«Бесприданница» Островского: характеристики героев. Образ и характеристика сергея паратова в пьесе бесприданница островского сочинение

А.Н. Островский создал удивительную галерею характеров русского человека. Главными персонажами становились представители купеческого сословия - от "домостроевских" тиранов до настоящих дельцов. Не менее яркими и выразительными у драматурга получались и женские образы. Некоторые из них походили на героинь И.С. Тургенева: они были такими же смелыми и решительными, имели горячие сердца и никогда не отказывались от своих чувств. Ниже представлен анализ "Бесприданницы" Островского, где главная героиня - яркая личность, отличавшаяся от людей, которые ее окружали.

История создания

Анализ "Бесприданницы" Островского следует начать с истории его написания. В 1870-х годах Александр Николаевич был почетным судьей в одном уезде. Участие в судебных процессах и знакомство с различными делами давали ему новую возможность поиска тем для своих произведений.

Исследователи его жизни и творчества предполагают, что сюжет для этой пьесы был им взят из его судебной практики. Это было дело, которое наделало много шума в уезде - убийство местным жителем своей молодой жены. Островский приступил к написанию пьесы в 1874 году, но работа продвигалась медленно. И лишь в 1878 году пьеса была закончена.

Действующие лица и их краткая характеристика

Следующий пункт анализа "Бесприданницы" Островского - это небольшая характеристика действующих лиц пьесы.

Лариса Огудалова - главная героиня. Красивая и впечатлительная дворянка. Несмотря на свою чувствительную натуру, она - гордая девушка. Ее главный недостаток - это бедность. Поэтому мать старается ей найти богатого жениха. Лариса влюблена в Паратова, но он ее бросает. Тогда от отчаяния она решает выйти замуж за Карандышева.

Сергей Паратов - дворянин, которому больше 30 лет. Беспринципный, холодный и расчетливый человек. Все измеряет деньгами. Собирается жениться на богатой девушке, но не говорит об этом Ларисе.

Юлий Капитоныч Карандышев - мелкий чиновник, у которого мало денег. Тщеславен, его главная цель - завоевать уважение окружающих и произвести на них впечатление. Ревнует Ларису к Паратову.

Василий Вожеватов - молодой богатый купец. Знаком с главной героиней с детских лет. Хитрый человек без каких-либо нравственных принципов.

Мокий Парменыч Кнуров - пожилой купец, самый богатый человек в городе. Ему нравится молодая Огудалова, но он - женатый человек. Поэтому Кнуров хочет, чтобы она стала его содержанкой. Корыстен, ему важны только свои интересы.

Харита Игнатьевна Огудалова - мать Ларисы, вдова. Хитра, старается выгодно отдать дочь замуж, чтобы они ни в чем не нуждались. Поэтому считает, что для этого подойдут любые средства.

Робинзон - актер, бездарность, пьяница. Друг Паратова.

Один из пунктов анализа "Бесприданницы" Островского - это краткое описание сюжета пьесы. Действие разворачивается в приволжском городе Бряхимове. В первом действии читатель узнает из разговора Кнурова и Вожеватова о том, что в город возвращается Сергей Паратов - богатый барин, любящий эффектно появляться в обществе.

Он так спешно покинул Бряхимов, что не попрощался с влюбленной в него Ларисой Огудаловой. Она была в отчаянии из-за его отъезда. Кнуров и Вожеватов говорят о том, что она красивая, умная и бесподобно исполняет романсы. Только сторонятся ее женихи, потому что она - бесприданница.

Понимая это, ее мать постоянно держит двери дома открытыми, в надежде, что к Ларисе посватается богатый жених. Девушка решает выйти замуж за мелкого чиновника, Юрия Капитоныча Карандышева. Во время прогулки купцы сообщают им о приезде Паратова. Карандышев приглашает их на званый обед в честь его невесты. Юлий Капитоныч устраивает скандал невесте из-за Паратова.

Тем временем сам Паратов в разговоре с купцами говорит, что он собрался жениться на дочери владельца золотых приисков. А Лариса его больше не интересует, но новость о ее замужестве заставляет его задуматься.

Лариса ссорится со своим женихом из-за того, что хочет как можно скорее уехать с ним в деревню. Карандышев, несмотря на стеснение в средствах, собирается дать званый обед. У Огудаловой происходит объяснение с Паратовым. Он обвиняет ее в измене и спрашивает о том, любит ли она его. Девушка отвечает согласием.

Паратов решил унизить жениха Ларисы перед гостями. Он спаивает его на ужине, а затем уговаривает девушку уехать с ним на пароходную прогулку. Проведя с ней ночь, сообщает ей, что у него есть невеста. Девушка понимает, что она опозорена. Она соглашается стать содержанкой Кнурова, который ее выиграл в споре с Вожеватовым. Но Юрий Карандышев застрелил Ларису от ревности. Девушка благодарит его и говорит, что ни на кого не обижается.

Образ Ларисы Огудаловой

В анализе "Бесприданницы" Островского следует также рассмотреть образ главной героини. Лариса предстала перед читателем как красивая образованная дворянка, но без приданого. И, оказавшись в обществе, где главное мерило - это деньги, она столкнулась с тем, что ее чувства никто не воспринимает всерьез.

Обладая пылкой душой и горячим сердцем, она влюбляется в вероломного Паратова. Но из-за своего чувства не может увидеть его настоящий характер. Лариса чувствует себя одинокой - никто даже не пытается понять ее, все используют ее, как вещь. Но несмотря на тонкую натуру, девушка обладает гордым нравом. И так же, как все герои, она боится бедности. Поэтому она испытывает еще больше презрения к своему жениху.

В анализе "Бесприданницы" Островского следует отметить, что Лариса не обладает большой твердостью духа. Она не решает покончить с собой или начать жить так, как ей хочется. Она признает тот факт, что она - вещь, и отказывается от дальнейшей борьбы. Поэтому выстрел жениха принес ей успокоение, девушка была рада, что все ее страдания закончились, и она обрела покой.

Образ Юрия Карандышева

В анализе пьесы "Бесприданница" Островского можно рассмотреть и образ жениха героини. Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей.

Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них. Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы. Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.

Сравнение с Катериной

Сравнительный анализ "Грозы" и "Бесприданницы" Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини - яркие личности, а их избранники - слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.

Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины. Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она - вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе - она просто решает жить теперь так, как все. Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.

Сценические постановки

В анализе драмы Островского "Бесприданница" можно отметить, что, вопреки ожиданиям, постановки провалились. Зрителю показалась скучной история о провинциальной девушке, которую обманул поклонник. Критикам также не понравилась и актерская игра: для них она была слишком мелодраматична. И лишь в 1896 году пьеса была вновь поставлена. И уже тогда зрители смогли ее принять и оценить по достоинству.

Анализ произведения Островского "Бесприданница" позволяет показать, какой серьезный психологический подтекст у пьесы. Как детально продуманы характеры персонажей. И, несмотря на сентиментальные сцены, пьеса относится к жанру реализма. И ее персонажи пополнили галерею русских характеров, мастерски описанных А.Н. Островским.

Сергей Сергеевич Паратов – один из центральных образов в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Человек яркий, сильный, богатый, уверенный в себе, Сергей Паратов всегда и везде был центром внимания. Этот тридцатилетний барин, богатый судовладелец, обладатель эффектной внешности, мог уже одним своим обликом и тугим кошельком покорять женские сердца. Но ведь он обладал и другими несомненными достоинствами, которые так привлекали Ларису Огудалову.

Первое появление Паратова выдаёт в нём человека, следящего за своей внешностью, понимающего, что «встречают по одёжке». Держится он чинно, благородно, с достоинством, однако, без высокомерия. Сергей Сергеевич может себе позволить на равных пообщаться со слугой или хозяином кофейни, щедро заплатить людям низшего сословия за оказанные ему услуги.

Паратов – балагур и весельчак, любит проводить время в беззаботной компании, с вином и цыганами. Вообще, он любит красиво жить, не жалея для этого денег. Внешний блеск его личности ослепил скромную девушку Ларису, уставшую от серости и убожества своего полунищенского существования, тщательно, но всё менее успешно скрываемого от посторонних глаз. Влюблённость и неопытность помешали Ларисе за внешним блеском разглядеть опасного хищника, скрывавшего до поры до времени свою натуру. Только вера в чудо заставила её надеяться, что этот ослепительный барин женится на ней, серой мышке, по причине большой и горячей любви. Где было знать этой девочке, что все, без исключения, люди для Паратова – лишь игрушки либо средства для достижения его целей. А главная его цель – богатство любой ценой.

Сергей Сергеевич ценит свободу личности, но только своей личности. Он понимает – только деньги могут дать эту свободу. И стремится к ним всей душой, используя любые средства. По его собственному признанию, Паратов готов продать всё, что принесёт ему прибыль, не испытывая при этом ни малейшего чувства жалости. Можно не сомневаться, что продаст он не только всё, но и всех. Не станет исключением из этого правила и горячо любившая его Лариса, единственная из всех людей, знавших Паратова, не подозревающая об этой стороне его натуры. Бросающаяся накануне собственной свадьбы с Карандышевым в объятия Паратова, девушка не знает, что её любовь всего лишь тешит самолюбие барина, льстит его тщеславию. Паратов хладнокровно губит её, толкнув на скользкий путь содержанки. Он и не думал жениться на ней, будучи помолвленным с богатой наследницей золотых приисков, что спасало его от банкротства.

Таким образом, настоящим, хоть и косвенным виновником гибели Ларисы является именно Паратов – безжалостный, циничный хищник, играющий чужими судьбами, как кошка с мышью.

Образец 2

Кто читал пьесу Островского А.Н. «Бесприданница» знают главного героя: богача, красавца и любимчика женщин Паратова. Вот уж по истине, какие мужчины нравятся. Обаятельный, богатый, умеет завоевать любовь, да еще и властный.

Любая провинциальная девушка почтет за честь уже только то, что он поглядел в ее сторону, а если еще пригласил провести вечер или проехать по улице, тогда уже фантазий нет придела. Паратов не только нравится слабому полу, но и мужчинам. Хотя не столько нравится, сколько они его боятся. У него все куплено, силой и наглостью природа его не обидела. Поэтому Сергей Сергеевич никого не боится и добивает всего чего только его душе угодно. Неважно, что при этом бывают, унижены люди, разбиты сердца. Его это не волнует. Главное это он и его желания.

Умение держаться в обществе, набитый кошелек, желание нравится женщинам, бесстрашие все эти качества позволяют ему быть в центре внимания. При этом может заслужить уважение тем, что даст хорошие чаевые в трактире слуге, поддержит разговор с теми, кто ниже по рангу и беднее его. Ради развлечения может потратиться на понравившуюся женщину. При этом не испытывая к другим ни уважения ни сострадания, ни тем более любви. Да он расточительный. В силу своего характера любит вести веселую жизнь. Но ради наживы и завладения богатством он пойдет на то чтобы жениться на нелюбимой женщине.

С таким мужчиной и встретилась провинциальная бедная девушка Лариса. Ей и в голову не могло прийти, что она для него одна из тех, с кем можно провести время и больше ничего. Обещания его и клятвы в любви ничего не значат. Он их говорит только потому, что девушки хотят это слышать. Он способен не только на обман, но и предательство. Лариса просто не хотела видеть отрицательные качества его характера в силу своей молодости. Разве может такой человек красавец с умными речами быть плохим человеком.

Паратов не из благородных рыцарей, которые мечтают о любви великой и единственной. Для него самая большая любовь это богатство и этому чувству он не изменит никогда.

Многие приятели знали о цинизме и черствости характера Паратова, но никто не предупредил Ларису об опасности. Все молча, смотрели, как гибнет девушка, и не протянули руку помощи. От этого ей стало совсем не выносимо.

Сочинение про Паратова Сергея Сергеевича

Александр Николаевич Островский подарил всему миру Паратова Сергея Сергеевича, который является одним из главных персонажей нашумевшей пьесы «Бесприданница», написанной 29 октября 1878 года.

Паратов – дворянин средних лет, имеющий высокое социальное и материальное положение, которое он почти полностью потерял. Внешность же его была окутана загадочной дымкой: он был одет в чёрный сюртук и белую фуражку, носил большую дорожную сумку на плече. Наверное, самое любимое занятие героя – трата денег, которая обуславливает его привычку вести весёлую и беззаботную жизнь, не смотря ни на какие обстоятельства.

Паратов – часто ужасный человек, что проявляет его бессердечность и безжалостность к окружающим его людям, которые проявляют некую осторожность и апатию по отношению к нему.

Исходя из качеств героя, можно с уверенностью сказать, что Паратов не испытывает особенных внутренних переживаний, ему наплевать на мнение других людей. Островский же не достаточно холоден к герою, что выражается в репликах между другими персонажами, ведь они не имеют к нему тёплых чувств, напротив, у общества сложено не самое лучшее мнение о герое.

Сергей никогда не стесняется в выражениях и всегда говорит то, что думает. Именно поэтому случаются такие моменты, когда он переходит все границы и совершает немыслимые и безрассудные поступки, имеющие весьма трагические последствия, которые могут разрушить судьбы других, ни в чём не повинных, людей. Подлость, безбожность, гордыня, легкомыслие: все эти качества олицетворяют личность нашего главного героя, которые раскрываются на протяжении всего произведения.

Таким образом, Паратов не является примером для подражания и, скорее всего, он был задуман как антигерой. Его поступки так и разят бесчеловечностью, которая проявляется в его повседневной жизни. Обманы и аферы сопутствуют его характеру на протяжении всей пьесы. Именно поэтому моё отношение к этому герою никогда не изменится, ведь невозможно даже попытаться оправдать того, кто не имеет ни капли человеческого.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир Толстого сочинение

    Олицетворением всего русского народа, квинтэссенцией его лучших качеств, стал в романе образ Платона Каратаева. Несмотря на то, что появляется он очень ненадолго, этот персонаж несёт на себе огромную

  • Анализ произведения Июльская гроза Платонова

    Рассказ небольшого формата «Июльская гроза» вышел в печать в 1938 году. Сюжет произведения заключен в многочисленных эпизодах жизни брата и сестры, где есть место и радости и грусти.

  • Сочинение Я сижу на берегу моря, реки, озера

    Сижу я на берегу реки. Она бежит, движется, несет свои воды... они сверкают на солнце! Обязательно солнечный день, теплый. Но еще рано, а я ловлю рыбу. Очень люблю я рыбалку, а еще кошке от моей добычи радость

  • Я очень люблю собак и уверен в том, что это лучшие друзья! Они бываю разные. Это маленькие и большие, лохматые и гладкошерстные. Собака может быть с родословной, а может и быть простой дворняжкой. Но, ведь она тоже друг человека

  • Образ и характеристика Василия Егоровича Князева в рассказе Чудик Шукшина сочинение

    Чудику на то время было 39 лет. Он занимал должность киномеханика в сельском кинотеатре. Кличку «Чудик» главный герой рассказа получил из-за того, что с ним случались разные забавные случаи, с которыми он ничего не мог поделать.

Психологическая драма Александра Николаевича Островского «Бесприданница» – сильнейшая классическая пьеса XIX века. Типичный волжский купеческий городок с разорившимися дворянами, где разгораются нешуточные страсти. Может показаться, что основа пьесы – любовь. По прочтении вместо созидающего мы видим расчёт, становящийся просчётом, как итог – неудавшиеся «торги». Образ Ларисы Огудаловой предстает воплощением красивой и желанной «вещи».

Вконтакте

Как создавалась пьеса

История создания «Бесприданницы» следующая. Произведение, которое сегодня считается классикой мировой драматургии, изучается по школьной программе, при жизни автора не было принято.

Премьерный показ спектакля по пьесе «Бесприданница» состоялся осенью 1878 года и вызвал неприятие со стороны театральных критиков и зрителей. Дальнейшая судьба пьесы складывалась непросто по причине провала первых постановок. Жанр драмы выбран не случайно: с целью раскрыть глубину психологических переживаний главных героев.

На работу над пьесой автор потратил фактически пять лет, на протяжении которых то откладывал работу (сюжет произведения несколько видоизменялся), то вновь возвращался. Островский служил в должности мирового судьи, потому бытует мнение, что пьеса основана на реально произошедших событиях: если у главной героини, действительно, был прототип, значит, в смерти этой девушки виноват конкретный человек.

Сейчас понятие «бесприданница» практически не употребляется, смысл его видоизменился. Раньше наличие у девушки приданного являлось обязательным моментом. По сути, кто такая бедная девушка? – просто камень на шее мужа, ведь тогда возможности работать и приумножать свой капитал женщина не имела. Даже умная, красивая, отличающаяся богатым духовным миром девушка, воспринималась как человек второго сорта. Бесприданнице приходилось всё безропотно терпеть, надежды на искреннюю, взаимную любовь почти не оставалось.

Главные персонажи

Главные герои пьесы — жители небольшого уездного городка на берегу Волги. Имена и характеристика героев:

  1. Лариса Огудалова – невеста на выданье, но без приданного. Натура мечтательная, порывистая, творчески развитая, страстно любящая жизнь, но вынужденная наступать себе на горло из-за тяжести своего материального положения. Характер Ларисы Огудаловой в пьесе автор прописал чётко, показывая активное развитие.
  2. Харита Игнатьевна – мать, по происхождению – дворянка, овдовевшая, разорившаяся. Ловкая, расчётливая, забывшая о моральных ценностях. Образ Ларисы Огудаловой показан автором по принципу контраста с ней.
  3. Юрий Карандышев – образ «маленького человека» с непомерно большим самолюбием. Хотя является женихом и победителем, нелеп и неудачлив, уважения ни у кого из персонажей не вызывает. Образ Карандышева в драме трагичен и жалок одновременно.
  4. Сергей Паратов – романтический герой, по поведению – «хозяин жизни», а по сути – разорившийся дворянин, вынужденный вступать в брак по расчёту, чтобы выправить материальное положение.
  5. Василий Вожеватов – купец, вышедший из народа, сделавший себя сам. Изначально преподносится как друг детства и юности Ларисы, но потом раскрывается низость его помыслов. Готов жертвовать жизнями и судьбами человеческими ради пари.
  6. Мокий Кнуров – успешный купец, рассматривающий людей, как вещи, с позиции «товара». Симпатия Кнурова к главной героине пьесы – это всего лишь жажда обладания «красивой вещью». Купец женат, поэтому предлагает ей стать содержанкой.
  7. Робинзон – шут Паратова, когда-то был актёром Счастливцевым. Много пил, из-за этого опустился вниз по социальной лестнице.
  8. Гаврило – хозяин кофейни.
  9. Иван – слуга Гаврилы.

Лариса Огудалова – невеста на выданье

Изложение сюжетной линии

Предлагаем краткое содержание по главам. В пьесе «Бесприданница» сюжет построен следующим образом.

Действие первое

Возле городской кофейни происходит встреча купцов Кнурова и Вожеватова, ожидающих возвращения Паратова. Вожеватов решил перекупить у судовладельца «Ласточку».

В беседе «за чаем» (пьют из чайных чашек шампанское), Вожеватов рассказывает историю Ларисы Огудаловой, вынужденной выйти замуж за Карандышева. Кнуров удивлён таким выбором: отчаявшись после отъезда Паратова, девушка согласилась выйти замуж за первого, кто посватается.

Туда же приходят новоиспечённый жених. Карандышев рисуется, зовёт купцов (как равных) к себе на обед, посвящённый невесте.

Оставшись наедине с Ларисой, доводит своими словами девушку до слёз. «Идеалом мужчины» для нее является Сергей Паратов. Раздаётся салютный выстрел по поводу приезда Паратова. Лариса, испугавшись, просит увести её.

Паратов возвращается после годового отсутствия, с ним Робинзон. Кнуров интересуется, не жалко ли расставаться с «Ласточкой»? Сергей Сергеевич отвечает, что это чувство ему чуждо, выражает готовность всё выгодно продать. Затем рассказывает о своей богатой невесте с золотыми приисками. Перед скорой свадьбой Паратов желает вдоволь повеселиться. Тогда Вожеватов обговаривает с Гаврилой вечерний пикник, почти забывая о приглашении Карандышева.

Действие второе

К Огудаловым приезжает Кнуров, возмущённый бедностью Карандышева и будущим браком вообще. Купец предлагает Харите Игнатьевне сделать Ларису его содержанкой, так как уверен в целесообразности ухода от такого мужа.

Расчётливая мать пользуется этим предложением, Кнуров сам говорит, чтобы девушке сшили хорошие наряды, а счета переслали ему.

Ларисе плохо в городе, девушка думает о деревне – «тихом уголке». Хочет сыграть на гитаре романс – та расстроена. Увидев цыгана Илью, зовёт его к себе. Тот рассказывает о возвращении Паратова. Мать рассматривает это обстоятельство, как появление ещё одного жениха, хотя ее дочь отказывается терпеть подобные унижения.

Приходит Карандышев, жестоко осуждая нравы города, выступает против отъезда, хотя невеста просит его об этом. Неожиданно для всех к ним приезжает Паратов.

Разговаривая с матерью, бывший жених рассказывает о своей предстоящей свадьбе, потом просит позвать девушку. Оставшись наедине, упрекает её, говорит о ветрености, как любую другую женщину. Она обижена, но в конце беседы проговаривается о своей любви к Паратову, а в ответ слышит предложение остаться друзьями. Добившись своего, беседуя, задевает пришедшего к ним Карандышева, между ними происходит ссора. Мать заставляет будущего зятя пригласить к себе на обед Паратова. Тут приезжает Вожеватов, пытается выдать сопровождавшего его Робинзона за иностранца.

Действие третье

В кабинете жениха девушка с матерью обсуждают, как не удался этот званый ужин. Над хозяином все смеялись и даже споили его специально. Сюда же заходят гости. Кнуров возмущён тем, насколько плохи были вина и закуска.

Все мужчины опять смеются над хозяином. Пришедший сюда же Карандышев продолжает рисоваться, не реагирует на замечания невесты. По просьбе Паратова, Лариса исполняет вместе с цыганом романс, хотя жених всячески против, а потом, восхищённый, уходит за шампанским.

Паратов, оставшись с Ларисой наедине, уговаривает ехать с ними на пароходе. Она признаёт его своим повелителем и на всё соглашается. Пока Карандышев в очередной раз идёт за вином, все сбегают. Возвратившись, он клянётся отомстить, берёт пистолет и убегает во след.

Действие четвертое

Карандышев – в кофейне, пытается расспросить Робинзона о том, где все остальные, но тот делает вид, что ничего не понимает.

Пикник окончен. Кнуров и Вожеватов обсуждают сложившуюся ситуацию. Им ясно, что от выгодной свадьбы Паратов не откажется. Каждый из мужчин готов взять скомпрометированную девушку себе в любовницы, они разыгрывают её в орлянку. Побеждает Кнуров.

Паратов благодарен Ларисе за то, что была с ними на пикнике, но напоминает, что жениться не может, так как у него есть невеста. Утешает тем, что Карандышев даже сейчас примет её обратно, и даёт Робинзону указание отвезти её домой.

Отчаявшись, девушка обращается за помощью к Вожеватову, но он передаёт её Кнурову, а тот зовет с собой в Париж на полное обеспечение. Лариса ничего не отвечает.

Её находит Карандышев, который готов был стать её защитником, но именно это девушка воспринимает как оскорбление. Тогда ослеплённый ревностью жених говорит, что она для всех вещь, разыгранная в орлянку.

Девушка соглашается быть вещью, но принадлежать ему не намерена, поэтому принимает решение ехать с Кнуровым. В порыве гнева Карандышев стреляет в неё. Полная благодарности героиня умирает, говоря, что это всё она сама. А за сценой поют цыгане. Сложно сказать, кто виноват в смерти Ларисы на самом деле.

Внимание! Во все ключевые моменты пьесы поют цыгане.

Островский специально вводит этот приём контраста, чтобы показать, как русский человек любит «праздник жизни» и тянется к нему и, в то же время, что это веселье – чужое, ему не свойственное.

«Бесприданница». Александр Островский

Краткий пересказ драмы А. Н. Островского «Бесприданница».

Вывод

Автор показывает в пьесе «Бесприданница» неприглядную сторону современного ему общества, где все продается и покупается. Обстоятельства приводят к гибели молодой девушки, которая не смогла выжить среди жестокосердия и .

Приложение 4.

Система персонажей в пьесе Островского «Бесприданница».

Главная героиня пьесы, беспридан­ница. В ремарке описана лаконично: «одета богато, но скромно», о ее внеш­ности мы больше узнаем по реакции окружающих.

Лариса любит Паратова как человека, воплощающего и способного по­дарить ей иную жизнь. Она «отравлена» Паратовым, с ним в ее сознание раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом и легком ми­ре, который непременно существует, но недоступен ей, хотя она и предна­значена, по мнению всех окружающих, именно для него. Для Ларисы это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле, следами это­го мира в ее собственной жизни являются любимые ею стихи, романсы, меч­ты, которые сообщают его образу привлекательность.

Лариса - безденежная невеста. Ей приходится с этим считаться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску, она лишена цельно­сти характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлости и ци­низма окружающих ее людей она и не хочет видеть и - довольно долго - не может разглядеть. Это отличает ее от Катерины из пьесы Островского «Гро­за». Отказываясь от стиля жизни матери, Лариса готова выбирать среди по­шлых поклонников.

Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедли­во приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Она не только не хочет соответствовать его болезненно честолюбивым при­чудам вроде претенциозного обеда, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову: «Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свобо­ден, так довольно одного его взгляда...».

Так же, как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным по­ступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собствен­ной судьбы. Умирая, она благодарит своего убийцу - Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя вещью, предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не по­старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слы­хала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете... нечего и искать».

В ее речи и поведении использована стилистика жестокого романса, одновременно обладающая своеобразной поэтичностью и граничащая с по­шлостью, фальшью, «красивостью»: цитаты из и Е. А. Ба­ратынского сочетаются с высказываниями типа «Сергей Сергеич... это иде­ал мужчины», «Вы - мой повелитель». В этом отражается свойство самого идеала, привлекающего Ларису, он по-своему поэтичен и одновременно внутренне пуст, фальшив. В ее жестах и репликах налет мелодраматизма сочетается с подлинной проникновенностью и глубиной переживаемого чувст­ва. Это сочетание делает роль Ларисы чрезвычайно выигрышной, она при­влекла таких актрис, как и.

- «молодой человек, небогатый чи­новник». Лариса для него - это не просто любимая девушка, это еще и своего рода приз, который ему достается, возможность восторжествовать над Пара­товым, шикарным и богатым соперником.

Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями с Пара­товым. Ему все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств, в другом случае его не пустили бы в дом Огудаловых. Это унижает Карандышева, лишает чувства победы.

Островский не сочувствует самолюбию маленького чиновника. Для не­го это не путь к «самостоянью человека», к осознанию им своей абсолютной ценности, напротив, лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзорной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравственных ценностей.

Совершаемое им убийство - не возмездие за поруганные представления о добродетели, но акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими во всем: «Я много, очень много перенес уко­лов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». И именно в этом образе он осо­бенно смешон и жалок.

- «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30». Этот герой тесно связан с типом шикарных прожигателей жизни, кра­савцев мужчин, бар, оказывающихся в финале искателями приданого, пре­тендентами на руки богатых купчих, чье страстное сердце и привязанность кладет конец их жизненным поискам.

Черты Паратова, которые восхищают Ларису, не представляют ценно­сти в мире Островского. В «шикарности», внешнем блеске таких персонажей драматург видит только позу, в них нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств. При этом в Паратове легко сочетается барская иррацио­нальность (способность сорить деньгами, выходки со стрельбой в любимую женщину и т. д.) и простой, неприглядный расчет. Однако умение театрализо­вать, сделать эффектным и загадочным любой свой поступок, основанное на очень точном ощущении того «амплуа» богатого и рокового барина, в кото­ром он выступает (этого ощущения катастрофически не хватает таким «диле­тантам», как Карандышев) дает ему способность даже откровенную низость подать как что-то необычайно благородное. Это проявляется, например, в разговоре с матерью Ларисы о женитьбе по расчету, а также в эффектных фразах, которыми он пытается отделаться от Ларисы в финале пьесы. Для Паратова в этот момент важно только как можно эффектнее выглядеть, со­хранить маску.

Совершая неприглядные поступки, мстя Карандышеву, потешаясь над Робинзоном, которого держит при себе в роли шута, увозя для своей прихоти Ларису прямо с обеда, устроенного ее женихом, Паратов примыкает к ряду грязных «шутников», способных для собственной прихоти и удовлетворения своих амбиций растоптать чужую жизнь и чувство собственного достоинст­ва.

Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принима­ет их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный «цыганский табор», чтобы создать видимость красоты и блеска жизни. И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух до­чек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей.

Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но «любезничать надо было: маменька приказывает». По­том «набегал» разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Ларисе не до него, но в доме и его принимают: «положение ее незавидное». Затем «проявился» некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.

Но вот на сцене появляется в качестве поклонника Вожеватов. Лариса ему явно симпатизирует, тем более что он друг ее детства. Он приветлив, мо­лод, весел, богат. Но может ли Лариса остановить на нем выбор? Конечно, нет. Сердцем ощущает героиня, что этот молодой купчик далеко пойдет со своей жадностью, расчетливостью и самодовольством. Правильно сравнивает его Гаврила с Кнуровым: «В лета войдет - такой же идол будет». На глазах черствеет его сердце. Это хорошо видно в его издевательствах над Робинзо­ном. Вожеватов уже и сейчас каким-то жалким выглядит рядом с другими. Ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. Он безот­ветственно относится к Ларисе, она для него как игрушка. А пройдет немно­го времени, и он предаст погибающую Ларису, ссылаясь на свое гнусное ку­печеское слово. Именно Вожеватову приходит в голову решить судьбу Лари­сы с помощью орлянки.

Может быть, Кнурова предпочесть? Этот ведь намного богаче, он во­рочает большими делами, читает французскую газету и готовится ехать в Па­риж на промышленную выставку. Он умен, не суетлив, как Вася Вожеватов, обстоятелен. А главное - он сильно увлечен Ларисой, страстно любит ее и готов многое положить к ее ногам. Она это видит и чувствует. Но уж больно нелюдимый и молчаливый он; о чем она говорить и петь ему будет, когда он всяких сантиментов начисто лишен. Не зря называют его «идолом». А тут еще он ей цинично предлагает стать содержанкой, то есть попросту покупает ее, убеждая: «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за кото­рые осуждение не переходит». Его фамилия в переводе означает «хряк, ка­бан». Это в полной мере отражает характер Кнурова - циничного, сухого че­ловека, для которого материальные ценности заслоняют нравственные.

Лариса Огудалова – главная героиня пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”, дочь Хариты Игнатьевны. Это красивая и умная девушка с великолепными личностными качествами. Она скромна, начитана, открыта, честна, не льстива, обладает целым набором талантов, способна на глубокие чувства. Однако в обществе, которое ее окружает, ее искренность и добродетели считаются чуть ли не пороком. Один из новоиспеченных молодых дельцов, Вожеватов, отмечает, что бесприданницам вроде нее, не следует быть такой прямодушной. Личная жизнь Ларисы не складывается, так как человек, которого она любила, Сергей Сергеич Паратов отогнал всех ее женихов, а сам наскоро уехал из города.

Харита Игнатьевна в погоне за женихами стала приглашать других молодых людей, заставляя дочь улыбаться сквозь слезы и развлекать гостей. Вскоре объявился новый жених, но его арестовали за растраты прямо у них дома. Отчаявшись, Лариса дала слово выйти замуж за первого, кто ей предложит. Таким образом, она пыталась избежать унижений и кривотолков, связывающих ее с Паратовым. Тогда в ее жизни появился Карандышев – мелкий чиновник, давно влюбленный в нее. Со временем Лариса поняла, что ни Паратов, ни Карандышев не любят ее по-настоящему. Каждый из них пытается тешить свое самолюбие и тщеславие. А другие мужчины, посещающие их дом, не прочь воспользоваться двусмысленным положение девушки и сделать из нее содержанку. Так и не найдя искренней любви и понимания, она предпочитает умереть. Выстрел Карандышева становится для нее спасительным. Он спасает ее от жестокой реальности.


Другие работы по этой теме:

  1. Карандышев Карандышев Юлий Капитоныч – один из главных персонажей пьесы “Бесприданница”, молодой и небогатый чиновник, жених Ларисы Дмитриевны. Это скромный молодой человек с претензией на...
  2. Харита Огудалова Харита Игнатьевна Огудалова – хитрая и проворная вдова, мать Ларисы Дмитриевны. Благодаря ее ловкости, их дом всегда полон гостей, в частности женихов. Автор...
  3. Паратов Паратов Сергей Сергеич – один из главных героев пьесы “Бесприданница”, блестящий барин из судохозяев лет 30, возлюбленный Ларисы. Это настоящий кутила, смелый прожигатель жизни,...
  4. В произведении А. Н. Островского “Бесприданница” каждый герой чем-либо соблазняется будь то деньги, любовь или социальный статус. Что касается Карандышева, то он соблазняется тем, что...
  5. Островский, Краткое содержание Бесприданница Краткое содержание Основные действующие лица: Харита Игнатьевна Огудалова – вдова средних лет. Лариса Дмитриевна – ее дочь. Мокий Парменыч Кнуров –...



Top