Выставка скульптора М.К.Аникушина в Приказных палатах Псковского кремля. Аникушин, михаил константинович

Художники

Аникушин Михаил Константинович

Аникушин Михаил Константинович (1917, Москва - 1997, Санкт-Петербург)

Один из лидеров традиционализма в русской школе ваяния. Широко известен созданием мемориальных образов А.С.Пушкина (памятник на Площади Искусств 1957, фигура на станции метро «Пушкинская», памятник в Ташкенте). Автор одного из самых крупных по масштабу послевоенных памятников В.И.Ленину - на Московской площади 1977, а также скульптурного оформления мемориала Героическим защитникам Ленинграда 1975. Портретист, работал в мемориальной пластике. Михаил Аникушин родился в Москве, в семье рабочего. Учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ЛИНЖАС) с 1937 по 1947 год с перерывом на военные годы (1941-1945): 1935-1936 - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств. 1936-1937 - Г. А. Шульц готовил его в Средней художественной школе к поступлению в Академию. 1937-1941, 1945-1947 - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. С самого начала Великой Отечественной войны ушел в ополчение, с ноября 1941 года воевал в рядах Красной армии. Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник Пушкину, установленный в 1957 году в Ленинграде, за которую автор был удостоен Ленинской премии. Аникушин представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина, действительный член Академии художеств СССР (с 1962), народный художник СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1977). 2 октября 2007 года на здании мастерской, где преподавал Аникушин (Песочная набережная, дом 16), установлена мемориальная доска. Именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте - в этом сквере установлена его скульптурная композиция «Дружба» («Танцующие девочки») - и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где он жил. *** Дипломная работа в ВАХ - "Воин-победитель", оценка - отлично. Обучение проходило на скульптурном факультете. Присвоено звание художника-скульптора.

-

Скульптор Михаил Константинович Аникушин (1917 – 1997) родился в семье рабочего-паркетчика в год знаменитого Октябрьского переворота. В скульптурной студии в Москве Г.А.Козлов познакомил юношу с традициями русской реалистической школы предыдущего века. Вдохновленный, Аникушин едет в Ленинград в и середине 1930-х и поступает в ИЖСА на скульптурный факультет. Учился у мастера А.Т.Матвеева, и его влияние на Аникушина будет определяющим долгие годы.

Но молодой скульптор не хотел порывать с материальным воплощением мира в скульптуре, не хотел видеть, как «матвеевцы», лишь отвлеченную художественную форму в результате. Грянула война, и начинающий скульптор ушел на фронт.

После войны все его творчество связано крепкими нитями только с городом на Неве. Памятник А.С. Пушкину на площади Искусств был открыт в 1957 году. Это венец творения художника, скульптура органичнейшим образом (допустим такое словосочетание) вписалась в не терпящий малейшего дурновкусия ансамбль площади. Этот факт с удивлением отмечали современники Аникушина, отмечают и теперь практически все туристы. Складывается впечатление, что памятник здесь стоит со дня основания Петербурга. Пушкинская тема была очень важна для Михаила Константиновича: он работает над образом Пушкина для Пятигорска, Кишинева, Ташкента, станции метро «Черная речка»…

Другая значимая персона - вождь революции В.И. Ленин «в динамике» зафиксирован Аникушиным на Московской площади (1970 год). Вообще, его работам присуща индивидуализация, психологизм, чувства, переживаемые под «статическим» образом, а впоследствии - и откровенный страстный порыв. Таковы барельеф "Победа" для Большого концертного зала "Октябрьский" (1967), Ленинграда в годы Великой Отечественной войны", установленным на площади Победы (1975).

Волновал мастера и другой русский классик – А.П. Чехов. Он долго работал над монументом (это одна из основных подмеченных его черт - никуда не торопиться, если можешь сделать лучше - сделай), в итоге памятник появился в Москве.

Среди других его работ в городе на Неве - всем хорошо знакомые памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде, 1954), Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры, Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).

После смерти мастера не забыли: на доме 16 на Песочной набережной установлена мемориальная доска; именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где была его мастерская.

Фото: vk.com, 2do2go.ru/uploads, sutochno.ru/images, e-cis.info/pobeda, i.t30p.ru/1xZ

Бюст в Санкт Петербурге
Надгробный памятник (вид 1)
Надгробный памятник (вид 2)
Мемориальная доска


А никушин Михаил Константинович – советский российский скульптор, один из наиболее авторитетных представителей традиционализма в отечественной школе ваяния, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник СССР.

Родился 19 сентября (2 октября) 1917 года в Москве в многодетной семье рабочего-паркетчика. Подростком, в 1931 году, он начал заниматься в скульптурной студии в Москве под руководством Г.А.Козлова, который познакомил будущего скульптора с традициями русской реалистической школы XIX века. В 1935 году Аникушин приехал в Ленинград (ныне – Санкт-Петербург) и поступил на подготовительные курсы в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (ЛИНЖАС) к В.С.Богатырёву.

В 1937 году он стал студентом первого курса скульптурного факультета, где учился у В.А.Синайского и А.Т.Матвеева. А.Т.Матвеев стремился научить своих студентов творчески интерпретировать натуру, ставил задачу живого пластического поиска. Стиль выдающегося мастера наложил отпечаток на раннее творчество Аникушина, однако не стал определяющим: в своём искусстве молодой скульптор не порывал связи с материальной видимостью внешнего мира, в то время как представители так называемой матвеевской школы стремились к предельному пластическому обобщению, преобразующему натуру в отвлечённую художественную форму. Но Аникушин перенял у учителя главное: уже в его студенческих работах «Девочка с козлёнком», «Пионерка с венком» (обе – 1937) сказывается умение цельно видеть натуру и воплощать своё видение в ярком пластическом образе.

Учёбу в институте прервала Великая Отечественная война. С первых её дней художник ушёл в ополчение, а с ноября 1941 года воевал в рядах Красной Армии. Только после победы Аникушин возвратился в Ленинград. Отныне вся жизнь и творчество его будут неразрывно связаны с городом на Неве. В 1947 году Аникушин защитил дипломную работу «Воин-Победитель». Лишенная внешней экспрессии, скульптура выполнена в лаконичной манере, определяющей творчество художника 1940-1960-х годов. Внутренняя энергия потенциального движения скрывается за внешней статичностью, отсутствие детализации компенсируется философским обобщением и глубоким психологизмом. Эти черты проявились и в портретной скульптуре Аникушина: «Портрет матери», «Портрет П.А.Куприянова» (обе – 1948), «Египтянин», «Юноша из Судана» (обе – 1957), «Портрет О.Е.Усовой» (1961), «Портрет академика А.Ф.Иоффе» (1964). Напряжённо-сдержанный почерк мастера узнается в его монументальной скульптуре этого времени: памятники А.И.Воейкову (1957), В.М.Бехтереву (1960), Ю.М.Юрьеву (1961), П.А.Куприянову (1968). Следует отметить и работы в области мемориальной пластики: надгробия Е.П.Корчагиной-Александровской (1958) и Р.М.Глиэру (1960).

В 1957 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а в 1963 году – звание «Народный художник СССР».

Поисками нового, нетрадиционного решения отмечена работа Аникушина над образом В.И.Ленина (портреты, эскизы памятников). Уходя от привычных стандартов, скульптор старается показать вождя в действии, в активном движении. Завершением этой темы стал памятник на Московской площади в Ленинграде (1970).

В 1962 году был избран действительным членом (академиком) Российской академии художеств.

Стремление художника к динамической выразительности проявилось в работе над одним из главных творений его жизни – памятником А.С.Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (1957). К пушкинской теме Аникушин обратился в 1940-е годы, после того как состоялись первые, не увенчавшиеся успехом туры всесоюзного конкурса на лучший проект памятника поэту. В 1949 году скульптор представил свой эскиз на IV открытом туре конкурса, в котором стал победителем. Во время работы над окончательным проектом памятника он создал большое число скульптурных и графических портретов А.С.Пушкина, а также фигурные композиции для Московского государственного университета (1953) и для станции Ленинградского метрополитена «Пушкинская» (1955). В итоге скульптор остановился на варианте, наиболее точно передающем состояние творческого порыва и вдохновения. Аникушину блестяще удалось воплотить образ Пушкина-творца. Памятник удивительно гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади. Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем – ведётся работа над памятником поэту для Ташкента (1974), над статуей для станции метро «Чёрная речка» в Ленинграде (1982), бюстами для Кишинёва (1970), Пятигорска (1982).

В творчестве Аникушина 1970-1980-х годов доминирует экспрессивная манера: художник теперь предпочитает изображать не сложное состояние перехода от углублённого самосозерцания к действию, а само движение, страстный порыв. В портретах наблюдается подчеркнутая индивидуализация характера. Эта тенденция отчетливо выразилась в монументальном барельефе «Победа» для Большого концертного зала «Октябрьский» в Ленинграде (1967), в надгробии Н.К.Черкасову (1974), в «Портрете Г.С.Улановой» (1981) и особенно остро – в работе над памятником «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны», установленным на площади Победы (1975).

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1977 года в связи с шестидесятилетием со дня рождения Аникушину Михаилу Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Ещё в начале 1960-х годов мастер приступил к работе над сложной композицией, состоявшей из нескольких скульптурных групп. Экспрессивный характер пластики Аникушина виден уже в многочисленных эскизах к памятнику, в котором проявилась главная направленность творчества художника-выражение типических черт эпохи через раскрытие характеров отдельных персонажей. В этом цикле во всю мощь прозвучал гуманистический пафос искусства Аникушина.

Иное воплощение нашли эти устремления художника в работе над образом А.П.Чехова для памятника в Москве. Итогом многолетних поисков стала галерея рисунков, портретов А.П.Чехова и И.И.Левитана, – первоначально мастер задумывал памятник как парную композицию (эскиз «А.П.Чехов и И.И.Левитан», 1961). Сдержанный, но выразительный по пластике образ А.П.Чехова отличается внутренним трагизмом. Работа над памятником А.П.Чехову явилась своеобразным продолжением пушкинского цикла, его драматическим развитием. Оба великих русских писателя волновали творческое воображение мастера до последних дней его жизни.

С 1947 года преподавал в ЛИНЖАС. Секретарь правления Союза художников РСФСР (с 1960) и СССР (с 1962). Председатель правления Ленинградского отделения Союза художников (1962-1972, 1986-1990).

Творчество Аникушина, мастера станковой и монументальной скульптуры, явилось одной из вершин отечественного искусства второй половины XX века. Его художническая натура отличалась противоречивостью: отмеченный высокими званиями и наградами государства, он выделялся среди своих коллег подлинной демократичностью, тяготея к монументальному искусству, он вместе с тем проявлял острый интерес к тонкостям человеческого характера и психологии. Сложность личности художника отразилась равно и на его творчестве и на его напряжённой общественной работе и имела своим следствием полярную противоположность в оценках его произведений.

Жил и работал в Санкт-Петербурге. Скончался 18 мая 1997 года. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (1967, 30.09.1977), орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (1.10.1987), российским орденом Дружбы народов (28.09.1992), медалями.

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (14.05.1997).

Его именем в Санкт-Петербурге названы Аникушинская аллея (1999) и Аникушинский сквер (2001, оба – между Каменноостровским проспектом и Вяземским переулком). На доме (Песочная набережная, 16), где он жил, установлена мемориальная доска. На Аллее Славы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов установлен бронзовый бюст.

Супруга М.К.Аникушина – Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003), известный скульптор, заслуженный художник РСФСР (1969), народный художник РФ (1997), член-корреспондент Российской академии художеств (1995).

М. Аникушин, Воин-победитель. Эскиз дипломной работы. Гипс тонированный. 1946.

Михаил Аникушин художник

Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии

На выставке произведений юных, приуроченной к Чрезвычайному восьмому съезду Советов. Среди лучших работ были отмечены две скульптуры Миши Аникушина - «Мать» и «Пионер читает матери свои первые стихи». Борис Владимирович Иогансон, напутствуя тех, кто делал первые шаги в искусстве, отметил, что в этих работах тонко передано «чувство жизненности, чувство правдивости.

Прошло более сорока лет. За это время бывшие школьники, прошли большой жизненный и творческий путь, многие стали признанными мастерами. В их ряду сегодня М. К. Аникушин - один из ведущих советских скульпторов. В беседе с нашим корреспондентом Михаил Константинович рассказывает о своей работе, вспоминает учителей, товарищей, со словами напутствия обращается к тебе, юный читатель.
Михаил Константинович, годы вашего детства совпали с удивительным временем, в котором жила страна: энтузиазм первых пятилеток, коллективизация, бурный рост культуры народа. Все это волновало, стимулировало активность в учебе, труде. Впервые так. широко могли проявиться способности каждого. И юные пионеры, думается, не отставали от взрослых.
Да, время было исключительно бурное и интересное. Жили мы тогда в Москве на Малой Серпуховке. Недалеко от нас на Житной улице, находилась детская техническая станция, где работали разные кружки - авиамодельный, музыки, рукоделия, рисования. Я стал туда ходить, в кружки рисования и авиамодельный. Затем в школе в пионерском отряде мне поручили оформлять стенные газеты, писать лозунги. Так моя любовь к рисованию получила первое общественное признание.

М. Аникушин. Девочка с козликом. Чугун. 1938-1939.

Однажды к нам в пионерский отряд пришел немолодой человек высокого роста и спросил мягким, добрым голосом: «А кто здесь рисует?» Ребята указали на меня. Он пригласил: «Приходи к нам на Полянку, в Дом пионеров». И вот я стал посещать кружок лепки, который руководил Григорий Андреевич Козлов, или дядя Гриша, как мы его называли.
Дядя Гриша был человеком необыкновенной доброты и обаяния. В молодости он учительствовал в небольшом селе под Казанью. За распространение революционных идей был приговорен к пяти годам заключения в крепости. Тог- да-то в тюрьме он и начал лепить из маленьких кусочков хлеба, выкраивая его из скудного арестантского пайка. Вскоре жизнь показала, что это был не просто способ коротать долгие тюремные дни, а призвание. Отбыв ссылку, он поступил в Казанское художественное училище, успешно закончил его и целиком посвятил себя педагогической деятельности.
Работе с юными студийцами дядя Гриша отдавал все свои силы. Во время занятий он стремился к тому, чтобы мы поняли сам процесс лепки и почувствовали материал. Лепка сочеталась с рисованием, черчением и формовкой. Опытный и преданный искусству наставник, Григорий Андреевич во многом определил выбор нашего жизненного пути.
Михаил Константинович, какими интересами жили мальчишки того времени, ваши друзья?
Несомненно, наши интересы в значительной мере формировались в школе, в пионерском отряде. Кроме рисования, я очень любил литературу. Может быть, и потому, что учительница словесности Анна Ефремовна обычно помогала нам делать стенную газету. Вместе с Лешей Клемановым мы рисовали на больших листах бумаги. Потом Леша тоже стал художником. Художником — архитектором. Его труд, мастерство вложены в реставрацию Брестской крепости, села Шушенского и других исторических памятников. Другой мой приятель, Володя Прокофьев, стал математиком, профессором института.
В свободное время мы ходили на занятия во Дворец пионеров, в Третьяковскую галерею. Покупали открытки и репродукции любимых картин великих русских художников, копировали их. Помню, я копировал левитановский «Март», иллюстрации Врубеля к «Демону». Уже тогда интерес к изобразительному искусству, стремление познать его тайны захватывали нас все сильнее и сильнее.

И тогда же вы избрали скульптуру?
Сказать так было бы слишком самоуверенно. Инициатива в этом вопросе скорее принадлежала старшим. Учителя посоветовали мне заняться скульптурой… Мои первые работы «Помощь товарищу» и «Планерист» были представлены в детском разделе выставки «XV лет РККА». Это было в 1932 году, а исполнилось мне уже 15 лет.
К этому времени я серьезно увлекся скульптурой. Часами мог сидеть в Музее изобразительных искусств на Волхонке, рисовать микеланджеловского «Давида», творения великих мастеров. Музей стал для меня второй школой. Скульптуру здесь чтили особенно. Для нее и строились залы с наилучшим освещением.
Иногда можно слышать мнение, что скульптуры, собранные в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, не имеют большой художественной ценности, так как это лишь слепки с оригиналов. Такое утверждение в корне неверно. Гипсовый отливок, да еще прекрасно исполненный, это почти подлинник, только сделанный из другого материала.
Когда я впервые попал в Британский музей в Лондоне и смотрел скульптурные фризы Парфенона, одно из самых замечательных созданий мирового искусства, то обрадовался им как старым знакомым. Они были мне отлично известны по музею в Москве, я помнил их до каждой раковинки, до каждой щербинки.
Успех ваших первых работ на всесоюзных выставках детского творчества, пять лет занятий в изостудии - все это достаточно подготовило вас к поступлению в вуз?
Закончив школу, я стремился попасть в прославленную Академию художеств в Ленинграде. В ней бережно сохранялись традиции русской художественной школы, был блестящий состав преподавателей.

После экзаменов нас зачислили на подготовительные курсы, а через год перевели в последний класс средней художественной школы. Пришлось второй раз учиться в десятом классе. Зато профессиональная подготовка стала основательной. Занимался под руководством опытных педагогов В. С. Богатырева и Г. А. Шульца. Последние этюды, сделанные в школе, были представлены в качестве экзаменационных работ при поступлении в академию. И я был принят.
Вы говорили о традициях, которыми славилась академия и которые привлекли вас в ее стены. В чем их суть, кто особенно повлиял на ваше становление как художника?
Мне везло на хороших учителей и в школе и в академии. Я мог бы назвать многих своих наставников, прекрасных людей и педагогов. Расскажу лишь о двух самых ярких, на мой взгляд, учителях и скульпторах.
Первым моим педагогом в академии стал Виктор Александрович Синайский, декан факультета скульптуры. Это был большой мастер, истинный художник. В то время на Невском проспекте напротив улицы Бродского стоял замечательный памятник Лассалю - необыкновенной выразительности голова. Скульптура поражала силой пластики. Создателем ее, как я узнал потом, был Виктор Александрович Синайский.
Необычайно высок среди студентов был авторитет Александра Терентьевича Матвеева. На нас влияли его высокий художественный вкус, гражданственность, которые были органично присущи его жизни и творчеству. Его влекли темы общественно значимые. В 1912 году он создает бюст
А. И. Герцена, в 1918 году - один из первых памятников К. Марксу, установленный в Петрограде у Смольного. В 1927 году успешно заканчивает скульптурную группу «Октябрь», которая по праву считается достижением советского искусства.
Матвеев пробудил в нас подлинное понимание натуры, дал почувствовать, что натура - источник вдохновения. Синайский и Матвеев были наставниками, которые учили не только своим творчеством, но и общественной активностью. Именно они принимали самое деятельное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды.
Михаил Константинович, теперь вы отдаете много сил воспитанию творческой молодежи, преподаванию. У вас много учеников, последователей. Исходя из нынешнего богатого опыта художника и педагога, что вы считаете самым основным и важным приобретением за студенческие годы?

Уважительное отношение к натуре - одно из самых главных качеств, которые, на мой взгляд, необходимы художнику. Слово «натура» я беру в очень широком смысле - как уважение к правде жизни, к природе, тому прекрасному, что нас окружает. На этом покоится наша русская реалистическая школа искусства и литературы.
Второе необходимое качество - беспощадная требовательность к себе. Наши учителя стремились к тому, чтобы ученики твердо осознали высокое предназначение искусства. Лучшим примером служило для меня творчество учителей. Их самоотверженность, необыкновенная требовательность к себе передавались и студентам. В этом заключалась их огромная сила как педагогов.
Но, думаю, наша студенческая жизнь мало чем отличалась от жизни нынешних студентов. Ежедневно пять часов работы в мастерских - три часа лепки и два часа рисования. Еще лекции по истории искусства, общеобразовательным предметам. В художественном вузе один из самых продолжительных рабочих дней. Кроме занятий в классе, много читали и работали в библиотеке, активно занимались спортом.
Интересно проходила у нас практика. На первом курсе работали на Ломоносовском фарфоровом заводе. Во время второго курса практика проходила на Каслинском чугунолитейном заводе. Здесь я отлил из чугуна три работы: «Пионерку», «Литейщика» и «Девочку с козликом».
Наша самостоятельность была совершенно естественной. В 1939 году, еще на третьем курсе, я вместе с архитектором Василием Петровым впервые участвовал в конкурсе на проект памятника Низами для Баку. Эта работа была признана лучшей из 75 проектов, представленных на конкурс. Мы получили высшую премию. Много было и других творческих замыслов, но началась Великая Отечественная война.
Вместе со студентами и преподавателями академии я участвовал в оборонных работах, затем пошел в народное ополчение, а в ноябре 1941 года - в армию. Все 900 блокадных дней был в составе 42-й армии, защищавшей Ленинград. На фронте вступил в ряды Коммунистической партии.
Все, что я видел и чувствовал в дни войны и блокады города, нашло отражение в памятнике героическим защитникам Ленинграда.
Много горя принесла война. Но в эти дни вы увидели высочайшие проявления человеческого духа, были свидетелем массового мужества и героизма. Что стало главным в вашем творчестве, когда вы, вчерашние фронтовики, вновь вернулись на студенческую скамью?

Михаил Константинович, самую широкую известность и признание завоевал Ваш Пушкин. Многие высказывают мнение, что этот памятник удивительно ленинградский, он органично слился с той строгой красотой города, которая воспета в пушкинских стихах. Какова история создания этого памятника?
- Пушкина я боготворил с детства. О своей любви к нему я мог бы говорить много, но считаю это нескромным. Ведь любовь всего нашего народа к Пушкину огромна. И как ярко, разнообразно и талантливо воплотилась она в изобразительном искусстве - графике, живописи, скульптуре!
К этому образу я обратился еще в 1937 году. Тогда широко отмечались пушкинские дни, связанные со 100-летием гибели поэта. Тогда же Совнарком принял решение установить памятник
А. С. Пушкину в Ленинграде, и был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект. В то время я только начинал учебу в академии и, конечно, не помышлял об участии в этом конкурсе. Но силы свои хотелось попробовать, и я сделал первый эскиз - для себя.
Конкурс был прерван войной и возобновлен в 1947 году. Мы с архитектором Василием Александровичем Петровым приняли в нем участие. Все проекты были выставлены в залах Русского музея для широкого обсуждения. Затем подводились итоги, и мы получили право строить памятник.
- Что стояло для Вас за словами: право строить памятник?
- Прежде всего дальнейшее изучение материала, страдания, радости. Строить памятник - огромная ответственность, не только радость. Тем более возводить его в Ленинграде, где творили великие архитекторы и скульпторы. Еще большая ответственность была у нас: ведь памятник возводился Александру Сергеевичу Пушкину на одной из красивейших площадей Ленинграда, связанных с именем Росси, где стоит Русский музей. Да и само название у площади ответственное - площадь Искусств.

М. Аникушин, архитектор В. Петров. Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде.
Создание памятника - событие не только художественное, но и гражданское, политическое. Умножается культурное достояние Родины, в каком-то смысле определяется показатель авторитета,ее культуры, искусства.
Кроме всех этих обстоятельств, нам надо было учиться делать памятник. Искать и открывать связи архитектуры и скульптуры, новые связи со зрителем, с нашим временем. В конечном счете решение всех задач сводилось к ответу на вопрос: почему ставится памятник, почему Пушкин нам необходим сегодня, остро современен, хотя и отдален более чем веком во времени.
Все это и определило решение образа Пушкина. Любое нарушение этих многогранных взаимосвязей исказило бы смысл и содержание образа. Такой памятник поэту может стоять только в Ленинграде и именно на данной площади. Перенести его в другое место невозможно, сразу же нарушится все его содержание.
Мне хотелось показать Пушкина необыкновенным, но земным и человечным, каким он был, как я его представляю. Выразить обаяние Пушкина, благородство его характера, его любовь к свободе. Он воспринимается нами как современник, живет с нами, по-прежнему волнует его слово. Поэтому я стремился создать образ вдохновенного поэта, который как бы обращается к слушателям, к современникам, любому из нас.
Работа над памятником длилась восемь лет. 19 июня 1967 года он был открыт. С того памятного дня прошло более двадцати лет, даже позолота сошла с надписи на постаменте. Но образ гениального поэта волнует по-прежнему, с той же силой. Я счастлив, что судьба уготовила мне эту встречу, что мой труд послужит еще одним скромным вкладом в нашу изобразительную. Пушкиниану.
- Часто мы определяем понравившуюся картину, скульптуру или другое произведение искусства одним словом - хороший. Что Вы,
Михаил Константинович, вкладываете в понятие «хороший памятник»?
- В нем я нахожу ответ на вопрос - что такое благородство формы, как эта форма строится. Мне становится ясен духовный, художественный багаж скульптора, степень его самообразования. В таком памятнике должно быть органичное единство формы и содержания, когда идея его читается естественно. Это свойство дается скульптору, художнику врожденно, и его надо закреплять трудом, жестокой работой над собой.
- После Пушкина Вы работали над образом В. И. Ленина, образом совершенно другого содержания?
- После того как был объявлен конкурс для сооружения памятника В. И. Ленину в Ленинграде, мы сделали множество эскизов. Вначале поиски были направлены на то, чтобы раскрыть образ Ленина как философа-гуманиста. Ленин - великий человек нашей эпохи, но его величие никогда не заслоняло душевности, обаятельности. Он обладал удивительным даром притягательности, вокруг него всегда собирались люди. Ленин заражал своей самоотверженностью и преданностью борьбе во имя блага простых людей.

Мне хотелось подчеркнуть человечность великого вождя, ту черту, которая выражена в словах Маяковского - «самый человечный изо всех живущих на земле людей».
Шли годы. Мои представления о том, каким должен быть этот образ, обогатились. Под воздействием многих обстоятельств и прежде всего в результате углубленного изучения документов, воспоминаний о Владимире Ильиче.
Скульптору в единовременном представлении нужно выразить многое. Поэтому столь важно определить ведущую идею в решении темы. Я убеждался, что главным в образе Ленина должна стать непобедимость, смелость, отвага, необыкновенная убежденность в правоте дела пролетариата. Мне особенно запомнились строки Н. К. Крупской, вспоминавшей, каким был Ильич после свершения Великой Октябрьской революции: «Он был в необычайно радостном состоянии». Осуществилась мечта рабочих, крестьян, всех прогрессивных людей России. Конечно, ликование, радость Ильича огромны, несмотря на то, что дел предстояла уйма, многие были и посложнее свершенного. Это состояние Ленина в первые дни Октября мне хотелось передать. Слова Н. К. Крупской о том, что Владимир Ильич смел и отважен, послужили основным ключом в решении образа.
Некоторые не сразу приняли такое решение всего памятника. Не сразу поняли суть образа и форму выражения этой сути, были в плену традиционных представлений о памятнике Владимиру Ильичу.
Работа над образом Владимира Ильича явилась для меня большой школой искусства и жизни. Она заняла более 13 лет. Памятник был открыт на Московском проспекте в 1970 году, когда широко отмечалось 100-летие со дня рождения Ильича. Сейчас он завершает один из современных ансамблей города.
- Как Вы характеризуете эти тринадцать лет работы?
- Сооружение памятника В. И. Ленину - высокая честь и доверие художнику. Но и художник должен оправдать это доверие, отдать все свои знания, мастерство, чтобы хоть мало-мальски приблизиться к своему герою. Нужны годы, огромный труд проникновения в образ, наблюдения и, конечно, самоотверженность.
- Эти годы, вероятно, значительно подготовили Вас к созданию монумента героическим защитникам Ленинграда. Как Ваши жизненные впечатления повлияли на решение образов этого ансамбля?
- Я работал в содружестве с архитекторами Сергеем Сперанским и Валентином Каменским. Все трое мы принимали участие в защите Ленинграда в годы войны, были свидетелями беспримерного мужества ленинградцев. Естественно, что мы воспринимали эту работу как свой патриотический и гражданский долг перед павшими и живыми ленинградцами.
Все знают мемориал на Пискаревском кладбище. Это памятник погибшим, жертвам фашистской блокады города. Новый ансамбль, который сооружался на исторически конкретном месте боев - Средняя Рогатка, направление Пулково, южные ворота города, - должен стать памятником Победе.

Прошло много времени, прежде чем окончательно определилось, каким ему быть. Бесчисленное количество вариантов нами рассмотрено: показать подвиг ленинградцев через аллегории, символы или реальные образы? Но в конечном счете победил один принцип - рассказать, как это в действительности было, показать героизм и благородство защитников города, их подвиг во всем его величии и драматизме. Не символикой и плакатно-обобщенными формами должен быть отмечен великий в своей человечности подвиг защитников Ленинграда, а как бы эпической поэмой в бронзе и камне, исполненной глубокого чувства и душевной красоты. Чтобы те, кто был здесь в годы войны, увидели себя, а кто не был - тот подумал: я тоже мог стать таким же. Чтобы молодые поняли: победу одержали не сверхчеловеки, а простые люди, у которых свои представления о ценностях жизни, благородстве, братстве, воспитанные партией, нашим строем, Лениным.
Скульптурная композиция монумента состоит из нескольких сюжетных групп. Она рассчитана на последовательное восприятие образов. Пришедший к памятнику как бы становится участнике событий, может уловить настроение и чувства тех, кто встал против черной силы и победил.
Первая группа, которая появилась у меня в эскизе, - «Блокада», или «Реквием». Она передает обстановку и впечатление тревожных военных дней. Здесь образ первых дней блокады - гибель ребенка от первых снарядов, упавших на площади Труда. Его держит на руках скорбная мать. И образ блокадной зимы, когда силы ленинградцев истощены, передан в другой группе - солдат поднимает тень человека - жегацину-горожанку.
В скульптурных группах левой и правой частей памятника можно прочитать биографии героев, как бы увидеть ситуации, типичные для того времени. «Летчики и моряки», «Снайперы», «Трудовой фронт», «Народное ополчение», «Солдаты» - в этих скульптурах мы стремились передать образы защитников города, спаянных одной целью, одним стремлением - не сдаться врагу, отстоять Ленинград. В центре ансамбль венчает двухфигурная композиция «Победители. Рабочий и Солдат». Она символизирует те силы, что одержали Победу, - единство фронта и тыла, всего советского народа. Воин опустил автомат, война закончена, но он на страже, а рядом с ним рабочий уверенно держит молот - трудовой подвиг продолжается.
- Нет ни одного человека, который остался бы равнодушным у этого монумента. Он стал символом подвига ленинградцев. Создатели его удостоены самых высоких наград. Ему посвящены стихи и тысячи строк взволнованных записей в книге отзывов. И эта народная признательность, вероятно, самая большая награда…
- Для художника главное - видеть, что твой замысел нашел отклик у зрителя. Среди многочисленных отзывов о мемориале героическим защитникам Ленинграда мне особенно запомнились строки: «Он заставляет сильнее биться сердце с гордостью за тех, кто победил, и с болью за тех, кто не дошел до Победы».
Эти слова говорят о том, что наш труд помогает людям сохранить память о героическом времени, а рассказать о нем я обязан как художник и гражданин. Наши внуки родились в счастливую мирную пору, и нельзя, чтобы в их жизнь ворвалось то, что пережили мы.

Михаил Константинович, ныне за Вашими плечами огромный профессиональный и жизненный опыт, годы творческих исканий, сомнений и открытий. Какое качество, на Ваш взгляд, необходимо более всего для того, чтобы стать и быть художником?
- Надо любить искусство больше всего в жизни и уметь подчинить ему всю свою жизнь. А это не всем дано. Поэтому не будем ограничиваться обращением только к будущим художникам. На свете важны все профессии. Знать искусство, уметь рисовать должны все дети -
станут ли они инженерами, рабочими, космонавтами. Тот, кто познает изобразительное искусство в детстве, обретает объемное видение, пространственное воображение, а это так нужно во всех областях человеческой деятельности.
Но важнее другое - искусство помогает воспитывать благородство, гордость за то, что сделано прекрасного до тебя. Вот это чувство уважения к прошлому и борьбу за будущее я считаю главным в воспитании юношей и девушек, которые стоят на пороге самостоятельной жизни. Мы должны быть бережливы к тому добру, которое принадлежит всем нам, всему нашему государству. Если мы воспитаем в себе это чувство, тогда не придется говорить о сохранении природы в общегосударственных масштабах, о сохранении памятников прошлого.
Работа художника, особенно скульптора, связана с уважительным отношением к наследию. Не только в одном смысле - охранять. Но и в другом - создавать новое, продолжая лучшие традиции предшествующих поколений, делать их живыми памятниками своего времени.

Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина ()

Михаи́л Константи́нович Анику́шин ( -) - советский и российский скульптор .

Биография

Михаил Аникушин родился 19 сентября (2 октября) 1917 года в Москве, в семье рабочего.

  • - - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств.
  • - - учился в СХШ при В. А. Х. , у Г. А. Шульца .
  • - и - - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры.

Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник А. С. Пушкину , установленный в 1957 году в Ленинграде .

Аникушин - представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина .

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда ().
  • два ордена Ленина ( , 30.9.)
  • орден Отечественной войны II степени (11.3.)
  • орден Трудового Красного Знамени (1.10.)
  • орден Дружбы народов (28.9.)
  • медали
  • Ленинская премия (1958) - за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде на площади Искусств
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986) - за серию скульптурных портретов «Наш современник»: «Ткачиха В. Н. Голубева », «Рабочий В. С. Чичеров », «Балерина Г. С. Уланова », «Композитор Г. В. Свиридов »
  • народный художник СССР ()
  • Почетный доктор СПбГУП с 1994 года

Семья

  • Жена - Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003) - скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств , народный художник Российской Федерации .

Память

Основные работы

  • «Воин-победитель» (дипломная работа, 1947)
  • Памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде , 1954)
  • Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (бронза, гранит, 1949-1957; арх. Петров В. А. ; открыт в 1957 г.)
  • Памятник А. С. Пушкину в Ташкенте (1974)
  • Портрет В. М. Бехтерева (1960)
  • Портрет артиста Ю. М. Юрьева , бронза, гранит, 1961; некрополь Александро-Невской лавры
  • Портрет космонавта Г. С. Титова (1961)
  • Памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде (1970, арх. В. А. Каменский)
  • Памятник В. И. Ленину в г. Турку , Финляндия (1977)
  • Портрет генерального авиаконструктора А. С. Яковлева (1975)
  • Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (открыт в 1975, архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский)
  • Портрет композитора Г. В. Свиридова (1980)
  • Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры
  • Памятник на могиле Р. М. Глиэра на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Бюст конструктора Н. Д. Кузнецова , установлен 19 августа 1986 года в Сквере имени Кузнецова в Самаре .
  • Памятник А. С. Пушкину (станция метро «Черная речка» (Санкт-Петербург) 1982)
  • Композиция «Мир» в парке Мира Нагасаки .
  • Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).
  • Памятник В. И. Ленину на центральной площади г. Находка (12 июля 1984 года).
  • Памятники А. С. Пушкину (1993 год) и М. И. Кутузову (1995 год) в Калининграде .
  • . Трёхметровая бронзовая фигура писателя, это первая работа скульптора, посвященная Чехову.

См. также

Напишите отзыв о статье "Аникушин, Михаил Константинович"

Примечания

Литература

  • Прибульская Г. И. Аникушин / Фотографии В. В. Стрекалова. - Л.; М.: Искусство, 1961. - 48, с. - 20 000 экз. (обл.)
  • Алянский Ю. Л. В мастерской на Петроградской стороне (М. К. Аникушин). - М .: Советский художник , 1985. - 144 с. - (Рассказы о художниках). - 35 000 экз. (обл.)
  • «Советская скульптура». Выставка новых поступлений. Государственный Русский музей. - Л. 1989. - С. 18.
  • Кривдина, О. А. Аникушин Михаил Константинович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников - ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб: Петрополис, 2014. С.40-44.

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Аникушин, Михаил Константинович

Зимой в Лысые Горы приезжал князь Андрей, был весел, кроток и нежен, каким его давно не видала княжна Марья. Она предчувствовала, что с ним что то случилось, но он не сказал ничего княжне Марье о своей любви. Перед отъездом князь Андрей долго беседовал о чем то с отцом и княжна Марья заметила, что перед отъездом оба были недовольны друг другом.
Вскоре после отъезда князя Андрея, княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала, как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата, и которая в это время была в трауре по случаю смерти своего брата, убитого в Турции.
«Горести, видно, общий удел наш, милый и нежный друг Julieie».
«Ваша потеря так ужасна, что я иначе не могу себе объяснить ее, как особенную милость Бога, Который хочет испытать – любя вас – вас и вашу превосходную мать. Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас, уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастия других – призываются к Богу, а остаются жить злые, бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим. Первая смерть, которую я видела и которую никогда не забуду – смерть моей милой невестки, произвела на меня такое впечатление. Точно так же как вы спрашиваете судьбу, для чего было умирать вашему прекрасному брату, точно так же спрашивала я, для чего было умирать этому ангелу Лизе, которая не только не сделала какого нибудь зла человеку, но никогда кроме добрых мыслей не имела в своей душе. И что ж, мой друг, вот прошло с тех пор пять лет, и я, с своим ничтожным умом, уже начинаю ясно понимать, для чего ей нужно было умереть, и каким образом эта смерть была только выражением бесконечной благости Творца, все действия Которого, хотя мы их большею частью не понимаем, суть только проявления Его бесконечной любви к Своему творению. Может быть, я часто думаю, она была слишком ангельски невинна для того, чтобы иметь силу перенести все обязанности матери. Она была безупречна, как молодая жена; может быть, она не могла бы быть такою матерью. Теперь, мало того, что она оставила нам, и в особенности князю Андрею, самое чистое сожаление и воспоминание, она там вероятно получит то место, которого я не смею надеяться для себя. Но, не говоря уже о ней одной, эта ранняя и страшная смерть имела самое благотворное влияние, несмотря на всю печаль, на меня и на брата. Тогда, в минуту потери, эти мысли не могли притти мне; тогда я с ужасом отогнала бы их, но теперь это так ясно и несомненно. Пишу всё это вам, мой друг, только для того, чтобы убедить вас в евангельской истине, сделавшейся для меня жизненным правилом: ни один волос с головы не упадет без Его воли. А воля Его руководствуется только одною беспредельною любовью к нам, и потому всё, что ни случается с нами, всё для нашего блага. Вы спрашиваете, проведем ли мы следующую зиму в Москве? Несмотря на всё желание вас видеть, не думаю и не желаю этого. И вы удивитесь, что причиною тому Буонапарте. И вот почему: здоровье отца моего заметно слабеет: он не может переносить противоречий и делается раздражителен. Раздражительность эта, как вы знаете, обращена преимущественно на политические дела. Он не может перенести мысли о том, что Буонапарте ведет дело как с равными, со всеми государями Европы и в особенности с нашим, внуком Великой Екатерины! Как вы знаете, я совершенно равнодушна к политическим делам, но из слов моего отца и разговоров его с Михаилом Ивановичем, я знаю всё, что делается в мире, и в особенности все почести, воздаваемые Буонапарте, которого, как кажется, еще только в Лысых Горах на всем земном шаре не признают ни великим человеком, ни еще менее французским императором. И мой отец не может переносить этого. Мне кажется, что мой отец, преимущественно вследствие своего взгляда на политические дела и предвидя столкновения, которые у него будут, вследствие его манеры, не стесняясь ни с кем, высказывать свои мнения, неохотно говорит о поездке в Москву. Всё, что он выиграет от лечения, он потеряет вследствие споров о Буонапарте, которые неминуемы. Во всяком случае это решится очень скоро. Семейная жизнь наша идет по старому, за исключением присутствия брата Андрея. Он, как я уже писала вам, очень изменился последнее время. После его горя, он теперь только, в нынешнем году, совершенно нравственно ожил. Он стал таким, каким я его знала ребенком: добрым, нежным, с тем золотым сердцем, которому я не знаю равного. Он понял, как мне кажется, что жизнь для него не кончена. Но вместе с этой нравственной переменой, он физически очень ослабел. Он стал худее чем прежде, нервнее. Я боюсь за него и рада, что он предпринял эту поездку за границу, которую доктора уже давно предписывали ему. Я надеюсь, что это поправит его. Вы мне пишете, что в Петербурге о нем говорят, как об одном из самых деятельных, образованных и умных молодых людей. Простите за самолюбие родства – я никогда в этом не сомневалась. Нельзя счесть добро, которое он здесь сделал всем, начиная с своих мужиков и до дворян. Приехав в Петербург, он взял только то, что ему следовало. Удивляюсь, каким образом вообще доходят слухи из Петербурга в Москву и особенно такие неверные, как тот, о котором вы мне пишете, – слух о мнимой женитьбе брата на маленькой Ростовой. Я не думаю, чтобы Андрей когда нибудь женился на ком бы то ни было и в особенности на ней. И вот почему: во первых я знаю, что хотя он и редко говорит о покойной жене, но печаль этой потери слишком глубоко вкоренилась в его сердце, чтобы когда нибудь он решился дать ей преемницу и мачеху нашему маленькому ангелу. Во вторых потому, что, сколько я знаю, эта девушка не из того разряда женщин, которые могут нравиться князю Андрею. Не думаю, чтобы князь Андрей выбрал ее своею женою, и откровенно скажу: я не желаю этого. Но я заболталась, кончаю свой второй листок. Прощайте, мой милый друг; да сохранит вас Бог под Своим святым и могучим покровом. Моя милая подруга, mademoiselle Bourienne, целует вас.
Мари».

В середине лета, княжна Марья получила неожиданное письмо от князя Андрея из Швейцарии, в котором он сообщал ей странную и неожиданную новость. Князь Андрей объявлял о своей помолвке с Ростовой. Всё письмо его дышало любовной восторженностью к своей невесте и нежной дружбой и доверием к сестре. Он писал, что никогда не любил так, как любит теперь, и что теперь только понял и узнал жизнь; он просил сестру простить его за то, что в свой приезд в Лысые Горы он ничего не сказал ей об этом решении, хотя и говорил об этом с отцом. Он не сказал ей этого потому, что княжна Марья стала бы просить отца дать свое согласие, и не достигнув бы цели, раздражила бы отца, и на себе бы понесла всю тяжесть его неудовольствия. Впрочем, писал он, тогда еще дело не было так окончательно решено, как теперь. «Тогда отец назначил мне срок, год, и вот уже шесть месяцев, половина прошло из назначенного срока, и я остаюсь более, чем когда нибудь тверд в своем решении. Ежели бы доктора не задерживали меня здесь, на водах, я бы сам был в России, но теперь возвращение мое я должен отложить еще на три месяца. Ты знаешь меня и мои отношения с отцом. Мне ничего от него не нужно, я был и буду всегда независим, но сделать противное его воле, заслужить его гнев, когда может быть так недолго осталось ему быть с нами, разрушило бы наполовину мое счастие. Я пишу теперь ему письмо о том же и прошу тебя, выбрав добрую минуту, передать ему письмо и известить меня о том, как он смотрит на всё это и есть ли надежда на то, чтобы он согласился сократить срок на три месяца».
После долгих колебаний, сомнений и молитв, княжна Марья передала письмо отцу. На другой день старый князь сказал ей спокойно:
– Напиши брату, чтоб подождал, пока умру… Не долго – скоро развяжу…
Княжна хотела возразить что то, но отец не допустил ее, и стал всё более и более возвышать голос.
– Женись, женись, голубчик… Родство хорошее!… Умные люди, а? Богатые, а? Да. Хороша мачеха у Николушки будет! Напиши ты ему, что пускай женится хоть завтра. Мачеха Николушки будет – она, а я на Бурьенке женюсь!… Ха, ха, ха, и ему чтоб без мачехи не быть! Только одно, в моем доме больше баб не нужно; пускай женится, сам по себе живет. Может, и ты к нему переедешь? – обратился он к княжне Марье: – с Богом, по морозцу, по морозцу… по морозцу!…
После этой вспышки, князь не говорил больше ни разу об этом деле. Но сдержанная досада за малодушие сына выразилась в отношениях отца с дочерью. К прежним предлогам насмешек прибавился еще новый – разговор о мачехе и любезности к m lle Bourienne.
– Отчего же мне на ней не жениться? – говорил он дочери. – Славная княгиня будет! – И в последнее время, к недоуменью и удивлению своему, княжна Марья стала замечать, что отец ее действительно начинал больше и больше приближать к себе француженку. Княжна Марья написала князю Андрею о том, как отец принял его письмо; но утешала брата, подавая надежду примирить отца с этою мыслью.
Николушка и его воспитание, Andre и религия были утешениями и радостями княжны Марьи; но кроме того, так как каждому человеку нужны свои личные надежды, у княжны Марьи была в самой глубокой тайне ее души скрытая мечта и надежда, доставлявшая ей главное утешение в ее жизни. Утешительную эту мечту и надежду дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя. Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала ее, тем более удивляла ее близорукость людей, ищущих здесь на земле наслаждений и счастия; трудящихся, страдающих, борющихся и делающих зло друг другу, для достижения этого невозможного, призрачного и порочного счастия. «Князь Андрей любил жену, она умерла, ему мало этого, он хочет связать свое счастие с другой женщиной. Отец не хочет этого, потому что желает для Андрея более знатного и богатого супружества. И все они борются и страдают, и мучают, и портят свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. Мало того, что мы сами знаем это, – Христос, сын Бога сошел на землю и сказал нам, что эта жизнь есть мгновенная жизнь, испытание, а мы всё держимся за нее и думаем в ней найти счастье. Как никто не понял этого? – думала княжна Марья. Никто кроме этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят ко мне с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю, и не для того, чтобы не пострадать от него, а для того, чтобы его не ввести в грех. Оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям, и молясь за них, молясь и за тех, которые гонят, и за тех, которые покровительствуют: выше этой истины и жизни нет истины и жизни!»




Top