Древняя пушка сканворд 8. Древнее оружие

ЗУБОВ Андрей Борисович --родился в 1952 г. в Москве. Окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД СССР. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН. Профессор МГИМО, Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Возглавляет Учебно-исследовательский центр МГИМО "Церковь и международные отношения".

На чем записана духовность?

Многие до сих пор считают, что религия с древнейших времен развивалась по мере того, как развивался сам человек. Был, иначе говоря, линейный процесс развития: от примитивных форм -- к сложным культам. В науке тоже долгое время господствовал такой подход, но уже с середины прошлого века ученые отказались от этих схем, во-первых, из-за их внутренней несостоятельности, а во-вторых, из-за несоответствия новому массиву фактов. Однако эти схемы, давно оставленные наукой (но еще живущие в России), продолжают существовать в массовой культуре. В литературе, публицистике, кинематографе немало сюжетов про древних дикарей, которые еще не придумали богов, или только-только это сделали. Несмотря на то, что открытия прошлого века все меньше и меньше оставляли места для подобных представлений и даже давали повод ряду ученых предположить, что у древнейшего человека было знание о Едином Боге-Творце, была и вера, и религиозный культ.

Главная проблема здесь заключается в том, что историкам, культурологам и религиоведам зачастую почти не на что опереться. Ведь религию удобнее изучать по текстам, чем по данным археологии. Это духовная сфера жизни, и по материальным остаткам костей и орудий ее не так просто восстановить. Есть сравнительно небольшой отрезок древней истории, в котором существовала письменность*. (СНОСКА: Первый письменный памятник датируют самым концом IV тысячелетия до Р.Х. Письменность появляется почти одновременно с государственностью и примерно через шесть тысяч лет после одомашнивания растений и животных. ) И есть огромный временной пласт -- древнейшие, доисторические времена, заря человечества, когда не только письменности, но и наскальной живописи еще не было.

Удобнее всего сказать: вера древнейшего человека была примитивна, а может, ее и вообще не было, раз нет никаких прямых доказательств. Но сказать так -- значит игнорировать весьма недвусмысленные свидетельства материальных памятников, значит закрыть глаза на факты.

С начала ХХ века ученые пытаются реконструировать мировоззренческие представления древнейших людей на основе археологических находок. Причем делается это одновременно с изучением ныне живущих племен в Центральной Африке и Австралии, ведущих архаичный образ жизни. Все это дает возможность обоснованно говорить о религии и вере наших предков.

Зачем хоронить покойника?

В Олдувайском ущелье в Восточной Африке, на месте стоянки первобытных людей, во множестве находили куски черепа -- верхние части и нижние челюсти. Зачем они древнему человеку? Ученые понаблюдали за современными племенами и увидели, что на груди эти люди носят кости -- нижнюю челюсть или другие части черепа своих предков, как христиане носят крест. Простое совпадение? Нет, на культ предков это похоже гораздо больше, чем на людоедство. Видимо, древнейшему человеку очень важна была личность умершего, хранящаяся в частице его тела. Возможно, эти кости почитались и как священные реликвии.

Во-вторых, оказывается, что древнейшие люди хоронили своих умерших родственников! Они не оставляли тело где-то в укромном месте (в отличие от останков животных), но особым способом захоранивали в землю. Можно предположить, что сама могила -- курган мыслилась как беременный живот земли, который должен родить умершего вовне земли. Поза умершего, останки некоторых предметов, обнаруженные в могилах археологами, свидетельствуют о том, что это было именно захоронение. А ведь это целая революция в представлении об эпохе.

Для нас сейчас естественно: умер человек -- надо его похоронить. Мы воспроизводим обычай, который существовал тысячелетиями. Но как и когда он появился? Когда обычай создается, в каждый его элемент вкладываются вполне конкретные мотивации, идеи. Так что же заставило древних людей хоронить своих предков? Какими были их могилы?

В неандертальском погребении многое указывает на то, что и в тогдашнем представлении земля -- это временное прибежище человека. Очень часто древние могилы, особенно на Переднем Востоке, по форме напоминали матку. Умершего помещали в них в позе эмбриона -- как лежит младенец в чреве матери. Другое известное положение -- на боку, в позе спящего, оно более характерно для Западной Европы. Какой смысл видели в этом погребающие, какую логику? Спящий должен проснуться, младенцу надлежит родиться. Что еще можно увидеть в обеих традициях, как не прозрачную надежду на будущее возрождение, воскресение умершего?

До сих пор иногда встречается наивное мнение, что похороны в землю -- это не более, чем меры примитивной санитарии. Однако погребения были неглубоки, примерно 40-60 сантиметров -- такой тонкий слой земли не скроет запаха тлена. А неизменное придание специальной позы умершему и особый ритуал явно указывают, что воспринимали его соплеменники не просто как кусок разлагающегося и дурно пахнущего мяса.

Единой цели ради...

Давайте посмотрим, на что в период неолита люди тратят свои духовные и физические силы. Мы видим огромные мегалитические сооружения VI-III тыс. до Р.Х. -- гробницы, святилища, древнейшие обсерватории, строительство которых требует колоссальных затрат человеческой энергии. Интересно, что исследователи долго не могли найти поселения, где жили строители этих громадин. Когда же нашли, то очень удивились: это были жалкие хижины с самым простым, даже примитивным бытом -- практически только то, что необходимо для сохранения и воспроизводства жизни. По оценкам ученых, 80-90% трудовых сил тратилось на религиозные постройки. Все это не давало человеку ни дополнительных удобств, ни богатства, строилось на протяжении многих поколений и требовало не только грубой физической силы, но и определенного умения, опыта, знаний. Значит, был и некий способ передачи этих знаний, т.е. интеллектуальная, а точнее говоря, духовная традиция (древнейший человек не разделял эти понятия).

В Англии, в графстве Уилтшир находится загадочный памятник древней "архитектуры" -- мегалит Стоунхендж ("висячий камень"), состоящий из концентрических каменных кругов.

Большинство ученых сходились во мнении, что это место связано с отправлением религиозного культа. В XIX веке общепринятой стала точка зрения, согласно которой каменный круг не что иное, как храм друидов, где поклонялись солнцу и приносили в жертву людей. Большинство современных археологов считают, что Стоунхендж был церемониальным кладбищем, ведь именно в этом районе самая высокая в Британии концентрация могильных курганов.

Ученые установили, что этот памятник, связавший конец каменного и начало бронзового веков, возводился в три или даже в четыре этапа в течение приблизительно 1500 лет. Однако основные работы производились между 1800 и 1400 годами до Р.Х. Но то, что осталось от Стоунхенджа сегодня, -- это лишь бледная тень былого великолепия. Более половины камней либо упали, либо ушли под землю, либо исчезли каким-нибудь другим образом.

Строительство началось примерно за 2800 лет до Р.Х. (некоторые специалисты полагают, что за 3800), когда был выкопан широкий кольцевой ров и в образовавшейся земляной насыпи было сделано 56 выемок. Потом эти ямы были залиты раствором. Единственным инструментом, имевшимся в распоряжении строителей, была мотыга, сделанная из оленьих рогов.

Некоторые исследователи считают, что Стоунхендж -- это обсерватория для определения дней весеннего и осеннего равноденствия, а также зимнего и летнего солнцестояния. По мнению ученых, расположение камней имеет непосредственное отношение к движению Солнца, Луны и планет.

Более поздний пример -- Древний Египет. Что дошло до нас от этой великой цивилизации? Пирамиды, храмы, гробницы -- то, что связано с религиозной сферой, а не с производящей. Вместе с тем, жили египтяне в простых жилищах, не столь примитивных, как в эпоху неолита, но и не в дворцах. По сравнению с неолитом, соотношение изменилось, но тяготение к духовной сфере очевидно.

Историки, изучающие древнейшие царства Китая, поражаются, что весь материальный прибавочный продукт общества шел не в расширение производства, а в сферу заупокойного культа. Все излишки тем или иным образом шли на строительство, на кормление людей, которые это строили, на сокровища, которые клали в гробницы.

Это говорит не о глупости людской, но о том, что главный стержень своего существования люди видели в религиозной сфере. Помните слова Христа: "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мк. 8:36) или "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную" (Ин. 6:27).

Во что верил древний человек?

Раскопки показывают, что в могилу рядом с покойником клали и пищу, и орудия труда. Зачем? Древний человек, конечно же, не хуже нас знал, что мертвое тело истлеет и пища ему не нужна. Кроме того, у археологов есть основания считать, что по умершим совершались тризны. Этот обычай пережил тысячелетия. Многие люди и сейчас после смерти человека вместе с близкими и друзьями приходят на кладбище, чтобы оставить на могилке символическое угощение и самим съесть что-то* (СНОСКА: В целом Православная Церковь не одобряет подобную традицию, видя в ней пережитки язычества. Поминать усопшего надо молитвенно -- и в храме, и дома. -- Ред. ). Смысл тризны в том, что телесно покидая живых, уходя в землю, человек духовно остается со своими близкими. И придя на его могилу, они словно бы еще раз вместе с ним садятся за стол... И вот оказывается, древнейший человек делал то же самое.

Совместное вкушение пищи -- это, прежде всего, соединение, согласие, примирение. Идея единства нашего мира и загробного прослеживается с самых ранних времен. Предельная же цель -- это соединение с Богом (то, что стало возможным в полной мере лишь после пришествия Христа).

В эпоху неандертальца уже известны жертвоприношения, которые имеют, в принципе, ту же цель. Древнейший человек недостаточно овладел внешним миром, чтобы так хорошо, как, например, в Древнем Египте отобразить свои религиозные чувства. Он не умел писать, не умел рисовать. Но отсюда еще не следует, что мир его идей был примитивен.

Посмотрим на первые дошедших до нас в письменной или словесной форме (т.е. в форме эпоса) памятники двух культур: древнеегипетские (около 3-2,5 тыс. лет до Р.Х.) и ведические (веды) древних ариев (примерно то же время). В обоих источниках постоянно подчеркивается уникальность и единственность Бога-Творца. Он -- Отец (в Ригведе Его многократно именуют Дьяуспитар, то есть Небесный Отец, отсюда, кстати, имя Юпитер). "Что ж это за Одно, в образе Нерожденного, который установил порознь эти шесть пространств?" -- вопрошает один из гимнов Ригведы, а другие отвечают ему -- "Этот Единый дышит Сам Собой, не дыша; другого, кроме Этого, тогда ничего не было" ; "Тот, Кто Один есть Бог над богами" . Древние египтяне говорили не менее определенно, быть может, еще более богословски четко: "Всех богов три: Амон, Ра и Птах, и нет среди них второго. ""Сокрытый""-- зовут Его в имени Его Амон, Он -- Ра ликом Своим, а Телом Своим Он -- Птах" .

Нужно помнить, что эти древние памятники не создавали некую новую традицию, а лишь фиксировали гораздо более древние представления.

Ригведы о Едином Боге

"Индрой, Митрой, Варуной, Агни называют... Единого. Этого мудрецы именуют различно -- Агни, Ямой, Матаришваном они Его называют" .

Египетские памятники о Едином Боге:

В древнейшем египетском поучении конца III тысячелетия царь обращается к своему сыну: "Проходят поколения за поколениями, но сокрыт Бог, знающий священные письмена. Никто не в силах отвести десницу Владыки, достигает Он всего, видимого глазом. Должно почитать Бога на путях Его, высекать (образы) Его из камней драгих, отливать из бронзы... Помнит Бог того, кто трудится для Него" [Мерикара,123-125; 129-130]

Вечная драма Адама

Я думаю, если мы рассмотрим историю человечества не как процесс смены экономических формаций, не как борьбу за место под солнцем или лучший кусок пирога, а заглянем в самую глубь, то увидим весь драматизм ее развития. Самое главное для человека -- это поиск правды Божией. И на этом пути возможны как взлеты, так и падения -- когда, отвернувшись от веры в Единого Бога, люди начинали поклоняться духам.

Это и дает нам ключ к пониманию всей динамики исторического процесса. До того, как человек начинает осваивать мир, создавать памятники культуры, технически развиваться, он уже борется за то, чтобы сохранить свой божественный образ. Ведь человек -- образ Божий, и это прекрасно знали древние. Но борьба за сердце человека -- самая тяжелая.

Представления о древнейших наших предках, которые мы по инерции продолжаем воспроизводить, чрезвычайно примитивные и ложные. Они свидетельствуют прежде всего о нашем собственном духовном уровне. И я призываю людей культурных и образованных, прежде чем транслировать дальше "общепринятое мнение", остановиться и подумать: а правильно ли я говорю?

Записала Алла МИТРОФАНОВА

Захоронения на Переднем Востоке, датируемые средним неолитом, были довольно просты и бедны, и с очень большим трудом мы отличаем могилы богатых людей от бедных, знатных от незнатных -- разве что по фрагментам одежды. Но в любом захоронении, каким бы оно ни было бедным, обязательно присутствует один предмет -- это маленькая керамическая чашечка, которая может находиться в разных местах: у изголовья, на уровне груди, около плеча умершего... Эта чашечка совершенно такая же, как сосуд для масел, которые использовали для притираний. В псалмах мы можем прочесть: "Вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. (Пс. 103:15). Масло было обычным средством человеческой гигиены. Ведь в жарком климате Переднего Востока сельскохозяйственные работы совершались под палящим летним солнцем почти голыми людьми, и солнце сожгло бы их дотла, если бы человек не натирался растительным маслом, которое умягчало ярость лучей, защищало от ожогов.

То есть для человека эпохи неолита ярость солнца и ярость Бога связаны. Соответственно, масло стало образом божественной милости, которая покрывает человеческий грех, прощает. То есть чашечка с маслом в могиле -- это своего рода молитва о Божией милости, о помиловании за грехи. Значит, люди глубоко ощущали свой грех, ощущали, что они недостойны предстать перед Богом. Отсюда и разделение кладбища, храмов и жилища, отсюда и похоронный обряд, связанный с маслом .

Лекции профессора Зубова на торренте:

Тут и о ариях и о египте и много-много всего интересного. Реальная наука намного интереснее блеклой фантазии (зачастую по Фрейду) мошенников от квазинауки. Я уж молчу о по факту клинических фантазиях всевозможных неоязычников.

О возникновении искусства нам известно не больше, чем о происхождении языка. Если подразумевать под искусством такие виды деятельности, как возведение храмов и жилых домов, создание картин, скульптур или тканых узоров, то во всем мире не найдется народа, незнакомого с искусством. Если же относить к искусству только изящные предметы роскоши, творения, предназначенные для музеев и выставочных залов, для украшения салонов, то придется признать, что величайшие зодчие, живописцы и скульпторы прошлого понятия не имели об искусстве. Лучше всего это можно пояснить на примере архитектуры. Все мы знаем, что есть красивые сооружения, которые можно назвать подлинно художественными произведениями. Но едва ли найдутся в мире здания, не предназначенные для какой-то определенной цели. Люди, использующие их для богослужений, развлечений или проживания, судят о них прежде всего с точки зрения полезности. Но помимо этого им могут нравиться или не нравиться общие очертания, пропорции постройки, и тогда работа архитектора оценивается не только с практической стороны, но и по критериям «верной» формы. В далеком прошлом отношение к живописи и скульптуре было таким же -они наделялись определенной функцией. Не зная требований, предъявляемых к зданиям, невозможно по достоинству их оценить. Точно так же мы вряд ли поймем искусство прошлого, если не ведаем о целях, которым оно служило. И чем дальше мы продвигаемся в глубь истории, тем более конкретными и вместе с тем непривычными для нас представляются эти цели. То же самое происходит, когда из города мы перебираемся в деревню или, еще лучше, покинув цивилизованные страны, отправляемся к племенам, чей образ жизни приближается к условиям обитания наших далеких предков. Такие народы называют «примитивными», но не потому, что примитивны процессы их мышления - на самом деле они нередко сложнее наших, - но потому, что они ближе к первоначальному состоянию человечества. Примитивные, или первобытные, народы не знают различия между постройкой и изображением в отношении их полезности: хижины должны укрывать от дождя, ветра, солнечных лучей, а изображения должны защищать людей от иных сил, в их сознании не менее реальных, чем силы природы. Другими словами, скульптура и живопись используются в магических целях.
Чтобы понять эти изначальные, далекие от нас художественные явления, нужно попытаться проникнуть в сознание первобытного человека, уяснить себе особенности опыта, побуждающего видеть в изобразительном искусстве не утеху для глаза, а целенаправленную силу. Для этого не потребуется особого труда. Нужно только взглянуть на себя и с абсолютной честностью ответить на вопрос: нет ли и в нас самих неких пережитков «примитивного» мышления? Прежде чем обратиться к ледниковому периоду, заглянем в собственную душу. Допустим, перед нами газетная фотография нашего любимого чемпиона. Доставит ли нам удовольствие взять иголку и проткнуть ему глаза? Отнесемся ли мы к этому с таким же безразличием, как если бы продырявили газету в любом другом месте? Вряд ли. И хотя своим просвещенным умом я понимаю, что не нанесу такими действиями ни малейшего вреда своему герою или другу, все же что-то во мне сопротивляется. Где-то таится нелепое чувство, будто то, что случится с картинкой, может произойти и с изображенным на ней человеком. Так вот, если я прав, если эти неразумные суеверия действительно живы в нас в век атомной энергии, то не должно вызывать удивления их повсеместное распространение среди первобытных племен. Повсюду знахари и колдуны прибегали к такому магическому обряду: сделав миниатюрное изображение врага, они протыкали грудь ненавистной куклы или сжигали ее, намереваясь нанести ущерб противнику. В английском обычае жечь чучело Гая Фокса в годовщину «порохового заговора» видны следы таких суеверий. Примитивные народы иногда не видят разницы между реальностью и изображением. Когда один европейский художник зарисовал стадо в африканской деревне, ее жители были удручены: «Если вы увезете наших животных, как же мы будем жить?».
Все эти представления необходимо иметь в виду при знакомстве с дошедшей до нас древнейшей живописью. Ее возникновение относится ко времени самых ранних проявлений человеческой деятельности. Когда в XIX веке впервые были открыты росписи на стенах пещер в Испании (илл. 19) и в Южной Франции (илл. 20), археологи не могли поверить, что человек ледникового периода способен был создать такие живые, яркие образы зверей. Лишь постепенно, по мере нахождения в тех же местах грубых орудий из камня и кости, стало ясно, что процарапанные и расцвеченные красками фигуры бизонов, мамонтов, оленей созданы руками хорошо знавших их охотников. Когда спускаешься в такие пещеры, проходя по длинным узким коридорам, все дальше и дальше углубляясь в темноту, и вдруг из мрака выплывает выхваченная лучом фонарика фигура быка, -погружаешься в атмосферу таинства. Ясно одно - никому не пришло бы в голову забираться в жутковатые, малодоступные подземные глубины



19
Бизон
Около 15000-10000 до н.э.

Наскальная живопись Испания, пещера Альтамира

20
Лошадь
Около 15000-10000 до н.э.

Наскальная живопись Франция, пещера Ласко

Вид пещеры Ласко, Франция. Около 15000-10000 до н.э.

только для того, чтобы расписывать стены. Кроме того, лишь немногие из этих изображений, например в пещере Ласко (илл. 21), отчетливо различи­мы на стенах и сводах. Чаще всего они перекрывают друг друга без всякого видимого порядка. Наиболее правдоподобное
объяснение этим находкам состоит в том, что они являются древнейшими реликвиями всеобщей веры в магическую силу сотворенного образа. Ины­ми словами - первобытные охотники считали, что если они сделают изо­бражения своей добычи - да еще пронзят их копьями и каменными топора­ми, - реальные животные также подчинятся их власти.

Конечно, это только предположение, но оно подтверждается отношением к искусству в нынешних примитивных племенах, сохранивших древние обычаи. Хотя их магические обряды отличаются от древних, художественное творчество сопряжено с аналогичными представлениями о действенной силе образов. Еще существуют племена, обладающие только каменными орудиями и высекающие в магических целях на скалах изображения животных. У дру­гих народностей есть празднества, на которых люди наряжаются животными и в ритуальных танцах подражают их движениям, веря, что это поможет им овладеть добычей. Среди туземцев распространены также представления о неких чудодейственных связях с животными, когда племя относит себя к потомкам волка, ворона или лягушки. Сколь странными ни казались бы эти поверья, они не так уж далеки от наших времен. Еще римляне рассказы­вали, что Ромул и Рем были вскормлены волчицей, и бронзовая статуя волчицы стояла на священном Капитолийском холме. Вплоть до недавнего времени у лестницы, ведущей к Капитолию, держали живую волчицу в клетке. На Трафальгарской площади в Лондоне нет живых львов, зато

британский лев обрел жизнь в политических карикатурах. Несомненно, существует большая разница между такого рода геральдикой, политической символикой и глубокой серьезностью в отношении людей племенного общества к своему тотему (так они называют своих сородичей-животных). По временам они словно погружаются в сновидческий мир, где одновременно можно быть и человеком, и зверем. У многих туземцев есть обряды, участ­ники которых, надев маски животных, испытывают чувство перевоплоще­ния, как будто они и впрямь стали воронами или медведями. Это напоминает детей, поглощенных игрой в пиратов и сыщиков, для которых стирается грань между игрой и реальностью. Но дети всегда окружены взрослыми, которые скажут: «Не шуми так» или «Пора спать». У «примитивных» народов нет такого окружения, способного разрушить иллюзию, поскольку все члены племени участвуют в ритуалах и церемониальных танцах с их фантастиче­скими играми в превращения. Смысл таких обрядов воспринят от предше­ствующих поколений, и сила их столь велика, что люди не способны выйти из роли и оценить свои действия критически. У всех нас есть предубеждения, которые мы принимаем без рассуждений (как первобытные народы прини­мают свои верования) и даже не отдаем себе в них отчета до тех пор, пока кто-нибудь не начнет задавать вопросы.
Может показаться, что эти обстоятельства далеки от искусства, но на самом деле они во многом определяют художественное творчество. Племенные художники создают вещи для ритуалов, и в этом случае основным критерием становится не красота, как это принято у нас, а способность произведения «срабатывать», то есть способность исполнять роль, предназначенную ему в магическом обряде. Более того: художники работают для своих соплемен­ников, которые точно знают, что означает та или иная форма, тот или иной цвет. Никто не предполагает, что они станут привносить в них свое «виде­ние», от них требуется лишь выполнить задачу с наибольшим мастерством и знанием дела.

И вновь не нужно далеко ходить за поясняющими примерами. Мы не рассматриваем национальный флаг как красиво окрашенный кусок ткани, рисунок которого любой изготовитель может менять по своей прихоти. Точно так же нельзя произвольно менять форму обручального кольца или носить его, как вздумается. И все же в рамках установленных обычаев всегда есть некое пространство выбора, допускающее проявления собственного вкуса и мастерства. Вспомним о рождественской елке. Ее наряжают, как того требует обычай. В каждой семье есть собственные традиции и предпочтения, которые не следует нарушать. И все же, когда настает торжественный момент украшения елки, многое еще остается нерешенным. На какой ветке поместить свечу? Достаточно ли мишуры на верхушке? Не кажется ли здесь звезда слишком тяжелой и не перегружена ли та сторона? Наверное, человеку другой культуры весь этот церемониал покажется странным. Он сочтет,

22
Притолока us дома вождя племени маори Начало XIX века
Резьба по дереву
32 х 82 см
Лондон,

Музей человечества

например, что деревья без мишуры гораздо приятнее на вид. Но для нас, посвященных в значение ритуала, украшение елки является важным делом. Примитивное искусство также создается по предустановленным правилам, но оставляет художнику возможность проявить свою индивидуальность. При этом техническое мастерство некоторых ремесленников просто изуми­тельно. Понятие «примитивный» никак не подразумевает примитивности исполнительского уровня. Напротив, многие удаленные от цивилизованного мира племена достигли поистине несравненного совершенства в резьбе, плетении, обработке кожи и даже металла. Учитывая простоту применяемых инструментов, нельзя не восхититься кропотливостью труда и уверенностью руки, обретенной в ходе многовековой специализации. Народность маори из Новой Зеландии, к примеру, достигла подлинных чудес в резьбе по дереву (илл. 22). Конечно, трудоемкость исполнения еще не определяет художественного качества. Иначе люди, изготавливающие модели парусни­ков в стеклянных бутылках, числились бы среди величайших художников. Однако несомненная искусность мастеров понуждает отказаться от распро­страненного мнения, будто непривычные нам особенности их творчества объясняются недостатком умения. Отличие от нашей культуры здесь не в уровне мастерства, а в характере идейных установок. Важно понять эту исходную позицию: вся история искусства представляет собой не историю прогрессивного накопления технических навыков, а историю меняющихся идей и критериев. Нарастает число свидетельств, показывающих, что художник племенного общества при определенных условиях способен передавать натуру с такой же точностью, как и хорошо обученные западные мастера. Несколько десятилетий тому назад в Нигерии были обнаружены бронзовые головы безукоризненного правдоподобия (илл. 23). Они были выполнены несколько столетий тому назад, и нет оснований предполагать, что создав­шие их аборигены заимствовали мастерство извне.

Почему же тогда искусство туземцев, в большей своей части, кажется нам столь далеким? Вновь обратимся к себе и проделаем несложный опыт.

23
Голова негра,
предположительно
правителя (Чни)
из Ифе, Нигерия
XII-XIV века
Бронза. Высота 36 см
Лондон,

Музей человечества

Возьмем лист бумаги и нарисуем рожицу: круг и в нем две палочки, обозначающие рот и нос. Взгляните на безглазое лицо. Не кажется ли вам оно невыносимо печальным? Бедняга не видит. Мы испытываем потреб­ность «дать ему глаза». И когда две точки уставятся на нас, мы облегченно вздыхаем. Для нас это шутка, для аборигена - нет. В его сознании столб, если на нем обозначить черты лица, претерпевает превращение. Возникает впечатление, будто себя явила магическая сила. Нет надобности делать фигуру более жизнеподоб­ной, поскольку у нее уже есть глаза, она видит. На илл. 24 представлен полинезийский бог войны Оро. Полинезийцы - великолепные резчики, но, очевидно, они не сочли нужным придать идолу большее сходство с человеком. Перед нами всего лишь кусок дерева, обтянутый плетенкой. Только глаза и руки намечены витками волокон, но этого довольно, чтобы в чурбане зримо предстала сверхъестественная сила. Мы пока не вступили в сферу искусства, но опыт с рожицей может научить нас еще кое-чему. Попробуем изменить наши каракули. Заменим точки глаз на крестики или любые другие значки, не имеющие ни малейшего сходства с настоящими глазами. Оказывается, что любые вари­анты равноценны при условии, что их относительное положение остается прежним. Для художника-аборигена такое открытие дорого стоит. Из него он выносит, что можно выстраивать фигуры и лица из любых форм, и прежде всего - из тех, что вытекают из особен­ностей его ремесла. В результате его создание будет не очень жизнеподобным, но в нем сохранится опреде­ленное единство и согласованность очертаний, чего наверняка не хватает нашим каракулям. На илл. 25 показана маска из Новой Гвинеи. Это не воплощение красоты, но маска и не должна им быть: она предназна­чена для ритуала, в котором юноши деревни, нарядив­шись привидениями, пугают женщин и детей. И сколь бы ни казался нам причудливым и отталкивающим этот «призрак», есть некая удовлетворяющая глаз соразмерность в способе построения лица из однотипных геометрических элементов.
В разных регионах мира примитивные художники выработали связные орнаментальные системы в изображении тотемов и мифологических персонажей. В искусстве индейцев Северной Америки, например, острая

24
Бог войны Оро с острова Таити XVIII век
Дерево, плетение
Высота 66 см
Лондон,

Музей человечества

25
Ритуальная маска из региона залива Папуа. Остров Новая Гвинея. Около 1880
Дерево, лыко,
растительные волокна
Высота 152 см
Лондон,

Музей человечества

26
Макет дома вождя темени хайда. Северо-западное побережье Северной Америки XIX век

Нью-Йорк, Американский музей естественной истории

наблюдательность сочетается с безразличием к тому, что называется реальным видом вещей. Будучи охотниками, они гораздо лучше нас знакомы с действительной формой орлиного клюва или ушей бобра. И одной такой детали для них вполне достаточно - маска с клювом орла и есть сам орел. На илл. 26 показан макет жилища вождя северо-западного племени хайда, с тремя так называемыми тотемными столбами. Нам они могут показаться лишь хаотичным нагромождением уродливых масок, однако индеец видит в них иллюстрацию старинной легенды своего племени. Сама легенда наверное поразит нас той же бессвязностью и причудливостью вымысла, что и ее изобразительное переложение. Однако нас уже не должно удивлять, что мышление аборигенов отличается от нашего.

«В городе Гвайс Кун жил молодой человек, который обычно лентяйничал
да валялся в постели весь день, пока теща не отчитала его за это.
Ему стало стыдно, он ушел и решил убить чудовище, что обитало в озере,
питаясь людьми и китами. С помощью волшебной птицы он сделал
ловушку из ствола дерева и заманил на нее двух детей для наживки.
Чудовище попалось, молодой человек обрядился в его шкуру и стал ловить рыб
и подбрасывать их к порогу сердитой тещи. Она была так польщена
неожиданными приношениями, что возомнила себя всемогущей колдуньей.

Но когда молодой человек в конце концов все ей рассказал, она умерла от стыда.»

Все персонажи этой истории представлены на центральном столбе. Под входным проемом - маска китов, которых поедало чудовище. Над ними - само чудовище, еще выше - человекоподобная фигура незадачли­вой тещи. Над ней нависает маска с клювом птицы, сообщницы героя, а сам он изображен наверху в шкуре чудовища и с рыбами в руках. Вертикаль завершают фигуры детей, использованных героем для приманки.
Трудно удержаться от искушения увидеть в этом произведении только плод своевольной прихоти, однако его создатели относились к делу со всей серьезностью. Чтобы покрыть резьбой большие столбы с помощью прими­тивных инструментов, нужны были годы, и иногда все мужское население деревни вовлекалось в работу. Они решали важную задачу - воздать почести дому могущественного вождя.

Без объяснений мы никогда бы не смогли понять содержания резной композиции, в которую вложено так много труда и любви. Так часто прои­ходит с искусством аборигенов. Маска на илл. 28 может привлечь нас своим остроумием, но ее смысл далек от юмористического. Забрызганное кровью лицо принадлежит горному демону-людоеду. Но и не зная этого, мы сможем оценить методичную последовательность, с которой натура преобразуется в организованную форму. Из глубинных истоков художественного творчества до нас дошло немало выдающихся произведений, точный смысл

27
Голова бога смерти
с алтаря 6 Копане,
Гондурас.
Около 500-600
Культура майя
37 X 104 см
Лондон,

Музей человечества

которых утерян, возможно навсегда. И все же они вызывают наше восхище­ние. Все, что осталось нам от великих цивилизаций древней Америки, -это их «искусство». Я заключаю слово в кавычки не потому, что загадочным сооружениям и образам не достает красоты - они даруют нам глубокие впечатления, - но только для того, чтобы напомнить: их создатели не стре­мились к нарядным «декорациям». Наводящая ужас голова мертвеца, высеченная на алтаре ныне разрушенного сооружения в Копане (современ­ный Гондурас, илл. 27), заставляет вспомнить о жестоких человеческих жертвоприношениях, входивших в религиозные ритуалы этих народов. Хотя о смысловом значении рельефов известно совсем немного, все же огромными усилиями ученых, открывших и изучивших древние памятни­ки, получено достаточно сведений для сравнения с другими первобытными культурами. Туземцы Америки не были примитивными в обычном смысле слова. Когда в XVI веке пришли испанские и португальские завоеватели, они встретились с могучими государствами ацтеков в Мексике и инков в Перу. Еще раньше майя в Центральной Америке выстроили большие города, выработали системы письменности и календарного отсчета времени, которые никак нельзя назвать примитивными. Как и негры Нигерии, индейцы доко­лумбовой Америки прекрасно умели правдоподобно изображать человеческое лицо. Древние перуанцы, например, изготовляли сосуды в виде человеческих голов, поразительно близких к натуре (илл. 29). И если творения этих цивилизаций представляются нам непонятными и неестественными, причину тому следует искать в своеобразии решаемых ими идейных задач.

На илл. 30 показана ацтекская статуя из Мексики, предположительно относящаяся ко времени, предшествовавшему испанским завоеваниям. Ученые полагают, что это бог дождя Тлалок. В тропиках от дождя часто

28
Маска духа
Аляска. Около 1880
Раскрашенное дерево
37x25,5 см
Берлин,

Музей этнографии

29
Сосуд в виде головы одноглазого человека из долины Чикама, Перу. Около 250-550
Глина. Высота 29 см Чикаго,

Художественный институт

30
Тлалок,
ацтекский бог дождя XIV-XV вв.
Камень. Высота 40 см
Берлин,

Музей этнографии

зависит жизнь людей: без дождей посевы гибнут и наступает голод. Неуди­вительно, что божество дождей и гроз наделяется обликом страшного всесильного демона. Молния в небе представлялась воображению индейцев огромной змеей, и многие народы Америки почитали гремучую змею как священное и могущественное существо. Присмотревшись к Тлалоку, мы замечаем, что его рот образован обращенными друг к другу головами гремучих змей с выступающими из челюстей ядовитыми зубами, а форма носа также возникает из свившихся змеиных тел. Даже глаза обозначены змеиными кольцами. Мы видим, как далеко отстоит замысел «конструиро­вания» лица из заданных форм от наших представлений о правдоподобной скульптуре. Нетрудно догадаться и о причинах, определивших такой метод. Вполне логично намерение сформировать лицо повелителя дождя из священных змей, воплощавших энергию молнии. Попытки проникнуть в сознание, измыслившее этих сверхъестественных идолов, вознаграждаются пониманием того, что образотворчество ранних цивилизаций не только было тесно связано с магией и религией, но и заключало в себе начала письменности. В искусстве Древней Мексики образ священной змеи -претворение реальной гремучей змеи - мыслился одновременно как иероглиф, условный знак молнии, служивший для культового почитания грозы или, возможно, ее магического заклинания. Нам мало известно об этих покрытых тайной истоках, но если мы хотим что-то понять в истории искусств, надо раз и навсегда твердо усвоить, что изобразительные формы и письмена - кровные родственники.

Австралийский абориген рисует на скале тотемный знак опоссума

СПРАВКА "ФОМЫ": ЗУБОВ Андрей Борисович - родился в 1952 г. в Москве. Окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД СССР. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН. Профессор МГИМО, Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Возглавляет Учебно-исследовательский центр МГИМО "Церковь и международные отношения".
Автор пяти монографий и более 180 научных и публицистических статей.

В советских учебниках писали, что религия возникла из-за страха первобытных людей перед грозными явлениями природы. Что, надеясь обезопасить себя перед лесным пожаром или наводнением, наши далекие предки выдумали духов и богов. Что по невежеству они оставляли покойникам в могилах еду - а вдруг те проголодаются? Постепенно от поклонения духам природы (шаманизм) люди перешли к воспеванию сонма богов (Египет, Древняя Греция), далее придумали монотеизм (веру в Единого Бога). И, наконец, религия вышла из моды: жизнь-то стала цивилизованной, человек - научно и технически прогрессивным.

Такие воззрения и сегодня еще очень популярны. Но насколько они справедливы? Какими видят наших доисторических предков современные ученые?

На чем записана духовность?

Многие до сих пор считают, что религия с древнейших времен развивалась по мере того, как развивался сам человек. Был, иначе говоря, линейный процесс развития: от примитивных форм - к сложным культам. В науке тоже долгое время господствовал такой подход, но уже с середины прошлого века ученые отказались от этих схем, во-первых, из-за их внутренней несостоятельности, а во-вторых, из-за несоответствия новому массиву фактов. Однако эти схемы, давно оставленные наукой (но еще живущие в России), продолжают существовать в массовой культуре. В литературе, публицистике, кинематографе немало сюжетов про древних дикарей, которые еще не придумали богов, или только-только это сделали. Несмотря на то, что открытия прошлого века все меньше и меньше оставляли места для подобных представлений и даже давали повод ряду ученых предположить, что у древнейшего человека было знание о Едином Боге-Творце, была и вера, и религиозный культ.

Главная проблема здесь заключается в том, что историкам, культурологам и религиоведам зачастую почти не на что опереться. Ведь религию удобнее изучать по текстам, чем по данным археологии. Это духовная сфера жизни, и по материальным остаткам костей и орудий ее не так просто восстановить. Есть сравнительно небольшой отрезок древней истории, в котором существовала письменность*. (СНОСКА: Первый письменный памятник датируют самым концом IV тысячелетия до Р.Х. Письменность появляется почти одновременно с государственностью и примерно через шесть тысяч лет после одомашнивания растений и животных.) И есть огромный временной пласт - древнейшие, доисторические времена, заря человечества, когда не только письменности, но и наскальной живописи еще не было.

Удобнее всего сказать: вера древнейшего человека была примитивна, а может, ее и вообще не было, раз нет никаких прямых доказательств. Но сказать так - значит игнорировать весьма недвусмысленные свидетельства материальных памятников, значит закрыть глаза на факты.

С начала ХХ века ученые пытаются реконструировать мировоззренческие представления древнейших людей на основе археологических находок. Причем делается это одновременно с изучением ныне живущих племен в Центральной Африке и Австралии, ведущих архаичный образ жизни. Все это дает возможность обоснованно говорить о религии и вере наших предков.

Зачем хоронить покойника?

В Олдувайском ущелье в Восточной Африке, на месте стоянки первобытных людей, во множестве находили куски черепа - верхние части и нижние челюсти. Зачем они древнему человеку? Ученые понаблюдали за современными племенами и увидели, что на груди эти люди носят кости - нижнюю челюсть или другие части черепа своих предков, как христиане носят крест. Простое совпадение? Нет, на культ предков это похоже гораздо больше, чем на людоедство. Видимо, древнейшему человеку очень важна была личность умершего, хранящаяся в частице его тела. Возможно, эти кости почитались и как священные реликвии.

Во-вторых, оказывается, что древнейшие люди хоронили своих умерших родственников! Они не оставляли тело где-то в укромном месте (в отличие от останков животных), но особым способом захоранивали в землю. Можно предположить, что сама могила - курган мыслилась как беременный живот земли, который должен родить умершего вовне земли. Поза умершего, останки некоторых предметов, обнаруженные в могилах археологами, свидетельствуют о том, что это было именно захоронение. А ведь это целая революция в представлении об эпохе.

Для нас сейчас естественно: умер человек - надо его похоронить. Мы воспроизводим обычай, который существовал тысячелетиями. Но как и когда он появился? Когда обычай создается, в каждый его элемент вкладываются вполне конкретные мотивации, идеи. Так что же заставило древних людей хоронить своих предков? Какими были их могилы?

В неандертальском погребении многое указывает на то, что и в тогдашнем представлении земля - это временное прибежище человека. Очень часто древние могилы, особенно на Переднем Востоке, по форме напоминали матку. Умершего помещали в них в позе эмбриона - как лежит младенец в чреве матери. Другое известное положение - на боку, в позе спящего, оно более характерно для Западной Европы. Какой смысл видели в этом погребающие, какую логику? Спящий должен проснуться, младенцу надлежит родиться. Что еще можно увидеть в обеих традициях, как не прозрачную надежду на будущее возрождение, воскресение умершего?

До сих пор иногда встречается наивное мнение, что похороны в землю - это не более, чем меры примитивной санитарии. Однако погребения были неглубоки, примерно 40-60 сантиметров - такой тонкий слой земли не скроет запаха тлена. А неизменное придание специальной позы умершему и особый ритуал явно указывают, что воспринимали его соплеменники не просто как кусок разлагающегося и дурно пахнущего мяса.

Единой цели ради...

Давайте посмотрим, на что в период неолита люди тратят свои духовные и физические силы. Мы видим огромные мегалитические сооружения VI-III тыс. до Р.Х. - гробницы, святилища, древнейшие обсерватории, строительство которых требует колоссальных затрат человеческой энергии. Интересно, что исследователи долго не могли найти поселения, где жили строители этих громадин. Когда же нашли, то очень удивились: это были жалкие хижины с самым простым, даже примитивным бытом - практически только то, что необходимо для сохранения и воспроизводства жизни. По оценкам ученых, 80-90% трудовых сил тратилось на религиозные постройки. Все это не давало человеку ни дополнительных удобств, ни богатства, строилось на протяжении многих поколений и требовало не только грубой физической силы, но и определенного умения, опыта, знаний. Значит, был и некий способ передачи этих знаний, т.е. интеллектуальная, а точнее говоря, духовная традиция (древнейший человек не разделял эти понятия).

СТОУНХЕНДЖ: каменная головоломка

В Англии, в графстве Уилтшир находится загадочный памятник древней "архитектуры" - мегалит Стоунхендж ("висячий камень"), состоящий из концентрических каменных кругов.

Большинство ученых сходились во мнении, что это место связано с отправлением религиозного культа. В XIX веке общепринятой стала точка зрения, согласно которой каменный круг не что иное, как храм друидов, где поклонялись солнцу и приносили в жертву людей. Большинство современных археологов считают, что Стоунхендж был церемониальным кладбищем, ведь именно в этом районе самая высокая в Британии концентрация могильных курганов.

Ученые установили, что этот памятник, связавший конец каменного и начало бронзового веков, возводился в три или даже в четыре этапа в течение приблизительно 1500 лет. Однако основные работы производились между 1800 и 1400 годами до Р.Х. Но то, что осталось от Стоунхенджа сегодня, - это лишь бледная тень былого великолепия. Более половины камней либо упали, либо ушли под землю, либо исчезли каким-нибудь другим образом.

Строительство началось примерно за 2800 лет до Р.Х. (некоторые специалисты полагают, что за 3800), когда был выкопан широкий кольцевой ров и в образовавшейся земляной насыпи было сделано 56 выемок. Потом эти ямы были залиты раствором. Единственным инструментом, имевшимся в распоряжении строителей, была мотыга, сделанная из оленьих рогов.

Некоторые исследователи считают, что Стоунхендж - это обсерватория для определения дней весеннего и осеннего равноденствия, а также зимнего и летнего солнцестояния. По мнению ученых, расположение камней имеет непосредственное отношение к движению Солнца, Луны и планет.

Более поздний пример - Древний Египет. Что дошло до нас от этой великой цивилизации? Пирамиды, храмы, гробницы - то, что связано с религиозной сферой, а не с производящей. Вместе с тем, жили египтяне в простых жилищах, не столь примитивных, как в эпоху неолита, но и не в дворцах. По сравнению с неолитом, соотношение изменилось, но тяготение к духовной сфере очевидно.

Историки, изучающие древнейшие царства Китая, поражаются, что весь материальный прибавочный продукт общества шел не в расширение производства, а в сферу заупокойного культа. Все излишки тем или иным образом шли на строительство, на кормление людей, которые это строили, на сокровища, которые клали в гробницы.

Это говорит не о глупости людской, но о том, что главный стержень своего существования люди видели в религиозной сфере. Помните слова Христа: "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мк. 8:36) или "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную" (Ин. 6:27).

Во что верил древний человек?

Раскопки показывают, что в могилу рядом с покойником клали и пищу, и орудия труда. Зачем? Древний человек, конечно же, не хуже нас знал, что мертвое тело истлеет и пища ему не нужна. Кроме того, у археологов есть основания считать, что по умершим совершались тризны. Этот обычай пережил тысячелетия. Многие люди и сейчас после смерти человека вместе с близкими и друзьями приходят на кладбище, чтобы оставить на могилке символическое угощение и самим съесть что-то* (СНОСКА: В целом Православная Церковь не одобряет подобную традицию, видя в ней пережитки язычества. Поминать усопшего надо молитвенно - и в храме, и дома. - Ред.). Смысл тризны в том, что телесно покидая живых, уходя в землю, человек духовно остается со своими близкими. И придя на его могилу, они словно бы еще раз вместе с ним садятся за стол... И вот оказывается, древнейший человек делал то же самое.

Совместное вкушение пищи - это, прежде всего, соединение, согласие, примирение. Идея единства нашего мира и загробного прослеживается с самых ранних времен. Предельная же цель - это соединение с Богом (то, что стало возможным в полной мере лишь после пришествия Христа).

В эпоху неандертальца уже известны жертвоприношения, которые имеют, в принципе, ту же цель. Древнейший человек недостаточно овладел внешним миром, чтобы так хорошо, как, например, в Древнем Египте отобразить свои религиозные чувства. Он не умел писать, не умел рисовать. Но отсюда еще не следует, что мир его идей был примитивен.

Посмотрим на первые дошедших до нас в письменной или словесной форме (т.е. в форме эпоса) памятники двух культур: древнеегипетские (около 3-2,5 тыс. лет до Р.Х.) и ведические (веды) древних ариев (примерно то же время). В обоих источниках постоянно подчеркивается уникальность и единственность Бога-Творца. Он - Отец (в Ригведе Его многократно именуют Дьяуспитар, то есть Небесный Отец, отсюда, кстати, имя Юпитер). "Что ж это за Одно, в образе Нерожденного, который установил порознь эти шесть пространств?" - вопрошает один из гимнов Ригведы, а другие отвечают ему - "Этот Единый дышит Сам Собой, не дыша; другого, кроме Этого, тогда ничего не было" ; "Тот, Кто Один есть Бог над богами" . Древние египтяне говорили не менее определенно, быть может, еще более богословски четко: "Всех богов три: Амон, Ра и Птах, и нет среди них второго. "Сокрытый"- зовут Его в имени Его Амон, Он - Ра ликом Своим, а Телом Своим Он - Птах" .

Нужно помнить, что эти древние памятники не создавали некую новую традицию, а лишь фиксировали гораздо более древние представления.

Ригведы о Едином Боге

"Индрой, Митрой, Варуной, Агни называют... Единого. Этого мудрецы именуют различно - Агни, Ямой, Матаришваном они Его называют" .

Египетские памятники о Едином Боге:

В древнейшем египетском поучении конца III тысячелетия царь обращается к своему сыну: "Проходят поколения за поколениями, но сокрыт Бог, знающий священные письмена. Никто не в силах отвести десницу Владыки, достигает Он всего, видимого глазом. Должно почитать Бога на путях Его, высекать (образы) Его из камней драгих, отливать из бронзы... Помнит Бог того, кто трудится для Него" [Мерикара,123-125; 129-130]

Вечная драма Адама

Я думаю, если мы рассмотрим историю человечества не как процесс смены экономических формаций, не как борьбу за место под солнцем или лучший кусок пирога, а заглянем в самую глубь, то увидим весь драматизм ее развития. Самое главное для человека - это поиск правды Божией. И на этом пути возможны как взлеты, так и падения - когда, отвернувшись от веры в Единого Бога, люди начинали поклоняться духам.

Это и дает нам ключ к пониманию всей динамики исторического процесса. До того, как человек начинает осваивать мир, создавать памятники культуры, технически развиваться, он уже борется за то, чтобы сохранить свой божественный образ. Ведь человек - образ Божий, и это прекрасно знали древние. Но борьба за сердце человека - самая тяжелая.

Представления о древнейших наших предках, которые мы по инерции продолжаем воспроизводить, чрезвычайно примитивные и ложные. Они свидетельствуют прежде всего о нашем собственном духовном уровне. И я призываю людей культурных и образованных, прежде чем транслировать дальше "общепринятое мнение", остановиться и подумать: а правильно ли я говорю?

Записала Алла МИТРОФАНОВА

Захоронения на Переднем Востоке, датируемые средним неолитом, были довольно просты и бедны, и с очень большим трудом мы отличаем могилы богатых людей от бедных, знатных от незнатных - разве что по фрагментам одежды. Но в любом захоронении, каким бы оно ни было бедным, обязательно присутствует один предмет - это маленькая керамическая чашечка, которая может находиться в разных местах: у изголовья, на уровне груди, около плеча умершего... Эта чашечка совершенно такая же, как сосуд для масел, которые использовали для притираний. В псалмах мы можем прочесть: "Вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. (Пс. 103:15). Масло было обычным средством человеческой гигиены. Ведь в жарком климате Переднего Востока сельскохозяйственные работы совершались под палящим летним солнцем почти голыми людьми, и солнце сожгло бы их дотла, если бы человек не натирался растительным маслом, которое умягчало ярость лучей, защищало от ожогов.

То есть для человека эпохи неолита ярость солнца и ярость Бога связаны. Соответственно, масло стало образом божественной милости, которая покрывает человеческий грех, прощает. То есть чашечка с маслом в могиле - это своего рода молитва о Божией милости, о помиловании за грехи. Значит, люди глубоко ощущали свой грех, ощущали, что они недостойны предстать перед Богом. Отсюда и разделение кладбища, храмов и жилища, отсюда и похоронный обряд, связанный с маслом.

1. Древнейшая магия первобытных народов

Согласно официальной версии, первые люди появились в Европе 40000 (сорок тысяч) лет назад. Считается, что это были выходцы из африканских племен. Примерно в это же время в Австралии появились первые ритуальные изображения, вырезанные на скалах. Аналогичные изображения были найдены и в Намибии. Но в отличие от австралийцев, древние намибийцы не вырезали, а рисовали свои изображения. В Европе подобная живопись появилась позднее, примерно 20000 (двадцать тысяч) лет назад на территории сегодняшней Франции. Как правило, незамысловатые картинки содержали сцены охоты и являлись свидетельством достаточно простых мистических действий пещерного человека. Позднее, примерно 17000 (семнадцать тысяч) лет назад появились первые захоронения, выполненные по всем правилам ритуального искусства. Самые древние захоронения содержали множество амулетов, посуду, оружие и другие полезные вещи, которые могли пригодиться на том свете. Уже тогда существовала вера в жизнь после смерти.

Раскопки показывают, что первые разумные действия, которые отличали человека от животного, появились примерно 40 тысяч лет назад. Вначале это были простейшие понятия о странствиях души, и очень примитивная магия…

Примерно в это же время человек «внезапно» научился говорить. Точная дата этого события не известна, но, учитывая, что в современном мире существует около 30 различных групп языков, можно предположить, что речь возникла одновременно практически на всей Земле! Какая-то сила внедрила разум в сознание пещерного человека, и он научился говорить. Конечно, можно было бы предположить, что все было наоборот: то есть сначала появилась речь, используя которую человек копил и передавал свои знания. Но тогда не понятно, почему речь появилась не где-то в одном месте, а одновременно на всех материках. При этом совершенно не важно, что появилось первым: речь или разум. Важнее другое: одновременное появление разума (или речи) сразу у всего человечества не могло произойти случайно. Это стало результатом какого-то внешнего действия, очень похожего на космическое облучение. Необъяснимое происхождение земного разума во все времена порождало всевозможные примитивные домыслы, которые позднее превращались в религиозные мифы о сотворении мира, не имеющие ничего общего с реальностью.

Запутавшись в собственных измышлениях по поводу своего происхождения, древний человек стал более внимательно наблюдать явления окружающего мира. Так появилась первая наука о природе, которая называлась «магия». Известно, что именно магия стала первой формой доисторической научной мысли и главным проявлением человеческого ума: ни одно животное не способно практиковать что-то подобное.

Именно магия появилась раньше всех других наук. Но протяжении многих поколений она передавалась лишь в устном виде, поскольку письменность была изобретена значительно позднее. По этой причине не сохранилось никаких описаний мистических ритуалов того времени. Имеются лишь причудливые развалины загадочных сооружений в разных частях света и небольшие фрагменты наскальной живописи. Отправляясь на охоту, пещерный человек мысленно настраивался на успешное завершение будущего мероприятия. Рисуя сцены охоты, он просил у духов-покровителей особой помощи, примерно так, как это делают современные североамериканские индейцы в своих культовых обрядах.

Способы древнейших заклинаний были крайне разнообразны. Несмотря на отсутствие письменности, доисторическая магия сохранилась до настоящего времени у многих народов Сибири, Африки, Америки и Австралии. Практически у всех народов имелось множество разнообразных обрядов, которые осуществлялись в зависимости от конечной цели данного мероприятия. В одних случаях заклинатель обращался к какому-либо реальному предмету (фетишу), в который вселился дух. Этот дух слышал все обращения, и по мере своих возможностей старался помочь собраться выполнить намеченное. В других случаях обращение к божественным силам шло «в никуда», предполагая существование духов во всем окружающем пространстве. Иногда практиковали сочетание того и другого метода.

Как правило, древние народы верили в существование Великого Духа или высшего существа, с которым они предпочитали советоваться, а не молиться. Попрошайничество в виде молитвы появилось значительно позднее для привлечения желающих получить подарок от Бога. В древние времена люди были честнее: к богам обращались в знак уважения, за советом, а не за помощью.

Каждый народ почитал своих собственных духов-покровителей. Индейцы поклонялись Маниту, южноафриканские племена банту общались с Модимо. Как правило, простейшие заклинания умел произносить почти каждый член дикого племени. Однако когда дело касалось самых важных вопросов, то всегда использовалась работа опытного профессионального колдуна. Считалось, что именно он являлся особым посредником, который имел очень большие преимущества, пользуясь особой благосклонностью духов. Таких специалистов сибирские народы называли «шаманами», индейцы племени Дакота – «мускихивинини», индейцы племени Винебага – «мадэвинини», африканские Зулусы – «изиниянга», африканцы племени Бечуан – «нгаками».

Древние маги умели многое. Они вызывали дождь, лечили от всяких болезней, предсказывали будущее. К ним обращались по любому поводу, чтобы обеспечить счастливые предзнаменования или благополучный исход войны, отомстить врагам или оградить от опасности. Своим ритуальным искусством маги объединяли общество, вселяя уверенность и силу в души соплеменников.

Существует бесчисленное множество древнейших ритуальных церемоний. Особое место среди них занимают праздничные церемонии или обряды посвящения. Например, в индейском племени Винебага это действие называлось «знахарским праздником» (Medic infest) и посвящалось приему новых членов в сообщество профессиональных знахарей. Праздник мог быть устроен в любое время года, когда находилось несколько кандидатов, имеющих способности к народной медицине.

В канун праздничного мероприятия посылались приглашения старейшим членам сообщества. Остальные приезжали без приглашения и строили огромный шалаш так, чтобы в нем могли уместиться все участники. Будущие знахари перед посвящением должны были поститься три дня. Более того, в течение поста они проходили «обряд потения», – их закутывали в теплые одеяла и со всех сторон окуривали специальным дымом.

В назначенный день собирались гости – наиболее именитые знахари из соседних племен. Главный знахарь-распорядитель отводил посвящаемых в потайное место и посвящал их во все таинства профессионального искусства. Это было что-то вроде «клятвы Гиппократа», которые современные медики торжественно произносят перед началом практической деятельности.

Главная церемония начиналась в большом шалаше, куда собирался народ и рассаживался рядами вдоль стен. В середину выводили посвящаемых и начинали торжественные речи. Периодически речи прерывались темпераментными индейскими плясками, которые внезапно прерывались по сигналу старшего знахаря, и все присутствующие начинали усиленно кряхтеть и кашлять. Особенно старались будущие врачеватели. Они сильно кряхтели и через некоторое время выплевывали заранее спрятанный во рту маленький камушек, который называли «врачебным камнем». Индейцы верили, что врачебный камень постоянно находится в желудке профессионального знахаря и может появляться на свет только в особо торжественных случаях. В конце представления каждый посвящаемый получал знахарский мешок, сшитый из шкур, а в рот ему клали новый врачебный камень. После этого обряд посвящения заканчивался, и кандидат считался принятым в профессиональное братство.

Знахарский мешок содержал множество диковинных вещей: там были коренья, различные части животных и природные минералы. Встречались самородки металлов и даже щепки деревьев. Мешок содержал самые необходимые вещи, которые могли пригодиться для лечения больных.

Старинные методы лечения были очень просты, но оригинальны. Например, самым большим авторитетом у индейских знахарей пользовалось «большое врачебное животное». Это доброе существо, которое помогало лечению любых недомоганий. Его никто никогда не видел. Считалось, что врачебное животное появляется только во сне самого лекаря, помогая ему в профессиональной практике. Появление врачебного животного считалось хорошей приметой. Если оно приснилось, значит, лечение будет удачным.

Само лечение осуществлялось в виде ритуального представления: сначала индейский знахарь несколько раз обходил постель больного, постепенно ускоряя свои движения. Затем он начинал пляску, шумя погремушкой и ударяя в небольшой барабан. При помощи таинственных движений знахарь беседовал с духами, выпрашивая их благословение. Приблизившись к больному, он руками «вынимал» у пациента болезнь и прогонял злых духов из различных частей его тела. Продолжая свою пляску, знахарь доводил себя до экстаза. Пациент и зрители впадали в транс. Всем казалось, что Земля и небо слушают могучий голос лекаря, а вся Вселенная грохочет и раскрывается. В самый разгар веселья лечебная пляска завершалась. Потрясение присутствующих было настолько велико, что болезнь действительно отступала.

Таким же способом дикари мстили и своим личным врагам. Уговорив могущественного колдуна, они просили сделать ритуальное изображение врага, чтобы затем его сжечь, проколоть или уничтожить. При этом вера в магическое искусство была так велика, что когда об этом мероприятии узнавал сам враг, то очень часто действительно умирал от суеверного страха.

Чародеи племени Дакота использовали травянистое растение «Пецхикавуск», которое придавало дополнительную силу воинам в сражениях. Настоем этого растения окропляли оружие и одежду воинов. Воины были уверены, что в случае опасности волшебный эликсир не только даст новые силы, но даже сделает невидимым для врагов.

При необходимости обеспечить удачную охоту древний чародей рисовал изображение медведя или лося. Затем проводил черту от сердца зверя к его морде, обозначая путь, по которому жизнь выйдет из него. Одновременно он пел очень страшное заклинание, которое переводится примерно так: «Зверюга хитрая! Узнай меня, как я могуч! Хитер я, как змея! Я как орел летуч! Я знаю все твои повадки! Тебе не скрыться от меня! Твой дух уйдет из тела, которое вигвам мой приготовился принять! Мое желанье не унять!»

Завершив ритуальное приготовление, охотник немедленно отправлялся в путь. В дороге он периодически останавливался и произносил следующее короткое заклинание: «Духи, будьте ко мне добры и покажите место, где я могу найти медведя». Затем продолжал путь, внимательно всматриваясь в следы диких зверей.

Наиболее выдающимся искусством всегда считалось предсказание будущих событий. Когда какой-нибудь индейский герой отправлялся на подвиги, то предварительно пускал стрелу в воздух. Направление упавшей стрелы указывало путь, где его ожидала удача.

Сибирские шаманы заглядывали в будущее напрямую, вводя свое сознание в особый транс. Обычно это мероприятие осуществляли в помещении. Посреди юрты зажигали яркий костер, вокруг которого стелили черные овчины. По ним размеренным шагом ходил шаман, бормоча таинственные заклинания. Его одежда была сшита из звериных шкур и сверху донизу увешана ремнями, амулетами, цепочками и раковинами. В правой руке он держал бубен, а в левой – длинный лук. Вид у него был страшно дикий и свирепый.

Шаман доводил себя до исступления. Постепенно костер посреди юрты догорал. Оставались только тлеющие угли, распространявшие таинственный полусвет. Шаман падал на разосланные шкуры и несколько минут лежал неподвижно, как будто умер. Затем начинал стонать и издавал какие-то странные звуки. Это напоминало сдавленные крики, производившиеся разными голосами.

Потом огонь снова зажигали, и шаман резко вскакивал. Он ставил свой лук на землю и, придерживая его рукой, лбом упирался в его верхний конец. Затем он начинал бегать вокруг него, сначала тихо, а потом все быстрее. От наблюдения такого верчения у присутствующих начинала кружиться голова. Заметив это, шаман резко останавливался, не проявляя никаких признаков головокружения. Потом начинал руками выделывать в воздухе разные фигуры. Он хватал бубен и, ритмично ударяя в него, начинал бегать вокруг костра, подпрыгивая и дергаясь всем телом.

Периодически шаман останавливался, выпивал какое-то таинственное снадобье, глубоко дышал и продолжал свое верчение. Наконец он впадал в транс, у него кружилась голова, и он падал на землю. Некоторое время шаман лежал, не подавая признаков жизни. Затем его поднимали. Он был ужасен: волосы спутаны, лицо багровело, глаза широко открыты и злобно сверкали.

Еще некоторое время шаман находился в каком-то оцепенении. Затем снова брал свой бубен, громко барабанил и резко бросал его на землю. Это означало, что в шамана наконец вселился нужный дух и теперь можно задавать любые вопросы. Присутствующие подходили по очереди и спрашивали. Ответы на вопросы давались без долгих размышлений, практически сразу. Находясь в состоянии транса, шаман знал ответы на такие вопросы, о которых в нормальном состоянии не имел ни малейшего понятия

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Реальная магия автора Боневитс Филип

Глава 5. Черная магия, белая магия и живой цвет «Плохие парни носят черные шляпы, а хорошие парни скачут на белых лошадях». Вот общий уровень интеллектуальных оценок в отношении «белой» и «черной» магии. Если вы умеете читать между строк, то, должно быть, заметили, что я не

Из книги Гиперборейское учение автора Татищев Б Ю

2.24. Витязь на распутье или древнейшая «Инструкция по технике безопасности». Однако перед тем, переходя к третьей главе и завершая изложение собственно самого «Учения Замкнутого Креста», давайте вспомним ещё один древний текст. Текст, наверняка, более древний, чем даже

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

«Древнейшая диковина в Перу» В 1549 году Педро де Сьеза де Леон, испанский конквистадор и первый историк Перу, выехал из недавно основанного го-Рода Лима в глубь континента, к Андскому хребту. Он отправился на поиски Тиауанако, слухи о котором достигли испанских

Из книги Аюрведа для начинающих. Древнейшая наука самоисцеления и долголетия автора Лад Васант

Древнейшая наука самоисцеления и долголетия Посвящается маме, отцу, Сатгуру-Хамбир-Бабе и дорогому Папу, учившему меня пониманию жизни, любви, состраданию и

Из книги Магия Любви и Черная Магия автора Давид-Неэль Александра

Александра Давид-Неэль Магия Любви и Черная Магия Предисловие Я долго колебалась, точнее не решалась в течение нескольких лет публиковать эту книгу из-за некоторых чудовищных по своей сути фактов, описанных в ее пятой и, особенно, шестой главах. Снова оказавшись в Азии,

Из книги Учение храма. Том I автора Автор неизвестен

КАРМА НАРОДОВ Когда наконец люди осознают истину о существовании неумолимого закона Кармы – закона причин и следствий, – и этот закон будет положен в основу всех форм управления, тогда не будет больше ни войн между нациями, ни революций в пределах их собственных границ.

Из книги Эниология автора Рогожкин Виктор Юрьевич

Эниология - древнейшая наука современности Чудес на свете не бывает. У самосознания природы, каковым является на Земле человек, должно быть универсальное зрение: в расчете не только на пространство, но и на время. Все дело в уровне развития того или иного планетарного

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Карма народов 02.01.34 Ведь время сейчас небывалое, когда Карма народов определяется во всей силе своей. Великие события идут, и возгордившимся придется испить горькую чашу. В тиши многое открывается внутреннему взору, и видишь, как собирается вековая Карма и как творит

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Судьба народов] Всякого рода «фобства» и «фильства» одинаково несправедливы, когда они простираются на целый народ. В каждой нации есть свои положительные и отрицательные черты. И сейчас многие народности выявляют свои далеко не привлекательные стороны.Все

Из книги Легенды Азии (сборник) автора Рерих Николай Константинович

Душа народов В пене океанских волн каждый неопытный мореход находит хаос и бесформенное нагромождение, но умудренный опытом ясно различает и законный ритм и твердый рисунок нарастания волны. Не то же ли самое и в пене смятения народов? Также было бы недальновидно не

Из книги Величайшие загадки и тайны магии автора Смирнова Инна Михайловна

МАГИЯ НАРОДОВ ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ АЗИИ Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом

Из книги Магия воды. Чудесные исцеления автора Филатова Светлана Владимировна

Магия воды у древних народов Стихию воды как одну из главных сил природы выделяли все древние народы, но понимание данной субстанции и способы ее использования у них не всегда совпадали. Для всех цивилизаций общими моментами были применение воды в качестве магического,

Из книги Тайная война Атлантиды автора Козловский Сергей

Разобщение народов Два жреца погрузились в раздумье, Изучая ветвление линий - Линий времени в сферах наземных, Линий судеб живущих на Гее. Наконец, взоры магов скрестились. «Ничего - первый жрец молвил снова - Мы к победе придем по-другому. Хватит взращивать армии

Из книги Криптограммы Востока (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

Карма народов Ведь время сейчас небывалое, когда Карма народов определяется во всей силе своей. Великие события идут, и возгордившимся придется испить горькую чашу. В тиши многое открывается внутреннему взору, и видишь, как собирается вековая Карма и как творит

Эта тема поднимается регулярно. Пытливые умы альтернативных исследователей не могут пройти мимо бездарных с точки зрения не только расчетов, но и здравого смысла тонкостенных орудий с излишними элементами. Предлагаю посмотреть очередные два ролика на эту тему и еще раз ознакомиться с версией назначения этих «пушек».

Ниже привожу небольшой список из примеров древних якобы пушек, многие из которых не разу не стреляли, либо стреляли один раз (что привело к их разрушению).


Бомбарда Штирии (Pumhart von Steyr). Изготовлена была в начале 15 веке. Пушка сделана из металлических полос, скрепленых обручами, как бочка. Калибр 820, вес 8 тонн, длина 259 см., стреляла 700 килограммовыми ядрами на 600 метров при заряде 15 кг. пороха и возвышении 10 градусов. Хранится в военном музее в Вене.
Стенки очень тонкие, ядро непомерно тяжелое. Кто-нибудь делал расчеты – могла такая бомбардира стрелять ядрами такой массы? Причем, не один раз-два раза.


Безумная Грета (Dulle Griet). Названа в честь графини Фландрской Маргариты Жестокой. Как и предыдущая, изготовлена из полос. Производство мастеров города Гента, калибр 660 мм., вес 16,4 тонн, длина 345 см. В 1452 году была применена при осаде города Оденарде, причем была захвачена осажденными как трофей. Обратно в Гент попала в 1578, где хранится и по ныне под открытым небом.
У этого экземпляра есть даже история, легенда. Стенки из полос железа так же тонкие для такого калибра.


Дарданнельская Пушка. Отлита в 1464 году матером Муниром Али. Калибр 650 мм., вес 18,6 тонн, длина 518 см. Сохранившаяся пушка является копией отлитой несколько раньше (в 1453) венгерским мастером Урбаном. Пушка, отлитая Урбаном, сделала всего несколько выстрелов по осажденному Константинополю, после чего треснула. Этого однако хватило, что бы разрушить стену. Сохранившаяся копия долго хранилась в тайне, пока в 1807 году не была применена против британского флота в Дарданнельской операции. В 1866 году султан Абдулазиз подарил пушку королеве Виктории и она ныне хранится в форте Нельсон в Англии.


Для чего нужны подобие «шестерни» на стволе и разборная конструкция «пушки» на резьбовом соединении? Для чего ее половинить? И какой оснасткой разбирать? В полевых условиях?


Толстуха Мег (Mons Meg). Подобно поохожим европейским пушкам того времени, изготовлена из металлических полос мастером Жеаном Комбьером для герцога Бургундского Филиппа Доброго. В 1449 подарена королю шотландии Джеймсу 2 и хранится в Эдингбургском Замке. В 1489 использовалась при осаде замка Дамбертон. Калибр 520 мм., вес 6,6 тонн, длина 406 см. Дальнобойность снарядом весом 175 кг при заряде 47,6 кг пороха и возвышении 45 градусов 1290 метров.
Так тонкоствольная для такого калибра.


Самую знаменитую в нашей стране пушку нет нужды представлять. Из всех представленных ниже она самая крупнокалиберная (1586 год, калибр 890 мм., вес 36,3 тонн, длина 534 см.). За всю историю было изготовлено только 2 орудия большего калибра – американский «Маленький Дэвид» (914 мм. 1945 год) и английская «Мортира Маллета» (в честь создателя Роберта Маллета, 910 мм, 1857 год). Может не все знают, но в Артиллерийском Музее есть еще 2 пушки работы Чохова и еще 2 в Стокгольме (захвачены при поражении Петра 1 под Нарвой).

Я не утверждаю, что это не артелерийские орудия. Да, некоторые из них стреляли. Но я не исключаю, что это находки, либо поздние изделия по найденным экземплярам, которые стали использовать как пушки при захвате, переделе территорий.
В роликах выше озвучена версия для чего могли использовать эти тонкостенные «пушки» с каменными ядрами. Эту версию озвучивал и я в статье

Смотрим на печи для обжига и измельчения породы при производстве извести, цемента и на одну из старинных пушек

Там и там мы видим выступы по окружности «ствола» для опоры на ролик при вращении.

Чем не пушка? После катаклизма, если потомки найдут такое – с большой вероятностью начнут применять как оружие, а не как оборудование.


В современных печах выкладывают внутри огнеупорным кирпичем. Возможно, в якобы «мортирах» и «бомбандирах» так же его применяли.


Технологический процесс сейчас выглядит так.

При том объеме каменного строительства античного мира, да и кирпичной европейской цивилизации, печей для обжига и измельчения извести должно быть много. Возможно, в эти «пушках» лишь измельчали породу, помещая туда каменные ядра, а обжигали шихту в «башнях»:

Схема современной печи

Но может быть, и сам принцип измельчения породы в древних «пушках» - это тоже приспособление находок под нужды того времени, возможно, параллельно с военным. А первоначально их конструкция – что-то более сложное даже для нас.




Top