Когда начинают разговаривать дети? Как помочь им научиться говорить? Когда ждать первых сказанных слов от новорожденного?


Любых родителей волнует вопрос: когда ребенок начинает говорить? Ведь овладение речью - это важнейшая задача, с которой предстоит справиться малышу. Сделать это не так уж просто: нужно научиться воспринимать отдельные слова, повторять их и соединять во фразы. Взрослые должны помогать крохе. Зато какое счастье услышать впервые «мама» или «папа»!

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Прежде чем сравнивать своего ребенка с ровесниками, стоит вспомнить: все дети индивидуальны. Это значит, что сроки появления осмысленной речи могут отличаться. Но все же важно следить за развитием малыша, чтобы не упустить какую-либо проблему. Большинство специалистов сходятся на том, что первые слова карапуз произносит в период с 10 до 12 месяцев, а словосочетания и предложения – в возрасте около двух. С рождения и до момента полноценного овладения речью пройдет несколько этапов.

Гуление и лепет

В первые два месяца малыш все свои эмоции может выражать исключительно плачем, разве что с разными интонациями. Ближе к трем месяцам появляется первое словечко - «агу». Гуление возникает благодаря случайным позициям, которые занимают губы, язык, гортань, то есть органы, входящие в голосовой аппарат. Оно происходит одинаковым образом у всех младенцев мира. Начиная с этого возраста с грудничком надо стараться побольше разговаривать. Не надо думать, что он ничего не понимает. Главное, он будет привыкать к звучанию родной речи, а немного позже - копить пассивный словарь.

После полугода гуление переходит в лепет. Карапуз начинают выговаривать и повторять простые слоги - ма, ба, да и другие. В это время малыш, можно сказать, настраивается на особенности того языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. А если до восьми месяцев нет признаков лепета, то это повод проверить слух младенца.

Приблизительно после восьми месяцев лепет начинает меняться. Он становится более продолжительным, эмоционально окрашенным, слоги повторяются по несколько раз. Часто в этот период родители ошибочно радуются, считая, что малыш сказал первые слова. Но в большинстве случаев многократно повторенное «мама» или «папа» не несет никакого смысла. Ребенок просто повторяет слоги за взрослыми и тренирует свой речевой аппарат.

Зато у него появляется заметное понимание некоторых слов. Например, если мама постоянно проговаривает названия предметов с карапузом, то он на очередной вопрос «где часы?» повернет голову в их направлении. Также он с удовольствием подражает взрослым в простых действиях - пробует пить из чашки - и очень радуется, когда его понимают.


Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»

А вот после 10 месяцев многие дети начинают говорить уже осмысленные слова. Чаще всего они состоят из двух одинаковых слогов, например, «мама», «папа», «баба», или состоят из одного слога: «дай», «на». Произношение их может быть несовершенно, но вполне узнаваемо. К тому же, говорит ребенок их не случайно, а в определенных ситуациях: слово «мама» может произноситься, когда она входит в комнату или выходит из нее.

Часто от врачей на вопрос, сколько слов должен говорить малыш к концу первого года жизни, можно услышать, что должно быть около 20 звукоподражательных слов. Это не только «мама» и «папа», но и конструкции типа «гав-гав», которое означает собаку, или «тик-так», заменяющее часы. Но если их меньше или даже нет, это еще не повод паниковать - скорее всего, карапуз вскоре догонит нормы.

В период после года ребенок быстро пополняет свой пассивный словарь. То есть, не имея еще возможности выговорить название предмета, он способен понять, о чем ведет речь взрослый. Кроха выполняет простые задания: дает мяч на просьбу старшего. У малыша появляется и часто используется указательный жест. Он сопровождается особыми требовательными интонациями. Годовалый карапуз раз за разом показывает на какую-либо вещь, ожидая, что взрослый будет произносить ее название. Таким образом он осознает, что один и тот же предмет всегда называется одинаково, а вот у остальных другие названия. Он запоминает все больше новых слов, и это важнейший этап в развитии. До появления активной речи при этом может пройти несколько месяцев.

Если у малютки нет неврологических заболеваний или проблем со слухом, то ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, - 1,5 года. Чтобы это произошло, мама и папа должны выполнять простое условие: много разговаривать с малышом с первых месяцев жизни, обязательно правильно выговаривая слова. Сюсюканье способно замедлить развитие речи и вызвать проблемы в будущем. При этом дети могут по-разному учиться говорить. Одни не спешат с фразами из двух и более слов, зато хорошо выговаривают даже сложные звуки. Другие рано начинают произносить предложения, но их речь способны понять только самые близкие люди. И то, и другое можно считать вариантом нормы. Также стоит знать, что чаще всего мальчики начинают болтать позже девочек.

В 1,5 года в активном словаре малыша уже несколько десятков слов. Часто в этом возрасте он начинает задавать вопрос «что это?». К двум годам его речь заметно улучшается. Он лучше выговаривает звуки, его лексикон включает около 300 слов, используются наречия и глаголы. На третьем году жизни появляются настоящие предложения, в которые входят вопросительные слова, предлоги, прилагательные. К концу этого года ребенок научится использовать местоимения и соединительные союзы. Это завершающий этап формирования речи, но дальше предстоит ее совершенствование.


Во сколько дети начинают говорить первые слова

Можно сделать вывод, что ответ на вопрос, во сколько малыш заговорит, - около года. Именно в 12 месяцев появляются первые слова. Не надо их путать с лепетом, из которого они происходят. Грань между ними не всегда легко определить, но все же, если внимательно наблюдать за малышом, ее можно уловить.

Такие слова очень просты, они не содержат ударный слог. Обычно дети стараются обозначить наиболее важные и привычные вещи или действия. При этом пассивный словарь копится более активно. К году некоторые малыши могут сказать пару слов, например, «мама» или «папа», другие - 10-20, но это все вписывается в норму. Главный критерий: ребенок должен понимать обращенную к нему речь.

Чтобы малыш быстрее заговорил, родители не должны спешить выполнять его просьбу, если она сопровождается только жестами или мычанием. Нужно попросить его выразить свое желание словом.

Активная речь формируется скачкообразно. В год кроха усваивает лишь от 1 до 6 слов ежемесячно. Этот этап может длиться достаточно долго. Затем происходит скачок в развитии, и количество новых слов, которые ребенок усваивает в неделю, увеличивается до 12. Через некоторое время происходит еще один скачок, и малыш за день запоминает около 12 слов. На этой стадии пассивный и активный словари уравниваются, дальше они пополняются одновременно.

После полутора лет дети начинают все больше словечек выговаривать правильно, а не на своем языке. К 2 годам они могут соединять два и больше слов вместе. Если этого не происходит до двух с половиной лет, то рекомендуется обратиться к специалистам.


Почему может возникнуть задержка речевого развития

Родителям свойственно бросаться в крайности. Одни переживают, что ребенок в 1,5 года стихи еще не рассказывает. Другие, напротив, спокойно ожидают, когда карапуз заговорит сам, не задумываясь, в каком возрасте он должен был это сделать, хотя ему уже 4 года. Нужно придерживаться золотой середины. Не следует требовать от ребенка слишком многого, надо помнить, сколько ему лет. В то же время нельзя игнорировать существующую проблему, ведь задержки в развитии лучше начинать исправлять в раннем возрасте. Хотя большинство логопедов занимаются с детьми от трех лет, проблема может требовать медицинского вмешательства. Тогда чем младше ребенок, тем быстрее пройдет восстановление.

Речевые задержки встречаются не так уж и редко. Они могут быть вызваны самыми разными причинами.

  • Наследственностью. Вполне возможно, что кто-то из родителей начал поздно говорить, а малышу передалась эта особенность.
  • Проблемы, связанные со слухом или развитием речевого аппарата. Возможно, они недостаточно развиты, устанавливать это должны специалисты.
  • Неврологические нарушения, вызванные гипоксией в родах или некоторыми заболеваниями.
  • Короткая уздечка.
  • С крохой редко разговаривают.
  • Малыш - непоседа. Он спешит исследовать мир, его физическое развитие опережает речь.
  • Напряжение в семье. Дети чутко реагируют на настроение родителей, что сказывается на их развитии.
  • Ребенок растет в двуязычной семье. Часто так называемые дети-билингвы начинают говорить поздно, зато сразу на двух языках.

Так что, во сколько карапуз заговорит, в каком возрасте, зависит от самых разных причин, в том числе от его от его индивидуальных особенностей. Но некоторые признаки могут указывать на задержки речевого развития.

  • Годовалый малыш не произносит ни одного слова, даже звукоподражательного.
  • В 1,5 не откликается на свое имя, не знает название предметов - не реагирует, если его просят что-то назвать или принести.
  • В 2 года не повторяет слова за старшими, не может составить словосочетание хотя бы из двух слов.
  • К 2,5 годам не знает части тела и не различает цвета.
  • В 3 года не может составить предложение из нескольких слов, не понимает несложных рассказов.

По отдельности эти симптомы могут ничего не означать, но стоит обратить внимание на них и показать ребенка специалистам.


Как помочь малышу заговорить

То, когда ребенок начинает говорить, во многом зависит от родителей. Малышу обязательно нужно помогать.

  • Как можно больше разговаривать с ним, сколько угодно раз проговаривая свои действия. Слушая речь мамы и папы, он пополняет свой пассивный словарь, запоминает артикуляцию. Стоит сопровождать ежедневные занятия песенками и потешками, такой текст легко воспринимается.
  • Лучше использовать короткие фразы, сложные предложения кроха проигнорирует.
  • Рекомендуется подражать агуканью и лепету малыша. В этот момент он должен видеть лицо мамы, таким образом у него будет устанавливаться связь между звуками и их произношением.
  • Не нужно сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, проговаривая предметы, использовать два названия: полное и звукоподражательное. Например - это собака, ав-ав. Тогда малыш сможет активно использовать слово, которое ему легче произнести. А со временем он перейдет к полной форме.
  • Полезно читать детям книги. Конечно, надо выбирать их по возрасту. Хороши потешки, короткие стишки с понятным смыслом. Годовалому карапузу, скорее всего, будет интересно рассматривать картинки. Немного позже нужно побуждать его называть предметы, изображенные на картинках. После полутора лет - стимулировать заканчивать строки в стихотворениях.
  • Очень важно достаточно внимания уделять мелкой моторике. Она напрямую связана с речью. Поэтому обязательно нужно заниматься с малышом: давать ему перебирать крупу, лепить с ним и рисовать, нанизывать бусины. Подойдут любые развлечения, в которых задействованы руки, полезно даже просто рвать бумагу. Не менее полезны и массаж ладоней.

Зная, в каком возрасте ребенок должен заговорить, мама и папа смогут не упустить ничего важного в развитии малыша. Если в год не так важно, сколько слов дети говорят, то в 3 уже должна быть настоящая речь. Если есть сомнения в том, что карапуз соответствует нормам, то стоит обратиться к специалистам.

КАК ПОХУДЕТЬ ПОСЛЕ РОДОВ?

На свет появился самый любимый и долгожданный ребенок, а вместе с ним и ЛИШНИЙ ВЕС. Но заботы о ребенке не оставляют времени ни на себя, ни на спортзалы. А большинство диет могут иметь опасные последствия как для мамы, так и малыша.

Но так хочется снова надеть свое любимое платье, туфли на каблуках и выглядеть превосходно, как и раньше... Выход есть - истории мамочек о том, как легко сбросить 20+ КИЛО!


С самого рождения дети постоянно постигают новое, осваивая огромное количество информации, поступающей извне. И, конечно, они пытаются донести до родителей полученные знания, используя интенсивную жестикуляцию и определённые звуки. Со временем, если у ребенка отсутствуют патологии в развитии, непонятные высказывания складываются в слова, а потом и в целые фразы. Так дети учатся говорить, однако чётких временных рамок для процесса формирования речи ребенка не существует.

Все дети развиваются индивидуально

Развиваясь, дети постигают новое. И каждый этап их развития сопровождается новыми коммуникативными навыками. Например, с рождения ребенок учится кричать и плакать. И через некоторое время любящие папы и мамы только по одной интонации малыша могут определить, в чём он нуждается.

Затем ребенок начинает произносить отдельные звуки - «гулить». Подобный детский лепет трудно назвать речью, однако именно так закладываются первые ростки речевых навыков. Запоминая и воспроизводя различного рода звуки, дети начинают понимать, что на некоторые из них родители реагируют определенным образом. И тогда они учатся «разговаривать» осознано. Иногда встречаются дети, которые умеют разговаривать уже в 1,5 года, а есть те, кто и в три молчит или произносит отдельные слоги.

Процесс речевого развития - очень сложный, и точного ответа на вопрос, во сколько ребенок начинает говорить, не существует. На речь ребенка влияет множество факторов:

• Психическое состояние ребенка,

• Эмоциональный климат в семье,

• Генетические отклонения,

• Родовые травмы,

• Перенесенные на ранних этапах развития вмешательства оперативного характера,

• Заболевания, связанные с развитием слухового и речевого аппарата.

Иногда случается, что ребенок просто не хочет разговаривать, хотя умеет. Это можно отследить, внимательно за ним понаблюдав: малыш умеет произносить гласные, слоги, говорит некоторые слова типа «мама» или «папа», реагирует на речь взрослых и других детей? Тогда переживать не стоит, просто его процесс развития речи протекает чуть медленнее, чем у сверстников. Зато через некоторое время может оказаться так, что ребенок заговорит целыми фразами и его уже будет не остановить. Но пока этот период не наступил - поощряйте своего малыша за каждое сказанное им слово и больше разговаривайте с ним.

Распространенная ошибка многих молодых родителей - потакание малышу, когда он вместо речи использует жесты. Проследить подобное довольно легко: ребёнок показывает рукой (или пальчиком) на желаемый предмет и произносит вместо «дай» (или названия предмета) «у» или «а». В год подобное допустимо, но в более старшем возрасте (когда ребенку больше двух лет) необходимо стимулировать малыша к речи, а не становится для него переводчиком. В противном случае, у него пропадет надобность в разговорах, ведь его и так все понимают. Так что на вопрос ребенка «Это би-би?» лучше ответить «да, это машина», а со временем попытаться спросить его прямо, указав на автомобиль, «что это», вынуждая малыша правильно вам ответить. Вариантов подобного рода вопросов может быть множество, главное запомнить, не стоит потакать ребёнку и лепетать вместе с ним, лучше учите его говорить правильно (конечно, учитывая его возраст).

Итак, если у ребенка нет явных отклонений в развитии (а об этом мы поговорим чуть позже), то до года, когда ребенок начинает говорить «агу», и после (примерно до 1,5 лет) следует помогать детым учится говорить. Родителям желательно не только обозначать предметы и комментировать свои действия, но и любые действия самого ребенка.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, они не обязательно могут напоминать взрослым нечто понятное. Дети с легкостью заменяют привычная для нас «мама», «папа», «упал» на более сокращенные варианты. И логопеды утверждают, что это абсолютно нормальное явление. Более того, на данном этапа развития (а это происходит примерно в 7-8 месяцев) речь ребенка является полноценной.

И если уж рассматривать развитие речи по половому признаку, было бы более точно отметить, что способности девочек заключаются в правильности произнесения слов, тогда как целыми фразами они начинают говорить позднее. В том время как речь мальчиков хоть и проявляется позднее, зато они хорошо усваивают связь между словом и действием.

Речевой запас малыша активно пополняется примерно к 3-4 годам, когда ребенок начинает говорить первые фразы. Дети учатся строить предложения, используют различные части речи. С течением времени их речь становится более совершенной, появляется множество вопросов и именно в этот период родители должны помочь своему ребенку познать мир и увеличить его словарный запас. Если же ребенок в возрасте двух-трёх лет не умеет говорить фразами, состоящими из двух и более слов, следует обратиться к логопеду. Только специалист может установить, имеются ли у малыша скрытые причины, по которым он не может говорить.

Основные этапы формирования речи у ребенка

В процесс развития речи у детей формируется пассивный и активный словарный запас.

Пассивный словарь - если ребенок вас понимает, но пока не может самостоятельно воспроизвести услышанные слова.

Активный словарь - малыш не только интенсивно осваивает звуки, но и пытается (зачастую с успехом) складывать из них слова и фразы.


В процессе развития пассивная речь в значительной степени опережает активную, что считается абсолютной нормой. Поэтому, если ваш малыш хорошо вас понимает, выслушивает всё, что ему говорят, но сам при этом говорит совсем немного - беспокоиться не стоит, его речь развивается без патологий.

Важно знать, что словарный запас ребенка в год с небольшим может состоять из нескольких слов: минимальный - 10-15, максимальный - около 200. Так что всего надо помнить о таком понятии как «приблизительные показатели» и что «норма» в развитии у всех детей проявляется по-разному.

Симптомы нарушения развития речи

Но не всегда дети развиваются в соответствии с установленными нормами. Если в поведение ребенка наблюдаются следующие особенности: •в речи отсутствуют гласные и слоги (даже на первом году жизни),

• Малыш пытается что-то говорить, но произносимые им звуки сложно распознать,

• Ребенок не может прожевать пищу, а просто переворачивает ее во рту,

• Во врем бодрствования рот малыш приоткрыт, язык высунут наружу, а в уголках рта скапливает слюна,

• Поведение ребенка становится нерегулируемым, а сам малыш - нервным и истеричным,

• Ребенок не реагирует на прикосновение родителей и не смотрит на них во время разговора.

Если у малыша наблюдается хоть один из вышеописанных признаков - время обратиться к специалистам - неврологу или отоларингологу. На ранних этапах развития все нарушения неврологического плана легко устранимы. Если же проблемы связаны с лор-заболеваниями (например, недоразвитость речевого аппарата), потребуется более длительное лечение.

Как уже было отмечено выше, на развитие речи ребенка влияют такие факторы как эмоциональный климат в семье. От того, насколько благожелательно настроены родители друг к другу, как часто они разговаривают между собой (при этом особое внимание следует уделить эмоциональному фону при общении) и ребенком, зависит не сам процесс овладения речью, а то, что малыш растет в спокойной обстановке. А это, как известно, влияет на его общее развитие.

Родовые травмы, операции и различного рода заболевания также накладывают отпечаток на развитие речи ребенка. Довольно часто тормозится сам процесс, т.е. ребенок просто не может говорить. При этом в остальном плане он растёт совершенно здоровым. Справиться с подобными ситуациями можно с помощью специалистов узкого профиля, постоянных занятий и постоянной поддержки, ведь детям важно чувствовать заботу и любовь своих родителей. Важно понимать, что легче решить проблему в самом начале, а не ждать, когда ребенок пойдет в садик или более того - школу.

Упражнения на развитие речи

Речь является показателем достижений. С её помощью дети показывают свои знания и умения (или их отсутствие), соглашаются или отрицательно относятся к происходящему, выражают свое отношение к миру. Необходимо с самого рождения вести регулярную и целенаправленную работу по развитию речи, которая напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика.

Ежедневная пальчиковая гимнастика, массаж стоп, пальцев ног и рук, упражнения с мячиком и мелкими игрушками будут не только положительно сказываться на речи ребенка, но и на его мышлении, памяти, а в дальнейшем и формировании личности.

Особое внимание, когда ребенок подрастет, стоит уделить лепке. Можно лепить из пластилина, глины, солёного теста и т.п., главное, чтобы ребёнок учился творить руками, а заодно и знакомился с такими понятиями как объём, форма и т. д. (но этом уже в более старшем возрасте).

Упражнения на координацию движений также активно тренируют мозг ребенка, заставляя его развиваться в нужном направлении. Чем выше двигательная активность ребенка - тем лучше будет его речь. Поэтому не запрещаем ему прыгать и скакать, но желательно облечь все движения в игровую и стихотворную формы. Например, взявшись за руки ходить (и т. д.) и проговаривать, какие движения выполняются.

Не стоит забывать про упражнения и игры для формирования артикуляции. Всевозможные поговорки, потешки, считалочки, игры на подражание очень хорошо развивают речевой аппарат, тренируют мышцы лица и память ребенка. Можно использовать самые простые упражнения, которые даже дети в возрасте от года способны повторить за своими родителями.

Приведём некоторые из них, при этом каждый раз перед их выполнением объясняйте ребенку, что вы собираетесь делать.

Упражнение «Бегемотик» - требуется максимально широко открыть рот, а затем закрыть его.

Упражнение «Поцелуем маму» - старательно вытягиваем губы трубочкой.

Упражнение «А где тут наши зубки?» - пытаемся научить ребенка растягивать губы в улыбке.

Упражнение «Дуем щеки» - по очереди надуваем щуки, а затем вытягиваем их (и смешно, и полезно).
Когда ребенок подрастёт, следует как можно тщательнее произносить звуки и буквы, исправлять ошибки в произносимых им словах, особенно в окончаниях. Постоянно разговаривайте с малышом, читайте с ним книжки, объясняйте увиденное, пробуждая интерес ко всему, что нас окружает, и обогащайте его словарный запас. Помните, что развитие речи является важным этапом в формировании личности ребенка. Используя занятия и специальные упражнения, вы сможете помочь своему ребенку пройти данный период жизни максимально легко и комфортно.

Для молодых родителей в первые годы жизни малыша становится актуальным вопрос, во сколько дети начинают разговаривать. Нередко родители не разбираются в тонкостях физиологического и психического развития детей, поэтому начинают бить во все колокола, когда малыш не спешит разговаривать. Важно отметить, что все детки развиваются индивидуально: кто-то начинает рано ходить, у кого-то раньше обычного вылезают зубки, а кто-то поздно начинает разговаривать. Равнять всех детей под одну гребенку не нужно и уж тем более не надо переживать, если соседская девочка что-то делает лучше, чем ваш ребенок.

Говорящий малыш — радость для родителей. Врачи и психологи выделяют определенные периоды, когда ребенок должен заговорить. Если этого не случилось, достаточно просто проконсультироваться с врачом и держать на контроле этот вопрос. Рассмотрим подробно мнения специалистов по поводу того, в каком возрасте дети должны произносить первые слова и с чем может быть связана задержка речи.

Очень важно, в каком возрасте ребенок начинает говорить, однако не для того, чтобы тут же хвастаться этим навыком перед соседями и подружками. По тому, как развивается речь малыша, можно судить об общем развитии ребенка.

Как правило, к первым 2-4 месяцам малыш начинает произносить первые звуки. Часто родители говорят, что ребенок начал «агукать» или «гулить». Ему легче произносить эти звуки в ответ на речь родителя, он может продолжить слог, когда мама тянет привычное «а…», а малыш продолжает «гу…».

Около 7 месяцев ребенок начинает лепетать, что-то бормотать под нос или просто издавать произвольные звуки, перерастающие в понятную только ему речь. Также грудничок может произносить отдельные слоги.

Примерно в год ребенок должен начать говорить первые понятные слова: мама, папа, баба или дай. У него с легкостью выходит произносить подражающие звуки или звуки, которые копируют поведение животных. К примеру, мама может спрашивать у малыша, как делает коровка, в ответ на что малыш говорит «му-му» и т.д. В общем слов и звукоподражаний в лексиконе годовалого малыша должно быть около 5-10.

В полтора года, когда ребенок начинает интересоваться окружающим миром, словарь малыша, как правило, составляет примерно 40 простых слов. Его лексикон постоянно пополняется, потому что его постоянно интересует вопрос — что это?.


Если родители постоянно разговаривают с малышом, то вероятность того, что малыш раньше начнет говорить, в разы возрастает. Врачи и психологи советуют постоянно разговаривать со своими детками, независимо от их возраста. Мама может рассказывать малышу, что она делает, что происходит вокруг, что она видит. Несмотря на то что мамина речь будет напоминать выражение — что вижу, то и пою. С первых месяцев ребенок должен слышать речь, сначала он будет только слушать, вскоре начнет подражать взрослым.


Некоторые родители пытаются заменить свой разговор с ребенком монологом телевизора. В таком случае не нужно ждать положительного эффекта, так как с живым общением это несравнимо.

Также родителям рекомендуется уделять должное внимание развитию мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование движений рук и пальчиков напрямую связано с развитием участка мозга, который отвечает за активность речи. Мама может предлагать малышу нанизывать бусы, рисовать пальчиками (рассказывая, какого цвета краски), перебирать крупу или делать ему массаж ручек. Это и занимательно, и полезно.

Желательно часто читать ребенку рифмованные стишки или же стишки, окончание которых, должен сказать сам малыш. Мама должна постоянно побуждать ребенка называть предметы, которые его окружают, четко произносить звуки. Многие родители любят «сюсюкаться» с малышом и сами не замечают, как неправильно называют те или иные вещи. Нужно контролировать свою речь и учить ребенка правильному произношению.

Все негативные эмоции и переживания мама с папой должны оставлять за дверью. Время, которое родители проводят вместе с малышом, должно быть непринужденным и спокойным. Общаться друг с другом нужно без крика, ругательных слов. Ребенок чувствует тревогу и негатив родителей, поэтому может замкнуться в себе.

Признаки задержки речи

Несмотря на индивидуальное развитие малыша, мама должна наблюдать за тем, как он развивается. Если мама заподозрит какие-то отклонения на раннем этапе, их легче можно будет исправить.

Родители должны насторожиться, если малыш к году так и или не может повторять за взрослыми звуки. Если ребенок не может запомнить названия предметов к 2 годам, не откликается на свое имя или же не может принести предмет, который вы его просите, это тоже свидетельствует о небольших нарушениях в развитии.


Нужно обратиться к специалисту, если к 2 годам ребенку трудно составить самое простое предложение, он с трудом произносит отдельные слова, он не реагирует на речь взрослых и не может повторить за ними слова. Нехорошо, когда ребенок начинает поздно различать цвета. Если малыш к 2,5 годам не может различить цвета и не знает, как называются части тела. То же самое касается и 3-х летнего возраста, когда малыш не понимает смысл простых рассказов и не говорит предложениями.

Если родители заметили за своим ребенком одни из этих отклонений, не стоит сразу впадать в панику. Возможно, это просто особенность развития, но все же нужно показать малыша специалисту. Он должен сделать анализы и необходимые обследования, результаты которых покажут, нужно ли начинать лечение или же достаточно ограничиться регулярными упражнениями.

Причины нарушения речи в дошкольном возрасте

Со скольки месяцев или лет ребенок начнет говорить, зависит от того, как часто мама разговаривала с малышом в раннем детстве. Когда ребенок начинает произносить первые звуки, родители должны сделать все возможное, чтобы малыш хорошо натренировал мышцы речевого аппарата. Чем чаще ребенок будет агукать и гулить, тем быстрее его мышцы приготовятся к более сложным произношениям. Научно доказано, что детки, которые находились на грудном вскармливании, очень редко имеют проблемы с речевым аппаратом, нежели детки-искусственники.

Нарушения речи могут спровоцировать врожденные или приобретенные травмы. К врожденным относятся патологии ЦНС, головного мозга, дефекты в полости рта. К приобретенным травмам можно отнести психические нарушения: особо чувствительные малыши могут испугаться чего-то и начать заикаться или долго не разговаривать. Когда дети начинают разговаривать, глупо и опасно специально пугать их и т.д.


Часто задержка речи может произойти, если мама переучивает ребенка-левшу все делать правой рукой. Этого нельзя делать, ребенку нужно давать полную свободу действий, со временем он и сам научится все делать обеими руками.

Сегодня в роддомах уже не пеленают деток. Это правильный подход, так как излишнее ограничение движений ручек и ножек может тормозить как двигательные навыки, так и речевые.

Если родители уделяют должное внимание своему ребенку и у малыша нет патологий, то чадо начнет радовать маму и папу своими смешными словечками очень рано. Если в семье царит спокойная, уравновешенная и теплая атмосфера, к малышу относятся с любовью, то такие условия только ускоряют процесс развития речевого аппарата. Все интересующие вопросы мама должна задавать врачу при плановом осмотре. Можно консультироваться с несколькими специалистами, многий опыт вреден не бывает.

Наверняка, каждую молодую маму волнует вопрос «Во сколько дети начинают выговаривать первые слова?». Родители с нетерпением ждут такого желанного «Мама» и «Папа», и начинают волноваться, если ребенок упорно молчит или произносит только бессвязные звуки. У каждого отдельного малыша речь формируется по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Хотите узнать, в каком возрасте малыш должен обязательно начать разговаривать? О чем может свидетельствовать длительное отсутствие связной речи? Тогда читайте эту статью до конца. Здесь вы найдете множество полезных советов и практических рекомендаций от опытных педиатров и логопедов.

Первый год жизни для младенца очень сложный. Он только начинает привыкать к новому миру и постепенно становится его частью. На этом этапе для него очень важна поддержка и забота самых родных людей – родителей. Если мозг маленького человечка и его нервная система развиваются правильно, то очень скоро он начнет правильно и связно разговаривать.
Речевой аппарат малыша формируется постепенно. Ребенок начинает говорить не сразу. Существует два ключевых этапа развития речи:

  1. Пассивное накопление слов. Малыш постепенно запоминает новые звуки и слова, учится их понимать, но в точности повторить их еще не может.
  2. Активное накопление слов. Ребенок изучает звуки, повторяет их, складывает новые слова и целые предложения.

Каждая фаза развития соответствует разному возрасту малыша. Пассивное накопление слов начинается намного раньше. Если ваше чадо пытается повторять звуки, которые слышит, и хорошо вас понимает, но пока еще не разговаривает, паниковать и переживать не нужно.

Когда ждать от ребенка первое слово или фразу?


Хотите получить ответ на вопрос «Во сколько лет дети начинают разговаривать?» и удостовериться в том, что с малышом все в порядке? Тогда обязательно внимательно ознакомьтесь с информацией соответствия возраста ребенка его речевым навыкам.

  • 1-3 месяца — Ребенок умеет кричать, громко плакать, постепенно учится повторять простые односложные звуки – «а-а», «а-гу», «а-ву» и т.д.
  • 4-5 месяцев — Малыш смеется, визжит, «поет» — издает протяжные звуки с разными интонациями, и эмоциями.
  • 6 месяцев — Ребенок узнает знакомый голос мамы и папы. Начинает лепетать, получаются звуки, немного похожие на «ма», «па».
  • 7-8 месяцев — Ребенок понимает слова и простые просьбы (дай, возьми и пр). Уже умеет подражать лаю собак или звукам, произносимым другими животными, знает как называется тот или иной предмет, но еще не называет его.
  • 9-11 месяцев — Малыш учится произносить первые простые слова – «мама», «папа», «на», «дай». В запасе не более 10 слов.
  • 1-1,5 года — Ребенок умеет составлять словосочетания, знает как выглядят те или иные животные, люди, сказочные персонажи, может легко показать их на картинке.
  • 2-3 года — Малыш понимает и учится задавать вопросы, знает разные понятия, выполняет сложные просьбы, составляет предложения, разучивает и рассказывает сказки и стишки.
  • 3-4 года — Малыш уже активно общается не только со своими родителями, но и со всеми окружающими, ровесниками, составляет сложные фразы и предложения.

Эта информация содержит общепринятые показатели, которые считаются нормой. Если ребенок должен начать говорить, но не может четко произнести слово, лучше посетите логопеда, невролога или психолога. Медик обследует вашего малыша и оценит его речевое и психическое развитие.

Что свидетельствует о задержке развития речи?

Вы уже знаете во сколько ребенок должен научиться выговаривать первые слова и составлять из них предложения. Однако иногда у малыша развитие речи может отставать от нормы. Стоит обратиться к дефектологу, если:

  • В 3 года ребенок плохо выговаривает слова, посторонние люди не могут его понять.
  • Малыш иногда ведет себя неадекватно, часто бывает гиперактивным.
  • Плохо пережевывает еду.
  • Вы часто замечаете, что у крохи открыт рот и чрезмерно выделяется слюна.
  • Ребенок категорически отказывается общаться с окружающими.

Чем раньше доктор определит точную причину таких отклонений, тем быстрее можно будет от них избавиться, без каких-либо последствий. Правильное лечение позволит вашему чаду быстро наверстать упущенное и научиться связно разговаривать. В школе он уже ничем не будет отличаться от одноклассников.

В каком возрасте ребенок произносит первые слова?


Даже внимательная и любящая мама может пропустить тот момент, когда ребенок начинает говорить. Все дело в том, что первые слова крохи лишь слегка напоминают привычные нам. Например, «бабушка» — это «ба», каша – «ка», упал – «бах». Возможно, для вас это кажется недостаточным, но логопеды в один голос утверждают, что для ребенка – это нормальные слова, которые свидетельствуют о полноценном развитии речи.

К 1-му году жизни кроха обязательно должен знать 10-20 слов, включая простые слоги, подражания животным. Первое слово от вашего чада можно ждать уже в 7-8 месяцев. Чаще всего это «мама» или «папа». Такие односложные слова состоят из простых звуков и малыш очень быстро их запоминает.

Чтобы понять, что ребенок называет определенные предметы или действия, а не произносит случайные звуки, обратите внимание на его поведение. Он будет повторять одни и те же «слова» в одних и тех же обстоятельствах. Пока малыш говорит невнятно, но вы можете его научить правильному произношению, постоянно озвучивая правильные названия предметов.

Если ребенок говорит на собаку «Ав-ав», подтвердите что это «Собака», а затем спросите у него «Где собака?». Если кроха укажет на животное, значит он понимает вашу речь. На ваш вопрос «Кто это?» ребенок уже захочет ответить не «Ав-ав», а «собака».

Если ваш малыш активно развивается, опережая своих сверстников, первые слова он может произнести уже в 4-5 месяцев. Мама – это очень простое для произношения слово, поэтому сначала ваше чадо может называть им всех взрослых. Однако уже через несколько месяцев он поймет, что у каждого человека есть свое собственное имя.

Когда кроха научится составлять словосочетания?

После года ребенок уже умеет произносить отдельные слова. Однако для многих мам остается актуальным вопрос «Во сколько ребенок начинает высказываться фразами и предложениями?». Специалисты утверждают, что в 2 года малыш уже должен уметь составлять словосочетания и полноценные фразы, состоящие из 2-3 слов. К этому времени у крохи уже сформирован довольно обширный словарный запас – 250-300 слов. Ребенок начинает говорить глаголы и предлоги, и это новое умение позволяет ему составлять правильные словосочетания.

В 2,5-3 года речь уже практически полностью сформирована. Он может еще плохо выговаривать отдельные сложные звуки (р, з, ш и пр.), но уже правильно составляет длинные и сложные предложения. Когда кроха отправится в детский сад и начнет регулярно общаться со сверстниками, его словарный запас увеличится, а речь усовершенствуется. В возрасте 4-5 лет чадо начнет задавать вам огромное количество вопросов, и вы должны стараться отвечать на них максимально полно и развернуто. Так ребенок максимально быстро сформирует большой словарный запас и в дальнейшем не будет испытывать неудобства во время общения.

Что делать, если малыш разговаривает плохо?


Каждая мама должна знать во сколько ребенок начинает выговаривать первые слова. Если вашему чаду уже более 2,5 лет, а он еще не научился составлять из отдельных слов простые фразы и короткие предложения, нужно незамедлительно обратиться к врачу.

Специалист сможет оценить уровень развития речи у ребенка, и при необходимости назначит эффективные развивающие упражнения. Если вовремя не обратить внимания на проблему, в дальнейшем крохе будет очень сложно общаться со сверстниками, малыш будет чувствовать себя неуверенно, у него начнут развиваться комплексы.

Вы хотите помочь своему ребенку? Тогда выполняйте следующие рекомендации:

Начало формирования речи у ребенка – это очень важный этап в жизни маленького человека. Родители должны со всей ответственностью отнестись к первым словам и фразам малыша. Если есть какие-либо опасения или тревоги, лучше проконсультироваться с дефектологом или врачом-логопедом.

>

Пользовательскогопоиска

Когда ребенок начинает говорить?

С появлением ребенка в доме (тем более, если это долгожданный первенец) привычная жизнь всех его обитателей претерпевает кардинальные изменения. Отныне здесь все подчинено малышу, а любящие домочадцы восторженно примечают любые достижения крохи. Первая улыбка и первое «агу», умение держать головку и первая преодоленная ползком дистанция, первые шаги и первые падения – всего не перечесть. А ожидание того волнительного момента, когда ребенок начинает говорить первые в своей жизни слова, проникнуто особым трепетом.

Стоит малышу ощутить «вкус» звуков, как дом оглашается мелодичными руладами, а взрослые прилагают все усилия к тому, чтобы услышать в трогательном детском лепете нечто осмысленное. Однако по поводу того, во сколько дети начинают говорить именно слова, а не произвольные сочетания звуков, мнения порой можно услышать весьма противоречивые.

Когда ребенок начинает говорить, и как это связано с красноречием взрослых

В любой семье почти наверняка найдутся излишне заботливые тетушки-дядюшки, которые по каждому удобному поводу будут озабоченно твердить одно и то же. Дескать, «что-то с нашим Васенькой (Мишенькой, Дашенькой и т. д.) не так… Вот соседской девочке всего 10 месяцев, а она уже стихи наизусть рассказывает. А нашему-то почти 2 года, а он все молчит. Ой, беда!»
Скажем сразу, что далеко не всегда нужно принимать подобные сетования близко к сердцу, а тем более в панике осаждать со своим чадом кабинеты невропатологов, психологов и логопедов. Правильнее будет для начала постараться как можно больше выяснить о том, когда ребенок начинает говорить и от чего это зависит.

И первое, на что необходимо обратить внимание души не чающим в своей крохе взрослым, - единых календарных сроков возникновения активной речи у детей просто не существует. Явление это носит абсолютно индивидуальный характер, и если один малыш уверенно окликает близких ему людей выразительными «мам», «пап», «ба», едва перевалив полугодовалый рубеж, то родители другого никак не дождутся момента, когда ребенок начинает говорить «мама», и в 8-9 месяцев. Хотя бы потому, кстати, что многие малыши не разделяют распространенного мнения о том, что именно «мама» должно быть первым словом, и предпочитают начинать свои монологи с обращения к папе или даже с категоричного требования «дай!».

Вместе с тем, чем чаще ребенок слышит живую речь взрослых, обращенную, прежде всего, к нему, тем больше вероятность того, что с его собственной речью проблем не будет. Но это должно быть действительно «живое» общение – от бормотания телевизора, например, пользы не будет никакой.

Считается нормой, что годовалый малыш произносит от двух до десяти слов. Однако очень часто детки до двух лет говорят очень мало, ограничиваясь лепетом, или даже вовсе предпочитают молчать. И все же это совсем не повод для впадения в панику. Дело в том, что развитие речи у ребенка складывается из двух составляющих: активного (произнесение слов и предложений) и пассивного (понимание) владения словом, причем речь пассивная развивается намного быстрее. Поэтому, если карапуз слушает взрослых с явным интересом, прекрасно понимает все, что ему говорят, и выполняет обращенные к нему простые просьбы, поводов для волнения нет – речевое развитие протекает нормально.

Как помочь малышу заговорить

Терзаясь вопросом, почему ребенок не говорит и даже не пытается этого делать, многие родители даже не подозревают, что сами этому способствуют. Каким образом, спросите вы? Да очень просто! Если предугадывать малейшее желание своего маленького сокровища, понимать его с полуслова или с полужеста, у малыша просто не будет стимула проявить речевые усилия.

Вместе с тем, даже если ребенок упорно молчит вплоть до 2-летнего возраста, это вовсе не означает, что ему гарантированы проблемы с речью в будущем. Очень часто такие «молчуны» начинают разговаривать совершенно неожиданно, сразу длинными, правильно построенными предложениями, очень четко выговаривая слова, и заметно обгоняют в своем развитии тех, кто заговорил еще в 9 месяцев.

Зато помочь ребенку поскорее заговорить вполне в ваших силах. Для этого совсем не обязательно заставлять его повторять за вами новые слова («скажи – ложка, скажи – часы» и т. д.). Гораздо полезнее разглядывать вместе с малышом предметы, комментируя то, что он видит («смотри, какая киса, какая у нее мягкая шубка, какие лапки, какой хвостик»…), постоянно сопровождать словами свои действия и действия ребенка, просить его что-то сделать, принести ту или иную игрушку.

Читайте ребенку как можно больше забавных стихотворений, сказок. Побуждайте его к договариванию концовок хорошо знакомых рифмованных строк, делая паузы во время чтения. Рассматривайте с малышом картинки в книжках.

При таких условиях момент, когда ребенок начинает говорить и получать впечатления от общения с вами в полном объеме, может наступить намного раньше.

Ольга
Сыну год и восемь, но он до сих пор почти не говорит. Всего пара слов, вроде Баба, Мама, Дай. Это ненормально?

Pchejla
По-моему Вам пока не о чем беспокоиться. Мальчики вообще не очень-то разговорчивы. Вместо того, чтобы беспокоиться, лучше займитесь с ним игрушками, развивающими мелкую моторику рук. Это могут быть всевозможные рамки, конструкторы, стаканчики и пр.

Guest
Нам через неделю 1 год и 9 месяцев, а говорим слов 15-17. Обожает книги, любит рассматривать картинки, что-то бормочет, масса эмоций, акает, шумит, но высказаться трудно. А старший сын в этом возрасте говорил предложениями по 3-4 слова. Могу сказать, что младшему уделяется больше внимания и больше всяких развивающих игрушек в его распоряжении... Видимо, это индивидуально... Хотя уже хочется вести с ним беседы...

Ида
Моя доченька начала говорить в 1,5 года, т.е. начал быстро увеличиваться словарный запас, а затем она начала складывать слова в предложения. Сейчас ей 1 год и 9 месяцев. Говорит все и большими предложениямиразумном пределе, конечно). И очень четко. Постоянно спрашивает "Что это?" и тут же повторяет слово. Так вот, честно говоря, ничем особенным мы с ней не занимались, особых навороченных развивающих игрушек не использовали, все как-то само собой пошло. Только ни в коем случае не сюсюкайте с ребенком и не очень упрощайте речь в общении с ним. Говорите почти как со взрослым. Мы так делаем и наш ребенок старается говорить правильно и нормальными словами. Но, видимо, время, когда ребенок начинает говорить очень индивидуально.

Antonina
Здравствуйте!
То как говорит ваш ребенок вполне нормально. Мальчики, действительно начинают говорить позже. Важно: какой у него пассивный запас (то есть, что он понимает). Сколько примерно слов понимает, может ли выполнить простые инструкции ("Дай...", "Возьми... и положи..." и т.п.). Если понимает много и те немногие слова, которые говорит, использует по поводу, и если способен объяснить свои желания как-то еще (знаками, мимикой, звуками), то все нормально. Нужно следить за тем, чтобы в освоении речи был прогресс: понимает более сложные вещи, говорит больше слов, говорит предложениями и т.п.
А еще, конечно же, с ребенком надо говорить, читать книжки, играть.

Anita
Сколько врачей, столько и мнений. Нам год и 3. Не говорим (один детский лепет -)) Пошли к логопеду проконсультироваться, просто так, а не потому, что я вижу проблему у ребенка. Боже, что мы там услышали! Отставание в развитии речи, отсутствие звукоподражания. Что, мол, уже должна говорить 20-30 (!) слов. Что она затормозилась в развитии, так как в год "говорила" то же самое, что, мол, месяц для ребенка - все равно, что год жизни...
Но я то вижу, что ребенок не тупой. В 10 месяцев она понимала больше 30 слов, мы их даже записали. Книжки читаем, все пальчиком показывает, пирамидки собирает. Частей тела знает столько, что я даже затрудняюсь с тем, что бы еще выучить (разве что лодыжку и запястье)). Короче, я не переживаю (пока что), тем более вижу, что у знакомых все тоже самое было, а когда надо - заговорили.

Алина
Ну, вроде все уже сказали.... Из своего опыта могу добавить, что мальчики действительно начинают говорить позже девочек.
У нас в саду был случай: мама очень расстраивалась из-за того, что мальчик в 3,5 года не говорит, таскала его по врачам. И вдруг он заговорил. Причем правильно и длинными предложениями. Сейчас ему 8 лет, и все мальчишки во дворе (да и взрослые тоже) его уважают за то, что умеет к месту вставить слово и промолчать, где надо. А его советы на удивление мудрые.

Meri
Ne vinite malchikov chto oni poje nachinayt govorit i vse ostalnoe. Y nas y znakomih devochka 2+ voobshe ne razgovarivaet, a moi sin v 2goda (v den svoego rojdeniya) nachal govorit, chto bivaet prosim na 5 minyt zdelat ostanovky
Tak chto ne perejivaite vse v svoe vremya, razgovarivaite s rebenkom kak so vzroslim, pobolshe chitaite emy, pokazivaite kartinky i obyasnyaite chto tam izobrajeno.

Тата
Моя дочь тоже сначала не хотела играть в сороку-ворону (1г 4м) . А теперь услышит слово каша и пальчиком сразу начинает водить по ладошке. Сработало ущемленное самолюбие. Соседская девочка чуть старше продемонстрировала что умеет. Моей завидно стало и сразу научилась.

Лейла
Я сегодня почитала топики разные о проблемах с речью. Кажется, и у нас не все так хорошо. Сыну год и семь месяцев. Все понимает, выполняет разные просьбы, пытается говорить. Но арсенал "нормальных" слов крохотный - мама, папа, киса, баба, дядя, тетя. Все остальное это звукоподражание (ав-ав, му, бух, звук машины и т.д.) или словечки на свой лад (типа, "капапа", "дямама", "нямама", "ган-ган" и т.д.) За последние два-три месяца прогресса никакого, все это он говорил и раньше. Вроде бы все понимает, но отказывается нормально произносить!
Вопрос такой - много ли малышей с подобной проблемой (и проблема ли это вообще?). И главное, что такого полезного ввести в наши игры, чтобы был стимул хотя бы буквы или слоги за мамой повторять? Может, кто занимался с дитем, расскажите, как?
Последнее "новое, правильное" слово было около 3-4 месяцев назад, "киса" (и то нечетко, "титя").
Может, мне с ним по-другому надо разговаривать, ему сложно сейчас, может совсем упрощенными предложениями в два-три слова? И повторять по много раз?
А то только жесты, звуки, да выдуманные слова...
Ну почему, он называет, к примеру, собаку "ав-ав", а гуся "ган-ган" - мы ведь ему каждый раз повторяем одно и тоже - "со-ба-ка", "гусь". Соглашается, и все равно по-своему..

Dana
Не переживайте. Я заговорила в 3 года. Причём к каким врачам меня только не водили. Зато сейчас остановиться не могу.

Екатерина
Я знаю двоих мальчиков, которые заговорили раньше и лучше, чем моя дочка. И я в ее возрасте здорово болтала, но позже не обошлось без логопеда по части произношения: не выговаривала "р", "л", "ч".
Конечно, хочется, чтобы твой ребенок был самый-самый...
А всяких факторов, которые на развитие речи влияют, знаете сколько? Ого-го. И внутриутробное развитие, и насколько шумно дома (чем шумнее, тем хуже говорит), и т.д.. Я радио включаю "нормированно", от телевизора отказались, но что мне делать, если недалеко от нашего дома проходит железная дорога?! И дочка рождена со стимуляцией в 37 недель с весом 2 550, по сценарию "как не надо рожать". Не могу я ее при всем желании назад засунуть и доносить получше. Тем не менее, нужно было слышать, как она в первые часы после рождения пищала и кряхтела у папы на руках. "Все рассказала". Сейчас замечаю, что в один день она может сказать несколько слов очень четко, а в другой ничего от нее не услышишь, кроме бессмысленных слогов, как в 7 месяцев. Никогда от нее не требовала показать глазки и прочее, только сама ей это рассказывала, а раз кормлю ее, перед ней лежит мягкая игрушка, мелкая тычет пальцем ей в глаз и говорит: "Ез!" Еще она говорит "мя" - мяч, "лес" - это "гулять" - мы там гуляем на опушке, "да" (это и согласие, и все хорошее и правильное) и"нн-нн!". Вчера произнесла что-то очень похожее на "у-бе-ри ва-ва", с английским "р", как раз было по теме - отталкивала мою руку, по интонации ничего другого и быть не могло. Вот только что такое"ва-ва"? Я детских слов с ней не употребляю. Насчет звукоподражания тоже нечего беспокоиться: после того, как мы с мужем болели, стала говорить "кхва-кхва"! И рокочет, как горло полощет, слюнями, наверно, простите... А "дай" она может сказать тремя разными способами: "дай", "няй" и "няняй". И папу называет "дядя". "Скажи "папа"!" В ответ:"Дя-дя!" И постороннему мужику может сказать "ма". Хотя, конечно, мамой меня называет, особенно когда что-то нужно. Педиатр находит это все в порядке вещей, хотя есть соблазн обозвать все это диагнозами, а, учитывая ее нынешний интерес к своим какашкам (мы про какашки с педиатром еще не говорили), так вообще какие угодно ярлыки навесить. А на самом деле ведь все благополучно выросли, разговариваем, а те, кому положено к логопеду ходить, там никогда не бывали. Послушайте, как дети постарше разговаривают: "Я его бияла и биять буду" - это пятилетняя (!) девочка говорит, что она пса била и будет бить. Мальчик в 8 лет:"Мама, смотри, змЕя!" Девочка в 8 лет на весы говорит "звЕсы" и рассказывает анекдоты "про чуПчей" (из серии "я могу как угодно говорить, зато чукча дурак"). Можно сказать, что я какую-то патологию выискиваю, но стОит самим прислушаться - такие перлы услышите. Давайте мелких развивать, и все ОК будет.

vika
Моему ребенку скоро 2 года, а он кроме слов мама, папа, дай и слогов не говорит. Если что-то просит, то говорит слогами: мА - молоко, бай - спать и т.п. Вообще мальчик сообразительный, понимает все что ему скажут, а вот говорить никак не хочет. Старшая дочка начала говорить в 11 месяцев, и в 2 года говорила предложения. Я слышала, что мальчики начинают разговаривать позже девочек. Напишите у кого в каком возрасте дети начали говорить.

Наташка
Мы уже вовсю говорим, но мы - девочки. 1,3, примерно с месяц выдает коротенькие фразы - икку татать (книжку читать), когоки деть - колготы одеть, папа баба матинка (папа к бабе приедет на машине (ее от бабушки забирает после работы), бака кутаит (собака кушает) ну и т.д. У сестры мужа сын до 1,10 вообще кроме мама-папа-дай ничего не говорил, потом как прорвало! говорит сложными предложениями из 6-8 и более слов, использует обороты. Может, мальчики все такие?

Рита В.
Моему старшему (Леша, 1г 11 мес) тоже пока даются только простые слова и звукоподражания (животных "озвучиваем" с удовольствием, а вот их названия выговорить пока не можем, кроме зайца и волка), причем все остальные слова он пытается сказать как-то в нос, не разжимая рта, но главное - пытается!
По опыту моих знакомых и из конференции знаю, что все это индивидуально и волноваться не стоит, а нужно терпеливо проговаривать с ним слова, фразы и пр. тем более если он сообразительный.
Меня-то еще беспокоит то, что у моего Лешки, считай, "выпали" первые полтора года, т.к. он у нас только со второго октября, а до этого был в Доме ребенка, т.е. мы начали практически с нуля, и то я не расстраиваюсь, а продолжаю провоцировать его на разговор.
А племянница моя (тоже очень сообразительная!) до 2х лет говорила одно- двусложными фразами, а с 2х стала просто по возрастающей говорить, говорить и говорить... И обороты-то такие использует!..
Вот так.
Удачи вам!

Мурочка
Дочке 1,3 много чего говорим, но по-своему (картавим), четко получается слов около 10, типа мама, папа, дядя, тетя, баба, деда и еще заяц, остальное условно и много слогами. А предложение говорим только одно - "Ку ка", в смысле кушать кашу

lena
Вы не волнуйтесь, мой Вовка только в 2г. сказал мама, папа, баба, дэд (дед), чуть позже названия некоторых стран (юный географ) и всё. А в 2,4 как прорвало, заговорил в один день, правда говорит, как иностранец, типа: "Небо синее, облака белые, снег, зима, Вова - гулять" в смысле, погода хорошая и он хочет погулять. Так, что у каждого ребёнка свой темп развития.

Лана
Первые слова Катя (кукла), Ка (собака Кара), Мама, Баба, Де (деда) и еще немного Ксюша начала говорить до 11 месяцев.
Предложениями начала говорить в 1,4

Ольга
Моему Данилке 1,6 мес. Давно говорит мама, папа, баба, деда, дядя, сися (все осознанно). Зовет собаку - Деля или Геля (ее зовут Деля), брата – Дей (Андрей). Иногда повторяет слова, почти правильно: апельсин - апеси, упала - пала, пока и т.п., но это все пока редко((Хотя все свои желания выражает достаточно понятно и требовательно, во всЯком случае я его понимаю без проблем.

Леся
Моей девочке 1 год и 3 мес., тоже говорит простые слова типа мама, папа, дядя, кака, зая, а все осталяное только слога и звуки. Все показывет, много понимает, но предложениями не говорит. Была в шоке, когда некоторые пишут, что в таком возрасте уже болтать - вот это да!

Lisik
Моя тоже в 2 года не говорила фразами, а когда отдали в садик (в 2.3), ее как прорвало. . Теперь мечтаю, чтобы помолчала хоть иногда... Я сама говорила фразами с 1.3, в 1.6 стихи рассказывала (я сама бы не поверила, пока не нашла письма бабушки с датами). так что от наследственности не зависит. А мальчики действительно позже начинают говорить.

Настена
Моя доча тоже не говорит фразами (ей 2 года) и многое говорит на "своем языке". А какая разница, кто когда говорит, Все равно до школы все будут ходить, говорить, сами есть и на горшок свои дела делать. Здесь нельзя всех стричь под одну гребенку!

Алена
У меня брат начал говорить в 9 месяцев, причем очень чисто. Первое слово было утюг, причем очень осознанно при виде утюга. Потом пошел к врачу и сказал ей - тетя. И так далее... Думали, что из него получится по меньшей мере академик, но что-то не похоже в его 18 лет. Это я к тому, что без разницы, когда кто начал говорить - это не показатель никакого развития.

Novaly
Нам 1г. 5мес. и мы говорим мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, Аня, Саша, Нина, дай, зая и подражаем животным. Проблема в том, что это детки должны говорить в годик +/- 1мес. А к 1.5 годам детки должны говорить несложными предложениями, типа мама дай и т.п. Задержка речи обычно все-таки связана с проблемными беременностью и родами. Так ПЭПные детки в большинстве своем начинают говорить с 2х лет. Многие неврологи советуют немного простимулировать речь неотропными препаратами. Но это разумеется на усмотрение родителей, потому как рано или поздно ребенок без патологии заговорит:-).

Oлеся
Нам полтора года, мы говорим: "ава" на всех кошек, собак, птичек; "бву"- машинки, в том числе и стиральная; "лё"- гулять и новое слово "дать", понимает всё, головой мотает да и нет, а говорить больше ничего не желает.....

Аня З.
«Задержка речи обычно все-таки связана с проблемными беременностью и родами.»

Вот уж совершенно не согласна, т. к. всю беременность проскакала как коза, ни токсикоза, ни других сопутствующих ей "неприятностей". Родила замечательно - крепкий, здоровый малыш (тьфу, тьфу, тьфу), никаких патологий! Но вот нам уже 1,7 г. и говорим только "мама" (редко), "тата" - папа, "ки" - киса. Но малыш все понимает, когда к нему обращаешься, а если ему что-то надо, то берет за руку ведет, показывает пальчиком на предмет и "бормочет" по-своему.

Ирина
Моей малютке 1,4 года. Понимает все, даже дверь просим закрыть, закрывает. Если кто у нас в гостях был, когда начинают собираться, куртку одевать - малышка идет дверь открывать и рукой машет, типа"пока-пока". Я в полтора уже стишок говорила, малышка пока не хочет, простые короткие слова говорит, а что посложнее, не хочет. Я жду и не переживаю, вижу, что ребенок развивается нормально и понимаю, что все это очень индивидуально!


Top