Жизнь в доме барыни сказке муму. И.С

Герасим в доме барыни

(по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

Цели :

образовательные:

проанализировать первую часть рассказа – образы барыни и Герасима

направить читательское восприятие

выйти на проблематику рассказа

развивающие:

развивать умение использовать элементы театрализации при анализе текста

развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы

формировать умение анализировать текст художественного произведения

воспитательные:

учить слышать и слушать друг друга, уважать чужое мнение

воспитание нравственности через анализ поступков героев

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами начинаем анализировать рассказ И.С.Тургенева «Муму». У вас было домашнее задание: прочитать первые три страницы рассказа. Даже не спрашиваю – надеюсь, что это сделали все.

Какие персонажи вам встретились?

/Герасим и барыня

Если взять процентное соотношение – кому Тургенев отдает предпочтение, кого он описывает более подробно?

/Герасима

Интересно, а почему? Кто такая барыня?

/хозяйка Герасима, дворянка.

А кто такой Герасим?

/ Герасим всего лишь дворник, ее крепостной .

Тем не менее большее внимание Тургенев уделяет именно Герасиму. Почему?

/Герасим – главный герой рассказа, автор выделяет его .

Получается, что в начале рассказа мы знакомимся с Герасимом и барыней, вернее с Герасимом в доме барыни, так как о ней мы узнаем немного.

Записываем тему урока: Герасим в доме барыни .

Цели нашего сегодняшнего урока :

познакомиться с некоторыми героями рассказа И.С.Тургенева «Муму»,

составить о них свое мнение,

опираясь на текст, попытаться определиться с некоторыми проблемами, затронутыми в произведении.

(цели урока произносятся только губами, без голоса)

— Ой, что-то с голосом моим стало… Наверное, неспроста – ведь наш главный герой – глухонемой. Ребята, помогите мне озвучить цели нашего урока. Анализируя любое произведение, что мы обязательно рассматриваем? Какие цели мы перед собой ставим?

/Познакомиться с текстом, выявить образы и проблемы, затронутые автором в тексте.

Спасибо.

Запись на доске: ОБРАЗЫ И ПРОБЛЕМЫ

Итак, давайте ближе познакомимся с героями. Первой на страницах текста появляется барыня, с нее и начнем.

Анализируем первый абзац текста, выходим на запись на доске

Запись на доске: барыня – дворянка, старая, скупая, одинокая

/ Отрицательно

Но все-таки главный герой – это, несомненно, Герасим. К сожалению, сам о себе он рассказать не может, так как глухонемой от рождения. Что значит «глухонемой»

/ Не слышит, не говорит

А мы можем судить о человеке, если он ничего не говорит?

Как? Как нам понять, что за человек Герасим?

о поступкам: внешности, отношению к работе, к людям, по интерьеру комнаты

Согласна. Давайте и рассмотрим эти моменты. Но не следует забывать, что наш поток называется как?

/Литература с элементами театрализации

Поэтому и анализировать образ Герасима мы будем, используя… театрализацию

Задание :

1 ряд – ваша тема – «Отношение Герасима к работе», используете прием «ж ивые картины» . Ваша задача – разработать и представить нам эту тему.

2 ряд – ваша тема – «Герасим и челядь», используете прием инсценирования .

3 ряд – занимаетесь оформительской работой – разрабатываете эскиз костюма Герасима и эскиз декорации – «Комната Герасима».

У вас 5-7 минут, потом представляете свои работы.

1 ряд представляет «живые картины»

— Вопрос к зрителям – На что вы обратили внимание?

/Как Герасим упал и лежал не двигаясь .

Почему? О чем Герасим думал, вспоминал, может быть, мечтал?

деревне

Неужели ему так плохо живется в городе?

/Нет, но его сюда привезли по воле барыни, он не может понять – зачем он здесь, ему непривычно, одиноко

Как ему жилось в деревне?

/Жил один, много работал, на его работу было весело смотреть

2 ряд представляет свою сценку

На что обратили внимание?

/На важность, степенность Герасима, уверенность в себе

3 ряд представляет эскизы костюмов и декорации

презентация эскиза. Что мы можем сказать о человеке, у которого такая комната?

/Основательный

Запись на доске: Герасим – дворник, крепостной, работяший , уверенный в себе, основательный

Итак, мы познакомились с двумя героями рассказа. Конечно, их намного больше, и на следующих уроках мы продолжим знакомство с образами рассказа. Какие же проблемы затрагивает автор в своем произведении?

диночество, произвол, крепостничество .

Замечательно, Запишем.

Запись на доске: одиночество, произвол, крепостничество

Сегодня мы с вами только начали изучать рассказ И.С.Тургенева «Муму», познакомились с некоторыми образами и проблемами этого произведения. На следующих уроках мы продолжим работу.

Д/з – разгадать кроссворд, подготовить рассказ о герое, загаданном в кроссворде

5 класс Литература с элементами театрализации

Герасим в доме барыни

(по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

Цели :

  1. образовательные:
  1. проанализировать первую часть рассказа – образы барыни и Герасима
  2. показать авторское отношение к персонажам
  3. направить читательское восприятие
  4. выйти на проблематику рассказа
  1. развивающие:
  1. развивать умение использовать элементы театрализации при анализе текста
  2. развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы
  3. формировать умение анализировать текст художественного произведения
  1. воспитательные:
  1. учить слышать и слушать друг друга, уважать чужое мнение
  2. воспитание нравственности через анализ поступков героев

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами начинаем анализировать рассказ И.С.Тургенева «Муму». У вас было домашнее задание: прочитать первые три страницы рассказа. Даже не спрашиваю – надеюсь, что это сделали все.

Какие персонажи вам встретились?

/ Герасим и барыня

Если взять процентное соотношение – кому Тургенев отдает предпочтение, кого он описывает более подробно?

/Герасима

Интересно, а почему? Кто такая барыня?

/хозяйка Герасима, дворянка.

А кто такой Герасим?

/ Герасим всего лишь дворник, ее крепостной .

Тем не менее большее внимание Тургенев уделяет именно Герасиму. Почему?

/Герасим – главный герой рассказа, автор выделяет его .

Получается, что в начале рассказа мы знакомимся с Герасимом и барыней, вернее с Герасимом в доме барыни, так как о ней мы узнаем немного.

Записываем тему урока: Герасим в доме барыни .

Цели нашего сегодняшнего урока :

  1. познакомиться с некоторыми героями рассказа И.С.Тургенева «Муму»,
  2. составить о них свое мнение,
  3. опираясь на текст, попытаться определиться с некоторыми проблемами, затронутыми в произведении.

(цели урока произносятся только губами, без голоса)

Ой, что-то с голосом моим стало… Наверное, неспроста – ведь наш главный герой – глухонемой. Ребята, помогите мне озвучить цели нашего урока. Анализируя любое произведение, что мы обязательно рассматриваем? Какие цели мы перед собой ставим?

/Познакомиться с текстом, выявить образы и проблемы, затронутые автором в тексте.

Спасибо.

Запись на доске: ОБРАЗЫ И ПРОБЛЕМЫ

Итак, давайте ближе познакомимся с героями. Первой на страницах текста появляется барыня, с нее и начнем.

Анализируем первый абзац текста, выходим на запись на доске

Запись на доске: барыня – дворянка, старая, скупая, одинокая

/Отрицательно

Но все-таки главный герой – это, несомненно, Герасим. К сожалению, сам о себе он рассказать не может, так как глухонемой от рождения. Что значит «глухонемой»

/Не слышит, не говорит

А мы можем судить о человеке, если он ничего не говорит?

/Да

Как? Как нам понять, что за человек Герасим?

/По поступкам: внешности, отношению к работе, к людям, по интерьеру комнаты

Согласна. Давайте и рассмотрим эти моменты. Но не следует забывать, что наш поток называется как?

/Литература с элементами театрализации

Поэтому и анализировать образ Герасима мы будем, используя… театрализацию

Задание :

1 ряд – ваша тема – «Отношение Герасима к работе», используете прием «живые картины» . Ваша задача – разработать и представить нам эту тему.

2 ряд – ваша тема – «Герасим и челядь», используете прием инсценирования .

3 ряд – занимаетесь оформительской работой – разрабатываете эскиз костюма Герасима и эскиз декорации – «Комната Герасима».

У вас 5-7 минут, потом представляете свои работы .

1 ряд представляет «живые картины»

Вопрос к зрителям – На что вы обратили внимание?

/Как Герасим упал и лежал не двигаясь .

Почему? О чем Герасим думал, вспоминал, может быть, мечтал?

/О деревне

Неужели ему так плохо живется в городе?

/Нет, но его сюда привезли по воле барыни, он не может понять – зачем он здесь, ему непривычно, одиноко

Как ему жилось в деревне?

/Жил один, много работал, на его работу было весело смотреть

2 ряд представляет свою сценку

На что обратили внимание?

/На важность, степенность Герасима, уверенность в себе

3 ряд представляет эскизы костюмов и декорации –

презентация эскиза. Что мы можем сказать о человеке, у которого такая комната?

/Основательный

Запись на доске: Герасим – дворник, крепостной, работяший, уверенный в себе, основательный

Итак, мы познакомились с двумя героями рассказа. Конечно, их намного больше, и на следующих уроках мы продолжим знакомство с образами рассказа. Какие же проблемы затрагивает автор в своем произведении?

/Одиночество, произвол, крепостничество .

Замечательно, Запишем.

Запись на доске: одиночество, произвол, крепостничество

Сегодня мы с вами только начали изучать рассказ И.С.Тургенева «Муму», познакомились с некоторыми образами и проблемами этого произведения. На следующих уроках мы продолжим работу.

Д/з – разгадать кроссворд, подготовить рассказ о герое, загаданном в кроссворде

Приложение №1

Приложение №2

В доме барыни живет многочисленная прислуга. Большую часть времени дворовые спят, пьют, сплетничают, болтаются по двору или выполняют капризы своей барыни, пытаясь перед ней выслужиться.

Характеристика Капитона Климова в рассказе «Муму» Тургенева

Капитон Климов – один из ярких представителей барской челяди. Он ленив. У барыни он служит башмачником. По тому, что сам он ходит в дырявых сапогах, можно понять, что мастеровой он плохой. Капитон – «горький пьяница». Свое поведение он объясняет тем, что не оценен по достоинству барыней. Капитон очень высокого мнения о себе. Считает себя образованным человеком, а дело, которым занимается, недостойным себя. Глазами других людей он предстает как опустившееся существо, слоняющееся без дела, в потасканном, оборванном сюртуке и «заплатанных панталонах». Как и остальные дворовые, Капитон умеет льстить и угодничать с теми, кто выше его по положению. Женившись на Татьяне, он остается к ней равнодушен. Его характер и образ жизни не меняются. Капитон окончательно спивается.

Характеристика Татьяны в рассказе «Муму» Тургенева

Полной противоположностью Капитону Тургенев показывает другого человека, живущего в доме барыни. Это Татьяна – женщина двадцати восьми лет, состоящая у барыни прачкой. В отличие от слоняющейся без дела дворни, Татьяна, одна из немногих, отличается трудолюбием. В своем деле она настолько искусна, что ей поручают стирать только тонкое белье. Когда-то белокурая Татьяна «слыла красавицей», но тяжелая работа и постоянные унижения приводят к тому, что «красота с нее очень скоро соскочила», «жалованье она получала самое маленькое», «одевали ее плохо». Татьяна – забитое и запуганное существо без чувства собственного достоинства, трепещущее «при одном имени барыни». Она настолько равнодушна к своей судьбе, что без слов сносит, когда ее унижают и шпыняют. По желанию барыни Татьяна безропотно соглашается выйти замуж за Капитона – человека, которому она совершенно безразлична. У нее даже в мыслях нет ослушаться приказа барыни. Татьяна сама делает так, что ее возможное счастье с Герасимом не состоялось.

Характеристика дворецкого Гаврила в рассказе «Муму» Тургенева

Может быть человек, приглядывающий за дворней, будет обладать высокими человеческими качествами? В доме барыни главным дворецким служит Гаврила – человек, «которому, судя по одним его желтоватым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, обусловила быть начальствующим лицом». Внешность выдает заложенную в Гавриле неискренность. Хоть и приближенный к барыне, но, как и любой другой крепостной, Гаврила боится ее, никогда с ней не спорит и во всем слушается. Боясь потерять место, он постоянно выслуживается, унижается перед ней, говорит заискивающим тоном, используя такие слова как «хорошо-с», «можно-с», «угодно-с», проявляя тем самым показное угодничество. Гаврила никогда ничего не делает без своей выгоды. А поскольку в круг его обязанностей входит учет продуктов, то, пользуясь возможностью, часть их он забирает себе, что характеризует его как жуликоватого, нечистого на руку человека. И в отношении к Герасиму и Татьяне Гаврила проявляет себя не лучшим образом. Он труслив и равнодушен к их судьбе, не удосуживается рассказать о них барыне, прикладывает все усилия, чтобы эта свадьба состоялась. Изворотливый Гаврила настолько изобретателен, что придумывает способ отвадить Герасима от Татьяны.

Разных по характеру, роду занятий и положению крепостных роднит отсутствие собственного мнения, желание выслужиться, трусость и лень. У них нет того стержня, который должен быть в каждом свободном человеке: чувства собственного достоинства.

Тема урока: И.С.Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести, отражении социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XX века; помочь проникнуться атмосферой барского дома; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать этапы жизни И.С.Тургенева; владеть понятием «сюжет»; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

Ход урока

Каждому, кто видел его в первый раз,

он казался «олицетворением

русского богатыря, с серебристой

прядью волос на широком

полуотвесном лбу».

I . Оргмомент. Вступительное слово учителя. Чтение статьи о жизни и творчестве писателя (учебник, с).

Известный французский писатель А.Доде сказал о знаменитом русском литераторе так: «Добрый великан…с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада»- именно так выглядел И.С.Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет. (чтение статьи в учебнике.)

19 век. 1852г. Смерть Н.В.Гоголя. И.С.Тургенев был сильно поражен этим трагическим событием, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан- взят под арест и отправлен по присмотр на родину. Находясь под арестом, Тургенев продолжал работать и написал повесть «Муму».

Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом. (Повесть- эпический, прозаический жанр. 1. Средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы (меньше романа, побольше новеллы).2. Форма, имеющая существенное жанровое своеобразие.)

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни в повести «Муму», почти полностью повторяют реальные события из жизни дворника Андрея. Андрей, в отличие от Герасима, служил своей барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла его собачка.

II . Чтение I главы.

Вопросы по содержанию:

1. Каковы ваши впечатления о прочитанном?

2. Где происходят события? Опишите.

3. Что вы узнали о герое?

4. Как «деревенский исполин» оказался в городе?

5. Каким работником был Герасим?

6. Чем смог герой вызвать к себе уважение?

7. Какой случай всем запомнился в околотке?

8. Какую можно дать характеристику Герасиму? (По 1 главе повести).

III . Анализ деталей текста.

1. Атмосфера барского дома.

Вопросы: Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор посвящает хозяйке дома? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы изобразить властную и капризную старуху. Однако не она является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.)

2. Портрет главного героя.

Повторное чтение отрывка от слов «Из числа всей челяди…» до слов «…всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

Вопрос: Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия.)

3. Жизнь и занятия Герасима в городе.

Чтение от слов «Крепко не полюбилось ему…» до слов «…кричали на него, как будто он мог слышать их крики».

Вопросы: 1. Чем же не полюбилось житье Герасиму? (Герасим с рождения жил в деревне. Там ему все привычно. В мире своей тишины он был вовсе не одинок, не испытывал волнений, а главное, он всегда был занят каким-нибудь полезным делом. Работа в городе «казалось ему шуткой».)

2. Что значит «работа «казалась ему шуткой»? Можно ли на самом деле за полчаса «привести в порядок двор, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дрова для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить»?

Наблюдения за действиями Герасима.

Как Герасим воду возил? («…Застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка…»)

Как ведет себя топор в руках Герасима? («…Топор так и звенит у него, как стекло…»)

Как Герасим исполняет обязанности сторожа? («…А что насчет чужих, так после того, как однажды ночью, поймав двух воров…»)

Каким предстает Герасим перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым)

4. В Каморке у Герасима.

Чтение отрывка от слов «он устроил себе ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах- истинно богатырскую кровать….» до слов «прочный и приземистый…».

Какие слова указывают на силу, «великость» героя? («Истинно богатырскую кровать», «дюжий сундук», «столик крепкого свойства», «стул, прочный и приземистый».)

Почему Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Автор использует этот прием- гиперболу- чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колоссальную силу духа молчаливого героя.)

Каким нравом обладает герой? («…Нрава строгого и серьезного».)

Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами? Что происходило в этот момент в душе героя?

IV . Обобщение.

Задание: Суммируя все прослушанное о Герасиме, дайте характеристику герою.

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Читая текст, мы наблюдаем за героем: вот он пашет поле - его руки с силой вгоняют соху, взрывая земельный пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»… Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе- с метлой и бочкой- кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.

V . Рефлексия.

VI . Домашнее задание: подготовить художественный пересказ 1 главы.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока :

Образовательные:

  • познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству
  • познакомить с историей создания рассказа «Муму»
  • проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима).

Развивающие:

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения
  • развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя - обобщать, делать выводы
  • формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов
  • учить сжато излагать повествовательный текст
  • развивать коммуникативные навыки. Обогащать словарный запас
  • продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание общечеловеческих ценностей
  • уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, целей. (Слайды 1, 2)

3. Словарная работа (объяснение значений слов и запись в конспект (Приложение 1)) (Слайд 3):

  • Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они находились в полной зависимости от своих хозяев и не имели никаких прав.
  • Помещик (от слова «поместье», «усадьба») – дворянин, владеющий поместьем и живущий за счет труда крепостных крестьян.
  • Гувернёр – воспитатель дворянских детей.
  • Дворня – вся прислуга в барском доме и дворе.
  • Челядь, холопы – дворовые люди в богатом доме; покорные, безответные слуги.

4. Вступительное слово учителя.

(Слайд 4)Сегодня на уроке мы знакомимся с жизнью известного русского писателя – Ивана Сергеевича Тургенева.

Жил он в XIX веке. Чтобы представить себе, как жил маленький Тургенев, перенесёмся на 180 лет назад…

(Слайд 5) Тихое летнее утро. В просторной высокой комнате господского дома настежь открыты окна в сад. Сквозь нежную зелень деревьев пробивается солнце; скользит по белоснежной скатерти, по серебру самовара, по золотым узорам чайных чашек. За столом, откинувшись на высокую спинку стула, сидит красивый гвардейский офицер в отставке – Сергей Николаевич Тургенев. Напротив него, с недовольным лицом, с черными, очень выразительными глазами, жена его – Варвара Петровна. Старый слуга в черном фраке, белом жилете и белом галстуке оглядывает стол.

Дверь открывается, и в комнату чинно со своим гувернёром входят дети: старший, Николай, второй, Иван, и совсем ещё маленький Серёжа, которого за руку ведёт нянька. Дети подходят к матери и отцу, здороваются, потом садятся по своим местам и молча пьют молоко со сдобными домашними булочками. Разговаривать им не полагается, если их не спрашивают о чем-нибудь взрослые.

Завтрак окончен, отодвинуты стулья, дети снова подходят к родителям, тихо благодарят и уходят в свои комнаты.

(Слайд 6) Так начинается день в богатой барской усадьбе Тургеневых – Спасское-Лутовиново.

(Слайд 7) Большой, почти в 40 комнат, дом с колоннами стоит в саду; за домом сад с роскошными цветниками, с темными, тенистыми аллеями спускается к прудам. Недалеко от дома – постройки для дворни, которой около трёхсот человек: повара, прачки, портные, кружевницы, мальчики на побегушках для исполнения мелких поручений. Есть в усадьбе свои музыканты, актеры для развлечения господ.

(Слайд 8) Комнаты в доме были обставлены дорогой красивой мебелью. Одна из самых больших комнат отведена под библиотеку.

Усадьба Тургеневых такая же, каких было много во времена крепостного права, и жизнь в ней шла такая же, как и в других усадьбах богатых помещиков.(Слайд 9)

Главным лицом в доме была Варвара Петровна. Она была очень богата – ей принадлежала усадьба, тысячи крепостных крестьян. Она умна и образованна, но, несмотря на это, была очень капризной и жестокой помещицей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал её любимый цветок или разлучить семью, продав одного из детей другому помещику.

Для собственных детей Варвара Петровна также установила определенный порядок жизни. Каждый день ровно в 10 часов утра в детские комнаты входил крепостной дворовый человек, который был секретарём матери Тургенева. Он вручал гувернёру маленький листок бумаги, на котором рукой матери было написано расписание детских занятий и развлечений на день. Никто не смел без приказания матери менять это расписание.

Русской грамоте Ваню очень рано выучил крепостной человек. Случилось так, что крепостной слуга и маленький мальчик очень подружились. Часто потихоньку от всех забирались они в сад, где деревья и кусты заслоняли их от всего мира. Они слушали голоса старого сада, и очень часто дворовый слуга читал Ване стихи.

Дети подрастали. Настало время учиться, поэтому вся семья переехала в Москву. В пятнадцать лет Иван Тургенев стал студентом Московского Университета.(Слайд 10)

Позади осталось детство. Но навсегда мальчик запомнил те страшные картины из жизни крепостных крестьян, которые маленький Ваня наблюдал в доме матери – в Спасском – Лутовинове: безоговорочное исполнение воли хозяйки, наказания за малейшие провинности, а иногда и жестокие расправы над людьми.

(Слайд 11) Позже, уже взрослым человеком, бывая в доме матери, Иван Сергеевич всегда вступался за крепостных, поэтому мать при нём не наказывала крестьян, боясь, что сын уедет.

«Как жить? Что делать?- думал Тургенев.- И разве только одна мать так жестоко поступает со своими крепостными? Разве не все почти помещики на Руси такие же?!»

Иван Сергеевич Тургенев дал себе слово никогда не быть помещиком- крепостником, никогда не владеть крепостными крестьянами. Он дал себе клятву всеми силами бороться за отмену крепостного права.

Писатель сдержал клятву. В своих произведениях он показывал жестоких помещиков, разоблачал их своенравие, злобу, и с симпатией относился к крестьянам, отражая в своих героях душевную красоту русского народа.

5. Таким произведением как раз является рассказ «Муму». О том, как и когда было написано это произведение, нам расскажут…

Канцлер: Гоголь умер, Ваше Величество.

Царь: В самом деле? Проследите, чтобы никаких статей по этому поводу не печатали. Не хватало нам ещё народных возмущений.

Канцлер: Но… Ваше Величество…(Протягивает газету «Ведомости»)

Царь: Что это? (Берёт из рук канцлера газету)

Канцлер: Тургенев Иван Сергеевич написал…

Царь: Ну что ж… Он знал, на что идёт.(Пауза) Тургенева арестовать!

(Слайд 14) В Петербурге в маленькой душной камере стоит Тургенев. Ему тридцать три года, но ранняя седина уже закралась в волнистые волосы.

За окном, на другой стороне тюремного двора находится комната, где секут крепостных слуг. Оттуда раздаются свист розги, стоны, крики… Губы Тургенева плотно сжаты, брови сведены острой болью.

Тургенев: Кто эти люди? За что их наказывают? Кто право дал их наказывать? Надо сказать об этом громко, на всю Россию!

Полицейский пристав: Извольте, сударь, пройти в другое помещение. Там для вас будет спокойнее.

Полицейский: Опасно: все-таки писатель! Возьмет вдруг да и опишет все, как есть!

(Полицейские перебирают листы бумаги и читают: «Муму». Пожимают плечами)

Полицейский: Кажись, ничего запрещённого.

Так, находясь под арестом в Петербурге, Тургенев написал рассказ «Муму».

6. Слово учителя.

Впоследствии Иван Сергеевич признавался, что всё написанное им не «сочинено», «придумано», а навеяно действительными событиями, а его герои – не вымышленные персонажи, а живые люди, с которыми писатель когда-то встречался.

И вновь представим себе, что мы в XIX веке. И оказались мы на отдалённой улице Москвы, в сером доме с белыми колоннами…

Кто живет в этом доме?

(Слайд 15 трывок из мультфильма «Муму»)

И действительно, живет здесь только одна барыня. Вокруг неё много людей. Кто они? Дворня, челядь, холопы.

Беседа по тексту рассказа Тургенева «Муму»

-Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа(Слайд 16)?

(Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи)

- Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?

(Утром человека называют его детство и юность, день - это зрелость, вечер - старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной)

Итак, обобщим наши наблюдения. Кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события?

(Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху.)

Запись характеристики барыни

- Не правда ли, знакомая обстановка. В образестарой барыни Тургенев отразил черты собственной матери.

- Что сказано о дворовых людях? (Они целый день работают, чтобы ублажить злую и никчемную хозяйку; все вокруг стремятся ей угодить, чтобы не рассердить)

И это не пришлось придумывать писателю. Так примерно протекала жизнь в его родной усадьбе Спасское–Лутовинове. Однако она не является главной героиней.

А теперь обратимся к тексту произведения.

- Что мы узнаем о Герасиме до того времени, как он появился в доме барыни?

(О его жизни в деревне).

«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик..»

- По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.

-Как Герасим оказался в городе?

(«Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев...»)

Работа по иллюстрации И.И. Пчёлко «Герасим около дома барыни»

  • 1. Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передал художник на рисунке?
  • 2. Как построение иллюстрации помогает художнику передать богатырскую силу Герасима?
  • 3. Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?

- Как Герасиму жилось в доме барыни?

(Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.

Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.

С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы, или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по целым часам лежат на груди, как пойманный зверь. Постепенно Герасим привык к городскому житью.)

- Скажите, какое художественно-изобразительное средство использует автор для того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе?(Сравнение) Что это такое(слайд 18)?

То есть возвращаясь к сравнению, мы можем сделать вывод о том, что Герасим лишился почвы, которая питала его всю жизнь - деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком.

Да, читателю трудно судить о том, что чувствовал и о чем думал Герасим. Поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Какую же тайну несут сравнения. Обратимся к ним.

1) В работе Герасима: «...как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей».

Писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо», и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как «пойманный зверь». Скажите, а что должен чувствовать «пойманный зверь»?

3) Как исполнял Герасим обязанности дворника? Найдите сравнение в описании его работы.

«...дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»

- Чем он вызвал уважение у окружающих? (Сила, работа)

7. Подведение итогов (Слайд 19).

В доме старой капризной старухи-барыни живет глухонемой дворник Герасим. Богатырь, силач. Он привык трудиться -дело спорится в его руках. Его побаиваются. Среди всей дворовой челяди он чувствует себя одиноким.

Какие события представлены в рассказе И.С.Тургенева «Муму»,мы узнаем на следующем уроке.

Задание на самоподготовку: Гл 2 (стр.211-221).




Top