Женщины шри-ланки - секрет гармонии.

Три главных экзамена русской женщины

Я просто пишу о том, что я вижу. И путешествия очень сильно расширяют мое мировоззрение.
Прожив месяц на Шри-Ланке, я свои выводы не изменила. Это другая страна. Другая культура. 75% населения – буддисты. Дальше – примерно в равных пропорциях христиане, индуисты и мусульмане. Живем мы не в туристическом месте, а в обычной деревне. То есть целый месяц смотрим жизнь изнутри. Общаемся с местными, ходим с ними вместе на рынки и так далее.

При всем при этом женщины здесь такие же, как в Марокко.
И очень сильно отличающиеся от русских.
Я долго искала эпитеты для описания восточных женщин. Пыталась выделить самое главное, неуловимое, что есть в каждой из них. И видимо, остановлюсь на том, что они:

* Спокойные и умиротворенные
* Естественные и искренние
* С чувством собственного достоинства

Эти три пункта очень сложно найти в обычной русской женщине.
Если они и есть – то очень часто не все три, не в полном объеме. Но что их такими делает? Почему они могут, а мы нет? Ведь Шри-Ланка страна не особо богатая. Едят они рис – в большинстве семей три раза в день, потому что это дешево. Ходят пешком – или ездят на мопедах. То есть с развитием страны это не связано. Тогда с чем? Скорее, с традициями и культурой.

Какие они, ланкийки?
Девочка с рождения и до смерти находится под защитой.
Это было бы громким заявлением, если бы я не видела своими глазами.
Маленькие принцессы уже увешаны золотом (даже в бедных семьях).
Начиная с их появления, родители копят им приданое. Землю, дом, машину – кто что может.

Папы с малышками – это особое зрелище. Они действительно позволяют им все. И глядя на каждую маленькую даму, видишь принцессу. Настолько много в ней достоинства. С малых лет.
Здесь очень много женских школ. Большинство родителей хотят, чтобы девочки учились отдельно. Родителям мальчиков чаще всего все равно – и они учатся в обычных школах, где встречаются дочери «прогрессивных» родителей.
Так родители защищают девочек от ранних влюбленностей, стимулируют к образованию и изучению женских наук.
Я не знаю, насколько отличается программа таких школ от обычных. Но я видела буддийские, индийские, христианские и мусульманские женские школы. Программа в них, я думаю, совершенно разная. Я слышала о том, что готовить и шить в таких школах учат обязательно.

90% женщин – ходят в сари, юбках или платьях. Девушки в джинсах встречаются только в столице. Или в туристических местах – и они будут не местными. Даже если девочка в деревне наденет джинсы – сверху у нее будет платье от шальвар-камиза.
Женщины всегда одеты нарядно, даже в обычный день. Сначала кажется, что где-то праздник. Столько красивых женщин в сари. А потом осознаешь, что они всегда так ходят. А на праздники одевают такие же сари, просто расшитые камнями и пайетками.
При этом одежда – достаточно целомудренная. Может быть открыта спина в сари, руки. Но ноги, грудь и живот – всегда спрятаны складками шуршащей одежды. И самое большое целомудрие – во взгляде. Они легко краснеют от комплиментов, открыто проявляют смущение, прячут глаза и даже прячутся за мужа (или отца) в сложных ситуациях.

Более того, их чистота и целомудрие не позволяют им купаться в океане в бикини. Вы можете увидеть женщин, которые плавают в одежде. Но купальник может надеть только одна из тысячи - если не одна из десяти тысяч ланкиек. Просто потому что им неуютно стоять практически голой посреди пляжа. Причем по купальнику вы сразу поймете, что девушка либо приезжая, либо столичная.

Жениха сейчас девочки выбирают сами. Раньше это делали родители, в малом возрасте. Опять же с целью защиты. Чтобы в переходном возрасте она не привязывалась к кому ни попадя, а знала, что у нее есть супруг. Сейчас молодые приходят к родителям сразу за благословением.

Замуж здесь выходят раз и навсегда.
Развод для них – очень дорогое явление.
Да и разведенную женщину замуж никто не возьмет.

Не принято.
Поэтому они учатся договариваться.
Казалось бы, после этого пункта можно было бы сказать, что они терпят, сжав зубы. Но нет. Они учатся любить друг друга. Достаточно посмотреть на жизнь обычной семьи, и все станет ясно.

После свадьбы женщину начинает защищать муж. И это видно невооруженным глазом. 70% женщин не работают. Те, кто работают – обычно в школах и больницах, заняты не весь день. В столице, конечно, картина другая, ближе к современной.

Что же делают женщины? Они гуляют с детьми и подругами, занимаются домом, ходят по магазинам. И очень редко можно встретить ланкийку в одиночестве. Они всегда женскими стайками. Так стоишь в магазинчике сари – сначала одна стайка влетела, потом еще одна. И щебечут, щебечут. Все потрогают, посмеются, ничего не купят. И идут дальше.
После смерти мужа заботу о матери обычно берет старший сын. И так далее. То есть женщина, рождаясь, уже защищена. И это дает ей спокойствие и умиротворение.

Все ограничения, которые есть в жизни женщины, имеют под собой главную цель - защитить ее от внешнего мира и ее самой.

* Целомудренная одежда - чтобы не провоцировать мужчин и спасти женщину, не дать ей стать чьим-то трофеем
* Многие учатся только в школе - что спасает их от «умности» в семейной жизни
* Домохозяйство - чтобы не травмировать психику необходимостью зарабатывать деньги и тревогой о будущем
* Большие семьи - чтобы ей было куда себя деть, чем себя занять и где реализоваться
* Ранние браки и женские школы - чтобы избежать ранних влюбленностей и беспокойства ума из-за своей судьбы
* Строгий подход отца к женихам - чтобы помочь дочери выбрать самого достойного

И так далее. Но мы привыкли видеть в этом только ограничение. Ограничение ее прав, свободы, возможностей для роста. Хотя именно все это дает женщине защиту. Интересно, променяли бы свою безопасность на право забивать свою голову политическими дебатами, возможность приносить в дом свои собственные рупии, носить откровенные наряды, тратить по 10 часов в день на построение карьеры?

У нас по-другому
Редко какую русскую девочку с рождения так берегли и лелеяли. Мало кому удается сохранить чувство собственного достоинства. Но разве это не повод задуматься о том, что с годами мы не просто перестаем просить защиты у мужчин, но и отказываемся, когда нам ее предлагают?

Я не видела, чтобы ланкийки таскали тяжелые сумки. Они просто кричат первым встречным мужчинам – и те помогают им. Я не видела местных девушек, прибивающих полки в магазинах. Они только раскладывают красиво товар. Более того, управляют всеми магазинами – мужчины. Даже магазином сари. Женщины Шри-Ланки просто не лезут вперед батьки – и получают достойное вознаграждение.

Даже если мы с детства не получили защиты, даже если в семейной жизни сейчас ее нет – это не повод отказываться.
Мы отказываемся от мужской защиты, когда:

* Критикуем их – публично или приватно
* Хотим сделать все сами
* Не хотим просить о помощи
* Отказываем, если нам помощь предлагают
* Спорим с ними и показываем свою «умность»
* Соревнуемся с ними за первенство
* Зарабатываем – намеренно – больше денег
* Доказываем им свой ум и силу
* Не проявляем своих чувств
* Не показываем своей слабости
* Работаем ради денег, даже будучи замужем и в достатке

Посмотрите на этот список и поймите, что это не мужчины измельчали.
Это мы отобрали у них возможность оставаться мужчинами.

Сильной женщине нужен просто мужчина еще сильнее?
Мне часто говорят сильные женщины, что все это чушь. Что им нужен мужчина, просто пусть он будет сильнее. Но как вы себе это представляете? Встречаются, допустим, он и она. И начинают соревноваться. Кто - кого. Но сила ведь может уменьшаться, увеличиваться со временем.
Допустим, он ее «победил». И она решила сдаться. Но червячок изнутри все-таки точит: «Кто такой, как посмел вообще меня победить?». Она – сознательно или нет – начнет увеличивать свою силу. Пытаться заработать больше, пытаться сделать больше. То есть соревнование продолжится.

У мужчины два варианта – продолжать всю жизнь жить на этом атомном реакторе. Или найти другую женщину, которая не будет ему ничего доказывать. С которой можно будет расходовать свои силы на внешние достижения, а не на борьбу.

Поэтому я и говорю, что сильный мужчина – он не глуп. И он ищет себе слабую по-женски женщину.
Ту, рядом с которой у него есть возможность быть сильным. Носить сумки, пилить дрова, зарабатывать деньги. Тратить свою мужскую силу на достижения, на расширение сферы своего влияния.
А тем, кто хочет сделать все сама, достанутся другие мужчины. Которые отдадут ей пальму первенства и будут греться на диване дома.

И жалуясь о том, что муж не дает защиты, я предлагаю сперва ответить честно, даешь ли ты ему эту возможность. Или ты ждешь, что он тебя победит и завоюет, а потом осчастливит? Ведь несчастную женщину можно сделать только несчастнее.

Чувство собственного достоинства.
Да, проще всего взрастить его с детства и чужими руками. Поэтому если у вас есть маленькая дочка – вы можете заняться формированием у нее такого отношения к себе.

Но если мы росли в то время, когда:

* Рождению девочек радовались меньше (особенно, если девочка в семье не первая)
* Мама много работала и не уделяла внимания
* Папа много работал или был чем-то занят
* Воспитанием детей занимались не родители, а ДДУ (садики и школы)
* Новые платья считались излишеством, купить их было негде и не на что
* Чувства и желания игнорировались
* Общий фон семей – неустойчивый и раздраженный

Означает ли все это, что мы не можем чувствовать себя достойными? Означает ли все это, что невозможно взрастить в себе это самоощущение?
Если наши испытания становятся нашим заточением, то мы – жертвы. Жертв собственных родителей, общество, воспитания, садиков.

Все, что можно сделать с прошлым – это принять его и идти дальше.
Его нельзя переписать, изменить, вычеркнуть. Даже на расстановках мы никогда этого не делаем. Мы меняем видение ситуации – можем посмотреть на нее со стороны, увидеть другие аспекты. Мы можем изменить отношение к происходящему, сделать выводы и идти дальше.

Но если мы всю жизнь обвиняем своих родителей в том, что они не смогли воспитать в нас женственность – это позиция жертвы.

* Я не умею быть сильной, потому что мама была сильной
* Я не могу доверять мужчине, потому что меня уже предавали
* Я не хочу замуж, потому что мои родители развелись
* Я не хочу быть женщиной, потому что мой папа хотел мальчика
* Я не должна показывать свои эмоции, потому что однажды за это поплатилась
* Я не имею права ничего просить, потому что мне всегда отказывали

Я каждый день вижу такие статусы, комментарии, письма. Вы и правда верите, что в этом есть нерушимая связь? Что причина и следствие неразрывно связаны? И что с этим ничего нельзя сделать?
Лично я думаю и чувствую иначе.

* Видя пример сильной мамы, можно захотеть быть слабой и начать жить иначе
* Простив и отпустив обиды, можно решиться и снова поверить кому-то
* Видя ошибки в отношениях родителей, можно не повторять их в своей судьбе
* Можно перестать заменять своему папе сына и подарить ему замечательную дочь. То есть себя.
* Можно набраться смелости быть собой – и расплакаться, когда делают больно
* Можно пойти дальше детских отказов – и снова попросить.

Главное, что необходимо, - желание.
Желание изменить свою жизнь. И перестать искать виноватых.
Карма, астрологические периоды, детские травмы.
Если все это использовать просто как отговорку от личностного роста, как повод поныть и пожаловаться, как объяснение всех своих неудач - в жизни ничего не изменится.

Да, кому-то все дается проще. Кто-то рождается в семье с сильными традициями. И сразу взращивается в любви и с ощущением достоинства. Кто-то рождается в обеспеченной семье, и не испытывает необходимости работать. Кто-то рождается в развитой стране. И так далее.
Но если ты уже родилась здесь, значит, так было нужно. Перед тобой – твои уроки, возможности, испытания. И экзамены, которые нужно сдать.

Для русских женщин я вижу три самых главных экзамена:

* Научиться быть спокойной и умиротворенной.
И главный инструмент для этого – научиться просить защиты и помощи. Просить и принимать.
* Научиться быть естественной и искренней.
Не казаться, а быть собой. Настоящей. Без ролей и масок. А когда мы снимаем свои маски – мы видим женское тело. И этот экзамен становится сложнее. Вед необходимо принять женскую долю, женский путь, научиться пользоваться женской силой.
* Обрести чувство собственного достоинства.
Которое и станет лакмусовой бумажкой в отношениях с людьми. Где перегнула палку, а где могла бы еще постараться
* И последний экзамен – интеграционный. Научиться соединять в себе все три элемента.
И спокойствие, и искренность, и достоинство. Так, чтобы ни от чего не отказаться, ничего не потерять.

Я желаю каждой из вас получить «отлично» по каждому из этих предметов. Чтобы ваша жизнь наполнилась Счастьем и Любовью. Чтобы вы смогли нести этот свет дальше - своим близким, в свои семьи.
От женщин очень многое зависит. Невероятно много. От каждой из нас.
Счастливый мир вокруг начинается со счастливых семей и счастливых людей.
Помните об этом, когда, спасая мир, придете домой, чтобы еще больше Любить своих домашних.
(с) Ольга Валяева

Ольги Моковецкой о жизни в Шри-Ланке.

Моя должность - специалист по гостеприимству. Одна из наиболее важных обязанностей - приветствие и встреча гостей. Очень важно создать приятное первое впечатление, чтобы сразу по приезде путешественники окунулись в атмосферу азиатской экзотики. Меня обучили тому, как правильно по-ланкийски приветствовать гостей: с цветком лотоса в ладонях, сложенных на уровне груди, и произнося слово «Ayubowan!» («Айбован!»), что означает «Добро пожаловать!» или дословно «Желаю жить долго». Далее я сопровождаю их в лобби отеля (место в центральном холле), где они могут ожидать заселения, сидя на диванах, пить сок и освежаться влажными полотенцами. В течение всего дня я нахожусь в лобби и общаюсь со всеми гостями, интересуюсь тем, как проходит их день, какую из предложенных им услуг мы можем улучшить. Также я решаю любые проблемы, связанные с отелем, организовываю специальные романтические ужины и дни рождения.

Работа очень интересная, требующая постоянного позитивного настроя, улыбок и, естественно, профессионализма. Честно говоря, для меня это идеальная работа. Я всегда хотела общаться как можно с большим количеством людей со всего мира. А если за это мне еще и платят деньги - разве это не работа-мечта? Зачастую гости подходят ко мне, чтобы просто поболтать, им очень любопытно как я оказалась здесь. И конечно же, моя самая любимая игра - когда гости пытаются угадать мое происхождение. Я довольно высокая (рост 181 см), блондинка с зелеными глазами, говорю на английском без акцента. Многие думают, что я родом из Германии, Дании или Швеции; меньшая часть все же признает во мне русскую кровь и называет Украину или Россию. Но когда я отвечаю «я родилась в Беларуси», во многих случаях это автоматически подразумевает и последующее проведение небольшого урока географии, в процессе которого я объясняю, что существует такая страна и находится она в центре Европы. Этот ликбез прежде всего касается гостей из Азии, Австралии и Америки. Но большим открытием для меня стали и немцы. Однажды я разговаривала с пожилой парой (им обоим было около 85 лет), они исколесили всю Европу и Азию, даже велосипедный тур по Литве был, но им ни разу не довелось слышать о Беларуси! И когда я показала карту, они были очень удивлены - даже не предполагали, что за соседней Польшей находится Беларусь.

Всегда интересно встречать туристов и из Китая. Первым делом они бросаются фотографироваться со мной - я кажусь им невероятно высокой и экзотичной. Целые очереди выстраиваются. Для них и меня это всегда весело.

Мой график работы очень непривычный для большинства белорусов: ежедневно с 8.00 до 22.00, с большим перерывом во второй половине дня (с 15.00 до 19.30). В месяц у меня восемь выходных дней. При этом я сама могу выбирать, в какие дни хочу отдохнуть, но мне обязательно надо работать в календарные выходные, так как в эти дни у нас очень много гостей. К тому же внушительное количество местных приезжает большими компаниями просто повеселиться у бассейна и покушать у нас в ресторане.

В плане работы директор отеля установил для меня очень жесткие правила. Изначально, когда я приехала, мне ничего не запрещалось. Поэтому я спокойно во время перерыва ходила купаться на пляж, а вне работы посещала клубы, кафе, рестораны. После недели моего пребывания здесь состоялся серьезный разговор с главным менеджером. Он меня предупредил, что многие местные захотят иметь со мной общий бизнес, будут пытаться вовлечь меня в разные дела и в целом мне лучше избегать любого общения с ланкийцами на улицах ради моей же собственной безопасности. Поэтому он категорически запретил мне посещать любые пляжи и заведения в Хиккадуве (даже во время моих выходных). И во время обеденного перерыва я должна сидеть в отеле (изредка можно пойти в соседний супермаркет или аптеку). При попытке нарушения дисциплины он грозился сразу же отправить меня в Беларусь. Сказать, что я была шокирована, - ничего не сказать. Я была просто потрясена! Я не могла понять, как в современном мире можно вот так ограничивать чью-либо свободу. Мне казалось, я работаю в тюрьме. Но по прошествии нескольких месяцев я узнала Шри-Ланку намного лучше и поняла, что босс действительно таким образом заботился о моей безопасности. Все зло местного мелкого бизнеса таится в тук-тукщиках, таксистах и местных туристических агентах. Любое покушение на их клиентов или долю в бизнесе воспринимается ими крайне агрессивно.

С моим появлением в городе они поняли, что я могу продвигать их мелкий бизнес для всех русскоговорящих туристов. На улицах я просто игнорировала любые попытки общения со мной, в итоге многих это стало злить, некоторые из местных считают меня высокомерной и гордой. И тут вдруг неожиданно босс стал меня вызывать в офис и ругать за то, что я с кем-то делаю бизнес! Якобы люди начали ему сообщать о моих связях с ними. Было очевидно: они знали, что, рассказывая эти лживые истории, принесут мне большой вред и меня могут выгнать из отеля. Додумались даже до того, что фотографировали каких-то блондинок в клубах и выдавали их за меня! В такой ситуации на мою защиту стали менеджеры отеля, которые следят за моей работой и видят, что я ни во что не ввязываюсь. Сейчас уже все более-менее успокоилось и я, как и прежде, работаю, руководство меня всегда хвалит за вежливое общение со всеми гостями и позитивные отзывы об отеле в интернете.

Местные жители очень религиозны и придерживаются своих традиций. На какие бы веселые темы мы ни говорили, но при разговоре о буддизме они всегда становятся очень серьезными и готовы философствовать бесконечно. Они свято верят в жизнь после смерти и стараются делать только хорошие дела. И это чувствуется во всех аспектах: здесь не выхватывают сумочки на дорогах и даже не топят новорожденных котят, если их некуда девать (их относят в храм, где за ними ухаживают).

Что касается романтических отношений между местными мужчинами и женщинами, то здесь значительную роль в осознании совместимости двух влюбленных играет то, что говорит об их союзе гороскоп. До того как вступать в серьезные отношения, необходимо посетить астролога. Дата свадьбы выбирается с учетом календаря, где указаны благоприятные дни. Это может быть любой день недели. Здесь обязательно нужно получать одобрение родителей перед свадьбой. Даже чтобы просто встречаться, парню нужно получить разрешение от родителей девушки. Но получить его очень непросто. Как правило, семья девушки хочет видеть рядом с ней обеспеченного молодого человека, с домом и стабильным заработком. Многие мои коллеги-мужчины признаются, что у них девушки есть, но встречаются они втайне, так как родителей их возлюбленных не устраивает, что парни не имеют машин или домов. И еще один немаловажный нюанс - финансовая организация свадьбы. Сам праздник и банкет оплачивается семьей невесты (моя коллега сейчас усиленно собирает деньги на свадьбу. Ее парень сделал ей предложение, и теперь она должна купить им кольца и оплатить всю свадебную церемонию). Второй день свадьбы (вечеринка со множеством приглашенных гостей и танцоров) финансируется стороной жениха. Хорошая свадьба в Шри-Ланке обходится примерно в миллион рупий (это где-то 6600$).

Процент разводов в стране близок к нулю. Здесь уж если и выбирают девушку или парня, то это на всю жизнь. Как-то одна ланкийская семья дала мне один важный совет: если хочешь выходить замуж за местного, обязательно выбирай того, у кого живот побольше. В Шри-Ланке это признак богатства. Даже девушки, будучи очень стройными, всегда стремятся иметь жирок на животе - таким образом они показывают достаток их семьи.

Местные девушки, к слову, очень приятные и скромные в общении. Часто, когда приходишь к кому-нибудь в гости, они остаются в тени на кухне и лишь выглядывают в гостиную. А примером настоящей ланкийской женщины для меня является главный бухгалтер в нашем отеле. Ей 55 лет, замужем, трое детей. Просыпается она в 5 часов утра, готовит еду на целый день для мужа и детей, отправляет последних в школу, заворачивает себя в сари (их в ее гардеробе около 150 штук, поэтому полгода каждый день она носит разные) и два часа едет в переполненном автобусе на работу. Рабочий день у нее длится с 8.00 до 17.00. Поздно вечером она возвращается домой, где занимается уборкой и стиркой. В выходные старается посетить матч команды по крикету, в которой играет ее сын, сводить всю семью в Pizza Hut, KFC или McDonald’s (что считается очень крутым), сделать множество фотографий этой культурной программы и потом всю неделю показывать их коллегам по работе. Ну и конечно, даже в выходной день женщины не забывают о будничных заботах: обязательно для многих посетить стихийный воскресный рынок, где можно закупить продукты по очень низким ценам на неделю вперед.

Теперь немного об отношениях между старшим и младшим поколениями. Однажды у нас был тренинг по повышению квалификации в сфере отельного бизнеса, и одного местного юношу попросили рассказать о своих приоритетах в жизни. Так вот, на первое место он не задумываясь поставил маму, и только потом назвал образование, карьеру и финансовое благополучие.

В выходные молодежь всегда едет в родные города навестить своих родителей. Я знаю довольно много людей, которые переехали жить в другую страну, но любыми средствами пытаются нанять сиделок для родителей. Забота о своих родителях для молодежи в Шри-Ланке - это святое. Их так воспитали.

Что касается аренды жилья, то за 15 000 рупий (100$) в месяц в вашем распоряжении может оказаться симпатичный маленький домик, а за 40 000 рупий (265$) - дом с двумя комнатами. Обязательным считается взнос депозита - это полугодовая плата за аренду (то есть платить нужно один раз, а не каждый месяц). Так, при аренде домика за 15 000 рупий нужно быть готовым внести на депозит 90 000 рупий. Как правило, все дома здесь оснащены вентиляторами (реже - кондиционерами), балдахинами над кроватями, минимальной бытовой техникой (холодильник, газовая плита, стиральная машина), wi-fi, в садах у дома часто растут фруктовые деревья (лайм, манго, гуава, джекфрут). Средняя по стране цена на покупку дома - порядка 5 000 000 рупий (чуть больше 33 000$), средняя цена за покупку апартаментов в Коломбо - в районе 20 000 000 рупий (примерно 135 000$).

Задумываясь о покупке дома в Шри-Ланке, необходимо учесть близость к нему железной дороги, ведь перемещаться вам, скорее всего, понадобится достаточно часто. На западном побережье она проходит очень близко к океану, а значит, и ко многим домам и виллам.

Медицина в Шри-Ланке бесплатна для всех в государственных структурах. Даже иностранцы могут обращаться за бесплатной помощью в государственные больницы. Цены на медицинские препараты довольно низкие, что делает их по карману каждому. Очень популярны различные аюрведические мази и бальзамы, изготовленные на основе натуральных экстрактов и масел. Единственное, что сильно бьет по карману в этом плане, - покупка очков для зрения (стоят они минимум 50$) и контактных линз.

Образование также бесплатно для всех местных. В школе ученики обязаны носить школьную форму. Для девочек - это платье, носки и обувь (все белого цвета), галстук, волосы заплетены в две косички с ленточками; мальчики носят рубашку, шорты, носки (все белое) и обувь. В школах учатся 11 лет, еще 2 года изучают только профильные предметы. Университеты делятся на государственные и частные. Зачисляют туда на основе оценок за школьные экзамены. Проходные баллы, как правило, очень высокие и если на бесплатное отделение государственного университета абитуриент не проходит, то ему нужно идти на платное отделение или в частный университет, в крайнем случае - попробовать поступить еще раз в следующем году.

Самые популярные и высокооплачиваемые профессии в Шри-Ланке: доктор (зарплата 300 - 650$), инженер (1000$), бухгалтер (300$), менеджер в отеле (600$).

Я была очень удивлена, узнав, что очень многие из местных ездят получать медицинское образование в Беларусь и Россию, заодно изучая русский язык. Приятно иногда встречать ланкийцев, которые посетили Минск, Витебск, Гомель или Бобруйск и могут на хорошем русском рассказать о своих впечатлениях. Для обучения в других странах государство выделяет специальные гранты и стипендии. По приезде обратно на родину студентам необходимо лишь сдать квалификационный экзамен, и они могут работать в любых медицинских учреждениях Шри-Ланки. Часто я встречаю тех, кто после возвращения из русскоязычной страны забывает про медицину и становится туристическим гидом (иногда это значительно прибыльнее).

Курсы русского языка в Шри-Ланке тоже есть. Стоят они немногим более 100$ за полгода. Преподаватели там - ланкийцы, получившие образование в Беларуси и России.


Местные учат русский язык

Во время выходных дней я стараюсь увидеть новые места, посетить национальные парки Шри-Ланки, увидеть водопады, горы. Правда, серфинг и дайвинг, так здесь популярные, я еще не попробовала. Во время туристического сезона (как правило, он длится с ноября по апрель) в стране всегда много гостей, а в более холодное время (с мая по октябрь) океан очень суровый, многие пляжи затоплены.

Развитие туризма в Шри-Ланке - это отдельная большая тема. Здесь природа очень экзотична и удивительна. Много красивых пляжей, храмов, парков и заповедников. Я остановлюсь на моих любимых местах.

Пляжи

Мое самое большое открытие - это пляж Бентота. Огромная пляжная коса с белым песком, абсолютно безлюдная, с комфортным спуском в океан. Место, идеальное для уединения и наслаждения красивым закатом.

Горы

Пик Адама. По сравнению с популярной «Львиной скалой» в Сигирии (куда возят всех туристов) подъем на пик Адама бесплатный, а сам он расположен выше, и местность там намного краше. Однако же забраться на вершину стоит огромных усилий - нужно преодолеть два километра подъема по ступенькам. При этом весь процесс сопровождается сильным порывистым ветром. Пот, жажда, сильное сердцебиение, ноющие ноги - это плата за то, чтобы подобраться ближе к небесам. Ты буквально ходишь по облакам. Вид на соседние горы и холмы просто дух захватывает и остается в памяти на всю жизнь.

Потрясением для меня стало большое количество пожилых людей, идущих на вершину этой горы. Как мне рассказали, они идут туда за помощью к Будде. Жители страны верят, что именно на вершине горы он оставил свой след, и все они стремятся преклониться перед ним. На всем пути ввысь много источников с бесплатной чистой водой, есть центр с бесплатным горячим чаем и массажем ног, через каждые пять метров установлены лавочки и места для отдыха.


Пик Адама

Кайтсерфинг

Это гибрид нескольких видов спорта, очень завораживающий и сложный. Выглядит так: ты рассекаешь на сноуборде по воде с прикрепленным к тебе парашютом. Для этого нужен очень сильный постоянный ветер, который будет нести тебя по поверхности, в некоторые моменты ты можешь буквально парить над водой. Лучшим местом для кайтсерферов (как начинающих, так и опытных) заслуженно считается город Калпития. Я провела четыре дня в одной из школ кайтсерфинга и осталась в диком восторге от всего, что мне довелось услышать, увидеть и попробовать. И я поняла, что намного интереснее путешествовать, когда освоение нового вида спорта одна из целей поездки в другую страну. Так ты с высокой вероятностью сможешь встретить единомышленников, таких же путешественников с горящими глазами, любящих активный отдых. После этого остается гораздо больше впечатлений, чем от простого загара на пляже.


Калпития

Я живу в Шри-Ланке около полугода и могу сказать точно, что это довольно комфортная страна для жизни. На улицах чисто, нет больших свалок мусора, бездомных не очень много, криминала почти нет. Местные люди - очень гостеприимные, радушные и постоянно улыбаются. Климат прекрасный, на побережье круглый год температура + 30ºС, высокая влажность; в центре (горная местность) более прохладно.

Я приехала сюда не за лучшей жизнью. Мне всегда хотелось пожить в теплой стране. Конечно, нужно время, чтобы научиться правильно воспринимать внимание со стороны местных жителей (зачастую оно бывает неприятным), но к этому можно и нужно привыкнуть.

Мой контракт заканчивается в августе, и работодатель с радостью предложил мне его продлить. Для него это очень престижно - иметь русскоговорящую европейскую девушку среди персонала. Я планирую остаться в Шри-Ланке еще на какое-то время. Мне нравится, что здесь достаточно возможностей для личностного и карьерного роста: каждый год открывается множество новых отелей (для туристов это направление становится все более популярным) и отношение к европейцам здесь очень уважительное.

Я встречаю многих европейцев, которые открыли в Шри-Ланке свои компании (будь то туристическое агентство, отель, ресторан или школа серфинга), купили недвижимость и наслаждаются жизнью на побережье Индийского океана.

Я знаю - у белорусов Шри-Ланка не выглядит привлекательной для миграции, но я бы порекомендовала всем и каждому как минимум прилететь сюда на зимний сезон, арендовать домик на берегу океана и насладиться хотя бы частью этого бесконечного лета.

Если вы долгое время проживаете за пределами Беларуси и хотите рассказать об этом — пишите на [email protected]

Замечу, что эти описания основаны только на моем личном опыте общения с ланкийцами (сингалами, буддистами), а значит могут быть довольно субъективны.
Я сейчас живу на Шри-Ланке. В общей сложности около трех лет уже. Живу в ланкийской семье. Мой муж ланкиец и у нас есть сынок 1,7 года.

Расскажу все положительные и отрицательные моменты характера ланкийцев. Я не склонна делить на белое и черное. Поэтому не думаю, что какая-то черта национального характера является плохой. Также, надо учесть, что все познается в сравнении. Мне не с чем больше сравнивать ланкийцев кроме как с русскими, так как только свою нацию я знаю хорошо.

1. Завистливые. Я б сказала, что это первая национальная особенность. Здесь завидуют все всем. Причем статус не важен. У нас, например, в основном бедные завидуют богатым. Здесь же бедные завидуют бедным, богатые бедным и наоборот. Если у вас есть хоть что-то чему можно позавидовать — вам будут завидовать. Причем зависть в основном черная. Понятия белой зависти здесь как-то особо нет. Просто черная зависть имеет градации силы. Если вам завидуют, то не обязательно покажут это. Иногда в лицо тебе будут улыбаться и приветствовать, а за спиной делать гадости. После знакомства с ланкийцами я поняла, что русские вообще не завидуют. Наша зависть в основном ограничивается злым языком. Завистники чаще всего ограничиваются грязными сплетнями. Здесь же завистники будут делать вам все возможные пакости вплоть до применения черной магии («кодивина»). Последнее очень частое явление. Наговаривают всеческие мантры. И не лень же…
2. Отношение к белым почти идолопоклонническое. Белая кожа — это красиво. Черная кожа — грязно и некрасиво. Поэтому если вы белая девушка к вам будет повышенное внимание со стороны мужчин. Также вы почувствуете на себе завистливые взгляды женщин. Ланкийцы огорчаются если загорят. Да, они могут загореть! При этом их и так темная кожа становится еще чернее. Ланкийцы даже используют крема с осветляющим, тонирующим эффектом. Также по мнению ланкийца если вы белокожий, то по-любому у вас есть много денег. Из-за непонимания ланкийцами мотивов поведения иностранцев, они могут думать, что белые глупые. Часто эти суждения основаны на том, что приезжие не знают многих местных особенностей и негласных законов. Ну, это, наверное, в любой стране есть. Такое непонимание связано с господством туристического бизнеса, невысоким уровнем культурности ланкийцев и плохого знания английского.
3. Понятия чистоты и гигиены здесь совсем другие. Нельзя сказать, что они нечистоплотные по сравнению с нами. Нормы гигиены и чистоты здесь другие и их диктует климат. Кстати, вообще многие моменты ланкийского характера продиктованы именно тропическим климатом.
Они никогда не используют туалетную бумагу, едят руками и бросают мусор на пол себе под ноги, даже у себя дома. С первого взгляда это поражает. Просто потому что это непривычно для нас. Однако, если разобраться, то все логично. Ланкийцы никогда не подтираются туалетной бумагой и считают это грязным. После каждого похода в туалет они подмываются водой. Подмываются исключительно левой рукой, а едят правой. Кстати, мыло ланкийцы используют реже. То что они называют мытье рук я б назвала «сполоснуть руки». Использование воды вместо туалетной бумаги я считаю очень разумным и рекомендую взять их привычку себе за правило. Об мусоре: да, бросают себе под ноги. Но для того и есть домашние женщины, которые после каждого приема пищи выметают все фантики и разбросанные повсюду крошки риса и еды. Мне этого не понять. Я приучена сразу не сорить, чтоб потом не убираться постоянно. Моя мама все время просила меня «поддерживать чистоту» в доме. Так же проще, верно?!
4. Религия. На Шри-Ланке преобладает буддизм. Я знакома только с буддистами. Так что расскажу о них. Все семьи верующие. Старшие же все молятся. В каждом доме обязательно есть алтарь в углу комнаты. Там находится статуэтка Будды в домике. Лампадки с маслом. Часто там же могут установить изображение кришны, гонеши, шивы и другие многочисленных божеств. В домах местных можно встретить просто плакаты с изображением богов индуизма. Оно и понятно, Индия близко, да и не будем забывать, что лакийцы по сути все выходцы из Индии. У нас в семье папа молится исправно утром и вечером. Также молятся сестры и даже мой муж в случае острой необходимости подходит к алтарю, зажигает огонь и кланяется, сложив руки в ладонях у груди как обычно все буддисты делают. Вообще, как вы уже поняли здесь буддизм не чистый. Это какая-то мешанина. Во-первых, буддизм здесь это скорее обертка. Большая часть религиозного мировоззрения сингалов базируется на древнем шаманизме и демоническом культе. Религия здесь тесно сплетается с мифологией. По верованиям сингалов в древние времена вся Шри-Ланка была заполнена различными демонами. У каждой горы, у каждой местности был свой хозяин-демон. Они царили на землях Шри-Ланки. Пока не пришли люди. Тогда демоны покинули эту землю. Сейчас же все еще есть дикие места, где все еще живут эти духи. Так вот, многие боги-демоны очень известные и им тоже поклоняются. Кстати, сингалы считают что они произошли от метисов, после смешанных браков людей со львами. Синхала значит лев по-сингальски. И если я, например, воспринимаю все эти истории как мифы. То местные верят безоговорочно что все это было на самом деле. А в школах мифические писания изучают в рамках истории Шри-Ланки. В третьих, здесь прибавляются все боги Индии. Их также почитают буддисты. Ко всему этому прибавьте тот факт, что здесь очень распространен шаманизм, аюрведа, астрология и магия. Они постоянно ходят к шаманам, астрологам, монахам и заказывают всяческие мантры. Вот такая религия на Шри-Ланке.
Черт ногу сломит. Но очень интересно!
Я стала верить, что это особая мистическая земля, место силы.
Кстати, инфо для сыроедов, мой муж как-то выдал, что раньше на Шри-Ланке жили очень сильные, высокие люди, племена, которые имели неограниченную силу и могли творить любую магию. Они жили в джунглях, дружили с животными и питались только фруктами. Это он мне сказал без каких-либо познаний о сыроедении.

Шри-Ланка: заметки очевидца. Часть 4. Восточные женщины в Шри-Ланке: про домохозяек и работающих женщин, про брак и отношения в семье

Про домохозяек и работающих женщин

По статистике, около половины ланкийских женщин не работают, а занимаются домашним хозяйством. По утрам они метут свои дворы, выносят сушиться белье (оно очень быстро становится влажным, приобретает неприятный запах, и его нужно регулярно проветривать), убираются в доме. Днем готовят еду, забирают детей из школы (сами садятся за руль машины или байка). Ходят за покупками: в магазинах в дневные часы основные клиенты - это говорливые и придирчивые женщины. После обеда сиеста: они сидят перед дверями дома, беседуют друг с другом или просто отдыхают. Вечером встречают мужа, выходят всей семьей к океану, кормят семью.

Другая половина работает. Это и офисная работа, и работа в социальной сфере, и в госучреждениях, и в торговле - частных лавочках или магазинах. И даже тяжелый физический труд. Так, сбор чая - это традиционно женская работа, на которую устраиваются тамильские женщины. Вообще, тамилы - самый бедный и незащищенный класс населения: сборщицы чая получаются в среднем 1 доллар за огромный мешок мелких чайных листьев.

Мужчины, приходя с работы, помогают своим женам: занимаются с детьми, убираются в доме, приносят продукты, рубят деревья, собирают фрукты и т. д. Это вполне естественно для местных семей. А вечером, когда все дела закончены, можно вместе сесть перед телевизором или заглянуть к соседям.

В домах, садах и на жилых улицах достаточно чисто. Основная заслуга в этом принадлежит женщине, но мужчина ей в этом всегда поможет.

Фото:
Сбор чая - это традиционно женская работа, на которую устраиваются тамильские женщины:



Фото: flickr.com/photos/107403665@N07/10760324835/

Про отношения

Отношения до брака вполне возможны. На пляже или на улице довольно часто встречаешь совсем молодые парочки, прогуливающиеся, взявшись за руки. Однако за рамки дозволенного они не выходят: женщины должны сохранить целомудренность до брака. Эти отношения очень невинные, искренние; в их основе - не секс, а настоящая влюбленность, общие интересы и взгляды.

Знакомятся в школах, колледжах, университетах или на работе. К слову, многие девочки до сих пор ходят в женские школы, но есть и смешанные школы, где все учатся вместе. Для случайных знакомств возможностей мало: если на улицах всегда полно молодых ребят-тинейджеров, то девушки в одиночку не гуляют, разве что добираются с учебы (работы) домой. Дискотек, кинотеатров, кофеен здесь нет (ну, кроме как в большом городе - например, в Коломбо).

Но отмечу, что молодые люди вольны делать свой выбор сами. Родители вмешиваются в этот вопрос лишь советом (хотя в деревнях, где найти себе достойного мужа достаточно сложно, родители, может быть, и оказывают более конкретную помощь - знакомят, сватают, устраивают свадьбу и т. д.). Нет здесь и особых ограничений в плане принадлежности к определенному классу, привязки к географическому району и пр. Ощутимая разница с соседней Индией, где до сих пор важную, и даже определяющую роль в выборе будущего супруга играют родители, а браки между представителями двух разных каст или провинций почти невозможны.

Про брак

К выбору спутника жизни на Шри-Ланке стараются подойти очень тщательно. Ведь одна из пяти главных заповедей буддизма гласит: всю свою жизнь ты должен быть предан одному человеку. Официально разводы, конечно, разрешены, но их процент стремится к нулю.

С другой стороны, замуж тут выходят достаточно рано. В состоянии ли молодые люди, которым еще не исполнилось и 20 лет, сделать правильный и обдуманный выбор? Не знаю, но обратного пути нет. Да и «сор из избы» выносить не принято.

В семьях буддистов по 1-2, реже 3 ребенка. Их очень любят, балуют, красиво одевают, никогда на них не кричат и не ругают. Это относится как к мамам, так и к папам: мужчины с удовольствием занимаются с детьми, гуляют, играют и купаются. Видно, что им совершенно не в тягость общаться со своими малышами. Мне вообще кажется, что главная задача в жизни любого ланкийца (а, может, единственное, к чему они относятся по-настоящему серьезно?) - поднять на ноги детей. А дети, в свою очередь, на удивление послушны: уважение к старшим здесь впитывается с молоком матери.

У мусульман детей гораздо больше - 5-7, и это не предел. И отношение к ним уже не такое трепетное.

Фото:
Папам совершенно не в тягость общаться со своими малышами:



Фото: flickr.com/photos/107403665@N07/10760948013/

Про вредные привычки

Женщины тут не курят и не пьют. Категорически и принципиально. Не только я, но даже хозяин нашего дома, местный житель, никогда не видел курящую ланкийку. Выпивают далеко не все, да и то - по особым случаям и совсем по чуть-чуть.

Но вот мужчины выпить любят. Шри-Ланка - одна из самых пьющих стран в Юго-Восточной Азии, ведь религия здесь не так строга в этом плане (сравним с мусульманством, где выпивка полностью под запретом). Так что по выходным и праздникам в местных забегаловках или на берегу океана собирается множество компаний: то тут, то там в темноте горит костер, играют барабаны. Компании в большинстве своем полностью мужские. А если присутствуют женщины - то они болтают, смеются, купаются: ведь они умеют развлекаться без алкоголя.

Купальники? Нет, не слышали

Местные женщины не используют купальники - они залезают в воду прямо в одежде! В чем пришли и в чем потом уйдут. Только представьте, как это, должно быть, неудобно! Но что поделаешь, если здесь не принято оголять свое тело.

Но туристок, которые разительно отличаются от местных - ходят в коротких шортах и откровенных бикини, отплясывают на дискотеках - никто не осуждает. Скорее, они вызывают любопытство. Вообще, ланкийцы удивительно любознательны и при этом терпимы к любым различиям - в культуре, религии, цвете кожи и волос или же в стиле одежды. Но это уже тема для отдельного разговора.

Фото:
Местные женщины залезают в воду прямо в одежде:
как одеваются, как выглядят, чем занимаются

22-миллионное население островного государства Шри-Ланка имеет в русском языке разные варианты названий, связанных с историческими названиями страны. Во-первых, ланкийцы от древнего названия острова "Ланка" (в переводе с санскрита "Ланка" и означает остров, это название упоминается в "Рамаяне", именно на Ланку Равана увез похищенную Ситу). Во-вторых, цейлонцы от колониального названия острова - Цейлон. Есть также вариант "шриланкийцы" от современного названия страны, появившегося после обретения независимости в 1972 году (Шри-Ланка переводится как "благословенный остров").
Вышеупомянутые названия означают всех жителей Шри-Ланки, независимо от их происхождения. При этом население Шри-Ланки неоднородно, оно делится на несколько этнически-религиозных групп, главной из которых являются сингалы (75% населения страны), которые являются потомками арийских завоевателей, переселившихся на остров из Индии в 6-м веке до н.э. Религией сингалов является буддизм. Второй по значимости этнической группой (более 11% населения) являются тамилы - тоже выходцы из Индии, но уже дравидийского происхождения. Они населяют север и восток страны. Тамилы исповедуют индуизм. С 1983 по 2009 год тамильские сепаратисты из организации "Тигры освобождения Тамил Илама" вели войну с правительством Шри-Ланки за независимость тамильской части острова, но потерпели поражение.
Еще одна этнически-религиозная группа - ланкийские мавры (ларакалла), которые являются потомками арабов и исповедуют ислам. Некоторые ученые считают, что эта группа произошла от тамилов, принявших ислам. Ланкийские мавры составляют чуть более 9% населения.
Потомки браков европейцев с местными жителями называются бюргеры, их на Шри-Ланке около 37 тысяч человек, они тоже отличаются в религиозном смысле от остальных групп, т.к. исповедуют христианство. На острове также в небольшом количестве (2,5 тыс. чел.) сохранилось коренное население - ведды, относящиеся к австралоидной расе (к ней относятся, например, аборигены Австралии, папуасы) и исповедующие анимизм с элементами буддизма и индуизма.
В рейтинге самых красивых, на мой взгляд, ланкиек представлены девушки из трех этнически-религиозных групп Шри-Ланки: сингалки, бюргерки, а также тамилка.

15 место. Anarkali Akarsha (род. 12 июля 1987; настоящая фамилия Jayatilaka) - шриланкийская актриса, модель, певица, телеведущая, Мисс Шри-Ланка 2004, представляла страну на Мисс мира. Сингалка.

14 место. Mathangi Arulpragasam , более известная как M.I.A. , - британская рэпперша тамильского происхождения. Родилась 18 июля 1975 года в Лондоне в семье тамильских выходцев со Шри-Ланки. Когда девочке было 6 месяцев, семья вернулась на родину, где отец семейства принимал активное участе в борье за независимость тамльской части острова. Детство будущая рэпперша провела на Шри-Ланке и в Индии, а когда ей было 11 лет, семья опять переехала в Лондон. В 2008 году M.I.A. стала всемирно известна, записал песню "Paper Planes" для фильма "Миллионер из трущоб". Клип на песню набрал на сегодня 91 млн. просмотров.

13 место. Udari Warnakulasooriya - шриланкийская актриса и певица. Сингалка.

12 место. Malika Sirisena - шриланкийская актриса. Сингалка.

11 место. Umayangana Wickramasinghe (род. 24 октября 1980) - шриланкийская актриса и телеведущая. Сингалка.

10 место. Geetha Kumarasinghe (род. 5 июля 1955) - одна из самых популярных актрис Шри-Ланки, снялась более чем в 80-ти фильмах. Сингалка.

9 место. Iresha de Silva - представительница Шри-Ланки на Мисс мира 2013. Бюргерка.

8 место. Natasha Rathnayake - шриланкийская певица. Сингалка.

7 место. Tanasha Hatharasingha - шриланкийская модель. Сингалка.

6 место. Maureen Hingert (род. 9 января 1937) - Мисс Цейлон 1955, актриса, танцовщица. Единственная ланкийка, добившаяся успеха на международном конкурсе красоты Мисс Вселенная 1955 года, где она заняла третье место. Снималась в голливудских фильмах. Бюргерка (голландского происхождения).

5 место. Sabrina Herft - шриланкийская телеведущая, модель, представительница Шри-Ланки на Мисс Вселенной 2012. Бюргерка.

4 место. Pooja Umashankar (род. 25 июня 1981, Коломбо, Шри-Ланка) - индийская и шриланкийская актриса, а также модель. Её отец - индийский брахман из дравидийского народа каннада, мать - сингалка. Pooja Umashankar исповедует индуизм.




Top