Что символизирует рисунок витрувианский человек. Чертежи Леонардо да Винчи: человек

И драки с выходцами с Кавказа.

Силовики через громкоговорители призывали собравшихся разойтись, поскольку акция была не санкционирована. В ответ в ОМОН, оцепивший Манежную площадь, летели металлические рамки ограждения, пустые бутылки, елочные игрушки с елки, наряженной у выставочного центра "Манеж". Собравшиеся жгли дымовые шашки и фаеры. По словам очевидцев, некоторые принесли с собой взрывпакеты и также бросали их в омоновцев. Один из митингующих стрелял вверх из травматического пистолета.

По словам очевидцев, действия ОМОНа были достаточно жесткие, но не сопоставимые с тем, что творили собравшиеся на площади. Омоновцы долго не получали команду действовать жестко, поскольку руководство милиции надеялось на благоразумие участников акции. Сотрудники милиции ни разу не применили табельное оружие, несмотря на опасность их жизням.

Действия милиции спасли жизнь нескольким гражданам с неславянской внешностью, которые оказались недалеко от Манежной площади. Их, избитых, омоновцам сначала пришлось отбить у воинствующей толпы, а потом в ожидании подкрепления буквально закрывать собственными телами от участников беспорядков.

Участники акции начали покидать площадь лишь после того, как к ним вышел глава столичного ГУВД Владимир Колокольцев. Чиновник пообещал, что убийство Егора Свиридова будет раскрыто, а виновные понесут наказание.

После встречи с главой ГУВД протестующие, переместившись с Манежной площади на станции метро "Театральная" и "Охотный ряд", избивали встречных "лиц кавказской национальности". Драка произошла также на станции метро "Университет".

На станции "Охотный ряд" противостояние закончилось стычкой между омоновцами и участниками беспорядков. Инцидент был быстро локализован.

В результате беспорядков на Манежной площади пострадали 32 человека, 7 человек были госпитализированы. По данным милиции, за медпомощью обратились 34 человека. Помимо этого пострадали восемь сотрудников ОМОНа, в одного из которых был брошен фаер.

Сотрудники милиции задержали 65 человек. Их доставили в ОВД, провели с ними беседу, а утром всех задержанных отпустили, предварительно составив в отношении них административные протоколы. Среди задержанных оказались шестеро несовершеннолетних.

По мнению занимавшего в то время пост главы МВД России Рашида Нургалиева, за беспорядками леворадикальной молодежи.

Объединения футбольных фанатов заявили, что не имеют никакого отношения к происходившему на Манежной, где в течение нескольких часов бесчинствовали люди, выкрикивавшие, в том числе, лозунги националистического характера.

Заместитель столичного прокурора Алексей Захаров сообщил, что правоохранительные органы возбудили около десяти уголовных дел в отношении участников митинга. Отдельное было возбуждено по факту применения насилия в отношении милиции.

Следствие по уголовному делу о массовых беспорядках на Манежной площади было завершено.

На скамье подсудимых : гражданин Белоруссии, активист незарегистрированного общественного объединения "Другая Россия", участник движения "Стратегия 31" Игорь Березюк, действовавший с ним по предварительному сговору активист "Другой России" Кирилл Унчук, активист "Другой России" Руслан Хубаев, а также Леонид Панин и Александр Козевин. Им были предъявлены обвинения в призывах к массовым беспорядкам, хулиганстве, возбуждении ненависти или вражды, применении насилия в отношении представителя власти и вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления.

Тверской суд Москвы приговорил на сроки от двух до пяти с половиной лет колонии пятерых фигурантов дела о беспорядках на Манежной площади. Суд назначил Панину наказание в виде двух лет лишения свободы в колонии общего режима, Унчуку — три года колонии общего режима, Березюку — 5,5 лет колонии общего режима, Хубаеву — 4 года в колонии строгого режима и Козевину — 2,5 года колонии строгого режима. Суд оправдал подсудимых по ряду вменявшихся им эпизодов.

Так, Березюк был оправдан по обвинению о вовлечении несовершеннолетнего в массовые беспорядки. Подсудимый Унчук и Панин были оправданы судом по обвинениям в призывах к массовым беспорядкам. Суд также счел необоснованной позицию гособвинения относительно особо активной роли Хубаева и Березюка в организации беспорядков на Манежной площади. Таким образом, обвинительный приговор в отношении большинства подсудимых состоялся по двум статьям — "Хулиганство" и "Применение насилия к сотрудникам правоохранительных органов".

Мосгорсуд на несколько месяцев снизил назначенное наказание для трех подсудимых. В частности, Руслан Хубаев получил три года и десять месяцев заключения вместо четырех лет. Березюку суд снизил срок на три месяца. Еще одному осужденному — Александру Козевину — суд снизил наказание с 2,5 лет до двух лет и четырех месяцев.

Было завершено следствие по второму уголовному делу о беспорядках на Манежной площади. На скамье подсудимых Николай Двойняков, Виталий Васин, Владимир Кирпичников и Григорий Бильченко. В зависимости от роли каждого, им были предъявлены обвинения по статьям о массовых беспорядках, хулиганстве, возбуждении ненависти либо вражды и применении насилия в отношении представителя власти.

Тверской суд Москвы приговорил обвиняемых по второму делу о беспорядках на Манежной площади к срокам от двух лет условно до трех лет реального лишения свободы. Суд назначил Владимиру Кирпичникову три года колонии общего режима, Николаю Двойнякову — два года колонии общего режима, Виталию Васину — три года условно, а Григорию Бильченко — два года условно. По словам официального представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, установлено, что Двойняков бросал в сотрудников ОМОНа металлические ограждения, Васин наводил на них травматический пистолет, Бильченко бросал в милиционеров металлические палки и попал по шлему сотрудника ОМОНа, а Кирпичников, пытаясь прорвать оцепление, нанес удар ногой одному из стражей порядка.

Мосгорсуд смягчил приговор двум из четырех фигурантов второго дела о беспорядках на Манежной площади — Виталию Васину и Николаю Двойнякову. Приговор Двойнякову, осужденному ранее на два года колонии, был пересмотрен и смягчен на один месяц. Реальный срок ему заменен на ограничение свободы. В отношении Васина суд снизил приговор на три месяца, то есть до двух лет и девяти месяцев лишения свободы условно.

Мосгорсуд вновь смягчил приговор Тверского суда Москвы от 8 августа 2012 года. Решением президиума Мосгорсуда приговор Кирпичникову смягчен на три месяца — с трех лет до двух лет и девяти месяцев в колонии общего режима. На один месяц смягчено наказание Двойнякову. Также судьи смягчили наказание Васину с двух лет и девяти месяцев до двух лет и семи месяцев лишения свободы условно. Кроме того, наказание Бильченко смягчилось до одного года и десяти месяцев условного заключения.

Тверской суд Москвы приговорил к трем годам лишения свободы Павла Важенина — последнего фигуранта дела о беспорядках на Манежной площади. Важенин в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 212 (призывы к массовым беспорядкам), частью 2 статьи 213 (хулиганство), частью 1 статьи 282 (возбуждение ненависти либо вражды), и частью 1 статьи 318 (применение насилия в отношении представителя власти) УК РФ. Тверской суд Москвы Важенина виновным в применении насилия в отношении представителя власти и хулиганстве, но прекратил преследование за призывы к беспорядкам и разжигание ненависти из-за истечения срока давности. Защита осужденного обжаловала приговор.

Мосгорсуд признал законным приговор Павлу Важенину, осужденному к трем годам колонии.

Президиум Мосгорсуда снизил с трех до двух лет срок наказания последнему фигуранту дела о беспорядках на Манежной площади столицы Павлу Важенину. Как пояснили в суде, президиум исключил из обвинения статью 213 УК РФ (хулиганство).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

11 декабря 2010 на месте убийства футбольного болельщика «Спартака» Егора Свиридова , на Кронштадтском бульваре, состоялась акция памяти . Егора был убит в ночь на 6 декабря кавказскими бандитами и похоронен на Люблинском кладбище.

Позже на Манежной площади прошли массовые беспорядки . В память об убитом Егоре Свиридове к 15 часам на площадь пришли около 10 000 человек, сначала они жгли фаеры и скандировали националистические лозунги, а через 30 минут начались столкновение с ОМОНом.

С утра в Москве был перекрыт Кронштадтский бульвар. Тысячи людей строили шествие к остановке, возле которой погиб их товарищ Егор Свиридов. Он, был убит в результате драки, произошедшей здесь в ночь на 6-е декабря 2010. Группы болельщиков постоянно сменяли друг друга. Все было спокойно, ни лозунгов, ни флагов, ни споров с милицией.

Место гибели Свиридова - остановка у Кронштадского бульвара, д. 37, в 10 минутах пешком от метро Водный стадион:

В какой-то момент загорелись цветы:

В 15:00 11 декабря 2010 мероприятия, посвященные памяти Егора Свиридова, переместились на Манежную площадь в Москве. Об этой акции было известно за 3 дня! Милиции не было, фанаты начали зажигать фаеры и дымовые шашки:

Не обошлось без Православных Хоругвеносцев. Мы еще увидим этого молодого человека с разбитой головой. Вообще неприятно удивило обилие «православных» желающих убить кавказцев:

Девочки лет 15-16 кричащие «Смерть черножопым!» и «Россия для русских!»:

Манежная площадь была выбрана не случайно. Ее давно облюбовали гости из южных регионов страны, которые каждый день устраивают тут беспредел. Молодые люди ведут себя развязно, цепляются к девушкам, провоцируют драки и т.д. Традиционным стали национальные танцы, которые власти Москвы пытаются давно и безуспешно запретить. Сегодня никого на площади не было.

Собралось около 10 000 человек:

Не было даже балкарцев, которые уже 150 дней голодают и сидят тут в любую погоду. Их увела милиция.

За происходящим наблюдает несколько ОМОНовцев. Никто не вмешивается. Один решил в мегафон сказать: «Ваша акция не согласована, расходитесь». После этого всем милиционерам пришлось быстро уйти с площади.

Толпа скандировала: «Слава Руси, Кавказ соси!», «Россия для русских, Москва для москвичей!», «В Москве хозяин русский!», «Вперед Россия, мы с тобой!», «Е**ть Кавказ, е**ть!»:

«Русские идут!»

Поводом к началу столкновений послужили 7 юношей с Кавказа, которые традиционно прогуливались по Манежной площади. Когда толпа фанатов их заметила, то началась драка. Несколько бойцов московского ОМОНа отбили у толпы ребят, но защитить не смогли:

Пишет корреспондент «Эха» Владимир Роменский:

«Внезапно началось движение. Они бежали, человек 15 с разных сторон. «Бей хача!» - крикнул один. «Сейчас отыграемся!» - восторженно заметил другой.

Я не видел, как это начиналось, но я видел, как добивали. Это тело били ногами несколько человек. Казалось, что человек не может быть таким, резиновым что ли. Удары прилетали по телу, по лицу, по голове. Его подбрасывало и роняло одновременно. «Не убиваем, не убиваем,» - заметил один из нападавших. Ещё несколько ударов ногами. Сверху. По голове. Мне казалось, это конец одной человеческой жизни. Через секунду они убежали. Грязным мешком, рядом с подсвеченным куполом лежало оно. Осталось несколько наблюдавших. «Чего такого? Чурку убили?» - удивился один из молодых людей проходящих мимо".

Когда прибыло подкрепление толпа потребовала выдать ей 7-х еще живых юношей, чтобы совершить над ними самосуд. ОМОН отказался, и тогда ярость футбольных фанатов перекинулась на милиционеров:



В ход шли куски арматуры, глыбы льда, украшения с новогодней елки, фаеры, в разгар боя начали взрываться шумовые гранаты, или мощные петарды. Кинули несколько бутылок с чем-то горючим:

Больше всего меня поразила подготовка к этой акции властей. О ней было известно 3 дня назад. Тем ни менее, не было сделано ничего, чтобы предотвратить беспорядки. Торговцы на площади продавали пиво в стеклянных бутылках, этими бутылками потом закидывали милицию. Многие торговцы закрылись с началом акции, но некоторые продолжили работу.

Перекрыли Моховую улицу. ДПС ясно не ожидали такого поворота. Несмотря на то, что на проезжую часть летели «снаряды» протестующих, движение перекрыли тогда когда толпа прорвав оцепление вышла на улицу:

Без сознания:

Всего сотрудники милиции задержали более 70 человек, все они были доставлены в ОВД за неповиновение сотрудникам милиции, из них 15 несовершеннолетние:

Тот самый молодой человек с разбитой головой:

Официальных данных нет, но я слышал, что в больницу доставлено 9 сотрудников милиции. Один был доставлен с ожогом от фаера.

Этот уже готовятся к олимпиаде Сочи-2014:

На массовых беспорядках меня всегда удивляли зрители в первых рядах. Как ни в чем не бывало по дороге идет мужчина с ребенком, глазеет. Его спрашивают:
— Уходите отсюда, давайте мы вас выведем!
— Да нет, я посмотреть пришел!
— Вы что! Вам сейчас прилетит в голову что-нибудь!
— Да ладно, я аккуратно!

После частичной зачистки площади толпа выстроила баррикады. ОМОН не наступал. Примерно 30 минут все стояли и ждали. В милицию летели куски льда и фаеры:

Периодически площадь закутовал дым от зажженных шашек:

Глава московской милиции Владимир Колокольцев пытается договориться. Молодец, вышел один к толпе.
— Снимите маску!
— Я не буду снимать маску!
— Снимите, с вами генерал разговаривает!
— Я маску не сниму, разговариваем или нет?

Обещает навести порядок, говорит сухим протокольным языком. «Скажите им, что вы решите кавказский вопрос», - советует человек в маске:

Где убийцы Волкова!? Мы не хотим больше ждать! Почему отпустили убийц!
— Мы провели мероприятия, следователь решил, что задержанных можно отпустить...
— Почему вы их отпустили? Сколько они вам заплатили? Когда их накажут?
— Мы не наказываем, я не могу ответить вам на этот вопрос, это вопрос к прокуратуре...
— А зачем тогда вообще пришел? Пусть прокурор приходит!
Несмотря на то, что толпа была явно не настроена на диалог, через 30 минут ОМОН отступил, а митингующие начали потихоньку расходиться.

Одного узбека раздели до трусов и избили прямо на платформе, он потерял сознание. Всего за этим наблюдало около 10 метрошных милиционеров, но сделать ничего не могли:

Избиению никто не мешал, жертвы пытались убежать, но фанатов было очень много. Обычные пассажиры прятались между колонн станции, милиция старалась отводить лиц кавказской национальности наверх в отделение, чтобы спасти.

15 малоизвестных фактов о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи

Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями.

1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего «Витрувианского человека» напоказ

Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня «Витрувианский человек» является одной из самых известных работ художника, наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой».

2. Сочетание искусства и науки

Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.

3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия

Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.

4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо

В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.

5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл

В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной».

6. «Витрувианский человек» - только один из многих набросков

Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.

7. Витрувианский человек - идеал мужчины

Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.

8. Это может быть автопортрет

Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал «Витрувианского человека» с себя.

9. У Витрувианского человека была грыжа

Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.

10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему

Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: «Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека — 4 локтя или 24 ладони… Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий».

11. Тело расчерчено мерными линиями

Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.

12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия

Эскиз также называют «Канон пропорций» или «Пропорции мужчины».

13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз

На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.

14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности

Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.

15. Оригинал эскиза редко появляется на публике

Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. «Витрувианский человек», как правило, хранится под замком в «Галерее Академии» в Венеции.

Витрувианский человек до сих пор является предметом внимательного изучения. Изображение, созданное гением Леонардо да Винчи, содержит множество загадок и вызывает множество вопросов.

Один из факторов, влияющих на визуальное восприятие человека, – это определённые соотношения между составляющими целого. Но Витрувианский человек – это не только изображение идеальных пропорций человеческого тела. Произведение легендарного Леонардо да Винчи наполнено глубоким философским, символическим, духовным смыслом.

История появления

Карандашный рисунок был сделан итальянским мастером при изучении трудов гражданина Рима, архитектора Марка Витрувия. Точной даты написания этих сочинений никто не знает, но обычно они датируются Первым веком до нашей эры. В одной из книг Витрувия самым подробным образом описываются идеальные пропорции человеческого тела. Однако никаких иллюстраций произведение не содержит.

До Леонардо да Винчи перевести содержание записей в изображения пытались многие иллюстраторы, в том числе друг великого мастера Джакомо Андреа да Феррара. Известны документальные подтверждения того, что друзья обсуждали между собой труды римского архитектора.

Известный всем в современности Витрувианский человек очень похож на рисунок Джакомо. Однако суть произведения Леонардо да Винчи совершенно иная. Это не просто иллюстрация текста. Это одновременно научный труд и произведение искусства.

Соединение духовного и материального

Одна из явных отличий рисунка Леонардо да Винчи от других – положение человека, его место в круге и квадрате. Изображение вмещает не одно, а сразу несколько фигур. Причём при изменении позы смещается и центр рисунка: им является или центр квадрата (для фигуры со сведенными ногами), или центр окружности (для человека с раскинутыми ногами и руками).

Сведенные ноги фигуры находятся на стороне квадрата, которая является касательной к окружности. Исследователи видят в этом двойственность витрувианского человека как божественного, но все же земного, приближенного к материальной действительности, существа.

Ещё одна из деталей рисунка показывает, как художник разграничивает духовное и материальное начала в человеке: измерительные черточки относятся только к фигуре, вписанной в квадрат. Человек, вписанный в круг, как существо божественное и духовное, не имеет отношения к различным мерам измерений, и возможно, по замыслу Леонардо, не может иметь.

Загадки витрувианского человека

Есть версия, что создание рисунка имеет отношение к работе итальянского художника над Плащаницей Иисуса Христа. Именно в это время она находилась у гениального мастера. Он занимался изучением и реставрацией исторической реликвии.

Исследователи полагают, что совершенные пропорции тела Христа вдохновило мастера на их воплощение в рисунке. Витрувианский человек – это изображение божественных пропорций человеческого тела.

Положение мужской фигуры, её нахождение одновременно в середине круга и в середине квадрата говорит о том, что для великого Леонардо человек - это центр Мироздания, образ Бога, воплощенный в реальности.

Витрувианский человек в современности воспринимается в качестве символа природной симметрии человеческого тела и всей Вселенной, материального и духовного, идеального и рационального. Расположение человеческого существа одновременно внутри круга и квадрата приводит зрителя к пониманию неразрывной связи между человеком и Мирозданием, между его внутренним (духовным) и окружающим (материальным) миром.

Создание произведений искусства невозможно без соблюдения строгих соотношений и пропорций. Они не появляются ниоткуда, их создает сама природа. Витрувианский человек Леонардо да Винчи является одной из ярких иллюстраций законов гармонии, которой подчиняется вся Вселенная.

Витрувианский человек - именно так называется графическое изображение обнаженного мужчины на знаменитом эскизе Леонардо да Винчи. Его изучают уже на протяжении столетий. Однако ученые уверены, что раскрыты еще не все тайны рисунка.

Леонардо да Винчи: Витрувианский человек (Академическая галерея, Венеция, Италия)

Являясь одной из самых загадочных и неоднозначных фигур своей эпохи, Леонардо да Винчи оставил после себя множество тайн. Их смысл до сих пор тревожит ученые умы всего мира. Одна из таких загадок - Витрувианский человек, карандашный набросок которого бережно хранится веками. И хотя о нем известно немало, но эксперты в области искусства уверены, что большие открытия еще впереди.

Витрувианский человек - это официальное название эскиза Леонардо. Он был сделан им в 1492 году и предназначался для иллюстрирования рукописной книги. Рисунок представляет собой обнаженного мужчину, чье тело вписано в круг и квадрат. Кроме того, изображение имеет двойственность - туловище человека изображено в двух позах, наложенных друг на друга.

Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и сведенными вместе ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата — половые органы.

Дневник да Винчи, для которого предназначался рисунок, именуют «Канон пропорций». Дело в том, что художник верил в некое число «фи», называя его божественным. Он был уверен в присутствии этого числа во всем создаваемом в живой природе. Однако да Винчи пытался добиться выведенной им «божественной пропорции» в архитектуре. Но это так и осталось одной из невоплощенных идей Леонардо. Зато Витрувианский человек полностью изображен в соответствии с «фи», то есть на рисунке - модель идеального существа.

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius); к которым Леонардо написал следующие пояснения:

  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони
  • ступня составляет четыре ладони
  • локоть составляет шесть ладоней
  • высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони)
  • шаг равняется четырём ладоням
  • размах человеческих рук равен его росту
  • расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
  • расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
  • расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
  • максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
  • длина руки составляет 2/5 его высоты
  • расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
  • расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
  • длина ушей 1/3 длины лица
  • пупок является центром окружности

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

Рисунок появился вследствие изучения итальянским мастером работ Витрувия - выдающего зодчего Древнего Рима. В его трактатах тело человека было отождествлено с архитектурой. Однако отрицая эту идею, да Винчи развивал мысль о соединении в человеке трех стихий - искусства, науки и божественных начал, то есть отображение Вселенной.

Кроме глубокого философского посыла, Витрувианский человек имеет еще и некий символический смысл. Квадрат трактуется как материальная сфера, круг - духовная. Соприкосновение же фигур с телом изображенного человека есть своеобразное пересечение в центре мироздания.

На данный момент эскиз хранится в Венецианском музее. Свободного доступа к реликвии нет - экспонат выставляется крайне редко. Желающие имеют возможность взглянуть на него раз в полгода, так как перемещения и нахождение при прямом свете губительны для рукописи, которой почти 500 лет. Большинство изготовленных по эксизам сооружений да Винчи, сохранились до наших дней. Увидеть старинные проекты и их сегодняшнее воплощение желающие могут в Милане, в музее Науки Леонардо да Винчи, расположенном у метро Сант Амброджио.

Интересные факты:

  • Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела и, далее, Вселенной в целом.
  • В 2011 году ирландский аэрохудожник Джон Квигли изобразил на льдах Северного ледовитого океана гигантскую копию знаменитого рисунка «Витрувианский человек» для того, чтобы привлечь внимание человечества к проблемам экологического равновесия.
  • В 2012 году были опубликованы сообщения о том, что первым наглядное изображение «витрувианского человека» нарисовал не Леонардо, а его друг Джакомо Андреа да Феррара, детально исследовавший труды Витрувия, — хотя его рисунок и несоизмеримо уступает рисунку Леонардо в отношении художественных достоинств.



Top