Цитаты д дидро по алфавиту. Цитаты и высказывания дени дидро

Дата рождения:

05.10.1713

Дата смерти:

31.07.1784

Род деятельности:

Писатель

Дени Дидро (фр. Denis Diderot; 5 октября 1713, Лангр, Франция - 31 июля 1784, Париж, Франция) - французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773).

Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и другими энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Великой французской революции.

Врачи непрестанно трудятся над сохранением нашего здоровья, а повара - над разрушением его; однако последние более уверены в успехе.

Напрасно трус бьет себя кулаком в грудь, чтобы набраться храбрости; ее нужно иметь прежде того и лишь укреплять в общении с теми, кто ею обладает.

Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.

Юноша хочет женщину, женщину как таковую; старец же ищет женщину красивую. Если нация обладает вкусом, значит, она состарилась.

Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна.

Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость.

Если бы все на земле было бы превосходно, то и не было бы ничего превосходного.

Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое - проницательному уму, вносящему улучшения.

Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет.

Страсти без конца осуждают, им приписывают все человеческие несчастья и при этом забывают, что они являются также источником всех наших радостей.

Ни в одну эпоху и ни у какой нации религиозные мнения не служили основой для национальных нравов. Боги, которым поклонялись древние греки и римляне, честнейшие на земле люди, были самыми разнузданными канальями.

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.

Народ, который думает, что честными делает людей вера, а не хорошие законы, кажется мне весьма отсталым.

Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются.

Актеры производят впечатление на публику не тогда, когда они неистовствуют, а когда хорошо играют неистовство.

Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой не имеет злой человек.

Природа подобна женщине, которая, показывая из-под нарядов то одну часть своего тела, то другую, подает настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда- нибудь всю.

Желание прослыть умным человеком сильнее, нежели боязнь прослыть злым.

Даже согласившись, что люди гениальные обычно бывают странны, или, как говорится, нет великого ума без капельки безумия, мы не отречемся от них; мы будем презирать те века, которые не создали ни одного гения. Гении составляют гордость народов, к которым принадлежат; рано или поздно им воздвигают статуи, и в них видят благодетелей человеческого рода.

Люди, выдающиеся своими талантами, должны тратить свое время так, как этого требует уважение самих к себе и к потомству. Что подумало бы о нас потомство, если бы мы ничего не оставили ему.

Существует только одна добродетель - справедливость, одна обязанность - стать счастливым, один вывод - не преувеличивать ценности жизни и не бояться смерти.

Никогда еще, с тех пор как стоит мир, два любовника не произносили «Я вас люблю» на один и тот же лад, и, сколько бы миру ни существовать, две женщины не ответят «И я вас тоже» одинаково.

В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного.

Не Бог создал людей по своему образу, а люди ежедневно создают его по своему. Бог магометанина не таков, как бог христианина. Бог протестанта не такой, как бог католика. Бог взрослого отличается от бога ребенка и от бога стариков.

Что такое истина? Соответствие наших суждений созданиям природы.

Актеры способны играть любой характер именно потому, что сами вовсе лишены его.

Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями.

Разве вам не известно, что настоящее блаженство заключается в том, что все люди нуждаются друг в друге, и что вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас?

Женщины ненавидят друг друга и, однако, все до единой, защищают друг друга.

Если разум - дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу. Чтобы устранить эту трудность, надо признать, что вера есть химерический принцип, не существующий в природе.

Такова жизнь: один вертится между шипами и не колется; другой тщательно следит, куда ставить ноги, и все же натыкается на шипы посреди лучшей дороги и возвращается домой ободранный до потери сознания.

Одного человека как-то спросили, существуют ли настоящие атеисты. Вы думаете, ответил он, что существуют настоящие христиане?

Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя.

Неизменно помни, что природа - не Бог, человек - не машина, гипотеза - не факт.

Широта ума, сила воображения и активность души - вот что такое гений.

В театр приходят не смотреть слезы, а слушать речи, которые их исторгают.

Живописец и скульптор - оба поэты, но последний никогда не впадает в шарж. Скульптура не терпит ни шутовства, ни паясничества, ни забавного, даже редко комическое. Мрамор не смеется.

Разве мы властны влюбляться или не влюбляться? И разве, влюбившись, мы властны поступать так, словно бы этого не случилось?

Заблуждения, освященные гением великих мастеров, становятся со временем общепризнанными истинами.

Люди жили бы довольно спокойно в этом мире, если бы были вполне уверены, что им нечего бояться в другом; мысль, что Бога нет, не испугала еще никого, но скольких ужасала мысль, что существует такой бог, какого мне изображают!

Можно обнаруживать постоянство при малодушии и скудоумии; но твердость может обнаруживать только характер, отличающийся силой, возвышенностью, умом. Легкомыслие, податливость и слабость противоположны твердости.

Только страсти и только великие страсти могут поднять душу до великих дел. Без них конец всему возвышенному как в нравственной жизни, так и в творчестве.

Потомство для философов - это потусторонний мир для верующего.

Где, как не в браке, можно наблюдать примеры чистой привязанности, подлинной любви, глубокого доверия, постоянной поддержки, взаимного удовлетворения, разделенной печали, понятых вздохов, пролитых вместе слез?

Не следует нарочно делать умными героев пьесы, а нужно уметь поставить их в такие условия, при которых они должны проявлять ум.

Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр.

Жизнь злых людей полна тревог.

Расплата в этом мире наступает всегда. Есть два генеральных прокурора: один - тот, кто стоит у ваших дверей и наказывает за проступки против общества, другой - сама природа. Ей известны все пороки, ускользающие от законов.

Книги, которые мы листаем реже всего и с наибольшим пристрастием, - это книги наших коллег.

Если какое-нибудь явление превышает, по нашему мнению, силы человека, то мы тотчас же говорим: это дело Божие; наше тщеславие не может удовольствоваться меньшим. Не лучше ли было бы, если бы мы вкладывали в свои рассуждения несколько меньше гордости и несколько больше философии? Если природа представляет нам какую-нибудь загадку, какой-нибудь трудно распутываемый узел, то оставим его таким, каков он есть, и не будем стараться разрубить его рукой существа, которое становится для нас новым узлом, еще труднее распутываемым, чем первый.

Монастырь - это темница, куда ввергают тех, кого общество выбросило за борт.

Только честному человеку подобает быть атеистом.

Признательность есть бремя, а всякое бремя для того и создано, чтобы его сбросить.

Глубокие мысли - это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их.

Нет достоинства при отсутствии ясных и четких понятий общего блага.

Я требую от учителя только добрых нравов, так же, как я потребовал бы их от каждого гражданина.

Говорят, что оратор всего значительнее, когда он воспламенен, когда он негодует. Я отрицаю это. Он сильнее, когда подражает гневу.

Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.

Ревность - это страсть убогого, скаредного животного, боящегося потери; это чувство, недостойное человека, плод наших гнилых нравов и права собственности, распространенного на чувствующее, мыслящее, хотящее, свободное существо.

Лучше изнашиваться, чем ржаветь.

Для того, чтобы растрогать, не нужно быть растроганным.

Моя дружба слишком осмотрительна, если опасность моего друга не заставляет меня забывать о моей собственной опасности.

Тот, кто рассказывает тебе о чужих недостатках, рассказывает другим о твоих.

Разве веруют в Бога из-за какой-нибудь выгоды? - Не знаю; но соображения выгоды нисколько не вредят делам ни этого, ни другого мира.

Дать обет бедности - значит поклясться быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия - значит обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из его законов. Дать обет послушания - значит отречься от неотъемлемого права человека - от свободы. Если человек соблюдает свой обет - он преступник, если он нарушает его - он клятвопреступник. Жизнь в монастыре - это жизнь фанатика или лицемера.

Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью.

Ах, какой превосходной комедией был бы этот мир, не будь у нас в ней своей роли!

Крайняя чувствительность создает посредственных актеров; средняя чувствительность дает большинство плохих актеров, и только ее отсутствие дает великих актеров.

Искренность - мать правды и вывеска честного человека.

Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.

Людей, рассуждающих логически, больше, нежели красноречивых. Красноречие есть искусство приукрашивать логику.

Есть два рода законов: одни - безусловной справедливости и всеобщего значения, другие же - нелепые, обязанные своим признанием лишь слепоте людей или силе обстоятельств. Того, кто повинен в их нарушении, они покрывают лишь мимолетным бесчестьем - бесчестьем, которое со временем падает на судей и на народы, и падает навсегда. Кто ныне опозорен - Сократ или судья, заставивший его выпить цикуту?

Везде, где признают Бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает.

Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге.

Умный человек видит перед собой неизмеримую область возможного, глупец же считает возможным только то, что есть.

Сочинитель может завести себе любовницу, которая умеет состряпать книгу, но жена его должна уметь состряпать обед.

Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы.

Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.

Бог! Ведь это просто слово, один обыкновенный слог для объяснения существования мира.

В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к себе самим, и добродетельность, толкающая нас к другим.

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.

Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца.

Мы всегда остаемся собой, хотя ни минуты не остаемся одними и теми же.

Он второй во всех жанрах.

Величайшее недоразумение - это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.

Набросок - сознание пыла и гения, картина - создание труда, терпения, долгого изучения и законченных знаний в искусстве.

Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов.

Терпимость неизбежно ведет к равнодушию.

Историю французского Просвещения можно разделить на два этапа:
1. Умеренное Просвещение (раннее) – Первая половина XVII столетия. Выдающиеся деятели – Монтескьё, Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ). За указанный период широко распространяются идеи просвещённой монархии и равенства с юридической стороны.
В литературе идёт развитие разных прозаических жанров: бытовой роман (А. -Р. Ласаж «Хромой бес»); психологическая повесть (А. Прево «Манон Леско»); философская повесть (Вольтер).
2. Радикального Просвещения (1750–17770 гг.) Выдающиеся деятели – Дени Дидро (1713–1784гг.), Жан-Жак Руссо (1712– 1778).
Помимо концепции конституционной монархии возникают идеи республики, требование фактического равенства, появляется даже атеизм.
В литературе развивается просветительский сентиментализм и просветительский реализм.
Д. Дидро - писатель, пропагандист концепции Просвещения. Прославился созданием Французской Энциклопедии, а также основанием литературной реалистической эстетики. Он считал, что искусство должно отображать действительность, но в сочетании с авторскими замыслами. Искусство должно нести моральное просвещение и высмеивать пороки.
Дидро критиковал систему правил классицизма. Он ввёл в драматургию новую жанровую классификацию – средние жанры. К ним относится «мещанская драма» и её направления. Главным персонажем в ней являлся человек из третьего сословия.
Самые популярные романы Дидро: «Монахиня», «Жак- фаталист».
В «Монахине» изложена просветительская программа писателя. Произведение написано от первого лица. Оно представляет исповедь героини, которая выступает в качестве обвинителя.
Главное качество героини – ощущение свободы. Его стремились подавлять в монастыре и в обществе. Монастырь для героини становится тюрьмой.
Картина в романе символична – человек в четырёх стенах как в клетке, он бьётся о стену, но не способен обрести свободу.
Самые известные произведения трактаты Дидро: «Племянник Рамо», «Письмо о слепых…».
Большое влияние на развитие сентиментализма оказало творчество Жан-Жака Руссо.
Убеждения писателя весьма демократичны и радикальны. Они хорошо отображаются в трактатах «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о неравенстве», «Об общественном договоре».
Руссо считал, что неравенство ведёт к падению нравственности. Материальные составляющие разделяют общество.
Писатель придерживался позиции возврата общества к неразумному состоянию. Он идеализировал первобытность человека.
В настоящее время произведения просветителей Франции XVIII века пользуются популярностью среди студентов факультетов иностранных языков, которые делают последовательный перевод отрывков из этих произведений.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ФМ ВОЛЬТЕР, Д ДИДРО. ЖЖ РУССО
В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк - родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества.
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) - один из идейных вождей французского Просвещения, знаменитейший писатель и мыслитель.
Вольтер раньше других остро почувствовал надвигающуюся революцию всей мощью своего дерзкого гения. Вместе с ярчайшими умами Франции он страстно содействовал идеологической подготовке социального взрыва. Он был признанным вождем философско-социального движения. Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, устного и печатного слова. Он со всей силой непримиримости кричал на всю страну, на весь мир: "Осмельтесь мыслить самостоятельно!" Свое политическое кредо Вольтер выразил в крылатой фразе: "Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!" Он возлагал надежды на мудрость и благость правителя, короля-философа. Ему импонировало общественно-политическое устройство Англии - ограничение власти короля, сравнительная веротерпимостьКстати, он ввел в научный оборот термин "культура".
Резко критикуя клерикализм, различного рода злоупотребления церкви, Вольтер признавал необходимость веры в Бога как перводвигателя Вселенной. Конечную причину движения сущего, мышление и вообще душевные явления Вольтер считал проявлением божественной силы. В этом он испытывал неотразимую силу влияния учения Ньютона. Вольтер не допускал самой возможности существования общества вне веры в Бога, и категорически возражал против идеи Бейля относительно общества, состоящего только из атеистов. По словам Вольтера, "это было бы просто страшно!" Согласно Вольтеру, "если бы не было идеи о Боге, ее бы следовало измыслить; но она начертана перед нами во всей природе!"
Любопытны рассуждения Вольтера о свободе воли. "благо общества требует, чтобы человек считал себя свободным... Я начинаю... более ценить жизненное счастье, чем истину... Отчего же не предположить, что верховное существо, даровавшее мне непостижимую способность разумения, могло дать мне и немножко свободы..."
Вольтер резко критиковал феодальный режим с его чудовищными злоупотреблениями. Он не уставал в своем призыве к активной деятельности с целью уничтожения всех форм варварства и дикости феодальных злоупотреблений.
Жан Жак Руссо (1712-1778) - По своим убеждениям Руссо - представитель демократического крыла идеологов Просвещения; он - философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции.
Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории дознания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. Столь же резко критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех социальных зол. "Тот человек, - писал Руссо, - который, окопав и огородив данный участок земли, сказал "это мое" и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества".
В своем знаменитом трактате "Об общественном договоре" Он смело восстал против современной ему цивилизации как цивилизации неравенства. Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая освящает общественное неравенство. Руссо различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях. Этому Руссо противопоставлял простоту и "невинность" первобытных людей. Руссо - сторонник естественного права. Его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны: да и какие раздоры могли быть у людей, которые ничем не владеют!
Дени Дидро (1713-1784) - знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Характерная черта его политического мировоззрения - остро выраженный демократизм. Это удивительно одаренная, всесторонне развитая личность - философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик.
Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума. "Всякое животное - более или менее человек; всякий минерал - более или менее растение; всякое растение - более или менее - животное" . На вопрос, можно ли предположить, что и камень чувствует, Дидро ответил: "Почему бы и нет?" И действительно, прикоснитесь ладонью к камню, и информация о вашем прикосновении останется надолго на камне. Дидро, конечно, не знал и не мог знать информатики, но он силой интуиции прозревал нечто подобное. Это выразилось и в его тонкой характеристике сути живого. Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чувствительность, говорил Дидро, уделявший большое внимание биологическим проблемам. Образованность и прозорливость позволили Дидро высказать идею, ставшую предвестием эволюционной теории в мире живого.
Дидро утверждал, что душа - продукт единства организма, его целостности. Человек "есть некое целое, оно едино, и, может быть, это единство - в соединении с памятью - составляет душу, Я, сознание" . В своих "Элементах физиологии" Дидро высказал глубокую мысль: " Я не могу отделить даже в абстракции пространства и времени от существования. Значит оба эти свойства существенно характерны для него".
Дидро написал огромное число работ по философии для своего детища - знаменитой "Энциклопедии". Философским кумиром для Дидро был Ф. Бэкон с широтой, глубиной его воззрений и лучезарной яркостью слога.

1. Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря

2. В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к себе самим, и добродетельность, толкающая нас к другим. Если бы одна из этих пружин сломалась, человек был бы злым до бешенства или великодушным до безумия

3. Неизменно помни, что природа не Бог, человек - не машина, гипотеза - не факт

4. Либо Бог разрешил, либо всеобщий механизм, называемый судьбою, захотел, чтобы мы в продолжение жизни были предоставлены всякого рода случайностям; если ты мудр и лучший отец, чем я, ты с молодых лет убедишь своего сына, что он хозяин своей жизни, чтобы он не жаловался на тебя, даровавшего ему жизнь

5. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

6. Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном

7. Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее

8. Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собою какое-либо великое правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо

9. Природа подобна женщине, которая, показывая из-под нарядов то одну часть своего тела, то другую, подает настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда-нибудь всю

10. Врачи непрестанно трудятся над сохранением нашего здоровья, а повара - над разрушением его; однако последние более уверены в успехе

11. Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна

12. Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла

13. В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного

14. Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы

15. Живописец и скульптор - оба поэты, но последний никогда не впадает в шарж. Скульптура не терпит ни шутовства, ни паясничества, ни забавного, даже редко комического. Мрамор не смеется

16. Искренность - мать правды и вывеска честного человека

17. Монастырь - это темница, куда ввергают тех, кого общество выбросило за борт

18. Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой не имеет злой человек

19. Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать полученное нами наследство - вот над чем мы должны трудиться

20. Гнить ли под мрамором или под землей - все равно гнить

21. Такова жизнь: один вертится между шипами и не колется; другой тщательно следит, куда ставить ноги, и все же натыкается на шипы посреди лучшей дороги и возвращается домой ободранный до потери сознания

22. Жизнь злых людей полна тревог

23. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей

24. Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее

25. Что такое истина? Соответствие наших суждений созданиям природы

26. Если ложь на краткий срок и может быть полезна, то с течением времени она неизбежно оказывается вредна. Напротив того, правда с течением времени оказывается полезной, хотя может статься, что сейчас она принесет вред

27. Искренность - мать правды и вывеска честного человека

28. Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость

29. Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального

30. Признание своей немощности - великий урок, который мы извлекаем. Не лучше ли приобрести доверие к себе других людей искренностью признания, что я ничего не знаю, чем бормотать слова и вызывать жалость к себе потугами все объяснить? Свободно сознающийся в незнании того, что он не знает, побуждает меня верить тому, что он берется мне объяснить

31. Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое - проницательному уму, вносящему улучшения

32. Глубокие мысли - это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их

33. Умный человек видит перед собой неизмеримую область возможного, глупец же считает возможным только то, что есть

34. Даже согласившись, что люди гениальные обычно бывают странны, или, как говорится, нет великого ума без капельки безумия, мы не отречемся от них; мы будем презирать те века, которые не создали ни одного гения. Гении составляют гордость народов, к которым принадлежат; рано или поздно им воздвигают статуи, и в них видят благодетелей человеческого рода

35. Люди перестают мыслить, когда перестают читать

36. Если разум - дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу. Чтобы устранить эту трудность, надо признать, что вера есть химерический принцип, не существующий в природе

37. Перелистайте историю всех народов земли: везде религия превращает невинность в преступление, а преступление объявляет невинным

38. Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью

39. Везде, где признают Бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает

40. Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть

41. Люди жили бы довольно спокойно в этом мире, если бы были вполне уверены, что им нечего бояться в другом; мысль, что Бога нет, не испугала еще никого, но скольких ужасала мысль, что существует такой бог, какого мне изображают!

42. Если какое-нибудь явление превышает, по нашему мнению, силы человека, то мы тотчас же говорим: это дело Божие; наше тщеславие не может удовольствоваться меньшим. Не лучше ли было бы, если бы мы вкладывали в свои рассуждения несколько меньше гордости и несколько больше философии? Если природа представляет нам какую-нибудь загадку, какой-нибудь трудно распутываемый узел, то оставим его таким, каков он есть, и не будем стараться разрубить его рукой существа, которое становится для нас новым узлом, еще труднее распутываемым, чем первый

43. Только честному человеку подобает быть атеистом

44. Дать обет бедности - значит поклясться быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия - значит обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из его законов. Дать обет послушания - значит отречься от неотъемлемого права человека - от свободы. Если человек соблюдает свой обет - он преступник, если он нарушает его - он клятвопреступник. Жизнь в монастыре - это жизнь фанатика или лицемера

45. Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов

46. Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются

47. Расплата в этом мире наступает всегда. Есть два генеральных прокурора: один - тот, кто стоит у ваших дверей и наказывает за проступки против общества, другой - сама природа. Ей известны все пороки, ускользающие от законов

48. Напрасно трус бьет себя кулаком в грудь, чтобы набраться храбрости; ее нужно иметь прежде того и лишь укреплять в общении с теми, кто ею обладает.

49. Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой не имеет злой человек

50. Разве вам не известно, что настоящее блаженство заключается в том, что все люди нуждаются друг в друге, и что вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас?

51. Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя

52. Награждая хороших, мы тем самым наказываем дурных

53. Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге

54. Моя дружба слишком осмотрительна, если опасность моего друга не заставляет меня забывать о моей собственной опасности

55. Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ними

56. Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями

57. Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет

58. Разве мы властны влюбляться или не влюбляться? И разве, влюбившись, мы властны поступать так, словно бы этого не случилось?

59. Ревность - это страсть убогого, скаредного животного, боящегося потери; это чувство, недостойное человека, плод наших гнилых нравов и права собственности, распространенного на чувствующее, мыслящее, хотящее, свободное существо

60. Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца

61. Можно обнаруживать постоянство при малодушии и скудоумии; но твердость может обнаруживать только характер, отличающийся силой, возвышенностью, умом. Легкомыслие, податливость и слабость противоположны твердости

62. Страсти без конца осуждают, им приписывают все человеческие несчастья и при этом забывают, что они являются также источником всех наших радостей

63. Величайшее недоразумение - это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов 64. Для того чтобы трогать, не нужно быть растроганным

65. Тот, кто рассказывает тебе о чужих недостатках, рассказывает другим о твоих

66. Если бояться смерти, ничего хорошего не сделаешь; если все равно умираешь из-за какого-нибудь камешка в мочевом пузыре, от припадка подагры или по другой столь же нелепой причине, то уж лучше умереть за какое-нибудь великое дело

67. Люди, выдающиеся своими талантами, должны тратить свое время так, как этого требует уважение самих к себе и к потомству. Что подумало бы о нас потомство, если бы мы ничего не оставили ему

68. Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном

69. Хороший стиль кроется в сердце

70. Величайшее недоразумение - это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов

71. Верх безумия - ставить себе целью разрушение страстей

72. Моя дружба слишком осмотрительна, если опасность моего друга не заставляет меня забывать о моей собственной опасности

73. Набросок - сознание пыла и гения, картина - создание труда, терпения, долгого изучения и законченных знаний в искусстве

74. Напрасно трус бьет себя кулаком в грудь, чтобы набраться храбрости; ее нужно иметь прежде того и лишь укреплять в общении с теми, кто ею обладает

75. Народ, который думает, что честными делает людей вера, а не хорошие законы, кажется мне весьма отсталым

76. Нет достоинства при отсутствии ясных и четких понятий общего блага

77. Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью

78. Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства

79. Отнимите у христианина страх перед адом - и вы отнимите у него веру

80. Порок раздражает людей только время от времени, а внешние его черты раздражают их с утра до вечера

81. Страсти без конца осуждают, им приписывают все человеческие несчастья и при этом забывают, что они являются также источником всех наших радостей

82. Существует только одна добродетель - справедливость, одна обязанность - стать счастливым, один вывод - не преувеличивать ценности жизни и не бояться смерти

83. Широта ума, сила воображения и активность души - вот что такое гений

84. Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр

85. Я требую от учителя только добрых нравов, так же, как я потребовал бы их от каждого гражданина

86. Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком

87. Разве вам не известно, что настоящее блаженство заключается в том, что все люди нуждаются друг в друге, и что вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас

88. Только страсти и только великие страсти могут поднять душу до великих дел. Без них конец всему возвышенному как в нравственной жизни, так и в творчестве

89. Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру - разбить, но как поступить с фасадом дворца?

90. Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает

91. Бог христиан - это отец, который чрезвычайно дорожит своими яблоками и очень мало своими детьми

92. Совершайте добро, пока вы существуете

93. Влияние роскоши на нравы самое вредное

94. Что такое истина? Соответствие наших суждений явлениям

95. Умен лишь тот, кто так же глуп, как мы

96. Кто сомневается потому, что не знает оснований достоверности, тот простой невежда. Настоящий скептик тот, кто подсчитал и взвесил основания

97. Ничего не следует терять из того, что может быть полезно

98. Сказать, что человек состоит из силы и слабости, из разумения и ослепления, из ничтожества и величия, - это значит не осудить его, а определить его сущность

100. В театр приходят не смотреть слезы, а слушать речи, которые их исторгают

101. Крайняя чувствительность создает посредственных актеров; средняя чувствительность дает большинство плохих актеров, и только ее отсутствие дает великих актеров

102. Высочайшее искусство состоит в том, чтобы скрывать его

103. Продолжительное несчастье примиряет с женщиной всех мужчин, а потеря красоты - всех женщин

104. Мы добиваемся любви других, чтобы иметь лишний повод любить себя 105. Чтобы убедиться, что полезно быть добродетельным, нет надобности верить в бога 106. Книга, над которой зеваешь, не вредит никому

107. Ничего не следует терять из того, что может быть полезно

108. Наилучший порядок вещей — тот, при котором мне предназначено быть, и к черту лучший из миров, если меня в нем нет




Top