Фильм антона ланге о кавказе хребет. Хребет

Две недели назад я получила из информационного агентства ТАСС письмо. Алёна Нефёдова, представитель этой серьёзной организации, предложила мне рассказать читателям "Клуба путешественников "Лукас Тур" о документальном фильме "Хребет. Кавказ от моря до моря". Агентство ТАСС - один из партнёров фильма. С удовольствием откликнулась на предложение.

Самое интересное, что ссылку на фильм кинул мне на почту месяцем раньше мой продвинутый муж. Кажется, ни один серьёзный проект, имеющий отношение к туризму, путешествиям, краеведению и страноведению не проходит мимо него. Тем более "Хребет" - проект гигантского масштаба, проект о Кавказе. Но, как водится, нет пророка в своём отечестве. Посмотрела фильм уже "с подачи" ТАСС.
Фильм рассказывает о Северном Кавказе - от Каспийского моря до Чёрного, показывает Кавказ таким, каким мы, простые смертные, можем только намечтать в самых смелых грезах.

Реклама — поддержка клуба

Что мы знаем о настоящем Кавказе? Крупицы. Черноморское побережье Кавказа, Краснодарский край, Адыгея. Самые смелые из нас пошли дальше - Ставропольский край, Карачаево-Черкессия, Чечня и Дагестан. Есть ещё неизведанные Северная Осетия и Ингушетия. Самое печальное то, что самые нехоженые, самые потрясающие по своей красоте места абсолютно недоступны для обычных туристов. Туризм здесь даже не на зачаточном уровне развития. Его просто нет. Осознание этого гнетёт. Вот о чём действительно мечтается, до замирания сердца, а не о заморских странах и континентах. У меня так.

Повезло создателю "Хребта" Антону Ланге! Он со своей группой смог попасть в самое сердце Кавказа, увидеть древности и природные красоты, никем из наших современников, пришедших со стороны, не веденные. Узнал обычаи, быт, культуру каждого региона Северного Кавказа, ощутил на себе безудержную искреннюю силу кавказского гостеприимства. Оно и понятно - фильм снимался при поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа, с использованием вертолётов и профессионалов-альпинистов. Иначе никак. Кавказ - это мощь, загадка, испытание.

Почти два года в несколько этапов длилась экспедиция по изучению северного склона Большого Кавказского хребта. За плечами команды путешественников остались 3 000 километров - от Каспия до Черного моря. Фильм отвечает на вопрос - какой он, Кавказ, на самом деле. Эпитетов может быть бесконечно много. Могучий, завораживающий, притягательный, суровый, прекрасный, неизвестный и очень разный.

Когда после просмотра фильма я думала, о чём буду писать, душа замирала. Как, как ЭТО вообще можно описать - красоту ледников, горных вершин, плато, сине-зелёных рек и причудливых гор, дух и характер жителей Кавказа?
Операторская работа - великолепная. Хочется смотреть и смотреть, узнавать ещё больше... Ну почему так мало и кратко - всего один час?!
Фильм берёт за душу с первых кадров, до мурашек, и не отпускает по прошествии времени. Его пересматриваешь вновь и вновь. Фильм дарит мечту...
Обязательно посмотрите фильм "Хребет. Кавказ от моря до моря". Может быть у вас изменится мнение, отпадут какие-то стереотипы и найдётся ответ на вопрос - Какой он, Кавказ, на самом деле?

* Фотографии предоставлены информационным агентством ТАСС

Фотограф, путешественник и документалист Антон Ланге представил в Москве свой новый фильм «Хребет. Кавказ от моря до моря» .

Автор ленты называет её самым масштабным кинопроектом о Северном Кавказе в современной России. Съёмочная группа поставила себе цель - показать Кавказ таким, каким широкая публика его знает мало. В погоне за красочными кадрами, яркими историями и харизматичными героями авторы проехали три тысячи километров и побывали в ста населённых пунктах региона.

Маршрут путешествия проходил по территории всех кавказских регионов России: Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии, Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Ставропольского и Краснодарского краев.

Экспедиции двигались с востока на запад: стартовали в Дербенте, прошли через высшие точки Кавказа – Эльбрус и Безенги – и финишировали на узкой полоске земли под скальным уступом на полуострове Абрау, где начинается Кавказский хребет. Весь маршрут пролегал по горной части Кавказа и не спускался на равнины.

Нам в фильме представлен разный Кавказ. Сперва он строгий первозданный восток, потом крыша Кавказа - Эльбрус и Безенги. Это священное место для альпинистов - «кавказские Гималаи», где стоит сразу шесть гор-пятитысячников с самыми большими ледниками. Это место силы, суровое, простоватое, но с магнетизмом нереальной мощи. Ну, а на западе - кавказский заповедник, главная охраняемая территория Кавказа. Там растут самые большие деревья в нашей стране и обитают зубры. Такого нет больше нигде. Его природа уникальна.

И кстати, всё, что касается кавказского гостеприимства, - это не миф, действительно так и есть. Это особенность уклада горской жизни. Как только вы оказываетесь в горах, где угодно - в Дагестане или в Балкарии, вы всегда можете остаться у кого-то на ночь, жить у людей в аулах. Там всегда приютят. Там другая проблема: им невозможно заплатить денег. Они деньги за ночлег не берут. У них нет понятия турист - есть понятие гость! Гость делит с хозяином кров и пищу, по древним обычаям, и денег за это платить не должен.

Кавказ - действительно большая удача. Это место, которое сохранилось в первозданном виде. Это относится и к природе, и к людям. Если сравнивать Кавказ с Альпами - две похожие горные системы, одного возраста, то Альпы - слишком пропитаны цивилизацией. Кавказ в этом отношении уникален. Нам нужно очень много ума, такта, средств и бережного отношения, чтобы не лишиться такого богатства.

Вы знаете, наверное каждый российский мужчина должен совершить свое большое кавказское путешествие. Это в традиции русской культуры. Кавказ всегда был местом путешествий по разным поводам - военным, авантюрным, научным. Он всегда занимал особое место в нашей культуре, литературе, живописи.

Автор полнометражной картины признается – на Северном Кавказе увидел вживую строки из поэмы Лермонтова «Демон» – «золотые облака», «Терек, прыгающий как львица» и «башни замков на скалах», оказавшихся ингушскими вовнушками – средневековым комплексом оборонно-сторожевых башен. А пока взбирался на Эльбрус, вспоминал «Кавказского пленника» Пушкина и с нетерпением ждал, когда покажутся «престолы вечные снегов». А ведь действительно, тема Кавказа в творчестве русских писателей и поэтов XIX и XX веков занимает особое место. Исторические судьбы Кавказа, его связи с русским народом, с русской культурой озарены целой плеядой известных имен русских писателей и поэтов.

Лично для меня, огромным открытием в фильме стал Дагестан, который наверное в силу своих размеров и того, что туда пока еще мало ездят, представляет собой особенное место. Хотя «особенное», в той или иной степени, можно сказать про все республики.

Как мне кажется, Ланге со своей командой выполнили очень важные задачи. Они сумели создать целостный художественный образ и раскрыли визуальный потенциал Северного Кавказа, раскрыли природное, историческое, культурное и этническое разнообразия Северного Кавказа, сформировали основы для полноценного восприятия региона в его уникальности и неповторимости.

13 декабря в московском кинотеатре "Октябрь" состоится премьера полнометражного художественно-документального фильма "Хребет. Кавказ от моря до моря" . А с 14 декабря на портале "Это Кавказ " можно будет увидеть полную версию фильма. Путешествие фотохудожника Антона Ланге по северному склону Большого Кавказского хребта от Каспия до Черного моря открывает Кавказ таким, каким его еще никто не видел.

Это без преувеличения самый масштабный современный фото- и кинопроект о российском Кавказе.

Два года пути съемочной группы по городам и аулам, туристическим тропам и неизведанным территориям, по земле, воде, снегам, ледникам и даже по воздуху теперь дают каждому зрителю почувствовать себя первооткрывателем диких и чудных, гостеприимных и закрытых, прекрасных и грозных Кавказских гор.

Маршрут путешествия проходил по территории всех кавказских регионов России. Экспедиции стартовали в Дербенте, прошли через высшие точки Кавказа - Эльбрус и Безенги - и финишировали на полуострове Абрау, где начинается Кавказский хребет.

Фотоальбом "Хребет. Кавказ от моря до моря" вышел год назад, а сейчас вы представляете полнометражный документальный фильм с точно таким же названием. Что для вас важнее: фотография или фильм?

С самого начала это был именно фото- и кинопроект, так что выбрать, что важнее, мне трудно. Это авторский проект, в котором я выступаю и как продюсер, и как сорежиссер, и как рассказчик. Я очень признателен коллегам из компании "Курорты Северного Кавказа", которые несколько лет назад помогли реализовать идею фотопроекта.

В фильме я в какой-то мере "играю" самого себя - фотографа, путешествующего с камерой в руках. Я действительно в первую очередь фотограф, у меня нет амбиций кинематографических, у меня есть амбиции рассказывать истории.

Из этого и складывается фильм: путешествующий фотограф и его рассказы. Из этого вырастает и весь проект: это как две стороны медали, как две плоскости костяшки домино - все неразрывно взаимосвязано.

- "Хребет" воспринимается как логическое продолжение вашего предыдущего проекта "Россия из окна поезда". Там была задача показать, как широка страна моя родная. А тут - что она еще и высока?

В какой-то степени это и есть логическое продолжение. Тогда я больше трех лет провел в экспедициях и все еще поражаюсь невероятной географии, которую удалось покрыть.

Но Россия большей частью - страна горизонтальная и плоская. Я в экспедициях провел годы, видел практически все российские ландшафты, богатые, но однообразные: тайга - везде тайга, к примеру. Сколько погонных метров тайги ни снимай, различить, где сделана съемка - на Урале или в порту Ванино, - нереально.

- О кавказских видах такое сказать трудно?

Невозможно. Когда только возникла идея фильма, и проект «Хребет» только начал вырисовываться, я вдруг понял, что кавказские горы, главные горы Европы, у меня остались неохваченными.

Я, как и подавляющая часть населения России, Северный Кавказ не знал совсем. Это непознанные земли, очень противоречивые, и туда боятся ездить из-за определенного информационного фона. Но для меня самым интересным было то, что горы - это вертикальный мир. Я совершенно менял вектор.

- И все? А то, что там, к примеру, красиво?

Я горы не люблю. Причем за эти три года, что я их снимал, я их не полюбил. Горы - нечто чуждое для меня, я не испытываю восторга при виде них. И мне это тоже нравится. Иногда это очень полезно - сохранить дистанцию, потому что восторг застит глаза и сбивает фокус. Я смотрю на горы, они - на меня, и все это на некотором расстоянии.

- Неожиданно как-то. Что ж вам помешало их полюбить?

У меня другие любови: море, пустыня, лес. Нельзя любить все. Никогда не понимал, почему горы принято считать красивыми всегда - они бывают и совсем другими.

Горы – нечто чуждое для меня, я не испытываю восторга при виде них. И мне это тоже нравится. Иногда это очень полезно – сохранить дистанцию, потому что восторг застит глаза и сбивает фокус. Я смотрю на горы, они – на меня, и все это на некотором расстоянии

Если под «красиво» понимать почтовую открытку с альпийским лугом - то да, красивые. Я же к слову «красота» отношусь осторожно и уж точно не стремлюсь снимать почтовые открытки.

Одним из моих незримых компаньонов при работе над проектом был Райнхольд Месснер, великий восходитель, представитель золотой эры альпинизма, первым взошедший на Эверест без кислорода. Образ человека, который делает последний шаг на вершину, - очень важный для меня, он не последнюю роль сыграл в формировании моего восприятия Кавказа.

- «Всякий мужчина должен побывать на Кавказе» - ваша фраза?

Моя. Но в ней нет гендерного ущемления. Я думал о русской аристократической традиции поездок на Кавказ русских офицеров и ученых.

Если человек никогда не был в горах, то он даже не представляет, как устроен вертикальный мир и как в нем живут люди. Тут ты понимаешь, что "человек – покоритель природы" – это иллюзии того, кто живет в тепле и комфорте. Ни один горец с этим не согласится

Потому что горы - это трудно. Это приключение, а если повезет - то и испытание. И еще потому, что это путешествие невероятно расширяет горизонт познания.

Если человек никогда не был в горах, то он даже не представляет, как устроен вертикальный мир и как в нем живут люди. Тут ты понимаешь, что «человек - покоритель природы» - это иллюзии того, кто живет в тепле и комфорте. Ни один горец с этим не согласится, потому что знает: стоит вам сделать шаг в сторону от цивилизации, и горы дадут вам возможность почувствовать себя тем, кто вы есть на самом деле.

В выходные в Москве открылся один из крупнейших фотофестивалей столицы "Первозданная Россия", центральной экспозицией которого стала выставка Антона Ланге "Хребет. Кавказ от моря до моря". В 2014-м году Антон побывал во всех республиках Северного Кавказа, и на этой выставке впервые представил публике небольшую часть работ (впереди - еще один год съёмок). Мне повезло присутствовать в Ингушетии и Чечне в то время, когда Антон делал там часть съёмок на вертолете, поэтому на фестиваль я шел с большим интересом - узнать, что же в итоге получилось.

1. Фестиваль открылся в Центральном Доме Художника на Крымском валу, 10. Огромный плакат на здании дома виден даже с моста.

2. Третий этаж отдан экспозиции фестиваля из более чем 500 фотографий, тут более двух десятков выставочных стендов.

3. В церемонии открытия фестивали приняли участие много официальных лиц, например министр культуры РФ Владимир Мединский.

4. Приятно было увидеть вице-президента Российского Географического Общества, исследователя Арктики Артура Чилингарова.

5. Центральный зал был отдан фотопроекту "Хребет", его автор Антон Ланге весь день был в центре внимания, раздавая интервью журналистам.

6. Журналистам он пояснил, насколько масштабным оказался проект, который включал в себя аэрофотосъемки (ниже мой архивный кадр из Ингушетии, вертолета, с которого Антон делал фото)

7. Всего для "Первозданной России" он отобрал 40 фото. Экспозиция начинается с просмотра двух шикарных панорам:)

8. Это вверху была Столовая гора, а нижнюю панораму, на Таргим и реку Асса в Ингушетии, я перефотографировал крупнее.

9. Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов прошелся по всем фото, Антон делал пояснения, легко приводя по памяти цифры и исторические сведения о запечатленных местах. Тут на фото КБР.

10. С сенатором Ахметом Паланкоевым, который развивает курорт Армхи в Ингушетии.

11. Интервью Первому каналу.

12.

13. Антон рассказывает о башнях Никарой в Чечне.

14. Я не стал перефототографировать все работы Антона, москвичам рекомендую просто придти и посмотреть. Лично я очень доволен результатом. Цвет, ракурсы - таким Кавказ не фотографировали давно. Одно плохо - что фотографий мало))

15. Помимо "Хребта", на фестивале было еще более чем 20 экспозиций, по которым я тоже вкратце прошелся, несколько случайных фото:

19. Из Челябинска даже привезли метеорит.

20. Были и делегации с Кавказа, например, адыги угощали гостей национальными блюдами.

21. А компания Никон бесплатно устраивала фотосесссию на водопаде)

22. В общем, приглашаю на выставку в ЦДХ, которая продлится еще месяц, до 22 февраля.
А КСК и Антона Ланге можно поздравить с отличной презентацией, равнодушными эти фото не оставили никого:)

Антон, расскажите, пожалуйста, о проекте "Хребет. Кавказ от моря до моря". Как возникла идея создания фотоальбома, с чего все началось?

Общая идея была предложена представителями компании "Курорты Северного Кавказа" (АО "КСК"). При поддержке "КСК" и оказался возможен такой уникальный проект. Изначально, я думаю, что их обращение два года назад ко мне было связано с другим проектом - "Россия из окна поезда", потому что они предложили снять "что-то такое же масштабное о Северном Кавказе".

То есть это продолжение истории о России?

И да, и нет. Да - в том отношении, что я много лет занимаюсь съемками России, крупными проектами, иногда национального масштаба, а иногда из сугубо личного художественного интереса - более узкими темами. И один из таких интересов - визуализация современной России.

Россия, несмотря на засилье фотографий в блогах и социальных сетях, недостаточно представлена в профессиональной фотографии - речь идет о фотографии путешествий, регионов страны в духе National Geographic. И я к этой теме отношусь, наверно, как художник. Здесь важно восприятие пейзажа, путешествия, народных традиций. И, конечно, это продолжение нашей российской традиции такого "художнического" восприятия страны, мира, природы.

Это то, что мы пытаемся продолжать, не ставя перед собой каких-то конъюнктурных задач. Если проект поддерживается компанией, которая работает на Северном Кавказе, и в названии проекта есть слово Кавказ, то уже все задачи выполнены по, так сказать, подаче материала.

Ну а нет - не продолжение той истории о России - в том смысле, что Кавказ - это отдельный, уникальный, совершенно не похожий ни на что мир. Мир, который снимать сложно, но чрезвычайно интересно. Кавказ, конечно, еще и сильнейший поэтический и художественный образ, который практически во всех нас укоренен благодаря классикам. И, осознаем мы это или нет, образ Кавказа в русской культуре сыграл и продолжает играть колоссальную роль.

Отправляться в неизведанное было не страшно? Кавказ у многих вызывает вопросы о безопасности, как там относятся к туристам?

Перед путешествием на Кавказ важно решить для себя, кто вы: турист или путешественник. Если вы турист и хотите отдохнуть, покататься на горных лыжах - вам нужна инфраструктура. В таком случае, лучше всего отправиться в западную или центральную часть региона, на такие курорты как "Архыз" или "Эльбрус". Если же вы чувствуете себя путешественником, готовым к настоящему приключению, тогда вам не стоит ограничиваться курортами. Можно отправиться в восточную часть, туда, где современная инфраструктура пока не так развита. Но зато вам гарантированы уникальные впечатления.

ФОТО: "ФОТОПРОЕКТ "ХРЕБЕТ. КАВКАЗ ОТ МОРЯ ДО МОРЯ" (АНТОН ЛАНГЕ, АО "КСК")"

Однако надо быть опытным путешественником: там много трудностей по дороге, даже сама езда по горным дорогам. Чем дальше на восток и выше, тем меньше инфраструктуры вы будете находить.

Где же останавливаться?

Если вы путешествуете, едете по горным аулам, то останавливайтесь у людей. Рассказы о кавказском гостеприимстве - это не миф, это правда. Люди там действительно прекрасные и гостеприимные, вас все будут приглашать к себе хотя бы чаем угостить, предложат остановиться, переночевать. Это общепринятая и практически обязательная для всех норма поведения в горах, которая сложилась из древних местных законов. С вас не возьмут ни копейки, потому что вы гость, а с гостя денег брать нельзя. И в этом, кстати, своеобразный парадокс развития туризма в горных районах, куда еще не дошел массовый туризм.

И все-таки это не опасно?

Вы знаете, меня и друзья все время спрашивают об этом. Многим хочется поехать, всем интересно, можно ехать или нет. Можно сказать, что в плане именно путешествия - это такая авантюра в позитивном ключе. Что касается безопасности при самостоятельном путешествии - там есть опасные районы, но они закрыты для посторонних, это небольшие районы, где действует особый режим и куда просто так попасть невозможно. Вы можете прекрасно путешествовать и прокладывать свой маршрут, избегая этих мест. В целом, слухи об опасности сильно раздуты, и одной из задач проекта было показать людям, что же там на самом деле, развенчать этот негативный образ. И у меня, кстати, появились настоящие друзья практически во всех республиках после путешествия. Немного, конечно, как и должно быть - это люди, которые с нами там работали и просто помогали, люди очень содержательные, интересные, надежные.

А вы сразу представляли себе, что из этого получится?

Во время работы над проектом "Хребет. Кавказ от моря до моря" и его концепцией чуть ли не самым увлекательным занятием было планирование экспедиций. В этом проекте их было около 15 в течение двух лет. Мы изучали карты, смотрели, как и где расположены объекты, в том числе, те, на которых работает компания "КСК" - это действующие или будущие курорты Северного Кавказа, и такие известные, как "Архыз" или Приэльбрусье, и те, которые только в проекте, как, например, "Ведучи" в Чечне.

То есть любой турист может, вдохновившись вашей работой, взять фотоаппарат и поехать снимать Кавказ, так сказать, "по стопам"?

Не совсем. Мы поднимались и туда, куда могут добраться только самые опытные альпинисты. Но у нас благодаря нашему партнеру был крайне профессиональный летный отряд - мы много работали на вертолетах. Альпинистских задач мы не ставили, нам надо было организовать съемку в уникальных местах. Например, как-то оказаться на Казбеке и оттуда снять рассвет, а туда не дойти, если вы не профессиональный альпинист. Думаю, что с нами работали лучшие горные пилоты страны. До этой работы я просто не подозревал, что можно так летать на вертолетах - недоступных мест для нас не было. Единственное, что могло повлиять на планы экспедиции - это погода, которая в горах всегда диктует свои условия.

Так что в итоге увидит зритель?

Если говорить о проекте в целом, то сама концепция проекта "Хребет Кавказ от моря до моря" родилась практически сразу. Потом мы ее дорабатывали, погружаясь в материал, учитывая множество факторов, как, например, сезонность, условия работы в высокогорье. В итоге мы нашли точки, которые можно было использовать как опорные пункты для рассказа.

ФОТО: "ФОТОПРОЕКТ "ХРЕБЕТ. КАВКАЗ ОТ МОРЯ ДО МОРЯ" (АНТОН ЛАНГЕ, АО "КСК")"

Путешествие начинается на востоке в древнем городе Дербенте, который стоит на Каспийских воротах. Мы начинаем свой путь весной, когда солнце встает из Каспийского моря, и движемся на запад. Затем в разгар лета попадаем на крышу Кавказа в самую высокую часть - Эльбрус, Безенги, Казбек. Как раз в этот момент альпийское цветение достигает самых больших высот. А уже к осени мы спускаемся в более лесистый западный Кавказ, там находится Кавказский заповедник, наверно, один из главных природных резерватов нашей страны - 350 тыс. га. Что тут можно сказать - это огромные, будто сказочные деревья, а золотая осень такая, что на нее больно смотреть. С этой ослепительной золотой осенью мы спускаемся к берегу Черного моря, где и ставим точку путешествия.

У вас получилось путешествие из весны в осень, а что насчет зимы?

Да, была и зима, она проходит на уровне Архыза, Эльбруса. Мы, кстати, сняли проект внутри проекта, впервые в истории Северного Кавказа постановочно с трех вертолетных бортов нам удалось снять катание фрирайдеров.

Благодаря отличной команде пилотов, фрирайдеров, операторов и фотографов получилось снять "Кавказский фрирайд" - спуск с вершины Эльбруса, от которого просто захватывает дух. Получился потрясающий фильм, на книжной ярмарке "Красная площадь" в Москве мы обязательно покажем трейлеры, часть этих материалов.

Довольны ли вы получившимся результатом - фотоальбомом "Хребет. Кавказ от моря до моря"?

Альбом получился, на мой взгляд, удивительно хорошим, там уникальные фотографии, авторские тексты, блестящий английский перевод - современное двуязычное издание на 400 страниц. Альбом пока был издан ограниченным тиражом и не поступал в продажу, но я как автор прилагаю все возможные усилия, чтобы "Хребет. Кавказ от моря до моря" достиг широкого круга читателей.

Сейчас колоссальными темпами растет интерес людей к путешествиям по нашей стране и к художественным изданиям, посвященным России, ее отдельным регионам, в том числе, конечно, и Северному Кавказу, но при этом нужно понимать, что издание художественного альбома такого высокого уровня - очень сложная и дорогостоящая задача. Моя боль как автора проекта - что так и не поступил в широкую продажу альбом "Россия из окна поезда", я надеюсь, что альбом "Хребет" не разделит эту судьбу.

ФОТО: "ФОТОПРОЕКТ "ХРЕБЕТ. КАВКАЗ ОТ МОРЯ ДО МОРЯ" (АНТОН ЛАНГЕ, АО "КСК")"

Мы стараемся делать все, чтобы проект был максимально представлен в интернете. Сайт проекта "Хребет" пока в работе, но там будет больше материалов - общее описание проекта, кадры, фотографии, развороты альбома, короткие фильмы.

Вы планируете продолжать работу над проектом?

Конечно, тот материал, который нам удалось собрать, заслуживает огромной выставки в масштабе Манежа - это 300-350 больших работ и гарантированная очередь на входе за билетами.

Хотелось бы издать альбом для широкой публики, выпустить авторский фильм по итогам наших экспедиций. И надеюсь, что мы дойдем до выставки, это, конечно, сложное и трудоемкое дело, но нужное.

ФОТО: "ФОТОПРОЕКТ "ХРЕБЕТ. КАВКАЗ ОТ МОРЯ ДО МОРЯ" (АНТОН ЛАНГЕ, АО "КСК")"

Как художественный руководитель проекта "Хребет. Кавказ от моря до моря" могу сказать, что он пока не завершен и до сих пор находится в стадии реализации. Осталось много мест, куда хочется вернуться. Хотелось бы посвятить еще время отдельно Дагестану.

Весь Кавказ - это удивительный и неповторимый регион, с его невероятной мозаикой ландшафтов, людей, национальностей, обычаев, с этими башнями, руинами покинутых горных городов, золотой осенью и стадами зубров в заповеднике.

Мы, конечно, еще хотим, чтобы то, что у нас получилось, увидел и сам Северный Кавказ. Может быть, сделать передвижную выставку. Чтобы и люди, которые там живут, которые нам так помогали, имели возможность это увидеть. То, что мы сделали, мне кажется, меняет восприятие Северного Кавказа, но меняет именно потому, что это художественная работа, а не "создание имиджа". И сам я хотел увидеть все это своими глазами, почувствовать поэзию места, воздух, атмосферу, людей, энергетику, все, из чего складывается наше личное восприятие.

Вы вернулись бы на Северный Кавказ просто как турист?

На самом деле, я как турист никуда не езжу. Как путешественник - да, безусловно. Вернуться можно в рамках того же проекта, его продолжать, расширять. Проект стал значительной частью моей жизни, такое нельзя просто оставить и забыть.

ФОТО: "ФОТОПРОЕКТ "ХРЕБЕТ. КАВКАЗ ОТ МОРЯ ДО МОРЯ" (АНТОН ЛАНГЕ, АО "КСК")"

Вообще я путешествую всю жизнь, но не могу сказать, что Кавказ можно сравнить с каким-то еще местом на планете. Огромная удача наша общая российская, что у нас есть Кавказ такой, какой он есть, сохраняющий свою аутентичность жизни, уникальность природы, что бы там ни происходило. Может быть, есть плюс и в том, что не всю горную цепь охватила инфраструктура цивилизации, и, путешествуя здесь, вы попадаете в первозданный мир.

В целом, хотелось бы продолжить эту линию деятельности - визуализации России. Поэтому, конечно, думаю и о Кавказе, и о других местах в контексте этой темы, например, о Дальнем Востоке.

Презентация фотоальбома "Хребет. Кавказ от моря до моря" Антона Ланге и АО "Курорты Северного Кавказа" прошла в воскресенье, 5 июня, в 12:30 в шатре "Регионы" на территории книжного фестиваля "Красная площадь".




Top