Что является основным показателем культуры человека. Значение и уровень культуры личности
Задание.
1. Опишите личностные образцы, внедряемые в общественное сознание современной массовой культурой.
2. Мы нередко слышим «успешный человек», «состоявшийся человек». Какой смысл Вы вкладываете в эти понятия?
3. Попытайтесь дать словесный потрет героя своего поколения - нормативный образец, на которого хотелось бы походить (можно заменить его описанием антиобразца).
4. Какие институты современной культуры (семья, школа, вуз, литература, кино, телевидение, театр, религиозная община) обладают наибольшими воспитательными возможностями и почему?
5. Сравните свои выводы с суждениями русского философа К.Н.Леонтьева (1831-1891 гг.): «По-моему, так: семья сильнее школы; литература гораздо сильнее и школы, и семьи. В семье своей, как бы мы ее ни любили, есть нечто будничное и фамильярное; самая хорошая семья действует больше на сердце, чем на ум; в семье мало для юноши того, что зовется «престижем». Родители свои люди, в большинстве случаев весьма обыкновенные: их слабости, их дурные привычки нам известны; и самые добрые юноши чаще любят и жалеют отца и мать, чем восхищаются ими. Очень хорошие дети чаще почитают родителей сердцем, чем уважают их умом. ...В многолюдном учебном заведении всегда есть много официального, неизбежно формального и тоже – будничного... Поэзии (души-то этой) во всякой большой школе мало... Самая стеснительность неизбежной дисциплины, самая принудительность учения, столь полезная для выработки терпения, воли и порядка, все-таки скучны.... Школа тоже не может так всевластно подчинить ум и воля юноши. Как посторонний и удаленный от него во всем величии своей славы писатель. ...Только одна литература из всех этих трех орудий влияния всемогуща; только она одарена огромным «престижем» важности, славы, свободы и удаления. ...Он сам ее ищет, сам избирает, сам с любовью подчиняется ей».
Культурный уровень личности
Как определить культурный уровень личности? Необходимо сразу же отметить, что математически точное, полностью объективное определение «культурности» человека невозможно, т.к. отсутствуют ясные и общезначимые ее критерии. Тем не менее, практическая потребность демонстрировать свой культурный уровень и судить об уровне культуры других людей существует, поскольку это прямо или косвенно формирует социальный статус личности. Элита современных обществ воспроизводится не столько путем прямой передачи статусов старших поколений младшим, сколько через инвестиции в «культурный капитал» (понятие, предложенное социологом П.Бурдье) детей, который конвертируется ими в социальный капитал (включение в статусные группы), а затем может быть легко конвертирован в экономический или политический капиталы. Впрочем, соображение социального престижа - не единственная и наверняка не главная причина стремления человека к овладению культурой.
Определение культурного уровня предполагает: во-первых, представление о культуре как иерархической системе, состоящей из многочисленных ступеней, каждой из которой соответствует определенный набор ценностей, во-вторых, представление о том, что данный человек в определенный момент может находиться только на одной из этих ступеней. Нижние уровни им уже пройдены, верхние – еще не доступны. Приобщение к высокой культуре схоже с альпинизмом. Сама она при этом понимается как какое-то препятствие, наподобие горного склона, восхождение на который сопряжено со значительными трудностями. Разумеется, это только схема, вспомогательная модель, без которой, однако, не обойтись. Ведь если встать на позицию «о вкусах не спорят», то понятие уровня культуры потеряет смысл.
В качестве индикаторов культурного уровня выступают:
· характер объектов, выбираемых для культурного потребления (что человек читает, слушает, смотрит);
· интенсивность культурной жизни (как часто человек бывает в театрах, музеях, на концертах и т.д.)
· широту познаний относительно этих объектов;
· интенсивность переживаемых эмоций (степень заинтересованности, удовольствия);
· утонченность суждений вкуса.
Оценка усложняется тем, что ни эстетические чувства, ни эрудиция, ни качество вкуса внешне не наблюдаемы.
В повседневном общении люди периодически сталкивается с необходимостью обосновать свои претензии на определенный «культурный уровень» перед новой аудиторией. В таких ситуациях более важным оказывается не то, что на самом деле освоено – прочувствовано и осмыслено, а то, что может быть продемонстрировано другим. Мы имеем дело с символами или индикаторами культурного статуса, вербальными и невербальными. Однако, символы не всегда надежны, поскольку их можно и подделать.
Так, человек может посещать культурные события, не особенно привлекательные для него, но относительно которых известно, что они привлекают «культурных людей». Информация, куда ходят «культурные люди», что они читают или смотрят, может быть легко получена из многочисленных специальных изданий. Любой, претендующий на звание театрала, знает, что статус премьеры выше статуса обычного спектакля, и стремится посещать именно премьеры. Информированность можно симулировать, пользуясь определенным набором клише. Например, про любую переводную книгу можно сказать, что в переводе она сильно потеряла, - обратное практически недоказуемо. Так говорящий дает понять, что читал не только перевод, но и оригинал и что его владения иностранными языками и вкуса достаточно для сравнения. Про любую новую группу или музыкальное произведение можно сказать, что они «очень известны» (действительно, кому-то они наверняка очень известны и, если не всем, значит, только избранным). Это производит впечатление, что говорящий знаком с самыми последними новинками. Автор книги «Музыка: притворись ее знатоком», дают иронический совет желающему изобразить себя настоящий знатоком и ценителем музыки: он «должен в первую очередь попытаться найти композитора, о котором никто ничего не знает, и собрать всевозможные сведения о нем». В самом деле, школьная и университетская программы ранжируют эстетические объекты по шкале признанной культурной значимости. Вначале ученики осваивают самые знаменитые произведения, число которых невелико, на следующей ступени обучения - менее известные и более многочисленные, и так далее до самых малоизвестных и незначительных, которые изучают только студенты-искусствоведы старших курсов. Поэтому предполагается, что те, кто осведомлен о второстепенных вещах, знают и более значимые. Желающий сыграть на этих ожиданиях может иногда пропустить то, что известно всем, и начать с известного меньшему числу людей. В этом смысле Грюневальд в качестве любимого художника предпочтительнее Рафаэля, а Магритт лучше Дали.
Подобные имитации «культурности», разумеется, достигают цели в ситуациях кратковременного контакта с новой аудиторией, и легко разоблачаются в дальнейшем. Из всех символов «культурного уровня» больше всего времени и усилий требуется на приобретение общего кругозора, и, соответственно, он труднее всего подделывается.
Социологи, исследующие культурный уровень различных групп населения, нередко используют тесты, аналогичные применяемым в образовательных учреждениях («Кто является создателем “Медного всадника”?», «Сколько раз за последний год Вы были в Филармонии? И т.п.». Но форма диалога, соответствующая тестированию, практически не используется в повседневном общении, поскольку является слишком прямолинейной и довольно бестактной. Ее с успехом заменяет другая стратегия. Например, на «Валькирии» в Мариинском театре две пожилые дамы, вставая со своих мест на третьем ярусе сразу после окончания первого действия, обмениваются репликами:
Первая: Декорации что-то блеклые.
Вторая: У них на «Золоте Рейна» такие же. Современный стиль.
Первая: Нет, ну все-таки мне больше нравятся как на «Парсифале», яркие, богатые.
При всей своей безыскусности этот диалог несет в себе информацию о «культурности» собеседниц: перечисляются представления, посещавшиеся участницами, высказываются суждения вкуса по поводу произведений искусства. Моделью для таких диалогов служит музыкальная, театральная или литературная критика, первые образцы которой человек встречает в школьных учебниках.
Помимо непосредственных свидетельств интенсивности культурной жизни существуют еще и косвенные. Прежде всего, это осведомленность о местоположении, режиме работы и ценах соответствующих учреждений. Петербуржец, который поведет своих гостей в Эрмитах в понедельник, рискует нанести непоправимый урон своей репутации жителя культурной столицы России. Это также знакомство с негласными правилами поведения и владение культурными кодами, бытующими в учреждениях высокой культуры. Так, в театр позволительно взять с собой плитку шоколада, но, скажем, не мармелад. Относительно внешнего вида посетителей в учреждениях культуры существует несколько идеологий. Одна из них требует появляться в подобных местах в одежде, которая подчеркивает сакральный статус приобщения к прекрасному, - мужчины в костюмах, женщины в нарядных вечерних платьях. Противоположная идеология поощряет, наоборот, неформальность и раскованность во внешнем облике, которая показывает, что происходящее не экстраординарное событие. С точки зрения последней, пиетет к происходящему, выражаемый с помощью официального внешнего вида, выдает отчужденность от культурных событий и ограниченность культурного капитала. Заметим, что проблема с выбором костюма отражает двойственность, характеризующую отношение к высокому искусству в среде знатоков. Оно должно быть благоговейно-серьезным и в то же время несколько фамильярным, небрежным и самоироничным.
Вопрос
1) Как Вы думаете, что побуждает людей приобщаться к высокой культуре? Представители каких социальных групп расположены к этому в большей степени – школьники, студенты, рабочие, предприниматели, интеллигенция, пенсионеры?
Социокультурное развитие детей является сегодня актуальным в связи со сложившейся социально- экономической и социально- культурной ситуацией в России: низким культурным уровнем развития населения, асоциальными проявлениями в обществе (преступность, безнадзорность, алкоголизм, наркомания), социально- экономической нестабильностью (неопределенность в образовательной политике, ослабление воспитательной функции семьи, низкий уровень благосостояния и др.).
Социокультурное развитие играет важную роль в жизни человека, но культура не приобретается с генами, поскольку она приобретается в обществе. Культура является человеческим образом жизни.
Социокультурное развитие играет основную роль в развитии человека, в принятии им правил и норм его культуры, а это, соответственно, влияет и на его мировоззрение и на ценностные ориентации, присутствующие в его жизни, а также оказывает влияние на развитие личности.
социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность
Обычно социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами: необратимостью, направленностью и закономерностью.Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен в течение некоторого промежутка времени. Направленность - ту линию или линии, по которым совершается накопление.Закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления. Принципиально важная характеристика социального развития - промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, не менее важно и то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития, поскольку оно складывается из некоторой цепочки социальных изменений. Результатом процесса развития является новое качественное (иногда и количественное) состояние социального объекта (например, социальной группы, социального института, организации и всего общества).
Сказанное относится, скорее, к общефилософскому или социально-философскому пониманию развития. Социологическое понимание развития требует более конкретного выделения его критериев и показателей. Социальное развитие может рассматриваться на разных уровнях - теоретической социологии и эмпирических исследований, макросоциологии и микросоциологии. В каждом случае необходим учет специфики объекта, а следовательно, и отбор соответствующих методов. В научной литературе можно встретить разные точки зрения на этот счет. Если иметь в виду общую социологическую теорию, то, как представляется, можно выделить прежде всего следующие критерии социального развития. Во-первых, социальное развитие предполагает структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по структуре объекты являются и более развитыми. Во-вторых, социальное развитие означает увеличение числа, усложнение характера или даже видоизменение социальных функций объекта. Если сравнить современное общество, обладающее многоотраслевой промышленностью, многочисленными системами государственного и общественного управления, учебными заведениями и научными учреждениями, дифференцированное по социальным группам, профессиям, стратам, с обществами, живущими за счет собирательства, охоты или земледелия, то становится очевидной огромная разница в степени сложности и развитости этих двух типов обществ. В-третьих, важным критерием социального развития социальных институтов и организаций является повышение результативности, эффективности, конкурентоспособное их деятельности.
социальное развитие предполагает увеличение возможностей удовлетворения многообразных потребностей (материальных, интеллектуальных, духовных и т. д.) различных групп населения и отдельных индивидов. В этом смысле важнейшее значение имеет, например, социальное развитие предприятия, на котором они работают. В таком случае имеется в виду не только развитие технологии трудового процесса, но прежде всего улучшение условий труда и отдыха, повышение уровня материального благосостояния, социальной защищенности работников и их семей, возможности повышения культурного и образовательного уровня ит. п. Не меньшее значение имеют и социальное развитие района, города, региона, всего общества.
Семья является начальной структурной социального развития детей. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.
Целью семейного воспитания являются:
1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;
2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.
Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.
Значение воспитания детей в семье:
1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;
2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;
3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.
Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.
Дети в ходе жизни познают семью как важную ячейку общества, основанную на любви. Семья формируется как дружный коллектив, живущий богатой духовной жизнью, организующий быт, удовлетворение разумных потребностей. Общественность осознается благодаря взаимодействию семьи с различными общественными организациями.
Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. В качестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи.
Педагогически грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные потребности:
ü в самой семье, заботе о близких людях, любви к ним;
ü в духовном общении и совместном переживании; в разумном потреблении материальных благ;
ü в самовоспитании и самосовершенствовании;
ü в прямодушии, честности, откровенности, правдивости;
ü в исполнении по убеждению, привычке и чувству долга любого бытового труда.
Сначала семья, а затем совместно школа и семья, составляют содержательно-организационное ядро целостного воспитательного процесса. Вокруг и внутри этого ядра концентрируются все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность. От семьи зависит формирование основ личности, ее отношение к жизни. В свою очередь эффективность семейного воспитания зависит во многом от связи родителей со школой. Взаимодействие семьи, школы, общественности есть живой процесс организации всей жизни детей.
Семье свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций всеми ее членами, ответственное их исполнение. В семье формируется неформальное мнение по самым острым и животрепещущим вопросам общественной жизни.
Семья - социальный микромир, отражающий всю совокупность общественных отношений к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, соседям и друзьям, природе и животным.
Культурный человек – явление достаточно редкое на сегодняшний день. А все дело в том, что понятие «культурный человек» включает в себя множество требований, которым, к сожалению, соответствует далеко не каждый из нас. Давайте рассмотрим, какого человека можно назвать культурным.
Современный культурный человек
В первую очередь, тот, кого можно назвать культурным человеком, должен обладать вежливостью и хорошими манерами. Этикет, основы поведения, – это именно то, что делает человека культурным. Это отнюдь не врожденные инстинктивные знания. Они приобретаются с возрастом, этому учат нас родители, детский сад, школа. На самом деле, этикет базируется не на пустых, ничего не значащих правилах, а на фундаментальной основе жизни в обществе. Умение хорошо себя вести может совершенствовать в себе каждый современный культурный человек.
Как стать культурным человеком?
Чем же определяется понятие культурного человека? Стоит рассмотреть определяющие черты культурного человека, и тогда мы с вами узнаем, что же означает быть культурным человеком. Перечислим основные отличительные качества культурного человека, которые должны в нас преобладать.
Все качества и признаки культурного человека тяжело перечислить. Каждый подразумевает под этой характеристикой что-то свое. Однако мы попытались представить вам основные черты культурного человека, которые вполне можно выработать и воспитать в себе самостоятельно. Стремитесь к совершенству и будьте культурными!
Социально-культурная деятельность является обширным и разнородным явлением. Уровни социально-культурных мероприятий различаются по содержанию творческих элементов, степени развития форм и их готовности к практическому использованию.
Творческий уровень характеризуется преобладанием новых моментов в осуществляемых действиях. На этом уровне у участников социально-культурной деятельности происходит раскрытие их творческих способностей. Наиболее ярко творчество проявляется в создании сценария, написании музыки и текста песен, сочинении стихов, формулировке режиссерского замысла, звуковом, световом и техническом оформлении социально-культурного мероприятия.
К явлениям репродуктивно-творческого уровня относятся такие события социально-культурной деятельности, в ходе которых происходит открытие человеком для себя чего-то нового, что объективно уже не является новым. Большинство операций и действий участников социально-культурной деятельности носят репродуктивно-творческий характер, начиная от разучивания слов литературных произведений и заканчивая построением сценического образа.
Репродуктивный уровень социально-культурной деятельности характеризуется простым воспроизведением отработанных форм, предметов и способов работы. Отдельные виды хозяйственного и технического обеспечения социально-культурных мероприятий можно отнести к этому уровню: демонстрация кинофильмов, фотопечать, выдача книг, радиотрансляция, учетно-контрольная деятельность.
По степени своего развития мероприятия социально-культурной деятельности относятся к уровням простых и сложных форм. Уровень простых форм характеризуется малым количеством творческих и организационных усилий, используемых в ходе подготовки, относительной простотой проведения, шаблонностью и однотипностью воздействия. К этому уровню можно отнести такие формы социально-культурной деятельности как кино и видеосеансы, экскурсии, занятия в лекториях, вечера вопросов и ответов, лекции, консультации, просмотры военно-учебных, хроникальных кино- и видеофильмов, встречи с ветеранами, деятелями науки, литературы и искусства.
Абсолютное большинство социально-культурных мероприятий относятся к уровню сложных форм. К примеру, для подготовки и эффективного проведения тематического вечера необходимо большое количество творческих и организационных усилий, начиная от разработки сценария и заканчивая решением материально-финансовых, транспортных и информационных задач. Композиционное построение тематического вечера предусматривает тщательную драматургическую и режиссерскую проработку всех его компонентов. Особое внимание уделяется смысловому содержанию используемых понятий, художественных образов, их оригинальности и привлекательности. Механизмы социально-культурного воздействия должны быть тщательно проработаны, скомбинированы, а само воздействие должно иметь гармоничный разножанровый характер.
По уровням готовности социально-культурные мероприятия делятся на неподготовленные, сырые и полностью готовые. Социально-культурные мероприятия неподготовленного уровня характеризует отсутствие темы, идеи, сюжетно-образной композиции, связи с реальной жизнью и службой, сценографического и художественно-образного решения, монтажной партитуры, неподготовленность сценической площадки, исполнителей, ведущих, членов постановочной группы.
Сырым социально-культурным мероприятиям свойственны просчеты в организации (по времени, размещению, встречам, анонсированию и др.), нескоординированность отдельных элементов программы, неотрепетированность или низкий уровень исполнения номеров, рассогласованность действий активных участников мероприятия. При этом все основные компоненты (наличие идейно-тематической направленности, композиции, действия, постановочного обеспечения) в социально-культурной программе имеются.
Полностью готовыми считаются такие социально-культурные мероприятия, в ходе подготовки которых были выполнены все подготовительные действия, начиная от формулировки цели и заканчивая проведением генеральной репетиции.
Готовность социально-культурного мероприятия оценивается по трем основным критериям:
Формальному: готовность по времени (началу и продолжительности); соответствие запланированной форме и теме; готовность аудитории, участников и обеспечивающего персонала;
Качественному: готовность содержания, методики и организации;
Удовлетворенности: исполнителей, участников, зрителей, руководства.
Наиболее распространенными формами организации социально-культурной деятельности в ВС РФ являются концерты, спектакли, сеансы, показы, просмотры, экскурсии, вечера, выставки, встречи, композиции, конференции, игры, конкурсы, дни, занятия, лекции, консультации и другие мероприятия.
Концерт – одна из самых сложных форм социально-культурной деятельности, в которой соединены различные жанры сценического искусства. Концерты бывают тематическими, театрализованными, юбилейными и пр. В тематическом концерте для раскрытия темы используются хор, народный танец, песня, разговорный жанр, пластическая хореография, цирковые номера. В основе сценария театрализованного концерта лежит номер – небольшое театрализованное действие, связанное с другими номерами единым тематическим содержанием и сюжетным рядом.
Спектакль – театральное представление на основе драматургического произведения, имеющее собственное сюжетно-образное содержание (композицию) и режиссерское решение.
Сеансы (показы, просмотры) – формы социально-культурной деятельности, в которых основным каналом получения информации является зрительное восприятие художественных образов. Их отличие заключается в том, что до или после показов осуществляется комментирование, после просмотров – обсуждение воспринятого материала, а сеансы проводятся без комментариев и обсуждения. Выделяются кино-, видео-, DVD-сеансы, показы и просмотры, показы моды, предметов народного прикладного творчества, старинного оружия, просмотры собраний картин, диафильмов, слайдов и др.
Экскурсия – познавательно-развивающая форма социально-культурной деятельности, отличительной особенностью которой является пространственное перемещение участников с одновременным показом и объяснением окружающих культурных элементов. В армии и на флоте наиболее распространенными являются экскурсии по местам воинской славы, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в музеи, художественные галереи и на выставки.
Вечер – форма социально-культурной деятельности, сочетающая в себе различные композиционные и технологические элементы. Отличительной особенностью вечера является комплексное решение задач воспитания, развития, обучения, развлечения и отдыха военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей. Вечера бывают тематическими, литературно-художественными, кинолекционными, чествования, встреч, боевого содружества, вопросов и ответов, отдыха и другими.
Наиболее сложной формой является тематический вечер – идейно и сюжетно организованная цепь устных выступлений, театрализованных действий, зрительных образов, связанных между собой определенной композицией и режиссерским ходом. Как правило, он состоит из сценической и массовой части и предполагает участие реальных героев. Разновидностью тематического вечера является детский утренник.
Выставка – форма социально-культурной деятельности, целью которой является демонстрация результатов какой-то деятельности и информирование о путях их достижения. Военные учреждения культуры организуют выставки технического творчества, декоративно-прикладного и художественного искусства, книжных новинок и другие.
Встречи – общее название социально-культурных мероприятий, обязательным элементом которых является непосредственное общение участников. В Вооруженных Силах России практикуются встречи ветеранов (войны, военной службы, труда), однополчан, выпускников, с участниками боевых действий, деятелями науки, культуры и искусства.
Композиция – непродолжительное по времени социально-культурное мероприятие, где в сжатой композиционной форме объединены художественные эпизоды и номера различной жанровой направленности. Постановка композиции, как правило, осуществляется для культурно-художественного акцентирования социального явления, юбилея, торжества. В зависимости от преобладания в них того или иного жанра композиции бывают литературными, музыкальными, хореографическими (танцевальными, балетными), театрализованными, спортивно-игровыми и др.
Конференция – особая познавательно-коммуникационная форма социально-культурной деятельности предназначенная для постановки и регламентированного обсуждения важных культурных, научных, служебных, образовательных, социальных, правовых и других проблем воинской службы. Результатом работы конференции является постановление (решение, коммюнике), имеющее рекомендательный характер. Военные учреждения культуры готовят сами или участвуют в проведении читательских, зрительских, родительских, военно-научных, военно-правовых и иных конференций.
Игра как форма социально-культурной деятельности представляет собой основанное на интересе занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревнования. Существует множество подходов к классификации игр. Они бывают в зависимости от: количества участников – индивидуальными, групповыми, массовыми; возраста участников – детскими, юношескими, взрослыми; направленности содержания – развлекательными, спортивными, интеллектуальными, сюжетными, военизированными, театрализованными; формы организации – представлениями, конкурсами, соревнованиями, матчами, забавами, настольными играми и пр. Большинство игр, проводимых в рамках социально-культурной деятельности, имеют комбинированный характер. К примеру, массовые сюжетные игры, являющиеся обязательным элементом большинства традиционных русских народных праздников («Казаки-разбойники», «Гуси и волки»).
Конкурс – состязательная форма социально-культурной деятельности, имеющая целью выявить (выделить) лучших участников или лучшие работы. Они бывают музыкальными, танцевальными, спортивно-игровыми, различных (технических, правовых и пр.) знаний и умений, веселых и находчивых, рисунков, стихотворений и т.д. Конкурсы проводятся самостоятельно или являются частью более масштабного социально-культурного мероприятия.
Дни – сложные формы социально-культурной деятельности, тематическое содержание которых раскрывается в течение длительного периода времени (дня, нескольких дней, недели). В этот период организуются различные мероприятия, посвященные определенной теме, категории людей, явлению или событию. В армии и на флоте предусмотрено празднование дней воинской славы (победных дней) России, дней видов (родов), других войск, воинских формирований и органов, проведение дней родителей, семейного отдыха, знакомства с книгой, открытых дверей и др. В рамках мероприятий, связанных с проводами призывников на военную службу и увольнением военнослужащих из рядов ВС РФ, организуются дни призывника, принятия военной присяги, посвящения в курсанты (десантники, танкисты, подводники), вручения оружия и боевой техники, проводов увольняемых из рядов ВС РФ.
Занятия, лекции, консультации представляют собой образовательные формы социально-культурной деятельности, на которых с помощью средств культуры и искусства решаются учебно-познавательные, развивающие или реабилитационные задачи. Военные учреждения культуры организуют и проводят занятия в радио, видео, телевизионных клубах и других клубных любительских объединениях, кружках по различным отраслям и жанрам самодеятельного художественного и прикладного творчества, кружках и школах эстетического воспитания, лекториях военных и правовых знаний.
Особую форму социально-культурной деятельности составляет работа клубных (героических профессий, охраны и восстановления памятников культуры, искателей, домохозяек) и спортивных (любителей шахмат, футбола) объединений, технических и художественно-прикладных клубов.
Вопросы для самопроверки:
По каким основаниям различаются уровни социально-культурных мероприятий?
Дайте характеристику уровней социально-культурных мероприятий по содержанию творческих элементов в них.
Дайте характеристику уровней социально-культурных мероприятий по степени развития их форм.
Дайте характеристику уровней социально-культурных мероприятий по их готовности к практическому использованию.
Назовите критерии оценки готовности социально-культурного мероприятия.
Перечислите основные формы социально-культурной деятельности в ВС РФ.
Дайте характеристику конкретной форме социально-культурной деятельности (по выбору).
§ 30. Сущность современной социально-культурной политики государства.
Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) – совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Государственная культурная политика Российской Федерации на современном этапе имеет ряд сущностных признаков. В первую очередь, это политика культурного плюрализма в условиях идеологического многообразия (ст. 13 Конституции Российской Федерации). Во-вторых, это политика, обеспечивающая необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на свободу творчества, доступ к культурным ценностям, политика, направленная на сохранение исторического и культурного наследия. В-третьих, это политика государственного патернализма в отношении культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (в России 65 этносов относятся к малочисленным, из них 40 – народы Севера, Сибири и Дальнего Востока). В-четвертых, это политика уважительного отношения к иной культуре, обычаям, религиям, множественности региональных и этнических культур, партнерских отношений государства, бизнеса, гражданского общества.
Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры. Органы государственной власти и управления Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития.
На государственную культурную политику накладывает свой отпечаток и то, что Россия – многонациональное (176 народов и этнических групп), многоконфессиональное (около 70 конфессий, 21 тыс. религиозных организаций) государство. В стране зарегистрировано 15 федеральных национально-культурных автономий (ФНКА), более 300 региональных и местных, более тысячи других национальных общественных организаций. Культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств. Государственная поддержка национально-культурного развития народов России, реализация Концепции государственной национальной политики Российской Федерации происходит через федеральные и региональные программы развития и сохранения культуры и искусства. Государство через Минкультуры РФ ежегодно принимает участие в финансировании мероприятий по поддержке славянской, в первую очередь, русской культуры, а также культур тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России.
Государственная поддержка культуры – это не только деньги, которые выделяются на содержание организаций культуры, проведение мероприятий, но и формирование правового поля нормативной базы в области культуры, искусства, кинематографии, национальных отношений, содействие развитию многостороннего сотрудничества в этой сфере. Сейчас делается упор на более эффективное использование уже имеющегося потенциала и культурного наследия, сохранение единого культурного пространства и расширение культурного предложения с целью выравнивания возможностей доступа к культурным ценностям россиян, представляющих разные территории, этнические и социальные труппы, формирование социально-ориентированной творческой личности, патриота и гражданина, активно участвующего в преобразованиях и модернизации российского общества.
В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.
Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации. Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц.
Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности социально-культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:
Поощрять, в том числе через налоговую и ценовую политику, деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;
Создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего, посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций – школ искусств, студий, курсов, сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества);
Стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных организаций культуры, способствовать развитию их материально-технической базы;
Осуществлять бюджетное финансирование государственных организаций культуры и при необходимости принимать долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры;
Способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;
Осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;
Публиковать для сведения населения ежегодные данные о социально-культурной ситуации.
Граждане России имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.
Российская Федерация признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права. Государство взяло на себя обязанности: стимулировать деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры; обеспечивать условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности; способствовать росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу; совершенствовать систему социального обеспечения творческих работников с учетом специфики творческой деятельности; способствовать материальному обеспечению, социальной защите, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре; совершенствовать систему налогообложения творческих работников с учетом специфики их деятельности; содействовать творческим работникам в расширении международных творческих контактов; расширять возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности; реализовивать положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью; обеспечивать для творческих работников льготные условия доступа к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, архивам и другим организациям культуры.
Реализация культурной политики, учитывающей указанные требования, предполагает практику госзаказа, участие государства в обеспечении сферы культуры трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами, создании эффективной правовой базы, принятие протекционистских мер в поддержку отечественной культуры. Культурное наследие народов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.
Министерство культуры Российской Федерации определило, что главными задачами на современном историческом этапе являются: разработка новой федеральной целевой программы развития культуры до 2010 года; реформа оплаты труда работников отрасли; совершенствование нормативно-правовой базы, усиление борьбы с пиратством, создание условий для меценатов и спонсоров культуры; внедрение конкурсно-контрактного принципа трудовых отношений, включая управленческие структуры, директорский корпус; модернизация информационно-технической и материально-технической базы отрасли; совершенствование сотрудничества всех органов исполнительной власти по реализации федеральных программ в сфере культуры.
Вопросы для самопроверки:
Что такое социально-культурная политика государства?
Назовите сущностные признаки современной социально-культурной политики государства.
Назовите субъекты культурной политики России?
Какова роль национальных и конфессиональных факторов в государственной культурной политике?
Назовите направления современной социально-культурной политики государства в ближайшей перспективе.
§ 31. Этнография социально-культурной деятельности.
Этнография социально-культурной деятельности – это совокупность знаний об национальных особенностях использования средств культуры и искусства и их влияния на быт, нравы и традиции народов (этносов). Этнос – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обязательными элементами которого являются национальное самосознание, территория, язык, материальная и духовная культура.
В России выделяются три крупных историко-этнографических области – Европейская часть России, Кавказ, Сибирь и Дальний Восток.
В европейской части России наиболее многочисленными являются три родственных восточнославянских народа: русские, украинцы и белорусы. Они составляют 85,3% всего населения страны и расселены не только в европейской части, но и во многих других регионах. Неславянские народы европейской части занимают преимущественно её периферийные территории: часть северных областей (финно-угорские народы – карелы, вепсы, саамы, коми, коми-пермяки); Среднее Поволжье и Прикамье (финно-угорские народы – удмурты, марийцы, мордва; тюркоязычные – чуваши, татары и башкиры); на юго-востоке расселены монголоязычные калмыки. Большинство этих народов издавна были соседями восточных славян и, благодаря многовековому общению, сблизились с ними по своему культурно-бытовому укладу.
Северный Кавказ является наиболее сложным по национальному составу районом России. Сейчас здесь живет свыше 50 различных народов. Народы Кавказа в своем большинстве относятся к трем языковым семьям: северокавказской (аварцы, даргинцы, чеченцы, ингуши, адыги, кабардинцы, черкесы и др.), тюркской (кумыки, карачаевцы, балкарцы и др.) и индоевропейской (армяне, греки, осетины, русские, украинцы). Значительную часть русского и украинского населения Северного Кавказа образуют кубанские, гребенские и терские казаки.
Русские, украинцы и белорусы составляют 9/10 всего населения Сибири и Дальнего Востока. Они образуют основную часть жителей городов, а также большинства сел вдоль Транссибирской железной дороги. Сравнительно малочисленные коренные народы Сибири и Дальнего Востока (всего чуть более 1 млн. чел.) размещаются на огромной территории, во много раз превышающей площадь всех европейских государств. Якуты говорят на одном из тюркских языков. В районе Алтая и Саян живут также говорящие на тюркских языках алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы. Тюркоязычны и живущие в Западной Сибири сибирские татары. Язык бурят входит в монгольскую группу. Остальные коренные народы Сибирско-Дальневосточного региона по языку относятся к разным группам. На тюркских языках говорят долганы и тофалары, финно-угорских – ханты и манси, самодийских – ненцы, нганасаны и селькупы, тунгусо-маньчжурских – эвенки, эвены, нанайцы, орочи и удэгейцы, чукотско-камчатских – чукчи, коряки и ительмены, эскимосско-алеутских – эскимосы и алеуты.
Для большинства народов России характерно постепенное стирание внутренних различий (местных диалектов, локальных форм материальной и духовной культуры), развития процессов национальной консолидации, слияние родственных или близких по культуре этнографических групп с основной частью этноса.
Социально-культурная характеристика народов России.
Славяне (русские, украинцы, белорусы) – близкие по социально-культурному укладу самые многочисленные народы России. Славянская культура объективно является основой социально-культурной деятельности, организуемой в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Основу русского фольклора составляют песни. Они не представляют единого жанра. Различаются любовные, женские, колыбельные, молодецкие, ямщицкие, бурлацкие, солдатские, шуточные, игровые и другие песни. Исторические песни посвящены народным восстаниям Степана Разина, Емельяна Пугачёва, покорению Сибири Ермаком, воинским подвигам в петровскую и екатерининскую эпоху, Отечественной войне 1812г., русско-турецких войнах XIX века, мировых и локальных войнах XX века. Массовым фольклорным жанром, проникшим во все стороны жизни русского народа, является лирическая необрядовая песня. Специфически русской формой историко-эпического жанра являются былины, где героями выступают богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Василий Буслаев). Близко к песне примыкают частушки – гуляночные рифмованные четырёхстрочные песни, очень разнообразные по своей тематике. Замечательным достижением русской музыкальной культуры является хоровое многоголосие.
Песенный характер русского музыкального творчества сказался и на инструментальной народной музыке, которая в большинстве случаев либо сопровождала пение, либо подражала ему, строилась по законам песенной мелодии. С середины XIX века ведущее место в русском музыкальном быту завоевывает гармонь, особенно в разнообразных местных вариантах (тульская, вятская, саратовская и др.). В городе получила признание гитара. Старинной традиционной формой русского танцевального искусства являются хороводы. Они легли в основу разработки многообразного русского бытового и сюжетного танца.
Чередование труда и отдыха, формы и характер проведения культурного досуга русских во многом определяются датами природного, светского и религиозного календаря. Широко распространены рождественские, новогодние, масленичные, троицкие, купальские, осенне-ярмарочные обряды. Из семейных наибольшее развитие у русских получили свадебные обряды. Почти все обрядовые праздники русских казаков сопровождаются соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью многих из них являются «гулебные» игры, инсценирующие военные баталии или казачью «вольницу».
Сказка исстари была на Руси популярнейшим прозаическим жанром. До сих пор встречаются бытовые, сатирические и анекдотические сказки. До недавнего времени широко бытовали произведения несказочной фольклорной прозы – легенды и предания, в которых память о реальных событиях причудливо переплеталась с традиционными сказочными сюжетами.
Русскому декоративно-прикладному творчеству свойственна простота и рациональность форм, орнаментальность изобразительных решений. Художественной обработке подвергаются дерево и металл, глина и стекло, кость и рог, ткань и кожа. Изобразительное творчество проявляется в написании картин, резьбе, скульптуре, росписи, графике, художественном тканье и плетении, набойке, вышивке, ювелирных украшениях.
Украинцы – народ древней поэтической культуры, многообразной по жанровой структуре и музыкальной выразительности. Сейчас сохранилась древняя украинская календарная и семейная обрядовая поэзия («колядки», «щедривки», «веснянки» и др.), свадебные и похоронные песни, заговоры, пословицы, поговорки, сказки, предания. На Кубани сохранилась песенная традиция запорожцев, в которых выражается бесшабашная удаль казака, тоска по семье, по родине. Украинская народная лирическая песня пользуется особым успехом в районах компактного проживания украинцев в России. Здесь создаются украинские национально-культурные общества, организуются фольклорные ансамбли, самодеятельные творческие театральные студии, проводятся вечера и праздники украинской культуры.
В национальной одежде белорусов преобладает белый цвет. Как русские и украинцы, белорусы широко отмечают календарные праздники – святки (каляды), Пасху (вяликдзень), Троицу (сёмуху), купалье, зажынки, дажынки, пакроу, дзяды (день поминовения усопших). Из семейных обрядов выделяются свадебные, родильные и похоронные. Важный момент родильной обрядности – выбор крестных родителей, раздел «бабиной каши». Фольклор белорусов включает легенды, предания, волшебные сказки, былины, анекдоты и др. Чрезвычайно богат песенный фольклор, испытавший влияние польской и литовской культуры. Традиционные музыкальные инструменты – цимбалы, дудочки, басетли (струнный смычковый), жалейки (духовой язычковый), лиры, бубны. Традиционный танец – весенне-летний и зимний хоровод (каравод, танок), распространены полька, кадриль, Лявониха, Юрачка и др. С социально-культурным укладом славян тесно соседствует культурная традиция евреев и цыган.
На социально-культурный уклад тюркоязычных народов Поволжья, Урала и Сибири (татар, чувашей, башкир, якутов и др.) определенное влияние оказывают религиозные и географические факторы. Однако главной особенностью современной социально-культурной деятельности этих народов является ее достаточно сильное переплетение с русской культурой.
В настоящее время традиционная система праздничной культуры татар претерпела существенные изменения. С 1992 года два религиозных праздника – мусульманский Курбан байрам и христианское Рождество включены в официальный праздничный календарь Татарстана. Старый летний праздник джиен, во время которого проходили гостевания, молодёжные гуляния и игрища постепенно преобразовался в сабантуй, который проводится по всей республике после завершения сева. В комплекте игр и состязаний, проходящих на сабантуе и других народных татарских праздниках, обязательными являются конные скачки и борьба, бега, прыжки в длину, перетягивание друг друга за палку, доставание губами монеты из таза с молоком, лазание по гладкому столбу за призом, бой мешками на бревне и др. Среди сибирских татар активными видами отдыха являются различные игры: жуга, бабки, городки и др. В новогодние дни (нардуган) в домах проводятся игрища девушек, сопровождаемые различными гаданиями. Крещёные татары (кряшены) отмечают христианские праздники, в которых присутствуют традиционные татарские элементы.
В устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, байты, песни (четверостишные, лирические, плясовые, частушки), загадки, пословицы и поговорки. Татарская музыка построена на пентатонике, близка к музыке древних тюркских народов. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курай (флейта), кубыз (губной варган), скрипка, у кряшен – гусли.
Профессиональная культура современных татар имеет тесную связь с народным творчеством. Значительного развития достигли национальная татарская литература, музыка, театр. Развито прикладное орнаментальное искусство (золотое шитьё, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, скань, гравировка, чеканка, штамповка, резьба по камню, дереву), графика.
Основные народные праздники башкир похожи на праздники татар. В весенне-летнее время устраивается каргатуй («грачиный праздник»), участники которого угощают друг друга ритуальной кашей, чаем, водят хороводы, соревнуются в беге. Накануне или после весенних полевых работ проводится праздник плуга (сабантуй), где после общей трапезы устраивают борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, веселые состязания-забавы. В середине лета проходит праздник джиин. Сабантуи и джиины ныне стали общими праздниками народов Башкирии.
Ведущее место в башкирском устно-поэтическом творчестве занимает эпос («Урал-батыр», «Акбузат» и др.). Сказочный фольклор представлен волшебными, героическими, бытовыми сказками, сказками о животных. Любимые герои – младший сын, падчерица, Таз («Плешивый»), Алдар, Ерэнсэ.
Среди башкирского народа развито песенно-музыкальное творчество: эпические (о батырах, беглецах, каторжниках, родном крае), лирические и бытовые песни, частушки-такмак. Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие («Кукушка», «Вороной иноходец») имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы. Традиционными и заимствованными музыкальными инструментами башкир являются курай (свирель), домра, кумыз (варган), смычковый кыл кумыз, скрипка, гармонь, мандолина.
Переплетение традиционных и мусульманских верований, особенно родинных и похоронно-поминальных, наблюдается в обрядах башкир. Они сохранили такие элементы традиционных верований как почитание рек, озёр, лесов, небесных светил, животных и птиц. В наше время некоторые мифы, легенды входят в сюжеты произведений профессионального искусства башкирского народа.
Современная социально-культурная сфера чувашей сочетает в себе элементы русской, финно-угорской и татарской культур. На праздничную обрядовость чувашского народа большое влияние оказывают религиозные (православные и языческие), трудовые, досуговые, природные и другие факторы (весенняя пахота, цветение растений, дождь, солнце, предки). В весенне-летний период устраиваются гуляния с хороводами, зимой – посиделки («девичье пиво»). Наиболее развитый жанр чувашского фольклора – песни, строго соответствующие времени, месту, поводу исполнения. Различается молодёжная, обрядовая, застольная, рекрутская, трудовая, лирическая и историческая песня. Вокал чувашей, как правило, одноголосный. Музыкальные инструменты – волынка, пузырь, дуда, гусли, барабан, гармонь и скрипка.
Распространены легенды, сказки и предания о жизни предков чувашей – волжских булгар, богатыре Улыпе, взятии Казани, Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Новочувашская письменность и литература созданы в XIX веке чувашским просветителем И.Я. Яковлевым. Чувашскую национальную музыкальную культуру представляют ансамбль песни и танца, камерный оркестр, филармония и Дом народного творчества. В республике работают Союз композиторов, музыкальный театр, музыкально-педагогический факультет университета. Развито самодеятельное хоровое исполнительство.
На культуру самого крупного тюркоязычного народа Восточной Сибири, якутов (саха), сильное влияние оказали русское православие, местные верования и культура малых народов Севера. Христианский культ якутов сочетается с верой в духов, родовые тотемы, различные божества. Главный праздник якут – весенне-летний кумысный ысыах, сопровождающийся играми и спортивными состязаниями.
В фольклоре был развит богатырский эпос, исполняющийся особыми сказителями речитативом при большом стечении народа. Исторические предания чаще всего повествуют о прародителях якут Омохое и Эллее, приплывших с юга по реке Лене, а сказки – о животных. Среди якут популярны пословицы, загадки, песни.
Якуты применяют два способа пения: высокое торжественное и обычное. Первым способом с фальцетными призвуками, создающими эффект двухголосия, исполняются музыкальные фрагменты эпосов, обращения к духам-покровителям, славления, песенные импровизации. Обычным пением исполняются любовные, плясовые, шуточные песни, запевы кругового танца. Особые виды пения связаны с шаманством и кликушеством. В качестве музыкальных инструментов используются варган, скрипка, бубны. Из танцев распространены хороводный осуохай, игровые атах-тэпсии, дьиэрэнгкэй, кулун-кулурусу.
В Якутии очень развиты художественная резьба по дереву и мамонтовой кости, раскраска дерева ольховым отваром, чеканка по меди, серебру и золоту, чернение серебра, плетение из конского волоса, обработка кожи, меха, вышивка, аппликация. В республике существует развитая сеть учебных и научных социально-культурных заведений (Институт языка, литературы и истории, краеведческие музеи, музей изобразительного искусства, драматический и музыкальный театры).
Богатство другого тюркоязычного народа Сибири – хакасов, представлено бесценными сокровищами фольклора. В 1991 году в Хакасии родился основанный на древних ритуалах новый праздник – Ада-Хоорай. Наиболее распространенным и почитаемым жанром является героический эпос (алыптыг нымах). Он отличается значительным объемом (до 10-15 тыс. строк), особым поэтическим стилем, низким горловым исполнением (хай). В хакасском фольклоре насчитывается более 500 различных по сюжету прозаических произведений. Вера в силу магического воздействия слова выражена в таких формах как благопожелание (алгыс), проклятие (хааргыс) и плач (сыыт). По хакасскому правилу, каждый уважающий себя человек должен в течение жизни сочинить одну небольшую оду о своей судьбе. При камлании хакасские шаманы в первую очередь благословляют священную вершину – пятиглавый Борус. Философия хакасского шаманизма перекликается с древними религиозными учениями Китая, Ирана и Тибета.
Социально-культурный уклад большинства финно-угорских народов Европейской части России (мордвы, марийцев, удмуртов, коми, карел) сформировался из некогда единой угорской культуры. Огромное влияние на этот процесс оказала русская культура и культурные особенности соседних регионов. До сих пор у всех перечисленных народов имеются общие социально-культурные черты. Семейные и календарные обряды финно-угров близки к северо-русской обрядности. В устном народном творчестве этих народов присутствуют мифы о возникновении земли, человека, различных животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Эпос карел считается одним из наиболее архаичных в мировом фольклоре («Калевала»). В обрядах финно-угров до сих пор сохраняются многочисленные элементы языческих верований.
Главное место в фольклоре этих народов занимает песенное творчество. В разных локальных традициях свои лирические, игровые, плясовые, свадебные, рекрутские, ритуальные песни охотника, рыболова и пчеловода, специальные похоронные мелодии. Музыкальному творчеству финно-угорских народов Европейской части России присущи как коллективные, так и индивидуальные традиции. Первые больше проявляются в исполнении необрядовых (эпических, лирических, хороводных) песен, вторые – в песнях свах, свадебных, погребальных и поминальных плачах, колыбельных песнях. Для марийцев характерно многоголосное хоровое пение.
Самые простые танцы – хождение по кругу с танцевальными движениями и парный перепляс. Танцы этих народов отличает плавный, спокойный ход, совершаемый без резких движений. Одна из важнейших особенностей хореографии финно-угров – обязательная импровизационная часть танца. Народное пение и танцы сопровождаются игрой на музыкальных инструментах: гуслях, варгане, свирели, волынке, трещотке, рожках. Сейчас широко распространены гармонь, скрипка, балалайка, гитара.
Мастера этих народов хорошо владеют приёмами обработки металла (литьё, пайка, штамповка, чеканка, ковка, инкрустация, эмалировка, зернь и др.), прядением, ткачеством, вышивкой, бисерным шитьём и лепкой глиняной посуды. Декоративная резьба по дереву – традиционный для финно-угров вид художественного творчества (фронтоны изб, свадебные сундуки, наличники, ткацкие станы, прялки и другая деревянная утварь). На социально-культурный уклад финно-угорских народов Сибири (ханты и манси) большое влияние кроме русской оказала культура малочисленных народов Севера – ненцев и эвенков.
Социально-культурный уклад двух многочисленных монголоязычных народов России – бурят и калмыков, несмотря на их территориальную удаленность друг от друга, очень схож. Древнейшая буддийская традиция оказала сильное влияние на развитие культуры этих народов. Одним из наиболее ярких видов духовной культуры, как у бурят, так и у калмыков является фольклор. Основные его жанры – мифы, легенды, предания, героический эпос, сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки.
У бурят широко распространены эпические сказания – улигэры («Гэсэр», «Аламжи Мэргэн», «Алтай Шаргай» и др.), имеющие от 2-3 до 25 тыс. поэтических строк. Их обычное содержание – борьба богатырей с врагами и чудовищами. Исполняются улигэры певцами-рапсодами (улигэршинами) в сопровождении двухструнного смычкового инструмента (хура). Наиболее популярным видом танцевального искусства у бурят является танец – хоровод ёхор. Разнообразны народные инструменты – струнные, духовые и ударные: бубен, хур, чанза, лимба, бичхур, сур и т.д. У калмыков основными жанрами фольклора являются протяжные песни и благопожелания. Основной калмыцкий героический эпос «Джангар» исполняется сказителями-джангарчи.
Основными мотивами в прикладном искусстве бурят и калмыков являются спираль (бараний рог), квадраты, ромбы, зигзагообразные линии, зубцы, «космические тела». В буддийских храмах (дацанах, хурулах) развита иконопись, скульптура, чеканка, орнаментация. К числу древнейших видов бурятского изобразительного искусства относятся наскальные росписи – писаницы, скульптурные и рельефные изображения культово-ритуального содержания (онгоны).
Особый раздел у бурят и калмыков составляет музыкально-драматическое искусство культового назначения – шаманские и буддийские ритуальные действия, мистерии. Возрождаются национальные праздники Саагалган, Урюс Сар и другие.
Национальные особенности культуры и искусства коренных народов Северного Кавказа тесно переплетены с общекавказскими социально-культурными традициями.
У аварцев и даргинцев, наиболее многочисленных народов Дагестана, главным праздником является день первой борозды (оцбай). Он сопровождается ритуальной вспашкой, пиршеством, скачками, различными играми. Свободное время мужчины-кавказцы, посвящают настольным играм (нардам, шахматам, шашкам), военно-спортивным занятиям (борьбе, бегу, метанию камня, джигитовке, скачкам). Из фольклорных форм широко распространены предания, сказки, пословицы, поговорки, плачи, песни (колыбельные, лирические, героические), исполняющиеся под музыку и без нее. Музыкальные инструменты аварцев представлены смычковыми (чагъана, чагур), струнными (тамур-пандур), духовыми (лалу-свирель, зурна), ударными (бубен, барабан). Разнообразны танцы – быстрые (годоб, лезгинка), медленные (херен), мужские, женские, парные, коллективные.
У кумыков, карачаевцев, балкарцев и ногайцев (тюркская группа) до сих пор сохранились былины, обрядовые песни о демонах. Широкое распространение получила мусульманская и древнетюркская мифология. Как и у других кавказских народов, значительного уровня достигло орнаментальное искусство (резьба по дереву, лепка из глины для оформления ниш, проемов, карнизов, каминов). Памятниками кумыкского фольклора являются героический эпос (йыр) о Минкюллю, батырах Айгази, Абдулле, Эльдаруше, песня дождя «Земире». Популярны в народе такмаки и сарыны (четверостишия-состязания), любовные (ашугские) и юмористические песни. Совершенства достигло мужское многоголосое (бурдонирующее) пение. Кумыкский театр – первый из национальных театров Дагестана (создан в 1930 г.). Среди ногайцев популярны богатырские поэмы («Ахмед сын Айсыла», «Копланлы батыр», «Мамай» и др.), обрядовая поэзия, лирические дестаны, казацкие песни (къазакъ йырлары), сказки, легенды, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки.
У осетин и адыгских народов (адыгейцев, кабардинцев, черкесов) распространено творчество певцов-импровизаторов (ашугов, джегуак). Среди народных музыкальных произведений много песен о нартских героях, исторических событиях. Есть песни-плачи, шуточные и трудовые песни. Осетины и адыги устраивают танцы по случаю свадьбы, во время вечеринок, на общегосударственных праздниках. Танцевальные мелодии многочисленны и разнообразны. Наряду с новыми, широко бытуют старые мелодии – под них предпочитают танцевать пожилые люди. Традиционные игры и зрелища, как и других народов Кавказа, имеют военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооруженных палками пеших. Традиционные изобразительные мотивы – стилизованные элементы животного и растительного мира, характерные рогообразные завитки. В социально-культурном укладе осетин прослеживается восточно-христианский компонент (грузинский, русский, греческий). В фольклоре чеченцев и ингушей главное место занимает нахский героический эпос.
У всех северокавказских народов мужская национальная одежда состоит из бурки, черкески с газырями, папахи, мягких высоких сапог. Традиционное оружие (кинжалы, пистолеты, сабли, ружья), используемые в социально-культурной деятельности, украшаются золотой или серебряной оправой. Женская одежда орнаментируется золотыми или серебряными галунами, позолоченными нагрудниками или кружевами. Особое внимание обращается на стройность фигуры человека.
Народные музыкальные инструменты большинства кавказских народов представлены трёхструнной скрипкой с дугообразным смычком, бубном и гармоникой, которая была заимствована у русских примерно в 70-х годах XVIII века. На гармонике играют главным образом женщины, тогда как на всех других национальных инструментах – только мужчины. Излюбленный танец – парная или групповая лезгинка.
Социально-культурный уклад коренных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока сформировался под значительным влиянием суровых природных условий, отдаленности от крупных культурных очагов. Ненцы, чукчи и ительмены являются типичными представителями этих народов.
Устное народное творчество ненцев представлено героическими (сюдбабц) и лирическими (хынбац) песнями, сюжетными рассказами (ярабц), преданиями, сказками (вадако, лахнаку) и загадками. Ненецкое художественно-прикладное искусство широко представлено меховой мозаикой – геометрическим орнаментом из кусочков белого и чёрного меха и цветного сукна, которым украшаются верхняя одежда, головные уборы и предметы домашнего обихода. На бытовом уровне распространена орнаментальная резьба по дереву и кости, которой украшаются рукоятки ножей, курительные трубки, костяные детали оленьей упряжи, колотушки для выбивания снега из меховых вещей, инкрустация по дереву оловом и свинцом.
Традиционные праздники чукчей связаны с хозяйственными циклами: у оленных – с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда. Праздники приморских чукчей близки к эскимосским: весной – праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом – праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью – жертвоприношение морю, поздней осенью – праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей. Праздники сопровождаются танцами с бубном, пантомимой, жертвоприношениями. Чукотский фольклор включает космогоничные мифы, исторические предания, сказки о духах, животных, похождениях шаманов. Мифология имеет общие черты с другими народами Севера – коряками, ительменами, эскимосами и североамериканскими индейцами. Традиционные музыкальные инструменты – варган (хомус), бубен (ярар), изготовленные из дерева, кости, китового уса. Кроме ритуальных танцев, распространены импровизированные развлекательные танцы-пантомимы (пичьэйнен), сопровождаемые горловым пением и выкриками танцующих.
Отраженные в фольклоре ительменов природные явления, флора и фауна имеют ярко выраженный камчатский облик. Консонантная насыщенность, наличие глотолизованных смычных звуков народного ительменского пения сильно сближает его с песенными традициями коренных народов Приамурья, Сахалина, Чукотки и Аляски.
Таким образом, культурное многообразие и этническая карта России формировались многие столетия под влиянием различных факторов: окружающей среды, хозяйственной деятельности, миграций, завоеваний, колонизации, государственной политики, миссионерства и т.д. Наиболее сильные изменения произошли во 2-й половине XX века под воздействием урбанизации и модернизации образа жизни народов, государственных целевых программ в области национального образования, подготовки кадров, развития культуры. Учет этнокультурного фактора при организации социально-культурной деятельности с военнослужащими разных национальностей является одним из основных условий ее эффективности в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Вопросы для самопроверки:
Что такое этнография социально-культурной деятельности?
Назовите крупные историко-этнографических области России.
Дайте этнографическую характеристику Европейской части России, Кавказу, Сибири и Дальнему Востоку.
Дайте социально-культурную характеристику народам России (по выбору).
§ 32. Современный статус специалиста социально-культурной деятельности в ВС РФ.
Статус (от лат. Status – стояние, положение) – понятие, обозначающее положение человека в системе социальных и межличностных отношений и меру его влияния на других людей. Статус специалиста социально-культурной деятельности в воинской части – сложное понятие, состоящее из совокупности статусов различных видов: юридического, экономического, этического и социального.
Юридический статус – это формально узаконенное место и юридически определенные права и обязанности специалиста в рамках служебных взаимоотношений должностных лиц воинской части. Юридический статус руководителя военного учреждения культуры закреплён в Общевоинских уставах ВС РФ, приказах и директивах министра обороны, инструкциях и распоряжениях начальника ГУВР ВС РФ. Изменение юридического статуса происходит вне зависимости от личности самого человека, а только путем изменения соответствующих юридических норм и правил. Юридический статус имеет первостепенное влияние на положение специалиста социально-культурной деятельности в системе правовых отношений воинской части.
Экономический статус специалиста социально-культурной деятельности воинской части в большей степени зависит от объема, направленности, экономической доходности социально-культурных и финансово-хозяйственных мероприятий, осуществляемых в рамках выполнения своих должностных обязанностей. Он во многом зависит от таких объективных условий, как месторасположение части, учреждения культуры, его удалённость от культурных центров, социально-экономическая, социально-политическая ситуация в стране и регионе дислокации, культурная и демографическая ситуация в гарнизоне. Данные условия либо помогают, либо мешают экономической деятельности руководителя военного учреждения культуры. Профессиональные качества специалиста (деловитость, предприимчивость, находчивость) помогают организации эффективной экономической деятельности даже в неблагоприятных для ее проведения условиях.
Экономический статус руководителя военного учреждения культуры состоит из двух параметров: уровня его реальных материально-финансовых доходов и степени влияния на финансово-экономическую деятельность других людей. Реальные доходы специалиста социально-культурной деятельности воинской части формируются из денежного содержания и других источников дохода от консультационной, педагогической и творческой деятельности. Следует подчеркнуть, что любая деятельность, связанная с предоставлением платных культурно-досуговых услуг, увеличивает мотивацию специалиста к росту своего профессионального мастерства и поиску новых путей эффективного выполнения нормативных задач.
Влияние специалиста социально-культурной деятельности воинской части на финансово-экономическую деятельность других людей возможно только в рамках их причастности к проводимым культурным мероприятиям. Степень влияния зависит от объема предоставляемых социально-культурных услуг, маркетингового мастерства организатора и материальной удовлетворенности активных участников деятельности (артистов, сценаристов, технического персонала и т.п.).
Этический (нравственный) статус специалиста социально-культурной деятельности воинской части формируется под воздействием двух факторов: соответствии нравственным нормам содержания деятельности и следовании самого организатора требованиям общечеловеческих моральных ценностей. Социально-культурная деятельность по определению является нравственной, но в каждом конкретном случае ее следует тщательно анализировать. Организатором деятельности могут быть внесены «новшества» и «усовершенствования», которые при объективном рассмотрении можно отнести к безнравственным. Это может быть, к примеру, организация при учреждении культуры игорного и видеопрокатного бизнеса сомнительной направленности (карточные и бильярдные игры на деньги, прокат порнографической видеопродукции и т.д.), постановка вызывающих вопросы к их моральной чистоте спектаклей и шоу-программ. В таком случае этический статус организатора деятельности можно охарактеризовать как низкий.
Огромное влияние на состояние этического статуса специалиста социально-культурной деятельности оказывает то, придерживается ли этот человек общечеловеческих моральных ценностей или нет. Аморальное (безнравственное) поведение и мышление такого человека способствует снижению его статуса в глазах сослуживцев. Ему перестают доверять. Недоверие сослуживцев к офицеру зачастую оборачивается недоверием ко всей системе социально-культурной деятельности.
Социальный статус специалиста социально-культурной деятельности имеет следующие компоненты: социальные позиции, престиж, регуляторы и механизмы реализации статуса.
Социальные позиции включают в себя пол, возраст, национальность, образование, профессиональное мастерство, социально-психологический тип личности специалиста. В зависимости от конкретной ситуации в обществе социальные позиции имеют тенденции к укреплению или ослаблению. При этом часть социальных позиций имеет объективный характер, и их восприятие другими людьми во многом зависит от устоявшихся социальных и психологических норм (пол, возраст и национальность). К позициям, имеющим сильную субъективную зависимость от личностных качеств, относятся образование и профессиональное мастерство. При этом под образованием понимается и как наличие его определенного уровня (высшее, среднее и др.), и как реальная квалификация специалиста. Наибольшую степень влияния на рост статуса специалиста оказывает такая социальная позиция как профессиональное мастерство.
Оценка текущих социальных позиций специалиста социально-культурной деятельности в воинской части выражается в таких понятиях, как социальный престиж (авторитет). Оно включает в себя оценки по экономическим, этическим, социальным и психологическим параметрам.
Основным социальным параметром престижа специалиста является степень его влияния на деятельность других людей, психологическими параметрами являются удовлетворенность и комфортность человека от осознания собственной социальной значимости. Следует подчеркнуть, что полная удовлетворенность, отсутствие самокритичного отношения к себе и своим действиям может привести к возникновению или развитию таких негативных свойств личности как, себялюбие, эгоизм, вседозволенность, хамство. Здоровая неудовлетворенность результатами своей деятельности позволяет руководителю стремиться к развитию своего профессионального мастерства и обогащению своего жизненного опыта.
Социальные позиции с помощью регуляторов статуса влияют на механизмы реализации статуса. Регуляторами социального статуса организатора социально-культурной деятельности являются социальные нормы, чувства и стереотипы.
Социальные нормы – исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для человека и группы необходимым условием их включения в определенное социальное целое. Они имеют регулятивную, избирательную, систематизирующую, оценочную, стабилизирующую и фильтрующую функции.
Большинство норм настолько прочно вошло в жизнь, что мы не осознаем их до тех пор, пока не обнаружится какое-то их нарушение или недопонимание. Функционирование социальных норм непосредственно связано с социальным контролем над поведением людей. Для организатора социально-культурной деятельности непременной нормой является наличие культуры общения, культурно-художественного кругозора, опрятности внешнего вида.
Социальные чувства – устойчивые эмоциональные отношения людей к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с потребностями и мотивами людей. Это высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Чаще всего социальные чувства выражаются в таком общепринятом понятии, как общественное мнение, которое является элементом массового сознания и выражает оценки и суждения социальных общностей, групп и индивидов по отношению к тем или иным фактам, событиям, явлениям и процессам. Общественное мнение влияет на климат в творческом воинском коллективе и статус его руководителя непосредственным оценочным суждением зрителей, слушателей. Оно способствует формированию направлений, стиля деятельности военных учреждений культуры и отдельных мастеров.
Примерами проявления социальных чувств в отношении руководителя военного учреждения культуры являются аплодисменты или выкрики в его адрес, наличие праздничного настроения или шум во время проведения социально-культурных мероприятий, выражение душевной благодарности или безразличное, «протокольное» поздравление и др.
Социальные стереотипы – схематизированные, упрощенные образы какого-либо явления социальной действительности, фиксирующие в себе лишь некоторые, иногда несущественные его черты. К примеру, многие офицеры знакомы с такими образцами «казарменной поэзии»:
У нас в полку стоят три дуба –
Начхим, начфиз, начальник клуба.
На дворе январь холодный,
Едет в отпуск Ванька-взводный.
Весь обтянутый, в ремнях,
Целый год он в лагерях.
Это типичный негативный образец стереотипизации по должностному критерию. Основу существования отрицательного социального стереотипа составляет дефицит надежных, проверенных знаний из соответствующей области действительности и психологическая установка, выработанная в результате зависти.
Основными механизмами реализации социального статуса организатора социально-культурной деятельности являются его права, обязанности, влияние, возможности и свобода деятельности.
Критериями оценки статуса специалиста социально-культурной деятельности в ВС РФ являются:
Профессионализм – по наличию профессионального мастерства;
Общая культура – по знанию и выполнению общекультурных ценностей и норм;
Эстетическая избирательность – по наличию элементов моды, вкуса и гармонии в его деятельности.
Вопросы для самопроверки:
Что такое статус человека?
Чем определяется статус специалиста социально-культурной деятельности в ВС РФ?
Охарактеризуйте основные социальные позиции современного статуса специалиста социально-культурной деятельности в ВС РФ.
Как влияет профессиональное мастерство на социальный статус специалиста социально-культурной деятельности в ВС РФ?
Дайте характеристику основным критериям оценки статуса специалиста социально-культурной деятельности в ВС РФ.