Эдуард хиль экипаж одна семья. Эдуард Хиль: песни длиною в жизнь

На уроке мы рассмотрим, как на практике применяется открытая генетикой закономерность в медицине и сельском хозяйстве, узнаем основы селекции организмов, как селекция способствует выведению пород животных с необходимыми для человека признаками.

Ко-неч-но, вряд ли такой при-знак поз-во-лил бы этому пе-ту-ху вы-дер-жи-вать кон-ку-рент-ную борь-бу и есте-ствен-ный отбор в окру-жа-ю-щей среде. Но этот при-знак за-ин-те-ре-со-вал че-ло-ве-ка, и эта по-ро-да была со-зда-на. Кроме этого, от-ли-ча-ют-ся до-маш-ние формы от диких еще и своей очень боль-шой пло-до-ви-то-стью, это то глав-ное ка-че-ство, ради ко-то-ро-го че-ло-век и стал со-зда-вать эти по-ро-ды. К примеру, яй-це-нос-кость кур по-ро-ды белый лег-горн со-став-ля-ет около 350 яиц в год, а яй-це-нос-кость их ди-ко-го пред-ка бан-ки-вской ку-ри-цы со-став-ля-ет 18-20 яиц в год (рис.2).

Рис. 2. Курица породы белый леггорн и банкивская курица ()

Из этих при-ме-ров можно вы-ве-сти за-да-чи со-вре-мен-ной се-лек-ции, к ним от-но-сит-ся:

1. По-лу-че-ние новых вы-со-ко-уро-жай-ных и устой-чи-вых к за-бо-ле-ва-нию пород жи-вот-ных и сор-тов рас-те-ний.

2. По-лу-че-ние эко-ло-ги-че-ски пла-стич-ных сор-тов и пород, то есть тех, ко-то-рые могут жить в раз-лич-ных эко-ло-ги-че-ских усло-ви-ях.

3. По-лу-че-ние пород и сор-тов, удоб-ных для про-мыш-лен-но-го вы-ра-щи-ва-ния и ме-ха-ни-зи-ро-ван-ной убор-ки.

Воз-ник-ла се-лек-ция на заре че-ло-ве-че-ства, при-мер-но 20-30 тысяч лет тому назад, когда люди стали слу-чай-ным об-ра-зом одо-маш-ни-вать жи-вот-ных, ко-то-рые их окру-жа-ли. Глав-ным кри-те-ри-ем было то, что жи-вот-ные могут раз-мно-жать-ся в нево-ле и имеют до-ста-точ-но хо-ро-ший ха-рак-тер, их удоб-но со-дер-жать. Это и послужило пред-по-сыл-кой развития науки се-лек-ции. Ши-ро-кое одо-маш-ни-ва-ние на-ча-лось где-то в 8-6 веках до нашей эры, и уже в тот мо-мент были одо-маш-не-ны все из-вест-ные сей-час жи-вот-ные и окуль-ту-ре-ны рас-те-ния, но это еще была не наука. Пи-о-не-ром науки се-лек-ции в нашей стране был Ни-ко-лай Ива-но-вич Ва-ви-лов (рис. 3).

Рис. 3. Н.И. Вавилов (1887-1943) ()

Ва-ви-лов счи-тал, что в ос-но-ве се-лек-ции лежит пра-виль-ный выбор для ра-бо-ты ис-ход-но-го ма-те-ри-а-ла, ге-не-ти-че-ское раз-но-об-ра-зие и вли-я-ние окру-жа-ю-щей среды на про-яв-ле-ние на-след-ствен-ных при-зна-ков при ги-бри-ди-за-ции ор-га-низ-мов. В по-ис-ках ис-ход-но-го ма-те-ри-а-ла для по-лу-че-ния новых ги-бри-дов Ва-ви-лов ор-га-ни-зо-вал в 1920-30 годы де-сят-ки экс-пе-ди-ций по всему зем-но-му шару. Во время этих экс-пе-ди-ций ему с кол-ле-га-ми уда-лось со-брать более по-лу-то-ра тысяч видов куль-тур-ных рас-те-ний и огром-ное ко-ли-че-ство сор-тов. К 1940 году во Все-со-юз-ном ин-сти-ту-те рас-те-ние-вод-ства на-счи-ты-ва-лось уже 300 тысяч об-раз-цов. В на-сто-я-щее время кол-лек-ция по-сто-ян-но по-пол-ня-ет-ся и ис-поль-зу-ет-ся для по-лу-че-ния новых сор-тов на ос-но-ве уже из-вест-ных. Ис-сле-дуя по-лу-чен-ный во время экс-пе-ди-ции ма-те-ри-ал, Н.И. Ва-ви-лов при-шел к от-кры-тию опре-де-лен-ной за-ко-но-мер-но-сти, ко-то-рая и стала ге-не-ти-че-ской ос-но-вой се-лек-ции. Эта за-ко-но-мер-ность по-лу-чи-ла на-зва-ние «закон го-мо-ло-ги-че-ских рядов на-след-ствен-но-сти». Фор-му-ли-ров-ка этого за-ко-на, ко-то-рую пред-ло-жил сам Н.И. Ва-ви-лов: «Ге-не-ти-че-ски близ-кие роды и виды ха-рак-те-ри-зу-ют-ся сход-ны-ми ря-да-ми на-след-ствен-ной из-мен-чи-во-сти с такой пра-виль-но-стью, что, зная ряд форм в пре-де-лах од-но-го вида, можно пред-ви-деть на-хож-де-ние па-рал-лель-ных форм у дру-гих род-ствен-ных видов и родов. Чем более близ-ки виды и роды си-сте-ма-ти-че-ски, тем пол-нее сход-ство в рядах их из-мен-чи-во-сти».

Эту слож-ную фор-му-ли-ров-ку можно про-ил-лю-стри-ро-вать, на при-ме-ре се-мей-ства зла-ко-вых (рис. 4), куда вхо-дят хо-ро-шо из-вест-ные вам пше-ни-ца, рожь, яч-мень, рис, ку-ку-ру-за.

Рис. 4. Семейство злаковых ()

У этого се-мей-ства име-ет-ся ряд при-зна-ков, ко-то-рые про-сле-жи-ва-ют-ся у раз-ных видов, от-но-ся-щих-ся к этому се-мей-ству. К таким при-зна-кам от-но-сят-ся на-ли-чие ози-мых форм, крас-ная окрас-ка у зер-но-вок, на-при-мер, крас-ная окрас-ка встре-ча-ет-ся и у ржи, и у пше-ни-цы, и у ку-ку-ру-зы. Точно так же ози-мые формы встре-ча-ют-ся и у пше-ни-цы, и у ржи. Вот это и по-слу-жи-ло ос-но-вой от-кры-тия этого за-ко-на. Закон го-мо-ло-ги-че-ских рядов спра-вед-лив не толь-ко для рас-те-ний, но и для жи-вот-ных. Так, на-при-мер, яв-ле-ния аль-би-низ-ма на-блю-да-ют-ся и у че-ло-ве-ка, и у мле-ко-пи-та-ю-щих, и даже у птиц (рис. 5).

Рис. 5. Явление альбинизма ()

Закон, открытый Вавиловым, имеет практическое зна-че-ние, его можно разобрать на кон-крет-ном при-ме-ре: у растения лю-пи-на плоды со-дер-жат очень боль-шое ко-ли-че-ство белка, и люпин (рис. 6) мог бы быть очень цен-ной кор-мо-вой куль-ту-рой, но его се-ме-на со-дер-жат опас-ный ядо-ви-тый ал-ка-ло-ид.

Рис. 6. Люпин многолетний с семенами ядовитого алкалоида ()

По-это-му при-ме-нять люпин в ка-че-стве кор-мо-вой куль-ту-ры было невоз-мож-но. Од-на-ко из-вест-но, что дру-гие пред-ста-ви-те-ли се-мей-ства бо-бо-вых: горох, бобы, лю-цер-на, соя - не имеют та-ко-го гена. Зна-чит, можно преду-га-дать, что и у лю-пи-на воз-мож-на му-та-ция вот в такую без-ал-ка-ло-ид-ную форму. И дей-стви-тель-но, се-лек-ци-о-не-рам уда-лось по-лу-чить без-ал-ка-ло-ид-ную форму лю-пи-на, и сей-час люпин ак-тив-но ис-поль-зу-ет-ся в сель-ском хо-зяй-стве как пре-крас-ная кор-мо-вая куль-ту-ра (рис. 7).

Рис. 7. Кормовые сорта люпина ()

Мы рассмотрели историю возникновения новой, ин-те-рес-ной, а самое глав-ное - очень по-лез-ной и прак-ти-че-ски зна-чи-мой науки се-лек-ции, ее основные задачи. В ходе сле-ду-ю-щих наших уроков мы более по-дроб-но узна-ем о ме-то-дах селекции и ра-бо-тах Н.И. Ва-ви-ло-ва.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - Дрофа, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
  1. Genetics-b.ru ().
  2. Google Sites ().
  3. Moykonspekt.ru ().

Домашнее задание

  1. Что такое селекция?
  2. Каковы основные за-да-чи со-вре-мен-ной се-лек-ции?
  3. О чем говорит закон гомологических рядов наследственности?

4 сентября известному эстрадному и оперному певцу Эдуарду Хилю исполнилось бы 83 года, но 5 лет назад он ушел из жизни.

В 1960-х гг. он был одним из самых знаменитых советских исполнителей. Еще тогда он записал песню без слов, которая позже стала его визитной карточкой и причиной второй волны популярности – «Я очень рад, ведь, наконец, возвращаюсь домой…», или «Трололо», как ее стали называть в народе. Когда в 2009 г. видео с исполнением этого вокализа выложили на Youtube, его услышали за рубежом, и популярность Хиля обрела новые масштабы, а Мистер Трололо стал интернет-мемом.


Эдуарда Хиля часто называли баловнем судьбы, хотя на самом деле жизнь его не баловала. Его детство пришлось на военные годы, мать с отчимом остались на оккупированных территориях, а мальчика удалось эвакуировать под Уфу. Эдуард Хиль вспоминал: «Я в детстве был очень застенчивым. Маменькиным сынком. А когда война началась, попал в детский дом, с семи лет выживал сам. В детском доме, конечно, свои законы с паханами и командирами. Надо было лавировать. И драться приходилось. Голодное было время, жестокое». Несколько раз он пытался сбежать на фронт, помогал медсестрам в госпитале, выступал перед ранеными. Возможно, именно потому, что в детские годы Хилю пришлось пережить столько трудностей, впоследствии он отдавал предпочтение только оптимистическим и жизнеутверждающим композициям.


Легендарный Мистер Трололо

Прежде чем поступить в Ленинградскую консерваторию, Эдуард Хиль занимался в вечерней музыкальной школе и в оперной студии Дворца культуры. Поначалу на концертах он пел только классику, но позже стал исполнять и эстрадную музыку. После записей на телевидении на певца обрушилась невероятная популярность. Его пластинки расходились миллионными тиражами, и вся страна пела его песни «У леса на опушке…», «Я шагаю по Москве», «На безымянной высоте», «Как провожают пароходы», «Не плачь, девчонка!» и другие.


Эдуард Хиль с сыном и женой, балериной Зоей Правдиной



В 1980-х гг. для Эдуарда Хиля наступили тяжелые времена: Ленконцерт прекратил свое существование, многие артисты остались без работы. Певец выступал с концертами в провинции, но семью это не спасало. Хиль уехал в Париж, где ему предложили место солиста в труппе кабаре «Распутин», но долгое время не смог там находиться и решил вернуться на родину. В начале ХХI в. творчество Хиля неожиданно для него самого обрело вторую жизнь, и это произошло благодаря всего одной композиции.




Легендарный Мистер Трололо
На самом деле в этой песне изначально были слова, которые написал поэт Вадим Семернин. Но из песни пришлось все же сделать вокализ. Эдуард Хиль рассказывал: «С этой песней связана целая история. Для неё сначала были написаны стихи, но они были неудачные. То есть удачные, но в то время их нельзя было публиковать. Содержание было такое: «Я скачу по прерии на своём жеребце, мустанге таком-то, а моя любимая Мэри за тысячу миль отсюда вяжет для меня чулок». В то время опубликовать такое, конечно, не получилось, и мы с композитором Аркадием Ильичом Островским решили – что ж, пусть это будет вокализ». В результате от слов осталось одно лишь название – «Я очень рад, ведь, наконец, возвращаюсь домой…».


Самый жизнерадостный певец советской эстрады


Человек-легенда Эдуард Хиль |
Этот вокализ исполняли и Муслим Магомаев, и Валерий Ободзинский, и Янош Коош, но известным на весь мир стало видео с Эдуардом Хилем, снятое в 1976 г. В 2009 г. эта запись появилась в интернете, и она в течение нескольких месяцев набрала более 5 млн просмотров и 13 000 комментариев. Песня стала трендовой, а Эдуарда Хиля за рубежом прозвали Мистером Трололо. Отрывки из этого видео использовали во многих комедийных шоу и телепередачах, Хиль стал героем первой серии десятого сезона мультсериала «Гриффины».


Сам певец о своей международной славе узнал случайно – от своего внука, и был очень удивлен такому ажиотажу вокруг песни, записанной в 1960-х гг. Но Хиль к этой новости отнесся с юмором: «Все это очень хорошо. Я теперь хочу выступать не под именем Эдуарда Хиля, а под псевдонимом Трололомэн. По крайней мере, рассматриваю этот вопрос».


Самый жизнерадостный певец советской эстрады
В последние годы его часто приглашали на телевидение и в столичные клубы, и Мистер Трололо стал популярным персонажем среди молодежи, которая тут же превратила его в интернет-мем. В сети появилось столько пародий на «Трололо», что это стало похоже на международный флеш-моб. В нем принимали участие даже звезды – так, лауреат премии «Оскар», актер Кристофер Вальц тоже записал свой вариант этой песни. Отрывки с выступлением Хиля вставляли в известные фильмы в самые драматичные моменты, отчего мем стал еще более популярным.

Однако близкие певца уверены в том, что эта невероятная популярность обернулась для него обратной стороной: из-за постоянных нагрузок и беспрерывных выступлений Эдуарда Хиля подвело здоровье, и в апреле 2012 г. он был госпитализирован с инсультом, а в ночь на 4 июня его сердце перестало биться. С его уходом завершилась целая эпоха в истории эстрадной песни, но даже спустя 5 лет после гибели певца его знаменитая песня не теряет своей популярности и приобретает все новых и новых поклонников.


Человек-легенда Эдуард Хиль

Эдуард Анатольевич Хиль - советский и российский эстрадный певец, народный артист РСФСР.

Эдуард Хиль родился 4 сентября 1934 года в Смоленске. Эта дата указана в документах. Сам Хиль говорил, что родился в 1933 году. Во время эвакуации документы были утеряны и при оформлении новых была допущена ошибка.

Когда нацистская Германия напала на Советский Союз, Эдуард Хиль вместе с другими детьми Смоленска был эвакуирован. Он попал в детский дом посёлка Раевский под Уфой.

В 1943 году, после освобождения Смоленска от оккупации, мать отыскала его. Мальчик находился в тяжёлом состоянии: он был сильно истощён и не мог самостоятельно ходить.

Эдуард Хиль занимался изобразительным искусством. В 1949 году решил переехать в Ленинград, поступать в Мухинское художественное училище. Но оказалось, что учиться там предстоит семь лет, в итоге Хиль поступил в Ленинградский полиграфический техникум.

Во время учёбы он занимался в оперной студии Дворца культуры им. Кирова и учился в вечерней школе музыкального образования. О прослушивании в студии Эдуард Хиль вспоминал: «Я пел арию Сусанина, мне казалось, что у меня бас. И к моему такому огорчению, когда прослушали, сказали, что лирический баритон, ни какой не бас. Я сказал, нет, баритоном я не хочу петь. И меня распределили в класс профессора Ольховского, он был заведующим кафедрой вокального отделения. И тогда я обнаружил, что действительно баритон - это царский голос, что огромное количество оперных партий для баритона - это и Онегин, и Фигаро, и Реглета».

В 1960 году окончил Ленинградскую консерваторию и начал выступать как солист Ленконцерта.

Творчество

После окончания консерватории продолжил выступать в оперной студии. Исполнял партии Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и в «Севильском цирюльнике» Россини, Януша из «Гальки» Монюшко, ведущие партии в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме», графа Эльфора в «Чёрном домино» Обера.

С этого времени начинается эстрадная карьера певца.

«Я учился два года на подготовительном, потом пять лет в консерватории, пел оперные партии и думал, что я буду оперный певец, понимаете. Но судьба так распределила, она подсказала мне - зайди-ка ты на концерт Клавдии Ивановны Шульженко . Она выступала в оперной студии, огромный зал, больше 2 тысяч человек. И вот я сидел в суфлерской будке, внимательно слушал Клавдию Ивановку Шульженко. И знаете, мне не нравились эстрадные исполнители, но когда я услышал Клавдию Ивановну, я понял, что это что-то такое необыкновенное», - рассказывал Хиль в интервью.

В 1962 году Хиль впервые выступил с эстрадным репертуаром на сцене ЦДРИ в Москве.

В 1965 году принял участие в Фестивале советской песни, где стал лауреатом конкурса артистов эстрады.

Песня «О друге» приносит популярность артисту, о нём узнают в Советском Союзе. Также хитами становятся «Лунный камень» на слова поэтессы Инны Кашежевой и «Море, море» на слова поэтов Игоря Шаферана и Михаила Танича .

В 1963 году выходит первая грампластинка Эдуарда Хиля. Затем появляются новые хиты: «Ходит песенка по кругу», «У леса на опушке…» , «Не плачь, девчонка», «Трус не играет в хоккей», «Голубые города».

В 1969 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышел первый долгоиграющий диск певца с детскими песнями-сказками.

Начиная с 1970-х годов к Хилю приходит настоящая известность, почти каждый год он участвует в телевизионных музыкальных фестивалях «Песня Года».

«Как-то закончил свой концерт, мы выходим с женой, а это было в театре Эстрады, и подходит машина. Я с цветами выхожу и моя жена, мы стоим, ждем машину. И я сажусь в машину, так машина трогается, я разговариваю с женой - поворачиваюсь, а ее нет. Оказывается мои поклонницы, они оттолкнули мою жену, сели и мы поехали», - вспоминает Хиль о том, как поклонницы часто не давали ему прохода.

С голосом Эдуарда Хиля ассоциируются такие известные песни, как «С чего начинается Родина», «У леса на опушке…», «На безымянной высоте», «А люди уходят в море», «Как провожают пароходы», «Ах, море, море», «Лесорубы», «Человек из дома вышел», «Ходит песенка по кругу», «Это было недавно, это было давно», «Голубые города», «Как хорошо быть генералом», «Берёзовый сок», «Солнечная баллада», «Два брата», «Лунный камень», «Пора любви», «Не плачь, девчонка», «Остаюсь ленинградцем» и др.

В начале 1980-х годов на Ленинградском телевидении Эдуард Хиль создал и вёл программу «У камина». Он рассказывал об истории классического русского романса и приглашал в студию преподавателей, студентов консерваторий.

В 1987—1989 гг. преподавал сольное пение в ЛГИТМиКе. Среди его учеников Олег Погудин и Евгений Дятлов .

Во времена распада СССР Хиль остался без средств к существованию. Когда развалился Ленконцерт, Хиль начал давать концерты в провинции, но это приносило ничтожно маленький доход. Тогда Хиль принял решение уехать во Францию.

Три года он подрабатывал в кафе «Распутин», снимал квартиру у знакомых эмигрантов.

В 1994 году Хиль принял решение вернуться на Родину. В Москве и Петербурге прошли юбилейные концерты певца, которые показали, что он по-прежнему популярен и любим своими почитателями.

В 1996 году Эдуард Хиль представил новый проект «Хиль и Сыновья», созданный совместно с его сыном - музыкантом и композитором Дмитрием Хилем . Певец стал выступать вместе с молодыми музыкантами группы «Препинаки». Первое выступление в Театре Эстрады оказалось очень успешным, за ним последовали долгие гастроли по стране и за границей, записи на телевидении.

Выступая с молодыми музыкантами, Эдуард Хиль по-новому представил свои популярнейшие в 1960—1970 годы песни, внеся в них современные аранжировки.

В 2004 году в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии с большим успехом прошёл концерт, посвящённый 70-летию народного артиста России Эдуарда Хиля.

В 2010 году Хиль пережил всплеск популярности в интернете. Хиль стал известен широким массам американских слушателей благодаря видеоклипу «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой».

Данный вокализ в США получил название «Trololo» и породил множество пародий.

«Я сидел дома, кажется, картошку чистил. Прибегает внук и говорит, мол, дедушка-дедушка, что же ты тут ерундой занимаешься, тебя же по интернету показывают. Какой-то американский молодой человек по прозвищу Коротышка запустил мою песню, которую я записал в 1966 году, и вдруг она стала хитом. И я не знаю даже, сколько миллионов посмотрело эту песню. В одночасье посыпались предложения из всех стран и городов», - рассказывал Хиль.

Хиль получил предложения совершить мировое турне. После появления ролика в американских блогах певец выступил в модном московском клубе, где исполнил свои знаменитые советские шлягеры. Молодёжная аудитория хорошо приняла выступление.

Эдуард Хиль участвовал в концертах вплоть до своей болезни в апреле 2012 года, от которой он так и не оправился.

8 апреля 2012 года Эдуард Хиль был госпитализирован. У певца произошёл инсульт, и он подключён к аппарату искусственной вентиляции лёгких. 4 июня 2012 года Эдуард Хиль умер в НИИ им. Поленова в Санкт-Петербурге. Был похоронен 7 июня 2012 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Личная жизнь

Был женат на балерине Зое Александровне Правдиной .

2 июня 1963 у них родился сын Дмитрий. Он пошёл по стопам отца - окончил хоровую капеллу Ленинградской консерватории, выступал в концертных залах, на радио и телевидении. Впоследствии раскрылся как композитор, сочинив ряд песен и романсов.

Награды

1962- Лауреат второго Всероссийского конкурса артистов эстрады;
. 1965 - Вторая премия международного фестиваля эстрадной песни в Сопоте;
. 1968 - Заслуженный артист РСФСР;
. 1971 - Орден Трудового Красного Знамени;
. 1974 - Народный артист РСФСР;
. 1976 - Премия Ленинского комсомола;
. 1981 - Орден Дружбы народов;
. 2009 - Орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени;
. Приз Утёсова
. 2010 - Премия «Степной волк» в номинации «интернет»;
. 2011 - Премия «Золотой граммофон» за песню «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой» .

Его жизнь легко смогла бы стать фильмом: захватывающим, полным разных событий, где было бы место горю и радости, забвению и славе.


На волне популярности

«AиФ»: – Эдуард Анатольевич, вас по праву можно назвать ветераном нашей эстрады. В чем секрет вашего успеха у публики? Кто диктует моду?

Эдуард Хиль: – Мода – явление скоротечное. Как можно объяснить, что через 45 лет вокализ Островского (благодаря ему певца прозвали Мистером Трололо. – Ред.) вновь стал популярен? Да еще и во всем мире! Никто не знает почему так произошло. На все воля Господа.

«AиФ»: – Кстати, вы хотели объявить конкурс на стихи к этому вокализу. Есть ли результаты?

Э. Х.: – Да, писем пришло много. И, что удивительно, писали и китайцы, и японцы, и даже латиноамериканцы, не говоря уже про европейские страны. Я сначала хотел спеть песню со словами сам. Но потом решил, что лучше будет, если они споют песню. Представляете, что может получиться, если все народы мира примут участие в ее исполнении и смогут спеть хоть по полкуплета! Это будет очень интересно!

«AиФ»: – У вас сейчас началась новая волна популярности. Все мечтают пригласить вас выступить с концертом. Куда собираетесь?

Э. Х.: – Прежде всего, я хочу побывать там, где я ни разу не был, может быть, в Гренландии, например. (Смеется.) Или там, где мне нравится. Я люблю бывать в тех местах России, о которых у меня хорошие воспоминания.

«AиФ»: – Небось, многих губернаторов лично знаете?

Э. Х.: – Петербурга и Ленинградской области знаю. Вот сейчас сказал, и слух резануло: Петербург и Ленинградская область. Мы живем в страшное время – время катастроф. Но неизвестно, что страшнее: природные катаклизмы – жара и холод – или то, что происходит в головах людей. Я даже не знаю, то ли наша Солнечная система так пагубно влияет на нас, то ли мы на нее. Наверное, она отвечает нам на нашу неразбериху и ненасытность.

Смена поколений

«AиФ»: – Кстати, о природных катаклизмах. Как вы перенесли недавнюю жару? В Москве жить было невозможно: температура за сорок и смог…

Э. Х.: – Я как раз был в эти дни в Москве. Когда сорок градусов – это ужасно. Я в это время выступал на 60-м этаже здания Moscow city перед строителями. Конечно, кроме меня, там было много артистов.

«AиФ»: – Как вы себя чувствуете в окружении сегодняшних певцов?

Э. Х.: – Мне любопытно за ними наблюдать. Некоторых мне жаль, они-то думают, что занимаются искусством, а на самом деле все и не так совсем. И мне жаль людей, которые смотрят это. Сначала, когда зарождался шоу-бизнес, все решили, что будет что-то новое. Но потом выяснилось, что многие зрители и сами могут спеть лучше, да и выглядеть на сцене намного интереснее. А что нам показывает ТВ? На разных каналах одни и те же лица. Я думал, что это только мое мнение, а потом оказалось, что так и другие думают.

«AиФ»: – Но кто-то вам нравится из этого поколения?

Э. Х.: – Варум, Валерия, Юля Началова, Долина Лариса вообще все может спеть. Из мужчин очень нравится Женя Дятлов. Он у меня учился вокалу. Пришел с рок-музыкой, но я его переубедил, и теперь он поет романсы. Есть еще один певец, который учился у меня. Это – Олег Погудин . Они оба – яркие представители этого поколения и совершенно индивидуальны.

Зигзаги судьбы

«AиФ»: – Но преподавали вы недолго, если мне не изменяет память. Почему?

Э. Х.: – Я преподавал 12 лет. Наверное, это не так и мало. Но вспоминать очень приятно. Я вообще люблю сидеть в жюри на конкурсах.

«AиФ»: – И как вам роль судьи?

Э. Х.: – Помню, были случаи, когда артисты, впоследствии добивавшиеся огромной известности, выступали на конкурсах неудачно. И наоборот. Победители в лучшем случае становились концертмейстерами. Поэтому награждать стараюсь всех. А вдруг талант не замечу. (Смеется.)

«AиФ»: – А что еще нравится делать?

Э. Х.: – Смотреть фильмы. Мой любимый режиссер – Никита Михалков . Он мне нравится и как актер, и как гражданин нашей страны. Это редкое сочетание.

«AиФ»: – Какие его фильмы любите?

Э. Х.: – «Утомленных солнцем», «Обломова».

«AиФ»: – А в вас от Обломова что-нибудь есть?

Э. Х.: – (Улыбается.) Мне кажется, что он сидит в каждом русском человеке. В какой-то период человек трудится, старается, созидает, спешит, а приходит домой и начинает думать, анализировать: «А для чего все это?». И это не лень, а манера жить. И от этого никуда не деться. Как никуда не деться от памяти предков, она в наших генах сидит. Я вспоминаю праздничные застолья из своего детства. Еды не было, но в праздники с себя готовы были последнюю рубашку снять. На столе должна была стоять выпивка, но не было пьянства.

Дела семейные

«AиФ»: – Вы всю жизнь живете со своей супругой Зоей Александровной. А как вы с ней познакомились?

Э. Х.: – Зоя Александровна была балериной. Мы с театром поехали на гастроли в Курск. И однажды вся наша консерваторская оперная студия купалась и резвилась, а Зоя сидела, и это выглядело так романтично, что я не удержался и совершил неслыханно дерзкий по тем временам поступок. Хотя мы не были близко знакомы, я подошел к ней и поцеловал ее на глазах у всей театральной труппы. Она была в шоке и закричала на меня: «Да как вы смеете?!». Она была девушкой из очень интеллигентной семьи, куда уж мне, деревенщине! Гастроли закончились. Мы встретились первого сентября, а первого декабря уже поженились. Произошло это 52 года тому назад.

«AиФ»: – Мне кажется, вам очень повезло. Ваш сын – композитор. Так что проблем с репертуаром у вас быть не может.

Э. Х.: – Да, это так. Он талантливый музыкант. Мне очень нравятся два его цикла: один посвящен юбилею Великой Отечественной войны, а другой – Петербургу в разные времена года. Я раньше думал: «Почему Пушкин так любил осень?». И благодаря этому циклу смог понять, такого обилия красок нет ни в одном времени года. Это же пир для глаз и для души!

«AиФ»: – У вас есть внук Эдуард. Неужели будет Эдуард Хиль-младший?

Э. Х.: – (Улыбается.) А почему бы и нет. Ему сейчас очень нравится петь. Но ведь не каждый может стать известным певцом. Отец его, может быть, научит играть на кларнете или на саксофоне.

Связь времен

«AиФ»: – Вы живете в уникальном доме с удивительной судьбой, историей и архитектурой. Как вы в нем оказались?

Э. Х.: – В этой квартире жил смотритель дома по фамилии Коль. Мы даже смеялись, он – Коль, я – Хиль. И в этом доме есть разные квартиры. Есть с площадью 600 метров, а есть совсем крошечные по метров 30. Я оказался здесь через многочисленные обмены. Но первоначально в этом доме мне показывали совсем другую квартиру. И вдруг мне сказали, что здесь есть еще одна, в которой уже много лет никто не живет. Я пришел в домоуправление и узнал, что такой квартиры в документах нет. Видимо, после смерти Коля ее на учет так и не поставили. Дом этот необычный. В нем была специальная система отопления. В стенах были пустоты, по которым пускали теплый воздух. И еще в квартирах были печки или камины.

«AиФ»: – А у вас что было?

Э. Х.: – Была огромная с полкухни финская печка, из которой мы сделали камин. Когда переделывали печь, нашли старинные кирпичи. А на них были надписи «Хиль из Гельсиндорфа».

«AиФ»: – Вот мы и до вашей фамилии добрались. Говорят, она у вас испанская?

Э. Х.: – Есть несколько версий. Одна из них такая. 2000 лет назад на нашей территории жил царь Хилльвуд, то ли скандинав, то ли англичанин. А по другой версии после войны 1812 года, может, какой испанский легионер присмотрел себе белорусочку после битвы на Березине, да и остался жить в этих краях. У меня все предки из этих мест, из-под Бреста.

«AиФ»: – По-белорусски говорите?

Э. Х.: – Конечно.

«AиФ»: – Я вижу у вас на руке часы, говорят, вам их в ФСБ подарили?

Э. Х.: – Да. Я недавно выступал для ветеранов этой службы и пел для них – героев невидимого фронта. Но их интересовали не только мои песни, но и моя жизнь. Они хотели понять, как человек, пройдя через испытания войны, кровь и лишения, смог состояться.

«AиФ»: – И что же вы ответили им?

Э. Х.: – Говорят, все верят в Бога, но не всем верит Бог. Нужно сделать так, чтобы Бог тебе поверил.




Top