Интегративный театр. «Отдаленная близость»: особый театр, особые актеры

Интегративный театр как метод волонтерской деятельности

(из опыта работы педагогов

Центра анимационного творчества «Перспектива», г. Ярославль)

Стратилатова Е.Г. (педагог дополнительного образования высшей категории)

«Если душа человека ждет чуда - подари ему это чудо!

И новой будет душа у него, и новая - у тебя!..»

Волонтерство как социальное явление - это древняя традиция многих цивилизаций и народов, отражающая мысль о том, что в любом обществе есть люди, которые нуждаются в помощи, и люди, которые готовы помочь. В каждой отдельной стране масштабы добровольческой деятельности, уровень ее развития и поддержки зависят от исторических, социальных, культурных, политических и экономических факторов.

В России всегда существовали традиции поддержки образования, науки, искусства, связанные с религиозными тенденциями, с особенностями менталитета и национального характера. Возрождение благотворительных традиций в нашей стране наметилось еще в конце прошлого столетия. Последние исторические события показывают, что идет активное возрождение волонтерской деятельности.

Волонтерство - это широкий круг деятельности, основу которой составляет социально-значимая дея­тельность, направленная на решение тех или иных проблем современного общества. Видов добровольческой ак­тивности множество, одно остается неизменным - бескорыстие и го­рячее желание помочь.

Существует несколько видов до­бровольческой деятельности:

Оказание помощи людям, находя­щимся в тяжелой жизненной ситуа­ции (людям с ограниченными возмож­ностями здоровья, пожилым, людям без опреде­ленного места жительства и т.д.);

Занятия с детьми и молодежью (в интернатах с детьми ограниченных возможностей, в школах, детских садах, больницах);

Участие в реализации и развитии проектов, направленных на решение проблем местных сообществ;

Пропаганда идей здорового образа жизни, спорта; профилактика куре­ния, алкоголизма, употребления нар­котиков;

Защита дикой природы и борьба за улучшение экологии.

Педагогами и психологами Центра анимационного творчества «Перспектива» накоплен некоторый опыт работы по осуществлению волонтерской деятельности, возникший как ответ на социальный запрос. Надо сказать, что в нашем обществе все больше появляется детей с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональными нарушениями, проблемами в поведении. Сейчас уже общепризнанным является тот факт, что не количество знаний и умений по какому-либо предмету определяет успешность человека в социуме, а умение наладить и поддерживать взаимоотношения с окружающими людьми - в семье, на работе, с друзьями и т.п. Люди ценят открытость, отзывчивость, умение идти на компромисс, сохраняя при этом свой внутренний мир, умение отстаивать свое мнение. Всему этому человек учится на протяжении всей жизни - мы сталкиваемся с проблемами в любом возрасте. Но все начинается с детства и мы, взрослые, можем создать условия, при которых ребенок сможет найти в себе потенциал для решения жизненных трудностей, иногда кажется, что непреодолимых.

Уже на протяжении 8-ми лет ЦАТ «Перспектива» организует и проводитоткрытый международный кинофестиваль«Ты не один». Цель кинофестиваля – создание условий для адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную среду средствами кино и анимации. В нем могут принять участие как дети - авторы фильмов, находящимися в трудной жизненной ситуации, и люди с ограниченными возможностями здоровья; а так же другие участники – авторы фильмов, рассказывающих о детях и взрослых из вышеупомянутой группы. Очень многим людям этот фестиваль дает возможность диалога: одни рассказывают о сложностях, с которыми сталкиваются в жизни, ограничениях, своем внутреннем мире, мечтах; а другие, здоровые дети, учатся лучше понимать и принимать их, прислушиваться и сопереживать, оказывать посильную помощь, дружить. Это сотрудничество, общение идет на пользу всем, сближает и учит доброте, человечности, бескорыстию. Многие ребята, принявшие участие в фестивале, делают первые шаги в волонтерском движении уже осознанно.

В 2001 году в центре был создан коллективный авторский проект «Волшебное путешествие», или «Интегративные психотехнологии в работе с детьми 6-12 лет» (педагог-психолог Кузнецова Ю.О., педагог дополнительного образования Стратилатова Е.Г.). В него вошли такие программы для детей и взрослых как «Волшебное путешествие», «Рисуем сказку», «Слушание игрой», «Телесное ориентирование», «Интегративный театр» и курс лекций для родителей и педагогов «Сознательное родительство», «Общение без подавления», «Интегративные психотехнологии в работе с детьми». Проект послужил отправной точкой для создания программ и сказочных сценариев в данном направлении. Как показала практика, сценарии сказок для интегративного театра, (и технологии, которые в них включены), применимы не только в образовательной и воспитательной деятельности центра. Они хорошо подходят для волонтерского направления, т. е. выхода в лечебные учреждения, интернаты, детские дома, в которых дети нуждаются не только в помощи врачей, но и в простом человеческом общении, эмоциональной поддержке, разнообразии впечатлений, участии в игре, интересном действии.

Дети, которые долгое время находятся в лечебных учреждениях, - тревожные, замкнутые, - испытывают большие сложности в простом общении с людьми, и даже друг с другом. Растопить этот лед, снизить уровень недоверия может помочь интегративный спектакль-сказка. Психологи, применяющие этот метод на практике, отмечают, что при условии правильного проведения могут быть сняты эмоциональные блоки, присутствующие в поведении таких ребят. Мы не можем утверждать, что проведение интегративных сказок с детьми имеет такой яркий резонанс, так как в нашем исполнении это носит эпизодический характер, но о том, что они положительно влияют на общий эмоциональный фон и настроение детей, мы можем говорить, основываясь на отзывах родителей и врачей, предложениях о долговременном сотрудничестве.

Есть некоторые особенности, на которые следует обратить внимание при проведении интегративных спектаклей в лечебных или других учреждениях с детьми, имеющими особенности здоровья.

    Необходимо предварительное согласование, собеседование с сотрудниками учреждения, в котором планируется проведение спектакля. Ведущий должен иметь определенный опыт проведения и хорошо представлять себе особенности поведения детей. Также необходимо если не непосредственное участие сотрудников и родителей (опекунов, воспитателей) детей, то хотя бы их физическое присутствие.

    Группа детей не должна превышать 10-15 человек, а в некоторых случаях - не более 6-8-ми. Лучше провести несколько спектаклей для разных групп.

    Волонтерами, помогающими ведущему в проведении спектакля, должны быть взрослые, в присутствии которых дети чувствуют себя более уверенно (особенно это относится к аутистам) - это сотрудники (врачи или воспитатели), родители, члены семьи или близкие к ней люди. Либо это коллеги, знакомые, студенты педагогических и медицинских колледжей, вузов, старшеклассники. В нашей практике были разные составы волонтеров, включающие все эти варианты, в зависимости от контингента группы. Самое главное, чтобы люди искренне и бескорыстно хотели помочь и доставить радость детям.

    При выборе спектакля нужно отталкиваться от самих детей, каждый раз немного видоизменять канву сюжета, подбирая техники и задания под особенности и возможности детей. Спектакли, которые проходят по одной сказке, но с разными детьми, могут быть очень не похожи друг на друга. Также можно упрощать или усложнять их по ходу действия, чтобы не возникало переутомления или скуки.

По подготовке к спектаклю можно выделить два подхода:

С долговременной подготовкой;

Без предварительной подготовки (спонтанный).

Различаются они тем, что в случае долговременной подготовки воспитатели или родители детей заранее знакомят со сказкой, проводят беседы по ней; вместе с ними придумывают и рисуют декорации, некоторые атрибуты костюмов, и т.п. В таком случае дети могут исполнять и некоторые вспомогательные роли, помогая взрослым, «настраиваются» на сюжет заранее и даже предлагают что-то свое (танец, песенку, игру). В процессе возникает лучший контакт между участниками, творческое коллективное взаимодействие. Очевидно, что этот способ более эффективен с замкнутыми детьми, или с задержкой психического развития, особенно когда речь идет о сложной по сюжету сказке – «Щелкунчик», например, или «Снежная королева».

Но он не всегда реализуем, и тогда на помощь приходит вариант, не требующий таких временных затрат – тогда волонтеры-энтузиасты приходят и «проигрывают» сказку вместе с детьми сразу, не подготавливая их к ней заранее. Для того, чтобы это сделать, надо только согласовать условия проведения, провести репетицию со взрослыми-участниками и запастись атрибутами к сказке самим. Для такой формы лучше выбрать более простой и доступный сюжет – например, «Дюймовочка». Это сказка, которая сама воспринимается как праздник – такая она яркая, понятная детям в любом возрасте, близкая к природе, оставляющая ощущение радости бытия. Для того, чтобы не нарушать образ маленькой героини, в ней используются куколки небольшого размера (Дюймовочка и Эльф), а остальные персонажи проигрываются взрослыми и детьми. У нас на эту сказку пришли не только больные дети, но и их младшие братья и сестры с родителями, и все восприняли ее очень хорошо.

В багаже нашего театра имеются такие сказки, как «Золушка», «Синяя птица», «Щелкунчик», «Серебряное копытце», «Маугли», «Снежная королева», «Алиса в Зазеркалье», «Дюймовочка».

В дальнейшем мы планируем продолжать подобную практику проведения спектаклей по мере своих сил и возможностей, и уверены, что количество желающих принять участие в них будет только увеличиваться, так как мир наш полон добрых и отзывчивых людей, а детские улыбки согревают душу.

Литература

    Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Л.П.Петровской-2-е изд.– М:Прогресс, 1993.

    Практикум по сказкотерапии/Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева/.-СПб.: ООО «Речь», 2000.

    Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2002.

    Стратилатова Е.Г. Шкатулка сказок. – Ярославль, Перспектива, 2014г.

    История добровольного служения в России – (Электронный ресурс)

    Кудринская Л.А. Социологические исследования, Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика. 2006. - №5. – с. 15-22. – Библиогр.

Перечень дополнительных общеобразовательных программ
и платных дополнительных образовательных услуг, реализующихся
в 2016-2017 гг.

Занятия проводят педагоги дополнительного образования: Попова Наталья Тимофеевна, Егорова Вера Анатольевна.

Образовательные услуги на бюджетной основе
1. «Азбука пластического выражения. Коррекционно-развивающие занятия», возраст 10-18 лет, срок реализации - 2 года, социально-педагогическая направленность, базовый уровень.
2. «Интегрированная театральная студия «Круг I» (базовый уровень), педагог Попова Н.Т., возраст 10-18 лет, срок реализации - 2 года, социально-педагогическая направленность;
3. «Интегрированная театральная студия «Круг I» (углубленный уровень), педагог Попова Н.Т., возраст 12-18 лет, срок реализации - 3 года, социально-педагогическая направленность.
4. «Музыкальное развитие» (занятия в интегрированной группе), педагог Егорова В.А., возраст 8-18 лет, срок реализации - 3 года, социально-педагогическая направленность, базовый уровень.

Платные дополнительные образовательные услуги
1. «Творческая мастерская «Театральные проекты «Круг I», педагог Попова Н.Т.,
возраст от 18 лет, срок реализации - 1 год;
2. «Мастерская импровизации», педагог Попова Н.Т., возраст от 18 лет, срок реализации-
1 год;
3. «Мы играем и поем» (музыкально-ритмические игры для молодежи
с ограниченными возможностями здоровья), краткий и полный курсы, педагог Егорова В.А., возраст от 18 лет, срок реализации - 1 год.

В составе групп театральной студии «Круг-I» -- дети и молодежь (11-18 лет) с выраженными нарушения психофизического развития (ДЦП, аутизм, шизофрения, соматические, генетические заболевания и другие), а также дети из неполных и многодетных семей, ослабленного здоровья, имеющие психотравматический опыт.

Цель образовательной программы: развитие личности в процессе творческой деятельности в театральном коллективе; создание современных, красивых спектаклей; содействие формированию положительного образа человека с инвалидностью в культуре.
Деятельность интегрированной театральной студии направлена на решение реабилитационных, образовательных и эстетических задач. Она включает в себя следующие виды занятий:
Коррекционно-развивающие упражнения
Освоение языка аутокоммуникации
Сценическое движение
Сценическая речь
Актерское мастерство
«Азбука импровизации»
Танцевальная импровизация
Развитие зрительного и других видов восприятия
Освоение основ динамической композиции в коллективной импровизации
Знакомство с историей театра
Хор
Вокальные тренинги
Музыкальная импровизация

Отличительными особенностями программы являются: наличие коррекционно-формирующего аспекта педагогической деятельности -- направленность на коррекцию сенсомоторного уровня как базового уровня развития высших психических функций; использование музыкально-пластического импровизационного языка (язык движения и звучания тела -- «язык, понятный для всех», его использование как средства создания сценического образа позволяет объединить в театральном действии актеров разного уровня психофизического развития -- создать условия для их интеграции; деятельностный подход к обучению, развитию, воспитанию: участники театральной студии в процессе обучения оказываются вовлеченными в созидательную деятельность, позволяющую им, с одной стороны, выступать в качестве исполнителя, а с другой -- автора-творца, что требует от них самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления.

Программа позволяет объединить в театральном действии актеров разного уровня психофизического развития - (создать условия для их интеграции); использование приемов различных культурно-исторических форм (видов и жанров) театра для развития театральной деятельности обучающихся; формирование рефлексивного типа поведения у обучающихся, независимо от уровня их психофизического развития, при этом рефлексия понимается как такой показатель развития личности, который проявляется в умении интегрировать жизненный опыт, дать целостный и эстетический отклик на жизненное или сценическое событие, а также в умении к нему отнестись.

ИТС "Круг-I" выступает на театральных площадках г. Москвы, других городов, является участником различных российских и международных фестивалей, в том числе: Международный фестиваль «Солнечная волна» (Киев, 2003), Международный фестиваль «Непротоптанная тропа» (Люблин, Польша, 2006, 2010); Международная Биеннале театров с участием людей с инвалидностью (Лодзь, Польша, 2008); Фестиваль особых театров «Капаситарте» (Альмерия, Испания, 2008); Первый московский фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны» (Москва, 2010); в рамках мероприятий перекрестного года «Франция - Россия 2010» спектакль «Взгляд» был представлен в Париже на сцене театра Les Chapiteaux Turbulents.

Постановки
«Король-Олень» - спектакль по пьесе К. Гоцци, 1996 г.
«Лодка» - фольклорный спектакль, 1997 г.
«Бродячий театр» - проект, 2002-2003 гг.
«Концертная мозаика» - концертная программа, 2005 г.
«Волшебная флейта» - музыкальный спектакль по мотивам оперы В.А. Моцарта, 2001-2006 гг.
«Перфоманс в музейном пространстве» -- совместный проект с ГТГ на Крымском Валу. Цель проекта - сделать музейное пространство доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот образовательный проект проводится в виде интерактивных экскурсий - перформансов, с 2007 г. - по настоящее время.
«Есть ли индивидуальность у мух?» -- спектакль-размышление, составленный по этюдам и импровизациям участников театральной студии, 2007-2009 гг.
«Взгляд» - музыкально-пластический спектакль, 2009-2012гг.
В настоящее время ведется работа над спектаклями "Уроки иностранных языков", "В мире животных", "Слеш".

«Детский театр» - Кукольный театр - особая игровая форма взаимодействия ребёнка и взрослого. Смешанный тип театра -взросло-детское сообщество жизнеспособный вид театрализованной деятельности детей и взрослых. Виды и типы театров: Тема: Игра и театр. Консультация для родителей. В детском саду возможны два вида театра: кукольный и драматический.

«Русский драматический театр» - В театре холодно, зрители, в основном женщины, сидят в пальто, в телогрейках, в валенках. Расширяется география гастрольных поездок театра. Гордость Русского Драматического Театра … С первых выходов актер зарекомендовал себя как социальный герой. Лосева Наталия Сергеевна -. РАЗВИТИЕ ТЕАТРА В 50-80-е ГОДЫ …

«Педагогические технологии обучения» - Задачи. Иерархический ряд различных технологий. Политические и социальные. В.А. Пятин, И.Я. Яцукова. Компонентный анализ парадигм. Сущность и основные аспекты понятия «педагогическая технология». «Образование - преподавание» «образование - созидание». Историческая справка Этапы развития понятия «технология» в образовании.

«Новейшие педагогические технологии» - Основные направления инновационных преобразований в педагогике: Признаки педагогической технологии: Свойства педагогической технологии. Педагогические технологии. Построенный педагогический процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей. Проект технологии учебно-воспитательной деятельности.

«Психолого-педагогическое сопровождение» - Дети (коррекционная развивающая работа). Воспитатели (круглые столы, семинары, консультации). Родители (Клуб для родителей «Искорка». Психолого-педагогическое сопровождение деятельности МДОУ по духовно-нравственному воспитанию. Организация и проведение развивающей и коррекционной работы с детьми. Оказание помощи педагогам воспитателям в аттестации.

«День театра» - Не заступи лишь за кулисы правды И не оглохни от аплодисментов. Не верьте в жизни, но на сцене – верьте В счастливую усмешку эпилога. Знакомство с театром. Сцена, спроектированная под максимальное использование декораций, обычно обрамлена порталом. 27 марта – всемирный День театра. Начинают возникать оперные театры.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ФАКЕЛ» РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА КОЛЬЦОВО

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Интегративный театр как средство социализации и реабилитации детей с особенностями развития»

Алефтина Павловна Тихонова

Кольцово–2009

Аннотация проекта

Проект реализуется МОУ ДОД ЦДТ «Факел» р. п. Кольцово в рамках работы интегративного театра детей-инвалидов «Кольцобинчик». Ведущая идея проекта – сделать жизнь детей-инвалидов не выживанием, а развитием. Целью же является социальная адаптация детей с особенностями развития средствами интегративного театрального искусства, формирование у общества адекватного отношения к людям с особенностями развития.

Идея реализации данного проекта возникла из-за той политической и социальной ситуации, которая сложилась в нашем обществе, поэтому положительные результаты реализации данного проекта имеют для общества может быть гораздо большее значение, чем для самих детей-инвалидов. Миссия детей-инвалидов на Земле – сделать этот мир добрее, и реализацией данного проекта автор вносит свой скромный вклад в великое дело гуманизации общества. Суть данного проекта состоит в подготовке детей-инвалидов к жизни в обществе через их занятия театральным искусством, знакомство общества с самобытным искусством инвалидов через участие театра «Кольцобинчик» в концертных программах и фестивалях, не ориентированных на инвалидов, через совместные постановочные номера. В результате реализации данного проекта дети-инвалиды не должны вырасти «социальными инвалидами», а общество должно быть готовым принять их.

Постановка проблемы

Проблема включения в микросоциальную среду людей с особенностями развития , как показывает мировой опыт, является общечеловеческой. Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Следствием ориентации общества и Государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческих ориентаций. Тем не менее, проблемы социальной адаптации и реабилитации, в виду их актуальности, широко и разносторонне разрабатываются, в основном специалистами-дефектологами и социальными работниками.

Во все времена и у всех народов в качестве «средства исцеления» различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и ритуалы, мистерии и многое другое. Современные психологи и дефектологи все чаще используют арт-терапию как естественный и бережный метод исцеления и развития души и тела через художественное творчество. Многолетний опыт автора проекта по работе с детьми-инвалидами показал, что одним из самых эффективных способов социальной адаптации является интегративный театр. Под интеграцией здесь понимается совместное творчество детей-инвалидов и здоровых детей и взрослых. Кроме того, интегративный театр оказался и эффективным средством реабилитации, в том числе и медицинской. Ховард Бутен, писатель, врач, психиатр , всемирно известный клоун Буффо, один из руководителей французского интегративного театра «Турбулес» сказал: «Результаты столь поразительны, что через несколько лет занятий детей-инвалидов в таком театре, родители вообще начинают сомневаться, а правильно ли поставлен диагноз, был ли ребенок болен».

Совместное творчество дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и пси­хическим недостаткам, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с особенностями развития совместное творчество ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

Осенью 2001 и 2004 годов в Москве прошли I и II Всероссийские фестивали «Особых» театров России. («Особых» - значит с участием людей с особенностями развития). Эти фестивали показали, что движением «Особых» театров в нашей стране в основном охвачены дети-инвалиды интернатов и специализированных школ , а так называемые «домашние», «неорганизованные» дети-инвалиды находятся в социальной изоляции , что также является насущной проблемой.

Реализация проекта «Интегративный театр как средство социализации и реабилитации людей с особенностями развития» позволяет решить подобные проблемы. Актуальность подобной работы (организации интегративного театра) в рамках населенного пункта была обусловлена с одной стороны потребностью в ней со стороны семей с детьми-инвалидами, с другой стороны отсутствием на территории поселка специализированных учреждений для работы с детьми-инвалидами. Проект ориентирован, в основном, на работу с детьми-инвалидами, не посещающими учреждения общего образования, т. к. дети, посещающие школы, как правило, с большим трудом осваивают основные образовательные программы . Все их усилия в основном направлены на учебу и лечение, и уже не остается сил и времени на дополнительное образование. Для «неорганизованных» детей творческая работа – единственный способ реализовать себя.

В качестве отличительных особенностей данного проекта можно отметить следующие аспекты:

· Включение театральной деятельности (из опыта работы) в систему работы с детьми-инвалидами в рамках Новосибирской области ;

· Направленность деятельности интегративного театра на работу с общественностью;

· Объединение в театральном коллективе детей-инвалидов с различными диагнозами без ограничений по возрасту и здоровых детей и взрослых (родственники детей-инвалидов, профессиональные и любительские театральные коллективы, танцевальные коллективы, творческие группы, воспитанники Воскресной школы и т. п.);

· Адаптация театрального репертуара для постановок коллектива детей-инвалидов, а также авторские разработки сценариев и участие обучающихся в разработке сценариев;

В декабре 2007 года – «Кольцобинчик» - победитель в номинации «актерское мастерство» на XI Омском фестивале творчества детей с ограниченными возможностями «Преодоление».

В мае 2008 года – финалист VII международного театрального фестиваля «Непротоптана стежина» г. Львов (Украина).

В августе 2008 года театр «Кольцобинчик» представлял Новосибирскую область на Всероссийском фестивале «Вместе мы сможем больше», посвященном 20-летию Всероссийского общества инвалидов (г. Москва).

В октябре 2008 года театр «Кольцобинчик» награжден дипломом «За подвиг служения театру» экспериментального фестиваля мини и моно спектаклей «Малая Академия – 8» (г. Новосибирск).

В ноябре 2008 года – лауреат районного фестиваля детского творчества «Творение души и рук моих» и лауреат 15-го Городского фестиваля детского творчества «Мы талантливы» (г. Новосибирск).

В декабре 2008 года – «Кольцобинчик» - лауреат II степени в номинации «театральное искусство» XII Омского фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями «Преодоление».

В 2007 году руководитель театра Алефтина Павловна Тихонова награждена дипломом III степени VII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям».

В 2007 году дети-инвалиды – артисты театра «Кольцобинчик» Скворцов Алексей, Семенов Михаил, Кирьянова Ольга, награждены именными премиями наукограда Кольцово за достижения в области культуры, Саша Литягин удостоен губернаторской стипендии детям-инвалидам, одаренным в области культуры и искусства, а Дима Тутов – стипендии благотворительного общественного фонда «Наш день». В 2008 году губернаторской стипендии одаренным детям-инвалидам удостоен Тутов Дима.

В среднем в течение года театр «Кольцобинчик» выступает от 15 до 20 раз.

За семь лет работы по предмету театр появились некоторые наработки. Каждая отдельно взятая тема урока имеет 2-3 варианта ее освоения, проработки, погружения в тему. Первые 3-4 года работы по предмету, темы были разработаны мной на определенную возрастную группу учащихся. Последние 3 года разрабатываю уроки и конструирую их так, чтобы предмет разговора и исследуемый материал был близок, доступен, интересен самой разнообразной аудитории. Практически, с таким уроком я в течение всей школьной рабочей недели прихожу во 2-й, 5-й, 7-й классы. Этот опыт считаю удачным.

1) Сама ситуация погружает меня в материал глубоко и всесторонне. Тема захватывает каждый раз с новым энтузиазмом. Мое трепетное горение безусловно передается аудитории. Интерес аудитории легче «подогреть».

2) Опыт каждого урока моментально, а не через год, переносится и отрабатывается на следующем уроке. (Результаты мобильно анализируются и корректируются).

3) Проигрывая тему с большим количеством детей, мы погружаемся в океан знаний, умений, наблюдений с учетом личного опыта каждого участника творческого процесса. Знакомясь с жизненным опытом ребят разных по возрасту, темпераменту, креативности, трудолюбия, настроя на предмет, тема, как «шкатулка» наполняется драгоценностями, становится привлекательной, значимой. Роль ученика на уроке приобретает ключевое значение. Каждый участник процесса - драгоценный камень «для шкатулки». Урок творится всеми вместе. Такой подход к уроку формирует у учащихся понимание нужности и ценности каждой личности в истории человечества в целом.

Готовясь к уроку интегративного предмета, я прорабатываю событийные моменты темы, без чего освоение материала затруднительно. Содержанием тема наполняется на каждом уроке заново. Движущей силой являются событийные моменты. Они включают в себя разные области знаний человека, различный опыт, проблематику, вариативность. Иногда «манком» для творчества является спрогнозированная ситуация «тупика».

Освоение тематического пространства, таким образом, дело увлекательное и продуктивное. Продукт нарабатывается в процессе преодоления и проживания событийности. Важнейшим фрагментом творческих наработок является анализ и обобщение трудностей: опасных моментов на пути постижения интегративности преподавания.

1) Педагогу и учащимся можно так увлечься ситцево-пестрым, многоплановым, разносторонним творением темы на уроке, что в результате урок может получиться «ни про что». Наши бесценные знания в виде салата с множеством ингредиентов в жизни ученикам не пригодятся.

2) Важно не рассуждать с учениками о ценности темы или иных знаний и умении, а истинно овладеть ими. Можно бесконечно много и красиво рассуждать о музыке, живописи, театре, литературе, науке, спорте, политике, можно написать по какому-нибудь поводу научный труд и быть вполне убедительным, но гораздо труднее взять в руки кисть и написать картину, сыграть на инструменте, сочинить считалку и т.д. Можно правильно и тонко понимать природу актерского искусства, но куда сложнее выйти на сцену, прожить маленький эпизод жизни персонажа литературного или драматургического произведения.

3) Интегративные предметы в общеобразовательном процессе - это особый взгляд на мир. Это другой способ постижения действительности. С этими особенностями необходимо знакомить родителей учащихся.

Рассуждая о некоторых собственных наработках, смею утверждать: преподавание интегративного предмета «Театр» в общеобразовательной школе - возможность соединить знания с развитием самой личности, ее душевным миром. Это путь постижения действительности.

Как оттенить тишину?

2-ой год занятий по программе, 2 урока в театральной мастерской.

У нас на занятии сегодня будут гости. Есть повод придумать новый урок. Новый, потому что моя программа по предмету «Театр» позволяет быть какой-нибудь теме почти спонтанно, без логики и ущерба для образовательной линии.

1. Этап. Погружение в предлагаемые обстоятельства.

Начинаю урок со знакомства ребят с гостями - педагогами из родных городов Челябинской области. «Что делают педагоги на работе? Какую продукцию они выпускают?» - спрошу я ребят. Учат, воспитывают, помогают и участвуют в организации и проведении разных добрых дел и т.д. Спрошу о других профессиях. Они перечислят много работ своих мам и пап. Наше общение начинает складываться. Теперь общению нужно придать продуктивность. И я смею ребят озадачить необычной профессией или делом, которым занимались отдельные люди в древности и занимаются теперь - это философия. Спрошу ребят, знают ли они, чем конкретно занимается философ, какую продукцию выпускает. Даю простейшее понятие. Философ - человек, который любит мудро относиться ко всему, что есть в окружающей нас жизни. Предлагаю на нашем сегодняшнем уроке стать мудрецами. Вручаю каждому нагрудный знак - изображение совы-птицы, символизирующей мудрость.

Важно отметить - изображение птицы у каждого должно быть непохожим на остальные (разное настроение, ситуации, в которых сова прорисована и т.д.).

С чего начать мудро мыслить? С попытки сосредоточиться на простейшей задаче. Раздаю карточки с разными рисунками. Необходимо за единицу условно взятого времени найти как можно больше отличий в рисунках. После выполнения упражнения объявляю тему для философствования. На мягком коврике собираю ребят и «пишу» с помощью карточек - букв алфавита предложение: как оттенить тишину.

2. Этап. Продуктивная деятельность.

Самым трудным для понимания является слово - оттенить. Разбираем слово по составу и придумываем другие слова с приставкой «от», объясняя себе их смысл. Отпрыгнуть (оказаться на другом месте, противоположном), отгладить (было помятое, не глаженое белье, одежда, а стало другим - приятным, аккуратным), оттаять (был лед, стала водичка) и т.д. Эти более понятные слова приближают нас к пониманию трудного слова. Традиционным моментом многих наших уроков является игра в Домашний театр. Сегодня с помощью героев пальчикового театра (медвежонка и ежика) рассказываю сказку С. Козлова «Как оттенить тишину». После представления обмен мнениями между мудрецами. Чтобы оттенить неподвижность - нужно двигаться, чтобы оттенить тишину - нужно петь, тараторить, кричать. Чтобы увидеть, услышать и понять про что-то одно, то нужно увидеть, услышать и осознать нечто другое, не такое как это, а отличающееся, даже противоположное. И это важная мудрая мысль, которую мы вместе с ребятами пытаемся осознать.

Проиграем и закрепим эту мысль на ряде упражнений.

1 упражнение: «Найди свою группу». Все мудрецы под музыку гуляют по площадке, придумывая, что можно делать в заданном настроении. Но, услышав сигнал (звон колокольчика, хлопок), делятся на две группы:

а) в одной мудрецы, одежда которых более темных оттенков, в другой - светлой;

б) в одной группе мудрецы, у кого дни рождения ближе к зиме, в другой - к лету, и т.д.

2 упражнение: «Отследи движение звука». Мудрецы закрывают глаза. Вытянутая правая рука будет следить за движением по площадке одного тихого звука, который воспроизведет один играющий с помощью любого музыкально звучащего или шумящего предмета или инструмента. В это время, левая рука будет следить за целым хором звуков, воспроизводимым другим играющим учеником, с помощью нескольких, например, металлических пластинок от металлофона. После упражнения мудрецы коротко анализируют результат. Что было предметом выделения, подчеркивания, усиления звучания. Ребята отмечают особенность второго упражнения: В нем несколько оттеночных пар: один - много, тихо - громко, глухой - звонкий.

3 упражнение: «Проиграй ситуацию». Даны обстоятельства. Отдых у водоема под палящим солнцем. Предлагаю сыграть ситуацию, которая может оттенить данные мной обстоятельства. Два других ученика попробуют сыграть другую пару обстоятельств: Шумный учебный класс. Все и все неугомонно двигаются и веселятся и нечто другое, оттеняющее эти обстоятельства.

4 упражнение: «На открытии выставки». Ребята делятся на 2-3 группы. Каждой дается набор открыток произведений живописи разных художников. Предлагается организовать выставку так, чтобы в теме выставки проявился оттеняющий элемент. Например, в теме «Портреты» -пожилые люди и детей, в теме «Пейзаж» - лето и зима и т.д.

5 упражнение: «Дорисуй». На большом листе ватмана нарисован красивый павлин. Но самую важную часть рисунка - хвост художник не раскрасил. Эта задача для мудрецов. Хвост должен быть яркий, переливающийся всеми цветами. Трудность заключается в том, чтобы каждый раз брать краску, оттеняющую предыдущую. Каждый мудрец пробует поработать с цветом. Так с голубым появится синий, с черным - красный цвет пера, с белым - коричневый и т.д. По результатам упражнения мудрецы вновь обменяются своими ценными мыслями. Они приходят к мудрому осознанию проигранных, предлагаемых обстоятельств. То, что хочешь понять, постигнуть, оценить, оттенить, необходимо поставить рядом, приблизить друг к другу. Ведь все цветовое многообразие существует в нашем мире в единстве.

3. Этап. Кульминационный момент урока

Каждую минуту в нашей разнообразной и цветной жизни можно найти повод для тех, кто любит мудрствовать. «Легко ли быть мудрецами» - спрошу я ребят. Ответы будут разные: трудно, не очень, легко.

4. Этап. Урок в большой мир.

Каждый мудрец собирает свои ценные мысли не для того, чтобы толстеть или богатеть, а чтобы делиться ими с другими. У мудрецов Древней Греции это получалось здорово, ведь они в совершенстве владели ораторским искусством. Я коротко рассказываю историю великого Демосфена, который тренировал свою речь с помощью камешков. А нам можно тренироваться с помощью бобов. Летом использовать прямо с грядки, а зимой сушеные. Предлагаю речевое упражнение. С помощью камешков - бобов проговорить любимые чисто говорки в трех темпо-ритмах: медленно, быстро, очень быстро.

В заключительной части урока я еще раз хочу подчеркнуть единство и многообразие противоположностей в окружающем нас мире. Я беру в руки глобус. Обращение к глобусу на уроках театра является моментом традиционным. Акцентирую внимание мудрецов на форме нашей единой для всех земли - форме шара - универсума единства и одновременно разнообразии и яркости всех ее частей. Сегодня мы посмотрим, где находится страна Китай с древнейшей культурой и великой мудростью. У китайского народа есть любимый символ. Это инь и янь. Я показываю ребятам, как он выглядит. Они коротко обмениваются мудрыми мыслями, осмысливая, что это может значить. В едином круге мир противоположностей: черное оттеняет белое, день от ночи, добро от зла, легкое от трудного, мужское от женского и т.д. Здорово, что мы смогли понять, прочитать эти символы.

5. Этап. Формирование среды.

Стоит заметить, что тема для сегодняшнего урока не самая театральная и не самая лёгкая. Но постигать окружающую действительность и себя в ней дело увлекательное и главное, - востребованное нашими современными учениками.




Top