Древнеиндийская модель сознания - современная интерпретация. Социальная структура древней индии

3. Решите задачу: В суд г. Шоле обратилась гражданка О с иском к гражданину Н о признании им ребенка, родившегося якобы от него 1 декабря 1818 г. Гражданин Н категорически отказался признавать ребенка своим, мотивируя это тем, что в период с 5 по 18 мая 1818 г. он находился в реанимации больницы г. Шоле, о чем свидетельствуют представленные документы. Обоснуйте решение суда в соответствии с Гражданским кодексом Франции начала XIX в.

4. Решите задачу: Разбогатевший на военных поставках Густав Плисонье решил украсить свой дом собранием ценных предметов искусства. За немалые деньги он летом 1804 г. приобрел у антиквара картину Ватто, но вскоре выяснил, что выплаченная им сумма чуть ли не вдвое превосходила ту, за которую сам мошенник-антиквар приобрел это полотно у обедневшей дворянской фамилии. Какое решение вынесет французский суд по иску месье Плисонье, согласно Гражданскому кодексу французов 1804 г.?

При подготовке к первому вопросу необходимо выяснить, какие деяния в Древнем Риме рассматривались как преступления, что отграничивало их от частноправовых деликтов, какие из уголовных преступлений упоминаются в «Законах XII таблиц». Далее необходимо определить, какие виды наказаний предусматривало римское право, принципы назначения наказания, использовался ли при этом принцип талиона, влиял ли на тяжесть наказания социальный статус потерпевшего и преступника, учитывалась ли вина, формы соучастия, рецидив.

Во втором вопросе рекомендуется на основе анализа конституционных норм составить схему «Система органов государственной власти и управления» сопроводив ее комментарием по порядку формирования (как избираются, назначаются; кем; на какой срок) и функционирования (полномочия и взаимодействие между собой). Также необходимо освятить вопрос о форме государства (форма правления, форма политического режима, форма государственного устройства).

Для решения казуса необходимо ознакомиться с основными положениями Гражданского Кодекса Франции 1804 г., особенно в отношении брачно-семейного и гражданско-процессуального права.

Вариант 15

1. Представьте характеристику правового положения основных групп населения по «Законам Ману».

2. Изобразите схематично государственный механизм «третьего рейха» в гитлеровской Германии.

3. Решите задачу: Гражданин М и его сын прогуливались по набережной р. Сены г. Парижа. М поскользнулся, неловко взмахнул рукой, в которой была прогулочная трость, и острием трости проткнул шею сыну, который здесь же и скончался. Суд присяжных заседателей приговорил М к смертной казни, ссылаясь на ст.13 и 302 УК Франции 1810 г. Прокуратура оспорила это решение. Кто прав?

4. Решите задачу: Окончательно рассорившись с сыновьями Пьером и Луи, вдова богатого виноторговца Франсуаза Шерпантье в сердцах составила новое завещание, которым объявила единственным своим наследником внебрачного сына Жака. Естественно, по кончине матушки законные дети оспорили завещание в суде. Какое решение должен вынести суд согласно Гражданскому кодексу французов 1804 г.?

Для ответа на первый вопрос необходимо определить, деление на какие социальные группы «Законы Ману» считают наиболее значимым для общественной жизни? Почему на первый план в Древней Индии вышли варновые, а не классовые различия. Далее следует дать характеристику происхождения варнового строя, порядок приобретения варнового статуса, иерархию варн. При анализе статей, определяющих правовой статус различных варн, необходимо обратить внимание на права и привилегии, а также ограничения по роду деятельности, участию в правоотношениях, общественной и экономической жизни, юридической ответственности. При этом особое внимание следует уделить характеристике рабства в Древней Индии и определить, почему оно не получило такого широкого распространения, как в других странах?

По второму вопросу на основе анализа рекомендованной литературы и на основе правовых актов следует составить схему «Система органов государственной власти и управления» сопроводив ее комментарием по порядку формирования (как избираются, назначаются; кем; на какой срок) и функционирования (полномочия и взаимодействие между собой). Необходимо также определить причины установления фашистского режима.

Для решения казусов рекомендуем внимательно ознакомиться с положениями Уголовного Кодекса Франции, в особенности касающихся видов и групп преступлений, а также Гражданского Кодекса Франции 1804 г., посвященного, в том числе, вопросам семьи и наследования.

Й СЕМЕСТР

Важным этапом в изучении курса «История государства и права зарубежных стран» является написание контрольной работы по данному предмету.

Контрольная работа должна активизировать самостоятельное изучение студентом курса истории государства и права зарубежных стран и проверить его способность применять полученные знания к решению конкретных правовых вопросов.

Контрольная работа состоит из двух видов заданий: написание реферата по предложенной теме и решение двух задач (казусов). Из предлагаемых пяти вариантов нуж­но самостоятельно выбрать один вариант в соответствии с таблицей. Если по различным причинам у студентов возникают проблемы с написанием реферата по предложенной теме, то они могут взять резервную тему (тема 6).

Контрольная работа должна содержать четкие, последователь­ные, аргументированные ответы на вопросы.

Пересказ материала, заведомо не имеющего отношения к теме казуса, не нужен.

Работа будет зачтена при условии изучения рекомендованных первоисточников. Нужны конкретные ссылки на соответствующие нормы права и другие историко-юридические документы.

Объем контрольной работы - около 15 страниц. Она должна быть выполнена аккуратно, быть удобочитаемой, без грамматиче­ских и стилистических ошибок. В конце следует привести список использованной литературы, поставить подпись и дату.

Время представления работы указано в учебном плане факультета.

Варианты контрольных работ

ВАРИАНТ I

Казус 1.

В доме бюргера был схвачен с поличным вор. В суде выяснилось, что он впервые совершил кражу (мелкую) и не имеет средств, чтобы уплатить потерпевшему штраф.

Какой приговор ожидает его по Каролине?

Методические указания.

Непосредственному решению казуса должна предшествовать характеристика уголовного права по Каролине. Особое внимание следует уделить рассмотрению такой категории преступлений, как преступления против собственности.

Литература

  1. История государства и права зарубежных стран/ под. ред. К.И. Батыра. М., 2008 Глава 11, пар. 5.
  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М., 2008 Т. 1

Казус 2.

К началу Великой французской революции крестьяне деревни Ваккевилль обязаны были уплачивать своему сеньору графу Н. ценз со своих земельных участков и натуральный оброк – шампар. В августе 1789 г., узнав, что Национальное собрание окончательно упраздняет феодальный порядок, крестьяне уничтожили архив графа Н., сожгли документы, где были записаны их повинности, и отказались от их уплаты. Граф Н. обратился к властям с требованием принять меры для подавления беспорядков.

Как разрешится вопрос о соответствии с законодательством первого этапа революции? Когда во Франции были упразднены феодальные повинности крестьянства?

Методические указания.

Ответ на вопросы казуса требует изучения и анализа антифеодального аграрного законодательства, трех этапов восходящего развития Великой французской революции. Необходимые правовые первоисточники (в выдержках) Вы найдете в нашей «Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран». Отвечая на первый вопрос казуса, следует также использовать декрет Национального собрания от 10 августа 1789 г. о подавлении беспорядков.

Литература

  1. История государства и права зарубежных стран / под. ред. К.И. Батыра. М., 2008. Глава 17, пар. 1.
  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ под ред. К.И. Батыра. М., 2008. - Т. 2.
  3. Поликарпова Е.В. Антифеодальное аграрное законодательство Великой французской буржуазной революции. М., 1987.

Принадлежность к той или иной касте - точнее к высшей или низшей, определяла совокупность прав и обязанностей индивида в обществе и государстве. Закрепленное законом неравенство было свойственно многим народам древности, но такого законченного, как в Индии, не было, пожалуй, нигде. Оно было наилучшим в тогдашних исторических условиях способом узаконения классового господства брахманов и кшатриев.

Определение каст в законах Ману интересно, прежде всего, той точностью, с которой оно устанавливает фундаментальные типы людей, а также поразительной психологической точностью описания этих типов. В Законах Ману говориться «А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшья и шудру» Стих 1. 31 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С 22. .

Эта шлока указывает, во-первых, на то, что человечество в его нынешнем виде создано для некой космической цели и играет определенную роль в жизни миров, во-вторых, на аналогию между человечеством и Брахмой. Эта идея представляет собой то же самое, что и библейское сказание о сотворении человека, которого Бог сотворил по своему образу и подобию.

Правовое положение высших каст

К высшим кастам относились жреческие и военно-земледельческие касты. Самой «высокой», «чистой» кастой были брахманы - жрецы и священнослужители. Формированию касты жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. При этом, брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение занимали наиболее почетное место в обществе. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятием было - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Ему принадлежит все, что он видит, он может «потребовать все, что захочет» (по крайней мере, в рамках закона). Наблюдение за сменой времен года, разливами рек и прочими явлениями, наблюдение, столь необходимое для руководства общественно-экономической жизнью, являлось ещё одной функцией жрецов.

В Законах Ману о брахманах говориться так: «Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными - люди, между людьми - брахманы». «Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы занимает высшее место на земле как владыка всех существ» Стих I. 96,99 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С 31.

Законы Ману закрепляли правовое положение брахманов следующим образом.

1. Основным занятием брахманов является изучение Веды, обучение других людей, жертвоприношения за себя и за других, раздача и получение милостыни.

2. В деятельность брахманов не входит никакая борьба. Брахман не должен бороться за что-либо материальное. Он только принимает то, что ему дают. Все виды внешней борьбы принадлежат войнам и ремесленникам.

3. Брахманы освобождались от всех налогов, повинностей и телесных наказаний. Личность брахмана была неприкосновенна. Брахман должен был говорить правду или молчать, показывать пример в безупречном поведении, избегать эмоций, пустой болтовни, гнева, жадности... и не общаться с отверженными и шудрами. Если к нему прикасался шудра, то брахман должен был немедленно совершить обряд очищения.

4. Мощь брахманов была гораздо сильнее мощи царя - они могут сами наказывать врагов, разгневанные, они могут уничтожить и царя «вместе с войском и перевозочными средствами». Царь должен начинать свой день с почтения брахманов «Царю следует одаривать по достоинству всякого рода драгоценностями сведущих в Веде брахманов, а за исполнение ими жертвоприношений - жертвенными дарами» Стих XI. 4 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С. 73. . «В конце жизненного пути царю надо раздать брахманам все достояние, приобретенное штрафами».

5. Брахман мог уверенно присваивать имущество низших каст.

6. Законы Ману, относящиеся к браку, исполнены глубокого смысла. В поучениях о браке Законы Ману, говорят о том, что происходит или может произойти в результате неправильного союза людей разных каст, т.е. различных по своей внутренней природе. В законах Ману особенно подчеркиваются те отрицательные результаты, которые проистекают из союза мужчин с более высоким внутренним развитием (из «высших каст») с женщинами низкого развития (из «низших каст»), или из союза женщин высших каст с мужчинами низших каст. Поэтому Брахман должен брать в жены девушку только из касты брахманов

7. Брахманы пользовались привилегиями и при назначении наказаний. Например, вместо смертной казни брахману обривают голову, и «даже погрязшего в пороках, его можно только изгнать из страны со всем его имуществом». Виновного в лжесвидетельстве брахмана нельзя, как членов других варн, пытать или штрафовать - можно только изгнать невредимым. При разногласии в показаниях свидетелей на суде, царю также следует предпочесть мнение брахмана. При этом Законы Ману гласят, что нет большего греха, чем убийство брахмана.

«Законы Ману» определяют также требования, предъявляемые к брахманам. Брахман не должен быть ни жадным приобретателем, ни напыщенным гордецом, он должен быть прямым и честным, добрым и гостеприимным. Чем бы он ни занимался, его занятия должны быть безупречными. При встречах и беседах с представителями низших каст он должен быть дружески к ним настроен. Заповедь ахимсы («Не убивай живых существ и не причиняй им вреда») он должен соблюдать самым строжайшим образом. Однако ему разрешено совершать убийства живых существ во время жертвоприношений и употреблять в пищу мясо, оставшееся после жертвоприношения.

Первую четверть своей жизни он проводит в родительском доме и в доме своего учителя; во второй четверти он уже отец семейства; в начале третьей четверти, когда у него появляются внуки, он должен уйти из дома и стать лесным отшельником; в течение четвертой четверти он должен развязать последние узы, связывающие его с жизнью, и как аскет сконцентрировать свой ум на единственной задаче: достичь соединения с Брахманом.

С помощью высокого настроя мыслей поддерживает он достигнутую им свободу от мира. В его словах звучит сама истина, сердце его полно чистоты. Если даже ему придется испытать оскорбления, он не должен никого презирать, не должен ни к кому питать ненависть. На гнев он не должен отвечать гневом, своему оскорбителю он должен отвечать добрым словом Бонгард-Левин Г.М. Индия в Древности. - М.: Наука, 1985, С.315.

К высшей касте принадлежали и кшатрии - воины, военная и светская аристократия, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Особая воинская верхушка, - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта каста иногда пополнялась местными вождями и главами родовых групп. Нужно отметить, что жрецы были заняты, в первую очередь, потусторонним, и стояли выше кшатриев только в том смысле, что требовали от тех подчинения их высшим началам. А с точки зрения земных дел - особенно социального устройства - кшатрии являлись в полном смысле слова первыми и главными, они образовывали полноценную и законченную элиту древнеиндийского общества. Воины, военная аристократия выдвигали из своей среды королей, царей, вождей, которые в максимальной стадии развития государства и становятся в конечном итоге императорами.

Вообще в «Законах Ману» большое внимание уделено вопросам военного искусства, и они являются одной из первых попыток теоретического обобщения древнего боевого опыта индийских деспотий. По «Законам Ману» войско вверялось полководцу, казна и управление государством - царю. Войско, прежде всего, осуществляло «контроль» за подданными и обеспечивало подавление угнетенных и эксплуатируемых масс.

Правовое положение воинов в законах Ману определяется следующим образом:

1. Воины могут изучать Веду, но в отличии от брахманов они не могут обучать других, воины могут давать милостыню, но опять же в отличии от брахманов не могут принимать ее, они могут совершать жертвоприношения за себя, но не за других.

2. Вся деятельность воинов совершается ради других, они должны охранять народ и управлять им.

3. Воины повинуются только брахманам.

4. Только воины могли носить оружие, другие «дваждырождённые» могли браться за оружие только когда для них «наступает время бедствий.

5. Законы Ману указывают семь возможных способов возникновения права собственности: «Существуют семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение (милостыни) от добродетельных» Стих.X 115 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С. 53.

Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый - только для кшатриев.

6. Различия в правовом положении кшатриев, брахманов и других каст проявлялась ив договорном праве, которому Законы Ману уделяют много внимания. Был установлен, в частности, максимальный размер процентов по займам (2 % в месяц для брахмана, 3 % - для кшатрия, 4 % и 5 % для остальных каст). При наличии нескольких кредитов устанавливалась очередность в уплате долга - прежде всего следовало расплатиться с государством и брахманом.

В брачно-семейных отношениях также учитывалась принадлежность к той или иной касте. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же касте что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей касты, но женщины из высшей касты, вступать в брак с мужчиной из низшей группы запрещалось

В главе 7 Законов Ману очень подробно описаны дхармы царя, излагается какой образ жизни должен вести царь, каково его происхождение и каким путем он может достигнуть наивысшего успеха.

Царь должен: быть храбрым в сражении, защищать народ и подчиняться брахманам, быть всегда готовым к войне, показывать свою силу, скрывать свои секреты и подмечать слабые стороны врага. Царь должен «как цапля пусть обдумывает дела, как заяц- бежит прочь, как волк- хватает добычу и как лев- проявляет силу» Стих VII. 106 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С. 41. Но самое главное - это сохранение военной тайны. «Тот царь, тайных планов которого не узнают другие люди... завладеет всей землей, хотя бы у него была бедная казна».

Но главной задачей царя являлась охрана его поданных, за что он имел право назначить им налог (бали), однако он должен был быть умерен в его сборах. Также ему вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов, он являлся опекуном всех малолетних, больных, вдов. Царю предписывалось почитать брахманов, знающих Веды и поступать по их совету. Царь также назначал ряд должностных лиц и контролировал их деятельность.

«Законы Ману» предъявляют требования и к царю. Например: эффективно воздействуют только наказания, исходящие от царя, который сам добродетелен. «Лишь тогда, когда царь постарается овладеть своими чувствами, сможет он поддерживать своих подданных в повиновении». Он должен держаться подальше от охоты, от игры в кости, от дневного сна, от злословия, от женщин, вина, танцев, музыки и ненужных поездок. «Надо тщательно избегать пороков, имеющих плохой конец - десять, порожденных желанием, и восемь, порожденных гневом. Ведь царя, приверженного к порокам, порожденным желанием, покидают богатство (artha) и дхарма, но приверженного к порокам, порожденным гневом, - даже душа. Охота, игра в кости, спанье днем, злословие, женщи- ны, пьянство, пение, музыка, танцы и бесцельное путешествие - группа из десяти пороков, порожденных желанием. Доносительство, насилие, вероломство, зависть гневливость, нарушение прав собственности (arthadusana) и оскорбление словом и палкой - группа из восьми пороков, порожденных гневом» Стих VII 45-48. Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С39.

У старых брахманов должен он научиться скромности. Он должен воздерживаться от насильственных действий и не должен присваивать себе имущество своих подданных неправедным путем». Он должен быть мягким правителем по отношению к тем, кто занимает в обществе низкое положение. Он должен прощать тех, кто, попав в беду, оскорбляет его. «Как земля поддерживает все существа, так и царь должен поддерживать всех своих подданных». Он должен постоянно заботиться о том, как защитить слабых, вдов, бездетных женщин и всех, попавших в беду.

Вывод: Итак, брахманы и кшатрии составляли высшую касту древнеиндийского общества, при этом брахманы стояли все же выше кшатриев по своему правовому положению. Брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Исполнением военного дела занимались кшатрии, их главной задачей была охрана населения и управление им. Именно из числа кшатриев выдвигались цари, которые осуществляли непосредственное управление государственными делами. Законы Ману являлись превосходным идеологическим орудием для порабощения производящих классов и были оценены высшими кастами, окружившими этот сравнительно молодой текст ореолом святости и древности.

Информация для учителя

Вопрос о правах и обязанностях, собственности людей, при­надлежавших к каждой касте, можно изучить, организовав рабо­ту класса по группам. Класс можно разделить на четыре группы, каждая группа получает свое задание (подробнее об организации работы класса по группам см. урок № 14-15). Группы могут рабо­тать с текстом учебника и дополнительно к этому с историческими документами.

В ходе выступления представителей каждой группы класс за­полняет в тетради таблицу.

Название касты

Что имели

Чем занимались

1. Жрецы (брахманы)

2. Знатные воины (кшатрии)

3. Земледельцы (вайшьи)

4. Слуги (шудры) - «неприка­саемые»

4. Работа по группам.



КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3 Вайшьи

Прочитайте Вигасина п. 4 § 21 с. 100-101, Михайловского п. 3 § 19с. 111.

«Законы Ману»:

    Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприноше­ние, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

    Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

    Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (ка­чества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4 Шудры

Прочитайте Вигасина пп. 4 и 5 § 21 с. 100-101.

«Законы Ману»:

    Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.

    Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобожда­ется от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

    Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

    Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убий­ство шудры.

    Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасы­ваться (другими), имуществом их (должны быть) собаки и ослы.

    Одеждами - одеяние мертвых, пища (должна им даваться) в раз­битой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

    Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут вхо­дить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.

Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Д ля проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их под­готовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «индийцы» и «египтяне». Они должны определить сходства и различия в социальном строе Египта и Индии.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.


Ученики, отыскивая сходства и различия между рыцарями и самураями, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетра­дями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументиро­ванными. Для того чтобы таблица представляла собой системати­зированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

    социальные группы;

    причины превосходства одних над другими;

    возможность перехода из одной группы в другую;

    роль государства в социальном строе страны.

По мере предложений учеников учитель должен заполнять таб­лицу, а ученики - переносить ее в тетради. За каждое аргументи­рованное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший наибольшее количество очков, получает пять.

Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую? (Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно.)

      Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 21 Вигасина или § 19 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?» ; прочи­тать легенду о Будде (Вигасин, с. 99), подумайте, какие выводы можно сделать из этого документа; для любознательных: подго­товить сообщение о появлении шахмат; подготовить сообщение о письменности и книгах древних китайцев (1 ученик).

Дополнительный материал

Древнеиндийское рабовладельческое общество состояло из трех классов (рабовладельцы, рабы, свободные мелкие производители). Сво­бодное население делилось на четыре общеиндийских сословия - варны (брахманы - члены жреческих родов, кшатрии - воины, вайшьи - рядо­вые общинники, шудры - неравноправные члены общества), а внутри варн - на множество местных замкнутых каст.

К настоящему времени можно считать установленным, что варны как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем касты. Возникновение варн связано с формированием раннекланового общества на территории Северной Индии. Источники позволяют соотне­сти появление варн с расселением в Северной Индии ариев и разложени­ем у них родо-племенного строя, с выделением аристократии, жречества. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась.

Сословное деление было присуще и другим древним обществам,но в Древней Индии ему характерна прочность, четкость. Объясняют это острой заинтересованностью господствующего класса во внеэкономи­ческом принуждении трудящихся в условиях этой страны (богатство ес­тественных и относительно легкодоступных средств к существованию: дикорастущие злаки, ягоды, плоды, дичь, рыба и т. д.; минимальные потребности в одежде, жилье). Варневое деление освящалось религией. Оно не совпадало с классовым. Варны различались в правах й обязан­ностях. Варны не следует отождествлять с кастами. Касты появились позднее. Каст, в отличие от варн, было множество - свыше 400.

Касты формировались на стадии классового общества в условиях неравномерного социально-экономического развития страны. В касты обособлялись группы людей, объединенные социальным положением, выполнением наследственных занятий, профессий, принадлежностью к определенным этническим, а также религиозным общностям.

«Законы Ману» - сборник предписаний о долге, правилах поведе­ния индийца в частной и общественной жизни. Его составление предпи­сывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности этот сборник создавался одной из брахманских научных школ в течение нескольких веков. В дошедшей до нас редакции он датируется пример­но рубежом новой эры.

Схематически социальную структуру древнеиндийского общества можно изобразить следующим образом:

Крушкол Ю. С . Хрестоматия по истории Древнего мира.

Урок 26. Китайский мудрец Конфуций

Цели: ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция; продолжить формирование умений правильно показы­вать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.»

Ход урока

        Организационный момент

        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты»

        1. Подготовка устного ответа по карточке № 22.

Примерный ответ учащегося

В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты - группы людей, у ко­торых были строго определенные права и обязанности. Самыми поч­тенными в Индии считались брахманы - жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того чтобы стать настоящим брах­маном, нужно было долго и основательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы должны были работать **а земле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, об­служивали своих хозяев, подчинялись представителям вышеуказанных каст, их цвет одежды - черный. Но тяжелее всех было неприкасаемым. Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам естественным и вечным. Его закрепляла религия.

2. Работа с классом (учитель выбирает любой из предложенных вариантов).

Вариант 1. Беседа по прочитанной легенде о Будде (с. 98-99 § 21 Вигасина).

    Когда произошло объединение Индии? (В III е. до н. э.)

    Какой царь объединил Индию? (Царь Ашока.)

    Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призывать к этому жителей своего государства? (Когда существует единая вера, легче объединить народ, легче им управлять.)

    У какого народа Древнего мира подобные заповеди мы уже встречали? (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.)

Вариант 2. Тест 5 .

3. Устный ответ ученика по карточке № 22 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

    Переход к изучению новой темы

Мы познакомились с религиозными верованиями древних ин­дийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхож­дению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

    Ознакомимся с учениями китайского мудреца Конфуция.

    Изучение новой темы

План

      Географическое положение и природные условия Китая.

      Конфуций - древнекитайский философ.

      Учение Конфуция.

На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций,

        Работа по карте (с. 103 Вигасина).

    Где находится Китай? (В Восточной Азии.)

    Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере - Желтая река (Хуанхэ), на юге - Голубая река (Янцзы).)

    Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе - степи, а на юге - горы Южной Азии, покрытые тропическими ле­сами.)

    Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)

        Рассказ учителя.

Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, раз­рушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь возникли первые государства, правите­ли которых часто враждовали между собой. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы (подробнее о Конфуции см. ниже в дополнительном ма­териале для учителя).

        Работа с историческим документом на с. 104-105 Вигасина.

        Беседа по прочитанному.

    Всякого ли образованного человека Конфуций считал на­стоящим ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился к приобретению богатства, посвящал себя науке.)

    Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с ка­кими? Если нет, то с какими? (Ответы детей.)

        Сообщение учащегося о письменности и книгах древних ки­тайцев.

        1. Закрепление изученного материала

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 89 (с. 74).

б) Решите задачу.

Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в го­сударстве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не может управляться. Поэтому и различа­ют знатных и низких, чтобы создавать справедливость знатности и подлости... Поэтому дети земледельцев всегда становятся зем­ледельцами».

    Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появления? Мог ли это говорить Конфуций? (Этот философ пытается закрепить неравен­ство, существовавшее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.)

          Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 22 Вигасина или § 20л. 1, 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83, заполните контурную карту «Китай в древности»; для любознательных: а) подумайте, в чем сход­ство и в чем различия учений Будды и Конфуция; б) подго­товить сообщение о строительстве Великой Китайской стены (1 ученик).

Дополнительный материал

Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н. э.)

Древний китайский проповедник и писатель.

В историю мировой культуры Конфуций вошел как основополож­ник особой религии - конфуцианство. Это имя было дано ему иезуит­скими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти.

Среда, 19 Сен. 2012

В статье представлено современное прочтение древнеиндийской модели сознания. Это представление является частью лекционного курса по дисциплине «Организация мышления».

Древнеиндийская модель сознания представлена в старинной книге «Бхагавад-Гита». Если верить утверждениям, что она написана примерно в VIII в. до н.э., то представленная в ней модель сознания - самая старая из известных моделей. Тем не менее она, на мой взгляд, остается и одной из наиболее полных моделей сознания - по крайней мере, в предлагаемой здесь интерпретации.

В древнеиндийской модели сознание состоит из четырех компонентов: души, разума, ума и чувств. Отметим, что уже в древности было выдвинуто предположение о неоднородности сознания, сложности его структуры, в которой каждая составная часть осуществляет свои особые функции и все части дополняют друг друга.

Образ сознания дан в книге «Бхагавад-Гита как она есть»: «Душа подобна ездоку, несомому колесницей материального тела, где разум - возница, ум - вожжи, а чувства - лошади. Так душа наслаждается или страдает, будучи связана с умом и чувствами».

Схематически древнеиндийское представление о сознании показано на рис. 1:

Чувства (для данной модели включающие в себя и органы действия) получают информацию из внешнего мира (6) и воздействуют на этот мир (1).

Ум управляет действиями чувств (2), получая от них информацию о результатах и состоянии внешнего мира (7). При этом ум (вожжи) в правильно работающем сознании не играет самостоятельной роли - он лишь реализует задаваемые разумом (возницей) действия.

Разум управляет всей системой (3), получая информацию о состоянии внешнего мира и результатах действия, предварительно обработанную умом (8).

Наконец, душа - то есть собственно человек - ощущает результаты функционирования всей системы - «наслаждается или страдает» (9).

Видимо, подразумевается, что душа управляет всей «колесницей» (4), отдавая приказы «вознице»-разуму, стремясь к наслаждению.

Кроме описанных информационных и управляющих процессов, «Бхагавад-Гита» предполагает двустороннюю связь души с Высшим Существом (5, 10) как для получения «руководящих указаний», так и для трансляции ему ощущений души. Высшее Существо воздействует на мир для получения удовольствия, управляя человеком.

В приведенной на рис. 1 схеме при правильной работе процессы управления (прямая связь) направлены слева направо, а процессы восприятия информации (обратная связь) справа налево. Такое направление процессов обеспечивает достижение задаваемых человеком (душой) или Высшим Существом через человека целей: душа отдает приказы вознице-разуму, разум посредством ума управляет чувствами. При правильной работе душа попадает на своей колеснице в заданное место.

Но этот процесс достижения целей нарушается - цель не достигается - если управление направляется справа налево.

Здесь возможны три неправильных состояния системы.

1) Если в паре «Чувства-Ум» доминирующей становится связь 7, то получается, что Чувства управляют Умом. В образе колесницы это значит, что кони перестали подчиняться вожжам и несут всю колесницу вместе с седоком в случайном и небезопасном направлении . Фактически вся пара «Ум-Чувства» перестает подчиняться как Разуму, так и Душе. Это означает разрыв связей 3 и 4, причем Душа через оставшиеся связи 8 и 9 получает все заведомо неприятные ощущения из внешнего мира (они в принципе не могут быть приятными, поскольку противоречат желаниям самой Души).

Но и Ум в этом состоянии не управляет Чувствами, то есть вся «колесница» оказывается занятой исключительно реагированием на случайные обстоятельства никем осознанно не выбираемой дороги. Человек с находящимся в этом состоянии сознанием не способен на какие-либо осмысленные действия даже в повседневной жизни, полностью подчинен случайным обстоятельствам, никогда не достигает целей, да и не имеет их. Это состояние именуется в «Бхагават-Гите» «невежеством» и соответствует низшей из четырех каст.

2) В паре «Чувства-Ум» доминирует правильная связь 2, но в паре «Ум-Разум» управляет связь 8. Это означает, что «кони» слушаются «вожжей», но сами «вожжи» выпали из рук «возницы». Если предположить способность «вожжей» выполнять некоторые ранее заданные алгоритмы (подобного представления у древних индусов не было), то «колесница сознания» несется в случайном направлении, выполняя ранее заданную программу движения, но движется по не связанному с этой программой маршруту. Ситуация для души немногим лучше (или ничем не лучше) предыдущей.

Но, в отличие от находящегося в первом состоянии человека, во втором состоянии возможны некоторые осмысленные действия в повседневных и знакомых ситуациях, для которых имеется готовый алгоритм поведения. Если жизнь человека не предполагает нестандартных ситуаций (это возможно при создании искусственного окружения), то человек может быть вполне успешным. Можно представить, что «колесница» сознания двигается в некоторой замкнутой области по заранее заданным благоустроенным маршрутам, а при отклонении от этих маршрутов полностью теряет управление до случайного возвращения на один из стандартных путей.

Второе состояние характеризуется как совокупность «невежества» и «страсти» и соответствует второй снизу касте - торговцев.

3) Управление в системе «Чувства-Ум-Разум» работает правильно, но нарушена связь «Душа-Разум». Это означает, что «возница» (Разум) осмысленно управляет «колесницей», но в случае желания души изменить направление движения не сделает этого. Зато при известном направлении движения он может двигаться по любому маршруту, что качественно повышает возможности всей системы - например, появляется возможность сделать движение более комфортабельным и/или быстрым. При заданной конечной точке движения (стратегии) возможен выбор способа ее достижения (тактика). Проблемы появляются только при достаточно редкой ситуации смены стратегии.

Возможным вариантом является эпизодическая и достаточно редкая связь «Душа-Разум», в этом случае появляется также возможность (отличная от нуля вероятность) того, что Душа все же попадет в нужное ей место.

Третье состояние характеризуется в индуизме как совокупность «страсти» и «добродетели», оно соответствует второй из высших каст - воинов или, правильнее, администраторов (кшатриев).

Полностью правильная работа сознания гарантирует достижение любого конечного пункта, т.е. выбора как стратегии, так и тактики достижения цели. Это состояние характеризуется как «добродетель» и соответствует высшей касте.

Недостатком описанной модели сознания является предположение о невозможности деградации системы , т.е. перехода из высшей касты в низшую.

Вторым недостатком является наследственная передача состояния сознания в индуистской традиции - в какой касте родился, к той и будешь пожизненно принадлежать.

Если представители высших каст занимают высокое положение в обществе, то они тратят меньше (в сравнении с низшими кастами) времени и усилий на действия по физическому выживанию и имеют возможность дать своим детям лучшее образование. Это весьма существенно повышает вероятность правильной настройки сознания ребенка, родившегося в семье, принадлежащей высшей касте.

Но гарантировать правильную настройку сознания человека (саморазвивающейся системы) даже в идеальных условиях невозможно. Кроме того, возможность дать ребенку образование не означает обязательной реализации этой возможности; да и содержание того, что считается хорошим образованием, может не соответствовать задаче правильной настройки сознания.

Это означает, что родившийся в высшей касте человек в случае неудачного результата обучения/воспитания будет занимать в обществе несообразно высокое положение - уровень ответственности принимаемых решений окажется выше способностей сознания к осмыслению и принятию решений.

С другой стороны, вероятность правильной настройки сознания для представителя низшей касты также отлична от нуля - чего кастовая система не учитывает.

Древнеиндийская модель сознания может быть описана более современной лексикой.

Представим, что нам нужно создать человеко-машинный комплекс для выполнения некоторого набора функций (рис. 2). Рассмотрим варианты таких систем в порядке возрастания сложности и возможностей. В любом случае такой комплекс будет иметь некоторую систему датчиков для восприятия окружающего мира и систему органов воздействия на внешний мир.

1) Простейшим вариантом будет автомат, воздействующий на окружающий мир для поддержания постоянной величины некоторого параметра. В нем воздействие на внешний мир полностью определяется заранее заданным системе состоянием этого параметра.

2) Введение в состав системы управляющего устройства существенно расширяет ее возможности, позволяя не только удерживать значение некоторого параметра в заданных пределах, но и изменять его во времени по заданному алгоритму. Возможно изменение и нескольких параметров по заданной программе. Подобные системы существуют в двух вариантах.

Управляющее устройство с жесткой логикой не предполагает изменения функций системы без существенного изменения ее конструкции.

Управляющее устройство с гибкой логикой позволяет изменять функции системы путем изменения ее программного обеспечения без изменения конструкции. Наиболее сложным и универсальным вариантом такого управляющего устройства является неспециализированный компьютер. Все дальнейшие рассуждения будут относиться к системе с управляющим универсальным компьютером.

Совокупность системы датчиков, системы манипуляторов и управляющей системы (далее «Робот») по своим проявлениям полностью идентична паре «Чувства-Ум» в древнеиндийской модели сознания.

Такая система имеет ряд функциональных ограничений.

  • возможности управляющей системы ограничены не только сложностью алгоритмов, но и ее физическим устройством;
  • возможности систем датчиков и манипуляторов также ограничены их физической конструкцией;
  • никакой компьютер не способен сам изменять и создавать свои алгоритмы;
  • существует особый режим работы любой подобной системы - режим потери управления, - в котором система не выполняет своих функций, затрачивая доступный максимум ресурсов. Этот режим существует и для систем первого типа. В одном из вариантов режима потери управления сложная система по своим проявления идентична простому автомату - ее поведение определяется не программой управляющей подсистемы, а изменением внешних условий.

В различных режимах работы такая система по своим проявлениям аналогична людям первой и второй низших каст в древнеиндийских представлениях.

3) Универсальность системы второго типа может быть расширена добавлением пары «Программист-Конструктор». По теореме Тьюринга ни программист, ни конструктор не являются компьютерами (алгоритмическими устройствами). Единственным известным нам объектом, способным выполнять функции программиста и/или конструктора, является человек.

Универсальность системы из трех компонентов (аналог системы «Чувства-Ум-Разум» в древнеиндийской модели) ограничена лишь технологическими решениями, которыми может оперировать конструктор, и математическим аппаратом, которым может оперировать программист. Все задачи в рамках этих ограничений система (предполагается, что программист и конструктор весьма профессиональны) может решить.

Важным параметром, определяющим работоспособность системы, является наличие и качество связи 3 между «Программистом-Конструктором» и «Управляющим компьютером». Если «робот» переходит в состояние потери управления, он перестает реагировать на внешние сигналы, в том числе и на действия «Программиста-Конструктора». В этом случае связь «Робота» с «Программистом-Конструктором» разрывается, т.е. для внешнего мира «Программист-Конструктор» исчезает.

Некачественная связь 3 - воздействие на процесс передачи информации «Роботу» помех, в том числе порождаемых сами «Роботом» - также снижает функциональность и универсальность всей системы, вплоть до полной неработоспособности. Решение проблемы возможно только путем совершенствования «Робота».

4) И «Программист», и «Конструктор» лишь решают задачи, но не ставят их. Система может стать полностью универсальной, если дополнить ее некоторыми персонажами - Постановщиком задач, Математиком (разработчиком новых методов решения задач), Ученым (разработчиком новых принципов работы всей системы), Философом (создателем новых представлений об окружающем мире и оснований для работы Ученого).

Следует отметить, что мы и сейчас не знаем, каким образом мы определяем смыслы и цели своих действий, каким образом создаем новые представления о мире.

Если отнести к понятию «Душа» в древнеиндийской модели сознания все функции сознания, которые не описаны формальным языком (часть из них не описана в текущий момент времени, часть не может быть описана в принципе), то все перечисленные новые персонажи системы и составляют ее «Душу».

Система может самопроизвольно упроститься, если «Программист-Конструктор» разорвет связь 4 (решив, что он «и так все знает» или что «ему не нужны руководящие указания», или просто не понимая смысла новых задач и методов их решения). В этом случае она сведется к предыдущему варианту системы - новые задачи не только не будут решены системой, но и вообще не начнут решаться, новые принципы работы системы не будут использованы в конструкции системы, новые методы решения задач будут проигнорированы. Возможна также и потеря управления «Роботом» и в самом «Роботе», что делает систему еще проще - сводит ее к вариантам 2 или 1.

Описанная универсальная система для взаимодействия с внешним миром по своим качествам полностью идентична древнеиндийской «колеснице».

В ней можно выделить уровни управления:

  • Робот (пара «Чувства-Ум») осуществляет оперативное управление - реализует заданную последовательность действий и нейтрализует внешние воздействия на систему (осуществляет передвижение «колесницы»);
  • Программист-Конструктор (Разум ) осуществляет тактическое управления, задавая Роботу последовательность действий для достижения цели (направляет «колесницу»);
  • Постановщик задач, Ученый, Математик, Философ (все вместе - Душа) задают цель работы системы (определяют, куда едет «колесница») и создают основания для работы Программиста-Конструктора.

При анализе системы следует учитывать, что все персонажи системы существуют одновременно в составе сознания одного человека. Это ставит проблемы распределения управления между отдельными компонентами сознания в зависимости от решаемых задач и внешних условий и поддержания взаимосвязи между компонентами системы, чтобы не допустить потери сложных уровней управления при решении простых задач.

Представленное представление сознания по древнеиндийской модели позволяет определить, при какой же сложности сознания «начинается» человек.

Это - уровень, который не может существовать без участия человека. В представленной модели человеком не является система, состоящая из Чувств и Ума (Робот); человеческие качества требуются лишь на уровне Разума.

Из этого следует, что представители низших каст в индийской модели общества не являются людьми - точнее, являются людьми лишь потенциально.

Второй вывод - человеческие качества не существуют сами по себе, они нуждаются в постоянном поддержании усилиями высших слоев сознания - иначе вышедшие из-под контроля Ум-Чувства (Робот) могут их элиминировать, и, возможно, безвозвратно.

Носов А.В.

По преданию, все жители Древней Индии принадлежали к одной из четырех Варн. Принадлежность к Варне определялась рождением и наследовалась. Что такое Варна, какие обязанности должны были выполнять ее представители, поможет выяснить данная презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация по истории Древнего мира на тему: «Варны и касты в Древней Индии» (5 класс) Учитель истории МОУ «СОШ № 7» Артамонова И.А.

Цели урока раскрыть особенности социальной структуры древнеиндийского общества; раскрыть сущность и обеспечить усвоение учащимися понятий «Варна», «каста», показать главные отличия этих понятий; подвести учащихся к пониманию того, что для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно социальное неравенство, что и в настоящее время существует деление людей на разные группы; познакомить учащихся с учением Будды, основными положениями буддизма; сформировать умение анализировать исторический источник, извлекать из него необходимую информацию; выработать у учащихся умение использовать полученные знания при заполнении сравнительной таблицы; сформировать способность сравнивать Варны, выявлять общее и особенное; развить способность обобщать исторические факты, делать конкретные выводы; сформировать навыки самостоятельной работы с историческим материалом, развитие умения ясно выражать свои мысли в устной форме; сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе исторического опыта, показать несправедливость социальной дифференциации.

Варны и касты в Древней Индии

План урока «Варны и касты в Древней Индии» Понятие «Варны». Особенности деления древнеиндийского общества на Варны. Характеристика Варн. Религия Древней Индии. Легенда о Будде.

Структура древнеиндийского общества ВАРНЫ Брахманы Кшатрии Вайшьи Шудры касты касты касты касты касты касты касты касты

Понятие «Варна» Варна (санскр. वर्ण , varṇa, «качество, цвет, категория») - группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Индийские Варны Брахманы (Жрецы) Кшатрии (Воины) Вайшьи (Земледельцы) Шудры (Слуги) Неприкасаемые

Особенности деления общества на Варны: Члены Варны не должны вступать в браки вне своей Варны Подобные, но менее строгие запреты касаются и принятия пищи Точно установленный род занятий Члены Варны со дня рождения и в течение всей жизни принадлежат к данной Варне, если не исключается из нее за нарушение ее законов Переход из одной Варны в другую невозможен Авторитет брахманов

Характеристика Варн Название Обязанности представителей Варн 1. Жрецы (брахманы) 2. Знатные воины (кшатрии) 3.Земледельцы (вайшьи) 4. Слуги (шудры)

«Законы Ману». Брахманы 1,31- А для процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру [соответственно]. 1,87- А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый для происшедших из его уст, рук, бедер и ступней, установил особые [обязанности и] занятия. 1,88- Таким образом, обучение Ведам и изучение их, принесение жертв за себя и за других, а также дачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. 1,100 – Все, что существует в мире, - это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. IX , 317 – Брахман – ученый или неученый – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.

«Законы Ману». Кшатрии 1,89- Охрану подданных, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и умеренность в наслаждениях он указал для кшатриев. X, 118 – Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха. X, 119 - Его (царя) истинный долг - победа; он пусть не обращается в бегство в опасности; защищая оружием вайшьев, пусть заставляет вносить законный налог.

«Законы Ману». Вайшьи 1,90- Пастьбу скота, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед, торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшьи X ,98 – Вайшья, который не в состоянии существовать (исполнением) своей дхарму (правила поведения человека соответственно его общественному положению) , может существовать по образу жизни шудры, (но) не исполняя запрещенные (ему) дела и отвращаясь (от этого) как только может.

«Законы Ману». Шудры 1,91- Но только одно занятие Владыка указал для шудры - обслуживание этих каст со смирением. X, 99- Шудра, не могущий исполнять обслуживание дважды рожденных и угрожаемый гибелью сыновей и жены, пусть живет ремесленными занятиями. X, 100 – (Ему надлежит следовать) тем занятиям ремесленников, таким различным ремеслам, исполнением которых обслуживаются дваждырожденные. III, 13 - Для шудры предписана жена только касты шудр; для вайшьи - той и своей касты; для кшатрия - тех обеих, а также своей; для брахмана - тех [трех], а также своей.

«Законы Ману». «Неприкасаемые» X ,51 – Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) – (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы. X ,52 – Одеждами – одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде… X ,53 – Человеку, исполняющему дхарму (правила поведения человека соответственно его общественному положению), не следует общаться с ними…

Религия Индии Буддизм Ступа - место хранения реликвий Будды VI – V века до н. э.

Буддизм VI – V века до нашей эры Основатель религии - Будда - принц Гаутама, жил в VI в. до н.э. Покинул дом и семью, чтобы постичь суть жизни и найти путь к преодолению человеческих страданий. Создал свое учение Будда

Не делайте зла, творите добро, очищайте ум от дурных мыслей. Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу Самая великая победа – над собой Гнев побеждается отсутствием гнева, недоброе – добрым, скупость - щедростью, ложь – правдой ИЗРЕЧЕНИЯ БУДДЫ Будда

Решите кроссворд 1. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. 2. Представители второй варны, которые с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. 3. Представители четвертой варны, которые служили высшим варнам. 4. Представители самой высшей варны, которые выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды. 5. Основатель буддизма в Древней Индии. 4 5 3 2 1 КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО

4 Б Р А 5 Б 3 Ш Х У 2 К У М Д Ш Д А Д 1 В А Р Н А А Т Ы Ы Й Р Ш И Ь И И назад

Домашнее задание § 21 (читать, пересказывать) Подготовить сообщение о письменности и книгах древних китайцев Задание № 86 в рабочей тетради Подготовить сравнительный анализ четырех древнеиндийских варн, используя таблицу в тетради и материал учебника

ЛИТЕРАТУРА История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. / Арасланова О.В. – М.: ВАКО, 2004. Авдеев А. Античность и Восток: эволюция цивилизаций. // ПС – История. – 1999 –№ 40. Черкасова Е. А. Хрестоматия по истории Древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках. Выпуск 1.Жизнь первобытных людей. Древний Восток. – М.: Просвещение, 2007. История Древнего Востока. / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков, В.И. Кузищин, В.М. Массон, С.С. Соловьева, Д.В. Деопик, И.А. Ладынин, А.А. Немировский. / Под редакцией В.И.Кузищина. – М.: «Издательство «Высшая школа», 2003. История и культура Древнего Востока. Энциклопедический словарь. / К. Д. Никольская, И. С. Клочков, О. В. Томашевич, Г. А. Ткаченко. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2008 г.





Top