Юмористы российской эстрады. Лучшие юмористы россии

Изобретение человеком письма, как системы фиксации речи для передачи ее в пространстве и во времени явилось одним из самых важных открытий, во многом определившим прогресс современного общества. Главное достоинство письма заключается в том, что оно позволяет преодолеть барьер времени, дает возможность общаться людям разных поколений, передавать потомкам свои знания о мире. В настоящее время изобретено множество уникальных технических средств, приспособлений, с помощью которых можно передавать, или транслировать человеческую речь на расстоянии или во времени: современный человек повсеместно использует телефон, радио, телевидение и целый ряд других средств массовой коммуникации. Однако все эти технические приспособления были изобретены лишь в ХХ веке, а до этого люди общались друг с другом с помощью письма - писали друг другу письма, создавали различные деловые бумаги (документы), фиксировали свои знания и переживания в книгах.

Дифференциация человеческой деятельности привела к тому, что в настоящее время существуют тексты, которые предназначены именно для зрительного восприятия, или чтения, они содержат чрезвычайно сложную, системно и логически организованную информацию, которую невозможно полностью освоить при прослушивании, необходимо иметь возможность прочитать ее. Несмотря на огромные достижения, научно-технический прогресс в области накопления, хранения и передачи информации,человечество до настоящего времени так и не придумало другой системы, равной письму и способной в той же мере выполнять эти функции.

Созданные человеком тексты являются лишь одной из форм существования языка, другой основной формой его существования является устная речь. Устная и письменная речь являются воплощением, материализацией человеческого языка - основного средства общения. Однако нам известны и другие средства коммуникации, которые использовались в доисторическую эпоху существования человечества и продолжают использоваться в наши дни. Например, широко известен язык жестов, которым пользуются в тех случаях, когда говорить или писать невозможно. Различные произведения искусства, такие как картина, нарисованная художником, мелодия, созданная композитором, танец, поставленный балетмейстером, также в определенной мере являются средствами общения, ведь через них художник пытается передать нам определенные мысли, чувства, эмоции, состояние души. Предметы, сделанные человеком, или используемые им, также могут о многом информировать нас. Но, как легко увидеть, данные способы коммуникации ни в какой степени не могут сравниться с языком по универсальности, точности и объему передаваемой информации.

Исследователи письменного языка употребляют большое количество терминов, которые следует пояснить. Прежде всего различают письмо и письменность. Когда говорят о письменности , то прежде всего имеют в виду совокупность письменных памятников, текстов какого-либо языка, или документов, выполненных с помощью письма того или иного народа. Под письмом же имеют в виду средство общения, или средство коммуникации; более же точно следует определить письмо как знаковую систему фиксации речи, позволяющую с помощью графических знаков осуществлять коммуникацию на расстоянии и во времени. Иногда в качестве синонима слова письмо употребляют термин графика, по значению они чрезвычайно похожи, но у последнего более узкое значение: слово графика произошло от греческого grapho > "пишу" и обозначает совокупность начертательных средств того или иного языка , буквы, или графемы, знаки препинания, а также данный термин обозначает науку, изучающую соотношение между знаками письма и элементами звукового строя языка . Графемой называют минимальный знак письменной системы языка, обозначающий ту или иную единицу языка – фонему, морфему, слово . Обычно графема соотносится с буквой в алфавитном письме, с иероглифом в иероглифическом, с силлабемой в слоговом, однако это не всегда так, более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже. Неоднозначность соотношения звук - графема для алфавитного письма весьма характерна для известных нам алфавитов, так например, диграф – письменный знак, состоящий из двух букв и обозначающий одну фонему - ch в английском языке обозначает звук [ш], а в немецком [х].

Помимо графики в письме обычно выделяют еще две составляющих: алфавит и орфографию . Слово алфавит пришло из греческого языка: "альфа" и "вита" - названия двух первых букв греческого алфавита, "вита" ранее называлась "бета", отсюда слово аlphabet в других современных европейских языках. Любой алфавит представляет собой упорядоченную систему письменных знаков, передающих звуковой состав слов языка посредством символов - графем, изображающих отдельные звуковые элементы. Изобретение алфавита позволило людям записывать любые, даже самые сложные тексты на своем родном языке, хранить их, передавать на расстоянии, это, в свою очередь, способствовало повсеместному распространению грамотности, сделало образование одним из наиболее важных открытий цивилизации. Однако открытие алфавита не привело бы таким результатам, если бы одновременно с ним не развивалась орфография, исторически сложившаяся система правил, обеспечивающих единообразие написаний. Никто не будет спорить, что одно и то же слово можно записать по-разному, но для того, чтобы написанное было понятно всем, необходим целый комплекс правил, благодаря которым любой текст был бы понятен различным людям. Термин орфография также произошел из греческого и буквальное означает "правильное написание" из греч. orthos - "правильный" и grapho - "пишу".

Письменность на земле существует уже около трех тысячелетий, поэтому ее изучает множество наук. Так, палеография – историко-лингвистическая дисциплина, изучающая историю создания письменных знаков; исследует памятники письменности с целью выявления закономерностей развития письменных систем различных народов; описывает процесс создания знаков письменности и их развитие; устанавливает закономерности, соответственно которым меняется письмо; практическая и описательная палеография исследует индивидуальные особенности писцов и самих древних рукописей с целью определения их подлинности, времени и места создания. Это очень серьезная наука, которой посвятили свою жизнь такие крупные русские ученые как В.Н. Щепкин, И.И. Срезневский, И.В. Ягич, П.А. Лавров, исследовавшие памятники древнеславянской и русской письменности. Палеография преимущественно занимается изучением рукописных текстов. Зарождение научной палеографии тесно связано с именем монаха-бенедиктинца Бернара де Монфокона, который и ввел в научный обиход и сам термин. Опираясь на датированные рукописи, он составил наглядные таблицы, показывающие историю изменения во времени отдельных греческих букв, и на основании этих таблиц составил первое научное описание рукописей. Главной задачей палеографии является установление и систематизация хронологических и локальны особенностей письма датированных рукописей с целью последующей оценки других, которые не имеют в своем тексте ни прямой даты, ни указания на место написания. Объектом палеографии являются письменные знаки, главным образом буквы и составляющие их элементы, а также надстрочные, разделительные знаки, приемы сокращенного написания слов, орудия и материалы письма. Достижения палеографического анализа рукописей используются в историческом языкознании, литературоведении, искусствознании и истории. Эпиграфика - дисциплина, изучающая древнейшие надписи, сохранившиеся на камнях, металле и керамике и пр., найденные при археологических раскопках. Ее основные задачи - установление времени и места, где была сделана надпись, ее расшифровка, установление типа письма, значения письменных знаков. Письменные тексты изучает и культурология , которую в большей степени интересует их содержание, так как основная цель этой науки проследить, как изменялись человеческие знания о мире, оценки тех или иных явлений действительности с течением времени. Относительно новой наукой является грамматология, поставившая перед собой цель установить на основе сравнения различных систем и типов письма общие принципы, управляющие его развитием. Термин грамматология также пришел из греческого языка - gramma(tos)"буква" и logos "слово, суждение, наука". Буквально его можно понять как "наука о буквах", и действительно, основным предметом изучения данной науки является письменный знак, обозначающий ту или иную единицу языка, слово, морфему, слог, звук, фонему и под. В грамматологии изучается внешняя форма письменного знака, то есть история его начертания, происхождение, эволюция его внешнего облика, а также и внутренняя форма письменного знака, то есть то, с какой единицей языка он соотносится, соотносился ранее, в каком направлении проходила его семантическая эволюция. Таким образом, грамматология это наука, изучающая историю письма, логику развития типов письма, историю написания отдельных знаков, их внутреннюю форму; а также занимающаяся сравнительным анализом графики различных народов. Первые серьезные исследования в данной области появились только в середине нашего века, к ним следует отнести монографии И. Гельба, Д. Дирингера, Й. Фридриха и целый ряд других работ.

Итак, письменный текст является одной из форм существования языка, он обладает своей спецификой и в настоящее время автономностью. Выдающийся немецкий ученый В. Гумбольдт писал: «Только звучащее слово является как бы воплощением мысли, письмо - воплощение звучания. Его наиболее общим значением является то, что оно фиксирует речь и этим делает возможным совсем иное размышление о ней, чем отзвучавшее слово, которое только находит себе место в памяти". Сравнивая особенности устной и письменной форм речи, все ученые подчеркивают вторичность, несамостоятельность письменной речи. Так, в работе "Об отношении русского письма к русскому языку" И.А. Бодуэн де Куртене выделяет два вида речевой деятельности - "произносительно-слуховую и писанно-зрительную". "Произносительно-слуховое может возникать и мыслиться совершенно независимо от писанно-зрительного: писанно-зрительное же имеет смысл, осмысливается только в связи с произносительно-слуховым".

Однако вторичность письменной речи совсем не означает ее второстепенности, несамостоятельности. Между устной и письменной речью существуют серьезные различия, которые связаны с особенностями их порождения и восприятия. Так, устная речь спонтанна, говоря что-л. мы произносим звуки, из которых состоят предложения и слова неосознанно, иными словами устная речь недискретна, она не членится на мельчайшие составляющие. Письменная же речь дискретна, так как создавая какой-л. текст, мы осознанно пишем букву за буквой, для чего первоначально расчленяем слово на звуки. При восприятии же речи это соотношение меняется, так, слушая какой-л. отрывок, мы воспринимаем отдельно звук за звуком, а лишь затем отождествляем данный набор звуков с каким-л. смыслом, искушенный же читатель может читать целыми словами, или словосочетаниями.

Итак,письмо является своеобразным кодом, который переводит звуковой поток речи в линейную систему воспринимаемых с помощью органов зрения оптических сигналов . Неоднократно указывая на вторичность письма по сравнению с устной речью, следует отметить и тот факт, что люди, которые много читают, делают это без мысленного проговаривания текста, а опытные машинистки печатают текст спонтанно, механически, то есть также без внутреннего проговаривания. Иными словами, с течением времени и приобретением достаточного опыта чтение и письмо становятся более автономными, независимыми от слушания и говорения. Приблизительно то же происходит и с письменной речью, она все более и более обособляется от устной, и даже оказывает на нее сильное влияние.

С развитием письменности у каждого народа складывается литературный язык, нормы языка. Мы говорим "говорит как по писанному", "говорит как пишет", когда хотим подчеркнуть правильную бойкую речь говорящего. Л.В. Щерба писал: "Несомненно, что при известных условиях жизни в той или другой мере развивается письменный язык, не рассчитанный на произнесение, и я глубоко убежден, что возникновение некоторых явлений литературных языков, как, например известные сложные синтаксические построения и многие другие явления, объясняются именно таким путем". Письменная форма языка постепенно становится все более независимой от устной, ее элементы, графические знаки, начинают функционировать наравне с фонетическими как различные формы материализации значений. Складывается особый книжный стиль языка, тексты которого рассчитаны не на произнесение, а на прочтение, что дает возможность оперировать более сложными логическими понятиями, абстрактными значениями. Не следует все же представлять себе, что устная и письменная речь, автономизируясь, отдаляются друг от друга. Законы, на основе которых организуются, выстраиваются письменные и устные тексты, являются общими для обеих форм языка. Й. Вахек делает следующее замечание: "Устную и письменную норму следует считать координированными величинами, которые не подчинены более высокой норме и сопринадлежность которых следует приписать лишь тому факту, что они используются в одном и том же языковом сообществе в комплиментарных функциях". Иными словами, нормы книжной речи регулируют текст, рассчитанный на прочтение, они отличаются от норм разговорной речи прежде всего этим, а во вторую очередь они отталкиваются от них, так как разговорная и книжная речь должны отличаться друг от друга в той степени, в какой отличаются и ситуации их применения. Отметим, что следует различать термины письменная и книжная речь , а также устная и разговорная речь . Вторые термины из каждой пары (книжная и разговорная) прежде всего характеризуют стили языка, первые - материальную форму фиксации текста. Так, разговорный отрывок может быть письменным, то есть являться написанным, записанным, например, текст диалога героев художественного произведения - рассказа, романа, драмы, но при этом он рассчитан либо на устное воспроизведение (драматический отрывок), либо на его имитацию (отрывок романа), книжный же текст может быть произнесен, однако для того, чтобы он был адекватно усвоен, он либо должен быть некоторым образом изменен, либо подкреплен его дополнительным прочтением.

Значение письменности в человеческой культуре очень велико. Благодаря совокупности факторов – географических, социальных и экономических и возникновению письма появились первые цивилизации. Причем человек уже не мог обходиться без письменности.

Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам.

Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня.

Однако вследствие широкого распространения письма нанесен непоправимый ущерб устной традиции.

У народов без письменности намного сильнее развита память и больше возможностей к запоминанию разнообразных вещей и текстов.

Кроме того, письменность оказывает непосредственное воздействие на сам язык. Она отчасти тормозит его развитие, поскольку многие вновь появившиеся в языке слова просто не употребляются в письме.

Типология общества по наличию письменности

1. Бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности

2. Письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: (клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д)

Какова структура нормы права? Дайте определение гипотезы, диспозиции, санкции.


Гипотеза - это элемент нормы права, содержащий указания на жизненные обстоятельства, при наличии которых приводится в действие второй элемент - диспозиция. По сути гипотеза содержит указание на юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Гипотеза во многих случаях начинает формулироваться со слова «если».

Диспозиция представляет собой сердцевину нормы, ее основную часть, в которой закрепляются меры возможного и (или) должного поведения участников регулируемого данной нормой общественного отношения. В диспозиции закрепляются субъективные права, обязанности, запреты, рекомендации, поощрения, через которые формулируются правила поведения.

Санкция - такой структурный элемент правовой нормы, где содержатся указания на меры государственного принуждения, воздействия на лицо, нарушившее требование диспозиции.

Санкции в зависимости от содержания последствий могут быть карательными или штрафными, когда на правонарушителя налагаются дополнительные обременения; встречаются так называемые санкции ничтожности (направлены на признание действий юридически безразличными, недействительными, например признание сделки недействительной).

66. Собственность. Экономическое содержание собственности.

См. вопрос №58

Собственность - отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанции материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом.

Система экономических отношений собственности включает:

1. Присвоение собственности . Это экономический процесс, в результате которого определенный человек приобретает исключительное право на пользование определенной вещью или благом.

2. Использование собственности для хозяйственной деятельности. Оно может быть осуществлено непосредственно собственником либо передано другому хозяйствующему субъекту.

3. Передача собственности. Она может быть осуществлена насильственно (кража, отъем, национализация) либо добровольно (продажа, передача в аренду).

Экономические отношения, связанные с собственностью, влияют на сущность и характер всего производственного процесса в экономике.

Кроме того, экономическое содержание собственности раскрывается через отношение человека к природе, к себе и к обществу.
1) Отношение человека к природе - человек присваивает и потребляет природу, приспосабливая ее к удовлетворению своих потребностей, т. е. трудится.
2) Отношение человека к себе - неотчуждаемое право человека на свою рабочую силу и способности как на объект собственности.

Идеология – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений.

Роль идеологии в обществе определяется теми функциями, которые она выполняет.

когнитивная (познавательная) функция. Создает определенную модель существующего общественного устройства и положения человека в нем; идеология предоставляет социальным субъектам возможности для ориентации в мире политики как своего рода схема или карта;

легитимизирующая (оправдывающая) функция. Стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству;

нормативная функция. Задает социальному субъекту систему норм социального поведения; тем самым идеология очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов;

интеграционная функция . На основе идеологической приверженности происходит реальное объединение людей, укрепление целостности политического сообщества;

мобилизационная функция. Идеология способствует сплочению людей на основе определенных идей, программ и лозунгов, побуждает их к политическим действиям.

Статья 13 Конституции РФ устанавливает меру и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в Шумере. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а к 2000 году до н.э. оно появилось в Китае. Развитие письменности происходило по следующей схеме: в начале смысл определенных понятий или процессов передавался с помощью рисунка, потом появились иероглифы и, наконец, в I тысячелетии до н.э. финикийцы придумали алфавит.

Возникновение речи является основной предпосылкой к появлению письменности. Ведь едва научившись говорить, первобытный человек столкнулся с необходимостью фиксировать свои мысли или слова для того, чтобы передать информацию сородичам либо сохранить уже накопленные знания для следующих поколений. В свою очередь письменность оказывает достаточно сильное влияние на сам язык. Она делает его более стабильным и оформленным, а также расширяет и укрепляет круг понятий и категорий, которые окружают человека в повседневной жизни.

Значение письменности в истории развития человеческой цивилизации невозможно переоценить. Внешний мир, повседневная жизнь, внутренние переживания – все это находит отражение в языке. И письмо становится одной из важнейших форм существования последнего, поскольку исключительно с помощью записей можно сохранить какую-либо информацию за пределами человеческой памяти. Так, археологи до сих пор находят древние образцы письменности, по которым восстанавливается картина развития той или иной культуры, а также определяются характерные особенности проживавших на определенных территориях этносов.

Известно, что появление письменности стало весьма энергичным импульсом в развитии человеческой цивилизации. Более того, история начинается именно с того момента, когда наши предки впервые попытались запечатлеть свои представления об окружающем мире. Основной предпосылкой к возникновению письма являлось развитие устной речи.

Цивилизация древних инков являлась крупнейшей на американском континенте. И довольно длительное время историки удивлялись тому, что на территории индейских поселений не было найдено ни одного намека на письменность. Ясно было только одно – такое крупное государство никак не могло обойтись без письма. Ведь с его помощью должны были заключаться договора и союзы, вестись торговля, да и в простом хозяйстве оно было бы весьма полезным инструментом.

«Узел судьбы» – так говорят, когда имеют в виду какой либо трудный период в жизни человека. И мало кто задумывается о том, откуда пошло это выражение. Здесь следует отметить, что узлы сопровождают человека с самых давних времен – без них не могли обойтись охотники, рыбаки, земледельцы, торговцы, солдаты и т.д. Более того, история свидетельствует о том, что даже письмо когда-то было узелковым – с его помощью осуществлялась передача самой разнообразной информации в закодированном виде.

Узелковое письмо Китая – одно из самых необычных явлений в истории человеческой цивилизации. Красивые и сложные узоры, которые сегодня может попытаться повторить только мастер, да и то лишь при помощи специальных приспособлений, китайцы плели еще в III тысячелетии до н.э.

С развитием речи и интеллекта человек понял, что далеко не все знания можно хранить в памяти – передаваясь из поколения в поколение, они будут неизбежно искажаться и теряться. Тогда и возникла письменность, которая позволяла фиксировать различную информацию для сородичей и потомков.

Пиктография – древнейший вид письменности, который сохранился у некоторых народов мира и по сей день. Следует отметить, что данная разновидность письма не является фонетической, то есть не передает звучания слов. Она представляет собой набор изображений предметов, событий или каких-либо действий. К примеру, с помощью пиктографии можно было запечатлеть успехи на охоте, передать соплеменникам предостережение о воинственных соседях или рассказать о природных явлениях, характерных для определенного времени года или определенной местности.

Идеография – это отдельная разновидность письма, знаки которого обозначают определенную идею. Это является фундаментальным отличием от пиктографии, изображения которой передают значение конкретных объектов или предметов. Появление идеографического письма напрямую связано с развитием мышления и, следовательно, языка, когда человек научился разделять речь на отдельные элементы – слова.

Развитие письменности напрямую связано с эволюцией человеческого интеллекта. В древнейшие времена примитивное предметное или пиктографическое письмо использовалось для передачи простейших понятий и обозначения наглядных предметов или вещей. Но с течением истории отмечено интенсивное развитие мышления и языка и, как следствие, появилась необходимость обозначения отдельных слов или словосочетаний. Их же совокупность позволяла фиксировать различные абстрактные понятия

Иерографическое письмо – одна из самых необычных разновидностей письменности. Дело в том, что любой иероглиф не передает фонетического звучания слова или словосочетания. В зависимости от контекста он имеет определенный смысл, образно описывая отдельные предметы, явления, понятия или категории. Иерографическая письменность характерна в основном для народов Востока, хотя и в других уголках мира встречаются порой свидетельства о том, что наши предки передавали информацию следующим поколениям с помощью иероглифов.

Китайская каллиграфия – это искусство изображения…слов. Она представляет собой нечто среднее между обычным письмом и рисунком – иероглифы, написанные методами каллиграфии, не только передают определенный смысл читающему, но и доставляют ему эстетическое наслаждение. Ключевой особенностью каллиграфии является наличие гармонии духа и движения. Это означает, что изображение мысли, которую пишущий желает передать на письме, должно быть оформлено так, чтобы читателю был понятен не только смысл написанного, но и настроение или душевное состояние, вызываемое им.

Письменность является характерной чертой нашей цивилизации. Ее появление напрямую связывают с развитием человеческого интеллекта. Усовершенствование системы письма стало основой для зарождения политических, экономических и социальных отношений. Но если ни один современный человек уже не мыслит себя и окружающий мир без письменности, то в давние времена она была доступна лишь избранным. Лишь особы, приближенные к божеству или правителю, имели право на получение знаний о письме – так от внимания недоброжелателей оберегалась важнейшая информация, касающаяся верований, ритуалов и научных знаний.

Слоговое письмо представляет собой фонетическую систему. Ее простейшими элементами являются отдельные знаки или совокупность символов, обозначающие определенные слоги, которые состоят из согласного звука с гласным или же одного гласного. Слоговые системы возникли на основе логографии, а следующей ступенью развития письменности является буквенно-фонетическое письмо, которое используется сегодня практически повсеместно.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории, культуры и социологии.

Реферат по культурологи на тему:

«Значение письменности в человеческой культуре»

Выполнил:

студент группы Э-158

Ковалёва Ю.Д.

Руководитель работы:

Введение

Мы прекрасно знаем кто изобрел первый печатный станок, радио, телевизор. Но эти, несомненно важные изобретения, перевернувшие жизнь людей никогда не состоялись бы без изобретения письма - самого, по моему мнению, великого открытия за всю историю человечества.

Письменность сделала мысль человека бессмертной, изобретя письмо, человек стал общаться не только с современниками, но и с далёкими предками. Перед нами открылась целая картина жизни прошлых поколений с их взглядами, идеями, стремлениями.

Еще только два столетия назад наша история начиналась с Гомера и преданий Ветхого завета. А сегодня, благодаря колоссальной работе проделанной учеными наша история удлинилась, по меньшей мере вдвое. И это во многом «заслуга» сохранившихся письменных источников. То, что письменность имеет большое значение видно уже из этих строк. Но какое именно? Поиск ответа на этот вопрос станет целью моего реферата.

Для того чтобы выполнить такую непростую задачу необходимо проследить путь письменности на протяжении всей истории человечества: от примитивных графических до словесно-слоговых, слоговых и алфавитных систем письма, определить факторы, повлиявшие на эволюцию письменности, выявить особенности каждого ее этапа, а также выяснить имеет ли она развитие на современном этапе.

Пытаясь раскрыть тему реферата, я прочитала немало интересной литературы, узнала много нового, о чем раньше даже не задумывалась. Например, все знают, что кириллицу изобрели братья Кирилл и Мефодий, но вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, кто изобрел глаголицу, и почему она не прижилась в древнеславянском обществе.

Все это я постараюсь осветить в реферате, а также затронуть многие другие интересные вопросы.

Зарождение и эволюция письменности

Человечество не знало письма на протяжении большей части своего существования. Долгими путями оно шло к нему, и только несколько тысячелетий назад знаки стали применять для записи речи.

По мере накопления человеком опыта и знаний появилась необходимость хранить и передавать информацию. Сначала это осуществлялось при помощи общения, однако из-за несовершенства человеческой памяти многие знания утрачивались.

Первым шагом на пути к письму стало использование предметов. Сначала в виде напоминательных средств. Они не передавали мысль, а только напоминали о ней. До сих пор мы завязываем узелки на память.

Позже за предметами стали закреплять конкретные значения. Этот вид письма называют предметным . Например, для правильного расчета применялись счётные шнуры. Их можно увидеть у перуанских пастухов и у некоторых других народов Африки и Латинской Америки. Количество голов в стаде соответствует количеству узелков на шнуре. В древней Европе, Древнем Китае, у австралийских и африканских племен существовал «жезл вестников» - своеобразный документ, подтверждающий полномочия прибывшего посланника. Огромный интерес для историков представляют кипу инков. «Кипу представляет собой толстую верёвку или палку, на которую нанизаны шнуры с узелками и сплетениями. Смысловое значение придавалось количеству шнуров и узлов, их величине, расположению и цвету» .

Несмотря на распространенность предметного письма, оно не могло решить самой главной задачи - хранения информации.

Следующим шагом на пути к современному письму стала пиктография -изображение предметов, событий и действий с помощью рисунков. Пиктография – внеязыковая знаковая система (пиктограмму может прочитать любой человек, независимо от языка не котором он говорит), поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения.Её недостатком было то, что рисунки передавали мысль целиком, без выделения каких-то составных частей.

Возникла пиктография ещё в эпоху позднего палеолита-40-10 тыс. лет назад. Сначала люди запечатлевали на стенах своих пещер животных и людей, затем эпизоды из жизни, различные события. Композиции становились всё сложнее, стали использоваться символы. Окончательное формирование пиктографии, по мнению ученых, произошло «в эпоху неолита, когда разрозненные родовые группы стали объединяться в племена» . Считается что пиктография - это первый способ выражения мысли человека. Она удобна, поскольку не связана с конкретным языком и всем понятна.

Пока записи были редкими и случайными недостатки пиктограмм (невозможность точной передачи сведений) не замечались. Однако по мере развития государственности, когда письмо прочно входит в жизнь людей, становится неотъемлемой ее частью, возникает потребность в ускорении записей, точной их передачи. В результате «рисунок каждого изображения постепенно упрощается и всё отчетливее расчленяется на отдельные графические знаки». За каждым предметом и понятием закрепляется только ему соответствующее изображение.

Таким образом, следующей ступенью в развитии письма стала идеография. Вряде стран (Египет, Китай, о. Крит, Шумер) идеография возникает вместе с рабовладельческим государством. Образование знаков- идеограмм протекало по линии упрощения графического начертания.

Иногда один знак обозначал несколько понятий (например, знак солнца обозначал также слова день, светлый, белизна). Зачастую сложные понятия передавались при помощи комбинации из нескольких знаков. Позже чтобы получить новое значение слова, прибегли к изменению формы или положения знака.

Идеограммой довольно сложно было передавать имена собственные. Для этого был изобретен «ребусный» способ написания: имена разбивались на части, которые по звучанию совпадали с какими-либо словами. Такая запись отражает звуковую сторону языка и называется логограммой (в отличие от идеограммы, которая связана со значением). Большой минус идеографического письма в том, что на овладение им требуется огромное количество времени.

Следующим шагом стало изобретение слогового письма. Это был очень трудный для человечества шаг, так как требовалось отделить звуковую оболочку слова от его смысла. Для этого потребовалось почти две тысячи лет, оно возникло только во втором-первом тысячелетии до нашей эры. Слоговая система существовала в древнеегипетской, шумерской, китайской и других системах письменности. И все же она имела недостаток: при развитом языке, с большим словарным запасом письмо становилось громоздким.

Дальнейшее развитие письменности прошло по пути дробления звукового потока на мельчайшие частицы-звуки. Первыми были выделены согласные звуки в древнеегипетском письме, так как в нем имелись логограммы состоящие из одного звука.

Алфавитное письмо

Итак, я остановилась на том, как из звукового потока был выделен звук. Это, несомненно, повлекло за собой создание алфавита. Первый «алфавит» создали финикийцы во втором тысячелетии до нашей эры. Он состоял из 22 букв, обозначающих согласные звуки или слоги, так как финикийский язык принадлежал к семейству семитских, в котором главную роль играли согласные звуки. В связи с этим фактом ученые отводят финикийскому алфавиту «промежуточное положение между слоговыми и буквенно-звуковыми системами языка».

Финикийский алфавит был заимствован греческой и арамейской письменностями. Арамейская дала начало восточным буквенно-звуковым системам, а от греческой произошли все западные буквенно-слоговые системы письменности. Финикийский алфавит был заимствован греками в первом тысячелетии до нашей эры. Именно там появился первый настоящий, в полном понимании этого слова, алфавит. Огромной заслугой греков стало то, что они ввели в алфавит символы, обозначающие гласные звуки. В таком виде греческий алфавит существует и по сей день.

С появлением алфавита письменность больше не пыталась напрямую передавать смысл, как пиктография или иероглифика, она просто фиксировала звуковой поток, и этот путь оказался самым эффективным.
Буквенно-звуковое, или алфавитное, письмо стало венцом графической эволюции. Оно наиболее экономно (звуков в языке меньше, чем слогов, а слогов меньше, чем слов) и подходит для языков всех типов, чего нельзя сказать о других видах письма.

«Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество от варварства к цивилизации» .

Славянская письменность

Существующие мнения насчет этапов развития письменности на Руси достаточно противоречивы. Одни ученые считают, что славянская письменность прошла все стадии своего развития, начиная с рисунка и заканчивая звуками. Другие утверждают, что идеографическое письмо не могло существовать у славян, поскольку славянские языки имеют много грамматических форм требующих изменений в словах. Слоговое письмо тоже не было пригодно – слишком много слогов имели славянские языки. Подходящей для передачи речи могла быть только буквенная система.

Время возникновение славянской письменности учеными до сих пор точно не установлено. По одним данным это 11 тыс. до н. э., по другим 1 тыс. до н. э., по третьим 6 век н. э.

Указания на славянскую письменность, существовавшую до Кирилла и Мефодия, встречаются в письменных источниках 9-10 веков. В сказании Черноризца Храбра говорится о том, что до принятия христианства славяне книг не имели, но использовали «черты и резы». После принятия христианства записи вели латинскими и греческими буквами. Одна из самых ранних летописей - «Повесть временных лет» - свидетельствует о наличии письменности в Киевской Руси в 9 веке. Академик Б.А.Рыбаков относит ее возникновение к правлению киевского князя Оскольда. Ярчайшими доказательствами можно считать записи договоров с Византией(10 век).

Итак, точно установлено, что накануне деятельности Кирилла и Мефодия славяне пользовались тремя видами письменности: пиктографией, «чертами и резами», получившими к тому времени буквенно-смысловое значение, и, наконец, они использовали латинские и греческие буквы в записи слов.

Переломным моментом в истории Руси стала деятельность братьев Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий родились в македонском городе Солуни. Мефодий в 820 году, Кирилл в 826. Братья свободно говорили на славянском языке и были очень образованными людьми. Интересна фигура Кирилла. На рубеже 60х годов 9 века он совершал миссионерскую поездку. В городе Херсонесе (раньше город Корсунь) он встретил человека с Евангелием, написанным «протокирилловским» языком, т. е. греческими буквами, приспособленными к передаче славянской речи. Это натолкнуло его на создание славянской азбуки. Уже с 863 года все богослужения стали вестись на родном языке, книги переводились с греческого на славянский. Кириллица быстро вошла в жизнь славянского народа. Но неправильно думать, что братья создали письменность на пустом месте, они опирались на уже существовавшую к тому времени греческую письменность. Для обозначения звуков присущих как греческому, так и славянскому языку использовались греческие буквы. Для звуков встречающихся лишь славянской речи было придумано 19 новых букв. Таким образом, она состояла из 43 букв. «Кириллица учитывала и правильно передавала фонетический состав старославянского языка» , но у нее был недостаток: она включала в себя 6 греческих букв не нужных для передачи славянской речи. Параллельно с кириллицей в 10 веке существовала глаголица. Она была короче кириллицы на 3 буквы, совпадала с ней по звуковому звучанию, расположению и названиям букв, однако отличалась довольно их сложным начертанием. Существует несколько версий ее происхождения. Одни ученые склоняются к тому, что и кириллица и глаголица были созданы Кириллом, но в разное время. Другие ученые придерживается мнения, что кириллица создана в Болгарии, чтобы приблизить славянское письмо к византийскому, а глаголица - результат кропотливой работы Кирилла. Выяснят ли ученые правду, покажет время, а пока нам остается строить лишь предположения.

Довольно долгое время российские и зарубежные историки думали, что письменность на Руси была уделом только священников. Однако берестяная грамота, которая была найдена в 1951 участницей новгородской экспедиции, опровергла эти убеждения. На берестяных грамотах (всего их было найдено около 900) содержались обыкновенные послания, записки, письма, что доказывает, что грамота на Руси была популярна в широких кругах населения.

Доказательством широкого распространении письменности служат многочисленные надписи (надпись сделанная на Тмутараканском камне в 1068), граффити (Софии Киевской), первые библиотеки (библиотека Ярослава).

Возникновение старославянского языка имело огромное значение в культурном развитии славянских народов. Благодаря созданию алфавита стало возможным развивать знания, накапливать культурный опыт народа, для последующей передачи его новым поколениям. Это стало огромным событием не только в истории русского народа, но и в мировой истории: «на путь цивилизации вступили новые народности, которым предстояло славное будущее» .

Каллиграфия и стенография

Людям свойственно стремление к улучшению всего того, что их окружает, того, что они создают. С момента зарождения письменности, люди стремились усовершенствовать ее в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и, во- вторых, быстрее. Так возникли каллиграфия (от греч. «kalligraphia» -«красивый почерк») – искусство красивого письма, и скоропись – мастерство быстрого письма.

Каллиграфия делает письмо сродни искусству. Выдающиеся писцы годами вырабатывали особые почерки, на основе которых постепенно сложились известные шрифты. Мастерами вне конкуренции в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но одновременно и произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Не изменявшаяся в течение тысячелетий египетская иероглифика, бесспорно, самая красивая система письма в Древнем мире. Египтяне совершенствовали своё письмо и в другом направлении. Наряду с иероглификой они изобрели и системы скорописи: сначала иератику (от греч. «hieratikos» - «священный»), письмо жрецов, потом демотику (от греч. «demotikos» - «народный») - народное письмо. Ведь скорость – необходимое качество хорошего писца. Об этом гласит и шумерская поговорка: «Только тот настоящий писец, чья рука не отстаёт от уст».

В скорописи вырабатывались приёмы упрощённого написания знаков, их соединение в лигатуры (от лат. «ligatura» - «связь»), т.е. слитные написания; допускались определённые сокращения слов и словосочетаний.

Отсюда и произошла система сокращённой записи речи – стенография (от греч. «stenos» - «узкий», «тесный», и «grapho» - «пишу»).

Первая собственно алфавитная система стенографии была изобретена в Англии Джоном Уиллисом, издавшим в 1602 г. книгу «Искусство скорописи, или Стенография». С тех пор появился и термин «стенография». В дальнейшем возникло множество различных систем стенографии для записи речей в судах, дебатов в парламенте. Они увеличивали скорость в несколько раз, но и овладеть ими было труднее, чем выучить несколько иностранных языков. Рекорд в скорости стенографической записи, отмеченный в «Книге рекордов Гиннеса», был установлен в Нью-Йорке в 1922 г. и составил 350 слов в минуту – быстрее говорить, наверное, просто невозможно.

Современные системы стенографии основаны на фонографическом принципе, т.е. на записи звуков речи, поэтому их легко приспособить к различным языкам. Так, систему Питмана, изобретённую им в 1837 г., можно использовать для 20 языков, включая японский; ею по сей день записывают отчёты о заседаниях английского парламента. Это - единая государственная система стенографии, которая с некоторыми усовершенствованиями используется до сих пор.

Будущее письма

Если внимательно изучить эволюцию письменности, то можно заметить, что толчком к новому этапу развития письменности служит точность. Древним людям чтобы ориентироваться во времени достаточно было четырех насечек: зима, весна, лето, осень. Сейчас нам важен не только день, но и час, минута, секунда. Потребность во всевозрастающей точности (и не только во времени) является характерной чертой нашего времени.

Что позволяет нам точно передавать интонацию речи? Конечно же, знаки препинания. Они появились сравнительно недавно. В 17 веке появилась точка- первый из знаков, остальные еще моложе. В русской грамматике система пунктуации начинает складываться в 18 веке. Современные правила сформулированы в 19-начале20 века.

Наше письмо сколь бы ни было оно совершенно, продолжает развиваться. И не исключено, что человек будущего глядя на наше письмо, сочтет его столь же неудобным, каким мы считаем глаголицу.

Еще в конце позапрошлого века был создан язык эсперанто - первый международный язык. Он призван облегчить общение между людьми разных национальностей, так как изучение живого языка весьма затруднительно. Естественный язык сложен, так как в нем много специфического связанного с менталитетом и историей народа. Эсперанто же графически прост. В нем всего 16 правил и ни одного исключения

Эсперанто не единственный искусственный язык, их существует около 300. Предложено также много проектов фонетической записи языка. Например «Международный фонетический алфавит» (МФА)- это система знаков для записи звуков любого языка. Однако запись знаками МФА очень сложна.

Существует довольно необычная система записи звуков называемая «видимая речь». Суть ее состоит в том, что записываются не сами звуки, а положение органов речи при его произнесении.

Цель, которой пытались добиться современные создатели систем письменности, заключается в стремлении найти универсальный способ записи речи, пригодный для любого языка. Я не сомневаюсь, что когда-нибудь он будет обязательно найден.

Стремительный рост объема информации стал характерной чертой нашего времени. Ученые назвали его «информационным взрывом». В восьмидесятых годах объем информации был так велик, что легче было провести какие-либо исследования, чем искать результаты аналогичных. Чтобы систематизировать имеющуюся информацию прибегали к помощи компьютеров. Перед творцами тех первых компьютеров стояла сложная задача- создание компьютерного языка. Сейчас я смело могу сказать, что свою задачу они выполнили на отлично. В 21 веке мы по-прежнему живем в информационном веке. Но благодаря созданной компьютерной сети Интернет, поиск любой информации не составляет никакого труда и не требует много времени, мир становится более взаимосвязанным, целым. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям.

Итак, мы живем в век, когда человечество усиленно ищет способы преодоления языковых барьеров. Одни ученые видят будущее языка в постепенном слиянии ныне существующих. Другие придерживаются противоположной точки зрения, и говорят об укреплении национальных языков.

И еще один важный момент. Меня очень волнует судьба книг. В наше время люди все больше заменяют их телевидением, компьютерными играми, Интернетом. В частности чаты, как мне кажется, являются суррогатом личного общения. Что значительно сказывается на личности человека.

Но несмотря на это, мы все равно склоняемся над книгой, чтобы постичь азы знаний. Книга приносит радость встречи с литературными героями, и ничто не может сравниться с тем чувством которое испытываешь держа ее в руках. Она одаривает людей счастливыми моментами общения с духовным наследием человечества.

Не хочется верить, что книгам суждено погибнуть. Ведь они прошли такой длинный путь от глиняных табличек до современных томов.

Заключение. Значение письма

Д. Брестед американский историк однажды сказал: « Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человечества» .

И я не смею с ним не согласиться. Изобретение письма положили подлинное начало человеческой цивилизации, а значит и всему, что с ней связано.

Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, вряд ли задумываются в этот момент о своих предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без письменности. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься вне цивилизации, вне общества. Я думаю, каждому ясно, что без письма рушится фундамент образования, а без последнего и сам человек остаётся лишь безвольной щепкой, вынужденной мотаться по воле волн, поскольку нет возможности рассчитывать на продуктивный опыт предыдущих поколений. Таким образом изобретение письменности является необходимой ступенью к повышению социальной организации живого существа, дающей возможность к дальнейшему прогрессу и совершенствованию на пути вверх от обезьяны к Человеку.

В дописьменные времена человечество жило в неизвестности. Появлялись и пропадали племена не оставляя ничего после себя. Но в тот момент, когда человек выцарапал первую надпись, появилась история. С появлением письменности человек стал ее частью. Итак, второе, чем обязано человечество письму, – история, а с ней – новая значимость всех событий и поступков. Он теперь знает о событиях, которых никогда не видел, может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не поговорит.

Большую роль сыграла письменность и в развитии науки. Древние вавилоняне много времени уделяли изучению небесных тел. Астрономия складывалась веками, данные накапливались, уточнялись, передавались из поколения в поколение. Накопленные ими сведения позволили грекам построить первую научную картину мира, заложить основы естествознания. Всё это не могло состояться без письменности. Наука – это прежде всего диалог, чтобы сделать свой шаг, учёный должен оттолкнуться от того, что сделали предшественники, подвергнуть критическому переосмыслению всё, в чём, казалось бы, нельзя сомневаться. Поэтому письменность- основа технологического прогресса.

Обращу ваше внимание на другое значение письменности – в религии. Вера древних людей была основана на устных мифах и легендах, не терпящих никакого сомнения. Записанный же текст предания уже мог подвергаться критике, что давало повод вдумываться в тексты, анализировать их смысл. Право религии единолично, монопольно решать вопросы о смысле жизни, сущности человека, принципах нравственности осталось в прошлом. Письменность стала шагом к свободе мысли, к свободе совести.

А теперь попробуем себе представить что в современном мире исчезло понятие документально зафиксированной договорённости.

Мне кажется, что цивилизация мгновенно рассыпалась бы. Экономика, политика, законы – всё потеряло бы смысл. Надёжность и достоверность информации и как следствие развитая экономика и правовая система – это тоже плоды письменности.

Подумайте только, как при большом количестве людей можно управлять страной, городом. Делать это как в старину общим сбором на площади уже не представляется возможным, времена, когда за всех решали вожди, цари или диктаторы тоже прошли. Важнейшие решения должны приниматься всеобщим голосованием, которое сегодня невозможно представить без письменности. Таким образом, возможность граждан влиять на решения, которые их касаются, т.е. демократия, – тоже плод письменности.

Конечно, это не всё, что дала человечеству письменность. Можно вспомнить о великой литературе, о письмах, связывающих людей, разделённых тысячами километров, о множестве жизней, спасённых благодаря записке в бутылке. Но у всех разнообразных даров письменности есть нечто общее. Это – свобода. Свобода от времени и расстояния, от невежества и обмана, свобода принимать решения, общаться, верить, творить. И сам путь развития письменности – путь свободы. Совсем недавно по историческим меркам письмо имело эзотерический характер, а книги – недоступным сокровищем. Сегодня мир стоит на пороге всеобщей грамотности. Миллионы книг, богатства Интернета – всё в распоряжении человека, готового принять бесценный дар предков – письменность.

Список используемой литературы

1. Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители.- М., 1989.

2. Гельб. И. Опыт изучения письма. - М., 1982.

3. Драчук. В. Дорогами тысячелетий. - М.:«Молодая гвардия», 1977.

4. Детская энциклопедия. Том 11.- М.: « Просвещение», 1968.

5. Тейлор. Э. Первобытная культура. - М., 1989 г.

6. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10. – М..




Top