Есть ли в чувашии объекты всемирного наследия. Культурно-исторические памятники

June 26th, 2014

Болгарское городище X – XV вв. средневековый город – памятник федерального значения находится в Российской Федерации, на территории Республики Татарстан в 200 км. от г. Казани.

Кто знал про этот исторический объект? Давайте посмотрим на него подробнее …


Фото 2.

На берегу полноводной Волги в тридцати километрах ниже от устья Камы расположен один из замечательных памятников нашего культурного наследия — Болгарское городище — столица одного из ранних государственных объединений Восточной Европы.

Город Болгар являлся политическим, экономическим и культурным центром Волжско-Камской Булгарии. Здесь находилась ставка хана, чеканились монеты, развивались ремесла.

Возникший с начала X в. Болгар, благодаря своему удобному географическому положению, превращается в международный центр торговли. Торговый пригород Болгара Ага-Базар часто посещают купцы из Руси и Средней Азии, Ирана, Византии и далекого Китая.

Болгарское городище окружено земляным валом и рвом протяженностью более 5 км. Территория включает археологический культурный слой глубиной 5 м., с семью культурными стратами с V в. н.э. до настоящего времени, представляющий ценнейшее археологическое наследие, ряд каменных и кирпичных зданий общественного и религиозного назначения сохранившихся с XIII – XIV вв. Площадь 424 га, буферная зона 2819 га. С восточной стороны городище примыкает к г. Болгар – районному центру РТ, с западной стороны к поселку Приволжский и занимает край коренной Волжской террасы высотой около 30 м. На части территории Болгарского городища с XVIII в. расположено село Болгары с сохранившимися домами и традиционным образом жизни, где в настоящее время проживает 98 жителей. На базе Болгарского городища в 1969 г. создан Болгарский государственный историко-архитектурный музей – заповедник, финансируемый из республиканского бюджета. Подготовлены и утверждены Концепция развития музея – заповедника на 2009-2019 гг., Комплексный проект «Культурное наследие Татарстана: древний город Болгар и остров – град Свияжск» на 2010 – 2015 гг. Для организации работ по сохранению и реставрации памятников в 2010 г. создан Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры и экспертный Совет, куда вошли признанные международные, российские и татарстанские ученые и специалисты.

Фото 3.

В VIII – IX вв. болгарские племена покинули Приазовье и откочевали в район Среднего Поволжья. В конце IX – начале X веков болгары, вступив во взаимодействие с финно-угорскими племенами основали государство Волжскую Болгарию. В X – XI веках город Болгар был столицей Волжской Болгарии, одного из крупнейших раннесредневековых государств Восточной Европы, и позже, в XIII в. город стал первой столицей Золотой Орды (Улуса Джучи) и одним из крупнейших экономических центров этого государства в XIII – начале XV в.

Со временем город Болгар застраивался и расцветал, в центре возвышались Ханский дворец и Соборная мечеть. Здесь творили ученые и поэты. История сохранила имена таких выдающихся людей, как поэт Кул Гали, ученый-историк Якуб ибн-Нугман, философ Хамид аль-Булгари. Широкое распространение грамотности среди населения показывают надписи на фрагментах керамики, на ювелирных изделиях и на камне.

Но мирное развитие болгарского народа, достигшее на рубеже XII — XIII столетий своего расцвета, было прервано монгольским нашествием. «Взяша славный Великий город Болгарский, избиша оружием от старца до уного, и до сущаго младенца, и взяша товаре множество, и город их пожгоша огнем и всю землю плениша», - говорится в русской летописи о событиях 1236 года.

В отличие от других булгарских городов, потерявших свое значение, город Болгар быстро оправился от разрушения и во второй половине XIII — первой половине XIV вв. достиг своего второго расцвета. Русские летописи именуют его Великим Болгаром, а восточные источники - «Золотым троном». В 60-е годы XIV века город был окружен земляным валом и мощными дубовыми стенами. Он превратился в один из крупнейших городов Европы, где проживало более 50 тысяч человек.

Фото 4.

Современный Болгар - это обширное городище, окруженное валом и рвом длиной более пяти километров, где расположены архитектурные памятники XIII — XIV веков, такие как Соборная мечеть, Восточный и Северный мавзолеи, Ханская усыпальница, Малый Минарет, Черная палата, Белая палата, Ханская баня и многочисленные археологические объекты.

Болгарский историко – археологический комплекс является уникальным свидетельством существования в X – XV веках мощных раннесредневековых государств, — Волжской Болгарии и Золотой Орды и цивилизации, которая исчезла вместе с ними в XVI в., но на многие годы вперед, вплоть до нашего времени, определила особенности веры, культуры, обычаев и традиций народов в этом гео – культурном регионе, древней цивилизации, которая положила начало современному татарскому этносу, — второй по численности нации России и другим народам Волго – Уралья. В настоящее время Болгарский историко – археологический комплекс является единственно реальным следом существования Волжской Болгарии и Золотой Орды периода ее расцвета.
Пространственная организация Комплекса является прекрасным примером передового урбанизма в Евразии, что является одним из основных признаком цивилизации. Еще одним важным признаком цивилизации является наличие монетного чекана, их обращение и развитие денежно – весовых систем. В X в. и 1240 – 1330 гг. в Болгарах чеканились серебряные и медные монеты. Развитие ремесла, международная, межрегиональная и внутренняя торговля, взаимодействие культур различных народов, симбиоз культур оседлых и кочевых народов хорошо прослеживаются по археологическим находкам X – XV вв.

Болгарский Комплекс – выдающийся пример мусульманской средневековой архитектуры и археологии и является лучше всего сохранившимся в Восточной Европе памятником. Это самый северный в мире памятник мусульманского зодчества, уникальный и практически единственный образец болгаро – татарской архитектуры XIII – XIV вв. в Евразии, демонстрирующий высокий уровень и самобытный характер.

Фото 5.

Это сакральное место для всех мусульман, место официального принятия Ислама Волжскими Болгарами в 922 году. Для мусульман это место обладает особой духовной аурой, являющейся нематериальным наследием высочайшего уровня. Это место традиционного религиозного поклонения и паломничества мусульман к их святыням, начиная с XVI века.

В 1998 г. Болгар был представлен Российской Федерацией одновременно с Казанским Кремлем и Свияжском в Предварительный список Всемирного культурного и природного наследия как Болгарский историко – архитектурный комплекс и рекомендован ИКОМОС, по критерию III. В декабре 2001 г. на 25 сессии Комитета Всемирного наследия в Хельсинки (Финляндия) было принято решение о необходимости представления страной – заявителем пересмотренного досье номинации, в котором бы подробнее описывалась история передвижения народов и организации семинара по вопросу подлинности и реконструкции Большого Минарета. Пересмотренный вариант номинации как Болгарский историко – археологический комплекс был представлен Российской Федерацией в центр Всемирного наследия ЮНЕСКО к 1 февраля 2012 г. В октябре 2012 г. состоялось посещение Татарстана экспертом ИКОМОС — профессором Жолтом Виши с целью оценки соответствия Болгара критериям ЮНЕСКО.

Фото 6.

Фото 7.

В рамках ежегодной сессии Межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия, которая завершилась 25 июня 2014 года в Дохе, список мировых достопримечательностей был пополнен рядом значимых объектов. Членами комитета были рассмотрены кандидаты в 38 номинациях в 40 странах мира. Так в этом году был отмечен Болгарский историко-археологический комплекс, расположенный на территории России, Национальный парк Мареша – Бейт-Гуврин в Иудейской долине в Израиле и т.д.

Фото 18.

Работающие в Татарстане археологи получили информацию от Института археологии РАН об обнаружении клада с серебряными изделиями второй половины XIII века. В Болгарском городище, на территории историко-архитектурного болгарского заповедника, где в X-XIV находился Булгар, столица Волжской Булгарии, сейчас совместно работают экспедиция Института археологии Института археологии Академии наук Татарстана.

Клад, найденный в слое 1236 года, помещен в деревянный туесок, от которого сохранилось берестяное дно, и завернут в ткань. Большую часть клада составляют слитки из серебра круглой формы, служившие в Волжской Булгарии эквивалентом денег. Весят эти слитки более 5 килограмм. Также обнаружены два плетеных браслета из серебряной проволоки и железный бронебойный наконечник стрелы,

Фото 8.

Кто интересуется этой темой подробнее, давайте я вам расскажу вот про эту битву:

Скрещёнными мечами отмечено место последнего сражения болгарских воинов. Ныне – Золотарёвское городище.

1236 году, огромные полчища кочевников нахлынули на нашу Родину – Волжскую Болгарию. Вёл захватчиков старый полководец Чингисхана-Темучина – Субедей. Тогда он был уже полководцем и опекуном внука Темучина – Батыя, сына Джучи. Огромная армада, по оценкам некоторых исследователей достигавшая 300 тысяч воинов, разорила богатую и мирную страну гуннов на Волге. С тех горестных событий в 2013 году станет 777 лет.

777 лет – три печальных Чувашских семёрки. Чуваши – последний осколок хунну-болгарских языков. Современная Чувашия начинается с тех лет. Остатки Волжских — Болгар, Сувар, Аскил (Эсгил), Барсил, Баранджар — пяти основных царств составлявших Волжскую Болгарию, вынуждены были искать спасения на другой стороне Камы и Волги. Часть Болгар ушла за Каму, найдя спасение в лесах Аров (Удмуртов и Коми). Современный Арск – опорный пункт этой части Болгар, в основном исламского толка.
Часть этих закамских Болгар по инерции-спасения продвинулась дальше по Вятке и Каме. Они со временем смешались с Удмуртами, дав начало особой удмуртской подгруппе Бесермены. Так на Руси называли Волжских Болгар.

Другая часть, в основном не очень исламизированных Сувар, спасалась, переходя за Волгу. Здесь, лесные области были населены Черемисами (Марийцы) называемыми Горная Черемиса, из-за более возвышенного рельефа правой стороны Волги, чем левой. Болгары-Сувары спасавшиеся за Волгой в черемисских лесах, частью потеснили местное население, частью ассимилировали. По средневековой карте венецианского картографа Фра Мауро на месте современного города Чебоксары отображён город по названию Веда Суар. В чувашской транскрипции его можно прочесть, как Веде Сувар – Малый Сувар, от «веде» — мелкий, крохотный. Предтеча Чебоксар (Шубашкар) стал опорным пунктом этой спасшейся части Волжских Болгар.

Многие Болгары бежали ещё дальше, в пределы русских княжеств, ища спасения там. Но, как известно ненадолго. По всей видимости, этой операции по эвакуации мирного населения способствовал хитрый и самоотверженный манёвр болгарских воинов заманивших основные силы захватчиков в присурские леса на укреплённый пункт, сейчас известный как Золотарёвское городище. Здесь полегли последние Болгарские герои.

Впоследствии болгары Закамья испытывали сильное влияние государственного языка Золотой Орды – татарского.
Особенно значительным было это влияние после принятия ислама Золотой Ордой и создания Казанского ханства, и переселения на территорию Волжской Болгарии основной части татар. По сути, Болгары говорившие на языке, мало отличавшемся от тюркских языков, полностью слились со степным населением.

За Волгой, за столетия, тоже много изменилось. Здесь, Болгары отошли от ислама, использовав в быту лесные черемисские навыки и отдав предпочтение практичному язычеству. Полностью отдалились от враждебного тюрко-алтайского мира. По воспоминаниям Курбского, Чуваши свои населённые пункты ставили при «великих градах», т.е. огораживали их высоким частоколом, находясь в постоянной опасности нашествия. Громкие разговоры были запрещены, отчего язык приобрёл мягкий характер изобилующий шипящими звуками. Этноним «Сувар»-«Суваш» впоследствии трансформировался в «Чуваш». В источниках наименование Чуваш встречается только с начала 16-го века.

Города Болгар и Биляр пострадали от нашествия меньше чем Сувар. Они существовали и дальше, и существуют в наши дни. Ожесточённо сопротивлявшийся Сувар был выжжен дотла и стёрт с лица земли. Не так давно, менее столетия назад, были найдены его останки усыпанные пеплом. Чуваши-Сувары покинули эти места. Но, до поры.

Фото 9.

Шура Шурумбус «Исход»

тех трагичных дней прошло почти 777 лет. Многое изменилось. Но не изменилось ОДНО – самое главное! Существует нация – Чуваш. Пока СУЩЕСТВУЕТ!!!
Я пишу эту статью на русском и делаю это специально — для всех. Может быть кто-нибудь задумается о возвращении в лоно своего древнего, ОХ КАКОГО ДРЕВНЕГО, народа.
Истории о Моём народе, Я надеюсь, ещё расскажу в ближайшем будущем.
В драматичном для русского народа 1237 году Наш (чувашский) народ был уже на территории своей новой Родины. 2014-ый год – это не только год разных там олимпиад, это год ТРЁХ ЧУВАШСКИХ СЕМЁРОК!!! Сделаем так, чтобы этот год стал годом начала расцвета нации – Чуваш!
Вы здесь спорите, кто мы Болгары, Гунны, Хунну и даже Шумеры. Глупо! Бросьте эти споры, все наши предки в нас! Они никуда не денутся. Пращуры должны быть в душе!

Следующий 2013 год – год памяти о погибших Чувашах. 2014 – год новой Чувашии, год 777 – год надежд на лучшее.

О Темучине-Чингисхане много сказано, но всё сказанное в превосходных тонах и красках. Да, это был незаурядный человек. Но в планы Темучина совсем не входила компонента завоевания мира. Слишком умный, хитрый и расчётливый это был персонаж. Вы возможно видели китайское изображение Чингисхана. В этом портрете великолепно передана сущность его. На портрете видим довольно полного человека, с тонкими чертами лица, спокойного и задумчивого – далеко совсем не грубого воина или героя, в обычном представлении о героях.

В те времена, собственно монголы, занимали второстепенное место среди многочисленных тюркских племён населявших пространства центральной Азии, территории современных Монголий. Это рассыпавшийся на множество родов и племён могучий Восточно-Тюркский каганат.

Умный, хитрый политик Темучин, сумел стать непререкаемым авторитетом, в первую голову, среди сильных тюркских племён. Болгары тюрок называли общим словом «татар», от чувашского слова «тата», имеющего значение, как объединительного союза, так и обозначения перечисления «другой», «следующий», плюс характерное для гунно-болгарских племён окончание «ар» обозначающее мужской род, родоначинание. Примеры гунно-болгарских этнонимов: болгар, сувар, хазар, авар, мадиар, кунгар. От Болгар это общее обозначение всех тюрко-монгольских племён перешло к русским, что и объясняет, то, что русские, в отличии от всех других народов Европы и Азии, называют завоевателей Татарами, а не Монголами.

Но, вернёмся к Чингисхану-Темучину. Этот хитрый политик стремился к очищению современных территорий китайских и монгольских монголий от опасного и могучего тюркского элемента. Поэтому, в так называемые, завоевательные походы отправлялись в основном тюрки. На каких языках говорят сейчас завоёванные «монголами» территории? Практически исключительно на тюркских. Чингисхану удалось почти полностью освободить территории для своих-любимых монголов. От тюрков остались остатки-сладки, загнанные в горы Алтая. Но это и правильно! Тюрки не отдали весь Священный Алтай монголам. Последняя армада была сформирована после кончины Чингисхана для его внучка Батыя и брошена на Европу. Наставником Батыя стал знаменитый полководец Чингисхана – Субедей. Неординарная личность, злой рок для Чуваш. Исчадие зла в Чувашских преданиях.

Злодей Субедей, до рокового 1236 года, уже пытался три раза покорить Болгар и Сувар (гуннов, Савир) на Волге (Атил), но постоянно терпел неудачу. Первый раз в 1223 после победы над русско-половецким воинством на реке Калка. Посчитав Русь разбитой Субедей повернул своё победоносное войско на Волгу. До Калки, войска Субедея прошли с победами через Персию, завоевали Кавказ, и как было сказано Куманов (Половцев). Но на Волге им был уготован совсем другой приём. Войска Субедея попали в окружение и как передано в русской летописи «поял их меч со всех сторон». Сволочи Субедею судьба-злодейка дала шанс спастись. Он с небольшим отрядом удрал.

Второй раз в 1229 г. была ещё попытка, но большего, чем разорить южные регионы Волжской Болгарии монголы не добились. Затем была ещё одна неудачная попытка в 1232 г.
В 1236-ом году Субедей получил громадное полчище и полный карт-бланш. Злодей убедился, что «вырыл яму» для чувашского исполина-Улыпа.
Если брать в расчёт то, что средняя численность крупных городов в Болгарии насчитывала около 10-ти тысяч, то всё население царства вряд ли превышала 200-300 тысяч человек, а значит 40-60 тыс. мужчин. Поди, удержи громадные полчища в несколько сот тысяч (от 100 тыс. до 300 тыс.).
Субедей и его «командища» сжигала один цветущий город за другим. Монголы обычно не уничтожали города, которые не оказывали им сопротивления. По толстому слою пепла обнаруженного на месте где по предположениям находился город Сувар, ясно, что сопротивлялись города Болгарского царства до последнего.

У реки Суры, недалеко от современного города Пензы, есть место, где находят много древнего оружия. Оружие здесь, как раз времён монголо-татарского нашествия. Как татаро-монгольского происхождения, так и волго-болгарского. У реки Суры найдены остатки укреплённого городища, которое названо по близлежащему селению Золотарёвским.
Здесь, на земле древних Буртасов, Болгарские воины дали последнее своё сражение. Учитывая, что сражение дано на большом отдалении от границ Волжской Болгарии, то это могла быть специальная, хитрая отвлекающая операция на которые особенно были способны Волжские Болгары. По всей видимости, она прикрывала эвакуацию мирного населения, о которой было сказано выше.
Болгарские воины завели сюда противника, чтобы совместно с буртасами попытаться задержать его продвижение и дать шанс спастись остаткам своего народа. В неравной схватке с огромными полчищами неприятеля герои погибли все до единого, надолго остановив движение татар Субедея.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Наталья Самовер, историк

Чебоксары - один из интересных исторических городов Поволжья, некогда располагавший большим количеством объектов историко-архитектурного наследия. До последней четверти ХХ века он дожил неплохо сохранившимся, с плотной исторической застройкой, среди которой было много интересных объектов архитектурного наследия, но как и повсюду в России это наследие было мало изучено. На государственную охрану были поставлены единицы чебоксарских памятников, в том числе несколько объектов гражданской архитектуры.

Вид Чебоксар с Ярилиной горы. 1907 г.


Панорама Чебоксар. 1930-е гг.



Чебоксары с Ярилиной горы. Фото 1930-х гг.

На рубеже 1970-1980-х гг. по историческим Чебоксарам был нанесен сокрушительный удар, физически уничтоживший значительную часть памятников архитектуры. Но в наши дни их история продолжается – в не менее прискорбном, карикатурном виде. Причем частично за счет госбюджета. Но – обо всем по порядку.

Жертвы затопления

Эта невероятная история началась с Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», в соответствии с которым в Чебоксарах на охрану в качестве памятника общегосударственного значения был поставлен объект под названием «Дом Зеленщикова XVII в. ». Позднее, в конце 1970-х, на основании натурных исследований датировка дома была уточнена, и его отнесли к 30-м годам XVIII века.


Дом Зеленщикова. Заводская ул. Фото 1930-х гг.

Исследователи обращали внимание на сохранившуюся историческую планировку и такую интересную деталь, как небольшие восьмиугольные окна над дверными проемами на первом этаже. Вероятно, первоначально дом имел высокую вальмовую кровлю, характерную для стиля барокко.



Дом Зеленщикова. Заводская ул. Обмеры П.А. Тельтевского 1954 - 1956 гг.

Памятник получил название по фамилии одного из последних владельцев - мещанина Зеленщикова (точнее, Зелейщикова, как говорят сами чебоксарцы), однако, как теперь известно, построен этот дом был по заказу Алексея Кадомцева - одного из богатейших местных купцов.

Государство признавало ценность наследия Чебоксар неохотно и очень постепенно. Только 4 декабря 1974 года Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 были поставлены на госохрану также в качестве памятников общегосударственного значения еще два объекта, которым суждено будет сыграть важные роли в будущем развитии событий. Это были, во-первых, Дом на подклете (здание Соляной конторы) 1746 г., располагавшийся по адресу: Союзная ул., на спуске к Волге (в краеведческой и историко-архитектурной литературе это здание иногда называют Домом купца Игумнова или описывают его без указания владельца как один из двух исторических домов по Союзной улице, 20).


Соляная контора. Фото 1970-х г г.


Соляная контора. Обмерный чертеж П.А. Тельтевского. 1954-1956 гг.

А во-вторых - Ансамбль домов первой половины XVIII в. по адресу: ул. Калинина, 6, 6а (во дворе), состоявший из двух одноэтажных жилых домов с декором из тесаного кирпича на фасадах. Краеведам последний комплекс был известен также как дома, принадлежавшие Козьме Кадомцеву - одному из представителей купеческого рода, который владел в Чебоксарах несколькими каменными домами, включая барочный Дом Зеленщикова.


Дом по улице Калинина, 6. Фото 1950-х гг.



Дом по ул. Калинина, 6а. Фото 1930 г.

Все эти памятники истории и культуры были, как и положено, обеспечены паспортами: Дом Зеленщикова даже дважды - в 1964 и 1972 гг., Соляная контора - в 1972 г., Ансамбль домов на улице Калинина - в 1972 г. Однако наперегонки с неторопливым процессом исследования памятников бежала, наступая ему на пятки, страшная угроза: в соответствии с планами строительства Чебоксарской ГЭС, большей части исторического центра города, к несчастью, расположенной в низине при впадении в Волгу реки Чебоксарки, предстояло уйти под воду будущего водохранилища. Фактически архитектурное наследие столицы советской Чувашии изучали и фиксировали на прощание, перед неизбежным уничтожением.

Когда речь заходила о мегапроектах в области электроэнергетики, действовавшие на тот момент Законы СССР и РСФСР об охране памятников истории и культуры не в силах были защитить памятники.Да что памятники, когда на затопление были обречены десятки исторических сел и деревень и тысячи гектаров земель! Столетиями обжитые берега Волги, неотделимые от культурной памяти чувашского, марийского и русского народов, должны были навсегда исчезнуть.

В конце 1970-х годов в порядке подготовки ложа будущего водохранилища вся историческая часть Чебоксар, находившаяся в зоне предполагаемого затопления, была снесена – со всеми памятниками церковной и гражданской архитектуры, имевшими несчастье там находиться. Уцелела только застройка, расположенная на высоком берегу - так называемой Ярилиной горе, или Западном косогоре, где в древности располагалась городская цитадель. Это был небольшой осколок прежнего города. Старые Чебоксары перестали существовать. На память о них осталась только пачка фотографий и несколько историко-архитектурных паспортов.


Дом Зеленщикова перед сносом. Фото 1979 г.


Подготовка ложа будущего водохранилища. Застройка Чебоксар уже снесена, в правой части кадра выделен не разобранный еще дом Зеленщикова. Фото конца 1970-х гг.


Затопление Чебоксар. Начало 1980-х гг.

Залив на месте исторического города

Впрочем, уничтожая собственное наследие, государство одновременно проявляло и своеобразную заботу о нем. Ввиду неизбежной утраты чебоксарских памятников, попадавших в зону затопления, тогда же, в конце 1970-х, было принято решение о воссоздании на новом месте трех памятников общегосударственного значения: дома Зеленщикова, Дома на подклете и Ансамбля домов на улице Калинина. Для этого на бровке Западного косогора было зарезервировано три участка по улице Михаила Сеспеля, 13, 15 и 17. Там копиям памятников, исторически располагавшихся далеко друг от друга, предстояло образовать как бы фрагмент «исторического города», никогда не существовавшего в действительности.


Схема расположения подлинных (утраченных) памятников Чебоксар и "новоделов".

Этот замысел, искусственность которого в наше время бросается в глаза, лежал в русле тогдашних представлений о музеях под открытым небом как о защитных резервациях для старой архитектуры, по разным причинам вытесняемой с насиженных мест. Правда, обычно таким переносам подвергались памятники деревянного зодчества, а тут переехать предстояло каменным домам, точнее повторяющим их новоделам. В знак серьезности намерений сохраненные при сносе подлинных зданий фрагменты декора и блоки кладки были перевезены на место предполагаемого воссоздания, но дальше этого дело не пошло. Воссоздание не началось ни вскоре после сноса, ни десять лет спустя, и забытые груды старых кирпичей продолжали мерзнуть, мокнуть и зарастать крапивой на заброшенных участках на улице Сеспеля, пока, придя в совершенную негодность, не были вывезены на свалку вместе с разным городским мусором.

Так безвозвратно погибли три памятника архитектуры государственного значения - Дом Зеленщикова, Дом на подклете (Соляная контора) и Ансамбль домов первой половины XVIII в. Однако, как ни странно, это не только не стало точкой в конце печальной истории, но напротив послужило отправным пунктом для совершенно неожиданного развития событий. Утраченные памятники не были сняты с госохраны и продолжили существование в виде неких бесплотных учетных единиц. Государство официально признало гибель только меньшего из двух домов, входивших в Ансамбль (ул., Калинина, 6а); почти двадцать лет спустя после его фактической гибели он был снят с охраны Указом Президента РФ № 452 от 5 мая 1997 г. «Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения». Что до остальных чебоксарских памятников-призраков, то в 2002 г., в соответствии с Федеральным Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», они благополучно обрели статус объектов культурного наследия федерального значения, в каковом и пребывают по сей день.

Между тем, сам город переживал не менее удивительные метаморфозы. Недовольство властей и общественности Горьковской области, Чувашской и в особенности Марийской АССР, которой грозила утрата трети территории, привели к тому, что запланированный на 1987 год подъем уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 м так и не состоялся. Зеркало водохранилища замерло на уровне 63 м. В результате до территории бывшей исторической части города, уже зачищенной от застройки, вода не дошла. Уничтожение старых Чебоксар со всеми их памятниками оказалось совершенно бессмысленным.


Старые Чебоксары. Рисунок А. и Л. Акцыновых. 1960-е гг. В центре - Успенская церковь, которая в конце 1970-х окажется на берегу "рукотворного моря", а еще через несколько лет - на искусственном острове.

Центр Чебоксар до затопления. Начало 1980-х гг.

Огромный пустырь, зиявший посреди города, окончательно ликвидировали только во второй половине 1990-х гг. На его месте возник так называемый Залив - живописный искусственный водоем у подножия Западного косогора, краса и гордость нынешних Чебоксар.


Начало затопления центра Чебоксар. 1981 г. В левой части кадра - Успенская церковь - ныне реставрированная, она стоит на искусственном острове посреди Залива. Ее нижний - забетонированный - ярус навсегда скрыт под землей.



Центр Чебоксар. Фото 1981 г.



Чебоксарский Залив. Современное фото. В левой части кадра - уцелевший осколок исторического города.

Таким образом, в последней четверти ХХ века градостроительная ситуация Чебоксар изменилась радикально. Это подчеркивается, в частности, в современном Генеральном плане Чебоксарского городского округа. Резюмируя перемены, постигшие город, этот документ говорит о создании «новой объемно-пространственной структуры и функциональной система центра, которая по сути своей глобально отличается от предыдущих исторических этапов развития».

В те же годы в Государственной программе сохранения и развития культуры и искусства Чувашской Республики на 1994-2000 гг. появилось упоминание о планах создания некоего «Музея каменной архитектуры XVIII века в г. Чебоксары по ул. М. Сеспеля». В соответствии с этой программой, предполагалось воссоздание за счет бюджета только двух памятников - Соляной конторы и Дома Зеленщикова. Третьему объекту-призраку, продолжающему именоваться Ансамблем домов, несмотря на то, что на госохране числится уже только один домик, предстояло оказался в центре особой, уникальной истории.

«Воссоздание» двадцать лет спустя. Эпизод первый. Дом-самозванец

Пока государство только планировало создание музея новодельной архитектуры XVIII века на улице Михаила Сеспеля, 13 и 15, недремлющая частная инициатива уже вовсю осваивала участок под номером 17, некогда предназначенный для воссоздания Ансамбля домов. Там на средства ООО «Производственно-коммерческая фирма «Элеон» во второй половине 1990-х гг. был сооружен объект, получивший название «Дом купца Козьмы Кадомцева» или просто «Дом Кадомцева» . Крупный объем с высокой кровлей, выросший на бровке холма, заслонил вид со стороны Залива на Введенский кафедральный собор – подлинный памятник архитектуры XVII в., который ранее триста лет играл роль основной градостроительной доминанты Чебоксар.



"Дом Кадомцева", построенный в 1998 г.

Как нетрудно заметить, с подлинными домами Козьмы Кадомцева, в свое время составлявшими ансамбль на улице Калинина, 6, 6а, это здание не имело никакого сходства. Источником вдохновения для автора проекта новоявленного «Дома Кадомцева» Р.С. Баширова послужил облик утраченного еще в конце XIX века выдающегося памятника гражданского зодчества Чебоксар конца XVII - начала XVIII вв., известного как Дом Зеленщикова. Эти великолепные древнерусские палаты следует отличать от более позднего барочного Дома Зеленщикова, достоявшего до конца 1970-х. Оба дома, располагавшиеся рядом друг с другом на левом берегу Чебоксарки, в бывшей Кожевенной слободе, в конце XIX в. принадлежали одному владельцу. Для удобства обозначим палаты как «ранний Дом Зеленщикова».


"Ранний" дом Зеленщикова, разобранный в 1880-е гг. Обмеры Б. Веселовского и Л. Даля. Деревянная верхняя часть здания представлена в гипотетической реконструкции Б. Веселовского.

Обмеры и графическая реконструкция фасадов раннего Дома Зеленщикова были опубликованы в книге «Памятники древнего русского зодчества» (Вып. 1. СПб., 1895) под ред. В.В. Суслова. Деревянные части здания - высокая кровля и великолепная «бочка», венчающая крыльцо, представляли собой гипотетическое воссоздание, то есть фантазию архитектора, поскольку на момент обследования дом находился в очень плохом состоянии, фактически представлял собой полуруину. Книга Суслова увидела свет, когда раннего дома Зеленщикова уже не существовало, он был разобран еще в 1880-х гг. Впрочем, как бы то ни было, благодаря этой публикации его эффектный облик вошел в историю русской архитектуры, а также в научную и краеведческую литературу о Чебоксарах.

К скромному Ансамблю домов Козьмы Кадомцева ранний Дом Зеленщикова не имел, разумеется, никакого отношения, но то ли таково обаяние его образа, то ли еще по какой причине, только ошибочное отождествление его с главным домом Ансамбля - объектом культурного наследия федерального значения «Жилой Дом, первая половина XVIII в.» не только широко распространено в туристической и краеведческой литературе, но и содержится в официальных документах. Именно это позволило под видом воссоздания памятника возвести на отведенном для этого участке в престижном районе Чебоксар здание, значительно превышающее подлинник по своим объемам и решительно отличающееся от него своим обликом. И вот уже путаница, воплощенная в кирпиче и железобетоне, приобретает значение непреложного факта. К примеру, в пояснительной записке к Генеральному плану Чебоксарского городского округа в разделе, посвященном объектам культурного наследия, под названием «Жилой Дом, 1-ая пол. XVIII в.» приводится описание, соответствующее раннему Дому Зеленщикова, а существующее здание по адресу: ул. Михаила Сеспеля, 17 ничтоже сумняшеся интерпретируется как воссозданный памятник.

Между тем совершенно очевидно, что объект, сооруженный в 1990-х гг. на ул. Михаила Сеспеля, 17 и известный теперь как «Дом Кадомцева», никак не может считаться воссозданием стоявшего на государственной охране памятника - Ансамбля домов первой половины XVIII в., или хотя бы одного из них . Если он чем и может считаться, то только монументальной иллюстрацией к бессмертной максиме Козьмы Пруткова «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим».





"Дом Кадомцева" 1998 г. "Детали" и "интерьеры".

Сегодня самозваный «Дом Кадомцева» находится в частной собственности и зарегистрирован как нежилой объект. Здание общей площадью 2069 кв. м, имеет четыре этажа, включая мансардный и цокольный с гаражом и бассейном, а также подвал, террасу - смотровую площадку с видом на Залив, площадью 348 кв. м, и огороженную территорию с отдельной сторожкой для охраны. Внутренняя планировка современная, наружный декор эклектичный. Площадь земельного участка, поставленного на кадастровый учет, включая застроенную, составляет 1 668 кв. м. О стоимости этой недвижимости можно судить по тому, что в начале 2013 г. собственник выставлял объект продажу за 45 млн. рублей (около 1,5 млн. долларов по тогдашнему курсу). Не удивительно, что в 2000-х гг. он несколько раз становился предметом рейдерства и судебных разбирательств.


Объявление о продаже "дома Кадомцева".

А теперь для дальнейших наблюдений над удивительными особенностями «Дома Кадомцева» перенесемся с берегов Чебоксарского Залива в виртуальное бюрократическое пространство. Интересующее нас здание предсказуемо не имеет паспорта объекта культурного наследия, тем не менее в базе данных «Недвижимые памятники истории и культуры» на сайте Министерства культуры РФ обнаруживаем запись об объекте культурного наследия федерального значения под названием «Дом Кадомцева», расположенном по адресу: Чувашская республика, г. Чебоксары, ул. Сеспеля, 17. Там же указана его датировка - первая половина XVIII в., и уникальный код памятника - 2110009000.

Происхождение этой записи в официальной базе данных загадочно как и ее содержание. Как дом-самозванец вообще туда попал? Информации о том, чтобы каким-либо органом власти издавался акт о придании зданию современной постройки под названием «Дом Кадомцева» статуса объекта культурного наследия и тем более памятника федерального значения, обнаружить не удалось. Хотя в той же базе данных утверждается, что «Дом Кадомцева» был поставлен на государственную охрану еще Постановлением Совмина РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624, эта информация, равно как и ложная датировка, явно заимствованы от подлинного Ансамбля домов Козьмы Кадомцева. Но если «Дом Кадомцева» официально никогда не ставился на охрану, то откуда же взялся код памятника? Может быть это просто копия кода одного из Ансамбля домов? Но нет, код «Дома Кадомцева» не совпадает ни с одним из кодов, присвоенных «Ансамблю домов первой половины XVIII в.».

Остается констатировать, что поддельный, хотя и вполне реальный «Дом Кадомцева» сосуществует в базе данных Министерства культуры России на равных правах с подлинным, хотя и дематериализованным тридцать пять лет назад Ансамблем домов. Похоже, мы имеем дело с фактом размножения памятников федерального значения почкованием. Любопытно, что отпочковавшийся объект наследует от материнского только некоторые признаки, важнейшим из которых является земельный участок, закрепленный за последним.

Такое невиданное в рамках административных процедур чудо, впрочем, смутило органы охраны памятников Чувашской Республики. Вере в почкование памятников они предпочли более традиционную веру в переселение душ и просто признали четырехуровневый терем современной постройки с гаражом и бассейном истинной реинкарнацией одноэтажного домика Козьмы Кадомцева. Вследствие этого в списке объектов культурного наследия федерального значения города Чебоксары, размещенном на официальном сайте Правительства Чувашии, объект с названием «Дом Кадомцева» вообще отсутствует, но по адресу: ул. Михаила Сеспеля, 17 упоминается «Ансамбль домов, 1-я половина XVIII в.» с пометкой, что один из двух составлявших его памятников утрачен. Второй, стало быть, существует и наблюдается невооруженным глазом. Если, конечно, верить глазам своим.

«Воссоздание» двадцать лет спустя. Эпизод второй. Фальшивое крыльцо и неудачная торговля пустырем

Пока вокруг частного дома по ул. Михаила Сеспеля, 17 происходили вышеописанные паранормальные явления, государство, со своей стороны, также вносило посильный вклад в развитие аномальной зоны на Западном косогоре. В результате обрел плоть второй памятник-призрак - Дом на подклете (Соляная контора) . Он был воссоздан в 2005 г. за счет бюджетных средств Чувашской Республики на участке по адресу: ул. Михаила Сеспеля, 13 по проекту, разработанному еще в 1980 г. институтом «Спецпроектреставрация». (Как утверждают руководители местных структур охраны памятников, при воссоздании были использованы подлинные кирпичи, уцелевшие к этому времени от... дома Зеленщикова - Ред .).

Воссоздание заявлялось как научное, основанное на материалах исследований погибшего подлинника. В частности, реставраторы воспроизвели историческую планировку здания и даже своды внутренних помещений. Но одновременно с этим воссозданный Дом на подклете обзавелся псевдоисторическим крыльцом, которого подлинный памятник никогда не имел. «Довесок» исказил композицию фасада, заслонил два из шести его окон, а одно из них и вовсе превратилось в дверь. К сожалению, здание, размещенное на весьма выигрышном месте - на высоком берегу над Заливом, обращено к Заливу глухой торцевой стеной, что не позволяет гуляющим по берегу чебоксарцам и гостям города любоваться этим образцом творческого подхода к сохранению культурного наследия.


Соляная контора. Фото 1970-х гг.



Соляная контора на новом месте и с новым крыльцом. Фото 2005 г.

Все это, впрочем, не мешает объекту, представляющему собой современное неточное воссоздание памятника, утраченного на рубеже 1970-х - 1980-х гг., обладать статусом объекта культурного наследия федерального значения и как ни в чем не бывало датироваться 1746 годом.

Правительство РФ своим Распоряжением от 17 октября 2009 г. № 1543-р отнесло памятник федерального значения "Дом на подклете" к собственности Чувашской Республики. Были планы разместить там музей, однако здание оказалось не подключенным к инженерным сетям и, соответственно, непригодным к эксплуатации. Несколько лет дом пустовал, и только в 2013 году его как есть - без сетей - передали в безвозмездное пользование Чебоксарско-Чувашской епархии Русской Православной церкви.

А тем временем на участке по адресу: ул. Михаила Сеспеля, 15, расположенным между Домом на подклете и «Домом Кадомцева», не спеша разворачивались события вокруг третьего памятника-призрака - Дома Зеленщикова . Того самого - барочного, который в свое время находился по соседству с одноименными палатами, теперь волшебным образом воплотившимися в «Доме Кадомцева». Первая попытка его воссоздания была предпринята еще в 1990-х гг. За счет внебюджетных средств был разработан проект воссоздания, однако работы далее закладки фундамента тогда не продвинулись.

В 2008 г. директор Государственного центра по охране культурного наследия Минкультуры Чувашии Николай Муратов в интервью информационному агентству REGNUM сообщил: «Уже готов проект здания. Есть инвесторы, готовые вложить в это немалые средства... С условием приватизации». Вот в этом-то условии и оказалась основная загвоздка.

В 2009 г. фактически несуществующий памятник - Дом Зеленщикова (уже с новым адресом по ул. Сеспеля, 15) был оформлен в собственность Чувашии тем же Распоряжением Правительства РФ, что и Дом на подклете. Это открыло путь к приватизации, и в том же году он в качестве «незавершенного строительством объекта» общей площадью 296,6 кв. м включается в Прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2010 год.

В соответствии с Распоряжением Минимущества Чувашии от 26 октября 2010 г. № 900-р «Об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики – незавершенного строительством объекта – фундаменты памятника архитектуры XVIII века – дома Зелейщикова, перемещенного из зоны затопления, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. М. Сеспеля, д. 15, и земельного участка, занятого им и необходимого для его использования», начальная цена объекта недвижимости была установлена в размере 607 700 руб. (с учетом налога на добавленную стоимость), а стоимость земельного участка площадью 376 кв. м - в размере 3 млн. 230 тыс. руб.

Однако осуществить приватизацию не удалось.

Спустя год Минимущества Чувашии предприняло повторную попытку и издало Распоряжение от 30 июня 2011 г. № 584-р, в соответствии с которым начальная цена объекта недвижимости сократилась до 277 тыс. руб., а стоимость земельного участка - до 1 млн. 465 тыс. руб.

Тем не менее, и после снижения цены приватизация не состоялась.

20 сентября 2013 г. министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики В.П. Ефимов в своем выступлении упомянул о необходимости включить Дом Зеленщикова в Прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2014 год, но и на этот раз дело с мертвой точки не сдвинулось.


Проект воссоздания Дома Зеленщикова в панораме Западного косогора. Вид со стороны Залива .

Предмет охраны несуществующего памятника архитектуры

Возможность построить здание на столь престижном месте в центре города, имеющем превосходный вид на Залив, наверняка привлекательна для частных инвестиций. За чем же дело стало? Причина, по-видимому, крылась не в скупости чебоксарских инвесторов, а в отсутствии у несуществующего памятника документации, необходимой для его воссоздания и для оформления охранного обязательства будущего нового собственника. Прежде всего, требовался установленный предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения.

И 5 ноября 2014 г. Министерство культуры РФ выпускает Приказ № 1864 «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Дом Зеленщикова», XVII в.» (Чувашская Республика) и его регистрации в Едином государственно реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Вот так: пока тысячи подлинных памятников во всех городах и весях России не имеют утвержденных предметов охраны, федеральное Минкультуры выпускает приказ о предмете охраны несуществующего объекта культурного наследия .


Предмет охраны - штука недешевая. Отсутствием средств на их разработку обычно и отговариваются собственники и органы охраны памятников в ответ на упреки в недостаточной заботе о вверенном им наследии. Есть такая проблема и в Чувашии, однако ради Дома Зеленщикова средства нашлись.

Безымянный автор предмета охраны Дома Зеленщикова (а закон однозначно требует, чтобы разработчиком проекта предмета охраны выступал аттестованный эксперт государственной историко-культурной экспертизы) ухитрился создать совершенно удивительный документ. Руководствуясь принципом «смешать, но не взбалтывать», он соединил в одном тексте характеристики давно утраченного памятника с характеристиками нового земельного участка, да еще и приправил все это фактической ошибкой. Прежде всего, бросается в глаза сохранение наименования объекта, содержащего датировку XVII веком, опровергнутую более тридцати лет назад. Наряду с исторической планировкой, сводами, большемерным кирпичом, наружной обмазкой, «ушастыми» наличниками и восьмигранными окошками второго света, которые когда-то составляли отличительную особенность подлинного дома Зеленщикова, в новый предмет охраны вошли такие градостроительные характеристики как «местоположение здания на участке, расположенном в исторической части Западного косогора, в центре бывшего кремля, на ул. Сеспеля». Читая это, незнакомый с ситуацией человек может подумать, что памятник, целый и невредимый, благополучно пребывает на своем историческом месте в родном для него архитектурном и природном окружении. Приказ Министерства культуры не содержит ни малейшего намека на то, что речь идет о несуществующем объекте, которому предстоит воссоздание в совершенно новой ландшафтной ситуации.

Шила, однако, в мешке не утаишь. Все становится на свои места, когда дом Зеленщикова в тексте предмета охраны именуется «важной составной частью формирующегося на ул. Сеспеля архитектурного ансамбля объектов культурного наследия».

«Формирующийся ансамбль объектов культурного наследия» это не оксюморон, это реальность, которая частично уже отражается в водах Залива. Ансамбль этот выдающийся, в него входят исключительно памятники федерального значения: лже-дом Кадомцева, новодельный Дом на подклете с фантазийным крыльцом и пока несуществующий Дом Зеленщикова.

Надо ли говорить о том, что, сам по себе вопрос о целесообразности воссоздания памятника, утраченного более тридцати лет назад, да еще на новом месте, в принципиально иной ландшафтной ситуации, с точки зрения современной науки о наследии, является, мягко говоря, весьма дискуссионным и прецедентно значимым? Однако, утверждая предмет охраны, будущего Дома Зеленщикова, Министерство культуры не сочло нужным вынести его проект на рассмотрение Федерального научно-методического совета по культурному наследию. И то верно: попади этот документ своевременно в руки специалистов, у него не было бы шансов. Да и сам «формирующийся ансамбль объектов культурного наследия» на Западном косогоре привлек бы к себе нежелательное внимание.

И что же теперь делать?

Прежде всего, нужно признать очевидное: подлинные памятники безвозвратно утрачены, а то, что сейчас фигурирует под их именами, не может претендовать даже на то, чтобы именоваться «новоделом», поскольку не соответствует критериям научности и достоверности воссоздания.

Представим себе, что в алмазной кладовой Гохрана среди бриллиантов обнаружились стекляшки. Как должно повести себя руководство этого учреждения? А теперь заменим Гохран на Министерство культуры…

Во избежание фальсификации культурного наследия России статус памятников федерального значения должен быть снят с Дома Зеленщикова, Дома на подклете (здания Соляной конторы) и Ансамбля домов первой половины XVIII века - в связи с утратой, а также с так называемого "Дома Кадомцева" - в связи с тем, что такого памятника никогда не существовало. Министерство культуры России как государственный орган, отвечающий за сохранение уникального культурного наследия нашей страны, может выступить с инициативой издания соответствующего Постановления Правительства РФ.

Очевидно, федеральному Минкультуры потребуется также отменить собственный приказ от 5 ноября 2014 г.; отмене подлежит также Приказ Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики от 28 октября 2014 г. № 01-07/440 «Об утверждении границ территории и правового режима земельных участков в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Дом Зеленщикова, XVII в.».

Кстати, органы охраны культурного наследия Чувашии еще в конце 1990-х гг. планировали снять Дом Зеленщикова с охраны в связи с утратой, однако это не удалось сделать из-за того, что работа по исключению памятников из реестра была приостановлена на время подготовки нового Федерального Закона «Об объектах культурного наследия».

Для предотвращения подобных историй в будущем следовало бы снять с охраны еще два чебоксарских объекта культурного наследия федерального значения, также утраченных на рубеже 1970-1980-х гг. - «Жилой дом середины XVIII в.» по адресу: ул. Союзная, 18 и «Жилой дом первой половины XVIII в.» по адресу: ул. Чернышевского, 6.

Это позволит привести список объектов культурного наследия Чебоксар в соответствие с реальностью. Горькой, но реальностью.

Нельзя, конечно, не учитывать сложность и деликатность ситуации. Памятуя о трагической истории Чебоксар, о массовом уничтожении в конце 1970-х гг. исторической застройки города, включая важнейшие памятники зодчества XVII – XVIII вв., можно понять стремление республиканских и городских властей к восстановлению исторического образа хотя бы некоторых зданий. Дело лишь в том, чтобы, решая одну проблему, не создавать другую.

Стекляшки сами по себе могут быть красивы и сверкать не хуже бриллиантов, но помещенные в кладовую наряду с бриллиантами, они обесценивают настоящие камни и упраздняют само понятие «драгоценность». Копия, даже точнейшая, никогда не сравнится с подлинником, потому что она - копия. Культурное наследие может быть только подлинным; все остальное - фальсификат. Соседство терема с бассейном в одном списке с ансамблем Введенского собора 1651 года с его уникальными, ни на что не похожими росписями, оскорбительно для исторической памяти Чебоксар, Чувашии, России. Оскорбительно для всех нас.

Наше наследие нельзя подделывать, нельзя вносить в реестр заведомые новоделы, нельзя именовать памятниками федерального значения такие постройки, которых по совести стоило бы стыдиться.

Однако, если на улице Михаила Сеспеля нет и не может быть никакого наследия, это не означает, что там нельзя построить здание в историческом стиле, коль скоро на то есть желание республиканских и городских властей и согласие инвестора. Не страшно, если на бровке косогора, над зеркалом Залива появится новый дом в стиле русского барокко, напоминающий о погибшем Доме Зеленщикова. Главное, перестать обманывать самих себя. В общем, пусть развеется наконец над улицей Сеспеля морок абсурда, и все будет по-честному.

Вместо комментария . Директор Государственного центра по охране культурного наследия Чувашской Республики Николай Муратов в двух недавних интервью ИА REGNUM выступил с такими оценками событий конца 1970-х гг. и нынешних «воссозданий» в Чебоксарах:

«Это были 1978 - 1979 гг. Все объекты, которые были снесены, не входили в реестр памятников, в чем беда-то. Почему так случилось, не могу понять... Целые кварталы - особняк к особняку - все снесено, и все оказалось "не памятниками"... Когда сносилась историческая часть Чебоксар и готовилось ложе Чебоксарского водохранилища, шли большие дебаты о том, что сохранить и как сохранить. В итоге были выявлены основные объекты, которые представляют ценность на федеральном уровне - купеческие особняки XVIII века - Дом Кадомцева, Дом Зелейщикова и Соляная контора (Дом Игумнова). Эти строения были распилены на блоки, перенесены на улицу Сеспеля. Согласно Генплану, их подлежало восстановить на месте деревянных ветхих домов, которые пошли под снос. Блоки домов-памятников, к сожалению, сохранить не удалось – пролежав на улице Сеспеля пару десятков лет, кладка расползлась в щебень. Самые лучшие кирпичи из оставшихся пустили на восстановление Соляной конторы. Силами инвестора, фирмой "Эридан", без привлечения бюджетных средств, восстановлен Дом Кадомцева.


Церковь Крестовоздвижения в Чебоксарах на берегу водохранилища. Начало 1980-х гг.

Хранился и фрагмент стены с окном и главы Крестовоздвиженской церкви. Кстати, ее взорвали в 1989 году, в юбилей Чувашской автономии, чтобы не портила обзор окрестности - когда водохранилище залили, колокольня выступала из воды... Эту церковь тоже хотели на новом месте воссоздать - возле храма Михаила Архангела (угол К. Иванова и Бондарева), который тогда был книгохранилищем. Никто не мог предположить, что вскоре он вновь станет действующим храмом. Теперь там строить негде. Были попытки восстановить ее и рядом с прежним местом, где сейчас речной порт, - казачество заинтересовалось храмом, но вопросы размещения объекта и финансирования решить не удалось.

Изначальное решение - воссоздать объекты гражданского зодчества на улице Сеспеля - было мудрым. Ведь именно этот косогор и является историческим центром Чебоксар. Он должен был стать «изюминкой», туристическим местом, где можно было показать, какими были Чебоксары XVIII века и какие особняки строили богатые купцы. Рассказать о том, что это был расцвет каменного строительства…

Справедливости ради скажу, что восстановление этих домов, действительно, пошло разными путями. К примеру, Дом Кадомцева сейчас мы видим именно таким, каким он был исторически, каким читался на старинных гравюрах - с мансардным этажом. Но еще в процессе переговоров новый хозяин поставил условие, что придаст дому лишь внешний облик, а планировку сделает такую, какая нужна ему. Или же он вообще ничего не будет строить… Ничего не поделаешь. Частная собственность. Ни рубля бюджетного там нет. И, по сути, нынешний Дом Кадомцева - действительно, лишь напоминание, что в XVIII веке было Чебоксарах такое здание.

Смысл (сохранять охранный статус таких памятников - Ред.) есть. Другой вопрос - категория. Может и не стоит его ставить на охрану на федеральном уровне, а достаточно сделать его региональным и даже муниципальным. С другой стороны, согласно закону 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» строения, которые представляют архитектурную ценность, могут перейти в ранг памятников через 40-50 лет после постройки. Так что, к примеру, у того же Дома Кадомцева снова будет полное право называться памятником через полсотни лет.

Но Соляную контору, к счастью, успели восстановить с использованием оригинального материала. Правда, в ее кладку ушел весь более или менее оставшийся целым кирпич разобранного Дома Зелейщикова. Но его тоже планируется восстановить. Буквально недавно Дом Зелейщикова был зарегистрирован в ЕГРП культурного наследия Минкультуры РФ с целью воссоздания внешнего облика и планировки. Проект воссоздания сделан благодаря сохранившимся фотографиям экспедиции знаменитого профессора истории Некрасова, работавшего в Чебоксарах в 30-х гг. ХХ века и выявившего этот ценнейший объект. К сожалению, по ряду причин восстановление Дома Зелейщикова на сегодняшний день застыло на этапе фундамента и 115-ти кубов кладки».

На прямой вопрос журналиста: Дом Кадомцева - фактический новодел. Тем не менее, его преподносят туристам как памятник гражданского зодчества XVIII века. Есть ли у нас моральное право считать его памятником? – Николай Муратов ответил так:

“Да, с точки зрения реставрационного дела, это - аморально и никуда не годится. Но если жизнь заставила применить такой метод?”

«Результативно и наступательно действовали в прошлом году органы контрразведки. Благодаря успешным спецоперациям была пресечена деятельность 129 кадровых сотрудников и 465 агентов иностранных спецслужб», - сказал российский президент.

Призёр Олимпийских игр-2016 Дарья Шмелёва сегодня выиграла золото чемпионата мира в Польше по велоспорту на треке в гите на 500 м. Это уже её вторая медаль на этом турнире.

В финале Шмелёва победила с результатом 33,012 секунды. Серебро выиграла украинка Елена Старикова (33,307). Бронзовую медаль в этой дисциплине завоевала австралийка Каарле Маккалох (33,419).

Чемпионат мира по велоспорту на треке проходит в польском Прушкове и завершится в воскресенье. Пока в активе сборной России по одной медали каждого достоинства.

Россияне Семен Павличенко, Виктория Демченко, а также экипаж саней-двоек в составе Александра Денисьева и Владислава Антонова заняли первое место в эстафете на этапе Кубка мира в Сочи.

Россияне показали результат 2 минуты 45,272 секунды. Второе место заняли немецкие саночники (+0,072 секунды), третьими стали представители Латвии (+0,127).

Сборная Германии заняла первое место в эстафетном зачете Кубка мира, набрав 525 очков. Российская команда стала второй, имея в активе 455 баллов. Третье место досталось латвийским саночникам (410).

Эстафета завершила соревновательную программу заключительного этапа Кубка мира. Российские саночники не смогли победить лишь в одном старте - в соревновании одиночных саней среди женщин. Всего сборная России завоевала на домашнем этапе шесть золотых, три серебряные и две бронзовые награды.

оссийский саночник Семен Павличенко выиграл соревнования на этапе Кубка мира в Сочи.

По сумме двух попыток Павличенко показал результат 1 минута 43,867 секунды. Второе место занял другой россиянин, Роман Репилов (+0,434). Третьим стал итальянский спортсмен Доминик Фишналлер (+0,460).

Россиянин Максим Аравин занял четвертое место (+0,574), Александр Степичев - пятое (+0,592), Александр Горбацевич - 24-е (+5,086).

Павличенко выиграл второй этап Кубка мира подряд и третий в сезоне. 27-летний саночник возглавил общий зачет Кубка мира (688 очков), на втором месте Репилов (633), на третьем - немец Йоханнес Людвиг (630), ставший в Сочи 12-м.

Заключительный в сезоне этап Кубка мира по санному спорту завершится в воскресенье, когда состоятся спринты у женщин, мужчин и в санях-двойках, а также эстафета.

Россиянин Павел Кулижников завоевал золото чемпионата мира по конькобежному спорту в спринтерском многоборье, который завершился в Херенвене.

Кулижников третий раз в карьере победил на чемпионате мира в спринтерском многоборье (2015, 2016, 2019).

Российские саночники Александр Денисьев и Владислав Антонов в соревнованиях среди двухместных экипажей одержали победу в спринте на девятом этапе Кубка мира в Сочи.

Они победили, показав результат в 31,450 секунд и опередив на 0,011 секунд своих ближайших конкурентов - латвийских саночников Андриса Шицса и Юриса Шицса. Замкнули тройку призеров действующие чемпионы мира из Германии - Саша Бенеккен и Тони Эггерт (+0,074).

Еще один дуэт из России - Всеволод Кашкин и Константин Коршунов - занял четвертое место (+0,080).

В общем зачете на первом месте - Эггерт и Бенеккен (1050 очков), на втором - австрийцы Томас Штой и Лоренц Коллер, на третьем - саночники из Германии Тобиас Вендль и Тобиас Арльт. Денисьев и Антонов в общем зачете занимают 13-ю позицию.

Заключительный в сезоне этап Кубка мира по санному спорту закончится в воскресенье.

Российская саночница Виктория Демченко стала победительницей в спринте на этапе Кубка мира в Сочи.

Спортсменка прошла дистанцию за 31,505 секунды. Второе и третье места заняли немки Даяна Айтбергер с отставанием 0,104 секунды и Натали Гайзенберг (+0,137).

Россиянка Екатерина Батурина заняла десятое место, а Татьяна Иванова - 11-е.

Также сейчас проходит чемпионат мира по лыжным гонкам в Австрии. Российский лыжник Александр Большунов занял второе место в скиатлоне, а Наталья Непряева - третье.

Российская биатлонистка Екатерина Юрлова-Перхт стала победительницей женской гонки преследования на чемпионате Европы в Белоруссии.

Россиянка, накануне ставшая серебряным призером в спринте, прошла с одним промахом дистанцию с четырьмя огневыми рубежами. На втором месте финишировала хозяйка трассы Ирина Кривко.

В сражении за бронзу сильнее оказалась немка Надин Хорхлер, которая опередила в финишном спурте представительницу Австрии Дуню Здуч.

Чемпионат Европы. Раубичи (Белоруссия)

Женщины. Гонка преследования. 10 км

1 (2). Екатерина Юрлова-Перхт (Россия) - 27.43,4 (1 промах)

2 (11). Ирина Кривко (Белоруссия) - +37,5 (1)

3 (15). Надин Хорхлер (Германия) - +49,4 (1)

4 января 2019 г. третий Superjet 100 авиакомпании Северсталь перелетел из центра поставки ГСС в Жуковском в базовый аэропорт авиакомпании Череповец. Борт с регистрационным номером RA-89119 и заводским 95154, второй поставленный ГСС SSJ-100 в этом году. Всего в Череповец должны прибыть 6 таких бортов.

В НПО имени Лавочкина параллельно с дорабатываемым сейчас третьим серийным спутником типа «Электро-Л» (запуск запланирован на осень 2019 года) начата работа по созданию еще двух однотипных тяжелых метеоспутников (№4 и №5). 1800-килограммовые космические аппараты строятся на российской платформе «Навигатор» с отечественным оборудованием.

Рабочая орбита «Электро-Л» - геостационарная (около 36000 км от Земли). Спутник имеет габариты 5,5 х 2,5 м и несет на борту сложное оборудование: гелиогеофизический аппаратурный комплекс ГГАК-Э, комплекс многоспектральной съёмки Земли в видимом и инфракрасном диапазонах с разрешением 1 км и 4 км соответственно (периодичность 10-30 минут), аппаратуру для приёма и ретрансляции данных от автономных метеорологических платформ и сигналов аварийных буев глобальной системы КОСПАС-SARSAT.

Космический аппарат «Электро-Л» рассчитан на время работы не менее 10 лет. В сборке его компонентов участвуют российские компании ИСС имени академика Решетнёва, ОАО «Сатурн», НПО «Сатурн», НПО «Факел», НПЦ «Полюс», «Российские космические системы», Ижевский радиозавод и другие. Запуск 4-го и 5-го спутников запланирован на 2021 и 2022 годы.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) - единичные попытки, которые не прижились. Однако народные представления о св. Николае в дальнейшем оказали определённое влияние на создание образа Деда Мороза. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу XX века уже складывается знакомый образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (англ. King Frost).

В России разработано эффективное средство пылеподавления для использования против пыления металлургических и угольных шлаков в степных и пустынных условиях. Эта проблема представлена, например, в Казахстане, предприятия которого стали местом испытаний новой технологии.

Как сообщают ученые Инжинирингового химико-технологического центра (ИХТЦ, Томск), обеспечивающие процесс испытаний и внедрения решения на предприятиях «Евразийской ресурсной группы» в соседнем государстве, созданный в России реагент показал наиболее высокие результаты в тестах в реальных условиях, где в роли конкурентов принимали участие сразу 7 конкурирующих решений.
Российская разработка представляет собой концентрат, который разводят водой, готовым раствором поливают пылящую землю или поля. Через несколько часов реагент склеивает частицы пыли, которые образуют прочную и эластичную пленку. Покрытие может продержаться на поверхности от нескольких месяцев до года, в зависимости от режима обработки.

… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой - от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку… В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Исследователи Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) и Института химии твёрдого тела и механохимии Сибирского отделения Российской академии наук (ИХТТМ СО РАН) добились того, что их новая разработка сохраняя до 90% всех полезных веществ содержащихся в плодах рябины, имеет хороший вкус и низкую цену. Выбор рябины в качестве исходного сырья в Западной Сибири очевиден – здесь ее растет достаточно много. Плоды растения являются ценным поливитаминным сырьем: в них много витамина С, каротина, аскорбиновой кислоты, антиоксидантов, антибактериальных веществ и многочисленных микроэлементов. Использование в пищу разработанной добавки поддерживает иммунитет и позволяет избавиться от окислительных радикалов, которые вызывают инсульты, сердечные приступы, рак и другие болезни. Чтобы уйти от традиционной горечи рябины была использована инкапсуляция (размещение горького вещества в оболочке, которая позволяет исключить его влияние на окружающую среду): мелкие частицы порошка рябины поместили в полисахарид растительного происхождения.

Полученная в итоге добавка уже заинтересовала местных производителей продуктов. Добавив некоторое количество такого порошка, например, в творожный продукт не был изменен вкус, зато полезные его свойства серьезно возросли.

Добавим, что это не единственная разработка в России, которая представляет собой безвредную биологически активную добавку. Так уже не первый год в нашей стране производится интереснейший препарат гипорамин на основе экстракта листьев облепихи, представляющий собой полностью натуральный иммуномодулятор и сертифицированный по всем правилам как лекарственное средство.

Формирование образа

Дореволюционная рождественская открытка со святым Николаем
В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году - с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода.

Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки - не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь:

редставители отечественного оператора связи «Мегафон» сообщил об официально зафиксированном рекорде скорости передачи данных в российской сети 4-го поколения (4G, LTE). Результат был достигнут с использованием одного из флагманских смартфонов южнокорейской компании Samsung.

По данным специалистов мобильного оператора, максимальная скорость скачивания, которую им удалось получить составляет 1,059 Гбит/с. Загрузка данных осуществлялась с сервера «Мегафона». «Это стало возможным благодаря агрегации трех несущих по 20MHz, MIMO 4x4, модуляции 256QAM и программного обеспечения», - отмечается в сообщении. Такая скорость позволяет (при технической возможности мобильного устройства) смотреть онлайн-трансляцию (стрим) в разрешении до 4К (4096

Славянская мифология
Подробнее по этой теме см. Мороз (мифология).

«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885.
Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко). Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика

Новый российский промышленный робот «Аркодим» способен калибровать себя самостоятельно. Каждый пройденный миллиметр дает информацию для калибровки прохождения следующего миллиметра в режиме реального времени. При этом, робот может одновременно работать в технологическом процессе, где требуется перемещать с высокой точностью несколько разных предметов разного веса. Испытания показали, что опытный образец робота уверенно держит десятую долю миллиметра по всем трем направлениям.

Манипулятор чувствует внешние воздействия и при контакте с человеком моментально он это понимает и выбирает нужный сценарий поведения, начиная от простой остановки до комплексных сценариев. Это может быть обход препятствия или режим податливости, в котором человек может свободно перемещать робота. Схема управления нового робота и алгоритмы взаимодействия с внешней средой - главные отличия российского манипулятора от мировых аналогов. По словам разработчиков, известные аналоги используют дорогие силомоментные датчики.

течественная компания «Аркодим» и Университет Иннополис (Казань) сообщили об успешных испытаниях первого промышленного (коллаборативного) робота с двойными энкодерами.

Робот приводится в движение с помощью серводвигателей, крутящий момент которых передается на исполнительное звено посредством редукторов. На валу серводвигателя есть встроенный внутренний энкодер, который сообщает контроллеру робота положение вала. Теоретически, зная положение вала, контроллер «понимает» положение самого робота. Но теория от практики порой сильно отличается.
Один энкодер, как и у аналогичных разработок, стоит на валу двигателя, а вот второй установлен на корпусе самого звена робота и высчитывает погрешности, связанные не только с люфтом в редукторах, но и с деформациями самого корпуса робота в связи с приложенным к нему усилию при перемещении тех или иных объектов.

Содержание
1 История возникновения
1.1 Исследования
1.2 Славянская мифология
1.3 Формирование образа
2 Дед Мороз и православие
3 В России
4 В Белоруссии
5 На Украине
6 В советском и российском кинематографе
7 Галерея изображений
8 См. также
9 Примечания
10 Литература
История возникновения
Исследования
В своём исследовании С. Б. Адоньева указывает, что канонический образ Деда Мороза с внучкой Снегурочкой как обязательных персонажей новогоднего праздника сформировался уже в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Е. В. Душечкина, в принципе соглашаясь с таким мнением, указывает на более древние источники формирования образа. Более подробно она рассматривает этот вопрос в отдельной книге.

Во многих источниках в последнее время распространяется информация об успешных тестах новейшей российской системы радиоэлектронного подавления искусственных спутников Земли – с полным выводом из строя радиоэлектронного оборудования космического аппарата с мобильного (!) наземного комплекса.

«Тирада-2.3» - так называется новая система представляет собой новый тип комплекса радиоэлектронной борьбы. Проект ведет свое начало с передовых разработок советских ученых конца 1980-х годов. Целенаправленное его развитие началось в 2001 году, с перерывами из-за проблем со смежными предприятиями и интересом со стороны заказчика, к 2018 году создателям «Тирады-2» удалось выйти на заданные, еще считающиеся во всех армиях мира фантастическими, характеристики. Проект действительно находится сейчас на заключительном этапе разработки, и наряду еще с пятью комплексами нового вооружения, отмечен заместителем председателя правительства РФ Юрием Борисовым как уникальный и приоритетный. Также сведения о большом прогрессе в создании комплекса имеются и от ФГБУ «46 Центральный научно-исследовательский институт» Минобороны России. Имеется документальное подтверждение факта работ – в отчетах разработчиков с завода «Электроприбор» (город Владимир).

Добавим, что пока не показан ни внешний вид нового комплекса, ни сообщаются его конкретные характеристики. Это связано с режимом секретности на текущем этапе испытаний «Триады-2.3».

Интересно, что в 2016 году в российских СМИ сообщалось о создании еще одной системы подавления спутников - «Комплекса радиоэлектронной борьбы для противодействия спутниковым системам на низких круговых орбитах» (КРБСС). Она создана Московским научно-исследовательским радиотехническим институтом (МНИРТИ) при участии специалистов дизайн-центра микроэлектроники «НИИМА «Прогресс». Тогда уже сообщалось, что система успешно на значительной территории нейтрализует работу низкоорбитальных систем спутниковой связи, таких как Iridium, GlobalStar и OneWeb…

Дед Мороз изображается как старик в цветной - голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года - мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый Год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; наиболее часто он был изображён на новогодних открытках конца 1950-х - середины 1980-х годов, а в одном из мультфильмов даже якобы является внуком Деда Мороза и летает на самолёте, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.




Top