Что такое антитеза? Определение и применение антитезы. Антитеза — это единство и борьба противоположностей

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова антитеза

антитеза в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

антитеза

ж. или антитез м. греч. ритор. противоположность, противоположение, напр.: был полковник - стал покойник. Великий человек на малые дела.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

антитеза

(тэ), антитезы, ж. (греч. antithesis) (книжн.).

    Противоположение, противоположность.

    Сопоставление двух противоположных мыслей или образов для большей силы и яркости выражения (лит.).

    То же, что антитезис (филос.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

антитеза

[тэ], -ы, ж.

    Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий (спец.). Поэтическая а. "лед и пламень" в "Евгении Онегине".

    перен. Противопоставление, противоположность (книжн.). А. динамики и покоя, активности и бездействия. А. пейзажа и настроения.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

антитеза

АНТИТЕЗА (от греч. antithesis - противоположение) стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов ("Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!", Г. Державин).

Антитеза

(от греч. antithesis ≈ противоположение), в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления. Например: «Я царь, ≈ я раб, ≈ я червь, ≈ я бог» (Г. Р. Державин) или в заглавиях ≈ «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

Википедия

Антитеза

Антите́за , антите́зис - риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Примеры употребления слова антитеза в литературе.

Так же как и у Червинского, изменено количество и качество объектов, сильно приглушены антитезы и в результате отсутствия анафорического и ослаблен тон сонета.

Для этого он воспользовался багажом метафор, сравнений, антитез и прочих украшений классической риторики, а у родной поэзии заимствовал орудие аллитерации, чтобы придать своей прозе яркую звуковую окраску.

И, как ни старался Сидней освободить свой стиль от влияния Лили, эвфуизмы в виде аллитераций, антитез и иных арабесок играют в его романе значительную роль: это было, в условиях тех годов, требованием жанра.

Фраза строится больше всего с помощью антитез , метафор, аллитераций, омонимов.

По всей видимости, не случайно склонность ранней философии к объяснению всего существующего через антитезу соотносится с антитетическим и агональным устройством раннего общества.

Но афоризм говорит не только об антитезе , но также и о воссоединении этих противоположностей.

Формально-поэтическое средство здесь -- ассонанс, связывающий тезу и антитезу повторением одного и того же слова, варьированием слов.

Ничто лучше не соответствует риторической системе мышления, чем элегический дистих с его гекзаметрической тезой и ямбической антитезой .

Мы говорили в свое время об особенностях структуры карнавального образа: он стремится охватить и объединить в себе оба полюса становления или оба члена антитезы : рождение - смерть, юность - старость, верх - низ, лицо - зад, хвала - брань, утверждение - отрицание, трагическое - комическое и т.

Предварительные замечания к определению понятий Порядок: закономерность, регулярность Антипорядок: случайность, хаос, энтропия Антитезы : порядок -- хаос определенность -- неопределенность События в макромире, где живет человек, подчиняются определенным законам.

Я также принужден воздержаться от обсуждения вышеуказанного факта, что промежуточно возникший слой, или мезобласт, являющийся с момента своего возникновения в полном смысле слова внутренним, производит такие структуры, которые навсегда остаются, безусловно, внутренними и не имеют общения с внешним миром в отличие от структур, развившихся из других двух слов: антитеза , которая имеет большое значение.

Присматриваясь с этой точки зрения к отрывочным записям Никоновской летописи, мы видим в них антитезу проваряжской концепции.

Здесь нет традиционного сонетного движения, нет тезы, антитезы , синтеза.

Можно назвать много явлений, идущих против эволюции: инквизиция, индульгенция, схоластицизм, аскетизм, догматизм, сектантство, религиозные войны, иезуинство, монастыри - как антитезу жизни, и т.

Можно назвать много явлений, идущих против эволюции: инквизиция, индульгенция, схоластицизм, аскетизм, догматизм, сектантство, религиозные войны, иезуитство, монастыри - как антитеза жизни и т.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. На вооружении писателей есть масса средств, которые позволяют сделать повествование более выразительным и ярким.

Один из самых действенных способов – это антитеза. Сегодня мы как раз и поговорим о том, что это такое, по какому принципы они составляются и по ходу приведем массу примеров из литературы и поэзии.

Определение - что это такое

Этот термин пришел в русский язык из Древней Греции, а само слово «antithesis» переводится как «противопоставление ».

Антитеза – это стилистический прием, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.

Самые простые примеры антитезы можно найти в народных пословицах:

Ученье — свет, а неученье – тьма
Умный научит, дурак наскучит
Тише едешь, дальше будешь
Легко подружиться, тяжело разлучиться
Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет

в литературных произведениях может быть представлена несколькими способами:
  1. Противопоставление двух героев или образов, (см. );
  2. Противопоставление различных предметов, состояний или явлений;
  3. Противопоставление разных качеств одного героя или предмета;
  4. Противопоставление свойств двух разных предметов.

Примеры антитез в прозаической литературе

На антитезе построены даже названия некоторых известных произведений:

Война и мир (Толстой)
Принц и нищий (Твен)
Преступление и наказание (Достоевский)
Отцы и дети (Тургенев)
Волки и овцы (Островский)
Ангелы и демоны (Дэн Браун)

Но в этих произведениях противопоставление не только в названиях, но и в содержании . Так, Лев Толстой на протяжении всего романа постоянно сравнивает два полюса – мира и вражды, добра и зла. Это проявляется как в ходе повествования, когда автор чередует сцены мирной жизни и сражений, так и в характере некоторых героев, например, Наполеона и Кутузова или Элен и Наташи.

А вот Достоевский использует другие методы. Он «помещает антитезы» внутрь одного персонажа . Наиболее ярко это проявляется в Раскольникове, который до преступления был хорошим человеком, а потом стал убийцей, а соответственно изменились его идеалы и манеры поведения.

И наконец, у Тургенева в качестве антитезы используется конфликт поколений и их взглядов на жизнь.

Примеры в поэзии

В отличие от прозы противопоставления в поэзии более прямые. Они не прячутся «между строк», их не надо додумывать – все находится на поверхности. Например, Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине» так описывает отношения Онегина и Ленского:

Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

А у Лермонтова есть строчки, которые давно стали «крылатыми»:

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

Марина Цветаева нередко использовала антитезы в своих произведениях:

Полюбил богатый - бедную,
Полюбил учёный - глупую,
Полюбил румяный - бледную,
Полюбил хороший - вредную:
Золотой - полушку медную.

Благодаря резкости сравнения различных предметов, антитеза широко использовалась в поэзии начала XX века.

Например, у Владимира Маяковского . Он строил на этом приеме целые произведения, противопоставляя ценности царского режима и большевиков, правителей и рабочего класса.

Наша сила - правда,
ваша - лаврьи звоны.
Ваша - дым кадильный,
наша - фабрик дым.
Ваша мощь - червонец,
наша - стяг червонный.
Мы возьмём,
займём
и победим.

Это отрывок из стихотворения «Киев». И, как видно, оно носит явно декларативный характер и могло бы служить даже политическим лозунгом или материалом для агитационных программ.

Антитеза в политике

Мы не зря упомянули Маяковского и то, что антитеза может что-то декларировать. Действительно, этот прием частенько используется для создания политических лозунгов . Самый яркий пример, наверное, относится к началу советского периода. Вспомните главные слова «Интернационала»:

Кто был никем, тот станет всем!

А в Манифесте Коммунистической партии можно было встретить такие пример антитезы:

Пролетариям нечего терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

В современных лозунгах антитеза также широко используется. Достаточно вспомнить популярный призыв перед любыми выборами: «Голосуй или проиграешь».

Антитеза в СМИ и рекламе

Красивые противопоставления очень любят использовать и журналисты. Чаще всего их можно увидеть в заголовках газетных статей:

Блеск и нищета российского футбола
Нищий педагог и богатый дворник
Неблаговидные дела под благовидным предлогом
Грехи праведника
Луч света в темном царстве

Уже давно доказано, что человек, открывая газету или журнал, не читает все подряд, а в первую очередь пробегается глазами по заголовкам.

И ищет ту фразу, которая его зацепит, а уже только потом начинает читать саму статью. И вот антитеза – один из тех приемов, которые помогают завладеть вниманием, чем обязательно пользуются .

Сопоставление противоположностей часто используют и рекламщики. С помощью этого приема они создают короткие, но запоминающиеся слоганы .

Мы работаем, вы отдыхаете (техника «Indesit»)
В холод - тепло, в жару - прохладу (кондиционеры «Samsung»)
Легко включить, сложно остановиться (безлимитный интернет)

А еще чаще можно встретить слоганы, основанные на противопоставлении «минимум – максимум». Например, «минимум калорий, максимум удовольствия» (Coca-Cola light), «минимум пространства, максимум возможностей» (мобильный телефон), «минимум труда, максимальный эффект» (стиральный порошок).

Вместо заключения

Кстати, благодаря антитезе появился еще один прием – . Так называют устойчивые выражения, в которых используются слова с совершенно противоположными значениями. Например, «горячий лед», «страшно красивая», «живой труп», «горькая радость». Подробнее об этом вы можете прочитать на другой странице нашего сайта.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое лирика Анафора - это повторение во имя торжества смысла Что такое диссонанс Инверсия - это красивое коверканье русского языка Метафора - новое значение старых слов и примеры использования Олицетворение - это искусство оживлять неживое

Понятие "антитеза" происходит от древнегреческого термина, состоящего из двух частей: "thesa", что означает "положение", и "anti" - "против". Сложив их, мы получаем "противоположение", то есть "противоположность". Антитеза, определение и примеры которой мы представим вам в этой статье, представляет собой противопоставление элементов композиции, персонажей, образов, слов. Это художественный прием в литературе, который позволяет использующим его писателям и поэтам охарактеризовать героев полнее, выявить авторское отношение к разным сторонам изображаемого, а также к самим персонажам.

Условие, необходимое для антитезы

Существенное условие, необходимое для того чтобы можно было говорить о таком приеме, как антитеза (примеры которой мы приведем ниже), - это соподчинение общему понятию противоположностей или же некоторая общая точка зрения на них.

Необязательно должно быть логически точным такое соподчинение. Например, такие пословицы, как "Мал золотник, да дорог", "Редко, но метко", построены антитетически, хотя понятия, которые противопоставляются в них, нельзя назвать соподчиненными логически так, как, например, "начало" и "конец", "свет" и "тьма".

Но в данном контексте они рассматриваются как противоположные потому, что слова "мал" и "редко" берутся со спецификацией значения по отношению к сопоставленными с ними, взятыми в прямом значении словами "дорог" и "метко". Входя в антитезу, тропы могут скрывать еще более ее логическую точность и ясность.

Словесная антитеза

Примеры использования данного приема многочисленны. Словесная антитеза имеет место, когда в одном предложении или же в поэтической фразе соединяются некоторые словосочетания или слова с противоположной эмоциональной окраской или значением.

Возьмем, например, отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

"Город пышный, город бедный

Дух неволи, стройный вид...".

В первой строке здесь антитеза ("бедный" - "пышный") эпитетов, подобранных к слову "город", выражает представление Александра Сергеевича о Петербурге, которое конкретизируется во второй строке антитезой соответствующих эпитетов. Здесь противопоставляется внешний облик города (в тексте - "стройный вид") и духовное содержание жизни его ("дух неволи"). В другом стихотворении этого же автора словесные антитезы используются для того, чтобы подчеркнуть несоответствие духу "рыцаря бедного" его внешнего облика. Об этом герое говорится, что он был с виду "бледный" и "сумеречный", однако духом - "прямой" и "смелый". Подобное противопоставление - словесная антитеза. Примеры ее в литературе встречаются довольно часто.

Антитеза, выражающая сложные эмоциональные состояния

Антитеза служит для того, чтобы выразить не одни только стороны явления и предмета, а также эмоционально окрашенное авторское отношение к ним, но еще и различные сложные эмоциональные состояния. Пример можно найти у А.А. Блока в стихотворении "В ресторане". Лирический герой произведения встретил в ресторане свою возлюбленную "дерзко" и "смущенно", отдав поклон со "взором надменным".

Зачастую являются оксюморонами различные словесные антитезы. Другими словами, это сочетание слов, противоположных по смыслу.

Образная антитеза

Образная антитеза представляет собой контраст, который имеется между двумя различными образами. Это могут быть персонажи произведения. Примеры антитезы из художественной литературы многочисленны: это Ленский и Онегин, Молчалин и Чацкий, Степан Калашников и Кирибеевич, Павел Петрович и Базаров, Наполеон и Кутузов и др. Также образная антитеза может относиться к изображению деревни и города (например, в стихотворении А.С. Пушкина "Деревня"), кроме того, к дисгармонии души героя и вселенской гармонии (Лермонтов, "Выхожу один я на дорогу"), изображению вольной природы и монастыря-"темницы" (Лермонтов, "Мцыри") и др. Образная антитеза, примеры которой мы только что привели, являлась излюбленным приемом такого мастера слога, как Владимир Владимирович Маяковский.

Композиционная антитеза

Существует также такая разновидность данного приема, как композиционная антитеза. Это один из принципов, по которому строятся литературные произведения. Композиционная антитеза представляет собой противопоставление различных эпизодов и сюжетных линий, сцен в драматургии и эпосе, строф и фрагментов в лирических стихотворениях. Возьмем в качестве примера роман Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин".

В нем в третьей и четвертой главах противопоставляются несостоявшиеся взаимоотношения Онегина и Татьяны "счастливой любви" Ленского и Ольги. В романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети" антитеза двух конфликтов (любовного и идеологического) позволяет нам понять истинный смысл взглядов и убеждений нигилиста Евгения Базарова, а также основную причину, по которой их постигло крушение. Можно привести и другие примеры.

Антитеза из литературы, представленная в лирических стихотворениях

Широко используется данный прием также в различных лирических стихотворениях. У Александра Сергеевича Пушкина это, например, "Элегия", "Поэт и толпа", "Поэт", "Деревня" (пример антитезы в стихах Александра Сергеевича - противопоставление рабства народа и мирного пейзажа), "К Чаадаеву". У Михаила Юрьевича Лермонтова - "Поэт", "Парус", "Сон", "Спор", "Благодарность", "Отчего", "1-е января", "Листок", "К портрету". У Николая Алексеевича Некрасова - "Размышления у парадного подъезда", "Железная дорога" и другие.

В основе любого литературного произведения лежит композиция, представляющая собой расположение его отдельных частей в определенной последовательности.

По сути, это целостная система с множеством составляющих, которые углубляют смысл написанного и позволяют сделать его более выразительным. Среди элементов немаловажную роль играют такие приемы, как теза, синтез и антитеза. Что это за стилистические фигуры? Попробуем разобраться.

Что такое теза?

Теза – это фигура мысли, которая в лаконичной форме содержит основную смысловую нагрузку произведения. Другими словами, под тезой понимают главную идею стихотворения или прозы, основную мысль, которую автор хотел выразить в своем произведении.

В стихотворной речи эта фигура часто встречается в первой строке и выражается в емкой, эмоциональной форме, открывающей чувства автора.

В совокупности с антитезой и синтезом теза помогает поэту выстроить стройную геометрическую фигуру произведения, то есть сформировать идею, после этого привести другую идею – противоположную ей, а в конце получить что-то среднее и зачастую новое.


Хорошим примером антитезы является первая строка в стихотворении Пушкина «К***». Словами «Я помню чудное мгновенье» автор выразил основную идею своего произведения, а в последующих строках раскрыл все важные моменты своих чудесных воспоминаний.

Что понимают под антитезой?

Антитеза – стилистический прием, в котором автор противопоставляет друг другу отдельные образы, понятия, состояния. Все они соединены между собой единым смыслом либо конструкцией произведения, но благодаря противопоставлению литератору удается придать своему творению яркость и убедительность.

Посредством антитезы он представляет читателю некую «золотую середину», гармонично раскрывающую творческий замысел. Для усиления выразительности произведения в большинстве случаев она используется как сопоставление контрастирующих понятий или оттенение центрального образа другим, менее заметным.

Антитеза встречается как в стихотворениях, так и в романах, рассказах и других повествованиях. К примеру, в произведении «Принц и нищий» Марк Твен противопоставляет и благосостоянию нужду и бедность, а в романе «Идиот» Достоевский раскрывает трагедию чистого и невинного человека, попавшего в безнравственное общество и погрязшего в житейской суете.


Часто на антитетическую структуру повести или романа указывают сами их названия – «Преступление и наказание», «Война и мир».

Если говорить о стихотворных произведениях, то ярким образцом подобных стилистических фигур служит сонет Петрарки «И мира нет», полностью созданный на антитезах: «Я зряч – без глаз» , «Страшусь – надеюсь» , «Жажду гибели – спасти молю» .

Важное условие любой антитезы – это соподчинение противопоставлений объединяющему их смыслу, что великолепно представлено в русской поговорке «Ученье свет, а неученье тьма» .

Что такое синтез в литературе?

В переводе с греческого слово «синтез» (σύνθεσις ) означает «связывание, складывание» . Под этим термином в литературе подразумевают объединение разрозненных понятий или образов в единое целое. Такой прием для автора является прекрасным способом переосмыслить несовпадающие понятия, а результаты этих переосмыслений выразить в своих творениях.

Синтез неизменно связан с анализом, в котором литератор изначально разбивает произведение на элементы, а затем объединяет их согласно своему пониманию и мировоззрению. В процессе соединения ему удается познать нечто новое, с иными понятиями и характеристиками.


Обычно синтез используют в философских произведениях. К слову, цепочка «теза – антитеза – синтез» принадлежит философу Гегелю, которому удалось гениально раскрыть некоторые синтетические формулы.

Одним из примеров синтеза выступает его выражение «восток и запад есть в каждой вещи» , где Гегель выразил свою мысль о том, что у каждого человека на подсознательном уровне существует стремление к связыванию, объединению.

Антитеза

На основе изученного материала, мы выяснили, что для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности употребляют приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры: антитезу, инверсию, повтор и др.

Объектом исследования настоящей работы является антитеза, и характерная её «среда обитания» - афоризмы и крылатые выражения.

Часто в речи сопоставляются резко противоположные понятия: честь наглость, работа - отдых и т. п. Это с особой силой действует на воображение слушателей, вызывает у них яркие представления о названных предметах и событиях. Чтобы охарактеризовать предмет или явление особым образом, можно находить не только сходства и ассоциации с другим предметом или явлением, но и черты резкого контраста, различия, чтобы противопоставить одно другому. Такой прием, основанный на сопоставлении противоположных или резко контрастных характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, понятий, явлений и признаков, создающий эффект резкого контраста, называется антитеза. Антитеза способна не только противопоставлять понятия, но также подчеркивать парадоксальность сравнения (как в оксюмороне), величие объекта, универсальность, когда объекту приписываются контрастные свойства. Таким образом, антитеза может утяжелять значение, усиливать впечатление.

Эта стилистическая фигура в определенном смысле противостоит большинству других фигур именно тем, что в ней строго соблюдаются все правила рассудка, стройного построения пар оппозиций без какого бы то ни было нарушения основных логических норм. Антитеза осуществляется для того, чтобы поставить понятия в отношения контраста, причем не только те понятия, которые в принципе контрарны (антонимы), но и понятия, обычно не связанные между собой никакими отношениями, но становящиеся конфликтными, когда они поставлены рядом.

В антитезе происходит сравнение двух явлений, для чего чаще всего используются антонимы -- слова с противоположным значением: У любой сладости есть своя горечь, у каждого зла - свое добро (Ралф Уолдо Эмерсон). Использование антитезы, сопоставление противоположных понятий позволяет выразить главную мысль более ярко и эмоционально, точнее выразить свое отношение к описываемым явлениям. В повседневной жизни, многие вещи становятся понятней лишь при противопоставлении одного другому: познав огорчение, люди больше ценят минуты радости. Недаром говорят «Всё познаётся в сравнении».

Антитеза, как стилистическая фигура придаёт наиболее резкий контраст противопоставляемым вещам, вызывая четкие образы в сознании. Противопоставление заостряет мысль, помогает организовать текст или его часть, благодаря чему параллельные фигуры, особенно антитезы, используются как текстообразующие средства. Цель использования антитезы практически всегда достигается и в ораторском искусстве, при публичных выступлениях, и в художественных произведениях. Но несравнимо глубокий эффект от употребления антитезы получается в коротких и емких высказываниях, например загадка, афоризм, пословица, хроникальная заметка в газете, поскольку ключевое слово в определении это - резкий. Резкость и контраст, безусловно, обращают на себя внимание, мы видим несоответствие. Результат: яркая эмоциональная окраска, выразительность и, нередко, юмористичность. Когда глупый выдает себя за умного, а глупость так и лезет из него. Когда злой притворяется добрым, а мы видим, что это волк в овечьей шкуре.

«Антитеза (греч. antithesis -- противоположение). Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). Антитеза часто строится на антонимах: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка)».

«Антитеза, семантическая фигура речи, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной идее или единой точке зрения. *Мал золотник, да дорог (пословица). «Коварство и любовь» (Ф. Шиллер).

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А. Пушкин)»

Ранее в работе уже указывалось, что наиболее частая основа антитезы это антонимы, например: добрый - злой, сытый - голодный. Также противопоставляться могут различные факты и явления по всем признакам, как главным, так и второстепенным. Так два слова world и chains, в приведенном А.И. Гальпериным примере, не являются антонимами. Они вовлечены в антитезу The proletarians have nothing to lose but their chains. They have a world to win. Антонимичной парой здесь являются глаголы to lose и to win, но также противопоставляются слова world и chains, а точнее их признаки: world -- all, everything и chains -- slavery.

«Основная фигура контраста - антитеза. Антитеза - это высказывание, содержащее явное противопоставление. Чаще всего это противопоставление выражается в использовании антонимов, т.е. слов, имеющих противоположное значение».

Как правило, для создания антитезы необходимо, чтобы противопоставляемые понятия были в принципе соотносимы, если рассматривать соотнесение в качестве операции, при которой может выявиться как сходство, так и различие. Однако, антитеза, как стилистический приём раскрывается не только в противопоставлении, а также и в присоединении дополнительных оттенков значений словам, не выражающих противительных понятий. Корабли инопланетян висели в небе точно так же, как не висят в небе кирпичи (Д. Адамс. Автостопом по Галактике-1). Антитезе присущи неожиданное сопоставление далеких предметов, игра прямым и переносным значением слов, парадоксальное утверждение. В этом случае антитеза принимает черты оксюморона «Оксюморон, -ы. В лексической стилистике: семантическая фигура речи, сочетание слов, противоречащих друг другу по значению, в результате чего рождается новый концепт. *Жар холодных чисел (А. Блок). Чужбина, родина моя! (М. Цветаева) Покорный энтузиазм толпы (П. Чаадаев). Горизонты вертикальные (В. Соловьев)» [Лагута 1999: 35]. Оксюморон, в свою очередь многие считают разновидностью антитезы, в которой упор сделан на юмористичность высказывания.

Достоинство антитезы, как фигуры заключается в том, что обе части взаимно освещают одна другую. Существует несколько общих вариантов использования антитезы: при сопоставлении образов или понятий, контрастирующих между собой, при выражении контрастной сущности единого целого, когда необходимо оттенение образа, а также при выражении альтернативы.

Противопоставление понятий и явлений может проявляться и в больших отрезках текста, но это будет скорее контрастное противопоставление, нежели стилистический прием антитеза, точно также не будут являться антитезой и фразеологические единицы, образование которых основано на антонимах. Например: top and bottom, up and down, inside and out. Необходимый признак антитезы, отличающий ее от всякого логического противопоставления - эмоциональная окрашенность, стремление к уникальности противопоставления. Но это возможно только в одном случае - в случае нарушений правил аналогии. Признак, по которому мы соотносим предметы, фактически не должен быть очевидным. Читателю или слушателю предлагается в той или иной степени додумывать смысл самому (горячий, но не обжигающий; китайский, но качественный). Поэтому при расчете на "острый" смысловой эффект и не рекомендуется брать так и так противопоставленные (например, антонимические) понятия. Это не значит, что антитеза, построенная на антонимии станет ошибочной, однако эмоциональная окрашенность будет практически незаметна.

Отношения между антитетически противопоставляемыми в пословице словами носят более сложный характер, и их семантическая связь не может быть подведена под строгое понятие лексической антонимии (ср. мать-мачеха, волк-брат, молоко-вода, вода-огонь, вода-вино, ночь-день, Бог-черт и т. п.).

Антитеза широко используется в прозе и драматургии. Она активно участвует в созидании архитектоники любого произведения. Без антитезы не обходятся и заглавия («Коварство и любовь» Шиллера, “Отцы и дети” Тургенева, «Война и мир» Толстого, «Волки и овцы» Островского, «Принц и нищий» Твена, «Толстый и тонкий» Чехова…) Антитетическое членение применяют в речи для объединения противоположностей, подчеркивания какого-то качества в характеристике: «К добру и злу постыдно равнодушны» (М. Лермонтов).

Сопоставление антонимов в высказываниях и афоризмах придает особую значительность каждому из названных ими предметов, что усиливает выразительность речи. Антонимы в таких случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы. Остроту и афористичность придают антонимы крылатым выражениям: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок. (Еcенин)». С использованием антитезы построены многие афоризмы: «Нет ничего глупее желания всегда быть умнее других» (Ларошфуко). Фраза, построенная на антитезе звучит достаточно сильно, легко запоминается, заставляет задуматься.

Классификация антитезы

Часто антитеза подчеркивается тем, что характер ее расположения в соответствующих частях предложения одинаков (параллелизм).

По структуре антитеза может быть простой (одночленной) и сложной (многочленной). В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар или три и более противопоставленных понятий. «Антитезы бывают разного вида. Иногда их полюса противопоставлены друг другу, по схеме «не А, а Б», иногда, напротив, соположены по схеме «и А, и Б» [Хазагеров http].

Существует также антитеза сложная или развернутая. Развернутое высказывание создается за счет включения цепочек определений. Использование развернутой антитезы позволяет ярче актуализировать неожиданное в уже привычном явлении.

Также стоит отметить особый вид антитезы - внутри синонимической пары: утихнуть, но не замолчать и т.д. Подобные фигуры производят сильное впечатление и провоцируют образное развитие сюжета. Антитеза может состоять даже из одинаковых слов, т.е. быть в пределах одной лексемы. Так могут противопоставляться одни действия другим действиям, чувства одного чувствам другого и т.д. The secret of managing is to keep the guys who hate you away from the guys who are undecided (Charles Dillon "Casey" Stengel). - Основа существования хорошего менеджера - удержание людей, которые меня ненавидят, вдали от людей, кто это еще не решил.

Существует и противопоставление двух грамматических, залоговых или падежных форм одного слова. Чаще всего противополагаются падежные формы слова. Такая антитеза характерна для кратких форм красноречия, носящих афористический характер: «Человек человеку брат», «Человек человеку волк», «Война - войне». По аналогии построен и девиз «Миру - мир»; где слово «мир» употребляется в разных значениях.

Благодаря параллельности конструкции антитезы мы можем выделить ритмообразующую функцию антитезы, а также сопоставительную, множительную и объединяющую. Эти функции реализуются, часто, вкупе, но, как правило, антитеза выделяет одну функцию над другими.




Top