«Играем в театр». Краткосрочный проект театрализованной деятельности в ДОУ

Анастасия Лисина
Проект по театральной деятельности в ДОУ

В детском саду по ФГОС

Театр – это волшебный мир . Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов)

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории» . Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными : «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно .

Актуальность. В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте : «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности , в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Цель проекта : Приобщить детей к театральной культуре .

Задачи проекта :

1. Создать условия для развития творческой активности детей в .

2. Учить детей различным средствам импровизации.

3. Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах .

4. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых .

5. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности .

Участники проекта :

1. Воспитанники группы.

2. Воспитатели группы.

3. Родители детей группы.

Ожидаемые результаты :

1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.

2. Значительное расширение представлений детей о театральной культуре .

3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры .

Формы работы :

Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;

Организация совместных с родителями мероприятий;

Организация театральных вечеров (показ сказок и представлений) ;

Организация посещений культурных мероприятий (старшая группа) .

Формы работы с родителями :

1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.

2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.

3. Открытые показы занятий и театральных представлений .

4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.

5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

Основные этапы реализации проекта :

Предварительная работа

Изучение методической литературы.

Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.

Основная работа

Составление программы мероприятий по реализации задач проекта .

Заключительная работа

Проведение мониторинга исполнения задач проекта .

На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.

Предварительная работа :

Изучение методической литературы;

Организация предметно-развивающей среды.

Литература :

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. СанПиН.

3. Н. Ф Сорокина, Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра »; «Айрис - пресс» , Москва 2007 год.

4. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез» , 2008 год.

5. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез» , 2008 год.

6. Н. Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе », изд-во «Корифей» г. Волгоград.

7. И. П. Кошманская «Театр в детском саду » , г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс» .

8. Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий » , Москва, изд-во «Аркти» , 2007 год.

9. Н. В. Смирнова, В. К. Шалаева «Среда развития дошкольника : сущ-ность и структура» г. Иваново, 2009 год.

10. С. Н. Захарова «Праздники в детском саду» , «Владос» , 2001 год.

11. Н. В. Зарецкая, З. А. Роот «Праздники в детском саду» , Москва изд-во «Айрис-пресс» , 2001 год.

12. В. В. Гербова, М. А. Васильева, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез» , 2005 год.

13. Журналы «Дошкольное воспитание» , журналы «Ребёнок в детском саду» .

14. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.

Организация предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1. Мини – сцена с ширмой и микрофоном.

2. Куклы би-ба-бо.

3. Верховые куклы.

4. Куклы на гапите.

5. Плоскостные театры .

6. Фланелеграф.

7. Пальчиковые игрушки.

8. Театр резиновой игрушки .

9. Театр мягкой игрушки .

10. Театр кружек .

11. Театр марионеток .

12. Круглая настольная сцена.

14. Костюмерная с большим зеркалом.

15. Уголок ряжения.

16. Теневой театр .

17. Театр ложек .

18. Книги-раскладушки.

19. Конусные куклы.

20. Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, клавишные, духовые, струнные) .

21. Атрибуты для танцевальных импровизаций

Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения, образные упражнения;

Упражнения на развитие детской пластики;

Ритмические минутки;

Пальчиковый игротренинг;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

Театральные этюды ;

Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

Просмотр кукольных спектаклей.

Начиная работу по данной теме, изучили литературу по театральной деятельности дошкольников : задачи, средства, методы работы. Используя в системе обучения детей в ДОУ, мы постарались решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие

Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности ;

Воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.) ;

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности ;

Развитие эмоций;

Воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие

Развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра , профессии людей, создающих спектакль) ;

Наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;

Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

Развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

Содействие развитию монологической и диалогической речи;

обогащение словаря : образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

Овладение выразительными средствами общения : словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;

Художественно-эстетическое развитие

Приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

Развитие воображения;

Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

Создание выразительного художественного образа;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей .

Физическое развитие

Согласование действий и сопровождающей их речи;

Умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

Выразительность исполнения основных видов движений;

Развитие общей и мелкой моторики : координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

В своей работе с детьми используем различные приемы : упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ; задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-превращения, образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки; пальчиковый игротренинг; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы; театральные этюды ; разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов; просмотр кукольных спектаклей.

Для выявления интересов детей в группах были сделаны выставки книг со сказками, проведена викторина «В гостях у сказки» .

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Мною были пополнены театральные уголки в группах . Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок , кукол би-ба-бо.

В своей работе мы использовали разные виды театра :

1. Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

2. Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т. д.)

3. Театр ложек , верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой , основами кукловождения.

4. Куклы-марионетки, куклы с «живой рукой

5. Люди-куклы и тростевые куклы.

Участвуя в праздниках в качестве ведущей, в роли сказочного персонажа, педагоги на собственном примере стараются показать детям, как интересно перевоплощение.

Дошкольное образование предполагает взаимодействие всех участников воспитательного процесса : детей, педагогов, родителей. Признание приоритета семейного воспитания требует таких отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством и доверительностью.

В своей работе по театрализованной деятельности я активно привлекаю родителей и других членов семей воспитанников, так как считаю это сотрудничество необходимым и эффективным в воспитании и образовании детей.

Родители принимают активное участие в создании развивающей среды для своих детей. Поставив перед собой задачу – заинтересовать родителей в создании развивающей театрализованной среды , педагоги доу предлагают им помочь в пошиве костюмов для детей и взрослых, изготовлении различных атрибутов, головных уборов, декораций.

Знакомство родителей с разными видами театров , рассказ из чего и как можно их изготовить для детского сада и для дома на консультациях, ширмах-передвижках («Что такое театр » , «Первые шаги к сцене» ). Родители активно помогают во всём, благодаря чему в каждой группах и в музыкальном зале имеется всё необходимое для театрализованной деятельности .

Практически в каждом мероприятии (будь то праздник, досуг или развлечение) роли некоторых персонажей исполняют родители или дети старших групп. Мы практикуем постановки спектаклей, как силами взрослых, так и совместно с детьми. Подготовка к спектаклям всегда проходит весело, на эмоциональном подъёме. Это нас сплачивает, родители и педагоги полны оптимизма, заинтересованности, дети получают от процесса колоссальное удовольствие. Просмотр таких постановок и участие в них даёт детям возможность в полном объёме перенимать опыт взрослых. Это позволяет эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.

Результаты проделанной работы :

Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Проявляют интерес, желание к театральному искусству .

Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров , пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Установлен тесный контакт с родителями.

Занимаясь с детьми театром , я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности , дети смогли использовать в повседневной жизни.

Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостную, непринужденную обстановку в группе. Занимаясь с детьми театром , педагог ставит перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Очень важно, чтобы у детей сформировалось собственное отношение к поступкам людей, умение одобрять одни действия и осуждать противоположные. Для этого мы использовали методику «Моральные пьески» , которые построены по единой схеме : ребёнок-обидчик нарушает права другого ребёнка-жертвы. Третий участник – защитник восстанавливает справедливость. Тематика таких пьесок была достаточно разнообразной : «Чужой кубик» , «Качели» , «Испорченный рисунок» , «Упавшая тарелка» , «Камешек в туфельке» и т. д. Воспитатель проигрывал пьесу при помощи кукол-персонажей, а дети затем давали свою оценку поступкам героев.

Использовались различные игровые упражнений («Ласковое имя» , «Улыбнись другу» , «Похвали товарища» и пр., обсуждение проблемных ситуаций («Почему поссорились» , «Как помириться» , «Не смейся над бедой» , «Хочу помочь другу» , которые также способствуют формированию у детей социальных навыков.

Система работы по формированию доброжелательных отношений у детей разновозрастной группы в театрализованной игре включает в себя следующие виды деятельности детей продуктивная , художественно-эстетическая, театрализованная .

Был разработан план работы по формированию доброжелательных отношений у дошкольников в разновозрастной группе. Был подобран репертуар с учетом возрастов детей и национального компонента. Для детей использовались как хорошо знакомые им сказки, так и новые татарские сказки. В свободной деятельности детям также разрешалось использовать театральные атрибуты , что они с удовольствием и делали. В результате нашей работы можно было заменить, что дети меньше стали разделяться на микрогруппы по возрастам.

План включал в себя различные мероприятия : оформление театрального уголка совместно с детьми, беседа на тему «Театр » , дидактическая игра «Узнай сказку» , в которой дети по картинке узнают сказку, беседа на тему «Мой любимый герой сказки» , чтение сказки «бобовое зернышко» , беседа по ее содержанию, разгадывание загадок и ребусов по сказке, чтение и обыгрывание кукольного театра по татарской народной сказке «три сестры» (ч кыз,чтение сказки «Под грибом» , подготовка героев для театра на фланелеграфе , разыгрывание сказки на фланелеграфе.

Помимо всего перечисленного, велась работа с воспитателем по формированию у детей доброжелательных отношений с помощью театрализованной деятельности . Также детский сад участвовал в муниципальном конкурсе на лучшую театрализованную игру , где был отмечен жюри в номинации «лучший кукольный театр » Дети показывали татарскую народную сказку «Три сестры» .

Помимо запланированной деятельности , нельзя исключать и того, что и в свободной игре дети захотели использовать различные театрализованные игры . Для них мы приготовили наборы пальчиковых театров , магнитные театры репка и колобок . Используя их, дети могли совмещать героев из различных сказок и придумывать свои. Наблюдая за данной деятельностью детей , мы заметили, что, придумывая свои сказки, дети обыгрывают волнующие их проблемы морали, доброжелательности и гуманности. Например, такие как дружба между пандой и зайцем, или взаимопомощь мышки норушки и курочки - рябы. Хочется отметить, что здесь мы работаем еще и с национально региональным компонентом и воспитываем толерантность к людям разных национальностей. Мы даем понять детям, что нужно беречь свою этнокультуру, но при этом уважать и другие национальности, религии и конфессии.

Мероприятия по формированию доброжелательных отношений у дошкольников в театрализованной игре

Работа с детьми

Мероприятие Цель

Оформление театрального уголка Подготовить условия и детей. Психологическое сближение детей. Учить организовывать совместную деятельность старших и младших .

Беседа на тему : «Театр » Показ иллюстраций и фотографий. Приобщение детей к театру .

Игра «Узнай сказку» (по иллюстрациям, по отрывкам) Закрепить знания текстов сказок. Развивать память.

«Мой любимый герой сказки» Формировать интересы детей. Способствовать умению передавать качества личности любимого героя. Учить рассказывать младшим о героях сказок, с которыми они незнакомы

Прочтение сказки «Бобовое зернышко» . Беседа по ее содержанию Познакомить детей с сюжетом сказки. Работать над интонацией, выразительностью, дикцией

Загадки, словесные игры по тексту сказки «Бобовое зернышко» Закреплять знания детей о сказке. Способствовать развитию воображения, речи, речевого дыхания. Развивать чувство сочувствия, сопереживания героям

Знакомство с текстом татарской народной сказки «Три сестры» Вспомнить с детьми сюжет сказки. Работать с текстом. Учить детей характеризовать самих героев и их поступки. Развивать сочувствие, сопереживание, уважение к старшим.

Оформление театрального уголка к показу сказки «Три сестры» Подготовка кукол, театральных декораций . Формировать эмоциональную атмосферу и активность детей. Привлекать к созданию декораций и кукол детей всех возрастных категорий. Способствовать сближению детей разных возрастов

Театрализованное представление сказки «Три сестры» Воспитывать у детей умение передавать содержание сказки. Формировать дикцию, интонационную выразительность

Сказка «Под грибом» . Знакомство с текстом сказки Способствовать умению детей передавать содержание сказки своими словами. Формировать память, речь. Развивать гуманные чувства.

Подготовка героев для сказки на фланелеграфе Обьединять детей разных возрастов при помощи совместной деятельности

Показ сказки на фланелеграфе «Под грибом» Познакомить родителей с результатами работы детей. Учить их проявлять чувства уважения к выступающим детям

Оформление сказки «Колобок» из папье-маше объединить детей, учить работать вместе, дружно

Театрализованное представление «Колобок» для учеников начальной школы Способствовать умению выступать на сцене, развивать дикцию и связную речь, формирование доброжелательных отношений между воспитанниками доу и учениками начальной школой

Моральные пьески С помощью кукол обыграть различные ситуация, для формирования всех гуманных качеств у ребенка

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Игровые упражнения

«Ласковое имя» , «улыбнись другу» , «Похвали товарища» . и т. п. Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми

Проблемные ситуации

«Почему поссорились» , «Как помириться» , «не смейся над бедой» , «Хочу помочь другу» Способствовать социализации детей в обществе, их сближении.

Развивать стремление к проявлению сочувствия и сопереживания к тем, кто в них нуждается.

Формировать представление о честности, справедливости, доброте

Этюды Разнообразие одного и того же образа способствует развитию воображения и творческих проявлений. Например : каждый ребёнок по-своему передаёт образ одного и того же персонажа, выбирая мимику, жесты, движения. При этом развивается эмоциональная сфера ребёнка, он сочувствует персонажам, сопереживает разыгрываемые события.

Чтение и подготовка к обыгрыванию сказки «Заюшкина избушка» с помощью «театра на ложках » Учить ставить себя на место другого, лучше понять причины поступков героя произведения, развивать сочувствие и сопереживание

Работа с родителями

Индивидуальные беседы «Формирование представлений о нормах морали» , «Воспитание сказкой» .

Консультации «Развитие эмоциональной сферы посредством театрализованной деятельности », «Дарите детям радость» .

Папки раскладушки «Мы читающая семья» , «Детская дружба» , «Игры-драматизации, как средство приобщения детей к семейным ценностям» .

Родительское собрание «Учите детей чувствовать» , «Путешествие по страницам книг» .

Привлекаю родителей к изготовлению театральных костюмов и атрибутов к играм. Родители помогают детям разучивать роли.

Работа с педагогами

консультации «Организация театрализованной деятельности в детском саду », «Воспитание доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста» «Нравственное воспитание через театрализованную деятельность ».

Открытое мероприятие по театрализованной деятельности «Когда мои друзья со мной»

Муниципальный конкурс «Лучшая театрализованная игра »

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по театрализованной деятельности в ДОУ

Актуальность: Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Актуальность проекта обусловлена тем, что недостаточное внимание родителей и детей к театру; мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»; недостаточно театральных костюмов и масок в группе.

Цель проекта: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.

Задачи:

1. Пробудить интерес детей и родителей к театру;

2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловедение);

3. Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми;

4. Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.

Участники проекта:

Сотрудники ДОУ (воспитатели)

Дети дошкольного возраста

Родители

Сроки реализации : октябрь - март 2016/17 учебного года.

План реализации проекта:

Подготовительный этап

1) Опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»

Срок реализации: октябрь

Ответственные: Воспитатели

Результат: Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех».

2) Исследование детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».

Срок реализации: октябрь - ноябрь

Ответственные: Воспитатели

Результат: Определение целей и задач.

3) Разработка проекта в группе.

Срок реализации: октябрь

Ответственные: Воспитатели

Результат: Проект «Театр для всех».

4) Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Срок реализации: в теч. года

Ответственные: Воспитатели

Результат: Смотр-конкурс театральных уголков (январь 2017г.)

Основной этап

1) Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный).

Срок реализации: в теч. года

Результат: Схемы, эскизы. Мастер- класс по изготовлению.

2) Просмотры музыкальных кукольных спектаклей (1 раз в квартал).

3) Просмотр спектаклей Ивановского кукольного театра (1 раз в квартал).

Срок реализации: в теч. года

Результат: Побуждение интереса детей к театральной деятельности.

4) Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театра.

5) Обыгрывание этюдов, потешек, сказок в индивидуальной и коллективной работе.

Срок реализации: Февраль - в теч. года

Ответственные: Воспитатели.

6) Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду.

Срок реализации: в теч. года

Ответственные: Воспитатели, старший педагог.

Результат: Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов (билеты, маски, оборудование)

7) Репетиции спектаклей с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале для настоящих зрителей: дети, родители, педагоги.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели, музыкальный руководитель.

Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.

8) Проведение экскурсии в Ивановский кукольный театр с посещением гримёрной артиста, сцены, зала, раздевалки, фойе, склада, мастерской, музея и т.д.

Срок реализации: в теч. года

Ответственные: Воспитатели, родители.

Результат: Побуждение интереса детей к театральному искусству путём наглядности и эксперимента.

Заключительный этап

1) Показ спектакля «Заюшкина избушка».

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели.

Результат: Развитие способности к импровизации, речевой активности детей.

3) Обновление предметно-развивающей среды, театрального уголка.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели, родители.

Результат: Приобретение ширмы, уголка «Русская изба», народных костюмов, разнообразных видов театров и масок.

Ожидаемый результат:

1. Участие в проекте 80% семей группы;

2. Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания;

3. Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования;

4. Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей;

5. Развитие эмоционального фона и речи ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Волшебный мир театра»

Актуальность.

В условиях введения ФГОС ДО, в условиях построения образовательного процесса в ДОУ преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем пяти образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность. Из практики видно, что самыми популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность, имеющая в своей основе игровую этиологию. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Увлеченность дошкольников театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребёнка – все это удивляет и привлекает.

Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах.

Цель проекта: способствовать формированию необходимых личностных качеств у ребёнка дошкольного возраста посредством приобщения его к театрализованной деятельности.

Задачи:

Расширять представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;

Создавать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса;

Способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;

Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

Формировать у воспитанников первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

Способствовать формированию к дошкольников эстетического вкуса;

Способствовать созданию единого образовательного пространства «Детский сад - семья».

Принципы:

Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности, интересов и потребностей воспитанников, развитие их творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии;

Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами основной образовательной программы;

Принцип координации деятельности педагогов;

Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается с учетом возраста воспитанников;

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Участники проекта: воспитанники всех возрастных групп, педагоги, родители, социальное окружение.

Тип проекта- творческий

Срок реализации – февраль-март 2015г.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап.

План реализации проекта

  1. Подготовительный этап:

Анкетирование родителей, педагогов;

Проведение педагогической диагностики сформированности навыков театрализованной деятельности;

Планирование основных мероприятий.

2. Основной этап.

Работа с воспитанниками

Мероприятия

Группы

Время проведения

Ответственные

«Театральная азбука»

Беседа о театре, о профессиях работников театра

Чтение сказок, художественных произведений

Рассматривание иллюстраций о театре

средняя

старшая

подготовительная

воспитатели

Беседа с презентацией «Театральный этикет»

средняя

старшая

подготовительная

ст. воспитатель, воспитатели, муз. руководитель

Викторина «Театральные профессии»

старшая

подготовительная

Викторина «Герои сказок»

младшая

средняя

воспитатели

Посещение выставки книг в детской библиотеке

старшая

подготовительная

в течение проекта

ст. воспитатель, воспитатели

«Театральный калейдоскоп»

Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и драматизаций

Образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, глины и т.д.

Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций (изготовление театральных афиш и билетов).

Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию интонационной выразительности, пантомимы.

Показ театра каждой группой более младшим воспитанникам

все группы

в течение проекта

Воспитатели, родители

Этюды с настольными куклами «Гуси», «Утром дед», «Козлик», «Заинька»;

Упражнение на внимание и память «Рассмотри и расскажи», «сочини сказку»;

Этюды на выразительность жеста «Баю-бай», «Сорока –сорока», «Мы шагаем по сугробам», «Гости», «Идет коза рогатая»;

Конусный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса»

Комплекс игр для развития речи «Наши уточки с утра…»

Младшая

В течение проекта

Воспитатели

Упражнения на внимание и память: «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку»;

Упражнения на развитие воображения: «Предположим, что…», «Ковер-самолет», «Прогулка в лес»;

Этюды на выразительность жеста: «Самолеты загудели», «Ох, ох, что за гром»;

Кукольные спектакли: театр ложек «Колобок», верховые куклы на гапите «Теремок», «Как собака себе друга искала», «Коза - дереза», «Два жадных медвежонка»

Комплекс народных игр для развития речи «Гуси-гуси…»

средняя

в течение проекта

Воспитатели

Театр марионеток: «Идет петушок», «Наш козел – стрекозел», «Заяц – хваста»;

Театр с «живой рукой»;

Упражнение в управлении куклами;

Упражнения на развитие внимания: «Не будем скучать», «Будь внимателен», «Сочини сказку»;

Упражнение на развитие памяти «Художник»;

Этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка-Егор», «Заяц, Заяц, чем ты занят?»

Комплекс игр на развитие правильной речи «Сказочная страна»

старшая

в течение проекта

Воспитатели, учитель-логопед

Этюды с тростевыми куклами: «Ветер дует нам в лицо», «У бабушки козел», «Аленушка и лиса»;

Этюдный тренаж на воображение «Слушаем звуки»;

Этюдный тренаж на мышление: «Друг заболел», «Наш оркестр»;

Спектакли с участием кукол с «живой рукой»: «Кукла Матрешка», «Маша и Паша»

Комплекс игр «Развиваем речь, играя»

подготовительная группа

в течение проекта

Воспитатель, учитель-логопед

Театрализованное представление «Масленица»

Февраль-март

музыкальный руководитель, воспитатели

Конкурс работ «Театральная палитра» (дети, воспитатели и родители)

все

в течение проекта

Воспитатели, ст. воспитатель

«Неделя театра»

Показ театрализованных представлений с участием детей всех возрастных групп и родителей (итоговое мероприятие)

все

Март

Музыкальный руководитель, воспитатели

Работа с педагогами

Мероприятие

Время проведения

Ответственные

Обмен опытом «Народная подвижная игра в познавательном и двигательном развитии дошкольников

октябрь

ст. воспитатель

Тематический контроль «Организация театрализованной деятельности в детском саду»

в теч. проекта

ст. воспитатель, муз. руководитель

Смотр-конкурс театральных уголков

январь

ст. воспитатель, муз, руководитель

Тренинг для педагогов «Искусство взаимопонимания»

апрель

ст. воспитатель

Посещение театра

в течение проекта

Педагоги

Постройка снежных фигур по сказкам

в течение проекта

Педагоги

Работа с родителями

Мероприятия

Группы

Время проведения

Ответственные

Анкетирование «Театр и дети»

октябрь

воспитатели

Групповые родительские собрания

все

в течение проекта

воспитатели

Наглядная информация «Развитие психических процессов у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»

все

в течение проекта

педагог-психолог, муз. руководитель

Конкурс «Театральная палитра»

все

в течение проекта

воспитатели

Размещение материала на сайте ДОУ

все

в течение проекта

ст. воспитатель

Организация фото-галереи «В театр всей семьей»

все

в течение проекта

воспитатели

Наглядная информация «Дети и театр»

все

в течение проекта

воспитатели

3.Заключительный этап.

Подведение итогов

Публикация отчетов о работе на сайте ДОУ


ГБОУ д/с 2504 г.Москва

Педагогический проект :

Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»

(Л.С.Выготский )

Актуальность проблемы

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.

При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания

И всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны,

У них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению детского опыта.

А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей.

Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.

И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.

Постановка проблемы :

Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.

Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей,

приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка.

Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Чтобы выявить актуальность данной проблемы для нашего дошкольного учреждения мы провели диагностику среди детей (Приложение №1)

и анкетирование их родителей(Приложение №2), которое показало, что: · у 64% дошкольников к 5-6 годам отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности · у 53 % детей отмечается низкий уровень развития творчества в речевой, двигательной и продуктивной деятельности · 65 % родителей имеют слабое представление о театральном искусстве · 12 % родителей не знают театры нашего города. Цель проекта: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.

Задачи проекта :

1. Побуждать детей к фантазированию, придумывать свой сюжет.

2. Развивать способность предлагать новый замысел игры.

3. Учить детей перевоплощаться в роли, импровизировать.

4. Учить вживаться в художественный образ, творчески подходить к изображению сюжета.

5. Развивать у детей творческую выразительность интонации, мимики, движений.

Задачи педагогической деятельности воспитателя:

1. Использовать театрализованные игры для решения основных задач образовательных областей в соответствии с ФГТ.

2. Через театрализованные игры развивать творческие способности. 3. Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более творческих задач.

4. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказываться по поводу процесса игры

5. Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.

6. Раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные виды деятельности и театрализованные представления

Характеристика базы :

Материалы проекта могут использовать в педагогической деятельности воспитателей с детьми 5 – 6 лет в группах общеразвивающей направленности в дошкольных образовательных учреждениях.

Этапы и сроки проведения проекта

1. Подготовительный (формирующий) - (сентябрь)

2. Основной (практический) - (октябрь-апрель)

3. Заключительный - (май)

Условия реализации проектной леятельности

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Я постаралась создать в группе благоприятные условия для самостоятельной театрализованной деятельности детей.

Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

В группе создан уголок театрализованной деятельности, в котором размещены:

· Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит).

· Атрибуты для различных игровых позиций:

1. «актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит);

2. «режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками - аудиозапись);

3. «зритель» (места для зрителей, афиши, театральная касса, билеты, бинокль, «деньги», реквизит для буфета);

4. «оформитель» (виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки, природный материал).

Следующим шагом стала организация работы с дошкольниками, состоящая из 2 этапов:

· создание эмоционально-благополучной атмосферы;

· обогащение игрового творчества детей; подготовка и проведение театрализованных игр.

Это обеспечило: · комплексный подход к организации образовательного процесса;

· высокий уровень развития театрализованных знаний и умений; · создание условий для развития творческих проявлений детей;

· оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.

Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявлялось в трех направлениях:

· творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

· исполнительское (речевое, двигательное);

· оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др.).

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствовали этюды из прочитанных произведений или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают).

Интересны были этюды, в которых дети двигались под фрагменты музыкальных произведений. Дети активно обсуждали, во что лучше играть, согласовывали свои замыслы и желания.

Игра повторялась несколько раз и у каждого была возможность попробовать себя в понравившейся роли, договаривались о двух-трех составах «артистов».

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организовывалась художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения.

Дети подгруппами, получали задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку.

При этом отпадала необходимость в специальном запоминании текста. Основные направления развития театрализованной игры состояли в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений.

От игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов;

от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Работу с детьми я строила без прямых указаний, и больший акцент перенесла на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использования средств литературы и искусства.

Формы организации образовательного процесса

· Беседы и организованная деятельность;

· Дидактические и театрализованные игры, упражнения;

· Художественно-продуктивная деятельность;

· Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки;

· Поездки в театр и фото-экскурсии; · Проведение театрализованных представлений;

· Спортивные, музыкальные, фольклорные развлечения и праздники

Форма организации детей проводилась в свободной и совместной деятельности во второй половине дня.

Предлагала детям работать сидя и стоя, как им удобно. Дети могли, отходит от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета,

Попросить помощи или предложить свою, либо найти для себя другое занятие. Закончив то или иное задание, никто никого не ждет, наводит порядок и занимается своим делом, не привлекая внимания.

В работе с детьми использовались игровые приемы с включением персонажей типа Незнайки, Буратино, Чебурашки и т.д., которые допускают неточности, делают ошибки, путают.

Дети с удовольствием приходили им на помощь, радовались, чувствовали уверенность в себе, осознавали важность и полезность знания, умения.

Работа строилась исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников, из того, что детям близко, дорого и интересно. Совместную деятельность организовывала в форме игры через сказку.

Например: «В гости осени», «Зимние сказки» т.п. В совместной деятельности царила особая творческая обстановка. Вся деятельность сопровождалась яркими переживаниями, сюрпризными моментами.

Ведь только ребёнок, живущий в окружении ярких образов, фантазий, способен что-либо сотворить. Один раз в месяц организовывался творческий день, где детям предоставить возможность заняться любым видом деятельности. Совместная работа с детьми по продуктивной художественной деятельности организовывалась небольшими подгруппами (по 6-8 детей).

Для детей старшего дошкольного возраста доступны творческие задания, для проведения которых они объединяются по интересам.

Каждой подгруппе предлагалось на выбор творческое задание, которое подгруппа в течение недели делает «в тайне» от других.

В конце недели устраивались выставки, конкурсы, игры и прочие виды деятельности, демонстрировались плоды детского творчества. Должное внимание уделялось занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводимых во всех формах организации продуктивной деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных моментах.

Для лучшего усвоения и организации усвоения учебного материала применялись следующие приемы и методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический (частично поисковый), диагностика, рефлексивные.

Игры, используемые в совместной деятельности и режимных моментах, были объедены в несколько блоков:

ПЕРВЫЙ БЛОК «Знакомство с театром».

Цель этого блока – расширение кругозора детей, воспитание людей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.

Наш ДОУ в партнерстве работает с выездными театрами (кукольными «Сказки Лукоморья», «Куклы смеются», «Потешки», драматическим «Заводной апельсин», театром «Волшебная магия», которые приезжают в сад, где происходит непосредственное знакомство с «театром», артистами театра.

С родителями и детьми также организовываются поездки в разные театры: «Старый дом», Театр «Музыкальной комедии». Очень занимательна экскурсия в Кукольный театр, где есть музей игрушки.

Здесь происходит знакомство с историей игрушки, как игрушки «играют роли». Также мы знакомим ребят с профессиями людей работающих в театре. Дети с интересом слушают рассказ о различных театрах, рассматривают иллюстрации. Были разработаны дидактические игры и наглядный материал для подготовки детей к театрализованным играм

ВТОРОЙ БЛОК «Волшебный мир театра». Игры и этюды, знакомящие детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Для подведения итога по каждой эмоции проводилась игра с картинками «Эмоции для всех»: даются ситуации, которые ребенок должен, как бы пропустить через себя и дать ответ. Таким образом, корректировалось поведение ребенка, развивалось способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.

ТРЕТИЙ БЛОК «Я маленький актер». Цель: тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры, игры на развитие выразительности речи. Одним из видов игр этого блока является ритмопластика. Игры по ритмопластике позволяют достичь:

· раскрепощения ребенка, почувствовать возможности своего тела;

· развития выразительности телодвижений; · развития двигательных способностей;

· мышечной свободы, снять перенапряжение мышц.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая ребенком роль, особенно диалог с другим персонажем, ставила маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Использованные игры и этюды помогали детям ощутить легкость и радость общения со сверстниками и взрослыми, быть готовыми к импровизации и к творчеству.

Во второй половины дня, в совместную деятельность включала игры – инсценировки, подготовку к театрализованным представлениям, кукольный театр.

Игры-инсценировки проводились в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного произведения, прочитанного воспитателем, или же свободного пересказа текста детьми – сюжетно-ролевой игры детей.

Дословный пересказ текста выполнялся вместе с детьми, я брала на себя роль ведущего, а детям поручались другие роли. Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра.

Как правило, это были сказки, много раз читанные.

Кукольный театр – это вид сюжетной «режиссерской» игры: здесь предлагается детям произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого

Произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезанные картинки и т.д. Кукольный театр использовала как методическое средство, активизирующее речь детей.

Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям

Работа с родителями (Приложение №4) Творчеству детей способствовал тесный контакт педагогов с родителями, где родители становились активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.

Предлагалось родителям участвовать в создании декораций к детским спектаклям, изготавливать вместе с ребятами костюмы, помогать в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы являлось

привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекались и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывалась помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Осенью, предложила родителям изготовить с детьми совместную работу «Театр овощей», куклы на деревянных ложках, из перчаток.

Целенаправленно совместно с детьми родители просматривают видеофильмы, посещают театры, читают произведения.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях, для родителей были предложены рекомендации в виде консультаций. «Домашний кукольный театр», «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье», «Куклы перчатки», «Жеваная бумага», «О роли родителей в развитие речи ребенка».

Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, а главное – учило членов семьи взаимопониманию, сблизило их.

Проявление такого общего интереса сплотило семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Форма работы с родителями (приложение №4)

· Тематические консультации, памятки. Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми. (приложение №5)

· Анкетирование «Любите ли Вы театр?», «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?», цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей. (приложение №2)

· Смотры – конкурсы. «Наши сказки». Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.

Работа с педагогическим коллективом (приложение №8)

Работа по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводилась в тесном контакте со вторым воспитателем, младшим воспитателем, логопедом, музыкальным руководителем.

В подготовке театрализованных представлений принимал участие весь коллектив детского сада: помогали изготовить декорации, афиши, разработать эскизы костюмов.

На занятиях с логопедом дети отрабатывали четкую дикцию, работали над выразительностью речи, правильным речевым дыханием

Вместе с музыкальным руководителем подбирали музыкальные произведения, разучивали их, работали над постановкой танцев.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


1.1 этап подготовительный

1.Диагностика уровня творческих способностей у детей (приложение№1)

2.Изучение методической литературы.

3.Создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада, специальных педагогических условий по развитию творчества детей.

4.Организация предметно-развивающей среды.

5.Составление перспективного плана работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованных игр (приложение №3).

6. Создание интереса у участников проекта

7. Разработка циклограммы совместной деятельности специалистов с включением разнообразных форм работы.

8. Анкетирование родителей.(приложение №2 (1)) сентябрь воспитатели старший воспитатель музыкальный руководитель

2 этап – практический (приложение №3)

1. Развитие речевого творчества, выразительности речи

2. Развитие творчества в двигательной деятельности

3. Продуктивное творчество. Занимательные игры и упражнения, игры-эксперименты с материалами и инструментами, игровые задания. (Проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности, в любое свободное время, в разных режимных моментах).

4.Театрализованные игры.

5. Работа над постановкой театрализованного представления: Выразительное чтение произведения и беседы о прочитанном; право свободного выбора и добровольного участия в спектакле: Работа над ролью.

6.«Творческая мастерская» (совместно с родителями создать необходимые костюмы или элементы костюмов, декорации, и т.д.). октябрь - апрель воспитатели старший воспитатель музыкальный руководитель

3 этап – заключительный

1. Выступление на педсовете с темой «Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»(приложение №8)

2 Драматизация сказки «Красная шапочка на новый лад» (для родителей) 2. Викторина для родителей 3. Выставка творческих работ «Наше творчество» (приложение №9)

4. Создание книжной выставки «Наши сказки» 5. Фотовыставка «Мы актеры» 6. Диагностика уровня творческих способностей у детей (Май) (приложение №1)

5. Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей старшей группы.

6.Анкетирование родителей. (приложение№2 –(2)) апрель апрель в течение года май май воспитатели, музыкальный руководитель воспитатели, музыкальный руководитель старший воспитатель

Ожидаемые результаты

Реализация проекта по развитию творческих способностей детей посредством театрализованных игр в совместной и самостоятельной деятельности поможет:

· развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения,

фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

· обогащению театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

· решению основных задач образовательных областей в соответствии с ФГТ (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают).

· целесообразному включению элементов театрализации в интегрированные занятия:

Полученные результаты

Театрализованная деятельность стала значительным помощником в решении образовательных задач.

И в этом нам помогло активное использование игровой деятельности. В итоге результат получается эффективнее, и знания гораздо прочнее.

Игровой сюжет позволяет заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Оценка качества реализации проекта

Появилась возможность приобщать детей к активной самостоятельной деятельности.

К работе с детьми были привлечены 90% родителей группы, что помогло налаживанию взаимоотношений между участниками проекта.

Работа над проектом помогла сформировать стремление к выполнению оригинальных творческих работ. В ходе коллективной деятельности дошкольники научились продуктивно взаимодействовать,

слышать друг друга, выражать свои эмоции словами и движениями (мимикой, жестами и т.д.).

Практическая значимость проекта Мой проект направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованных игр.

Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи. Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый характер.

Участники образовательного процесса готовы к дальнейшему творческому развитию. По завершении проекта работа над развитием твореских способностей детей не прекращается.

Обогащается предметно-развивающая среда, развивается сотрудничество с педагогами других групп, родителями.


Поделякина Ирина
Проект по театральной деятельности

Проект

Театрализованные игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Выполнила : Поделякина

Ирина Николаевна

Ставрополь, 2014 г.

Актуальность проекта

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Ну а самое главное - это праздник, эмоциональный выплеск, восторг от участия в спектакле.

Новизна данного проекта заключается в развитии сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность с детьми и их родителями.

Участники проекта : педагоги - дети - родители - музыкальный руководитель.

Тип проекта :

1. По доминирующему методу : комплексный, практико-ориентированный, творческий;

2. По характеру содержания : социально-педагогический;

3. По числу участников проекта : группа детей 6-7 лет (25 детей, педагоги, родители;

4. По времени проведения : долгосрочный – 3 месяцев (сентябрь – ноябрь) ;

5. По характеру контактов : в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Форма работы с детьми :

Образовательная деятельность

Игры на выражение различных эмоций

Разыгрывание этюдов, сказок

Показ спектакля "Три медведя".

Цель данного проекта творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами . Задачи проекта :

1. Создать условия для совместной (по-становка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников детского сада, организация выступления детей старших групп перед младшими);

2. Способствовать разностороннему развитию дошкольников, раскрытию их творческого и духовного потенциала для последующей успешной адаптации в социальной среде;

3. Формирование у детей устойчивого интереса к художественным произведениям, театральной деятельности ;

4. Развитие коммуникативных способностей – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения;

5. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства ;

Методы и приёмы.

Творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное)

Игры - драматизации

Упражнения по дикции

Игры- превращения

Работа с родителями.

Ведущая идея - активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей .

Виды взаимодействия с родителями.

- устный опрос : "Играете ли Вы с ребёнком в театр " (на начало и конец проекта )

Индивидуальные беседы

Наглядная информация

Папка "Театр для всех " с описание истории театра , его видов

Этапы реализации проекта :

1 этап (организационный) :

определение цели и задач проекта ;

подбор литературы, пособий, атрибутов;

составление тематического планирования мероприятий.

2 этап (практический) :

создание развивающей среды;

организация цикла театрализованных занятий , досугов;

праздников и развлечений для детей и родителей.

3 этап (аналитический) :

мониторинг;

анализ проектной деятельности ;

оформление результатов проекта в виде презентации .

Принципы реализации проекта .

1. Принцип интеграции основных образовательных областей в различных видах детской деятельности ;

2. Принцип системности и последовательности;

3. Учет возрастных особенностей;

4. Взаимодействие с семьей;

5. Максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности;

6. Поддержка детской инициативы;

7. Развивающее обучение в театрализованных играх .

Прогнозируемый результат :

Реализация проекта будет способствовать комплексному развитию артистических способностей, музыкального творчества, развитию эмоционально-чувственной сферы и образного мышления у детей, раскрепощению детей и развитию их коммуникативных навыков;.

Формирование творческих способностей детей в театрализованной деятельности предлагаем начать с проведения специальных игр-упражнений с детьми на развитие воображения, мимики, пантомимики, интонации и артикуляции.

Сентябрь

Кружковая работа Совм. деятельность Сам . деятельность Индив

«Давайте познакомимся»

Задачи : развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь

Игра-ситуация «Защитим слабого» / картотека

Этюды :

«Как котик, щенок и утенок подружились» . / картотека Задачи :

театра Задачи :

Поддерживать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, стремление участвовать в этом виде дея-тельности.

Работать над интонационной выразительностью речи.

Показ способов действия с различными куклами

Устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр » / приложение № 1

Наглядная информация «Организация театральной деятельности в средней группе »

Показ кукольной сценки

«Кто в домике живет?»

«Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я?»

«Язык жестов»

Кружковая работа Совм. деятельность Сам . деятельность Индив . работа Работа с родителями Итоговое мероприятие

«Пойми меня» Задачи : формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке.

Игровая импровизация «Веселый диалог» / картотека

Игровые упражнения «Наши милые зверюшки» / картотека

Диалоги-импровизации / картотека Задачи :

побуждать детей играть с куклами настольного театра , разыгрывать знакомые сказки, стихотворения.

Игровые упражнения «Представление начинается» / картотека

Задачи : формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра .

Игровая импровизация : «Куклы выходят на сцену» / картотека

Наглядная информация

«Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности ».

Показ настольного кукольного спектакля «Колобок»

Чтение пьесы «Репка» .

«Выросла репка большая – пребольшая» .

Репетиция пьесы «Репка» .

Играем пьесу «Репка» .

Кружковая работа Совм. деятельность Сам . деятельность Индив . работа Работа с родителями Итоговое мероприятие

«Животные во дворе»

Задачи : учить давать оценку поступкам действующих лиц.

Показ устройства ширмы

Упражнение под музыку «Пляшет куколка моя»

Этюды «Ходим и бегаем» , «Пошагаем вместе» / картотека

Разыгрывание сценок по парам

Задачи :

побуждать детей играть с куклами настольного театра , разыгрывать знакомые сказки, стихотворения

Задачи : обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки .

Упражнение «Прыгай, куколка моя»

Показ способов действия с куклами с использованием ширмы

Индивидуальные беседы

«Значение театрализованного воспитания для детей дошкольного возраста».

Инсценировка «Веселый зайка»

«Перчатки» №1

«Перчатки» №2

«Сказки из сундучка»

Результаты реализации проекта .

Созданы условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников детского сада, организация выступления детей старших групп перед младшими);

в процессе деятельности раскрылся их творческий и духовный потенциал для последующей успешной адаптации в социальной среде;

сформировался у детей интерес к художественным произведениям, театральной деятельности ;

дети умеют общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения;

дети на практике применяют правила поведения в театре .

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволило мне использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана, ведь ребенок, во время театрализованного действа , чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения.

Литература :

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников . М.: Просвещение, 1991.

2. .Доронова Т. Н. Играем в театр : театрализованная деятельность детей 4-6 лет : методиче-ское пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

М. Просвещение, 2005г.

3. .Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника : Программно-методическое пособие.

М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников до-школьных учреждений.




Top