Что такое форма культуры определение. Виды культуры обществознание

Лекция:

Понятие культуры

Вам известно, что человек – это биологическое, социальное и культурное существо. Кого из людей мы называем культурным? Человека вежливого, тактичного, соблюдающего этикет. Культурным не рождаются, им становятся в обществе. Усвоив знания, ценности, нормы, верования общества, овладев навыками пользования окружающими предметами, выполняя социальные роли человек из существа биологического превращается в социокультурное. Что же такое культура? Начать нужно с того, что это один из основных социальных институтов духовной сферы жизнедеятельности общества. Самое первое понимание слова «культура» было возделывание земли, но со временем смысл этого понятия изменялся и появилось много значений. Остановимся на этом:

Культура - результаты созидательной, творческой деятельности человека, накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение.

Культура создана в результате преобразовательной деятельности человека. Её определяют как вторую природу – искусственную среду обитания человеческого общества. Изучением культуры занимается социально - гуманитарная наука культурология.

Культура делится на две части:

  • Материальную, включающую в себя артефакты – результаты материального производства: весь предметный мир, созданный руками человека.
  • Духовную, включающую результаты производства сознания человека: знания, идеи, ценности.

Другими словами, материальная культура – это продукт экономики, а духовная – продукт искусства, науки, религии, морали. Они тесно взаимосвязаны. Например, без знаний и идей архитектор не построит здания или наоборот, идеи художника или писателя находят отражение на материи (холсте или бумаге).


Формы культуры: массовая, элитарная, народная

Исследователи выделяют несколько форм культуры: массовую, элитарную, народную.

Признаки массовой культуры:

1. Приобретает всё большую популярность в условиях глобализации.

2. Продукты массовой культуры создаются большими тиражами и распространяется с помощью современных коммуникативных технологий.

3. У неё много потребителей, потому что она отличается общедоступностью, простотой восприятия и понимания для людей, не имеющих образования и специальной подготовки.

4. Носит развлекательный характер и не способствует духовному росту.

5. Носит коммерческий характер.

Примерами массовой культуры являются кино, телесериалы, ток-шоу, юмор, телевизионные новости, мода, спорт, поп-музыка, массовая литература (например, романы), изобразительное искусство и т.д.

В современном мире учёные выделяют такую разновидность массовой культуры, как экранная культура. Это культура, создаваемая и передаваемая с помощью компьютера. Её примерами являются компьютерные игры, социальные сети.

Признаки элитарной культуры:


1. Узкий круг ценителей и потребителей. Доступна, как правило, интеллигенции – людям интеллектуального труда: учёным, учителям, работникам музеев и библиотек, художникам, композиторам, писателям, критикам и т. д.

2. Продукты элитарной культуры создаются привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами.

3. Это высокая культура, которая трудна для восприятия неподготовленным человеком, например, живопись Пикассо не всем понятна.

4. Носит некоммерческий характер, но иногда оказывается финансово успешной.

Примерами элитарной культуры являются классическая музыка Моцарта, Баха, Чайковского, классическая литература Достоевского, Шекспира, изящные искусства Микеланджело, Родена, Леонарда да Винчи, Ван Гога и т. д.

Признаки народной культуры:


1.
Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

2. Носит локальный характер, потому что каждый народ имеет свою особенную народную культуру (фольклор), связанную с традициями данной местности.

3. Передаётся из поколения в поколение.

4. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (рассказ, легенда), групповым (исполнение танца или песни), массовым (карнавал, масленица).

Примерами народной культуры являются сказки, эпос, былины, танцы, песни, мифы, легенды.

Общая культура населения делится на части – субкультуры, присущие определённым социальным группам (молодёжи, пожилым, профессиям). У каждой субкультуры свой язык, взгляды на жизнь, манеры поведения и обычаи.
Также культура делится на национальную и мировую. Национальная включает ценности, нормы и образцы, характерные для какой-либо одной нации, одной страны. Мировая же объединяет в себе лучшие достижения национальных культур различных народов планеты.

Функции культуры

Как было сказано на предыдущем уроке каждый социальный институт выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей людей. Какие же функции выполняет культура? Познакомимся с ними:

    Информационная функция (функция преемственности) заключается в том, что культура включает в себя мир артефактов (созданных людьми предметов и явлений), а также мир языка (смыслов и знаков, образующих тексты), которые содержат в себе информацию, передающуюся из поколения в поколение с помощью традиций. К примеру, принятие и дальнейшее распространение христианства на Руси является ярким примером преемственности.

    Коммуникативная функция способствует общению людей, с помощью которого человек усваивает культурные нормы и ценности. Общение необходимо и для создания, сохранения, развития культуры. В результате общения происходит обмен идеями и духовное обогащение. Как говорил Бернард Шоу: «Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остаётся лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон, оказывается, по две идеи».

    Регулятивная или нормативная функция обеспечивает порядок в обществе с помощью моральных и правовых норм, традиций и обычаев, этикета и т. д., которые дают человеку ориентиры в поведении и регулируют его действия.

    Функция социализации – в результате усвоения культурных норм и овладения образцами поведения человек включается в определённый культурный контекст общества, в котором живёт. Культура также регламентирует и гендерные роли мужчины и женщины.

    Компенсаторная функция позволяет человеку отвлечься, отдохнуть от жизненных проблем, получить эмоциональную разрядку. Духовную компенсацию человек может получить от выполнения религиозных обрядов, занятий художественной культурой (например, чтения книг, посещения театра, слушания музыки), прогулок на природе, творческого увлечения, коллекционирования, воспитания детей.

Задание: Приведите свои примеры массовой, элитарной и народной культур. Напишите их в комментариях 📝

Структура культуры. Культура как социальный институт

Культура в социологическом познании

Виды и формы культуры.

Структура культуры. Культура как социальный институт.

Культура в социологическом познании.

План

Существует более 150 определений понятия «культура».

Культура (изначально от лат. cultura) – «возделывание», «обработка» (от «возделывания земли» в Др. Риме до «воспитания и образования человека». Постепенно термин «культура» приобретает не только личностный, но и социальный смысл.

Культура – это система ценностей, разделяемых членами общества, нормативных и других регуляторов социальных взаимодействий;

Это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и нематериальных продуктах, передаваемых из поколения в поколение

Общество и культуру достаточно сложно отличить, так как они «живут» друг в друге, а их взаимопроникновение носит многосторонний характер.

Подтверждением тому могут служить субъекты культуры, в качестве которых выступают основные виды социальных общностей – общество (если его рассматривать как вид самой широкой общности), нация, социальная группа.

Так, например, можно говорить о российской, американской культурах как культурах соответствующих обществ; о татарской, чувашской культурах как национальных культурах; молодежной культуре, культуре учительства и т.д. как культурах конкретных социальных групп (демографических, профессиональных и др.).

Общество и культура, между тем, могут друг с другом не совпадать, что позволяет развести данные феномены.

Подтверждением тому является следующее:

1) не все члены общества разделяют его культурные ценности и нормы;

2) некоторые культурные образцы простираются за границы конкретной страны и воспринимаются в других странах (например, Римское право);

3) в одном обществе могут сосуществовать порой значительно отличающиеся друг от друга культуры.

Структура культуры, ее основные элементы: ценности, нормы, обычаи, язык, деятельность.

Социальные ценности значимые явления, предметы, процессы как образцы, принятые в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной общности. Ценности, как «стержень» культуры, объединяют материальную и нематериальную культуру. Ценности выступают как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения людей. Ценности являются основанием для норм и стандартов поведения.

Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нормы: нравственные (принятые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие, напр., 10 заповедей), институциональные (тщательно разработанные, в отличие от нравственных, с установленными правилами следования им, т.к. каждый институт имеет свою нормативную базу), правовые (усиленные формализованные нормы, требующие неукоснительного выполнения, которое обеспечивается принуждением со стороны государства), нормы этикета, повседневного поведения и др.



Обычаи – принятые в обществе (общностях) образцы поведения (унаследованные стереотипные способы поведения), которые постоянно воспроизводятся и являются привычными для его членов. В традиционных обществах являются основными регуляторами, и их нарушение строго наказывается. В современных обществах обычаев больше, их нарушение карается не очень жестко и касается, прежде всего, элементарных норм поведения (как следует есть, сидеть, здороваться и т.д.). К числу обычаев относятся табу – запреты.

Язык – система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Язык служит основным средством трансляции, передачи культуры, т.к. в значительной степени ее творения представлены в символической форме.

Существует особый «язык культуры», т.е. чтобы проникнуть в суть произведения, необходимо овладеть его языком (профессии композитора, художника, скульптора и др.).

Язык – общественное явление, т.е. языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия.

Язык, как и культура, вырабатывает общепринятые значения, которые составляют содержание устной и письменной речи. Язык объективен, а речь субъективна; язык имеет общественный характер, а речь – индивидуальный.

Деятельность состоит в создании (производстве), усвоении (потреблении), сохранении, распространении (распределении) культурных благ, ценностей, норм. Деятельность в сфере культуры в социологии сводится к следующим видам: чтение, посещение кино, театров, просмотр телепередач, участие в творчестве (художественном, музыкальном и др.). и т.д.

Культурная деятельность в широком смысле – (само)реализация сущностных сил человека, его способностей, дарований, потребностей и интересов. Т.о., культурное содержание можно выделить в любой сфере социальной деятельности – труд, семья, быт, образование, политика, досуг.

Культура как социальный институт выполняет функции:

1) духовное производство (обеспечение необходимых предпосылок для духовного творчества, создания духовных ценностей);

2) сохранение, тиражирование и трансляция созданных вновь или воспроизведенных ценностей (в стремлении сделать их массовым достоянием – работа издательств, типографий, киностудий и т.д.);

3) социорегулятивная (регулирование процесса создания, сохранения, распределения духовных благ с помощью нормативных и ценностных механизмов – традиций, обычаев, символов);

4) коммуникативная (организация взаимодействия учреждений и групп лиц в ходе производства, сохранения и распределения духовных ценностей);

5) социального контроля за тем, как осуществляется создание и распределение продукции институтов культуры.

Виды культуры:

1. Материальная и нематериальная (духовная) культура

К материальной культуре относятся физические объекты, или артефакты, созданные людьми, которым придается определенный смысл (автомобиль, здание, мебель и др.).

К нематериальной (духовной) культуре относятся духовные ценности, язык, верования, правила, обычаи, система правления, наука, религия.

2. Цивилизация, культурно-исторический тип, т.е. культура как целостный исторический феномен (т.н. «великие культуры» - античная, индийская, китайская, европейская и др.): характеризует определенные исторические эпохи, или конкретные общества, народности, нации. Это «простирающиеся» во времени и пространстве, проходящие этапы зарождения, развития, расцвета и упадка этнические, территориальные, хозяйственные, языковые, политические, психологические общности.

3. Субкультура - система деятельности, ценностей и норм, отличающих культуру определенной социальной общности от культуры большинства общества. Субкультура не отвергает культуру большинства, но отклоняется от нее (молодежная субкультур, субкультура врачей, субкультура студенчества и др.).

4. Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Контркультура формирует нормы и ценности, противоречащие основным аспектам культуры. Иногда ценности контркультуры проникают в господствующую культуру и становятся менее конфликтными.

Формы культуры:

Элитарная (высокая) культура, произведения которой воспринимаются относительно неширокими слоями населения; совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятных неподготовленному человеку, напр., изящные искусства, классическая литература и музыка;

Народная культура - совокупность мифов, легенд, сказаний, песен, танцев, созданных, как правило, анонимными авторами;

Массовая культура - общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемый СМИ, напр., поп-культура, рок-культура.

Доброе время суток, дорогие читатели нашего блога!

Поговорим о том, что в пирамиде Маслоу занимает верхушку, о духовном и прекрасном. Вопрос духовного и культурного, человек несет на всем протяжении своего существования, и нам с Вами предстоит разобраться в хотя бы в малой, но теоретически изученной части этой бравады информации.

Культура является сложным явлением, что можно подтвердить приводя новые и новые трактовки и определения, но самыми распрастраненными считаются три подхода:
— технологический подход (культура, как совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни всего общества);
— деятельностный подход (культура, как осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность);
— ценностный подход (культура, как практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей).
Из этого следует, что культура обладает своей структурой, системой, функциями, формами и т.д. Таким образом, мы говорим о культуре, как об институте общества, который исторически обусловлен рядом факторов. Открывая историческую справку о происхождении культуры, мы сталкнемся с первым упоминанием в I в. до н. э. и употреблении как филососфкого понятия в XVIII — н. XIX в.
На сегодняшний день понятие «культура» трактуют в широком и узком смысле, что помогает понять и оценить данное явление.
!Культура (шир) — исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во все сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.!
!Культура (узк) — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.!

Как мы уже ранее отмечали, культура наделена рядом функций, которые призванна выполнять, как явление общественной жизни. И так, основные функции культуры :

  • познавательная — формирует представление о том где мы живем или о том или ином народе, стране или эпохе;
  • оценочная — осуществляет дифференциацию ценностей, в том числе и обогащение традиций;
  • регулятивная — формирует нормы и установки в обществе во всех областях жизни и деятельности;
  • информативная — передает знания, ценности и опыт предшествующих поколений;
  • коммуникативная — сохранение и передача культурных ценностей, а так же их развитие через общение;
  • социализации — освоение индивидом знаний, норм, ценностей, осознание и готовность к выполнению социальных ролей и стремление к самосовершенствованию.

Оценивая данные функции, приходишь к выводу о том какую огромную роль в нашей жизни занимает культура, и это часть большого пространства под названием «духовная жизнь общества». Это та область бытия, в которой объективная реальность дается в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющейся неотъемлемой частью его личности.
Говоря о духовном сразу возникают в голове следующие ассоциации: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления — все то что составляет духовный мир человека. Элементами духовной сферы жизни общества выступает мораль, наука, искусство, религия и некой степени право. Представим структуру духовной жизни общества в виде схемы (см. ниже).

Внимательно рассмотрев представленную схему можно представить на сколько многогранна духовная жизнь, и только гадать широту и простор каждого её элемента, в особенности затрагивая культуру.
Культура имеет самые разные формы и разновидности, в литературе принято выделять, три формы культуры: элитарная, народная и массовая; и две разновидности : субкультура и контркультура.
Рассмотрим формы и разновидности с указанием их основных особенностей.
Формы культуры:

  1. Элитарная
    создается привилегированной частью общества, либо по их заказу профессиональными творцами, которые обладают специальными знаниями в этой области процесса создания.
  2. Народная
    создается анонимными творцами, которые не обладают проф. или специальными знаниями (мифы, легенды, былины, песни и танцы).
  3. Массовая
    форма характеризующая современное культурное производство и потребление.

Разновидности культуры:

  1. Субкультура
    часть общей культуры, система ценностей, присущей определенной группе (религиозные, этнические, криминальные группы).
  2. Контркультура
    оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре(хиппи, панки, скинхэды и т.д).

И что самое удивительное каждая форма и разновидность удивляет своей широтой взглядов, и то сколько потребностей и интересов она может удовлетворять.

По итогу хотелось бы сказать, о том что каждый из нас является творцом своей культуры, которую через многие года будут упоминать в учебниках истории, и очень важно что мы оставим после себя, массовая культура продукт глобализации, и нам необходимо не забывать про самобытность нашего многонационального и великого народа.

© Мария Растворова 2015.

Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.

Культура - это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности , включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура - это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.

Материальная культура.

Материальная культура - это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:

  • предметы (или вещи ) - то, что в первую очередь подразумевается под материальной культурой (лопаты и мобильные телефоны, дороги и здания, продукты питания и одежда);
  • технологии - методы и средства использования предметов для того, чтобы с их помощью создать что-либо еще;
  • техническая культура - набор практических навыков, умений и способностей человека, а также опыт, накопленный на протяжении поколений (пример - рецепт борща, передающийся из поколения в поколение от матери к дочери).

Духовная культура.

Духовная культура - это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:

  • духовные ценности (основной элемент в духовной культуре, так как служит эталоном, идеалом, образцом для подражания);
  • духовная деятельность (искусство , наука , религия);
  • духовные потребности ;
  • духовное потребление (потребление духовных благ).

Виды культуры.

Виды культуры многочисленны и разнообразны. Например, по характеру отношения к религии культура бывает светская или религиозная, по распространению в мире - национальная или мировая, по географическому характеру - восточная, западная, русская, британская, средиземноморская, американская и т.д., по степени урбанизации - городская, сельская, деревенская, а также - традиционная, индустриальная, постмодернистская, специализированная, средневековая, античная, первобытная и т.д.

Все эти виды можно обобщить в трех основных формах культуры.

Формы культуры.

  1. Высокая культура (элитарная). Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки. Пример: классическая музыка и литература.
  2. Массовая культура (поп-культура). Культура, потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Имеет коммерческий характер и направлена на развлечение широкой аудитории. Одни считают ее средством для управления массами, другие же считают, что сами массы ее и создали.
  3. Народная культура. Культура некоммерческого характера, авторы которой, как правило, не известны: фольклор, сказки, мифы, песни и т.д.

Следует учитывать, что компоненты всех этих трех форм постоянно проникают друг в друга, взаимодействуют и взаимодополняют. Ансамбль «Золотое кольцо» - пример одновременно и массовой и народной культуры.

Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Несмотря на то что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит еще глубже проникнуть в его смысл. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Где начинается культура?»

На поверхности лежит соображение, что искать ее надо там, где заканчивается природа и начинается человек - существо мыслящее и творческое. Например, муравьи, возводя сложнейшие постройки, не создают культуру. Они миллионы лет воспроизводят одну и ту же программу, заложенную в них природой. Человек же в своей деятельности постоянно создает новое, преобразуя и себя, и природу. Уже обтесав камень и привязав его к палке, он создал нечто новое, а именно предмет культуры, т. е. то, чего в природе до того не существовало. Таким образом становится понятно, что в основе культуры лежит преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.

Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в I в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком, С тех пор даны тысячи определений культуры, но единого и общепринятого все еще нет и, по всей видимости, никогда не будет. В самом общем виде его можно представить следующим образом: культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества.

С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. Зачастую эти понятия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как единое целое.

Изучением культуры в первую очередь занимается наука культурология- Но вместе с этим различные явления и аспекты культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук - истории и социологии, этнографии и лингвистики, археологии и эстетики, этики и искусствоведения и т. д.

Культура - явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры - процесс двуединый. Он требует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем приращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиции - стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

Человеческое общество творческими усилиями своих лучших представителей непрестанно создает новые образцы, которые укореняются в жизни людей, становясь традициями, залогом целостности человеческой культуры. Но культура не может останавливаться. Как только она замирает, начинается процесс ее деградации и вырождения. Традиции становятся стереотипами и шаблонами, бездумно воспроизводящимися по той простой причине, что «так было всегда». Такое развитие культуры неизменно ведет в тупик. Бесперспективным оказывается и полное отрицание всех предыдущих достижений. Желание все разрушить до основания, а затем возвести нечто новое заканчивается, как правило, бессмысленным погромом, после которого с большим трудом приходится восстанавливать остатки разрушенного. Новаторство дает положительный результат лишь в том случае, когда оно принимает в расчет все предыдущие достижения и строит новое на их основе. Но и этот процесс далеко не безболезнен. Вспомните хотя бы французских художников-импрессионистов. Сколько им пришлось выслушать насмешек и ругани, порицаний официальной художественной критики и издевательств! Однако прошло время, и их полотна вошли в сокровищницу мировой культуры, стали образцом для подражания, т. е. влились в культурную традицию.




Top