Эдуард хиль и тогда нам экипаж семья. Уехал в париж, чтобы выжить

В ночь на 4 июня в Российском институте имени Поленова скончался народный артист РСФСР Эдуард Хиль. Около месяца назад он был госпитализирован с диагнозом инсульт. Все это время врачи боролись за его жизнь, однако спасти артиста не удалось. Эдуарду Хилю было 77 лет.

Карьеру чуть не испортил Гагарин

Советский и российский эстрадный певец Эдуард Хиль родился 4 сентября 1934 года. Отец певца был механиком, а мама – бухгалтером. Детство Хиля было достаточно тяжелым. Когда Германия напала на Советский Союз, Эдуард вместе с матерью и отчимом (родители на тот момент уже развелись) жил в Смоленске. Мальчика вместе с другими детьми удалось эвакуировать буквально за полтора часа до того, как город был захвачен немцами. После этого он попал в детский дом.

В 9 лет Эдуард вместе с другом дважды пытался бежать на фронт, но оба раза их ловили и возвращали обратно. В тот период из-за постоянного недоедания у Хиля развилась дистрофия, и только бабушка смогла помочь ему вылечиться. Это было после того, как певец вновь встретился с родителями, а Смоленск уже освободили от оккупации.

После войны жизнь стала налаживаться. В 1960 году Хиль закончил Ленинградскую консерваторию и начал выступать как солист Ленконцерта.

Впрочем, восхождение певца к эстрадным вершинам проходило не без трудностей, пишет 1tvnet.ru . Например, однажды на концерте космонавт Юрий Гагарин попросил Хиля спеть песню "Как хорошо быть генералом". Артист стал петь, и вдруг все генералы, как один, поднялись и вышли из зала. Вскоре Хиля вызвали в Политуправление армии и сказали: "Все, годик отдыхаешь и от гастролей, и от телевидения".

При следующей встрече Гагарин узнал о случившемся, после чего пошел в Политуправление и объяснил, что эта песня не о советских генералах, а об итальянских… "Ах, так это о натовских генералах он пел? Ну, тогда можно", – сказали в организации.

В 1976 году Хиль получил признание в малознакомой с русским искусством Бразилии, где на международном конкурсе "Золотой петух" принес песне Андрея Петрова "А люди уходят в море" четвертую премию. Зрительские же симпатии бразильцев отдали русскому певцу безоговорочное первенство.

Эдуард Хиль стал первым исполнителем песен "Лесорубы" и "Лунный камень" Аркадия Островского, "Песни о друге", "Голубые города". Кроме того, Эдуард Хиль исполнял "С чего начинается Родина", "Я шагаю по Москве", "У леса на опушке…" и многие другие. Вскоре без участия Хиля не обходился ни один телевизионный "Голубой огонек".

Как Интернет влюбился в "трололо"

Новый виток популярности неожиданно пришел к певцу в 2010 году, в век новых технологий и Интернета. Бессловесная песня Эдуарда Хиля "Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой" (вокализ Аркадия Островского) попала на YouTube и меньше чем за месяц собрала более двух миллионов просмотров. Секрет успеха в том, что основной текст этой песни – непонятное "трололо", которое в течение нескольких минут исполняет Хиль, – уже несколько лет является популярным интернет-мемом, узнаваемым во всех странах мира. Жестикуляция и мимика исполнителя также не могла оставить зрителя равнодушным, и у Мистера Трололо, как его тут же прозвали, появились сотни тысяч молодых фанатов. А видеоклип стал настолько популярным, что пародию на него исполнил известный актер Кристоф Вальц, пишет "Росбалт" .

Интересно, что в первоначальном варианте песни текст был и звучал он примерно так: "Я скачу по прерии на своем жеребце, мустанге таком-то, а моя любимая Мэри за тысячу миль отсюда вяжет для меня чулок". Но в СССР песня о ковбоях не прошла цензуру, и тогда Хиль вместе с Островским решили сделать из нее вокализ.

Эдуард Хиль не ожидал от "трололо" такой популярности. Но именно этот видеоклип дал возможность певцу вновь попасть на экраны. Гостевая книга на персональном сайте Хиля была полна волнующих признаний от иностранцев: "Трололо, ты русский Фрэнк Синатра!", "Я бываю счастлив, только когда слушаю тебя!", "Спасибо, Трололо, я люблю тебя!", "Вы воплощение Бога!", "Здрасте из Германии! Господин Трололо, мы вас любим!". А некая девушка из Эстонии заявила даже, что готова отменить свадьбу со своим молодым человеком, если Хиль обратит на нее внимание.

Благодаря "трололо", вспомнились и другие песни Эдуарда Хиля. В 2010 и 2011 годах он часто появлялся на телеэкранах, выступал в предновогодних и юбилейных концертах. Сам же певец к такой популярности относился довольно спокойно, говоря: "Мне уже не 15 лет, чтобы хвататься за сердце от счастья".

Упоминание о смерти Эдуарда Хиля вошло в десятку топовых тем в мировом "Твиттере". "Не могу остановить слезы. Покойся с миром. Спасибо за подаренные нам улыбки. Пусть ангелы поют твои песни", – подобные комментарии на разных языках мира десятками тысяч оставляют поклонники под легендарным видеоклипом полюбившегося всем Мистера Трололо.


4 сентября известному эстрадному и оперному певцу Эдуарду Хилю исполнилось бы 83 года, но 5 лет назад он ушел из жизни. В 1960-х гг. он был одним из самых знаменитых советских исполнителей. Еще тогда он записал песню без слов, которая позже стала его визитной карточкой и причиной второй волны популярности – «Я очень рад, ведь, наконец, возвращаюсь домой…», или «Трололо», как ее стали называть в народе. Когда в 2009 г. видео с исполнением этого вокализа выложили на Youtube, его услышали за рубежом, и популярность Хиля обрела новые масштабы, а Мистер Трололо стал интернет-мемом.



Эдуарда Хиля часто называли баловнем судьбы, хотя на самом деле жизнь его не баловала. Его детство пришлось на военные годы, мать с отчимом остались на оккупированных территориях, а мальчика удалось эвакуировать под Уфу. Эдуард Хиль вспоминал: «Я в детстве был очень застенчивым. Маменькиным сынком. А когда война началась, попал в детский дом, с семи лет выживал сам. В детском доме, конечно, свои законы с паханами и командирами. Надо было лавировать. И драться приходилось. Голодное было время, жестокое ». Несколько раз он пытался сбежать на фронт, помогал медсестрам в госпитале, выступал перед ранеными. Возможно, именно потому, что в детские годы Хилю пришлось пережить столько трудностей, впоследствии он отдавал предпочтение только оптимистическим и жизнеутверждающим композициям.





Прежде чем поступить в Ленинградскую консерваторию, Эдуард Хиль занимался в вечерней музыкальной школе и в оперной студии Дворца культуры. Поначалу на концертах он пел только классику, но позже стал исполнять и эстрадную музыку. После записей на телевидении на певца обрушилась невероятная популярность. Его пластинки расходились миллионными тиражами, и вся страна пела его песни «У леса на опушке…», «Я шагаю по Москве», «На безымянной высоте», «Как провожают пароходы», «Не плачь, девчонка!» и другие.





В 1980-х гг. для Эдуарда Хиля наступили тяжелые времена: Ленконцерт прекратил свое существование, многие артисты остались без работы. Певец выступал с концертами в провинции, но семью это не спасало. Хиль уехал в Париж, где ему предложили место солиста в труппе кабаре «Распутин», но долгое время не смог там находиться и решил вернуться на родину. В начале ХХI в. творчество Хиля неожиданно для него самого обрело вторую жизнь, и это произошло благодаря всего одной композиции.





На самом деле в этой песне изначально были слова, которые написал поэт Вадим Семернин. Но из песни пришлось все же сделать вокализ. Эдуард Хиль рассказывал: «С этой песней связана целая история. Для неё сначала были написаны стихи, но они были неудачные. То есть удачные, но в то время их нельзя было публиковать. Содержание было такое: «Я скачу по прерии на своём жеребце, мустанге таком-то, а моя любимая Мэри за тысячу миль отсюда вяжет для меня чулок». В то время опубликовать такое, конечно, не получилось, и мы с композитором Аркадием Ильичом Островским решили – что ж, пусть это будет вокализ». В результате от слов осталось одно лишь название – «Я очень рад, ведь, наконец, возвращаюсь домой… ».





Этот вокализ исполняли и Муслим Магомаев, и Валерий Ободзинский, и Янош Коош, но известным на весь мир стало видео с Эдуардом Хилем, снятое в 1976 г. В 2009 г. эта запись появилась в интернете, и она в течение нескольких месяцев набрала более 5 млн просмотров и 13 000 комментариев. Песня стала трендовой, а Эдуарда Хиля за рубежом прозвали Мистером Трололо. Отрывки из этого видео использовали во многих комедийных шоу и телепередачах, Хиль стал героем первой серии десятого сезона мультсериала «Гриффины».




Сам певец о своей международной славе узнал случайно – от своего внука, и был очень удивлен такому ажиотажу вокруг песни, записанной в 1960-х гг. Но Хиль к этой новости отнесся с юмором: «Все это очень хорошо. Я теперь хочу выступать не под именем Эдуарда Хиля, а под псевдонимом Трололомэн. По крайней мере, рассматриваю этот вопрос ».



В последние годы его часто приглашали на телевидение и в столичные клубы, и Мистер Трололо стал популярным персонажем среди молодежи, которая тут же превратила его в интернет-мем. В сети появилось столько пародий на «Трололо», что это стало похоже на международный флеш-моб. В нем принимали участие даже звезды – так, лауреат премии «Оскар», актер Кристофер Вальц тоже записал свой вариант этой песни. Отрывки с выступлением Хиля вставляли в известные фильмы в самые драматичные моменты, отчего мем стал еще более популярным.


Однако близкие певца уверены в том, что эта невероятная популярность обернулась для него обратной стороной: из-за постоянных нагрузок и беспрерывных выступлений Эдуарда Хиля подвело здоровье, и в апреле 2012 г. он был госпитализирован с инсультом, а в ночь на 4 июня его сердце перестало биться. С его уходом завершилась целая эпоха в истории эстрадной песни, но даже спустя 5 лет после гибели певца его знаменитая песня не теряет своей популярности и приобретает все новых и новых поклонников.




А вот другому популярному в 1970-х гг. эстрадному певцу довелось пройти путь .

КОГДА абсолютно благополучный певец, как тогда говорили, «король советской песни», «мистер «Голубой огонек», без которого не обходился ни один кремлевский концерт, вдруг в одночасье исчезает с экранов телевизоров, это в 80-е могло означать только три варианта: «позорная» эмиграция, тюремный срок или… чего еще похуже. Все чудесным образом выяснилось в позапрошлом году, когда Эдуард Анатольевич Хиль отметил свой 70-летний юбилей и по этому поводу и в городе на Неве, где он живет и здравствует, и на Центральном телевидении прошли пышные торжества. А сегодня и вообще трудно себе представить афиши города без надписи «Эдуард Хиль», а еще чаще - «Хиль и сыновья».


…Трубку взяла его супруга. «Извините, но Эдуард Анатольевич сейчас… распевается. Ведь у него же концерты. Лучше приезжайте. Он журналистам не отказывает!»

ХИЛЬ - НЕ ХИЛЫЙ, А МОЛОДОЙ, ВЫСОКИЙ И КРАСИВЫЙ!

- ЭДУАРД Анатольевич, знаете, есть такая шутка: Ринго - стар, Дитер - болен, Эдуард - хил. Это к тому, что, мол, обессилела земля песенными талантами. Лет тридцать назад вас называли королем советской эстрады. А сейчас не видно, не слышно…

А Магомаева вы часто видите? А Синявскую? А Нестеренко вы слышите? Он поет в Австрии. А Володя Атлантов? Я его в Америке встретил, потрясающе поет! Сережу Захарова не показывают, Сережу Рогожина, Люду Сенчину… Ни они, ни я не можем состязаться с нефтяными магнатами, оплачивающими телеэфир своих девушек.

- Не будем о грустном. Недавно артист Святослав Ещенко рассказал забавный случай. Вы с ним выступали в совместном концерте, стояли за кулисами, и одна пожилая женщина из числа организаторов подлетела к вам с криками: «А вы кто такой?! У нас тут посторонним нельзя!!!» - «Я - Эдуард Хиль!» - «Врете! Хиль - молодой, высокий и красивый!» Байка?

- (Смеется.) Была такая история. Когда она услышала меня на сцене, узнала голос, потом очень переживала, извинялась… А вот раньше распрекрасное было время, когда все было наоборот - меня постоянно путали. Бывало, летим в самолете, мне чуть ли не каждый второй говорит: «Вы так похожи на певца… Хиля, ну как две капли воды!» Я смеюсь: «К сожалению, только похож!» А когда в итоге признавался, что я это я, - не верили. Ха-ха-ха! Приходилось петь…

- Кстати, многими замечено: у вас с годами абсолютно не изменился голос. Говорили, что вы учились у какого-то знаменитого профессора и в 100 лет сможете петь так, как в 20…

У профессора консерватории Ольховского. Это был действительно мастер высочайшего класса, певший в свое время с Шаляпиным и Собиновым. И когда он долго распевал нас, я его спрашивал: «Евгений Григорьевич, почему вы обращаете такое внимание на вокал, на постановку голоса, на дыхание, на резонаторы?» Он говорил: «Дорогой мой, вот когда тебе будет 45 лет, 60, - ты меня вспомнишь». Кстати, через много лет, когда в консерватории отмечали его столетие, я вел праздничный концерт, и приехали его ученики, некоторым из которых было за 80. Как они пели! Как чисто звучал их голос! Вот что значит школа.

- Первые же выступления на эстраде поставили вас в один ряд с самыми популярными эстрадными звездами того времени. Вам часом не с детства прочили певческое будущее?

Вовсе нет. В школе я неплохо рисовал, поэтому собирался поступать в Мухинское училище. Но учиться там нужно было целых семь (!) лет. И я сдал экзамены в… Ленинградский полиграфический техникум, а параллельно, в свободное время, ходил в музыкальную школу при Дворце культуры. И там у меня вдруг прорезался голос! Затем поступил на подготовительное отделение в консерваторию, поскольку захотел стать оперным и камерным исполнителем. На одной из репетиций на меня обратил внимание профессор консерватории Иван Иванович Плешаков, который сказал: «Молодой человек, вам непременно надо поступать в консерваторию». Через некоторое время я уже спел Фигаро в операх Россини и Моцарта. И тут…

- Его Величество Случай?

Он самый.

«НА ЭСТРАДУ МЕНЯ ПРИВЕЛО… ПЛАТЬЕ ШУЛЬЖЕНКО»

- ИТАК, как было дело, что вы «так низко пали» - ушли на «презренную эстраду»?

А я действительно эстраду на дух не переносил. Может, и не было бы эстрадного певца Эдуарда Хиля, если бы я случайно не попал на концерт Клавдии Ивановны Шульженко. Я смотрел на нее из суфлерской будки (помог один из приятелей), даже несколько раз дотронулся до ее платья. Но главное, я был просто ошарашен тем, как не очень молодая женщина с не очень сильным голосом заворожила весь зал.

И я поехал в Москву. Андрей Петров , писавший тогда музыку для кинофильма «Путь к причалу», дал мне ставшую потом знаменитой песню «О друге». Я записал, наверное, больше 40 вариантов, а Петрову все не нравилось. Он говорил: «Эту песню надо почти сипеть, почти хрипеть. Представь, что у тебя вообще нет голоса…» Наконец, когда уже действительно ничего от голоса не осталось и я прохрипел: «Если радость на всех одна…» - он остался доволен: «Вот-вот, так и надо». С этой песней я стал лауреатом конкурса артистов эстрады 1962 года. А когда вернулся в Ленинград, мне сказали: «Ну какие теперь романсы могут быть? Какая классика? Только эстрада!»

Песню «О друге» стали крутить на радио и по телевизору еще до выхода фильма на экраны. Песня стала популярной, а следом за ней и я. Несколько лет она была безусловным хитом. Потом мне удалось спеть еще много популярных песен: «Ходит песенка по кругу», «У леса на опушке жила зима в избушке», «Не плачь, девчонка», «Трус не играет в хоккей» и много других.

- При вашей бешеной популярности вас наверняка одолевали поклонницы?

А как же! Очень нервировали меня те бесцеремонные девушки, которые врывались в гримерку, когда я переодевался. Я просил, чтоб не входили, мол, переодеваюсь, на что мне отвечали, что они нестеснительные и очень хотят на меня посмотреть. Они нестеснительные, но я-то без штанов!.. Мне очень нравилось, как из подобных ситуаций всегда выходил сухим Юрий Владимирович Никулин. Мы с ним выступали в Ялте в одном концерте. Выдался свободный вечер, мы пошли в ресторан. Сели в уголке, чтоб нас особо не замечали, заказали отменные блюда, стали с аппетитом есть, разговорились за жизнь - хорошо сидели, вдруг к нему одна дама подскочила с просьбой потанцевать. Он отказался, она опять. Он снова ответил, что не танцует вообще, она не отошла от стола, тогда он сказал: «Понимаете, я не могу танцевать, у меня ноги нет!» Он постучал по ноге и незаметно губами изобразил стук о дерево. Девушка поверила и переключила свое внимание на меня. Я сказал, что тоже потерял ногу в одной аварии с Никулиным, и проделал тот же трюк со звукоподражанием. Только тогда она унялась, а мы еще долго хохотали.

ЧУТЬ НЕ СКУПИЛИ ОПТОМ БАШМАКИ ДЛЯ… ПОКОЙНИКОВ

- ЭДУАРД Анатольевич, если не секрет, откуда у вас такая красивая хитро-заморская фамилия - Хиль?

Я это выяснил. Один профессор разложил мне все по полочкам. Есть две версии. У одного из праславянских племен был такой царь Хильвуд. Вуд - лес, хиль - холм, гора. А еще Хиль - испанское имя. Есть даже такая пьеса «Дон Хиль - зеленые штаны». Мои предки из Смоленска, дед - с Березины. Под Брестом есть станция Тэвли, там множество Хилей живут. Быть может, какой-то испанец, раненный при отступлении наполеоновских войск, остался на Березине. У Наполеона были наемные полки из Испании. Фамилию Хиль я встречал в Латинской Америке, Португалии, Европе, Швеции и России - везде. А поездил я много… Первая страна, которую увидел, была Польша. В 65-м в Сопоте стал лауреатом. После награждения ко мне зашел один болгарский певец и стал плакаться, что от полученной им премии нужно будет на родине отдать 10%. Я успокоил его словами, что мне на родине придется 10% оставить себе, а остальное - государству. Он вытаращил глаза и заплакал. Я достал кипятильник и стал отпаивать его чаем.

- Юрий Федорович Маликов, например, рассказывал, что после первой же загранпоездки чуть не развелся с женой. Она думала, что он ей золото-бриллианты везет из Японии, а он на все деньги купил гитары для будущего ВИА «Самоцветы»…

Я за границей ничего себе не покупал, все привозил жене: кофточки, ботинки, плащи. Ни разу в размере не ошибся. Ох, какие юморные случаи бывали! В Канаде выступал с хором Пятницкого, а жена попросила привезти из Торонто босоножки. Ребята из хора сказали, что есть один магазинчик нашего эмигранта, в котором все за гроши. Пошли туда, все стали закупать в неимоверных количествах рубашки, костюмы, кофты. Я взял босоножки и стал их рассматривать. Они стоили 50 центов - даже советским артистам это было по карману. Потом попробовал кожу на зуб и понял - это бумага, окрашенная под кожу. Закричал ребятам, что это одежда для умерших. Хозяин магазина, старый еврей, едва не разорвал меня, когда все артисты пулей помчались из его лавки.

- Вы известны как однолюб - прожили в любви и согласии со своей женой без малого полвека. Как вам это удалось?

Объяснение одно - Любовь.

- Познакомились романтично? Как?

В консерватории. Я пел в «Евгении Онегине» партию Зарецкого, а Зоя, начинающая балерина, танцевала. Позже мы вместе оказались на гастролях. Там я всех разыгрывал, вообще был хулиганистым. Однажды на пляже я увидел, как она сидела на камушке, обхватив колени и подставив лицо солнцу. Смотрелась просто прелестно! Я не удержался, подкрался сзади и крепко поцеловал ее. Зоя ужасно возмутилась: «Вы что! Как вы смеете?!» Спустя два месяца мы поженились… Зоя стала ездить со мной. И это опять был подарок судьбы. Она стала моим режиссером, учила меня двигаться (все-таки бывшая танцовщица), чтобы я не просто стоял на сцене столбом… Венчались мы в церкви под Ленинградом в обстановке строжайшей тайны. Расписались потом, а через месяц устроили скромную свадьбу. Денег надо было подкопить на застолье. Кстати, брачного ложа у нас не было. Через месяц после свадьбы купили широкий матрац, я его сам на ножки поставил - получилась неплохая супружеская кровать.

- В чем же секрет вашего счастливого брака? Кроме любви…

Наверное, в терпимости друг к другу. У нас нет так называемого главы семьи. Мы все решаем сообща, всю жизнь ездим вместе. Конечно, у каждого свои вкусы, к примеру гастрономические. Жена обожает борщ, а я - тыквенную кашу. Она знает, что я очень люблю это блюдо, и часто его готовит. Мне кажется, умение сделать человеку приятное, пусть даже в мелочи, это и есть искусство жить вместе.

- Как реагировали поклонницы на женитьбу кумира?

Поскольку жена всегда была рядом, ни в каких историях с поклонницами я замешан не был. А вот ей нелегко приходилось… Что вытворяли иные женщины, вспомнить страшно! (Улыбается.) Я сажусь в машину, едем. Вдруг спрашиваю: «Стоп! А где Зоя?» А она стоит на дороге! Оказывается, мои поклонницы вытолкнули ее и сами забрались в машину! Вот такие сумасшедшие были. (С ужасом.) Представляете, одна… даже выстрелила в мою жену с крыши дома напротив, каким-то чудом Зоя уцелела. Другая дама попыталась облить ее кислотой, когда жена выходила из подъезда. Тогда я был вынужден нанять ей двух охранников. В те времена это было неслыханной роскошью, но жизнь жены дороже!

КОГДА УЗНАЛ, ЧТО ШАЛЯПИН ПЕЛ НА ОБЕДАХ, СТАЛО ЛЕГЧЕ

- ЭДУАРД Анатольевич, этот вопрос нам никак не обойти. Куда вы пропали в 80-е годы, чем так сильно напугали почитателей вашего таланта?

В конце 80-х наступило безденежье. Это были черные дни: рухнул «Ленконцерт». Я стал колесить по провинции. Обманывали нас: дашь 30 концертов, заплатят за два. Наконец, стало вообще нечем кормить семью.

- И тогда вы решили податься на заработки…

В Париж! Я туда не насовсем уезжал, а так - два-три раза в год. Французскую визу больше чем на два месяца не дают. Пел в русском кабаре «Распутин». Туда любили приходить богатые американцы, арабы, французы, новые русские. Не поесть, как правило, а послушать музыку. Хозяйкой кабаре была мадам Мартини Елена Афанасьевна. Мартини она по мужу, а сама родом из Белостока. Атмосфера в «Распутине» аристократическая - я застал дворян еще из первого поколения нашей эмиграции. В «Распутин» заглядывали наши артисты, поэты. Были и Никита Михалков с Любимовым и Олегом Янковским, Булат Окуджава , Роберт Рождественский . Помню, однажды пришла Мирей Матье - попросила меня спеть «Подмосковные вечера».

- Они понимали, кто для них поет?

Все относились очень благожелательно. Предлагали свои услуги. Один человек открыл свой гардероб и говорит: бери любой костюм! А там их штук сто. И все подходят мне по комплекции. Я говорю: «Нет, Митя, ну как я могу?» И не взял. Не потому, что новый костюм не был нужен… Другой случай: мадам Мартини была смущена назначенной мне ставкой, когда кое-что узнала обо мне от своих друзей, Любимова и Евтушенко. Сказала: что ж это вы не предупредили, что так популярны в России? И предложила другой гонорар. Но я уже уезжал из Парижа. Навсегда.

- Может, был смысл остаться?

Я ездил не затем, чтобы остаться, а затем, чтобы выжить, семью прокормить. Хотя, конечно, было очень трудно. Те деньги, которые я получал, работая в кабаре, - это, знаете… не те деньги. Ты каждый день должен как бы включать в голове компьютер: «Так… полкило картошки, хлеб, фрукты и рыба…» И все! Позволить себе мясо было невозможно. Только на Пасху и Рождество мог чуть-чуть больше подзаработать, потому что богатые люди приглашали к себе домой.

- Было и такое?

Когда я впервые с этим столкнулся, стало не по себе. Но мне сказали: да ты что! Шаляпин в Париже пел прямо на обеде. И деньги за это получал… Мне стало как-то легче. На Западе так принято. Тех, кто не берет деньги за исполнение, считают недоумками. Был случай, обидел человека. И зря. Старики-эмигранты давали певцам деньги от чистого сердца. А мне хотелось просто так петь для них «Утро туманное», «Вечерний звон», чтобы напомнить им о России… Какой-то, как сказали, принц захотел меня отблагодарить - он сидел в отдельном кабинете, в полутьме, с дамой. Мужчина лет сорока и молодая очаровательная женщина. Я отказался. В конце выступления он все-таки подошел и положил на рояль розу. Стебель был обернут какой-то бумажкой. Стоявшая рядом знакомая, югославка Соня, сказала: «Что это ты, Эдуард, сто долларов бросаешь?» Этот принц розу в сто долларов завернул…

- Официально вы десять лет на пенсии. Как сегодня живет пенсионер Эдуард Хиль?

Практически вся пенсия уходит на оплату квартиры. Но… я не собираюсь жаловаться на быт или на «несправедливое государство», для которого я заработал много денег. Но, опять же, подарок судьбы, что я еще могу работать. Конечно, хорошо, когда тебя приглашают выступать в течение нескольких - двух-трех - десятилетий. Я иногда даже в ночных клубах пою, на дискотеках, куда приходят молодые, не боюсь. И мне приятно от них слышать: «Ой, какие прикольные песни! Под них танцевали наши мамы и бабушки». Много у меня таких песен, несколько десятков наберется. Сейчас сын пишет хорошие песни. Иногда мы с ним вместе выступаем, у нас есть проект «Хиль и сыновья». Это мой сын Дима организовал и еще два музыканта. Они поют и свои песни, и мои - прошлых лет, но уже в других аранжировках, другом ритме, темпе. Я выхожу на концертах и говорю: «Кто хочет со мной спеть? Пожалуйста, на сцену!» Однажды вышла бабушка 92 лет и говорит: «Милый, я первый раз вижу живого артиста!» Вышли еще несколько человек, пожилых женщин - девчонок, как я их называю. Мы такое шоу устроили, что молодые там умирали!

- И напоследок. Знаю, что вы «закулисный хулиган» и мастер розыгрышей. Расскажите свежий прикол.

За кулисами как-то встретил Эдиту Пьеху. Спрашиваю: «Что, все Пьехаешь?», а она тут же парировала: «Да иди ты на Хиль!»

Эдуард Анатольевич Хиль. Родился 4 сентября 1934 года в Смоленске - умер 4 июня 2012 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), народный артист РСФСР (1974).

Хотя по словам самого артиста, он родился в 1933 году, но во время эвакуации документы были утеряны и при оформлении новых документов был поставлен год рождения 1934.

Отец - Хиль Анатолий Васильевич (белорус по национальности) - был механиком. По отцовской линии: дед - Василий Нилович возглавлял церковный хор, был репрессирован, бабушка - Федора, домашняя хозяйка.

Мать - Калугина Елена Павловна, бухгалтер. По материнской линии: дед - Павел Трофимович, участвовал в строительстве Беломорканала, бабушка - Александра Фоминична, железнодорожный билетный кассир.

По одним данным, фамилия Хиль - испанского происхождения, по другим - имеет древнерусские корни. Возможно, учитывая происхождение отца, это искажённое белорусское слово «гиль», что значит «овод», в Беларуси такая фамилия часто встречается.

Детство пришлось на Великую Отечественную войну и было тяжёлым. В начале войны Эдуард вместе с матерью и отчимом (родители на тот момент уже развелись) жил в Смоленске. Мальчика вместе с другими детьми удалось эвакуировать буквально за полтора часа до того, как город был захвачен немцами. Эдуард попал в детский дом посёлка Раевский под Уфой.

С родителями Эдуард воссоединился, когда Смоленск освободили от немецкой оккупации. В 1943 году мать Хиля отыскала его, он сильно недоедал, был в состоянии глубокой дистрофии и не мог самостоятельно ходить. Она в подарок привезла сыну конфеты, увидев которые, он спросил: «А хлеб у тебя есть?». Позже, в 1946 году, в родном Смоленске он переживёт ещё один голод - когда люди ели лебеду, ботву от свеклы и морковки и «доходило даже до людоедства».

«Пацаном после войны я курил до восемнадцати лет, но когда пришел заниматься вокалом, педагог сказал: "Что-то от вас пахнет табаком. Надо бросить!". И я бросил», - вспоминал он.

В 1949 году Эдуард Хиль послал своему дяде из Ленинграда несколько своих рисунков. Он показал их знакомому художнику, и тот сказал, что у мальчика есть способности, пусть приезжает и поступает в Мухинское училище. «Я приехал, но оказалось, что учиться надо семь лет, а дяде, предоставившему мне жилплощадь, и без меня было очень трудно - своя семья большая. Так что не мог я на столько лет сесть ему на шею. И поступил вместо Мухинского училища в Ленинградский полиграфический техникум, близко к рисованию, к краскам, зато учиться не так долго», - рассказывал артист. Также он занимался в оперной студии Дворца культуры им. Кирова, работал мастером на фабрике офсетной печати, увлекался живописью, учился в вечерней школе музыкального образования.

В 1960 году окончил Ленинградскую консерваторию (класс пения Е. Г. Ольховского и З. П. Лодий) и начал выступать как солист Ленконцерта.

Постигал актёрское мастерство у режиссёров Э. Г. Пасынкова и А. Н. Киреева. По окончании консерватории (1960 г.) продолжились выступления и в спектаклях Оперной студии консерватории, состоялись и первые концерты с классическим и камерным репертуаром из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Верди, Бизе, Пуччини, Гуно, Шуберта, Бетховена, Мусоргского.

Хиль пел Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и в «Севильском цирюльнике» Россини, Януша из «Гальки» Монюшко, ведущие партии в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме», графа Эльфора в «Чёрном домино» Обера. За исполнение последней партии Эдуард Хиль стал лауреатом фестиваля «Белые ночи».

В 1962 году певец впервые выступил с эстрадным репертуаром на сцене ЦДРИ в Москве, где молодого певца представил мэтр советской эстрады Леонид Утёсов.

В 1965 году Эдуард Хиль принял участие в Фестивале советской песни, собравшем лучших её исполнителей, включая признанных классиков жанра и .

В Ленинград Хиль вернулся лауреатом конкурса артистов эстрады. Песню «О друге» стали крутить на радио и по телевизору ещё до выхода фильма на экраны. Вслед за песней популярность пришла и к её исполнителю. Для Эдуарда пишет песни популярный композитор Аркадий Островский. Певец исполняет его романтический «Лунный камень» на слова поэтессы Инны Кашежевой и характерную «земную» - «Море, море» на слова поэтов Игоря Шаферана и Михаила Танича, и другие. В 1963 году выходит первая грампластинка молодого певца.

Вместе с Эдуардом Хилем на эстраду пришел стиль молодого современника, весёлого, мужественного, с «тёркинской» хитринкой. Открытость, готовность к общению (обычно певец сам объявлял названия песен) отличают его исполнительскую манеру.

Затем появляются хиты: «Ходит песенка по кругу», «У леса на опушке...» («Зима»), «Не плачь, девчонка», «Трус не играет в хоккей», «Голубые города» . Певец также исполнял песни «С чего начинается Родина», «Как провожают пароходы», «Как хорошо быть генералом», «На безымянной высоте», «Сережка ольховая», «Дважды-два - четыре».

В 1966 году Э. Хиль получил признание в мало знакомой с русским искусством Бразилии, где на международном конкурсе «Золотой петух» принёс песне Андрея Петрова «А люди уходят в море» четвёртую премию. Зрительские же симпатии бразильцев отдали русскому певцу безоговорочное первенство. Тепло принимал 20-тысячный зал «Мараканазинья», где проходил фестиваль и исполнение Э. Хилем «Подмосковных вечеров» под аккомпанемент автора В. Соловьёва-Седого.

Эдуард Хиль - Человек из дома вышел

В 1969 году певец возглавил жюри песенного конкурса, на котором впервые заявили о себе и стали лауреатами молодой певец Лев Лещенко и белорусский ВИА «Песняры».

На Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышел первый диск-гигант певца. Эдуард Хиль записал на грампластинку детские песенки - сказки. Без его участия не обходился ни один телевизионный «Голубой огонёк».

В 1967 году певец впервые исполнил на прослушивании перед записью на «Голубом огоньке», а в 1970 году записал свой шлягер - «Зима» (Э. Ханок - С. Островой), которая имела значительный успех и зазвучала повсюду - на радио, телевидении и из окон домов многих городов нашей страны.

В 1971 году он исполнил песни «Семёновна» (Е. Барыбин - Ю. Погорельский) и «Будет жить любовь на свете» (В. Дмитриев - А. Ольгин), немного позднее - «Счастливый день» (В. Дмитриев - М. Рябинин). С этого года Эдуард Хиль почти каждый год участвовал в телевизионных музыкальных фестивалях «Песня Года».

В 1975 году певец стал лауреатом премии Ленинского комсомола. На Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышел очередной диск-гигант певца. Эдуард Хиль пел в дуэте со многими ленинградскими певицами, такими, как Мария Пахоменко, Таисия Калинченко, Людмила Сенчина, а также с Марией Лукач, Майей Кристалинской, Аллой Пугачёвой, Валентиной Толкуновой и другими. Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила его совместный диск-гигант с Марией Пахоменко.

Также он исполнял в конце 1970-х годов вместе с Людмилой Сенчиной «Дайте музыку», в середине которой он с баритона перешёл на жесточайший скрим.

Как-то на концерте попросил Хиля спеть песню «Как хорошо быть генералом». Он стал петь и вдруг все генералы, как один, поднялись и вышли из зала. Потом его вызвали в Политуправление армии и сказали: «Все, годик отдыхаешь и от гастролей, и от телевидения». Спустя какое-то время на приеме певец встречается с Гагариным, и он спрашивает, как у артиста дела. Хиль и рассказал ему об этом. Гагарин пошел в Политуправление и объяснил, что эта песня не о наших генералах, а об итальянских... «Ах, так это о натовских генералах он пел? Ну, тогда можно», - сказали в этой серьезной организации.

Эдуард Хиль - Как хорошо быть генералом (Баллада о капрале)

В 1987-1989 гг. преподавал сольное пение в ЛГИТМиКе. Среди его учеников такие разные исполнители, как Олег Погудин и Евгений Дятлов.

С голосом Эдуарда Хиля ассоциируются такие известные песни, как «С чего начинается Родина», «У леса на опушке...», «На безымянной высоте», «А люди уходят в море», «Как провожают пароходы», «Ах, море, море», «Лесорубы», «Человек из дома вышел», «Ходит песенка по кругу», «Это было недавно, это было давно», «Голубые города», «Как хорошо быть генералом», «Берёзовый сок», «Солнечная баллада», «Два брата», «Лунный камень», «Пора любви», «Не плачь, девчонка», «Остаюсь ленинградцем» и др.

Эдуард Хиль - Зима

В начале 1980-х годов на Ленинградском телевидении Эдуард Хиль создал и вёл программу «У камина», в которой рассказывал об истории классического русского романса, приглашал лучших исполнителей - профессионалов, студентов консерватории и театральных вузов, пел сам.

В 1996 году Эдуард Хиль представил новый проект «Хиль и Сыновья», созданный благодаря идее музыканта и композитора Дмитрия Хиля - сына прославленного певца. «Ребят из группы "Препинаки" привёл мой сын, они играли очень громко и очень неважно, так что я поначалу даже не знал, как работать под их аккомпанемент. Но они порепетировали, сделали хорошие аранжировки, и я решил рискнуть и спеть-таки с ними один концерт. И это выступление в Театре Эстрады оказалось таким успешным, что понравилось и людям моего поколения, и молодым: после каждой песни зал бурно аплодировал, все подпевали. После этого мы начали ездить по стране, за границу, и на ТВ записывались».

Вместе с молодыми музыкантами группы «Препинаки» Эдуард Хиль по-новому представил ряд популярнейших в 1960-1970 годы песен, внеся в них современные аранжировки. Был выпущен альбом «Ходит песенка по кругу» и клип на новую версию песни «Человек из дома вышел».

Особенно широкое внимание привлекли выступления Хиля в парижском кабаре «Распутин», куда, чтобы услышать певца, специально приходили Шарль Азнавур, Мирей Матьё, Жильбер Беко.

Хиль рассказывал, что в конце 80-х наступило безденежье. Когда развалился Ленконцерт, Хиль начал давать концерты в провинции. Однако артистов частенько обманывали, и в результате артисту просто нечем было накормить семью. Он принял решение поехать в Париж и заработать на жизнь. Знакомый артист из Малого оперного отвёл Хиля в кафе «Распутин». Хозяйка «Распутина» Елена Афанасьевна Мартини попросила исполнить певца песню «Вечерний звон», после чего попросила певца остаться. Мартини позволяла исполнять все песни, кроме блатных.

Артисты в «Распутине» получали немного, но на эти средства можно было прожить. Хиль снимал квартиру у знакомых эмигрантов за полцены. Экономил на всём. Как потом признавался, долго жить в отрыве от близких ему было тяжело, и в 1994 году он принял решение вернуться на Родину. Там же в Париже вышел и первый компакт диск певца «Le Temps de L’Amour» («Пора любви»). Именно там, говорят, у него случился роман с балериной Ларисой Серегиной. Впрочем, сам артист об этой женщине никогда не вспоминал.

К трёхсотлетию Петербурга Эдуард Хиль подготовил и исполнил на музыку Р. Глиэра и стихи собственного сочинения «Гимн городу» - городу, который считает его одним из самых почётных своих граждан. Также был выпущен компакт-диск с 12 песнями, написанными Д. Э. Хилем и поэтами С. Салтыковым, Э. Кузнецовым, И. Авраменко, О. Чупровым.

В 2004 году с большим успехом в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии прошёл концерт, посвящённый 70-летию народного артиста России Эдуарда Хиля. Кроме самого юбиляра, выступившего с программой «Песни длиною в жизнь», в концерте приняли участие , Бен Бенцианов, Людмила Сенчина, Зоя Виноградова,Виталий Копылов, Таисия Калинченко.

В 2006 году был гостем программы «Рождённые в СССР» на телеканале «Ностальгия».

В 2010 году состоялся концерт Эдуарда Хиля в театре «Золотое кольцо» в Москве.

В 2011 году Хиль был членом жюри конкурса современных романсов «Романс XXI века».

Хиль - Mr. Trololo

Всплеск популярности певца в Интернете пришелся на начало 2010 года.

В Интернете большой интерес вызвал видеоклип Хиля на вокализ А. Островского «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой», Хиль стал известен широким массам американских слушателей. Данный вокализ в США получил название «Trololo». Этот «древний» киноролик является, скорее всего, фрагментом киноплёнки, снятой на гастролях в Швеции в 1976 году.

Видеоклип стал настолько популярным, что пародию на него исполнил известный киноактер Кристоф Вальц. Клип породил ещё множество пародий. На это отреагировал сам певец, предложив сочинить слова на мелодию, с каждого по куплету, на любом языке. Также ему поступили предложения совершить мировое турне. А значки и майки с его изображением были чуть ли не самый ходовой товар в британских интернет-магазинах.

После появления его ролика в американских блогах певец выступил в модном московском клубе. Молодёжная аудитория приняла выступление Хиля с советскими шлягерами 1960-1970-х с энтузиазмом.

Эдуард Хиль был спародирован в американском мультсериале «Гриффины» (10 сезон, 1 серия), где он напевает вокализ «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой». Вокализ Эдуарда Хиля играет ночью в ушах одержимых в фильме «Мобильник» 2016 года. Этот вокализ ранее также исполняли Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский и Янош Коош.

Mr. Trololo

Болезнь и смерть Эдуарда Хиля

Эдуард Хиль участвовал в концертах вплоть до своей болезни в апреле 2012 года, от которой он так и не оправился.

28 мая 2012 года стало известно, что Хиль находится в тяжёлом состоянии в реанимации Мариинской городской больницы в Санкт-Петербурге. По данным прессы, у певца произошёл инсульт, и он подключён к аппарату искусственной вентиляции лёгких.

Рост Эдуарда Хиля: 178 сантиметров.

Личная жизнь Эдуарда Хиля:

Был женат на Зое Александровне Правдиной. Жена была балериной.

У них родился сын Дмитрий (род. 2 июня 1963). Окончил хоровую капеллу Ленинградской консерватории, выступал в концертных залах, на радио и телевидении. Работал музыкальным руководителем в театре Буфф. Сотрудничал с группой Русский Размер. Раскрылся как композитор, сочинив ряд песен и романсов. Особый успех получил диск из 12 песен, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга. К 60-летию Великой Победы был записан и ещё один диск: «Была война...». Пишет песни, среди них: «Город Достоевского», «Невский», «Осень в Петербурге», «Фонтанка», «Петроград, Ленинград, Петербург».

Внук - Эдуард (род. 1997). Вместе с отцом и дедом выступал в программе «Папа, дедушка и я - музыкальная семья». Учился в Хоровом училище имени Глинки при Государственной академической капелле.

Дискография Эдуарда Хиля:

Песни Андрея Петрова (1968)
Песни Аркадия Островского (1968)
Берёзовый сок (1972)
Песни Александры Пахмутовой (1973)
Пора любви (1983)
Ходит песенка по кругу (1998)
Это было недавно, это было давно (2001)
Песни наших отцов (2001)
Остаюсь ленинградцем! (2002)
Город белых ночей (2003)
Была война (2005)
Великие исполнители России XX века (2005)
Берёзовый сок - песни Вениамина Баснера (2008)
Счастливый день - песни ленинградских композиторов (2008)
Зовут нас звёзды - песни Виктора Плешака (2008)
Я шагаю по Москве - песни Андрея Петрова (2008)
Человек из дома вышел - песни Станислава Пожлакова (2008)
Баллада о двух сердцах - песни Якова Дубравина (2008)
Белые ночи - песни Георгия Портнова (2008)
Императорский вальс - песни Валерия Гаврилина (2008)
Нет, не гость я на сцене - песни Валентины Сергеевой (2010)

Песни Эдуарда Хиля:

Эдуард Хиль - первый исполнитель песен «Лесорубы» и «Лунный камень» Аркадия Островского, «Песня о друге», «Голубые города», «А люди уходят в море» Андрея Петрова.

«С чего начинается Родина»
«Как провожают пароходы»
«Я шагаю по Москве»
«Трус не играет в хоккей»
«Голубые города»
«Два брата»
«Как хорошо быть генералом»
«У леса на опушке...»
«Берёзовый сок»
«Письмо из сорок пятого»
«Солнечная баллада»
«Как, скажи, тебя зовут?»
«На безымянной высоте»
«Серёжка ольховая»
«Лесорубы»
«Хозяюшка»
«Круги на воде»
«Зовут нас звезды»
«Счастливый день»
«За фабричной заставой»
«Сормовская лирическая»
«Будет жить любовь на свете»
«Аты-баты, шли солдаты»
«И всё таки море»

Фильмография Эдуарда Хиля:

1961 - В трудный час - вокал («Баллада о солдате»)
1962 - Черёмушки - вокал
1963 - Два воскресенья - вокал («Голубые города»)
1964 - Весеннее настроение (фильм-спектакль)
1964 - Когда песня не кончается - вокал
1965 - Рано утром - вокал («Когда мы выходим в дорогу с тобой...»)
1965 - Таёжный десант - вокал («Мы пришли с тобой в тайгу...»
1965 - В первый час - камео
1965 - Давайте знакомиться: месяц Май - певец
1966 - Товарищ песня (киноальманах) - вокал («Я люблю тебя»)
1967 - Хроника пикирующего бомбардировщика - вокал (нет в титрах)
1968 - Старая, старая сказка - вокал
1968 - Удар! Ещё удар! - вокал («Гол в свои ворота»)
1968 - Город и песня - певец
1969 - Похищение - камео
1970 - Смерти нет, ребята - вокал
1974 - Я служу на границе - вокал («Гроза от нас уходит вспять»)
1974 - Эдуард Хиль (документальный фильм, режиссёр - Марина Голдовская)
1975 - Я - водолаз - 2 - вокал («Как хорошо быть генералом»)
1977 - Фронт за линией фронта - вокал («А туман на луга ложится»)
1978 - Рыцарь из Княж-городка - вокал («Когда утихнут бои», «Однажды настанет день»)
1979 - Баллада о спорте
1981 - Кольцо из Амстердама - вокал («Море не кончается нигде»)
1981 - Семь счастливых нот - камео
1981 - Спасибо за нелётную погоду - камео
1981 - Факты минувшего дня - вокал («Планету оборудуем на совесть»)
1981 - Город встречает друзей (фильм-спектакль)
1983 - Водитель автобуса - вокал («Дорожная песня»)
1985 - Голубые города (фильм-концерт, на музыку А. Петрова)
2004 - Ятинсотэстс - директор клуба
2004 - К 70-летию Эдуарда Хиля «Нет трагедии для оптимиста» (документальный)
2009 - Любовь к отеческим домам - житель Толстовского дома
2009 - Синее море... белый пароход... Валерия Гаврилина
2009 - Эдуард Хиль. Возвращение (документальный)
2010 - Андрей Петров. Гений музыки для всех (документальный)
2011 - Безразличие - вокал
2011 - Анна Герман. Эхо любви
2011 - Смешарики. Начало - вокал
2012 - Эдуард Хиль. Короли не уходят (документальный)
2012 - Эдуард Хиль. Последняя тайна (документальный)
2014 - Эдуард Хиль. Обнимая небо... (документальный)

Можно только удивляться превратностям судьбы, которая сделала из Эдуарда Хиля самого жизнерадостного и веселого эстрадного исполнителя в то время, когда душа его рвалась к оперному пению и серьезному репертуару. Легенде эстрадной песни в этом году исполнилось бы 80 лет. «Дорогой длинною», «Если бы парни всей Земли», «Зима», «Как провожают пароходы», «Моряк сошел на берег», «Обнимая небо», «Пора в путь дорогу», «Последняя электричка», «Человек из дома вышел», «Я шагаю по Москве», вокализ «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой» и сотни других знаменитых песен исполнены незабываемым голосом Эдуарда Хиля.

Военное детство

Эдуард Анатольевич появился на свет в Смоленске 1934 года. Совсем недолго он наслаждался беззаботным детством и повзрослел в одночасье, как и многие дети, с приходом страшной войны. Детский сад, куда ходил Эдуард, спешно эвакуировали вместе с эшелоном раненых солдат. Ребята попали в детский дом под Уфой.

Тогда мальчик потерял надежду когда-либо увидеть родителей, ведь из взрослых людей смогли эвакуироваться только те, кто имел на это средства. Несколько раз в Уфе мальчишки пытались сбежать из детдома на фронт, их быстро ловили и возвращали назад.

Мама с отцом были в разводе, и после освобождения Смоленска от фашистов Эдуарда разыскивал отчим. Мама приехала за сыном в далекую Уфу и увидела истощенного дистрофией ребенка, который даже не мог ходить. Ей пришлось нести сына на руках 25 километров до ближайшей железнодорожной станции. Откормить и выходить Эдуарда Хиля удалось благодаря стараниям бабушки, которая старалась достать для внука сало и молоко.

Мечты о хоре

А еще до войны маленький Эдуард услышал по радио выступление Ленинградского хора мальчиков. Тогда мама пообещала сыну, что он обязательно пойдет учиться музыке и пению, только когда немного подрастет. Испытать свои вокальные данные ему впервые довелось на самодеятельных выступлениях перед ранеными солдатами в эвакуации.

Юный Хиль подавал большие надежды и в живописи, собрался поступать в художественное училище, а питерский дядя даже предложил ему пожить у него. Но потом он узнал, что там нужно учиться целых семь лет и не смог позволить себе так долго обременять родственников в Ленинграде.

Эдуард окончил школу, отправился в северную столицу и поступил в полиграфический техникум. Позже он с юмором вспоминал, что именно там почувствовал, как у него прорезается настоящий голос. В соседний с училищем Дворец культуры Хиль бегал слушать классику, а потом и сам стал участвовать в оперных спектаклях. Сначала это были выступления в хоре, позже ему начали доверять и небольшие партии в «Травиате», и «Русалке». Совет непременно поступать в консерваторию получил от профессора Ивана Плешакова, который однажды зашел послушать выступление молодых талантов. Юноша окончил училище и отправился в консерваторию, где его тут же приняли на подготовительное отделение. Даже в военкомате Хилю дали возможность спокойно доучиться в консерватории и не призвали в армию, поскольку тогда Никита Хрущев объявил о сокращении численности армии.

Первый успех Эдуарда Хиля

В 1962 году одержал свою первую «вокальную» победу на конкурсе эстрадных исполнителей с песней Андрея Петрова «Путь к причалу». Это был первый шаг Эдуарда к эстрадному Олимпу, а еще через три года он стал лауреатом песенного конкурса в Сопоте. Запись этого выступления показали по телевидению, и на молодого исполнителя обрушились слава и популярность.

Всегда говорил, что настоящее признание приходит к артисту тогда, когда лучшие композиторы страны предлагают ему свои песни. Ему и здесь повезло. Выдающиеся личности мира музыки – Марк Фрадкин, и – с удовольствием писали песни специально для его голоса.

Как ни странно, но эстрадное пение вовсе не нравилось Эдуарду Хилю , его всегда тянуло в сторону классики и романсов. В консерватории исполнителей учили петь без микрофона, его использование даже считалось дурным тоном, а эстрадному вокалисту без такой техники никак не обойтись. Благо, с микрофоном Хиль «разобрался» и без консерватории, потому что на одну стипендию приходилось туго, и он часто участвовал в праздничных концертах в парках и домах культуры. Там он пел народные песни и революционные, романсы и классику, военные и эстрадные.

Тогда во всех министерских кабинетах исполнителям говорили, что народу никакой классики не нужно и романсами публику тоже не развлечешь, поэтому настоятельно рекомендовали направлять репертуар в эстрадное русло. Вот так Эдуарду Хилю пришлось начать карьеру на эстраде и столь стремительно там преуспеть. А романсы, которые называли «пережитками буржуазии» он все же тайком исполнял на концертах, не объявляя их названий.

Певец и балерина

Во время одной из гастрольных поездок Эдуард Анатольевич познакомился с артисткой балета Зоей Правдиной, которая и стала его верной спутницей на всю жизнь. Зоя Александровна после рождения в 1963 году сына Дмитрия ушла со сцены и начала помогать мужу во всех его делах. Именно она научила его правильно двигаться на сцене, а не стоять истуканом у микрофона. первым из советских исполнителей «посмел» сдвинуться с места во время исполнения песни. В те годы это было чем-то из ряда вон выходящим. Даже во время записи «Голубых огоньков» и прочих сборных концертов каждому артисту мелом рисовали на сцене траекторию движения, количество шагов и поворотов головы, которые он мог сделать, чтобы у оператора получилась качественная запись.

с женой, сыном и внуком

Однажды он приехал из Финляндии, где был на гастролях, а знакомые ему говорят, что видели его в «Голубом огоньке». Он безуспешно пытался их убедить в том, что такого быть не могло. Позже выяснилось, что телевизионщикам срочно нужно было вставить в концерт очень популярного артиста и придумали выход из положения – снимали со спины другого человека, а фонограмму использовали Хиля. При этом Эдуард Анатольевич участие в таких суперпопулярных программах не считал чем-то особенным, ария Фигаро была для него куда важнее.

Но зрителей привлекало не только вокальное дарование Эдуарда Хиля, а и его умение оригинально и необычно одеваться для выступлений. Тогда никто и представить не мог, что Хиль во время зарубежных гастролей становился к витринам модных магазинов и буквально делал зарисовки моделей костюмов или рубашек, подсматривал идеи, примечал нестандартные детали. Потом он шел с этими эскизами к портному в Ленинграде и просил сшить ему такие вещи. Уговорить портных пойти на такой индпошив было делом не из легких.

Испанские корни Эдуарда Хиля

В 1970-х годах в СССР начались гонения на эстрадных певцов. Их стали обвинять в безыдейности, перенимании западных манер исполнения и стиля одежды. Артистов с еврейской фамилией даже отстраняли от эфиров и гастролей, не давали возможности выпускать пластинки и всячески препятствовали творчеству. Из-за этого многим известным певцам пришлось уехать из Советского Союза. Тогдашний руководитель Центрального телевидения Сергей Лапин накануне новогодних праздников заявил, что будущий год стоит начать без , и Эдуарда Хиля . Слава Богу, у одного из редакторов хватило смелости сказать ему, что Хиль вовсе не еврей.

Сам Эдуард Анатольевич говорил, что фамилия его имеет испанские корни. Один историк рассказал ему, что Хиль – испанское имя. Во французской армии было немало представителей этого народа. Возможно, очень давно кто-то из них оказался в плену под Березиной. Именно оттуда идут корни семьи Хиля. В военные годы Эдуарду пришлось из-за такой фамилии вытерпеть много несправедливости, некоторым воспитателям и педагогам она казалась очень похожей на немецкую.

А в конце 1980-х годов Эдуарду Анатольевичу пришлось в прямом смысле искать заработок, чтобы обеспечить семью самым необходимым. В стране закрылись концертные организации и филармонии, появилась дешевая попса, Хилю просто не было места на такой эстраде. Тогда он собрал волю в кулак и уехал исполнять романсы в парижское кафе «Распутин». >Один раз послушать их пришел сам президент Миттеран, а просила Хиля спеть «Подмосковные вечера».

Эстрадный долгожитель

За почти 60-летнюю карьеру на сцене в репертуаре Эдуарда Хиля была масса песен о людях разных профессий, их повседневной жизни, стремлениях и надеждах.

Ушел из жизни после внезапной болезни 2012 года. В памяти своих многочисленных поклонников он навсегда останется тем улыбчивым и жизнерадостным певцом с глазами, полными лукавых смешинок. Он говорил, что людям нужна его улыбка, потому что от грустных песен жизнь становится еще тяжелее. Наверное, именно поэтому он столько лет исполнял самые радостные песни советской эстрады и вселял оптимизм в миллионы людей. Любовь публики была для него сильнее и важнее любых званий и наград.

ФАКТЫ

Творческую династию Хилей продолжил сын Эдуарда Анатольевича и Зои Александровны Дмитрий, который стал композитором, и внук Эдик, который учится в хоровом училище.

В 2010 году стал звездой интернета, когда один из меломанов в Америке выложил в сеть его вокализ «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой», написанный Аркадием Островским. Фразы «тро-ло-ло» и «ах-ха-ха-ха» покорили пользователей всемирной паутины. За считанные дни ролик посмотрели несколько миллионов человек. После этого за Эдуардом Хилем прочно закрепилось звание «Мистера Трололо».




Top