Боттичелли леонардо да винчи рафаэля. Биография Боттичелли, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи

Код плеера на стороннем сайте: Для LiveJournal

Для вставки трека RealMusic на страницу стороннего сайта нужно полностью скопировать указанный код, вставить его в HTML страницу стороннего сайта и сохранить.

Лицензия Жанры Шансон Над треком работали Юрий Косаговский Описание э с с е Музей рондизма Альбом ЗВУКИ УЛИЦ И ЗВУКИ ДУШИ Студия * Студия Дзен Текст. ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ из публикации Благовещение глазами разных художников Манжу сообщество "про_искусство" Благовещение в Новом Завете: "В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся. Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел." (Лука, 1:26-38) Благовещение в Коране: “И Мы отправили к ней Дух Наш, который предстал пред нею в облике человека. Она сказала: “Я ищу спасения от тебя у Всемилостивого Господа. Если ты богобоязнен, то не приближайся ко мне ни на шаг”. Он ответил: “Воистину, я лишь от Господа твоего посланник, чтобы передать в дар тебе благословенного сына”. Она воскликнула: “Как может быть младенец у меня, когда ко мне не прикасался ни один мужчина и никогда я не была блудницей?!” Ответил он: “Господь твой так пожелал и сказал: “Это не представляет труда для Меня. Это для того, чтобы твой сын стал знамением для людей и милостью от Нас. И это было уже определено Мною.” (Коран 19:16-21). иллюстрации Леонардо и Ботичелли к эссе взяты из этой же публикации - Ю.К. ============================================================================================================= фрагмент КАК Я НЕ ПОНИМАЛ ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. интервью ==================================================================================== искусство и ремесленничество на примере Леонардо и Ботичелли отрывок из "Итальянской тетради" (он же фрагмент из фильма "Улочки идущие к морю" Ну вот и прошлись по музею. Простота Джотто радовала, привлекала, наслаждала и успокаивала, но далее … множество залов с пятками, локтями, торсами извивающимися в самых грациозных движениях (если «грация» по-итальянски «спасибо», то «грациозность» происходит от благодарения… но кого и за что «благодарят» эти фигуры своими грациозными изгибами было неясно?) … у всех абсолютно и даже у Боттичелли, у которого есть дар мечтательности, фантазии и поэзии – и тот запродал свой дар и вдохновение за деньги. Впечатление мясных лавок несли бесконечные композиции в накидках и без накидок, все эти торсы, лбы, носы, локти и пятки в разных сочетаниях и поворотах просили заплатить за них деньги и повесить у себя в залах, чтобы кичиться перед гостями и соседями (в графских и княжеских особняках): у вас картины в 6 пяток, три локтя, 6 лбов – а у нас хотя 5 пяток (на одну меньше), зато 9 локтей и 9 лбов и три торса… и т.д. Все эти художники Возрождения быстро освоив технологию пяток и торсов, заполонили ими стены – и бедное человечество, китайцы, немцы, датчане, англичане… стоят в музеи Флоренции смотреть на это торжество поз. Даже у самого вразумительного из них, Боттичелли, ангел, вероятно сообщающий весть о будущем рождении бога-сына, извивается в грациозных позах и женщина (будущая богоматерь) отвечает ему тем же, очень сложными движениями торса, линией ног и рук, словно это сцена не информирования о важнейшем событии на Земле, а сцена может быть соблазнения и туманного кокетства. Зрители испытывают непонятный им и безусловный восторг, не имеющий отношения никакого к христианству, жизни и поэзии – а это всего лишь одни туманно эротические намеки. При этом на одеждах ангелов такое количество надутых складок, будто сзади дует ветер – и понятно, что это за ветер, ненасытное желание получить много денег. Боттичелли Другое дело эта же сцена у Леонардо, он как будто нарочно решил показать кто есть кто в искусстве, кто торговец складками и позами – и кто возвышенный художник, композиции которого не имеют цены. Леонардо да Винчи У Леонардо ни малейшей суеты показать что-нибудь лишнее, все подчинено высокому духу красоты земной и неземной, от одного лица ангела уже захватывает дух, а его движение рук и фигуры, полны сдержанности и чистоты, преклонения и возвышенности – вот уж поистине торжество духа, ума и веры. Короче говоря, глаз отдохнул от фальшивых поз лишь на считанных картинах. Рембрандта – преклоняющегося перед красотой обыденных мгновений жизни, Гойи – замирающего от красоты тайн, таящихся за любым мгновением, Шардена - влюблено глядящего на все в этом мире, и на лежащую книгу, и на мальчика строящего карточный падающий забор … (десять имен может и не удастся набрать) … Леонардо - зачарованного исследователя, поэзия души которого охватила все формы человеческого познания (искусства, науки, изобретательства и инженерного дела), Эль Греко – странного (сумасшедшего может быть) искреннего и возвышенного в своей вере, пятерых упомянул, пятерых мог и не заметить в толпе картин с пятками, локтями, плечами и носами … ах да шестого упомяну, великого Джотто – скупого минималиста, открывателя реализма с его полутенями, незыблемо верующего Христу в праздник земной жизни и в праздник неземного существования… Не проще ли было бы всех искренних и честных художников-гениев поместить на одном этаже, а торговцев ремеслом рисовать ракурсы, пятки и локти на другом? И этот вопрос надо задать музеям всего мира. И в России и в Париже, и в Лондоне и т.д. И в одни залы ходить за высоким духовным искусством, а в другие залы, как в кунсткамеру с отклонениями от человеческой природы, когда за деньги рисуют задрапированные торсы не обозначающие ничего кроме наивного мошенничества, т.е. залы, где художники вводят в заблуждение и зрителя и самих себя. Можно сказать и менее обидно: в одних залах предлагается искусство, искренность, поэзия для разглядывания, а во-вторых - представлены только технологии искусства. Исходное сообщение NADYNROM И все-таки вряд ли бы мир стал лучше без творчества Боттичелли, Рафаэля и прочих... речь только идет о понимании одного и того же сюжета - святого зачатия ======================================= но - было бы скучно среди одних возвышенных Леонардо у Рафаэля и Боттичелли - гимн любви между мужчиной и женщиной у Леонардо - глубокая тайна и возвышенность святого зачатия это тоже может быть гимн любви - но на более высоком духовном уровне если бы не было ошибок - не так бы ярко виделся путь к истине действительно - мир не станет лучше если будут одни атеисты или одни верующие Вы глубокую тему поставили - ведь даже Христос говорит: Господи пронеси мимо меня чашу сию а казалось бы он с радостью должен идти на крест - чтобы засияла истина размышление всегда строится на взвешивании на весах сердца и ума: и за - и против а понимая истину - больше восторгаешься прекрасным миром мы понимаем например что для крепкой мебели нужен дуб но не стоит всю планету заселять дубами - еще нужен и хлеб так и Рафаэль и Ботичелли - они мне лично нужны для того чтобы понимать что не достаточно просто восторгаться прелестями женщины как бы она ни была прекрасна но нужно еще и соединение двух миров (и женского и мужского мира) в области мыслей... мечтаний... тогда это не поверхностная красота а глубокая - как у Леонардо но опять Вы правы - было бы скучно среди одних возвышенных Леонардо значит надо просто - без возвышенности и без корыстного желания обладания любить а как дети опять формула Христа универсальна ("не будете как дети не войдете в Царствие Небесное") сама возвышенность придет - будет любовь не придет - будет дружеская любовь т.е. - дружба а нужно и то и другое человеку ведь он общественное существо... но любовь - это вопрос жизни и смерти и любовь все-таки конечная цель поэтому взвешенное - всегда невидимый и важнейший стержень человека поэтому все же драгоценней при всей пользе Ботичелли и Рафаэля - все-таки Леонардо..

Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi; 1 марта 1445 — 17 мая 1510) — великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

Обучение мастерству (1445—1467)

Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него). В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.

Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465—1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).

«Мадонна Евхаристии»

Ранние работы (1470—1480)

С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

В 1472 году имя Боттичелли впервые упоминается в «Красной книге» компании святого Луки. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.

На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре, чем объясняется её вытянутый формат.

Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленную картину «Поклонение волхвов», на которой помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. Вазари писал: «Поистине произведение это - величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется.»


«Поклонение волхвов» (около 1475)

В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474—1475), а также портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.

В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.

«Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего»

Джулиано Медичи

Портрет молодой женщины

Пребывание в Риме (1481—1482)

Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе … во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы».

В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508—1512 годах потолок и алтарную стену при Юлии II распишет Микеланджело, она обретёт всемирную славу.

Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.


«Искушение Христа»

«Призвание Моисея»

Светские произведения 1480-х годов

Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Великолепного, где встречался с Фичино, Пико и Полициано, тем самым подпав под влияние неоплатонизма, что нашло отражение в его картинах светской тематики.

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи. На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый

Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками всё наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.


Аллегоричность «Весны» вызывает многочисленные дискуссии относительно интерпретации картины.

В 1483 году флорентийский купец Антонио Пуччи заказал Боттичелли четыре картины вытянутого формата со сценами любовной истории из «Декамерона» Боккаччо о Настаджио дельи Онести.



«История Настаджио дельи Онести» из «Декамерона» Боккаччо. 2-й эпизод


Новелла о Настаджо дельи Онести, банкет в сосновом лесу.

Новелла о Настаджо дельи Онести

Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485).

«Венера и Марс»

Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». «…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, впрочем, и живописцев всех времён и народов? Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения.»


«Рождение Венеры»

В 1480-1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. «Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки»

Данте Алигьери

Религиозные картины 1480-х годов

«Поклонение волхвов» (1478—1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.

«Мадонна с Младенцем на троне»

Поклонение волхвов

Благовещение

В начале 1480-х годов Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» (1481—1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии. Она является одним из тондо Боттичелли. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Фоном картины является пейзаж, как и в «Мадонне с книгой» (1480—1481), «Мадонне с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485), «Мадонне с Младенцем и пятью ангелами» (1485—1490).

«Мадонна Магнификат»

Мадонна с младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем

В 1483 году вместе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи он расписывает фрески на вилле Лоренцо Великолепного близ Вольтерры.

Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Мадонна держит в руке гранат, являющийся христианским символом (в руке у Сикстинской Мадонны Рафаэля первоначально вместо книги тоже был гранат).

Поздние работы (1490—1497)

В 1490 году во Флоренции появляется доминиканский монах Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни. Боттичелли был заворожён этими проповедями, и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на костре тщеславия. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным, гамма красок теперь сдержанная, с преобладанием тёмных тонов.

Новый подход художника к созданию произведений хорошо виден в «Короновании Марии» (1488—1490), «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений Мадонны с Младенцем. Портреты, созданные художником в это время, например, портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных или интерьерных фонов.

Особенно заметны изменения стиля при сравнении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485—1490) с созданной приблизительно за двадцать пять лет до этого картиной на тот же сюжет.

В 1491 году Боттичелли участвует в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495).

«Юдифь, покидающая палатку Олоферна»

«Клевета»

Царь-судья Мидас как аллегория Глупости в окружении похожих друг на друга Подозрения и Невежества

Клевета, тянущая за волосы Невинность, в сопровождении своих спутниц — Коварства и Лжи

Истина, олицетворяющая своей наготой чистоту, и Раскаяние, которая своим вопрошающим и злобным взглядом скорее есть Зависть

Последние работы (1498—1510)

В 1498 году Савонарола был схвачен, обвинён в ереси и приговорён к смерти. Эти события глубоко потрясли Боттичелли.

В 1500 году он создаёт «Мистическое Рождество», единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется сделанная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится [сказанное в главе] одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его [попранным на земле], как на этой картине».

Среди последних немногочисленных работ художника этого периода - сцены из историй римлянок Виргинии и Лукреции, а также сцены из жизни Св. Зиновия.

«Мистическое Рождество»


Крещение св. Зиновия и его назначение на пост епископа

Сцены из жизни святого Зиновия


Сцены из жизни святого Зиновия

Три чуда Святого Зиновия


Сцены из жизни святого Зиновия

В 1504 году живописец участвует в работе комиссии художников, которая должна была выбрать место для установки «Давида» Микеланджело.

Боттичелли «отошёл от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду.»17 мая 1510 года, на 66-м году жизни, Сандро Боттичелли скончался. Живописец был похоронен на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции.

Алессандро ди Мариано Филипепи (Сандро, прозванного Боттичелли ) родился в 1444 или 1445 году во Флоренции и провел здесь почти всю жизнь. Флоренции принадлежит исключительное место в культуре Италии. Именно она стала центром формирования Ренессанса -- в противоположность Средневековью, эпохе светского мировоззрения, посюстороннего оптимизма и веры в безграничные возможности человека.

Сандро Боттичелли написал для круга Медичи внушительный ряд картин. Среди них изображения на религиозные сюжеты, композиции со множеством портретов представителей правящей фамилии и их друзей. И особенно замечательны его мифологии, такие как «Весна», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Венера и Марс» и, конечно, фрески виллы Лемми, не говоря уже о ныне не сохранившихся росписях вилл, принадлежавших Медичи. Картины и фрески Боттичелли на мифологические темы непривычно масштабны. Необычен, даже загадочен их замысел. Роскошное и одновременно эфемерное, почти дематериализованное зрелище притягивает глаз зрителя и погружает его в длительное созерцание.

В композициях на античные сюжеты Сандро Боттичелли переплетает языческие и религиозные представления так же, как это делают неоплатоники. В образах и духе их учения, столь родственных его натуре, художник обрел вдохновение. Но он никогда не становился прямым иллюстратором их идей.

Религиозное обращение привело художника к отходу от ренессансной эстетики. Поздние произведения, выполненные Боттичелли в период с середины 1490-х и до начала 1500-х годов, отличаются упрощенным языком. В «Оплакиваниях», «Распятии», «Мистическом рождестве» и других композициях линия уплотняется, она становится угловатой, а цвет -- крайне насыщенным, почти кричащим в своих сочетаниях. Боттичелли архаизирует построение, придает движениям и жестам персонажей предельный накал. В этих картинах, тяготеющих и к старому «словарю», и к выработке новой формы выражения, художник достигает исключительной силы экспрессии.

Леонардо Да Винчи (1452-1519) - итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.

Среди титанов Возрождение одно из первых мест по праву принадлежит Леонардо да Винчи. Сила его ума его гениальные научные предсказания, его замечательные технические изобретения, наконец, его большое реалистичное искусство - все это валило в удивление уже людей Ренессанса, склонных воспринимать Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитий личности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV- XVI веков.

Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи "Тайная вечеря" (1495-97, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы (т. н. "Джоконда", ок. 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, ок. 7 тыс. листов).

Рисунки Леонардо 70-х лет свидетельствуют о пристальном и внимательном изучении молодым художником натуры. Он зарисовывает лица, которые понравились ему, пейзажи, растения, фигуру животных, он без усталости делает самые подробные этюды драпированной, добиваясь максимальной рельефности в передаче складки, он выполняет поражающие уже на этом раннем этапе своей зрелостью композиционные наброски для картины. Он склоняется перед ее странной красотой и совершенством, перед бесконечной разнообразностью ее формы.

Рафаэль родился в именитейшем итальянском городе Урбино 1483 года от некого Джованни деи Санти, живописца не слишком выдающегося, но человека одаренного и способного направлять детей по верному пути.

Когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Не прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для Урбинского государства.

Главная тема живописи флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ.

Он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду, и трех апостолов, уснувших неподалеку от него. Картина эта настолько выписана, что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе написанной.

К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513-1514, Санта Мария делла. Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостности фреска "Триумф Галатеи" (около 1514-1515, вилла Фарнезина, Рим).

Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, - черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз, избытком жестикуляции. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Ф. Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519).

В 1519 г., по его рисункам Рафаэля, были богато украшены разнообразной росписью потолок и стены так называемых "Ватиканских лож" - длинной галереи с арками, открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода из залы Константина в другие покои Ватиканского дворца.

С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи.

Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля (“Положение во гроб”, 1507, галерея Боргезе, Рим; “Святая Екатерина Александрийская”, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, 1504, Галерея Питти, Флоренция; “Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем” или “Прекрасная садовница”, 1507, Лувр, Париж; “Мадонна со щеглом”, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу.

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.

Уже в юношеских произведениях (рельефы “Мадонна у лестницы”, “Битва кентавров”, около 1490-1492, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора - монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой. Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению античной скульптурой в статуе “Вакх” (1496-1497, Национальный музей, Флоренция); новое гуманистическое содержание, яркую убедительность образов он внес в каноническую схему группы “Оплакивание Христа” (около 1498, собор Св.Петра, Рим). В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую “Давид” (1501-1504, Галерея Академии, Флоренция), воплотившую героический порыв и гражданскую доблесть флорентийцев, сбросивших ярмо тирании Медичи. В 1505 папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему создание собственной гробницы.

В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную, легко обозримую в целом и в деталях композицию, воспринимаемую как гимн физической и духовной красоте, как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет, с 1508 по 1512 год работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв.м площади) собственноручно. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и первых людях на земле: “Отделение света от тьмы”, “Сотворение Адама” и другие шедевры.

«Титаны эпохи Возрождения» - Пьета. Микеланджело Буонарроти. Преждевременная кончина. Роспись потолка Сикстинской капеллы. Умер Микеланджело в 80 лет в зените славы. Давид. Таланты Леонардо. Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти. Микеланджело. Собор Святого Петра. Рафаэль. Мона Лиза. Титаны эпохи Возрождения.

«Театр Возрождения» - Шекспир завершает процесс создания национальной культуры. Комедия Дель Арте. Маска Панталоне. Женской параллелью дзанни является Серветта, или Фантеска – служанка. Карло Гоцци (1720–1806), итальянский драматург. Лацци – это номера буффонады, цирковых трюков, фокусов. Маски влюблённых. Маски слуг «Дзанни».

«Театр эпохи Возрождения» - Общая характеристика эпохи. Комедия дель арте. Развитие театра в эпоху Возрождения. Трактат «Беседы о сценическом искусстве». Английское Возрождение. Испанское Возрождение. Уильям Шекспир. Постепенно на сцене Испанского театра появились драматические мотивы. Итальянское Возрождение. Шекспировский театр.

«Эпоха Возрождения урок» - «Весь мир – театр, а люди в нем актеры». Рафаэль Санти 1483-1520 Сикстинская Мадонна. Дама с горностаем. Рождество. Альбрехт Дюрер. Взгляд, любопытства полный, светит. Микеланджело. Мосты, долины, рощи, реки И воздуха голубизна. Тайная вечеря. «Один из вас предаст меня…». Давид. Утопия – несуществующее место.

«Проторенессанс в Италии» - С 1290-х годов начинается подъем проторенессансной живописи, сначала в творчестве Каваллини, а затем Джотто. Основная роль в творчестве Джотто принадлежит человеку. Проторенессанс в Италии. В творчестве Данте земная жизнь обретает самостоятельную реальность, в которой действует самостоятельный человек.

«Скульптура Донателло» - Скульптурные шедевры Донателло. Лаврентия. 1386-1466г. Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Донателло – яркий представитель эпохи раннего Возрождения в Италии. Бронза. 1430-1433г. 1447-1453 гг. Рельеф Алтаря собора Сан-Антонио. Пророк Аввакум 1427-1435. Цель. Художнику удалось создать потрясающий, проникновенный образ человеческой муки и скорби.

Всего в теме 30 презентаций

Великому творцу Рафаэлю Санти посчастливилось родиться в прекрасном «городе-дворце». Его творчество почитали, он был красив, богат. Но почему он так и не женился? Долгое время жил и трудился в Риме , но никогда не забывал город своего детства – Урбино. Ему было всего 37 лет, когда его настигла загадочная болезнь.

В честь Рафаэля назван один из многоцелевых модулей снабжения для МКС. Остальные два получили имена в честь других деятелей итальянского Возрождения - Леонардо да Винчи и Донателло.

28 марта 1483 года, в Великую пятницу, в семье художника Джованни Санти родился мальчик. Воспитанный в отчем доме в доброте и ласке, не слышавший в детстве ни одного грубого слова, Рафаэлло (так назвали этого ребенка) сумел сохранить до конца дней своих поразительную душевную ясность, которая вкупе с великим талантом позволила ему создать шедевры, обессмертившие в веках его имя и имя его родины - города Урбино.

Путь Рафаэля в искусстве удивительно ровен. Здесь мы не увидим чередования взлетов и падений, страданий и мучительных поисков, столь привычных, когда речь идет о любом гениальном творце. Нет, Рафаэль постепенно развивает свой талант, неуклонно продвигаясь к совершенству, и последняя законченная художником работа - Сикстинская мадонна - является венцом его творчества. Не потому ли смерть унесла Рафаэля так рано, что слишком прямым был его путь к вершине, достигнув которой, великому мастеру уже нечего было делать на этой земле?

При взгляде на картину Рафаэля «Сикстинская мадонна» многим кажется, что на руке у папы Сикста II шесть пальцев (это ощущение усиливается переводом имени Сикст - «шестой»). На самом деле это место является частью ладони.

Жизнь Рафаэля, подобно его пути творческому, была лишена мрачных красок. Потеря родителей в раннем возрасте лишь скорее привела мальчика, унаследовавшего от отца-художника обожание красоты и стремление к совершенству, в его истинный дом - мир искусства. Обладая почти ангельской внешностью, ровным и доброжелательным характером, Рафаэль всегда был окружен друзьями, нередко богатыми и влиятельными, позже - обожаем учениками, повсюду его сопровождавшими; он почти не имел врагов и завистников, никогда не знал нужды - даже в юности художник был обеспечен заказами, а в зрелый период его творчества работы было столько, что трудно представить, как одному-един-ственному человеку удалось создать такое количество шедевров за относительно небольшой отрезок времени.

Его фрески полны поэтической фантазии, а портреты современников поражают сходством с оригиналом и живостью всего изображенного. Рассказывают, что канцлер Льва X Балтазар Турини, обманутый иллюзией, опустился перед портретом папы на колени, передавая тому перо и чернила для подписи одной буллы. Этим портретом Рафаэль отдал должное Льву X, сыгравшему немалую роль в возвышении, успехе и счастье. Помимо огромной работы Рафаэля-художника в Ватикане , папа назначил его после смерти Браманте главным руководителем строительством собора Святого Петра, указав в своей бреве «Рафаэлю Ур-бинскому», что делает это согласно последней воле покойного Браманте, высокое мнение которого о таланте Рафаэля-архитектора последний подтвердил своей моделью этого храма. Время показало, что Лев X не ошибся в своем выборе.

Рафаэля называли Мастером Мадонн. Флорентийские мадонны Рафаэля - это прекрасные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери.

Кажется на первый взгляд странным, что Рафаэль, любимый всеми, никогда не был женат. Он сам упорно отклонял весьма лестные брачные предложения: Рафаэля желал видеть мужем своей племянницы один из главных его покровителей и почитателей кардинал Биббиена; подыскал ему невесту и его любимый дядя Симоне Чиарла, которого племянник называл «вторым отцом». Однако Рафаэль, если верить легенде, любил одну единственную женщину - Форнарину. По преданию, эта девушка была дочерью булочника и жила неподалеку от церкви святой Цецилии на Тибре, в домике с садом, окруженным низкой стеной. Впервые Рафаэль увидел Форнарину гуляющей в саду, когда она забавлялась, купая ноги в холодной воде родника. Он страстно полюбил красавицу, и не находил покоя, пока не назвал ее своей.

Существуют две картины, написанные Рафаэлем, где изображена, как думают, Форнарина. На первом портрете возлюбленная художника предстает совсем юной девушкой, на другом - прекрасной римлянкой, царственной и грациозной. Любовь Рафаэля облагородила Форнарину, развила в ней новые чувства и наполнила ее сердце величием и гордостью, - так полагают те, кто считают, что оба портрета изображают одно лицо. Никто точно не знает, существовала ли Форнарина в действительности, но так ли это важно? Один из биографов великого художника пишет, что «гений Рафаэля был полон столь чудной фантазии, что не грех осветить его имя тем легендарным сиянием, каким он окружал своих святых».

Будучи немного моложе Микеланджело , Рафаэль многому у него учился, внимательно исследуя творчество этого величайшего мастера эпохи Возрождения . Однако судьбе было угодно, чтобы пути двух гениев пересеклись в Риме , куда оба они были призваны папой Юлием II, не жалевшим средств на «грандиозные сооружения и творения резца и кисти, которые вновь могли придать блеск церкви и Ватикану ».

Трудно представить себе человеческие натуры, более несхожие между собой: Рафаэль, молодой, счастливый, воспевающий неземную красоту и гармонию души и тела, и Микеланджело - больной, надломленный жизнью титан, несущий в сердце страдания своей страны и народа, и потому всегда исполненный протеста и негодования. Тем более интересны дошедшие до нас свидетельства их современников о непростых отношениях двух великих мастеров, некоторое время творивших рядом.

Они не могли сойтись дружески, однако каждый отдавал другому должную дань уважения и восторга. Микеланджело , не любивший Рафаэля, в силу своего благородства не мог себе позволить очернить соперника, и был самым беспристрастным судьей его произведений.

Однажды Рафаэль, исполнив по заказу за пятьсот экю несколько фресок, потребовал за них вдвое большую сумму. В ответ на изумление, вызванное этим «безумным капризом», художник предложил призвать экспертов, которые засвидетельствовали бы «умеренность его притязаний». Зная неприязнь Микеланджело к Рафаэлю, заказчик пригласил для оценки именно его. Микеланджело , увидев, как хороши фрески, указал пальцем на голову сивиллы и сказал, что эта одна голова стоит сто экю, а остальные не хуже этой. Заказчик, узнав о таком отзыве Микеланджело , вынужден был уплатить Рафаэлю требуемую тем сумму.

Знаменитые ангелочки с полотна «Сикстинская мадонна», персонажи многочисленных открыток и плакатов, опираются на темную горизонтальную поверхность. Некоторые искусствоведы утверждают, что это крышка гроба.

Нет свидетельств о прямом соперничестве двух величайших мастеров, однако рассказывают, что Микеланджело тайно помогал в работе своему приятелю, художнику Себастьяну дель Пьомбо, который сам едва ли мог бы конкурировать с Рафаэлем. Последний, догадавшись об этом, остроумно заметил: «Я глубоко тронут честью, оказанной мне Микеланджело , так как вижу, что он считает меня достойным бороться с ним, а не с Себастьяном».

Есть, однако, и другие истории, которые показывают, если им верить, что некоторая взаимная неприязнь порой брала верх над чувством уважения друг к другу. Говорят, например, что Микеланджело , когда поссорился с папой и решил покинуть Рим , приказал спрятать ключ от Сикстинской капеллы , чтобы Рафаэль не мог увидеть его работу. Рассказывают также, что однажды в залах Ватикана Микеланджело , в одиночестве шагавший в Сикстинскую капеллу , повстречал окруженного ученикам Рафаэля и иронически заметил, что тот ходит со свитой, словно генерал. На что Рафаэль ответил ему: «А Вы - как палач». Ответ этот, возможно, остроумный, но злой, указывает на то, что один гений едва ли в достаточной мере понимал душу другого. Как бы то ни было, Рафаэль безусловно испытывал на себе влияние Микеланджело и не скрывал этого. Он говорил, что «особенно благодарен Богу за то, что Он дал ему счастье родиться при жизни такого великого мастера».

Следует рассказать еще об одной миссии, возложенной папой Львом X на Рафаэля. Для постройки собора Святого Петра требовалось огромное количество материала, источником которого являлись в наибольшей мере развалины и катакомбы Рима . Добывался камень бессистемно, никто не заботился о сохранении античных сооружений, и памяти великого города наносился порой непоправимый ущерб. Рафаэлю, которого возмущало это постепенное уничтожение древнего Рима , было поручено наблюдение за работами по добыче камня, и он с жаром взялся за дело. Рафаэль задумал восстановить античный город в его исконной форме, величии и порядке. Были уничтожены несколько холмов, образовавшихся из щебня, раскопаны фундаменты зданий... То, что предстало перед восхищенным народом и папой Львом X, заставило их поверить, что сам Господь послал Рафаэля для спасения древнего Рима . Папский секретарь писал о гениальном мастере: «Теперь он занят великим делом, которое будет изумлять будущий мир»; ему также принадлежит экспромт, который передавался в то время по всему городу: Столько героев долгое время созидали Рим , И сколько варваров разрушали его в течение многих веков!

Да, можно купить только наземное обслуживание в туре без перелета. Обратитесь в один из наших офисов пожалуйста.
14.09.17 Сергей АЙС НАТ




Top