Чем выполнен витрувианский человек леонардо да винчи. Витрувианский человек леонардо да винчи

11 декабря 2010 на месте убийства футбольного болельщика «Спартака» Егора Свиридова , на Кронштадтском бульваре, состоялась акция памяти . Егора был убит в ночь на 6 декабря кавказскими бандитами и похоронен на Люблинском кладбище.

Позже на Манежной площади прошли массовые беспорядки . В память об убитом Егоре Свиридове к 15 часам на площадь пришли около 10 000 человек, сначала они жгли фаеры и скандировали националистические лозунги, а через 30 минут начались столкновение с ОМОНом.

С утра в Москве был перекрыт Кронштадтский бульвар. Тысячи людей строили шествие к остановке, возле которой погиб их товарищ Егор Свиридов. Он, был убит в результате драки, произошедшей здесь в ночь на 6-е декабря 2010. Группы болельщиков постоянно сменяли друг друга. Все было спокойно, ни лозунгов, ни флагов, ни споров с милицией.

Место гибели Свиридова - остановка у Кронштадского бульвара, д. 37, в 10 минутах пешком от метро Водный стадион:

В какой-то момент загорелись цветы:

В 15:00 11 декабря 2010 мероприятия, посвященные памяти Егора Свиридова, переместились на Манежную площадь в Москве. Об этой акции было известно за 3 дня! Милиции не было, фанаты начали зажигать фаеры и дымовые шашки:

Не обошлось без Православных Хоругвеносцев. Мы еще увидим этого молодого человека с разбитой головой. Вообще неприятно удивило обилие «православных» желающих убить кавказцев:

Девочки лет 15-16 кричащие «Смерть черножопым!» и «Россия для русских!»:

Манежная площадь была выбрана не случайно. Ее давно облюбовали гости из южных регионов страны, которые каждый день устраивают тут беспредел. Молодые люди ведут себя развязно, цепляются к девушкам, провоцируют драки и т.д. Традиционным стали национальные танцы, которые власти Москвы пытаются давно и безуспешно запретить. Сегодня никого на площади не было.

Собралось около 10 000 человек:

Не было даже балкарцев, которые уже 150 дней голодают и сидят тут в любую погоду. Их увела милиция.

За происходящим наблюдает несколько ОМОНовцев. Никто не вмешивается. Один решил в мегафон сказать: «Ваша акция не согласована, расходитесь». После этого всем милиционерам пришлось быстро уйти с площади.

Толпа скандировала: «Слава Руси, Кавказ соси!», «Россия для русских, Москва для москвичей!», «В Москве хозяин русский!», «Вперед Россия, мы с тобой!», «Е**ть Кавказ, е**ть!»:

«Русские идут!»

Поводом к началу столкновений послужили 7 юношей с Кавказа, которые традиционно прогуливались по Манежной площади. Когда толпа фанатов их заметила, то началась драка. Несколько бойцов московского ОМОНа отбили у толпы ребят, но защитить не смогли:

Пишет корреспондент «Эха» Владимир Роменский:

«Внезапно началось движение. Они бежали, человек 15 с разных сторон. «Бей хача!» - крикнул один. «Сейчас отыграемся!» - восторженно заметил другой.

Я не видел, как это начиналось, но я видел, как добивали. Это тело били ногами несколько человек. Казалось, что человек не может быть таким, резиновым что ли. Удары прилетали по телу, по лицу, по голове. Его подбрасывало и роняло одновременно. «Не убиваем, не убиваем,» - заметил один из нападавших. Ещё несколько ударов ногами. Сверху. По голове. Мне казалось, это конец одной человеческой жизни. Через секунду они убежали. Грязным мешком, рядом с подсвеченным куполом лежало оно. Осталось несколько наблюдавших. «Чего такого? Чурку убили?» - удивился один из молодых людей проходящих мимо".

Когда прибыло подкрепление толпа потребовала выдать ей 7-х еще живых юношей, чтобы совершить над ними самосуд. ОМОН отказался, и тогда ярость футбольных фанатов перекинулась на милиционеров:



В ход шли куски арматуры, глыбы льда, украшения с новогодней елки, фаеры, в разгар боя начали взрываться шумовые гранаты, или мощные петарды. Кинули несколько бутылок с чем-то горючим:

Больше всего меня поразила подготовка к этой акции властей. О ней было известно 3 дня назад. Тем ни менее, не было сделано ничего, чтобы предотвратить беспорядки. Торговцы на площади продавали пиво в стеклянных бутылках, этими бутылками потом закидывали милицию. Многие торговцы закрылись с началом акции, но некоторые продолжили работу.

Перекрыли Моховую улицу. ДПС ясно не ожидали такого поворота. Несмотря на то, что на проезжую часть летели «снаряды» протестующих, движение перекрыли тогда когда толпа прорвав оцепление вышла на улицу:

Без сознания:

Всего сотрудники милиции задержали более 70 человек, все они были доставлены в ОВД за неповиновение сотрудникам милиции, из них 15 несовершеннолетние:

Тот самый молодой человек с разбитой головой:

Официальных данных нет, но я слышал, что в больницу доставлено 9 сотрудников милиции. Один был доставлен с ожогом от фаера.

Этот уже готовятся к олимпиаде Сочи-2014:

На массовых беспорядках меня всегда удивляли зрители в первых рядах. Как ни в чем не бывало по дороге идет мужчина с ребенком, глазеет. Его спрашивают:
— Уходите отсюда, давайте мы вас выведем!
— Да нет, я посмотреть пришел!
— Вы что! Вам сейчас прилетит в голову что-нибудь!
— Да ладно, я аккуратно!

После частичной зачистки площади толпа выстроила баррикады. ОМОН не наступал. Примерно 30 минут все стояли и ждали. В милицию летели куски льда и фаеры:

Периодически площадь закутовал дым от зажженных шашек:

Глава московской милиции Владимир Колокольцев пытается договориться. Молодец, вышел один к толпе.
— Снимите маску!
— Я не буду снимать маску!
— Снимите, с вами генерал разговаривает!
— Я маску не сниму, разговариваем или нет?

Обещает навести порядок, говорит сухим протокольным языком. «Скажите им, что вы решите кавказский вопрос», - советует человек в маске:

Где убийцы Волкова!? Мы не хотим больше ждать! Почему отпустили убийц!
— Мы провели мероприятия, следователь решил, что задержанных можно отпустить...
— Почему вы их отпустили? Сколько они вам заплатили? Когда их накажут?
— Мы не наказываем, я не могу ответить вам на этот вопрос, это вопрос к прокуратуре...
— А зачем тогда вообще пришел? Пусть прокурор приходит!
Несмотря на то, что толпа была явно не настроена на диалог, через 30 минут ОМОН отступил, а митингующие начали потихоньку расходиться.

Одного узбека раздели до трусов и избили прямо на платформе, он потерял сознание. Всего за этим наблюдало около 10 метрошных милиционеров, но сделать ничего не могли:

Избиению никто не мешал, жертвы пытались убежать, но фанатов было очень много. Обычные пассажиры прятались между колонн станции, милиция старалась отводить лиц кавказской национальности наверх в отделение, чтобы спасти.

Корреспондент Радио Свобода работал на Манежной площади, где футбольные фанаты, пришедшие с акции памяти убитого Егора Свиридова , устроили погром. Движение на Моховой улице было полностью перекрыто. Сообщения о том, что идет бой между ОМОНовцами и агрессивно настроенной толпой, не подтвердились. Однако толпа спустилась в метро, где стала нападать на граждан с кавказской внешностью.

ОМОН оттеснил собравшихся у выставочного зала "Манеж" фанатов на крышу подземного торгового комплекса. Несколько человек было задержано

ОМОН оттеснил собравшихся у выставочного зала "Манеж" фанатов на крышу подземного торгового комплекса. Несколько человек было задержано

ОМОН оттеснил собравшихся у выставочного зала "Манеж" фанатов на крышу подземного торгового комплекса. Несколько человек было задержано


ОМОН оттеснил собравшихся у выставочного зала "Манеж" фанатов на крышу подземного торгового комплекса. Несколько человек было задержано

Среди фанатов были пострадавшие

Елка, установленная на площади, была наполовину уничтожена

Фанаты забаррикадировались на крыше торгового комплекса


Выкрикивая националистические лозунги, в том числе нецензурные

Противостояние продолжалось около часа

В ОМОН летели петарды, фаера и ледышки

Дымовая завеса

Среди собравшихся на Манежной площади преобладали подростки

Расходившиеся с Манежной площади фанаты скандировали националистические лозунги и в метро.


Толпа, спустившаяся в метро "Охотный ряд", начала нападать на граждан с кавказской внешностью, которые выходят на станцию из прибывающих поездов. По дороге был разбит плафон на эскалаторе. Милиция не пытается кого-то задержать, в настоящий момент ее усилия направлены на то, чтобы защитить людей от бесчинствующей толпы, которая выкрикивает "Только русские – только победа!".

17.24

Выкрикивая националистические лозунги, в том числе и нецензурные, толпа спускается в метро. Движение на Моховой улице все еще не восстановлено, хотя в настоящий момент на проезжей части нет людей – она заблокирована милицией.

17.17

На крыше торгового центра "Манеж" в гуще толпы каким-то образом оказались два человека кавказской внешности, которых толпа поймала и жестоко избила. В настоящий момент, сильно окровавленные, они лежат на снегу. Вызвана бригада "скорой помощи".

На Манежную площадь прибыл глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев, который в настоящий момент ведет переговоры с представителями футбольного фанатского движения. Они требуют расследования убийства Егора Свиридова. Владимир Колокольцев просит дать время, чтобы во всем разобраться. Потихоньку толпа начала расходиться. В настоящий момент на площади осталось не более 300 человек.

ОМОН отходит от бесчинствующей на крыше торгового центра толпы дальше. Несколько минут назад показалось, что будет штурм, бойцам ОМОНа удалось подойти к толпе ближе, однако в ответ в них полетели, пустые стеклянные бутылки. Толпа провоцирует омоновцев на нападение, криками "Давай-давай!". Горят дымовые шашки и подожженные пластиковые бутылки, которые заволакивают все вокруг черным дымом.

Те, кто доехал до Манежной площади с севера Москвы - от метро Водный стадион, куда шли люди с цветами и свечами, чтобы почтить память спартаковского болельщика Егора Свиридова , - в настоящий момент уже успели заблокировать Моховую улицу в районе Выставочного комплекса Большой Манеж. На крыше торгового центра "Манеж" находится около 1000 человек. Они скандируют: "ОМОН – предатель русского народа!", "Россия – не Кавказ, Кавказ – не Россия", "Россия для русских, Москва для москвичей". Между цепочкой ОМОНа и собравшимися на крыше торгового центра около 50 метров.

Общее же число футбольных фанатов в центре Москвы – около 3000 человек. Они разгромили огромную новогоднюю елку, установленную на площади и стали забрасывать сорванными с нее игрушками омоновцев. Время от времени в воздух взлетает ракеты, слышны взрывы, по всей видимости, от петард. Все вокруг оцеплено милицией, общее число стражей порядка около 500. По громкоговорителю они призывают собравшихся не поддаваться на провокации и обещают, что зачинщики погромов понесут наказание. ОМОН выдавливает фанатов в сторону метро, в ответ в них летят ледышки и петарды.

Между тем, пребывает подкрепление, солдаты внутренних войск с большими щитами окружают Кремль в Александровском саду. Очевидно, что прибывшие на Манежную площади фанаты очень хорошо организованны. Из толпы вышел человек в маске и с мегафоном, и потребовал на переговоры двух полковников, которым фанаты готовы передать свои требования. Одно из них – привезти на площадь мэра Москвы Сергея Собянина. Агрессивный настрой фанатов уже почувствовали на себе журналисты, которых забрасывают файерами и ледышками.

Леонардо да Винчи и его Витруавианский человек.

Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями.

1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего «Витрувианского человека» напоказ

Леонардо да Винчи.

Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня «Витрувианский человек» является одной из самых известных работ художника, наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой».

2. Сочетание искусства и науки

Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.

3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия

Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.

4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо

В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.

5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл

В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной».

6. «Витрувианский человек» - только один из многих набросков

Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.

7. Витрувианский человек - идеал мужчины

Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.

8. Это может быть автопортрет

Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал «Витрувианского человека» с себя.

9. У Витрувианского человека была грыжа

Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.

10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему

Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: «Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека — 4 локтя или 24 ладони… Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий».

11. Тело расчерчено мерными линиями

Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.

12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия

Эскиз также называют «Канон пропорций» или «Пропорции мужчины».

13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз

На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.

14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности

Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.

15. Оригинал эскиза редко появляется на публике

Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. «Витрувианский человек», как правило, хранится под замком в «Галерее Академии» в Венеции.

Доброго времени суток, дорогие читатели! Наверное, не существует такого человека на планете, который бы не слышал о Леонардо да Винчи ничего. Каждый из нас располагает определенными знаниями об этом великом итальянце, но небольшое количество понимает всю гениальность данного человека. Связанно это, прежде всего, с тем, что все тайны и загадки его произведений не разгадали даже квалифицированные ученые со всего мира. Это касается не только его известных картин с изображением Моны Лизы или Тайной вечери, но и небольшого эскиза Витрувианского человека.

Человек-загадка и его шедевры

Изучение обнаженного мужчины на одном из листов записной книжки Леонардо занимает великие умы уже несколько столетий. Что означает данное творение? Какой смысл оно несет в себе? Что автор хотел таким образом выразить и сказать? Как называется данная схема? Вопросов о произведениях да Винчи очень много, но лишь на некоторые из них можно дать однозначный ответ.

Стоит отметить, что Леонардо да Винчи был не только , скульптором и архитектором, но и изобретателем, инженером, писателем, музыкантом и ученым.

Не существует такой сферы знаний Высокого Возрождения, которыми бы не интересовался данный человек. Именно поэтому ему удавалось создавать шедевры, разгадки на которые не нашли еще по сегодняшний день.

Одно из самых загадочных и интересных произведений Леонардо да Винчи Человек в Круге было создано более 5 столетий назад – в 1490-1492 годах.


Посвящалось оно трудам не менее известного и великого мастера более ранних эпох – Витрувию. Среди менее эзотерических названий данного рисунка можно выделить наименования «Канон пропорций» и «Пропорции мужчины».

Древнеримский архитектор Витрувий все свои сооружения проектировал и строил на основании пропорций человеческого тела. Он нашел достаточно множество закономерностей, которыми наделил Бог организмы земных существ. Именно поэтому он создал трактат «Десять книг об архитектуре», в котором на латыни обобщил имеющиеся на тот момент знания в сфере строительства.

Далеко не всегда сразу понятно, сколько на самом деле фигур изображено на эскизе Леонардо. Поэтому, прежде чем приступить к анализу данного произведения, стоит тщательно его рассмотреть. Может быть, кому-то из читателей удастся там рассмотреть то, чего еще никто не заметил. Очень часто ответ на самые сложные задачи человечества лежит на поверхности, но никто на него не обращает внимания. Вы сколько видите фигур на рисунке выше?

Витрувианский человек: вопросы и ответы

Пропорции в свое время заинтересовали Леонардо, поэтому он начал работу над созданием своего «идеального» человека. Существует теория, что дошедший до нас Витрувианский человек – не единственный вариант знаменитого мастера Ренессанса. Связанно это с тем, что для определения всех размеров и отношений между ними следовало бы нарисовать несколько эскизов, а также тщательно проанализировать их. Но действительно ли это так? Сможет ли общество найти другие произведения Леонардо? Помогут эти находки ответить на уже существующие вопросы или только заведут исследователей в еще один тупик?

Так как итальянский живописец не единственный интересовался трудами Витрувия, многие ученые предполагают, что перед тем, как нарисовать своего человека в круге, он изучил другие подобные рисунки. Именно на основании этой теории похожее изображение авторства Джакомо Андреа де Ферарра, выполненное менее художественно, но также достаточно точно, датируется более давним периодом создания. Поэтому некоторые искусствоведы уверены в том, что Леонардо только усовершенствовал наработки своего коллеги, придав им окончательный и безупречный вид.

Человек, вписанный в квадрат и круг, не дает покоя многим исследователям. Они за долгие десятилетия обнаружили более 15 закономерностей и пропорций, которые изображены на данном эскизе. Не менее важной, кроме самого рисунка, является и аннотация, сделана собственноручно Леонардо под ним. Именно в ней и описаны данные закономерности, которые хотел изобразить художник. Почувствовать себя настоящим ученым эпохи Возрождения можно не читая исследований других ученых, а обнаружив их самостоятельно. Согласитесь, это достаточно увлекательно и не требует дополнительных затрат. Особо увлеченные пропорциональностью люди могут изобразить своего человека да Винчи. Но перед тем как нарисовать его, следует тщательно изучить известный по нему материал.

В чем смысл человека в круге?

В основе всего изображения, которое за пять столетий превратилось в символ своей эпохи, лежит золотое сечение.


Это понятие отражает структурную гармонию природы и Вселенной в целом, а также человека, как составляющую ее часть. Специальное соотношение одного параметра к другому действует вне пространства и времени, как будто бы находясь в основе всего мира. Многие видят в нем космический порядок, эзотерические проявления, сверхъестественное воплощение или же строгую математическую последовательность. Каждому решать самостоятельно, чем считать необычную пропорцию, но неоспоримым является лишь тот факт, что она присутствует в Витрувианском человеке.

Если тщательно приглядеться в, казалось бы, обычных наложенных друг на друга рисунках обнаженного мужчины можно увидеть 16 различных поз. Это свидетельствует в пользу того предположения, что чем дольше всматриваться в человека Леонардо, тем больше можно для себя открывать.

Некоторые исследователи полагают, что великий творец Возрождения изобразил не какой-то идеальный собранный образ, а самого себя. То есть, возможно, что человек Леонардо является самим Леонардо, что только сильнее подогревает интерес к исследованиям феномена этого эскиза. Полный смысл рисунка, вероятнее всего, еще долгое время будет непонятен, но делать попытки в его углубление обязательно требуется. Возможно, в нем можно найти какие-то ответы на проблемы современного общества, или же тайные знания, скрытые от современного мира его поверхностностью и невозможностью полностью проникнуть всем своим естеством в изучение глобальных вопросов.

Возможно, это просто рисунок

Несмотря на то, что рисунок может быть лишь обычным эскизом, не скрывающим за собой фактически ничего, верить в это отказываются очень многие. В первую очередь связанно это с тем, что Леонардо не создал ни одного своего шедевра, в котором не были бы скрыты тайные послания и смыслы.

В данное время оригинал произведения Высокого Ренессанса увидеть очень трудно, если не нереально. Находится он в Венеции, в галерее Академии. Хотя его фото и копий настолько много, что это не мешает немного прикоснуться к искусству тайн и загадок любому желающему. Стоит отметить, что современные интерпретации человека да Винчи, выполненные известными художниками, также постепенно обретают популярность на фоне того резонанса, которое создает истинное произведение.

В массовую культуру произведение Возрождения постепенно также добралось – тату с изображением человека да Винчи находиться на теле уже многих тысяч людей.


Может кто-то из читателей этой статьи также захочет приобщиться к культу, создавшемуся посредством своей загадочности. Кто знает, что в себе скрывал человек Винчи, и каким образом его изображение на теле может поменять жизнь и судьбу?

Подписывайтесь на и приглашайте друзей. Все самые интересные материалы тут только для вас! До скорой встречи.

Текст — агент Q.

Вконтакте

Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.


Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат («Квадрат Древних»). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.


«Vetruvio architetto mette nelle sue opera d"architettura che le misure dell"omo…» «Архитектор Ветрувий заложил в своей архитектуре измерения человека...» Далее идет описание соотношений между различными частями человеческого тела.


В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле:


«Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
длина четырёх пальцев равна длине ладони,
четыре ладони равны стопе,
шесть ладоней составляют один локоть,
четыре локтя - рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.
Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.
Длина вытянутых рук будет равна росту.
Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.
Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.
Расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7.
Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.
Наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста.
Расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8.
Длина всей руки - это 1/10 роста.
Начало гениталий находится как раз посредине тела.
Стопа - 1/7 часть роста.
Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста.
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.»


Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела.


Искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Мы находим их в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы. Одна из пропорций чаще всех встречается в искусстве. Она получила название "золотое сечение". Золотое сечение было известно ещё в древности. Так в книге II „Начал” Евклида оно применяется при построении пяти- и десятиугольников.


Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи. Если человеческую фигуру - самое совершенное творение вселенной - перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величин будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней…


Действительно в природе и человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, которое Леонардо да Винчи назвал золотым сечением. Хотя и не воплощающих его точно. Кстати, золотое сечение, предпочтительное во многих случаях, не единственное отношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К их числу относятся такие отношения, как 1:2, 1:3. Они близки к золотому сечению. В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу. В частности, наиболее распространено отношение на основе золотого сечения при возведении памятников.


А можно ли говорить о золотом сечении в музыке? Можно, если «измерять» музыкальное произведение по времени его исполнения. В музыке золотое сечение отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка золотого сечения служит ориентиром формообразования (особенно в небольших сочинениях), часто на неё приходится кульминация. Это может быть также самый яркий момент или самый тихий, самое плотное по фактуре место или самое звуковысотное. Но случается и так, что в точке золотого сечения появляется новая музыкальная тема.




Top