Евгений онегин они сошлись волна и камень.

Нотр-Дам де Пари , также известный как или просто Нотр-Дам, это исторический католический собор в восточной части острова Сите в четвертом округе Парижа, Франция. Собор считается одним из лучших образцов французской готической архитектуры, является одним из крупнейших и наиболее известных церковных зданий в мире. Натурализм его скульптур и витражей отличается от более ранней романской архитектуры.

Как собор парижского архиепископа, Нотр-Дам содержит кафедру или официальный трон архиепископа Парижа, кем в настоящее время является кардинал Андре Вен-Труа . Сокровищница собора известна гробницей, в которой находятся некоторые из самых важных реликвий первоклассного католицизма, в том числе терновый венец, фрагмент истинного креста и святые гвозди.

В 1790-е годы Нотр-Дам был осквернен во время радикальной фазы французской революции, когда большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена. Обширная реставрация под руководством Виолле-ле-Дюка началась в 1845 году. А в 1991 году был начат проект дальнейшего восстановления и поддержания.

Архитектура Нотр-Дам де Пари

Нотр-Дам де Пари был первым зданием, в котором использовались арочные контрфорсы. Первоначально здание было разработано без контрфорсов вокруг хора и нефа, но после начала строительства более тонкие стенки становились все выше и под напряжением продвигались наружу. В ответ архитекторы собора построили поддержки вокруг внешних стен, а более поздние постройки продолжались по шаблону. Общая площадь составляет 5500 м² (внутренняя поверхность составляет 4800 м²).

Многие маленькие отдельно обработанные статуи были помещены по кругу снаружи, чтобы служить в качестве опор для колонн и отвода стоков воды. Среди них известные гаргульи, украшающие стоки для воды, и химеры. Статуи изначально были окрашены как и большая часть экстерьера. Краска стерлась. Собор был практически закончен к 1345 году. В нем узкий подъем в 387 ступенек на крышу из нескольких винтовых лестниц; во время подъема можно рассмотреть его известный колокол и гаргулий в непосредственной близости, а также вам откроется потрясающий вид на Париж, когда вы достигнете вершины.

История строительства

В 1660 году, когда церковь в Париже стала «парижской церковью царей Европы», епископ Морис де Сюлли считал предыдущий парижский собор, Сент-Этьен (святого Стефана), который был основан в 4 веке, недостойным такой высокой роли, и тот был снесен вскоре после того, как он принял титул епископа Парижа. Согласно большинству основных мифов, этот проект принимался с недоверием; археологические раскопки в 20-м веке предположили, что собор Меровингов, который был заменен Сюлли, являлся массивной конструкцией, с пятью проходами к нефу и фасадом шириной в 36 метров. Похоже поэтому епископом были преувеличены дефекты первичной конструкции, чтобы помочь оправдать реконструкцию в новом стиле. Согласно легенде, Сюлли пришло видение великолепной новой парижской церкви, и он набросал его эскиз на земле перед первоначальной церковью.

Чтобы начать строительство, епископ разрушил несколько домов и проложил новую дорогу, чтобы перевозить материалы для остальной части собора. Строительство началось в 1163 году, во время правления Людовика VII, расходились мнения в том, заложил первый камень в фундамент собора Сюлли или Папа Александр III. Тем не менее, оба были на церемонии. Епископ де Сюлли продолжал посвящать большую часть своей жизни и богатства строительству собора. Строительство хора производилось с 1163 по 1177 года, и новый Высокий Алтарь был освящен в 1182 (это нормально, что восточная часть новой церкви была завершена первой, так что в западной части хора может быть возведена временная стена, что позволяет использовать ее без перерыва, в то время как медленно формируется остальная часть здания). После смерти епископа Мориса де Сюлли в 1196 году, его преемник, Юдес де Сюлли (не родственник) курировал завершение трансептов и подгонял строительство нефа, который был близок к завершению в момент его собственной смерти в 1208 году. На этом этапе был также выложен и западный фасад, хотя он не был завершен примерно до середины 1240-х годов. За весь период строительства на участке работало большое количество архитекторов, чему свидетельствуют различные стили на разных высотах западного фронта и башен. Между 1210 и 1220 годами строительство этажа с окном-розой и большими залами под башней курировал четвертый архитектор.

Наиболее значительные изменения в конструкции произошли в середине 13-го века, когда трансепты были реконструированы в последнем стиле Районнант; в конце 1240-х годов Жан де Шель добавил остроконечный вход северного трансепта, который завершало эффектное окно-роза. Вскоре после этого (с 1258 года) Пьер де Монтрей выполнил подобную схему на южном трансепте. Оба эти входа были богато украшены скульптурой; южный портал украшали сцены из жизни святого Стефана и различных местных святых, а северный — сценами младенчества Христа и историй о Феофиле в тимпане, с весьма важной статуей Богородицы с младенцем в трюмо.

Сроки строительства собора:

  • 1160 – Морис де Сюлли (названный парижским епископом) заказывает снос оригинального здания;
  • 1163 – закладывается фундамент Нотр-Дам де Пари; начинается строительство;
  • 1182 – закончены апсида и хор;
  • 1196 – умирает епископ Морис де Сюлли ;
  • 1200 – начинаются работы на западном фасаде;
  • 1208 – умирает епископ Юдес де Сюлли . Близится к завершению возведение нефа;
  • 1225 – закончен западный фасад;
  • 1250 – закончены западные башни и северное окно-роза;
  • 1245–1260-е – трансепты перестроены в стиле Районнант Жаном де Шелем, затем Пьером де Монтрей;
  • 1250–1345 – завершены остальные элементы.

Склеп

Археологический склеп Нотр-Дам де Пари был создан в 1965 году, чтобы защитить ряд исторических руин, обнаруженных во время строительных работ и охватывающие период с самого раннего поселения в Париже до наших дней. Склеп управляется музеем Карнавале и содержит обширную экспозицию, детальные модели архитектуры разных временных периодов, которые можно рассмотреть в руинах. Главной особенностью является все еще видимое подпольное отопление, которое было установлено во время римской оккупации.

Изменения, вандализм и реставрации

В 1548 году бунтующие гугеноты повредили части Нотр-Дам, считая их идолопоклонством. Во времена правления Людовика XIV и Людовика XV Собор претерпел значительные изменения в рамках продолжающейся попытки модернизировать соборы по всей Европе. Великолепная статуя святого Кристофера , которая стояла около столба у западного входа с 1413 года, была разрушена в 1786 году. Гробницы и витражи были разрушены. Однако северное и южное окно-роза избежали этой участи.

Фотография Генри пятого рядом с Гаргульей, сделанная Чарльзом Негре в 1853 году

В 1793 году, во время французской революции, собор был посвящен в культ Разума, а затем — в культ Верховного Существа. За это время многие из сокровищ собора были разрушены или разграблены. Шпиль 13-го века был снесен, а статуи библейских Иудейских царей (которые ошибочно принимают за королей Франции), расположенные на выступе фасада собора, были обезглавлены. Многие головы были найдены во время раскопок 1977 года на близлежащих территориях и на выставке в музее Клюни. На какое-то время Леди Свобода заменила Деву Марию на нескольких алтарях. Большим колоколам собора удалось избежать переплавки. Собор стал использоваться как склад для хранения продуктов питания.

Спорная программа восстановления началась в 1845 году под контролем Жана-Батиста-Антуана Лассуса и Эжена Виолле-ле-Дюка. Виолле-ле-Дюк был ответственен за реставрацию нескольких десятков замков, дворцов и соборов по всей Франции. Восстановление длилось двадцать пять лет и включало более высокую и богато украшенную реконструкцию шпиля, также добавление химер на Галерее Химер. Виолле-ле-Дюк всегда подписывал свои работы летучей мышью, структура крыла которой в большинстве напоминает готический свод (см. Замок Роктайад).

Вторая мировая война нанесла больший ущерб. Некоторые из витражей на нижнем ярусе были поражены шальными пулями. Они были переделаны после войны, но сейчас это игривые и современные геометрические узоры, а не старинные сцены из Библии.

В 1991 году была начата масштабная программа по техническому обслуживанию и реставрации, которая должна была продлиться 10 лет, но все еще продолжается и с 2010 года, очистка и восстановление старых скульптур является чрезвычайно деликатным делом. Приблизительно в 2014 году, большая часть освещения была улучшена до светодиодного.
Орган и органисты

Несмотря на то, что многие органы были установлены в соборе давно, самые ранние модели не были достроены. Первый более известный орган был закончен в 18-м веке знаменитым строителем Франсуа-Анри Клико . Некоторые из органных труб Клико продолжают звучать и по сей день. Орган был почти полностью перестроен и расширен в 19-м веке Аристидом Кавайе-Колем.

Должность титулованного органиста (“глава” или “главный” органист) Нотр-Дам де Пари считается одной из самых престижных должностей органистов во Франции, наряду с титулованным органистом Сен-Сюльпис в Париже, крупнейшего инструмента Кавайе-Коля.

У органа 7374 трубы, приблизительно 900 из них классифицируются, как исторические. Он имеет 110 регистров, 5 рядов клавиатуры из 56 клавиш и 32 педали. В декабре 1992 года двухлетнее восстановление органа было завершено, он полностью компьютеризирован в рамках трех ЛВС (локальных вычислительных сетей). Реставрация также включала в себя ряд дополнений, в частности, еще две горизонтальные трубы, завершающие инструмент в стиле Кавайе-Коля. Орган Нотр-Дам де Пари является уникальным во Франции из-за пяти полностью независимых труб.

Среди наиболее известных органистов в Нотр-Дам де Пари был Луи Вьерн , занимающий эту должность с 1900 по 1937 годы. Во время его пребывания была изменена тональность органа Кавайе-Коля, особенно в 1902 и 1932 годах. Леонс де Сент-Мартин занимал эту должность между 1932 и 1954 годами. Пьер Кошеро начал дальнейшие изменения (многие из которых уже были запланированы Вьерном), включая электрификацию инструмента в период с 1959 по 1963 годы. Оригинальная консоль Кавайе-Коля (которая сейчас находится недалеко от органного хора) между 1965 и 1972 годами была заменена новой консолью в англо-американском стиле с добавлением дополнительных упоров, изменения коснулись педального отделения, была произведена реконструкция смешанных упоров, сольной клавиатуры в стиле необарокко, и наконец, добавление трех горизонтальных труб в иберийском стиле.

После внезапной смерти Кошеро в 1984 году, 4 новых титулованных органиста были назначены в Нотр-Дам де Пари в 1985 году: Жан-Пьер Леге, Оливье Латри, Ив Деверн (который умер в 1990) и Филипп Лефевр. Это напоминало практику собора 18-го века, когда каждый из четырех органистов играет по три месяца в году.

Колокола Собора Парижской Богоматери

Новые колокола собора Нотр-Дам де пари на публичной выставке в нефе в феврале 2013 года

В соборе 10 колоколов. Самый большой, Эммануэль, 1681 года, расположен в южной башне и весит чуть более 13 тонн, он отбивает время, а еще оповещает о различных событиях и мероприятиях. Этот колокол всегда начинает звонить первым, как минимум за пять минут до остальных. До недавнего времени было еще 4 дополнительных колокола 19-го века на колесах в северной башне. Эти колокола должны были заменить девять, которые были удалены из собора во время Революции и звонили во время различных фестивалей и событий. Когда-то колоколами звонили вручную, до того, как электромоторы позволили им работать без ручного труда. Когда было обнаружено, что размер колокола вызывает вибрацию всего здания, угрожая его структурной целостности, они были изъяты из использования. Колокола также имели внешние молотки для мелодии с небольшого клавира.

В ночь на 24 августа 1944 года, когда Сите был взят передовой колонной французских и союзных танковых войск и частью Сопротивления, звон Эммануила оповестил город о полном освобождении.

В начале 2012 года, в рамках проекта стоимостью в 2 млн. евро, 4 старых колокола в северной башне были признаны неудовлетворительными и были удалены. Первоначальный план состоял в том, что их растопят и из этого материала сделают новые колокола. Тем не менее, юридические проблемы привели к тому, что колокола оставили на литейном заводе на крайний случай. К началу 2013 года они все еще оставались на заводе, пока их судьба не была решена. Набор из 8 новых колоколов был отлит на том же заводе в Нормандии, где были отлиты старые 4 колокола в 1856 году. В то же время в Нидерландах был отлит намного больший колокол, который висит вместе с Эммануилом в южной башне. 9 новых колоколов, которые были доставлены в собор в то же время (31 января 2013 года), предназначены для копирования качества и тона оригинальных колоколов храма.

Название Масса Диаметр Нота
Emmanuel 13271 кг 261 см E♭ 2
Marie 6023 кг 206.5 см G♯ 2
Gabriel 4162 кг 182.8 см A♯ 2
Anne Geneviève 3477 кг 172.5 см B 2
Denis 2502 кг 153.6 см C♯ 3
Marcel 1925 кг 139.3 см D♯ 3
Étienne 1494 кг 126.7 см E♯ 3
Benoît-Joseph 1309 кг 120.7 см F♯ 3
Maurice 1011 кг 109.7 см G♯ 3
Jean-Marie 782 кг 99.7 см A♯ 3

Собственность

Согласно закону 1905 года, Нотр-Дам де Пари является одной из семидесяти церквей Парижа , построенных до этого года, которые являются собственностью французского государства. В то время как само здание находится в собственности государства, католическая церковь является назначенным бенефициаром, имеющее исключительное право на использование его для религиозных целей без срока. Епархия епископа несет ответственность за зарплату сотрудников, безопасность, отопление и очистку, а также обеспечение того, что собор открыт для посетителей бесплатно. Епархия не получает субсидии от французского государства.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари): подробная информация о соборе Парижской Богоматери, архитектура и история Нотр-Дам-де-Пари, расположение на карте.

Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам - старейший и самый известный собор Парижа , расположенный в древнейшей его части - острове Сите. Это великолепный шедевр готики, увековеченный гениальным Виктором Гюго и превратившийся в культовое место столицы Франции наряду с Эйфелевой башней и Лувром .

Кроме великолепного здания собора и его интерьера есть возможность оценить красоту Парижа с высоты башен. Чтобы на них подняться нужно преодолеть более 350 ступенек. Также можно посмотреть археологический склеп, который "расскажет" историю города с галло-римских времён до 19 века.

История Нотр-Дам-де-Пари

Уже в 3 веке в древнем Париже появились первые христиане. Сюда был послан св. Дионисий, казненный на холме Монмартр, и ставший впоследствии покровителем города (пригород Парижа Сен-Дени также назван в его честь). После утверждения Константином христианства, как официальной религии в Римской Империи, в 4 веке на месте языческого храма был построен первый христианский собор на острове Сите - собор св. Стефана. Точно не известно, как он выглядел и его точные размеры, но считается, что это была большая пятинефная базилика, перестроенная в 6-7 веке.

Каменный собор св. Стефана был в состоянии выдержать испытание временем, но в 12 веке Людовик VII и епископ де Сюлли приняли решение построить новый, более величественный собор. В 1163 году был заложен первый камень будущего Нотр-Дам. Строительство продолжалось до 1250 года.

На протяжении своей истории, до Великой Французской революции, Собор Парижской Богоматери несколько раз перестраивался и ремонтировался. Революция нанесла собору страшный ущерб - были разрушены статуи королей на фасаде, уничтожены все большие скульптуры, повреждены витражи и порталы. Нотр-Дам пришел в настолько плачевное состояние, что всерьез обсуждалась возможность его сноса. К счастью, во многом благодаря Виктору Гюго и его легендарному роману "Собор Парижской Богоматери", собор решено было отреставрировать. В середине 19 века Нотр-Дам был снова открыт.


Архитектура

Архитектурный стиль собора - готика. Западный фасад разделен на три части по вертикали и горизонтали.

Нижний ярус - это три портала (входа): портал св. Анны, портал Девы Марии, портал Страшного Суда. Каждый портал украшен барельефами. Над порталами расположена аркада королей - 28 скульптур иудейских царей, поврежденных во время Революции.

Выше располагается западная роза - фигура беспредельности и бесконечности, заключённая в квадрат. Построена в начале 13 века и является одной из трёх роз собора и самой старой из них.

В архитектуре собора выделяются две башни-колокольни - Северная и Южная. При этом Южная башня (ближняя к реке) выглядит менее массивной.

С южной стороны фасад собора также украшает роза и шпиль, вокруг которого расположены 12 фигур апостолов.

Крыша собора - свинцовая. Выполнена из тонких свинцовых пластинок, положенных внахлёст. Вес крыши около 210 тонн. Также в верхней части фасад Собора Парижской Богоматери украшен фигурками гаргулий и химер. Интересно, что в Средневековье химер не было. Их установили в 19 веке во время реставрации, как и новую свинцовую крышу.


Интерьер

Интерьер Нотр-Дам не может похвастаться причудливой настенной живописью. Но такова специфика суровой готики. Единственным источником света и цвета являются красивейшие витражи. Оригинальные витражи 13 века сохранились только на соборных розах. Остальные 110 витражных окон были восстановлены.

В центре нефа расположены скульптурные композиции из Евангелия. В правой часовне собора расположены картины и скульптуры, принесенные в дар. Соборная люстра выполнена из посеребрённой бронзы.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших христианских реликвий - Терновый венец.


Режим работы и вход

Собор Парижской Богоматери работает ежедневно с 8.00 до 18.45. В выходные до 19.45. Вход - свободный и бесплатный.

Чтобы подняться на башни и полюбоваться панорамой Парижа с высоты гаргулий нужно заплатить 10 евро. Также платный вход в склеп.

Правила поведения

  1. Собор Парижской Богоматери - действующий собор, поэтому здесь нужно вести себя спокойно, тихо и почтительно.
  2. Запрещено проносить багаж.
  3. Запрещено фотографировать со вспышкой.
  4. Могут не пустить в коротких юбках и шортах.

Как добраться?

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel
–Линия 1, 11, Hôtel de Ville
–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne
–Линия 7, 11, 14 Châtelet

–Линия B, Saint-Michel – Notre-Dame
–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice
–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame
–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello
–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont
–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres
–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel
–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

«Il est venu le temps des cathédrales»…песня из ставшего столь популярным мюзикла «Notre-Dame de Paris» принесла славу не только исполнителям, но и пробудила интерес всего мира к роману Виктора Гюго, и к самому грандиозному собору Франции Собору Парижской Богоматери.

Собор, воспетый Виктором Гюго в его одноименном романе, считается главным духовным центром Парижа, а многие называют его «сердцем» города. Возвышаясь над Парижем, собор привлекает не только своим великолепием, но и многочисленными тайнами, о тайнах Собора Парижской Богоматери слагаются легенды.

На месте нынешнего Нотр-Дама в 4 веке располагалась церковь Святого Себастьяна, а недалеко от нее находился храм Божьей Матери. Однако в XII в. Оба эти здания пришли в плачевное состояние, и парижский епископ Морис де Сюлли принял решение, возвести на их месте новый собор, который по его замыслу должен был превзойти по своей грандиозности все соборы мира.

Строительство Собора Парижской Богоматери длилось практически два века. Над его обликом трудился не один десяток знаменитых архитекторов, но наибольший вклад в создании столько многоликого собора внесли Жан де Шель и Пьер де Монтрей.

Длина собора составляет 130 метров, высота башен - 69 метров, вместительность около 9000 человек.

Собор Парижской Богоматери был построен на развалинах римского храма, посвящённого Юпитеру. Первый камень базилики был заложен Папой Александром III в 1163 году.

В строительстве принимало участие много разных архитекторов, об этом свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западный фасад и башни.

Строительство башен было завершено в 1245, а весь собор — в 1345 году. Исполинские размеры собора не знали себе равных до середины XIII века, когда началось строительство кафедральных соборов в Реймсе и Амьене.

О западном фасаде Собора Парижской Богоматери Ле Корбюзье говорил как о "чистом создании духа". И правда, присутствующие здесь две геометрические фигуры - круг и квадрат, символизируют, соответственно, бесконечность Бога и ограниченность созданного им пространства. Их совместное существование в линиях фасада показывает, как мир Бога вторгается в мир, созданный через таинства Воплощения и Рождества Христова.

Под баллюстрадой тянется "галерея царей", 28 статуй которой представляют 28 поколений иудейских царей - предков Иисуса и Марии.

Западный фасад Нотр-Дам имеет три входа, их стрельчатые порталы украшены скульптурными панно с изображениями разных эпизодов Евангелия. Здесь кратко и выразительно рассказана и воплощена суть христианства.

На фото - центральный портал, известный как "Портал Страшного Суда". Арки входа поддерживают по семь статуй с каждой стороны. Внизу по центру на перемычке изображены мертвецы, восставшие из могил, разбуженные двумя ангелами с трубами. Над ними изображена сцена взвешивания душ умерших архангелом Михаилом. Согласно этому, избранных ведут в Рай (по правую руку от Христа), а проклятых дьявол ведёт в ад, налево. Далее вверх, на тимпане, изображён Христос-Судия и ангелы. Изгибы свода заняты изображениями ангелов, патриархов, пророков, мучеников и дев.

Северный "Портал Богоматери" рассказывает об Успении Девы Марии, её вознесении в Рай и коронации в качестве Царицы Небесной.

Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурами. Они являются одними из лучших скульптур средневековья. Скульптуры рассказывают нам историю от грехопадения до Страшного суда.

Шпиль Собора, в основании статуи Апостолов.

Конная скульптура Карла Великого перед фасадом

Позади собора собора Фонтан девственницы

В убранстве собора доминирует серый цвет, это цвет камня из которого сложены стены. В соборе очень мало окон и здесь довольно темно и мрачно. Единственным источником света служат витражи, но свет, проникающий сквозь многочисленные витражи, наполняет храм разнообразными оттенками.

Кроме свечей, собор дополнительно освещён при помощи бронзовых люстр, но света всё равно недостаточно, и требуется некоторое время, чтобы глаза привыкли к полумраку, царящему внутри.Эта игра света придает собору особую феерическую красоту и некую таинственность.

Величественный интерьер собора, его невероятных размеров нефы и трансепт поражают каждого входящего! Норт-Дам служил местом коронаций французских монархов и благословления крестоносцев. А 18 августа 1572 года именно здесь произошло бракосочетание Генриха Наваррского (будущего короля Генриха IV) и Маргариты Валуа, знакомой нам по знаменитому роману Дюма "Королева Марго".

Массивность колонн, на которые опираются стрельчатые своды нефов, облегчают резные капители. Орнамент, которым они украшены, походит на листву деревьев и служит напоминанием об Эдемском саде.

Стоя спиной ко входу, можно одним взглядом охватить центральный неф, находящийся в центре главный алтарь со статуей Скорбящей Богоматери, а также место пересечения центрального нефа и трансепта собора - средокрестие, особо освещённое и отмеченное изображением Девы Марии.

Сначала почувствовав тонкий аромат, который невозможно спутать ни с чем, а затем - увидев огромный букет королевских лилий, который его источает, можно увидеть возвышающееся в глубине храма изображение Девы Марии - собственно Парижской Богоматери. Это произведение XIV века было помещено в собор лишь в 1818 году взамен статуи XIII века, уничтоженной во время Великой Французской революции. Размещённая на своём историческом месте, эта Дева Мария является одним из 37 изображений Богоматери в посвящённом ей соборе.

Мрачность стрельчатых сводов Нотр-Дам скрашивают яркие витражи, которые украшают не только огромные окна-розы северного и южного порталов, но и многочиленные оконца, расположенные под самым потоком.

Именно благодаря этим удивительно чётким и насыщенным цветом картинкам, храм перестаёт давить и сковывать своими размерами, витражи придают "человечности" интерьеру и скудное освещение собора перерождается в загадочные сумерки. Перед этими яркими пятнами невольно останавливаешься и рассматриваешь изображения, стараясь вспомнить или узнать тот или иной библейский сюжет, который иллюстрирует витраж.

Разумеется, колоссальное впечатление производят и окна-розетки. Здесь на фото - северная розетка, созданная около 1250 года, та, в которой сохранилось большая часть оригинального стекла. В центре изображена Дева Мария, несущая в чреве своём младенца Иисуса, окружённая персонажами Ветхого Завета. Обе розетки диаметром в 13 м считаются шедеврами христианского искусства.

Как и в большинстве католических соборов (в отличие от православных), в Соборе Парижской Богоматери существует двойная галерея, окружающая хоры и главный алтарь. Она таянется вдоль алтарной преграды - высокой перегородки, отделяющей клирос от нефа, которая позволяла священникам творить молитвы в мире и уединении, оградив себя от шумной паствы.

Со стороны галереи алтарная преграда украшена полихромными барельефами, сохранившимися, однако, в своём первозданном виде лишь частично. Здесь на фото - барельеф, на котором можно узнать Христа и его учеников.

В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Он проделал путь от Иерусалима в Константинополь. До 1063 года он хранился в Иерусалиме, в 1063 году он был перевезен в Константинополь. Затем воины-крестоносцы захватили Византию.

Византия находилась в разграбленном состоянии, местные князья нуждались в деньгах, и Бедуин II стал распродавать реликвии. Так терновый венец был выкуплен Людовиком IX.

В 1239 году Терновый венец был доставлен в Париж. По приказу Людовика он был помещен в специально построенную часовню., где он и находился до французской революции. В эпоху революции часовня была разрушена, но венец удалось спасти, и в 1809 году он был помещен в Собор Парижской Богоматери, где и находится по сегодняшний день.

Вместе с Терновым венцом в соборе находится и гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Другой гвоздь можно увидеть в соборе города Карпантра. Еще два гвоздя находятся в Италии.

Издавна гвозди являются спором историков, сколько же их было три или четыре? Но на этот вопрос ответ не найден по сегодняшний день.

Нотр-Дам овеян легендами. Одна из таких легенд связана с воротами перед входом в собор. Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Легенда гласит, что их автором был кузнец по имени Бискорне, который по заказу канонника Нотр-Дама, согласился выковать ворота, достойные величию собора. Бискорне боялся не оправдать доверие канонника, и решил он обратиться за помочью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу.

Ворота для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетенья сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на воротах не мог открыть даже кузнец, они не поддавались никому, только после окропления святой водой они поддались. Бискорне не мог объяснить происходящего, он потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга. И унес одну из тайн Собора Парижской Богоматери с собой в могилу.

Но самым захватывающим и запомнившимся событием при посещении собора стала для меня прогулка по галерее химер!

Взглянув снаружи на стены собора снизу вверх, можно невооружённым взглядом увидеть высыченных из камня чудовищ, летучих мышей, вампиров и мифических существ, которые как бы выпрыгивают и вылезают наружу.... На самом же деле это - не что иное как концы балок и перекрытий, укрышенные мордами чудовищ. Кажется совершенно немыслимым и несовместимым это сочетание изображений демонов с самими зданием христианского храма. Однако, согласно христианской иконографии здесь всё логично и закономерно. В эпоху Средневековья люди верили, что подобное отпугивает подобное, и соответственно, чтобы отвратить злых духов и самого Нечистого от храма, нужно изобразить эту самую нечисть на самом храме. Вот так и "поселились" здесь эти странные создания. И то ли они охраняют храм, то ли бегут из него, охваченные ужасом.....

Но зачем же они «украшают» здание храма? Являются ли они просто декоративным элементом, или они наделенными какими-то мистическими способностями?

Химер давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания. На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез. Химеры настолько «очеловечены»,что стали казаться живыми существами. И существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием.

По углам каждой из колоколен установлены статуи химер и гаргулий - замысловатая выдумка архитектора Виолле-ле-Дюка, с 1841 года руководившего реставрационными работами в Нотр-Дам, и пожелавшего украсить таким образом здание, а заодно и вызвать интерес и привлечь к нему внимание публики.

Это - самая известная из химер, её видно сразу же у входа в галерею. Как бы призадумавшись она созерцает с высоты жизнь вечно изменяющейся столицы... Признаюсь, я отчасти явилась в галерею ради этого кадра, потому как уже много раз видела такое изображение, но, разумеется, хотела убедиться в существовании такого персонажа самолично.

Все эти невероятные монстры, животные-гибриды и фантастические птицы примостились на выступах колоколен и "охраняют" древнее здание.... И здесь, ещё больше чем там, внизу, поражаешься этому сочетанию несочетаемого в одном и том же месте - добро и зло, святость и порок существуют здесь независимо и параллельно друг от друга, - священная обитель христианства, и злые духи на его колокольнях....И тем не менее - всё это образует единое здание храма, архитектурный комплекс, к которому, пожалуй, более всего подойдёт эпитет "застывшая музыка".

А вот гаргульи Нотр-Дама обосновались здесь уже в средние века. Да, гаргульи и химеры это не одно и тоже. Гаргульи уступают популярностью своим «младшим сестрам». И считается, что самые красивые гаргульи находятся на уровне аркбутанов хора. Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение.

С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.

Собор Парижской Богоматери настолько разнообразен и многолик, что каждый год привлекает огромное количество туристов. Каждое воскресенье можно посетить католическую мессу, и услышать самый большой орган Франции, услышать необыкновенное звучание шеститонного колокола (именно к этому колоколу Квазимодо питал особую любовь)

Виды Парижа, открывающиеся с высоты собора поражают воображение! Весь город можно охватить одним взглядом. На востоке - Сена и современная часть города...

А на западе, - его историческая часть. На острове Сите видны часовня Сен-Шапель и Дворец Правосудия, а дальше - Лувр, район Ля Дефанс и Эйфелева башня.

Побыв в галерее химер минут 5-10, не знаешь, куда уже смотреть: то ли на гаргулий, то ли на Париж, то ли на ставший невероятно близким собор, на те его уголки, которые не видны оттуда, снизу, и до которых здесь - рукой подать!

Например - до шпиля высотой в 90 м, сконструированного тем же Виолле-ле-Дюком вместо маленького шпиля, который был разрушен во время Революции...

Или до ангела, возвешающего Последний день Мира...

Или до кровожадных чудовищ, пожирающих свои жертвы...

"Эммануэль" весит более 13 тонн, а его язык - около 500 кг. Звонит колокол только в самые торжественные дни - по большим католическим праздникам.

Есть некая необыкновенная стройность и гармония во всём облике именно этого храма. Громоздскость и монолитность - на первый взгляд, и необыкновенная лёгкость и воздушность - если приглядеться повнимательнее, или обойти и рассмотреть его со всех сторон.
Этот сквер позади собора - один из самых уединённых и уютных уголоков в городе. Совсем рядом - многолюдные бульвары, пристани речных трамвайчиков, станции метро, шумные площади, толпы неугомонных тристов, атакующих и сам собор, и прочие достопримечательности острова Ситэ... А здесь тихо. Тихонько журчит вода в фонтане, благоухают цветочные клумбы, в тени деревьев отдыхают случайные прохожие.... И сам собор является логичной доминантой этого места, куда устремлены взоры всех, кто здесь находится.Отсюда открывается замечательный вид на скульптурные композиции, окна-розы и арочные контрфорсы и аркбутаны восточной части собора. Навряд ли Нотр-Дам был бы настолько монументален и внушителен, не будь он надёжно защищён со своей наиболее уязвимой и хрупкой стороны - с тыла - таким чудесным садом.... И чем больше времени здесь проводишь, тем больше задаёшься вопросом: то ли собор построен посреди сада..... то ли сад насадили вокруг собора, дабы укрыть и защитить его от всякой нечисти и от посторонних глаз

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris



Как и положено одному из самых старинных сооружений Парижа, Нотр-Дам (Notre Dame de Paris с фр. Собор Парижской Богоматери) находится в самом сердце города, на . Ранее, в III- IV веке на этом месте располагался древнеримский храм, а позже, когда римляне закончили своё правление, здесь возвели первую христианскую церковь в Париже.

Строительство было начато в 1163 году, однако самую легко узнаваемую часть сооружения, где расположен главный вход, состоящий из трёх массивных дверей, как и две прямоугольные башни, начали строить лишь в 1200 году. Полностью строительство и отделка бала завершена к 1345 году. Несмотря на то, что Нотр-Дам возводили более 180 лет множество архитекторов, первоначальный замысел готического собора был соблюдён. И сегодня мы можем любоваться удивительной симметрией и гармонией сооружения в сочетании со строгостью, ясностью и уравновешенностью.

Фасад визуально чётко разделяется на три части как по горизонтали, так и по вертикали. На первом уровне по горизонтали, расположены три портала со входами в храм: Страшного суда (по центру), Святой Анны (справа), Богоматери (слева).
Обратите внимание, над левым порталом можно заметить небольшое отклонение от общей симметрии, вверху он закачивается треугольником, а не овальной аркой, как на двух соседних порталах.

Ещё одно нарушение симметрии есть на третьем уровне, в главных башнях собора Нотр-Дам , а именно левая немного шире чем правая. Зачем это было сделано теперь неизвестно, но, такие тонкие отклонения симметрии, несомненно, придают ещё больше загадочности и величия этому сооружению.
На втором горизонтальном уровне расположено знаменитое окно-роза, диаметром 10 метров, витраж которого, частично подлинный, времён средневековья. Справа и слева от него меньшие по размеру арочные окна, которые удивительно вписываются в общий стиль собора Нотр-Дам, удачно дополняя и подчёркивая другие его элементы. Под окнами находится галерея королей, 28 скульптур царей Иудейских, предков Христа.

Надо сказать, что во времена французской революции Нотр-Дам быль
сильно разграблен и пришёл в запустение. По распоряжению Конвента и лично Робеспьера неграмотные повстанцы бросали наземь статуи с фасада храма, колокола и прочая церковная утварь были переплавлены, алтарь осквернён и разграблен.

Долгие годы собор Нотр-Дам стоял обветшавшим и полуразграбленным. Только после выхода одноимённого романа, написанного Виктором Гюго в 1831 году в народе снова проснулся интерес к сооружению и королём был издан указ о восстановлении храма.

Реставрация храма продолжалась с 1841 по 1864 год. Были заново воссозданы многочисленные скульптуры и витражи, а так же добавлены новые. В верхней части постройки, на торцах балок, появились изображения гаргулий (драконовидная змея) и множество отдельных фигур – химер. Эти фантастические существа были добавлены к облику храма и теперь мы можем наблюдать их на площадке возле подножия башен. В те годы был восстановлен также главный шпиль собора Нотр-Дам, разобранный в 1786 году по приказу Робеспьера. Сделанный из дуба и покрытый свинцовыми пластинами шпиль имеет высоту 96 метров и в основании окружён бронзовыми фигурами. Также храм был отчищен от множества пристроек и теперь перед главным фасадом имеется просторная площадь. Именно с этой площади берут начало все дороги Франции в подтверждение чему здесь установлена бронзовая доска с надписью «0 км».

Среди своих самых заветных желаний многие земляне называют поездку в Париж - один из наиболее романтичных городов на планете. Составляя маршрут по легендарной французской столице и ее окрестностям, иностранные туристы планируют посещение не менее десятка «обязательных» достопримечательностей. Среди них - Эйфелева башня и Лувр, Елисейские поля, Версаль и Триумфальная Арка, площадь Бастилии, Монмартр и кабаре «Мулен Руж». Но самым посещаемым объектом Парижа уже не одно столетие является собор Парижской Богоматери, он же Нотр дам де Пари (Notre Dame). Ежегодно посмотреть на него приезжает более 13 миллионов туристов.

У величественного французского католического храма, где проводились помпезные молебны, императорские коронации, королевские бракосочетания и зрелищные отпевания усопших венценосных особ, богатая история и сложная судьба.

Сооружение неоднократно подвергалось разрушениям и реконструкциям, не раз возникала реальная угроза его полного уничтожения и забвения. В том, что этот великолепный собор до сих пор существует и функционирует, большая заслуга Виктора Гюго. Известный французский писатель и драматург, влюбленный в свою родину, в 1831 году описал колоритный храм в одноименном романе «Собор Парижской Богоматери».

Романтичное произведение с трагической развязкой стало невероятно популярным. Книга была переведена на десятки языков, на ее основе позднее создавались театральные постановки, экранизации и зрелищные мюзиклы. Тысячи туристов, воодушевленные поэтичным описанием Парижа и до глубины души тронутые печальной судьбой прекрасной Эсмеральды, съезжались во французскую столицу, чтобы воочию увидеть собор, где произошли драматические события, созданные богатой фантазией Гюго.

В наши дни необычайную популярность получил французский мюзикл «Нотр дам де Пари», дебютировавший в 1998 году и попавший в Книгу рекордов Гиннеса как самое успешное музыкальное представление. В последующие 12 лет было создано 10 иностранных постановок мюзикла Notre-Dame de Paris, в том числе в Европе, США, России и Корее. Чтобы оценить по достоинству это удивительное музыкальное произведение, прослушайте один из самых известных за всю историю Франции синглов - песню «Belle», посвященную главным героям романа.

NOTRE-DAME DE PARIS: СТРОИТЕЛЬСТВО ДЛИНОЙ В 2 СТОЛЕТИЯ

Официальная дата начала строительства легендарного храма - 1163 год. Именно тогда был заложен первый камень в фундамент будущего величественного сооружения.

Строительные работы длились более 180 лет - свой окончательный облик огромный собор приобрел только в 1345 году. В ходе строительства внутренние помещения по мере их готовности активно использовались. У главного алтаря, освященного еще в 1182 году, проводились молебны, коронации, венчания и похороны, а в одном из роскошных залов в 1302 году состоялось заседание первого парламента Франции.

Над проектом храма на протяжении двух столетий трудилось несколько архитекторов, что объясняет его богатую и разноплановую архитектуру и отделку. Деньги на строительство собирали «всем миром», каждый парижанин хотел приложить руку к возведению божьего храма. Те, кто внес крупные суммы, могли рассчитывать на захоронение внутри часовен, а также выставить в соборе свою статую.

Долгое время собор Парижской Богоматери оставался украшением и главным религиозным центром всей Франции. Но здесь не только проводились церковные службы. Поскольку храм считался самым безопасным местом в городе, богачи приносили сюда на хранение свои сбережения. Собор радушно открывал двери не только власть имущим, но и беднякам - паломники и местные нищие всегда могли рассчитывать на временный приют в стенах могучего святилища. Высокая 69-метровая колокольня играла роль дозорной башни, с которой велось наблюдение за подступами к городу.

Однако, начиная с семнадцатого столетия, собору пришлось пережить непростые времена. При правлении Людовика XIV частично были уничтожены витражи и могилы. Еще более разрушительной для многовекового храма стала французская революция (1789-1799 гг.). Бунтовщики разграбили собор, разобрали шпили и по приказу своего лидера, Максимилиана Робеспьера, надругались над точеными статуями. Скульптуры французских королей были обезглавлены и сброшены с галереи, могилы разрушены, колокола расплавлены, изваяния Девы Марии на алтаре заменены скульптурой богини Свободы. Но все могло закончиться еще более трагично, поскольку восставшие поначалу планировали взорвать собор, однако согласились сохранить здание при условии, что парижане будут оплачивать нужды революции. Святилище объявили Храмом разума и превратили его … в винный склад.

Только в 1802 году разграбленный собор вернули в лоно церкви. Состояние божьего храма было настолько плачевным, что во время коронации Наполеона (1804 г.) некогда роскошные залы пришлось драпировать тканью, чтобы скрыть их ужасное состояние.

Последующие три десятилетия Notre-Dame de Paris медленно разрушался и приходил в упадок. И только после выхода романа Гюго на здание вновь обратили внимание. В 1841-1846 гг. была проведена масштабная реставрация, в ходе которой были не только восстановлены разрушенные объекты, но и появились новые элементы: статуи, шпиль, галерея химер.

АРХИТЕКТУРА НОТР ДАМ ДЕ ПАРИ - ШЕДЕВРАЛЬНЫЙ СИМБИОЗ РОМАНСКОГО И ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЕЙ

Зодчим главного христианского парижского храма удалось гармонично соединить два стиля - романский и готический. Благодаря этой двойственности собор имеет узнаваемый неповторимый облик, который был сохранен во время последних реставрационных работ.

Современный Нотр дам де Пари - это огромное здание длиной 130 м, высотой 35 м (башни - 36 м) и шириной 50 м. Одновременно храм может вместить более 9 тысяч человек.

Одно из главных украшений собора - цветные витражи, которые заменяют стены. Именно здесь располагаются самые большие витражные панно в Европе (диаметр центрального витража - 9,6 м). В храме хранятся уникальные христианские реликвии, самая ценная святыня - терновый венец Иисуса Христа.

Знаменитый французский собор - это наглядная зрелищная Библия. На стенах храма и внутри здания с помощью скульптур и росписи изображена вся история христианства - от момента грехопадения до Страшного суда. Приехать сюда стоит и для того, чтобы вознести свои молитвы к Богу, и для того, чтобы просто пройтись по величественному строению под завораживающие звуки органа.




Top