Беляев александр романович биография. Александр Беляев: краткая биография и фото фантаста

Беляев, Александр Романович

(4 марта 1884 - 6 января 1942) - Рус. сов. писатель, один из основоположников и ведущих авторов сов. НФ, мн. произв. к-рого вошли в золотой фонд детской НФ . Род. в Смоленске, в семье священника, был определен в Смоленскую духовную семинарию, из стен к-рой вышел стойким атеистом. Для продолжения обучения подписал контракт с театром смоленского Нар. дома, окончил Демидовский юридический лицей в Ярославле, одновременно получив муз. образование. Во время учебы в 1905 г. принимал участие в революционных выступлениях, позже выступал адвокатом по политич. делам, подвергался обыскам. По окончании лицея работал помощником присяжного поверенного в Смоленске, занимался журналистикой, печатал в "Смоленском вестнике" театр. рец., отчеты о концертах; путешествовал по Европе, посетив Италию, Швейцарию, Германию, Австрию, Францию. В 1914 дебютировал режиссером в театре. Первая худож. публикация - дет. пьеса-сказка "Бабушка Мойра" (1914). Серьезно заболев в молодости (костный туберкулез позвонков), Б. на всю жизнь остался полуинвалидом, годы провел в неподвижности, в гипсовом корсете. В 1922 г. он смог вернуться к активной жизни, работал инспектором по делам несовершеннолетних в Ялтинском уголовном розыске, воспитателем в дет. доме; в 1923 г. переехал в Москву, работал в Нар. комиссариате почт и телеграфа, затем юрисконсультом в Нар. комиссариате просвещения. Тяжелобольной, Б. умер от голода в осажденном фашистами г. Пушкине Ленинградской обл.

НФ тв-во Б., нервное и неровное (какой была жизнь самого автора), оставило яркий след в отечественной НФ лит-ре, лучшие его образцы на долгие годы превратились в классику сов. НФ. В них удачно сочетаются оригинальные НФ гипотезы и идеи, увлекательный приключенческий или детективный сюжет, романтический пафос. Дебютом писателя в НФ стал р-з "Голова профессора Доуэля" (1925), позднее переработанный в роман - "Голова профессора Доуэля" (1937; 1938 ); герой - гениальный ученый -хирург - открывает способ продолжить жизнь мозга после смерти тела и сам становится первым мучеником-"подопытным" собственной методики; экранизирован. Ценность романа не в конкретных хирургических рецептах (к-рых попросту нет), а в смелом задании науке : мозг должен продолжать мыслить независимо от тела. Идею бессмертия человеческого духа Б. еще раз высказал в р-зе "Хойти-Тойти" (1930) из цикла "Изобретения профессора Вагнера"; научные достижения героя цикла - эксцентричного ученого - всегда находятся на грани возможного, а иногда откровенно сказочны: полная реконструкция собственного тела, позволяющая вообще забыть про усталость - в р-зе "Человек, который не спит" (1926), пересадка мозга погибшего коллеги в череп слона - в "Хойти-Тойти", овладение тайной проницаемости веществ - в "Госте из книжного шкафа" (1926); р-з "Ни жизнь, ни смерть" (1926) посвящен проблеме анабиоза и неизбежным соц. последствиям его повсеместного применения.

Во мн. лучших книгах Б. проводится мысль о преодолении человеком границ, положенных ему биол. эволюцией , о раскрытии в нем сверхчеловека (мысль, неудивительная для автора-инвалида, особенно остро ощущавшего собственную беспомощность). Герой первого романа писателя Б., "Властелин мира" (1929 ), изобретает "машину внушения", рассчитывая завоевать весь мир, но, внушив самому себе "неагрессивную индивидуальность", забывает о прошлом и о своих грандиозных планах. В одном из самых поп. романов Б., "Человек-амфибия" (1928; 1928 ), описана романтическая и трагическая история юноши, получившего (в результате операции, проведенной еще одним гениальным хирургом) способность жить в океане , но оказавшегося совершенно неспособным к "земной" жизни; экранизирован (см. "Человек-амфибия" ). Популярность (и неизбежные нападки критиков) принес роману не только увлекательный сюжет: одним из первых в НФ Б. задумался о грядущей биол. революции с ее легко предсказыемым моральным вызовом человечеству (роль подходящей случаю генной инженерии в романе с успехом выполнила более знакомая широкому читателю хирургия). Не принес счастья фантаст. мед. эксперимент (на сей раз трансформация великого кинокомика-карлика в записного красавца) и герою романа "Человек, потерявший лицо" (1929; 1958 ); существенно переработанный, роман переиздан как "Человек, нашедший свое лицо" (1940 ) - фактически, самостоятельное произв., в к-ром изменение сюжета потребовало усложнения психол. плана, с чем автор успешно справился. В последнем (и, по мнению мн. критиков, лучшем) романе Б. - "Ариэль" (1941 ) - юный герой получает и вовсе сказочную возможность: летать одним усилием мысли; даже и не пытаясь как-то научно обосновать чудесную сверхспособность, Б. своим романом-завещанием создал гимн свободному человеку, не связанному физ. ограничениями.

Др. НФ книги Б. конца 1920-х гг. представляются менее удачными. Фантаст. "кинор-з" "Остров погибших кораблей" (1926) - типичное для массовой лит-ры той поры сочетание мелодрамы, авантюрного боевика с погонями и стрельбой, а также богатого познавательного материала о жизни океана ; неудачно экранизирован в жанре мюзикла в 1987 г. В повести "Последний человек из Атлантиды" (1926) писатель попытался реконструировать жизнь гипотетической цивилизации (в осн., используя поп. книгу Р.Девиня "Атлантида, исчезнувший материк" ), наполнив обычные для лит-ры такого рода экзотические описания "соц. содержанием", избрав центром сюжета восстание рабов; вместе с "Островом погибших кораблей" объединена в один том - сб. "Остров Погибших Кораблей. Последний человек из Атлантиды" (1927 ). В сб. "Борьба в эфире" (1928 ) включены одноим. авантюрно-пародийный роман и повесть "Вечный хлеб", посвященная поиску выхода из продовольственного кризиса, причем высказана мысль об опасности неконтролируемого использования искусственных микроорганизмов. "Борьба в эфире" представляет собой своеобразный каталог фантаст. изобретений и открытий , мн. из к-рых до сих пор остаются нерешенными науч. проблемами; по нек-рым свидетельствам, в годы "холодной войны " ЦРУ проявляло повышенный интерес к книге (одной из немн. переведенных на англ. яз. и ставшей библиограф. редкостью), как к единственному в сов. НФ описанию войны между СССР и США. Две малоудачные повести - "Золотая гора" (1929 ) и "Продавец воздуха" (1929) также посвящены изобретениям и открытиям : герой первой обещает освободить и использовать ядерную энергию , а герой второй создает "метеорологическую бомбу" (сосуд, начиненный "сверхплотным" воздухом) и пытается торговать земным воздухом с жителями Марса , грозя вызвать глобальную катастрофу ; экранизирована для телевидения в 1967 г. В последнем произв. уже явственно звучит мотив "всемирного заговора капиталистов против человечества", диктовавшийся известной политич. ситуацией в стране.

Поздние НФ произв. Б., за исключением "Ариэля" , не идут ни в какое сравнение с его ранними книгами. Свою роль сыграло как постоянно ухудшавшееся здоровье, так и все более агрессивная критика, ополчившаяся на "беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач социалистического строительства"; последнее обстоятельство приводило ко все большей изоляции "классика сов. НФ" от его читателя (следы внешней и внутренней цензуры особенно заметны на переизд. ранних романов). В "Подводных земледельцах" (1930; 1958 ) продолжена мысль о необходимости использования богатств океана , впервые высказанная в "Человеке-амфибии" : герои строят подводный дом, в котором можно длительное время жить и работать, собирая обильный урожай с подводных плантаций. О тучах, сгущавшихся над Б. и всей сов. НФ, свидетельствуют самые неудачные книги писателя - "Лаборатория Дубльвэ" (1938; 1964 ), "Под небом Арктики" (1936-37 - "Пленники огня", "Подземный город"; 1938-39), "Чудесное око" (укр. 1936 ; рус. 1956 ); все изд. последнего романа на рус. яз. фактически были переводом с укр. (рукописи погибли во время войны). Утопические картины социалистического близкого будущего в этих произв. откровенно скучны, над всем доминирует техника, а людям остается лишь нажимать кнопки умных аппаратов и выступать в роли экскурсоводов. Повести "Земля горит" (1931) и "Замок ведьм" (1939) представляют собой политически "актуальный" отклик на "великие преобразования в сов. деревне".

Относительной удачей (да и то не лит., а скорее популяризаторской) следует считать романы Б., посвященные освоению. космоса . Этому способствовала личная дружба писателя с К.Циолковским , к-рому Б. посвятил очерк "Гражданин эфирного острова" (1930). Роман "Прыжок в ничто" (фрагм. 1933 - "Стормер-сити"; 1933 ) повествует о полете на Венеру и встрече с местной внеземной жизнью ; резко раскритикованный известным популяризатором космонавтики Я.И.Перельманом, роман, тем не менее, получил одобрительный отзыв самого К.Циолковского . Основоположник космонавтики также высоко оценил др. романы Б., слабые в худож. отношении, но научно обоснованные, - "Воздушный корабль" (1934-35; 1964 ), "Звезда КЭЦ" (1936; 1940 ); в основе обоих лежат идеи К.Циолковского - цельнометаллический дирижабль и орбитальная космич. станция, соответственно. В романе "Небесный гость" (1937-38) дано одно из первых в сов. НФ описание межзвездного путешествия, ставшего возможным благодаря сближению Солнечной системы с др. звездой .

НФ р-зы и повести Б. включены в прижизненные сб. - "Голова профессора Доуэля" (1926 ), "Борьба в эфире" (1928 ); в дальнейшем неоднократно переизд.; практически все гл. произв. писателя включены в Собр. соч. в 8 тт. (1963 -64 под ред. Б. Ляпунова ) и в Собр. соч. в 5 тт. (1983 -85 - под ред. С. А. Беляевой и А. Бритикова ). Среди р-зов выделяются: навеянный циклом Э. Берроуза о Тарзане "Белый дикарь" (1926), в к-ром мир естеств. природы противопоставляется "джунглям" небоскребов; "Сезам, откройся!" (1928 - под псевд. А. Ром) - практически первое в рус. НФ произв. о машинах-роботах ; "Мистер Смех" (1937), в к-ром обсуждаются возможности точных наук в деле исследования таких тонких материй, как эмоции человека.

Б. известен также как страстный публицист, защитник молодой сов. НФ, чьи статьи - "Создадим советскую научную фантастику" (1934), "Золушка" (1938), "Иллюстрация в научной фантастике" (1939) - и спустя десятилетия не потеряли своей актуальности. Отклик Б. на известную книгу Г.Уэллса - публицистический очерк "Огни социализма, или Господин Уэллс во мгле" (1933) - предварил личную встречу двух фантастов (во время второго визита Г.Уэллса в Ленинград в 1934 г.).

Вл. Б.

Соч. Б. выдержали в СССР мн. десятки переизд. Ниже приведены сб., выходившие до выхода Собр. соч. в 8 тт.:

"Избранные научно-фантастические произведения" в 2-х тт. (1957 ),

"Избранные научно-фантастические произведения" в 3-х тт. (1958 ),

"Властелин мира" (1958 ; др. состав - 1959 ),

"Остров Погибших Кораблей" (1958 ; др. состав - 1959 ),

"Звезда КЭЦ" (1959 ; др. составы - 1959 , 1960 ),

"Последний человек из Атлантиды" (1959 ),

"Человек-амфибия" (1959 ; др. состав - 1961 ).

Б.Ляпунов "Александр Беляев" (1967).

Дополнительные материалы

Вл. Гаков. Подвиг

Беляев, Александр Романович

(1884-1942) - видный писатель, один из основоположников и классиков советской фантастической литературы; автор произведений, составивших золотой фонд отечественной фантастики и детской литературы - "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Ариэль" и мн. др.

Жизни и творчеству Б. множество статей, в т. ч. - кн. Б. В. Ляпунова "Александр Беляев" (Более подробно см. библиогр. указ. "Александр Беляев". Библиогр. 1997. 2. С. 64-71), его романы и повести регулярно переиздаются.

Важную роль в период становления советской НФ литературы сыграли и критические статьи Б.; в ряде публикаций (в частности в ст. "Создадим советскую научную фантастику") писатель попытался сформулировать значение и художественные функции НФ в новом обществе; отстаивая тщательно искореняемую соцреалистической идеологией "литературу мечты", Б. с грустью писал в знаменитой статье "Золушка": "Судьба советской научной фантастики похожа на судьбу сказочной Золушки - у обеих двойная жизнь: блестящий выезд на бал и унылое существование нелюбимой падчерицы, сидящей в затрапезном платье, в темном углу кухни" (1938); одним из первых поднимал вопросы и иллюстрирования НФ произведений (ст. "Иллюстрация в научной фантастике"); в то же время зачастую рассматривал НФ с точки зрения популяризации научных знаний, что, однако, не умаляет значения критических выступлений Б. в непростой период истории советской литературы.

Библиография:

1. Аргонавты Вселенной // Дет. лит. - 1939. - № 5. - С. 55.

2. "Арктания": [Рец. на роман Г. Гребнева] // Там же. - 1938. - № 18-19.

3. "Золушка". О научной фантастике в нашей литературе // Лит. газ. - 1938. - № 27, 15 мая; То же // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - № 5. - С. 2.

4. Застрельщики новых открытий // Чырвоная Змена. - Минск, 1937. - № 94.

5. Иллюстрация в научной фантастике // Дет. лит. - 1939. - № 1. - С. 61-67.

6. О моих работах // Там же. - 1939. - № 5. - С. 23-25.

7. О научно-фантастическом романе и книге Г. Адамова "Победители недр" // Там же. - 1938. - № 11. - С. 18-22.

8. Послесловие к роману "Человек-амфибия" // Вокруг света. - М., 1928. - № 13. - С. 200-202.

10. Создадим советскую научную фантастику // Дет. лит. - 1938. - № 15-16. - С. 1-8.

11. Фантастика и наука: Очерк // Беляев А. Борьба в эфире: Сб. - М.-Л.: Мол. гвардия, 1928. - С. 309-323.

Лит.: Беляева С. А. "Звезда мерцает за окном..." // Фантастика-84. - М.: Мол. гвардия, 1984. - С. 312-347; Ляпунов Б. Александр Беляев: Крит.-биогр. очерк. - М.: Сов. писатель, 1967. - 159 с.

Беля ев, Александр Романович


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Беляев, Александр Романович" в других словарях:

    Русский советский писатель. Один из основоположников советской научно фантастической литературы. Его книги посвящены проблемам науки и техники будущего: «Голова профессора… … Большая советская энциклопедия

    - (1884 1942) русский писатель. Научно фантастические произведения: Голова профессора Доуэля (1925), Человек амфибия (1928), Звезда КЭЦ (1936) и др … Большой Энциклопедический словарь

    Беляев, Александр Романович - БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884 1942), русский писатель. Научно фантастические романы: Голова профессора Доуэля (1925), Человек амфибия (1928), Звезда КЭЦ (1936) и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Беляев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Беляев, Александр. Александр Романович Беляев … Википедия

    - (1884 1942), русский писатель. Научно фантастические произведения: «Голова профессора Доуэля» (1925), «Человек амфибия» (1928), «Звезда КЭЦ» (1936) и др. * * * БЕЛЯЕВ Александр Романович БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884 1942), русский писатель.… … Энциклопедический словарь

    БЕЛЯЕВ Александр Романович - (1884—1942), русский советский писатель. Научно фантастич. и приключенч. ром. «Голова профессора Доуэля» (1925, нов. ред. 1937), «Человек амфибия», «Борьба в эфире» (оба — 1928), «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо»,… … Литературный энциклопедический словарь

Обстоятельства смерти «советского Жюля Верна» - Александра Беляева до сих пор остаются загадкой. Скончался писатель в оккупированном городе Пушкине в 1942 году, не очень понятно только, как и почему это произошло. Одни утверждают, что Александр Романович умер от голода, другие считают, что он не вынес ужасов оккупации, третьи полагают, что причину гибели писателя следует искать в его последнем романе.


Умирать - так вместе

Разговор с дочерью «советского Жюля Верна» мы начали с «дооккупационного» периода.

- Светлана Александровна, а почему вашу семью не эвакуировали из Пушкина до того, как в город вошли немцы?

У отца много лет был туберкулез позвоночника. Самостоятельно передвигаться он мог только в специальном корсете. Он был настолько слаб, что об отъезде не могло быть и речи. В городе была специальная комиссия, которая в то время занималась эвакуацией детей. Предлагал вывезти и меня, но и от этого предложения родители отказались. В 1940 году у меня начался туберкулез коленного сустава, и войну я встретила в гипсе. Мама часто повторяла тогда: «Умирать - так вместе!».

- По поводу смерти вашего отца до сих существует довольно много версий:

Папа умер от голода. В нашей семье не было принято делать какие-то запасы на зиму. Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты. А когда и эти припасы кончились, бабушке пришлось идти работать к немцам. Каждый день ей давали котелок супа и немного картофельной шелухи, из которой мы пекли лепешки. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу этого оказалось недостаточно.

- Некоторые исследователи полагают, что Александр Романович просто не вынес ужасов фашистской оккупации…

Не знаю, как все это переживал отец, но мне было очень страшно. Казнить без суда и следствия в то время могли любого. Просто за нарушение комендантского часа или по обвинению в краже. Больше всего мы волновались за маму. Она часто ходила на нашу старую квартиру, чтобы забрать оттуда какие-нибудь вещи. Ее могли бы запросто повесить, как квартирную воровку. Виселица стояла прямо под нашими окнами.

А правда, что немцы не дали вам с матерью даже похоронить Александра Романовича?

Папа умер 6 января 1942 года. Мама пошла в городскую управу, и там выяснилось, что в городе осталась всего одна лошадь, и нужно ждать очереди. Гроб с телом отца поставили в пустой квартире по соседству. Многих людей в то время просто засыпали землей в общих рвах, за отдельную же могилу нужно было платить. Мама отнесла могильщику какие-то вещи, и тот побожился, что похоронит отца по-людски. Гроб с телом положили в склеп на Казанском кладбище и должны были похоронить с наступлением первого тепла. Увы, 5 февраля меня, маму и бабушку угнали в плен, так что хоронили папу уже без нас.

Смерть рядом с «Янтарной комнатой»

Памятник фантасту на Казанском кладбище Царского Села стоит вовсе не на могиле писателя, а в месте предполагаемого его захоронения. Подробности этой истории раскопал бывший председатель краеведческой секции города Пушкина Евгений Головчинер. Ему в свое время удалось отыскать свидетельницу, присутствовавшую на похоронах Беляева. Татьяна Иванова с детства была инвалидом и всю жизнь прожила при Казанском кладбище.

Она-то и рассказала, что в начале марта 1942 года, когда земля уже стала понемногу оттаивать, на кладбище начали хоронить людей, лежавших в местном склепе еще с зимы. Именно в это время вместе с другими был предан земле и писатель Беляев. Почему она это запомнила? Да потому что Александра Романовича хоронили в гробу, которых в Пушкине к тому моменту осталось только два. В другом был погребен профессор Чернов. Татьяна Иванова указала и место, в котором были закопаны оба этих гроба. Правда, с ее слов выходило, что могильщик все-таки не сдержал своего обещания похоронить Беляева по-людски, он закопал гроб писателя в общий ров вместо отдельной могилы.

Куда более интересным кажется вопрос, отчего же все-таки умер Александр Беляев . Публицист Федор Морозов считает, что смерть писателя вполне могла быть связана с тайной Янтарной комнаты. Дело в том, что последняя вещь, над которой работал Беляев, была посвящена именно этой теме. Никто не знает, что он собирался написать о знаменитой мозаике. Известно только, что Беляев еще до войны многим рассказывал о своем новом романе и даже цитировал знакомым некоторые отрывки. С приходом в Пушкин немцев активно заинтересовались Янтарной комнатой и спецы гестапо. Они, кстати, так и не смогли до конца поверить, что им в руки попала подлинная мозаика. А потому активно искали людей, которые располагали бы информацией по этому поводу. Не случайно два офицера гестапо ходили и к Александру Романовичу, пытаясь выведать, что ему известно об этой истории. Рассказал ли писатель им что-нибудь, или нет, не известно. Во всяком случае, никаких документов в архивах гестапо пока обнаружить не удалось. А вот ответ на вопрос, могли ли Беляева убить из-за его интереса к Янтарной комнате, кажется не таким уж сложным. Достаточно вспомнить, какая участь постигла многих исследователей, которые пытались отыскать чудесную мозаику.

P.S. Александр Беляев родился 4 (16) марта 1884 года в Смоленске, в семье православного священника. В детстве увлекался романами Жюля Верна и Герберта Уэллса, играл в путешествия по неведомым странам. Окончив в 1906 году Демидовский юридический лицей в Ярославле, занялся адвокатской деятельностью. В 1914 году оставляет юриспруденцию ради литературы и театра. Трижды был женат, в последний раз сочетался браком в 1923 году с Маргаритой Магнушевской, с которой и прожил до конца своих дней. Автор более 70 научно-фантастических и приключенческих произведений. Самые известные из них: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Властелин мира», «Продавец воздуха», «Звезда КЭЦ».

(1884-1942) русский писатель-фантаст

Первые его научно-фантастические произведения появились почти одновременно с «Гиперболоидом инженера Гарина» (1925) А. Толстого. Публикацию последнего романа прервала война. За этот короткий промежуток времени Александр Беляев написал несколько десятков рассказов, повестей и романов. Он стал родоначальником советской научной фантастики. Беляев оказался первым в истории русской литературы XX века писателем, для которого фантастический жанр стал основным в творчестве. Он оставил след практически во всех его разновидностях и создал собственные вариации - цикл юморесок «Изобретения профессора Вагнера», войдя в историю мировой фантастики.

Хотя романами Беляева Александра Романовича зачитываются и в наши дни, все же пик их популярности приходится на то время, когда писатель был еще жив. Правда, тогда они выходили малыми тиражами, но каждый из них сразу и навсегда входил в большую литературу.

Александр Беляев родился в Смоленске в семье священника. Отец хотел, чтобы сын также стал священником, поэтому юношу отдали в духовную семинарию. Но уже через год он отказался от духовного образования и поступил в Демидовский лицей, собираясь стать юристом. Вскоре отец умер, и Александру пришлось искать средства на продолжение обучения. Он давал уроки, работал декоратором в театре, играл на скрипке в цирковом оркестре. На собственные средства молодой человек смог не только закончить лицей, но и получить музыкальное образование.

Закончив лицей, он начал работать помощником присяжного поверенного, выступал адвокатом в суде. Постепенно Беляев стал известным в городе адвокатом. В это же время он начал писать небольшие очерки для смоленских газет, рецензии на спектакли и книжные новинки.

В 1912 году Александр Романович Беляев совершил путешествие по Европе - посетил Италию, Швейцарию, Германию и Австрию. Возвратившись в Смоленск, он публикует первое литературное произведение - пьесу-сказку «Бабушка Мойра».

Казалось, что его жизнь складывается вполне благополучно. Но неожиданно он тяжело заболел плевритом, после которого у него началось осложнение - окостенение позвоночника. Болезнь осложнилась тем, что Беляева покинула молодая жена, отказавшаяся ухаживать за инвалидом. Врачи посоветовали ему сменить климат, и вместе с матерью он переехал в Ялту. Там до них дошло известие о революции.

После тяжелого многолетнего лечения наступило некоторое улучшение, и Беляев смог вернуться к активной деятельности, хотя до конца жизни так и не покинул инвалидной коляски. Он работал воспитателем в детском доме, фотографом в уголовном розыске, библиотекарем.

Жизнь в Ялте была очень тяжелой, и в 1923 году Александр Беляев переехал в Москву. С помощью знакомых ему удалось устроиться на работу юрисконсультом в народном комиссариате почты и телеграфа. Как раз в это время в газете «Гудок» появился его первый фантастический роман «Голова профессора Доуэля». После этой публикации Беляев становится постоянным автором журналов «Всемирный следопыт» и «Вокруг света».

В Москве Александр Беляев прожил пять лет и за это время написал повести «Остров погибших кораблей» (1925), «Последний человек из Атлантиды» (1926) и роман «Человек-амфибия» (1927), а также сборник рассказов под названием «Борьба в эфире».

Все эти произведения были хорошо приняты критикой, и писатель оставляет работу юриста. С конца двадцатых годов он целиком посвящает себя литературе. В 1928 году Беляев переезжает в Ленинград, к родителям своей второй жены. Он поселяется в Пушкине, откуда посылает в Москву свои новые произведения - романы «Властелин мира», «Подводные земледельцы» (1928) и «Чудесный глаз» (1929).

Но ленинградский климат вызвал обострение болезни, и Александру Беляеву пришлось переехать в Киев. Мягкий украинский климат оказал благотворное влияние на здоровье писателя. Но он не смог печататься на Украине, поскольку не знал языка. Поэтому все написанное приходилось пересылать в московские и ленинградские издательства.

В Киеве Беляев провел два года и вернулся в Ленинград после того, как потерял свою шестилетнюю дочь, умершую от менингита. Он вновь поселяется в Пушкине, который не покидает до конца жизни. Несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства, Александр Романович Беляев ни на один день не прерывает литературной работы. Его произведения постепенно обретают философичность, углубляются характеристики героев, усложняется композиция. Между тем растет известность писателя во всем мире. В Англии и США появляются первые переводы его произведений. А роман «Голова профессора Доуэля» получает высокую оценку Г. Уэллса. Английский писатель посетил Беляева в 1934 году и сказал, что завидует его популярности.

Подлинным шедевром Беляева становится роман «Ариэль» (1939), в котором рассказывается драматическая история летающего человека. Писатель работал над ним больше десяти лет. Роман выходил частями, и его окончательный вариант появился в самом начале Великой Отечественной войны.

Однако критика встречала последние романы Александра Беляева весьма холодно. Многим не нравилась слишком отчетливая связь его произведений с современностью. Он проявил себя не только как пацифист, но и как противник тоталитарного режима. Показателен в этом плане роман «Вечный хлеб» (1935), где поставлены сложные вопросы, связанные со стремлением человека самоутвердиться за счет несчастья других. Диктаторские настроения были чужды Беляеву.

В тридцатые годы в творчестве писателя появляется новая тема. Она связана с проблемой освоения космоса. Так, в романе «Прыжок в ничто» (1933) впервые было описано межпланетное путешествие - полет научной экспедиции на Венеру. Интересно, что консультантом романа был К. Циолковский, с которым Беляев переписывался на протяжении многих лет.

Под влиянием идей ученого писатель написал две повести - «Воздушный корабль» и «Звезда КЭЦ». В последнем произведении он отдал дань Циолковскому, назвав внеземную научную станцию его именем. Кроме того, Беляев рассказал о жизни и быте ученых, работавших во внеземных условиях. Практически писатель сумел предвидеть появление будущих межпланетных станций. Примечательно, что проблематика повести показалась редактору настолько нереальной, что он значительно сократил произведение. Лишь после смерти писателя повесть была напечатана в авторском варианте.

Незадолго до начала войны, Беляев перенес тяжелую операцию на позвоночнике, поэтому врачи запретили ему эвакуироваться. Город Пушкин был оккупирован немцами, и писатель в 1942 году умер от голода. Его жена и дочь были вывезены в Польшу и вернулись домой лишь после войны.

Но произведения Александра Романовича Беляева не были забыты. В конце 50-х годов начались съемки первого советского фантастического фильма - «Человек-амфибия». И снова зазвучали знакомые обвинения: считалось, что фантастика является чуждым жанром. Однако триумфальный показ картины по всей стране опроверг мнения критиков. А вскоре вышло и собрание сочинений писателя.

«Научная фантастика, если она подлинно научная, не теряет связи с миром реальным. Ведь одна из задач нашей научной фантастики и состоит в том, чтобы показать еще не существующее, как уже существующее».

Александр Романович Беляев

Писатель-фантаст Александр Беляев, на книгах которого выросло не одно поколение юных романтиков, рисовал далекое будущее силой своей фантазии. Но фантазия эта не была абстрактной, она была провидческой. Иначе, чем можно объяснить, что из полсотни научных предвидений в его книгах, только три считаются нежизнеспособными. То, что он писал почти 100 лет назад, было фантастикой, а в наше время это уже реальность.

Творческое наследие Беляева, который начал писать фантастику почти в 40 лет , составляет больше 70 научно-фантастических и приключенческих произведений . По-видимому, многие свои фантастические идеи Александр Беляев почерпнул из трудов Ломоносова, Павлова, Менделеева, Циолковского. А потом, выстраивая по ним увлекательный сюжет, и облекая его в захватывающую литературную форму, создавал настоящие шедевры. На эту мысль наводит тот факт, что в его литературных трудах есть подробные очерки об этих великих русских ученых, значит, он их изучал.

Александр Беляев фантаст – кумир подростков

В советское время трудно было найти мальчиков и даже девочек, которые не читали бы произведения Александра Беляева. Их восхищенно пересказывали, а прочитав одну книгу, ты был обречен прочитать их все, потому что писатель умел до крайности разжечь детское любопытство необычайно увлекательными сюжетами и невиданным полетом фантазии. Как быстро писал сам Александр Беляев книги – легко и запойно, так и читались они на одном дыхании.

Это в равной мере касается всех его романов. Классику советской фантастики: географическо-приключенческий роман «Остров погибших кораблей», романтический «Человек-амфибия» и жутковатый «Голова профессора Доуэля» оценил даже кумир Беляева – английский писатель-фантаст . При их встрече в 1934 году в Ленинграде Уэллс сказал, что с удовольствием прочитал его чудесные романы. Написаны они были во второй половине 20-х годов, когда частично победив жестокую болезнь, приковавшую его к постели, истосковавшийся по перу Беляев пробует себя в научной фантастике.

Вся жизнь – борьба…

Эти слова, как нельзя точно, относятся к Александру Беляеву. Его жизнь никак нельзя назвать праздником, хоть он всегда стремился к нему. Он родился с артистической душой, и она часто вела его против течения жизни. За это, очевидно, жизнь и награждала Александра тумаками и затрещинами.

Родился будущий писатель в семье священника 16 марта 1884 года в провинциальном Смоленске , но продолжателем дела отца не стал, хоть и закончил духовную семинарию. С 17 лет против воли отца он идет своим путем: учится в юридическом лицее, чтобы получить высшее образование, и одновременно играет в театре, увлекается музыкой и живописью, участвует в общественной жизни.

С детства увлеченный Жюлем Верном и Уэллсом, Александр мечтает о приключениях и путешествиях. Мечта сбывается, когда он начинает работать присяжным поверенным, а параллельно заниматься журналистикой и театральной деятельностью. Гонорары позволяют ему, наконец, посетить Европу и поколесить по ней несколько месяцев. 1913 год был лучшим в жизни Беляева: он молодой, красивый, здоровый, щегольски одетый, переполненный впечатлениями после путешествий, мечтает о будущем.

Впереди вся жизнь и заманчивые перспективы в театральной карьере. Но война 1914 года вносит свои коррективы в эти перспективы. Приходится оставить театр и адвокатскую практику. Выручает второе увлечение – журналистика, он работает редактором журнала «Смоленский вестник». Следующий, 1915 год становится печальной точкой отсчета в жизни Беляева.

Вследствие врачебной ошибки, во время прокола плевры был задет спинной позвонок. В результате занесенной инфекции начал развиваться костный туберкулез. Жизнь амбициозного молодого человека в одночасье меняется навсегда. Его слабая спина, поврежденная в юности рискованным прыжком с зонтом, не выдерживает удара новой болезни. Она укладывает Беляева в постель на долгие 6 лет.

Отсюда начинаются его беды, и отсюда же начинается Александр Беляев фантаст. Лечение в теплом климате Крыма приходится на бурный период революции и гражданской войны. Ялта бурлит и клокочет, а он лежит неподвижный, в гипсе, почти без средств к существованию, но с жаждой жизни. У него парализованы ноги, а ему снится, что он летает.

Сражаясь с болезнью, изучает медицину, биологию, иностранные языки, историю. Необходимыми книгами его обеспечивает будущая жена Маргарита Магнушевская, сотрудник местной библиотеки. Если раньше Александр Беляев писал только театральные статьи, очерки, обозрения для журналов, то теперь, лежа, сочиняет сюжеты, где главный герой приключений он сам, и где он обладает невероятными сверх способностями летать, плавать, передавать мысли на расстоянии.

Он побеждает болезнь, и уезжает вместе с молодой женой из Крыма в 1923 году уже другим человеком. Работа в Москве юрисконсультом не мешает ему писать и печатать в журналах научно-фантастические повести и рассказы. После переезда в 1928 году в Ленинград Беляев занимается литературой профессионально, но сырой климат вреден его здоровью и периодически выбивает его из рабочей колеи.

Короткий период жизни в солнечном Киеве в 1930 году, где писатель надеялся поправить свое здоровье, полон бед и печалей. От менингита умирает их старшая 6-летняя дочь, заболевает тяжелым рахитом младшая. Болезнь самого Беляева тоже обострилась. Печатать свои произведения в Киеве на русском языке он не может, переводы стоят дорого. Возвращение в Ленинград было окончательным, а город Пушкин стал его последним местом жительства.

Судьба или редчайший парадокс?

После знакомства с биографией Беляева не покидает ощущение присутствия в ней череды парадоксов. Судите сами.

  • Рос в необычайно религиозной семье священника, а зачитывался Жюлем Верном и Уэллсом.
  • Закончил духовную семинарию, но служил не в церкви, а в театре.
  • Мечтал путешествовать, а с молодости был прикован к постели.
  • В жестокие сталинские годы мало кто из известных людей ушел от незаслуженных репрессий за неосторожно сказанное слово, а произведения Александра Беляева, в частности, резкие критические статьи, такие как «Золушка. О научной фантастике в нашей литературе», проходят незамеченными или воспринимаются благосклонно.
  • Александр Беляев фантаст известен всему миру, но никому не известно точно, где его могила. В войну после операции ему пришлось остаться с семьей в оккупации в Пушкино, и умереть в январе 1942 года от голода и мороза. Жена и дочь не успели его похоронить, потому что их угнали немцы. Похоронен в общей могиле.

Такая вот цепь случайностей, составившая всю жизнь. Даже болезнь Беляева – это звенья одной цепи. Если бы не болезнь, возможно, Беляев так и остался бы в родном Смоленске, продолжая нелюбимую адвокатскую работу, которая хорошо кормила, а для души играл бы мелкие роли в местном театре и писал театральные рецензии и обозрения. Если бы не лечение в Крыму, он не встретил бы такую верную жену, которая стала опорой в его нелегкой жизни.

Его молодого и здорового предали две предыдущие спутницы, а Маргарита всю жизнь была ему не только сиделкой, но и секретарем, и машинисткой, и корректором. После немецкого плена и 11-летней ссылки на Алтае она с дочерью Светланой, наконец, возвратилась в Пушкино. Пережила мужа на 40 лет, но по странному стечению обстоятельств так и не смогла воспользоваться результатами его богатого творческого наследия, к которому имела самое непосредственное отношение.

Всего за 15 лет своего писательства, практически постоянно на больничной койке, Беляев настолько проник в суть научной фантастики, что равных в этом жанре ему не было. Его лебединая песня – роман «Ариэль», написанный в 1941 году , тому подтверждение. Все его читатели единогласно утверждают, что лучшего произведения Александра Беляева они не знают. Это удивительная история о летающем человеке, талантливо написанная мужественным мечтателем, которому приходилось подолгу лежать в гипсе и постоянно носить ортопедический корсет. Но он жил, мечтал и страстно верил, что человек может летать!

Успешного дня вам,

* статья подготовлена по заказу для сайта «Выкрутасы», http://сайт

Советская литература

Александр Романович Беляев

Биография

Родился Александр Романович Беляев 16 марта 1884 года в Смоленске, в семье священника Романа Петровича Беляева. Родители были людьми глубоко верующими, склонными оказывать благотворительность бедным родственникам и богомольцам, отчего в доме всегда было много народа. В семье было еще двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, будучи студентом ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке. В детстве Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза с дальнейшей порчей зрения. В играх и увлечениях мальчик был необуздан, поэтому родители старались приучить его к порядку и серьезному отношению к делам.

По желанию отца Александра отдали учиться в духовную семинарию, которую он и закончил в 1901 г., однако продолжать религиозное образование юноша отказался и поступил в Демидовский лицей в Ярославле, собираясь стать юристом. Вскоре отец умер, средства семьи оказались ограничены, на обучение денег не хватало. Пришлось искать возможность заработать - Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка. Еще одной «забавой» были занятия фотографией, причем в самом эксцентричном варианте - съемках «фотографий ужасов». Мечтал юноша и о полетах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Значительная часть жизни молодого человека оказалась связанной с театром, который он любил с детства. Сам он мог выступать и драматургом, и режиссером, и актером.

По окончанию Демидовского лицея Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске, и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В возрасте тридцати пяти лет Беляев заболел плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился паралич ног и туберкулез позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело. Молодая жена его покинула, сказав, не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые бы могли ему помочь, Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там в больнице он начал писать стихи. Постепенно наступило некоторое улучшение.

Жизнь в Ялте была очень тяжелой, и Беляев с помощью знакомых перебрался с семьей в Москву, устроился на работу юрисконсультом. В свободное время он пробовал заниматься литературой - в результате в газете «Гудок» стал печататься с продолжением его первый рассказ «Голова профессора Доуэля"(1925). В Москве Беляев прожил до 1928 г.; за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 г. А. Беляев с семьей переехал в Ленинград, и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесный глаз», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев. Условия жизни в Киеве оказались лучше, а вот для творчества возникли препятствия - рукописи там принимали только на украинском языке, поэтому приходилось их пересылать в Москву или Ленинград.

1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 г. семья вернулась в Ленинград: незнание украинского языка сделало жизнь в Киеве невыносимой. Постоянные бытовые неурядицы мешали писать, и все же Беляев создает в эти годы пьесу «Алхимики…», роман «Прыжок в ничто».

Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказ «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти». Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»). За всеми этими произведениями - страстное стремление писателя-инвалида бросить вызов физической ограниченности безграничного человеческого духа, гимн ничем не ограниченной свободе и надежда на то, что подобная свобода делает человека лучше, нравственнее, благороднее.

«Беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач социалистического строительства» подвергались резкой критике со стороны властных структур, что в поздний период творчества вынудило Беляева к созданию произведений, в которых основное - перечень изобретений, открытий, технических достижений и воспевание коммунистического будущего («Подземные земледельцы», «Под небом Арктики», «Чудесное око» и др.). В художественном отношении эти произведения малоинтересны.

Не случайно подлинным завещанием писателя стал его последний роман в 1941 г. - «Ариэль». Герой романа наделен способностью летать без каких-либо научных обоснований этого таланта со стороны автора. Образ Ариэля - лучшее достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в неограниченные творческие возможности человека. Под конец жизни Беляев отказался от навязываемых ему технических и социальных проблем и в полной мере отдался тому, что влекло его всегда: романтическому описанию человека, преодолевающего «земное притяжение».

Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (пригород Ленинграда), где жил в последние годы Беляев с семьей был оккупирован. 6 января 1942 г. писатель умер от голода. Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были вывезены немцами в Польшу.

Биограф Беляева О. Орлов выяснил, что вскоре после смерти писателя им «заинтересовывается гестапо. Исчезает папка с документами. Немцы роются в книгах и бумагах Беляева». Так или иначе, а семье Беляева пришлось заплатить за это сполна отбытием десятилетней ссылки на Алтае. Могила же писателя затерялась.

Неистребимый интерес Беляева к неведомому всегда искал опору в факте, в логике познания, приключения же служат, главным образом, занимательной канвой. Впрочем, и вымышленная фабула нередко отталкивается у него от факта. Толчком к созданию романа «ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ АТЛАНТИДЫ» (1926) послужила, например, вырезка из французской газеты: «В Париже организовано общество по изучению и эксплуатации Атлантиды». Беляев заставил экспедицию разыскать в глубинах Атлантики останки этой легендарной цивилизации, восстановить историю предполагаемого материка. Материал писатель почерпнул из книги Р. Девиня «Атлантида, исчезнувший материк», русский перевод которой вышел в 1926 году. Девинь очень живо реконструировал легендарную страну, спор о самом существовании которой не решен по сей день. В известном смысле это была уже готовая научно-фантастическая обработка легенды, и Беляев воспользовался ее фрагментами, некоторые практически незаметные у Девиня частности развернув в целые образы. Например, Девинь упоминал, что на языке древних племен Америки (предполагаемых потомков атлантов) Луна называлась Сель. У Беляева это имя носит прелестная царевна. Беляев сохранил стремление ученого-популяризатора не отрываться от научных источников. Девинь, например, связывал с Атлантидой легенду о золотых храмовых садах, по преданию, укрытых от опустошительного вторжения испанских конкистадоров в недоступные горные страны Южной Америки. Беляев поместил эти сады в свою Атлантиду. Была или не была Атлантида, были или не были сады, где листья вычеканены из золота, но достоверно известно, что высокая культура обработки металлов уходит в глубочайшую древность. При всем том Беляев, писал известный атлантолог Н. Ф. Жиров, «ввел в роман много своего, особенно - использование в качестве скульптур горных массивов». В его романе столица атлантов построена на гигантской ладони бога Солнца, изваянного в цельном горном кряже. По словам Жирова, Беляев тем самым «предвосхитил открытие» его «перуанского друга, д-ра Даниэля Руссо, открывшего в Перу гигантские скульптуры, напоминающие беляевские (конечно, меньших масштабов)». Это частность, хотя по-своему и примечательная.

Роман начинается главой «Как была открыта Атлантида», в которой удачливый американский фабрикант и биржевик мистер Солли слёг от мозгового удара. Врач категорически запретил ему возвращаться к коммерческой деятельности и посоветовал развлекаться, избегая умственного и нервного напряжения. Случайно он увидел книгу про Атлантиду и решил создать подводную экспедицию для отыскания исчезнувшего материка, что он и сделал. После долгих трудностей были найдены неоспоримые следы Атлантиды. Была найдена громадная библиотека. Рукопись удалось расшифровать, и один из участников экспедиции написал роман, в котором каждое положение основано на научных данных.

Многочисленные гости прибывают в столицу Атлантиды город Посейдонис на праздник Солнца. Царь Атлантиды Гуан-Атагуераган подчинил все известные народы мира. Восстания были редки, но если они были, их подавляли с беспощадной жестокостью. Царь собрался уменьшить налог в пользу храмов, а это могло вызвать недовольство жрецов. Один из рабов Адиширна-Гуанч был гениальным художником, скульптором и ювелиром. К празднику Солнца он создал Золотые Сады. Царевна Сель пришла посмотреть на работы и была восхищена. Адиширна сказал Сели, что этот сад - символ жизни: ты видишь роскошные плоды, цветы, но не можешь насладиться ими, так как они искусственные, а если ты захочешь сорвать их, они больно уколют.

Жрец Эльзаир, астроном и астролог, наблюдая за звёздами, увидел, что неподвижные звёзды сдвинулись со своих мест. Пять жрецов пришли к нему и сообщили, что царь уменьшил их доходы. Кто-то из жрецов предложил убрать царя. И жрецы решили создать дворцовый переворот и сделать царём брата Гуан-Атагуерагана Келетцу-Ашинацака.

Далее описывается великолепный праздник Солнца, который был омрачён мрачными предсказаниями прорицателя На-Шана. Потом мы узнаём, что среди рабов намечается восстание. Акса-Гуам-Итца, сын жреца Шишена-Итца, был влюблён в рабыню Ату и захотел освободить её и всех рабов.

Жрецы сказали брату-близнецу царя, что он на самом деле старший брат, и подговорили его устроить восстание.

Жрец Шишен-Итца узнал о готовящемся восстании рабов и собрался донести царю. Акса-Гуам призывал рабов восстать против царя. Многие не верили ему. Но вдруг один из рабов принёс голову жреца Шишен-Итца. Когда прошло первое впечатление от увиденного, Адиширна предложил план восстания. Он не верил в восстание, но хотел освободить Сель, которую отец хотел выдать замуж за царя Ашура.

Хранитель Высших Тайн Ацро-Шану должен был передать эту тайну другому жрецу Крицне. Он сказал, что Высшая Тайна в том, что её нет. Все знания и умения жрецов - результат тысячелетних наблюдений и экспериментов. Он сказал также, что богов нет. Эльзаир сообщил Ацро-Шану о том, что звёзды сдвинулись, а тот сказал, что сдвинулась земля. На соседних с Атлантидой островах начали действовать вулканы, а это приведёт к гибели Атлантиды.

Началось восстание рабов, царь сбежал, а рабы не догнали его, так как увидели изумруды и стали их собирать. Рабы занялись грабежом. Восстание на Священном Холме было подавлено. Акса-Гуам был ранен, но его спас жрец Крицна. Акса-Гуам отправился на поиски Аты и увидел сошедшую с ума мать, а потом смерть Аты.

Царь приказал уничтожить всех рабов и набрать новых. Но жрецы сообщили о том, что Атлантиду ожидает гибель от землетрясения, и всем нужно спасаться. Для построения кораблей необходимы рабы. Жрецы посоветовали объявить о помиловании рабов, но большую часть в последний момент нужно оставить.

Во всех городах Атлантиды гонцы рассказали о том, что она обречена. Люди готовились к бегству. Но некоторые рабы не вернулись из лесов. Царь и его приближённые, за исключением царицы Сель, которая куда-то пропала, покинули Атлантиду. Акса-Гуам, Адиширна и царевна Сель жили в лесу. Акса-Гуам почти всё время проводил на охоте, а влюблённые переживали свой «золотой век».

Но вот началось землятресение. Акса-Гуам, спасаясь от огня, бежал на Священный Холм. Здесь он увидел ужасы человеческого безумия. На Холме собрались брошенные рабы, которые теперь были свободны и богаты. Рабы, не обращая внимания на то, что земля гибнет, занимались грабежом.

Адиширна и Сель не погибли от первого извержения вулкана. Но через несколько дней, ночью, началось новое извержение. Спасаясь, Адиширна увидел хранителя Высших Тайн, который вёл летопись. Без записи этих событий последних дней Атлантиды её история не будет полна. В одну ночь Атлантиды не стало.

Большой корабль плыл по океану. Все люди на нём были мертвы. Только один человек был жив - это был жрец Шитца. Корабль приплыл к земле, но Шитца не знал, куда он попал, живы ли люди с других кораблей. Он начал устраиваться на новом месте. На рассвете жрец пропел гимн Солнцу. Он пел и видел, как показались бледнолицые люди в звериных шкурах, с голубыми глазами и русыми волосами.

Суровый климат оказался гибельным для атланта. Заболев, он решил посмотреть, нет ли на корабле лекарств. И вдруг он увидел Акса-Гуама, который тайно проник в трюм корабля и там оставался. Они провели ночь у костра, рассказывая свои истории. Шитца рассказал, что белокурые люди почти боготворят его за его знания и умения (например, умение разводить костёр). Шитца умер. Акса-Гуам похоронил его, познакомился с жителями этих мест и завоевал их уважение. Он многому научил их, а в долгие вечера он рассказывал им об Атлантиде и о Золотом веке. А люди слушали эти рассказы, хранили их и передавали друг другу.

Известный писатель-фантаст родился 4 марта в г. Смоленск в семье священнослужителя. Чтение было его любимым занятием, а Жюль Верн – любимым писателем. Учился будущий фантаст в духовной семинарии, увлекался живописью и фотографией, любил театр и музыку, играл в любительских спектаклях, интересовался техникой. В 1901 он окончил семинарию, но не стал священнослужителем, а поступил в юридический лицей в Ярославле. Одновременно с учебой в лицее осваивал скрипку в консерватории. Семья писателя жила бедно, отец умер, Александру приходилось играть в оркестре, рисовать декорации для театра и подрабатывать, чтобы заплатить за учебу. В 1906 году он окончил лицей и вернулся в Смоленск, где работал поверенным. Со временем заработав себе репутацию хорошего юриста, улучшил свое материальное положение.

Он был довольно разносторонним и увлекающимся человеком. Все время пытался изучить возможности человека и мечтал взлететь – с зонтом от солнца прыгал с крыши, к рукам привязывал веники, поднимался в воздух на аэроплане. Беляев любил путешествовать. Впечатления от заграничной поездки остались у него в памяти до самой смерти. По возвращению в Смоленск, писатель трудился в "Смоленском вестнике". Со временем стал редактором издания.

В 35 лет Беляев серьезно заболел. Костный туберкулез приковал его к постели на три года. Жена его бросила, ухаживали за ним мама и старая няня. Беляев искал хороших специалистов и поехал лечиться в Ялту. Там он немного окреп и даже начал писать стихи. Изучал иностранные языки, медицину и биологию, историю и технику, много читал и занимался самообразованием. Одержав победу над болезнью в 1922 году, писатель возвращается к нормальной жизни. Врачи советуют не менять благоприятный климат, и Беляев остается жить в Ялте, работает воспитателем в детском доме.

В 1922 году писатель венчается, а в 1923 расписывается со второй женой Маргаритой Мангушевской. В 1924 году у них рождается дочь Людмила. 1923 год - переезд в Москву, научная и литературная деятельность, выходят научно-фантастические рассказы и повести в популярных журналах. В 20-е годы выходят: "Голова профессора Доуэля", "Остров погибших кораблей», "Человек-амфибия", "Борьба в эфире», «Над бездной", очерки о Ломоносове, Циолковском, Менделееве, Павлове.

1928 год – переезд в Ленинград. 30-е годы: переезд в Киев, затем обратно в Москву, а в 1931 году снова в Ленинград. В Киеве писателю подходил климат, но он совершенно не мог работать (издательства не принимали рукописи на русском). В это же время одна дочь писателя умирает от менингита, другая заболевает рахитом. Состояние писателя ухудшается.1931 год - переезд в Ленинград.30-е годы: выходят книги "Прыжок в ничто", "Вторая Луна", "Звезда КЭЦ", "Чудесное око", "Под небом Арктики". 1941 г. - лебединая песня писателя «Ариэль».

В последние годы писатель был очень слаб, летом 38 года семья переезжает из Ленинграда в Пушкино, где Беляев умирает в оккупированном городе от голода, а жену и дочь писателя немцы вывозят в Польшу.




Top