Франс хальс портреты. Школьная энциклопедия

Мой самый лучший в мире человек на земле. Я благодарна судьбу за то, что она познакомила нас с тобой. Ты моя мечта, ты – мой идеал. Каждая минута, проведённая с тобой, кажется самым приятным мгновением. Мне так хочется сделать для тебя что – то хорошее, так хочется порадовать тебя. Я первой признаюсь тебе в любви, и ничуть не стесняюсь этого. Я люблю тебя, мой единственный, желанный и неповторимый. Дай бог, чтоб мы были с тобою самою счастливою парою. Пусть наша любовь окрыляет нас двоих.

Главное в нашей жизни любовь. Она делает нас счастливыми, добрыми. Каждый любящий человек может совершить самые необыкновенные поступки во имя любимого. Я благодарна тебе, мой хороший, за то, что ты сделал меня самой счастливой на всей земле. Твой ангельский характер, твоя нежная улыбка, твои страстные поцелуи просто окрыляют меня. Я люблю тебя, мой самый единственный и неповторимый, и хочу всегда быть только с тобой. Пусть тебе всегда улыбается удача и осуществляется заветная мечта.

Самое сильное и красивое чувство на свете – это любовь. Каждый из нас испытал на себе эти волнующие минуты встречи с любимым человеком. Из маленькой искорки это чувство перерастает в огромнейший, пылающий костёр, который затушить уже никогда нельзя. Так и в моём сердце, любимый, ты зажёг это большое чувство. Я люблю тебя, и хочу всегда быть рядышком. Только с тобой я смогу быть по - настоящему счастлива, только рядом с тобой я чувствую себя, как маленький ребёнок, защищённой и любимой.

Как рада, что ты у меня есть, мой долгожданный принц. Я каждый день благодарю судьбу за такой королевский подарок. Ведь ты – мечта каждой девушки, и поэтому я самая счастливая на свете. Ведь рядом со мной такой обходительный, такой внимательный, такой добрый и самый красивый парень на свете. Я безумно люблю тебя, и надеюсь на взаимность. Пусть наша любовь расцветает с каждым днём всё сильней, пусть наши чувства будут красивыми и чистыми. Пускай над нашими головами всегда светит созвездие любви.

Любимый мой, единственный и самый желанный, мне так повезло в жизни, что я встретила тебя. Ты подарил мне самое чистое и красивое чувство под названием – любовь. Рядом с тобой я расцветаю, как сказочный цветок, только рядом с тобой я чувствую себя счастливой. Я с нетерпеньем жду каждой нашей встречи. Ты – ангел, который дарит мне надежду, ты моя мечта, мой идеал. Я люблю тебя, мой неповторимый, и надеюсь на взаимность. Пусть Бог всегда хранит нашу любовь, пусть счастья будет бездонная чаша.

Любовь – самое красивое и чистое чувство. Если человек влюблён у него за спиной вырастают крылья. Мой любимый, нежный, ласковый и неповторимый, ты самый главный и самый лучший в моей судьбе. Ты – моя вторая половинка. Я люблю тебя сильно, страстно, безумно. Ты для меня, как свет в окошке, как солнечный лучик тепла. Только с тобой я чувствую себя желанной и любимой, только ты даришь мне минуты наслаждения, минуты счастья. Я благодарна судьбе за тебя, мой милый, я хочу всю жизнь быть только с тобой.

У каждого из нас есть право на любовь. Это чувство нас просто окрыляет, делает добрее и счастливее. Вот и я сейчас самая счастливая на всей земле, потому, что рядышком со мной ты, мой самый любимый, самый милый, самый родной. Ты для меня, как свет в окошке, Как лучик солнца. Ты моя надежда и поддержка во всём. Ты просто настоящий мужчина. Мне просто сказочно повезло, и я всю жизнь буду благодарна судьбе за такой подарок. Я люблю тебя, и хочу быть только с тобой. Пусть наша любовь будет самой красивой, самой чистой.

Любовь – самое прекрасное чувство. Мне очень повезло в жизни, что я встретила тебя, мой самый лучший человек на земле. Ты, словно долгожданный принц из сказки: такой обаятельный, такой внимательный, такой красивый. Я с нетерпеньем жду каждой нашей встречи, ведь ты для меня прекрасней всех на свете. Я люблю тебя и надеюсь на взаимность. Я желаю тебе во всём удачи и везения, пусть всё, что задумал ты обязательно сбудется. Ты сильный, нежный и самый настоящий мужчина. Оставайся всегда таким, моя любовь.

Самое главное в жизни – любовь. Я понял это, когда безумно влюбилась в тебя. Судьба подарила мне просто королевский подарок. О таком парне, как ты, остается только мечтать каждой девушке. А моя мечта рядом со мной. Я так счастлива, любимый, что ты со мной рядышком. Мы всегда будем вместе, ведь наши чувства самые чистые, самые искренние. Пускай Господь всегда хранит тебя, мой милый, пусть тебе во всём везёт, пусть каждый день наполняется счастьем и радостью. Пусть моя любовь будет оберегом для тебя.

Я самая счастливая девушка на свете, потому, что у меня есть ты, мой любимый. Мои чувства к тебе искренние и светлые, и я очень надеюсь на взаимность. Мне так хочется прижаться к твоему плечу, и позабыть обо всём на свете. С тобою мне легко и просто. Своим вниманием, лаской, нежностью ты просто очаровываешь меня. Пусть огнь нашей любви разгорается всё ярче, пусть сбывается всё задуманное. Я буду благодарить судьбу всю жизнь за то, что она подарила мне тебя, мой единственный и самый желанный.

Нет в мире такой силы, чтобы смогла остановить любовь. Это чувство нас окрыляет, делает самыми счастливыми на свете. Я люблю тебя, мой милый, и хочу быть всегда быть с тобою вместе. Ты моя надежда, моя радость и мечта. Я так люблю твою лучезарную улыбку, твои красивые глаза, твои сладкие поцелуи. Мы с тобой, любимый, две половинки, и наше счастье драгоценно. Ты такой внимательный, заботливый, добрый. Так пусть же тебе всегда во всём везёт, пусть удача, как и я, всегда будем с тобой рядышком.

Мой любимый, дорогой, милый, ты для меня самый родной и самый лучший. Я хочу тебе признаться в том, что согрета теплом твоей души, и звёздочка любви, горит ясным светом. Ты – моя вторая половинка, ты – мой идеал. Только с тобой, я чувствую себя самой счастливой. Твоя любовь дарит мне тепло, нежность и ласку. С тобой мне всегда надежно весело. Я люблю тебя, мой самый лучший парень на земле, и надеюсь на взаимность. Мы с тобой просто две половинки во всей Вселенной, и наше счастье безгранично.

Любви все возрасты покорны. И, несмотря на то, сколько тебе лет, если ты влюблён – значит, ты самый счастливый человек на земле. Любовь нам дарит крылья, на которых мы взлетаем на небеса от счастья. Моей любви достоин только ты один, мой самый единственный, самый красивый, самый внимательный и самый нежный. Я люблю тебя искренней и чистой любовью. Только ты один мне нужен в жизни, только с тобой я буду всегда счастлива. Твои сильные руки, твои милые глаза, твои страстные поцелуи просто очаровывают меня.

Я самая счастливая девушка на свете, потому, что рядом со мной всегда ты – мой самый красивый, самый надёжный, самый любимый парень. Я благодарна судьбе, за то, что встретила тебя. Ты просто сказочный подарок для меня. Я с нетерпеньем жду каждой нашей встречи. Наша любовь мне кажется такой светлой, такой чистой и самой красивой. Я благодарна тебе, любимый, за то, что ты подарил мне радость, за то, что ты мой свет окошке, мой тёплый солнечный лучик. Пусть всегда сбывается твоя мечта и сопровождает удача.

Моя жизнь изменилась полностью с тех пор, когда я встретила тебя, мой любимый. Мне так хочется всегда радовать тебя, всегда чувствовать твоё надёжное плечо. Ты просто моя мечта, мой идеал. Каждый день я жду с нетерпеньем встречи с тобой, хочу нравиться тебе, и делаю для этого всё возможное. Милый, давай всегда будем вместе, пусть наш корабль любви никогда на своём пути не встречает преград. Будь всегда таким весёлым, смелым, радостным и успешным. Пусть везёт тебе во всём и всегда. Пусть наше созвездие любви сияет ярко – ярко.

Ты – моя вторая половинка, моя судьба. Мне в жизни очень повезло, что я встретила тебя. Милый, ты самый надёжный, самый смелый, самый добрый и красивый. Я, без стеснения, первой признаюсь тебе в любви. Как хорошо, взявшись с тобой за руки, просто идти по жизни. Пусть все мечты твои непременно сбываются, пусть везёт тебе во всем. Пусть моя любовь всегда будет оберегом для тебя. Любимый, я хочу, чтобы ты был счастливым, и всё сделаю для этого. Я люблю тебя, и ж хочу быть только с тобой.

Мне судьба подарила просто королевский подарок – тебя, любимый. Ты мой идеал, моя мечта. Каждая минута, проведённая с тобой для меня счастье. Ты самый надёжный парень в мире. Мои чувства к тебе разгораются с каждым днём всё сильнее. Я люблю тебя самой чистой и красивой любовью. Мы просто предназначены друг для друга. Я желаю тебе, любимый, много радости, счастья ми удачи. Я с нетерпением жду с тобой встречи. Ты для меня, просто смысл жизни. Пускай удача всегда сопровождает тебя, пусть все ненастья проносятся мимо.

Ты надёжный, чуткий и спокойный. У тебя просо ангельский характер. Я благодарна судьбе за такой великолепный подарок. Только ты мне даришь счастье. Я люблю тебя искренне и нежно. Пускай тебе, всегда улыбается солнышко, пусть удача будет спутницей по жизни. Пусть моя любовь будет сильнейшим оберегом для тебя. Пусть искорка любви обязательно превратится в огромнейший костёр. Только один ты мне нужен в жизни. Я люблю тебя, и надеюсь на взаимность. Пусть твоя душа всегда будет согрета теплом моей любви.

Эпохи золотого века искусства Голландии. Он был очень популярен, у него было много заказов и учеников, однако художник умер в полной нищете в приюте для бедных. Вот так сложилась жизнь гения.

Франс Хальс: биография

От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Но о нем лично известно немного. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Затем семья переехала в Харлем, который находится примерно в двадцати километрах от Антверпена. Во время его рождения не было мира на его родине. осаждали города, брали штурмом, разоряли. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Поэтому, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Луки, которая в те времена являлась аналогом Академии живописи, молодой Хальс становится для начала реставратором.

Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. А еще через год он женится. В браке родится пять сыновей, и все пойдут по стопам отца - станут портретистами. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620-1640 годы. Но потом его начинают забывать. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Картины почти не заказывают. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. В ней он и умирает. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником.

Портрет неизвестного (1650-1652)

Скупая цветовая гамма, к которой Франс Хальс приходит в эти годы, позволяет полностью сосредоточиться на лице изображаемого человека. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. с длинными завитыми волосами и усами спокойно и уверенно в упор смотрит на зрителя.

Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Его поза естественна и непринужденна. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Художник получает этот эффект динамики за счет того, что модель приближена к зрителю, взгляд обращен прямо на него, а локоть руки, на которую опирается портретируемый, выдвинут вперед. Ею «разорван» плоский холст. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени.

Портрет молодого человека с перчаткой в руке (1650)

Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания, интереса и доброжелательности.

На губах играет легкая улыбка. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Этим достигнуто создание законченного образа.

Портрет Изабеллы Койманс (1689)

Не вдаваясь глубоко в психологизм, художник Франс Хальс пишет молодую круглолицую миловидную, доброжелательную и простодушную женщину. Это состоятельная заказчица, и живописец прикладывает все мастерство, чтобы показать украшения и пышную дорогую одежду. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Сияют атласные банты и ленты, украшающие пояс и воротник модели, а также полупрозрачные ленты в ее волосах.

Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. От атласа платья, которое на подоле украшено светлой вставкой с кружевом, невозможно отвести взгляд. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Богатые нюансы цвета темного платья и игра теней позволяют сделать модель выпуклой, выступающей из плоскости картины. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Он находится в частной коллекции.

«Голова мальчика в берете» (1640)

Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Круг сразу придает законченность портрету.

Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Левая часть лица находится в тени, которая позволяет отчетливее вылепить овал юного лица и подбородок с ямочкой. Правая, освещенная светом, играет румянцем. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Работа находится в частной коллекции в Лондоне.

В этой статье мы постарались поместить известные и малознакомые публике работы мастера. Чувства, эмоции, интеллект, а не парадный костюм прежде всего старался передать живописец. И потому свое внимание художник обращал на мимику, жест, позу. Его художественное наследие, которое в основном находится на родине, далеко вышло за ее пределы.

Франс Халс (Frans Hals) – фламандский живописец XVII века, известный такими полотнами, как «Мужской портрет» и «Портрет молодого человека с перчаткой в руке», экспонирующимися в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, «Евангелист Марк», представленным в Государственном музее им. А.С. Пушкина в Москве, «Святой Лука», хранящемся в Одесском музее западного и восточного искусства. Самая крупная коллекция творений великого портретиста находится в Музее Франца Хальса (Het Museum Franz Hals) города Харлем (Haarlem) в Голландии (Holland).

Франс появился на свет в 1582-1583 годах в городе Антверпен (Antwerpen). Родители – Адриантье и Франсуа Франс Халс ван Мехелен (Adriance, Francois Frans Hals van Mechelen), занимавшийся ткачеством.

Семейство переехало в Харлем в 1585 году, и вся дальнейшая судьба Хальса будет связана с этим городом.

С 1600 по 1603 год Франс Хальс брал уроки у художника-маньериста Карела Ван Мандера (Karel Van Mander). С 1610 года Хальс вступает в Гильдию Святого Луки (Het Gilde Van St. Lucas). Эта Гильдия объединяла реставраторов, каменщиков, стеклянных дел мастеров, живописцев и выполняла функции художественной школы. Вступившие в Гильдию регулярно выплачивали членские взносы.

Сначала Франс занимается реставрационными работами, но постепенно начинает пробовать рисовать портреты. В городе Харлем проживало много богатых и знатных семей, и уже в 1611 году Франс Хальс завершает работу над первым своим произведением.

Начало пути

В 1615 году о Хальсе заговорили как о подающем надежды живописце. Его прославил групповой портрет «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» (1616 год). Эту работу считают началом «Золотого века» фламандского изобразительного искусства. Критики отмечают четкость и рельефность фигур в первых работах художника, теплые оттенки, передающие радость существования изображенных персонажей.

В 20-е годы XVII века Хальс пробует себя в разных жанрах бытовые сцены и картины по мотивам библейских сюжетов. Например, изображения апостолов Луки и Матфея (1623-1625 годы, картины находятся в Одессе, в Музее западного и восточного искусства).

Его любимые герои в 20-е и 30-е годы XVII века – бедняки, рядовые горожане, люди из народа:

  • «Шут с лютней»;
  • «Веселый собутыльник»;
  • «Цыганка»;
  • «Мулат»;
  • «Мальчик-рыбак»;
  • «Малле Баббе»;
  • «Улыбающийся кавалер» и др.

Даже святые евангелисты изображены как представители простонародья, близкие и понятные каждому зрителю. Хальс подчеркивает непосредственность и обаяние своих героев, их умение радоваться простым мгновениям жизни. На каждом полотне – яркая индивидуальность, сложный характер, интересная художнику и представляющая целый необъятный мир душа простолюдина.

Демократизм становится ведущей идеей творчества фламандского живописца.

Излюбленный жанр группового портрета в этот период пересматривается мастером: Хальс оказался от официальных поз персонажей, старается изобразить их в реальной обстановке, подчеркивает их обычность, «человечность».

Так художественное полотно начинает вести диалог со зрителем, вызывать его живой интерес. На основе таких принципов выполнены известные работы Хальса:

  • «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана» (1623-27 годы);
  • «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1627 год);
  • «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана» (1633 год);
  • «Офицеры стрелковой роты св. Георгия» (1639 год).

Полотна Хальса представляют все слои общества, реальные жизненные картины и реальные характеры. Представители знати, военные, торговцы, бродяги в момент их обыденного существования – все социальные типы одинаково интересны художнику.

Хальса отличает легкость и непринужденность письма, темпераментная манера отражения действительности, динамичность образов, оптимизм.
Среди работ этого периода выделяется парадный «Портрет Виллема Хейтхейссена», где персонаж изображен в полный рост в официальном костюме.
Хальс творит в Харлеме, выезжать из города не любит. Существует произведение, которое надо было писать Амстердаме, начатое художником, но так и не законченное, из-за чего его пришлось дописывать другому мастеру.

Слава

Пиком популярности Хальса считаются 40-е годы XVII века. Именно в этот временной промежуток, в 1644 году, Хальс был избран главой Гильдии Святого Луки.

В 1649 году он рисует портрет философа и ученого Рене Декарта (Rene Descartes).

В 40-е годы было создано большее количество парных портретов, изображений супругов: супруг на левом полотне, супруга – на правом. В таких работах используется традиционная символика: цветы и растения рядом с героями ассоциируются с верностью и преданностью.

На одном полотне муж и жена оказываются только в «Семейном портрете Исаака Массы и его жены» (1622 год).

Главная особенность картин этого периода – глубокий психологический анализ, стремление показать душевный мир каждого человека:

  • «Регенты госпиталя св. Елизаветы» (1641 год);
  • «Портрет молодого человека» (1642-50 годы);
  • «Яспер Схаде ван Веструм» (1645 год).

Картины этого периода узнаваемы благодаря серебристым и серым оттенкам, ассоциирующимся с погружением в глубины психологии персонажей.

Поздний период

О завершающем этапе живописной карьеры Хальса говорят, что в них использовано множество оттенков черного и белого. В работах присутствует всего несколько цветов, они на первый взгляд кажутся неяркими и сдержанными, однако художник работает над светотенью, полутонами, контрастными красками:

  • «Мужчина в чёрной одежде» (1650-52 годы);
  • «Виллем Крус» (1660 год) и др.

Этот период отличают философские раздумья мастера над жизнью и ее смыслом. Многие произведения пессимистичны и передают трагизм человеческого существования:

  • «Регенты приюта для престарелых» (1664 год);
  • «Регентши приюта для престарелых» (1664 год.).

На закате творческого пути Хальс почти не пишет, круг заказчиков сокращается, и старость его протекает в крайней нищете и наступающей безвестности.

Характер

Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.

Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.

В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.

Семья и дети

Первый раз Хальс женился в 1611 году на девушке по имени Анетье Хармансдр (Anetie Charmander), в этом же году у супругов родился ребенок. В 1615 году жена Хальса умерла в родах, а через несколько дней умер и второй ребенок.

Благодаря помощи опекуна своей первой жены Хальс вступает в отряд милиционеров – отряд стрелков Святого Георгия, в котором состоит мушкетером с 1612 по 1624 год.

В 1617 году он женился вторично на Лисбет Рейнерс (Lisbeth Reyners). Несмотря на вспыльчивую натуру жены, они прожили вместе более 50-ти лет.
У Франса Хальса было 11 детей. 5 сыновей стали, как отец, художниками, основным жанром которых был портрет.

Последние годы жизни художника были полуголодными. Хальс получал маленькую пенсию от муниципалитета, но был должником городских торговцев мясом и хлебом. Перед смертью он попадает в приют для нищих.

Художник скончался в этом приюте 26 августа 1666 года. На его похоронах было всего несколько человек. В доме, где закончил свой путь Франс Хальс, теперь находится художественная галерея его имени.

Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку

Живописец героической поры Голландии, Франс Халс принадлежал к тому поколению, руками которого было построено независимое голландское государство. С его именем связан расцвет национальной живописи. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс - великий мастер европейского портрета. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Как ни один другой живописец Франс Халс владел секретом передачи озаряющей лицо живой улыбки, мгновенного жеста, непринужденной позы. Изображал ли художник низы общества, нищих рыбаков, озорных мальчишек, молодцеватых голландских офицеров или писал заказные портреты преуспевающей буржуазии, везде он следовал жизненной правде в раскрытии естественной сущности человека, его характера и эмоций. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Он любил запечатлевать портретируемых в действии, в движении, в конкретной жизненной ситуации. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это».

Блистательное, отражающее свое время творчество Халса резко контрастировало с его во многом прозаической, материально неустроенной жизнью. Она небогата событиями и мало известна.

Халс родился в Антверпене, в семье голландского ткача, который с семьей в 1591 году вернулся на родину. Халс учился живописи у Карела ван Мандера в Харлеме, где затем почти безвыездно жил и работал. Халс пользовался огромной прижизненной славой, но умер в бедности.

Знаменитые работы художника 1620-1630-х годов отличает жанровый подход к портрету, не имевшему у него первоначально четко определенных границ. Он наблюдал этих людей на улицах, в кабачках Харлема, среди участников народных представлений.

Весь в движении насмешливый «Шут с лютней» (1624-1626, Париж, Лувр) - воплощение ловкости, бесстрашия и смекалки. Художник откровенно любуется обаятельной «Цыганкой» (1628-1630, Париж, Лувр). Она не только миловидна, женственна и задорна; в образе девушки, нежное лицо которой светится лукавой улыбкой, угадывается стихийная полнота жизни. В каждом мазке, в мягких коричневато-золотистых, серых, розовых тонах - ощущение легкости, воодушевления.

Мы словно слышим хриплый смех Малле Баббе, прозванной «харлемской ведьмой» (ок. 1630, Берлин, Государственные музеи). Трактирщица со зловещей совой на плече схватилась за тяжелую пивную кружку, но что-то отвлекло ее внимание. Халс видит Малле Баббе такой, какая она есть - порождением темной, порочной, но неистребимо цепкой жизненной силы. В почти монохромной коричневато-серой живописи длинные и короткие, густые и прозрачные мазки нарочито резки, грубоваты, словно колючи.

Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. На полотне из Фонда Тиссен-Борнемиса играющий на скрипке рыбак-левша запечатлен на фоне дюн и облачного неба. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Черная одежда, белый воротник, голубоватая шапка умело сочетаются с коричневатыми, серо-серебристыми оттенками. Однако в этом не лучшем произведении Халса есть что-то поверхностное, не свойственная ему многословность.

Напротив, написанный в схожей гамме черного, белого и золотистого «Веселый собутыльник» (1628-1630, Амстердам, Рейксмузеум) безупречен по композиции, по чувству пластической формы и цветовому ритму. Быстрым и легким касанием кисти передана одежда кавалера из мягкой замши, мелкие черты лица, пушистые волосы, бокал вина в левой руке. Щеголь и сердцеед, он открыто обращается к зрителю и чрезвычайно доволен собой.

С годами портреты Халса становятся строже и сдержаннее, в более сложной и глубокой психологической характеристике появляется оттенок иронии. Художник раскрывает в людях такие стороны, которые, возможно, он не замечал раньше. Из его творчества постепенно исчезают образы детей, музыка, праздничное настроение.

В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Старый художник, обремененный многочисленной семьей, завсегдатай харлемских питейных заведений с его безалаберной жизнью, теряет заказчиков. Поздние произведения Халса - вершина его творческого пути; разносторонние по характеристике портреты подчас беспощадно раскрывают в моделях то самовлюбленное высокомерие, то холодный цинизм, то душевную незащищенность. Живописная манера Халса меняется, развивается в сторону тональной гармонии, изысканного сочетания черного с серебристо-серым; сам черный тон насыщается богатством оттенков от угольного до жемчужно-серого. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Легкие, размашистые, небрежные мазки, словно сдвинутые со своего места, идущие в разных направлениях свободно лепят пластическую форму.

В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Один изображает неизвестного молодого человека; его исполнение превосходно, но вместе с тем мастер не скрывает, что портретируемый вполне зауряден. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. 1650). Халса по-прежнему влекут к себе сильные, волевые натуры, однако былой подъем сменяется теперь затаенностью внутренней жизни. Выступающее из темной мглы подвижное лицо незнакомца, в котором угадываются жизненный опыт, самоуверенность, усталость, ирония, кажется во многом загадочным, его душевный мир так и остается нераскрытым. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона.

Искусство Халса, обогащенное введением сюжетных моментов, создающее впечатление непрерывного жизненного потока, в котором остро очерченные характеры людей взаимодействуют друг с другом, исключительно ярко воплотилось в его непревзойденных групповых портретах.

Как самостоятельный жанр корпоративный портрет сложился в голландской живописи почти столетием раньше. В наивной и скованной композиции изолированные портретные фигуры располагались горизонтальными рядами. Жесткие правила репрезентации долго сохранялись.

Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот - военного объединения граждан, своего рода почетной бюргерской милиции. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Праздник отличался размахом и длительностью. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». В Голландии заказывались также групповые портреты старшин различных объединений, попечителей госпиталей, богаделен, врачей, чья профессия уважалась и ценилась.

Создание группового портрета как особого жанра требует от живописца умения добиться единства всей группы при сохранении индивидуальности каждого участника. Не все даже выдающиеся мастера справлялись с этой трудной задачей. Для голландских художников, работавших до Халса и придерживавшихся старых правил, она была просто непосильной.

В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Сцены уже не официального банкета, а дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер. Группа офицеров, кажется, увидена художником случайно, их позы разнообразны, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. Принцип пересекающихся диагоналей подчеркивает асимметрию, живописность и динамизм композиции.

Персонажи Халса душевно открыты зрителю, приглашают его разделить их общество.

Быстрая кисть виртуозно передает матовый шелк, глубину бархата, блеск атласа, плотные складки накрахмаленных воротников, сверкающий металл.

С годами групповой портрет Халса также теряет ощущение праздничности, становится более строгим и статичным по композиции.

Но в конце жизни, в восемьдесят три года художник пишет невиданно смелые, резко порывающие с представлением о внешнем благообразии групповые портреты регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме. Уникальные для своего времени произведения - вершина творчества Халса. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Сборище чопорных старух с ханжескими, озлобленными, поблекшими ничтожными лицами и костлявыми кистями алчных рук кажется более организованным, в регентшах еще теплится привязанность к материальной стороне жизни. В портрете же регентов царит атмосфера растерянности, беспокойства, композиционного разнобоя лишенных устойчивости фигур, их неловких поз, хаотичных жестов. Регент, устремивший на зрителя осоловелый мутный взгляд, держит речь, которая кажется бессвязной. В сумрачном колорите единственно сильный цветовой аккорд - розово-красное пятно ткани на колене одного из регентов, обрез книги в руках регентши. Мазок достигает возможного для Халса предела свободы и подвижности, краски - прозрачной текучести.

Недаром Халс впоследствии стал кумиром импрессионистов. Влияние его не современников и учеников было огромным в портрете, бытовом жанре, в развитии принципов колоризма.

Татьяна Каптерева

В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии, а в их изображениях он проявил глубину мощного полнокровного дарования. Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. Хальс изображал своих героев без прикрас, с их бесцеремонными нравами, могучим жизнелюбием. Хальс расширил рамки портрета введением сюжетных элементов, запечатлевая портретируемых в действии, в конкретной жизненной ситуации, акцентируя мимику, жест, позу, мгновенно и точно схваченные. Художник добивался эмоциональной сипы и жизненности характеристик портретируемых, передачи их неуемной энергии. Хальс не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но явился создателем портрета, граничащего с бытовым жанром.

Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса), и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же). Сильные, энергичные люди, принимавшие активное участие в освободительной борьбе против испанских завоевателей, представлены во время пирушки. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Здесь нет главного героя. Все присутствующие – равноправные участники праздника. Хальс преодолел чисто внешнюю связь персонажей, характерную для портретов его предшественников. Единство асимметричной композиции достигнуто живым общением, непринужденной свободой расположения фигур, объединенных волнообразным ритмом.

С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Потоки солнечного света скользят по лицам, сверкают в кружевах и шелке, искрятся в бокалах. Красочную гамму, в которой господствуют черные костюмы и белые воротники, оживляют звучные золотисто-желтые, лиловые, голубые и розовые офицерские перевязи. Полными сознания собственного достоинства и в то же время свободно-непринужденными, жестикулирующими предстают голландские бюргеры с портретов Хальса, передающего мгновенно схваченное состояние. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Покоряют естественность и живость позы, острота характеристики, высочайшее мастерство использования контраста белого и черного в живописи.

Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Хальс – живописец смеха, веселой заразительной улыбки. Искрящимся весельем оживляет художник лица нредставителей простонародья, посетителей кабачков, уличных мальчишек. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю.

Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин – Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены.

К середине 17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе; по мере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все более консервативный характер. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Утратил свою популярность и Хальс, демократическое искусство которого стало чуждым перерождавшейся буржуазии, устремившейся за аристократической модой.

Жизнеутверждающий оптимизм мастера сменился глубоким раздумьем, иронией, горечью, скептицизмом. Его реализм стал более психологически углубленным и критическим, его мастерство – более отточенным и совершенным. Изменился и колорит Хальса, обретая большую сдержанность; в преобладающей серебристо-серой, холодной тональной гамме, среди черного и белого особую звучность приобретают небольшие, точно найденные пятна розоватого или красного цвета. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.

Высшее достижение Хальса – его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Композиция стала спокойной и строгой. Разреженность пространства, расположение фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев – Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.




Top