Мария Журавлёва: “Даже если ребенок не станет известным виолончелистом, музыка может пробудить в нем другие таланты”. Индивидуальное и групповое обучение

Как научиться играть на виолончели? Виолончель - это длинный изогнутый струнный инструмент. При игре на котором, необходимо обращать внимание на свои физические ощущение (то есть на то, что чувствуют ваши пальцы, руки, позвоночник и т.д.) и думать о своей цели каждый раз, когда вы садитесь за инструмент: даже если вы хотите сыграть всего пару нот, крайне важно концентрироваться на результате. Шаги Подумайте о том, почему вы хотите играть на виолончели. Вы хотите быть похожими на своих друзей? Вас заставляют родители? Все это - плохие причины. У вас должно быть сильное желание стать хорошим виолончелистом, иначе ваша учеба обернется всего лишь пустой тратой времени, сил и денег. Поставьте себе цель. Цель будет подстегивать вас заниматься больше и играть лучше. Целью может быть и разучивание определенной пьесы или концерта, и участие в каком-либо конкурсе или в оркестре, и поступление в музыкальное учебное заведение. Найдите преподавателя. Поищите преподавателя через знакомых или с помощью газеты или форума с объявлениями. Пообщайтесь хотя бы с тремя преподавателями, чтобы понять, как они работают, а затем выбирайте того, манера преподавания которого вам нравится больше всего. Также важно, чтобы ваше расписание совпадало с расписанием преподавателя. В течение первого года можно приводить на занятия родителей, чтобы они могли потом со стороны оценить вашу посадку и постановку рук, когда вы занимаетесь дома. Выучите ноты и освойте основные приемы игры на виолончели. Продвигайтесь вперед медленно, поскольку начальные знания - самые важные. Если вы что-то выучите неправильно, вы потратите годы на то, чтобы исправить плохие привычки. Некоторые привычки могут даже привести к травмам, поэтому не торопитесь. Занимайтесь регулярно (каждый день) и делайте перерывы, когда устанете. В первую неделю вам будет достаточно играть хотя бы 15 минут в день. Помните, что лучше заниматься понемногу ежедневно, чем чрезмерно нагружать себя два-три раза в неделю. Начните с 30-минутных занятий с педагогом, затем увеличивайте время до 45 минут, часа и т.д. Можно заниматься дважды в неделю. Цены зависят от преподавателя и обычно составляют от 500-800 рублей до 2000-3000 рублей за занятие. Участвуйте во всевозможных концертах в школе или университете. Изображение с названием Play the Cello Step 88 Всегда играйте гаммы и арпеджио. Люди часто концентрируются на том, что они играют, забывая о том, как они это делают. Гаммы - отличный способ поработать над техникой и разогреть мышцы перед исполнением пьес. Работайте над техникой исполнения и ходите на занятия сольфеджио. Сдавайте экзамены - они позволят вам всегда стремиться к большему. Можете играть этюды вместо гамм. Этюды - это небольшие произведения, которые развивают технические способности: вибрато, ритм, темп, работу смычком и т.д. Поищите этюды Шредера, Доцауэра, Куммера, Вернера, Поппера, Ли. Если регулярно играть этюды, гаммы и пьесы, вы сможете быстро делать успехи. Запишитесь в оркестр вашей музыкальной или обычной школы. Играя в оркестре, вы научитесь работать в коллективе и быстрее освоите музыкальную теорию. Кроме того, если вы достойно проявите себя, со временем вы сможете исполнять ведущие партии. Выучите все ноты и научитесь правильно брать их в 100 процентах случаев. Затем освойте вибрато - оно оживляет мелодии и делает звук более мягким. Советы Найдите такого учителя, который вдохновит вас всегда стремиться к большему. Крайне важно чувствовать уверенность в своих силах. Преподаватель, который вам нравится, но который не поправляет ваши ошибки или просит вас делать то, чего вы делать не хотите, вряд ли сможет помочь вам добиться целей. Кисть, которая прижимает струны, всегда должна быть выгнута дугой. Не забывайте, что вам может понадобиться много времени, чтобы научиться хотя бы играть чистые звуки на виолончели. Даже многим профессиональным музыкантам это удавалось не сразу. Если вы умеете играть на бас-гитаре, вам будет проще; скрипачам и альтистам потребуется больше времени; все остальные потратят на это очень много времени и сил. Могут пройти месяцы, прежде чем вы добьетесь приемлемого звучания, а от хорошей игры вас могут отделять годы. К сожалению, такова действительность. Многие начинающие музыканты хотят играть сюиты Баха. Если вы только начали обучение, скорее всего, первую сюиту вы сможете сыграть только через 5 лет занятий (через 3 года, если вы способны и много занимаетесь). Сюиты написаны по возрастанию сложности. Шестая сюита - это одно из самых сложных произведений для виолончели, и даже не все профессиональные музыканты способны исполнить ее на должном уровне. И хотя вы можете выучить ноты, одно дело - уметь прочитать их и совсем другое - сыграть пьесу. Наслаждайтесь занятиями! Найдите такого же начинающего музыканта, как вы, и играйте с ним дуэты либо присоединитесь к оркестру. Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается. На протяжении года или двух ваш инструмент будет время от времени издавать визгливые звуки. Вы будете играть простые произведения, а иногда вам будет казаться, что вы совсем не продвигаетесь вперед. Помните - вы двигаетесь вперед. В определенный момент вы сможете перейти к более сложным и интересным произведениям. При настройке виолончели не перетягивайте струну - она может лопнуть, отскочить и ударить вас по рукам или лицу. Чтобы избежать такой ситуации, настраивайте инструмент с помощью тюнера или держите его вдали от лица. Заучивайте произведения наизусть. Играйте медленно с метрономом: начинайте медленно, затем увеличивайте темп. Не спешите, разбивайте музыкальный текст на части. Когда вам надоест играть одно и то же, попробуйте транспонировать пьесу в другую тональность. Это значительно усложнит задачу. Сидите прямо на краю стула. Ступни должны быть прижаты к земле. Один раз в неделю играйте только то, что сами захотите. Создайте специальную таблицу, куда вы сможете вносить результаты занятий в течение недели. Это позволит вам продвигаться к своей цели. Выбирайте интересные произведения. Импровизируйте. Время от времени записывайте свою игру на диктофон. Каждые несколько недель переслушивайте старые записи - вы сможете отчетливо услышать разницу. Кроме того, так вы сможете услышать, что вам удается плохо, и поработать над этим. Вы должны будете освоить три ключа: басовый, теноровый и скрипичный. Басовый ключ используется чаще всего, но через несколько лет занятий вы начнете встречать теноровый ключ, а затем и скрипичный. Большая часть концертных партитур требует умения обращаться со всеми тремя ключами. Начните играть в оркестре или небольшом коллективе. Это научит вас играть в ансамбле, и вы сможете делать успехи гораздо быстрее. Кроме того, так вы будете разучивать больше произведений. Освойте другие музыкальные инструменты, в особенности фортепиано. Хотя у вас, скорее всего, не будет достаточно времени, чтобы уделять другим инструментам столько же внимания, сколько виолончели, навыки игры никогда не будут лишними. Предупреждения По соображениям безопасности никогда не поворачивайтесь к грифу лицом при настройке инструмента - стойте или сидите за виолончелью. Прежде чем купить свой инструмент, возьмите виолончель у кого-нибудь. Попросите преподавателя помочь вам выбрать инструмент, поскольку вам придется потратить довольно много денег, и покупка должна быть хорошей. Как и в случае с другими струнными инструментами, виолончель и смычок могут иметь совершенно разные цены. Помните, что не всегда новые инструменты лучше подержанных. Вибрато делает звук приятнее, но если неправильно освоить эту технику, переучиваться придется очень долго. Что вам понадобится Виолончель Смычок Преподаватель Метроном Тюнер Пюпитр

Я была удивлена, когда моя шестилетняя дочка заявила, что хочет учиться играть на виолончели. В семье у нас музыкантов нет, я даже не была уверена, есть ли у неё слух. И почему именно виолончель?

«Мама, я слышала, очень красиво! Как будто поёт кто-то, я хочу так играть!» – сказала она. Только после этого я обратила своё внимание на эту большую скрипку. Действительно, просто необыкновенный звук: мощный и нежный, напряжённый и певучий.

Мы пошли в музыкальную школу и, к моему удивлению, дочку приняли сразу же после прослушивания. Как приятно сейчас вспоминать: из-за виолончели видны лишь здоровенные банты, а её маленькие пальчики уверенно держат смычок, и звучит «Аллегретто» Моцарта.

Училась Анечка на отлично, но первые годы очень боялась сцены. На академических концертах получала на балл ниже и плакала, а педагог Валерия Александровна говорила ей, что она умница и играет лучше всех. Через два-три года Аня с волнением справилась и на сцену стала выходить с гордостью.

Прошло уже более двадцати лет, профессиональным музыкантом моя дочка не стала. Но обучение игре на виолончели дало ей нечто большее. Сейчас она занимается IP-технологиями и вполне успешная молодая женщина. Свою целеустремленность, уверенность и самооценку она выработала вместе с умением держать смычек. Изучение музыки привило ей не только хороший музыкальный вкус, но и тонкие эстетические пристрастия во всём. А свой первый смычек, сломанный и обмотанный изолентой, она хранит до сих пор.

Какие могут быть проблемы в обучении детей игре на виолончели?

Частенько после первого года обучения у маленьких виолончелистов пропадает желание продолжать обучение. Если сравнивать с , то в обучении игре на виолончели постановочный период более длительный. Дети изучают этюды и инструктивные упражнения, которые, нередко почти совершено, оторваны от музыки и какой-либо творческой задачи (просто учиться играть на виолончели очень трудно).

Работа над вибрацией по традиционной программе начинается в самом конце третьего года обучения. Художественная выразительность звука виолончели зависит именно от вибрации. Не слыша красоту вибрационного звука инструмента, ребёнок не получает удовольствия от своей игры.

Это и есть основная причина потери интереса у детей к игре на виолончели, потому-то в , как нигде в другом месте, колоссальную роль в успехе ребёнка играет поддержка, как со стороны педагога, так и родителей.

Виолончель это инструмент профессиональный, который требует от учащегося наличия разностороннего и, одновременно, уникального комплекса навыков и умений. На самом первом занятии педагогу нужно сыграть детям несколько красивых, но доступных их пониманию пьес. Ребёнок должен прочувствовать звучание инструмента. Периодически, показывайте начинающему виолончелисту игру детей средних классов и старших. Объясните, как вы понимаете последовательность постановки задач для него.

Габриэль Форе – Элегия (виолончель)

  • Найдите такого учителя, который вдохновит вас всегда стремиться к большему. Крайне важно чувствовать уверенность в своих силах. Преподаватель, который вам нравится, но который не поправляет ваши ошибки или просит вас делать то, чего вы делать не хотите, вряд ли сможет помочь вам добиться целей.
  • Кисть, которая прижимает струны, всегда должна быть выгнута дугой.
  • Не забывайте, что вам может понадобиться много времени, чтобы научиться хотя бы играть чистые звуки на виолончели. Даже многим профессиональным музыкантам это удавалось не сразу. Если вы умеете играть на бас-гитаре, вам будет проще; скрипачам и альтистам потребуется больше времени; все остальные потратят на это очень много времени и сил. Могут пройти месяцы, прежде чем вы добьетесь приемлемого звучания, а от хорошей игры вас могут отделять годы. К сожалению, такова действительность.
  • Многие начинающие музыканты хотят играть сюиты Баха. Если вы только начали обучение, скорее всего, первую сюиту вы сможете сыграть только через 5 лет занятий (через 3 года, если вы способны и много занимаетесь). Сюиты написаны по возрастанию сложности. Шестая сюита - это одно из самых сложных произведений для виолончели, и даже не все профессиональные музыканты способны исполнить ее на должном уровне. И хотя вы можете выучить ноты, одно дело - уметь прочитать их и совсем другое - сыграть пьесу.
  • Наслаждайтесь занятиями! Найдите такого же начинающего музыканта, как вы, и играйте с ним дуэты либо присоединитесь к оркестру.
  • Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается. На протяжении года или двух ваш инструмент будет время от времени издавать визгливые звуки. Вы будете играть простые произведения, а иногда вам будет казаться, что вы совсем не продвигаетесь вперед. Помните - вы двигаетесь вперед. В определенный момент вы сможете перейти к более сложным и интересным произведениям.
  • При настройке виолончели не перетягивайте струну - она может лопнуть, отскочить и ударить вас по рукам или лицу. Чтобы избежать такой ситуации, настраивайте инструмент с помощью тюнера или держите его вдали от лица.
  • Заучивайте произведения наизусть. Играйте медленно с метрономом: начинайте медленно, затем увеличивайте темп. Не спешите, разбивайте музыкальный текст на части.
  • Когда вам надоест играть одно и то же, попробуйте транспонировать пьесу в другую тональность. Это значительно усложнит задачу.
  • Сидите прямо на краю стула. Ступни должны быть прижаты к земле.
  • Один раз в неделю играйте только то, что сами захотите.
  • Создайте специальную таблицу, куда вы сможете вносить результаты занятий в течение недели. Это позволит вам продвигаться к своей цели.
  • Выбирайте интересные произведения. Импровизируйте.
  • Время от времени записывайте свою игру на диктофон. Каждые несколько недель переслушивайте старые записи - вы сможете отчетливо услышать разницу. Кроме того, так вы сможете услышать, что вам удается плохо, и поработать над этим.
  • Вы должны будете освоить три ключа: басовый, теноровый и скрипичный. Басовый ключ используется чаще всего, но через несколько лет занятий вы начнете встречать теноровый ключ, а затем и скрипичный. Большая часть концертных партитур требует умения обращаться со всеми тремя ключами.
  • Начните играть в оркестре или небольшом коллективе. Это научит вас играть в ансамбле, и вы сможете делать успехи гораздо быстрее. Кроме того, так вы будете разучивать больше произведений.
  • Освойте другие музыкальные инструменты, в особенности фортепиано. Хотя у вас, скорее всего, не будет достаточно времени, чтобы уделять другим инструментам столько же внимания, сколько виолончели, навыки игры никогда не будут лишними.

Мария Юрьевна Журавлёва с сыном – Сергеем Антоновым

Мы не раз слышали и читали: все закладывается в детстве. В том числе, и успех будущего музыканта.

О том, как привести ребенка к музыке и как помочь ему на этом пути – педагог ЦМШ по классу виолончели Мария Юрьевна Журавлева.

– Мария Юрьевна, когда и чем Вас очаровала виолончель?

– Вообще, первый мой музыкальный опыт – это фортепиано. Я окончила музыкальную школу как пианистка. Моя мама, Галина Сергеевна Журавлева, была преподавателем фортепиано московской ДМШ № 16 им. Я. Флиера. Я училась у нее.

Так сложилось, что среди моих подруг было много виолончелисток. Мне очень нравилось, как они играли! Я восхищалась их ансамблями, теми произведениями, которые они исполняли…! В один прекрасный момент я сказала: «Хочу попробовать играть на виолончели». Мне шел 14-й год. По всем музыкальным канонам это очень поздно! Тем не менее, педагог по виолончели Любомудрова Нина Павловна решила начать со мной заниматься.

Спустя три года я поступила в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, класс виолончели Дихтяр Татьяны Александровны. Именно она и сделала из меня как настоящего музыканта, так и педагога.

– Трудно ли было перестроиться с фортепиано на виолончель?

– Самая главная движущая сила в обучении – это слово «хочу». Если этот фактор присутствует, все преграды отступят. Мне очень хотелось играть на новом, для меня, инструменте. Кроме того, я уже знала нотную грамоту, теорию музыки, поэтому у меня все шло довольно легко.

– На первый взгляд, между скрипкой, альтом и виолончелью много общего: форма, принцип игры – смычок… Тем не менее, своя специфика у виолончели есть…

– Все эти инструменты – близкие родственники. Во все времена композиторы объединяли их в квартеты: две скрипки, альт и виолончель. Однако, эти инструменты все же разные. Например, скрипка имеет очень маленькое расстояние на грифе, у нее все близко. В случае с виолончелью, расстояние больше, а вертикальное положение грифа подразумевает большую нагрузку на левую руку, поэтому и ее постановка у нас идет иначе.

– Глядя на играющего виолончелиста, можно подумать, что его труд физически тяжел – весьма крупный инструмент, который надо поддерживать…

– Распространенный вопрос. Я отвечу так: у виолончелистов нет разделения на женский и мужской тип игры, т.е. такие показатели, как объем кисти, ширина плеч не имеют решающего значения для будущего музыканта. Человек играет сидя, инструмент упирается шпилем в пол, таким образом, серьезной физической нагрузки нет. Если бы было иначе, то, наверное, мы не знали бы многих женщин-виолончелисток.

Конечно, ребятам, у которых большая кисть и широкие плечи, в чем-то легче, но, тем не менее, самое важное – это умение, дар, терпение и хорошее соображение. Доказательство тому – виолончелистка, профессор Московской консерватории Мария Константиновна Чайковская, которая отличается своей миниатюрностью.

– Вы работаете в ЦМШ более 30 лет. Скажите, пожалуйста, насколько популярна виолончель? Замечаете ли рост интереса к этому инструменту?

– Для меня этот вопрос – животрепещущий. Абсолютное большинство мамочек хотят, чтобы их детки играли на рояле. Учиться игре на виолончели идут те, у кого по каким-либо причинам, не получилось заниматься скрипкой. И в разные годы эта тенденция в целом сохранялась. Если представить это в цифрах, то получится примерно так: 10 человек хотят стать пианистами, 6-7 – скрипачами, и только 1-2 человека приходят, чтобы заниматься виолончелью.

Конечно, сталкиваться с такой реальностью обидно. Мне кажется, это результат стереотипов, о которых мы уже говорили. На самом деле, виолончель – очень красивый по звучанию музыкальный инструмент, с великолепным «голосом» и широкими выразительными возможностями.

– С какого возраста можно начинать обучение игре на виолончели?

– Если ребенок достаточно развит, знает буквы, у него есть поддержка строгой мамы или бабушки, можно начинать с 5-6 лет. Если же он гиперактивен, не может сконцентрироваться на занятиях, не готов слушаться педагога, то, конечно, стоит подождать лет до 7-ми. Замечательно, если в раннем возрасте у детей есть возможность слушать классическую музыку, петь, заниматься чем-то развивающим.

Очень хорошо, если до виолончели они попробуют играть на фортепиано. В дальнейшем этот опыт поможет, т.к. клавиатура рояля достаточно понятна: есть клавиши, которые соответствуют определенным нотам. По сравнению с фортепиано, виолончель – сплошная абстракция – только смычок и четыре струны.

– Довольно часто мамы и папы маленьких виолончелистов сталкиваются со странной проблемой: дети после первого года обучения отказываются играть на инструменте дальше. Родители этот факт объясняют тем, что уже очень долгий и непростой постановочный период у новичков. Ваши комментарии?

– У педагогов-виолончелистов есть очень большая проблема – отсутствие учебного материала. Приходит ко мне 6-летний начинающий музыкант, а у меня от силы 10 простых пьесок. Когда они сыграны, происходит резкий рывок к более трудным произведениям. Естественно, ребенок на это реагирует: «Мне трудно, я больше не хочу и т.д.» Педагог, особенно молодой, тоже начинает нервничать. Мамы-бабушки помочь не могут. Вскоре занятия прекращаются…

На мой взгляд, необходимо придерживаться двум законам педагогики: постепенность и последовательность. К сожалению, имея на руках то ограниченное число материалов, которое у нас есть сейчас, мы не сможем следовать этим педагогическим правилам. Опытные педагоги делают свои собственные разработки, сочиняют собственные произведения, чтобы решить проблему, чтобы маленький музыкант с удовольствием шел на занятия.

Ведь в раннем возрасте самое главное – удержать интерес к музыке, к инструменту. И делать это надо путем простых и понятных заданий. Я всегда стараюсь объяснить эту простую истину, как начинающим педагогам, так и родителям детей. На самом деле, если вдруг у мам и пап вдруг появятся какие-либо вопросы относительно музыкального образования, я буду рада лично ответить на них. Пожалуйста, не стесняйтесь, пишите мне на почту: [email protected]

– Буквально на днях наша «фирменная» серия «Библиотека ЦМШ» пополнилась еще одной новинкой – Вашей авторской работой «Может быть, мой ребенок Моцарт?» Почему возникло желание подготовить подобное издание?

– Ответ вытекает из предыдущего вопроса: чтобы помочь начинающим виолончелистам, их педагогам и их родителям. Столкнувшись на собственном опыте с проблемами, я решила заняться своим проектом. Это мои разработки. Я много читала, готовилась. Работать над своей книгой я начала 10 лет назад.

– Ваше издание – это серия красочных карточек с рисунками, заданиями, нотами, раскрасками. Почему Вы выбрали именно такую форму, а не учебник в классическом понимании?

– Сразу оговорюсь: это – не самоучитель. Это именно набор учебных карточек. Мне хотелось, чтобы моя книга-подарок была удобна и понятна, поэтому я выбрала такой формат. В наборе – 24 карточки-урока. С одной стороны каждой – яркая и красочная информация для ребенка, с другой, черно-белой, – методика для педагога и родителей.

Каждый урок – новая карточка, новые задания, но малыш не замечает, что последующий материал немного труднее, чем предыдущий. Все происходит в игровой форме. Использовать мою книгу можно для занятий с детьми 5 – 7 лет. Материал рассчитан на три месяца. Это первая часть, «Осень», из цикла моих уроков. В дальнейшем хотелось бы опубликовать «Зиму», «Весну» и «Лето».

– Название Вашей книги – «Может быть, мой ребенок Моцарт?» Если спустя годы, выяснится, что все-таки, не Моцарт, что в концертные залы чадо сможет пойти только в качестве зрителя, стоит ли считать время, потраченное на занятия музыкой, потерянным?

– Ни в коем случае! Без музыки наша жизнь теряет много красок, эмоций, вдохновения. Даже если Ваш ребенок не станет известным виолончелистом или пианистом, музыка может пробудить в нем другие таланты, развить интеллект, творческие способности и стремления, воспитать хороший вкус.

– За годы работы в ЦМШ Вы воспитали большое число ныне известных музыкантов. Борислав Струлёв, лауреат юношеского конкурса имени Чайковского в Москве, лауреат конкурса ARD в Мюнхене Татьяна Васильева, лауреат второй премии XV Международного Конкурса Чайковского Александр Рамм, Ваш сын, лауреат первой премии на Конкурсе Чайковского 2007 года, Сергей Антонов в списке выдающихся учеников. В чем секрет подобного педагогического успеха?

– Секретов особых нет. Самое большое педагогическое счастье – это открыть индивидуальность. Все мои ученики – очень разные. Например, Сергей, мой сын, – левша. Было очень непросто научить его работать смычком правой рукой. Таня приехала ко мне из Новосибирска с абсолютно неправильной постановкой рук. Мало кто верил в нее.

Борислав не любил быструю музыку. Он потрясающе исполнял медленные сочинения, а виртуозные не хотел играть. С Александром Раммом было очень непросто строить общение: по природе своей обидчивый и упрямый, он долго не раскрывался… Но мы преодолевали трудности, пытались раскрыть таланты, найти свою изюминку. У нас это получилось.

– Фраза из Вашей новой книги: «Самое главное – это начало пути в музыке». Каким оно должно быть?

– Простым, понятным, интересным и радостным!

Наше досье

Мария Журавлёва – выпускница Московской государственной консерватории. С 1981 года – педагог ЦМШ по классу виолончели.

В 2014 году была признана «Лучшим педагогом года» в номинации «Виолончель». Успешно проводит мастер-классы во многих городах России, а также в Южной Корее и США.
Является автором книги «Может быть, мой ребенок Моцарт?»

Р. Сапожников

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА

В процессе обучения игре на инструменте педагог выполняет очень важную музыкально-воспитательную работу, развивая у учащихся музыкальный слух, чувство ритма, воспитывая художественное представление о характере и стиле изучаемых произведений.

Особенно велика роль педагога в период начального обучения музыканта, когда закладываются основы его музыкально-художественных представлений и исполнительского мастерства.

Педагог, работающий с детьми, должен глубоко понимать детские интересы, уметь правильно выявить индивидуальные особенности и возможности учащегося.

С первых уроков ученик должен быть приучен внимательно слушать себя во время игры, сознательно контролировать качество звука, точность интонации, стремиться к достижению свободных, согласованных движений рук.

Путем образных пояснений и показа на инструменте педагогу нужно добиться того, чтобы ученик понимал изучаемые приемы игры и умел сознательно применять их в различных случаях.

Необходимо воспитать в ученике волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении намеченной Цели, упорство в преодолении трудностей, умение самостоятельно решать музыкально-исполнительские задачи.

Следует уделять большое внимание правильной организации домашних занятий учащегося, учитывая его возраст, индивидуальные данные, количество времени, которое он может уделять для ежедневных занятий на инструменте.

Школа включает переложения и обработки народных песен, сочинения русских, западноевропейских и советских композиторов, небольшие этюды и специальные упражнения. Этот материал расположен в порядке постепенного возрастания трудностей. Но педагог может изменять последовательность изучения приемов игры, учитывая индивидуальные данные и успеваемость каждого ученика.

Школа составлена в виде отдельных заданий, рассчитанных на несколько уроков. Задание, как правило, включает упражнения, этюд и пьесу, в которых используются одинаковые приемы. Этим достигается развитие определенных навыков в связи с художественными задачами.

Количество уроков, требуемых для прохождения того или другого задания Школы, зависит как от трудности учебного материала, так и от успеваемости ученика.

Почти во всех заданиях Школы упражнения даются в сокращенном виде. Учащиеся должны понять и сознательно продолжить упражнение, что активизирует их внимание и развивает творческие навыки. Этой же цели служат задания по самостоятельному транспонированию этюдов и упражнений.

Материал Школы изложен крайне сжато и предполагает собственную инициативу педагога в подборе дополнительной учебной литературы, согласно требованиям существующих программ.

Особое внимание следует обратить на расширение учебно-художественного репертуара; в этом отношении инициатива педагога имеет наиболее важное значение.




Top