Ити театральная педагогика. Школьная театральная педагогика - опыт междисциплинарного синтеза

Польша (Polska) - страна в Восточной Европе.

Польша вступила в 19 век поделенной на три части между Австрией, Пруссией и Россией. Наполеон, разгромив Пруссию, из части принадлежавших ей польских земель, создал вассальное по отношению к Франции Варшавское княжество. Россия признала это княжество во главе с переданным Наполеону саксонским королем Фридрихом Августом и получила Белостокскую область.

В 1809 г. к Варшавскому княжеству была присоединена Малая Польша. Новый раздел Польши произошел в 1814-1815 гг. на Венском конгрессе между Австрией, Пруссией и Россией. Из бывшего Варшавского княжества было образовано Царство Польское, большая его часть по решению Венского конгресса передавалась России. Познанщина отошла к Пруссии, сохранившей Силезию и Поморье, Краков, связанный с именами Станислава Лема, Юзефа Пилсудского, Тадеуша Костюшко, Николая Коперника, был объявлен «вольным городом» (Краковская Республика в 1846 г. присоединена к Австрии, сохранившей также Галицию).

Созданный в 1815 г. Священный союз основывался в основном на общности интересов Австрии, России и Пруссии в борьбе с Польским национально-освободительным движением. Новый раздел Польши нанес серьезное поражение национально-освободительному движению, которое, однако, заставило Австрию, Россию и Пруссию отказаться от попыток уничтожить само название Польши.

Польское восстание

27 ноября 1815 г. Царство Польское в составе России получило свою конституцию, связывавшую Польшу и Россию личной унией, но предоставляла Польше право выбирать сейм, свое правительство и иметь собственную армию. Относительно либеральная вначале, конституция стала ограничиваться Россией. В Польском сейме появилась легальная оппозиция, возникли тайные политические общества.

В ноябре 1830 г. в Варшаве началось Польское восстание, подавив которое в 1831 г., Николай I отменил конституцию, предоставленную Польше в 1815 г. Национально-освободительные восстания проходили в 1846 г. в Кракове, в 1848 г. в Познани (подавленное Пруссией). Осенью 1861 г. для прекращения «беспорядков» в Польше было введено военное положение. Однако в начале в 1863 г. в Царстве Польском снова началось восстание, поводом к которому послужил рекрутский набор. Это было самое массовое и демократическое по своему составу восстание. Оно было также подавлено, в Царстве Польском установился военный режим правления. Но это восстание вынудило Николая I осуществить в 1864 г. крестьянскую реформу - был принят Указ об устройстве крестьян Царства Польского. Восстание 1863-1864 гг. и реформы 1864 г. стали в истории Польши основным рубежом, определившим смену феодального общественного строя капиталистическим.

Польша, как государство Центральной Европы, и Североатлантического Альянса (НАТО), уверенными темпами продвигается вперед на пути экономического развития. Страна оспаривает первые позиции на лидерство в Еврозоне у Германии и Чехии, всесторонне укрепляет отношения с Европой и Западом, демонстрирует стремительный рост экономических показателей и значительную политическую активность. Какой сегодня является политика Польши и чего достигла страна за последние годы?

Политическое устройство Польши

Территориальное самоуправление государства, расположенного на берегу Балтийского моря, отличается богатыми традициями и давней историей. Площадь страны со столицей в Варшаве составляет 312,7 тыс.кв.м. Здесь проживают 38,6 миллионов человек не только коренных поляков, но и представителей других национальностей – украинцев, белорусов, немцев. Подавляющее большинство граждан – католики, социальная политика Польши находится на высоком уровне.

Политика перестройки Михаила Горбачева и распад Советского Союза привели к серьезным переменам в Польше.

Демократическая парламентская республика с двухпалатным парламентом – таким является политическое устройство Польши в настоящий момент. После глобальных перемен 1989 года в стране были учреждены институт и сената, восстановлено старинное название государства Речь Посполитая. Каждые пять лет в Польше проходят демократические выборы путем всеобщего голосования граждан.

Президентские полномочия

В Польше президент переизбирается только один раз по окончании пяти лет пребывания на посту главы государства. Избрать на должность руководителя страны могут исключительно польского гражданина. В руках президента сосредоточена большая власть:

  • Обширные права в области национальной самообороны.
  • Широкие полномочия в ведении внешней политики страны.
  • Права на назначение и снятие с должностей министров, послов.
  • Утверждение проведения переговоров на международном уровне.
  • Президент страны назначает премьер-министра и по согласованию с ним отдает посты высшим военным и судебным чинам.

Примечательно, что в Польше президент практически не обладает властью управления, но может наложить вето на закон, не подписывая его. Запрет может быть преодолен преобладающим количеством голосов Сейма. Если в стране складывается чрезвычайная ситуация, президентские полномочия позволяют главе государства распустить парламент, объявить полную или частичную мобилизацию или военное положение.

Премьер-министр и Правительство

Политическое устройство Польши предполагает тесное сотрудничество президента, премьер-министра и Кабинета Министров в рамках исполнительной власти. Глава правительства вносит предложения о составе своего кабинета. Чтобы приступить к выполнению своих обязанностей и получить исполнительные полномочия правительство, сформированное из членов победившей на выборах партии или коалиции, должно получить вотум доверия в Сейме в двухнедельный срок с момента назначения. Правомочия главы правительства:

  • Премьер-министр предлагает состав Кабинета Министров.
  • Он может заменять членов правительства без согласия Сейма.
  • Кабинет министров обеспечивает исполнение законов, формирует совет.
  • Правительство координирует работу исполнительных органов.
  • Представляет состав проекта бюджета на рассмотрение Сейма.
  • Контролирует деятельность местных органов самоуправления.

При необходимости Кабинет Министров выпускает постановления, имеющие законодательную силу. Также в его функции входит гарантирование внутренней и общественной безопасности. Совет Министров определяет внешнюю и внутреннюю политику Польши под руководством председателя, назначаемого президентом.

После формирования у Совета Министров есть 14 дней на представление Сейму программы работы. Если одобрение не получено, происходит избрание нового премьер-министра с повторным формированием состава правительства, утверждаемого главой государства.

Полномочия Сейма и Сената

Польский Сейм и Сенат, совместно составляющие Национальное собрание, избираются на четырехлетний срок путем тайного голосования на всеобщих выборах Сейм формируют 460 послов (депутатов), а Сенат, соответственно, 100 сенаторов. По Конституции страны Сейм является высшим контролирующим органом государства. Особенности работы органов законодательной власти:

  1. Кандидатам в сенаторы к моменту избрания должно быть не менее 30 лет, в послы Сейма – 21 год.
  2. Депутатские мандаты представители народа получают в границах избирательных административных округов.
  3. При проведении парламентских голосований депутаты и сенаторы не связаны наказами избирателей, на первом месте интересы страны.
  4. Избирательная система в Польше построена на принципе партийности, больше шансов у кандидатов, имеющих политическую поддержку.
  5. В Сенате и Сейме избранники народа формируют партийные фракции, которые разрабатывают законопроекты и выносят на обсуждение.

Депутаты имеют право принимать участие в заседаниях Сейма, задавать вопросы членам Совета Министров, вносить интерпелляции. Представители народа заседают в постоянных и специальных комиссиях, созданных для решения самых разных государственных вопросов и общественных проблем. В Сейме работают более 20-ти комиссий, которые занимаются обсуждением новых законопроектов, голосование по которым приводит к принятию законодательных актов, обязательных для всех граждан Республики Польша.

Местное самоуправление и судебная система

В 1998 году в Польше была введена . До этого в стране было 49 воеводств, во главе каждого из которых стоял губернатор. С 1999 года их количество было уменьшено до 16 единиц, число гминов составляет 2489, а повятов (территориальных единиц второй степени) – порядка 300. Органами местного самоуправления руководят избираемые раз в четыре года советы:

  • Гмины являются начальными и наиболее важными территориальными единицами. Решаемые вопросы – местное образование, транспорт, дороги, система здравоохранения, коммунальное хозяйство.
  • Повяты управляются советами, имеют отдельный бюджет, не вмешиваются в финансовое управление гмин и не осуществляют контроль за ними, решают административные вопросы.
  • Воеводство определяет внутреннюю политику региона, начиная от развития экономики и заканчивая созданием привлекательного инвестиционного климата. Управляются воеводским сеймом.

Судебная власть в Польше построена на работе независимых судов – местных, военных, специальных. Председателей высших судебных органов, Верховного суда страны, главного судью Высшего государственного суда, председателя и вице-председателя Конституционного суда назначает президент после представления кандидатур Национальным советом юстиции пожизненно. Пост государственного прокурора подчинен министру юстиции. Конституционный и Государственный суд, Верховная контрольная палата, уполномоченного по правам человека назначает Сейм с одобрения Сената.

Польша имеет членство в важных международных организациях, количество которых постоянно растет – Европейский Союз, ООН, Совет Балтийских государств, МВФ, ЮНЕСКО, НАТО, ВОЗ, ВТО, Средне-Европейская Инициатива, Средне-Европейский договор о Свободной Торговле и другие.

Внутренняя политика Польши

На протяжении последних десятилетий страна прошла сложный путь политического и экономического развития и стала современным правовым государством. До 1989 года на протяжении 50 лет в Польше отсутствовали признаки демократии, пресекались политические свободы, в стране формировались и распадались политические партии.

Январь 1990 года ознаменовался для поляков самороспуском ПОРП и зарождением многопартийной системы с введением широких гражданских прав. Победу на президентских выборах получил Лех Валенса и страна вступила на путь постепенного становления демократии, позиции которой укрепило принятие Конституции 1997 года, упорядочившей политическую и общественную жизнь государства. Для внутренней политики Польши последних десятилетий характерны следующие особенности:

  1. Создание демократического государства – многопартийная республика с двухпалатным парламентом (Сенат и Сейм).
  2. Ориентированность на европейские ценности в области правовой культуры – суверенитет и независимость государства и народа.
  3. Принятие политических и демократических свобод в качестве отправных точек развития национальной политики страны.
  4. Восстановление таких понятий, как правовое государство, свобода деятельности партий, разделение власти, политический плюрализм.
  5. Административная реформа 1999 года привела к образованию повятов в качестве самоуправляемых территориальных единиц.
  6. Внутренний курс на соблюдение прав и свобод личности, уважение человеческого достоинства.
  7. Урегулирование политики государства в отношении национальных меньшинств, религиозных конфессий и объединений.
  8. Создание новых государственных институтов, расширение полномочий действующих учреждений для обеспечения гражданских прав и свобод.
  9. Реализация реформ в области здравоохранения, социальной политики, системы просвещения.

Гарантирование конституционных прав и свобод граждан опирается на решения, характерные для западных демократических государств и Европейской Конвенции по правам человека. Польша наращивает экономический и политический потенциал, выбрав курс на Европу и Запад. Такое стремительное развитие государства, пережившего три территориальных раздела, бывшего долгие годы под управлением более сильных стран-соседей, в конечном итоге привело к вступлению в НАТО в 1999 году и в Евросоюз в 2004 году, что кардинально повлияло на политическую жизнь Речи Посполитой.

Политика Польши сегодня по всем направлениям сильно отличается от ранее реализуемого страной курса. После выборов на пост главы государства в 2005 году, основная власть в стране сосредоточилась в руках партии «Право и Справедливость». Братья Лех и Ярослав Качиньские заняли ключевые посты в стране – президента и премьер-министра.

Трагедия 2010 года, унесшая жизни польской правящей и военной элиты в авиакатастрофе под Смоленском, сыграла немаловажную роль во внешней политике страны. Кроме масштабного шока, испытанного поляками и мировой общественностью, катастрофа с президентским бортом 11 апреля 2010 года привела к напряженности в , которые итак были довольно непростыми.

Внешняя политика Польши

Еще в конце 80-х – начале 90-х годов мировая общественность скептически оценивала перспективы польского государства на международной арене.Украинские соседи по социалистическому лагерю в то время с улыбкой оценивали возможности Польши и не верили, что страна преодолеет трудности и выйдет на путь эффективного экономического развития. Но буквально за несколько лет ситуация кардинально изменилась – теперь украинцы ездят на заработки к полякам, обеспечивая огромные потребности страны в дешевой рабочей силе.

Сегодня Республика Польша демонстрирует пример того, как правильно выбранный курс и эффективные реформы привели государство к экономическому росту и политической стабильности. В настоящий момент страна характеризуется как одна из наиболее предсказуемых в Европе. Польше удалось преодолеть последствия мирового финансового кризиса и приобрести значительный политический вес на международной арене.

Вступление в ЕС

В 2004 году Польша становится челном Европейского Союза. Это привело к укреплению внешнеполитических позиций и имиджа государства и дало полякам мощный толчок к экономическому росту. По результатам социологических опросов, за вступление в ЕС высказалось 77,4% населения Польши, а через 4 года после получения членства в Евросоюзе только 5% поляков были против такого партнерства. Что приобрела страна:

  • Стремительное развитие экономики благодаря существенной финансовой помощи Евросоюза в виде кредитов и инвестиций.
  • Интеграция государства в единый европейский рынок, присоединение к Шенгенской зоне – положительный момент для поляков.
  • Улучшение ситуации на польском рынке труда, возможность учиться в престижных заведениях за рубежом.
  • Рост макроэкономических показателей, ВВП, прибыльность продукции сельского хозяйства и улучшение финансового положения аграриев.
  • Энергетическая безопасность, связанная с накоплением запасов энергоносителей и интеграцией в энергетические системы ЕС.
  • Влияние внешней политики Польши на решение вопросов мировой безопасности, возможность лоббировать интересы страны в Евросоюзе.

Не все взаимоотношения Варшавы и Брюсселя проходили гладко. В частности, к определенным недоразумениям привело квотирование допуска на европейский рынок некоторых видов польских товаров. Не смотря на финансовый кризис мирового масштаба, Польше удалось сохранить позитивную динамику экономического развития и занять сильные позиции во внешнеполитических отношениях с Европой и Западом.

После выборов на пост президента Анджея Дуды развернулась политическая конфронтация между парламентской партией «Право и Справедливость» и оппозиционерами центристской либеральной партии «Гражданская платформа». Прямой конфликт с соседями по Евросоюзу имел место в 2016 году, когда польское руководство приняло новый закон о Конституционном суде, фактически отменивший контроль этого органа над решениями президента и правительства.

Осуждение партнеров по ЕС, митинги протестов, организованные оппозицией, ситуацию особо не изменили. Правительством Польши был принят новый закон о средствах массовой информации, кардинально меняющий схему работы СМИ. Такие радикальные действия были расценены Евросоюзом как нарушение демократических свобод, в политических кулуарах заговорили о необходимости введения санкций против Польши со стороны ЕС. Заручившись поддержкой Будапешта в лице Виктора Орбана, правая партия ПиС во главе с Ярославом Качиньским, продолжает гнуть свою линию, «нарываясь» на серьезный политический конфликт с партнерами по Евросоюзу.

Москва – Варшава

В последнее время политика Польши испытывает определенные трудности – со стороны ЕС грозят серьезные санкции касательно реализации судебной реформы в стране с лишением права голоса поляков в Евросоюзе, чему препятствует только поддержка Венгрии. Напряженные отношения с европейскими партнерами на некоторое время отвлекли «правых» на конфронтацию с ЕС, в частности с Германией, но нельзя забывать . И ранее непростые отношения между Варшавой и Москвой усугубились после выдвинутых против России обвинений в причастности к . Не смотря на результаты расследования трагедии, поляки инициировали создание новой Комиссии по данному вопросу.

Напряженности взаимоотношений Варшавы с Москвой способствует ситуация, сложившаяся между Украиной и Россией. Выбрав ориентацию на Вашингтон, полякам удалось настроить против себя даже самые лояльные государства. Польша попыталась принять исключительную роль в «противостоянии российской агрессии», потеряв инициативу в отношениях с Евросоюзом.

  1. Сентябрь 2018 года ознаменовался проведением ряда дискуссий в Варшаве относительно перспектив развития польско-российских отношений. Восточная политика Польши относительно Москвы вызывает критику независимых экспертов и в определенной степени вредит самому государству. Россия также не намерена закрывать глаза на снос советских памятников на польской территории, и инициирует различные меры для этого. Особенности сложившейся ситуации:Стратегической целью Варшавы является желание сделать Польшу центром Европы и получить главенствующее место в Брюсселе.
  2. В стране недостаточно ресурсов для выполнения заявленных планов, и экономическое сотрудничество с Востоком может помочь Польше.
  3. Улучшению отношений с Россией препятствует открытая поддержка поляками Вашингтона и размещение баз НАТО.
  4. Направление политики Польша — России в положительное русло тормозит электоральный марафон в стране – выборы в Сейм, Европарламент, президентские выборы.

На этом фоне русофобные настроения в государстве могут усилиться. Учитывая исторические особенности польско-российских отношений, рассчитывать на поиск взаимовыгодного политического компромисса между сторонами не приходится. С большей вероятностью поляки продолжат курс на Запад. Хорошие экономические перспективы мог бы принести стране проект «Нового Шелкового Пути» с вливанием внушительных инвестиций. Но для полноценной поддержки китайских инициатив в рамках этого проекта нужно прийти к соглашению о транзите товаров из Китая через российско-польскую границу.

Даже географическое положение стран говорит о необходимости политического и экономического сотрудничества. Обострение отношений государств вызваны и поддержкой поляками Украины, и участием в переговорах с Вашингтоном относительно размещения натовских баз, и трагедией под Смоленском, и вечным вопросом Катыни. Быстро наладить конструктивный диалог с восточным соседом вряд ли получится при нынешнем раскладе политических сил в Польше. Но если этого не сделать, по мнению аналитиков страна рискует не получить центральное место в Европе, на которое претендует и остаться периферией Востока и Запада.

Военная политика Польши

В 1999 году стартовала история членства государства в Североатлантическом Альянсе. Политика Польши в НАТО в настоящий момент является отправной точкой военной позиции страны в Европе. Вступлению в НАТО предшествовала модернизация вооруженных сил и военной инфраструктуры страны. Руководством государства был выбран путь на интеграцию в Североатлантический Альянс.

Хотя работа о сотрудничестве велась задолго до вступления Польши в НАТО, со стороны Альянса первая конкретная декларация была озвучена в 1992 году, и официально курс на интеграцию на Запад установил Лех Валенса. Но Вооруженные силы страны не соответствовали требованиям Альянса, что заметно оттянуло дату принятия в НАТО. Евроатлантический выбор, не смотря на внутренние политические конфликты в Польше, ни разу не пошатнулся. Сотрудничество в рамках Североатлантического блока принесло государству определенные выгоды:

  • Проведение совместных военных учений, участие польских подразделений в миротворческих операциях.
  • Вооруженные Силы Польши в настоящий момент насчитывают 120 тысяч профессиональных военнослужащих – седьмая армия НАТО.
  • Проведены глубокие реформы военной инфраструктуры и самой польской армии, включая перевооружение и модернизацию.
  • Включение Польши в программу инвестирования НАТО в области безопасности, миротворческие миссии в Ираке и Афганистане.

Опыт Польши в Альянсе продемонстрировал стратегический, многоаспектный и долгосрочный характер сотрудничества. Гибридная война Украины и России дает натовским войскам обоснование пребывания на территории Польши и Балтии в рамках военных учений. Государство однозначно заявляет об укреплении своих позиций в военной политике и требует большего присутствия войск Альянса на своей территории.

Такой подход усложняет построение прагматичных отношений с Россией, и отчасти вредит Польше. Размещение в стране американской военной базы на постоянной основе и стабильное «заигрывание» с Вашингтоном ставят под сомнение возможности Германии и Франции самостоятельно разобраться с вопросами безопасности в Европе. Современный курс поляков совершенно противоположен политике Польши в 20 веке, когда речь шла о консолидации с Россией в рамках «холодной войны» против США.

Никогда не была идеальным коммуни­стическим государством. Говорят, что Сталин сравнивал польских коммунистов с редиской - снаружи красная, но внутри абсолютно белая.

Неудивительно, что в 1946 году коммунистам был дан зеленый свет национализировать эко­номику страны в референдуме «три да». В после­дующие годы все правые политические партии были объявлены вне закона и была сформиро­вана социалистическая коалиция для руководства Польской Народ­ной Республикой (ПНР) без реальной оппозиции. ПНР шла более или менее в ногу с Москвой. Польским гражданам не приш­лось жить с секретной полицией, как Штази в ГДР или КГБ в Советском Союзе. К 1949 году Польская объединенная рабочая партия (ПОРП) стала единственной политиче­ской силой в стране.

В 1949 году Польша вступила в Совет эконо­мической взаимопомощи (СЭВ), блок, где гла­венствовал Советский Союз. В начале 1950-х го­дов произошло установление жесткого ста­линского правления, включая дальнейшую национализацию, коллективизацию сельского хозяйства и преследование духовенства. В 1955 году Польша вступила в организацию Варшавского договора.

Усиление сталинизма, напротив, привело к обращению поляков к католической церкви, которая была единственной организацией вне коммунистического контроля, разрешенной правительством. В 1956 году в Познани про­изошли забастовки, а в 1960-х годах имела место некоторая либерализация. Экономика слабо развивалась, и в 1970 году в Гданьске произошли беспорядки из-за роста цен на продукты питания.

Первые массовые признаки недовольства коммунистической системой были видны при широко отмечаемом избрании Кароля Войтылы папой Иоанном Павлом II в 1978 году. Когда новый папа год спустя посетил родину, его при­ветствовала самая большая группа людей за всю польскую историю. Католическая церковь, которая всегда противостояла коммунистиче­ской пропаганде, вдруг встала во главе полити­ческих сил страны.

Солидарность и военное положение

В 1980 году электрик гданьской верфи Лех Валенса вывел группу рабочих, бастующих против 100%-ного повышения цен на продукты пита­ния. Был создан профсоюз «Солидарность», поддержанный бастующими шахтерами Силезии, а также рабочими балтийских портов. Бастующие получили широкую поддержку, включая католическую церковь и интеллиген­цию. В требованиях из 21 пункта были перечи­слены права, за которые вскоре началась борь­ба во всем восточном блоке. К июню 1980 года правительство официально признало «Соли­дарность» и пошло на уступки.

После признания «Солидарности» под давле­нием Москвы польское правительство отказалось от этого решения. В декабре 1981 года под руководством генерала Ярузельского было объя­влено военное положение. Военная полиция арестовала лидеров и активистов «Солидарно­сти», включая Валенсу, и профсоюз официально был распущен. В этот период гражданские сво­боды перестали существовать. Улицы патрули­ровались танками, были возведены блокпосты, так как все дорожное движение было под кон­тролем и тысячи людей были задержаны без официального предъявления обвинения.

К 1982 году правительство надеялось, что оно достаточно ослабило «Солидарность», Валенса был освобожден из тюрьмы, и в сле­дующем году военное положение было отме­нено. Однако надежды были напрасны, так как Валенса получил в том же году Нобелевскую премию мира, свидетельствовавшую о между­народном признании и симпатиях к борющей­ся организации. Убийство священника Ежи Попелюшко, который положительно отно­сился к «Солидарности», секретной полицией поколебало веру правительству.

Пока Ярузельский проигрывал борьбу против «Солидарности», страна стол­кнулась с серьезным финансовым кри­зисом. Поскольку она была на грани банкротства, все товары экспортирова­лись за твердую западную валюту, мало оста­вляя для внутреннего потребления. Все поляки, которые жили в 1980-е годы, помнят этот период как время лишений. По городским квар­талам вились очереди в магазины, и многие еще помнят ряды пустых полок с одними лишь бутылками уксуса.

Чтобы достичь приличного уровня жизни в этот период, многие доставали контрабандные товары через друзей и знакомых. Такие связи существуют по сей день и во многих случаях помогают объяснить, как бизнес может рабо­тать в этой стране.

Падение коммунистического режима

К концу 1980-х годов отчаянная экономическая ситуация вместе с ветром политических изме­нений, пронесшимся над Центральной и Вос­точной Европой, привели к концу коммунисти­ческого режима в . В последней попыт­ке достичь компромисса и избежать анархии Ярузельский пригласил представителей «Соли­дарности», в том числе Леха Валенсу, к участию в серии круглых столов. Следствием был ком­промисс, по которому «Солидарность» призна­валась легально, и ей разрешалось выдвинуть своих кандидатов на ограниченное число мест на парламентских выборах. Правительство потерпело крах, когда кандидаты «Солидарно­сти» с легкостью получили все места, на кото­рые выдвигались.

Для членов ПОРП это был случай для прыжка с тонущего корабля, и в 1989 году популярный жур­налист и советник «Солидарности» Тадеуш Мазовецкий был выбран руководителем временного правительства перед открытыми президентскими выборами следующего года. И снова Лех Валенса с легко­стью выиграл выборы, став первым посткомму­нистическим президентом.

Следующие годы были трудными для боль­шинства поляков, так как им пришлось распла­чиваться за суровые меры, но царила атмосфера изменений, и большая часть населения была готова страдать сегодня ради лучшего завтра. Дух предпринимательства начал проявляться в стране, так как почти все кто мог были вовлече­ны в сферу бизнеса от дочерних компаний пре­стижных западных фирм до продажи выращен­ной продукции с грузовика или автомобиля.

К настоящему

Польский экономический рост был на удивле­ние стабильным, и стране удалось избежать эко­номического кризиса, которому подверглись многие другие страны Центральной Европы. Несмотря на это, энтузиазм 1990-х годов осла­бевал по мере того, как программы реформ и приватизации завели в трясину обвинений запустения и коррупции, а «серая» и «черная» экономики процветали. Много надежд возлага­лось на вступление в Европейский союз для оздоровления экономики страны.

Польша в ХХ веке: Очерки политической истории. М.: «Индрик», 2012. 952 с.

Фундаментальная монография на актуальную научную тему написана историками ряда институтов РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова и Пермского государственного университета на базе современной отечественной и зарубежной литературы и документов, в том числе новых, из архивов России и Польши. В книге исследуется политическое развитие страны с конца XIX и до начала XXI в. Показаны процесс рождения польских политических движений и партий в борьбе за независимое государство, оформление и эволюция партийно-политической системы от парламентской демократии к режиму «санации» в межвоенное время; представлены политически многоликое движение Сопротивления 1939–1945 гг., противостояние сил в определении границ и облика послевоенной Польши. Значительное внимание уделено роли СССР в решении польского вопроса, включению Польши в сферу его интересов; участию в подавлении подполья, содействию властной гегемонии коммунистов и созданию системы народной демократии. Рассмотрены монополизация власти коммунистами и особенности режима советского типа, попытки его демократизации, причины и итоги кризиса 1956 г., переход ПОРП к авторитарным методам управления, специфика курса партии в 60–70-е гг.; показаны рождение движения «Солидарность», его внутренняя эволюция, особенности продвижение Польши от государственного социализма к демократии западного образца в конце XX в.

Редакционная коллегия: Г. Ф. Матвеев, А. Ф. Носкова (отв. ред.), Л. С. Лыкошина

Рецензенты: доктор исторических наук Е. Ю. Гуськова, доктор исторических наук Л. Н. Шишелина

К читателям XXI века

Раздел I. Последние годы неволи

Очерк I. Поиск новых путей к независимости

I.1. Польские земли на рубеже веков

I.2. Формирование новой политической сцены

I.3. Революция 1905–1907 гг.

Очерк II. Канун великой войны. Россия и польский вопрос

II. 1. Борьба за язык и умы в Царстве Польском

II.2. Борьба за язык и землю в Германии

II.3. Политическая жизнь на польских землях Австро-Венгрии (Галиция)

Очерк III. Великая война и судьбы польского вопроса

III.1. Довоенные концепции решения польского вопроса: проверка практикой

III.3. На пути к окончательному решению польского вопроса

Примечания

Р а з д е л II. Вторая Речь Посполитая (1918–1939)

Очерк I. Конституирование Польской республики 1918–1923 гг.

I.1. Становление институтов государственной власти: правительство, начальник государства, парламент, армия

I.2 Политическая система периода учредительного сейма

I.3. Борьба за международно-правовое признание Польши и ее границ

I.4. Конфликт между Ю. Пилсудским и парламентом по вопросам внешней и военной политики. Конституция 1921 г.

Очерк II. Польская демократия образца 1921 г. в действии

II.1. Первый кризис режима парламентской демократии

II.2. Начальный этап становления «польского большинства» в сейме

II.3. От правительства национального единства к государственному перевороту 1926 г.

Очерк III. На пути к квазипрезидентской республике

III.1. Легитимизация режима «санации» и корректировка политической системы

III.2. Борьба за овладение парламентом

III.3. Начальный этап консолидации оппозиции

Очерк IV. Политическая система режима «санации»

IV.1. Подчинение парламента и плоды триумфа «санации»

IV.2. Решение конституционного вопроса

IV.3. Внешнеполитический маневр Пилсудского

Очерк V. Польша после Пилсудского

V.1. Общественное фиаско «санации». Перегруппировка политических сил

V.2. Зигзаги внешней политики

Примечания

Раздел III. Военные годы: от сентябрьской катастрофы к освобождению и возрождению страны (1939–1945)

Очерк I. Сентябрь 1939 - июнь 1941 г.: Военно-политическое поражение «санации». Правительство в эмиграции. Организация сопротивления

I.1. Накануне нападения Германии

I.3. Польские земли под властью гитлеровцев: оккупационный режим, германизация, депортации, террор

I.4. Правительство в эмиграции: политический облик, организация сопротивления, международное взаимодействие

I.5. Западная Украина и Западная Белороссия: советизация, деполонизация власти, репрессии

Очерк II. Июль 1941 - 1943 г. Советско-польские отношения. Консолидация левых сил. Размежевание в подполье. Конференция в Тегеране

II.1. Советско-польские отношения: декларации, противоречия, интересы

II.2. Правительственные подпольные структуры. Армия Крайова и переход к боевым действиям

II.3. Консолидация левых организаций. ППР и попытка объединения подполья

II.4. Разрыв отношений Москвы с правительством Польши. Перемены в подполье. Польский вопрос на конференции в Тегеране

Очерк III. СССР и оформление левой альтернативы. Противостояние в борьбе за власть и границы (1943 - январь 1945 г.)

III.1. Польская эмиграция в СССР: общественно-политические и военные организации

III.2. Весна 1944 г.: тактика «лондонского» правительства и шаги Москвы

III.3. Решающее лето: КРН в Москве, встречи в Лондоне, создание ПКНО

III.4. Варшавское восстание: обреченность замысла, героизм повстанцев. Советско-англо-польские переговоры

III.5. Положение на освобожденных землях. От ПКНО к Временному правительству

Очерк IV. От Временного правительства к правительству национального единства и международному признанию (январь–август 1945 г.)

IV.1. Освобождение; ситуация в стране. Польские проблемы на конференции в Ялте

IV.2. Реализация Ялтинских договоренностей. Польский аспект конференции в Потсдаме

Примечания

Раздел IV. От народной демократии к сталинизму. кризис 1956 г. и попытки десталинизации 1945–1959 гг.

Очерк I. Режим народной демократии: замыслы и реальность (лето 1945 - 1947 гг.)

I.1. Новая политическая «сцена»: правящая коалиция и оппозиция

I.2. Проба сил: избирательный блок и референдум

I.3. ППР–ППС: политические противоречия. Выборы в сейм

I.4. Закат» ПСЛ. «Польский путь к социализму»

Очерк II. От политической гегемонии ППР к монопольной власти ПОРП (1947–1948 гг.)

II.1. Начало холодной войны. Создание Коминформбюро и перемены в курсе ППР

II.2. На пути к объединению ППР и ППС. Отставка В. Гомулки и создание ПОРП

Очерк III. Сталинизм в польском варианте (1949–1953 гг.)

III.1. Властная монополия ПОРП. Формирование правящего слоя. Конституция 1852 г.

III.2. Политические репрессии: инструмент устрашения общества, и большевизации ПОРП

III.3. Государство и Польская римско-католическая церковь: от содействия возрождению к конфронтации и присяге на верность власти

Очерк IV. Общественно-политический кризис 1956 г. и попытки десталинизации (1953–1959)

IV.1. Предкризисная ситуация: «брожение умов»

IV.2. ХХ съезд КПСС. Начало перемен. Беспорядки в Познани. VII пленум ЦК ПОРП

IV.3. Политический перелом: VIII пленум ЦК ПОРП и встреча в Бельведере

IV.4. После кризиса: попытки десталинизации. Выборы в сейм

IV.5. Рост недовольства. Перемены в церковной политике государства. Советско-польские переговоры

Примечания

Раздел V. Социализм эпохи Владислава Гомулки и Эдварда Герека (1960–1970-е годы)

Очерк I. Политическая ситуация в стране в 1959–1967 гг.

I.1. Ужесточение политики ПОРП на рубеже 1950–1960-х годов. Нарастание оппозиционных настроений среди творческой интеллигенции

I.2. Политика Гомулки по отношению к католической церкви

I.3. Группировки в руководстве ПОРП

I.4. Экономическая политика и социальные проблемы

Очерк II. Кризис 1968 г.: студенческий бунт, репрессии, «кадровая революция»

II.2. Гомулка и «пражская весна»

II.3. Советско-польские отношения

Очерк III. Конец эпохи В. Гомулки

III.1. Подспудная борьба за власть в 1969–1970 гг.

III.2. Механизмы осуществления власти

Очерк IV. На волне морально-политического подъема (1971–1976 гг.)

IV.1. Новый политический стиль Э. Герека. Стабилизация положения в стране

IV.2. Новая концепция развития Польши. Формирование «команды»

IV.3. По пути успехов

IV.4. Появление первых трудностей

IV.5. Отношения Герека с католической церковью

IV.6. Настроения оппозиционной интеллигенции

IV.7. Советско-польские отношения

Очерк V. Трудное пятилетие (1976–1980 гг.)

V.1. Драматические события июня 1976 г.

V.2. Нарастание трудностей

V.3. Зарождение внесистемной оппозиции

V.4. Накануне нового взрыва

Примечания

Раздел VI. На пути от социализма к демократии (80-е годы XX – начало XXI в.)

Очерк I. «Солидарность»: легенда 80-х и реальность (1980–1989 гг.)

I.1. Становление «Солидарности». Противостояние власти и профсоюза

I.3. Первый съезд «Солидарности»: выработка программы действий

I.4. Введение военного положения. «Солидарность» в подполье: поиски новой тактики борьбы

I.5. Трудное сближение власти и оппозиции

I.6. Польская «рефолюция», или «круглый стол»

Очерк II. Движение «политического маятника» (90-е годы ХХ в. - начало ХХI в.)

II.1. Взрыв многопартийности. Несолидарная «Солидарность». Выборы 1990 г.

II.2. Формирование партийной системы и парламентские выборы 1991 г.

II.3. Горькие плоды политического плюрализма. Парламент в 1991–1993 гг.

II.4. «Новые левые» в новой Польше

II.5. Движение политического маятника вправо. Парламентские выборы 1997 г.

II.6. Левица вновь во власти

II.7. Правый поворот. «Гражданская платформа» - партия прагматиков

II.8 Партия «Право и справедливость» и «польско-польская война»

II.9. Левица в оппозиции

II.10. Популизм в политической жизни Польши

II.11. Президентские выборы 2010 г.

Очерк III. Геополитические приоритеты Республики Польша

III.1. Российско-польские отношения на рубеже веков

III.2. Польша на пути в ЕС и НАТО

III.3. Польша в региональном сотрудничестве

Первые достоверные сведения о Польше относятся ко второй половине 10 в. Польша уже тогда была сравнительно большим государством, созданным династией Пястов путем объединения нескольких племенных княжеств. Первый исторически достоверный правитель Польши – Мешко I (правил в 960–992) из династии Пястов, владения которого – Великая Польша – находились между реками Одра и Висла. При правлении Мешко I, который боролся с германской экспансией на восток, поляки в 966 были обращены в христианство латинского обряда. В 988 Мешко присоединил к своему княжеству Силезию и Поморье, а в 990 – Моравию. Его старший сын Болеслав I Храбрый (годы правления 992–1025) стал одним из самых выдающихся правителей Польши. Он установил свою власть на территории от Одры и Нысы до Днепра и от Балтийского моря до Карпат. Укрепив самостоятельность Польши в войнах со Священной Римской империей, Болеслав принял титул короля (1025). После смерти Болеслава усилившаяся феодальная знать выступила против центральной власти, что привело к отделению от Польши Мазовии и Поморья.

Феодальная раздробленность

Болеслав III (годы правления 1102–1138) вернул Поморье, но после его смерти территория Польши была разделена между его сыновьями. Старший – Владислав II – получил власть над столицей Краковом, Великой Польшей и Поморьем. Во второй половине 12 в. Польша, как и ее соседи Германия и Киевская Русь, распалась. Распад привел к политическому хаосу; вассалы вскоре отказались признавать полновластие короля и с помощью церкви значительно ограничили его власть.

Тевтонские рыцари

В середине 13 в. монголо-татарское нашествие с востока опустошило бльшую часть Польши. Не менее опасными для страны были непрекращающиеся набеги язычников-литовцев и пруссов с севера. Чтобы защитить свои владения, князь Мазовии Конрад в 1226 пригласил в страну тевтонских рыцарей из военно-религиозного ордена крестоносцев. В течение непродолжительного времени тевтонские рыцари завоевали часть прибалтийских земель, которая позже стала называться Восточной Пруссией. Эту землю заселили немецкие колонисты. В 1308 государство, созданное тевтонскими рыцарями, отрезало Польше выход к Балтийскому морю.

Упадок центральной власти

В результате раздробленности Польши стала возрастать зависимость государства от высшей аристократии и мелкопоместного дворянства, в чьей поддержке оно нуждалось для защиты от внешних врагов. Истребление населения монголо-татарами и литовскими племенами привело к притоку на польские земли немецких поселенцев, которые либо сами создавали города, управлявшиеся по законам Магдебургского права, либо получали земли как свободные крестьяне. В отличие от них польские крестьяне, подобно крестьянам почти всей Европы того времени, стали постепенно попадать в крепостную зависимость.

Воссоединение большей части Польши осуществил Владислав Локеток (Ладислав Короткий) из Куявии – княжества в северо-центральной части страны. В 1320 он был коронован как Владислав I. Однако национальное возрождение в большей степени связано с успешным правлением его сына, Казимира III Великого (годы правления 1333–1370). Казимир укрепил королевскую власть, реформировал управление, юридическую и денежную системы по западному образцу, обнародовал свод законов, получивший наименование «Вислицкие статуты» (1347), облегчил положение крестьян и разрешил поселиться в Польше евреям – жертвам религиозного преследования в Западной Европе. Ему не удалось вернуть выход к Балтийскому морю; он также потерял Силезию (отошедшую к Чехии), но захватил на востоке Галицию, Волынь и Подолье. В 1364 Казимир основал в Кракове первый польский университет – один из старейших в Европе. Не имея сына, Казимир завещал королевство своему племяннику Людовику I Великому (Людовику Венгерскому), в то время одному из самых влиятельных монархов Европы. При Людовике (годы правления 1370–1382) польские дворяне (шляхта) получили т.н. Кошицкий привилей (1374), согласно которому они освобождались почти от всех податей, получив право не платить налоги выше определенной суммы. Взамен дворяне обещали передать престол одной из дочерей короля Людовика.

Династия Ягеллонов

После смерти Людовика поляки обратились к его младшей дочери Ядвиге с просьбой стать их королевой. Ядвига вышла замуж за Ягелло (Йогайла, или Ягайло), великого князя Литовского, который правил в Польше под именем Владислава II (годы правления 1386–1434). Владислав II принял христианство сам и обратил в него литовский народ, основав одну из могущественных династий в Европе. Обширные территории Польши и Литвы были объединены в мощный государственный союз. Литва стала последним языческим народом в Европе, принявшим христианство, поэтому пребывание здесь тевтонского ордена крестоносцев теряло свой смысл. Однако крестоносцы уходить уже не собирались. В 1410 поляки и литовцы нанесли поражение Тевтонскому ордену в битве при Грюнвальде. В 1413 они утвердили польско-литовскую унию в Городло, и в Литве появились общественные институты польского образца. Казимир IV (годы правления 1447–1492) пытался ограничить власть дворян и церкви, но был вынужден подтвердить их привилегии и права сейма, в который входили высшее духовенство, аристократия и мелкопоместное дворянство. В 1454 он даровал дворянам Нешавские статуты, аналогичные английской Хартии вольностей. Тринадцатилетняя война с Тевтонским орденом (1454–1466) закончилась победой Польши, и по договору в Торуни 19 октября 1466 Польше были возвращены Поморье и Гданьск. Орден признал себя вассалом Польши.

Золотой век Польши

16 в. стал золотым веком польской истории. В это время Польша была одной из крупнейших стран Европы, она преобладала в Восточной Европе, а ее культура достигла расцвета. Однако возникновение централизованного Русского государства, которое претендовало на земли бывшей Киевской Руси, объединение и усиление Бранденбурга и Пруссии на западе и севере и угрозы воинственной Османской империи на юге представляли большую опасность для страны. В 1505 в Радоме король Александр (годы правления 1501–1506) вынужден был принять конституцию «ничего нового» (лат. nihil novi), в соответствии с которой парламент получил право равного голоса с монархом при принятии государственных решений и право вето на все вопросы, касавшиеся дворянства. Парламент по этой конституции состоял из двух палат – сейма, в котором было представлено мелкопоместное дворянство, и сената, представлявшего высшую аристократию и высшее духовенство. Протяженные и открытые границы Польши, а также частые войны вынуждали иметь мощную обученную армию для того, чтобы обеспечивать безопасность королевства. Монархи испытывали недостаток средств, необходимых для содержания такой армии. Поэтому они вынуждены были получать санкцию парламента на любые крупные расходы. Аристократия (можновладство) и мелкопоместное дворянство (шляхта) требовали привилегий за свою лояльность. В результате в Польше сформировался строй «мелкопоместной дворянской демократии», с постепенным расширением влияния самых богатых и могущественных магнатов.

Речь Посполита

В 1525 Альбрехт Бранденбургский, великий магистр тевтонских рыцарей, принял лютеранство, и польский король Сигизмунд I (годы правления 1506–1548) позволил ему преобразовать владения Тевтонского ордена в наследственное герцогство Пруссия под польским сюзеренитетом. В период правления Сигизмунда II Августа (1548–1572), последнего короля из династии Ягеллонов, Польша достигла наибольшего могущества. Краков стал одним из самых крупных европейских центров гуманитарных наук, архитектуры и искусства Возрождения, польской поэзии и прозы, а в течение ряда лет – центром реформации. В 1561 Польша присоединила Ливонию, а 1 июля 1569, в разгар Ливонской войны с Россией, личная королевская польско-литовская уния была заменена Люблинской унией. Единое польско-литовское государство стало называться Речью Посполитой (польск. «общее дело»). С этого времени один и тот же король должен был избираться аристократией в Литве и Польше; действовали один парламент (сейм) и общие законы; в обращение вводились общие деньги; в обеих частях страны стала общепринятой религиозная терпимость. Последний вопрос имел особое значение, так как значительные территории, завоеванные в прошлом литовскими князьями, были населены православными христианами.

Выборные короли: упадок польского государства.

После смерти бездетного Сигизмунда II центральная власть в огромном польско-литовском государстве стала ослабевать. На бурном заседании сейма был избран новый король Генрих (Генрик) Валуа (годы правления 1573–1574; позже он стал Генрихом III Французским). При этом его заставили принять принцип «вольной элекции» (выборов короля шляхтой), а также «пакт согласия», которым должен был присягать каждый новый монарх. Право короля выбирать своего наследника передавалось сейму. Королю также запрещалось объявлять войну или увеличивать налоги без согласия парламента. Ему следовало быть нейтральным в религиозных вопросах, он должен был жениться по рекомендации сената. Совет, состоявший из 16 назначенных сеймом сенаторов, постоянно давал ему рекомендации. Если король не исполнял какой-либо из артикулов, народ мог отказать ему в повиновении. Таким образом, Генриковы артикулы изменили статус государства – от ограниченной монархии Польша перешла к аристократической парламентской республике; глава исполнительной власти, избиравшийся пожизненно, не обладал достаточными для управления государством полномочиями.

Стефан Баторий (годы правления 1575–1586). Ослабление верховной власти в Польше, имевшей протяженные и плохо защищенные границы, но агрессивных соседей, власть которых базировалась на централизации и военной силе, во многом предопределила будущий крах польского государства. Генрих Валуа правил только 13 месяцев, а затем уехал во Францию, где получил трон, освободившийся после смерти его брата Карла IX. Сенат и сейм не смогли договориться о кандидатуре следующего короля, и шляхта избрала, наконец, королем князя Трансильвании Стефана Батория (годы правления 1575–1586), отдав ему в жены принцессу из династии Ягеллонов. Баторий укрепил польскую власть над Гданьском, вытеснил Ивана Грозного из Прибалтики и вернул Ливонию. Внутри страны он добился лояльности и помощи в борьбе против Османской империи со стороны казаков – беглых крепостных, которые организовали военную республику на обширных равнинах Украйны – своего рода «пограничную полосу», протянувшуюся от юго-востока Польши к Черному морю вдоль Днепра. Баторий дал привилегии евреям, которым было разрешено иметь собственный парламент. Он реформировал судебную систему, а в 1579 основал университет в Вильне (Вильнюсе), который стал форпостом католицизма и европейской культуры на востоке.

Сигизмунд III Ваза. Ревностный католик, Сигизмунд III Ваза (годы правления 1587–1632), сын Юхана III Шведского и Екатерины, дочери Сигизмунда I, решил создать для борьбы с Россией польско-шведскую коалицию и вернуть Швецию в лоно католицизма. В 1592 он стал шведским королем.

Для распространения католицизма среди православного населения на соборе в Бресте в 1596 была учреждена униатская церковь, которая признавала верховенство папы римского, но продолжала использовать православную обрядность. Возможность захватить московский престол после пресечения династии Рюриковичей вовлекла Речь Посполиту в войну с Россией. В 1610 польские войска оккупировали Москву. Вакантный царский трон был предложен московскими боярами сыну Сигизмунда, Владиславу. Однако москвичи восстали, и с помощью народного ополчения под руководством Минина и Пожарского поляки были изгнаны из Москвы. Попытки Сигизмунда ввести абсолютизм в Польше, который в те времена уже господствовал в остальной Европе, привели к мятежу шляхты и потере престижа короля.

После смерти в 1618 Альбрехта II Прусского правителем герцогства Пруссия стал курфюрст Бранденбургский. С этого времени владения Польши на побережье Балтийского моря превратились в коридор между двумя провинциями одного и того же германского государства.

Упадок

Во время правления сына Сигизмунда – Владислава IV (1632–1648) украинские казаки подняли восстание против Польши, войны с Россией и Турцией ослабили страну, а шляхта получила новые привилегии в виде политических прав и освобождения от налогов на доходы. При правлении брата Владислава Яна Казимира (1648–1668) казачья вольница стала вести себя еще более воинственно, шведы оккупировали бльшую часть Польши, включая столицу – Варшаву, а король, оставленный своими подданными, был вынужден спасаться бегством в Силезию. В 1657 Польша отказалась от суверенных прав на Восточную Пруссию. В результате неудачных войн с Россией Польша по Андрусовскому перемирию (1667) потеряла Киев и все районы восточнее Днепра. В стране начался процесс дезинтеграции. Магнаты, создавая союзы с соседними государствами, преследовали собственные цели; мятеж князя Ежи Любомирского поколебал основы монархии; шляхта продолжала заниматься самоубийственной для государства защитой собственных «свобод». С 1652 она стала злоупотреблять пагубной практикой «либерум вето», которая позволяла любому депутату блокировать не нравящееся ему решение, требовать роспуска сейма и выдвигать любые предложения, которые должны были рассматриваться уже следующим его составом. Пользуясь этим, соседние державы путем подкупа и других средств неоднократно срывали проведение неугодных для них решений сейма. Король Ян Казимир был сломлен и отрекся от польского трона в 1668, в самый разгар внутренней анархии и раздора.

Внешняя интервенция: прелюдия к разделу

Михаил Вишневецкий (годы правления 1669–1673) оказался беспринципным и бездеятельным монархом, который подыгрывал Габсбургам и уступил Подолье туркам. Его преемник, Ян III Собеский (годы правления 1674–1696), вел успешные войны с Османской империей, спас Вену от турок (1683), но был вынужден уступить некоторые земли России по договору о «Вечном мире» в обмен на ее обещания помощи в борьбе против крымских татар и турок. После смерти Собеского польский трон в новой столице страны Варшаве в течение 70 лет занимали иностранцы: курфюрст Саксонии Август II (годы правления 1697– 1704, 1709–1733) и его сын Август III (1734–1763). Август II фактически подкупил выборщиков. Объединившись в союз с Петром I, он вернул обратно Подолье и Волынь и прекратил изнурительные польско-турецкие войны, заключив с Османской империей Карловицкий мир в 1699. Польский король безуспешно пытался отвоевать балтийское побережье у короля Швеции Карла XII, который в 1701 вторгся в Польшу, а в 1703 взял Варшаву и Краков. Август II был вынужден уступить трон в 1704–1709 Станиславу Лещинскому, которого поддерживала Швеция, но вновь вернулся на престол, когда Петр I разбил Карла XII в битве под Полтавой (1709). В 1733 поляки, поддержанные французами, избрали Станислава королем во второй раз, но русские войска вновь отстранили его от власти.

Станислав II: последний польский король. Август III был не более чем марионеткой России; патриотически настроенные поляки всеми силами пытались спасти государство. Одна из фракций сейма, которой руководил князь Чарторыский, попыталась отменить пагубное «либерум вето», тогда как другая, возглавлявшаяся могущественным родом Потоцких, противилась всякому ограничению «свобод». Отчаявшись, партия Чарторыского начала сотрудничать с русскими, и в 1764 Екатерина II, императрица России, добилась избрания своего фаворита Станислава Августа Понятовского королем Польши (1764–1795). Понятовский оказался последним королем Польши. Российский контроль стал особенно явным при князе Н.В.Репнине, который, будучи послом в Польше, в 1767 заставил сейм Польши принять его требования о равноправии конфессий и сохранении «либерум вето». Это привело в 1768 к восстанию католиков (Барская конфедерация) и даже к войне между Россией и Турцией.

Разделы Польши. Первый раздел

В самый разгар русско-турецкой войны 1768–1774 Пруссия, Россия и Австрия осуществили первый раздел Польши. Он был произведен в 1772 и ратифицирован сеймом под давлением оккупантов в 1773. Польша уступила Австрии часть Поморья и Куявии (исключая Гданьск и Торунь) Пруссии; Галицию, Западное Подолье и часть Малой Польши; восточная Белоруссия и все земли к северу от Западной Двины и к востоку от Днепра отошли к России. Победители установили для Польши новую конституцию, которая сохранила «либерум вето» и выборную монархию, и создали Государственный совет из 36 выборных членов сейма. Раздел страны пробудил общественное движение за реформы и национальное возрождение. В 1773 был распущен Орден иезуитов и создана комиссия по народному образованию, целью которой стала реорганизация системы школ и училищ. Четырехлетний сейм (1788–1792), возглавляемый просвещенными патриотами Станиславом Малаховским, Игнацы Потоцким и Гуго Коллонтаем, 3 мая 1791 принял новую конституцию. По этой конституции Польша становилась наследственной монархией с министерской системой исполнительной власти и парламентом, избираемым каждые два года. Принцип «либерум вето» и другие пагубные порядки отменялись; города получили административную и судебную автономию, а также представительство в парламенте; крестьяне, власть шляхты над которыми сохранялась, рассматривались как сословие, находящееся под государственным покровительством; были приняты меры, подготавливавшие отмену крепостного права и организацию регулярной армии. Нормальная работа парламента и реформы стали возможны лишь потому, что Россия была вовлечена в затяжную войну со Швецией, а Турция поддержала Польшу. Однако против конституции выступили магнаты, образовавшие Тарговицкую конфедерацию, по призыву которой в Польшу вошли войска России и Пруссии.

Второй и третий разделы

23 января 1793 Пруссия и Россия осуществили второй раздел Польши. Пруссия захватила Гданьск, Торунь, Великую Польшу и Мазовию, а Россия – бльшую часть Литвы и Белоруссии, почти всю Волынь и Подолье. Поляки сражались, но были разбиты, реформы Четырехлетнего сейма были отменены, а оставшаяся часть Польши превратилась в марионеточное государство. В 1794 Тадеуш Костюшко возглавил массовое народное восстание, которое закончилось поражением. Третий раздел Польши, в котором участвовала Австрия, был произведен 24 октября 1795; после этого Польша как самостоятельное государство исчезла с карты Европы.

Иностранное правление. Великое княжество Варшавское

Хотя польское государство перестало существовать, поляки не оставляли надежды на восстановление своей независимости. Каждое новое поколение боролось, либо присоединяясь к противникам держав, разделивших Польшу, либо поднимая восстания. Как только Наполеон I начал свои военные кампании против монархической Европы, во Франции были сформированы польские легионы. Разгромив Пруссию, Наполеон создал в 1807 из территорий, захваченных Пруссией во время второго и третьего разделов, Великое княжество Варшавское (1807–1815). Два года спустя к нему добавились территории, вошедшие в состав Австрии после третьего раздела. Миниатюрная Польша, политически зависимая от Франции, имела территорию 160 тыс. кв. км и 4350 тыс. жителей. Создание Великого княжества Варшавского рассматривалось поляками как начало их полного освобождения.

Территория, находившаяся в составе России. После поражения Наполеона Венский конгресс (1815) утвердил разделы Польши со следующими изменениями: Краков был объявлен вольным городом-республикой под покровительством трех разделивших Польшу держав (1815–1848); западная часть Великого княжества Варшавского была передана Пруссии и стала называться Великим княжеством Познанским (1815–1846); другая его часть была объявлена монархией (т.н. Царство Польское) и присоединена к Российской империи. В ноябре 1830 поляки подняли восстание против России, но потерпели поражение. Император Николай I отменил конституцию Царства Польского и начал репрессии. В 1846 и 1848 поляки пытались организовать восстания, но потерпели неудачу. В 1863 вспыхнуло второе восстание против России, и после двух лет партизанской войны поляки вновь потерпели поражение. С развитием капитализма в России усилилась и русификация польского общества. Положение несколько улучшилось после революции 1905 в России. Польские депутаты заседали во всех четырех российских Думах (1905–1917), добиваясь автономии Польши.

Территории, контролировавшиеся Пруссией. На территории, находившейся под властью Пруссии, проводилась интенсивная германизация бывших польских районов, экспроприировались хозяйства польских крестьян, закрывались польские школы. Россия помогла Пруссии подавить Познанское восстание 1848. В 1863 обе державы заключили Альвенслебенскую конвенцию о взаимопомощи в борьбе с польским национальным движением. Несмотря на все усилия властей, в конце 19 в. поляки Пруссии все еще представляли собой сильную, организованную национальную общность.

Польские земли в составе Австрии

На австрийских польских землях положение было несколько лучше. После Краковского восстания 1846 режим был либерализован, и Галиция получила административное местное управление; школы, учреждения и суды использовали польский язык; Ягеллонский (в Кракове) и Львовский университеты стали всепольскими культурными центрами; к началу 20 в. возникли польские политические партии (Национально-демократическая, Польская социалистическая и Крестьянская). Во всех трех частях разделенной Польши польское общество активно противодействовало ассимиляции. Сохранение польского языка и польской культуры стало главной задачей борьбы, которую вели интеллигенция, в первую очередь поэты и писатели, а также духовенство католической церкви.

Первая мировая война

Новые возможности для достижения независимости. Первая мировая война разделила ликвидировавшие Польшу державы: Россия воевала с Германией и Австро-Венгрией. Эта ситуация открыла судьбоносные возможности для поляков, но создала и новые трудности. Во-первых, поляки должны были воевать в противоборствующих армиях; во-вторых, Польша стала ареной сражений воюющих держав; в-третьих, обострились разногласия между польскими политическими группами. Консервативные национальные демократы во главе с Романом Дмовским (1864–1939) считали Германию главным врагом и желали победы Антанты. Их целью стало объединение всех польских земель под российским контролем и получение статуса автономии. Радикальные элементы, руководимые Польской социалистической партией (ППС), напротив, рассматривали поражение России как важнейшее условие достижения независимости Польши. Они полагали, что поляки должны создать собственные вооруженные силы. За несколько лет до начала Первой мировой войны Юзеф Пилсудский (1867–1935), радикальный лидер этой группы, приступил к военному обучению польской молодежи в Галиции. Во время войны он сформировал польские легионы и сражался на стороне Австро-Венгрии.

Польский вопрос

14 августа 1914 Николай I в официальной декларации обещал после войны объединить три части Польши в автономное государство в рамках Российской империи. Однако осенью 1915 бльшая часть российской Польши была оккупирована Германией и Австро-Венгрией, а 5 ноября 1916 монархи двух держав огласили манифест о создании самостоятельного Польского Королевства в российской части Польши. 30 марта 1917, после Февральской революции в России, Временное правительство князя Львова признало право Польши на самоопределение. 22 июля 1917 Пилсудский, воевавший на стороне Центральных держав, был интернирован, а его легионы расформированы за отказ принести присягу верности императорам Австро-Венгрии и Германии. Во Франции при поддержке держав Антанты в августе 1917 был создан Польский национальный комитет (ПНК) во главе с Романом Дмовским и Игнацы Падеревским; была сформирована также польская армия с главнокомандующим Юзефом Галлером. 8 января 1918 президент США Вильсон потребовал создания независимого Польского государства с выходом к Балтийскому морю. В июне 1918 Польша была официально признана страной, воюющей на стороне Антанты. 6 октября, в период распада и краха Центральных держав, Регентский совет Польши объявил о создании независимого польского государства, а 14 ноября передал Пилсудскому всю полноту власти в стране. К этому времени Германия уже капитулировала, Австро-Венгрия распалась, а в России шла гражданская война.

Образование государства

Новая страна столкнулась с большими трудностями. Города и села лежали в развалинах; отсутствовали связи в экономике, которая длительное время развивалась в рамках трех разных государств; Польша не имела ни собственной валюты, ни государственных учреждений; наконец, не были определены и согласованы с соседями ее границы. Тем не менее строительство государства и восстановление экономики осуществлялись быстрыми темпами. После переходного периода, когда у власти находился социалистический кабинет, 17 января 1919 премьер-министром был назначен Падеревский, а главой польской делегации на Версальской мирной конференции – Дмовский. 26 января 1919 состоялись выборы в сейм, новый состав которого утвердил Пилсудского главой государства.

Вопрос о границах

Западные и северные границы страны были определены на Версальской конференции, по решению которой Польше передавалась часть Поморья и выход к Балтийскому морю; Данциг (Гданьск) получил статус «вольного города». На конференции послов 28 июля 1920 была согласована южная граница. Город Цешин и его пригород Чески-Тешин были разделены между Польшей и Чехословакией. Ожесточенные споры между Польшей и Литвой по поводу Вильно (Вильнюса), этнически польского, но исторически литовского города, закончились его оккупацией поляками 9 октября 1920; присоединение к Польше было одобрено 10 февраля 1922 демократически избранной региональной ассамблеей.

21 апреля 1920 Пилсудский заключил союз с украинским лидером Петлюрой и начал наступление с целью освобождения Украины от большевиков. 7 мая поляки взяли Киев, но 8 июня, теснимые Красной Армией, начали отступать. В конце июля большевики находились на подступах к Варшаве. Однако полякам удалось отстоять столицу и отбросить противника; на этом война закончилась. Последовавший затем Рижский договор (18 марта 1921) представлял собой территориальный компромисс для обеих сторон и был официально признан конференцией послов 15 марта 1923.

Внешняя политика

Руководители новой Польской республики пытались обезопасить свое государство путем проведения политики неприсоединения. Польша не стала присоединяться к Малой Антанте, в которую входили Чехословакия, Югославия и Румыния. 25 января 1932 был заключен договор о ненападении с СССР.

После прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера в январе 1933 Польше не удалось установить союзнических отношений с Францией, тогда как Великобритания и Франция заключили «пакт о согласии и сотрудничестве» с Германией и Италией. После этого 26 января 1934 Польша и Германия заключили пакт о ненападении сроком на 10 лет, а вскоре был продлен срок действия аналогичного договора с СССР. В марте 1936, после военной оккупации Германией Рейнской области, Польша вновь безуспешно пыталась заключить соглашение с Францией и Бельгией о поддержке их Польшей в случае войны с Германией. В октябре 1938, одновременно с аннексией гитлеровской Германией Судетской области Чехословакии, Польша оккупировала чехословацкую часть Тешинской области. В марте 1939 Гитлер оккупировал Чехословакию и выдвинул территориальные притязания к Польше. 31 марта Великобритания, а 13 апреля Франция гарантировали территориальную целостность Польши; летом 1939 в Москве начались франко-англо-советские переговоры, направленные на сдерживание германской экспансии. Советский Союз в этих переговорах потребовал себе право на оккупацию восточной части Польши и одновременно вступил в тайные переговоры с нацистами. 23 августа 1939 был заключен германо-советский пакт о ненападении, секретные протоколы которого предусматривали раздел Польши между Германией и СССР. Обеспечив советский нейтралитет, Гитлер развязал себе руки. 1 сентября 1939 нападением на Польшу началась Вторая мировая война.




Top