Джексон поллок произведения. Поллок не делал эскизов перед написанием картины

Если в детстве вы мечтали заляпать краской стены и пол, но родители вам запрещали и считали это вредной бессмыслицей, то пора разорвать этот шаблон. Ведь примерно таким образом создавал свои картины Джексон Поллок (Jackson Pollock) – деятель искусства ХХ века. Он просто клал на пол холст, ходил вокруг него кругами и размахивал кисточкой с краской словно волшебной палочкой.


Картины Поллока до сих пор вызывают множество вопросов и заставляют подумать над тем, нужен ли вообще выдающийся талант, чтобы рисовать так, как это делал он. Был ли художник настоящим гением или всего лишь человеком, который шёл по пути наименьшего сопротивления, желающим привлечь к себе внимание новыми и необычными для того времени идеями?

Чтобы пролить хотя бы каплю света на этот вопрос, взглянем на страницы жизни и на картины Джексона Поллока и узнаем, как проходило его творческое становление.

В детстве он не отличался большими способностями к рисованию, и никто не мог даже на секунду представить, что он может стать лидером абстрактного экспрессионизма. Тем не менее, его юные годы были насыщены различными событиями: то семья в очередной раз переезжала с места на место, то его отец менял профессию, то сам будущий художник становился случайной жертвой собственного приятеля, который ненароком отрубил ему фалангу пальца. Все эти происшествия и неожиданности оказались такими яркими и насыщенными, что становится понятно, почему свои будущие картины Джексон Поллок стал рисовать в столь необычном стиле, который не похож ни на какой другой.

Он предпочитал стандартным инструментам художника льющуюся краску, палочки и другие разнообразные предметы и чувствовал единение с картиной только тогда, когда она лежала на полу, а не была прикреплена к мольберту. В сознании Джексона Поллока материальное и неощутимое, пространство в реальности и на картине создавали особый мир, в котором царила идеальная гармония.

Поллок интересовался песчаной живописью индейцев Навахо, для которых она являлась частью некоторых ритуалов. Кроме того, у него было несколько «ориентиров», художников-вдохновителей, чье творчество оказало влияние на его собственный стиль. Среди них можно назвать Хосе Клементе Ороско и Диего Ривера.



В 1943 году на выставке, организованной Пегги Гуггенхайм, была представлена «Стенографическая фигура» - чуть ли ни самая странная и в то же время уникальная картина Джексона Поллока.

Другая известная работа художника – «№ 5, 1948». Уже в 2006 году она была продана за 140 миллионов долларов. Эта картина Джексона Поллока стала самой дорогостоящей на то время.



Стоит сказать, что еще в годы, когда Поллок учился в Высшей школе прикладных искусств, один из преподавателей пробудил в юноше интерес к теософии. Остаётся только догадываться, насколько сильное влияние на мировоззрение и психику юного художника оказало это оккультное движение, ведь в дальнейшем он стал страдать алкоголизмом, побывал в психиатрической больнице и, судя по всему, не раз пребывал в состоянии глубокой депрессии, так как с годами картины Джексона Поллока становились темнее и мрачнее. Но многие люди, наблюдавшие за тем, как проходил процесс создания, говорили, что работа художника была больше похожа на медитацию, а сам мастер словно пребывал в состоянии глубокого транса.

В творчестве Джексона Поллока бушуют эмоции, оно отражает его самые страшные кошмары, гнетущее впечатление от психиатрической больницы, отчаяние из-за неспособности справиться с пагубным влиянием алкоголя. Но в то же время его картины отражают стремление художника к будущему, и его желание измениться к лучшему, и надежда, что когда-то жизнь станет для него радостной и счастливой.

Драматическая судьба Джексона Поллока привлекла внимание режиссёра Эда Харриса, и уже в 2000 году мир увидел фильм . Сюжет кинокартины охватывает с 1941 по 1956, предлагает зрителям окунуться в исполненную болезненных и чувственных моментов жизнь художника и посмотреть на то, как именно создавал свои самые известные картины Джексон Поллок. Художника сыграл сам Эд Харрис. Фильм вызвал много сумбурных и сильных эмоций у публики, а потому ему присудили несколько премий, в том числе «Оскар» в одной из номинаций.

Сегодня мы вряд ли сможем оценить, насколько значимо было для зрителя XX века появление в искусстве феномена Джексона Поллока. Творчество художника было новым взглядом на искусство, глотком свежего воздуха, чем-то решительно новым, дерзким и вызывающим, контрастирующим с классическими представлениями о живописи.

Но за прошедшие десятилетия появилось много художников, которые стремятся повторить его уникальный стиль. Новые мастера за основу берут манеру художника и преобразовывают ее на свой лад. Они убеждены в том, что Поллок больше уделял внимание не тому, что рисовать, а тому, как это делать.

Современному человеку «льющаяся техника» не покажется инновационной и столь впечатляющей. Хотя многие последователи Джексона Поллока научились рисовать не просто палочками и льющимися красками, но и глазами, носами и даже кое-чем поинтереснее. Но при этом каждый из них пользуется чуть ли ни главным заветом, который оставлял художник:

«Я думаю, что картинами нужно наслаждаться как музыкой. Они могут вам понравиться, а могут не понравиться. Но в целом не нужно воспринимать это слишком серьезно»

В августе 1949 года крупнейший американский журнал «Лайф» задавал на своих страницах вопрос: "Кто такой Поллок?"

Художник, ставший лидером современного американского Шарлатан, чьи полотна рождены разумом, деформированным алкоголизмом? Удачный финансовый проект - плод заговора группы арт-критиков? Тон статьи был попеременно то насмешливым, то уважительным. Кажется, что однозначных ответов не существует и сегодня.

Джексон Поллок. Биография

Весь его недолгий жизненный путь кажется художественным перфомансом, одной из главных тем которого является воплощение Родившийся в многодетной нищей семье, Поллок занял место на Олимпе культурной жизни. Джексон Поллок появился на свет 28 января 1912 года в штате Вайоминг. Он пытался поступить на военную службу, но был изгнан за драку. На военных курсах он пристрастился к алкоголю, несмотря на действие «сухого закона».

Эта зависимость сопровождала художника всю жизнь, влияя на повороты судьбы. В 1928 году он начал посещать занятия в Высшей школе прикладных искусств в Аризоне, но вскоре был отчислен оттуда из-за проблем с дисциплиной. Поступив на учёбу к Томасу Бентону, он становится приверженцем авангардной живописи, попадая под влияние и Хосе Ороско. После знакомства с работами Пикассо Поллок определяет главным направлением своего творчества символический абстракционизм.

Сикейрос и Юнг

На семинарах, которые вел мексиканский художник Альфаро Сикейрос, он впервые пробует различные способы нанесения краски: разбрызгивание и распыление. Впоследствии именно такая техника ляжет в основу капельного метода, с помощью которого Поллок, художник, отрицавший фигуративность, создаст самые знаменитые свои полотна.

Алкоголизм к началу 40-х годов превратился для Поллока в болезнь, требовавшую обращения к психологам. Он попал в клинику к Джозефу Хендерсону, который был сторонником учения Юнга, основанного на влиянии подсознания на поступки человека. Эти идеи оказали заметное влияние на Поллока - большинство его картин рождались на стыке продуманных и бессознательных действий.

Две женщины

Знакомство с миллионершей Пегги Гугенхейм, ставшей почитательницей его таланта и первой покупательницей его творений, стало толчком для возникновения известности, которой вскоре достиг Поллок. Художник стал считаться одним из основоположников нового течения - абстрактного экспрессионизма.

Курс лечения дал временное уменьшение тяги к спиртному, и в личной жизни Поллока произошли благотворные изменения. В 1944 году он женится на Ли Краснер, верной подруге и единомышленнице, которая попыталась создать приемлемые условия для творчества.

Льющая техника

Дриппинг (англ. drip - капать, лить по капле) - так критики стали называть технику, которую применял Поллок. Картины представляли собой большие древесноволокнистые листы, постеленные на пол. Художник наносил на них краску нужного цвета в виде капель и брызг, не прикасаясь к поверхности кистями или мастихином. Иногда он применял для создания нужной текстуры песок или битое стекло.

Процесс создания композиций напоминал тем, кто мог его наблюдать, магический танец. Некоторые критики находили в нем сходство с ритуалами индейцев, подчеркивая истинно американский характер живописи. Вспоминают, что, работая, художник постоянно слушал джаз. Импровизационный характер этой музыки отчетливо виден в его композициях.

Принцип работы художника представлялся сочетанием двух аспектов: управляемого - намеренного выбора направления движения, и бесконтрольного - формы и объёма капель. Джексон настаивал на существовании общего замысла и понятия конечного результата, отрицая рождающий живопись хаос. Здесь важны названия, под которыми выставлял свои картины Поллок. Художник часто присваивал им порядковый номер или обозначал датой, когда они были закончены. Но встречались и несущие четкую идею названия: «Белый свет», «Галактика», «Осенний ритм», «Лиловый туман».

Признание и смерть

Полотна Поллока стали появляться на самых престижных выставках, приобретаться авторитетными музеями современного искусства, становились объектами серьезного исследования специалистов. Но пристрастие к алкоголю продолжало разрушительное действие. Его семейная жизнь разрушилась, в творчестве стали более отчетливы мрачные мотивы.

11 августа 1956 года автомобиль, за рулем которого был Поллок в состоянии сильного опьянения, врезался в дерево. Была это трагическая случайность или обдуманный шаг, не удалось выяснить, хотя одна из двух спутниц художника осталась жива.

После Поллока

В 2006 году самым дорогим в мире живописным произведением, проданном на открытом аукционе, стало панно «№5, 1948». Автором его был Поллок. Картины, за которыми охотятся музеи современного искусства и частные коллекционеры - не единственное наследство художника. Его имя стало культовым и до сих пор вызывает ожесточенные споры. Для одних он - символ свободы творчества, для других - шарлатан и дилетант, олицетворение духовного кризиса современной цивилизации.

Значимость такого явления, как лидером которого считается Поллок, будет обсуждаться каждым новым поколением критиков и зрителей, но место его в истории искусства неоспоримо.

Абстрактное творчество американского художника Пола Джексона Поллока, еще при жизни принесло ему не только громкую славу, но и бурное негодование ряда критиков, утверждавших, что его работы не имеют ни малейшего отношения к области искусства.

Родился будущий лидер абстрактного экспрессионизма 28 января 1912 г. Место жительства семьи менялось часто, т. к. ее глава не мог определиться с постоянной профессией, и на момент рождения Пола, Поллоки проживали в городе Коуди штата Вайоминг.

Особенного таланта к живописи у юноши не было, он понимал это, но «американский» характер еще больше убеждал поступить вопреки «правилам», и в шестнадцать лет Пола зачислили в лос-анджелесскую Высшую школу прикладных искусств. Учеба длилась около года, на протяжении которого ученик вел себя безобразно, за что и был отчислен из заведения.

Переезд в Нью-Йорк, предпринятый Поллоком в 1930 г., стал решающей вехой не только в его творческой судьбе, но и началом личной трагедии, связанной с непреодолимым влечением к алкоголю. Уроки живописи у Томаса Бентона, художника, отстаивавшего реалистическое направление, повлияли на стиль ранних картин Поллока («Ночное пастбище»), но, к сожалению, алкоголизм учителя пагубно отразился и на подопечном.

На протяжении 1930-х гг. Поллок занимается поиском индивидуального стиля, предметная живопись в его творчестве постепенно исчезает, становится заметным влияние европейского авангарда, но «озарение» приходит в … психиатрической больнице, куда он попал после сильнейшего запоя. В 1938 г., помещенный в лечебницу Поллок, заполнил множество альбомов, в которые он перенес свои кошмары и видения, посетившие его из области запредельного. Теперь, «творческий союз» с этим миром, сначала сделает художника знаменитым, а затем потребует непомерно высокую плату – жизнь.

Набросками, созданными в психбольнице, Поллоку удалось доказать, что упреки в отсутствии у него каких-либо способностей к рисованию – безосновательны, т. к. в передаваемых им образах, свободно угадывались прототипы реальных вещей.

В лечебнице художник принял решение порвать с пагубной зависимостью, для чего обратился к учениям Юнга и Фрейда, причем так основательно, что теории этих психоаналитиков, во взаимодействии с «обновленным» сознанием, и стали, практически, той базой его творчества, которая принесла ему известность.

Знаковой оказалась встреча художника с Джоном Грехэмом, сотрудником музея Метрополитен, заинтересовавшимся мистической стороной живописи Поллока; вскоре музейный смотритель сыграл немаловажную роль в создании нового образа художника, который не просто создает картины, но и общается с потусторонним миром. Через Грехэма Поллок познакомился с Ли Краснер – художницей, ставшей позже ему женой, и «гидом» в мире нью-йоркского художественного авангарда.

Новые знакомства Поллока позволили ему принять участие в выставке, организованной в 1943 г. Пеги Гугенхейм, и его картина «Стенографическая фигура» была хорошо воспринята критикой, а в конце того же года состоялась первая персональная выставка художника, на которой он вкусил первые плоды настоящей славы. В этот период у Поллока как раз выработался свой индивидуальный стиль абстрактной живописи. Также специалисты отметили, что при всей оригинальности его манеры, в картинах ощутимо присутствует сюрреализм, а вместе с ним и гротескные образы Пикассо.

Несмотря на то, что передовая американская публика с восторгом приняла работы Поллока, его картины на тот момент не имели финансового успеха, за исключением произведения под названием «Номер 5. 1948» (на данный момент сумма, уплаченная на аукционе за эту работу, остается рекордной).

В 1945 г., после официального брака с Ли Краснер, пара поселилась на Лонг-Айленде, где начался самый плодотворный период его творчества, и открытие т. н. «капельного» способа создания произведений, который и принес ему мировую известность. При всей «революционности» такого метода, не следует забывать, что «капельная техника» уже использовалась Максом Эрнстом, а с разными способами нанесения материалов на поверхность, Поллок экспериментировал ранее под руководством мексиканского мастера Сикейроса.

К 1951 г. прежняя техника показалась художнику несостоятельной, он сосредотачивает творческие поиски в новом направлении, сочетая абстракции с сюрреализмом. В этот период краски на полотнах стали «темнеть», а затем, и вообще уступили место черному цвету. Депрессия усиливалась, закончилась двухлетняя «передышка» от алкоголя.

К середине 1950-х гг., Поллок практиковал широкие штрихи, выполняя их энергичными движениями. Произведения иногда всего лишь нумеровались, и это, по мнению автора, должно было представить зрителю саму «сущность» картины.

Откладываемый со дня на день трагический финал, к которому двигался художник, не выходивший из «алкогольного тумана», произошел 11 августа 1956 г., когда он разбился в аварии, управляя собственным автомобилем. Бытует версия, что это могло быть самоубийство.

Крупнейший американский художник-авангардист, основатель абстрактного экспрессионизма.

Детство и юность

Джексон родился в Вайоминге, в многодетной семье шотландско-ирландского происхождения; мальчик был младшим из пяти сыновей. В детстве с ребёнком случилось несчастье: его друг случайно отрезал ему кончик указательного пальца правой руки во время игры на лесопилке.

В 1927 году Джексон поступил на Службу подготовки офицеров резерва (Reserve Officers" Training Corps). В этом же году, несмотря на юный возраст, он всерьёз пристрастился к спиртному. Осенью будучи в подпитии он ударил одного из студентов во время строевой подготовки и был за это отчислен. Стоит отметить, что это был период «Сухого закона», однако подросток не упускал ни одной возможности раздобыть нелегальную выпивку.

Начиная с 1928 года Поллок стал посещать Высшую школу прикладных искусств в Аризоне. Один из учителей, Джон Швамковски, познакомил ученика с абстракционизмом и посвятил в основы теософии. Джексон увлёкся трудами Джидду Кришнамурти и Рудольфа Штайнера. Однако в связи с дисциплинарными нарушениями Поллок был выдворен и из Высшей школы.

В 1930-м году по достижении восемнадцатилетия художник отправился в Нью-Йорк вместе с братом Чарльзом. Вместе они поступили на учёбу к Томасу Бентону, ведущему представителю американского мурализма и риджионализма в живописи. В этот период работы Поллока обнаруживают значительное влияние Диего Ривера и Хосе Клементе Ороско. Однако после изучения сюрреализма и работ Пикассо, его творчество приобретает символическую направленность.

Год спустя отец Поллока умер, и это означало для художника беспросветную бедность. В свободное от учёбы время ему приходилось трудиться разнорабочим и иногда подворовывать еду, он неоднократно попадал в передряги. Всё это происходило на фоне Великой депрессии. В его письмах брату можно найти такие строчки: «Меня не раз били. Дважды я угодил в тюрьму, где, конечно, голодал днями. Но зато какой огромный опыт!»

Становление художника

В 1935 году в США началась реализация программы поддержки художников. Несмотря на неоконченное образование, пол неё попал и Поллок. Он получил стипендию 100 долларов в месяц, взамен он обязан был предоставлять государству по одной картине раз в два месяца.

Материальная поддержка позволила Поллоку записаться на семинары, организованные мексиканским художником-монументалистом, коммунистом и политэмигрантом Дэвидом Альфаро Сикейросом. Студент стал посещать его Лабораторию современных живописных техник Laboratory of Modern Techniques in Art. Именно там он стал экспериментировать с нетрадиционными материалами, писать автомобильной краской и эмалью, использовать баллончики. Благодаря Сикейросу он впервые попробовал разбрызгивать краски по холсту и освоил аэрограф. Однако из-за вовлечённости в политические процессы – Сикейрос поручал ученикам рисовать транспаранты для коммунистических демонстраций – у Поллока начались серьёзные неприятности. Ему урезали стипендию, и пришлось давать подписку, что он не состоит ни в одной левой организации.

В 1939 году, окончательно превратившись в алкоголика, Поллок попал на лечение к психоаналитику юнгианского толка Джозефу Хендерсону. По его настоянию художник в течение полутора лет выплёскивал свои страхи и переживания на бумагу, за этот период накопилось три альбома рисунков. Врач использовал их для демонстрации работы бессознательного. Идеи Юнга произвели на художника неизгладимое впечатление и в дальнейшем он нашёл им применение в своём творчестве.

В 1941 году Поллок вошёл в круг художников, увлекающихся сюрреализмом и автоматическим письмом – бессознательным способом получения изображения в результате монотонно повторяющегося действия. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, художницей Ленор «Ли» Краснер. Сюрреализм и психоанализ всегда были тесно связаны друг с другом, и, увлечённый юнгианец, Поллок с головой окунулся в эксперименты. Он также завязал дружбу с выходцем из России, куратором Джоном Грэхэмом. Тот открыл для Поллока искусство Брака, Матисса, Модильяни, Пикассо. Последний произвёл колоссальное впечатление на Поллока и в особенности «Герника».

В 1943 году состоялось знаменательное событие, открывшее художнику дорогу в мир: он приобрёл влиятельнейшую покровительницу в лице коллекционерки и миллионерши Пегги Гугенхейм, основательницы Музея Соломона Гуггенхейма. Она продемонстрировала работу Поллока «Стенографическая фигура» широкой публике, а затем помогла организовать первую персональную выставку. О подающем надежды живописце начали говорить СМИ, самые строгие критики встретили его с воодушевлением, в том числе – сам Пит Мондриан, назвавший «Фигура» самой интересной из увиденных им картин. Кроме того, одну из ранних работ Поллока – «Волчица» – приобрёл Музей современного искусства (МоМА).

Чуть позже Пегги заказала Поллоку огромную фреску для своего дома размерами 6 на 2,7 метра. По совету Марселя Дюшана художник решил писать не на стене, но на холсте, чтобы работа была транспортабельной. Он никогда ранее не выполнял таких масштабных проектов и прокрастинировал в течении многих месяцев, в отчаянии созерцая пустой холст. Поллок вновь впал в депрессию, однако, когда его, наконец, посетило вдохновение, он управился с работой в течение суток. После успеха «Фрески» он стал писать исключительно монументальные полотна, гигантомания стала его отличительной чертой. Никто из европейских авангардистов никогда не создавал картин таких размеров.

Абстрактный экспрессионизм

В 1944 году Поллок женился на художнице-единомышленнице Ли Краснер и обосновался с супругой в городке под названием Спрингс, что в Ист Хэмптоне. Пара приобрела скромный двухэтажный фермерский дом с сараем, который художник преобразовал в мастерскую.

В 1947-м Пегги Гугенхейм решила уехать в Европу и направила Поллока к Бетти Парсонс, художнице, коллекционерке и арт-дилеру, известной своей любовью к новейшим авангардным веяниям.

В том же году после долгих исканий Поллок создаёт принципиально новую технику живописи, заключающуюся в кажущеся-хаотичном разбрызгивании красок. Он расстилал гигантские холсты прямо на полу и капал на них красками, не прикасаясь кистью к поверхности. Позднее арт-критики стали называть его метод попросту дриппингом («разбрызгиванием»), но художник употреблял собственное наименование – «льющая техника». В СМИ Поллока стали называть Джеком Разбрызгивателями (Jack the Dripper – игра слов и аллюзия на Джека Потрошителя (Jack the Ripper)).

По признанию Поллока, работа непосредственно на полу позволяла ему в прямом смысле этого слова окунаться в творчество: «На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, её частью, я могу ходить вокруг неё, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри неё». Он никогда не работал с мольбертами и подрамниками, редко прибегал к кистям – их ему очень скоро заменили палочки, шпатели, совки и просто льющаяся из банки краска. Он также использовал посторонние материалы – битое стекло и песок.

Несомненно, ему было известно о песчаной живописи Навахо. Коренные американцы сохранили ритуальный обычай, заключающийся в создании своеобразных картин из песка. Примеры таких картин экспонировались в Музее Современного Искусства ещё в 1940 году. Клемент Гринберг, подметивший родство работ навахо и Поллока, назвал последнего «очень американским» художником.

Принцип работы Поллока заключался в сочетании управляемого (движений его тела, выбираемого направления) и неуправляемого (свободно капающей краски). Многие критики, журналисты и искусствоведы полагали, что в его работе присутствует элемент случайности, те, кому довелось наблюдать за процессом работы, сравнивали его с шаманизмом, неким ритуальным действом. Но Поллок упорно отрицал подобные интерпретации. «Никакого хаоса, чёрт побери!» – возмутился он однажды после прочтения негативного отзыва молодого итальянского критика; это ругательство вошло в анналы истории и было процитировано в сотнях монографий и статей. В его картинах каждый жест выверен и продуман: «Техника – это средство достижения определенной цели. Когда я пишу, у меня есть ясная общая идея того, что я хочу сделать. Я контролирую распределение цветных пятен, здесь нет случайности…».

Начинающий фотограф Ханс Намут, ставший свидетелем создания одного из значительных полотен, так описывал этот загадочный процесс: «Влажный забрызганный холст застилал весь пол… Стояла полная тишина. (…) Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял чёрную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива. Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: «Вот и все.»

Порвав со станковой живописью и разработав свою неповторимую манеру письма, Поллок возглавил течение под названием абстрактный экспрессионизм. Впервые этот термин был применён Альфредом Барром по отношению к Кандинскому ещё в 1936 году. В американском искусствоведении понятие закрепил Роберт Коэтс в выставочном каталоге 1946 года.

Метод Поллока коренился в так называемой «живописи действия» (action painting), появившейся благодаря немецкому иммигранту Гансу Хофману в 1945 году, художнику и преподавателю, у которого училась Ли Краснер. В американском искусствоведении этот термин ввёл в обращение в 1952 году искусствовед Гарольд Розенберг – он приписывал возникновение action painting Поллоку как человеку, превратившему этот живописный метод в революционное авангардистское течение. «Поворотный момент наступил тогда, когда было решено рисовать ради того, чтобы рисовать, – писал Розенберг в ARTnews, – движение на холсте было жестом освобождения от ценностей – политических, эстетических, моральных». (The big moment came when it was decided to paint "just to paint." The gesture on the canvas was a gesture of liberation from value-political, aesthetic, moral).

Успех

Первая персональная выставка в Галерее Бетти Парсонс принесла художнику большой финансовый успех и стала настоящей сенсацией. Журнал Life (выпуск от 8 августа 1949 года) окрестил Поллока выдающимся американским художником своего поколения и величайшим со времён Миро. Статья, посвящённая художнику, занимала целых четыре страницы. Благодаря этой публикации он в буквальном смысле проснулся знаменитым, однако слава привела к появлению целой армии завистников. Некоторые из вчерашних друзей отвернулись от Джексона и стали соперниками.

Заработав репутацию настоящей звезды от авангардизма, Поллок оказался в самом эпицентре художественной жизни и возглавил новое течение, получившее название абстрактный экспрессионизм. Этот жанр вырос из зародившегося в 1940-е абстрактного сюрреализма с его принципом автоматического письма, хотя сам термин впервые возник ещё в 1919 году в немецкой арт-критике. Предтечей этого направления можно считать раннего Кандинского, орфистов, отчасти дадаистов. Суть его весьма точно сформулировал куратор Карл «Чарли» Рурберг: «освобождение от правил, освобождение от формализма, от господства линейки и циркуля, но в первую очередь – освобождение свободно струящегося цвета от доктринёрских законов формы». Художник встал в один ряд с такими выдающимися представителями данного направления, как Виллем де Кунинг, Барнетт Ньюмен и Марк Ротко.

Поллоку как нельзя лучше удалось выразить эстетические принципы абстрактного экспрессионизма, благодаря ему дриппинг стал стилистическим каноном жанра. Кроме того, он сумел переосмыслить художественное наследие Старого Света и преодолеть изолированность и провинциальность американской арт-сцены. «Я не понимаю, почему проблемы современной живописи не могут быть решены здесь так же, как где бы то ни было» – говорил художник.

Однако критики не были единодушны в своей оценке работ Поллока и разделились на два непримиримых лагеря: одни считали его гением, другие – дилетантом и выскочкой. Так, Олдос Хаксли сравнил его «Собор» с обоями, профессор Грин из Йельского университета заявил, что работы художника могли бы стать неплохим дизайном для галстуков, а некий журналист охарактеризовал увиденное так: «это похоже на вычесанный колтун».

Ясно было одно: художник стал живым воплощением американской мечты, человеком, родившемся в нищей многодетной семье разнорабочего, пробившимся на культурный Олимп. До Поллока своего собственного авангардного искусства у США попросту не было. О нём писали журналы «Глаз тигра» («The tiger’s eye»), «Иконография» («Iconography»), «Новая иконография» («The new iconography»), «Возможности» («Possibilities»), «Искусство и архитектура» («Arts & Architecture»), «Новости искусства» («Art news»). Немаловажно и то, что уже к концу сороковых годов Поллока стали всерьёз изучать искусствоведы. Заметки о нём стали появляться в академической периодике, его работы и методы стали объектом исследований.

Хотя Бетти Парсонс обеспечила Поллоку интернациональное признание, она не смогла выгодно продать ни одной его работы. Поэтому в начале 1950-х художник прекратил сотрудничество с ней и обратился к Сиднею Дженису, богатейшему коллекционеру и владельцу собственной галереи, располагавшейся в том же здании на 57-й улице и на том же этаже, что и галерея Парсонс. Дженис выставлял как американских, так и европейских авангардистов – Клее, Миро, Боннар. Ему удалось на время наладить финансовое положение Поллока – одну из его картин он продал за 8000 долларов, что по тем временам – изрядная сумма.

После Поллока. Влияние на мировую культуру

В 1950 году Поллок создал серию из шести работ, среди которых – знаменитые «Галактика», «Белый свет», «Лиловый туман» и «Осенний ритм», ставшую самой узнаваемой и дорогостоящей. В том же году его картины выставлялись в рамках двадцать пятой биеннале в Венеции. Однако даже в периоды подъёма депрессия и тяга к алкоголю не оставляли художника. "Поллок был очень тяжелым человеком, – писала Пегги Гуггенхейм в своих мемуарах. – Он пил слишком много и в это время становился очень неприятным человеком, можно сказать, дьяволом. Когда я жаловалась на это Ли Краснер, она мне отвечала, что у него есть также и ангельские стороны, и это было правдой. Он походил на животное, попавшее в ловушку. Ему не стоило никогда покидать Вайоминг, где он родился".

Болезни отразились и на творчестве: после 1951 года цветовая палитра Поллока претерпела серьёзные изменения: краски стали мрачнее, темнее. В этот период появляются «Глубина» и «Синие столбы».

В 1955 году Поллок совершенно забрасывает живопись из-за алкоголизма. По удивительному совпадению в этом же году Сидней Дженис организует ретроспективную выставку «15 лет Джексона Поллока». Художник меж тем заводит роман с юной натурщицей Рут Клигма. Годом спустя от него уходит Ли Краснер.

11 августа 1956 года Поллок погиб в автокатастрофе по причине нетрезвого вождения. Ему было всего 44 года. Вместе с ним разбилась одна из его пассажирок, другая – серьёзно пострадала. Художник, живший «на грани» и ставший американской звездой, умер как и положено звезде.

Практически сразу после трагедии государство начало спекулировать его искусством. США решили использовать абстрактный экспрессионизм в качестве идеологического оружия, воплощения американских ценностей. В то же самое время Клемент Гринберг, человек, являвшийся наиболее последовательным пропагандистом творчества Поллока, называл его «проклятым сталинистом от начала и до конца». Издатель «Art News», Томас Хесс говорил, что для правых Поллок был вырожденцем, а для крайне левых – символом «буржуазного разложения».

Два года спустя крупнейший куратор Аллен Кэпроу опубликовал в том же самом «Art News» исследование под заголовком «Наследие Джексона Поллока», в котором убедительно обосновал влияние художника на формирование поп-арта. Это эссе стало подлинным манифестом нового поколения художников, и заканчивалось оно поистине пророческими словами «такой – и это совершенно ясно – будет алхимия шестидесятых годов».

В 1959 году одна из работ Поллока – «Собор» – попала на Американскую Национальную Выставку в СССР. Одной-единственной картины хватило для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на советских нонконформистов. Немногим позже Юлий Злотников и художники его круга стали применять похожую живописную технику и добиваться аналогичных результатов, за что получили в прессе звание «советских абстрактных экспрессионистов». Речь, впрочем, не идёт о прямом подражании, скорее – о коллективном оммаже.

В 60-е годы фигура Поллока стала культовой. Его «живопись действия» оказала огромное влияние на расцветший в этот период акционизм; такие феномены, как хеппенинг или перфоманс, были бы невозможны без открытия дриппинга, без установления связи между движением, телом и живописью. «Живопись действия» Поллока стала предтечей перфоманса, поскольку уже сама по своей сути являлась им, а полученный результат – готовая картина – его документацией. Его методы были также переосмыслены легендарной японской художественной группой «Гутаи» и частично применялись в искусстве энвайронмента. Наконец, очевидна прямая связь дриппинга и граффити.

В 1973 году его поздняя работа «Выгляди как обезьяна» (1953) была продана за два миллиона долларов – колоссальные деньги по тем временам. С тех пор цены на его работы – в особенности дриппинг-периода – неуклонно росли.

В XXI веке Джексон Поллок стал одним из самых дорогостоящих художников всех времён и народов. В 2006 году картина «Номер 5» 1946 года была продана на аукционе Сотбис за 140 миллионов долларов, что сделала её самой дорогой в истории.

В Подделка картин Джексона Поллока

Новость из мира искусства

Джексон Поллок. Номер 5. 1948

Открываю новую рубрику Новости из мира искусства - ничего личного .
Первым сообщением был рассказ о краже и находке картины русского мариниста-пейзажиста А.П. Боголюбова http://galik-123.livejournal.com/64769.html .
А вот пришла и вторая новость от 2 декабря 2014 года:
Москва. 2 декабря. INTERFAX.RU - Житель Нью-Йорка признался в продаже поддельного произведения Джексона Поллока, сообщает The New York Times.
54-летнего Джона Ре обвиняли в продаже десятков картин, которые он выдавал за произведения таких художников, как Поллок и Виллем де Кунинг. По данным стороны обвинения, на продаже подделок ему удалось заработать около $2,5 млн, часть из которых была потрачена на покупку подлодки. Ре признал свою вину только по одному из пунктов - продаже поддельного Поллока. Мужчине грозит до 10 лет лишения свободы. Приговор ему вынесут в апреле.
Примечательно, что подлинность подводной лодки, которую купил Ре, тоже ставится под сомнение. Мужчина утверждает, что она была создана крупнейшим американским авиа- и судостроителем Lockheed Corporation и раньше использовалась военными. По словам Ре, он купил ее за $70 тысяч и потратил около миллиона долларов на ее модернизацию.
Полный текст сообщения: Американец купил подлодку на деньги от продажи поддельного Джексона Поллока - Интерфакс .

О художнике Джексоне Поллоке

Самая известная и самая дорогая картина американского абстракциониста Джексона Поллока 1948 года, под названием "Номер 5. 1948" была продана в 2006 году на аукционе Sotheby’s за $140 млн. Дэвид Гиффен, знаменитый кинопродюсер и коллекционер, продал её мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу. Полотно "Номер 5" стало самой дорогой картиной в мире. Эта сумма до сих пор остается самой крупной из когда-либо уплаченных за картину. Впервые в десятку самых дорогих произведений искусства попало произведение, созданное после второй мировой войны. С этого периода искусство принято считать современным. Раньше самыми дорогими художниками в мире были импрессионисты и постимпрессионисты: Ван Гог, Пикассо. Затем в первой строчке списка появилось полотно модерниста Густава Климта стоимостью $135 млн. Из старых мастеров в списке есть только одно полотно Рубенса стоимостью $76 млн.
Джексон Поллок родился в Коди, шт. Вайоминг 28 января 1912 года. Он вырос в рабочей семье и был самым младшим из пяти сыновей. Поллока дважды исключали из Высшей школы прикладных искусств в Лос-Анджелесе. В 1930 году он перебрался в Нью-Йорк, где в течение трех лет обучался в Лиге молодых художников на курсе Томаса Харта Бентона. В 1936 году он устроился на работу в экспериментальную мастерскую "Юнион Сквэр" мексиканского мастера по фресковой живописи Дэвида Сикейроса. Это сыграло решающую роль в формировании его как художника. Под руководством Сикейроса он начал экспериментировать с использованием нетрадиционных материалов, например малярных красок, и практиковаться в применении революционных способов нанесения краски на поверхность - распыления, разбрызгивания и капания. Позднее, в 1941 году, Полок посетил выставку индейской песчаной живописи в Музее естественной истории, которая вдохновила его на изобретение метода наложения краски на основе энергичных, широких штрихов.
Его техника нанесения красок на полотно, названная "живописью действия", снискала ему прозвище Джек-Каплеметатель (англ. Jack the Dripper по аналогии с Jack the Ripper - Джек-Потрошитель). Произведение "Номер 4" (Number 4) 1951 года является примером использования данного метода. На протяжении всей своей жизни Поллок страдал от алкогольной зависимости и погиб в автомобильной катастрофе, находившись за рулем в нетрезвом состоянии, 11 августа 1956 года. Наиболее известные полотна Поллока были созданы в 50-е годы, в период интенсивной творческой деятельности.

Джексон Поллок. Лавандовая дымка: Номер 1 (Lavender Mist: Number 1) 1950


Джексон Поллок. Осенний ритм: Номер 30 (Autumn Rhythm: Number 30) 1950


Джексон Поллок. Номер 4: Number 4. 1951


Голубые полюса: Номер 11 (Blue Poles: Number 11) 1952


Джексон Поллок. Глубина. 1953




Top