Выставка тарковский и плавинский. Будем не проще

15 предметов живописи художника-шестидесятника Дмитрия Плавинского, редкие документы и материалы, кинопоказы полной версии знаменитого фильма “Андрей Рублев” будут доступны в Новом Пространстве Театра Наций. Выставка под названием «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский» открывается 20 июня и закончит свою работу 20 июля 2017 года.

Несмотря на то, что два выдающихся современника – Тарковский и Плавинский, при жизни не общались, по мнению куратора выставки и арт-куратора Музея AZ Полины Лобачевской, творческие поиски художников и их пути во многом совпадали. Обоих, например, вдохновлял мир русской иконы. Оба художника, кстати, долгое время работали за рубежом.

Дмитрий Петрович Плавинский (1937-2012) – советский художник нонконформист, один из основателей этого движения. Помимо символического сюрреализма с христианскими мотивами, широкую известность художнику принес «Апокалипсис 11 сентября», посвященный гибели небоскрёбов от террористической атаки в США в 2001 году. Живопись Д. Плавинского находится в собраниях музеев Метрополитен, Государственной Третьяковской Галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина и других. Работы художника, которые будут доступны зрителям – часть коллекции частного музея художника Зверева (музея AZ) и ряда частных собраний.

Андрей Арсеньевич Тарковский (1932-1986) – советский кинорежиссер, сын поэта Арсения Тарковского. Автор кинофильмов “Андрей Рублев”, “Солярис”, “Зеркало”, “Сталкер” и др., ставших культовыми и получившими награды, в том числе, Каннского фестиваля. На выставке будут представлены материалы из семейного архива первой жены Тарковского, коллег и друзей режиссера М. Ромма, С. Ямщикова и других.

Проект запущен в рамках Московского международного кинофестиваля 2017 года.

Навигация по записям

На одном пространстве — Новом Пространстве Театра Наций — организаторы соединили материалы, связанные с созданием великого фильма «Андрей Рублев», и произведения потрясающего художника, одного из столпов нонконформизма Дмитрия Плавинского. Дуэт получился тем более удивительный, что герои не были знакомы и никогда не встречались.

Для начала о магии чисел. Это важно, потому что все совпало. Выставка посвящена сразу нескольким юбилейным датам — 85-летию со дня рождения Андрея Тарковского, 80-летию со дня рождения Дмитрия Плавинского, кроме того, полвека назад на экраны вышел «Рублев» (1967). Выставка родилась на междисциплинарном поле благодаря творческой энергии сотрудников музея Анатолия Зверева (Музей АZ), фонда «Два Андрея» и Нового Пространства Театра Наций.

И все-таки вопрос — почему всемирно известный кинорежиссер и выдающийся художник, известный знатокам и ценителям, оказались в одном пространстве — нуждается в комментарии. Они почти ровесники, люди одного поколения. Вот еще одно выразительное совпадение: съемки «Андрея Рублева» проходили в Изборске, Суздале и Владимире, примерно в это же время Дмитрий Плавинский путешествовал по Русскому Северу и работал в церкви в Изборске. Не случайно же художники выбирали одни и те же места, в этом тоже есть мотив сближения, родства. Но главное, что их объединяет, — измерение метафизическое. Тогда, на излете оттепели, их размышления о смысле существования, предназначении человека развивались в одном направлении. Во времена, когда бытие сводилось к быту, во времена, когда жизнь, в том числе и духовная, намеренно упрощалась, они намеренно искали в жизни сложность, непростоту простых вещей, усложняли обыденное, отказывались от очевидного. Поэтому графические фантазии Дмитрия Плавинского — деревья, прорастающие сквозь храмы, святые, буквально растворенные в природе, образы, сотканные из мельчайших элементов мироздания, фантастическим образом напоминают кадры из «Андрея Рублева». Это не только чисто визуальное созвучие, но что гораздо важнее — мировоззренческое. Потребность в самоидентификации, поиски Бога, духовные поиски с вектором — вглубь, в себя, в историю, вся та вдохновляющая на творчество рефлексия, которая помогала не задохнуться в условиях надвигающегося застоя.


Экспозиция сделана так, что зритель не сумеет пройти по залам ровным шагом пассивного наблюдателя, он неизбежно окажется вовлеченным в процесс поисков. Для того чтобы замысел полностью реализовался, есть даже схема, по которой следует передвигаться по выставке.

На первом этаже «Путь», документальная преамбула — подробные биографии героев и всевозможная фактография: цитаты о творчестве, фотографии. Поднимаемся выше, тут «Отпечаток памяти» — живопись и графика Дмитрия Плавинского. Рядом объемная мультимедийная инсталляция, объединяющая двух художников: зал «Памяти», зал медитации. В цокольном этаже «Страсти по Андрею» — архивные материалы, многие обнародованы впервые, фрагменты рабочих записей, фото- и видеолетопись съемочного процесса. Авторы проекта говорят, что эта часть выставки может стать ядром будущего музея Андрея Тарковского.

Клариса Пульсон —
специально для «Новой»

В преддверии 39-го ММКФ в Новом пространстве Театра наций открылась мультимедийная выставка «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский», представленная музеем Анатолия Зверева и Фондом «Два Андрея». На выставке побывал Андрей Плахов.


Самая впечатляющая часть экспозиции - подвал в особняке XIX века, под полукруглыми сводами которого разложен на составные части фильм «Андрей Рублев». Каждая из его новелл, вплоть до финального «Колокола», представлена на мониторах и стоп-кадрах, фиксирующих крупные планы ключевых героев и многолюдье массовых сцен. Фото- и видеоматериалы взяты из архивов Ирмы Рауш-Тарковской, Павла Сафонова, Михаила Ромма и других. Рядом - документы, отслеживающие непростую судьбу великой киноленты,- как положено, подвергнутой цензурным гонениям и правкам, отлежавшейся на полке и вопреки первоначальному запрету попавшей на Каннский фестиваль. Там она получила приз ФИПРЕССИ, с которого началась ее мировая слава.

На отдельном мониторе можно услышать, как на том же фестивале, только полвека спустя, о значении Тарковского для мирового кино говорят нынешний каннский победитель Рубен Эстлунд, а также Брюно Дюмон, Такаши Миике и Сергей Лозница. На большом панно цитируются слова еще нескольких суперзвезд мировой режиссуры - Ингмара Бергмана, Анджея Вайды, Вима Вендерса, Карлоса Рейгадаса, Александра Сокурова. Герои двух кинематографических эпох, модернистской и постмодернистской, говорят в унисон. «Если бы я не увидел фильма Тарковского “Иваново детство”, я никогда бы не снял “Восемь с половиной”» (Федерико Феллини). «Если бы не Тарковский, я не стал бы режиссером» (Ларс фон Триер).

Это и правда феноменально - насколько умножилась посмертно мировая слава Тарковского. Я регулярно убеждаюсь в этом, приглашая именитых гостей на фестиваль «Зеркало»: имя Тарковского становится магическим ключом, открывающим самые неприступные двери. В этом году жюри «Зеркала» возглавил Амат Эскаланте, яркий представитель нового мексиканского кино, на первый взгляд, бесконечно далекого от традиций Тарковского. Но это не так: Эскаланте - настоящий поклонник русского режиссера, и надо было видеть, с каким пристальным вниманием к каждой детали он разглядывал посвященную ему выставку.

Однако Тарковский не единственный герой экспозиции, вторым оказался живописец и график Дмитрий Плавинский. В их судьбах есть несомненные параллели: оба прошли через эмиграцию, и это был не самый благоприятный опыт. Плавинский в конце концов вернулся на родину, а Тарковский, оставшийся на Западе еще во времена железного занавеса, не обрел там желанных условий для творчества, испытал много разочарований и вскоре умер. Есть переклички и в творческих пристрастиях двух крупных фигур эпохи. Выработанная Плавинским концепция структурного символизма не чужда Тарковскому: недаром свой текст о фильме «Иваново детство» критик Майя Туровская назвала «Мир, расколотый надвое». Сближает режиссера и художника также интерес к метафизике, сюрреализму, наследию Дюрера, Гойи, Рембрандта и других великих художников.

Впрочем, главная тема выставки иная: это «прорыв в прошлое», под которым понимается новое открытие иконы и вообще ранней православной культуры молодым поколением художников «оттепели» в их явной оппозиции советским классовым ценностям, наслоениям идеологии и пропаганды. Хотя Тарковский и Плавинский ни разу не встретились, их творческие маршруты пересекались: как раз когда в Пскове, Изборске, Суздале и Владимире проходили съемки «Андрея Рублева», примерно в это же время Плавинский сделал ранее заколоченную церковь в Изборске площадкой для нового цикла своих работ. И вот в мультимединой инсталляции мы видим монтаж: большие баннеры с образами «Рублева» и поразительный офорт Плавинского «Плащаница Старицкой».

Христианский дискурс у Плавинского очевиден и прекрасно проиллюстрирован на выставке его работами разных периодов. Что касается Тарковского, его отношения с религией - достаточно сложная и дискуссионная тема. В пору создания «Рублева» режиссер, как и соавтор сценария Андрей Кончаловский, были еще совсем молодыми людьми. Истоки русского христианства привлекали Тарковского скорее эстетически, а через образ Рублева он выражал собственное понимание судьбы художника, предчувствие данной ему большой миссии. Позднее это понимание углубилось и обострилось до настоящей, лично переживаемой драмы, которая включала и настойчивый мотив богоискательства, не только, между прочим, в духе и формах христианства.

Выставочный проект в Новом пространстве Театра наций, осуществленный усилиями многих людей, курировала Полина Лобачевская - выдающийся педагог, выучившая не одно поколение режиссеров, а позднее вложившая душу и профессионализм в дизайнерски изощренный музей Анатолия Зверева. Именно личность куратора, одинаково близкая изобразительным искусствам и кинематографу, определяет неповторимое лицо и стиль выставки, концепция которой может вызывать споры, но эмоциональное воздействие бесспорно.

«Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский» – так называется мультимедийная выставка, которая накануне открылась в «Новом пространстве» Театра наций. Экспозиция, которую организует Музей АЗ (Музей Анатолия Зверева) совместно с Фондом «Два Андрея», проходит в рамках 39 Московского Международного кинофестиваля и посвящена сразу нескольким юбилейным датам этого года: 50-летию фильма «Андрей Рублев», 85-летию со дня рождения режиссера Андрея Тарковского и 80-летию со дня рождения художника Дмитрия Плавинского.

На выставке представлены уникальные документы, среди которых фото- и видеоматериалы из архивов Ирмы Рауш-Тарковской, Павла Сафонова и Михаила Ромма, архивов Вадима Юсова, Саввы Ямщикова и Александра Мстиславского. Также в экспозиции представлены пятнадцать живописных полотен и офортов Дмитрия Плавинского из коллекции Музея АЗ и частных собраний.

В рамках проекта будут работать кинолекторий «Два Андрея. Ближний круг» и программа «Вокруг Тарковского», в которую вошли показы полной версии фильма «Андрей Рублев» и мировые киношедевры. В дни работы выставки зрители смогут посмотреть документальные фильмы, посвященные творчеству двух мастеров — Тарковского и Плавинского, в частности, фильм Валерия Залотухи «Художник Дмитрий Плавинский».

По замыслу куратора экспозиции Полины Лобачевской, в едином пространстве проект объединил двух больших художников ХХ века Андрея Тарковского и Дмитрия Плавинского, которые никогда не встречались, но, по словам куратора, «парадигмы их творческих поисков во многом совпадали». Это совпадение, в частности, касалось их «глубочайшей увлеченности эстетикой христианской иконы, как воплощения христианского мировоззрения, как пути к художественному совершенствованию, пути к пониманию себя».

Интересно и то, что, когда Тарковский снимал во Владимире, Суздале и Изборске «Андрея Рублева», в то же время Дмитрий Плавинский путешествовал по русскому Северу и работал в церкви в Изборске.

Значительная часть проекта «Прорыв в прошлое» экспонируется впервые.

Андрей Тарковский (1932-1986) – кинорежиссер, классик мирового кинематографа, автор 7 полнометражных картин, каждая из которых стала событием в истории кино. Многократный лауреат Канского, Венецианского и других кинофестивалей. Фильмы Тарковского хранятся во всех синематеках мира, его творческое наследие изучается студентами всех мировых киношкол. О Тарковском написаны сотни статей и десятки монографий. Перед его кинематографическим гением преклонялись Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Ингмар Бергман, Алексей Герман, Жан-Поль Сартр и многие другие.

Дмитрий Плавинский (1937–2012) – художник. Создатель направления структурного символизма. С конца 1950-х участвовал в важнейших выставках нонконформистов. С 1991 по 2004 годы жил и работал в Нью-Йорке. Его работы приобретены рядом американских музеев, в том числе музеем Метрополитен и МОМА (Музей современного искусства в Нью-Йорке). Работы Дмитрия Плавинского находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, в музеях и частных собраниях России, Европы и США.

Музей Анатолия Зверева (Музей АZ), Фонд «Два Андрея», Новое Пространство Театра Наций в рамках XXXIX ММКФ представляют выставку «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский»

к 50-летию фильма «Андрей Рублев»,

85-летию со дня рождения Андрея Тарковского,

80-летию со дня рождения Дмитрия Плавинского

20 июня 2017 года Музей AZ совместно с фондом «Два Андрея» откроет выставку «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский» в Новом Пространстве Театра Наций.

В год пятидесятилетия фильма «Андрей Рублев» куратор выставки Полина Лобачевская объединила двух художников ХХ века: Андрея Тарковского и Дмитрия Плавинского.

Тарковский и Плавинский никогда не встречались лично, но парадигмы их творческих поисков во многом совпадали. Их обоих привлекала эстетика христианской иконы, как воплощения христианского мировоззрения, как путь к художественному совершенствованию, как путь к пониманию себя. Съемки фильма «Андрей Рублев» Андрея Тарковского проходили в Изборске, Суздале и Владимире, примерно в это же время Дмитрий Плавинский путешествовал по русскому Северу и работал в церкви в Изборске.

В рамках мультимедийного проекта «Прорыв в прошлое» будут представлены: 15 живописных полотен и офортов Дмитрия Плавинского из коллекции Музея AZ и частных собраний; уникальные документы, фото- и видео- материалы из архивов Ирмы Рауш-Тарковской, Павла Сафонова и Михаила Ромма, предоставленные фондом «Два Андрея»; архивов Вадима Юсова, Саввы Ямщикова и Александра Мстиславского.Значительная часть материалов проекта «Прорыв в прошлое» экспонируется впервые.

Проект будет сопровождаться кинолекторием «Два Андрея. Ближний круг» и программой «Вокруг Тарковского», в которую войдут показы полной версии фильма «Андрей Рублев» и мировых киношедевров. Кинолекторий и кинопоказы: каждый вторник, четверг и воскресенье. Вход - бесплатный.

Новое Пространство Театра Наций: Страстной бульвар, д,12.

Часы работы: 13:00 - 21:00. Выходной - понедельник.

Андрей Тарковский (1932-1986) - кинорежиссер, классик мирового кинематографа, автор 7 полнометражных картин, каждая из которых стала событием в истории кино. Многократный лауреат Канского, Венецианского и других кинофестивалей. Фильмы Тарковского хранятся во всех синематеках мира, его творческое наследие изучается студентами всех мировых киношкол. О Тарковском написаны сотни статей и десятки монографий. Перед его кинематографическим гением преклонялись Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Ингмар Бергман, Алексей Герман, Жан-Поль Сартр и многие другие.

Дмитрий Плавинский (1937—2012) - художник. Создатель направления структурного символизма. С конца 1950-х участвовал в важнейших выставках нонконформистов. С 1991 по 2004 годы жил и работал в Нью-Йорке. Его работы приобретены рядом американских музеев, в том числе музеем Метрополитен и МОМА (Музей современного искусства в Нью-Йорке). Работы Дмитрия Плавинского находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, в музеях и частных собраниях России, Европы и США.

Продюсер проекта - Наталия Опалева

Художник-постановщик - Геннадий Синёв

Медиахудожник - Александр Долгин

Саунд-дизайн - Святослав Пономарев

Куратор кинопрограммы - Вячеслав Шмыров

Работа с архивами - Зоя Кошелева, Татьяна Йенсен

Консультанты - Ирма Рауш, Мария Плавинская

Координаторы выставки - Наталья Волкова, Анастасия Спиренкова

Музей AZ - единственный в Москве частный музей одного художника - выдающегося живописца ХХ века Анатолия Зверева. Открылся 27 мая 2015 года. Генеральный директор - Наталия Опалева, арт-директор - Полина Лобачевская.

Фонд «Два Андрея» - некоммерческий фонд поддержки культурных и кинематографических инициатив, созданный в 2015 году. Генеральный директор - Вячеслав Шмыров.




Top