Анализ 4 действия комедии горе от ума. Прозрение героев

Урок 24 «ПОЙДУ ИСКАТЬ ПО СВЕТУ, ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК…» (анализ IV действия)

28.03.2013 16923 2759

Урок 24 «пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…»
(анализ IV действия)

Цел и: совершенствовать навыки анализа произведения; определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа; показать значение пьесы для русской литературы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

ч тение крылатых выражений.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Действие III было кульминационным. В IV действии наступает развязка. В ходе урока подумайте: имеет ли завершение социальный конфликт?

Итак, IV действие: гости разъезжаются по домам, Фамусова бранят за скучный бал:

Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать!

…И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Но тут появляется запоздавший гость – Репетилов. Что вы можете сказать о нем? Какие мысли «бродят» в его голове? Кем его считают окружающие? (Он болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект.)

Гости, разъезжаясь, все еще обсуждают безумие «бедного» Чацкого. «Приговор» ему вынесен окончательный, и отмене не подлежит.

Теперь проследим за развязкой любовного конфликта.

2. Чтение по ролям 10–13-го явлений.

– Как вы думаете, может ли Софья со временем простить Молчалина и даже выйти за него замуж?

3. Комментированное чтение 14, 15-го явлений .

– Как вы считаете, имеет ли развязку конфликт общественный? (Нет, он слишком глубок, выходит за рамки произведения.)

– Кого и за что обличает в последнем монологе Чацкий?

– Справедлив ли он, бросая Софье обвинения в том, что она его «надеждой завлекла»?

– Что больше беспокоит московское общество: судьба Чацкого или мнение о происшедшем княгини Марьи Алексевны?

– Как вы думаете, есть ли победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»?

4. Слово учителя.

Многими исследователями отмечалось, что образ Чацкого близок самому автору. Он равнодушен к чинам, карьерам, стремится к личной независимости; в нем отмечаются черты «политического вольнодумца», он критически относится к свету. Автор подчеркивает полную несовместимость взглядов, мировоззрений героя и патриархальной фамусовской Москвы. В сознании Чацкого произошло смешение двух мировоззрений – «французского» и «петербургского». За время отсутствия герой набрался «вольных мыслей», но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность.

Долгое время критика единодушно уверяла, что Чацкий – будущий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Но разве Чацкий похож на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем, борцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то или пропагандировать свои взгляды. Так получилось невольно. Появление Чацкого ничего не изменило, наоборот, навредило лишь ему самому.

Итак, Чацкий не герой, да, кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он – человек активный, деятельный по натуре, преисполненный романтических чувств и порывов.

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берет верх: оно не имеет будущего.

– Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба Чацкого?

III. и тог урока. Подведение итогов изучения комедии.

1. Слово учителя.

Вот мы и закончили изучение комедии Грибоедова «Горе от ума». Несмотря на традиционные классицистические черты, о которых мы говорили ранее, комедия эта – первое реалистическое произведение русской литературы. Прежде всего, для реализма характерно изображение общественно-политических конфликтов. Пьесу отличает историзм в изображении действительности. Характеры героев раскрыты глубоко и многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. В пьесе нет развязки общественного конфликта – это свидетельство новаторства Грибоедова в создании социально-политической комедии нового типа.

Комедия написана в стихотворной форме прекрасным русским народным языком. Еще в 1825 г. Пушкин предрекал, говоря о комедии: «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу…» И он оказался совершенно прав. Вы уже зачитывали афоризмы, выписанные дома.

– Попытайтесь определить размер стиха комедии. (Вольный ямб.)

2. Выступление учащегося «Сценическая история «Горя от ума».

«Комедии пишутся лишь для того, чтобы их играли». Это высказывание Ж.-Б. Мольера вполне справедливо. Специфика драматических произведений состоит именно в их предназначении для исполнения на сцене, в действии. Поэтому прежде чем поставить окончательную точку, интересно будет проследить сценическую историю комедии «Горе от ума».

Пока ученик делает сообщение, учитель обращает внимание учащихся на фотографии знаменитых артистов: Качалова, Миронова, Юрского – в роли Чацкого.

Домашнее задание:

1) подготовиться к зачету по произведению (знание текста);

2) сбор материала к сочинению:

 «Век нынешний и век минувший»;

 «А судьи кто?»;

 Чацкий и Молчалин;

 Образ Софьи Фамусовой.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Горько сетует наедине с самим собой: он ожидал найти в Москве радость от встречи со знакомыми и живое участие от них, однако не обнаружил ни того, ни другого. (См. полный текст «Горя от ума» .)

Лакей Чацкого долго не может найти кучера. На Чацкого тем временем натыкается приехавший с опозданием суетливый Репетилов. Начинает торопливо рассказывать: порвал со своей прежней разгульной жизнью – и сошёлся с умнейшими людьми. В Английском клубе они образовали «секретнейший союз» с тайными собраниями по четвергам. На них ведутся разговоры о «камерах», о присяжных, «О Бейроне , ну о матерьях важных». Предлагает свести и Чацкого со своими друзьями («Что зá люди, mon cher! Сок умной молодёжи!»). Чацкий: «Да из чего беснуетесь вы столько?» – «Шумим, братéц, шумим». – «Шумите вы? и только?»

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Репетилов начинает описывать членов «секретнейшего союза»: князь Григорий, чудак, нас морит со смеху, век с англичанами, вся áнглийская складка, и так же он сквозь зубы говорит; Евдоким Воркулов – исполнитель любовных итальянских арий; братья Левон и Боринька, о которых и «не знаешь, что сказать»; «но если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!!» [намёк на Чаадаева ]. Советует Чацкому прочесть его сочинения, хотя Удушьев, впрочем, почти ничего не пишет, в журналах можно сыскать лишь его отрывок , взгляд и нечто , «но голова у нас, какой в России нету», хотя «крепко нá руку нечист; да умный человек не может быть не плýтом». Однако Удушьев любит говорить о «высокой нечисти» с горящим лицом, да так, что все вокруг рыдают. На собраниях члены репетиловского «союза» сочиняют водевили, кладут их на музыку – и сами же хлопают, когда их дают в театрах.

Действие комедии движется к развязке. Заключительные сцены поистине драматичны: наступает прозрение главных героев. Но не случайно Грибоедов называет свое произведение комедией. Мы уже неоднократно убеждались в том, что в пьесе драматическое тесно переплетается с комическим.

В IV действии перед читателями и зрителями вновь проходят гос­ти Фамусова, уверенные в себе и довольные собой. Это последняя встреча с ними. Это зеркальное отражение общества, обрисо­ванного в самом начале комедии в монологах Чацкого и Фамусова.

Какова роль этих сцен в развитии действия? Как они характери­зуют московское дворянство? Как усиливают трагизм положения Чацкого? Каков финал пьесы? Эти вопросы - в центре нашего вни­мания сегодня на уроке.

1. Начало IV действия. Гости Фамусова разъезжаются по домам. Сколько интересных наблюдений дают нам эти сцены для группо­вой характеристики персонажей - фамусовских гостей! Какие штрихи к следующим портретам второстепенных персо­нажей вы можете добавить?

Графиня Внучка . Ее последняя реплика подтверждает злой и вздорный характер старой девы, которая кичится своим аристо­кратическим происхождением, на всех смотрит свысока (вспом­ним, что в сцене появления на балу, когда в зале было уже много гостей, она сетует на то, что приехала первой!). Ее фраза комична тем, что метко характеризует общество, к которому она сама отно­сится, и все происшедшее на балу у Фамусова - «какие-то уроды с того света».

Горичи. Платон Михайлович во время бала скучает, но он готов делать все по желанию жены; Наталья Дмитриевна властно повелева­ет мужем.

Скалозуб. Уезжает один из первых - он не испытывает особых чувств к Софии; если и надумает жениться, его позиции как воз­можного жениха достаточно сильны, поэтому ему нет необходимос­ти оставаться дольше в доме Фамусова, он и так здесь всегда желан­ный гость. Его юмор «солдафонский».

Хлестова Амфиса Ниловна. Дама самовластная и безапелляци­онная, не лишенная ума, верно оценивает Репетилова («А ты, мой батюшка, неисцелим, хоть брось»), ласково-снисходительно указы­вает Молчалину на его пока что незначительное положение, назы­вая его комнату «чуланчиком» и т.д.

2. Наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена, гости начинают разъезжаться по домам, по­является новый герой. Это Репетилов, Связано ли его появление с развитием действия комедии? (Фамусовское общество единодушно объявило Чацкого сумасшедшим, определило тому причины, но сам Чацкий об этом еще ничего не знает. Конфликт в такой ситуации не может разрешиться. Приблизить развязку общественного конфликта и помогает приезд Репетилова.)



3. Как гости Фамусова убеждают Репетилова в «помешательст­ве» Чацкого? Почему он тоже соглашается с «общественным мнением», хотя незадолго перед этим изъяснялся Чацкому «в любви» и «дружбе»? (Они подавляют его всеобщностью и единодушием:

Все вместе: Мсье Репетилов! Вы! Мсье Репетилов! что вы!

Да как вы! Можно ль против всех! Да почему вы? Стыд и смех, -

в этих словах гневное осуждение сообщника, пытавшегося укло­ниться от единомыслия.)

4. Согласны ли вы с мнением, что в образе Репетилова заключе­на насмешка над некоторыми взглядами Чацкого? Зачем Грибоедов противопоставляет Чацкому Репетилова? Как автор это делает? Докажите текстом. (В репликах и поступках Репетилова, словно в кривом зеркале, отражается сценическое поведение Чацкого - вплоть до отдельных деталей.

В некотором роде образ Репетилова напоминает пародию на Чацкого.)

Этот герой принадлежит к тем «вольнодумцам», которые не подвергаются гонениям, так как их жизненные идеалы ничем не от­личаются от общепринятых. Репетилов не прочь был повторить путь, приведший к успеху многих, но ему не повезло с женитьбой на дочери влиятельного барона. Поэтому источником его «оппозици­онных» настроений стали зависть к более удачливым и обида на обманувшего его ожидания тестя.

5. В финале пьесы Чацкий и София одновременно убеждаются в неверности тех, кого любят. По сути, они оказываются в ситуации, которую можно расценить как испытание. Вот почему многие лите­ратуроведы считают именно эту сцену кульминацией любовного конфликта . Как ведут себя герои? Что можно добавить к их харак­теристике?

(Это сильное потрясение для героев, но они достойно встречают удар судьбы. Это свидетельствует о том, что София - сильная личность. Она отвергает Молчалина. Чацкий, убедившийся в «измене» Софии, разражается гневным монологом, в котором с «гордостью» и горечью говорит о разрыве.

София винит во всем только себя. А Чацкий обвиняет Софию, даже в том, в чем она явно не виновата: что завлекла его надеждой (это неправда!), что пожертвовала им ради подлеца, что не рассказала обо всем сра­зу и т.д. Но психологическое состояние Чацкого можно понять: он потрясен прежде всего тем, что именно София пустила слух о его су­масшествии. Герой справедливо видит в этом предательство близко­го человека. И уж «рубит вкривь и вкось». Вот почему он так жесток по отношению к любимой девушке.)

6. А где же «доброта души»? Вспомним, что София уже однаж­ды упрекала Чацкого в отсутствии «доброты души»... Может быть, она права? Как вы оцениваете поведение главного героя в этой сцене?

7. Чтение 14 явления по ролям.

8. Какое прозрение наступило для Фамусова? Почему в такой трагический момент его поведение выглядит комичным?

(Комизм положения Фамусова заключается как раз в том, что его «прозре­ние» далеко от истины: он твердо решил, что дочь в заговоре с Чац­ким, и совершенно уверен в своей правоте. Это к Чацкому, а не к Молчалину обращается он со словами:

Брат, не финти, не дамся я в обман,

Хоть подеретесь, не поверю...)

9. Но вот прозвучал последний и полный драматизма монолог Чацкого. Почему Грибоедов не завершает им свою пьесу? Для чего нужна последняя реплика Фамусова в 15 явлении? (Снова перепле­тение трагического и комического: Фамусова (снова обыгрывается его фамилия!) больше всего в этой истории волнует общественное мнение:

Ax! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

Так финал комедии снова возвращает нас в комедийную об­становку.)

Итак, прозрение героев наступило. Но что будет с ними дальше? Грибоедов оставляет финал комедии открытым, а читателя - наеди­не со своими чувствами, мыслями о прочитанном...

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ

Тексты... внешне даже самые ясные и подат­ливые,

говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать.

Марк Бок

В эпиграф урока вынесены слова из работы французско­го историка Марка Бока (1886-1944) «Апология истории, или Ре­месло историка».

С чего начать анализ произведения? С его жанра, потому что жанр - это те «первые ворота», через которые читатель входит в художественный мир произведения. Жанр во многом организует наше восприятие: ведь у каждого жанра свои законы, и грамотный читатель их должен знать, чтобы «уметь спрашивать».

Сопоставление разных высказываний о жанре комедии

Материал для раздачи на уроке

1.И.А. Гончаров:

«...Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея жи­вых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя - больше всего комедия - какая едва ли най­дется в других литературах...»

2.А. Блок:

«Горе от ума»... - гениальнейшая русская драма; но как пора­зительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной об­становке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и зло­стью в душе и с лицом неподвижным, в котором «жизни нет»; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядови­тый насмешник и скептик... написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователе! себе равных».

3.Н. Пиксанов:

«По существу, «Горе от ума» следовало бы назвать не комедией а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении. <...>

Реализм «Горя от ума» - это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный».

4. А.А. Лебедев:

«Горе от ума» все пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях... Стихия комического в «Горе от ума» - стихия сложнейше противоречивая... Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и «легкий юмор», «трепещущая иро­ния», даже «вроде ласкающий смех» и тут и «едкость», «желчь», сатира.

Трагедия ума, о которой идет речь в комедии Грибоедова, осве­щена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в «Горе от ума» и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего...»

Каков жанр «Горя от ума» - комедия или драма? Обратимся к тексту произведения и найдем в нем подтверждения выводам иссле­дователей.

Комедия русского классика Грибоедова «Горе от ума» разделена на четыре действия. Первое происходит в доме большого чиновника Фамусова, здесь дочь Софью, баловницу и умницу, батюшка застает за тайным свиданием с мелким чиновником Молчалиным. Затем приезжает Чацкий, человек прогрессивных взглядов, с детства влюбленный в Софью, не имея взаимности.

Анализ второго действия «Горя от ума»: здесь поднимаются главные проблемы произведения: конфликт вольнодумия, свободомыслия со старыми деспотичными устоями. Также конфликт корыстных интересов и чувств искренних, безусловных, пылких. В разговоре с полковником Скалозубом Фамусов высказывает свое мнение: имеешь собственное имение и службу - жених. Нет - гуляй, Вася!

У Чацкого происходит разговор с Фамусовым, где второй ужасается вольным воззрениям молодого человека: «Да он властей не признает!». «Когда же надо послужиться, и он сгибался вперегиб» - вокруг этого образца успешного человека возникает спор хозяина и Чацкого, последний отказывается от предложенного ему примера.

В это время Молчалин падает с лошади, перепуганная влюбленная Софья падает в обморок, увидев это. Чувства ее к Молчалину, которые она тщательно скрывала, становятся понятны обитателям дома.

Анализ третьего действия «Горя от ума»: здесь поднимается тема зависимости от общественного мнения, праздности, стадности и глупости в обществе. Беззаботная толпа на балу рядит Чацкого в сумасшедшие благодаря злой шутке Софьи: никто не хочет признаться в том, что не первый узнал об этой новости. Внезапно богатые и заслуженные личности напоминают стадо баранов. Люди верят авторитетам безговорочно: «если знают князья, значит, правда!» И ведут себя со стадной жестокостью, по большей части с безразличием к судьбе Чацкого: все дружно боятся его, опасаются заговорить: «Вдруг кинется!»

Анализ четвертого действия «Горя от ума» . В финале комедии поднимается тема и проблема собственного достоинства. Уличенный Молчалин ползает на коленях перед Софьей, но ей уже противно его подличание. Чувство собственного достоинства поднимается в ней в этот момент. То же чувство собственного достоинства просыпается в Чацком и заставляет его покинуть дом и сонную Москву, где привлекшая его девушка играла с ним в дурацкие игры, где ему тошно и душно было находиться в обществе.

Образ Фамусова : Фамусов - это хозяин дома, управляющий в казенном месте, отец Софьи, человек властолюбивый и сластолюбивый, о чем говорит его намерение заигрывать с прислугой. «Ах! от господ подалей. У них беды себе на всякий час готовь» - говорит о хозяине Лиза, служанка. Фамусов привык командовать другими людьми, привык к богатству. Дочери Софье он устраивает такие головомойки по всем поводам, что держись: вылить словесный поток на голову другому человеку Фамусов умеет в совершенстве. Чинопочитание у него превышает все разумные пределы. Учение дочери он не поощряет, так как сам для себя ничего не нашел в книгах, Софью считает своей собственностью:

«Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок-от не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится...

Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг!...»

Образ Софьи: Софья - дочь Фамусова, любительница французских романов; девушка гордая, свободолюбивая и непокорная отцу: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит...» - говорит она, проявляя смелость в своем выборе. Софья имеет свое мнение и способна делать выбор. Но ум этой девушки направлен на интриги больше, чем на что-то позитивное. Он жестоко смеется над влюбленным Чацким, распускает о нем слухи, пакостит, как ребенок. Запуганный Молчалин, скрытый интриган, а внешняя овечка, для нее - соответствующая пара.

Образ Чацкого. Александр Чацкий - человек бунтарского характера: «Служить бы рад, прислуживаться тошно....». Служить надо делу, а не лицам - так считает Чацкий. Он - человек со зрелыми чувствами, обладает гордостью и принципами, развивает свой ум. К сожалению, Софья неспособна это оценить.

Образ Молчалина: Алексей Степанович Молчалин - это человек «себе на уме». Страстных чувств к Софье он не испытывает, да и никаких, наверное, не испытывает, этим ее и покоряет. В свободное время он крутит интрижку с Лизой. Человек он сдержанный, угодливый, тихий, усерден в службе, покорен перед Фамусовым: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», немногословен:

«Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!

А чем не муж? Ума в нем только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть...»

Комедия написана живым и легким языком, подобраны великолепные рифмы, текст насыщен красочными образами и сравнениями. Произведение наполнено яркими образами, афоризмами, остроумными выражениями и авторскими поговорками, которые широко распространились позднее в народе: «Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь...».

«Мильон терзаний»

(Анализ 4 действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

Смысл названия пьесы.

Цели урока.

Образовательная.

Продолжать работу над анализом драматического произведения, анализом эпизода, углубить знания о характеристике персонажей пьесы, овладеть литературоведческими терминами (развязка, второстепенные персонажи, персонаж- пародия).

Развивающая.

Развивать навыки самостоятельной работы учащихся, умение создавать социально- психологическую характеристику персонажей; продолжать работу над связной монологической речью; обогатить лексикон девятиклассников.Развивать воображение, вызвать у детей сопереживание героям комедии А. С. Грибоедова. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности учащихся, актерских задатков.

Воспитательная.

На примере жизни главного героя способствовать воспитанию высших нравственных качеств. Формировать собственное мнение о поступках героев литературных произведений.

Эпиграф к уроку.

Так! Отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой- и спала пелена…

А. С. Грибоедов

Словарная работа.

Сарказм- язвительная насмешка, злая ирония.

Пародия- 1. Комическое или сатирическое подражание кому- либо.

2. перен. неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-нибудь.

Развязка- заключительная часть литературного произведения.

Разоблачение- раскрытие чьих- либо тайных замыслов, лжи, злоупотребления.

План урока.

    1. Оргмомент.

      Сообщение целей урока.

      Объяснение нового материала.

      Подведение итогов урока.

      Домашнее задание.

Объявление темы урока. Постановка его целей и задач.

Слово учителя.

В центре нашего урока- анализ четвертого действия комедии А. С. Грибоедова.

Какие события произойдут с нашими героями? Каково их поведение в трудных ситуациях? Что нового мы узнаем об их характере? Логична ли такая развязка? – вот вопросы, на которые мы сегодня ответим.

А также нам предстоит познакомиться с новыми, второстепенными персонажами пьесы, задуматься над смыслом названия грибоедовской комедии.

По ходу анализа четвертого действия мы будем составлять его цитатный план.

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 3 явлению.

Какое чувство испытывает Чацкий после бала?

(Разочарование, боль, одиночество) .

Где находится Чацкий, опишите его позу?

Почему Грибоедову надо изобразить героя недвижимым и в сенях фамусовского дома?

Анализ монолога.

Ну вот и день прошел, и с ним

Все призраки, весь чад и дым надежд…

Чего я ждал? Что думал здесь найти?

Где прелесть встреч? Участье в ком живое?

Крик! Радость! Обнялись!Пустое…

И пусто, и мертво…

Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь.

Учащиеся анализируют монолог главного героя: «Ну вот и день прошел…», обращают внимание на языковые средства, передающие состояние Чацкого: парцелляция, ряды однородных членов, наличие восклицательных предложений, риторических вопросов. Все это свидетельствует о неудовлетворенности Чацкого людьми, которых он встретил на балу.

Как бы вы озаглавили этот эпизод, используя цитаты?

(Дети говорят варианты. Запись на доске, например: «Ну вот и день прошел, и с ним все призраки», или: «Крик!радость!обнялись!- Пустое!», или: «И пусто, и мертво…»)

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 4,5 явлениям.

Но вот интонация комедии меняется. Почему? (на сцене появляется новый персонаж- Репетилов.)

Учащимся предлагается

1. сыграть появление Репетилова;

2. выразительно зачитать несколько его реплик, помогающих раскрыть суть персонажа. (При этом важно обратить внимание на тот факт, что при появлении на сцене герой падает, речь его чрезмерно напыщенна, тороплива. После признаний достоинств Чацкого, он с тем же подобострастием обращается и к Скалозубу).

Сообщение учащегося. Характеристика Репетилова.

Каков Репетилов?

Почему Грибоедов не привел его на бал?

С какой интонацией описан этот персонаж?

Что он олицетворяет?

Для чего Репетилов введен в пьесу?

Вывод: Репетилов- болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект. Этот персонаж- пародия на главного героя Введение этого образа подчеркивает одиночество Чацкого.

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 6-10 явлениям.

Какой темой объединены эти три явления? (Из них мы видим, как быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова)

Почему так быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова?

Работа над составлением плана четвертого действия.

Озаглавьте эту часть комедии. (Возможные варианты: «С ним говорить опасно», « А вы заметили, что он в уме серьезно поврежден?»

Как к этой сплетне относится Чацкий?

Сообщение учащегося. Анализ монолога Чацкого «Что это? Слышал ли моими я ушами?»(Герой испытывает горечь, он потрясен, но более всего его интересует вопрос: « А Софья знает ли?»)

Слово учителя.

А вот следующий эпизод я бы назвала так: « Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить…»Удары продолжают сыпаться на нашего героя: верно говорится, что беда не приходит одна.

- Какие новые потрясения ждут самого «умного» героя грибоедовской комедии? (Во- первых, он узнаёт, что Софья любит Молчалина; во- вторых, что именно она распустила слух о безумии друга детства)

Как вы думаете, какое из этих событий страшнее для Александра Андреича? Почему?

Страшно, ужасно, тяжело… Войдите в положение героя! Почувствуйте глубину его потрясения. Одновременно быть отвергнутым обществом и узнать о нелюбви и предательстве девушки, из- за которой он и приехал в Москву. «Мильон терзаний»…

Эти слова произнес Чацкий на балу в доме Фамусова. Эти слова можно отнести и к настоящему положению героя. « Мильон терзаний»- вот итог нахождения героя в родных местах, городе своего детства, юности- Москве.

И вот последний монолог Чацкого (явление 14): «Не образумлюсь…, виноват».

Сообщение учащегося. Выразительное чтение и анализ монолога.

Что чувствует герой?

Против кого и чего направлены его упреки?

Каким чувством проникнуты его слова? (сарказм)

Справедлив ли Чацкий в своих обвинениях?

Работа над составлением плана четвертого действия.

Озаглавьте этот эпизод.(Возможные варианты: «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!», «…с вами я горжусь своим разрывом», « Так, отрезвился я сполна», «Все гонят! все клянут! Мучителей толпа!»)

Подведение итогов.

Слово учителя.

Четвертое действие- развязка произведения. В ней наблюдаем разоблачение героев. Каждый получил сполна. Каждый расплатился за свои ошибки, притом и отрицательные персонажи, и положительные. И как в жизни: кто лучше, достойнее, честнее- тот страдает больше.А лжец,хитрец - и тут «вывернется».Подумайте, как Молчалин выйдет из сложной ситуации? Легко, вероятно.

А Софья? Чацкий? Они честны, прямолинейны. И долго им еще нести тяжелый крест свой из- за отсутствия житейской мудрости, житейской наблюдательности. Финал не как в классической трагедии- нет счастливой развязки. Но это правда. Так бывает в жизни чаще всего.Горе от ума- это реализм, это правда жизни.

Быть умным, честным, отстаивающим своё мнение, не отступающим от своих принципов- это правильно, по- человечески. Но… Лучшие люди всегда страдают больше других. Правдолюбов не любят, их гонят. В истории- и физически уничтожают. Вспомните Исуса Христа! Разве вы не видите сходные черты в характере, судьбе богочеловека и Чацкого?

Примеров достаточно и в литературе: это и писатель из «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова, и Авдий Каллистратов из романа Ч. Айтматова «Плаха». Все эти люди- лучшие, но все они страдают и даже гибнут. Цена победы- в страдании лучших людей. Таков закон жизни.Это люди- первопроходцы, им всегда тяжело, в отличие от тех, кто прячется за спинами других, как,например,Молчалин.

Таков смысл бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Бессмертной, потому что Фамусов, Молчалин, Чацкий- вечные образы. Как жить вам, какую дорогу избрать- решайте сами…

Домашнее задание. Подготовка к семинару «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал А. С. Грибоедова». Индивидуальные задания: характеристика персонажей, анализ эпизодов.




Top