Что почитать у булгакова. Лучшие произведения Булгакова: список и краткий обзор

Михаил Афанасьевич Булгаков относится к выдающимся писателям 20 века, перу которого принадлежат произведения, ставшие литературной . Многие из художественных трудов прозаика не были признаны при жизни и возымели популярность, только после его кончины. Книги Булгакова, список которых представлен ниже, позволили писателю увековечить свое имя и стать одним из самых читаемых авторов в России.

Похождения Чичикова

«Похождения Чичикова» сатирическая повесть Булгакова, в которой все гоголевские герои оживают и отправляются путешествовать по России в начале 20 века. Главный герой произведения Чичиков садится в машину и направляется в гостиницу, где бывал столетие назад. Книга повествует о жульнических проделках главного героя уже в современной России, которые все же раскрываются. Произведение заканчивается тем, что сообщается: все изложенное было всего лишь сном.

День нашей жизни

«День нашей жизни» ─ небольшое по объему произведение Михаила Афанасьевича. В книге передана скандальная атмосфера квартиры номер 50 в доме 10, находящийся на улице Садовой. Там некоторое время писатель проживал со своей супругой Т. Н. Лапой. Позднее эту же жилье Булгаков опишет и в своем романе «Мастер и Маргарита», получившая репутацию нехорошей квартиры.

Роковые яйца

«Роковые яйца» относятся к фантастическим произведениям Булгакова. В центре сюжета книги ─ зоолог Персиков, эксперименты которого привели к роковой ошибке. В стране начался куриный мор, и чтобы стабилизировать ситуацию, зоолог разрабатывает специальный излучатель, позволяющий намного быстрее развиваться эмбриону в яйце и появляться на свет. В качестве эксперимента он собирается провести опыт также на яйцах не только птиц, но и крокодилов, страусов, змей. По ошибке большая партия яиц направляется не к Персикову, а в совхоз, где начинают на практике использовать излучатели зоолога. Целое полчище гадов заполоняют страну и движутся к Москве. Возмущенный народ, который считает во всем виновным Персикова, врывается в его квартиру и убивает экспериментатора.

Дьяволиада

«Дьяволиада» ─ книга Михаила Афанасьевича Булгакова, затрагивающая тему «маленького человека», который становится жертвой бюрократической машины. Главный герой Коротков ассоциирует ее с дьявольской силой. Его увольняют, после чего персонаж сходит с ума и сбрасывается с крыши многоэтажного дома. Долгое время литературный труд отказывались публиковать, а сам писатель признавал, что повесть не удалась.

Собачье сердце

«Собачье сердце» ─ одна из лучших книг Булгакова, экранизированная в 1988 году. События в повести разворачиваются в 20-х годах прошлого века. Один из главных персонажей произведения профессор Преображенский решает провести эксперимент и пересадить гипофиз погибшего бродяги псу Шарику. Собака перерождается в человека по имени Полиграф Полиграфович Шариков, который очень туп, агрессивен и любит выпить. От хозяина гипофиза новый персонаж унаследовал только худшие черты. Ему прекрасно удается адаптироваться в обществе, кроме этого ему дают должность начальника по очистке московских улиц от бродячих животных. Преображенский понимает, что эксперимент не удался и решает вернуть Шарикова в его первоначальное обличье.

Записки на манжетах

«Записки на манжетах» относится к автобиографическим произведениям Михаила Афанасьевича. Книга при жизни писателя ни разу не появлялась в публикации полностью. Булгаков практически в деталях описывает свою жизнь на Кавказе, а также свои первые месяцы в Москве. Основная проблема книги заключается в непростых отношениях между Булгаковым и властью. Повесть включает в себя две части и начинается с диалога главного героя, страдающего тифом и его приятеля. Они разговаривают о необходимости создания в газете отдела искусств, который в последующем и возглавит главный герой. Дальнейшие события книги повествуют о судьбе прототипа Булгакова, его скитаниях и приверженности своему любимому делу.

Мольер

«Мольер» исторический роман, который также является биографией самого писателя, написанная в художественной форме. Впервые книга появилась в свет после смерти Булгакова. При жизни издательства отказались публиковать роман из-за отсутствия в ней «марксисткой идеи». Жизнь главного героя автор излагает с самого рождения. Он пишет о том, что на свет родился один из великих гениев. Пока что это ничем не примечательный новорожденный, но в будущем его ждет слава лучшего на своем веку комедиографа.

Театральный роман

«Театральный роман» относится к неоконченным произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова. Второе название романа ─ «Записки покойника». Книга написана от первого лица, которое является писателем некоего Сергея Леонтьевича Максудова. Несмотря на всю трагичность второго названия, произведение получилось очень веселым. Особенностью художественного труда заключается в том, что он создавался без каких-либо набросков и черновика. Предисловие ведется от лица некого издателя, который решил исполнить волю покойного Максудова и опубликовать его роман. При этом издатель предупреждает, что все написанное является плодом больного воображения погибшего автора.

Белая Гвардия

«Белая Гвардия» по праву входит в список лучших книг, написанных Булгаковым. В романе описываются события 1918 года, которые происходили в Украине в период Гражданской войны. В центре произведения семья русских интеллигентов, а также их близкие знакомые и родственники. Военные события сказались на них социальным катаклизмом. В книге прослеживается много биографических набросков. Так, главные персонажи являются прототипами друзей и родственников самого писателя. Об этом говорят документальная точность описываемых Булгаковым событий и действующих лиц. В романе четко прослеживается процесс разрушения русской интеллигенции. Изначально в задумки автора входило написание трилогии, но увидела свет лишь одна книга из трех.

Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» ─ одно из главных творений выдающегося писателя 20 века. Книга при жизни Михаила Афанасьевича не была завершена. Редактированием оставленных черновых рукописей занималась в последующем супруга покойного. Роман включает в себя две сюжетные линии, одна из которых связана с Мастером, пишущего роман о Понтии Пилате. Чем дальше читатель углубляется в книгу, тем становится менее заметной грань между двумя этими частями великого произведения. Полное объединение двух сюжетных линий происходит в последних главах, когда к Воланду (Дьяволу) приходит один из учеников Иешуа (Иисуса). Книга несет в себе глубоко философский смысл, где нет четких граней между Злом и Добром, Правдой и Ложью.

Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков - русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

Михаил Булгаков родился в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской). В 1909 г. окончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 г. получил диплом врача и был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губернии, затем работал врачом в г. Вязьме. В 1915 г. Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа. Во время гражданской войны в феврале 1919 г. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом Красного креста, а затем - в белогвардейских Вооружённых силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе. В конце сентября 1921 г. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами ("Гудок", "Рабочий") и журналами ("Медицинский работник", "Россия", "Возрождение"). В это же время он публикует отдельные произведения в газете "Накануне", выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 г. в "Гудке" напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова. В 1923 г. Булгаков вступает во Всероссийский союз писателей. В 1924 г. он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая вскоре становится его новой женой. В 1928 г. Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы "Багровый остров". У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного "Мастер и Маргарита" (ряд исследователей творчества Булгакова отмечают влияние на него при замысле и написании этого романа австрийского писателя Густава Майринка, в частности можно говорить об инспирацией такими романами последнего как "Голем", который Булгаков читал в переводе Д.Выгодского, и "Зелёный лик"). Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере ("Кабала святош"). В 1929 г. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой. В 1930 г. произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы "Бег", "Зойкина квартира", "Багровый остров", спектакль "Дни Турбиных" снят с репертуара. В 1930 г. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Иосиф Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. В 1930 г. Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 г. - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента, на сцене которого в 1932 г. инсценировал "Мёртвые души" Николая Гоголя. С 1936 г. работал в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1936 г. состоялась премьера булгаковского "Мольера" в МХАТе. В 1937 г. Булгаков работает над либретто "Минин и Пожарский" и "Пётр I". В 1939 г. Булгаков работает над либретто "Рашель", а также над пьесой о Сталине ("Батум"). Вопреки ожиданиям писателя пьеса была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа "Мастер и Маргарита". С февраля 1940 г. друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает болезнью почек. 10 марта 1940 г. Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С.Д.Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Творчество Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 г. 1922-1923 г. - публикация "Записок на манжетах", в 1925 выходит сборник сатирических рассказов "Дьяволиада". В 1925 г. также публикуются повесть "Роковые яйца", рассказ "Стальное горло" (первый из цикла "Записки юного врача"). Писатель работает над повестью "Собачье сердце", пьесами "Белая гвардия" и "Зойкина квартира". В 1926 г. во МХАТе поставлена пьеса "Дни Турбиных". В 1927 г. Михаил Афанасьевич завершает драму "Бег". С 1926 по 1929 г. в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира", в 1928-1929 г. в Московском Камерном театре был поставлен "Багровый остров" (1928). В 1932 г. возобновлена постановка "Дней Турбиных" во МХАТе. В 1934 г. завершён первый полный вариант романа "Мастер и Маргарита", включающий 37 глав.

Основные произведения * Грядущие перспективы (статья в газете "Грозный")(1919) * Стальное горло (1925) * Белая гвардия (1922-1924) * Записки на манжетах (1923) * Вьюга (1925) * Звёздная сыпь (1925) * Зойкина квартира (1925), в СССР опубликована в 1982 г. * Кабала святош (1929) * Крещение поворотом (1925) * Роковые яйца (1924) * Полотенце с петухом (1925) * Пропавший глаз (1925) * Тьма египетская (1925) * Собачье сердце (1925), в СССР опубликована в 1987 г. * Морфий (1926) * Трактат о жилище. Сборник рассказов. (1926) * Бег (1926-1928) * Багровый остров (1927) * Мастер и Маргарита (1928-1940), опубликован в 1966-67 гг. * Блаженство (Сон инженера Рейна) (1934) * Иван Васильевич (1936) * Мольер (Кабала святош), пост. 1936) * Записки покойника (Театральный роман) (1936-1937), опубликован в 1966 г. * Последние дни ("Пушкин", 1940)

Булгаковская энциклопедия : http://www.bulgakov.ru/ Московский государственный музей Булгакова : http://www.bulgakovmuseum.ru/ Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Перед талантом этого замечательного русского и советского писателя можно низко преклонить голову. Самые известные произведения Булгакова практически все по косточкам разобраны на цитаты. Своим учителем Михаил Афанасьевич считал Гоголя, он подражал ему и тоже стал мистиком. До сих пор у литераторов нет единого мнения в том, был ли Булгаков оккультистом. Но он был великим драматургом и театральным режиссером, автором множества фельетонов, рассказов, пьес, киносценариев, инсценировок и оперных либретто. Произведения Булгакова ставились в театрах и снимались в кино. Когда появились его первые драматургические опыты, он написал своему родственнику, что он запоздал на четыре года с тем, что давно должен был начать - писать.

Михаил Булгаков, книги которого почти всегда на слуху, стал настоящим классиком, которого потомки никогда уже не забудут. Он предрек судьбу своих произведений одной гениальной фразой: «Рукописи не горят!»

Биография

Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье профессора Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и Варвары Михайловны, в девичестве Покровской. Будущий писатель, окончив гимназию, поступил в медицинский институт родного города, желая пойти по стопам своего известного дяди Н. М. Покровского. В 1916 году после окончания учебы он практиковался несколько месяцев в прифронтовой зоне. Потом работал врачом-венерологом, а в период гражданской войны умудрился поработать и у белых, и у красных и остаться в живых.

Произведения Булгакова

Насыщенная литературная жизнь его началась после переезда в Москву. Там в известных издательствах он печатает свои фельетоны. Затем пишет книги «Роковые яйца» и «Дьяволиада» (1925 г.). За ними создает пьесу «Дни Турбиных». Произведения Булгакова вызывали резкую критику у многих, но как бы то ни было, с каждым написанным им шедевром почитателей становилось все больше и больше. Как писатель он пользовался огромным успехом. Затем, в 1928 году, у него возникла мысль о написании романа «Мастер и Маргарита».

В 1939 писатель работал над пьесой о Сталине «Батум», а когда она была уже готова к постановке и Булгаков отправился вместе с женой и коллегами в Грузию, вскоре пришла телеграмма, в которой говорилось о том, что Сталин считает неуместным ставить о себе пьесу. Это сильно подорвало здоровье писателя, он стал терять зрение, а потом врачи диагностировали у него болезнь почек. От боли Булгаков опять стал употреблять морфий, который он принимал еще в 1924 году. В это же время писатель додиктовывал жене последние листы рукописи «Мастер и Маргарита». Через четверть века на страницах были обнаружены следы наркотика.

Он умер в 48 лет 10 марта 1940 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве. Михаил Булгаков, книги которого со временем стали настоящими бестселлерами, если говорить современным языком, и до сих пор ворошат умы человеческие, которые пытаются разгадать его коды и послания, был действительно великим. Это факт. Произведения Булгакова до сих пор актуальны, они не потеряли своего смысла и увлекательности.

Мастер

«Мастер и Маргарита» - роман, ставший настольной книгой миллионов читателей, и не только соотечественников Булгакова, но и всего мира. Прошло уже несколько десятков лет, а сюжет и до сих пор будоражит умы, притягивает мистикой и загадками, которые наталкивают на разные философские и религиозные размышления. «Мастер и Маргарита» - роман, изучаемый в школах, и это даже при том, что не каждый подкованный в литературе человек может понять замысел этого шедевра. Писать роман Булгаков начал в 20-х годах, затем со всеми поправками в сюжете и названии работа окончательно была оформлена в 1937 году. Но в СССР полная книга вышла лишь в 1973 году.

Воланд

На создание романа повлияло увлечение М. А. Булгакова разной мистической литературой, германской мифологией XIX века, Святым Писанием, «Фаустом» Гете, а также многими другими демонологического плана произведениями.

Импонирует многим один из главных персонажей романа - Воланд. Не особо вдумчивым и доверчивым читателям этот Князь Тьмы может показаться ярым борцом за справедливость и добро, выступающим против пороков людей. Есть еще мнения, что в этом образе Булгаков изобразил Сталина. Но Воланд не так прост для понимания, это персонаж очень многогранный и тяжелый, это тот образ, который и определяет настоящего Искусителя. Это настоящий прототип Антихриста, которого люди должны воспринять как нового Мессию.

Повесть

«Роковые яйца» - еще одна фантастическая повесть Булгакова, опубликованная в 1925 году. Своих героев он перемещает в 1928 год. Главный герой - гениальный изобретатель, профессор зоологии Персиков, однажды делает уникальное открытие - он обнаруживает некий феноменальный стимулятор, красный луч жизни, который, воздействуя на живые зародыши (эмбрионы), заставляет их развиваться быстрее, и они становятся крупнее, чем их обычные аналоги. А еще они агрессивны и невероятно быстро размножаются.

Ну и дальше в произведении «Роковые яйца» все развивается точно, как в словах Бисмарка о том, что революцию готовят гении, совершают ее фанатики-романтики, а вот плодами пользуются проходимцы. Так и получилось: Персиков стал тем самым гением, создавшим революционную идею в биологии, Иванов - фанатиком, который воплотил идеи профессора в жизнь, построив камеры. А проходимец - Рокк, который непонятно откуда появился и так же внезапно пропал.

По мнению филологов, прототипом Персикова мог быть русский биолог А. Г. Гурвич, который открыл митогенетическое излучение, и, собственно, вождь пролетариата В. И. Ленин.

Пьеса

«Дни Турбиных» - пьеса Булгакова, созданная им в 1925 году (во МХАТЕ захотели поставить спектакль по его роману «Белая гвардия»). Сюжет был основан на воспоминаниях писателя времен гражданской войны о падении режима украинского гетмана Павла Скоропадского, затем о приходе к власти Петлюры и его изгнании из города революционерами-большевиками. На фоне постоянной борьбы и смены власти параллельно проявляется семейная трагедия четы Турбиных, в которой ломаются устои старого мира. Булгаков тогда жил в Киеве (1918-1919 гг.) Через год пьеса была поставлена, затем ее неоднократно редактировали и меняли название.

«Дни Турбиных» - пьеса, которую сегодняшние критики считают вершиной театрального успеха писателя. Однако в самом начале ее сценическая судьба была сложна и непредсказуема. Пьеса пользовалась огромным успехом, но вызвала разгромные критические отзывы. В 1929 году ее убрали из репертуара, Булгакова стали обвинять в мещанстве и пропаганде белого движения. Но по указанию Сталина, который полюбил эту пьесу, спектакль был восстановлен. Для писателя, который перебивался случайными заработками, постановка во МХАТе была практически единственным источником дохода.

О себе и о бюрократии

«Записки на манжетах» - повесть, которая несколько автобиографична. Булгаков написал ее в период с 1922 по 1923 год. При его жизни она не публиковалась, сегодня часть текста утеряна. Главным мотивом произведения «Записки на манжетах» стали проблемные отношения у писателя с властью. Он очень подробно описывал свою жизнь на Кавказе, диспут об А. С. Пушкине, первые месяцы в Москве и желание эмигрировать. Булгаков действительно намеревался бежать за границу в 1921 году, но у него не оказалось денег для того, чтобы заплатить капитану судоходной машины, идущей в Константинополь.

«Дьяволиада» - повесть, которая была создана в 1925 году. Булгаков назвал себя мистиком, но, несмотря на заявленный мистицизм, содержание этого произведения составляли картины обычного каждодневного быта, где вслед за Гоголем он показал неразумность и нелогичность общественного бытия. Вот из этого фундамента и состоит булгаковская сатира.

«Дьяволиада» - повесть, в которой сюжет происходит в мистическом вихре бюрократической круговерти с шелестом бумаг на столах и в бесконечной суете. Главный герой - маленький чиновник Коротков - гоняется по длинным коридорам и этажам за неким мифическим заведующим Кальсонером, который то появится, то исчезнет, то вообще раздвоится. В этой неустанной погоне Коротков теряет и самого себя, и свое имя. И тогда он превращается в жалкого и беззащитного человечка. В итоге Короткову, чтобы вырваться из этого заколдованного круговорота, остается одно - броситься с крыши небоскреба.

Мольер

«Жизнь господина де Мольера» - романизированная биография, которая, как и многие другие произведения, не была издана при жизни автора. Только в 1962 году издательство «Молодая гвардия» опубликовало ее в цикле книг «ЖЗЛ». В 1932 году Булгаков заключает договор с журнально-газетным издательством и для цикла «ЖЗЛ» пишет о Мольере. Через год он работу окончил и сдал. Редактор А. Н. Тихонов написал отзыв, в котором он признавал талант Булгакова, однако в общем рецензия получилась отрицательной. Главным образом ему не понравилась немарксистская позиция и то, что в повествовании есть рассказчик («развязный молодой человек»). Булгакову предлагалось переделать роман в классическом духе исторического повествования, но писатель категорически отказался. Рукопись также прочитал Горький и тоже отрицательно о ней отозвался. Булгаков хотел несколько раз встретиться с ним, но все попытки остались безуспешными. Произведения Булгакова по понятным причинам часто не нравились советскому руководству.

Иллюзия свободы

В своей книге Булгаков поднимает очень важную для него тему на примере Мольера: власть и искусство, насколько свободным может быть художник. Когда терпение Мольера иссякло, он воскликнул, что ненавидит королевскую тиранию. Точно так же Булгаков ненавидел тиранию Сталина. И чтобы хоть как-то уговорить самого себя, он пишет, что, оказывается, зло заключено не в верховной власти, а в окружении вождя, в чиновниках и газетных фарисеях. В 30-е действительно существовала та немалая часть интеллигенции, которая верила в невиновность и непричастность Сталина, вот и Булгаков подпитывал себя подобными иллюзиями. Михаил Афанасьевич пытался осознать одну из особенностей художника - роковое одиночество среди людей.

Сатира на власть

Повесть Булгакова «Собачье сердце» стала очередным шедевром Булгакова, который он написал в 1925 году. Самое распространенное политическое толкование сводится к идее «русской революции» и к «пробуждению» социального сознания пролетариата. Один из главных героев - Шариков, получивший большое количество прав и свобод. И тогда у него быстро обнаруживаются эгоистические интересы, он предает и уничтожает и тех, кто ему подобен, и тех, кто его наделил всеми этими правами. Конец этого произведения показывает, что судьба создателей Шарикова предрешена. В своей повести Булгаков как будто бы предсказывает массовые сталинские репрессии 1930-х годов.

Повесть Булгакова «Собачье сердце» многие литературоведы считают политической сатирой на правительство того времени. И вот их главные роли: Шариков-Чугункин - это не кто иной, как сам Сталин (о чем говорит «железная фамилия»), Преображенский - Ленин (тот, кто преобразил страну), доктор Борменталь (беспрерывно конфликтующий с Шариковым) - Троцкий (Бронштейн), Швондер - Каменев, Зина - Зиновьев, Дарья - Дзержинский и т. д.

Памфлет

На собрании литераторов в Газетном переулке, где читалась рукопись, присутствовал агент ОГПУ, который отметил, что такие вещи, прочитанные в блестящем столичном литературном кружке, могут быть намного опаснее, чем выступления литераторов 101 сорта на собраниях Всероссийского союза поэтов.

Булгаков до последнего надеялся, что произведение опубликуют в альманахе «Недра», но его даже не пропустили в Главлит для прочтения, однако рукопись как-то передали Л. Каменеву, который отметил, что это произведение ни в коем случае нельзя печатать, так как оно представляет собой острый памфлет на современность. Потом в 1926 году был обыск у Булгакова, рукописи книги и дневник были изъяты, автору их вернули только через три года после ходатайства Максима Горького.

Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая 1891, Киев, Российская империя - 10 марта 1940, Москва, СССР) - русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Михаил Булгаков родился в семье доцента (с 1902 года - профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, в Киеве. В семье было семеро детей

В 1909 году Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 году получил диплом об утверждении "в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами".

В 1913 году М. Булгаков вступил в свой первый брак - с Татьяной Лаппа. Их денежные трудности начались уже в день свадьбы. По воспоминаниям Татьяны, это ощущается явственно: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже - я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье - пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего - нарциссов…». Отец Татьяны ей в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит - ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“»

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.
С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков перестаёт употреблять морфий.
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики.В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем - в Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка воевал на Сев. Кавказе. Активно печатался в газетах. Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года заболел тифом и из-за этого не смог уйти в Грузию, оставшись во Владикавказе.

В конце сентября 1921 года М. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами и журналами.
В 1923 году М. Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая в 1925 году стала его новой женой.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом прошла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину, несколько раз посещавшему её представления. В своих выступлениях И. Сталин то соглашался с тем, что «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш», то утверждал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте положительное для коммунистов. Одновременно в советской прессе началась интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных.
В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».
В 1928 году у М. Булгакова возник замысел романа о дьяволе, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей и последней женой в 1932 году.
К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных». В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1932 году на сцене МХАТа состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. Опыт работы во МХАТе отразился в произведении Булгакова «Театральный роман» («Записки покойника»), где выведены многие сотрудники театра под изменёнными именами.
В январе 1932 года И. Сталин вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось.

В 1936г Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик.

В 1939 году М. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене исправления к последнему варианту романа «Мастер и Маргарита». Правка, однако, автором закончена не была.
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался.
М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Роман «Мастер и Маргарита» был впервые опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, спустя двадцать шесть лет после смерти автора, и принес Булгакову мировую известность. Посмертно был также опубликован «Театральный роман» («Записки покойника») и другие произведения Булгакова.

на основе статьи из ru.wikipedia.org

Булга́ков Михаи́л Афана́сьевич (3 (15) мая 1891, Киев - 10 марта 1940, Москва) - русский советский писатель, драматург и театральный режиссёр. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Биография и творчество

Выдающийся русский советский писатель и драматург, известный также произведениями других жанров; один из самых значительных авторов советской литературыры, занимавший в ней особую, независимую позицию и оказавший на нее влияние (в осн. посмертное), к-рое трудно переоценить.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился на Воздвиженской улице в Киеве 3(15 мая) 1891 г. в многодетной семье (четыре дочери и трое сыновей) профессора церковной истории Киевской духовной академии. А умер в Москве, на ул. Фурманова, 10 марта 1940 г., продолжая «сколько хватает сил» править роман «Мастер и Маргарита» (1928- 1940), впитавший многие - неотделимые от судьбы - мотивы творчества, растущие из глубин мировой литературы и Библейского контекста.

Домом для М.А.Булгакова был Киев, здесь он учился в Первой киевской гимназии (1901-1909), огорчая мать приступами отроческой самостоятельности, а затем на медицинском факультете Киевского университета (1909-1916). Здесь он получил звание «лекаря с отличием» («Автобиография», 1924), а ранее, в 1913 г., повенчался с юной Т.Н. Лаппа. В родительском доме были написаны первые рассказы. Частой гостьей Булгаковых была бабушка со стороны матери - А.И. Турбина. Смерть матери, весна, май и вишневые деревья окажутся для Турбиных («Белая гвардия») символами Дома, в который нет возврата в революционную распутицу, превратившую жизнь самого Булгакова в затянувшуюся Страстную неделю, четыре дня из которой (с Великой Среды по Великую Субботу, включая Пасхальный рассвет) описаны в «Мастере и Маргарите». Те же символы - смерть героев, май, зацветающие вишни, надежда обрести дом и покой - повторятся в развязке его последнего романа. Воланд манит миражом утраченного дома, но способен лишь лишить героев Светлого Воскресения.

Послереволюционный Киев - особый хронотоп в творчестве Булгакова, в котором его герои переживают вечные коллизии любви, чести, долга пред Царем и Отечеством. Семья и дом - духовная опора, которой нет вне Киева. За его пределами Булгаков становится не столько провидцем, сколько изобретателем полных реминисценций (из Пушкина , Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского , Чехова , Мольера, «Фауста» Гете и Гуно, Гофмана, Андерсена и др.) сюжетов для героев-одиночек, словно принявших 15 капель гомеопатического раствора Ивана Васильевича («Театральный роман»), позволяющих не чувствовать, что в шутовском обличье является рок. Ад приучает жить в атмосфере апокалипсического фарса. Сверхъестественное зло парализует волю, повергая в безволие смеха, морфия или сна.

В борьбу с болезнями и «тьмой египетской» в душах людей Булгаков вступил летом 1916 г., когда, ускоренным выпуском окончил университет Св. Владимира, работал в прифронтовых госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. В 1916-1917 гг., освобожденного по болезни от призыва, Булгакова назначают доктором в земскую больницу села Никольского Смоленской губернии, затем переводят в Вязьму. Здесь, в глухой провинции, он начинает работать над «Записками юного врача», само название которых указывает на влияние не обычайно популярных «Записок врача» В.В.Вересаева (1901).

Революция застала Булгакова в Вязьме, но уже в начале 1918 г., он едет через Москву, где надеется освободиться от военной службы и пристрастия к морфию, в Киев. В родной город Булгаков прибудет в марте 1918 г. и попытается заняться частной врачебной практикой и творчеством, станет свидетелем десяти из четырнадцати переворотов («Киев-город», 1923) - причем каждая новая власть постарается призвать его на службу, - узнает о расстреле царской семьи, а в августе 1919 г., после взятия Киева генералом Деникиным, будет мобилизован в Белую гвардию и отправится на Северный Кавказ военврачом, сочиняя в поезде рассказ, опубликованный в ненайденном номере газеты.

Первой публикацией Булгакова считается газетная статья «Грядущие перспективы» (г. Грозный. 1919. - № 47. - Ноябрь.), в которой звучат нотки неприятия революции с монархических позиций.

Но в 1919 г. в душе Булгакова произошел переворот: во Владикавказе деникинцы бросили слегшего с тифом молодого писателя, и он решился сотрудничать с новой властью.

В 1920-1921 гг. Булгаков работает во владикавказском подотделе искусств, читает лекции о Пушкине и Чехове , пишет пять пьес для местного театра. Три из них будут поставлены. Но затем Булгаков, еще недавно стремившийся к постановкам в Москве , уничтожит рукописи. Уцелеют лишь написанные в соавторстве с Ю.Л.Слезкиным «Сыновья муллы». Несовершенное должно гореть. Едва ли Булгакова мог порадовать в те дни афоризм Воланда «рукописи не горят» - не горят лишь договоры с ним, которые уничтожаются не огнем, а покаянием. В отличие от своего Мастера Булгаков не писал в соавторстве с Воландом, хотя это искушение преследовало его. Творчество - всегда договор с Богом или дьяволом. Оно либо окрыляет, либо тяготит творца. Булгакова порой тяготили созданные им образы, например покончивший собой Хлудов в ранней редакции (1933 и 1934) «Бега». Максудов, автобиографический герой «Театрального романа» (1936-1939), при свете адского огня в электрической печке и отсветах болезненно-прозорливого воображения, уже явно заключает договор со своим Воландом - с управляющим материальным фондом театра Гавриилом Степановичем, призывавшим о душе подумать.

На Кавказе Булгаков продолжал мечтать об эмиграции. В дальнейшем великий Исход интеллигенции из России утратит для писателя библейское звучание и масштаб и - отчасти под влиянием эмигрантских воспоминаний Л.E. Белозерской-Булгаковой, второй жены писателя, - превратится в тараканьи бега. («Бег», 1926-1937).

В последние дни своего пребывания на Кавказе Булгаков встречается с О.Э. Мандельштамом , который, видимо, повлиял на его решение уехать в Москву.

Итак, в конце 1921 г. Булгаков оказался в столице. Устроился при помощи Н.К. Крупской секретарем в Литературный отдел Главполит-просвета при Наркомпросе. Но это Лито недолго просуществовало в нэповской Москве. В поисках заработка, в хлопотах о получении жилья Булгаков не оставлял мысли завершить начатый во Владикавказе большой роман. В трудный момент, с письмом на имя Ленина, Булгаков является на прием в Наркомпрос. И вновь, уже после смерти Ленина, молодому писателю помогает Н.К. Крупская: Булгаков (с первой женой) получает право на жилье в коммунальной квартире № 50 в доме на Садовой, распахнувшей перед ним свои двери и нравы, многократно описанные в рассказах, фельетонах, «Мастере и Маргарите».

Сменив множество профессий (конферансье, инженер...), Булгаков уже весной 1922 г. начинает печататься в «Рабочем», «Рупоре», «Железнодорожнике», «Красном журнале для вех», «Красной ниве». Становится постоянным фельетонистом газеты «Гудок», работая над «четвертой полосой» с В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым, И. Бабелем и Ю. Олешей. Пишет для берлинской газеты «Накануне» (редакторы коей Ю.В. Ключников и Ю.Н. Потехин были в числе авторов сборника «Смена вех», обосновывавшего сближение эмиграции с Советской Россией). В воскресном литературном приложении к газете, выходившем под редакцией А.Н.Толстого, в 1922 г. напечатаны «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Красная корона» и «Чаша жизни» Булгакова.

Удивительно чуткий к искажениям человеческой природы, Булгаков в 1923-1925 гг. создает «Дьяволиаду» (1924) и «Роковые яйца» (1925), опубликованные Н.С. Ангарским в альманахе «Недра», «Собачье сердце»(1925). (Последняя рукопись наряду с дневником была изъята при обыске квартиры Булгакова 7 мая 1926 г. и возвращена после хлопот Горького и Е.П. Пешковой, а также после попытки Булгакова демонстративно выйти из Всероссийского союза писателей.). О первых повестях Е.Замятин отозвался как о «фантастике, корнями врастающей в быт».

Метафорой преображения человеческого материала в Советской России стал эксперимент профессора Преображенского, пересадившего Шарику гипофиз человека. Не подобного ли «гомункулуса» предстоит создавать Мастеру. У Булгакова чудовищ порождает сон Сердца, а не Разума.

Знаком творческой зрелости Булгакова явился роман «Белая гвардия» (1925, 1929). В Турбиных Булгаков возрождает редкую сердечную проницательность и интуицию добра и зла - ту зрелость душевную, которая не позволяет Гражданской войне расторгнуть семейные узы. В 1926 г. в содружестве с МХАТом Булгаков пишет на основе романа пьесу «Дни Турбиных», премьера которой состоялась 5 октября 1926 i Пьесу ждал зрительский успех и разгром критики, особенно рапповской, испугавшейся «антисоветских» настроений автора. В результате в 1929 г. пьесу сняли с репертуара. Мхатовская постановка была возобновлена лишь в 1932 г. «Контрреволюционный» спектакль выдержал почти тысячу (987) представлений. Его многократно посещал Сталин .

На рубеже 20-30-х гг. в печати развернулась травля писателя, пьесы его не ставились, произведения не печатались. Средств к существованию не было. В «Письме правительству» (1930 г.) Булгаков просит предоставить ему работу или отпустить за границу. 18 апреля 1930 г. Сталин ответил телефонным звонком: Булгаков получил должность режиссера МХАТа, где проработал до 1936 г. История взаимоотношений с театром положена в основу незавершенного «Театрального романа» (1936-1939). 2 октября 1937 г. Булгаков пишет Борису Асафьеву: «За семь последних лет я сделал шестнадцать вещей разного жанра, и все они погибли. Такое положение невозможно...»

Кроме «Дней Турбиных», пьесы Булгакова либо быстро сходили со сцены («Зойкина квартира», театр Вахтангова, 1926; «Багровый остров», Московский Камерный театр, 1928; «Кабала святош (Мольер)», МХАТ, 1936; инсценировка «Мертвых душ», МХАТ, 1932), либо репетировались, но не были доведены до премьеры («Бег», 1926-1937; «Адам и Ева», 1931; «Блаженство», 1934; пьеса о молодом Сталине «Ба-тум», 1939), либо были поставлены лишь после смерти автора («Александр Пушкин», инсценировки «Полоумный Журден», «Война и мир», «Дон Кихот»). Ни одна из пьес или инсценировок Булгакова не была опубликована при его жизни. Не напечатана и написанная по заказу для задуманной Горьким серии «Жизнь замечательных людей» «Жизнь господина де Мольера» (1932-1933), символически разделенная на 33 главы и впервые называющая гения мастером.

В 1936-1940 гг. Булгаков работал либреттистом-консультантом в Большом театре, создавая либретто опер на музыку В.П. Соловьева-Седова, И.О. Дунаевского и др.

Взаимоотношения гения и власти стали одной из центральных тем в творчестве зрелого Булгакова. Будучи не от мира сего, творец остро чувствует враждебность мирового закона и ищет спасения у царственной Прихоти - тени Неисповедимости Божьей. Союз гения с властью превращает его в Фауста, борьба с Князем мира сего - делает его подражателем Христу. Гений Булгакова всегда на распутье, всегда между Фаустом и Христом, а последнее обращение к авторитету власти закончилось для Булгакова трагически. Во МХАТе решили поставить к 60-летию Сталина пьесу «Батум», которая была запрещена. Пресса обвинила Булгакова в желании любой ценой наладить отношения с властью. Нападки и клевета в прессе привели к обострению его болезни и смерти.

В роду М. Булгакова были священники, от которых он получил странное наследство - долг вести духовную брань. «Мастер и Маргарита» - энциклопедия искушений. Пройдя сквозь круги цензурного ада, Булгаков создает маргинальный сюжет, в котором цензурируемым текстом оказывается само Евангелие, цензором - черный богослов, «вдохновивший» Л. Толстого и Ренана.

В романе нет евангельского Христа. Создавая Га-Ноцри, Булгаков снимает антитезу Фауста и Христа: герой не борется с Князем мира сего (в мистическом и социальном смысле) и не получает от него помощи. Иешуа - преображенный автобиографический герой Мастера, воображение которого парализовано Воландом, внушающим мысль о мессианском достоинстве гения. Мастер - гений, впавший в прелесть и не столько себя уподобляющий Христу, сколько мечту о Христе - себе. Искушение видеть в себе Христа (вспомним Блока, Пастернака и Высоцкого) велико, ибо писатель одинок в нарочито уродливом социалистическом мире, бытие которого достойно осуждения даже на основании «заповедей» «отцензурированного» Евангелия, ибо в булга-ковской Москве, в отличие от Иешуа, никто не называет своего ближнего «добрым человеком». Эти слова «евангелия» тоже уловка Волан-да, создающего все новые поводы для осуждения человечества. Искушение гениев состоит в том, что они воспринимают не смерть за мир, а жизнь в падшем мире как свою Голгофу. За несколько дней до смерти Булгаков несколько раз перекрестил себя и жену и произнес, имея в виду роман: «Чтобы знали...». А сегодня, может быть, и нам предстоит узнать на страницах романа сокровенные истины, помогавшие Булгакову сохранить христианское сердце в атмосфере черной мессы 30-х гг.

«Мастер и Маргарита»

Главное произведение Булгакова и одно из художественных достижений русской и мировой лит-ры 20 века - многоплановый филосовско - фантастический роман «Мастер и Маргарита» - создавался в 1929-1940 гг. и до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей; неразмноженная рукопись была чудом сохранена (как бы доказывая справедливость булгаковского: «Рукописи не горят!"), а первая публикация романа и оперативные переводы на многие языки придали творчествуву Булгакова «мировой резонанс» (М. Чудакова).

Жанр романа, его уникальная многослойная структура, делающая книгу доступной для читателей с различным уровнем культурного багажа (в т.ч. разной степенью знаний в области философии и религии) - эту открытость, принципиальную «неэлитарность» произведений Булгакова хорошо подметил и обосновал в своих работах критик А. Зеркалов; разбросанные по тексту многочисленные аллюзии, литературные, исторические и культурные ассоциации, - вызвали широкий веер интерпретаций (от «иконоборческого» до «христианско - апологетического» и «мистического») и неутихающую по сей день полемику.

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: посещение дьяволом со свитой Москвы 1930-х гг. и трагическая, воспринимаемая как автобиографическая, история писателя, автора романа об Иисусе Христе; при этом евангельская (точнее, квази-евангельская) линия разработана более тщательно и художественно близка к совершенству, в то время как «московские» страницы иногда грешат фельетонностью (хотя в целом все равно остаются вершиной отечественной сатирической прозы). Роман пронизывает особая авторская концепция гуманизма, Булгаков размышляет о пределах нравственной стойкости, о вечной загадке любви, о противостоянии художника (в более широком плане - мессии) и обывательства. При всей сложности роман Булгакова за прошедшие четверть века стал одной из самых поп. и читаемых книг на родине писателя (неоднократные экранизации в ряде стран оказались неудачными).

Булгаковым также предприняты попытки использования фантастических тем и сюжетов в драматургии, однако его фантастастические пьесы не увидели свет при жизни. Тревожные мысли о грядущем самоуничтожении человечества в мировой войне составляют фон «Адама и Евы»; «пародию на Ж. Верна « (а по сути - на весь «социалистический эксперимент») представляет пьеса «Багровый остров».

В двух пьесах Б. - «Блаженство» и «Иван Васильевич» - применен прием путешествий во времени: в первой (малоудачной) современники перебрасываются в будущее; во второй - в прошлое; вторая повесть экранизирована («Иван Васильевич меняет профессию»).

В 1980-е гг. Б. стал одним из самых издаваемых авторов у себя на родине; все его произв. вошли в Собр. соч. в 5 тт. (1989-1990).

Произведения Михаила Булгакова

  • Грядущие перспективы (1919)
  • Киев-город (1923)
  • Белая гвардия (1922-1924)
  • Записки на манжетах (1923)
  • Роковые яйца (1924)
  • Вьюга (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Звёздная сыпь (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Зойкина квартира (1925), в СССР опубликована в 1982 году.
  • Крещение поворотом (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Полотенце с петухом (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Пропавший глаз (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Тьма египетская (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Собачье сердце (1925), в СССР опубликована в 1987 году.
  • Стальное горло (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Дни Турбиных (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия») (1925), в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году.
  • Зойкина квартира (пьеса), поставлена в 1926.
  • Морфий (1926)
  • Трактат о жилище. Сборник рассказов (1926)
  • Бег (1926-1928)
  • Багровый остров (1927)
  • Мастер и Маргарита (1929-1940), в СССР опубликован в 1966 году.
  • Кабала святош (1929)
  • Блаженство (сон инженера Рейна) (1934)
  • Последние дни (Пушкин) (пьеса в четырех действиях) (1935)
  • Иван Васильевич (1936)
  • Мольер (Кабала святош) (постановка) (1936)
  • Записки покойника (Театральный роман) (1936-1937), в СССР опубликован в 1965 году.
  • Батум (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь») (1939)

Экранизации произведений

  • Пилат и другие (Мастер и Маргарита) (ФРГ, ТВ-фильм, 1972, 90 мин.) - реж. Анджей Вайда
  • Мастер и Маргарита (Югославия - Италия, художественный фильм, 1972, 95 мин.) - реж. Алекса́ндр Пе́трович
  • Мастер и Маргарита (Польша, телесериал, 1989, 4 серии 370 мин.) - реж. Мачек Войтышко
  • Incident in Judea (Мастер и Маргарита) (Великобритания, ТВ-фильм, 1991) - реж. Пол Брайерс
  • Мастер и Маргарита (Россия, художественный фильм, 1994, 240 мин./125 мин.) - реж. Юрий Кара
  • Мастер и Маргарита (Россия, ТВ-спектакль, 1996, 142 мин.) - реж. Сергей Десницкий
  • Мастер и Маргарита (Венгрия, короткометражный фильм, 2005, 26 мин.) - реж. Ибойя Фекете
  • Мастер и Маргарита (Россия, телесериал, 2005, 10 серий, 500 мин.) - реж. Владимир Бортко
  • Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1 (Израиль, анимационный фильм, 2010, 33 мин.) - реж. Терентий Ослябя
  • Собачье сердце (Россия, художественный фильм, 1988, 131 мин.) - реж. Владимира Бортко
  • Cuore di cane (Собачье сердце) (Италия, художественный фильм, 1975) - реж. Альберто Латтуада
  • Бег (по мотивам произведений: Бег, Белая гвардия, Чёрное море) (СССР, художественный фильм, 1970, 196 мин.) - реж. Александр Алов, Владимир Наумов
  • Дни Турбиных (СССР, художественный фильм, 1976, 223 мин.) - реж. Владимир Басов
  • Иван Васильевич меняет профессию (Иван Васильевич) (СССР, художественный фильм, 1973, 87 мин.) - реж. Леонид Гайдай
  • Роковые яйца (Россия, художественный фильм, 1995, 117 мин.) - реж. Сергей Ломкин
  • Морфий (по мотивам произведений: Записки юного врача, Морфий) (Россия, художественный фильм, 2008, 112 мин.) - реж. Алексей Балабанов
  • Записки юного врача (по мотивам произведений: Записки юного врача) (Россия, художественный фильм, 1991, 65 мин.) - реж. Михаил Якжен
  • История болезни (по мотивам произведений: “Красная корона”) (Россия, художественный фильм, 1990, 40 мин.) - реж. Алексей Праздников



Top