Живет ли батрутдинов с галей. Галина Ржаксенская: «Батрутдинов сомневался, правильный ли выбор сделал на «Холостяке

Вопрос о существовании мифических существ волнует людей многие столетия. Одни уверены, что это выдумки, другие доверяют фактам. Давайте разберемся вместе.

В статье:

Существуют ли русалки в реальной жизни - правда и вымысел

Кто такие русалки? Это удивительные существа, которые описываются в преданиях и мифах, распространенных на всей планете. Подтверждение существования морских созданий можно встретить в различных источниках.


Все они датированы разным временем. Те, кому удавалось встретиться с русалками, по-разному. Также существам приписывают различные качества и поведение.

В Европе мы часто слышим название «русалка ». Древние греки предпочитали слово «сирена ». Римляне верили, что нимфы и нереиды на самом деле существуют. Также это существо часто называли ундиной .

Колдуны и маги считают, что русалка - это мистическое существо, сгусток энергии, дух воды, приходить на помощь. Но это бестелесное создание, способное управлять стихией воды.

Русалки, найденные людьми в разных частях мира, отличаются внешне от героев книг и мифов. Ученые предполагают, что существует несколько их видов. Также есть мнение, что эти монстры не просто непохожи друг на друга, а располагаются на различных этапах развития.

Это подтверждает теорию о том, что человек является потомком этих морских существ, ведь жизнь зародилась в океане. К сожалению, данная версия еще не доказана, поэтому воспринимать ее как аксиому нельзя. Но большое количество примеров в истории подтверждают, что сирены есть на самом деле.

Настоящие русалки существуют - шокирующие факты

Если мы обратимся к документам, то обнаружим, что в XII веке в исландских хрониках Speculum Regale упоминается странное существо. Оно имело туловище женщины и хвост рыбы. Назвали ее «Маргигр ». Более о судьбе этой дамы ничего не известно.

В 1403 году в Голландии произошла ситуация, которая была описана в книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное ». В ней повествуется о том, что после жуткого шторма на суше люди обнаружили странную девушку. Ее выбросило из воды. Нереида была вся в тине и имела плавник вместо нижних конечностей.

Люди отвезли ее в город, переодели, научили готовить еду и заниматься хозяйством. Как именно делала это женщина, используя плавник вместо ног, в источнике не указывается. За 15 лет, которые существо пробыло среди людей, оно не научилось говорить и постоянно пыталось вернуться в родную стихию. Но это не увенчалось успехом, и сирена умерла среди жителей деревни.

15 июня 1608 года два человека, которые отправились в путешествие с мореплавателем Г. Гудзоном, обнаружили в воде живую сирену. Они утверждали, что это была обворожительная девушка с голой грудью, прекрасными черными косами, а ее нижняя конечность в точности напоминала хвост макрели. Более никто это существо из команды не видел и подтвердить слова матросов не может.

Доказательство того, что русалки существуют - удивительный подросток

В XVII веке испанский журналист Икер Хименес Элизари сделал заметку в газете, опубликовав записи, которые он нашел в архивах монастыря. В них говорилось о Франсиско дела Веге Касаре, проживающем в Лиерганесе (Кантабрия).

Этот молодой человек отличался способностью очень хорошо плавать. Легенда гласит, что в 16 лет юнец пошел купаться и его затянуло в пучину. Подростка люди тогда не нашли.

Спустя некоторое время недалеко от места его пропажи моряками было обнаружено необычное создание. Это был все тот же парень, но с белоснежным кожным покровом и чешуей на туловище.

На конечностях между пальцами были плотные перепонки. Юноша не говорил, а только издавал странные звуки. Существо обладало нечеловеческой силой, так как для того, чтобы его поймать, понадобились 10 человек.

Пленника отвезли в храм францисканцев. Там в течение трех недель юношу подвергали ритуалам экзорцизма. Через год подростка вернули домой, его мама призналась в том, что ее сын не совсем человек. Спустя два года необычное создание убежало и скрылось в морской глубине.

Доказательства существования монстров в XVIII–XIX веках

В 1737 году было опубликовано еще одно доказательство существования русалок. На этот раз информацию предоставило издательство «Gentleman’s magazine» . История произошла в Англии. Рыбаки вместе с уловом подняли на палубу странное существо и в страхе забили его насмерть.

Очевидцы утверждают, что монстр издавал человеческий стон. Когда рыбаки пришли в себя, то разобрали улов и поняли, что перед ними сирена мужского пола. Внешность существа была отталкивающей, тем не менее, монстр походил на людей. Труп русалки долгое время демонстрировался посетителям музея в Экстере.

«Scot’s magazine» в 1739 году поразил читателей интересным материалом, в котором говорилось о том, что люди с судна «Галифакс » поймали настоящую нереиду. Однако подтверждений этому факту нет, так как команда была вынуждена приготовить и съесть пойманное существо. Произошло это недалеко от острова Маврикий. Экипаж заверяет, что плоть этих монстров очень мягкая, похожа на телятину.

31 октября 1881 года стало знаменательно тем, что в этот день одно из бостонских издательств огласило новость о выловленном трупе удивительного создания. Удалось определить, что монстр был женского пола. Верхняя часть его тела идентична людской, но все, что ниже живота, являлось хвостом рыбы. Это был далеко не последний случай, когда в XIX столетии люди находили подтверждение существования русалок.

Есть ли русалки - история времен СССР

Долгое время эта история не разглашалась, и мало кто мог узнать подробности происшествия. В 1982 году на западном берегу озера Байкал должны были проводиться тренировки боевых пловцов. Именно там вооруженные силы СССР нашли удивительное чудовище.

Аквалангистам надо было опуститься на глубину в 50 метров. Люди уверяли, что именно там они неоднократно замечали странных существ, которые в длину достигали 3 метров и были покрыты блестящей чешуей. На голове у нимф находились странные шлемы круглой формы. Аквалангисты уверяли, что это были не люди, так как передвигались они очень быстро, не имея специальных костюмов и аквалангов.

Командующий учениями был уверен, что подводникам необходимо найти общий язык с существами и вступить в контакт. Для этого необходимо было выловить одну нереиду. Команду хорошо снарядили и подготовили к заданию. Группа состояла из 8 бойцов, которые должны были четко выполнять инструкции.

Но операция была прервана, так как, когда люди приблизились к существу и попытались набросить на него сеть, оно силой мысли вытолкнуло их на берег водоема. Из-за того, что случилось это резко, а во время всплытия не было важных остановок, все участвующие в операции заболели кессонной болезнью. Трое погибли уже через пару суток, а остальные на всю жизнь остались инвалидами.

Странные монстры в США

В Соединенных Штатах Америки жители небольших городов нередко сталкиваются с подобными существами. Летом 1992 года в поселке Ки-Бич (Флорида) рядом с берегом были замечены необычные существа, напоминавшие людей, но нижняя часть тела у них была как у тюленей.

На конечностях монстров были большие перепонки. Сирены имели огромные головы и выпуклые глаза. Когда рыбаки постарались приблизиться к существам, те быстро отплыли и скрылись в морской глубине. Через некоторое время рыбаки достали свои сети из воды. Они были разрезаны, а улов выпущен.

Также странный экспонат не так давно был представлен в краеведческом музее города Тумстоун . Посетители осматривали труп диковинного объекта, который, на первый взгляд, сильно напоминал морскую корову. Но верхняя часть тела животного была похожа на людскую - руки, плечи, шея, уши, нос, глаза. Также присутствовали достаточно хорошо развитые ребра.

По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей, в поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka , а для западноевропейских - mermaid .

Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок - распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки - типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).

Преобладающий цвет волос - русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» - «с русыми волосами» .

По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелеными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно» .

Мифологический образ

Русалки выходят из воды перед Троицей (рисунок Маковского)

Образ жизни

Русалка с дочерью (иллюстрация к стихотворению Пушкина)

В некоторых местах Украины различали русалок полевых (то же самое, что «полудницы ») и лесных («фаляроны», из войск библейского фараона, погибших в Красном море). Как пишет Зеленин, «Русалок нельзя признать определенно духами водными или лесными или полевыми: русалки являются одновременно и теми и другими и третьими». Видят их часто в прудах, озёрах и проточных водах, как они барахтаются, стоя по пояс в воде или настолько, что «только греха не видать» расчёсываются и моют лицо руками

Из большей части народных рассказов, русалки не имели одежды, ходили нагими и без головного убора, но при случае были бы рады одеться. Одетых русалок чаще всего видят в рваных сарафанах

Способ, которым русалки добывают себе одежду, поэтически описывается в восточнославянских песнях:

У ворот береза Зелена стояла, Веткою махала; На той на березе Русалка сидела, Рубахи просила: «Девки, молодухи, Дайте мне рубаху: Хоть худым-худеньку, Да белым-беленьку!»

Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии.

В связи с русалочьей нуждой, также существовало поверье, что на Духовской неделе, когда в лесу ходят русалки - нагие женщины и дети, при нечаянной встрече с ними, нужно непременно бросить платок или что-нибудь другое, даже рукав от платья оторвать, если в то время при себе ничего другого не будет. Считалось, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья, похищают одежду и пищу, где-либо беспечной хозяйкой положенную без молитвы, и выбирают для себя любовников из мужчин . Желание одеться заставляет русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит» .

Повсеместно у восточных славян, а также у саамов, распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчесывают свои волосы . Поверьем этим часто пользовались художники и поэты, например Шевченко (в стихотворении «Утоплена»).

В качестве гребней русалки используют рыбьи кости . К сходному разряду водных духов относится «шишига» - голая взрослая женщина, которая, сидя на берегу у воды, также нередко чешет гребнем свои длинные волосы . Присловье «чёрт чесал, да и чесалку-то потерял» имеется в «Пословицах русского народа», собранных Далем . В Читинской области уже во второй половине XX столетия была записана быличка о том как женщина, дом которой стоял у речки, забрала оставленный русалкой на берегу гребешок. «И каждую ночь та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери». По совету одного старца, гребешок был отнесён обратно на берег, и с той поры русалка приходить перестала .

Другой отличительной особенностью русалок является их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей . Отмечена русалка, которая прихорашивалась, смотрясь в воду, как в зеркало.

В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры .

Среди «белкового ассортимента» в питании русалок народом отмечены рыба и раки, а по ночам они забираются в сараи, где могут доить коров . Часто русалок видят среди возделанных полей, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломают жито». А по наблюдениям, в дикой степи - питаются различными травами и ягодами . По свидетельству из Галиции, «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить» .

Русалок также отличает стремительный быстрый бег, такой что «на лошади не догонишь».

Русалка в народном календаре

По распространённому народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а на Семик или Троицу выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. В эту так называемую «русальную неделю » русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. С Семика до Духова дня в открытых водоёмах старались не купаться и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг - «русальичин велик день», в этот день девушки ходили в лес «русалку крестить». Со вторника начинались проводы русалок, которые чаще всего приурочивались к воскресенью или к первому дню Петрова поста , следующего за Русальной неделей .

Нрав русалок

В лесу обитают на высоких деревьях (дуб, липа и др.) , на которых любят раскачиваться: «В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам. Не только ночью, но даже и в полдни» ; нападают на людей и щекочут их до смерти. В Белоруссии верили, что русалки бегают нагие и кривляются, и если кому случится их увидеть, то сам будет всегда кривляться .

В целом русалки - существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям всех возрастов, за исключением маленьких детей, которых любят и, в случае опасности, оберегают от диких животных, изредка могут выступать в качестве спасительниц для утопающих. Иногда кидают в людей камнями .

Отпечатки своих ступней на берегу искусно прячут: «Следы этих шаловливых подружек остаются изредка на мокром песке; но это можно только видеть, застав из врасплох: в противном случае они перерывают песок и заглаживают следы свои» .

Русалки имеют склонность к специфических шуткам, о чём записано в народных быличках: «В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили её дубинами, и русалка ушла»

Иногда от скуки русалки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев .

Белорусские русалки кричат «уу-гу! уу-гу!» Смоленские - качаются на деревьях с криком «рели-рели!» или «гутыньки-гутеньки» .

В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» от того, что они лихо плещутся или лихо пляшут . В Курской губернии в прошлом отмечено суеверие, что мелодии и ритмы песен, распеваемых женщинами, подслушаны ими у поющих русалок.

«Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на неё, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса» . Напротив, с молодыми парнями русалки бесстыдно заигрывают, щекочут, пытаются перевернуть лодки рыбаков, или разными способами заманить пловца на глубину.

Если русалки (одна или несколько) будут приставать к человеку, то нужно устремить взгляд в землю, и на них не смотреть. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан заговор от приставаний русалки: «Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать» . Если заклинание не помогало, то следовало уколоть хотя бы одну русалку иголкой или булавкой, которую опасливые поселяне всегда носили при себе: «тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где ещё долго раздаются голоса их» .

Оберегают от них полынь. Обычно при встрече с человеком русалка спрашивает: «Полынь или петрушка?» Если путник отвечает: «Полынь», русалка разочарованно отвечает: «Плюнь да покинь!» и исчезает. Если же ответом будет слово «петрушка», то русалка радостно восклицает: «Ах, ты душка!» и пытается защекотать несчастного до смерти.

Домашние русалки

Артистка в образе русалки

Зеленин, собиратель фольклора начала XX века, свидетельствовал, что «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу» и что они «кормятся по чужим семействам» .

Однако в насильном принуждении не приживаются. По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, - тогда запели, заиграли, да в лес» .

В Смоленской губернии на рубеже XIX-XX веков была записана следующая быличка:

Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало - больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. -М: «Правда», 1989. ISBN 5-253-00598-6

Русалки в античной и западной традиции

Алтарь Домиция Агенобарба.

Германская русалка-ундина

В озёрах и реках жили аналоги славянских русалок нимфы (человекоподобные, без хвостов).

Женщинами с рыбьими стоячими хвостами иногда изображались обладательницы прекрасных голосов, сирены , персонажи древнегреческой мифологии. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). С этим был связан миф о том, что сирены своим пением заставляли следовать к ним проплывающих мимо моряков, которые вели свои суда прямо на прибрежные скалы и гибли. Вследствие этого сирен стали считать предвестницами смерти для мореплавателей.

В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia .

Эллинский и римский каноны изображения сирен очевидно повлияли на традиции изображения в европейском искусстве.

В Западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии , который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» () популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.

Также в шотландской мифологии есть существа, называемые шелки - человекоподобные тюлени , имеющие некоторые сходства с русалками.

В одной английской летописи есть упоминание о «морском человеке» уродливой внешности, пойманном в 1187 году на побережье графства Суффолк .

XV век

Известна история о прожившей некоторое время на суше русалке. Сообщается, что в начале XV века в Голландии буря разрушила дамбу и море затопило сушу. Местные жители нашли застрявшую на мелководье русалку и взяли её к себе. Они научили её носить одежду, есть человеческую еду, вязать, кланяться кресту , но не сумели научить говорить. Русалка прожила на суше пятнадцать лет. Когда она умерла, её похоронили по христианскому обычаю. Эта история пересказана в книге Сиго де ла Фона (фр. Sigaud de la Fond ) «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное».

XVII век

Капитан английского флота Ричард Уитбурн писал в своих мемуарах, что в 1610 году впервые встретил странное существо в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде . Существо обладало пропорциональным и красивым женским лицом, на его голове было множество синих полос, похожих на волосы. Верхняя часть у существа была человеческая, нижнюю Уитбурн не видел. Существо вело себя достаточно дружелюбно. Когда оно попыталось влезть в лодку к матросам, его ударили по голове веслом, с тех пор оно наблюдало за людьми издали.

Существует легенда о Франсиско дела Веге Касаре , якобы жившем в Лиерганесе (Кантабрия) и с детства показывавшем способность плавать лучше других. В 1674 он во время купания был унесён сильным морским течением и пропал без вести. В феврале возле бухты Кадиса рыбаки поймали гуманоида , наблюдавшегося на протяжении нескольких дней в воде. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Отмечалось, что он ревел и рычал; двенадцать человек требовалось, чтобы его удержать. Три недели существо пробыло в монастыре францисканцев , где над ним производили обряд экзорцизма . В январе 1680 года его повели в Кантабрию, где мать пропавшего Франсиско и его братья признали в существе своего сына и брата. Когда он жил в посёлке, то питался сырым мясом или рыбой, почти не разговаривал. В 1682 году сбежал обратно в море.

В 1682 году возле города Сестри (Италия) был пойман некий «морской человек». «Он прожил всего несколько дней, плача и испуская жалобные вопли, и всё это время ничего не ел и не пил».

XVIII век

В некоем издании 1717 года было изображено существо, похожее на русалку, о котором написано, что оно было поймано на побережье Борнео , в административном округе Амбойна. В длину существо составляло 1,5 метра, «телосложением похоже на угря ». Прожило на суше чуть больше четырёх дней, в бочке с водой, от пищи отказывалось. Периодически издавало пищащие звуки.

XIX век

Гравюра, 1826

XX век

В 1900 г. на севере Шотландии некто Александр Ганн видел с расстояния 6-7 футов облокотившееся на риф существо, напоминающее очень красивую женщину с волнистыми золотисто-рыжими волосами, зелёными глазами и дугообразными бровями, которое он счел русалкой.

В сообщениях, собранных криптозоологом Майей Быковой, есть письмо от некоей М. Сергеевой, которая в 1952 году на лесозаготовительном участке «Балабановск» в Западной Сибири с тремя другими людьми отправилась купаться на озеро. Под водой озера они увидели «водяную девушку», брюнетку с синими глазами, которая пыталась утащить в воду одного из мужчин, но ей пришлось ограничиться кражей платка Сергеевой.

Объяснения явления

Падшие ангелы

Оптическая иллюзия

Галлюцинации

Кожные заболевания

Также есть мнение, что рассказы о водяных людях происходят от различных кожных заболеваний (см. статью «Дерматология »), при которых человек покрывается образованиями, похожими на чешую . Примерами подобного заболевания могут служить псориаз и ихтиоз .

Мистификация

Неизвестные науке антропоморфные существа

Впрочем, такая идея высказывалась ещё в XVII веке, когда часовой на крепостной стене Булоня (Франция), заслышав в море шум , якобы пристрелил мужеподобного гуманоида с хвостом , как у рыбы. Когда автор описывал его, он заключил, что он является предком всех людей белой , чёрной и жёлтой рас .

См. также

  • Нингё - русалка в японской традиции.

Примечания

  1. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 125
  2. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 4. С. 139.
  3. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 162-164, 172, 297, 301.
  4. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 133, 208
  5. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 133
  6. у Чубинского, I, 207; у Афанасьева, в «Поэтических воззрениях», и др.
  7. Смирнов И. Н. Пермяки // ИОАИЭ, Казань, 1891. Т. 9. С. 274, 275
  8. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М: «Правда», 1989, стр.254, 481-484. ISBN 5-253-00598-6
  9. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 302
  10. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 164
  11. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 33, 165
  12. Гусев А. Поверья, праздники, песни и сказки в ст. Ардонской, Терской области //СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 16. С. 320
  13. Яворский Ю. Галицко-русские поверья о дикой бабе // Живая старина. 1897, № 3-4 С. 439-441
  14. Русальная неделя // Российский Этнографический Музей
  15. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 146
  16. Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983. С. 35
  17. Терещенко А. В. Быт русского народа. Спб., 1848. Ч. 6. С. 132
  18. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 181
  19. Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Полн. собр. соч. Спб.-М. Издание тов-ва Вольф. 1898. Т. 10, С. 344
  20. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 183
  21. Даль В. Полн. собр. соч. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, Спб.-М., Изд. тов-ва Вольф. 1898, Т. 10. С. 344
  22. Пушкин А. Русалка // Собр. соч. М., 1948. С. 469
  23. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 168
  24. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 139-140
  25. Шеппинг Дм. «Мифы славянского язычества». М., 1849. С. 104
  26. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Спб., 1893. Т. 2. С. 526
  27. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 193
  28. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 165

Существуют ли в нашей реальности настоящие русалки или нет? Этот вопрос мы оставим решать многомудрым ученым мужам и энтузиастам непознанного. И вообще будем исходить из постулата «пока не доказано обратное, будем считать, что они существуют».

На данный момент мы можем только собрать все имеющиеся реальные факты и народный фольклор воедино и попытаться разобраться, кто же они такие, «водные девы». Кстати, в зависимости от «проживания» называются загадочные жители водоемов по-разному. На Руси их звали русалками, от слова «русый» ‒ светлый, чистый, и были они родовыми хранительницами русов – русоволосыми бледноликими девами-берегинями. К нечистой силе их причислили с приходом на Русь христианства.

Как в жизни выглядят настоящие русалки

Свидетельства в пользу существования перворусалок энтузиасты начали находить еще в наскальной живописи людей каменного века. Сцены подводной охоты людей с рыбьими хвостами трудно отнести к разгулявшейся фантазии неандертальцев. Тем более что география таких находок достаточно обширна. Упоминания о полулюдях-полурыбах встречаются у народов Евразии, Африки и Америки, охватывая как прибрежные регионы, так и области внутренних водоемов.

Ассирийцы, финикийцы, хананеи и филистимляне поклонялись богине с рыбьим хвостом Атаргатис. О божествах полурыбах упоминается в «Рамаяне» и других древнеиндийских источниках. Самые старые мумии русалок (более 1400 лет) хранятся в нескольких японских храмах.

О факте существования этих существ свидетельствовал Христофор Колумб. Их наблюдали в конце XIX и середине XX века у берегов Канады. Начало XXI века принесло еще ряд свидетельств: побережье штата Вашингтон (2004), Кирьят-Ям, Израиль (2009), острова Королевы Шарлоты, Канада (2013). Тут уж поневоле задумаешься. Одно дело, когда дракон плавает в единственном Лох-Несском озере, и совсем другое – когда подтверждения находят практически во всех регионах планеты.

К сожалению, ни одного веского свидетельства о наличии водных дев и мужей неземной красоты пока не получено. Напротив, все русалки (или артефакты), которые нашли ученые, напоминают кадры ужастиков.

Фото настоящих красивых русалок в России

Пока ученые ищут доказательства, широкой публике остается довольствоваться результатами полета творческой фантазии художников и фотографиями юных прелестниц, мечтающих стать настоящими русалками. Надо сказать, что русская художественная традиция изображения сирен-«фараонок» на резных досках у народов севера России VIII-XX вв. и последующие произведения великих мастеров – К. Васильева, И. Репина, И. Крамского, И. Майкова ‒ являли собой живописные примеры весьма очаровательных барышень-русалок. Русалки на Руси редко изображались с рыбьими хвостами. Кроме того, не все они жили в воде. Были полевые и лесные русалки.

Согласно народному поверью зимовать водные девы уходят в реки и озера, и только весной на Зеленые Святки позволено им выйти на берег и оставаться в лесах и полях все лето. Особенно осторожными надо было быть путникам в «русальную неделю». Считалось, что расшалившиеся и не знающие удержу русалки могут защекотать, похитить и утопить любого встреченного ими человека. До самого Духова дня народ избегал купания в любых водоемах и старался в одиночку через леса и поля не ходить. В Велик русальичин день (четверг Троицы) девушки плели венки и развешивали их на ветвях вместе с пряжей, для того чтобы задобрить русалок. К первому дню Петрова поста делали проводы русалок. Особой активностью отличалась также ночь на Ивана Купалу.

И. Крамской «Майская ночь»

И. Майков «Русалка»

И. Репин «Садко»

Фото настоящих живых русалок в море и в океане

Многочисленные картинки с русалками, заполонившие Интернет, могут заинтриговать не только детей, но и взрослых. Волшебная диснеевская Русалочка чудо как хороша! Покажите мне хоть одного ребенка, который усомнится в ее положительности.

Кстати, еще в XIX веке четко различали русалок и морских дев. Первые не имели в наличии никаких хвостов и считались неупокоенными душами девушек-утопленниц (невест, повенчанных или безответно влюбленных). Морские девы (сирены, наяды) – существа божественного происхождения из разных эшелонов созданий, зачастую отличались полным отсутствием души и неуемным желанием отнять ее у человека.
Позднее образы практически слились благодаря романтической литературе и вездесущему кинематографу.

Вы посмотрели подборку фото настоящих русалок. Больше фото можно увидеть в разделе

Русалка. Кажется, про русалок слышали даже те, кто очень смутно знаком со славянской мифологией. Образ узнаваем, присутствует во многих сказках, литературных произведениях, можно увидеть его и на картинах. У нас на Севере считают, что русалки и по сей день существуют. Столько историй про них рассказывают! Но какие они, настоящие русалки?

Русалка - персонаж славянской мифологии, опекающий поля, леса и воды. Один из наиболее вариативных образов народной мистики. В то, что русалки существуют, верили повсюду на Руси, но идеи о том, какая она - настоящая русалка - в разных местах различались.

Р усалки существ уют! Подлинные северные былички

Казалось бы, персонаж этот настолько фантастический, что остался только в сказках. Но наши северные былички утверждают - настоящих русалок можно увидеть и по сей день.

Живут русалки в воде, но могут выходить и наружу. К людям они не слишком благосклонны, их стоило опасаться:

Маленьки были, так говорили нам старики-то, что нельзя после дождя купаться, русалка там моется. Волосы-то у ей длинные. Утащит она…

Рассказывали о них довольно страшные истории:

Русалки-то? Да, слыхивала. Сейчас уж никого не стало, а раньше много было всего, много рассказывали историй всяких.

Вот у одной женщины утонул сын. Он и плавал-то неплохо, хорошо плавал-то и вот вдруг утонул. А было летом, конечно. Ну, народ-то: «Водяной утащил!» А потом, уж много времени прошло-то, пошла она стирать на реку и глядит, сидит на камне девушка, красивая, да голая, волосы черные, длинные. Она их чешет. Та [женщина] как увидела ее, и сердце захолонуло сразу. Спугалась сильно, стоит, не дышит аж. Забоялась шибко сильно. А как же, ошарашно ведь! Что ты! Эта русалка как посмотрит на кого, как застывши человек стал, так и будет стоять, долго может так, да. Вот та и стоит. Вдруг русалка повертывается и говорит: «Твому сыну хорошо, иди домой и не ходи больше сюда». И в воду прыгнула, а гребень оставила на камне. А сына тело так и не нашли, глубоко больно.

Русалки в реке и сейчас есть. Оны как человек, волосы длинные, распущены, на камне сидят и волосы чешут. И груди есть. В глыбких местах живут. Выходит утром и вечером.

Русалки были тож. Разны виды показывали: и женщиной, и мужчиной, и скотиной. Как привидится. Увидят их и болеют.

Бабушка умерла. Приехавши был дядя с Москвы. Пошел на речку. В костюме, одевши как следует. Ему показалась девушка красивая. Он приобнять хотел, руками так сделал - и нырнул в речку. Привиделась хорошая девушка, красивая. А он пришел, льет с него, а в хорошем костюме был.

Маленьки были, так говорили нам старики-то, что нельзя после дождя купаться, русалка там моется. Волосы-то у ей длинные. Утащит она.

Русалки в реках и сейчас есть. В русалку обращается, говорят, проклятый человек. Оны как человек, волосы длинные, распущены, на камне сидят и волосы чешут. И груди есть. В глыбких местах живут. Выходит утром и вечером. И попка, как у человека. Красивая, груди стоят, как у женщины. Белье полоскала, ручной палкой колотила, чтоб пыль выходила. Вижу, волосы длинные, распущены. А заметили, и она исчезла.

Шишихи, русалки, хватают за ноги и топят. Бабки свиклу сажали, а женщина в воду зашла. Ее кто-то тянет, а потом на ногах следы от пальцев.

Рассказывали, служил один какой-то во флоте, а она [русалка] выходила, песни пела. И так она ему понравилась, что влюбился. А любовь у ей настоящая. И ребенка нажили. А что моряку делать, как ее с собой привезти, ведь она не умеет говорить, и ребенок не умеет говорить. И переслали его на другой корабль. Она приходит, смотрит, где он. А ей показывают: уехал. Тосковала горазд. А потом разорвала ребенка и бросилась в воду.

Как выглядит настоящая русалка? Есть ли у неё хвост?

Образ русалки в книгах и на картинах вполне узнаваем - красивая девушка с рыбьим хвостом. Однако, как многие духи славянской мифологии, выглядеть они могут по-разному:

Разные виды показывали: и женщиной, и мужчиной, и скотиной. Как привидится.

Но чаще всего настоящие русалки напоминают красивых юных девушек, обнаженных, с длинными распущенными волосами зеленоватого, русого или черного цвета, которые они постоянно расчесывают. Есть ли у русалок хвост? На Севере Руси полагали, что русалки обликом полностью подобны людям. Ведь они не только сидят в воде, но и передвигаются по суше, могут заходить в мельницы, бегать по берегу реки или водоема, качаться на ветвях деревьев. На Юге Руси рассказывали, что русалки живут только в воде, поэтому хвост у них есть.

Хотя настоящая русалка выглядит подчас красиво и соблазнительно, весь ее облик говорит о том, что это неживой человек. Если приглядеться, можно заметить закрытые или тусклые глаза, бледную кожу.

Есть рассказы, в которых русалки выглядят настоящими чудовищами: неприглядные, с длинными отвисшими грудями, острыми когтями, полностью покрытыми шерстью. Сразу становится понятно, что такое существо к людям будет совсем не благосклонно.

Как стать русалкой?

Почему же настоящие русалки так враждебны к людям? Потому, что они и сами когда-то были людьми, но умерли слишком рано или «неправильно» (стал жертвой преступления, покончил с собой, трагически погиб) и сделались «заложными» покойниками. Рассказывали, что стать русалкой может погибший (особенно утонувший) ребенок, юная девушка, молодая женщина или же вообще любой, кто скончался во время особой недели года - Русальной. Русалки утягивают на дно купающихся в неурочное время и без благословения людей, при встрече на берегу могут напасть и защекотать до смерти, удушить своими длинными волосами, заманить в воду стирающих на берегу женщин. Те, кто погиб по вине этих духов, тоже становятся русалками. Чтобы души умерших маленьких детей или девушек не стали русалками, при их похоронах соблюдали особые ритуалы.

Чем опасны русалки?

Несмотря на довольно романтические представления об этих духах, они живых людей не любят, стремятся их погубить, чтобы пополнить свои ряды. Особенно русалки активны и опасны на Русальную неделю в мае-июне, в период цветения ржи. Тогда-то они чаще всего и показываются людям. В этот период советовали не только воздержаться от купания в водоемах, но и подходить к воде вообще, гулять в лесу.

При встрече с русалками нужно было не смотреть на них - лучше всего оборотить взгляд в землю. Были и заговоры против этих духов. Советовали от них также откупаться - бросать им какой-то элемент одежды, гребешки, украшения.

Русалки существуют и поныне, и наши предки отлично это знали. Духи природы окружают нас и поныне. Вся славянская мифология свидетельствует об этом. Изучая ее, мы заново открываем для себя мир духов окружающей среды.

Подробнее о славянской мифологии.




Top