Воспитание детей от полутора лет. Методы воспитания годовалого малыша

Как справиться с годовалым малышом?

Первое правило – годовалый ребенок легко отвлекается. Он стремится узнать побольше об окружающем мире. Способность отвлечься – это один из тех рычагов, которыми пользуются умные родители. Предложите ему вместо мобильного телефона – музыкальную игрушку, а вместо камня – яркий мяч.

Второе правило - перед тем, как ребенок начнет самостоятельно ходить, необходимо уяснить для себя в каких именно комнатах он сможет свободно перемещаться. В этих комнатах необходимо сделать перестановку, убрать острые предметы, закрыть розетки, оставить старые или безопасные вещи, нужные – переложить на верхние полочки. Правильно сделает та мать, которая заполнит нижние полки шкафа интересными предметами, вещами, игрушками, которыми ребенку будет позволено изучать, выбрасывать на пол, затем класть обратно, делать как ему угодно. Но как же все-таки заставить ребенка не трогать запретное? Это большая проблема в возрасте одного-двух лет. Есть запретные вещи, которые ребенку нельзя трогать ни при каких обстоятельствах. Нельзя прикасаться к горячей плите, вылезать из окна, включать газ. В таких случаях одного «нет» не достаточно.

Ребенок намного лучше усваивает урок, если сказать ему об этом спокойно и уверенно. Если вы будете грозить пальцем и кричать на малыша, ваша строгость приведет к противоположному результату: ребенок сделает на зло.

Правило третье - примерно в год у крохи появляется огромное желание бросать предметы. Он перегибается через перекладину высокого стула и бросает еду на пол, либо выбрасывает игрушки из кровати. После этого начинает громко кричать, ведь он остался без игрушек и пищи. Если мамочка подберет, выкинутую игрушку, то ребенок подумает, что это такая игра и еще больше разойдется. Не стоит приучать его к этому. Когда у вашего сына или дочери появится желание кидать, поставьте ребенка на пол. Кидаться едой ему нельзя, он начнет этим заниматься, только когда будет сыт. Как только он начинает баловаться пищей, быстро и строго отберите у него еду, после чего отправьте играть. Ругать кроху, который бросает предметы – бесполезно, а применять силу – тем более.

Правило четвертое – что же касается прогулок, то малыш на улице ведет себя самостоятельно, он идет, куда ему вздумается, берет, что ему хочется, упрямится, когда мама зовет его. Важно позволять ребенку изучать окружающий мир, если же вы торопитесь, то лучше воспользоваться коляской или детским велосипедом с ручкой, если вы решили просто прогуляться, то выбирайте на два часа больше запланированного времени и не мешайте ребенку отклоняться от маршрута.

Эти несложные правила-советы помогут вам справиться с годовалым созданием. Воспитывайте с удовольствием!

Вашему крохе исполнился годик! Кажется, время незаметно пролетело. Ещё вчера роддом, а уже сегодня Ваш ребенок сам заходит к Вам на кухню, пока Вы готовите!

Малыш учится думать и понимать намного раньше, чем в год. Он активно развивается не только физически, но и со стороны психологии.

Какие же особенности психологии ребенка в 1 год?

Что происходит у малыша в голове в этом возрасте?

Начинает понимать, что он отдельно живущий человек от мамы. Что маме нужно отлучаться, делать разные дела, и что он, кроха, не всегда будет в центре внимания у самой любимой. Это, конечно, расстраивает малыша, но благодаря этому, он начинает искать себе новые занятия и увлечения. Малыша просто не остановить! Появляется огромное исследование все изучить, найти новое, познать, потрогать. Вместе с навыком выше, ребенок понимает, что делать он пока все не может в силу своих возможностей. Например, ему хочется успеть за мамой, но так быстро он не ходит. Ему хочется достать чашку с комода, но он не настолько высокий. В связи с этим, он может сильно расстроиться, иногда это доходит до истерик, когда что-то не получается, и единственный способ успокоить – это спокойной объяснить, что не так, почему у него не выходит. Только лаской и нежностью Вы вернете крохе состояние спокойствия. Можете вместе с ним сделать то, что ему так хочется, и после – показать новое занятие, переключить его. Стоит помнить, что в этом возрасте ребенок, скорее всего, не сможет успокоиться сам. Поэтому, просто ждать, пока пройдет истерика, не стоит. Нужно применять методы, описанные выше.

К полутора годам крохи произойдут заметные изменения:

Задействуется сознание крохи. Он теперь понимает, что играть можно в компании с кем-то! А не просто сидеть рядом, и наблюдать, как это делается. Малыш проявляет большой интерес к своим одногодкам и в этом возрасте у них появляются первые совместные игры – в песочнице, или дома с игрушками. С взрослыми кроха так же охотно играет. Так, как понимает кроха значительно больше, то уже такой предмет, как книги, он воспринимает не только как игрушку. В этом возрасте нужно «успеть» приучить кроху любить книги. Чтение может оказывать положительное влияние в любом возрасте. В этом возрасте малыш развивает воображение, когда представляет воображаемых героев с маленьких стишков. Малыш начинает понимать, что такое порядок, а что такое беспорядок. Нужно и тут «успеть» привить крохе, что после приема пищи нужно умываться и убирать столик, после игр в игрушки – нужно складывать их все в корзину, с утра и вечером перед сном – чистить зубы и так далее. Зарождайте в крохе первые правила этикета! Понимает, что становится более самостоятельным, но без мамы находится все-таки сложно. Мама – гарантия спокойного и уравновешенного состояния. Если Вы до этого приучали понемногу ребенка к другим членам семейства, давали им гулять на улице, то ребенок может чувствовать себя спокойным и с ними. Это необходимо как для родителей (хоть какое-то свободное время), так и для ребенка (развивает самостоятельность). Ребенок начнет ярко выражать эмоции. Из них значительно будут выделяться негативные – это еще одни психологические особенности развития детей этого возраста. Малыш будет недоволен чем-то (недостатком внимания, неумением сделать что-то) и начнет это выражать сначала с помощью унывания, потом, если это не поможет – с помощью крика, плача. Что делать? Помните, кроха – такой же человек, как и Вы, но пока его багаж знаний намного меньше. Нужно все объяснять по сто раз, показывать, успокаивать добрыми словами, делать все вместе. Кричать, применять силу – не стоит. Это вызовет ещё большую истерику, и спустя 5 минут Вы оба будете не в себе. Не жалейте времени, и знайте, единственный выход в такой ситуации – идти на компромисс Вам обоим.

Спустя полгода Вы можете наблюдать, что с Вашим ребенком в два года происходят такие изменения:

Кроха очень эмоционален. Ещё 2 минуты назад он спокойной играл в кубики, а уже сейчас разнервничался и кричит. В этом возрасте отвлечь малыша от истерик легко. Можно просто начать с ним играть, показывать новые постройки с кубиков, или, если это не помогает, сделать то, что Вы обычно делали – обнять, поцеловать, подбросить вверх. Ребенок так же быстро вернется в состояние спокойствия и равновесия. Такие важные действия, как запоминать, мыслить, обращать внимание, происходят не по желанию крохи, а невольно. Это еще одни особенности психологического развития детей этого возраста. Ребенок не может самостоятельно обращать внимание на то, что ему жизненно необходимо. Он автоматически обращает внимание на то, что само его привлекает, запоминает так же непроизвольно. Опираясь на это, нужно подыскивать для малыша сугубо индивидуальный подход. Чему учить, что показывать, что должен запомнить в этом возрасте. Вы лучше всего знаете малыша, и точно найдете способ, как привлечь во время внимание, как научить нужным вещам, и как сделать Вашу с ним жизнь ярче и веселее. Ещё один способ, с помощью которого можно научить чему-нибудь ребенка – способ подражания взрослым. Малыш видит и замечает абсолютно все, повторяет с точностью действия и поведение. Если Вы будете вести себя так, как хотите этого от крохи, то проблем не возникнет. Собственные ошибки отразятся на ребенке, как в зеркале. Сверстники в этом возрасте не воспринимаются, как предмет подражания. Они скорее оказываются соперниками, это у них на инстинктивном уровне. Ваш ребенок хочет поиграть машинкой, но она у его друга. Значит нужно отобрать? Но благодаря общению со сверстниками, малыш учится поведению в обществе, понимает, что нужно попросить, сказать, а не кричать и закатывать истерики.

После двух лет жизни Вас ждет не менее увлекательные занятия с крохой. Будет не легче, Ваше терпение малыш будет испробовать разными способами, но такова судьба каждого родителя. Понимайте своих малышей, идите на диалоги, компромиссы, и тогда взаимная помощь будет длиться на протяжении всей жизни, а Вы будете оставаться самыми близкими людьми на этой планете!

Чтобы процесс воспитания ребенка 1-3 лет не превращался в систему запретов и ограничений, все азы правильно поведения должны закладываться через игру. Только так малыш сможет понять, как вести себя с другими детьми. Задача родителей – умело гасить все вспышки агрессии и научить ребенка правильной коммуникации в детском коллективе. Ну а если малыша обидели, в маминых силах «разрулить» ситуацию и найти из неё правильный выход.

Начнем с годовалых детишек. Прежде всего, надо понимать, что малыш в этом возрасте - исследователь, он изучает мир, который оказался гораздо больше, чем «огромные» пространства его родного дома или квартиры. Новые предметы вокруг, да еще со своими свойствами - песок, например. Его, оказывается, можно перебирать ладошками, он так интересно проскальзывает между пальчиками на землю… Можно выковырять в нем ямку совочком… Можно изо всех сил бросить песок вверх или в сторону… «Ай! А-а-а-а!». При воспитании детей младшего возраста помните, что любой малыш – это неутомимый исследователь получил в лоб ведерком от малыша, которому засыпал песком волосы и глаза… Обидно? Еще как! Ведь он даже не заметил, что рядом с ним кто-то есть! В возрасте от года и примерно до двух-трех лет ребенок занят практически только собственными сиюминутными интересами.

Что это? Агрессия? Конечно, нет. Малыш, пока еще не умеющий общаться «по правилам», вполне может бесцеремонно огорчить другого кроху, толкнуть, схватить чужую игрушку и в результате получить в лоб совочком или оказаться укушенным.

Как воспитывать девочку и мальчика 1-3 лет

Чтобы воспитывать ребенка 1-3 лет правильно, как советую детские психологи, важно умело гасить детские конфликты. Как поступить, если вашего малыша обидели сверстники?

  • Во-первых, не паниковать и успокоить, утешить расстроенного малыша. При этом успокаивать не с истерикой в голосе, мол, какой ужас! А спокойно, с сочувствием, доброжелательно: «Так случается, малыш. Наверное, мальчик хотел с тобой поиграть, но не знал, как об этом сказать». Ведь в действительности никто никому не нанес обиду, а больно и обидно бывает и когда ребенок упадет, ушибется о косяк двери или уколет палец.
  • Во-вторых, не злиться и не читать нотации годовалому «обидчику» - это бесполезно. В этом возрасте дети не могут сопереживать и чувствовать «чужую» боль, не могут воспринимать «запреты на драку».
  • Потому коротко и спокойно скажите: «Моего ребенка нельзя бить. Марусе (Вите, Косте, Людочке…) больно», - пока этого достаточно. И ваш малыш будет уверен: мама рядом и всегда защитит.
  • Вам стоит просто постоянно быть рядышком и по возможности обеспечить безопасность малышей - например, вовремя перехватить руку с лопаткой, занесенную над головой вашего ребенка.
  • Разговаривайте с другими родителями, старайтесь совместно помогать малышам совершать «обмены» игрушками, когда они находятся в песочнице.

При воспитании детей младшего дошкольного возраста помните, что именно от взрослых зависит, какие первые уроки общения получат малыши.

Психология воспитания ребенка в 1, 2 и 3 года

В ходе воспитания ребенка от 1 года важно научить его с другими детьми. Самые младшие посетители песочницы пока еще не умеют играть друг с другом. Вот и учите потихоньку своего ребенка. Есть несколько советов, как можно не только организовать «бесконфликтную», но и развивающую среду, вовлекая малышей в общие занятия. Эти игры помогут и отвлечь малышей, если вдруг назревает ссора или кто-то кого-то нечаянно обидел.

«Используйте самый доступный «инструмент» - руки. Научите малыша делать отпечатки пальчиками и ладошками на влажном песке, «бегайте» пальчиками по дорожке, оставляя ямки, украшайте отпечатки мелкими веточками или камешками. Это не только развивает мелкую моторику, но и пробуждает воображение.

Рисуйте человечков и животных, украшайте рисунки подручными материалами. Привлекайте других малышей, создавайте совместные «картинные галереи».

Ищите «клады» - закопайте несколько предметов, разных на ощупь (шершавые, гладкие, ребристые). Это могут быть камешки, шишки, желуди, игрушки. Пусть малыш, нащупав «клад», попытается рассказать, что он нашел. Такие упражнения помогают развивать чувствительность пальчиков.

Стройте башни и города, прокапывайте «подземные ходы» - встреча пальчиков малыша и мамы «под землей» вызовет неподдельный восторг!

Поселяйте в «городах» , пусть они ходят, друг к другу в гости и угощаются песочными пирожками - в таких играх легко обучать элементарным правилам поведения, «вежливым словам».

Захватите с собой на прогулку две бутылочки с водой. Одна понадобится для того, чтобы напоить малыша при необходимости, а другая - для того, чтобы смочить часть песка. Замечательное занятие - сравнивать, какие отпечатки получаются на сухом и мокром песке, как «лепятся пирожки», насколько тяжелее стал мокрый песок и т. д. Первые уроки анализа? А почему бы нет?

И, конечно, куличики - это святое занятие в песочнице. Впрочем, куличики можно лепить не только формочками, но и другими предметами. Возьмите с собой на прогулку ненужные стаканчики и баночки - из-под йогурта, сметаны, салата, шампуня. Подойдут любые пластиковые емкости, отмытые от остатков содержимого. Можно обрезать пластмассовые бутылки, соорудив из них формочки, воронки, совочки (только надо обработать края). Не забудьте и про крышечки разных цветов и размеров. Такими «подручными средствами» можно оставлять необычные отпечатки, использовать их для «жилья» куколок или игрушек из киндер-сюрпризов. А если баночка с крышкой, получается вместилище «клада» - закапывай и ищи! Еще можно пересыпать песок из «шампунной» бутылочки в лоток из-под салата или баночку из-под йогурта - сколько поместится? Вот и уроки постижения объема, а главное, что малыши давно забыли, кто кого обидел, и увлеченно «работают» рядом.

Как воспитывать ребенка в 1,5-3 года

Один из самых распространенных конфликтов на детских площадках и, особенно, в песочнице - это неумение годовалых или полуторагодовалых деток отличать «мое» от «чужого». Понятие о собственности малышам еще предстоит узнать, а пока все игрушки они считают «своими». Как же воспитывать мальчика или девочку 1-3 лет, чтобы избежать возможных конфликтов из-за присвоения чужой «собственности»? Лучший вариант - договоренность родителей «постоянных» посетителей песочницы приносить недорогие игрушки, которыми могут играть все, а перед уходом домой каждый забирает то, что приносил в «своем» пакете.

Психология воспитания детей 2-3 лет отличается от воспитания однолеток. В этом возрасте малыш уже в состоянии понять, что такое «мое» и «чужое», как себя вести в той или иной ситуации, когда ты хочешь забрать чужую игрушку или у тебя отнимают твою.

Поговорим о том, как избавить малыша от таких «игрушечных», а на самом деле вполне серьезных обид.

Учитывая особенности воспитания детей младшего дошкольного возраста, поступайте следующим образом:

  • Если малыши успели сцепиться из-за игрушки, сразу разнимите их.
  • Обязательно поддержите своего ребенка - игрушку отобрали у него! Вслух (и не только для обиженного малыша) скажите: «Понимаю, ты хочешь оставить игрушку у себя?»
  • Не обходите вниманием и обидчика. Продолжая беседу со своим ребенком, скажите: «Мальчику (девочке) тоже понравилась твоя игрушка. Давай дадим ему (ей) ненадолго поиграть? »
  • Если игрушку пытаются отобрать на ваших глазах, просто остановите «налетчика» и скажите: «А ты спросил разрешения у Саши (Маши, Пети, Валеры - имя вашего малыша)? » Обычно этого достаточно, чтобы начались «дипломатические переговоры» о судьбе игрушки. И, кстати, если дети теряются, не могут сразу понять, как поступить, помогите, говорите как бы за них. Например, обращаясь к собственному ребенку: «Саша, можно мальчик (девочка) возьмет поиграть твоего мотоциклиста?»
  • Если, прежде чем вы подоспели, обидчик забрал игрушку и умчался на другой конец площадки, сначала успокойте своего заплаканного малыша: «Ты хочешь играть своей игрушкой? Хорошо, успокойся и давай объясним это мальчику (девочке). Ты сам попросишь вернуть игрушку. Если у тебя не получится, я тебе помогу, а в другой раз ты и сам справишься» - и вместе идите к «похитителю». Без агрессии, без крика и нервов, спокойно, но твердо скажите обидчику: «Это игрушка Саши (Маши, Пети, Валеры - имя вашего малыша). Он хочет сам с ней поиграть, отдай, пожалуйста».
  • Можно предложить на некоторое время обменяться игрушками. Если обмен возможен, чтобы не обострять ситуацию и не провоцировать новый виток конфликта, привлеките внимание своего ребенка к чужой игрушке: «Посмотри, какая интересная машинка! Дома у нас такой нет, ты ни разу в такую не играл».
  • Чтобы воспитывать ребенка 1-3 лет правильно, нужно как можно раньше приучить его к коллективной игре: «Давай ты будешь водителем грузовичка и привезешь песок на стройку, а Сережа из песочка построит башню. А потом Костик на машинке привезет «гостей», и мы «испечем» для них пирожки».
  • Но случается, что малыш ни в какую не соглашается на обмены и на «поиграть ненадолго». Не настаивайте! Ваш ребенок имеет полное право играть своей, а не чужой игрушкой. Просто предупредите «обидчика», что сегодня он не сможет поиграть вашей машинкой, так как играть хочет сам хозяин игрушки.
  • В ходе воспитания детей 1-3 лет учитывайте, что и ваш малыш может выступать в роли «обидчика», ведь вокруг так много чудесных чужих игрушек. Прежде всего, поговорите с ребенком, что чужие вещи без разрешения брать нельзя. Если он хочет поиграть, например, роботом Игоря, то надо подойти и попросить разрешения, а когда игрушку просят отдать, надо ее вернуть хозяину и поблагодарить. «Понимаю, тебе понравился этот чудесный робот, но он не твой. Наверное, ты просто забыл спросить разрешение поиграть чужой игрушкой? Видишь, как Игорек расстроился? Верни, пожалуйста, ему робота и извинись».
  • Если конфликт не удается погасить, вспомните про «золотое правило воспитания детей 1, 2,3 лет»- отвлеките малышей. Можно предложить какую-то активную игру или одно из занятий, о которых говорилось в разделе «Играем вместе с мамой - учимся играть с детьми». Произнесите волшебные слова: «А давайте…» (построим двухэтажный гараж, выкопаем глубокий пруд, нарисуем картину веточками, измерим длину лавочки…)

Одна из особенностей воспитания детей младшего возраста – как можно раньше сделать так, чтобы ваш ребенок не превратился в «жадину-говядину». Для этого можно предпринять следующее:

В возрасте до трех лет малыш не может сам себя уверенно защитить, он всегда надеется на поддержку родных взрослых, прежде всего мамы. Опираясь на азы психологии воспитания детей 1, 2, 3 лет, умейте постоять за своего ребенка:

  • Если вашего ребенка толкнул или ударил другой малыш, а ваше сокровище растерялось, действуйте быстро и уверенно. Обнимите, пожалейте, спросите: «Тебе больно? » И не агрессивно, но строго обратитесь к обидчику: «Моего ребенка бить нельзя! Драться нельзя, а если хочешь поиграть, скажи: «Давай поиграем». Главное, чтобы ваш малыш чувствовал ваше твердое намерение его защитить, тогда и он сам постепенно будет набираться уверенности. (Варианты фразы «Моего ребенка бить нельзя!»: «Я не разрешаю его обижать!»; «Я никому не позволяю бить моего сына (мою дочь)!»; «Не бей моего ребенка, я не позволяю это делать!»)
  • Если дети уже понимают объяснения, а мама шалуна не отреагировала на случившееся (к сожалению, такое бывает), можно поговорить с обидчиком. Примерно так: «Сашу бить нельзя, ему больно. Хорошие люди не причиняют боль, а ты ведь хороший мальчик. Ты - будущий настоящий мужчина, а настоящий мужчина не бьет людей, если ему не дали игрушку. Ты можешь поменяться игрушками, можешь вежливо попросить дать тебе поиграть машинку, но бить нельзя. Если обидел кого-то, надо извиниться».
  • Другое развитие ситуации: ваш малыш в ответ на удар или толчок дал сдачи. Здесь в ходе воспитания ребенка 2-3 лет нужно обращаться к обоим: «Драться нельзя!» Фраза короткая и строгая, тон - непререкаемый, уверенный. И, конечно, следом объяснение, например: «Играть надо дружно. Если возник спор, нужно договариваться словами. Кулаки игре только мешают». А уже дома поговорите с малышом.

Особенности воспитания ребенка 2-3 лет таковы, что иногда приходится учить малыша давать сдачи, чтобы защититься. Но сначала нужно предупредить «противника», что ответишь так же. Обязательно объясните малышу, что сильно бить нельзя, сдача - это «строгое предупреждение, что ты тоже можешь защититься». И ключевое слово здесь - защита. Учите малыша стоять за себя, а д ля этого воспитывайте уверенность в своих силах, в том числе и собственным примером. Помните? Вы уверенно защищаете ребенка, и он «набирается» уверенности от вас. Для примера приведу два письма с «мамочкиных» форумов и мнение психолога.

Особенности воспитания мальчиков и девочек 1-3 лет

Каждому из нас приходилось, и злиться самому, и испытывать на себе злость окружающих. В ходе воспитания ребенку 2-3 лет обязательно надо объяснить, что негативные эмоции испытывают все, ведь и взрослые, и дети иногда обижаются, злятся, завидуют, ревнуют. Просто кто-то умеет контролировать свои эмоции и «злится корректно», а кто-то чуть не с кулаками бросается на людей. Конечно, гораздо легче пнуть или толкнуть обидчика, грубо обозвать и даже совершить какое-то жестокое действие по отношению к «раздражителю». Именно так ведут себя маленькие дети: не задумываясь, не сдерживаясь, бросаются «выплескивать негатив» - кричат, топают, кусаются. От бурного проявления эмоций могут пострадать и сами малыши, и окружающие. Поэтому одной из особенностей воспитания детей 2-3 лет является обучение его умению «выговариваться», выражать свои чувства, эмоции словами. Заметили, что малыш рассердился или расстроен, - расспросите его, задайте вопросы («Чем ты расстроен?»; «Что случилось?»). Обязательно дайте малышу возможность «освободиться» от негатива, побеседуйте, прочтите книгу или посмотрите вместе мультфильм, в котором есть подобная ситуация. Книги, мультики, игры помогут ребенку научиться находить выход из «стрессовых» состояний. Умение высказать словесно то, что переживаешь, чувствуешь, - замечательная защита, ведь в жизни малышу придется столкнуться с реакциями разных людей, вплоть до жестоких.

И все-таки случается, что маленький человечек не всегда может справиться со своими эмоциями. Иногда ему требуется покричать, разозлиться или, наоборот, помириться, если поссорился с дружком. При воспитании девочек и мальчиков 1-3 лет используйте самые простые и на удивление действенные атрибуты для снятия эмоционального напряжения.

Подушка для битья. В Японии офисные работники могут зайти в специальную комнату, где стоит мягкий манекен с «лицом начальника», и побить, покричать, высказать свое отношение к нему. Малышу достаточно «поколотить» мягкую подушку, представляя, что это обидчик. Только это должна быть именно специальная подушка для битья, а не любая мягкая игрушка.

«Кричальная» труба. Обычная картонная трубка из-под бумажного кухонного полотенца. Ее можно оклеить яркой бумагой и сказать ребенку: «Если тебе хочется громко крикнуть обидные слова или ты рассержен и у тебя изнутри рвется крик, можно покричать в специальную «кричальную» трубу. Твоя злость улетит вместе с громкими звуками. Только, пожалуйста, посмотри, чтобы рядом никого не было. Вдруг твоя злость перейдет на того, кто рядом? Или ты его оглушишь? »

Коврик «злости». Такой коврик можно сшить из плотной ткани или договориться с ребенком, что «через коврик в коридоре выходит злость. Его можно топтать, прыгать на нем, вытирать об него ноги, грозить ему кулаком - и злость уйдет». Моему маленькому сыну, например, такой «отдушиной» была старая домотканая дорожка на крыльце (мы жили в частном доме). Заслышав топот и прыжки, я уже знала, что мое сокровище пришло злое и обиженное и «стряхивает» злость перед порогом.

«Злючки-клочки». При воспитании ребенка в 1,5-2 года важно научить малыша прогонять обиду, перестать злиться, снять напряжение. Сделать это можно простым способом. Дайте малышу старую газету или любую другую ненужную бумагу и позвольте порвать ее в мелкие «злючки-клочки». Можно рвать и приговаривать:

  • Я порву обиду в клочья,
  • Злость на части разорву.
  • И подброшу вверх кусочки,
  • После - мусор уберу.

Вместе с малышом покружитесь в «листопаде», «снегопаде» или «цветопаде» (это зависит от времени года) и «превращайтесь»… например, в «злючко-клочко-пылесос». Главное, чтобы ни одного «злючка-клочка» не осталось!

«Тихий» стульчик (или скамейка). На этот стульчик или скамейку (их можно раскрасить красками, задекорировать) приходят те, кто обижен, или поссорился, или хочет побыть сам с собой. Здесь можно просто посидеть, а можно поиграть с «тихими» игрушками, подумать, помечтать или «уйти в себя». Впрочем, это не обязательно стул или скамейка. «Тихим» вполне может быть мягкий коврик, старое детское одеяльце в уголке на полу, пушистый плед ит. д.

«Мирилочка». Не забывайте ещё про одну особенность воспитания ребенка 1-3 лет – своевременное привитие малышу умения мириться. Самая простая «мирилочка» - рукав с двумя отверстиями, в которые могут с разных сторон просунуть руки «субъекты конфликта». И там, в глубине, сцепить ладошки, помириться. А может, это «солнышко с ручками», которые можно пожать. А может, любая мягкая игрушка с мохнатыми лапками, выбранная на роль «примирителя». И, конечно, надо сказать старые-старые слова, помирившие детей многих поколений:

Мирись, мирись, мирись

  • И больше не дерись.
  • А если будешь драться,
  • Я буду кусаться.
  • А кусаться ни при чем,
  • Буду драться кирпичом.
  • А кирпич сломается,
  • Дружба начинается!

В заключение – ещё один совет, как воспитывать мальчиков и девочек 1-3 лет: учите детей побыстрее избавляться от переживаний.

Мешочек «переживаний». Это может быть небольшой полотняный мешочек с завязками. На одной стороне наклейте (или нарисуйте, или вышейте) пиктограмму улыбки или улыбающееся лицо. На другой стороне - хмурое, злое выражение. Договоритесь с малышом, что, если у него неприятности или плохое настроение, он может повернуть мешочек к себе «злой» стороной, открыть и прошептать в него свои «невзгоды». Потом завязать, закрыть и хорошенько потрясти мешочек, чтобы все неприятности исчезли. («Перемелется - мука будет», помните?) А потом повернуть к себе мешочек «улыбкой», снова развязать и «достать» то, что ребенку хочется: радость, смех, доброту, веселье, хорошее настроение. Если вас смущает «Двуликость», сделайте два мешочка: один «злой», другой «добрый». Впрочем, необязательно мешочек, на эту роль вполне подойдет и коробка, и пластиковая бутылка, и любая другая «емкость».

Статья прочитана 2 349 раз(a).

Психология детей от 1 до 2 лет

Основные этапы развития ребенка 1-2 лет

Первый этап развития ребенка от 1 до 2 лет - 55 неделя.

(ребенку чуть больше года)

Ваш ребенок проходит новую ступень развития мышления, он начинает вырабатывать собственные методы решения процессов происходящих вокруг него, учится достигать результатов, воздействуя на окружающий мир.

У вас в доме появляется помощник, который начинает пылесосить, мыть посуду, стирать, он может что-то принести и отнести. Появляется настойчивое желание делать некоторые действия самостоятельно. У каждого малыша они свои - кто-то начинает строить башенки, кто-то желает сам раздеваться и одеваться, а кто-то кушать или умываться.
Ребенок становится более непредсказуемым, так как порой вы не можете понять, что именно он пытается в данный момент сделать. Его игры с игрушками становятся более сложными, он как бы заново осваивает их, открывая для себя новые качества и функции.

Для того чтобы понять и усвоить новые открытия малышу нужно время. Если до года время адаптации к новому этапу было не продолжительным, то теперь из-за глубины изменений оно увеличивается и может длиться 4-5 недель.

Ребенок становится более капризным, беспокойным, постоянно требует вашего внимания. Ему вновь не нравятся посторонние люди, и он прячется от них.Некоторые малыши не желают сходить с рук, хотят все делать вместе с мамой. Они становятся очень ревнивы, и скандалят, если им кажется, что мама уделяет им недостаточно внимания. В период перехода может нарушиться сон, и ухудшится аппетит. Также возможны резкие перепады настроение, он может вредничать и впадать в ярость. Кроме того, ваш ребенок вновь начинает вдруг делать вещи, которые были характерны для него в более раннем возрасте.

Основная ваша задача в такое непростое время - это сохранять спокойствие и помогать малышу успокоиться. Вы должны быть просто рядом, чтобы он почувствовал, что мир вокруг него изменяется, но мама всегда с ним, она его любит, понимает, и защитит, если это будет нужно. Почувствовав себя в безопасности, ребенок более легко и спокойно перейдет на следующую ступень развития.

Второй этап развития ребенка от 1 до 2 лет - 64 неделя.

(ребенку чуть больше, чем 1 год 3 месяца)

Второй этап развития ребенка опять связан с развитие мышления. Оно становится более сложным, взрослым. Ребенок начинает мыслить, создавать свои маленькие программы, вносить в них изменения и оценивать результаты. Он постигает основные жизненные принципы. Это очень сложный и интересный период в жизни ребенка.

С одной стороны малыш становится более понятным, вы видите, чего он хочет, вам ясно, чем он занят. Теперь прежде, чем что-то сделать, ребенок начинает думать и размышлять.

А с другой стороны вам потребуется теперь в трое больше терпения по отношению к малышу. Так как для познания жизненных принципов он постоянно экспериментирует, в том числе и с вами (А что сделает мама, если я нарисую на обоях, переверну мусор, порву книжку, разбросаю все вокруг, не буду ложиться спать, не буду есть и другие варианты, думаю, что у каждой мамы найдется что перечислить). Для чего он это делает? Не в коем случае не для того, чтобы рассердить вас и вывести из себя, хотя именно так и может показать. На самом деле, ребенок изучает реакцию окружающего мира на его поступки. Он узнает, что такое хорошо, а что такое плохо, изучает ваш характер, выясняет, как его поведение влияет на ход развития событий(когда он послушный и не послушный).

Ваше грамотное поведение в этот период позволит в дальнейшем облегчить взаимоотношения с ребенком. Именно в это время нужно приучать ребенка к правилам поведения, научить его понимать ваши запреты, показать ему границы дозволенного. Как и в предыдущем этапе развития во время переходного периода малыш становится более ранимым, он встревожен очередными изменениями и хочет, чтобы мамы была рядом. Вам нужно относиться к этому терпеливо. Может казаться, что ребенок уже должен вести себя лучше, и, требуя от него более взрослого поведения, вы можете столкнуться с еще большей сопротивлением с его стороны. В результате могут возникнуть ненужные ссоры. Поэтому-то очень важно знать о причинах такого поведения, это поможет вам с большим пониманием оценивать ситуацию.

После того, как переходный период пройдет, вы увидите, что ребенок стал более активным, более мудрым. Он начинает больше играть самостоятельно, более спокоен, наблюдателен. Сейчас для него самое интересное занятие изучать и осматривать все новое.

Для того чтобы вы могли помочь ребенку быстрее освоиться в новом этапе, перечислю основные «жизненные законы», которые он осваивает в этот период:

- «мое - твое» - узнает, что есть вещи, которые принадлежат ему, а есть вещи чужие, многих факт наличия последних очень расстраивает. Вам нужно объяснить ребенку, что такое «чужой» и научить его делиться, меняться, возвращать обратно «не свое». (Используете для примера ролевые игры с его игрушками);

Правила поведения, вы должны в мягкой, но категоричной форме объяснять малышу что можно, а что нельзя. Чтобы не путать ребенка, вещи и поступки, относящиеся к категории «нельзя» должны быть определены один раз и навсегда. Т.е. если вы что-то запрещаете, то запрещать нужно всегда, а если сегодня можно, а завтра нельзя, то очень скоро вы столкнетесь с таким явлением, как истерия, так как ребенок будет выражать протест: почему сегодня нельзя, если вчера было можно;

Воля, у ребенка все чаще появляется желание делать все по-своему, вы должны научить его понимать, что не всегда можно все и сразу, и что другие тоже чего-то хотят (опять же помогут ролевые игры с его игрушками);

Помощь, ребенок учится требовать и просить, и, исходя из вашей реакции, вырабатывает тактики поведения, поэтому помогите ему выбрать правильный вариант просьбы о помощи;

Бережливость и аккуратность - учится обращаться с предметами осторожно, вы должны своим поведение демонстрировать правильные приемы (класть вещи на место свои и его, брать кружку аккуратно, чтобы водичка не разлилась);

Переговоры - учится договариваться, пока только на уровне «да» и «нет», ваше уважительно отношение к его мнению, способствует повышению его самооценки;

Просьбы - любит выполнять простые просьбы, привлекайте его к домашним делам и хвалите, если делает что-то хорошее.

Третий этап развития ребенка от 1 до 2 лет - 75 неделя.

(ребенку почти 1,5 года)

Примерно с 71 недели ваш ребенок начинает готовиться к новому этапу своего развития. Мир вокруг него снова начинает меняться, и для того, чтобы справится с новыми впечатлениями и эмоциями он опять нуждается в надежной и верной опоре. Вновь возникает повышенная потребность в маме. Начинается период раздражительности и капризности, которые длится 3-4 недели.

Что же нового произойдет в восприятии вашего малыша, после того как он успокоится. Вы заметите, что ребенок стал думать и поступать иначе, так как открыл для себя новый мир, он познает мир системы.

Развивается самосознание ребенка, он осознает собственное «Я». Малыш начинает понимать, что он, мама и папа, это семья, что у вас есть дом, что у других людей есть другой дом, что у него есть вещи, и он ими управляет. Сфера интересов ребенка характеризует его наклонности. Кто-то начинает увлеченно рисовать, другой танцевать или слушать музыку. Это отличный период, для того чтобы определить уникальность и индивидуальность вашего ребенка, для того, чтобы помочь ему в дальнейшем развивать свои способности. Ваша главная задача дать малышу как можно больше информации о разнообразии окружающего мира.

Вы заметите также, что ребенок стал менее эгоцентричным, он учится жалеть других, проявлять к ним сострадание. Активно развивается фантазия, малыш занимается естествознанием, начинает самостоятельно строить и конструировать. Он по-прежнему проверяет во всем границы дозволенного, что потребует от вас особого терпения.

Многие малыши в этот период уделяют особое внимание мелким деталям и любят, чтобы все лежало на своих местах, это очень удобное время для знакомства с пазлами.

Еще один важный момент этой фазы развития ребенка, связан с тем, что у него возникает понимание того, что если он перестает что-то видеть, это не значит, что это перестает существовать. Люди и предметы перестают исчезать бесследно, после того как он теряет их из виду. Малыш сообразил, что предметы могут перемещаться (а не исчезать), и начинает их искать.

Для ребенка впервые появляется понятие время, он лучше запоминает события прошедшие, и начинает строить первые планы и прогнозы будущего. Происходит огромный скачек в развитии речи. Малыш начинает говорить предложениями.




Top