Антон чехов - биография, информация, личная жизнь. Чехов антон павлович

В семье Павла Егоровича Чехова (1825-1898), купца 3-й гильдии, владельца бакалейной лавки.

В 1868-1879 годах А. П. Чехов учился в Таганрогской гимназии (продолжал учиться даже после того, как разорившийся отец в 1876 году уехал с семьей в Москву ; на жизнь зарабатывал репетиторством).

В 1879-1884 годах А. П. Чехов учился на медицинском факультете Московского университета, по окончании которого получил звание уездного врача. Некоторое время занимался врачебной практикой.

В конце 1870-х годов началась литературная деятельность А. П. Чехова. Он сотрудничал в московских и санкт-петербургских юмористических журналах («Осколки», «Стрекоза», «Зритель», «Будильник» и др.), свои рассказы подписывал различными псевдонимами, чаще всего - «Антоша Чехонте». В 1884 году вышла в свет первая книга рассказов А. П. Чехова «Сказки Мельпомены», в 1886 году за ней последовала вторая - «Пестрые рассказы».

С 1885-1887 годов в творчестве писателя начинают преобладать серьезные проблемные произведения. Им были написаны рассказы и повести «Степь», «Именины» (оба - 1888), «Припадок», «Скучная история» (оба - 1889). В эти годы выходят сборники А. П. Чехова «В сумерках» (1887), «Невинные речи» (1887), «Рассказы» (1888), «Хмурые люди» (1890).

Во 2-й половине 1880-х годов А. П. Чехов много работал для театра. В это время были созданы пьеса «Иванов» (1887-1889), одноактная пьеса «Свадьба» (1889), пьеса «Леший» (1889, впоследствии переделана в пьесу «Дядя Ваня»), ряд водевилей («Медведь», «Предложение», «Юбилей» и др.).

В 1890 году А. П. Чехов предпринял поездку на остров Сахалин, оставившую глубокий след в его творческом сознании. Итогами путешествия стали очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин» (1893-1894), рассказы «В ссылке» (1892), «Убийство» (1895) и, в значительной степени - повесть «Палата № 6» (1892), ставшая высшей точкой в развитии критического реализма А. П. Чехова конца 1880-х - начала 1890-х годов.

В 1890-1900-х годах А. П. Чехов совершил несколько поездок за границу. В 1892 году он приобрел имение Мелихово в Серпуховском уезде Московской губернии (ныне в Чеховском районе Московской области). Писатель помогал местным крестьянам как врач, строил школы, выезжал в губернии, охваченные голодом (1892), работал участковым врачом во время эпидемии холеры (1892-1893), участвовал во всеобщей переписи населения (1897).

Вершиной творчества писателя в этот период стала пьеса «Чайка» (1896), премьера которой в Александрийском театре в Санкт-Петербурге закончилась провалом.

В трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), в рассказах и повестях конца 1890 - начала 1900-х годов А. П. Чехов развивал тему духовного застоя в жизни общества, акцентировал отчаянные поиски прорыва к лучшей жизни.

В 1890-1900 годы наивысшего расцвета достигла драматургия А. П. Чехова. После провала «Чайки» в 1896 году им были созданы пьесы «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900-1901), «Вишнёвый сад» (1903-1904). Все четыре пьесы были поставлены на сцене созданного в 1898 году Московского художественного театра.

В 1898 году, после смерти отца, а также в связи с ухудшением здоровья А. П. Чехов переехал из Мелихова в Ялту. В городе он построил собственный дом, в котором принимал Л. Н. Толстого , А. М. Горького , И. А. Бунина , А. И. Куприна , И. И. Левитана.

В последние годы жизни писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (в 1899-1902 и 1903 годах) в издательстве А. Ф. Маркса.

В 1904 году, в связи с резким ухудшением здоровья, А. П. Чехов отправился на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2 (15) июля 1904 года.

А. П. Чехов оказал большое влияние на развитие русской и мировой литературы - прозы и драмы. У него учились А. М. Горький , И. А. Бунин , А. И. Куприн и другие литераторы. А. П. Чехов проложил новые пути для развития русской и мировой драматургии. До сих пор он остается одним из самых популярных драматургов отечественного и зарубежного театра.

Псевдоним - подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя. В переводе с греческого языка слово псевдоним (pseudos и onyma) означает «носящий вымышленное имя». Многие писатели и поэты по разным причинам печатали свои произведения под псевдонимом. Самым изобретательным в придумывании псевдонимов был Антон Павлович Чехов, который писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички». (из книги: Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя. — М.: Наука, 1980).

Ни у кого из писателей не было столько «вторых имен», как у Чехова. Всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов .

В указателе псевдонимов Чехова встречаются такие: А.П.; Антоша; Антоша Чехонте; А-н Ч-те; Ан. Ч.; Ан, Ч-е; Анче; Ан. Че-в; А.Ч; А. Че; А. Чехонте; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка №9; Грач; Дон-Антонио Чехонте; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; Лаэрт; Прозаический поэт; полковник Кочкарев, Пурселепетанов; Рувер; Рувер и Ревур; С. Б. Ч.; Улисс; Ц; Ч. Б С.; Ч. без С.; Человек без селезенки; Ч. Хонте; Шампанский; Юный старец; «...въ»; Z.Юмористические подписи и псевдонимы Чехова: Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин; Василий Спиридонов Сволачев; Известный; Индейкин; Н. Захарьева; Петухов; Смирнова.

Первое место в ряду использованных писателем псевдонимов занимает подпись Антоша Чехонте. Он стал основным псевдонимом Чехова-юмориста. Именно с этой подписью молодой студент-медик рассылал в юмористические журналы свои первые произведения. Он не только употреблял этот псевдоним в журналах и газетах, но и поставил его на обложке двух первых авторских сборников («Сказки Мельпомены», 1884, и «Пестрые рассказы», 1886).Исследователи литературного наследия писателя полагают, что псевдоним Антоша Чехонте (варианты: Антоша Ч***, А-н Ч-те, Анче, А.Чехонте, Чехонте, Дон Антонио Чехонте, Ч. Хонте и т.д.) возник, когда Чехов учился в таганрогской гимназии, где законоучитель гимназии Покровский любил переиначивать фамилии учеников.Шуточное письмо в редакцию «Осколков» Чехов подписал «полковник Кочкарев» (гибрид полковника Кошкарева из «Мертвых душ» и Кочкарева из «Женитьбы» Гоголя).Происхождение псевдонима Брат моего брата исследователи связывают с тем, что с 1883 года Чехов стал печататься в тех же юмористических журналах, в которых до него выступал его старший брат Александр. Чтобы не создавать путаницы Чехов на титульном листе своей книги «В сумерках» (1887) написал фамилию с уточненными инициалами: «Ан. П. Чехов». А потом стал подписываться Брат моего брата.Остальные псевдонимы Чехова были, как правило, недолговечны и применялись исключительно для комического эффекта: Макар Балдастов, Врач без пациентов, Гайка № 6, Гайка № 9, Крапива, Прозаический поэт, Рувер, Шампанский и т.п.

И только псевдоним Человек без селезенки имел серьезную семантическую составляющую «медицинского» характера. Им Чехов пользовался более десяти лет. Под этим псевдонимом (и его вариантами: Ч. без С., Ч.Б.С., С.Б.Ч.) вышло 119 рассказов и юморесок и 5 статей и фельетонов. Необычный чеховский псевдоним, считают ученые, зародился на медицинском факультете Московского университета, где самым сложным курсом считался курс анатомии, с которым, возможно, и связано сочетание Человек без селезенки.

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге. Дед и отец Чехова были крепостными помещика Черткова, отца В.Г Черткова, друга и последователя Л.Н. Толстого. Дед Чехова, Егор Чехов, человек недюжинных способностей и твердого характера, выкупился на волю за большие деньги, скопленные им за много лет. После этого он поступил на службу к графине Платоновой в ее имения – степные слободы Крепкую и Княжую и дослужился там до должности управляющего. В этих степных слободах в ранней юности не раз бывал будущий писатель отчасти как гость у своего деда, отчасти как работник у него же. Эти поездки в степные места отразились впоследствии в нескольких рассказах Чехова.

Ко времени рождения Антона Павловича отец его, Павел Егорович, был в Таганроге владельцем бакалейной лавки; дети помогали ему в торговле. Павел Егорович придерживался суровых и патриархальных методов воспитания, работать приходилось много и трудно. Вместе с тем Павел Егорович не был лишен умственных интересов и даже некоторой образованности, он наизусть читал Кольцова, рисовал и играл на скрипке.

Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года. Павлу Егоровичу приходилось вести дела с местными греками, он стремился к тому, чтобы сыновья Николай и Антон, которых он думал определить по торговой части, знали греческий язык. Вот почему Чехов попал в это учебное заведение. Учили там совершенно безграмотные учителя.

В 1869 году Чехов поступил в таганрогскую классическую гимназию. Это была обычная провинциальная казенная гимназия, о которой можно себе составить представление по рассказу Чехова «Человек в футляре». Законоучитель протоиерей Покровский дал Чехову шутливое прозвище Чехонте, которое стало его литературным псевдонимом.

Уже в гимназические годы Чехов производил впечатление богатого одаренного юноши.

В 1876 году отец Чехова, торговые дела которого пошатнулись, вынужден был закрыть свою лавочку и переехать в Москву, где к тому времени находились его старшие сыновья. Антон Павлович остался в Таганроге без семьи вместе с братом Иваном. Для Чехова наступили особенно трудные времена. Ему приходилось учиться и одновременно зарабатывать на жизнь не только для себя, но и для отчаянно нуждавшейся семьи. Он продолжал жить в доме, который был его родным, но теперь перешел в чужие руки. За угол, который отвел Чехову новый хозяин дома, он должен был бесплатно заниматься с его племянником. Кроме того, ему приходилось искать для себя и другие грошовые уроки, почти все свободное от занятий время уходило на репетиторство. Этот период нужды и лишений способствовал в то же время развитию у Чехова чувства независимости и собственного достоинства. Он не только сам высоко ценит это чувство, но стремиться привить его и своему младшему брату Михаилу.

В 1879 году Чехов окончил гимназию и поступил в Московский университет на медицинский факультет. Он очень серьезно занялся медициной, не менее серьезно, чем литературной деятельностью.

Естественные науки сыграли очень важную роль в формировании взглядов Чехова на жизнь. Естественные науки способствовали созреванию у Чехова высокого представления о жизни, формирования идеала естественного человека, с разнообразными интеллектуальными задатками, человека разумного в высшем значении слова.

В 1884 году Чехов окончил университет. К этому времени он был уже писателем, заметным сотрудником юмористических изданий. Печатался в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Мирской толк», «Москва», «Свет и тени», «Спутник». С 1882 года начинается сотрудничество Чехова в «Осколках», лучшем юмористическом журнале того времени.

Творчество Чехова в 80-е годы:

1880 – рассказ «Письмо к ученому соседу».
1882 – повесть «Ненужная победа», «Зеленая коса».
1883 – очерк «Двое в одном», рассказ «Смерть чиновника», «Исповедь».
1884 – рассказ «Хамелеон», сказка «Самообольщение», сценка «Молодой человек».
1885 – сценка «Свистуны», рассказ «Конь и трепетная лань», «После бенефиса», этюд «На большой дороге».
1886 – рассказ «Тяжелые люди».
1887 – рассказы «Дома», «Тиф», «Счастье».
1888 – рассказ «Именины», «Степь».
1889 – пьеса «Леший».

Вторая половина 90-х годов и начало нового века ознаменовались в жизни Чехова некоторыми событиями и фактами, вносящими новые черты в его биографию.

1898 год принес Чехову блестящий триумф его «Чайки» в Московском Художественном театре. Чехов крепко связал свою судьбу драматурга с Художественным театром и завязал дружеские отношения с его актерами и руководителями, что не мешало ему, впрочем, иной раз расходиться с «художниками» в трактовке собственных пьес.

В 1900 году Чехов был избран почетным членом Академии наук. В 1901 году Чехов женился на артистке Московского Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер, но из-за чахотки, первые симптомы которой обнаружились у него еще в 1884 году , часто был вынужден жить в разлуке с женой: она была связана с Москвой, Чехов же по совету врачей должен был поселиться в Ялте. На ялтинский период падает большая работа Чехова по подготовке собрания своих сочинений.

Творчество Чехова в 90-900-е годы:

1891 – повесть «Дуэль».
1892 – рассказы «Попрыгунья», «Страх».
1893 – «Рассказ неизвестного человека».
1894 – «Скрипка Ротшильда», «Черный монах», рассказы «Студент», «Бабье царство».
1895 – рассказ «Три года».
1895-1896 – пьеса «Чайка».
1896 – повести «Моя жизнь», «Дом с мезонином», пьеса «Дядя Ваня».
1897 – рассказы «На подводе», «В родном углу», «Мужики».
1898 – рассказы «Случай из практики», «Ионыч».
1899 – рассказ «По делам службы», «Новая дача».
1900 – повесть «В овраге», пьеса «Три сестры».
1903 – пьеса «Вишневый сад».

От веселого смеха над несообразностями жизни в ранний период деятельности, от горестного удивления перед вопиющими несообразностями и алогизмами жизненного уклада в средний период – к ощущению необходимости и возможности «перевернуть жизнь» в последние годы 19 века и в первые годы 20 века – такова последовательность и логика творческого развития Чехова.

В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Баденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался.

Ключевые слова: Антон Чехов, подробная биография Антона Чехова, критика, скачать биографию, скачать бесплатно, реферат, русская литература 19 века, писатели 19 века

Псевдонимы:

Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезёнки и др.

Дата рождения:

Место рождения:

Таганрог, (Екатеринославская губерния, Российская империя)

Дата смерти:

Место смерти:

Баденвайлер (Германская империя)

Гражданство:

Российская империя

Род деятельности:

Прозаик, драматург

Направление:

Рассказ, повесть, пьеса

Грибоедовская премия (1901), Пушкинская премия Академии наук (1888)

Детство и юность

Становление

Поздние годы

Творчество

Особенности драматургии

Псевдонимы Чехова

Библиография

Значение творчества

Чехов-писатель и Чехов-врач

Чехов и украинцы

В филателии

Зарубежные выпуски

Музеи и библиотеки

Морские и речные суда

Географические названия

Памятники

Памятники чеховским героям

Экранизации произведений

Театральные постановки

Семья, родственники

Родословная

Со стороны отца

Со стороны матери

Родители

Московские адреса

Антон Павлович Чехов (17 января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область) -2 июля 1904, Баденвайлер) - русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900-1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более ста лет ставятся во многих театрах мира.

За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад».

Биография

Детство и юность

17 (29) января 1860 года в небольшом домике на Полицейской улице (ныне - Чехова) Таганрога в семье Павла Егоровича Чехова родился третий ребёнок - Антон. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 часов утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства».

Обучение Чехова началось в греческой школе в Таганроге; 23 августа 1868 года Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 году как коммерческая, с 1866 года - классическая). В гимназии формировалось его ви́дение мира, любовь к книгам, знаниям и театру; здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте́», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Платонович Покровский; здесь начались его первые литературные и сценические опыты.

Музыка и книги пробуждали в юном Антоне Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр, основанный в 1827 году. Впервые в театре Антон побывал в 13 лет, посмотрел оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» и вскоре стал страстным поклонником театра. Позднее в одном из своих писем Чехов скажет: «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…» Не случайно герои его первых произведений, таких как «Трагик», «Комик», «Бенефис», «Недаром курица пела», были актёрами и актрисами. Антон принимал участие в домашних спектаклях своего гимназического товарища Андрея Дросси.

Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным этапом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Самые типичные и колоритные фигуры появятся позже на страницах его произведений. Возможно, одной из таких фигур был и его учитель математики Эдмунд Дзержинский - отец будущего первого председателя ВЧК.

В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В том же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. И. М. Сеченова), где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского,Григория Захарьина и других. В том же году брат Антона Иван получил место учителя в подмосковном городе Воскресенск. Ему была выделена большая квартира, в которой могла бы разместиться целая семья. Чеховы, жившие в Москве тесно, приезжали на лето к Ивану в Воскресенск. Там в 1881 году Антон Чехов познакомился с доктором П. А. Архангельским, заведующим Воскресенской лечебницей (Чикинской больницей). С 1882 года, будучи студентом, он уже помогал врачам больницы при приёме пациентов. В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице. По воспоминаниям П. А. Архангельского:

Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.

Становление

24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в печати.

В последующие годы Чехов писал рассказы, фельетоны, юморески - «мелочишки» под псевдонимами «Антоша Чехонте» и «Человек без селезёнки» или их вариантами, или совсем без подписи, в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических: московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Чехов сотрудничал с «Петербургской газетой» (с 1884 года, с перерывами), с суворинской газетой «Новое время» (1886-1893) и с «Русскими ведомостями» (1893-1899).

В 1882 году Чехов подготовил первый сборник рассказов «Шалость», но он не вышел, возможно, из-за цензурных трудностей. В1884 году вышел сборник его рассказов - «Сказки Мельпомены» (за подписью «А. Чехонте»).

1885-86 годы - период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» - автора коротких, в основном юмористических рассказов. В то время, по его собственному признанию, он писал по рассказу в день. Современники считали, что он и останется в этом жанре; но весной 1886 года он получил письмо от известного русского литератора Дмитрия Григоровича, где тот критиковал Чехова за то, что он тратит свой талант на «мелочишки». «Голодайте лучше, как мы в своё время голодали, поберегите ваши впечатления для труда обдуманного (…) Один такой труд будет во сто раз выше оценён сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам», - писал Григорович. Впоследствии к советам Григоровича присоединились Алексей Суворин, Виктор Билибин и Алексей Плещеев.

Чехов прислушался к этим советам. С 1887 года он всё меньше сотрудничал с юмористическими журналами; было прервано сотрудничество с «Будильником». Его рассказы становились всё длиннее и серьёзнее. О важных изменениях, происходивших тогда с Чеховым, говорит ещё и появившееся желание путешествовать. В том же, 1887 году он отправился в путешествие на юг, в родные места; позже он ездил по «гоголевским местам», в Крым, на Кавказ. Поездка на юг оживила воспоминания Чехова о проведённой там молодости и дала ему материал для «Степи», первого его произведения в толстом журнале - «Северный вестник». Дебют в таком журнале привлёк большое внимание критики, гораздо большее, чем к какому-либо предыдущему произведению Чехова.

Осенью 1887 года в письмах Чехова появились упоминания о работе над романом «в 1500 строк». Она продолжалась до 1889 года, когда Чехов, тяготившийся работой такого большого размера, наконец отказался от своего замысла. «Я рад,- писал он в январе Суворину,- что 2-3 года тому назад я не слушался Григоровича и не писал романа! Воображаю, сколько бы добра я напортил, если бы послушался … Кроме изобилия материала и таланта, нужно ещё кое-что не менее важное. Нужна возмужалость - это раз; во-вторых, необходимо чувство личной свободы , а это чувство стало разгораться во мне только недавно».

Очевидно, именно недостатком этих свойств был недоволен Чехов в конце 1880-х, что и побудило его путешествовать. Но он остался недоволен и после этих поездок; ему было нужно новое, большое путешествие. Вариантами его были кругосветное путешествие, поездка в Среднюю Азию, в Персию, на Сахалин. В конце концов он остановился на последнем варианте.

Но несмотря на собственное недовольство Чехова собой, его слава росла. После выхода «Степи» и «Скучной истории» внимание критики и читателей было приковано к каждому его новому произведению. 7(19) октября 1888 года он получает половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в предыдущем, 1887 году, третий сборник - «В сумерках». В соответствующем постановлении академической комиссии было написано, что «рассказы г. Чехова, хотя и не вполне удовлетворяют требованиям высшей художественной критики, представляют однако же выдающееся явление в нашей современной беллетристической литературе».

В конце 1880-х годов в манере Чехова появилась особенность, которую одни современники считали преимуществом, другие недостатком, - нарочитая бесстрастность описания, подчёркнутое отсутствие авторской оценки. Особенно этой чертой выделяются «Спать хочется», «Бабы» и «Княгиня».

Сахалин

Решение поехать именно на Сахалин было окончательно принято, очевидно, летом 1889 года, после обсуждения этого намерения с артисткой К. А. Каратыгиной, путешествовавшей по Сибири и Сахалину в конце 1870-х годов. Но Чехов долго скрывал это намерение даже от самых близких; сообщив о нём Каратыгиной, он попросил держать это в тайне. Раскрыл он эту тайну только в январе 1890-го, и естественно, это произвело большое впечатление на общество. Усиливалось это впечатление ещё и «внезапностью» принятого решения, ведь уже весной 1890-го Чехов отправился в путешествие.

Путь через Сибирь занял 82 дня, за которые Чехов написал девять очерков, объединённых под общим названием «Из Сибири».

На Сахалин Чехов прибыл 11 (23) июля. За несколько месяцев пребывания на нём Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. Он провёл настоящую перепись населения Сахалина, собрав несколько тысяч карточек о жителях острова. Администрация острова строго запретила общаться с политическими заключёнными, но он нарушал этот запрет.

Возвращался Чехов с Сахалина морским путём, на пароходе Доброфлота «Петербург». Во Владивостоке, где пароход стоял с 14 (26) по 19 (31) октября, Чехов работал в библиотеке Общества изучения Амурского края, собирая дополнительные материалы для книги о Сахалине. Далее - Гонконг, Сингапур, остров Цейлон, Суэцкий канал,Константинополь, Одесса. Наконец, 7 (19) декабря 1890 года родные встречали его в Туле.

В следующие 5 лет Чехов писал книгу «Остров Сахалин». Что касается художественного творчества, путешествие на Сахалин, по собственному признанию Чехова, оказало огромное влияние на все его последующие произведения.

В 2005 году на Сахалине впервые в России опубликованы в одном издании «Быть может, пригодятся и мои цифры…» материалы сахалинской переписи А. П. Чехова. В издании опубликованы все 10 тысяч опросных карт, заполненных респондентами Чехова во время его путешествия на остров Сахалин в 1890 году.

Поздние годы

С 1890 по 1895 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским,П. Д. Боборыкиным, Д. С. Мережковским, В. И. Немировичем-Данченко, известными актёрами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова.

С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. Позднее Чехов много путешествовал по Европе. Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья, постоянно живёт в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена (c 1901 года), артистка Ольга Леонардовна Книппер, занимает одно из выдающихся мест в труппе образованного в 1898 года МХТ (Станиславского). В 1900 году, при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Чехов был избран в число его почётных академиков. В 1902 г. Чехов вместе с В. Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почётные академики.

Смерть

В истории болезни Чехова, которую вёл в клинике лечащий врач писателя Максим Маслов, записано, что в гимназические и студенческие годы Чехов болел туберкулёзным воспалением брюшины, но «теснение в грудине» чувствовал ещё в 10-летнем возрасте. С 1884 года Чехов страдал кровотечением из правого лёгкого.

Одни исследователи считают, что роковую роль в жизни писателя сыграло путешествие на Сахалин - была распутица и ехать пришлось тысячи километров на лошадях, в сырой одежде и насквозь промокших валенках (сам Чехов и его близкие связывали заболевание именно с поездкой). Другие причиной обострения туберкулёзного процесса называли частые переезды из Ялты в Москву в самое неблагоприятное для здоровья время.

Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию. Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере, Германия. Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): „Ich sterbe“. Потом повторил для студента или для меня по-русски: „Я умираю“. Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: „Давно я не пил шампанского…“, спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

Гроб с телом писателя был доставлен в Москву в вагоне с надписью «Устрицы». Кто-то воспринял это как насмешку над великим писателем, однако в начале XX века немногие вагоны были оборудованы холодильными установками. 9 (22) июля 1904 года и состоялись похороны. В Успенской церкви Новодевичьего монастыря прошло отпевание. Погребён Чехов был тут же за Успенской церковью на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца. На могиле был поставлен деревянный крест с иконкой и фонариком для лампадки. В годовщину смерти А. П. Чехова 2 (15) июля 1908 года на могиле был открыт новый мраморный памятник, выполненный в стиле модерн по проекту художника Л. М. Браиловского. В 1933 году, после упразднения кладбища на территории Новодевичьего монастыря, по просьбе О. Л. Книппер состоялось перезахоронение Чехова на кладбище за южной стеной монастыря. 16 ноября 1933 года в присутствии немногочисленных родственников и близких знакомых, могила была вскрыта и гроб на руках перенесён на новое место. Вскоре сюда были перенесены и оба надгробия - А. П. Чехова и его отца (при этом захоронение П. E. Чехова было оставлено на старом месте).

Творчество

Особенности драматургии

Своеобразие пьес Чехова замечалось его современниками при первых постановках. Сначала оно воспринималось как неумение Чехова справиться с задачей последовательного драматического движения. Рецензенты говорили об отсутствии «сценичности», о «растянутости», о «недостатке действия», о «беспорядочности диалога», о «разбросанности композиции» и слабости фабулы. Театральная критика всё больше упрекала Чехова в том, что он вводит в свои пьесы излишние подробности быта и тем самым нарушает все законы сценического действия. Однако для самого Антона Павловича воспроизведение сферы быта было непременным условием - иначе для него терялся смысл всего замысла. Чехов говорил:


В драматургии Чехова, вопреки всем традициям, события отводятся на периферию как кратковременная частность, а обычное, ровное, ежедневно повторяющееся, для всех привычное составляет главный массив всего содержания пьесы. Практически все пьесы Чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Подбор бытовых линий осуществляется по принципу их значимости в общем эмоциональном содержании жизни.

Нередко Чехов использует так называемые «случайные» реплики персонажей. При этом диалог непрерывно рвётся, ломается и путается в каких-то совсем посторонних и ненужных мелочах. Однако подобные диалоги и реплики в общем сценическом контексте у Чехова осуществляют своё назначение не прямым предметным смыслом своего содержания, а тем жизненным самочувствием, какое в них проявляется.

К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко заметили наиболее существенный принцип в драматическом движении чеховских пьес, так называемое «подводное течение». Именно они впервые раскрыли за внешне бытовыми эпизодами и деталями присутствие непрерывного внутреннего интимно-лирического потока и приложили все усилия, чтобы донести новую интерпретацию чеховской драмы до зрителя. Благодаря Станиславскому и Немировичу-Данченко заражающая сила пьес Чехова стала очевидной.

Псевдонимы Чехова

Как и всякий писатель-юморист, Чехов пользовался десятками всевозможных псевдонимов. До сих пор они раскрыты далеко не полностью, поскольку и сам Чехов при подготовке собрания сочинений для А. Ф. Маркса не мог припомнить принадлежности всех своих ранних рассказов. Функция псевдонима юмориста состояла не столько в сокрытии подлинного авторства, сколько в забавлении читателя, желании его заинтриговать (отсюда вариативность, нарочитая запутанность - читатель должен был попытаться сам угадать авторство рассказа). Зачастую псевдоним - необходимый элемент композиции конкретного рассказа, часть литературного фарса и не может быть правильно раскрыт вне его контекста. В редких случаях подоплёка того или иного псевдонима Чехова могла быть известна лишь узкому кругу его знакомых и требовала дополнительной расшифровки. Ниже приводится список из 42 псевдонимов писателя, известных чеховедению к концу прошлого века:

  • А. П.,
  • А. П.Ч-в,
  • Антоша,
  • Антоша Ч.,
  • Антоша Ч.***,
  • Антоша Чехонте,
  • А-н Ч-те,
  • Ан. Ч.,
  • Ан. Ч-е,
  • Анче,
  • Ан. Че-в,
  • А. Ч.,
  • А.Ч-в,
  • А.Че-в,
  • А Чехонте,
  • Г. Балдастов,
  • Макар Балдастов,
  • Брат моего брата,
  • Врач без пациентов,
  • Вспыльчивый человек,
  • Гайка № 6,
  • Гайка № 9,
  • Грач,
  • Дон Антонио Чехонте,
  • Дяденька,
  • Кисляев,
  • М.Ковров,
  • Крапива,
  • Лаэрт,
  • Прозаический поэт,
  • Рувер,
  • Рувер и Ревур,
  • Улисс,
  • Ч. Б. С.,
  • Ч. без с.,
  • Человек без селезёнки,
  • Чехонте,
  • Ч.Хонте, А.,
  • Шампанский,

По настоянию А. С. Суворина свои «серьёзные» произведения в «Новом времени» Чехов начинает публиковать за полной фамилией, продолжая одновременно традицию литературного псевдонима в юмористической журналистике.

Библиография

Значение творчества

Чехов создал новые ходы в литературе, сильно повлияв на развитие современного рассказа. Оригинальность его творческого метода заключается в использовании приёма под названием «поток сознания», позже перенятого Джеймсом Джойсом и другими модернистами и отсутствия финальной морали, так необходимой структуре классического рассказа того времени. Чехов не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.

В 1896 году, после провала «Чайки», Чехов, написавший уже к тому моменту несколько пьес, отрёкся от театра. Однако в 1898 году постановка «Чайки» Московского Художественного Театра, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко, имела огромный успех у публики и критики. После этого Чехов вернулся к драматургии и создал ещё три шедевра: «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишнёвый сад».

Именно Чехов в своих рассказах впервые в русской литературе ярко продемонстрировал образ провинциального обывателя, лишённого всякого кругозора, жажды деятельности, благих стремлений, потребности действия. Чехов, как никто другой, показал, насколько опасным для личности и для общества является такое социальное явление, как обывательщина («Ионыч», «Учитель словесности»).

Чехов был одним из первых писателей-классиков, кто всецело обличал пошлость, нежелание жить полной, насыщенной жизнью. В чеховских произведениях мы видим нравственный призыв к внутренней свободе человека, духовному очищению. Его поздние рассказы насквозь пронизаны внутренним душевным криком: «Так больше жить невозможно!». М. Горький писал о значении творчества Чехова:

Чехов-писатель и Чехов-врач

На медицинский факультет Московского университета Чехов поступил в 1879 году и окончил его в 1884 году. Он был весьма добросовестным студентом, посещавшим лекции профессоров Бабухина, Захарьина, Клейна, Фохта, Снегирёва, Остроумова,Кожевникова, Эрисмана, Склифосовского. Уже с 1881 года он начинает практику врача при докторе П. А. Архангельском в Чикинской земской лечебнице Звенигородского уезда Московской губернии. По собственному свидетельству, он «не раскаивается, что пошёл на медицинский факультет».

Окончив университет, Чехов попытался занять вакансию педиатра в одной из детских клиник, однако по неизвестной причине этого назначения не произошло.

Получив диплом врача, Чехов на дверях своей квартиры поместил табличку «Доктор А. П. Чехов », он продолжает лечить приходящих больных и посещать тяжёлых на дому. «Медицина у меня шагает понемногу. Лечу и лечу. Каждый день приходится тратить на извозчика более рубля. Знакомых у меня очень много, а стало быть, немало и больных. Половину приходится лечить даром, другая же половина платит мне пяти- и трехрублёвки». - 31 января 1885 года М. Г. Чехову.

Однако от предложения занять постоянное место в Звенигородской больнице Чехов отказался, замещая в то же время заведующего земской больницей на время его отпуска, производя всю рутинную работу уездного врача: судебно-медицинские вскрытия, показания на судах в качестве судебно-медицинского эксперта и т. п. Наступает время, когда Чехов начинает колебаться в окончательном выборе своего призвания. Медицина становится одновременно и помехой литературе, и неиссякаемым источником для чеховских сюжетов.

В это время он ещё готовился к экзаменам на степень доктора медицины, для чего собирал материалы по истории врачебного дела, однако задуманного не довёл до конца, и уже в 1887 году он снял вывеску врача. Неизбежные неудачи лечащего врача с одной стороны и Пушкинская премия Академии наук за сборник «В сумерках» определили его окончательный выбор. Отныне медицинская практика отодвигается на второй план, хотя приватные врачебные занятия Чехов не оставляет вплоть до отъезда в Ялту в 1897 году.

В глубине души врач никогда не умирал в Чехове: «Мечтаю о гнойниках, отёках, фонарях, поносах, соринках в глазу и о прочей благодати. Летом обыкновенно полдня́ принимаю расслабленных, а моя сестра ассистирует мне, - это работа весёлая» - В. Г. Короленко, май 1888 года. Одним из мотивов поездки на Сахалин было желание «хотя бы немножко заплатить» медицине. Обследование санитарного состояния тюрем, лазаретов, бараков, местной педиатрии потрясло Чехова. Результаты его собственной работы в книге «Остров Сахалин» позволили ему сказать: «Медицина не может упрекать меня в измене. Я отдал должную дань учёности».

Мотив «измены» медицине многократно варьируется Чеховым в эти годы. То он казнит себя, называя «свиньёй» перед ней, то обыгрывает следующую антитезу: «Медицина - моя законная жена, а литература - любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой». Но врачебная среда вовсе не упрекала Чехова в отходе писателя от медицины. В 1902 году члены Пироговского съезда врачей в Москве единодушно отблагодарили писателя за его литературную деятельность, за создание реалистичных образов медицинских деятелей в русской литературе.

А в середине 1890-х годов Чехов ещё мечтает о собственном курсе частной патологии и терапии в университете. Для чтения ему необходима учёная степень и защита диссертации. Антон Павлович предполагает в качестве таковой использовать «Остров Сахалин», но получает отказ декана факультета как в защите, так и чтении курса лекций.

Чехов добровольно принимает участие в борьбе с последствиями голода и эпидемией холеры в 1891 - 1892 годах, но постепенно практическая медицина даже в ограниченных размерах начинает тяготить писателя.

Широко известны его признания А. С. Суворину: «Ах, как мне надоели больные! Соседнего помещика трахнул нервный удар, и меня таскают к нему на паршивой бричке-трясучке. Больше всего надоели бабы с младенцами и порошки, которые скучно развешивать». (Письмо от 28 августа 1891 года). А до этого: «Отвратительные часы и дни, о которых я говорю, бывают только у врачей» - письмо от 18 августа того же года. Настроение его не меняется и в следующем году, он пишет: «Душа моя утомлена. Скучно. Не принадлежать себе, думать только о поносах, вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота (не за мной ли приехали?), ездить на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читать только про холеру и ждать только холеры и в то же время быть совершенно равнодушным к сей болезни и к тем людям, которым служишь, - это, сударь мой, такая окрошка, от которой не поздоровится» (письмо от 16 августа 1892 года). «Нехорошо быть врачом. И страшно, и скучно, и противно. Молодой фабрикант женился, а через неделю зовет меня „непременно сию минуту, пожалуйста“: у него <…> а у красавицы молодой <…> Старик-фабрикант 75 лет женится и потом жалуется, что у него „ядрышки“ болят оттого, что „понатужил себя“. Всё это противно, должен я Вам сказать. Девочка с червями в ухе, поносы, рвоты, сифилис - тьфу!! Сладкие звуки и поэзия, где вы?» - тому же адресату, 2 августа 1893 года. Ещё один пример «чеховской тоски»: «Я одинок, ибо всё холерное чуждо душе моей, а работа, требующая постоянных разъездов, разговоров и мелочных хлопот, утомительна для меня. Писать некогда. Литература давно уже заброшена, и я нищ и убог, так как нашёл удобным для себя и своей самостоятельности отказаться от вознаграждения, какое получают участковые врачи» (письмо от 1 августа 1892 года). «Уж очень надоели разговоры, надоели и больные, особенно бабы, которые, когда лечатся, бывают необычайно глупы и упрямы». (И. И. Горбунову-Посадову, 20 мая 1893 года).

Но даже в годы литературного признания и отхода от врачебной практики Чехов ощущал свою связь с миром медицины, его интересуют успехи науки в этой области, он хлопочет за медицинские журналы «Хирургическая летопись», «Хирургия», страдавшие от недостатка средств, долгие годы он был читателем газеты «Врач» и публиковался в ней. В 1895 году он принял участие в съезде московских земских врачей, собравшихся в земской психиатрической больнице в селе Покровском.

На самом деле, Чехов-врач и Чехов-писатель непротиворечивы, просто внутри «медицинского» сознания писателя происходит смещение акцентов от частного к общему: «Кто не умеет мыслить по-медицински, а судит по частностям, тот отрицает медицину.Боткин же, Захарьин, Вирхов и Пирогов, несомненно, умные и даровитые люди, веруют в медицину, как в Бога, потому что они выросли до понятия „медицина“» - Суворину от 18 октября 1888 года. В применении к самому Чехову это означало стремление уяснить за частными симптомами неблагополучия отдельной личности сущностные причины, ведущие к возникновению условий, которые порождают эпидемии, преждевременное старение, социальную асимметрию.

Чехов начинает тяготеть к психиатрии. Такие произведения, как «Палата № 6», «Припадок» и «Чёрный монах» мог написать не просто любой пишущий врач, а именно «медицински мыслящий» в понимании Чехова писатель. И. И. Ясинский в «Романе моей жизни» свидетельствует, что Чехова «крайне интересуют всякие уклоны так называемой души». По его мнению, он стал быпсихиатром, если бы не сделался писателем.

Благодаря «медицинскому» видению Чехова литература обязана появлению в ней галереи неповторимых чеховских образов врачей (зачастую грубых, невежественных, равнодушных, но и чутких, ранимых, бесправных), фельдшеров, неврастеников, чеховских «хмурых людей». Его рассказы - это не «записки врача» в узком смысле, это диагноз несовершенному обществу. В качестве практикующего доктора Чехов получил обильный материал для художественных обобщений, наблюдая изнутри жизнь самых разных социальных слоёв. Как наблюдательному и умному художнику ему оставалось лишь сделать самостоятельные выводы.

Парадокс состоял в том, что изображая врачей большей частью карикатурно, в чём-то самоиронично, Чехов настаивал на гуманной сущности медицинской профессии, призывая врачей к внимательному и терпимому обращению с пациентами. Во многом благодаря Чехову в русской и мировой литературе возник литературный архетипинтеллигента-врача, врача-гуманиста и подвижника.

Был награждён медалью «За труды по первой всеобщей переписи населения».

Чехов и украинцы

Имея украинские корни и много общаясь со своей бабушкой, украинкой Ефросиньей Шимко, и родившимся на Харьковщине отцом Чехов в дальнейшем на протяжении всей жизни относил себя к украинцам, даже в переписи указав национальность «малоросс». Такое самоопределение национальности писателем подтверждается во многочисленных письмах, где он неизменно называет себя малороссом (или общеупотребительным в то время синонимом - «хохлом»), к примеру в письме Л. А. Сулержицкому:

Ф. Д. Батюшкову:

А. С. Суворину:

А. А. Тихонову:

и другим.

Сильное влияние оказали на его творчество проведённые в украиноязычной среде детство и юность - дома и в гимназии братья Чеховы не раз ставили для друзей и родственников домашние постановки украинских пьес, где Антон с удовольствием исполнял разные роли. Об этом вспоминали братья Чехова и сестра. М. П. Чехов, например, писал:

В результате этого в письмах и записках Чехова постоянно встречаются не только украинские пословицы и поговорки, но и случайные украинизмы, демонстрирующие, насколько сильно украинский язык пустил корни в его повседневной речи, к примеру: «ведмедь, бджёла, голодуете, заарестовать» и прочие. Имея сильную тягу к Украине Чехов не только с удовольствием там жил и путешествовал, но и не раз приглашал друзей отдохнуть с ним в тех местах:

Нарушая законы Российской империи, Чехов рассылал друзьям и знакомым зарубежные выпуски украинской литературы, запрещённые в России Эмским указом:

Хотя не известно ни одного произведения Чехова, написанного им на украинском языке, сам писатель весьма одобрительно отзывался о переводах своего творчества на украинский язык, в частности выполненных женой Михаила Грушевского:

Память

  • Первый в мире памятник Антону Павловичу Чехову был установлен в 1908 году в городе Баденвейлер, где писатель умер. В 1918 году, за три недели до окончания I мировой войны, этот памятник был переплавлен для нужд немецкой военной промышленности. В 1960 году там же немцами был снова воздвигнут памятник русскому писателю.<Россия и Германия: Культурные взаимоотношения вчера и сегодня. Литературная учёба, кн. 5, сентябрь - октябрь 1990 г>. Новый бюст (не повторяющий оригинал) был установлен в 1992 году с помощью сахалинцев.
  • Именем А. П. Чехова в 1954 году (50 лет со дня смерти) назван город в Московской области - г. Чехов (до 1954 года - станция Лопасня Московско-Курской железной дороги, в 13 км от которой в с. Мелихово у А. П. было имение)
  • В честь Чехова назван астероид в главном астероидном поясе.
  • В честь Чехова назван кратер на Меркурии.
  • "Чеховская" - одна из станций Московского Метрополитена в пределах Бульварного кольца (Серпуховско-Тимирязевская линия)
  • В память о писателе Московской городской и Московской областной организациями Союза Писателей России и Союзом писателей-переводчиков в 2004 годуучреждена Памятная медаль А. П. Чехова.
  • В г. Баденвейлер существует «Немецкое общество имени Чехова».
  • По данным журнала Огонёк, Чехов входит в десятку самых «экранизируемых» классиков мировой литературы, и делит второе и третье место с Чарльзом Диккенсом.
  • В Москве проводится международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова. Учрежден Международной конфедерацией театральных союзов.
  • Гимназия № 2 им. А. П. Чехова (Таганрог) - старейшее учебное заведение Юга России (1806).
  • Ялтинская гимназия им. А. П. Чехова
  • Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова, Таганрог.
  • В 1952 году в Нью-Йорке было создано издательство имени Чехова.
  • В декабре 2010 года в Таганроге было создано «Чеховское общество», которое возглавил потомок Чехова - Дмитрий Михайлович Чехов, потомок дяди Чехова, Митрофана Егоровича Чехова.
  • Центр Образования № 170 в Москве носит имя А. П. Чехова.
  • Банк России 28 декабря 2009 года выпустил четыре памятные монеты разного достоинства, посвящённые 150-летию со дня рождения А. П. Чехова (приведены только реверсы):
  • В апреле 2011 года распоряжением администрации Ростовской области Таганрогскому государственному педагогическому институту было присвоено имя А. П. Чехова.
  • Именем Антона Павловича был в 1978 году назван теплоход «Антон Чехов», флагман советского речного флота.

В филателии

Зарубежные выпуски

Почтовые марки, посвящённые А. П. Чехову, выходили в следующих иностранных государствах:

  • Чехословакия - 1954 (Михель #871, 872; Скотт #665, 666),
  • Румыния - 1960 (Михель #1896; Скотт #1346),
  • Гамбия - 2001 (Михель #4159; Скотт #2390f),
  • Сан-Марино - 2004 (Михель #2171; Скотт #1613),
  • Монако - 2010,
  • Ватикан - 2010.

Музеи и библиотеки

Всего в мире (в России и за рубежом) имеется 12 чеховских музеев :

  • Музей писем А. П. Чехова в г. Чехов.
  • Музей Чехова в г. Баденвейлер (Германия).
  • Дом-музей Антона Павловича Чехова в Москве.
  • Александровский историко-литературный музей «А. П. Чехов и Сахалин».
  • Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова (Мелихово).
  • Музей «Лавка Чеховых» в Таганроге.
  • Музей Чехова в г. Сумы.
  • Дом-музей Чехова (Белая дача) в Ялте.
  • Южно-Сахалинский городской Литературно-художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин».
  • Дом-музей «Дача А. П. Чехова» в Гурзуфе (Крым).
  • Музей А. П. Чехова в ГОУ Центре образования № 170 им. А. П. Чехова, ЮЗАО, Москва.
  • Музей А. П. Чехова в МОУ СОШ им. А. П. Чехова, Московская область, Истра.
  • Музей А. П. Чехова в Нижнем Нагольчике Антрацитовского района Луганской области, Украина.

Библиотеки :

  • Таганрогская городская публичная библиотека им. А. П. Чехова - старейшая библиотека юга России. Открыта 23 мая 1876 года.
  • Библиотека имени А. П. Чехова (филиал № 4 МУ НЦБС г. Новочеркасска).
  • Библиотека имени А. П. Чехова в городе Омске.
  • Библиотека имени А. П. Чехова в городе Азове.
  • Библиотека имени А. П. Чехова в городе Новосибирске- старейшая библиотека города. Открыта 15 июля 1907 года.

Театры и творческие коллективы

  • Театр имени Чехова, Москва.
  • Русский драматический театр имени А. П. Чехова, Кишинев.
  • Ялтинский театр имени Чехова, Ялта.
  • Павлодарский театр драмы имени А. П. Чехова, Павлодар.
  • Таганрогский драматический театр имени А. П. Чехова, Таганрог.
  • Серовский муниципальный театр драмы имени А.П. Чехова, Серов.
  • Театр имени А. П. Чехова, ныне Сахалинский международный театральный центр имени А. П. Чехова в Южно-Сахалинске.
  • Дуэт имени Чехова (Украина). Comedy-дуэт в составе: А. Лирник, А. Молочный.
  • Русский драматический театр имени А.П.Чехова, Вильнюс.

Морские и речные суда

  • Именем Антона Чехова был назван первый четырёхпалубный речной пассажирский теплоход проекта Q-056, построенный на верфи Österreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg (ÖSWAG) в 1978 году, флагман советского и российского речного флота. Теплоход эксплуатируется компанией «Orthodox Cruise Company» по Волге и Дону по маршруту Ростов-на-Дону - Москва.

Географические названия

  • Именем писателя назван подмосковный город Чехов.
  • Чехов - село (с 1947 по 2004 - город Чехов) в Холмском районе Сахалинской области.
  • Чехов - железнодорожная станция Курского направления МЖД в Чехове.
  • Чеховская - станция Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена.
  • Именем Чехова названо 1290 проспектов, улиц, площадей, переулков и проездов в населённых пунктах России и множество улиц в других странах.

Памятники

  • Памятник Чехову в Баденвейлере, где он скончался. Впервые установлен в 1908 году. Скульптор - Н. Г. Шлейфер.
  • Бюст Чехову, установленный в 1935 году в Таганроге. Скульптор Вера Морозова. Это первый памятник писателю в СССР.
  • Памятник А. П. Чехову, установленный в Таганроге в 1960 году к столетию писателя. Скульптор И. Рукавишников.
  • Бюст Чехову, установленный в 1951 году в Мелихове. Скульптор Г. Мотовилов, архитектор Л. М. Поляков.
  • Трёхметровая бронзовая фигура писателя в г. Чехов, М. К. Аникушин.
  • Ироничный памятник существует в Томске. Называется «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего „Каштанку“».
  • Памятник Антону Чехову, установлен в центре Ростова-на-Дону к юбилею писателя. Скульптор Анатолий Скнарин.
  • Памятник Чехову в Южно-Сахалинске. Установлен рядом с областной научной библиотекой. Скульптор Александр Алексеевич Тюренков. (1990)
  • Памятник А. П. Чехову в Ялте, в Приморском парке. Скульптор Георгий Иванович Мотовилов.
  • Памятник Антону Чехову в Москве в Камергерском переулке. Автор Михаил Аникушин. (1998)
  • Памятник Антону Чехову в Красноярске. Установлен на Театральной площади. Авторы: скульптор Юрий Ишханов и архитектор Арэг Демирханов. 1995
  • Памятник Чехову в Токио. Скульптор Григорий Потоцкий.
  • Памятник Чехову в г. Серпухове Московской области
  • Памятник Чехову в г. Звенигороде Московской области. Установлен в сквере по адресу: Ул. Московская, 12. Скульптор Владимир Курочкин. (2010)
  • Памятник Чехову в Самаре. Установлен 2 июля 2004 года в честь 100-летия со дня смерти известного русского писателя на частные средства по инициативе Павла Коровина. Скульптор Иван Мельников работал безвозмездно.
  • Памятники Чехову в Коломбо, Шри Ланка в отелях «Галле Фейс» и «Гранд Ориентал», открытые в декабре 2010 года к 120-ти летнему юбилею пребывания Чехова на о. Цейлон.
  • Памятник Чехову установлен в Каире в 2011 году ассоциацией выпускников вузов России и стран СНГ.
  • Памятник Чехову в г. Ростов-на-Дону, на улице Чехова, пересечение с Пушкинской.
  • Памятник Чехову в г. Харцызск (2012), арх. Александр Шамарин.
  • Памятник Чехову в деревне Белая Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.
  • Памятник Чехову в г. Сумы, в парке имени Кожедуба.

Памятники чеховским героям

  • Памятник Каштанке в Челябинске.
  • Памятник «Человеку в футляре» в Таганроге.
  • Памятник героине рассказа «Роман с контрабасом» в Таганроге.
  • Памятник по мотивам рассказа «Каштанка» в Таганроге.
  • Памятник «Даме с собачкой» и Гурову на Набережной Ялты.
  • Памятник «Чайка» в Баденвейлере, Германия, на площади Антона Чехова, у отеля, в котором умер писатель.
  • Памятник героям рассказа «Толстый и тонкий» (Южно-Сахалинск, сквер у Сахалинского международного театрального центра), 2013.
  • Памятник героям рассказа «Дама с собачкой» (Южно-Сахалинск, сквер у Сахалинского международного театрального центра), 2013. Автор засл. худ. России С. Щербаков.
  • Памятник героям рассказа «Человек в футляре» (Южно-Сахалинск, сквер у Сахалинского международного театрального центра), 2013.
  • Памятник героям рассказа «Каштанка» (Южно-Сахалинск, сквер у Сахалинского международного театрального центра), 2013.
  • Бронзовый памятник собакам А. П. Чехова - таксам Брому и Хине в подмосковном музее-заповеднике «Мелихово» (открыт 22 декабря 2012 года). Автор - член-корреспондент Российской академии художеств Александр Рожников.

Чехов до сих пор остается лидером по числу зарубежных экранизаций русской классики - его произведения становились основой для кино/телеверсий около 200 раз.

  • 1909 - Хирургия
  • 1911 - Роман с контрабасом
  • 1926 - Каштанка
  • 1929 - Чины и люди
  • 1938 - Маска
  • 1938 - Медведь
  • 1939 - Человек в футляре
  • 1939 - Хирургия
  • 1941 - Юбилей
  • 1944 - Свадьба
  • 1952 - Каштанка
  • 1953 - Беззаконие
  • 1954 - Анна на шее
  • 1954 - Шведская спичка
  • 1955 - Попрыгунья
  • 1956 - Невеста
  • 1957 - Сапоги
  • 1958 - Ведьма
  • 1960 - Враги
  • 1960 - Драма
  • 1960 - Дама с собачкой
  • 1960 - Дом с мезонином
  • 1960 - Месть
  • 1961 - Дуэль
  • 1964 - Аптекарша
  • 1964 - Дуэль
  • 1964 - Три сестры
  • 1965 - Лебединая песня
  • 1965 - Учитель словесности
  • 1966 - В городе С. (Реж. И. Хейфиц; Ленфильм)
  • 1966 - Душечка
  • 1966 - Шуточка
  • 1967 - Крыжовник
  • 1968 - Три года (Реж. Г. Никулин)
  • 1969 - Главный свидетель
  • 1969 - Семейное счастье
  • 1969 - Цветы запоздалые (фильм-спектакль, реж. А. Наль)
  • 1970 - Дядя Ваня
  • 1970 - Карусель
  • 1970 - Чайка
  • 1970 - Драма на охоте
  • 1971 - На даче
  • 1971 - Эти разные, разные, разные лица
  • 1972 - Моя жизнь (Реж. Г. Никулин)
  • 1973 - Плохой хороший человек
  • 1975 - Каштанка
  • 1976 - Театральные истории
  • 1977 - Степь (Реж. С. Бондарчук; Мосфильм)
  • 1977 - Неоконченная пьеса для механического пианино (Реж. Н. Михалков; Мосфильм)
  • 1977 - Смешные люди!
  • 1977 - Чеховские страницы
  • 1978 - Мой ласковый и нежный зверь (Реж. Э. Лотяну; Мосфильм)
  • 1980 - Три года
  • 1981 - Рассказ неизвестного человека
  • 1982 - Скучная история
  • 1983 - Поцелуй
  • 1983 - Кое-что из губернской жизни
  • 1983 - Человек в футляре
  • 1984 - Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад
  • 1984 - Злой мальчик
  • 1986 - Дядя Ваня (Реж. Г. Товстоногов)
  • 1987 - Очи чёрные
  • 1988 - Чёрный монах
  • 1990 - Лебединая песня
  • 1990 - Ныне прославися сын человеческий
  • 1991 - Палата № 6
  • 1992 - Господи, прости нас грешных
  • 1992 - Милостивые государи
  • 1993 - Если бы знать
  • 1994 - Ваня на 42-й улице
  • 1994 - Колечко золотое, букет из алых роз
  • 1994 - Деревенская жизнь
  • 1994 - Три сестры
  • 1996 - Август
  • 1998 - Чехов и Ко
  • 2002 - Три дня дождя
  • 2002 - Чеховские мотивы
  • 2003 - О любви
  • 2003 - Малышка Лили (La petite Lili)
  • 2004 - Рагин (по повести «Палата № 6»)
  • 2005 - Чайка
  • 2008 - Пари
  • 2008 - Сад
  • 2008 - Стреляй немедленно!
  • 2009 - Палата № 6 (Реж. К. Шахназаров, А. Горновский; Мосфильм).
  • 2009 - Беззаконие (мультфильм, режиссёр Наталья Мальгина)
  • 2010 - Иванов (фильм, режиссёр Вадим Дубровицкий)
  • 2010 - Белолобый (мультфильм, режиссёрСергей Серёгин)

Театральные постановки

  • 1979 - «Житейские мелочи» по рассказам А. П. Чехова в Челябинском государственном театре юных зрителей, инсценировка и постановка Геннадия Егорова. Спектакль награжден дипломом и премией на Всероссийском смотре спектаклей в ознаменование 120-летия со дня рождения А. П. Чехова.

Семья, родственники

Родословная

Со стороны отца

  • Прадед, Михаил Чех (1762-1849), всю свою жизнь был крепостным. У него было пять сыновей, которых он воспитывал в строгости.
  • Дед писателя - Егор Михайлович Чех (1798-1879), принадлежал к крепостным знаменитого донца графа Платова. Почему прозвание его было Чех, так и осталось неизвестным. Егор Михайлович - первый в семье Чеховых познавший грамоту. Он жил и работал в степных слободах Крепкой и Княжой, заработал достаточно денег, чтобы выкупиться на волю, что и сделал. Егор Михайлович имел крутой нрав, любил распустить руки. От его нрава страдали как крестьяне, прозвавшие его «аспид», так и семья. Егор Михайлович проявил и писательский талант, до нас дошли его слова: «Я глубоко завидовал барам, не только их свободе, но и тому, что они умеют читать». Дети у него были уже свободны - три сына: Михаил, Павел и Митрофан. Михаил, старший, был отцом отдан в ученье в переплётчики в Калугу, где скоро получил известность как лучший мастер. Он назывался не Чехов, а Чохов. Своему отцу он прислал подарок - весьма сложно сделанную шкатулку со следующей надписью: «Примите, дражайший родитель, плод усердного труда моего». Шкатулкой этой очень дорожил Антон Павлович. Митрофан Егорович открыл бакалейную торговлю в Таганроге. После него осталось два сына: Владимир, учительствовавший в Таганроге, и Егор, служивший в Русском обществе пароходства и торговли. Это был любимец Антона Павловича, который звал его «Жоржик».
  • Бабушка Ефросинья Емельяновна, урождённая Шимко, была украинка. Прожив с Егором Михайловичем 58 лет, она оказала заметное влияние на мировоззрение и раннее творчество Чехова, вплоть до того что в переписи населения он писал «национальность - малоросс».

Со стороны матери

  • Прапрадед, Никита Морозов, крепостной крестьянин. Жил в середине XVIII века в деревне Фофаново (сегодня - Ивановская обл.)
  • Прадед, Герасим Морозов, водил по Волге и Оке баржи с зерном и лесом. В 1817 году. Был женат на крепостной крестьянке Татьяне Леонтьевой, от которой имел пятерых детей: Алексея, Василия, Марию, Федора и Якова. В возрасте 53-х лет он откупил себя и сына Якова.
  • Дед, Яков Герасимович (ок. 1800-1847), родился в деревне Фофаново. Помогал отцу, присматривал за торговлей в Моршанске. В 1820 году женился на Кохмаковой Александре Ивановне. В 1833 году Яков Герасимович разорился и вынужден был найти работу - его устроил к себе генерал Попков в Таганроге. Став комиссионером градоначальника, одновременно открыл в Ростове торговлю сушёной рыбой. Имел троих детей: Ивана, Федосью, Евгению (впоследствии мать А. П. Чехова).
  • Бабушка, Александра Ивановна Кохмакова (1804-1868), из зажиточного и мастерового семейства. В семье делали пользовавшиеся большим спросом иконы и поделки из дерева. Проживала с детьми в Шуе, отдельно от мужа, который лишь периодически навещал семью. В 1847 году сильный пожар уничтожил 88 домов, оставив Морозовых без имущества. В этом же году от холеры умирает Яков. Вдова Александра с двумя дочерьми Феодосией и Евгенией находят приют у того же генерала Попкова, который не только принимает семейство, но и устраивает сирот обучаться грамоте.

Родители

В 1841-м году, когда будущей матери Чехова было всего шесть лет, Павел поселился в Ростове у Якова Морозова (отца Евгении). Через шесть лет, когда Яков скончался, связь между семьями оборвалась, но ещё через шесть лет снова восстановилась - оказалось, что брат Евгении Морозовой Иван (1825-1867) работает под началом Митрофана Чехова (1836-1894) - родного брата Павла Егоровича. Благодаря этому Павел и Евгения познакомились, и в 1854-м году они обвенчались.

Мать

Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова (1835-1919), урожденная Морозова, дочь купца - тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Она пережила четырёх из семи своих детей - самой первой умерла дочь Евгения (1869-1871) в возрасте двух лет. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Отец

Отец, Павел Егорович Чехов (1825-1898) унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах. О детстве Павла Егоровича можно судить из воспоминаний, которые он записал в семейную хронику в конце жизни:

К шестнадцати годам он уже успел поработать на сахарном заводе; затем побыть погонщиком скота, а в Таганроге его приняли в купеческую лавку. В 1856 году Павел Егорович сумел скопить 2500 рублей, вступил в третью купеческую гильдию. В 1857 он открыл торговлю, написав на вывеске своей лавки «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары».

Старшее поколение Чеховых были чрезвычайно набожными людьми, соблюдавшими все посты и праздники. Чеховы усердно посещали службу и совершали паломничества. В церкви, знакомый певчий научил Павла Егоровича нотной грамоте и даже играть на скрипке. Павел увлекся хоровым пением и в 1864 году стал регентом кафедрального собора. Из-за пристрастия к «протяжному» стилю исполнения псалмов, практикуемого монахами с Афона, его службы тянулись слишком долго, и в 1867-м году его уволили. Тогда Павел Егорович перешел в греческий монастырь, где собрал хор, в котором пели Александр, Николай и Антон. Павел Егорович обучал хор под скрипку и был регентом. Это давало почетное положение в городе, а хор его приезжали слушать даже из Ростова и других городов. Александр Павлович пел сначала дискантом, потом басом; Николай, хороший скрипач, помогал отцу и особенно много пел, что отразилось на его здоровье и, возможно, послужило причиной его болезни. Антон пел альтом. Семья жила очень дружно. Антон Павлович был смиреннее всех. У него была очень большая голова, и его звали «Бомбой», за что он сердился.

Торговые дела Павла Егоровича, начавшиеся относительно успешно, вскоре пошли на убыль. В лавке было грязно, продавался недоброкачественный товар и к тому же обсчитывали прислуживающие мальчики. Там могли продать собранный в трактирах евреями, высушенный и подкрашенный спитый чай или лекарство против беременности «гнездо», в составе которого были: нефть, ртуть, азотная кислота, стрихнин и т. п. «Много, вероятно, отправило на тот свет людей это „гнездо“», - вспоминал Антон Чехов, уже получив медицинское образование.

В 1874 году дела пошли совсем плохо и Павел Егорович стал падать в долговую яму, через два года он вынужден был тайно уехать из Таганрога, 25 апреля 1876 года он приехал в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, оставшегося доучиваться в гимназии. Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание. Со временем Антон подружился со своим подопечным.

После полутора лет скитаний и бедственной жизни в долг Павел наконец нашел себе работу. 10 ноября 1877 года он устроился младшим приказчиком в амбар к И. Гаврилову за 30 рублей в месяц, стол и квартиру при магазине. 14 лет трудился Павел в амбаре, работая с утра до ночи и редко видясь со своей семьей.

  • Книппер-Чехова, Ольга Леонардовна (1868-1959) - жена А. П.; народная артистка СССР.
  • Чехов, Александр Павлович (1855-1913) - брат, прозаик, публицист, мемуарист.
  • Чехова, Мария Павловна (1863-1957) - сестра, педагог, художница, создательница Дома-музея А. П. Чехова в Ялте.
  • Чехов, Михаил Павлович (1865-1936) - брат, писатель, биограф Антона Павловича.
  • Чехов, Николай Павлович (1858-1889) - брат, художник.
  • Чехов, Иван Павлович (1861-1922) - брат, педагог.
  • Чехов, Михаил Александрович (1891-1955) - племянник (сын брата Александра), известный артист, театральный педагог, режиссёр; эмигрант (с 1928 - Германия, 1939 - США).
  • Чехова, Ольга Константиновна (1897-1980) - жена Михаила Чехова, указанного племянника А. П. и племянница жены А. П. (и сестра Л. К. Книппера). Немецкая актриса.

Московские адреса

1877 - Даев переулок, 29 - дом Морозова и Леонтьева на Сретенке (дом не сохранился).

1879 - Трубная улица, 36 - где «пахло сыростью и через окна под потолком виднелись одни только пятки прохожих». (Вокруг Чехова, с. 87-88; Жизнь Павла Чехова, с.181). В паспорте Чехова появляются сведения о прописке «в Москве, по Сретенке, 307, у церкви Никола-Драчи» (РГАЛИ) (дом не сохранился).

1879 - Трубная улица, 23 - дом Савицкого; «С этой квартиры началась литературная деятельность Антона», - писал его брат. В то время здесь находились два двухэтажных строения - одно деревянное на каменном первом этаже, а другое каменное, надстроенное третьим этажом в 1893 году; оно дошло до нашего времени.

1879 - Трубная улица, 28 - дом Внукова (дом не сохранился).

1881-1885 - Малый Головин переулок, 3 - дом купца П. З. Елецкого (сейчас это средняя часть четырёхэтажного дома. Тогда дом был двухэтажным на высоком полуподвальном этаже, его обстроили с обеих сторон в 1896 году, а в 1905 году надстроили и изменили фасад).

1886-1890 - Садово-Кудринская улица, 6 - дом доктора А. Я. Корнеева.

1890-1892 - Малая Дмитровка, 29 - дом В. К. Фирганга (жил во флигеле в правой части двора, на втором этаже).

1894 - Большой Власьевский переулок, 9 - жил на одной квартире с писателем И. Н. Потапенко (дом не сохранился).

1899 - Успенский переулок, 1/12 (Малая Дмитровка, 12) - здесь жила сестра - М. П. Чехова.

1899 - Малая Дмитровка, 11/10 - Доходный дом А. А. Шешкова, квартира № 14.

1900, 1901 - Тверская улица, 6 (гостиница «Дрезден»).

1902 - Звонарский переулок, 2/14 - дом Фирсановой.

1902 - Звонарский переулок, 21 - дом Гонецкой.

1904 - Леонтьевский переулок, 24 - последний московский адрес.

Антон Чехов (1860-1904) — всемирно известный русский писатель-прозаик и драматург, классик мировой литературы. Его произведения переводились многие языки мира, а знаменитые драматические пьесы «Три сестры», «Вишневый сад» и «Чайка» уже много лет с успехом идут на подмостках театров по всему миру.

Будущий гений русской литературы и драматургии появился на свет в 1860 году, место рождения - Таганрог. Отец, Павел Чехов - купец третьей гильдии и владелец лавки, торгующей «чаем, сахаром, кофе и другими колониальными продуктами», мать - Евгения Чехова. Помимо него в семье было еще пятеро детей (четыре мальчика и одна девочка). Маленький Антон в детстве проводил много времени, участвуя в различных церковных мероприятиях или на семейных именинах, в свободное от школы время он с братьями сторожил лавку, где торговал отец, каждое утро посещал церковный хор.

После школы Чехов поступает в подготовительный класс мужской гимназии в Таганроге, где и началось его становление как личности, здесь же были написаны его первые строчки. Там же он получил свое, ставшее в дальнейшем его творческим псевдонимом, прозвище Чехонте, благодаря учителю Закона Божьего Федору Покровскому, который одним из первых рассмотрел в юном Чехове уникальный литературный и юмористический дар. Большую роль в становлении личности будущего писателя сыграли прочитанные им в тот период книги и театральные представления, которые он с 13 лет регулярно посещал, являясь ярым поклонником драматического искусства.

Во время обучения в гимназии Чехов выпускает журнал «Зайка», пишет комедии «Недаром курица пела», «Нашла коса на камень», драму «Безотцовщина». После того как его семья была вынуждена переехать в столицу (причиной стало банкротство семейного бизнеса, 1876 год), Антону приходится остаться в Таганроге до конца обучения. В тот тяжелый период 16-летнему Чехову пришлось резко стать взрослым и самому зарабатывать себе на хлеб, он дает частные уроки, содержит не только себя, но и еще как может помогает своей семье. После сдачи выпускных экзаменов Чехов отправляется в столицу, там он становится студентом медицинского факультета Московского университета. Одновременно он начинает работать в различных литературных журналах, и печатать там свои произведения, причем для обедневшей семьи эти небольшие литературные гонорары становятся единственным средством к существованию.

Первые его сатирические пародии были опубликованные на страницах журнала «Стрекоза», затем используя псевдонимы Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки, печатается в различных журналах юмористического характера: «Осколки», «Зритель», «Будильник», это были различные шуточные афоризмы и высказывания, маленькие анекдотические истории и т.д. В 1882-1883 год свет увидели его первые комические рассказы «Толстый и Тонкий», «Дочь Альбиона», «Смерть чиновника». В этих небольших юмористических рассказах Чехов поднял раннее не воспринимавшийся серьезно критиками жанр до новых высот, главными художественными особенностями его произведений считаются краткие и простые названия («Налим», «В бане»), уникальные «говорящие» фамилии (актер Дикобразов, мастер Хрюкин, генерал Запупырин), смешные и чудаковатые разговорные диалоги персонажей. Со временем юмор в рассказах периода 1883-1886 годов становится из насмешливого и язвительного, более лиричным и печальным, это заметно в таких произведениях как «Художество», «Тоска», «Егерь».

Окончив университет в 1884 году, Чехов ведет медицинскую практику в Звенигороде и Воскресенске, параллельно работая в московском журнале «Осколки». За четыре года продуктивной работы было создано около 350 рассказов, юмористического, психологического и социально-философского содержания, которые были позже выпущены в таких сборниках как «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи», «В сумерках» (Пушкинская премия, 1887 год), «Рассказы» (1887), «Хмурые люди» (1890). В 1887 году была созданы комедии «Иванов», водевили «Юбилей», «Свадьба», «Медведь», позже поставленные на подмостках театров.

В 1890 году Чехов принимает решение поехать на Сахалин, там он общается с жителями острова (в том числе и с каторжниками), записывает их судьбы, набирает массу литературного материала для написания своей новой книги, которая увидела свет в 1895 году под названием «Остров Сахалин». По возвращению на материковую часть, Чехов живет в Москве, пишет рассказы «Палата № 6», «Попрыгунья», «Дуэль», встречается с друзьями-литераторами, известными актерами и художниками.

В 1896 году появляется первая драматургическая пьеса авторства Чехова, «Чайка», которая оказалась провальной и спустя два года произвела среди зрителей и критиков настоящий фурор. В 1899 году была создана пьеса «Дядя Ваня», пользовавшаяся большим успехом, в 1901 - «Три сестры», и в 1903 - «Вишневый сад». В этих произведениях прославивших Чехова на весь мир, в полной мере открылся его талант драматурга, умевшего проникать в самые потаенные уголки человеческой души.

По 1899 год Чехов живет в Мелихово (имение в Подмосковье), занимаясь врачеванием населения и благотворительностью, позже путешествует по европейским странам и, в конце концов, покупает участок в Ялте, строит там небольшой дом и сад. Здесь вследствие обострения давнего заболевания (туберкулеза), Чехов и живет, иногда навещая в Москве свою жену, актрису Ольге Книппер, с которой они поженились в 1901 году. В 1904 году Чехов для общего оздоровления организма решается поехать в Германию, однако приехав на курорт Баденвайлер, он почувствовал резкое ухудшение состояния здоровья, и умер ночью 2 июля 1904 года на руках своей жены. Тело великого писателя и драматурга было привезено в Россию и похоронено в Москве (Новодевичье кладбище).




Top