Замысел художника картины ю ракша проводы ополчения. Пример сочинения по картине "проводы ополчения"

Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.

Общие черты реализма

Реализм в литературе отличается рядом общих признаков. Во-первых, жизнь изображалась в образах, которые соответствовали действительности. Во-вторых, реальность для представителей данного течения стала средством познания себя и мира вокруг. В-третьих, образы на страницах литературных произведений отличались правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Интересно, что искусство реалистов с их жизнеутверждающими положениями стремилось рассматривать реальность в развитии. Реалисты обнаруживали новые социальные и психологические отношения.

Возникновение реализма

Реализм в литературе как форма художественного создания возник еще в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения и проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. К первым реалистам в России относят великого русского поэта А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и не менее выдающегося писателя Н.В. Гоголя с его романом «Мертвые души». Что касается литературной критики, то в ее пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.

Особенности литературного реализма

Представители реализма в литературе многочисленны. К самым известным и выдающимся относятся такие писатели, как Стендаль, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, Г. Флобер, М. Твен, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер и многие другие. Все они работали над развитием творческого метода реализма и воплощали в своих произведениях самые яркие его черты в неразрывной связи со своими уникальными авторскими особенностями.

Какие признаки реализма вы можете назвать?

Среди черт реализма - правдивое изображение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических героев в типических обстоятельствах (в то время как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятельствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внешности, темпераменту, умственным и нравственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими чертами характера (система взглядов на мир). Общее проявляется через индивидуальное в герое произведения. Обобщение черт многих людей в образе одного человека составляет литературный тип. Личность человека раскрывается в ее развитии. Примером тому служит развитие образа Онегина, подробно проанализированное выше. Иногда развитие осуществляется противоречиво, что объясняется не столько противоречиями внутри духовного мира героя, а противоречиями самой действительности. Писатели-реалисты не только прослеживают влияние среды на формирование мировоззрения и характера человека, но и влияние личности на окружение, на создание самой среды. Конфликт в реалистическом произведении очень часто выражается в конфликте между отдельной личностью и обществом, например в "Горе от ума" Грибоедова происходит идейно-нравственное столкновение Чацкого и фамусовского общества. При создании образа литературного героя писатели-реалисты выступают как психологи, глубоко проникая во внутренний мир человека, мотивируя его поведение психологически. Некоторые исследователи теории литературы выдвигают в качестве одного из реалистических принципов энциклопедизм, т. е. всестороннее рассмотрение предмета или явления.

Почему можно утверждать, что каждое литературное направление стремится отразить правду жизни?

И классицисты, и сентименталисты, и романтики стремятся изображать жизнь правдиво, естественно, рисовать реальные ситуации, происходящие в жизни. Однако у них другой метод подхода к отбору и изображению жизненных фактов, нежели у писателей реалистического направления. Они объясняют изображаемые факты со своих эстетических позиций (преобладание долга над чувством, культ чувства, противоречие между мечтой и действительностью и т. д.). Эти писатели создавали прекрасные произведения, которые можно назвать великими. Реалистические произведения, в отличие от них, характеризуются стремлением, как было уже сказано, всесторонне охватить жизнь и постичь личность героя и его поступки путем анализа его взаимодействия с окружающим миром.

Что привлекает вас в героях реалистических произведений?

Это зависит не только от реализма как метода постижения писателем действительности и создания реалистических характеров, а от художественного мастерства, владения приемами исследования этих характеров. Привлекает яркость героев, их жизненность, богатый нравственный потенциал, раскрываемый постепенно при жизни разных поколений читателей. Реалистические герои романа "Евгений Онегин" заставляют задуматься над тем, как сохранить и преумножить свои лучшие личностные свойства в неблагоприятной окружающей среде, которая формирует иные, эгоистические, взгляды на жизнь, в отношении к людям.

Может ли сказка быть реалистическим произведением?

Вопрос требует неоднозначного ответа. Обратимся к рассуждениям одного из ведущих современных специалистов в области сказковедения профессора Т. В. Зуевой: "Содержание сказки не вписано в реальное пространство и время, однако они сохраняют жизненное правдоподобие, наполняясь правдивыми бытовыми деталями. Развлекательный характер не противоречит идейной устремленности сказки - выражению сочувствия беззащитным и невинно гонимым <…>. Реагируя на многие жизненные проблемы, сказки предлагали их справедливое, но утопическое разрешение. Сюжет сказки мог философски восприниматься в качестве метафоры реальных человеческих отношений, находил бесконечные жизненные аналогии <…>. В основе сказки всегда лежит антитеза между мечтой и действительностью, которая получает полное, но утопическое разрешение".

Может ли басня быть реалистическим произведением?

Баснописец действует в рамках того литературного направления, к которому он принадлежит. В. И. Коровин прекрасно показывает сходство и отличие басен под названием "Волк и Ягненок" у Ж. Лафонтена, А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина и И. А. Крылова. Басни Крылова - реалистические произведения.

Попробуйте доказать, что прозаические произведения Пушкина, которые вы изучали, можно назвать реалистическими произведениями.

В 7 классе мы читали и изучали повесть "Барышня-крестьянка" и "Дубровский", в 8-м - повесть "Капитанская дочка". Кроме того, я и мои близкие друзья, вдохновленные уроками нашей учительницы Ольги Борисовны, самостоятельно прочитали все "Повести Белкина", а также "Пиковую даму", спектакль по которой мы ходили смотреть в Театр им. Е. Вахтангова. Реалистическими произведения Пушкина можно назвать потому, что в них отражены реальные социально-философские конфликты, характерные для второй половины XVIII - первой трети XIX века, значительного этапа русской истории. Проблемы взаимоотношения народа и власти, нравственного облика властителя, справедливости и милосердия, истинной любви и дружбы, чести и достоинства личности - ведущие для этих произведений. Герои в них обрисованы разносторонне, в связи с конкретными историческими условиями. Таковы Кирила Петрович Троекуров, отец и сын Дубровские, семьи Гриневых и Мироновых, Маша Миронова и Петр Гринев, и Екатерина II. "Повести Белкина" очень интересно построены, в них Пушкин ведет полемику с эстетикой романтической повести, которой в 30-е годы XIX века зачитывались молодые читатели, особенно провинциальные барышни, и формировали свои жизненные идеалы. Пушкин в начале каждой повести создает романтическую ситуацию, а развитие сюжета приводит героев, как правило, к реалистической развязке. Например, Алексей Берестов казался очень загадочным романтическим юношей, разочарованным, много испытавшим, а на самом деле оказался простым и добрым малым, любившим играть с крестьянскими девушками и ухаживать за ними. Коллизия со сватовством Алексея и Лизы, которую затеяли их отцы, заканчивается вполне благополучно и ко всеобщему удовольствию. Оказалось, что герои уже выбрали друг друга.

Несомненно. Сатира, как и басня, вписывается в систему эстетических взглядов, составляющих то или иное литературное направление. Нам известны классицистические сатиры, комедии, эпиграммы. Реалистическая сатира основана на тех же принципах и подходах, что и любое другое произведение реализма (см. ответ на первый вопрос). Иное дело - использование специфических приемов сатиры, например гиперболы, гротеска, несоответствие личностных притязаний реальной оценке возможностей героя. "Ревизор" Н. В. Гоголя, "Сказки" М. Е. Салтыкова - Щедрина, комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" - примеры реалистической сатиры.

Каким героем вы считаете Руслана? Можно ли считать, что он романтический герой?

Поэма "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина - волшебная сказка, в которой слышатся отголоски русских народных сказок и былин. В. Г. Белинский заметил, что в ней нет признаков романтизма, она принадлежит к числу переходных пьес А. С. Пушкина, характер которых составляет подновленный классицизм. Есть другая точка зрения Э. Бабаева: в поэме Пушкин стремился к русскому реалистическому стилю и отвергал условности классицизма и сентиментализма ради "поэзии действительной". По-видимому, Руслана, скорее всего, можно отнести к сказочным героям, романтикам по духовному складу.

Как доказать, что - реалистический герой?

В ответе на второй вопрос по всему тексту романа "Евгений Онегин" уже была доказана принадлежность Онегина к героям реалистическим. Герой дан в развитии, действует в типических обстоятельствах, во многом противостоит той среде, которая его сформировала. Характер героя изображен разносторонне, со всеми достоинствами и противоречиями. Реалистичности изображения героя способствует показ его взаимоотношений с автором романа, сопоставление их восприятия действительности.

Можно ли утверждать, что такие разные люди, как Евгений Онегин и Владимир Ленский, - реалистические герои? Напишите сравнительную характеристику героев.

Да, они оба реалистические герои, хотя и очень отличающиеся друг от друга (об Онегине как реалистическом герое см. вопрос 9, о Ленском - вопрос 10). Чтобы написать сравнительную характеристику героев, нужно отметить хладнокровное и разочарованное отношение к жизни Онегина и восторженность, свойственную романтикам, Ленского. Важно сравнить условия их формирования: одного - в России, в высшем свете, другого - в Германии, в Геттингенском университете, в центре немецкой романтической философии. Онегин был проницателен, давал точные характеристики людям, Ленский совершенно не разбирался в жизни. Так, Онегин сразу увидел разницу между Ольгой и Татьяной, отдав предпочтение старшей сестре, Ленский же был пленен простодушным пасторальным образом Ольги, всецело повторявшей типичные черты уездных барышень с их ограниченными интересами. Между тем очень многое влекло друг к другу молодых людей, и эту общность тоже можно отметить - интеллектуализм, разносторонние духовные интересы.

Как объяснить, что Владимира Ленского часто считают романтическим героем? Как это опровергнуть, если такое утверждение неверно?

Те, кто утверждают, что Владимир Ленский - романтический герой, обычно смешивают два понятия: романтик и романтический герой. Ленский - поэт-романтик, который формировался под влиянием немецкого романтизма, "поклонник Канта", он пел "нечто и туманну даль" и т. д. Ленский был романтиком в жизни. Однако Пушкин в изображении Ленского руководствовался реалистическим подходом, правдиво отразил его характер, увлечения, направления в развитии его как личности и поэта, обстоятельства его гибели, возможные перспективы судьбы. Некоторая добродушная ирония в адрес своего героя также свидетельствует о реалистической оценке образа в контексте духовной жизни первой четверти XIX века. Итак, образ Ленского - это реалистическое изображение Поэта-романтика.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к теме «Реализм» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"? А. Поместное дворянство Б. Барская Москва В. Губернское чиновничество Г. Высший свет Петербурга Д. Крепостное крестьянство Е. Разночинная интеллигенция 2. О ком из героев романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" А. И. Герцен сказал: "Он никогда не становится на сторону правительства", но "никогда не способен встать на сторону народа"? А. Ленский Б. Онегин В. Отец Ларин Г. Муж Татьяны Лариной 3. О ком из персонажей романа "Евгений Онегин" А.
    Мнение Герцена о том, что Владимир Ленский представил собой отрадное явление, но был убит за дело, а иначе не смог бы остаться благородным, прекрасным явлением, достаточно глубока. Сам поэт, пытаясь обрисовать возможную будущую судьбу Ленского, указывает возможный вариант его развития - превращение в доброго патриархального хозяина с доброй же, гостеприимной и глупой женой (Ольгой). Ленский был слишком оторван от жизни и слишком плохо понимал людей, чтобы быть действительным талантом, все
    Повествовательная часть романа построена по четкому и стройному плану. Первая и вторая главы - широко развернутая экспозиция: автор знакомит нас с главными героями своего романа, дает им характеристику на фоне быта: в первой главе - Онегину, во второй - Ленскому и семье Лариных). Завязка основной сюжетной линии (последовательного ряда событий) - письмо Татьяны к Онегину, приведенное к третьей главе. В четвертой главе кульминационный момент (точка наивысшего напряжения действия) в сюжетной
    Пафос (ог греч. pathos - страдание, воодушевление, страсть) - яркое эмоциональное выражение главной мысли произведения. Известный русский критик В. Г. Белинский рассматривал пафос как "идею-страсть", которую художник "созерцает... не рассудком, не чувством... но всею полнотою и целостью своего нравственною бытия". Пафос Художественного Произведения - вдохновение, переживание душевного подъема, вызванное определенной идеей, событием или картиной. Пафос - это своеобразная "душа произведения".
    Идея Произведения - основная мысль произведения, выраженная посредством художественных образов. Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены. Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или героев-резонеров), такая идея называется тенденцией. Идеи могут быть истинными и ложными, прогрессивными и консервативными, революционными и реакционными. По словам Н. Чернышевского, истинная идея "приучает отвращаться от всего пошлого,
    Жанр произведения - сентиментальный роман. Жанровый подзаголовок - "Из воспоминаний мечтателя". Композиционно состоит из четырех новелл, рассказывающих о четырех романтических ночах из жизни главного героя. Эти лучшие ночи в его жизни заканчиваются с наступлением хмурого дождливого утра. Завязка действия - бесцельное блуждание главного героя по Петербургу и почти детективный сюжет, связанный со знакомством с Настенькой. Действие получает дальнейшее развитие, в котором раскрывается история Настеньки (так зовут девушку). Читатель находится в напряжении до самого
    1. Где происходит действие пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Провинциальный город Б. Петербург В. Москва 2. Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Кудряш Б. Калиныч В. Тихон Г. Варвара 3. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Социальный Б. Семейно-бытовой В. Психологический Г. Идеологический 4. Какого героя можно охарактеризовать, используя слова "деспотизм", "грубость", "невежество", "произвол", "самодурство"? А. Борис Б. Кабаниха В. Дикой Г. Феклуша 5. К характеристике какого персонажа применимы слова "ханжество", "лицемерие", "домостроевщина", "суеверность", "тирания"? А. Дикой Б.

ВОПРОС 7: Реалистическое направление в литературе XIX в.: появление термина «реализм», тип героя, характеристика направления, писатели-реалисты.

Реалиизм - направление, последовавшее за эпохой Романтизма и предшествующее Символизму, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).

Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В расхожем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии - картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

Реализм XIX в. – особый этап в развитии реалистической эстетики в целом, даже вершина. Главные постулаты – широкий охват действительности, ориентация на правду жизни в искусстве, достоверность характеров – получают обоснование и соотносятся с требованиями времени и современным менталитетом, «расширяются» и обосновываются.

Реалисты не отталкиваются от современной действительности, а стремятся понять, проанализировать, буквально научно познать её. Реалисты обращаются именно к объективной действительности, «вписывая» человека в современные и реальные обстоятельства, они остаются внутри «наличного бытия». Таким образом, реализм предполагает социально-историческую детерминированность изображаемых событий и характеров.

В этом смысле реалистический метод обнаруживает родство с наукой – он опирается на факты реальности, накапливает и систематизирует их (в литературе это быто- и нравоописание), исследование мира и человека строится на основе анализа и синтеза явлений жизни. Реализм стремится устанавливать связи, представлять взаимодействие «причин и следствий» (терминология Бальзака), прослеживать действие законов бытия.

Основная категория реалистической эстетики – категория типизации. Реалисты понимают характер как результат определённой эпохи, социальной среды, воспитания – то есть как частное «следствие» целогоиряда внешних «причин» общего порядка. Цель главного жанра эпохи – романа – исследование жизни и социальных типов, считает Бальзак. Но социум неоднозначен, человеческие характеры имеют «бесконечное множество оттенков». Если Стендаль, например, в ранних романах представляет «центростремительный» тип анализа (он сосредоточен на герое, личности, «приподнятой» над миром), то Бальзак или Флобер рисуют героя, вступающего в компромисс со средой или полностью «поглощенного» житейской прозой, становящегося частью «вещного»

Характеры реализма существуют в развитии (понятие эволюции характера), что выходит на первый план в самой продуктивной романной форме – «романе воспитания» («истории молодого человека»).

Реализм связывается с саморазвитием не только характера, но и действия, сюжета, вплоть до принципа авторского «невмешательства» (Флобер, Теккерей). Раньше реалистический метод сложился во Франции (и теория, и практика); наиболее противоречиво и трудно, причём значительно

позднее метод реализма оформлялся в Германии.

Ведущими формами эпохи становятся прозаические жанры (роман; рассказ/новелла), но продолжают развиваться и поэзия (поэма, лирика) и драма (историческая; «лёгкие» жанры; синтетические формы – музыкальные драмы Вагнера). Во всех упомянутых странах в процессе развития реализма явно

Какие признаки реализма вы можете назвать?

Среди черт реализма — правдивое изо­бражение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических геро­ев в типических обстоятельствах (в то вре­мя как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятель­ствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внеш­ности, темпераменту, умственным и нрав­ственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими чертами харак­тера (система взглядов на мир). Общее проявляется через индивидуальное в ге­рое произведения. Обобщение черт мно­гих людей в образе одного человека со­ставляет литературный тип. Личность человека раскрывается в ее развитии. Примером тому служит развитие образа Онегина, подробно проанализированное выше. Иногда развитие осуществляется противоречиво, что объясняется не столь­ко противоречиями внутри духовного ми­ра героя, а противоречиями самой дейст­вительности. Писатели-реалисты не толь­ко прослеживают влияние среды на формирование мировоззрения и характе­ра человека, но и влияние личности на окружение, на создание самой среды. Конфликт в реалистическом произведе­нии очень часто выражается в конфликте между отдельной личностью и обществом, например в «Горе от ума» Грибоедова про­исходит идейно-нравственное столкнове­ние Чацкого и фамусовского общества. При создании образа литературного героя писатели-реалисты выступают как психо­логи, глубоко проникая во внутренний мир человека, мотивируя его поведение психологически. Некоторые исследовате­ли теории литературы выдвигают в каче­стве одного из реалистических принципов энциклопедизм, т. е. всестороннее рас­смотрение предмета или явления.

Почему можно утверждать, что каждое лите­ратурное направление стремится отразить правду жизни?

И классицисты, и сентименталисты, и романтики стремятся изображать жизнь правдиво, естественно, рисовать реальные ситуации, происходящие в жизни. Одна­ко у них другой метод подхода к отбору и изображению жизненных фактов, нежели у писателей реалистического направле­ния. Они объясняют изображаемые фак­ты со своих эстетических позиций (пре­обладание долга над чувством, культ чув­ства, противоречие между мечтой и дейст­вительностью и т. д.). Эти писатели созда­вали прекрасные произведения, которые можно назвать великими. Реалистиче­ские произведения, в отличие от них, ха­рактеризуются стремлением, как было уже сказано, всесторонне охватить жизнь и постичь личность героя и его поступки путем анализа его взаимодействия с окру­жающим миром.

Что привлекает вас в героях реалистических произведений?

Это зависит не только от реализма как метода постижения писателем действи­тельности и создания реалистических ха­рактеров, а от художественного мастер­ства, владения приемами исследования этих характеров. Привлекает яркость ге­роев, их жизненность, богатый нравствен­ный потенциал, раскрываемый постепенно при жизни разных поколений читателей. Реалистические герои романа «Евгений Онегин» заставляют задуматься над тем, как сохранить и преумножить свои луч­шие личностные свойства в неблагоприят­ной окружающей среде, которая формиру­ет иные, эгоистические, взгляды на жизнь, в отношении к людям.

Может ли сказка быть реалистическим произ­ведением?

Вопрос требует неоднозначного ответа. Обратимся к рассуждениям одного из ве­дущих современных специалистов в об­ласти сказковедения профессора Т. В. Зу­евой: «Содержание сказки не вписано в реальное пространство и время, однако они сохраняют жизненное правдоподобие, наполняясь правдивыми бытовыми дета­лями. Развлекательный характер не про­тиворечит идейной устремленности сказ­ки — выражению сочувствия беззащит­ным и невинно гонимым <…>. Реагируя на многие жизненные проблемы, сказки предлагали их справедливое, но утопиче­ское разрешение. Сюжет сказки мог фило­софски восприниматься в качестве мета­форы реальных человеческих отноше­ний, находил бесконечные жизненные аналогии <…>. В основе сказки всегда ле­жит антитеза между мечтой и действи­тельностью, которая получает полное, но утопическое разрешение».




Top