Дом перцовой. «Дом-сказка» (доходный дом З.А

Я очень люблю Москву, самое сердце люблю просто до страсти,. Это места, в которых мне гораздо комфортнее, чем где бы то ни было. Я сразу ощущаю себя на своём месте, независимо от того, одна я или с кем-то очень близким. Арбат, Никитский бульвар, Остоженка, набережные, Чистые пруды, Китай-город - мне кажется это всё жило во мне ещё до того, как я всё это впервые увидела. Одно из самых ярких детских воспоминаний - как бабушка выгуливала меня по Моховой. Вообще, подозреваю, в прошлых жизнях где-то на Пречистенке у меня был милейший особнячок и я пешком ходила в гости к Цветаевым через Сивцев Вражек. ..

Я практически всеядна в плане московской архитектуры - терплю и даже люблю почти всё, что сохранилось из досталинских времён. Но настоящих привязанностей две и обе связаны с моим обожаемым Серебряным веком: модерн и неорусский стиль.

Восхищающих меня творений тоже полным полно, но самых любимых несколько - Особняк Рябушинского, Дом Игумнова, Дом Перцовой, Особняк Кекушева. Сегодня расскажу о доме, возникшем в моей жизни сначала случайно, а потом просто в неё врывающемся постоянно.

Впервые этот Дом я увидела совсем маленькой и от него осталось только ощущение картинки со страницы каких-нибудь русских сказок. На протяжении многих лет у меня периодически всплывал в памяти красное кирпичное здание с чудесными картинками на стенах, но вспомнить, где оно находится никак не удавалось и в конце концов я пришла к мысли, что оно вообще мне приснилось.

В сознательном возрасте, учась на филфаке, я часто ездила на Арбат «за знаниями» - там находится библиотека № 2 или "Гоголевка" (кстати, в доме, где Гоголь собссно и почил). Едучи обратно на троллейбусе, я как-то раз и увидела в оконце Дом. Учитывая, что остановки поблизости не было, бедному водителю пришлось наслушаться за пару минут...В конце концов добравшись до Дома я не могла налюбоваться на всю эту красоту минут сорок...

С тех пор прошло много лет, но я до сих пор восхищаюсь этим строением.

А да кстати, именно Дом Перцовой упомянут в одном из самых прекрасных произведений Бунина «Чистый понедельник» - именно в нём живёт главная героиня: « Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер — от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него…»; «В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже, всего две комнаты, но просторные и хорошо обставленные»; «Странная любовь!» — думал я и, пока закипала вода, стоял, смотрел в окна. В комнате пахло цветами, и она соединялась для меня с их запахом; за одним окном низко лежала вдали огромная картина заречной снежно-сизой Москвы; в другое, левее, была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близко, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него... «Странный город! — говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. — Василий Блаженный — и Спас-на-Бору, итальянские соборы — и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах...»...

Дом Перцовой - доходный дом, расположенный на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной построенный архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом в 1905—1907 по эскизам художника С. В. Малютина, автора русской матрешки.

В 1907 году рядом с храмом Христа Спасителя вырос новый дом. Строителем и владельцем дома был инженер путей сообщения Петр Николаевич Перцов .

Петр Николаевич Перцов (1857-1937) родился в Казани, в русской старинной дворянской семье. Его дядя, поэт и сатирик Эраст Перцов, был дружен с А.С. Пушкиным. В семье сохранились воспоминания об обеде, который Эраст дал в честь поэта в своем доме в Казани, куда Пушкин приехал, собирая материалы о Пугачевском бунте.
Петр Николаевич окончил гимназию в Казани, Институт путей сообщения в Санкт-Петербурге. На строительстве Уфа-Златоустьинской железной дороги его участок находился рядом с участком Н.Г. Гарина-Михайловского, который и посоветовал Петру Николаевичу назвать своего новорожденного сына Георгием, так как считал, что каждая семья должна иметь своего Георгия-заступника.
Одновременно с возведением дома Петр Николаевич пытается осуществить постройку первой в России «народной» железной дороги, в частности создать Акционерное общество по строительству Армавиро-Туапсинской железной дороги и порта в Туапсе. Суть этого проекта состояла в том, чтобы акции этой дороги были распространены исключительно среди населения Северного Кавказа. Трудность осуществления этого проекта определялась противодействием со стороны министра финансов России В.Н. Коковцева, лоббировавшего интересы Владикавказской железной дороги, которая до этого времени была монополистом перевозок на Северном Кавказе. Последовательность, с которой Петр Николаевич шел по намеченному пути, ярко проявилась в следующем примере. В поисках банковской ссуды под выпуск акций он едет в Англию, где получает вполне законное предложение — за один миллион золотых рублей он, как единственный к этому моменту владелец акционерного общества, должен передать право распространения акций в Англии. Петр Николаевич отказывается от такого предложения как несовместимого с самой идеей народной концессии. В конце концов акционерное общество спас молодой А.И. Путилов. Он внес в казну взнос в размере двух миллионов золотых рублей под залог всего капитала Петра Николаевича, включая и только что построенный дом. Номинальной владелицей его была жена Петра Николаевича — Зинаида Алексеевна Перцова, урожденная Повалишина.

К. Ф. Юон. "Портрет З. А. Перцовой"

И здесь произошло непредвиденное осложнение, о котором Петр Николаевич вспоминал:

«Дома неожиданно для меня вышло серьезное объяснение с женой, которая воспротивилась залогу дома, считая, что дом должен был служить обеспечением семьи и всех моих обязательств перед кредиторами. Взволнованный этим неожиданным для меня возражением со стороны Зины, я привлек к участию в нашем объяснении обоих сыновей и, объяснив им, в чем дело и что меня вынуждает на залог дома, я получил в их лице защитников моей точки зрения. Оформив, что требовалось, в Москве, я поспешил обратно в Петербург и заключил уже нотариальные условия с банком».

И только в 1910 году было ликвидировано соглашение Петра Николаевича с банком и дом освобожден от залога.
В 1905 году П.Н. Перцов, подобно многим, увлекся политикой: входил в Центральный комитет партии «Союз 17 октября», баллотировался в 1 Государственную думу. Он был одним из хранителей ценностей храма Христа Спасителя. Много интересного о Петре Николаевиче, о замечательных людях, с которыми его свела жизнь, о событиях ушедшей эпохи можно узнать из объемистой книги воспоминаний П.Н. Перцова. Рукопись ее насчитывает свыше 500 страниц. Приведем из нее ту главу, в которой рассказывается о строительстве знаменитого доходного дома близ храма Христа Спасителя, до сих пор называемого «Домом Перцова».

«...» В ноябре 1902 г. я посетил как-то Ивана Евменьевича Цветкова, только что построившего себе или, вернее, для своей коллекции картин на набережной р. Москвы, близ храма Христа Спасителя, двухэтажный особняк в русском стиле по рисунку В.М. Васнецова. Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле. Я согласился, и тогда И.Е. объяснил мне, что все участки по набережной от его дома до площади под храмом Спасителя принадлежали Н.В. Ушакову и что у него еще остался во владении последний участок, выходящий на эту площадь, на который зарится А.А. Левенсон, владелец известной в Москве типографии, купивший соседний, предпоследний участок. И.Е. высказал уверенность, что ежели я не постою за ценой, то Ушаков продаст мне участок, так как Левенсон выжимает у него цену. Я тут же отправился на место: Владелец был удивлен сделанному мною предложению, но, посоветовавшись с женой, объявил цену в 70 тысяч рублей. Я согласился, и на следующий же день сделка была оформлена у нотариуса под видом купчей на имя Зины.
«...» Зимой 1905/06 года я решил приступить к составлению проекта для перестройки нашего дома в Москве с расчетом начать постройку его с весны. Памятуя обещание, данное мною И.Е. Цветкову, — построить дом в русском стиле и считаясь с тем, что место постройки на берегу реки Москвы, рядом с храмом Спасителя и с открытым видом на Кремль обязывает строго отнестись к заданию, я решил объявить закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле» и обратился к художникам А.М. Васнецову и С.В. Малютину, архитектору А.И. Дидерихсу и архитектору-художнику Л.М. Браиловскому с предложением участвовать в конкурсе. Условием составления проекта я поставил, чтобы он отвечал «духу и преданиям Москвы и требованиям современности», при этом для нормировки проектирования я выработал с городским архитектором Н.К. Жуковым, применительно к участку земли, план дома и предложил конкурентам придерживаться его. Первую премию я установил в 800 рублей. И вторую — в 500 рублей, но оставил за собой право личного выбора для постройки любого из премированных проектов. В жюри конкурса я пригласил В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, Ф.О. Шехтеля, И.А. Иванова-Шиц, С.У. Соловьева и С.В. Ноаковского, предложенного мне дополнительно Л.М. Браиловским. Первая премия была присуждена А.М. Васнецову и вторая — С.В. Малютину. Л.М. Браиловский был обижен результатом конкурса: за него был подан всего один голос — С.В. Ноаковского. Проект А.М. Васнецова, будучи шаблонным, меня не удовлетворил, и я решил остановиться на С.В. Малютине, поручив ему переработать конкурсный проект.

Эскиз А. М. Васнецова

Эскиз С. В. Малютина

«На конкурс он представил проект в стиле русского ампира, который, будучи интересным по замыслу, не вполне отвечал первому условию задания. У С.В. сохранился крайне интересный красочный эскиз его первого проекта, который, как не отвечающий заданному плану, он не выставил на конкурс, и вот, увидав его у него, я решил, что лучшего нечего и желать. С.В. взял в нем за основу существующую постройку — трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями, нанес на него четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников и с интересным балконом под золотым куполом под названием «Беседа Царицы» и пристроил к нему по набережной четырехэтажный особняк и по переулку — особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. Эскиз получился в высшей степени интересным, красочным и крайне оригинальным — в сказочно-былинном стиле. Я пленился им и договорился с С.В., что он переработает проект, приспособив его к заданному плану. Острый угол к переулку представлял из себя немалое затруднение для его разработки, но С.В. талантливо разрешил вопрос, допустив некоторое уклонение от нормальной архитектурной проектировки, и угол этот получился особенно интересным. Чтобы лучше сообразить общую компоновку отдельных частей здания, С.В. вылепил модель дома из глины. Меня С.В. совершенно захватил своим индивидуальным талантом, и я решил всецело отдаться на его вкус, вводя лишь небольшие коррективы чисто технического или хозяйственного значения. С.В. по разработке проекта в целом приступил к обработке деталей фасада и составлению рисунков для заказа наружной майолики. По его совету я поручил выполнить заказ майолики артели молодых художников Строгановского училища под фирмой «Мурава», не имевших в то время работы и близких, за отсутствием заказов, к ликвидации своего дела. Выбором фирмы мы не ошиблись, работа была исполнена в срок с точным воспроизведением раскраски, согласно данным С.В. рисункам; качество работы также оправдало себя — за пятнадцатилетний период времени не последовало никаких повреждений глазури.

Я лично руководил всеми работами и входил во все детали постройки, целыми днями носясь по всем этажам и не оставляя без личного надзора ни одного места работ. Все работы велись одновременно, и через четыре с небольшим месяца от начала работ постройка была закончена, в конце сентября были сняты леса, и на зиму остались штукатурные работы, настилка паркетов и малярные работы, которые и продлились до марта месяца. Таким образом, в одиннадцатимесячный срок были закончены решительно все работы, и с апреля месяца квартиры были объявлены к сдаче. В мае въехали в дом первые жильцы: Во всем доме не было допущено деревянных перекрытий: Проводка электричества устроена вся скрытая, равным образом замаскированы все водопроводные и канализационные трубы. Вообще при постройке дома во всех деталях преследовались две основные задачи — солидность устройства и удовлетворение требований эстетики».
«...» Наша квартира, расположенная в трех этажах корпуса на набережной, обслуживалась своим подъездом. Позднее, когда выяснилась нужда в особом зале для молодежи, к нашей квартире было присоединено подвальное помещение, в котором одно время помещался кружок артистов Московского художественного театра под названием «Летучая мышь», устраивавший свои закрытые интимные собрания по ночам по окончании спектаклей. Душой этих собраний был Н.Ф. Балиев, организовавший позднее свою труппу для публичных спектаклей «Летучей мыши», ставшую вскоре столь популярной в Москве. Для устройства танцевального зала помещение было мною углублено на аршин и по асфальтовой подготовке положен дубовый паркет. Фронтоны на площадь и на набережную облицованы сплошь майоликой, равно как и простенки между окнами 4-го этажа на площадь. Также майоликой украшены перила балконов и углы дома. На коньке крыши над острым углом поставлена золоченая решетка со львами, а над пирамидальной крышей над зеленой башней — золоченый петух.
Художественный критик Сергей Глаголь (доктор Голоушев) посвятил описанию дома особую статью, в которой он отмечал значение постройки в Москве домов в русском стиле. По его отзыву, наш дом в художественно-архитектурном отношении занял следующее место после Ярославского вокзала. По своей оригинальной внешности дом наш в очень скором времени стал известен всей Москве и попал, как одна из достопримечательностей Москвы, в путеводитель «По Москве» «Издания М. и С. Сабашниковых».
Отделка нашей квартиры захватила часть лета 1907 г. Салон с панелями и хорами из красного дерева, спальную с нишей и восточную курительную комнату отделывал мебельщик Коршанов, а столовую русского стиля, как и вестибюль, и лестницу, — кустари, выписанные С.В. из Нижегородской губернии.

С.В. лично руководил резьбой стен, арок, наличников, столовой мебели и всеми работами по отделке комнат. Стены столовой резались из дуба, а арки, наличники и карнизы — из березы. Посудный лифт для спуска кушаний из кухни в буфет при столовой обделан в виде изразцовой майоликовой печи. Столовая вышла строго стильной. Половина салона от входа с площадки лестницы отведена под кабинет. Красивы вышли хоры с библиотечными на них шкафами и широким под ними камином. В большом окне ниши вставлено цветное, исполненное Строгановским училищем по рисунку Врубеля стекло с изображением «Въезда победителя». Картина Малявина «Мужик» была вделана в стену над письменным столом. Под широким, во всю стену, трапецеидальным окном с зарисованными цветами и арабесками стеклами стояла дубовая, с резьбой, скамья. Березовая резная арка, с резным окошечком, отделяла от столовой «Думку», на стене которой против арки висело большое синее полотно Рериха — «Заморские гости»:

В общем, вся отделка первого и второго этажей с соединяющей их лестницей была интересно задумана и любовно выполнена под непосредственным руководством С.В. Малютина, проявившего не только массу вкуса, но и много практичности.
Петр Николаевич прожил в своем с любовью построенном доме пятнадцать лет. Будучи одним из хранителей ценностей храма Христа Спасителя, выступая в защиту церкви от нападок новой власти, он в 1922 году проходит как обвиняемый во втором процессе «церковников». Результатом процесса явился приговор — пять лет тюремного заключения. Однако в следующем году трое осужденных по этому процессу были освобождены, в их числе — и Петр Николаевич. В этом же 1923 году он был выселен из собственного дома, в который уже никогда не вернулся.
Младшая дочь Петра Николаевича Зинаида оставила мемуары, из которых стала известна дальнейшая судьба дома:

«Наш московский дом (известный всему городу «Дом Перцова», в древнерусском стиле, против храма Христа Спасителя) стал неожиданно знаменитым — в нем поселился Троцкий! Стоит рассказать, какую именно из всех московских квартир он себе выбрал. Уже несколько лет жил в нашем доме известный оригинал и чудак — Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне: Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная — с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!
Позднее Троцкий переехал в нашу личную квартиру, представлявшую из себя особняк в 4 этажа, и — уже в изгнании — я прочла мемуары одного английского дипломата, описывающего пышный прием, данный Троцким для дипломатического корпуса. Дипломат восторгался его замечательным вкусом! Я поспешила написать наивному автору, что все поразившие его картины, статуи, вазы и мебель были собственностью моего отца:
В заключение статьи мне хотелось бы привести слова, которыми Петр Николаевич Перцов завершает свои воспоминания. Заметим, что они сказаны в 1923 году: «И вот, переживая настоящее и живя в прошлом, я не могу не благодарить Создателя, что он уберег меня от самого ужасного переживания — угрызений совести — и сохранил еще во мне на 67-м году моей жизни радость бытия и веру, что придут, пусть даже после нас, лучшие дни, когда наступит действительное равенство между людьми и ничьи интересы не будут приноситься в жертву ни классам, ни партиям».

Адрес: Соймоновский проезд, 1

Как добраться до доходного дома Перцовой: ст. метро Кропоткинская.

Доходный дом Перцовой известен также как дом-сказка. Он расположен на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Здание представляет собой образец неорусского модерна. Дом был построен в 1905-1907 году архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом, инженером П.Н. Перцовым по эскизам художника С.В. Милютина, известного как автор знаменитой русской матрешки. Дом Перцовой находится напротив храма Христа Спасителя, главный фасад здания выходит на Москву-реку.

История появления дома Перцовой в Москве началась с того, что известный инженер П.Н. Перцов, который был страстным поклонником искусства, в начале 20 века решил построить доходный дом с жилыми квартирами и мастерскими для художников, расположенными в мансардной части дома. Ему также хотелось, чтобы здание само по себе было произведением искусства, и своим внешним видом выражало бы самобытность русской культуры.

Прежде чем приступить к постройке дома, Перцов провел закрытый конкурс, участвовать в котором пригласил художников А.М. Васнецова и С.В. Милютина, архитектора А.И. Дидерихса и архитектора-художника Л.М. Браиловского. Главным условием было, чтобы проект соединял в себе дух преданий древней Москвы и в то же время, отвечал современным тенденциям. Первая премия исчислялась 800 рублями, а вторая - 500. причем, заказчик оставлял за собой право воспользоваться любым из понравившихся ему проектов. В жюри конкурса вошли такие именитые мастера как пригласил В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, С.У. Соловьев и С.В. Ноаковский. Первую премию получил А.М. Васнецов, а вторую - Милютин, но проект Васнецова показался Перцову слишком стандартным, и он остановил свой выбор на варианте Милютина.

Строительство дома продолжалось 11 месяцев. Это было здание, полностью отвечавшее требованиям модерна в отношении сочетания изысканного декора и новейших технологий. В здании не было деревянных перекрытий, электрическая проводка была скрытая, нигде не портили вид и водопроводные и канализационные коммуникации.

Дом-сказка отличается необыкновенным разнообразием и сложностью форм, но, в то же время, выглядит как органичное целое. В оформлении фасадов авторы проекта применили разнообразные приемы, присущие модерну - это и асимметричное расположение окон, балконов, башнеобразные выступы кровли и богатый декор. В частности, для оформления балконов-теремков были использованы древнерусские мотивы, которые естественно и гармонично сочетаются с элементами северного модерна: кронштейны балконов в виде драконов, цветные майоликовые панно, на которых сочетаются изображения солнца, медведя, быка, рыб, змей. На коньке крыши установлена решетка со львами - тогда она была золоченой, а на крыше над зеленой башней возвышался золоченый петух.

Фронтоны, а также простенки между окнами 4-го этажа, перила балконов и углы здания облицованы майоликой. Майолику по заказу Перцова изготовила артель молодых художников Строгановского училища, объединенных в фирму "Мурава". В то время у них не было заказов, и артель находилась под угрозой закрытия. Перцову не пришлось жалеть о выборе фирмы, задание было выполнено точно в срок. Также были соблюдены все пожелания в отношении оттенков, а качество майолики было отличным.

По первоначальному замыслу парадные внутренние помещения были украшены росписями и деревянной резьбой. До нашего времени дошли резные украшения наружных дверей, лестничных перил и дверей квартир, а также декор парадной лестницы.

В подвале доходного дома Перцовой с 1908 по 1912 год работало артистическое кабаре "Летучая мышь", где можно было увидеть мхатовских знаменитостей в неожиданных амплуа: В. И. Качалов — в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова — парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал "чудеса черной и белой магии", а устав заведения гласил "Не обижаться". Сейчас здание принадлежит МИД России.


Дом Перцовой (Соймоновский проезд, 1) - уникальное здание, выстроенное в стиле русского модерна в 1905-1907 годах.

Доходный дом был построен по заказу Петра Николаевича Перцова - успешного инженера путей сообщения, однако, фактически его история началась с другого известного человека. Немногим ранее, в 1898 году, известный коллекционер картин Иван Цветков выкупил на Пречистенской набережной участок земли для строительства дома с галереей, проект которого был выполнен художником Виктором Васнецовым. По проекту Васнецова особняк Цветкова был оформлен в русском стиле: с изразцами, резными украшениями и внутренним убранством. Посетивший галерею Перцов был восхищён видами на Москву-реку, Кремль и Храм Христа Спасителя, открывающимися из окон цветковского особняка, и Цветков пообещал посодействовать ему в покупке участка неподалёку при условии, что дом на нём тоже будет оформлен в русском стиле.

Участок был куплен за 70 000 рублей - огромные по тем временам деньги - и оформлен на жену Перцова Зинаиду Алексеевну.

К постройке дома Перцов приступил с завидной ответственностью - на составление проекта им был учреждён конкурс, в жюри которого были приглашены выдающиеся мастера российской архитектуры и искусства: Виктор Васнецов, Фёдор Шехтель, Василий Суриков, Василий Поленов, Илларион Иванов-Шиц и Станислав Ноаковский; был учреждён "призовой фонд". Однако, право окончательного выбора победителя Перцов оставил за собой.

В итоге члены жюри присудили первую премию Аполлинарию Васнецову - брату Виктора Васнецова, но Перцов воспользовался своим правом и выбрал проект обладателя второго места - Сергея Малютина, который к тому времени был известен как автор первой русской матрёшки.

В результате по проекту Малютина архитекторами Николаем Жуковым и Борисом Шнаубертом был выстроен дом, напоминающий сказочный терем и имеющий соответствующее оформление: с изразцами в древнерусском стиле, майоликовыми панно с изображениями мифических животных, существ и растений, фигурами драконов - и даже трубы были выполнены в виде застывших на крыше сов. В строении дома присутствует художественная асимметрия (расположение окон, балконов, башнеобразных возвышений), однако дом выглядит целостно и гармонично, а характерная форма кровли и продолжающие её элементы фасада действительно напоминают крышу русского терема.

Сами хозяева заняли лишь часть дома: остальные квартиры и комнаты сдавались арендаторам, а в подвале в 1908-1910 годах размещалось артистическое кабаре "Летучая мышь", созданное как место творческого отдыха актёров Московского художественного театра.

Пётр Перцов прожил в своём доме всего 15 лет. Будучи одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, он выступал в защиту церкви от нападок советской власти, и в 1922 году стал обвиняемым по "делу церковников", получив 5 лет тюремного заключения. Спустя год его досрочно освободили, однако из национализированного к тому моменту дома он был выселен, а квартиру семьи занял сам Лев Троцкий, который прожил здесь вплоть до эмиграции в Мексику.

Интересно некоторое разночтение в названии дома. Несмотря на то, что на табличке на фасаде памятник архитектуры указан как "Доходный жилой дом З.А. Перцевой" (по имени жены Перцова - его официальной владелицы), его часто называют "Дом Перцова" (по самому Петру Николаевичу), а также "Дом Перцовой" - ввиду разночтения фамилии Перцова/Перцева. Употребление "Дом Перцовой" является наиболее распространённым и узнаваемым и используется чаще прочих.

Добраться до доходного дома Перцовой можно пешком от станции метро "Кропоткинская".

Хочу рассказать Вам об одном очень интересном доме, который расположен в самом центре Москвы, недалеко от Храма Христа-Спасителя. Называется он Дом Перцовой (или Перцова). Москвичи же прозвали его «Дом-сказка» за его причудливый декор.

Точный адрес дома Перцовой - Соймоновский проезд, д. 1 (угол Соймоновского проезда и Пречистенской набережной).

История постройки такого необычного дома началась с «Дома-ларца», который был построен по инициативе коллекционера картин Цветкова. Из «Дома-ларца» открывался вид на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя.


Этот дом очень понравился инженеру путей сообщения Петру Николаевичу Перцову. И ему захотелось создать что-то такое же необычное и завораживающее. Цветков готов был помочь ему найти еще лучшее место при условии, что дом, построенный на нем, будет в русском стиле. Перцов согласился с условием и при помощи Цветкова приобрел участок земли рядом.

Был объявлен конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В итоге был выбран проект Сергея Васильевича Малютина - автора русской матрешки.

Строительство дома продолжалось 11 месяцев - с 1906 по 1907 гг.

Создавался дом как доходный с жилыми квартирами и мастерскими для художников, расположенными в мансардной части дома. Управлением же дома занималась жена Перцова - Зинаида Перцова. Отсюда и двоякое название дома - Перцовой/Перцова.

Семья занимала лишь часть принадлежавшего им дома - четырехэтажную пристройку. В остальных помещениях жили арендаторы-художники.

Отличительной особенностью «Дома-сказки» является необыкновенное разнообразие форм и стилей, которые, одновременно с тем, выглядят как единое целое. В оформлении фасадов были использованы разнообразные приемы, присущие модерну, например, асимметричное расположение окон и балконов, богатый декор.

Фронтоны, простенки, перила балконов, углы здания - все эти элементы, по задумке автора, должны были быть облицованы майоликой - это разновидность керамики, изготавливающейся из обожженной глины с использованием расписной глазури. Исполнение такого сложного по конструкции и цветовой гамме майоликового убранства Перцов доверил артелю молодых художников Строгановского училища «Мурава». В то время у них не было заказов, и артель находился на грани закрытия. Перцов не ошибся с выбором - заказ был выполнен точно в срок. Прошло чуть больше ста лет, а глазурь до сих пор осталась целой и не потускнела.

Постояльцами «Дома-сказки» были художники М. Нестеров и К. Юон, здесь снимали квартиры артисты МХТа. Один из них - Н. Балиев - придумал устраивать в подвале дома представления для самих артистов - так в 1908 году появилось знаменитое кабаре «Летучее мышь», которое просуществовало до 1912 года. В постановках кабаре можно было увидеть мхатовских знаменитостей в совершенно неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехов - парижской шансонетки, а В. И. Немирович-Данченко дирижировал оркестром.

С приходом советов Перцову, как защитнику церкви, пришлось выдержать несколько судов и даже отсидеть год в тюрьме. В итоге в 1922 году он лишился дома, после чего в хозяйских 4-этажных апартаментах поселился Лев Троцкий.

В наши дни в Доме Перцовой располагается Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса. В дом никого не пускают и посмотреть на него можно только с улицы.

И в конце - несколько черно-белых фото.


Интерьеры Дома Перцовой (Резная арка столовой)

Галерея располагалась в двухэтажном особняке на набережной Москвы-реки, Перцов был восхищен не только картинами, но и прекрасным видом на Кремль.

В своих воспоминаниях он записал: «Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле». Пётр Николаевич согласился и вскоре приобрел участок по соседству с Цветковым на набережной, оформив купчую на свою супругу Зинаиду Алексеевну.

История строительства

Начать постройку дома запланировали на весну 1906 года. П.Н. Перцов, учитывая близость Кремля и Храма Христа Спасителя, а также памятуя о своем обещании, организовал конкурс на проект доходного дома в русском стиле. В конкурсе участвовали художники А.М. Васнецов и С.В. Малютин, а также архитектор А.И. Дидерихс и архитектор-художник Л.М. Браиловский. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель. Первую премию присудили А.М. Васнецову, но заказчику больше понравился проект Малютина в «сказочно-былинном» стиле. С.В. Малютин в 1900-1903 годах руководил мастерскими в Талашкино, которые стремились возродить древнерусские ремесла. Многие элементы дома на Пречистенской набережной, которые использовал Сергей Васильевич - это цитаты декора избы «Теремок», построенной в Талашкино в псевдорусском стиле.

Перевести эскиз в архитектурный проект художнику помогали архитектор Н. К. Жуков и инженер Б. Н. Шнауберт. В новом доме расположились квартира-особняк, мастерские художников и квартиры сдаваемые внаем. Оформлением фасадов занимался также С.В. Малютин, он сделал эскизы наружных панно со сказочными сюжетами в технике «майолика». Выполнить заказ поручили артели молодых художников Строгановского училища и вскоре на фасаде дома яркими красками заиграли древнерусские языческие символы и сказочные персонажи.

Вся постройка была закончена в одиннадцатимесячный срок, хозяин дома П.Н. Перцов лично контролировал строительные работы, он записал «в мае въехали в дом первые жильцы: Во всем доме не было допущено деревянных перекрытий: Проводка электричества устроена вся скрытая, равным образом замаскированы все водопроводные и канализационные трубы. Вообще при постройке дома во всех деталях преследовались две основные задачи - солидность устройства и удовлетворение требований эстетики» .

Квартира-особняк Перцовых с отдельным подъездом занимала четыре этажа и выходила окнами на набережную. Отделка квартиры хозяев была выполнена в неорусском стиле с резными стенами, арками, наличниками, интерьер украшали полотна Рериха, Малявина и витражи по рисункам Врубеля.

В 1908 -1910 годах в подвале дома размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова - парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии».

Дом в послереволюционное время

Сам Петр Николаевич Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников», получил 5 лет тюрьмы.

Когда через год он вышел на свободу, узнал, что из дома его выселили. Дом был национализирован. Одну из квартир в нем занял Лев Троцкий.

Младшая дочь П.Н. Перцова, Зинаида писала в мемуарах: «…жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!»

В 1930-е на верхних этажах дома Перцова облюбовали себе мастерские художники Соколов-Скаля, Александр Куприн, Василий Рождественский, Роберт Фальк за что дом прозвали «московским Монпарнасом».

До середины 1970-х годов дом оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.




Top