Девушка с горящей свечой в руках.

В этом уроке я покажу вам, как можно создать реалистичную эмоциональную сцену в Photoshoph.
Создавать такие работы, на мой взгляд, не очень сложно. Главное творчески мыслить. Наверно, самое сложная часть в таких работах, это выбор подходящих изображений.

Нам понадобятся материалы:

Шаг 1. Мы начнем с изображения «Окно». Откройте его в Photoshop. Сделайте 2 щелчка по слою и назовите его «Window». Инструментом Polygonal Lasso Tool (L) (Полигональное лассо)выделите все стекла и удалите их нажав на Delete.

Шаг 2. Мне не совсем понравилось, как это окно расположено в перспективе. Давайте немного изменим это.
Перейдите в меню Filter>Distort>Lens Correction (Фильтр - Искажение - Коррекция дисторсии) и выставите такие настройки:
Vertical Perspective (Вертикальная перспектива) = +14,
Horizontal Perspective (Горизонтальная перспектива) = -14
Scale (Размер) = 110%

Шаг 3. Откройте изображение «Замок» и перетащите его на наш холст. Слой назовите «Background» и расположите его ниже слоя «Window». Нажмите Ctrl+T для того, чтобы трансформировать изображение и уменьшите масштаб до 35%. Расположите замок, как показано на примере ниже:

Шаг 4. Создайте новый корректирующий слой над слоем «Background». Вы можете это сделать через меню Layer>New Adjustment Layer>Gradient Map (Слой - Новый корректирующий слой - Карта градиента) или просто нажмите на черно-белую иконку в палитре слоев и выберите Gradient Map (Карта градиента)
Используйте бело-голубой градиент, показанный на рисунке ниже. (Чтобы изменить цвета градиента, щелкните на сам образец градиента и в окне с настройками, сделав щелчок по маркерам под градиентом, поменяйте их цвет). Поменяйте Blending Mode (Режим смешивания) слоя на Multiply (Умножение), а Fill (Заполнение) уменьшите до 70%

Шаг 5. Сейчас мы сделаем коррекцию для всей сцены, чтобы казалось, что событие происходит в ночное время. Над слоем «Window» создайте еще один корректирующий слой Gradient Map (Карта градиента). Используйте цвета градиента, показанные на рисунке ниже. Multiply (Умножение), а Fill (Заполнение) уменьшите до 70%. Я назвал этот слой «Night»

Шаг 6. Откройте изображение «Девушка». Любым из инструментов выделения выделите девушку. Правую часть можно выделять не очень старательно, потому что она у нас потом будет затемнена. Перетащите девушку на наш холст. Уменьшите размер до 45 %. Слой назовите «Candle girl» и расположите выше всех других слоев.

Шаг 7. В этом шаге мы добавим тень девушки на полу и начнем менять цвет. Создайте новый слой под слоем «Candle girl» и назовите его «Girl shadow». Возьмите инструмент Brush (Кисть) (B) с параметрами:
Diameter (Диаметр) = 110 px
Hardness (Жесткость) = 15%
Цвет = черный
Проведите несколько раз по полу, чтобы получить тень, как показано ниже:

Теперь нам нужно осветить лицо девушки. Я покажу вам один прием, который ускорит эту работу.
Продублируйте слой с девушкой «Candle girl» нажав Ctrl+J. Слой назовите «Light». Преобразуйте этот слой в обтравочную маску: удерживая клавишу Alt, сделайте щелчок между слоями «Light» и «Candle girl. Fill (Заполнение) уменьшите до 0%. Затем добавьте эффект Inner Shadow (Внутренняя тень) с параметрами, показанными ниже на картинке.
После создания эффекта добавляете маску, щелкнув на значок маски на палитре слоев. И кисточкой с черным цветом скрываете тень на правой части изображения, внизу и на ткани.

(Vivid Light - Яркий свет).

Шаг 8. Пока девушка не совсем сочетается с окружающим фоном. Сейчас мы приложим все усилия, чтобы изображение выглядело реалистично. На этом этапе мы будем работать только с обтравочными масками, чтобы цветокоррекция действовала только на слой с девушкой (О создании обтравочной маски рассказывается в предыдущем шаге).
Создайте новый слой над слоем «Light». Воспользуйтесь инструментом Gradient Tool (G) (Градиент) чтобы создать градиент.
Цвет левого маркера: #d2ba62
Opacity левого маркера: 100%
Цвет правого маркера: #ffffff
Opacity правого маркера: 100%
Тип градиента: Radial (Радиальный)

Создайте градиент как показано на рисунке ниже и поменяйте Blending Mode (Режим наложения) слоя на Soft Light (Мягкий свет).

Создайте еще одну обтравочную маску в виде корректирующего слоя Gradient Map (Карта градиента). Цвет градиента показан на картинке. Поменяйте Blending Mode (Режим смешивания) слоя на Multiply (Умножение), а Fill (Заполнение) уменьшите до 75%

Теперь давайте настроим общий цветовой тон девушки. Создайте обтравочную маску в виде корректирующего слоя Color Balance (Цветовой баланс). Измените настройки так, как показано на изображении ниже:

Создадим еще один корректирующий слой Levels (Уровни) и сделаем его обтравочной маской. Этот слой сделает девушку темнее, как будто она действительно находится в темной комнате:

Сейчас изображение выглядит неплохо. Но нужно еще кое-что добавить. Хотелось бы скрыть светлое пятно на плече девушки, а также часть левой руки, чтобы акцентировать внимание на лице.
Я добавил еще один слой, сделал его обтравочной маской и создал на нем радиальный градиент. Я протянул градиент от правого нижнего угла холста к лицу и поменял режим наложения на Soft Light (Мягкий свет).
Также я создал еще один слой, на котором мягкой кистью затемнил конкретные области. Режим наложения слоя - Multiply (Умножение).

Шаг 9. Свеча кажется несколько безжизненной. Давайте добавим вокруг неё свечение.
Создайте новый слой выше всех других слоев и назовите его «Soft glow».
Возьмите кисть с параметрами:
Diameter (Диаметр) = 300 px
Hardness (Жесткость) = 0%
Цвет = # b8a76b
И щелкните один раз, чтобы сделать свечение вокруг свечи.
Поменяйте Blending Mode (Режим смешивания) слоя на Linear Dodge
(Линейный осветлитель)

Мы можем сделать сияние еще лучше, добавив фильтр. Создайте черный прямоугольник на новом слое. Слой назовите «Glare». Далее применяете Filter> Render> Lens Flare (Фильтр- Рендеринг - Блик). Выберите первый вариант блика - 50-300 mm zoom. Поменяйте Blending Mode (Режим смешивания) слоя на Screen (Осветление):

Шаг 10. Для того, чтобы сцена выглядела еще более реалистично, нужно добавить свет от свечи и на оконную раму также. Над слоем «Window» создайте новый слой, и назовите его «Window light». Преобразуйте слой в обтравочную маску. На слое создайте прозрачный радиальный градиент с цветом #d8ac4f. Поменяйте Blending Mode (Режим смешивания) слоя на Color Dodge
(Осветление основы)

Шаг 11. В этом шаге давайте добавим отражение в стекле. На самом деле делается он очень просто. Продублируйте слой с девушкой «Candle girl». Отразите его по горизонтали и измените Opacity (Непрозрачность) слоя на 25%. Слой назовите «Girlreflections» и расположите его над слоем «Background»:

Шаг 12. Мы можем добавить виньетки, чтобы привлечь внимание к центру изображения. Создайте новый слой поверх всех слоев на палитре. Выберите инструмент Rectangular Marquee Tool (M) (Прямоугольная область).Измените параметр Feather (Растушевка) на верхней панели до 150 px. Этим инструментом выделите весь холст. Вы увидите закругленные углы из-за установленной растушевки. Инвертируйте выделение, нажав Ctrl+Shift+I. Залейте выделенную область, выбрав меню Edit - Fill (Редактирование - Заливка). В списке Use (Использовать) выберите цвет Black (Черный).
Поменяйте Blending Mode (Режим смешивания) слоя на Soft Light (Мягкий свет)

В самом конце я свел все слои в один отдельный слой, нажав Ctrl+Shift+Alt+E. И применил фильтр Filter> Render> Lighting Effects (Фильтр- Рендеринг - Эффект освещения) с настройками, как показано ниже.

Зинаида Серебрякова родилась 12 декабря 1884 года в род овом имении Нескучное под Белгородом.

В ее искусстве столько милой, ласковой прелести, оно такое по сущест ву близкое, так просто и прямо говорит сердцу и уму, что трудно быть вполне объективным, когда говоришь о нём, — писал ее дядя, Александр Бенуа. — Оно слишком подкупает, слишком пленит. И сколько уже лет прошло с того дня, когда она всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской гал ереи, а все искусство ее остается таким же свежим, непосредственным и подкупающим

Девушка со свечой. Дмитрий Шеваров

Ее картины легко воскрешаются в памяти. Степные весенние дали с одинокой фигуркой пастуха. Дети, крестьянки, балерины - все погруженные в себя, задумчивые, тихие.
Старый дом, где счастье ходит на цыпочках. Двор, увиденный из открытого окна.
В ее картинах часто видны распахнутые окна. А там, где не видны, есть ощущение открытого окна. За ним - свежесть молодой листвы, веяние цветущей липы, перекличка ребяческих голосов и далеких паровозных свистков... Все родное.

На глазурованном боку керамического горшка отражаются два окна. Свет омывает комнату и кроткие лица оглянувшихся на нас детей. Картина «За завтраком», 1914 ...



За завтраком

Серебрякову издавали и в советские годы, но достать ее альбом было немыслимо. Во всяком случае у моего дедушки Леонида, выпускника монументально-фрескового отделения Института искусств, с юности влюбленного в работы Серебряковой, - у него были только открытки с репродукциями, отпечатанные Ленинградской типографией имени Ивана Федорова в начале 30-х годов. Одна из них, «Девушка со свечой», всегда стояла в рамке на дедушкином секретере.
Озаренная свечой девушка в ночной сорочке - для нас с сестренкой она была не репродукцией с картины из собрания Русского музея, а портретом кого-то из близких. Эта озаренная девушка - кто-то из наших, думали мы. Придет время, и нам непременно объяснят степень нашего родства...

Много лет прошло. Недавно в Москве издали небольшой альбом Серебряковой, и он мне оказался по карману. Теперь, когда мне недужится, смотрю на серебряковских детей, крестьянок, балерин, и силы откуда-то притекают. И кажется: Богородица коснулась художницы еще, наверное, в колыбели - так спасителен ее светлый дар...

Родилась Зинаида Серебрякова в Нескучном, курском имении отца - Евгения Александровича Лансере. Младшая в большой семье, где росло шестеро детей.
Род Лансере исстари художественный. Прадед и дед - архитекторы, отец - скульптор, мать - портретистка и мастерица по фарфору, дяди - знаменитый глава «Мира искусства» Александр Бенуа и акварелист Альберт Бенуа, брат Евгений - автор первых и лучших иллюстраций к «Хаджи-Мурату»...
Раннее сиротство. Зине было два года, когда умер отец. Похоронили его в ограде деревенской церкви, что стояла через дорогу от усадьбы, на берегу реки Муромки.
Худенькая девочка, быстрая в движениях, но болезненно застенчивая, молчаливая - она любила уединение в родном доме, стены которого помнили и отца, и деда, и прадеда. Это была деревянная, екатерининских времен, усадьба с высокими потолками. И такие дали открывались за окнами... Серебрякова всегда чуралась города, модных салонов, всякой пышности и блеска.
Не красавица, но обаяние неотразимое, истинно девическое. Будто о ней Тургенев написал: «Изящный ум сказывался в прекрасных глазах...»



Не случайно первую славу двадцатипятилетней художнице принес именно автопортрет. Он был показан на выставке Союза русских художников в Петербурге и в 1910 году приобретен для Третьяковской галереи. О том, как появился этот автопортрет («За туалетом»), Зинаида Евгеньевна вспоминала: «Я решила остаться с детьми в Нескучном, но на хуторе, где дом был маленький, и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты... Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом - наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале...».

Портрет Бориса Анатольевича Серебрякова. 1905

Ей было девятнадцать, когда она написала портрет любимого - Бориса Анатольевича Серебрякова. Он служил инженером по ведомству путей сообщения. В углу портрета можно приметить авторскую пометку: «Боречка, Нескучное, ноябрь...»
Они познакомились в Нескучном - дом Серебряковых оказался неподалеку от дома Лансере. Взгляд синих, как северные озера, глаз Бориса Серебрякова полон нежности, заботы, обещания неразлучности...

Может быть, судьбу и переспорю,
Сбудется веселая дорога,
Отплывем весной туда, где жарко,
И покормим голубей Сан-Марка,
Поплывем вдоль Золотого Рога
К голубому ласковому морю...

Юная чета Серебряковых отправилась в свадебное путешествие в Европу. А потом деревня, Нескучное, старый дом с высокими окнами. И вот уже двое детей в семье, два мальчика - Шура и Женя. И при этом ей так много и счастливо работалось!
В ее холстах с тех пор и навсегда поселилось солнце - курское, южнорусское. Впрочем, критики находили в серебряковских картинах отзвуки далекого юга, итальянского кватроченто. Она и правда любила Италию, где бывала в детстве и юности вместе с дядей Александром Бенуа.


.

Девушка со свечой. Автопортрет. 1911

Нашел в новом альбоме и знакомую с детства «Девушку со свечой». Этот автопортрет, написанный в 1911 году, выдвинул двадцатипятилетнюю художницу в первый ряд русских художников. Хрупкость, беззащитная нежность и бесконечная женственность всех тогда поразили. Мода была совсем на другое - на изломанность, вычурность и откровенную чувственность. А то, что на портрете за спиной девушки стояла ночь, тьма, - это как-то совпало с общими тяжелыми предчувствиями.
Всего через шесть лет семьи Лансере и Серебряковых, как миллионы других русских семей, будут разбиты смутой. Дом в Нескучном вместе с библиотекой, множеством рисунков и холстов сожгут крестьяне. (Как хочется верить, что это были не те крестьяне, которых рисовала художница, не те, для которых Серебряковы устраивали новогодние елки. Как хочется обманываться и думать, что это были какие-то пришельцы внеземные...)

Купальщица. 1911

В 1919 на руках у Серебряковой умирает от сыпного тифа муж Борис Анатольевич. Четверо маленьких детей, старенькая мама Екатерина Николаевна - все теперь на ней. Голод. Скитания от Харькова до Петрограда. Современник вспоминает: «Коллекционеры задаром, за продукты, поношенные вещи брали ее произведения...»

Портрет Александра Николаевича Бенуа. 1924

В 1924 году Александр Бенуа помогает племяннице уехать в Париж. Она надеется там устроить свою выставку, подработать и вернуться. Поэтому детей оставляет с бабушкой. Никаких денег Париж не принес, но Серебрякова решает остаться во Франции, вызывает к себе семью. Детей и бабушку власти не выпускают. Только с помощью Красного Креста удается переправить через границу сына Сашу и дочь Катю. Женя и Таня остались со слепнущей бабушкой. Серебрякова стучалась во все двери, но их так и не выпустили. За что художнице так жестоко и последовательно мстили?..
Зинаида Евгеньевна увиделась с Евгением и Татьяной лишь через 36 лет после разлуки - в 1960 году! Бабушка Екатерина Николаевна умерла в 1933 году, так и не дождавшись встречи ни с дочерью, ни со старшим сыном Николаем.
Брат Зинаиды Серебряковой, архитектор и профессор живописи Николай Лансере, был арестован вместе с женой и дочерью весной 1931 года - по сути, за одну лишь их французскую фамилию. Жену и дочь через несколько месяцев выпустили, а Николай Евгеньевич четыре года пробыл в лагерях. В 38-м году - повторный арест и высылка по этапу в Воркуту, откуда Николай Лансере не вернулся.

Девочки-сильфиды (Балет "Шопениана"). 1924

Эмиграция спасла Серебрякову, но к «рыночным» отношениям она так и не приспособилась. Друживший с Серебряковой художник Константин Сомов писал в дневнике: «Вчера видел Зину. Заказов нет. Одна нищета... И у нее, как всегда, двадцать два несчастья. На днях потеряла последние 500 франков...»
Первая персональная выставка Серебряковой в Париже состоялась в российском посольстве лишь в 1995 году - почти через тридцать лет после ее упокоения на кладбище Сен-Женевьев де Буа. На этой выставке, подготовленной дочерью Татьяной, была собрана лишь небольшая часть работ, написанных Серебряковой в эмиграции, но всем стал очевиден и огромный труд, и верность своему светлому гению. Никакие «измы» не могли увлечь ее, во всех ее картинах - это особенно заметно по эскизам - есть чистосердечие дневника, доверительность письма близкому другу.
Другие художники рядом с ней кажутся бездомными. А она даже в изгнании хранила уют и красоту серебряковского дома, где, как у Ростовых в «Войне и мире», все чуть-чуть влюблены друг в друга.

Катя с нытюрмортом. 1923

В последние годы цены на картины Серебряковой взлетели на Западе баснословно. Заголовок в газете: «Серебрякова на Сотбис: абсолютный рекорд». «Серебрякова, несомненно, солировала в это утро на Нью-Бонд-стрит. Все семь ее полотен оказались проданными, все - с торговлей, - передавал корреспондент из Лондона. - Самый дорогой лот дня - полотно Серебряковой “Русская баня” был продан за 567 840 долларов... Серебряковская “Корзина с сардинами” ушла за 142 тысячи, почти вшестеро выше старта. Это абсолютный рекорд для русского натюрморта... На фоне этих суперпродаж остальное меркнет...»
Откуда вдруг такой сногсшибательный успех? Мастерство, конечно. Но мастерство - оно у многих. Чистота же, надмирность, светозарность образов Серебряковой - редкость великая. Очевидно, все это теперь обрело свою цену на Западе. Радоваться нужно успеху русского искусства. А вот почему-то нет радости. Стоит перед глазами бедная Зинаида Евгеньевна и ее полуголодные дети... Не держала она в руках и тысячной доли тех денег, что теперь с легкостью выкладывают за ее картины анонимные коллекционеры.

А для счастья иногда довольно репродукции, вырезанной из журнала. Или просто бликов летнего солнца на деревянном полу.

Дмитрий Шеваров

artcyclopedia.ru ›…so_svechoj…serebryakova_zinaida…

Автопортрет. 1956

Вплоть до 1940 Зинаида Серебрякова оставалась советской гражданкой и надеялась на воссоединение с детьми, оставшимися в России. Во время оккупации Гитлером пришлось выбирать между французским паспортом и концлагерем. От советского гражданства пришлось отказаться, связь с Родиной прервалась на многие годы.

В России Серебрякову вспомнили после войны: во время оттепели Зинаиду Евгеньевну наконец-то, после 36 лет разлуки, смогла посетить дочь Татьяна (ставшая художником-декоратором во МХАТе). Благодаря возрастающему интересу к русской живописи Серебряного века удалось устроить персональные выставки Серебряковой в Москве, Киеве и Ленинграде. Успех ее в Советской России в 1965 превзошел самые радостные воспоминания молодости - Серебрякову ставили вровень с Боттичелли и другими великими мастерами. 80-летней художнице не по силам было посетить Родину, но она ощутила, наконец, признание ее дома, ее России.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась 19 сентября 1967 года и похоронена была по православному обряду на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.



Ещё:

Сообщение Татьяны ()

Ретроспективной выставке великой русской художницы в Третьяковской галерее - посвящается

Зинаида Серебрякова стала одной из первых русских художниц в мировом искусстве, однако она почти не застала собственной славы. В ее работах - материнство, любовь к природе и тонкое чувство прекрасного. Послереволюционная Россия и СССР отвергли ее нежные детские портреты и пейзажи, а французское общество было поглощено новомодным ар-деко и не восприняло талант этой одинокой женщины. Мы отобрали 11 картин, чтобы проиллюстрировать непростой жизненный путь художницы.


1. «Девушка со свечой», автопортрет
1911 г. Холст, масло. 72×58 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Зинаиде Серебряковой прекрасно удавались портреты. Главное в них - мастерски переданная глубина характера каждого отдельно взятого человека. В период вынужденной эмиграции во Францию работы именно в этом жанре приносили художнице хоть какие-то средства к существованию и спасали от голода.

В картине «Девушка со свечой» Зинаиде Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни. Молодая нежная девушка с легким румянцем на щеках обернулась, чтобы взглянуть на зрителя из окружающей ее темноты холста. Невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча. Кажется, что эта светлая и трогательная героиня заперта во мрачных красках прямоугольной рамы. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах. Только решимость и приглашение вместе с ней, следуя за светом свечи, пройти через темноту. И так же, как светится каким-то внутренним душевным теплом это юное лицо, светилась и душа Серебряковой, оказавшейся заложницей печальных обстоятельств собственной судьбы.


2. «На лугу. Нескучное»
1910-е гг. Холст, масло. 62,8×84,3 см. Нижегородский государственный художественный музей.

Сцены простой деревенской жизни - вторая творческая любовь Серебряковой. Художница родилась и выросла в селе Нескучное Харьковской губернии, в имении прославленных деятелей искусства Бенуа-Лансере. Не рисовать в этом доме было невозможно: каждый член семьи избирал для себя творческий путь и становился либо скульптором - как отец Зинаиды, либо художником - как дядя, либо архитектором - как брат. В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Само Нескучное, окруженное лесами, угодьями и бескрайними лугами, было для семьи художницы не просто зданием со стенами и крышей. Имение стало настоящим родовым гнездом, творческим пространством, дышавшим и жившим атмосферой искусства и красоты.

Зинаида Серебрякова начала рисовать с первых лет жизни. Она с любовью изображала все, что ее окружало: деревья, сады, хаты, окошки и ветряные мельницы. Больше всего ее вдохновляли чистота и сочность природных красок, сцены бурлящей крестьянской жизни, близость к земле и простым людям. Картина «На лугу. Нескучное» изображает крестьянскую девушку - а может, и саму художницу - с младенцем на руках. Идиллический зеленый пейзаж, стадо мирных коров, тихая река Муромка - этими природными красотами родного края сердце художницы было заполнено с детства.


3. «За туалетом», автопортрет
1909 г. Холст, масло. 75×65 см. Государственная Третьяковская галерея.

Зима в 1909 году наступила рано. 25-летняя Зинаида Серебрякова встретила ее в Нескучном, где гостила вместе с двумя детьми. Ее муж - инженер Борис Анатольевич Серебряков - должен вот-вот вернуться из рабочей поездки по Сибири, чтобы вместе с семьей встретить Рождество. А пока Зинаида просыпается в светлой комнате одна, подходит к уставленному женскими безделушками зеркалу и начинает утренний туалет. Именно этот автопортрет принесет ей всероссийскую известность и станет самой значимой ее работой.

Ясный зимний свет из окна, простая прибранная комната, свежие утренние оттенки - вся картина звучит гимном простой радости и безмятежности. Дядя Зинаиды, художник Александр Бенуа, был впечатлен этой работой: «Мне особенно мило в этом портрете то именно, что в нем нет никакого демонизма, ставшего за последнее время прямо уличной пошлостью. Даже известная чувственность, заключенная в этом изображении, самого невинного, непосредственного свойства». Это замершее на холсте мгновение восторга перед будущим поразило гостей на выставке Союза Художников, где картина впервые участвовала в 1910 году. Павел Третьяков сразу же приобрел холст для своей галереи. Восторженные критики и художники, среди которых были Серов, Врубель и Кустодиев, незамедлительно признали выдающийся талант Зинаиды Серебряковой и приняли ее в свой творческий круг «Мир Искусства».

В разрезе жизни художницы эта работа имеет еще большее значение. Молодая девушка на картине только что проснулась и оказалась на пороге собственной жизни. Ей невероятно интересно, что принесет грядущий день? Какие события вот-вот произойдут, когда она закончит причесывать волосы? Темные проницательные глаза с интересом вглядываются в зеркало. Предвидят ли они грядущие исторические катастрофы и ломаные линии судьбы?


4. «Беление холста»
1917 г. Холст, масло. 141,8×173,6 см. Государственная Третьяковская галерея.

После дебюта на выставке Союза русских художников в 1910 году в творчестве Зинаиды Серебряковой наступает расцвет. Монументальное полотно «Беление холста» стало одной из последних работ «золотого периода» художницы и в полной мере раскрыло ее талант. Зинаида часто наблюдала за работой крестьянок в Нескучном и, прежде чем приступила к работе над холстом, сделала множество зарисовок. Крестьяне относились к семейству Бенуа-Лансере с большой любовью и уважением, и «добрая барыня» Зинаида Серебрякова часто просила деревенских женщин побыть моделями для ее этюдов. Она всегда с большим участием и сочувствием относилась к их нелегкой крестьянской доле.

На картине высокие, сильные женщины расстелили ткань на берегу реки и готовятся к работе. Раскрепощенные позы, раскрасневшиеся от работы лица - эти героини даже не пытаются позировать. Художница как будто выхватила момент их ежедневных трудов и перенесла на полотно. Небо и земля с заниженным горизонтом в композиции работы второстепенны - на первый план выходят фигуры девушек. Вся эта картина - гимн, возвышенная ода ежедневному ритуалу обычных работящих женщин, величественных и сильных в своей простоте.


5. «За завтраком» (или «За обедом»)
1914 г. Холст, масло. 88,5×107 см. Государственная Третьяковская галерея.

Больше, чем красота сельской жизни и крестьянского быта, Зинаиду Серебрякову вдохновляли только ее дети. Их у художницы было четверо. На картине «За завтраком» изображены задумчивый Женя у дальнего края, семилетний Саша и маленькая дочка Таня. На столе обычные столовые приборы, посуда, графин, ломтики хлеба. Казалось бы, что значимого в этой картине?

Материнский, женский характер творчества Серебряковой проявился в этом полотне с огромной силой. Самые близкие и любимые люди собрались вместе за обеденным столом. Здесь царят таинство и уют совместной трапезы. Бабушка, мама художницы, разливает по тарелкам суп. Дети обернулись в сторону Зинаиды, как будто ожидая, что она вот-вот присоединится к обеду. У них красивые ясные лица. Эта работа, признанная одним из лучших произведений детского портрета, - образ счастливого детства и самых счастливых дней Зинаиды Серебряковой в кругу семьи.


6. «Портрет Б.А. Серебрякова»
1900-е годы. Бумага, темпера. 255х260 мм. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.

На картине «Портрет Б. А. Серебрякова» - муж Зинаиды, Борис. Пожалуй, это одна из самых нежных ее работ. Любовь двух молодых людей зародилась очень рано и очень рано оборвалась. Борис часто путешествовал по стране с заказами на строительство железных дорог. В 39 лет он скончался от тифа на руках у жены. В 1919 году художница осталась одна с четырьмя детьми. Только что отгремела революция, надвигались мрачные перемены.

В правом верхнем углу портрета подпись: «Боречка. Нескучное. Ноябрь». Фамильное имение Нескучное стало тем райским уголком, где влюбленные провели самые счастливые годы своей жизни. Спокойный, уравновешенный и очень земной Борис Серебряков имел технический склад ума и был далек от идеалов искусства, которым с детских лет дышала его избранница. Что могло объединять его и застенчивую, нелюдимую девушку из творческого мира? Это были любовь к земле, своим корням и простой жизни. Годы, проведенные с любимым мужем и детьми в Нескучном, стали райским временем, золотым веком в жизни художницы. После его смерти она больше не была замужем. Его уход и начавшиеся в стране несчастья положили конец той прекрасной безмятежной эпохе.


7. «Карточный домик»
1919 г. Холст, масло. 65×75,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Эта картина - самая печальная и тревожная в творчестве Серебряковой. Она стала символом хрупкости и ненадежности той жизни, с которой художнице пришлось распрощаться навсегда после смерти мужа. На холсте четверо детей Зинаиды, одетые в мрачные траурные одежды. Они сосредоточенно строят карточный домик. Их лица серьезны, а игра не вызывает радости. Возможно, потому, что они понимают: достаточно одного случайного движения, чтобы карточный домик рассыпался.

В этом полотне Зинаида Серебрякова, все еще потрясенная недавними событиями, снова пробует взять в руки кисть. Она остается единственной кормилицей для четверых детей и стареющей матери. Родовое имение Нескучное разграблено и сожжено. Начинается голод, и найти хоть какие-то деньги или продукты становится невообразимо трудно. В эти тяжелые месяцы перед художницей стоит только одна задача - выжить. Она начинает осознавать: выстраивать счастье можно долго и трепетно, но, чтобы потерять его, достаточно лишь мгновения. Совсем скоро это мгновение настигнет Серебрякову и окончательно оторвет ее от единственно дорогого, что у нее осталось.


8. «В балетной уборной Лебединое озеро»
1924 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1920 году из разоренного фамильного гнезда Зинаида Серебрякова с семьей вынужденно перебирается в Петроград и живет в бывшей квартире Бенуа. На ее удачу сюда же по распределению попадают артисты МХАТ, и жизнь на недолгий миг снова наполняется атмосферой искусства и радости. Старшая дочь Татьяна поступает в балетное училище, и с 1920 по 1924 год Серебрякову часто приглашают за кулисы Мариинки. Там она с жадностью ловит последние нотки романтической эстетики, которую вот-вот поглотит шагающий по миру искусства футуризм. Художница наотрез отказывается писать портреты комиссаров и рисовать агитплакаты. Сама она писала о том периоде: «Котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед». Немногочисленные заказчики расплачивались за работу продуктами, а не деньгами. Несмотря на все это, Зинаида не оставила кисть и подарила миру множество портретов известных балерин и деятелей искусства того времени.


9. «Автопортрет с дочерьми»
1921 г. Холст, масло. 90×62,3 см. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В 1924 году Серебрякову приглашают в Париж для выполнения дорогостоящего декоративного панно. Зинаида готовит документы, прощается с детьми и уезжает на заработки во Францию. На картине дочери Таня и Катя уютно прижимаются к маме. Могли ли они подозревать, что расстанутся с ней не на месяцы, а на годы?

Сначала было панно, а потом пустота. Серебрякова оказалась на обочине. Застенчивая, чужая в чужой стране, она буквально нищенствовала из-за отсутствия спроса на ее картины. Деньги за портреты заканчивались еще до того, как работа была доделана. Все, что удавалось получить, художница отправляла в Россию детям, которые безмерно по ней скучали. Старшая Татьяна так описала их расставание: «Я сорвалась, помчалась бегом на трамвай и добежала до пристани, когда пароход уже начал отчаливать и мама была недосягаема. Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Мама считала, что уезжает на время, но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью».

Художница тоже с тоской вспоминала об этом периоде жизни во Франции: «Как мечтаю и хочу уехать. Мой заработок такой ничтожный. <...> Вся жизнь моя прошла в ожидании, в щемящей досаде и упреке себе, что я рассталась с вами».


10. «Коллиур. Катя на террасе»
1930 г. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Между СССР и западным миром постепенно опускался «железный занавес», и надежда снова увидеть детей угасала с каждым днем. Серебрякова все еще пыталась как-то устроиться в Париже, но ее стареющей матери, оставшейся в России с детьми, уже требовалась помощь. Да и возвращение на отвергнувшую ее Родину не сулило приятной встречи. Поэтому при содействии Красного Креста художница выписывает во Францию двоих детей: Сашу и Катю. Большей поддержки сложно было пожелать. Саша все время берет заказы и пишет интерьеры богатых домов Парижа. Катя полностью отвечает за хозяйство и максимально разгружает мать.

Зинаида Серебрякова несколько раз отправлялась в путешествия по разным регионам Франции, чтобы набраться вдохновения для новых работ. Денег было катастрофически мало, и они с дочкой останавливались то у родственников, то в монастырях, то у местных жителей. Картина «Коллиур. Катя на террасе» была сделана в одном из таких путешествий. Именно дочь стала в портретах Зинаиды главной моделью, а в жизни - надежной опорой, которая поддерживала ее до конца дней. Екатерина Серебрякова посвятила свою жизнь служению таланту мамы. Именно благодаря ее стараниям картины художницы вернулись в Россию и были впервые представлены широкой публике.


11. Автопортрет
1956 г. Холст, масло. 63x54 см. Тульский областной художественный музей.

Этот автопортрет стал одной из последних работ Зинаиды Серебряковой. В период хрущевской оттепели дети художницы, остававшиеся в России, наконец смогли с ней встретиться. В 1960 году дочь Татьяна отправилась во Францию и впервые за 36 лет обняла маму.

Единственная прижизненная выставка картин Серебряковой на Родине состоялась в 1965 году, незадолго до ее смерти. К сожалению, сама Зинаида уже не чувствовала сил приехать, но была счастлива этому событию, которое, словно ниточка, соединило ее с давно покинутыми краями и людьми.

«Карточный домик» ее жизни действительно рухнул. Прекрасные дети выросли без нее, хоть и стали художниками и архитекторами, как всегда происходило в семье Бенуа-Лансере. Чудесное имение сгорело, а крестьянские голоса навсегда умолкли - их заменили грохот индустриализации и советские гимны. Однако в полотнах Серебряковой навсегда остался тот прекрасный век, в который ее глубокие миндалевидные глаза вглядывались через отражение в зеркале. Тот мир, который ее не знающие отдыха руки выписывали самодельными красками.

Современники художницы отнеслись к ней непростительно небрежно, но это все равно не заставило ее изменить себе и своему творчеству. В письме детям из Парижа Зинаида говорит: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть “модным” или “немодным”, и требуют от художников постоянного “обновления”, а по-моему, художник должен оставаться сам собой!»

Для справки

Увидеть вживую картины художницы вы можете с 5 апреля по 30 июля в Третьяковской галерее на ретроспективной выставке «Зинаида Серебрякова», генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ.

Увидев во сне горящую свечу, вы вскоре встретитесь со старыми друзьями. Этот сон также может предвещать новые возможности и новые встречи.

Несколько свечей, горящих ярким чистым пламенем, предвещают счастье и взаимопонимание.

Свеча, задуваемая порывом ветра, снится к появлению нелепых слухов вокруг вашего имени.

Если во сне вы задули свечу, приготовьтесь к неприятным событиям.

Зажигали свечу во сне – получите то удовольствие, о котором так давно мечтали. Правда, для этого вам придется приложить некоторые усилия.

Ужин при свечах – намек на то, что вам нужно быть чуть более раскрепощенной в сексуальном плане. Хорошо, если ваш партнер достаточно внимателен и понимает вас.

Дрожащее пламя свечи означает, что чрезмерная раздражительность и нетерпимость могут погубить ваши отношения.

Если во сне вы ставили в церкви свечку за чье-то здоровье, то вы зря рассчитываете на поддержку друзей. И дело тут вовсе не в том, что все ваши близкие – предатели и эгоисты: просто у каждого из них есть свои заботы.

По Нострадамусу, свеча – символ веры, уюта, романтики, чувств, аскетизма. Он истолковывал сны о свече следующим образом.

Свет свечи в ночном окне – на склоне лет вы будете не менее любимы и долгожданны, чем в молодости.

Подбирали восковые свечи, разбросанные по дороге, – может случиться беда.

Увидев свечение, напоминающее свет свечи, – будьте готовы принять как должное любую неожиданность.

Получив новые знания, помогайте с их помощью тем, кто в них нуждается.

Процессия, идущая со свечами, – предвестие того, что весной случится несчастье.

Шли по улице, освещенной свечами, – ваша любовь еще впереди.

Получили в подарок подсвечник, на котором горит бесчисленное количество свечей, – в трудный момент вас не оставит духовный учитель и поможет сконцентрировать энергию не только свою, но и небесную.

Приснилось, как порывом ветра задувает все свечи, – какое-то зло будет мешать осуществлению ваших планов.

Неудачные попытки зажечь свечу – знак опасности, которая будет преследовать на каждом шагу и в неудачный момент захватит врасплох.

А болгарская прорицательница Ванга истолковывала сны о свече следующим образом.

Видеть во сне горящую свечу – хороший знак. Такой сон предвещает долгожданные покой и мир в семье.

Увидели во сне свет свечи в ночном окне – вы находитесь под покровительством высших сил, которые помогут вам справиться с любыми, самыми сложными, задачами. В реальной жизни это покровительство выражается в лице очень влиятельного человека, который неустанно следит за всеми вашими действиями и поступками, хотя вполне возможно, что вы даже не подозреваете о его существовании.

Тушить во сне свечу – пророчество дурной вести. Вы получите известие о смерти близкого вам человека и будете очень жалеть о том, что не провели вместе с ним последние часы жизни.

Увидеть во сне много разбросанных свечей – страшное пророчество.

Толкование снов из Психологического сонника

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Свеча

Видеть во сне горящую свечу - хороший знак. Такой сон предвещает долгожданный покой и мир на всей планете. Люди будут жить в согласии и достатке, не будет ни злых правителей, ни плохих людей, ни бедных, ни богатых.

Увидеть во сне свет свечи в ночном окне - свидетельство того, что вы находитесь под покровительством высших сил, которые помогут вам справиться с любыми, самыми сложными, задачами. В реальной жизни это покровительство выражается в лице очень влиятельного человека, который неустанно следит за всеми вашими действиями и поступками, хотя вполне возможно, что вы даже не подозреваете о его существовании.

Если во сне вы, несмотря на все свои попытки, не можете зажечь свечу, то, к сожалению, в реальной жизни вам предначертано стать причиной смерти человека. Иногда такой сон говорит о том, что вы никак не помешаете совершению страшного преступления, в котором погибнет человек.

Тушить во сне свечу - пророчество дурной вести. Вы получите, известие о смерти близкого вам человека и будете очень жалеть о том, что не провели вместе с ним последние часы жизни.

Если вам приснилось, что свеча на ваших глазах погасла, то вас ожидает скорая болезнь. Возможно, это будет серьезное заболевание, которое сейчас вы еще можете предотвратить.

Увидеть во сне много разбросанных свечей - страшное пророчество. Наступят времена, когда люди отвернутся от Бога, они станут жестокими и немилосердными, изобретут новую религию, проповедующую насилие и смерть. Господь разгневается на рабов своих и пошлет на Землю ужасный пожар.

Если во сне вы увидели множество людей, идущих со свечами, то в скором времени вас одолеют старые проблемы, которые вы отложили, думая, что они уже никогда не напомнят о себе. Такой сон говорит о том, что начатое дело нужно всегда доводить до конца.

Толкование снов из
(ЭСКИЗ РОСПИСИ ДЛЯ ЛЮНЕТА КАЗАНСКОГО ВОКЗАЛА В МОСКВЕ). 1916 Г.

Ее картины легко воскрешаются в памяти. Степные весенние дали с одинокой фигуркой пастуха. Дети, крестьянки, балерины – все погруженные в себя, задумчивые, тихие.
Старый дом, где счастье ходит на цыпочках. Двор, увиденный из открытого окна.
В ее картинах часто видны распахнутые окна. А там, где не видны, есть ощущение открытого окна. За ним – свежесть молодой листвы, веяние цветущей липы, перекличка ребяческих голосов и далеких паровозных свистков... Все родное.
На глазурованном боку керамического горшка отражаются два окна. Свет омывает комнату и кроткие лица оглянувшихся на нас детей. Картина «За завтраком», 1914 год...

Серебрякову издавали и в советские годы, но достать ее альбом было немыслимо. Во всяком случае у моего дедушки Леонида, выпускника монументально-фрескового отделения Института искусств, с юности влюбленного в работы Серебряковой, – у него были только открытки с репродукциями, отпечатанные Ленинградской типографией имени Ивана Федорова в начале 30-х годов. Одна из них, «Девушка со свечой», всегда стояла в рамке на дедушкином секретере.
Озаренная свечой девушка в ночной сорочке – для нас с сестренкой она была не репродукцией с картины из собрания Русского музея, а портретом кого-то из близких. Эта озаренная девушка – кто-то из наших, думали мы. Придет время, и нам непременно объяснят степень нашего родства...
Много лет прошло. Недавно в Москве издали небольшой альбом Серебряковой, и он мне оказался по карману. Теперь, когда мне недужится, смотрю на серебряковских детей, крестьянок, балерин, и силы откуда-то притекают. И кажется: Богородица коснулась художницы еще, наверное, в колыбели – так спасителен ее светлый дар...

Родилась Зинаида Серебрякова в Нескучном, курском имении отца – Евгения Александровича Лансере. Младшая в большой семье, где росло шестеро детей.
Род Лансере исстари художественный. Прадед и дед – архитекторы, отец – скульптор, мать – портретистка и мастерица по фарфору, дяди – знаменитый глава «Мира искусства» Александр Бенуа и акварелист Альберт Бенуа, брат Евгений – автор первых и лучших иллюстраций к «Хаджи-Мурату»...
Раннее сиротство. Зине было два года, когда умер отец. Похоронили его в ограде деревенской церкви, что стояла через дорогу от усадьбы, на берегу реки Муромки.
Худенькая девочка, быстрая в движениях, но болезненно застенчивая, молчаливая – она любила уединение в родном доме, стены которого помнили и отца, и деда, и прадеда. Это была деревянная, екатерининских времен, усадьба с высокими потолками. И такие дали открывались за окнами... Серебрякова всегда чуралась города, модных салонов, всякой пышности и блеска.
Не красавица, но обаяние неотразимое, истинно девическое. Будто о ней Тургенев написал: «Изящный ум сказывался в прекрасных глазах...»
Не случайно первую славу двадцатипятилетней художнице принес именно автопортрет. Он был показан на выставке Союза русских художников в Петербурге и в 1910 году приобретен для Третьяковской галереи. О том, как появился этот автопортрет («За туалетом»), Зинаида Евгеньевна вспоминала: «Я решила остаться с детьми в Нескучном, но на хуторе, где дом был маленький, и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты... Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом – наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале...»
Ей было девятнадцать, когда она написала портрет любимого – Бориса Анатольевича Серебрякова. Он служил инженером по ведомству путей сообщения. В углу портрета можно приметить авторскую пометку: «Боречка, Нескучное, ноябрь...»
Они познакомились в Нескучном – дом Серебряковых оказался неподалеку от дома Лансере. Взгляд синих, как северные озера, глаз Бориса Серебрякова полон нежности, заботы, обещания неразлучности...

Может быть, судьбу и переспорю,
Сбудется веселая дорога,
Отплывем весной туда, где жарко,
И покормим голубей Сан-Марка,
Поплывем вдоль Золотого Рога
К голубому ласковому морю...

Юная чета Серебряковых отправилась в свадебное путешествие в Европу. А потом снова деревня, Нескучное, старый дом с высокими окнами. И вот уже двое детей в семье, два мальчика – Шура и Женя. И при этом ей так много и счастливо работалось!
В ее холстах с тех пор и навсегда поселилось солнце – курское, южнорусское. Впрочем, критики находили в серебряковских картинах отзвуки далекого юга, итальянского кватроченто. Она и правда любила Италию, где бывала в детстве и юности вместе с дядей Александром Бенуа.

Нашел в новом альбоме и знакомую с детства «Девушку со свечой». Этот автопортрет, написанный в 1911 году, выдвинул двадцатипятилетнюю художницу в первый ряд русских художников. Хрупкость, беззащитная нежность и бесконечная женственность всех тогда поразили. Мода была совсем на другое – на изломанность, вычурность и откровенную чувственность. А то, что на портрете за спиной девушки стояла ночь, тьма, – это как-то совпало с общими тяжелыми предчувствиями.
Всего через шесть лет семьи Лансере и Серебряковых, как миллионы других русских семей, будут разбиты смутой. Дом в Нескучном вместе с библиотекой, множеством рисунков и холстов сожгут крестьяне. (Как хочется верить, что это были не те крестьяне, которых рисовала художница, не те, для которых Серебряковы устраивали новогодние елки. Как хочется обманываться и думать, что это были какие-то пришельцы внеземные...)
В 1919 году на руках у Серебряковой умирает от сыпного тифа муж Борис Анатольевич. Четверо маленьких детей, старенькая мама Екатерина Николаевна – все теперь на ней. Голод. Скитания от Харькова до Петрограда. Современник вспоминает: «Коллекционеры задаром, за продукты и поношенные вещи обильно брали ее произведения...»
В 1924 году Александр Бенуа помогает племяннице уехать в Париж. Она надеется там устроить свою выставку, подработать и вернуться. Поэтому детей оставляет с бабушкой. Никаких денег Париж не принес, но Серебрякова решает остаться во Франции, вызывает к себе семью. Детей и бабушку власти не выпускают. Только с помощью Красного Креста удается переправить через границу сына Сашу и дочь Катю. Женя и Таня остались со слепнущей бабушкой. Серебрякова стучалась во все двери, но их так и не выпустили. За что художнице так жестоко и последовательно мстили?..
Зинаида Евгеньевна увиделась с Евгением и Татьяной лишь через 36 лет после разлуки – в 1960 году! Бабушка Екатерина Николаевна умерла в 1933 году, так и не дождавшись встречи ни с дочерью, ни со старшим сыном Николаем.
Брат Зинаиды Серебряковой, архитектор и профессор живописи Николай Лансере, был арестован вместе с женой и дочерью весной 1931 года – по сути, за одну лишь их французскую фамилию. Жену и дочь через несколько месяцев выпустили, а Николай Евгеньевич четыре года пробыл в лагерях. В 38-м году – повторный арест и высылка по этапу в Воркуту, откуда Николай Лансере не вернулся.
Эмиграция спасла Серебрякову, но к «рыночным» отношениям она так и не приспособилась. Друживший с Серебряковой художник Константин Сомов писал в дневнике: «Вчера видел Зину. Заказов нет. Одна нищета... И у нее, как всегда, двадцать два несчастья. На днях потеряла последние 500 франков...»
Первая персональная выставка Серебряковой в Париже состоялась в российском посольстве лишь в 1995 году – почти через тридцать лет после ее упокоения на кладбище Сен-Женевьев де Буа. На этой выставке, подготовленной дочерью Татьяной, была собрана лишь небольшая часть работ, написанных Серебряковой в эмиграции, но всем стал очевиден и огромный труд, и верность своему светлому гению. Никакие «измы» не могли увлечь ее, во всех ее картинах – это особенно заметно по эскизам – есть чистосердечие дневника, доверительность письма близкому другу.
Другие художники рядом с ней кажутся бездомными. А она даже в изгнании хранила уют и красоту серебряковского дома, где, как у Ростовых в «Войне и мире», все чуть-чуть влюблены друг в друга.

В последние годы цены на картины Серебряковой взлетели на Западе баснословно. Заголовок в газете: «Серебрякова на Сотбис: абсолютный рекорд». «Серебрякова, несомненно, солировала в это утро на Нью-Бонд-стрит. Все семь ее полотен оказались проданными, все – с торговлей, – передавал корреспондент из Лондона. – Самый дорогой лот дня – полотно Серебряковой “Русская баня” был продан за 567 840 долларов... Серебряковская “Корзина с сардинами” ушла за 142 тысячи, почти вшестеро выше старта. Это абсолютный рекорд для русского натюрморта... На фоне этих суперпродаж остальное меркнет...»
Откуда вдруг такой сногсшибательный успех? Мастерство, конечно. Но мастерство – оно у многих. Чистота же, надмирность, светозарность образов Серебряковой – редкость великая. Очевидно, все это теперь обрело свою цену на Западе. Радоваться нужно успеху русского искусства. А вот почему-то нет радости. Стоит перед глазами бедная Зинаида Евгеньевна и ее полуголодные дети... Не держала она в руках и тысячной доли тех денег, что теперь с легкостью выкладывают за ее картины анонимные коллекционеры.

А для счастья иногда довольно репродукции, вырезанной из журнала. Или просто бликов летнего солнца на деревянном полу.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"




Top