Что изобрел оноре де бальзак. Бальзак

КАГАРЛИЦКИЙ БОРИС ЮЛЬЕВИЧ


Биография и книги

В 1975-80 гг. учился в Государственном институте театрального искусства им. А.В.Луначарского (ГИТИС) по специальности "социология культуры". Диплом защитил в 1988 г. Кандидат политических наук (1995 г.).

В 1980 году был исключен из кандидатов в члены КПСС и из института (с формулировкой "за антиобщественную деятельность"; формальной причиной исключения стало покаянное письмо Андрея Караулова, написанное им после беседы в КГБ, в котором Караулов признавался, что получал от Кагарлицкого антисоветские листовки).

В 1980-1982 гг. работал почтальоном, в 1983-1988 гг. - лифтером.

В 1977-1982 гг. был участником подпольного левосоциалистического кружка в Москве, состоявшего в основном из молодых научных работников - историков и социологов.

Издавал подпольный журнал «Левый поворот» ("Социализм и будущее"), участвовал в издании журнала «Варианты».

В начале апреля 1982 года был арестован по делу так называемых "молодых социалистов" (кроме него были арестованы Павел Кудюкин, Андрей Фадин, Юрий Хавкин, Владимир Чернецкий и другие, а позже - Михаил Ривкин).

После письменного обещания не заниматься более антисоветской деятельностью был освобожден вместе с Кудюкиным, Фадиным и некоторыми другими в апреле 1983 года. Решение о помиловании до суда было вынесено Президиумом ВС СССР (во главе с Юрием Андроповым). В июле того же года выступал в качестве свидетеля на суде над Михаилом Ривкиным. Хотя на суде Кагарлицкий заявил, что не считает контакты Ривкина с ним подпадающими под действие ст.70 Уголовного Кодекса, его показания были использованы для осуждения Ривкина, приговоренного к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки.

Осенью 1986 г. вместе с Григорием Пельманом и Глебом Павловским участвовал в создании Клуба социальных инициатив (КСИ) - одного из первых неформальных образований периода Перестройки.

В 1987-88гг. - один из лидеров Федерации социалистических общественных клубов (ФСОК).

В 1989-1991 гг. - обозреватель агентства ИМА-пресс.

В 1988-1989 гг. один из лидеров Московского народного фронта (МНФ), член Координационного Совета МНФ.

Летом 1989 г. был одним из инициаторов создания Московского комитета новых социалистов (МКНС) - из числа последовательных социалистов в МНФ.

В 1990-93 гг. - депутат Моссовета, член исполкома Социалистической партии, один из лидеров Партии труда (1991-94 гг.).

С весны 1992 г. - обозреватель газеты профсоюзов «Солидарность», с марта 1993 г. работал экспертом Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

После фактического прекращения в 1995 г. деятельности Партии труда занимается главным образом политической публицистикой.

Работал старшим научным сотрудником Института сравнительной политологии РАН (ИСПРАН - бывший Институт международного рабочего движения) (1994-2002).

В ноябре 2001 г. выступил одним из инициаторов антиглобалистского движения «Мир - не товар!».

С апреля 2005 г. - член Редакционного совета «Правды.инфо».

Летом-осенью 2005 - один из организаторов "Левого фронта" (ЛФ), 10 октября 2005 г. избран членом Московского горкомитета ЛФ.

C декабря 2005 - председатель стратегического совета Контролигархического фронта России КОФР).

С 2007 года - директор Института глобализации и социальных движений, председатель редакционного совета журнала «Левая политика».

За изданную в Лондоне книгу «Мыслящий тростник» (на английском языке) в 1988 г. по- лучил Дойчеровскую премию. В 1990-1991 гг. в Лондоне вышли на английском языке его книги «Диалектика перемен» и «Прощай, перестройка» (также издана на японском и турецком языках), в Берлине (на немецком языке) - книга «Квадратные колеса (Хроника демократического Моссовета)». В 1992 году издал в Москве книгу «Расколовшийся монолит» (на основе серии своих публицистических статей 1989-1991 годов), которая до русского издания выходила также на английском, немецком, шведском и финском языках.

Автор таких книг, как «Мыслящий тростник» (на английском языке) (Лондон, 1988; лауреат Дейчеровской мемориальной премии (Великобритания)), «Диалектика надежды» (Париж, 1988), «Диалектика перемен» (Лондон, 1989), «Прощай, перестройка!» (Лондон, 1990, также издана на японском и турецком языках), в Берлине (на немецком языке) - книга «Квадратные колеса (Хроника демократического Моссовета)» (1991), «Расколовшийся монолит. Россия накануне новых битв» (на основе серии своих публицистических статей 1989-1991 годов) (Лондон, 1992; М., 1992, выходила также на немецком, шведском и финском языках), «Реставрация в России» (М., 2000), «Глобализация и левые» (М., 2002), «Восстание среднего класса» (Екатеринбург, 2003), «Периферийная империя. Россия и миросистема» (М., 2004), «Марксизм: не рекомендовано для обучения» (М., 2005), «Управляемая демократия. Россия, которую нам навязали» (Екатеринбург, 2005), «Политология революции» (М., 2007).

Кагарлицкий печатается в различных западных левых журналах («New politics», пресса Итальянской соцпартии и др)… В России с 1991 года печатался в основном в газетах «Солидарность» и «Революционная Россия», а также в «Независимой газете», «Свободной мысли», «Новой Газете», «Компьютерре», «The Moscow Times», газете «Век» и др. Сейчас (2009 г.) печатается в основном в газете «Взгляд», журналах «Скепсис» и «Русская жизнь», а также на сайтах ИГСО, «Евразийский дом» и «Рабкор.ру». С 2000 года - член научного сообщества (fellow) Транснационального института (Амстердам).


Дата публикации на сайте: 08.09.2008

Летом 1990 г. произошел скандал. В майском номере журнала "Горизонт" появилась статья "Интеллектуалы против интеллигенции". Автор статьи - Борис Кагарлицкий посягнул на самое святое для российского общества - усомнился в способностях современной ему интеллигенции влияют на развитие событий в России, что она делала испокон веков, т.е. ее политической импотенции.

"За внешне видимыми кризисами (в литературе, театре, кино…)утверждал Борис скрывается другой более глубокий и серьезный - кризис интеллигенции. Изменились не только условия творческой деятельности, изменились стереотипы поведения, принципы, ключевые ценности. Почему еще 10 лет назад одни люди шли в тюрьму, распространяя "Архипелаг ГУЛАГ", даже если не соглашались с идеями автора, а другие столь жестоко преследовали за эту, как обнаружилось, не столь уже страшную деятельность? И те и другие верили в силу СЛОВА. И писатели и те кто преследовал писателей, затыкал им рот, верили, что CЛОВО всемогуче, оно может само по себе быть опасным. Это традиционное российское и восточное представление, увы, разрушается на глазах. На место культу СЛОВА приходят РЕПРЕССИВНАЯ ТЕРПИМОСТЬ - традиционный принцип либеральной культуры Запада: ты можешь говорить все, что хочешь, от этого все равно ничего не изменится. Писатель больше не преобразует мир. Он лишь поставляет товары на книжный рынок".

Родился 28 августа 1958 в Москве. Сын театроведа и литературоведа Юлия Кагарлицкого.


В 1975-80 гг. учился в Государственном институте театрально- го искусства им. А.В.Луначарского (ГИТИС) по специальности "социология культуры". Диплом защитил в 1988 г. Кандидат политических наук (1995 г.).

В 1980 году был исключен из кандидатов в члены КПСС и из института (с формулировкой "за антиобщественную деятельность"; формальной причиной исключения стало покаянное письмо Андрея Караулова, написанное им после беседы в КГБ, в котором Караулов признавался, что получал от Кагарлицкого антисоветские листовки).

В 1977-1982 гг. был участником подпольного левосоциалистического кружка в Москве, состоявшего в основном из молодых научных работников - историков и социологов.

Издавал подпольный журнал «Левый поворот» ("Социализм и будущее"), участвовал в издании журнала «Варианты».

В начале апреля 1982 года был арестован по делу так называемых "молодых социалистов" (кроме него были арестованы Павел Кудюкин, Андрей Фадин, Юрий Хавкин, Владимир Чернецкий и другие, а позже - Михаил Ривкин).

После письменного обещания не заниматься более антисоветской деятельностью был освобожден вместе с Кудюкиным, Фадиным и некоторыми другими в апреле 1983 года. Решение о помиловании до суда было вынесено Президиумом ВС СССР (во главе с Юрием Андроповым). В июле того же года выступал в качестве свидетеля на суде над Михаилом Ривкиным. Хотя на суде Кагарлицкий заявил, что не считает контакты Ривкина с ним подпадающими под действие ст.70 Уголовного Кодекса, его показания были использованы для осуждения Ривкина, приговоренного к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки.

В 1980-1982 гг. работал почтальоном, в 1983-1988 гг. - лифтером.

Осенью 1986 г. вместе с Григорием Пельманом и Глебом Павловским участвовал в создании Клуба социальных инициатив (КСИ) - одного из первых неформальных образований периода Перестройки.

В 1987-88гг. - один из лидеров Федерации социалистических общественных клубов (ФСОК).

В 1989-1991 гг. - обозреватель агентства ИМА-пресс.

В 1988-1989 гг. один из лидеров Московского народного фронта (МНФ), член Координационного Совета МНФ.

Летом 1989 г. был одним из инициаторов создания Московского комитета новых социалистов (МКНС) - из числа последовательных социалистов в МНФ.

В 1990-93 гг. - депутат Моссовета, член исполкома Социалистической партии, один из лидеров Партии труда (1991-94 гг.).

С весны 1992 г. - обозреватель газеты профсоюзов «Солидарность», с марта 1993 г. работал экспертом Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

После фактического прекращения в 1995 г. деятельности Партии труда занимается главным образом политической публицистикой.

Работал старшим научным сотрудником Института сравнительной политологии РАН (ИСПРАН - бывший Институт международного рабочего движения).

В ноябре 2001 г. выступил одним из инициаторов антиглоба- листского движения «Мир - не товар!».

С апреля 2002 г. - директор Института проблем глобализации.

С апреля 2005 г. - член Редакционного совета «Правды.инфо».

Летом-осенью 2005 - один из организаторов "Левого фронта" (ЛФ), 10 октября 2005 г. избран членом Московского горкомитета ЛФ.

C декабря 2005 - председатель стратегического совета Контролигархического фронта России КОФР).

За изданную в Лондоне книгу «Мыслящий тростник» (на английском языке) в 1988 г. по- лучил Дойчеровскую премию. В 1990-1991 гг. в Лондоне вышли на английском языке его книги «Диалектика перемен» и «Прощай, перестройка» (также издана на японском и турецком языках), в Берлине (на немецком языке) - книга «Квадратные колеса (Хроника демократического Моссовета)». В 1992 году издал в Москве книгу «Расколовшийся монолит» (на основе серии своих публицистических статей 1989-1991 годов), которая до русского издания выходила также на английском, немецком, шведском и финском языках.


Биография

Мировой литературе известно много французских писателей , особенного внимания заслуживает Оноре де Бальзак - известный драматург. Родился 8 (20) мая 1799 года в Туре, умер 6(18) августа 1850 года в Париже. Не только особенностями своего творчества, но и самой своей личностью и литературной карьерой он представляет яркий тип писателя, развивавшегося под влиянием широких успехов естествознания и позитивной философии, среди суровой борьбы и жестокой конкуренции, вызванной ростом промышленности. Его жизнь - это история труженика, который с неутомимой энергией стремится пробиться вперед, во что бы то ни стало завоевать себе славу и богатство. Его творчество пронизано стремлением перенести методы современного естествознания в художественную литературу, стереть грань, отделяющую литературу от науки. Его отец был вульгарным материалистом и оставил ряд сочинений по социальным вопросам; выше всего он ставил задачу физического улучшения человеческой породы и при помощи выводов естествознания мечтал разрешить социальные и моральные вопросы своего времени.

Писателю досталось мировоззрение своего отца, его здоровье и железную волю. Получив первоначальное образование сперва в провинциальном, потом в парижском колледже, Бальзак остался в столице, когда его отец уехал с семьей в провинцию. Решив, вопреки воле отца, посвятить себя литературе, он был почти лишен поддержки со стороны семьи. Как показывают его письма к сестре Лауре , это не мешало быть ему полным энергии и честолюбивых замыслов. В своей убогой каморке он мечтал о влиянии, славе и богатстве, о завоевании великого города. Под псевдонимом он пишет ряд романов, лишенных литературного значения и не включенных им впоследствии в полное собрание его работ.

В процессе жизненных испытаний в писателе просыпается прожектер и предприниматель. Предупреждая широко утвердившуюся впоследствии идею дешевых изданий, Бальзак первый затевает однотомные издания классиков и выпускает (1825 - 1826) со своими примечаниями Мольера и Лафонтена . Но издания его не имели успеха. Так же неудачно пошли затеянные им типография и словолития, которые он должен был уступить своим компаньонам.

Еще печальнее закончилась поездка Бальзака в Сардинию, где он мечтал открыть серебро, оставленное там древними римлянами в разрабатываемых ими копях. В результате всех этих предприятий Бальзак очутился в неоплатных долгах, вынуждавших его к упорной литературной работе. Он пишет повести, брошюры по разным вопросам, сотрудничает в журналах “Карикатура” и “Силуэт” .

С появлением в 1829 году его романа “Le dernier Chouane ou la Bretagne en 1800” начинается известность Бальзака . С этого момента Бальзак почти не сходит с пути, на который вступил. Один за другим появляются его романы, в которых он обрисовывает все стороны французской жизни, выводит бесконечную вереницу самых разнообразных типов, составляет “величайшее собрание документов о человеческой природе” . Он типичный писатель-ремесленник. Подобно Золя и в противоположность романтикам, поэтам-пророкам, он не ждет вдохновения. Он работает по 15 - 18 часов в сутки, садится за стол после полуночи и почти не оставляет пера до шести часов следующего вечера, прерывая работу только для ванны, завтрака, а особенно для кофе, которым поддерживает в себе энергию и который сам тщательно готовил и употреблял в огромном количестве.

Романы “Шагреневая кожа”, “Тридцатилетняя женщина” и особенно “Евгения Гранде” (1833), появившиеся в начале тридцатых годов, доставили ему громкую славу, и Бальзаку больше не приходиться гоняться за издателями. Однако ему не удается осуществить мечту о богатстве, несмотря на его необыкновенную плодовитость; он выпускает иногда по несколько романов в год. Из его известных романов наиболее известны: “Сельский врач”, “В поисках абсолюта”, “Отец Горио”, “Утраченные иллюзии”, “Сельский священник”, “Хозяйство холостяка”, “Крестьяне”, “Кузен Понс”, “Кузина Бетта” .

Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал “Человеческая комедия” , и которая должна была как бы послужить научно-художественным материалом для изучения психологии современного общества.

Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. В предисловии к “Человеческой комедии” он сам проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Разные виды животных представляют только видоизменение общего типа, возникающие в зависимости от условий среды; так, в зависимости от условий воспитания, окружающей обстановки и т. д. - такие же видоизменения человека, как осел, корова и т. д. - виды общего животного типа.

Кроме романов Бальзак написал ряд драматических произведений; но большая часть его драм и комедий не имела успеха на сцене. В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное количество романов на серии. В 1833 году Бальзак получил письмо от неизвестной ему польской аристократки Ганской , урожденной графини Ржевусской . Между романистом и почитательницей его таланта завязалась переписка (издана к столетию со дня рождения Бальзака ). Бальзак впоследствии несколько раз встречал Ганскую , между прочим, в Петербурге, куда он приезжал в 1840 году. Когда Ганская овдовела, она приняла предложение Бальзака , но еще несколько лет по разным причинам не могла состояться их свадьба. Бальзак тщательно отделывал квартиру для себя и жены, но когда, наконец, в марте 1850 года свадьба состоялась в Бердичеве, Бальзаку всего несколько месяцев осталось наслаждаться семейным счастьем и сравнительно обеспеченным существованием, смерть уже ждала его.

Представление Бальзака о смысле современной жизни, о факторах, управляющих современным человеком, всего лучше можно сформулировать словами, которые он влагает в уста каторжника Вотрена , поучающего молодого студента: “Выскочить в люди - вот задача, которую стремятся разрешить 50 000 молодых людей в вашем положении. И вы - единица в этой сумме. Подумайте, какие усилия потребуются от вас, какая ожесточенная предстоит борьба! Вы будете пожирать друг друга как пауки! Принципов нет, а есть события; и законов нет, а есть только обстоятельства, к которым подлаживается умный человек, чтобы торговать ими по-своему. Порок теперь в силе, а таланты редки. Честность никуда не годится. Надо врезаться в эту толпу, как бомба, или прокрасться в нее, как язва” .

Французская литература

Оноре де Бальзак

Биография

БАЛЬЗАК, ОНОРЕ (Balzac, Honor de) (1799−1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806−1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816−1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж. Ж. Руссо, В. Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.

В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la valle, 1835−1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.

Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826−1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны - Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scnes de la vie prive), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comdie humaine).

Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (tudes de moeurs, 1833−1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен - частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.

Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (tudes philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 и 1837. Этюды о нравах должны были представить «следствия», а Философские этюды - выявить «причины». Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э. Сведенборга и других мистиков, физиогномики И. К. Лафатера, френологии Ф. Й. Галля, магнетизма Ф. А. Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во «второе зрение», таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей «эфирной субстанции», или «флюида». Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).

Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (tudes analytiques), посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misres de la vie conjugale, 1845−1846).

Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных «средневековых» повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832−1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833−1837, но Бальзак добавил к нему «предисловие», в котором разъяснил свои цели. В так называемое «окончательное издание» 1869−1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Thtre) и ряд писем.

В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих - Чиновники (Les Employs), судейских клерков и адвокатов - Дело об опеке (L"Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов - Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов - Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837−1843); мелких фабрикантов и торговцев - История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de Csar Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonne), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831−1834), Дочь Евы (Une Fille d’ve, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни - Турский священник (Le Cur de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugnie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirout) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841−1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Tnbreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scnes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le dsert, 1830) - Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scnes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Mdecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Cur de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов. Бальзак был первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и «облику» своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях. Он прославился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитие своей теории мысли он населяет свой художественный мир людьми, охваченными навязчивой идеей или какой-либо страстью. Среди них - ростовщик в Гобсеке (Gobseck, 1830), безумный художник в Неведомом шедевре (Le Chef-d"oeuvre inconnu, 1831, новая ред. 1837), скряга в Евгении Гранде, химик-маньяк в Поисках абсолюта (La Recherche de l’absolu, 1834), ослепленный любовью к дочерям старик в Отце Горио (Le Pre Goriot, 1834−1835), мстительная старая дева и неисправимый бабник в Кузине Бетте (La Cousine Bette, 1846), закоренелый преступник в Отце Горио и Блеске и нищете куртизанок (Splendeurs et misres des courtisanes, 1838−1847). Подобная тенденция наряду с склонностью к оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на Человеческую комедию как высшее достижение реализма в прозе. Однако совершенство повествовательной техники, мастерство описаний, вкус к драматической интриге, интерес к мельчайшим подробностям обыденной жизни, изощренный анализ душевных переживаний, в том числе любовных (роман Золотоглазая девушка - La Fille aux yeux d’or явился новаторским исследованием извращенного влечения), а также сильнейшая иллюзия воссозданной реальности дают ему право именоваться «отцом современного романа». Ближайшие преемники Бальзака во Франции Г. Флобер (при всей суровости его критических оценок), Э. Золя и натуралисты, М. Пруст, равно как и современные авторы романных циклов, несомненно, многому у него научились. Его влияние сказалось и позже, уже в двадцатом веке, когда классический роман стали считать устаревшей формой. Совокупность почти ста названий Человеческой комедии свидетельствует об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не все из последующих открытий. Бальзак работал неутомимо, он славился тем, что использовал очередную корректуру для радикального пересмотра композиции и существенных изменений текста. При этом он отдавал дань увеселениям в раблезианском духе, охотно наносил визиты великосветским знакомым, выезжал за границу и был далеко не чужд любовных увлечений, среди которых выделяется его связь с польской графиней и женой украинского помещика Эвелиной Ганской. Благодаря этим отношениям, завязавшимся в 1832 или 1833, появились на свет бесценное собрание адресованных Ганской посланий Бальзака Письма к незнакомке (Lettres l’trangre, тт.1−2 опубл.1899−1906; тт.3−4 опубл.1933−1950) и Переписка (Correspondance, опубл.1951) с Зульма Карро, дружбу с которой писатель пронес через всю жизнь. Ганская обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Это случилось в 1841, но затем возникли осложнения. Переутомление от колоссальной работы, нерешительность Ганской и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы Бальзака, и когда в марте 1850 наконец состоялась свадьба, ему оставалось жить всего пять месяцев. Умер Бальзак в Париже 18 августа 1850.

Бальзак Оноре родился в крестьянской семье в 1799 году в южной Франции. Его отец сменил фамилию Бальзас на Бальзак в 1767, когда начинал свою работу чиновником в Париже, которую продолжил и после переезда в Тулу. Уже в 1830, к фамилии прибавилась приставка «де». С 1806 года Бальзак в течение 6 лет обучался в Вандомском колледже. Окончил обучение он уже в Париже и Туле.

С 1816 работал в судейской конторе письмоводителем, но спустя три года ему удалось переубедить родителей и попробовать свои силы в литературной деятельности. За 5 лет он, работая под псевдонимом, создает 6 романов, на которые его вдохновили произведения Ж-Ж Руссо и В. Скота. Кроме того, Бальзак выпускает большое количество коммерческих романов. В 1822 он встречает мадам де Берни, которая была старше писателя в два раза. Их страстные отношения вскоре перешли в платонические. В 1836 после её смерти, в память об их чувствах, Бальзак написал Лилию в долине.

С 1826 он попытался разбогатеть на издательско-типографическом деле, но его планы не осуществились и писатель оказался в огромных долгах.

Бальзак вновь попробовал писать, и в 1829 на свет появилась первая книга под его именем. Первые произведения заинтересовали читателей. С этого момента все книги с его фамилией на обложке получают успех, он заключает контракты с издательствами, иногда даже на ещё незавершенные произведения.

Бальзак стремится описать социальную историю своей страны, указать читателям на болезни общества и способы излечения.

Бальзак работает день и ночь, создавая всё новые и новые творения. Но работа не мешает его любовным увлечениям. Новой возлюбленной Бальзака стала замужняя женщина – польская графиня Эвелина Ганская. Именно ей были посвящены прекрасные Письма к незнакомке. Графиня уверяла, что сразу после смерти её мужа – украинского помещика, они будут вместе. В 1841 этот день настал.

Через некоторое время Бальзак серьезно заболел. Его усталость и нерешительность возлюбленной только ухудшали состояние писателя. Только в 1850 Ганскую и Бальзака объединили брачные узы. Писатель прожил пять месяцев браке с возлюбленной, а 18 августа этого же года Ганская во второй раз стала вдовой.

Произведения

Шагреневая кожа

Оноре де Бальзак – французский романист, один из родоначальников реалистического и натуралистического направлений в прозе. Родился 20 мая 1799 г. в городе Туре, был одно время клерком у нотариуса, но продолжать эту службу не хотел, чувствуя призвание к литературе. В течение всей жизни Бальзак боролся со стесненным материальным положением, работал с упорством и настойчивостью, сочинял массу несбыточных проектов, чтобы разбогатеть, но никогда не выходил из долгов и был вынужден писать роман за романом, занимаясь по 12 – 18 часов в день. Результатом такой работы был 91 роман, которые составляют один общий цикл «Человеческая комедия», где более 2000 лиц описаны со свойственными им индивидуальными и бытовыми чертами.

Оноре де Бальзак. Дагерротип 1842 г.

Семейной жизни Бальзак не знал; он женился лишь за несколько месяцев до смерти на графине Ганской, в переписке с которой находился 17 лет и на свидание с которой приезжал не раз в Россию (муж Ганской владел обширными имениями на Украине). Болезнь сердца, которою страдал Бальзак, усилилась во время последнего его путешествия, и, прибыв в Париж вместе с женой, с которой обвенчался в Бердичеве, писатель умер через три месяца, 18 августа 1850 г.

В своих романах Оноре де Бальзак является метким и вдумчивым изобразителем человеческой природы и общественных отношений. Буржуазный класс, народные нравы и характеры описаны им с правдивостью и силой, почти неизвестными до него. По большей части каждое из выводимых им лиц обладает какой-нибудь одной преобладающей страстью, которая служит побудительной причиной его действий и очень часто также причиной его гибели. Эта страсть, несмотря на её всепоглощающие размеры, не придает данному лицу исключительный или фантастический характер: романист настолько ясно ставит эти черты в зависимость от условий жизни и нравственной физиономии субъекта, что реальность последнего остается вне сомнения.

Гении и злодеи. Оноре де Бальзак

Одной из наиболее деятельных и частых пружин, приводящих в действие бальзаковских героев, служат деньги. Автор, всю жизнь выдумывавший способы для более быстрого и верного обогащения, имел возможность изучить мир дельцов, аферистов, предпринимателей с их грандиозными планами, дутыми, фантастическими надеждами, исчезающими, как мыльные пузыри, и увлекающими с собой и самих инициаторов, и тех, кто им поверил. Этот мир перенесен Бальзаком в его «Человеческую комедию» вместе со всеми различиями, которые страсть к деньгам создает в людях с различным душевным складом и разными привычками, созданными той или иной средой. Описание последней часто уже достаточно у Бальзака для характеристики его персонажей; мельчайшие подробности обстановки изображаются автором с большой точностью, давая своей общей картиной понятие о нравственной стороне героев. Уже одно это стремление к воспроизведению жизненной обстановки действующих лиц во всех её деталях может объяснить, почему Эмиль Золя видел в Бальзаке главу натурализма.

Бальзак подробно изучал местность, среду, лиц, прежде чем приниматься за описание. Он изъездил почти всю Францию, изучая местности, в которых происходит действие его романов; он заводил самые разнообразные знакомства, старался беседовать с людьми разных профессий и разной общественной среды. Поэтому все его персонажи жизненны, хотя большинство из них сгорает от одной преобладающей страсти, которой может быть тщеславие, зависть, скупость, страсть к наживе, или, как в «Отце Горио», перешедшая в манию отеческая любовь к дочерям.

Но насколько силен Бальзак в описании человеческих характеров и общественных отношений, настолько же слаб он при описаниях природы: его пейзажи бледны, тусклы и банальны. Его интересует только человек, а среди людей главным образом те, пороки которых позволяют яснее видеть истинную подкладку человеческой натуры. К недостаткам Бальзака как писателя, следует причислить бедность его стиля и недостаток чувства меры. Даже в знаменитом изображении отеля в «Отце Горио» заметна чрезмерность описаний и увлечение художника. Фабула его романов часто не соответствует реализму характеров и обстановки; романтизм в этом отношении повлиял на него главным образом своей дурной стороной. Но общая картина жизни буржуазного класса в Париже и в провинции, со всеми его недостатками, пороками, страстями, со всем разнообразием характеров и типов, представлена им в совершенстве.




Top