День славянской культуры. День славянской письменности и культуры

В истории встречаются несколько разновидностей письменности у славян. Славянская письменность использовалась для заключения договоров, передачи записок и для других целей. Об этом, например, можно найти сведения у архимандрита, Леонида Кавелина в его Сборнике: «О родине и происхождении глаголицы и об ее отношении к кириллице» (1891 г.). Есть особый день, посвященный славянской письменности. Он сегодня празднуется россиянами как день почитания Кирилла и Мефодия, хотя известно, что ни Кирилл, ни Мефодий не изобретали русскую азбуку. Они её всего лишь трансформировали – укоротили и приспособили для того, чтобы легче было переводить христианские манускрипты с греческого языка. Например, у историка Добнера (Чехия), можно найти целое исследование на тему: «Действительно ли так называемая теперь кирилловская азбука есть изобретение славянского ап. Кирилла?» (1786 год издания).

Письменность, как производная известных христианских святых Кирилла и Мефодия, появилась на Руси в период от 900 до начала 1000-х годов. До этого времени в обиходе у славян существовала иная письменность. Мы встречаем данные летописцев про заключения договоров кн. Игорем и кн. Олегом с Византийским царством (907-911 года) еще до прихода на Русь кириллицы.

Одни историки её называли «хазарским письмом» (перс, Фахр ад-Дин, 700 г.), говоря о юго-западных славянах конкретного исторического периода. Другие именовали «самостоятельным русским письмом», ссылаясь на «Солунскую легенду», в которой есть упоминание о Иерониме (жил до 420 г.) и его связи со славянскими письменами. Некоторые ученые считают Кирилла и Иеронима из этой легенды одним лицом, но датировки деятельности этих персонажей не совпадают.

Разделяются сейчас два направления, в котором развивалась славянская письменность:

  1. Изобразительные виды. Создающие объемное изображение и восприятие.
  2. Начертательные виды. Создающие плоскостное восприятие начертаниями на плоскости.

Ранее наши предки, когда говорили о предметности и функциях, называли свою письменность:

  • словом;
  • письмом;
  • книгой;
  • грамотой.

Виды письменности за всю историю славян, выстроенные в хронологическом порядке их времени появления и использования:

  • Глаголица – середина Х века;
  • Буквица (древлесловенская) – предположительно конец Х века;
  • Азбука – вариант дореволюционной царской России;
  • Алфавит – 1918 год (реформа Луначарского).

Глаголицу некоторые ученые представляют как один из способов произношения и письма Буквицы. Но этот вопрос еще исследуется. Вот, что сообщает нам русский филолог Срезневский И.И. (1848 г.):

Обращаясь к азбуке глагольской, отметим прежде всего, чем сходна и чем отлична она от кириллицы. Большая часть ее букв по своей форме отличается не только от кирилловских, но и от других известных. Сходны с кирилловскими д, х, м, п, ф, ш… Подбор букв тот же. Порядок букв также одинаков… Особенность многих глаголических букв приводит издавна к заключению, что глаголица есть древняя азбука языческих славян и, следовательно, древнее кириллицы; этому верил граф Грубишич , доктор Антон ; этому верит и теперь известный филолог немецкий Я. Гримм . Опровергнуть это едва ли возможно, допустивши, что простые черты древние заменены курчавыми и сложными в известной теперь глаголице уже позже, вследствие особенных, неизвестных причин; впрочем, также трудно опровергнуть и то, что буквы глаголицы неизвестного происхождения не были никогда проще, а изобретены досужим грамотеем так, как они есть, без всякого отклонения к древним письменам славянским. Правда, что черты глаголицы вообще грубы и некоторые отворены на левую сторону, как будто употреблялись для писания с правой руки к левой, но грубость рисунка букв не признак древности, а отворенность некоторых на левую сторону могла быть и случайным выражением вкуса изобретателя…

Славянское письмо использовалось в 4-х вариациях: 2 основных и 2 вспомогательных. Отдельно следует остановиться на таких разновидностях письменности, которые историки современной науки до сих пор обойти своим вниманием никак не могут. Это следующие виды письма у славян разных народностей:

Черты и Резы. По названиям можно судить об их возникновении – чертили буквы и резали. Это разновидность нанесения Буквицы.

Да’Арийские Тьраги – использовались для передачи многомерности и образности рун.

Х’Арийская Каруна (руника, руница, руники) – применялась жрецами, состояла из 256 рун, которые легли в основу языков Деванагари, Санскрита.

Расенские Молвицы – письмо этруссков.

Сейчас достаточно свидетельств тому, что славянские племена и народы задолго до христианства расселялись по Земле. Потому антропологи часто находят голубоглазых индусов в Индии, калаши – в Пакистане, либо мумии европейской внешности среди археологических раскопок в Китае. Поэтому арийская письменность также может отдаленно называться славянской, либо славяно-арийской, кому как удобнее понимать. Славянам современной России и прилегающих к ней стран с этнической идентичностью наиболее всего близки – Глаголица и Буквица, а также Руны, Черты и Резы.

Чем особенна славянская письменность и культура

Глаголица чаще всего использовалась для скрепления деловых отношений в торговых вопросах. Ею оформлялись договора, иные бумаги, являющиеся подтверждением заключенной сделки. В подтверждение этому сегодня осталось достаточно большое количество старинных договоров, записанных именно славянской глаголицей. С этим названием связаны следующие слова:

  • глаголить – говорить;
  • глаголаша – говоривший, произносивший;
  • глаголим – говорим;
  • глагол – действие.

Буквица как заглавная часть слов, имела разные стили написания. Можно привести в пример следующие несколько вариантов художественного изображения старинных букв:

остромировы буквицы – взятые из Остромирова Евангелия (1056-1057)

тератологический (или звериный) стиль – в изображение буквы включались черты зверей и птиц

инициалы – цветные буквы, где изображались кроме фантастических животных, также и персонажи людей (около 800 г.)

оттоновский стиль западных славян – буквы большие, с позолотой и узорчатыми переплетениями

иллюстрированная буквица – каждая заглавная буква иллюстрировалась разными сказочными персонажами и тематиками

филигранные буковы (от старинного названия – «бУковы», а не «буквы» из ВсеяСветной Грамоты Шубина-Абрамова Анания Фёдоровича) – украшались буквы тончайшим узором

гуслицкий стиль – происходит от старообрядческого поселения Гуслицы

ветковский стиль в Белоруссии

Вариантов изображения славянских букв много. Наши предки славяне были известными мастерами искусств и художеств. Поэтому буквы могли изображаться писарями с творческим подходом. Главная же особенность буквицы состоит в том, что она легла в основу таких известных нам языков, как латинский (латиница) и английский.

Мировосприятие славян меняли даже путем видоизменения письменности. Если ранее буквы и слова воспринимались объемно со смысловой и образно-символьной нагрузкой, то теперь они воспринимаются на плоскости, безликими, несущими лишь звуки, складываемые в слова.

Исследователи славянской мифологии полагают, что начался такой перевод восприятия с объемного «голографического» на плоскостное письмо приблизительно со времен онемечивания Руси. Видимо, влияние запада всегда было роковым для русичей и славян в целом, почему так часто об этом упоминали ведущие русские умы времен Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

Когда празднуется день славянской письменности

Славянская культура в исторических данных претерпевала различные изменения. Это говорит о том, что ученые еще не остановили своих изысканий – изучаются новые найденные артефакты. Менялась также и дата, когда чествовали письменность славян и их культуру. Сама же славянская мифология и история не подтверждает тот факт, что древние славяне праздновали какой-то особый день, посвященный их письменности. Тем не менее, стоит рассмотреть появление подобных событий в более позднее время, примерно, когда пришло христианство на Русь.

Чаще всего эту дату связывали с Кириллом и Мефодием. Именно в те времена и начинают выделять определенный день, в который вспоминали заслуги этих двух преподобных отцов. Менялась только дата:

  • 11 мая – христианских просветителей вспоминали «Солунскими братьями»;
  • 24 мая – болгары и сегодня наряду с этими двумя святыми вспоминают и о своей культуре;
  • 5 июля – в Чехии;
  • 30 января – жители России вспоминали славянскую письменность и культуру с подачи Президиума ВС РСФСР (1991 год).

24 мая – общепринятый праздник по славянской культуре и письменности. Он был объявлен «Днём славянской культуры и письменности» в 1985 году, когда отмечалось в СССР 1100-летие со дня смерти Мефодия. Поэтому сегодня этот праздник всецело подается с точки зрения православной церкви. Однако, те, кто помнит и чтит наследие более древних предков славян, почитают и ныне древлесловенскую Буквицу. В этот день рисуют старинные буквы на асфальте, в подземных переходах, на площадях, повсеместно в городах страны.

В ученых кругах некоторые считают, что у славян когда-то язык был один, но способов его отображения на каком-либо носителе было много. Записываться могли письмена на металле (монетах, украшениях), бересте, коже, камне. Особенность славянской письменности заключается в том, что она, прежде всего, несла светорусские (в некотором прочтении – «свЯторусские») образы. Попросту говоря, мы понимаем, что это было образное письмо, а не плоскостное, несущее более глубокий смысл, чем просто звук.

День славянской письменности и культуры отмечается в память двух просветителей - Кирилла и Мефодия. Братья внесли огромный вклад в развитие славянского общества, его культуры. Письменность, созданная ими в IX веке, позволила запечатлеть лучшие страницы российской истории, биографии великих людей. Размноженные знания, наработанные за многие века славянским народом, способствовали распространению грамотности. Социализация в мировой цивилизации позволила ему занять соответствующее место среди других наций.

Когда отмечают

День славянской письменности и культуры ежегодно отмечается 24 мая, и 2019 год - не исключение. 30 января 1991 года Постановлением Президиума Верховного Совета РФ № 568-1 он получил статус государственного праздника России.

Кто празднует

Дату отмечают лингвисты, представители прогрессивной общественности и религиозных организаций, ученые-славянисты, работники культуры.

История праздника

В России праздник письменности впервые официально отпраздновали в 1863 году, когда было принято постановление о чествовании памяти святых Кирилла и Мефодия 24 мая. Официальный статус получен в 1991 году. Сегодня День славянской письменности и культуры - единственный праздник в РФ, который соединяет в себе светские и религиозные мероприятия.

Братья Кирилл и Мефодий родились в знатной семье византийского военачальника. Оба были грамотными и образованными людьми своего времени. Старший брат Мефодий в начале своей жизни посвятил себя военному делу, но гуманитарные наклонности и тяга к знаниям привели его в монастырь. Младший из братьев - Кирилл - с детства отличался филологическими наклонностями. Он определил для себя стезю просветителя и целенаправленно шел к ней. Получив сан священника, вел библиотечную деятельность в соборе Святой Софии и преподавал философские науки.

Заслуга братьев состоит в том, что они создали славянскую азбуку, разработали методику славянских словосочетаний. Ими было переведено несколько священных книг, что способствовало ведению и распространению богослужения на понятном для славян языке.

Кирилл и Мефодий обладали глубокими знаниями в греческой и восточной культурах. Обобщая их опыт в области письма, на основе славянских писаний братья создали первый славянский алфавит. Он стал большим импульсом для развития культуры и просвещения в славянских государствах. Письменность позволила развить русское книжное дело и литературу.

Значение вклада братьев-просветителей в распространение письменности, а вместе с ней и религиозных знаний, было высоко оценено служителями церкви. Братья получили статус святых после своей смерти и собственный праздничный день.


Города и сёла оделись зеленью, точно приготовились к важному для всех нас празднику – Дню славянской письменности и культуры, ежегодно отмечаемому 24 мая во всех славянских странах в знак благодарности и почитания двух братьев - Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности.

Изначально праздник, существовавший в Болгарии ещё в X-XI веках, отмечался только церковью. В России он тоже был церковным праздником. Церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых, и 18 мая 1863 года Святейший Синод принял указ о провозглашении 24 мая по новому стилю Церковным праздником Салунских братьев.

На государственном уровне впервые официально День славянской письменности и культуры был торжественно отпразднован в Российской империи в 1863 году, в честь 1000-летия создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием.

К сожалению, во время советской власти День славянской письменности был отменен как праздник, объединяющих всех славян, и не отмечался многие десятилетия. И лишь в 1986 году праздник возродили.
И в Союзе впервые День славянской письменности и культуры был отпразднован в 1986 году в городе Мурманске, а затем в Вологде, Новгороде, Киеве и Минске. С 1987 года праздник уже получил широкое распространение в обществе, за ним закрепилось название «День славянской письменности и культуры». 30 января 1991 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР день 24 мая был объявлен Праздником славянской письменности и культуры. А в 1992 году в Москве на Славянской площади был торжественно открыт памятник святым Кириллу и Мефодию. Создатель памятника - скульптор В.М. Клыков.

В наше время День славянской письменности и культуры является единственным в России государственно-церковным праздником. Церковь 24 мая чествует память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Сначала были созданы две азбуки - глаголица и кириллица.

Теперь о самих великих учителях. Известно, что братья были православными монахами и славянскую азбуку создали в греческом монастыре. Среди сохранившихся до наших дней древнейших памятников славянской письменности сохранились также и жизнеописания создателей славянской грамоты – святых Кирилла и Мефодия . Наибольший интерес представляют «Житие Константина Философа», «Житие Мефодия», «Похвальное слово Кириллу и Мефодию».

Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы знаем, что Кирилл и Мефодий – греки, братья, родились в семье византийского военачальника в македонском городе Солунь (Фессалоники). Теперь этот город принадлежит современной Греции и находится на берегу . Кроме Кирилла и Мефодия в семье было ещё пять братьев. Мефодий был самым старшим из семи братьев, а Константин самым младшим. Мефодий предположительно родился около 815 года. Его светское имя, увы, неизвестно. По предположению многих исследователей мать братьев была славянской, и именно по этой причине братья владели с детства славянским языком так же хорошо, как греческим. Скорее всего это был один из диалектов древнеболгарского языка. Кирилл родился около 827 года. И до пострижения в монашество носил светское имя Константин. Кириллом же он стал почти перед самой кончиной.

Оба брата получили прекрасное образование и хорошее воспитание. Мефодий сначала пошёл по стопам отца и решил сделать военную карьеру, но потом около 852 года принял монашеский постриг, а позже стал игуменом монастыря Полихрон на вифинском Олимпе (Малая Азия). Кирилл же, с рождения одарённый филологическими способностями, с юных лет тяготел к наукам. Уже в солунской школе в возрасте 14 лет он читал книги одного из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Затем Константин получил образование в Константинополе у крупнейших учёных своего времени, таких как Лев Грамматик и Фотий (будущий патриарх), изучая античную литературу, философию, математику, астрономию, риторику и музыку. Закончив обучение, Кирилл принял сан священника и стал трудиться библиотекарем в соборе Святой Софии в Константинополе.

Ни , ни богатство, ни брак с красавицей не прельщали юношу, носившего тогда ещё имя Константин. Любимыми его занятиями были размышления и молитвы. Но Константин оказался очень востребованным человеком, в 851-52 годах ему пришлось отправиться ко двору арабского халифа Муттавакиля в составе посольства асикрета Георгия, где будущий просветитель вёл богословские споры с мусульманскими учёными. Вернувшись в Константинополь, Константин отправился к брату в монастырь. Но вскоре после возвращения оба брата - и Кирилл, и Мефодий - по просьбе моравского князя Ростислава (Растицы), были посланы византийским императором в Великую Моравию (863-866 годы).

Из «Повести временных лет» мы узнаём, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с просьбой прислать учителя, «который бы наставил и поучил, и объяснил святые книги». Далее сообщается: «…послал им Константина Философа, нареченного Кириллом, мужа праведного и истинного. И сотворил он им букв 38 - одни по образцу греческих букв, другие же по славянской речи. С первой же начал по-гречески: они ведь с «альфы», он - с «аз»…».

Братья перевели Апостол, Евангелие, Псалтирь, Октоих и другие церковные книги. Но в те времена Великая Моравия была подчинена епископству Пассау в Баварии, и деятельность братьев просветителей натолкнулась на яростное сопротивление немецкого духовенства, которое выступало категорически против славянского письма и славянской литургии, настаивая, чтобы литургия совершалась только на латинском языке. Несмотря на то, что Кирилл и Мефодий подготовили учеников, никому из них в таких условиях не удавалось стать священниками, и братья покинули Моравию вместе с 867 учениками, отправившись в Венецию, надеясь в Византии в Константинополе посвятить своих учеников.

Получив приглашение от римского папы из Венеции в 868 году, Константин и Мефодий отправились в Рим. В Риме папа Адриан II освятил славянские книги, и ученики Константина и Мефодия стали священниками и дьяконами. И тут случилось несчастье: ещё совсем не старый Константин, которому было всего-навсего 42 года, тяжело заболел и умер в Риме 14 февраля 869 года. Перед смертью Кирилл сказал брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

Похоронили великого славянского учителя в базилике Святого Климента. Мефодий пережил брата на 16 лет и выполнил его наказ. В конце того же 869 года Мефодий был поставлен архиепископом Паннонии (Великая Моравия). Однако в 870 году Великая Моравия была оккупирована войсками восточнофранкского королевства, и Мефодия арестовали и сослали в один из монастырей в Швабии. Лишь восстание народа Моравии и вмешательство папы Иоанна VIII помогли в 873 новому моравскому князю Святополку добиться освобождения Мефодия. Но Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать литургию на славянском языке. Тогда Мефодий в 880 году отправился в Рим, где ему удалось добиться отмены дискриминационного запрета.

Умер Мефодий 8 апреля 885, местонахождение его могилы неизвестно. Преемником он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им – славян. Но ученики Мефодия, защищавшие после его смерти славянскую литургию, были изгнаны из Моравии и обосновались в Болгарии. Именно в этой стране и был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для того чтобы передать фонетические особенности славянского языка, алфавит был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Данный алфавит, распространившись у восточных и южных славян, получил впоследствии название «кириллицы» - в честь Кирилла (Константина).

Хотя некоторые учёные высказывают сомнения в правильности присвоения алфавиту имени, ссылаясь на то, что в «Житии Мефодия» есть такая фраза: «Кирилл же уговорил брата своего идти с ним, потому что тот знал славянский язык». Кроме того, сохранились свидетельства, что сочинения Константина с греческого на славянский переводил Мефодий, поэтому возможно, что именно старший из братьев стал создателем нового алфавита. Однако твёрдых доказательств этому пока нет.

С принятием христианства, Древняя Русь перешла на славянскую азбуку, пригласив из учителей – продолжателей дела Кирилла и Мефодия. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах были созданы школы для обучения славянской грамоте.

На сегодняшний день в мире существует примерно 60 народов, письменность которых основывалась на кириллице. И огромное спасибо двум великим братьям за то, что они оставили нам наследие, которое по-прежнему объединят славянский мир.

Ф. И. Тютчев

Великий день Кирилловой кончины -
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?
Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им,
Когда, прощался с братом и с друзьями,
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...
Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений.
И в свой черед, как он, не довершив труда;
И мы с нее сойдем и, словеса святые
Его воспомянув, воскликнем мы тогда:
«Не изменяй себе, великая Россия!"
Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам.

В истории каждого народа есть эпохальные вехи, которые красной чертой отделяют времена, олицетворяя перемены и обновление. Прежде всего это связано с народностью, которая многие века была превыше политики и достатка. Конечно, долгое время духовность и наука шли рука об руку, занимаясь образованием, сохранением ценностей и исторических сведений. Именно поэтому многие видные деятели в средневековье оказывались духовными лицами. Они обладали широким кругозором, были знакомы со всеми науками, знали языки и географию, видели перед собой высшие нравственные и просветительские цели. Такие личности, переломившие ход истории и внесшие небывалый вклад, - на вес золота. Именно поэтому в их честь до сих пор организуются торжества, и наглядный пример этому - праздник “День славянской письменности и культуры”.

Предыстория

Этот праздник возник в память о двух братьях, которых именуют Солунскими. Кирилл и Мефодий были византийцами, полное название города - места их рождения - Фессалоники. Они происходили из знатного рода и в совершенстве владели греческим. В некоторых хрониках указано, что в этой местности был распространен и местный диалект, который относился к славянским, однако, документальных подтверждений о наличии второго родного языка у братьев не найдено. Многие историки приписывают им болгарское происхождение, ссылаясь на ряд источников, но вполне возможно, что они были греками по рождению. До пострига Кирилл носил имя Константин. Мефодий был самым старшим среди братьев в семье и первым удалился в монастырь. Константин получил блестящее образование, заслужил почет и уважение в ученой среде. После ряда событий, он удалился к брату в монастырь вместе со своими учениками и соратниками. Именно там началась обширная работа, прославившая их.

Наследие братьев

История праздника восходит к событиям 9 века н. э. Начиная с пострига Кирилла в стенах монастыря началась работа над разработкой кириллицы. Так сейчас именуется один из первых алфавитов старославянского языка. Первичное его название - "глаголица". Считается, что замысел о ее создании возник еще в 856 году. Стимулом для их изобретения была миссионерская деятельность и проповедование христианства. Множество правителей и церковников обращались в те времена в Константинополь, прося предоставить им молитвы и песнопения на их родном языке. Система глаголицы позволила Кириллу и Мефодию перевести ряд церковных книг на славянский язык и открыть тем самым дорогу христианству на восток.

Религиозные каноны

Но в рамках истории праздник славянской письменности и культуры связан не только с азбукой, но и с житием братьев, равноапостольных Кирилла и Мефодия. Они канонизированы как святые и почитаются на Востоке и на Западе. Примечательно, что в церковном обиходе очередность их имен - Мефодий, а затем Кирилл. Вероятно, это говорит о более высоком сане старшего брата, который отмечается отдельно, несмотря на более важный научно-исследовательский вклад его брата. На иконах они всегда изображены вместе, святыми же были признаны в конце 9 века.

Зарождение праздника

Оценив работу братьев, болгары, которые были ближайшими славянами, решили обозначить это событие. Уже с 11 века, как сообщают некоторые источники, появилась официальная церковная дата празднования. Датой было установлено 11 мая. Многие века это был день памяти святых, позже, в эпоху расцвета науки и просвещения, событие превратилось в праздник славянской письменности. Именно болгарский народ был инициатором торжеств и хранителем этой традиции. Народ гордился Кириллом и Мефодием как просветителями, дарившими славянскому миру возможность самоопределения и национальной независимости, в том числе по церковной линии. Эта дата стала центральной в культурной и духовной жизни балканских народов.

19 век

Многое изменилось в конце 18 - начале 19 века: пересмотр ценностей, взглядов, начало прогресса. Именно в этот период праздник славянской письменности получил новую жизнь. Начало опять было положено в Болгарии, где в 1857 году прошли массовые торжества. Не желая отстать от братьев-славян и помня о том, какой толчок для развития языкознания, литературы и науки дала разработка алфавита, государство Российское также организовало торжества, но в 1863 году. На троне в то время был Александр ||, а вопросом на повестке дня - Польское восстание. Тем не менее именно в этом году был издан указ о праздновании дня памяти Кирилла и Мефодия 11 мая (по старому стилю), дата была выбрана Священным синодом. В 1863 году состоялись торжества по случаю тысячелетнего юбилея от предполагаемой даты создания старославянского алфавита.

Период забвения

Несмотря на уважение к равноапостольным святым и оценку их вклада в виде переводов церковных книг, памятная дата, занесенная в государственный календарь, на долгое время была будто забыта. Возможно, это было связано с развитием революционного движения, государственным переворотом, отрицающим церковные каноны, и войнами, громом прокатившимся по Евразии. Вновь праздник славянской письменности был возрожден в России в 1985 году. Это событие произошло в Мурманске, благодаря писателю, неоднократно награжденному Государственными премиями - Маслову Виталию Семеновичу. Именно он стал активистом возрождения интереса к этому празднику, также по его инициативе был установлен памятник Кириллу и Мефодию в Мурманске. Интерес, подогреваемый общественностью, вырос в традицию, которая вскоре была узаконена.

Государственный праздник

Официальное утверждение Кирилла и Мефодия приходится на 30 января 1991 года. Решение было принято президентом РФ. Это первый и единственный в своем роде Датой было выбрано 24 мая, аналог 11 мая по новому стилю. С этих пор празднования проводились в одном из городов, так, за период с 1991 по 2000 год эпицентром событий были Москва, Владимир, Белгород, Кострома, Орел, Ярославль, Псков, Рязань. Позже были задействованы и более отдаленные от столицы города - Новосибирск, Ханты-Мансийск. С 2010 года указом президента Д. А. Медведева центром культурных и церковных событий назначена Москва.

Церковные торжества

История праздника славянской письменности и культуры предполагает церковные мероприятия, посвященные памяти равноапостольных святых Мефодия и Кирилла. Как правило, наиболее важным местом в моменты важных духовных событий становится храм Христа Спасителя, где проводит службу Патриарх Московский и всея Руси. Традиционные торжества предполагают утреннюю Божественную литургию. Позже патриарх произносит речь, обращаясь к прихожанам, духовным и государственным лицам. В стенах храма братья именуются “учителями Словенскими”. Прежде всего отмечается просветительская направленность святых, то, что они несли народу слово, культуру, язык, руководствуясь божественными законами и нравственными нормами. Понятие просвещения толкуется в церкви как излучение света, указывающего человеку путь к свету, а значит, к Богу. На данный момент церковь активно участвует в жизни страны, откликаясь на политические проблемы и тяготы жизни прихожан. Это позволяет не только отрешиться от земного, посетив литургию, но и узнать позицию церкви по основным вопросам бытия и государственности. После официальной части в стенах кафедрального собора совершается крестный ход к памятнику Кириллу и Мефодию. Он расположен в центре Москвы, на Там совершается молебен, а затем возлагаются венки.

Массовые гуляния

Наряду с церковным, сценарий праздника “День славянской письменности и культуры” в массовом проявлении имеет не меньшую важность. Так как это государственная дата, общественные организации проводят концерты, выставки, презентации, чтения, конкурсы и иные мероприятия. Центром событий становится Красная площадь, именно там проводится масштабный концерт, который открывается днем с официальных речей, и продолжается достаточно долго. На сцене сменяются солисты и коллективы, создавая праздничную атмосферу на улицах города. Размах события подчеркивает состав исполнителей - это крупнейшие хоровые коллективы, симфонический оркестр, оркестры народных инструментов. Актеры и телеведущие считают честью возможность выступить на такой сцене. Концерт транслируется по государственным каналам. За пределами столицы также проходят празднования, сосредоточенные на центральных площадях, у памятников, в парках, в библиотеках. Предусмотрен единый сценарий праздника славянской письменности, который регламентирует основные параметры проведения торжеств.

Развитие культуры

День Кирилла и Мефодия играет большую роль в культурной жизни страны. Он подогревает интерес подрастающего поколения к языкознанию, литературе, истории, знакомит более старшее поколение с историческими вехами. Сама история праздника “День славянской письменности” говорит о его важной миссии - просвещении. Открытые лекции, семинары, чтения - те мероприятия, которые знакомят посетителей с новыми открытиями, основными версиями исторической правды, с новыми литературными и публицистическими трудами.

География праздника

День письменности и культуры - прерогатива не только России. Этот праздник знаменит обширной географией, которая включает страны славянского мира. Конечно же, он отмечается в Болгарии, что интересно, он является государственным также в Чехии и Македонии. На постсоветском пространстве он остается одним из любимейших. Празднования на городских площадях, в храмах, библиотеках, школах проводятся в городах Молдовы, Приднестровья, Украины, Беларуси. Традиционно к этой дате готовятся форумы, встречи, открытые чтения, издания монографий или исторических очерков. Для того чтобы разнообразить содержание мероприятий, к датам празднования подключаются юбилеи писателей, годовщины кончины духовных лиц или исторические отметки.

Как провести день письменности?

Многие заведения дошкольного образования, и общественные организации по-своему отмечают праздник славянской письменности и культуры. Сценарий может быть различным. Кто-то выбирает проведение благотворительных акций, кто-то сосредотачивается на литературном и языковом наследии, кто-то выбирает проведение концертов и выставок. Конечно, тема народного единства, духовного роста, богатства и ценности родного языка занимает ведущее место. Когда готовится праздник славянской письменности и культуры, сценарий занимает ведущее место, так как для его проведения нужен четкий график с почасовым расписанием.

Памятник Кириллу и Мефодию есть во многих городах России и зарубежья. Вклад святых, которые дали славянскому народу ключ к развитию науки и языкознания, сложно переоценить. Праздник славянской письменности - одно из важнейших событий в жизни страны и славянского народа.

А началось всё с Кирилла и Мефодия...

Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ, 827-869, Рим) и Мефодий (в миру Михаил; 815-885, Велеград, Моравия), братья из города Солуни (Салоники), потому известные также как «Солунские братья» - реформаторы славянской азбуки и создатели церковнославянского языка, проповедники христианства.


Кирилл и Мефодий канонизированы церковью и почитаются как святые как на Востоке, так и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учители словенские»; принятая по церковным обычаям очерёдность - «Мефодий и Кирилл», хотя издавна устоялась «Кирилл и Мефодий».

Глаголица и Кириллица

Константин был очень образованным для своего времени человеком. Это он впервые начал переводить на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение, в т.ч. Евангелие, Апостол и Псалтырь.

В 856 году Константин (Кирилл) вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием пришёл в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников (Горазд, Климент, Савва, Наум, Ангеляр) и у них зародилась мысль о создании славянской азбуки.

Кирилл и Мефодий вначале проделали титаническую работу по вычленению звуков славянского языка, то есть главную часть всякой работы по созданию новой письменности. Затем, для записи церковных текстов на славянском языке, они разработали специальную азбуку - глаголицу.

Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе.

Кириллица, в свою очередь, создавалась на базе глаголицы и греческого алфавита. На основе кириллицы создавалась алфавиты белорусского языка, болгарского, македонского, русинского языка/диалекта, русского, сербского, украинского, черногорского языков.

Благодаря деятельности братьев азбука получила широкое распространение в южнославянских землях, что привело в 885 году к запрещению её использования в церковной службе римским папой, боровшимся с результатами миссии Кирилла и Мефодия.

Широкое распространение славянской письменности, её «золотой век», относится ко времени царствования в Болгарии царя Симеона Великого (893-927 гг.). В конце X века становится языком церкви в Киевской Руси.

Старославянский язык, будучи языком церкви на Руси, испытывал на себе влияние древнерусского языка. Это был старославянский язык русской редакции, так как включал в себя элементы живой восточнославянской речи.

История праздника

История праздника насчитывает целое тысячелетие и восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X-XI веках.

Самые ранние данные по празднованию дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю), датируются XII веком, хотя они были признаны святыми ещё в конце IX века. В отдельности память святого Кирилла отмечается 14 февраля, святого Мефодия - 6 апреля, в дни их смерти.

Общий праздник святых Кирилла и Мефодия в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки.

В старые времена у всех славянских народов праздновался день памяти святых братьев, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, о нём стали забывать. Но в начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, вспомнили и о создателях славянской письменности.

В 1863 году в России было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

В 1863 году российским Святейшим Правительствующим Синодом было установлено празднование обоим святым ежегодно 11 мая (по юлианскому календарю) «в память совершения тысящелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою»

Указом Святейшего Синода в 1885 году память 11 мая была отнесена к средним праздникам со бдением. В 1901 году Синодом было определено совершать ежегодно в храмах при всех учебных заведениях духовного ведомства торжественное всенощное бдение накануне и литургию с последующим молебном Мефодию и Кириллу в самый день 11 мая, с освобождением учащихся от занятий. К 11 мая в церковных школах также приурочивался ежегодный выпускной акт.

В середине июля 1869 года в вековом лесу за рекой Цемес прибывшими в Новороссийск чешскими переселенцами была основана деревня Мефодиевка, получившая название в честь святого Мефодия.

Праздник в честь Кирилла и Мефодия - государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии - День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.

День славянской письменности и культуры

День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия) - российское название праздника.

В советское время коммунистам совсем не хотелось отмечать церковные праздники, но и пройти мимо такого значительного события тоже было нельзя, поэтому в 1986 году, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен в СССР «праздником славянской культуры и письменности», а 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности».

Тогда же было установлено, что столицей праздника каждый год становился какой-нибудь новый населенный пункт России (кроме 1989 и 1990 годов, когда столицами были соответственно Киев и Минск, тогда ещё находившиеся в составе СССР).




Top