Чему учат детей в 1 год

Вашему ребенку исполнился год, поздравляем! Закончился длительный период младенчества, рядом с вами теперь не беспомощный грудничок, а самостоятельная личность со своим характером, желаниями и привычками.

Физиология годовалого ребенка

Обычно, к году у ребенка уже есть двенадцать зубов. Если их больше или меньше двенадцати – не стоит паниковать раньше времени. Убедитесь, что ваш малыш получает достаточно кальция, фосфора и витамина D.

В годовалом возрасте ребенка часть мам, которые еще продолжают кормить грудью, начинает задумываться о том, чтобы : детский организм достаточно окреп, чтобы получать все необходимые питательные вещества из взрослой пищи.

В возрасте около 1 года сокращается время, необходимое малышу для сна. Многие переходят на одноразовый дневной отдых.

Психология ребенка в один год

Годовалый возраст – это время активного психологического развития и все возрастающего стремления к познанию и исследованию, а также время первых психологических кризисов. Малыш начинает осознавать себя отдельным от мамы существом, открывает для себя . Кроме того, психологически он уже знает и понимает больше, чем может физически.

Иногда освоение какого-то нового навыка приводит не к радости, а к сбоям в поведении. Ребенок может стать раздражительным и капризным. Иногда даже может закатывать истерики. Детские психологи утверждают, что на этом этапе истерики позволительны, и единственный способ помочь ребенку успокоиться – это добрые слова, ласка и нежность.

Навыки и умения в один год :
– вставать и немного ходить самостоятельно;
– бегать, держа за руку взрослого;
– произносить отдельные простые слова;
– самостоятельно пить из чашки и есть ложкой;
– проситься на горшок;
– называть членов семьи и других хорошо знакомых людей по имени;
– играть в простые сюжетные игры, использовать предметы по назначению.

Родителям следует обратить внимание на кризис одного года, который связан с тем, что ребенок начал говорить. Если организм младенца регулировался собственными биоритмами, то теперь главной становится языковая система, то, что велят взрослые.

Это важно!

Советы родителям годовалого ребенка

Примерно в возрасте года начинается, собственно, процесс воспитания. Не ленитесь объяснять ребенку, почему вы настаиваете на своем. И если уж запрещаете что-то делать, так запрещайте это всегда, без исключений, а не только в том случае, если у вас плохое настроение.

Начиная с года, можно менять , но надо помнить, что в этом возрасте дети очень активны, однако сил у них еще не так много, поэтому от игр и передвижений они достаточно быстро устают. В детской обязательно должен быть свежий воздух, а гулять с малышом надо два раза в день по полтора-два часа, давая ему возможность потопать по лужам.

Двигательное развитие ребенка в год

Ребенок свободно передвигается по дому, забирается на лестницу – родители могут показать ему, как спускаться оттуда. В ванной малыш, брызгаясь, с удовольствием бьет по воде руками и ногами, опускает голову под воду, плавает. Еще ребенок любит низко наклониться, упереться головой в пол и смотреть, как реагируют на это окружающие, а если рядом с ним кто-то танцует или , малыш будет пробовать подражать ему.

Чему можно научить ребенка в год

Считать ребенок, конечно, еще не умеет, но слово «два» может запомнить. Если вы разложите на полу разные парные вещи – варежки, носки, туфли – и будете их собирать, приговаривая: «два носочка», «две варежки», он вскоре поймет, о чем идет речь, и тоже будет по вашей просьбе. Предлагайте ребенку подражать вам – ему это очень нравится. Можно научить ребенка махать вам на прощанье, а также здороваться за руку при встрече; показывать один пальчик в ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?», показывать жестами, когда ребенку хочется кушать или спать.

Как развивается речь ребенка в год

У годовалых детей неодинаковый запас слов – у кого-то два-три, у кого-то он доходит и до двадцати. Чтобы , используйте два способа – неожиданное появление новой игрушки и немедленное ее называние: «А вот слоник!», и обогащение опыта малыша: когда он видит, например, во время прогулки новый предмет, животное или человека, называйте его. Но помните при этом, что ребенок может устать от большого количества новых впечатлений.

Каждая мама следит за ростом, развитием и здоровьем своего малыша, особенно в «отчетные» периоды. Развитие ребенка в 1 год – важная ступень, перешагнуть которую малышу приходится под пристальным вниманием всех родственников. Что он умеет? Как себя ведет? Насколько подрос и поправился? Сравнения со сверстниками не избежать. Чтобы мама точно знала, что у ее малыша все в порядке, ей необходимо знать основные нормы развития ребенка в данном возрасте.

Чему научился малыш за 12 месяцев жизни

Сложно представить, но за год ребенок превратился из гусеницы, завернутой в пеленки, в практически самостоятельного человека. Психологическое и физическое развитие малыша включают в себя следующие навыки и умения:

  • вставать на ноги и самостоятельно ходить;
  • пытаться танцевать под музыку;
  • бегать с поддержкой (некоторые дети просто боятся упасть, другие же не успевают быстро переставлять ножки);
  • есть с ложки (не всю порцию и не слишком аккуратно, но попытки уже весьма настойчивые);
  • пить из кружки;
  • произносить 8-10 слов;
  • называть членов семьи по именам (пусть даже не очень правильно);
  • знать названия практически всех окружающих вещей в доме, показывать, если попросят;
  • понимать просьбы взрослых;
  • подражать взрослым;
  • проявлять интерес ко всему вокруг;
  • слушать музыку;
  • по-разному относиться к людям, особенно к своим и чужим.

Читая список, что должен уметь ребенок в 1 год, следует помнить, что все дети индивидуальны. Одни способности у некоторых малышей проявляются раньше, другие – позже. Однако если к году кроха еще не пошел, стоит провести сеанс массажа, проконсультировавшись с педиатром.


Особенности годовалого ребенка

К особенностям ребенка, которому исполнился год, относятся:

  • неуемная жажда открытий;
  • изменения в поведении, чаще не в лучшую сторону.

Способность самостоятельно передвигаться на ногах – это главное, что умеет ребенок в возрасте 1 года. Для малыша открывается широкий обзор доступных для изучения предметов. Кроха залезает в ящики и достает оттуда все, что попадается под руку. Он самостоятельно берет карандаши и рисует на стенах. Разумеется, маму это не приводит в восторг. Как ей вести себя в данной ситуации?

Кричать и ругаться на ребенка бесполезно, поэтому намного продуктивнее будет направить его энергию в «мирное русло». Организуйте занятия с ребенком 1 года таким образом, чтобы ему было интересно. Выделите шкаф, в которой можно будет залезть и найти там не что попало, а полезные развивающие игрушки и интересные вещи. Нижнюю область обоев закройте бумагой, которую легко можно будет снять и заменить. Пусть кроха пробует рисовать – это очень полезно для развития.

Календарь развития малыша на отметке «1 год» имеет не только праздники, но и сложные периоды. Данное время является для малыша кризисным. Он осознает себя, как самостоятельное существо, отдельное от мамы. Также малыш достаточно критично начинает относиться к собственным умениям.

Нередко можно заметить, когда не получается то, что делает ребенок в возрасте около 1 года, он кричит и плачет. Роль мамы – помочь малышу и успокоить его, так как в данном возрасте он еще не умеет делать этого сам. Небольшая проверка «на прочность» ожидает и маму. Малыш, различая своих и чужих, с незнакомыми людьми ведет себя спокойно и скоромно, а дома с мамой может специально озоровать. Ругать ребенка бесполезно – пройдет совсем немного времени, и он сам успокоится.



Основы речевого развития

Каждой маме хочется, чтобы малыш быстрее заговорил. Нормы развития в 1 год предусматривают наличие в словаре 8-10 слов, тогда как пассивный словарный запас уже огромный. Ребенок знает названия практически всех предметов, которые его окружают, только говорить пока не может. Но понимает, о чем идет речь и может показать или принести тот или иной предмет.

Чтобы развитие речи шло полным ходом, с ребенком нужно заниматься артикуляционной гимнастикой и чаще играть в пальчиковые игры. Также положительную роль в становлении речи играет частое общение родителей и ребенка. Читайте ему книги, рассказывайте обо всем окружающем, как дома, так и на прогулках. И вскоре ребенок начнет говорить свои первые слова.

Стремление к познаванию и постижению нового – основная черта развития ребенка в 1 год. Помогайте малышу в этом, поддерживайте его начинания и не сердитесь за испорченные вещи. Чтобы исключить поводы для порчи вещей, следите за ребенком и предугадывайте его намерения. Пусть его детство пройдет весело и интересно!

День появления малыша на свет, выписка из роддома, первый плач... Все это сейчас помнится очень смутно. Еще бы, ведь позади целый год новых открытий, ежедневных событий и уверенного становления самостоятельного человечка. Развитие ребенка в 1 год делает его настоящей личностью, с характером, привычками, любимыми и нелюбимыми предметами. А что именно должен уметь делать кроха?

Основная роль в общении малыша с близкими отводится словам, количество которых в лексиконе достигает 10-15. Мама может замечать проявления упрямства и настойчивости, взрывы эмоций, которые нередко выливаются в истерику с топаньем ногами и катанием по полу.

Психологи называют данный период кризисом первого года, который нужно с достоинством пройти и малышу, и родителям. Потакать капризам не стоит, но и жесткими запретами вы ничего не добьетесь. Уже сейчас вам нужно учиться договариваться с ребенком, делая это спокойно и тихо, не оказывая давления на маленького упрямца.

Особенности физиологии годовалого малыша

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев достаточно для начала хождения. Кроха может спокойно становится на ножки из любой позы на четвереньках и делать первые шаги. Его ноги широко расставлены, да и падения случаются часто. Важно предостеречь от испугов, чтобы малыш не «отложил» начало хождения на более поздний срок.

Если ребенок в 1 год не ходит, родителям стоит взвесить особенности его развития. Нет никакого повода для беспокойства, если при этом малыш бодрый, активно ползает, спокойно передвигается на ножках вдоль диванов или стен, проходя при этом внушительные расстояния. Тревожный сигнал - низкая активность малыша, отсутствие «ползательных» навыков и тенденций к началу хождения. Это свидетельствует о тяжелых неврологических расстройствах. Однако остаться незамеченными до сих пор они не могли, так как ежемесячно с крохой работают педиатр и другие специалисты. Поэтому ожидать внезапного открытия тяжелых болезней не нужно.

В соответствии с , к этому периоду у малыша должно быть уже 8 зубиков. Уход за ними обязателен, для чего необходимо использовать мягкую щеточку с маленькой головкой на длинной ручке и детскую зубную пасту. От выбора последней зависит желание или, наоборот, нежелание крохи чистить зубки, так как нередко причиной отказа от гигиены рта является слишком резкий вкус зубной пасты или неприятное пощипывание язычка.

Также для развития годовалого ребенка характерен переход на один дневной сон продолжительностью до 2,5 часов. Не нужно переводить на него искусственно, просто следите, сколько времени кроха может спокойно проводить без дневного отдыха. Если к вечеру он становится капризным, а утром все также хочет прикорнуть часов в 11, сохраните двойной дневной сон еще на несколько месяцев.

Рост ребенка в 1 год определяется его генетическими особенностями. Самые крупные малыши могут дорастать до 80 см. Вес ребенка в 1 год также индивидуален. С принятыми для данного возраста нормативами вы можете ознакомиться ниже.

Основные навыки в 1 год

Развитие ребенка 12 месяцев характеризуется следующими особенностями.

  • Для игры чаще выбирает мелкие предметы, захватывает их большим и указательным пальчиками. Такой пинцетный захват стимулирует мелкую моторику, а соответственно и речь крохи.
  • Много ходит вокруг мебели, при отсутствии поддержки переходит на ползание. Препятствия всегда переползает, поднимается вверх по лестнице, может залезать на невысокие предметы и ступеньки. Все еще существует опасность падений, если кроха не освоил технику безопасного спуска ножками вниз.
  • Речь ребенка в 1 год включает слова из двух слогов, значение которых ему известны. Слова «мама», «баба» и другие соотносятся с людьми. Не может говорить, но уже понимает сигнальные слова «играть», «спать», «пойдем». Знает значение слов «нельзя», «нет». Если малыш в 1 год не говорит, следует уделить внимание развитию его мелкой моторики. Делайте пальчиковую гимнастику, играйте в «сороку-сороку» на ладошках, перебирайте гречку и фасоль в тазике, трогайте пуговицы разного размера, пришитые на лоскуток. Такие занятия с ребенком 1 год помогут ему быстрее произнести первые слова.
  • В играх проявляется осознанность действий. Развитие малыша 1 года позволяет ему ставить кубики один на другой, сортировать игрушки, строить небольшие пирамидки, перелистывать странички книги. Если игрушку убрать из виду, будет ее искать, так как понимает, что предметы существуют, даже если их не видно.

Важный навык малыша - выбор доминантной руки . Он отдает предпочтение левой или правой в играх, когда берет ложку. Переучивать ребенка не нужно, так как склонность к большему использованию той или иной руки определяется индивидуальными особенностями человека.

Гимнастика и игры

Гимнастика для ребенка 1 год представляет собой веселую игру. Можно включить музыку и попрыгать с крохой. Или использовать фитбол, чтобы покатать малыша на спинке, животике. Пусть он сам попробует катить большой мяч перед собой, тем более что детки очень любят толкать крупные предметы.

Полезные игры для детей 1 года можно устраивать с помощью коробки, кастрюли. Дайте крохе предметы разных форм и попросите сложить их внутрь, а затем вытащить обратно.Затем поменяйте емкость, выбрав с меньшим горлом. Постепенно переходите к обычной пластиковой бутылке, куда влезут лишь маленькие предметы. Такая игра стимулирует моторику и развивает глазомер.

Ваш малыш, такой взрослый и самостоятельный, с каждым днем будет придумывать все новые игры и развлечения. Помогайте ему в этом, а еще больше общайтесь со сверстниками. Уже совсем скоро крохе будет крайне важно общество других малышей.

Распечатать

Вот и наступил первый день рождения малыша. К этому моменту он, как минимум, твердо держится на ногах и пытается разговаривать на непонятном языке. Все предвещает начало самого интересного этапа в маленькой жизни.

Общее развитие

На рубеже первого года жизни активно-познавательная деятельность ребенка набирает максимальные обороты. Малышу интересно все, что плохо лежит, висит, издает странные звуки. Исследовательская работа начинается в руках, а заканчивается во рту.

На первый план в жизни выходит игра. Она больше напоминает обычные манипуляции с предметами, но для ребенка в 1 годик это очень захватывающие действия. Из игрушек малышу интересны пирамидки и кубики. Правда, недолго. Его внимание очень рассеяно и через 1-2 минуты переключается на новый объект.
Итак, ребенку 1 год. Он весел и любопытен. Громко смеется и реже плачет, активен, подвижен, бурно реагирует на появление родных и пытается произнести первые слова.

Физическое развитие

Рассмотрим малыша внимательнее. Его голова все еще непропорциональна туловищу. Самой выдающейся частью тела является выпяченный вперед животик. Кстати обратите внимание на осанку: изогнутая спинка, по-деловому откинутые назад плечики, прямое положение головы. Настоящая военная выправка!

Одни дети этого возраста проворно осваивают пространство, перемещаясь на четвереньках. Другие уже уверенно ходят и даже бегают. Все зависит от индивидуальности ребенка. Скоро разница в их достижениях исчезнет. Годовалый малыш может слегка косолапить. Родителям не стоит беспокоиться: косолапее – нормальное явление в этом возрасте. К 2 годам его походка станет ровной и красивой.

В 1 год карапуз обычно имеет до 10 молочных зубов. Цифра варьируется в зависимости от наследственности, достаточности кальция в организме. Если ребенку исполнился 1 год, а количество зубов пока не превысило 4? Не стоит впадать панику. Спросите родителей, сколько зубов в возрасте 1 года было у вас и мужа. Если сомнения остались, чаще давайте малышу молочные продукты, особенно творог, витамин D, участвующий в формировании первых зубов. В пасмурное время года его принимают в виде витаминной добавки.

Поведение годовалого малыша

Ребенок в 1 годик начинает становиться самостоятельной личностью. К 2 годам процесс достигнет своего апогея. Но уже сейчас родители могут наблюдать, как их милый карапуз превращается в своевольного упрямца. Его не волнует, что эти спички ужасно опасны — их надо срочно изучить!

Переступив рубеж в 1 год, ребенок становится похож на отважного первооткрывателя. Он смело бросается на любую баррикаду, без тени страха погружается в изучение очередного объекта. Оградить малыша от опасных вещей и предметов – важная обязанность родителей годовалого ребенка.

Еще одной особенностью становится сильная привязанность к матери. Конечно, если от нее исходит забота, понимание и должный уход. 1 год — период, когда малыш начинает отличать «своих» от «чужих». На первом месте мама, потом папа и другие родственники. Все остальные пока чужеземцы.

Что умеет малыш в 1 год

К первому году жизни ребенок уже сделал для себя главное открытие – он умеет управлять своим телом и, о чудо, даже удерживать его в горизонтальном положении. Некоторые счастливчики, и того более, — способны маневрировать в пространстве на двух ногах.

  • Малыш свободно манипулирует доступными предметами и тщательно изучает их. Параллельно не забывая отрабатывать навыки хождения, бега, преодоления барьеров.
  • Возросшая двигательная активность позволяет ребенку участвовать в подвижных играх. Самая традиционная – догонялки.
  • Игрушки интересуют лишь в качестве объектов, помогающих изучить мир причинно-следственных связей. Его усилия порождают результат в виде собранной пирамидки и башни из кубиков, которая падает, если как следует толкнуть. Ребенку свойственны роли и созидателя и разрушителя одновременно (такая противоречивая деятельность заканчивается лишь к 3 годам).
  • Может совершать простые действия с любимой мягкой игрушкой (расчесывать, кормить).
  • Активно манипулирует кнопочными устройствами (пульт, телефон).

Особенно важное достижение малыша – его первичные речевые навыки.

Речь

Разговаривать с ребенком надо с самого рождения. Но 1 год – возраст, когда общение с малышом становится обязательным требованием. Он начинает понимать взрослую речь, с удовольствием повторяет движения губ, издавая идентичные звуки и выполняя простые просьбы («на», «дай», «нельзя», «покажи маму, папу»). Взрослому, называя предметы, важно подражать малышу, указывать на них пальцем. Так у ребенка формируются первые ассоциативные связи между объектами и их названиями.

Конечно, главные помощники – книги. Но именно в возрасте 1 года ребенок начинает осмысленно рассматривать картинки, называя изображенные там предметы. Да и пример читающих родителей станет хорошей базой будущего обучения чтению.

Известно, что ладони малыша напрямую связаны с мозговыми речевыми центрами. Поэтому не забывайте всячески стимулировать ребенку ручки, массажируя и занимаясь пальчиковой гимнастикой.

Бытовые навыки

Как правило, годовалый малыш уже способен:

  • держать ложку;
  • удерживать кружку или поильник;
  • переливать воду;
  • закрывать двери, шкафы и крышки;
  • выдвигать ящики;
  • протягивать ручки и ножки при одевании и умывании;
  • узнавать предметы одежды по названию.

Уход за годовалым малышом

На рубеже первого года режим дня ребенка почти не меняется. Утро следует начинать с умывания, расчесывания и несложной гимнастики. Вечером — умывать лицо, ополаскивать ручки и ножки.

Необходимы прогулки с малышом каждый день, минимум 30 минут. Если позволяет погода, время пребывания на свежем воздухе увеличивается до 2 часов. При возможности количество прогулок можно удвоить. Ребенку полезно принимать воздушные ванны в первой половине дня и вечером, после дневного сна.

Купаться малышу следует через день. Продолжительность пребывания в воде не более 15 минут, допустимо провести обливание водой на 1 градус ниже комнатной температуры. После ванны и обтирания необходим легкий массаж.

Отдыхает годовалый карапуз дважды в день (к 2 годам можно переходить на разовый дневной сон). В периоды бодрствования играет, изучает мир и активно общается с родителями.

Сон

В этом возрасте ребенок спит 11-12 часов в ночное время. Если малыш еще на грудном вскармливании, то может проснуться 1-3 раза за ночь, и это нормально. Днем ему необходимо 2 сна по 1,5-2,5 часа. Укладывать кроху следует в одно и то же время. Чтобы он к 3 годам уже привык к нормированному распорядку дня. Перерывы между дневным сном могут варьироваться в зависимости от сложившегося графика, рекомендованные промежутки составляют 3-3,5 часа.

Чтобы малыш всегда просыпался в хорошем настроении, в момент пробуждения будьте по возможности рядом. Улыбнитесь, обнимите и пожелайте доброго утра. Ведь не за горами то время, когда, улыбаясь в ответ, он радостно воскликнет: «Доброе утро, мамочка!»

Питание

Многие мамы к моменту исполнения ребенку 1 года уже перестают кормить его грудью. И маленький член семьи кушает еду, приготовленную для всех домочадцев, исключая жирные и жареные блюда. Подросший малыш может употреблять пищу, порезанную кусочками или потертую на крупной терке. Готовить следует на растительном масле без добавления приправ. Соли и сахара требуется по минимуму.

Годовалому ребенку не следует давать копчености, солености, сырые овощи и сладости (овощи можно начинать вводить годам к двум). Запивать еду лучше водой, компотом или травяным чаем.

С 1 года смело можно перейти на 4 разовое питание. Малышу полезно кушать на своем стульчике в кругу семьи. Во-первых, так проще организовать его собственный график приема пищи. Во-вторых, глядя на взрослых, ребенку легче научится справляться с ложкой.

Не стоит заставлять ребенка есть, если он не хочет, прибегать к различным ухищрениям и уловкам. Малыш знает свою порцию и ни за что не съест больше, чем требует его организм. Даже, если кажется, что этого катастрофически мало.

Безопасность

Говоря о безопасности годовалого ребенка, вспомним главную особенность его возраста – исследовательский интерес. И заканчивается он далеко не на детском коврике. Поле деятельности, интересное малышу – вся квартира с ее секретами и тайными ящичками. Поэтому первая обязанность родителей – обеспечить юному ученому свободное безопасное пространство.

  • Необходимо убрать все колющие и режущие предметы, потенциально опасные вещи.
  • Открутить ручки шкафов и ящиков.
  • Острые углы, оголенные провода, розетки на уровне роста ребенка должны быть изолированы в первую очередь.

В этот период родителям стоит быть в три раза бдительнее, чем прежде. Усугубляет ситуацию то, что зачастую годовалый малыш уже умеет ходить, а при необходимости быстро убегать от «преследователя».

Помните: ребенку в 1 год бесполезно говорить об опасности, приводя логические доводы!

Он сможет осмыслить эту информацию только годам к трем. Максимум, чего можно добиться – послушания через страх. Но это чревато последствиями в будущем. Самое действенное – переключить внимание сорванца на безопасный предмет.

Чему можно научить годовалого ребенка

Так как 1 год – возраст резко возрастающей двигательной активности, нужно использовать этот период для обучения малыша первым физическим упражнениям. Начинать стоит с себя. Любое освоение новых навыков – это, прежде всего, подражание. Регулярно делайте зарядку, можно исполнить несколько танцевальных движений. Родители не успеют оглянуться, как у появится новый партнер в танцах и спорте.

Месяца через два, можно начать приучатье к организованности и порядку. Умыться и причесаться с утра, собрать игрушки перед сном, поставить кружку в раковину – все это малыш будет проделывать с удовольствием, глядя на маму и получая от нее похвалы и одобрения.

Занятия с годовалым малышом

Самые полезные занятия для ребенка в 1 год:

Лепка. Необходимо дать малышу простой кусочек теста, который он сможет мять в ладошках и скатывать в ком. Манипуляции с самодельным «пластилином», развивают мелкую моторику, что положительно скажется на речевых навыках крохи. А к 2 годам он подарит первую поделку.

Перебирание крупы. Возьмите пару баночек и насыпьте туда любую крупу. Ребенок с удовольствием займется этим необычным материалом, что снова задействует его мелкую моторику. Только нужно следить, чтобы крупа не оказалась у него во рту.

Аппликации. Начните с простых – прилепить медведю уши, приделать рыбке хвост. Конечно, подобные манипуляции нужно проделывать вместе, а это двойная радость для ребенка.

Чтение книг. Малыш еще не может долго удерживать внимание. Зато с готовностью рассмотрит картинки при чтении. В процессе необходимо обсуждать что на них изображено.

Игры с водой. Вода открывает бескрайний простор для творчества. Набор пищащих, брызгающих игрушек, детский ковшик – и вот уже в ванной открыта целая лаборатория по проведению физических опытов.

Кризис первого года

Психологи называют его «кризисом негативизма», достигающим полного расцвета к 2 годам. Но и сейчас можно наблюдать его первые признаки:

  • малыш стал упрям и не управляем;
  • в его поступках все больше самостоятельности;
  • поведение зачастую становится противоречивым.

Дело в том, что ребенок впервые осознает себя личностью, существующей отдельно от мамы. И, оказывается, их желания могут не совпадать. Он растерян. Вокруг такой интересный неизученный мир, но мама этому не рада. Она забирает красивый острый предмет, не пускает в большую, полную чудес комнату. Малышу неведомо, что такое опасность. Он следует своим инстинктам и искренне негодует, когда ему мешают.

Важно помнить: годовалому ребенку бесполезно что-то объяснять или применять к нему силу!

В первом случае он ничего не поймет, во втором – озлобится. Приступить к нравоучениям следует максимум через год, а пока стоит ограничиться сменой фокуса его внимания. Все что угодно: игрушка, книга или дядя, зашедший в гости. Главное помочь ребенку забыть о своем капризе, переключив его на другой объект.
Больше гуляйте и играйте на свежем воздухе, заполните пространство комнаты интересными безопасными вещами. Пусть энергия карапуза идет в позитивное русло.

Необходимо соблюдать режим дня. Малышу важна предсказуемость. Это уменьшит его тревожность, сделает более спокойным и радостным.

Следует научиться говорить четкое «нет», но не использовать его по любому поводу. Ограничения должны быть жесткими, но дозированными. Иначе они перестанут что-то значить для юного сорванца. Если это удастся, малыш будет знать, что рядом строгий, но справедливый взрослый, и мамино слово станет для него законом.

Справиться, а может и избежать кризисов и разногласий, поможет доверие, основанное на глубокой привязанности. Любите и цените малыша. А в любой конфликтной ситуации, прежде чем начать действовать, посмотрите на него внимательно и постарайтесь понять, что сейчас движет вашим ребенком: бессмысленная злоба или отчаяние.




Top