Дары волхвов леонардо да винчи. Поклонение волхвов картина Леонардо да Винчи

О незаурядной личности Феофана Грека (Гречанина) мы знаем благодаря двум историческим персонам и их хорошим отношениям. Это - Кирилл, архимандрит тверского Спасо-Афанасьевского монастыря, и иеромонах Троице-Сергиева монастыря, последователь Сергия Радонежского, а впоследствии составитель его житий Епифаний Премудрый.

В 1408 г. из-за набега хана Едигея иеромонах Епифаний прихватил свои книги и убежал от опасности из Москвы в соседнюю Тверь, а там укрылся в Спасо-Афанасьевском монастыре и сдружился с его настоятелем архимандритом Кириллом.

Вероятно, в тот период настоятель и увидел «церковь Софийскую цареградскую», нарисованную в Евангелии, которое принадлежало Епифанию. Через несколько лет в несохранившемся письме Кирилл, видимо, спросил о рисунках с видами константинопольского собора Святой Софии, которые произвели на него впечатление и запомнились. Епифаний в ответ дал обстоятельное объяснение по поводу их происхождении. Сохранилась копия XVII–XVIII вв. отрывка из этого ответного письма (1413 - 1415 гг.), названного так: «Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу».

Епифаний в послании поясняет игумену, что те изображения он собственноручно скопировал у гречина Феофана. И далее Епифаний Премудрый подробно и живописно рассказывает о греческом иконописце. Поэтому мы знаем, что Феофан Грек работал «по воображению», т.е. не смотрел на канонические образцы, а писал самостоятельно по своему усмотрению. Феофан был в постоянном движении, поскольку отходил от стены, оглядывал изображение, сверяя с образом, который сложился в его голове, и продолжал писать. Такая художественная свобода была необычна для русских иконописцев того времени. В процессе работы Феофан охотно поддерживал беседу с окружающими, что не сбивало его с мысли и не мешало его трудам. Епифаний Премудрый, который знал византийца лично и общался с ним, подчеркивал ум и дарование мастера: «муж он живый, преславный мудрок, зело философ хитр, Феофан, гречин, книги изограф нарочитый и живописец изящный во иконописцех».

Ни о семье, ни о том, где и как получил иконописное образование Феофан данных нет. В послании Епифаний указывает только на уже готовые работы византийца. Феофан Грек украсил своими росписями сорок храмов в различных местах: Константинополе, Халкидоне и Галате (предместья Константинополя), Кафе (современная Феодосия), в Новгороде Великом и Нижнем, а также три церкви в Москве и несколько светских зданий.

После работ в Москве имя Феофана Грека не упоминается. Подробности его личной жизни не известны. Дата смерти не точна. Есть предположение, основанное на косвенных признаках, что к старости он удалился на святую гору Афон и закончил свою земную жизнь будучи монахом.

Феофан Грек в Великом Новгороде

Единственными достоверными произведениями русско-византийского мастера считаются только росписи в Новгороде Великом, где он жил и работал некоторое время. Так в Новгородской летописи от 1378 года конкретно указано, что «церковь нашего Господа Иисуса Христа» расписал мастер гречанин Феофан. Речь идёт о церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году на Торговой стороне города. Византийского мастера для росписи храма позвал, видимо, местный боярин Машков Василий. Предположительно, Феофан прибыл на Русь с митрополитом Киприаном.

Храм Спаса Преображения уцелел, а росписи Грека сохранились лишь частично. Их расчищали несколько десятилетий с перерывами, начав в 1910 году. Фрески, хотя и дошли до нас с утратами, дают представление о Феофане Греке как выдающемся художнике, который принес новые идеи в русскую иконопись. Живописец и искусствовед Игорь Грабарь оценивал приезд в Россию мастеров величины Феофана Грека, как плодотворный внешний импульс в поворотные моменты русского искусства, когда он был особенно нужен. Феофан Грек оказался на Руси, когда государство освобождалось от нашествия татаро-монголов, медленно поднималось и возрождалось.

Феофан Грек в Москве

Московские летописи свидетельствуют о том, что Феофан Грек создавал стенописи кремлёвских храмов в конце 14 – начале 15 века:

  • 1395 год - роспись церкви Рождества Богородицы на сенях в содружестве с Симеоном Черным.
  • 1399 - роспись .
  • 1405 - роспись того , что стоял ранее на месте нынешнего. Благовещенский собор Феофан расписывал вместе с русскими мастерами Прохором с Городца и Андреем Рублевым.

Миниатюра Лицевого летописного свода, 16 век. Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества. Надпись: «В том же году в центре города Москвы была расписана церковь Рождества Пречистой Богородицы и придел святого Лазаря. А мастера - Феодор грек да Семен Черный».

Особенности творчества Феофана Грека

Фрескам Феофана Грека присущ минимализм цветовой гаммы и непроработанность мелких подробностей. Оттого лики святых предстают суровыми, сосредоточенными на внутренней духовной энергии и излучают мощную силу. Пятна белил положены художником так, что создают свет, подобный фаворскому, и акцентируют внимание на важных по смыслу деталях. Мазкам его кисти присуща резкость, точность и смелость нанесения. Персонажи росписей иконописца аскетичны, самодостаточны и углублены в молчаливую молитву.

Творчество Феофана Грека связывают с исихазмом, которое подразумевало непрестанную «умную» молитву, безмолвие, чистоту сердца, преобразующую силу Бога, Царство Божие внутри человека. Через века, следом за Епифанием Премудрым Феофана Грека признают не только гениальным иконописцем, но мыслителем и философом.

Работы Феофана Грека

Достоверных данных нет, но творчеству Феофана Грека обычно приписывают двустороннюю икону «Донской Божией матери» с «Успением Божией Матери» на обороте и деисусный чин иконостаса Благовещенского собора Кремля. Иконостас Благовещенского собора выделяется ещё и тем, что он стал на Руси первым, на иконах которого фигуры святых изображены во весь рост.

Ранее предполагалось, что икона «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского принадлжеит кисти Феофана Грека и иконописцам мастерской, которую он создал в Москве. Но в последнее время усилились сомнения в его авторстве.

Донская икона Божией Матери. Приписывается Феофану Греку.

Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор». ? Феофан Грек и мастерская. ?

Феофан Грек. Иисус Пантократор - роспись в куполе церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Феофан Грек. Серафим - фрагмент росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Феофан Грек. Даниил Столпник - фрагмент росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.


Великий иконописец Феофан Грек (около 1337 - после 1405)

"Преславный мудрец, философ зело хитрый... книги изограф нарочитый и среди иконопис цев, отменный живописец", - так характеризует Феофана Грека талантливый писатель, его с овременник, монах Епифаний Премудрый.
Великий живописец русского средневековья Феофан был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV века.

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378

На Русь Феофан приезжает в возрасте 35-40 лет. К этому времени он расписал сорок кам енных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в богатую ту пору генуэзскую колонию Кафу (Феодосия) , а оттуда - в Новгород.

На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития могучего творческого дара. Его глубоко оригинальное искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой.

«Столпник Симеон Старший». Фреска в Церкви Преображения, Новгород.

Первая работа, выполненная Феофаном Греком на Руси, - фрески одного из замечательных храмов Новгорода Великого - церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году. Над фресками этой церкви он работал летом 1378 года по заказу боярина Василия Даниловича и горожан с Ильиной улицы.
Фрески сох ранились частично. В куполе изображен Пантократор (Христос-судия), окруженный четырьмя серафимами. В простенках - фигуры праотцев: Адама, Авеля, Ноя, Сира, Мельхиседека, Еноха, пророка Ильи и Иоанна Предтечи, а в камере - личной молельне заказчика - пять столпников, "Троица", медальоны с изображениями Иоанна Лествичника, Агафона, Акакия и фигуры Макария.

Вид южной стены с изображением трех Столпников

Каждому из святых Феофан Грек дает глубоко индивидуальную сложную психологическую характеристику. В то же время и гневный могучий Пантократор, и мудрый величавый Ной, и сумрачный Адам, и грозный пророк Илья, и самоуглубленные столпники имеют нечто о бщ ее - это люди могучего духа, стойкого характера, люди, терзаемые противоречи ями, за внешним спокойствием которых кроется жестокая борьба с обуревающими человека страстями.

Ветхозаветная Троица. Фрагмент фрески в Церкви Преображения

Даже в композиции "Троицы" нет умиротворенности. В образах ангелов не ощущается юношеской мягкости. Их прекрасные лица полны суровой отрешенности. Особенно выразительна фигура центрального ангела. Внешняя неподвижность, статичность еще более подчеркивают внутреннюю напряженность. Распростертые крылья как бы осеняют двух других ангелов, объединяя композицию в целом, придавая ей особую строгую завершенность и монументальность.




Программа рассказывает о творчестве великого русского иконописца Феофана Грека и особенно о его иконе "Успение", в которой художник решительно преобразовал иконописный канон. Икона эта двусторонняя - на одной ее стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой - образ Богоматери с младенцем Христом. Эта икона, относящаяся к типу "Умиление", получила название "Богоматерь Умиление Донская"

Успение Богоматери, XIV век

В обр азах Феофана - огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий фило софский смысл, ощущаются проницательный ум и страстный темперамент а втора.

Преображение Го сподне, 1403

Не случайно современников поражали оригинальность мышления великого живописца, свободный полет его творческой фантазии. "Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту".
Фрески Спаса Преображения - ценный памятник монументального искусства Новгорода, они повл ияли на творчество многих живописцев. Наиболее близки к ним росписи церквей Федора Стратила та и Успения на Волотовом поле, вероятно, выполненные учениками Феофана.

Архангел Михаил. Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля. 1 405

В Новгороде Феофан Грек , по-видимому, прожил довольно долго, затем, работал некоторое время в Нижнем Новгороде, затем приехал в Москву. Об этом периоде творчества мастера сохранилось больше сведений. Вероятно, Феофан имел собственную мастерскую и заказы выполнял с помощью учеников. Упоминаемые в летописях работы охватывают десять лет. За время с 1395 по 1405 мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский собор (1399), Благовещенский собор (1405) , и кроме того, выполнил некоторые зак азы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродный брат Дмитрия Донского). Из всех работ сохранился только иконостас Благовещенского собора в Кремле, созданный в содружестве с Андреем Рублевым и "старцем Прохором с Городца".



Рублев работал над иконами, изображающими праздники. Феофану Греку принадлежит большинство икон деисусного ряда: "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст", "Василий Великий".

Однако иконостас имеет общий замысел, строго гармоническую композицию, связанную единым ритмом. В центре изображен грозный судия - Спас, восседающий на троне; с обеих сторон к нему подходят святые, которые молят Христа за грешное человечество. Как и прежде, святые Феофана - могучие и каждый индивидуален в своем облике. Но все же в их образах появились новые качества: они более сдержанны, величавы. Больше тепла в образе богоматери, мягкости - в архангеле Гаврииле, спокойствия - в мудром апостоле Павле.

Архангел Гавриил. 1405

Иконы отличаются исключительной монументальностью. Фигуры четким силуэтом выделяются на сияющем золотом фоне, напряженно звучат лаконичные, обобщенно-декоративные краски: белоснежный хитон Христа, бархатисто-синий мафорий богоматери, зеленые одежды Иоанна. И хотя в иконах Феофан сохраняет живописную манеру своих росписей, линия становится четче, проще, сдержанней.
В работе над убранством Благовещенского собора встретились два великих мастера древней Руси, по-своему выразившие в искусстве полную драматических столкновений эпоху. Феофан - в трагических, титанических образах, Рублёв - в гармонически-светлых, воплотивших мечту о мире и согласии между людьми. Именно эти два мастера были создателями классической формы русского иконостаса.

Богоматерь. 1405

Работа в соборе была закончена за один год. Неизвестно, как сложилась в дальнейшем судьба Феофана Грека, какими были его последующие работы. Ученые предполагают, что Феофан работал как миниатюрист. Некоторые из них считают, что миниатюры двух знаменитых рукописных памятников древней Руси - Евангелия Кошки и Евангелия Хитрово - выполнены в мастерской Феофана, возможно, по его замыслу. Где мастер провел последние годы жизни, - неизвестно. Умер он, вероятно, между 1405 - 1415 годами, так как из письма Епифания Премудрого становится известным, что в 1415 году великого живописца уже не было в живых.

Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

hrono.ru ›Биографический указатель ›Феофан Грек



Почему Феофан Грек покинул Византию? Что он нашел на Руси? На Руси для него открылось широчайшее поле деятельности, которое он уже не мог обрести в быстро нищавшей Византии. И есть основания полагать, что Феофан эмигрировал из Константинополя не случайно. Он бежал в Россию от надвигавшейся “академической” реакции, так как она шла вразрез с его индивидуальными вкусами и устремлениями. С другой стороны, смелое вхождение Феофана в новгородскую школу живописи явилось для нее живительной встряской. Вырываясь из византийского застоя, гений Феофана будил в русской живописи волю к раскрепощению, к свободному выявлению собственной динамичности, собственного темперамента. Аскетическая суровость его образов не могла привиться на русской почве, но их психологическая многогранность отвечала стремлению новгородских художников передать внутренний мир человека, а живописность Феофановских композиций открывала новые горизонты их вдохновенному мастерству.

Таким образом, переход Феофана Грека из Византии на Русь имеет глубокое символическое значение. Это как бы эстафета искусства, передача светлого его факела из костенеющих старческих рук в руки молодые и крепкие.



Феофа́н Грек (около 1340 - около 1410) - великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Феофан мыслит фигуру трехмерно, пластически. Он отчетливо представляет себе, как располагается тело в пространестве, поэтому, несмотря на условный фон, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем. Большое значение Ф-н придавал передаче в живописи объема. Его способ моделировки эффектен, хотя на первых взгляд кажется эскизным и даже небрежным. В искусстве Ф-на всегда незримо присутствует чудо. Феофан Грек был одним из византийских мастеров. До приезда в Новгород художник расписал свыше 40 каменных церквей. Он работал в Константинополе, Халкидоне, Галате, Каффе. Обладая огромным живописным талантом, Феофан писал фигуры широкими мазками. Поверх первоначальной прокладки он накладывал сочные белые, голубовато-серые и красные блики. Первые работы Феофана Грека на Руси выполнены им в Новгороде. Это фрески собора Спаса Преображения, среди которых погрудное изображение Спаса Вседержателя в центральном куполе. Главное в росписи - возвеличивании аскетического подвига, ожидание апокалипсиса. Грек работал позже в Нижнем Новгороде, участвуя в создании иконостасов и фресок в Спасском соборе, которые не сохранились до нашего времени. Впервые Феофан Грек упоминается в Москве в 1395 году. С мастерской Феофана связано изготовление двусторонней иконы "Богоматерь Донская", на обратной стороне которой изображено "Успение Богородицы". В “Успении” изображено то, что обычно изображается в иконах на этот сюжет. У погребального ложа Марии стоят апостолы, не похожие на строгих греческих мужей. Они сгрудились у ложа без всякого порядка. Не совместная просветленная скорбь, а личное чувство каждого - смятение, удивление, отчаяние, горестное размышление о смерти - читается на их простых лицах. Многие словно бы не в состоянии смотреть на мертвую Марию. Над одром Марии, над фигурами апостолов и святителей высится сияющий золотом Христос с душой богоматери в руках. Апостолы не видят Христа, его мандорла - это уже сфера чудесного, недоступного человеческому взгляду. Резкое звучание красок “Успения” как бы раскрывает крайнюю степень душевного напряжения, в котором пребывает апостолы. В”Успении” Феофана есть деталь, которая как будто концентрирует в себе драматизм происходящей сцены. Эта свеча, горящая у ложа богоматери. Помещенная в самом центре, на одной оси с фигурой Христа и херувимом, свеча в иконе Феофана кажется исполненной особого смысла. По апокрифическому преданию, Мария зажгла ее перед тем, как узнала от ангела о своей смерти. Свеча догорает, это значит, что кончается время земного прощания с Марией. Через несколько мгновений исчезнет сияющий Христос, его мандорла, скрепленная, как замковым камнем, огненным херувимом. В мировм искусстве немного произведений, которые с такой силой давали бы ощутить движение, быстротечность времени, равнодушного к тому, что оно отсчитывает, неумолимо ведущего все к концу. В Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского Феофан расписал церковь Архистратига Михаила в 1399 году, а в 1405 году - Благовещенский собор вместе с Андреем Рублевым. Иконостас Благовещенский - древнейший из сохранившихся доныне русских иконостасов.

56 Творчество Андрея Рублева. На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV - начала XV вв.. В своих произведениях он воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Пример: иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил)для которых характерны лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи. В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами - Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. В 1425-27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествама. В ряде более поздних работах ему удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде, иконы - «Владимирская богоматерь» , «Спас в силах» , часть икон праздничного чина («Рождество Христово», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим»), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны. Классическое чувство композиции, ритмов, всякой отдельной формы, воплощенное в ясности, гармонии, пластическом совершенстве, у Андрея Рублева столь же безупречно, как у греческих мастеров первой трети 15 века. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные.

57 «Троица» Андрея Рублева . около 1412 он создал свой шедевр - икону «Живоначальная Троица» . Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Библейский рассказ лег в основу иконографии Троицы. Говоривший о том что Первым, кто увидел бога, был праведный старец Авраам. Бог явилс к нему в облике трех ангелов. Авраам догадался, что под видом трех странников от принимает три лица Троицы. Исполнившись радости, он усадил их под сенью Мамврийского дуба, велел жене своей Сарре испечь из лучшей муки пресные хлебы, а отроку слуге - заколоть нежного тельца.Отойдя от традиционной иконографии, Андре рублев поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса - клав) явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это - указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево - мамврийский дуб - превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо - за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора -символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения,за спиной третьего ангела (Святой Дух).Центральный ангел выделен выразительным контрастом пятен тёмно-вишнёвого и голубого цветов, а также изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. А внешние контуры образуют 5-угольник, символизирующий вифлеемскую звезду. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» - самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

58 творчество дионисия ДИОНИСИЙ (ок. 1440 - после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси. Дионисий расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря (1467-76); написал иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля; иконы и фрески соборной церкви Иосифо-Волоколамского монастыря (после 1485). В иконах и фресках Дионисия по сравнению с искусством эпохи Андрея Рублева проявляются единообразие приемов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Дионисия с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами присущи нарядность и торжественность (“Богоматерь Одигитрия”, 1482; “Спас в силах”, “Распятие”, обе 1500; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-02, совместно с сыновьями Владимиром и Феодосией Много работ приписано иконописцу на основании стилистического анализа. Несмотря на уязвимость этого положения, мы должны все же согласиться с отдельными примерами, утвердившимися в искусствоведческой науке. Созданные Дионисием с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500-02) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов русского средневекового монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчиненных плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишенными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, преобладанием светлых оттенков. Тот факт, что Дионисий ощутил потребность осознать по-новому Священное Писание, осмыслить догматические тексты, и выразил своё понимание методами живописи, создав совершенно новые, яркие образы, говорит о том, что общение с московскими еретиками (кружок дьякона Федора Курицына) не прошло для художника бесследно.

Характерной чертой его искусства были узкие, элегантные фигуры, тонкий, уверенный рисунок и часто светлые, прозрачные краски. Рисовал фрески в Пафнутьевом монастыреУспенском соборе, где работал вместе с иконописцами Тимофеем, Конём и Ярезом. Работал в Иосифо-Волоцком монастыре, а со своими сыновьями писал фрески и иконы в Ферапонтовом монастыре. Создал знаменитую икону «Крещение».

59 Искусство Италии доренессансного периода. Общая характеристика. Основные произведения., В итальянской культуре XIII-XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства - будущего искусства Возрождения . Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. В итальянской культуре XIII-XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства - будущего искусства Возрождения . Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Для искусства Проторенессанса характерны тенденция к наглядному отражению реальности, светское начало и интерес к античному наследию С первых десятилетий 14в. ведущая роль в искусстве начинает постепенно переходить к живописи.

Итальянские живописцы были тесно связаны с византийским стилем живописи и поэтому они задержались с переходом к проторенессансному искусству. Но когда к концу 13в. произошел прорыв, то крепкий фундамент византийской традиции послужил надежной опорой и итальянские художники совершили подлинный переворот в живописном мышлении.

Ведь при всем схематизме византийской живописи в ней сохранялась связь с эллинистическим наследием. В отвлеченных, статичных канонах были законсервированы античные приемы светотеневой моделировки и ракурсных сокращений. Нужен был гениальный художник способный преодолеть чары византийской застылости, чтобы выйти в новое художественное пространство.

Такого гения итальянское искусство обрело в лице флорентийского живописца Джотто ди Бондоне. В крупнейшем цикле фресок Капеллы дель Арена в Падуе можно видеть отступление от средневековой традиции: вместо ограниченного числа вырванных из общей связи канонических евангельских сытий , каждое из которых приобретало символическое значение, Джотто создал связное историческое повествование, включив в него широкий круг сюжетов. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники. К числу наиболее известных фресок принадлежит "Смерть святого Франциска"

Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — великий византийский и русский иконописец, мастер монументальных фресковых росписей и книжной графики. Имея греческое происхождение, получил большое признание и славу на русской земле. Считается учителем Андрея Рублева .

Особенности творчества художника Феофана Грека: стиль Феофана Грека отличается темпераментностью, динамической свободой, проработкой индивидуальности и психологизма каждого образа. Мастер работает в принятом каноне, но и вместе с тем очень смело реформирует канон. Отличает его творчество и смелость мазка, и своеобразие колорита. Для фресковых росписей Феофана Грека характерна так называемая« скоропись», когда живопись почти монохромна, мелкие детали, складки одежды не проработаны, а контуры очерчены стремительными линиями. В его творчестве часто находят воплощение два полюса византийской духовной культуры — воспевание земной красоты как Божественного творения и устремление к духовной аскезе, отвергающей всё внешнее, красивое.
Во фресках Феофан использовал белильные высветления для придания большей одухотворенности и мистичности ликам святых. Общая цветовая гамма при этом сдержана и лаконична(преобладают чёрный, красновато-коричневый с оттенками, белый), напоминая опять же монашеское, аскетическое отречение от разнообразия явлений и красок мира. Феофан пишет в манере нарочитого изографа, в котором иконописцы опирались на подлинники, с точностью воспроизводя содержания преданий и письмен. Такая художественная манера позволяет создавать человеческий, и, в то же время, возвышенный образ.

Известные работы Феофана Грека: «Донская икона Божей Матери », «Успение Богородицы», «Спас Вседержитель», «Преображение Господне », «Богоматерь », «Спас в силах », «Троица », «Даниил Столпник ».

Источники сведений о мастере

Сведения о жизни Феофана Грека, очень немногочисленные, встречаются в московских и новгородских летописях. Особую ценность представляет письмо, написанное около 1413 — 1415 г. московским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря и своему другу Кириллу Белозерскому. Сообщение Епифания дает представление о принципах работы мастера и является единственным источником, открывающим некоторые подробности жизни Феофана Грека. «Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям „притчам“ и его хитростному строению» . Умение Феофана беседовать во время работы со всеми приходящими, что так восхищает Епифания, видимо, производило такое же впечатление, как 100 лет спустя производил гений Леонардо да Винчи.

Хотя Феофан и снискал широкое признание, даты его жизни и смерти указываются всегда лишь приблизительно. Наверняка известно только, что в 1413 году Феофана уже не было в живых, о чем мы узнаем из упомянутого выше письма Епифания Премудрого.
В летописях отмечены все три московских храма, в росписи которых участвовал Феофан: Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский. Упоминает о них и Епифаний. Если бы после окончания работы над Благовещенским собором в 1405 годы Грек успел бы произвести ещё какую-либо крупную работу, то летописи, да и Епифаний, это бы отметили. Поэтому дата смерти мастера заключается в промежутке между 1405 и 1413 годами.
Умер Феофан в преклонном возрасте, ибо первое известие о нем — работа в Новгороде, — датировано 1378 годом. Прибыть в Россию он должен был не только зрелым художником, но и в зрелом возрасте(25−30 лет): в Византии он уже успел поработать над целым рядом церквей. Получается, дату рождения Феофана Грека следует искать в диапазоне 1335−1340 годов, и в России он прожил около 40 лет, где и создал свои самые известные произведения.

Вера и убеждения Феофана Грека

Ко времени приезда на Русь Феофан уже вдохновлялся мистическим учением известным как исихазм. Слово« исихазм» происходит от греческого hesychia — «спокойствие», «безмолвие», «отрешенность». Учение это сформировалось ещё в ранневизантийскую эпоху, а встретить его можно было только в монастырях. Однако в XIV веке учение выходит за их пределы, получает теоретическое обоснование и становится доступным для мирян.
Исихазм учил, что Слово Божье постигается в молчании. Отказ от многословия, постижение Слова в самой его глубине и созерцательная молитва выведут на путь познания Бога. Но основной смысл исихазма заключается не в самой высокой молитве — он постигался через духовную практику и заключался в абсолютном духовном преобразовании, преображении. Не случайно Феофану принадлежит икона« Преображение Господне». Фаворский свет, который видели апостолы во время Преображения Господа Иисуса Христа, имел для исихастской практики большое значение. Свет этот, как говорили исихасты, и есть внутренний свет преображения. «Царство Божие внутрь человека есть» — эту идею Феофан Грек наглядно воплощает в манере своей живописи.
Феофан был не просто религиозным, а даже глубоко убежденным человеком в том, как важна духовная сила, вера и активность особенно в той стране, в которой он жил. И характер великого живописца под стать — жесткий, аскетичный, размышляющий. Исследователями отмечается, что Феофану Греку присуще отрицание оптимизма. Он признаёт, что человек изначально грешен, поэтому может только со страхом и покорностью ждать решения своей участи на Страшном суде. И эти убеждения хорошо отражают приемы его творчества.

Выбор в пользу Руси

Феофан родом из Византии, отчего и получил прозвище« Грек». До приезда на Русь им было уже расписано сорок каменных церквей в Константинополе, его пригороде — Халкидоне, Галате. Именно в Галате, которая в ту пору была богатой генуэзской колонией, Феофан получил возможность познакомиться с западной культурой. Он видел её палаццо и церкви, наблюдал необычные для византийца деловитость и свободные нравы жителей Галаты. Ни одна из византийских работ Феофана не сохранилась. Из Галаты мастер перебрался сначала в Каффу(ныне Феодосия), а затем в Новгород. В Восточном Крыму с ним или с его школой ученые всё же связывают несколько сохранившихся фресок. Речь, в частности, идет о росписи храма Святого Стефана в Феодосии и о небольшой фреске в храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи.
Феофан, подобно многим своим современникам, мог бы уехать в Италию, но, возможно, он не был готов расставаться с православной верой. Остаться в Византии, где всё больше в живописи утверждался сухой академизм, не соответствовало его индивидуальному вкусу и устремлениям. А вот на Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, для него открылось широчайшее поле деятельности. Мастер отравился на свою новую родину в свите митрополита Киприана. Выбор художника был полностью оправдан: в Московской Руси имя Феофана Грека стало первым среди плеяды гениальных живописцев. Он приехал на Русь уже зрелым, сложившимся мастером, а не рядовым ремесленником. Благодаря творчеству Феофана русские художники смогли познакомиться с первоклассными примерами византийского искусства. Его дар был поистине оригинален — берущий свои истоки в византийской традиции, он тесно переплелся и развился во взаимодействии с русской культурой.

Новгородский период

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. Каким образом он попал именно туда, минуя Москву? Мы уже знаем, что он работал в Каффе — нынешней Феодосии. Новгородцы имели частые торговые сношения с этим городом и легко могли привезти к себе Феофана.
Первая работа, выполненная им на Руси, роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Это единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение, датированное 1378 годом. Эта роспись по сей день остается главным источником для суждения об искусстве Феофана и его художественном стиле, что позволяет проводить сравнительный анализ для определения его авторства в других работах. Роспись церкви Спаса Преображения выполнялась Феофаном по заказу боярина Василия Даниловича и горожан и была окончена за одно лето. До наших дней дошли лишь фрагменты изначального монументального ансамбля фресок, но и по ним можно судить о мощном творческом даровании византийского иконописца.

Самое грандиозное изображение среди росписей храма находится в алтарном куполе: это Христос Вседержитель(Пантократор) в окружении четырех серафимов. В барабане(основание купола) — праотцы Авель, Адам, Ной, Сиф, Енох, пророки Илия и Иоанн Предтеча; в камере — богословы и столпники. Лучше всего сохранились фрески Троицкого предела(«Троица», «Поклонение жертве», «Богоматерь»).

Церковь Спаса Преображения — один из наиболее известных и ценных исторических памятников Новгорода. Находящиеся там работы Феофана Грека повлияли на творчество ряда живописцев, породили последователей. Например, в известной иконе« Отечество»(XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в нескольких произведениях XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана.

Талант Феофана Грека проявился не только в оригинальных художественных приемах, но и в многосторонности жанров. Вместе с его монументальными работами примерами для подражания стали его миниатюры. «Он был книги изографом нарочитым» — так эта похвала звучит у Епифания. Влияние Феофана видно в оформлении таких рукописей, как« Псалтырь Ивана Грозного»(последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог»(вторая половина XIV века).

Следующий этап жизненного пути мастера порождает только предположения исследователей. Есть сведения, что он жил в Нижнем Новгороде, Серпухове, Коломне. Работы этого периода до наших дней не дошли.

Московский период

Феофан перебрался в Москву, приблизительно, в 1390 году. К этому времени у него уже оформляется своя школа, появляются ученики и последователи. Вместе с ними Феофан приступает к росписи ряда московских храмов. При активном участии известного московского иконописца Симеона Черного в 1395 году Феофан расписывает стены церкви Рождества Богоматери и придел Святого Лазаря в Кремле. Увы, и эта церковь не сохранились, а феофановские фрески в пределе Святого Лазаря сбиты и перештукатурены.
Через четыре года Феофан Грек вместе с учениками приступает к украшению Архангельского собора, первоначальная роспись которого также утеряна.
Третьей и последней крупной московской работой Феофана становится роспись Благовещенской церкви в Кремле. Здесь он трудится совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым, возглавляя все работы. Событие прямо таки историческое, ведь встретились два титана средневековой русской живописи, выразивших своим искусством дух эпохи. Феофан — в драматических, скорбных тонах, Рублев — в гармонических, светлых, воплотивших мечту о мире и согласии. В Благовещенском храме Феофану принадлежат композиции« Апокалипсис» и «Корень Иессеев». По традиции ему же приписывают авторство икон деисусного чина из Благовещенского иконостаса, в то время как Андрей Рублев работал над иконами, изображающими праздники. Однако иконостас не просто сохранил общий замысел и гармоническую композицию, но и стал уникальным явлением. Это был первый иконостас в России с изображением святых во весь рост, а Феофан Грек и Андрей Рублев стали создателями классической формы русского иконостаса. И, если первоначальная роспись самого храма до нас не дошла, то этот иконостас всё же сохранился.

Феофана Грека можно считать создателем нового образа« Умиления». Икона« Богоматерь Донская»(модификация« Умиления», другое название — «Радость всех радостей»), которая была почитаемым запрестольным образом Успенского собора Коломны, считается исследователями первообразом. Сама икона двусторонняя — с обратной стороны изображено« Успение Богоматери». Успенский собор Коломны был построен накануне Куликовской битвы, а позднее, после победы и присвоения князю Дмитрию Иоанновичу прозвания Донского, церковь и икона« Богоматерь Умиления» также стали зваться Донскими. Иван Грозный высоко чтил эту икону, брал ее с собою в Казанский поход, а в 1591 году ее выносили во время битвы с Казы-Гиреем. Когда битва закончилась победою русских, «Богоматерь Донская» была признана чудотворной. Прославленный образ был перенесен в Благовещенский собор московского Кремля. Не забыли икону и в наши дни. В XX веке во время наступления немцев по приказу И. В. Сталина она трижды облетела на самолете над Москвой. Ныне этот шедевр хранится в Третьяковской галерее.

В Москве Феофан, как и в Новгороде, вероятно, трудился и над книжной графикой. По характерным резким линиям и колориту, полагают, что оформление Евангелия боярина Фёдора Кошки, с его орнаментальными украшениями, заставками и зооморфными буквицами-инициалами, также принадлежит Феофану. По поводу другой знаменитой рукописи — Евангелия Хитрово, говорят о том, что работа, скорее всего выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублёвым.

Школа Феофана Грека

Без малого полвека Феофан Грек прожил в России и написал для неё свои самые известные произведения. Если бы всё они сохранились, то наследие Феофана было бы довольно велико. Разумеется, работал он не один, а сформировал целую школу. Феофан Грек охотно передавал свои знания, опыт и недостатка в учениках у него не было.
Опираясь на письмо Епифания Премудрого, можно уверенно предполагать, что мастер умел легко располагать к себе собеседников, был открыт, благожелателен и добродушен. Кроме того, «Феофан иконник Грегин философ» пользовался большим авторитетом художника-мыслителя. Величайшим из его учеников стал Андрей Рублев. При росписи Благовещенского собора он выступал в роли помощника, а не ученика. Тем не менее, техническая близость их работ, особенно использование« голубца» — голубой краски необыкновенного яркого тона, свидетельствует, что Рублёв был какое-то время учеником Феофана. Такой интенсивный голубой цвет нельзя получить из обычной палитры иконников. У Феофана его можно увидеть на плате« Богоматери Донской». После неё такого цвета больше нигде не встретить, за исключением« Троицы» Рублева, что подтверждает близость их творчества и исключительную роль Феофана в развитии средневековой русской живописи. А в самой истории России этот византиец остался столь же выдающейся личностью, сколь и загадочной.

Статья посвящена краткой биографии Феофана Грека - знаменитого средневекового мастера, византийского и славянского иконописца, автора многочисленных фресок.

Биография Феофана: ранние годы и переезд на Русь
Феофан родился около 1340 г. в Византии, где и начинал свою работу. Произведения мастера этого периода практически не сохранились. Судя по сохранившимся письменным источником, он участвовал в украшении около 40 византийских церквей. Переехал на Русь, вероятно в составе церковной миссии.
В 1370 г. Феофан обосновался в Новгороде, где участвовал в работе над украшением церкви Спаса. Заслугой мастера стало главное изображение храма - Спас Вседержитель, также был автором многих росписей и фресок. Церковь Спаса - единственное сохранившееся произведение искусства, работа над которым Феофаном подтверждается документально. Это дает основание судить об особенностях художественного стиля автора и позволяет проводить сравнительный анализ для определения его авторства в других работах. Манера Феофана очень индивидуальна, изображения выполнены с большой художественной яркостью и размахом, отсутствует детализация. Заметно большая творческая работа мастера над изображением лиц, по которой можно судить о глубоком философском смысле фресок, понимании Феофаном человеческой психологии.
Исследователи отмечают, что Феофану присуще отрицание оптимизма. Человек, согласно мастеру, изначально греховен, поэтому должен со страхом и раболепием покорно внимать божественному проявлению и ждать от него решения своей судьбы. Цветовая палитра фресок небогата, что подчеркивает их аскетический характер.
Творчество Феофана оказало большое влияние на новгородское искусство. Его традиции нашли отражение в работах многих славянских мастеров в области иконописи и росписи церквей. Прослеживается влияние Феофана и в оформлении литературных памятников древнего Новгорода.
Следующий этап жизненного пути мастера плохо известен. Есть сведения, что он жил в Нижнем Новгороде, Серпухове. Работы этого периода до наших дней не дошли.

Биография Феофана: московский период
В 90-х гг. XIV в. Феофан переехал в Москву, где активно занимался любимым делом: писал иконы, расписывал церкви и частные дома знатных людей. Занимался оформлением письменных произведений. Греку или его ученикам приписывается работа над двумя известными Евангелиями того периода. В украшении жилых помещений, помимо церковных сюжетов, мастер использовал и светские изображения.
Судя по письменным источникам, Феофан основательно закрепился в Москве и, вероятно, создал собственную мастерскую, набрав учеников. Мастер вместе с А. Рублевым участвовал в создании иконостаса Благовещенского собора. Совместная работа двух великих мастеров эпохи, выразившаяся в сочетании византийских и исконно русских традиций, стала основой для формирования классического русского иконописания.
Не существует абсолютно достоверной информации о том, какие иконы были написаны Феофаном. Обычно ему приписывают создание икон "Преображенье Господне", "Успение Божьей Матери" и некоторые другие. Иконописный стиль мастера отличается от его фрескового творчества. В иконах нет экспрессивности, они выполнены в духе огромной скорби. В работах ярко проявляется индивидуальность Феофана, они не строго каноничны и подобны портретным изображениям. Тем не менее, в этих иконах отчетливо прослеживается многовековая византийская церковная традиция.
Дата смерти Феофана точно неизвестна. Предположительно это произошло около 1410 г.
Деятельность Феофана Грека оказала большое влияние на историю древнерусского искусства. Важный фактором было то, что мастер переехал на Русь в зрелом возрасте, уже имея за плечами богатый опыт работы в Византии. Он стал одним из тех, кто укреплял культурные византийско-русские контакты, был проводником и носителем богатой византийской культуры.
Русь была прямой наследницей могущественной империи и стремилась подражать ее достижениям. Поэтому деятельность Феофана органично вплеталась в оригинальное славянское искусство и не казалась инородной. Работы Феофана пользовались популярностью и стали образцами для многих последующих русских мастеров.




Top