Александр николаевич островский где и когда родился. Загадка первой жены александра островского

Театр как дело серьезное и народное
начался у нас тоже недавно,
начался настоящим образом с Островского.

А.А. Григорьев

Детство и юность

Александр Николаевич Островский (1823–1886) родился в старинном купеческом и чиновничьем районе – Замоскворечье. В Москве, на Малой Ордынке до сих пор сохранился двухэтажный дом, в котором 12 апреля (31 марта) 1823 года появился на свет будущий великий драматург. Здесь же, в Замоскворечье, – на Малой Ордынке, Пятницкой, Житной улицах – прошли его детство и юность.

Отец писателя, Николай Федорович Островский, был сыном священника, но по окончании духовной академии избрал светскую профессию – стал судейским чиновником. Из среды духовенства вышла и мать будущего писателя, Любовь Ивановна. Она умерла, когда мальчику было 8 лет. Через 5 лет отец женился вторично, на этот раз на дворянке. Успешно продвигаясь по службе, Николай Федорович в 1839 году получил дворянское звание, а в 1842 году вышел в отставку и стал заниматься частной юридической практикой. На доходы от клиентов – преимущественно богатых купцов – он приобрел несколько имений и в 1848 году, удалившись от дел, переехал в сельцо Щелыково Костромской губернии и стал помещиком.

В 1835 году Александр Николаевич поступил в 1-ю московскую гимназию, окончил ее в 1840 г. Еще в гимназические годы Островского привлекали литература и театр. По воле отца юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но Малый театр, в котором играли великие русские актеры Щепкин и Мочалов, притягивает его к себе, как магнит. Это не было пустым влечением богатого шалопая, видящего в театре приятное развлечение: для Островского сцена стала жизнью. Эти интересы заставили его весной 1843 года оставить университет. "Я с молодости бросил все и весь отдался искусству", – вспоминал он впоследствии.

Отец его все еще надеялся, что сын станет чиновником, и определил его писцом в Московский совестный суд, в котором рассматривались главным образом семейные имущественные споры. В 1845 году Александр Николаевич перевелся в канцелярию Московского коммерческого суда чиновником по "словесному столу", т.е. по приему от просителей устных просьб.

Адвокатская практика отца, жизнь в Замоскворечье и служба в суде, продолжавшаяся почти восемь лет, дали Островскому немало сюжетов для его произведений.

1847–1851 гг. – ранний период

Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды сложились под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.

В 1847 году в газете "Московский городской листок" были напечатаны две сцены из комедии "Несостоятельный должник" – первого варианта комедии "Свои люди – сочтемся!", – комедия "Картина семейного счастья" и очерк "Записки Замоскворецкого жителя".

В 1849 году Островский закончил работу над первой большой комедией "Свои люди – сочтемся!".

В комедии высмеян грубый и жадный купец-самодур Самсон Силыч Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву – богатство. Но жадность губит его. Желая разбогатеть еще больше, Большов по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником. Подхалюзин, женившись на дочери Большова, присваивает себе имущество тестя и, отказываясь заплатить даже небольшую часть долгов, оставляет Большова в долговой тюрьме. Никакой жалости к отцу не чувствует и Липочка, дочь Большова, ставшая женой Подхалюзина.

В пьесе "Свои люди – сочтемся" уже проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая, народная речь. И у каждой из них – непростой, заставляющий задуматься конец. Потом ничто из найденного в первых опытах не исчезнет, а только будут "прирастать" новые черты.

Положение "неблагонадежного" писателя осложняло и без того тяжелые условия жизни Островского. Летом 1849 года он, вопреки воле отца и без венчания в церкви, женился на простой мещанке Агафье Ивановне. Разгневанный отец отказал сыну в дальнейшей материальной поддержке. Молодая семья испытывала тяжелую нужду. Несмотря н необеспеченное положение, Островский в январе 1851 года отказывается от службы и целиком отдается литературной деятельности.

1852–1855 гг. – «Москвитянский период»

Первыми пьесами, разрешенными к постановке на сцене, были "Не в свои сани не садись" и "Бедность не порок". Их появление явилось началом переворота во всем театральном искусстве. Впервые на сцене зритель увидел простую будничную жизнь. Это потребовало и нового стиля актерской игры: жизненная правда стала вытеснять напыщенную декламацию и "театральность" жестов.

В 1850 году Островский становится членом так называемой "молодой редакции" славянофильского журнала "Москвитянин". Но отношения с главным редактором Погодиным складываются непросто. Несмотря на выполняемую огромную работу Островский все время оставался в долгу перед журналом. Погодин платил скупо.

1855–1860 гг. – предреформенный период

В это время происходит сближение драматурга с революционно-демократическим лагерем. Окончательно определяется мировоззрение Островского. В 1856 году он сближается с журналом "Современник" и становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения установились у него с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым, сотрудничавшими в "Современнике".

В 1856 г. вместе с другими русскими литераторами Островский принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, организованной Морским министерством для "описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской России". Островскому было поручено обследование верховьев Волги. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и т.д. Все наблюдения были использованы Островским в его произведениях.

1860–1886 гг. – пореформенный период

В 1862 г. Островский посетил Германию, Австро-Венгрию, Италию, Францию и Англию.

В 1865 г. он основывает в Москве артистический кружок. Островский был одним из его руководителей. Артистический кружок стал школой для талантливых любителей – будущих замечательных русских артистов: О.О. Садовской, М.П. Садовского, П.А. Стрепетовой, М.И. Писарева и многих других. В 1870 г. по инициативе драматурга в Москве создается Общество русских драматических писателей, с 1874 г. до конца жизни Островский являлся бессменным его председателем.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – пятьдесят четыре пьесы. "Исписал всю русскую жизнь" – от доисторических, сказочных времен ("Снегурочка"), и событий прошлого (хроника "Козьма Захарьич Минин, Сухорук") до злободневной действительности. Произведения Островского и в конце XX века остаются на сцене. Его драмы часто звучат так современно, что заставляют гневаться тех, кто узнает на сцене себя.

Кроме того, перу Островского принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира, Гольдони и т.д. Его творчество охватывает огромный период: от 40-х гг. – поры крепостничества и до середины 80-х гг., отмеченных быстрым развитием капитализма и ростом рабочего движения.

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию "Комик XVII столетия" о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – "Таланты и поклонники" (1881 г.) и "Без вины виноватые" (18983 г.). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы.

В каком-то смысле можно сказать, что Островский любил театр так же, как он любил Россию: не закрывал глаза на плохое и не упуская из виду самое дорогое и важное.

14 июня 1886 г. Александр Николаевич Островский умер в своем любимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах, на холмистых берегах маленьких извилистых речек.

В связи с тридцатипятилетием драматургической деятельности А.Н. Островского Иван Александрович Гончаров писал:

"Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр", Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского".


Литература

По материалам Энциклопедии для детей. Литература ч. I, Аванта+ , М., 1999


2.6.1886 (15.06). - Умер драматург Александр Николаевич Островский

Островский и его русский театр

(31.03.1823-2.06.1886) – писатель-драматург. Родился в семье судейского чиновника. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже – английский, итальянский, испанский языки. По окончании 1-й Московской гимназии (1840) Островский поступил на юридический факультет , но за год до его окончания оставил учебу, потеряв к ней интерес. Поступил на работу "канцелярским служителем" – сперва в Московский Совестный суд (1843), а через два года – в Московский Коммерческий суд.

Причиной оставления университета было то, что с молодости Островский испытывал страстное увлечение театром. Он стремится завязать знакомства в театральном мiре и пробует писать пьесы. В 1847 г. в газете "Московский листок" была опубликована сцена из комедии Островского "Неосторожный должник", названной позже "Свои люди – сочтемся". В том же году была написана комедия "Картина семейного счастья". Эти произведения принесли автору первую известность.

В 1850 г. он становится сотрудником журнала "Москвитянин", входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. В 1851 г. он оставил также и службу и всецело посвятил себя литературно-театральной деятельности. Работа в московских судах, изучение купеческих исков, которыми часто занимался отец Островского, снабдили будущего драматурга богатым жизненным материалом, связанным с бытом и нравами российского купечества и позволили ему впоследствии создавать произведения, в которых художественная яркость характеров тесно переплетается с их реалистичностью.

Следующими успешными опытами Островского стали пьесы 1851–1854 гг.: "Бедная невеста", "Не в свои сани не садись", "Бедность – не порок", "Не так живи, как хочется", герои которых – искренние люди из незажиточной среды – выступают как носители правды и человечности. Однако никакой оппозиционности в этом не было, из-за чего революционер Чернышевский упрекал драматурга в идейной и художественной "фальши".

На дальнейшее творчество Островского оказало участие в экспедиции, организованной морским министерством для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством (1856). Он совершил поездку по Волге, от истоков до Нижнего Новгорода, во время которой вел подробные записи, изучал жизнь местного населения.

В 1855–1860 гг., в предреформенный период, Островский сближается с революционными демократами и уже обличает представителей правящего слоя, противопоставляя им своих "маленьких людей". Он публикует острые сатирические пьесы: "В чужом пиру похмелье", "Доходное место", "Воспитанница" и вызвавшую широкий общественный резонанс драму "Гроза", которую восторженно оценил Добролюбов, посвятивший ей статью "Луч света в темном царстве". В 1860-х гг. были написаны социально-бытовые комедии и драмы – "Грех да беда на кого не живет", "Шутники", "На бойком месте", "Пучина".

Затем Островский создает ряд пьес на исторические сюжеты: об эпохе ("Василиса Мелентьевна") и о ("Козьма Захарьич Минин-Сухорук", " и , "Тушино"). В 1870–1880-х гг. появились широко известные пьесы: "Волки и овцы", "Лес", "Красавец-мужчина", "На всякого мудреца довольно простоты" – из жизни провинциального дворянства; "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" – о быте актеров; "Снегурочка" – воплощение сказочно-фольклорных мотивов; "Безприданница", выделяющаяся в ряду других произведений своим глубоким социально-психологическим раскрытием образов.

Всего перу Островского принадлежат 47 литературно-драматических работ, а также 7 пьес, написанных в сотрудничестве с другими авторами. Пьесы Островского занимали ведущее место в репертуаре московского Малого театра, с которым писатель был тесно связан: неоднократно выступал в качестве постановщика собственных пьес, был творческим наставником многих замечательных актеров этого театра. Был одним из организаторов Артистического кружка, Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, много сделал для улучшения положения театрального дела в России. По мотивам произведений Островского был создан ряд опер, среди которых наиболее известны "Снегурочка" , "Воевода" , "Вражья сила" А.Н. Серова.

Критики отмечали, что в отношении композиции пьесы Островского нередко скучны: художник, глубоко правдивый по своей природе, говорил даже, что «драматург и не должен придумывать, что случилось; его дело – написать, как это случилось или могло случиться; тут вся его работа; при обращении внимания в эту сторону у него явятся живые люди и сами заговорят». Рассуждая о своих пьесах с этой точки зрения, Островский сознавался, что у него самое трудное дело – "выдумка", потому что всякая ложь ему противна; но без реалистичной выдумки драматическому писателю обойтись невозможно.

При всей кажущейся бытовой приниженности тематики и простоте проблем, в целом в своем драматургическом творчестве Островский создал грандиозное художественное полотно, реалистически изображающее жизнь различных сословий России второй половины XIX века. Это своего рода "фотографический" образ той России, в которой было и много неприглядного, но и отразился русский национальный характер.

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в Москве.

В детстве Александр получил хорошее домашнее образование - изучал древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии - английский, итальянский, испанский языки.

В 1835-1840 годах Александр Островский учился в Первой Московской гимназии.

В 1840 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1843 году из-за столкновения с одним из профессоров оставил учебу.

В 1943-1945 годах служил в Московском совестном суде (губернский суд, рассматривавший гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные).

1845-1851 - работал в канцелярии Московского коммерческого суда, уйдя в отставку в чине губернского секретаря.

В 1847 году Островский опубликовал в газете "Московский городской листок" первый набросок будущей комедии "Свои люди - сочтемся" под названием "Несостоятельный должник", затем комедию "Картина семейного счастья" (впоследствии "Семейная картина") и очерк в прозе "Записки замоскворецкого жителя".

Признание Островскому принесла комедия "Свои люди - сочтемся" (первоначальное название "Банкрот"), которая была окончена в конце 1849 года. До публикации пьеса получила одобрительные отзывы писателей Hиколая Гоголя, Ивана Гончарова, историка Тимофея Грановского. Комедия была напечатана в 1950 году в журнале "Москвитянин". Цензура, усмотревшая в произведении оскорбление купеческого сословия, не разрешила ее постановку на сцене - впервые пьеса была поставлена в 1861 году.

С 1847 года Островский сотрудничал как редактор и критик с журналом "Москвитянин", публикуя в нем свои пьесы: "Утро молодого человека", "Неожиданный случай" (1850), комедии "Бедная невеста" (1851), "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854).

По прекращении издания "Москвитянина", Островский в 1856 году перешел в "Русский Вестник" , где во второй книжке за этот год была напечатана его комедия "В чужом пиру похмелье". Но в этом журнале он работал недолго.

С 1856 года Островский - постоянный сотрудник журнала "Современник" . В 1857 году им были написаны пьесы "Доходное место" и "Праздничный сон до обеда", в 1858 году - "Не сошлись характерами", в 1859 году - "Воспитанница" и "Гроза".

В 1860-е годы Александр Островский обратился к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра. Он создал цикл исторических пьес : "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861), "Воевода" (1864), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866), "Тушино" (1866), психологическую драму "Василиса Мелентьева"(1868).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Александр Николаевич Островский – российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес.

Детство и юность

Александр Островский родился весной 1823 года в Замоскворечье, в купеческом доме на Малой Ордынке. В этом районе драматург провел свои юные годы, а дом, где он появился на свет, существует по сей день. Отец Островского был сыном священника. Окончив духовную академию, молодой человек решил посвятить себя светской профессии и подался в судейские чиновники.


Мать Любовь Островская скончалась, когда сыну было 8 лет. Спустя 5 лет после смерти жены Островский-старший женился вновь. В отличие от первого брака с девушкой из мира духовенства, в этот раз отец обратил внимание на женщину из дворянского сословия.

Карьера Николая Островского шла в гору, он получил дворянское звание, посвятил себя частной практике и зажил на доходы от предоставления услуг богатым купцам. В его собственность вошло несколько имений, и к финалу трудовой деятельности он перебрался в Костромскую губернию, в село Щелыково, где стал помещиком.


Сын поступил в Первую московскую гимназию в 1835 году и стал выпускником в 1840-м. Уже в юности мальчик увлекался литературой и театральным делом. Потакая отцу, он поступил в Московский университет на юридический факультет. В годы обучения там Островский проводил все свободное время в Малом театре, где блистали актеры Павел Мочалов и Михаил Щепкин. Увлечение молодого человека заставило его покинуть институт в 1843 году.

Отец питал надежду на то, что это прихоть, и пытался пристроить сына на выгодную должность. Александру Николаевичу пришлось пойти работать писцом в Московский совестный суд, а в 1845 году в канцелярию Московского коммерческого суда. В последнем он стал чиновником, принимавшим просителей устно. Этот опыт драматург часто использовал в своем творчестве, вспоминая немало интересных случаев, услышанных им за время практики.

Литература

Литературой Островский увлекся в юности, зачитываясь произведениями и . В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых произведениях. В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтемся».


В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров.

Язык произведений легок и прост, а финал ознаменован моральной подоплекой. После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.


Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил отец. Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.

Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре. Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актерского подхода к воплощению образов. Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.


С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило. Редактор был скуп на оплату большого объема работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение. Он сблизился с и , стал сотрудником журнала «Современник».

В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и впечатления в творчестве.


Александр Островский в пожилом возрасте

1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие. В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.

За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, Сервантеса, . К популярным произведениям автора относятся «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к родине.

Личная жизнь

Творчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились.


Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.

Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой.


Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей.

Островский оказался неверным мужем. У него был роман с актрисой Любовью Косицкой-Никулиной, сыгравшей роль в премьерном спектакле «Гроза» в 1859 году. Артистка предпочла писателю богатого купца.


Следующей возлюбленной стала Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах, но не теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где находится могила женщины, неизвестно.

После кончины супруги Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.

Смерть

Здоровье Островского истощалось пропорционально нагрузке, которую писатель брал на себя. Он вел бурную общественную и творческую деятельность, но все время оказывался в долгах. Постановки пьес приносили немалые сборы. Также Островский имел 3 тыс. рублей пенсии, но этих средств постоянно было недостаточно.

Плохое материальное положение не могло не влиять на самочувствие автора. Он находился в заботах и хлопотах, которые сказывались на работе сердца. Активный и живой, Островский был в веренице новых планов и идей, требующих скорейшего воплощения.


Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви .

Похороны писателя организованы за счет пожертвования, которое приказал сделать император . Он передал родственникам почившего 3 тыс. рублей и такую же пенсию назначил вдове Островского. На воспитание детей писателя государство выделяло 2400 рублей ежегодно.


Памятник Александру Островскому в имении Щелыково

Произведения Александра Николаевича Островского неоднократно переиздавались. Он стал знаковой фигурой для классической русской драматургии и театра. Его пьесы до сих пор ставятся на сценах российских и зарубежных театров. Творчество драматурга способствовало развитию литературного жанра, режиссуры и актерского мастерства.

Книги, в которых собраны пьесы Островского, расходятся большим тиражом спустя несколько десятилетий после его гибели, а произведения разобраны на цитаты и афоризмы. Фото Александра Николаевича Островского опубликованы в Интернете.

Библиография

  • 1846 - «Семейная картина»
  • 1847 - «Свои люди- сочтемся»
  • 1851 - «Бедная невеста»
  • 1856 - «Доходное место»
  • 1859 - «Гроза»
  • 1864 - «Шутники»
  • 1861 - «Женитьба Бальзаминова»
  • 1865 - «На бойком месте»
  • 1868 - «Горячее сердце»
  • 1868 - «На всякого мудреца довольно простоты»
  • 1870 - «Лес»
  • 1873 - «Снегурочка»
  • 1873 - «Поздняя любовь»
  • 1875 - «Волки и овцы»
  • 1877 - «Последняя жертва»

Цитаты

Чужая душа – потемки.
Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдится.
Да ведь ревнивые люди ревнут без всякого повода.
Пока человека не знаешь, так ему и веришь, а как узнаешь про дела его, так по делам ему и цена.
Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями.

Александр Николаевич Островский. Родился 31 марта (12 апреля) 1823 года - умер 2 (14) июня 1886 года. Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.

Его отец, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами. Дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство.

Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда Александру не исполнилось еще девяти лет. В семье было четверо детей (еще четверо умерли во младенчестве).

Благодаря положению Николая Федоровича, семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста.

В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе (учился до 1843 года). По желанию отца Островский поступил на службу канцеляристом в Совестный суд и служил в московских судах до 1850 года; первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 16 рублей (перевод в Коммерческий суд в 1845).

К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии - «Свои люди - сочтёмся!»). Первой же публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» - они были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Профессор Московского Университета С. П. Шевырев после прочтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди - сочтёмся!» (первоначальное название - «Несостоятельный должник»), опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвитянин». Под текстом значилось: «А. О.» и «Д. Г.», то есть Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество. Это сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником больших неприятностей, поскольку дало его недоброжелателям повод обвинить его в плагиате (1856). Однако пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова.

Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

Первой пьесой Островского, которая смогла попасть на театральные подмостки, была «Не в свои сани не садись» (написана в 1852 г. и поставлена впервые в Москве на сцене Большого театра 14 января 1853 г).

С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода.

В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. А. Добролюбова, которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой посвятил статью «Луч света в тёмном царстве».

Со второй половины 1860-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым. Плодом работы стали пять «исторических хроник в стихах»: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьева», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский» и др.

В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 (по другим сведениям - в 1865) году Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей.

В доме Островского бывали И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский, И. Е. Турчанинов, П. М. Садовский, Л. П. Косицкая-Никулина, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова.

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов.

В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.


Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.

2 (14) июня 1886 года, в Духов день, Островский скончался в своём костромском имении Щелыково. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» У. Шекспира - любимого драматурга Александра Николаевича. Похоронили писателя рядом с отцом на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. На погребенье Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей; вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трёх сыновей и дочери - 2400 рублей в год. Впоследствии в семейном некрополе были вдова писателя М. В. Островская, актриса Малого театра, и дочь М. А. Шателен.

После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.

Семья и личная жизнь Александра Островского:

Младший брат - государственный деятель М. Н. Островский.

У Александра Николаевича было глубокое увлечение актрисой Л. Косицкой, но оба они имели семью.

Однако и став вдовой в 1862 г., Косицкая продолжала отвергать чувства Островского, а вскоре у неё начались близкие отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал всё её состояние. Островскому же она писала: "Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого".

Драматург жил в сожительстве с простолюдинкой Агафьей Ивановной, но все их дети умерли в раннем возрасте. Не имевшая образования, но женщина умная, с тонкой, легко ранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, а через два года после её кончины, в 1869 году, обвенчался с актрисой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырёх сыновей и двух дочерей.

Пьесы Александра Островского:

«Семейная картина» (1847)
«Свои люди - сочтёмся» (1849)
«Неожиданный случай» (1850)
«Утро молодого человека» (1850)
«Бедная невеста» (1851)
«Не в свои сани не садись» (1852)
«Бедность не порок» (1853)
«Не так живи, как хочется» (1854)
«В чужом пиру похмелье» (1856)
«Доходное место» (1856)
«Праздничный сон до обеда» (1857)
«Не сошлись характерами» (1858)
«Воспитанница» (1859)
«Гроза» (1859)
«Старый друг лучше новых двух» (1860)
«Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861)
«Женитьба Бальзаминова» (1861)
«Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866)
«Тяжёлые дни» (1863)
«Грех да беда на кого не живёт» (1863)
«Воевода» (1864; 2-я редакция 1885)
«Шутник» (1864)
«На бойком месте» (1865)
«Пучина» (1866)
«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866)
«Тушино» (1866)
«Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867)
«На всякого мудреца довольно простоты» (1868)
«Горячее сердце» (1869)
«Бешеные деньги» (1870)
«Лес» (1870)
«Не всё коту масленица» (1871)
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872)
«Комик XVII столетия» (1873)
«Снегурочка» (1873)
«Поздняя любовь» (1874)
«Трудовой хлеб» (1874)
«Волки и овцы» (1875)
«Богатые невесты» (1876)
«Правда хорошо, а счастье лучше» (1877)
«Женитьба Белугина» (1877)
«Последняя жертва» (1878)
«Бесприданница» (1878)
«Добрый барин» (1879)
«Дикарка» (1879), совместно с Николаем Соловьёвым
«Сердце не камень» (1880)
«Невольницы» (1881)
«Светит, да не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьёвым
«Без вины виноватые» (1881-1883)
«Таланты и поклонники» (1882)
«Красавец мужчина» (1883)
«Не от мира сего» (1885)




Top