлое, новую живопись и экспрессивность.

Работа трансавангардиста Александр Ройтбурд

Автор термина трансавангард — современный критик Бонито Олива. Этим термином он определил творчество 5-ти своих соотечественников — Сандро Киа, Энцо Кукки, Франческо Клементе, Миммо Паладино, Николо де Мариа. Для их творчества характерно: сочетание классических стилей, отсутствие привязанности к национальной школе, установка на эстетическое наслаждение и динамика.

Смотреть: Музей-коллекция Пегги Гуггенхайм (Венеция, Италия), Музей современного искусства в Palazzo (Венеция, Италия), Галерея современного искусства (Милан, Италия)

10. БОДИ-АРТ. Одно из направлений акционизма. Тело выступает в качестве холста.

Боди-арт — это одно из проявлений панк-культуры 70-х. Напрямую связано с появившейся тогда модой на тату и нудизм.

Живые картины создаются прямо перед зрителями, записываются на видео и транслируются затем в галерее. Брюс Науман, изображающий в галерее дюшановский писсуар. Дуэт Гилберт и Джордж — живые скульптуры. Изображали типаж среднего англичанина.

Смотреть: например, на сайте художницы Орлан orlan.eu .

11. СТАКИЗМ. Британское арт-объединение фигуративной живописи. Выступало против концептуалистов.

Первая выставка была в Лондоне в 2007-м, как протест против галереи Тейт. По одной из версий протестовали в связи с покупкой галереей работ художников в обход законодательства. Шум в прессе привлек внимание к стакистам. Сейчас в мире насчитывается более 120 артистов. Их девиз: художник, который не рисует — не художник.

Термин стакизм было предложено Томсоном. Художница Трейси Эмин воскликнула в адрес своего бойфренда Билли Чайлдиша: твоя живопись застряла, застряла, застряла! (англ. Stuck! Stuck! Stack!)

Смотреть: на сайте стакистов stuckism.com . Работы Чарли Томсона и Билли Чайлдиша в галерее Тейт (Лондон, Великобритания).

12. НЕОПЛАСТИЦИЗМ. Абстрактное искусство. Пересечение перпендикулярных линий 3-х цветов.

Идеолог направления — голландец Пит Мондриан. Считал мир иллюзорностью, поэтому задача художника очистить живопись от чувственных форм (фигуратива) во имя эстетических (абстрактных) форм.

Сделать это художник предложил максимально лаконично при помощи 3-х цветов — синего, красного и желтого. Ими заливались места между перпендикулярными линиями.

Неопластицизм до сих пор вдохновляет дизайнеров, архитекторов и промышленных графиков.

Смотреть: работы Пита Мондриан и Тео Ванной Дусбурга в Муниципальном Музее Гааги.

13. СТРИТ-АРТ. Искусство, для которого город это выставка либо холст

Цель стрит-артиста: моментально вовлечь прохожего в диалог при помощи своей инсталляции, скульптуры, постера либо трафарета.

В Европе сейчас популярны «шуфити» (инсталляции из ботинок, развешенных на деревьях) и «книтта» (надписи из вязанные ярких тканей на светофорах, деревьях, антеннах авто)

В Южной Америке популярны «пис» или «мурализм» (мастерски выполненный сюжетный рисунок или надпись).

Смотреть: La Llotja, Старая школа искусств, Барселона. Целые секции стрит-арта стали выставляться на Sotheby’s в Лондоне.

14. МЕЙЛ-АРТ. Международное некоммерческое движение. Использует электронную и обычную почту для распространения арта.

Изначально мейл-арт сформировался, как объединение популярных в 60-х направлений арта — концептуализма, бук-арта, видеоарта, боди арта.

Мейл-арт — это пересылка по почте художественного произведения. Оригинал направляется только одному адресату. А репродукции могут направляться нескольким адресатам электронной или обычной почтой.

Художники, работающие в стиле мейл-арт, пользуются письмами, конвертами, почтовыми карточками, посылками, марками, штемпелями. Самая распространенная техника — коллаж. Ее популяризировал американский художник Рэй Джонсон — яркая фигура сети. В галереях часто проводятся выставки мейл-арта.

Произведением мейл-арта являются не просто оформленные художниками или любителями открытки, а те что прошли через почту, имеют марки, штампы, надписи. Таким образом работники почты это соавторы мейл-арта.

Смотреть: работы мейл-арта на сайте .

15. НЕТ-АРТ. Это проекты, которые существуют исключительно в сети.


Но это не сетевой дизайн. Распознать работы нет-арта не так уж и просто. Для них характерна незамысловатость и прямолинейность.

От работ художников, работающих в профессиональных программах, они отличаются драйвом, незаангажированностью и скоростью.




Top