Анализ былины илья муромец и соловей разбойник. Напевность и художественное своеобразие русского народного творчества (На примере былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»)

Тема урока: «Понятие о былине как о героическом эпосе. Былина « Илья Муромец и Соловей - Разбойник»»

Цель урока: актуализировать знания учеников о русском героическом эпосе; дать представление об отличиях былины от сказки; дать представление об эпическом герое; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, устной речи.

Виды учебной деятельности : выразительное чтение былины, анализ особенностей героического эпоса, ответы на вопросы репродуктивного характера по содержанию былины « Илья Муромец и Соловей - Разбойник», анализ образа Ильи Муромца, характеристика героя былины как воплощение национального характера, работа с Толковым словарём С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.

Результаты обучения.

Предметные: знать содержание былины, уметь отвечать на проблемные вопросы, выявлять художественные детали, раскрывающие характер героя, понимать ритмико-мелодическое своеобразие былины, опознавать признаки героического эпоса; осмысленно читать и адекватно воспринимать произведение, уметь пересказывать былину с использованием образных средств, создавать монологическое высказывание, составлять диалог, понимать роль изобразительно-выразительных средств.

Личностные: воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, использование для решения познавательных задач разные источники информации.

Метапредметные : самостоятельно формулировать выводы, подбирать подтверждения.

Ход урока.

I . Проверка домашнего задания. Эту часть можно провести в виде конкурса. Класс поделить на несколько групп.

1. Конкурс на лучшего сказителя «Рассказываем сказки» (от каждой группы по одному сказителю.)

2.Конкурс «Пословицы и поговорки»

3.Конкурс загадок.

II . Рассказ учителя о жанре былины.

Мы с вами несколько уроков посвятим изучению особенного жанра устного народного творчества, с которым вы уже знакомы, - жанра былин. Былины – один из древнейших типов фольклорных произведений. Они ведут свою историю примерно с XI века. Учёные установили, что создание былин закончилось в XII веке, а активное их бытование, постепенно угасая, продолжалось до середины прошлого столетия.

Былины – это русский героический эпос. Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания . Героический эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги. Герои-богатыри олицетворяли важнейшие идеалы народа. Величественные образы защитников родины поддерживали веру в силу, мужество и стойкость русского народа, служили примером, а иногда и укором. У М.Ю.Лермонтова «Да, были люди в наше время,/Не то, что нынешнее племя:/ Богатыри -не вы!»

Само название говорит нам, что былина воспринимается народом как быль, как правдивое повествование о событиях, происходивших когда-то в старину.

III . Беседа-повторение

Вспомните, какие особенности характерны для былин? (Герои-богатыри, образность языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гипербола, постоянные эпитеты.)

Каких богатырей вы помните?

IV . Работа с былиной « Илья Муромец и Соловей - Разбойник»

1.Выразительное чтение былины подготовленным учеником.

2.Слово учителя. Понятие об эпическом герое.

На картине В.Васнецова вы видите ещё двух героев: Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Про них тоже слагалось множество былин. Всех этих богатырей называют эпическими героями.

Что общего у Ильи Муромца и героями других былин? (Все невероятно, по-богатырски сильны, совершают подвиги)

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

V . Анализ былины « Илья Муромец и Соловей – Разбойник»

Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа. (Город Киев, Чернигов, Муром; князь Владимир)

Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи?

(Сражение под Черниговым, бой с Соловьём – Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе.)

Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими? (Действует во благо людей.)

(1.Фрагменты: портрет, снаряжение, отношение спасённых черниговских мужиков, Соловья-Разбойника. 2.Языковые средства: эпитеты для характеристики Ильи (удаленький, дородный, добрый, славный), коня и снаряжения (шелковая плеточка), обращения к Илье других персонажей былины.)

VI . Фонозапись актёрского чтения былины (фрагмент)

Какие приёмы «сказывания» используются в этой былине? (Постепенное наращивание напряжения, повторы действий, слов, особенный ритм.)

Слово учителя.

Один из главнейших признаков русского эпоса, отличающий его от других произведений героического содержания, состоит в том, что он слагается из песен, которые назначены не для чтения, а для музыкального исполнения.

VII . Словарная работа.

Необходимо, чтобы перед глазами учеников были, кроме текста, иллюстрации к былине.

Объясняем значение слов (по Толковому словарю С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.М.:2001, часть учеников для поиска использует Интернет-ресурсы)

Стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину.

VIII . Творческое задание.

Рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова «Три богатыря», вспомните былины, которые вы знаете по книгам, мультфильмам, попытайтесь составить диалог богатырей (сцену), используя лексику былин.

IX . Составление таблицы «Былина и сказка»

Сходство:

1.И сказки, и былины существовали в устной форме.

2.Оба жанра существуют с древних времён.

Различия:

1.Сказка - прозаический художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера.

2.Главная черта сказки – вымысел.

3.Сказки создаются в прозаической форме.

4. Сказки рассказывали.

1.Описание подвигов богатырей. Былина- героический эпос.

2.Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах.

3.Былина обладает песенно-стихотворной формой.

4.Былины пели или проговаривали речитативом, часто в сопровождении гуслей.

Заключительное слово учителя.

При помощи сказки и былины как бы осуществилась связь времён - Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков влилось в жизнь современного человека, а былинные герои не только служат примером благородства и храбрости, но и учат соблюдать установленные традиции: уважение к старшим, к русским национальны традициям, к семейным ценностям.

Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение былины « Илья Муромец и Соловей – Разбойник»

3. Подготовить характеристики героев.

4. Подготовить свою иллюстрацию к одной из былин.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 108 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

(МОУ ОШ № 108)

Конспект урока

Конспект урока по литературе в 6 классе

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник:

От Киевской Руси до наших дней».

Учитель: Олещенко Ирина Владимировна

МОУ «Лицей № 37» г. Саратова

Тип урока : комбинированный.

Цель урока : провести сопоставительный анализ текста былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» с мультипликационными фильмами «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» 1978 и 2007г.

Задачи урока .

Образовательные :

1) закрепление представления о жанре былины, особенностях изображения её главного героя – богатыря;

2) закрепление навыка владения литературоведческими терминами: антитеза, ирония, идеализация героя;

3) формирование навыков сравнительного анализа.

Развивающие :

1) развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения учащихся;

2) развитие устной и письменной речи учащихся;

3) развитие умения школьников быть «вдумчивым читателем» и «вдумчивым зрителем».

Воспитательные :

1) поддержание интереса к изучению литературы;

2) формирование представления о нравственности, нравственном идеале;

3) развитие патриотизма.

Оборудование урока :

1) мультимедийный проектор для просмотра презентации, видеофрагментов;

2) раздаточный материал (таблица, которую учащиеся заполняют в ходе урока).

Ход урока.

1 . Организация начала урока.

Приветствие, вводное слово учителя. Запись учащимися числа и темы урока.

2. Ознакомление с целью урока, инструктаж по организации работы на уроке.

Учитель объявляет учащимся цели урока:

1) повторить, какими изображаются в былине Илья Муромец и Соловей-Разбойник, объяснить, как это связано с жанром произведения;

2) познакомиться с тем, какими представлены те же самые герои в мультипликационных фильмах 1978 и 2007 годов, выяснить, насколько они похожи на героев былины, а чем отличаются от них.

3. Знакомство с новым материалом.

Учащиеся знакомятся с сообщениями, посвящёнными вопросу о том, существовали на самом деле Илья Муромец и Соловей-Разбойник или это вымышленные персонажи.

1) Существовал ли на самом деле Илья Муромец?

Исследователи считают, что Илья родился в Муроме примерно в 12 веке. Он славился мощью и силой, состоял на службе у князя и совершил много подвигов, о которых знали не только на Руси, но и за её пределами. Так, в норвежских сагах (песнях) 13 века упоминается Илья Русский, которым, вероятно, и был Илья Муромец. По одной из версий, Илья погибает в бою под Киевом. По другой версии, после тяжёлого ранения уходит в Киево-Печерскую лавру и становится монахом. В 17 веке он был причислен к лику святых. Его мощи до сих пор хранятся в монастыре. Недавно проведённая экспертиза мощей установила, что Илья был исключительно сильным и высоким человеком, у него были обнаружены признаки заболевания позвоночника и следы ранений. Скончался он в возрасте примерно 50 лет. Благодаря этой экспертизе восстановлен предположительный облик богатыря. Святой Илья Муромец считается покровителем русского войска. (Сообщение сопровождается презентацией.)

2) Существовал ли на самом деле Соловей-Разбойник?

Соловей-Разбойник, видимо, тоже богатырь, только вражеского племени. Он засел на прямоезжей дороге из Ростово-Суздальской земли в Киев. В то время на этих территориях обитали племена вятичей, кривичей и угров. Основным промыслом этих племён были охота и бортничество (сбор мёда). Бортничество было связано с лазаньем по деревьям, так как борти (ульи) устраивали на вершинах деревьев. По всей видимости, такой богатырь-бортник изображён в лице Соловья-Разбойника. Кроме того, известно, что представители некоторых народов давали своим детям имена птиц и зверей. Так, наряду с Соловьём-Разбойником в книжных сказаниях упоминается богатырь Скворец.

После прослушивания сообщений учитель делает вывод о том, что прототипы главных героев былин на самом деле могли существовать. Какими эти герои изображены в художественном произведении?

4. Повторение изученного материала.

Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленный учителем вопрос, заполняя графы таблицы:

Образы Ильи Муромца и Соловья-Разбойника в тексте былины и мультипликационных фильмах 1978 и 2007 гг.

1. Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Илья Муромец – ………………… герой, который ……………. своей стране, не требуя ……….. . Он мудр и великодушен, даёт Соловью-Разбойнику возможность …………… и ………….; не держит зла на князя ……………….., который разговаривал с богатырём …………… . Ведёт себя …………., вызывая всеобщее уважение.

Соловей-Разбойник – …………………. герой, который вызывает у всех только …………………… . На его совести немало загубленных ………………… , и в своих злодеяниях он никогда не ……………….. , поэтому наказание является ………………………… .

После проверки задания заполненная таблица может выглядеть примерно так:

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Илья Муромец – идеальный герой, который служит своей стране, не требуя награды . Он мудр и великодушен, даёт Соловью-Разбойнику возможность раскаяться и исправиться ; не держит зла на князя Владимира , который разговаривал с богатырём грубо . Ведёт себя достойно , вызывая всеобщее уважение.

Соловей-Разбойник – отрицательный герой, который вызывает у всех только страх . На его совести немало загубленных жизней , и в своих злодеяниях он никогда не раскается , поэтому наказание является заслуженным и справедливым .

Таким образом, изображение богатыря и Соловья-Разбойника строится на антитезе. Соловей-Разбойник – это воплощение зла. Илья Муромец – воплощение нравственного идеала, т.е. представления о том, каким должен быть человек. Какими этих героев мы увидим в мультфильме 1978 года?

5. Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных условиях (сравнительный анализ текста былины с мультипликационными фильмами).

А) Учащимся предлагаются для просмотра фрагменты мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (1978 год, режиссёр – И.Аксенчук). Просмотр каждого эпизода предваряется вопросами учителя.

Образ Ильи Муромца в мультфильме 1978 года.

1) Освобождение Чернигова.

Каким предстаёт Илья Муромец в этом эпизоде? Насколько он похож на героя былины?

После просмотра фрагмента учитель корректирует ответы ребят с помощью ряда вопросов:

Что можно сказать о силе богатыря? Почему он освобождает город? Кто встречает его у ворот Чернигова? (Сильные воины, а не старики, старухи или женщины с детьми.) Почему так важна эта деталь? Чувствует ли Илья Муромец своё превосходство над черниговцами, оценивает ли свой поступок как подвиг? Почему не остаётся в городе? Насколько похож на героя былины?

2) Встреча с Чурилой Пленковичем.

С каким эпизодом былины можно сопоставить этот фрагмент? (Разговор богатыря с князем Владимиром).

Как ведёт себя князь по отношению к богатырю, как обращается к нему? Как отвечает ему Илья Муромец? Как разговаривает с богатырём Чурила Пленкович? А как отвечает ему богатырь, почему не обижается на него?

С чем связано появление иронии в этом эпизоде?

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 1978 года.

1) Бой с Соловьём-Разбойником. Временное поражение богатыря.

Что можно сказать о силе Соловья-Разбойника? На что она направлена? Чем страшен этот герой? Только ли тем, что он необычайно силён? (Он уверен в своём абсолютном превосходстве, не ведает жалости, потому на «могиле» только что поверженного достойного соперника злорадствует, кощунствует). Похож ли он на героя былины?

2) Победа над Соловьём-Разбойником.

Каким мы видим того же самого Соловья в финале эпизода? Почему он кажется смешным? Для чего создатели мультфильма используют иронию?

После просмотра всех четырёх видеофрагментов ребята самостоятельно записывают выводы во вторую часть таблицы.

2. Мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

(1978г).

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как и в былине, Илья Муромец – идеальный герой, не имеющий недостатков . Он не обижается на Чурилу Пленковича, относится к нему доброжелательно . Илья Муромец отказывается от воеводства в Чернигове ; оставляет в живых Соловья-Разбойника .

Как и в былине, Соловей-Разбойник – отрицательный герой, обладающий разрушительной силой. Он уверен в своём могуществе и никогда не раскается в том, что творит зло .

Отличие от былины заключается в том, что в мультфильме появляется ирония , которая служит для того, чтобы высмеять Соловья-Разбойника и подчеркнуть значимость подвига богатыря .

После проверки учащиеся делают вывод о том, что между текстом былины и мультфильмом 1978 года существует значительное сходство. Возможно, этот мультфильм допустимо назвать видеоиллюстрацией к художественному произведению.

Б) Учащимся предлагаются для просмотра фрагменты мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007 год, режиссёр – В.Торопчин).

Образ Ильи Муромца в мультфильме 2007 года.

(Поскольку мультфильм длится более часа, ребята получают предварительное задание познакомиться с ним самостоятельно. На уроке демонстрируются только фрагменты, а, отвечая на вопросы, ребята должны будут приводить примеры из всего мультипликационного фильма.)

1)Илья Муромец сражается с шайкой Соловья, освобождая деревню.

Насколько похож герой современного российского мультфильма на героя былины и героя мультфильма 1978 года: с кем и за что сражается? Насколько силён? На что направлена его сила? В чём он её черпает?

Можно отметить полное соответствие образов, единственное отличие заключается в том, что герой российского мультфильма слишком молод.

2) Илья Муромец теряет силу после напоминания князя Владимира о том, что они находятся далеко от родной земли.

Чем начало этого фрагмента похоже на предыдущий эпизод? Какое превращение происходит с богатырём в финале эпизода?

Теряя богатырскую силу, Илья превращается в обычного человека. Изменится ли при этом его характер?

3) Разговор Ильи Муромца с князем о Соловье-Разбойнике, отказ богатыря от службы Владимиру.

Почему так разгневан богатырь? Связано ли это только с тем, что князь в очередной раз отпустил Соловья?

Князь даже не скрывает того, что не ценит Илью, и богатырю это обиднее всего. И это далеко не единственный случай, когда Владимир поступает несправедливо по отношению к богатырю (князь неоднократно обманывает Илью Муромца, бросает его в беде, в глаза говорит, что нисколько не ценит его заслуги, собирается вычеркнуть имя Ильи Муромца из летописи и приписать себе все его подвиги). Тогда, наверное, гнев богатыря справедлив, только вряд ли это можно отнести к достоинствам героя. Вспомните, как вёл себя герой былины по отношению к князю и герой мультфильма 1978 года по отношению к Чуриле Пленковичу? Герой современного мультфильма иногда свой гнев сдержать не может.

Какой ещё недостаток появляется у современного героя? (Он слишком серьёзно относится к приметам, что позволяет создателям мультфильма над ним иронизировать).

Таким образом, Илья Муромец теперь больше похож на обычного человека: суеверен, может вспылить. Означает ли это, что из идеального положительного героя он превратился в отрицательного? Конечно, нет. Он вспылит, рассердится на князя, но никогда не бросит его в беде (вызволит из плена, заставит Василевса вернуть все деньги) и никогда не напомнит Владимиру о его несправедливых словах или поведении, недостойном правителя. Самое удивительное, что несомненные заслуги богатыря признаёт даже его заклятый враг Соловей-Разбойник. Вспомните, когда это происходит? (Соловей выступает в роли болельщика Ильи, а после сражения с нескрываемой гордостью говорит Василевсу: ”Не тягаться тебе с богатырём русским!”)

Таким образом, Илья Муромец в современном мультфильме становится похожим на обычного человека, но он по-прежнему силён, предан своей стране, великодушен и незлопамятен. Не случайно действие мультфильма переносится в Византию: равных богатырю нет не только на Руси, но и в целом мире.

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 2007 года.

Победа Ильи Муромца над Соловьём-Разбойником во время сражения за деревню.

Наделён ли Соловей необыкновенной силой? Почему не вызывает у зрителя страха? В мультфильме немало эпизодов, когда бывший злодей выглядит очень комично. Приведите примеры.

Таким образом, образ Соловья-Разбойника в российском мультфильме кардинально отличается от привычного нам образа безжалостного злодея и душегуба.

Выводы учащиеся самостоятельно записывают в третью часть таблицы:

3. Мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

(2007г).

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – ……………… Руси. Он одерживает победу над ……………….., неоднократно выручает из беды ………………………. .

Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой ………………… герой. Он может ………………… на князя, но это чувство ……………….., так как князь не …………… богатыря.

Этот герой больше похож на …………………. человека со свойственными ему ……………… . Однако это не умаляет значения его ……………………… .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не …………………… герой, он вызывает у зрителя …………………, а иногда даже ……………. . Его сила невелика, так как одолеть его может не только ………………………….. , но и ……………………………. .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный ……………….. .

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – защитник Руси. Он одерживает победу над Соловьём-Разбойником , неоднократно выручает из беды князя Владимира .

Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой идеальный герой. Он может рассердиться на князя, но это чувство справедливо , так как князь не ценит богатыря.

Этот герой больше похож на обычного человека со свойственными ему недостатками . Однако это не умаляет значения его подвигов .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не страшный герой, он вызывает у зрителя смех , а иногда даже жалость . Его сила невелика, так как одолеть его может не только богатырь , но и немощная старушка .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный воришка .

6. Подведение итогов урока.

К каким выводам мы пришли, сопоставив с текстом былины два мультипликационных фильма?

Как вы считаете, почему в наши дни возрождается интерес к русским богатырям? Вы, конечно, знаете, что был снят мультфильм не только об Илье Муромце, но и об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. С чем это может быть связано, ведь в наши дни и так слишком много героев и супергероев, правда, в основном зарубежных?

Мне кажется, что создатели российских мультфильмов, ориентируясь в первую очередь на молодёжь, хотели показать современному зрителю, что нам есть чем гордиться. У нас есть свои герои, которых нужно знать, которых нужно уважать. Тем более, что это герои не выдуманные, а жившие на самом деле. Не случайно мы начали наш урок с того, что Илья Муромец – не выдуманный персонаж, а настоящий защитник русской земли. И при жизни, и после смерти.

7. Домашнее задание.

Ответить на вопрос: «В чём сила Ильи Муромца?»


Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Жанр: былина

Главные герои былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" и их характеристика

  1. Илья Муромец. Русский богатырь. Могучий, смелый, решительный. Заступник земли русской, защитник вдов и сирот, честный и бесстрашный.
  2. Соловей-разбойник. Убийца и душегуб, бесчестный, злой, коварный, хитрый.
  3. Князь Владимир. Важный, чванливый, глупый.
План пересказа былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
  1. Илья едет из Карачарово
  2. Битва под Черниговым
  3. Илью в воеводы
  4. Рассказ про Соловья-разбойника
  5. Решение Ильи
  6. Битва с Соловьем-разбойником
  7. Дочери Соловья
  8. Зятья Соловья
  9. Илья Муромец в Киеве
  10. Недоверие князя
  11. Соловей свистит
  12. Смерть Соловья-разбойника
Кратчайшее содержание былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Отправился Илья Муромец в Киев и побил врагов под Черниговым
  2. Звали его в воеводы черниговцы, но отказался Илья, и прямой дорогой в Киев поехал
  3. Встретил Илья Соловья-разбойника и сбил его с дуба стрелой
  4. Хотели дочери Соловья отбить разбойника, но Соловей приказал им отступить
  5. Привез Илья Соловья в Киев, а князь Владимир ему не верит
  6. Соловей свистит в Киеве, все пугаются, А Илья сносит саблей Соловью голову.
Главная мысль былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Не ради славы совершают богатыри подвиги, а ради простых людей, ради своей Родины.

Чему учит былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Эта былина учит любить Родину, учит защищать ее от врагов, учит заступаться за слабых и обиженных. Учит быть справедливым, смелым, честным.

Отзыв на былину "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Это очень интересная былина, в которой мы знакомимся с Ильей Муромцем, самым великим русским богатырем. Это настоящий защитник земли русской. Мне очень нравится Илья Муромец, потому что он надежный, он спокойный, он уверенный и непобедимый.

Пословицы к былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Береги землю родимую, как мать любимую.

Краткое содержание, краткий пересказ былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Из села Карачарова отправляется в путь добрый молодец Илья Муромец. Заутреню он встречает уже в Муроме, и собирается к обеду быть в Киеве.
Но подъехал Илья Муромец к Чернигову и увидел силу черную. Побил Илья Муромец всю силу черную и в Чернигов въехал.
Радостно встретили Илью в Чернигове, звали воеводой стать. Да только отказался Илья, просит показать дорогу прямую на Киев.
Отвечают ему черниговцы, что прямая дорога заросла давно, никто по ней не ездит, потому что у реки Смородины сидит на дубу Соловей-разбойник и свищет так, что деревья к земле пригибаются, а люди мертвые лежат.
Не испугался Илья, поехал прямой дорогую. Подъезжает к реке Смородины, увидел его Соловей, да как засвищет. Конь богатырский спотыкается.
Отхлестал Илья коня, да лук достал. Пустил стрелу каленую, да выбил Соловью правый глаз. Пристегнул Соловья к стремени и повез в Киев.
Ехал Илья мимо гнезда Соловья-разбойника, а там три его дочери сидят, на дорогу смотрят. Старшие говорят, что едет Соловей, везет мужика-деревенщину. А младшая говорит, что наоборот, едет мужик-деревенщина, везет Соловья у стремечка.
Позвали тут дочери Соловья своих мужей, сказали им рогатины брать, да убить мужика-деревенщину. Похватали мужья рогатины, побежали к Илье Муромцу. Да Соловей им кричит от стремечка, чтобы бросили они рогатины, да звали мужика в гости, обедать. Но не слушает Илья посулов, дальше едет.
Приехал Илья Муромец в Киев, заходит в палаты белокаменные, поклоны на все стороны кладет, князю Владимиру особенно.
Спрашивает Владимир, кто он и откуда. Отвечает Илья, что из села он Карачарова, что под Муромом, что ехал он через Чернигов по прямой дороге.
Не верит ему князь Владимир, говорит, что под Черниговом силы черной немерено, а у реки Смородины Соловей-разбойник сидит.
Отвечает Илья, что Соловей у него к стремени пристегнут, да глаз у него выбит. Выбегает Владимир во двор на Соловья посмотреть, требует, чтобы засвистел тот по-соловьиному.
Не хочет Соловей свистеть, отвечает, что Илья его сбил, ему и приказывать.
Приказал Илья Соловью засвистеть. Просит Соловей вина выпить. Выпил чашу в полведра и как засвистит. Маковки наклоняются, окна разлетаются, князь Владимир в шубу кутается.
Быстро отвез Илья Соловья в поле, да срубил ему голову. Не будет больше Соловей свистать, да людей русских губить.

Рисунки и иллюстрации к былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают античному эпосу. На уроке вы познакомитесь с содержанием и художественным своеобразием былин «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Главный герой - Илья Муромец , крестьянский сын, потому и одежда на нем самая обыкновенная: русская рубашка, штаны и сапоги. 33 года пролежал он на печи, ни о чем не думая. А сила богатырская пробудилась в нем вместе с желанием постоять за русскую землю-матушку.

Автор подчёркивает силу, мощь и отвагу святорусского богатыря Ильи Муромца. В сцене победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником, безусловно, есть и сказочные черты. Во-первых, это разговор Ильи Муромца с конем. Конечно, сказочными элементами можно назвать и троекратные повторения, сказочные обращения и сказочные эпитеты.

А вот истинно по-былинному звучат следующие слова: «с горы на гору стал перескакивать», «травы-муравы все уплетались, лазаревы цветочки осыпались». Перед нами не что иное, как средство художественной выразительности гипербола.

Широко используются как в былинах, так и в сказках слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: травушка, дороженька, стремечко.

Вспомните последние строчки поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Действительно, реальные события, которые происходили давным-давно, во времена Киевской Руси, и именно тогда из песен и легенд создатели былин сложили свои песни.

Написаны былины особенным торжественным стихом. К ним имелось музыкальное сопровождение. Особенный художественный прием, который использовался в былинах, это, безусловно, гипербола.

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. - 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Курдюмова Т.Ф. - 2011 год
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. Все о русских былинах ().
  5. Русь былинная. Сборник мультфильмов ().
  1. Прочитайте былину «Вольга и Микула Селянинович». Найдите в ней примеры гиперболы, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты.
  2. Прочитайте былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Найдите в ней примеры гиперболы, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты.

Илья Муромец - главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья и Соловей-разбойник", "Илья и Сокольник", "Илья в ссоре с князем Владимиром", "Илья и Калин-царь", "Илья и Идолище поганое". Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).

Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря - Соловья-разбойника. Одни в нем видели мифическое существо - олицетворение сил природы, бортника-древолаза, другие высказывали мнение о заимствовании этого образа из фольклора других народов. Третьи придерживались взгляда, согласно которому Соловей - обычный человек, занимающийся разбоем. За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком.

В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.

У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, А ий черным-черно, как черно ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват.

А Илья, "дородный добрый молодец", стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.

Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:

Заколодила дорожка, замуравела, Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей, Да у той ли у березы у покляпыя… Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу, Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев 1 сын. 2

Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он "свищет по-соловьему", "кричит позвериному". От этого "травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей - то все мертвы лежат".

Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает "дорогу прямоезжую". Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, "упирается, на корзни спотыкается". Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук "разрывчатый", натягивает "тетивочку шелковую", накладывает "стрелочку каленую" и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к "стремечку булатному" и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:

"Ты скажи-ко, ты откулешний, Дородный добрый молодец, Тебя как-то, молодца, да именем зовут, Величают, удалого, по отечеству?"

Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Владимира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:

"Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю, А не вас-то я хочу да и послушати. Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца, Да его хочу-то я послушати". 3

Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть "в полсвиста соловьиного" и "в полкрика звериного". Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. "Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат". А Владимир-князь "куньей шубонькой укрывается". Только Илья устоял на ногах. Со словами: "тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!" он рубит Соловью голову.

Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи - в действии. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей - Илья).




Top