Анализ пейзажа из отцы и дети. Cочинение «Описание природы и ее роль в романе Тургенева «Отцы и дети

Природа и человек довольно тесно связаны друг с другом. В художественных произведениях писатели используют описание природы, её влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их поступки, душу.

Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в “Отцах и детях” приобретает важное значение. Так, начальный пейзаж романа, изображающий бедность, нищету, запустение (“Речки с обрывными берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики… и церкви… с обвалившеюся кое-где штукатуркою… и разоренными кладбищами…”), как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения тех порядков, которыми порождена эта бедность и запустение.

И в той же главе картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на лучшее. Автор показывает приподнятое настроение Николая Петровича Кирсанова, мечтающего о сближении с сыном, соотнося приезд Аркадия с наступлением весны:”Всё кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы.”

И. С. Тургенев мастерски использует картины природы для выявления, подчеркивания какой-либо особенности в характере героя.

Молодой Кирсанов, старающийся подражать своему другу Базарову, строит из себя взрослого мужчину. На самом деле, Аркадий мягкий, нежный молодой человек. Он стоит близко к природе, понимает и чувствует её. Забывшись, Аркадий любуется полями, заходящим солнцем и задумчиво спрашивает Базарова:”И природа пустяки?” На что его друг отвечает:”Пустяки, в том значении, в каком ты её понимаешь.”

Молодой Кирсанов очень схож со своим отцом, Николаем Петровичем, который тоже мечтатель, но не скрывает этого. Кирсанов-старший любит почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над чем иронизирует Базаров. У Николая Петровича есть в саду любимая беседка, где он нередко сидит, любуясь природой, размышляя. Кирсанов удивляется, как можно “не сочувствовать художеству, природе…” Он видит великолепный пейзаж: освещенную заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает воспоминание, мечта, перед ним встает образ умершей жены, ностальгия по прошлому мучает его. У Николая Петровича слёзы на глазах, он поднимает их к небу и любуется светлыми звездами. Мы сочувствуем этому человеку, понимаем его. Этим эпизодом автор окончательно раскрывает нам романтическую натуру Николая Петровича. Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.

Полной противоположностью своему брату является Павел Петрович. В тот же вечер, когда Николай Петрович придаётся воспоминаниям, он тоже прогуливается в саду и глядит на звёзды, но они не вызывают у него никаких эмоций. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа». Природа здесь – тонкий лирический комментарий к тягостному безысходному состоянию Павла Петровича, которому «жить… тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает».

Пейзаж у Тургенева включен в систему нравственных отношений людей. Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и Павлом Петровичем дуэли оттеняется

описанием «славного, свежего» утра: «…маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; тёмная зелень, казалось, ещё хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».

Мастерство Тургенева художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей.

Базаров – главный герой романа. Это противоречивая личность: с одной стороны – всё отрицающий нигилист, но в то же время – скрытый романтик, в чём боится признаться даже самому себе. В одном из разговоров с Аркадием Базаров замечает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», а всякое другое её восприятие «пустяки». Он считает, что в окружающем мире нет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного человеку. Сирень и акацию называет «добрыми ребятами» и искренне, по-хозяйски радуется, что принялась берёзовая роща – природа должна приносить пользу, в этом её назначение.

Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается.

Отрицая романтическое отношение к природе как к храму, Базаров сам попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он даже завидует муравью, который в качестве насекомого имеет право «не призывать чувства сострадания, не то что наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже чувство сострадания Базаров склонен считать слабостью, аномалией, отрицаемой «естественными» законами природы.

Вероятно, были в глубинах его души ростки романтизма, которые Евгений не смог заглушить. Мы видим их, когда он влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружил мечтателя в самом себе. В этот момент нигилист ищет рядом с природой одиночества, «ломая попавшиеся ветки и браня вполголоса и её и себя». Базаров ненавидит свой «глупый романтизм», презирает его.

Трудный, внутренний процесс познания истинной любви заставляет Евгения по-новому почувствовать природу.

Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Евгения. Это на него глянула тёмная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась «раздражительной», это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными. Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом окружающий мир.

С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев зарождающееся чувство любви двух героев: Аркадия и Кати. Прекрасен пейзаж морозного зимнего дня их свадьбы: «Стояла белая зима с плотными, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок». С помощью эпитетов «белая» зима, «розовый» иней автор передаёт радостное настроение молодожёнов, решивших навсегда связать свои судьбы в браке.

Картины природы в «Отцах и детях» – это ещё и самостоятельный образ родины, образ родины, образ России. Символизируя родину, пейзаж у Тургенева выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни, красоты бытия.

Лирической печалью и скорбными раздумьями проникнут заключительный пейзаж романа: описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. В это описание Тургенев внес свою оценку героя и его дела. С любовью и искренней болью говорит писатель о Евгении и в то же время пейзажем утверждает мысль о том, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя временных, переходящих целей: цветы, растущие на могиле Базарова, «говорят… о вечном примирении и о жизни бесконечной». Смерть неизбежна и для титанической личности. Законы природы вечны.


Всего на свете» (XVIII глава). Развитие действия в романе «Отцы и дети» изредка прерывается авторскими отступлениями и описаниями природы. По сравнению с другими романами Тургенева «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами и лирическими отступлениями. Тонкий художник обладающий даром необыкновенной наблюдательности, умеющий заметить «торопливые движения влажной лапки утки, которой она чешет...

Он был в их глазах всё- таки чем-то вроде шута горохового…». 2. Средства изображения Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию «Отцов и детей». Центральное место в романе занимает образ Базарова. Из 28 глав он не появляется только в двух. Все персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, более отчётливо оттеняют его облик...

Деятельности". (И.Я. Лернер) Нам показалось, что исследовательская деятельность учащихся особенно глубоко рассмотрена в книге М.Г. Качурина "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы". Качурин убежден, что "исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале...

Его жизнелюбия и талантливости, всего того, что составляло, по мнению Тургенева, русский народный характер, нашли свое отражение в “Записках охотника”. “Записки охотника” послужили Тургеневу замечательной писательской школой. Описывая крестьян, их отношения и собственные охотничьи путешествия, Тургенев оттачивает два главных своих писательских таланта - психолога и пейзажиста. Уже здесь он...

С самого начала своего творчества, с “Записок охотника”, Тургенев прославился как мастер пейзажа. Критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека. В то же время пейзажи Тургенева не просто натуралистически верны и подробны, но они также всегда психологичны и несут определенную эмоциональную нагрузку.
Первый пейзаж в романе “Отцы и дети” - во время поездки Аркадия, Базарова и Николая Петровича в Марьино - несет на себе определенную социальную нагрузку. Он не только вводит читателя в суть дел в имении Кирсановых. Этот пейзаж также исторически конкретен: с помощью нескольких фраз Тургенев смог изобразить все проблемы России в эпоху перед отменой крепостного права в 1861 году. “Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках... исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей - и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами”. Можно предположить, что жизнь крестьянина сравнивается с “безотрадной, бесконечной” зимой.
Но тургеневский пейзаж не только социален, но и психологичен. Очень часто внутренний мир героев воссоздается им не прямо, а через обращение к природе, которую в данный момент воспринимает человек. И дело здесь не только в том, что сам пейзаж способен определенным образом воздействовать на настроение героя, а еще в том, что герой очень часто находится в состоянии гармонии с природой и состояние природы становится его настроением. Этот прием позволяет Тургеневу воспроизвести тонкие, трудновоспроизводимые, но в то же время наиболее интересные черты характера героя.
“Так размышлял Аркадий... а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка. .. повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки... Аркадий глядел, глядел и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления... Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял”.
О внутреннем мире Аркадия можно сказать кратко, так как настроение героя и основной эмоциональный тон уже заданы и определены описанием майской природы. Итак, один из наиболее тонких приемов тургеневского психологизма - изображение эмоционального состояния героев через аналогию с состоянием, “построением” природы.
У Тургенева часто именно пейзаж ставит последнюю точку в повествовании, как бы подводит эмоциональный итог всей жизни героев. Таков пейзаж не только в романе “Отцы и дети”, но и в романе “Дворянское гнездо”.
В “Отцах и детях” заключительный момент эпилога (XXVIII главы) - описание природы сельского кладбища - является окончательным доказательством несостоятельности базаровской теории. С помощью природы автор выносит окончательный вердикт нигилизму: все его принципы несостоятельны (не выдерживают проверки жизнью) и будут погребены, как один из их носителей - Базаров, и лишь природа будет вечно напоминать о “великом спокойствии”, “о вечном примирении и о жизни бесконечной”.
Однако в “Отцах и детях” природа играет не только эстетическую, но и идейную роль.
Для Тургенева природа была важной и безусловной жизненной ценностью, поэтому способность воспринимать ее чутко, эстетически любоваться ею и чувствовать себя частью природы характеризует обыкновенно лишь положительных героев. Через отношение персонажа к природе выражается авторская оценка этого персонажа и его характера.
Природа в “Отцах и детях” становится объектом для полемики не столь явной, как полемика об аристократии или русском мужике, но не менее значимой для характеристики героев романа.
Так, Базаров со свойственной ему категоричностью отвергает эстетическое любование природой, как и все то, что он называет “романтизмом”. Для него природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник. Для Базарова характерно не эстетическое, а утилитарное восприятие природы. В этом, по мнению Тургенева, сказывается ущербность нигилизма вообще и характера Базарова в частности. Таким образом, в произведениях Тургенева пейзаж - это не только прием, позволяющий создать определенное эмоциональное настроение, но и одна из важнейших, бесспорных жизненных ценностей, отношением к которой проверяется человек.
Ищи то, что нужно.

План сочинения
1. Вступление. Тургенев как художник-пейзажист
— Пейзаж Тургенева и пейзаж Пушкина. Сравнительная характеристика
— Пейзаж Тургенева и пейзаж Толстого. Сравнительная характеристика
— Воздушность, легкость картин природы в произведениях писателя. Тургенев и Лермонтов
— Динамизм и подвижность как свойство тургеневских пейзажей. Тургенев и Гоголь
2. Основная часть. Пейзаж и его функции в романе «Отцы и дети»
— Первое описание природы в романе и его значение
— Радостный весенний пейзаж и его мотивы
— Пейзаж как средство характеристики Аркадия Кирсанова
— Пейзаж как средство характеристики Николая Петровича Кирсанова. Передача душевного состояния героя
— Пейзаж как средство характеристики Павла Петровича Кирсанова
— Утверждение авторской позиции в картинах природы
— Природа в восприятии Базарова. Изменения в мироощущении героя
— Летний деревенский пейзаж (деревня Базарова) и его значение в романе
— Философские взгляды Тургенева на природу. Значение и смысл базаровского нигилизма в жизненно-природном плане
— Пейзаж как художественное предварение
— Картина природы как фон, на котором происходит действие
— Финальный пейзаж романа и его философский смысл
3. Заключение. Функции пейзажа в романе «Отцы и дети»

В своих произведениях И.С. Тургенев предстает перед нами как превосходный художник-пейзажист. Д. Мережковский писал, что «природа – область, где он никогда не изменяет себе. Как поэт верит в сверхъестественную жизнь природы!.. Он владеет тайнами языка, которые неожиданно и неотразимо… вызывают в нас очарование природы с ясностью галлюцинации: и негу весны, и меланхолию осени, и бледно-зеленое небо над снегами Финстераангорн, и тишину заросшего пруда в захолустье старосветских помещиков» .
В изображении природы И.С. Тургенев во многом близок А.С. Пушкину. Общая черта поэтики этих художников – это особое созерцательное отношение к природе, признание и утверждение в творчестве эстетического значения ее, ее красоты и тайны. Однако «в изображении природы Тургенев пошел дальше Пушкина. Он воспринимает его точность и верность в описаниях явлений природы…Но по сравнению с пушкинским тургеневский пейзаж более психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттеняя их, становясь участником данной нравственно-психологической коллизии или ситуации», – писал С.М. Петров . Другая общая черта этих художников в изображении природы – философская направленность пейзажа. И у Пушкина, и у Тургенева картины природы зачастую символичны, связаны с «вечными» темами и мотивами, с мыслями о жизни и смерти. И здесь уже мы замечаем расхождение во взглядах художников. Если у Пушкина существование человека в природе гармонично, законы ее необходимо-разумны, то отношение к природе у Тургенева двойственно и противоречиво. Поклоняясь природе и боготворя ее, Тургенев вместе с тем считал, что в природе заключено стихийное, иррациональное начало, которое враждебно по отношению к человеку. Человек в произведениях Тургенева ничтожен перед лицом вечности, изначально обречен.
Поэтому пейзаж у Тургенева никогда не сливается с анализом переживаний героев, да и сам этот анализ практически отсутствует – психологизм писателя «тайный», завуалированный. В этом плане природа в произведениях Тургенева не связана с внутренней жизнью персонажей. Вместе с тем исследователи неоднократно отмечали, что картины природы у Тургенева зачастую даны в восприятии героев, окрашены их эмоциональностью, субъективным мировосприятием. И в этом писатель сближается с Толстым и Гончаровым.
Другая особенность тургеневского пейзажа – его живописность, «акварельность», легкость. Исследователи творчества писателя неоднократно отмечали, что Тургенев – художник полутонов, тончайших оттенков, переливов цвета, разнообразных световых эффектов. Он не использует резких, определенных красок, четких, грубых линий ни в пейзажах, ни в портретах. Однако, несмотря на особую воздушность, легкость тургеневских картин природы, все они очень живы и реалистичны, ощутимо конкретны. Это создается благодаря звуковой, осязательной и обонятельной насыщенности этих картин. Пейзажи Тургенева полны природных звуков, запахов, он мастерски передает ощущения летнего утреннего зноя и ночной свежести, весеннего ветра и зимнего морозного воздуха. И этими чертами тургеневские пейзажи напоминают нам пейзажи Лермонтова и Фета.
С гоголевским пейзажем, по замечанию Г.Б. Курляндской, пейзаж Тургенева сближается своим динамизмом, подвижностью . Так, Тургенев часто изображает картины природы, увиденной путником, героем, который находится в дороге.
Такого рода пейзажи мы встречаем у Тургенева в романе . Так, первый пейзаж романа поначалу кажется обыкновенным фоном, на котором происходит действие. «Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги…Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низенькими избенками…как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранной корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам». Однако пейзаж этот имеет и характеристическую функцию, и связан с идейным содержанием романа. Безрадостный вид этот, рождающий у Аркадия мысли о «безотрадной, бесконечной зиме, с ее метелями, морозами и снегами…», свидетельствует о плачевном состоянии хозяйства Кирсановых, о полном отсутствии у них практической жилки. Однако значение этого пейзажа более глубоко: он символизирует современную героям Россию, ее состояние дел, бедность крестьянства. Здесь как будто дается мотивировка социального конфликта романа. Тургенев подводит читателей к мысли о том, что преобразования необходимы, но в каком направлении должны быть они? Каковы пути развития России?
Следующий пейзаж в романе выполняет сразу несколько функций. Во-первых, он гармонирует с чувствами, эмоциями героев. Кирсанов не видел сына целый год, за это время Аркадий получил звание кандидата, и отец несказанно рад его приезду, растроган, взволнован и даже чуть-чуть встревожен. Этому свиданию, возвращению в родимый дом рад и Аркадий. Сама природа как будто расцветает, разделяя чувства отца и сына: «Всё кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах…». Радостный весенний пейзаж этот по своему настроению совершенно противоположен первому, а также мыслям Аркадия о долгой, бесконечной зиме, с ее метелями и морозами. Мотив юности, обновления жизни входит в повествование вместе с этой картиной природы. Аркадий, закончив обучение в университете, возвратился в родной дом, в отцовское имение. Вместе с ним приехал его приятель, Базаров. Здесь возникает надежда на то, что новые, молодые силы способны на радикальные преобразования, именно им принадлежит будущее России.
Кроме того, уже здесь мы видим, что Аркадий весь поглощен этой чудесной картиной, а следовательно, он впечатлителен и восприимчив, любит природу, хотя и не смеет признаться в этом. «Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял». Характерно, что Тургенев подчеркивает здесь то, что картина природы дана в восприятии Аркадия. Здесь героя характеризует не сам пейзаж непосредственно, а впечатление, полученное от него. В нем раскрывается натура Аркадия, его мягкость, впечатлительность, поверхностность его «нигилистических воззрений». Нигилистические взгляды подразумевают признание утилитарного значения природы и исключают ее эстетическую ценность. Аркадия же красота и поэзия природы буквально завораживают, он не просто эстет, он любит природу, хотя и не смеет признаться в этом. И Тургенев сразу же подмечает в герое эту «противоречивость». Так, картины природы наполняются тонким психологизмом, становятся средством характеристики героя. И далее с помощью пейзажей писатель изображает борьбу «нигилистических» взглядов Аркадия, принятого им имиджа с самой сущностью его натуры. Выйдя на мгновение из своей роли, он начинает восхищаться воздухом, чудным небом, но вдруг бросает косвенный взгляд на Базарова и умолкает. В другом месте Аркадий невольно любуется пестрыми полями, «красиво и мягко освещенными заходящим солнцем». Так пейзаж становится средством «тайной психологии» писателя, открывая читателю «истинное положение дел».
Отношение к природе ярко характеризует практически всех персонажей романа. Так, Тургенев описывает один из летних вечеров Николая Петровича Кирсанова. После споров с молодым поколением герою становится тоскливо. С грустью осознавая свое разъединение с сыном, Николай Петрович смутно чувствует какое-то «преимущество» молодых людей. Пытаясь понять молодое поколение, он размышляет, как можно «не сочувствовать художеству, природе?..». Кирсанов смотрит вокруг, и взору его предстает великолепный летний пейзаж: «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля…Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени…». Николай Петрович любуется садом, рощей, неподвижными полями, тихим закатом. Он настоящий эстет, любящий все прекрасное. Кроме того, герой мечтателен и сентиментален. Природа рождает в нем множество чувств, эмоций, воспоминаний. Николай Петрович вспоминает свою молодость, умершую жену, и «размягченное сердце» его долго не может успокоиться, в груди возникает «какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога».
Тот же самый пейзаж ярко характеризует и Павла Петровича Кирсанова. Выйдя в сад, он встречает брата, замечает его волнение, пытается понять его чувства. «Николай Петрович объяснил ему в коротких словах свое душевное состояние и удалился. Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…». Тургенев здесь подчеркивает сухость и «английскую сдержанность» героя, отсутствие в нем глубоких чувств. «В глубине души Павел Петрович такой же скептик и эмпирик, как и сам Базаров…», – замечает Писарев . Фактически Павел Кирсанов оказывается единственным «эмпириком» в романе, это единственный персонаж, кто демонстрирует свое равнодушие к природе.
Однако пейзаж здесь не только ярко характеризует персонажей и передает оттенки душевного состояния. Кроме того, этим прекрасным пейзажем Тургенев скрыто полемизирует с Базаровым, утверждающим, что «природа не храм, а мастерская». Грубому, материалистическому взгляду автор противопоставляет чудную картину летнего вечера. Так писатель одновременно раскрывает и свои собственные взгляды.
Отношения Базарова же с природой гораздо более сложны. Вначале природа для него – «пустяки», любование ее красотами, по его мнению, – это не что иное, как романтическая чепуха. Тургенев практически не изображает картин природы в восприятии Базарова, герой как будто «не замечает» ее. Однако оказывается, Базаров вовсе не так сух и рационален, как это кажется на первый взгляд. Он способен глубоко чувствовать природу. Способность эту он открывает в себе вместе со способностью глубоко и самозабвенно любить. Любовь к Одинцовой делает Базарова поэтом, и природа открывается ему своей неизведанной стороной. «Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха», «…сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание». Этот пейзаж сопутствует в романе чувствам героя, его объяснению с Анной Сергеевной.
С образом Базарова связан и другой пейзаж романа. Это описание жаркого летнего полдня в деревне, где живут родители Евгения. «Настал полдень. Солнце жгло из-за тонкой завесы сплошных беловатых облаков. Все молчало, одни петухи задорно перекликались на деревне…да где-то высоко в верхушке деревьев звенел плаксивым призывом немолчный писк молодого ястребка. Аркадий и Базаров лежали в тени небольшого стога сена, подостлавши под себя охапки две шумливо-сухой, но еще зеленой и душистой травы». Сам по себе данный пейзаж – фон, на котором происходит действие. Здесь для нас очень интересен разговор героев, сама тематика его. Базаров и Аркадий разговаривают о природе. Оказывается, Базаров в детстве по-своему любил природу: осина, выросшая на краю ямы, была для него талисманом, рядом с которым он никогда не скучал. Знаменательно, что талисманом героя была осина – дерево, на котором повесился Иуда, предавший Христа. Так в повествование вводится мотив Иуды. Этот мотив намечается в отношениях к Базарову Аркадия, который разрывает с ним в финале романа. Однако здесь данный мотив лишь намечен. Полностью реализуется же он, думается, в личности самого Базарова, в его всеобъемлющем отрицании.
Отрицая вечные законы природы (стремление человека к счастью, потребность в любви), герой отрицает саму Вселенную. Как замечает С. Орловский, «в мышлении Тургенева понятие природы расширяется в понятие стихии, которая, в свою очередь, тесно сплетается с образом древней судьбы» . Природа тесно сливается в сознании писателя с божественным началом. Природа для Тургенева – это мать, человек – ее сын. И вместе с тем, в природе заключено враждебное начало. Всеобъемлющее отрицание Базарова, помимо реалистичности повествования, во многом было обусловлено философскими взглядами Тургенева. Писатель как будто хотел показать нам обреченность человеческой гордыни, бесплодность попыток человека возвыситься над природой, пренебречь ею. По отношению к природе Базаров в романе сразу же начинает отрицать свою «сыновность», природа для него «не храм, а мастерская». Точно так же герой пытается отрицать и святость семейных уз, святость материнского чувства, святость чувства любви. Однако, по Тургеневу, все чувства эти, сливаясь, и являются самой сутью природы. Именно потому смерть Базарова в финале напоминает нам самоубийство, создается ощущение, что герой искал ее. Иуда в библейской притче перед смертью раскаялся в содеянном. Раскаялся ли Базаров в своей гордыне? Поняв неизбежность смерти, он становится простым и человечным, утешает родителей, трогательно прощается с любимой женщиной. Утешая Василия Ивановича, Базаров соглашается исполнить свой долг христианина – соглашается на причащение. Однако соглашается сделать это позже: «ведь и беспамятных причащают». Пока же он находится в сознании, он отказывается видеть священника. Родителям Базаров иронически советует «опробовать» силу религии, когда он умрет, Василию Ивановичу шутливо советует быть «философом», «стоиком». Священник совершает над ним обряды, когда Базаров уже впадает в беспамятство. И здесь в романе есть характерный эпизод. «Когда его соборовали, когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся, и, казалось, при виде священника в облачении, дымящегося кадила, свеч перед образом, что-то похожее на содрогание ужаса отразилось на помертвелом лице». Что за чувство владело Базаровым перед смертью? А.И. Незеленов замечает, что ужас на лице героя – это «ужас от признания собственной ошибки» . Получается, что перед смертью Базаров все-таки осознает ошибочность своего мировоззрения, раскаивается в своем заблуждении. Так, в пейзажах романа воплощаются библейские мотивы.
Пейзаж в романе нередко и предваряет или оттеняет какие-либо события. Так, дуэль Базарова и Павла Петровича происходит в раннее летнее утро. «Утро было славное, свежее, маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная, темная земля, казалось, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков». Спокойствие природы здесь как бы намекает нам, что нет никакой серьезной драмы, что исход дуэли будет благополучен.
Венчание Аркадия и Кати Одинцовой, Николая Петровича с Фенечкой происходит в один из зимних морозных дней. «Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок». Пейзаж здесь выступает, скорее, фоном, на котором происходит действие.
Тоскливый мотив возникает в заключительном пейзаже романа – описании сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Тон писателя становится возвышенным, мысль обретает философские глубины. Тургенев размышляет о судьбе своего героя и величии бесконечной, равнодушной к человеку природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной природы»; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…». В пейзаже этом выразились философские воззрения писателя, его мысль о вечном противостоянии бесконечной жизни природы и бренного человеческого бытия. Как замечает Георг Брандес, «скорбь его – …скорбь мыслителя. Тургенев, глубоко проникнув в сущность бытия, понял, что природа равнодушна ко всем идеалам людским – справедливости, разуму, добру, общему благу, что они никогда не проявятся в ней с присущей им божественной силой» .
Таким образом, функции пейзажа в романе различны. Это передача психологического состояния героев, особенностей их характеров. Пейзаж создает настроение, оттеняет комическое или трагическое в положениях и ситуациях. Картины природы, созданные Тургеневым, насыщены философскими мотивами и связаны с идейным смыслом произведения.

1. Мережковский Д.С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы. – Д.С. Мережковский. Эстетика и критика. История эстетики в памятниках и документах, в 2-х т., т. 1., М., Харьков, 1994, с. 176.

2. Петров С.М. И.С. Тургенев – великий русский писатель-реалист. – В кн.: Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей. Пособие для учителя. Под общей редакцией С.М. Петрова. Редактор-составитель И.Т. Трофимов. М., 1958, с. 558.

3. Курляндская Г.Б. Указ. соч., с. 91, с. 98.

4. Писарев Д. Базаров. – В кн.: Русская литературная критика 1860-х годов. Избранные статьи. Сост., предисл. и примеч. профессора Б.Ф. Егорова. М., 1984, стр.229.

5. Орловский С. Указ. соч., с. 166.

6. Незеленов А.И. И.С. Тургенев в его произведениях. т.2. СПб., 1903, с. 245.

7. Брандес Г. Этюд. – В кн.: Иностранная критика о Тургеневе. СПб, с. 27.


И.С.Тургенев – признанный пейзажист мировой литературы. Он гениально изображает психологию природы: она живет, дышит, меняется, гармонизируя с чувствами и переживаниями его героев. Тургеневские пейзажи имеют философскую направленность и часто символичны, связаны с вечными темами.

Несмотря на ярко выраженную проблематику «Отцов и детей», пейзажу в произведении отводится важная роль.

В 60-е годы основные противоречия либералов и демократов касались крестьянского вопроса. В третьей главе автор показывает все еще крепостническую Россию, о которой так пылко спорят «отцы» и «дети». Тургенев описывает поля крестьян, убогие пастбища, запущенные леса и водоемы. В деревне - низенькие избы с прохудившимися крышами, поскольку солома съедена скотом в период бескормицы. Рисуя невеселый крестьянский пейзаж, автор ясно подчеркивает нищенское состояние народа. Эта картина гораздо живописнее, чем долгие рассуждения о нелегком крестьянском быте. При виде такого опустошения даже Аркадия осознает необходимость преобразований в стране. «Но как их исполнить, как приступить?..», - задает он себе вопрос.

Эта же проблема стала вызовом для всей эпохи.

Пейзажи Тургенева пронизаны любовью к народу, к родине. Радостный весенней ландшафт с пробуждением природы после долгой спячки вносит надежду на скорое обновление жизни в стране. Самостоятельные пейзажные зарисовки подчинены композиционно основной идее произведения. В одиннадцатой главе через описание чудного летнего вечера автор показывает, насколько сильно природа влияет на душевное состояние человека, является источником эмоций, мыслей, воспоминаний. Автор как бы скрыто полемизирует с героем-материалистом уверенным, что «природа не храм, а мастерская».

В некоторых эпизодах пейзаж подчеркивает чувства тургеневских героев. Описание «белой зимы с жестокой тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом…» в финале повествования гармонирует с настроениями Аркадия и Кати, Николая Кирсанова и Фенечки, соединивших браком свои судьбы. Все эти картины и короткие зарисовки пронизаны реализмом и поэтичностью. Чувствуется в них безграничная любовь к родной природе, выраженная через точно подобранные слова. В заключительном аккорде романа через описание пейзажа автор раскрывает жизнеутверждающую правду, неиссякаемую мощь природы, ее вечную красоту.

Таким образом, созданные Тургеневым картины природы исполняют разные функции, но все они наполнены философскими мотивами и связаны с идейным смыслом романа.

Обновлено: 2017-02-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Искусство почти всегда отражает действительно происходящие исторические события. Весь XIX век, в особенности вторая его половина, связан с духовно нравственными исканиями, как в душе человека, так и в общенациональной жизни, с поиском новых жанровых форм. И художник старался встать «с веком наравне» (Пушкин). Именно поэтому во второй половине XIX века, времени критического реализма, искусство становится выразителем передовых интересов общества. Таким образом, в живописи впервые появляется русский национальный пейзаж.

«Раздолье, простор, угодье, рожь. Божья благодать, русское богатство» (И. И. Шишкин, надпись на эскизе одной из картин). Выбирая самые что ни на есть прозаические виды, русские художники второй половины XIX века (А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев) старались передать жизнь такой, какая она есть, в самом обыкновенном ее состоянии. Русский пейзаж в литературе появился гораздо раньше. Занял он прочное место и в литературе второй половины XIX века. Так, природа в произведениях И. С. Тургенева являет собой живой и всеобъемлющий образ, это как бы еще один герой в системе персонажей.

В экспозиции романа «Отцы и дети» начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости искоренения, изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

«Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием, нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как поступить?» Даже само противоборство «белого призрака» безотрадной, бесконечной зимы «с весенним красным днем» есть уже предопределение конфликта, столкновение двух взглядов, столкновение «отцов» и «детей», смены поколений.

Однако затем картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на обновление Отечества, своей Родины. Хотя мысли о перемене и «улетучиваются» из головы Аркадия, «весна все же берет свое». Но даже в этом радостном пейзаже по-разному показано значение этой весны в жизни героев различных поколений. Если Аркадий рад «чудесному – сегодняшнему – дню», то Николаю Петровичу лишь вспоминаются стихи Александра Сергеевича Пушкина, которые, хотя и прерваны на страницах романа Евгением Базаровым, раскрывают его душевное состояние и настроение:

  • Быть может, в мысли нам приходит
  • Средь поэтического сна
  • Иная, старая весна…
  • («Евгений Онегин», гл. VII)

Все его мысли устремлены в прошлое, поэтому единственной дорогой для потерявшего «историческое зрение» Николая Петровича становится «дорога воспоминаний». Вообще сквозь все повествование проходит образ дороги. Пейзаж передает ощущение простора, незамкнутости пространства. Не случайно герои так много путешествуют. Гораздо чаще мы видим их в саду, аллее, дороге… – на лоне природы, нежели в ограниченном пространстве дома. И это приводит к широкомасштаб-ности проблематики в романе: такой целостный и разносторонний образ России, показанный в «пейзажных зарисовках» (вспомним Ф. Тютчева: «Эти бедные селенья, Эта бедная природа»), полнее раскрывает общечеловеческое в героях.

Усадьба Николая Петровича словно его двойник (традиция Гоголя, отождествлявшего в «Мертвых душах» «хозяйство» с духовным миром помещика). Николаю Петровичу не удается претворить в жизнь хорошие задумки. Несостоятельность его как владельца имения контрастирует с его человечностью. Тургенев симпатизирует ему, и беседка, «разросшаяся» и благоухающая, есть символ его чистой души. Сад Одинцовой – «аллея» стриженых елок, цветочные «оранжереи» – создает впечатление искусственной жизни. Действительно, вся жизнь этой женщины «катится как по рельсам», размеренно и однообразно. Образ «неживой природы» перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны. Вообще место жительства, по Тургеневу, всегда откладывает отпечаток на жизнь героя. Так, Базаров, сравнивавший в разговоре с Одинцовой людей с деревьями, рассказывает Аркадию о своем детском талисмане – осине на краю ямы. Это и есть прообраз, двойник его жизни.

Одинокий, гордый, озлобленный, до удивления похож он на это дерево. Все герои романа проверяются отношением к природе. Базаров отрицает природу как источник эстетического наслаждения. Воспринимая ее материалистически («природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник»), он отрицает взаимосвязь природы и человека. И слово «небо», написанное у Тургенева в кавычках и подразу
мевающее собой высшее начало, горний мир, Бога, не существует для Базарова, поэтому его и не может принять великий эстет Тургенев.

Одинцова, как и Базаров, равнодушна к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного уклада, это что-то привычное, но не очень важное в ее жизни. Для Николая Петровича природа – источник вдохновения, самое важное в жизни. Он гармоничен, ибо един с «натурой». Именно поэтому все события, связанные с ним, происходят на лоне природы.

Павел Петрович не понимает природы, его душа, «сухая и страстная», может лишь отражать, но отнюдь не взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров, не видит «неба». Катя и Аркадий по-детски влюблены в природу, хотя Аркадий и пытается это скрыть.

Настроения и характеры героев тоже подчеркиваются пейзажем. Так, Фенечка, «.такая свеженькая», показана на фоне летнего пейзажа, а Катя и Аркадий так же молоды и беззаботны, как окружающая их природа. Базаров, как ни отрицает природу («Природа навевает молчание сна»), все же подсознательно един с ней. Именно в нее отправляется он, чтобы понять себя. Он злится, негодует, однако именно природа становится немым свидетелем его переживаний, только ей он может довериться.

Описанием летнего вечера (в VI главе) Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на человека. «Как хорошо. Боже мой!» – думал Николай Петрович, и память его вновь воскрешает в воображении «дела давно минувших дней ».

Тесно связывая природу с душевным состоянием героев, Тургенев определяет одной из основных функций пейзажа психологическую. Природа в романе делит все на живое и неживое, естественное для человека и нет.

Поэтому описание «славного, свежего утра» перед дуэлью указывает на то, как все суетно перед величием и красотой природы. Сама дуэль представляется в сравнении с этим утром «экою глупостью». А лес, под которым во сне Базарова подразумевался Павел Петрович, сам по себе есть символ. Лес, природа – все то, от чего отказывается Базаров, есть сама жизнь. Поэтому-то смерть его неизбежна. Последний пейзаж – это «реквием» по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Пейзаж этот носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение и позволяет Базарову примириться с жизнью.

Природа у Тургенева человечна, она помогает развенчать теорию Базарова, ныражает «высшую волю», поэтому человек должен стать ее продолжением и хранителем «вечных» законов. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример правильной жизни.




Top