Герман юрий павлович - чтобы помнили. Юрий герман - биография, информация, личная жизнь

Имя: Юрий Герман (Yuriy German)

Возраст: 56 лет

Деятельность: писатель, драматург, киносценарист

Семейное положение: был женат

Юрий Герман: биография

Юрий Герман – классик русской литературы, прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии 2-й степени. Творческая биография литератора началась модернистской прозой, затем манера написания резко изменилась: Герман одним из первых российских литераторов подарил читателям семейный роман.


Литературное наследие прозаика обширно: за 40 лет жизни в искусстве он создал романы, повести, рассказы, пьесы, сценарии. А главными его книгами стали роман «Россия молодая» о петровской эпохе, трилогия «Дело, которому ты служишь» и повесть о буднях уголовного розыска, по мотивам которой его сын снял гениальный фильм «Мой друг Иван Лапшин».

Детство и юность

Родился прозаик весной 1910 года в Риге в семье военнослужащего. Мама Германа – Надежда Игнатьева, дочь поручика Изборского полка – учительница русского языка. Главу семейства Павла Германа во время Первой мировой войны мобилизовали. За супругом отправилась и вторая половинка, прихватив 4-летнего сына Юру. Надежда Константиновна устроилась сестрой милосердия в полевом госпитале артиллерийского дивизиона.


Детство Юрия Германа, как он позже написал, прошло среди солдат, пушек и коней. Много времени мальчик провел в госпитале. На переправе через реку Збруч жизнь будущего классика едва не оборвалась. Вскоре Павел Герман возглавил дивизион и закончил службу в звании штабс-капитана.

Отрочество Юрий Герман назвал обыденным: после демобилизации отец работал финансовым инспектором в Курске и городах области – Обояни, Льгове, Дмитриеве.

В школе Герман увлекся литературой. Первые написанные строчки – рифмованные, но поэтический опыт закончился на тех немногих стихах, которые появились на страницах «Курской правды». Желание рифмовать «зарубил» редактор, посоветовав мальчику сочинять очерки и репортажи.


Первые уроки журналистики, которые преподала будущему лауреату Сталинской премии курская многотиражка, Герман вспоминал с благодарностью.

Творческая биография литератора продолжилась несколькими рассказами, напечатанными в льговской газете, но акцент переместился на драматургию. Юноша увлекся театром, поначалу суфлировал, затем руководил самодеятельностью и сочинял для постановок первые небольшие пьесы.

Вскоре после окончания школы в Курске Юрий Герман отправился в Ленинград: 19-летний юноша стал студентом Техникума сценических искусств.

Литература

Герман учился и трудился на машиностроительном заводе, продолжая писать. В 17 лет он сочинил модернистский роман «Рафаэль из парикмахерской», но профессиональным писателем почувствовал себя в 21 год, когда вышел роман под названием «Вступление», одобренный .


В становлении прозаика немалую роль сыграл журнал для молодежи «Юный пролетарий», выходивший в городе на Неве. На его страницах появились рассказы Германа «Шкура» и «Сиваш».

По заданию редакции журнала Юрий писал очерки о заводских и фабричных рабочих. Встречи с людьми на производстве подтолкнули молодого литератора к созданию романа, который открыл имя писателя широкому кругу советских читателей. Название романа – «Вступление» – стало пророческим.


Появление «бытового», семейного романа «Наши знакомые» стало событием в советской литературе, ранее не знавшей подобных примеров. Прозаики нового времени писали о производстве, стройках века, трудовых коллективах и масштабных фигурах. Юрий Герман едва ли не первым из современников показал, как рождаются и растут люди, которым уготовано большое будущее.

Грянувшая Великая Отечественная война не прошла для писателя стороной: Юрий Герман служил военкором на Карельском фронте, писал для ТАСС и «Совинформбюро», побывал на Северном флоте, куда журналиста прикомандировали к политуправлению. Очерки, статьи и рассказы военкора Германа фронтовые читатели встречали с воодушевлением.


Замысел исторического романа-эпопеи о писателю навеяли военные события. Осмысляя пережитое на войне, Юрий Герман трудился над главами «России молодой», которую читатели увидели в 1952-м.

В послевоенный период у прозаика родилось желание написать о герое нашего времени – человеке особого склада ума, способного мыслить общечеловеческими, государственными категориями. Так в 1957-1964 годах появилась трилогия «Дело, которому ты служишь» о враче Владимире Устименко.


Вторая книга трилогии – «Дорогой мой человек» – о героизме моряков, которым выпало служить на суровом Севере в годы Второй мировой. Эпизоды книги взяты из военного опыта Юрия Павловича и дружеских бесед с архангельскими моряками-поморами. Заключительную часть романа в трех частях, названную «Я отвечаю за все», классик опубликовал в середине 1960-х, когда смертельный недуг напоминал о себе каждую минуту.


Прозаик писал и для взрослых, и для детей. Юным читателям Юрий Герман подарил замечательные книги «Рассказы о Дзержинском», «Секрет и Служба», «Дай лапу, друг». А повесть о блокадном Ленинграде «Вот как это было» появилась уже после смерти классика. Ее рукопись нашли, разбирая архив Юрия Павловича, сын и жена.

Похоже, писатель считал текст, над которым трудился в конце 1940-х, недоработанным и отложил его на потом, да так и не успел к нему вернуться. Повесть написана под впечатлением рассказов переживших блокаду ленинградцев: в город на Неве Юрий Герман вернулся после демобилизации. События описаны с позиции 7-летнего мальчика Миши, «блокадного» ребенка.


Юрий Герман, Иоганн Зельцер и Александр Штейн в работе над сценарием фильма "Один из многих"

Много сил и вдохновения писатель отдал кинематографу. В середине 1930-х он сотрудничал с : вместе с режиссером прозаик работал над сценарием картины «Семеро смелых». Герман написал сценарии к фильмам «Доктор Калюжный», «Пирогов», «Дело Румянцева», «Дай лапу, Друг!».

Личная жизнь

Писатель женился трижды. Первой супругой Юрия Павловича была племянница Народного артиста РСФСР Владимира Хенкина – Софья. Они поженились в 1928 году, но прожили в браке лишь 2 года.

Развелись супруги в 1930-м, и в том же году Герман женился во второй раз. Супругой прозаика стала Людмила Рейслер, родившая мужу в 1933 году первенца Мишу. Вместе пара прожила 6 лет. Сын Михаил Герман стал искусствоведом.


С третьей женой Татьяной Риттенберг романист прожил до смерти. Татьяна Александровна родила мужу второго сына – Алексея, ставшего режиссером и сценаристом.

Внука писатель не увидел. Герман-младший родился в 1976 году и пошел по стопам отца и деда, став режиссером и сценаристом. В 2018 году состоялась премьера мелодрамы «Довлатов», которую снял режиссер и внук Юрия Германа.

Смерть

С 1948 по 1967 годы Юрий Герман жил в доме на Марсовом поле. Там он и скончался. Свою смерть писатель напророчил и описал: в конце 1940-х вышла книга «Подполковник медицинской службы». Героя романа съедал рак, убивавший его долго и мучительно.


Такую же болезнь диагностировали Юрию Павловичу в середине 1960-х. Рак и стал причиной его смерти в январе 1967-го. Ушел классик мужественно, без жалоб, не измучив родных. После кончины сын нашел записку отца, в которой прочитал слова:

«Как бы умереть, не кокетничая».

Похоронили Юрия Павловича на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Библиография

  • 1931 – «Рафаэль из парикмахерской»
  • 1931 – «Вступление»
  • 1934 – «Бедный Генрих»
  • 1936 – «Наши знакомые»
  • 1939 – «Сын народа» (пьеса)
  • 1940 – «Сестры» (пьеса)
  • 1949 – «Подполковник медицинской службы»
  • 1951 – «Темной осенней ночью» (пьеса)
  • 1952 – «Россия молодая»
  • 1957 – «За тюремной стеной» (пьеса)
  • 1958 – «Дело, которому ты служишь»
  • 1960 – «Один год»
  • 1962 – «Дорогой мой человек»
  • 1965 – «Я отвечаю за все»
  • 1969 – «Вот как это было»

Чей талант по праву заслужил любовь и современников, и потомков.

Краткая биография

Юрий Герман родился в Российской империи, в городе Риге, в 1910 году. Его отец - офицер царской армии, мать - учительница русской словесности.

Писателя происходила от немецкого слова «божий человек», такую фамилию дали деду Юрия его приемные родители, потому что настоящая фамилия осталась неизвестной из-за того, что дед Германа был подкидышем.

Отец Юрия по примеру других офицеров прошел кровопролитную Первую мировую и гражданскую войны, в итоге он примкнул к большевикам.

Молодой Юрий закончил техникум сценических искусств, но посвятил себя литературе. Он писал романы, рассказы и повести, работал над сценариями для кинокартин, занимался журналистикой.

Во время войны с немецкими захватчиками все четыре года сражений провел на фронте, работая корреспондентом, за что был награжден боевыми медалями.

В конце жизни смог побывать за границей и увидеться со своими родственниками, уехавшими в 20-е годы из большевистской России.

Юрий Герман был дважды женат, имел от двух браков двух сыновей - Михаила и Алексея, последний стал известным режиссером.

Умер писатель в от тяжелой болезни и был погребен на Ленинграда.

Первые литературные успехи

Юрий Герман рано стал стремиться к литературному поприщу. Уже во время учебы в техникуме он занимался литературной деятельностью, начиная с 18 лет стал печататься в журналах.

Его роман «Вступление», написанный в 1931 году, понравился М. Горькому, что окрылило молодого литератора на новые работы.

Писателя привлекали герои, сильные духом, честные и преданные своему долгу, умеющие служить людям. Таковыми были сотрудники милиции, врачи, офицеры и солдаты из его многочисленных ранних работ.

Широкую известность приобрел цикл рассказов Германа о деятельности знаменитого советского руководителя ЧК - «железного человека» - Феликса Дзержинского.

Тогда же на страницах появляется герой Иван Лапшин - преданный своему делу сотрудник милиции, умеющий понять и психологию преступника, и мотивы поведения рядовых граждан.

Заинтересовавшись личностью знаменитого русского врача 19-го века - Н. И. Пирогова, Герман посвящает ему несколько своих работ («Друг народа» и «Сын народа»).

Позднее творчество

Много интересных произведений создает в эти годы Юрий Герман, трилогия из нескольких его работ становится достаточно известной. Сюда входили три повести. Первая называлась «Дело, которому служишь», вторая - «Дорогой мой человек», а третья носила название «Я отвечаю за все».

Книги эти были посвящены жизненному подвигу врача Николая Евгеньевича, который всю свою деятельность согласовывал с врачебным долгом и этикой, беззаветно любя свое дело и своих пациентов. У доктора был реальный прототип - врач одной из городских больниц.

На основе впечатлений о войне Герман пишет несколько своих работ, ставших впоследствии знаменитыми. Это книга «Проверка на дорогах», сюжет которой впоследствии лег в основу кинофильма с одноименным названием, и книга «Мой друг Иван Лапшин», также ставшая впоследствии киносценарием.

Роман Германа «Россия молодая» стал настоящим эпическим произведением в творчестве писателя. В книге автор рассказывает о России, которая создается усилиями Петра Великого. В романе много исторических персонажей, много известных и малоизвестных фактов начала царствования Петра.

Герман как киносценарист

Особое место в творчестве Юрия Германа занимает работа над сценариями для фильмов. Всю жизнь писатель признавался в своей любви к кино.

Много сценариев написал Юрий Герман, книги его часто ложились в основу множества киноработ. Так произошло со сценариями к фильмам «Дорогой мой человек», «Пирогов», «Белинский».

Герман писал сценарии к фильмам, которые были очень популярны у зрителей. Это фильмы «Семеро смелых», «День счастья», «Верьте мне, люди» и многие другие.

Позже младший сын писателя, ставший режиссером, экранизировал несколько книг своего отца, правда, судьбы фильмов Германа-младшего складывались по-разному (так, работа «Проверка на дорогах» была показана зрителям только через 20 лет после съемок), однако это обстоятельство не умаляло значения работ Юрия Германа.

Герман Юрий - писатель своего поколения

Сегодня работы Юрия Германа пользуются залуженным уважением и у опытных читателей, и у людей молодых. И это неудивительно, ведь автор в каждой из своих книг говорит о судьбах настоящих людей, которые ведут себя честно и мужественно, преодолевая жизненные невзгоды, выпавшие на их долю.

Много среди героев Германа людей, посвятивших себя служению какому-то одному делу. Они воплощают собой образ настоящих русских воинов, а в России такие сюжеты всегда будут популярны, так как историческая судьба нашей страны свидетельствует о том, что профессии воина и сотрудника внутренних войск, врача и учителя всегда особо востребованы.

Юрий (Георгий) Павлович Герман. Родился 22 марта (4 апреля) 1910 года в Риге - умер 16 января 1967 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Русский советский писатель, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1948).

Отец - Павел Николаевич Герман, офицер русской армии, штабс-капитан. Фамилия Герман появилась у его отца, который в младенчестве был подкинут в семью русского офицера, служившего в Польше. Она имела смысл «Божий человек» или «человек от Бога». Выйдя в запас в 1913 году, коллежский секретарь П.Н. Герман работал столоначальником Казённой палаты в Риге, а впоследствии счетоводом.

Мать - Надежда Константиновна Игнатьева, преподавательница русского языка.

Дед по матери - Константин Николаевич Игнатьев, служил в 177-м пехотном Изборском полку.

Вместе с отцом, офицером-артиллеристом, прошёл Гражданскую войну, закончил школу в Курске.

Печататься начал с 1928 года. В 17 лет написал роман «Рафаэль из парикмахерской».

С 1929 года жил в Ленинграде. Учился в Техникуме сценических искусств.

Профессиональным литератором стал считать себя после выхода романа «Вступление» (1931). Поначалу роман критики назвали «вылазкой классового врага» и началась травля молодого писателя. Но его поддержал : «девятнадцатилетний малый написал роман, героем которого взял инженера-химика, немца. Начало романа происходит в Шанхае, затем он перебрасывает своего героя в среду ударников Советского Союза, в атмосферу энтузиазма. И, несмотря на многие недостатки, получилась прекрасная книга. Если автор в дальнейшем не свихнет шеи, из него может выработаться крупный писатель».

В 1936 году совместно с режиссёром работал над сценарием кинофильма «Семеро смелых». В 1937-1938 годах писатель написал повести «Лапшин» и «Жмакин».

В годы Великой Отечественной войны Юрий Герман служил писателем-литератором при отделе агитации и пропаганды Политического управления Северного флота в звании капитана административной службы и на Беломорской военной флотилии в качестве военного корреспондента ТАСС и Совинформбюро.

Всю войну пробыл на Севере. Из Архангельска часто вылетал в Мурманск, Кандалакшу, по несколько месяцев жил в Полярном, выезжал на ответственные участки фронта, посещал передовые позиции, ходил в походы на боевых кораблях Северного флота. Писатель подружился с журналистами «Правды Севера» и «Северной вахты», писал очерки и статьи для ТАСС, корреспонденции, заметки, и при этом ещё находил время для рассказов и повестей.

После поездки на Карельский фронт, зимой 1942-1943, появилась на свет новая повесть Юрия Германа «Далеко на Севере», также написанная в дневниковой форме. Затем писателя увлекла тема проводки караванов. Юрий Герман написал пьесу, которая первоначально называлась «Конвой». Но потом автор изменил её название, и на архангельской сцене она шла под названием «За здоровье того, кто в пути». Прототипом главного героя этой пьесы стал друг писателя Гогитидзе - отважный и находчивый капитан транспортного судна. Когда его судно шло в составе каравана из США в Архангельск, самолёты люфтваффе напали на транспорт. Возник пожар, но Гогитидзе не растерялся: экипаж открыл орудийный и пулеметный огонь по вражеским самолетам и отогнал их, спасая ценный боевой груз. Премьера пьесы состоялась 23 февраля 1943 года - в 25-ю годовщину Красной Армии и Военно-Морского флота СССР.

В Архангельске Юрий Герман заинтересовался событиями войны русских со шведами. Он находил время просматривать архивные материалы, прочитал немало книг о на Севере, о строительстве Новодвинской крепости, о Соломбальской и Вавчугской верфях, изучил культуру и быт Петровской эпохи. Он задумал написать пьесу о бесстрашном кормщике Иване Рябове, а впоследствии и роман о ратных подвигах моряков-северян в борьбе со шведами. На Севере он написал несколько очерков, увлекательно рассказывающих о зарождении русского морского флота и о его победах над шведами.

В октябре 1943 года в кругу писателей и журналистов Юрий Павлович прочитал пьесу «У самого Белого моря». Перед слушателями, как живые, предстали Петр Первый, лодейный кормщик Иван Рябов, строители и защитники Новодвинской крепости. Премьера пьесы, названной впоследствии «Белое море», состоялась на архангельской сцене в октябре 1944 года.

Успех вдохновил писателя, и он приступил к работе над романом «Россия молодая». В мае и октябре 1945 года в газете «Правда Севера» были опубликованы его первые главы. В целом Герман писал это произведение восемь лет.

За заслуги в годы Великой Отечественной войны награждён орденом Красной звезды.

В 1948 году ему была присуждена Сталинская премия второй степени за сценарий кинокартины «Пирогов» (1947).

Член КПСС с 1958 года.

В 1952 году Юрий Герман написал роман «Россия молодая». По этому роману впоследствии был поставлен многосерийный художественный фильм режиссера И.Я. Гурина.

Впоследствии он создал роман-трилогию «Дело, которому ты служишь», посвящённую судьбе медика Владимира Устименко, его коллег и близких на фоне событий 1930-50-х годах. Сокращённая фабула будущей трилогии легла в основу сценария художественного фильма «Дорогой мой человек». В трилогии нашёл художественное воплощение опыт автора, полученный во время службы на Северном флоте в годы войны. Многие страницы второй книги трилогии раскрывают героизм северных моряков, ходивших в конвоях. Один из ярких эпизодов книги, которая создана на основе подлинных фактов, - история гибели английского летчика. Личные впечатления писателя от дружеских встреч с членами экипажей судов транспортного флота (большинство в них составляли архангельские моряки-поморы) дали материал для некоторых художественных образов книги. Заключительная часть трилогии - «Я отвечаю за все» - была опубликована в 1964 году. Юрий Герман заканчивал её, будучи смертельно больным.

По его повестям и рассказам поставлены кинофильмы А.Ю. Германа «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин», фильмы «Торпедоносцы», «Дорогой мой человек».

В декабре 1963 года в составе группы режиссёров и актёров Ленфильма писатель посетил Париж, где гостил у своего двоюродного брата Константина Клуге. Второй раз Юрий Герман был в Париже уже тяжело больным, незадолго до своей смерти.

Юрий Павлович Герман скончался от рака 16 января 1967 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Личная жизнь Юрия Германа:

Трижды был женат.

Первая жена - Софья Александровна Хенкина (1910-1994), секретарь журнала «Звезда», младшая сестра фотографов Евгения и Якова Хенкиных, племянница народного артиста РСФСР Владимира Хенкина и артиста эстрады Виктора Хенкина, двоюродная сестра писателя и журналиста Кирилла Хенкина. Состояли в браке в 1928-1930 годах.

Вторая жена - Людмила Владимировна Рейслер. Прожили в браке в 1930-1936 годах. У пары в 1933 году родился сын - Михаил Юрьевич Герман, искусствовед.

Людмила Рейслер - вторая жена Юрия Германа

Третья жена - Татьяна Александровна Риттенберг (1904-1995), первым браком замужем за сценаристом Н.А. Коварским. Поженились в 1936 году.

В браке родился сын Алексей Юрьевич Герман (1938-2013), кинорежиссёр. Внук - кинорежиссёр и сценарист Алексей Алексеевич Герман (1976 г.р.).

В 1936-1948 годах жил на набережной реки Мойки, д. 25, в 1948-1967 годы - на Марсовом поле, д. 7 (там есть мемориальная доска).

Романы Юрия Германа:

1931 - Рафаэль из парикмахерской
1931 - Вступление
1934 - Бедный Генрих
1936 - Наши знакомые
1949 - Подполковник медицинской службы
1952 - Россия молодая
1958 - Дело, которому ты служишь
1960 - Один год
1962 - Дорогой мой человек
1965 - Я отвечаю за всё

Пьесы Юрия Германа:

1939 - Сын народа
1940 - Сестры
1951 - Темной осенней ночью
1957 - За тюремной стеной

Киносценарии Юрия Германа:

1936 - Семеро смелых
1939 - Доктор Калюжный
1941 - Боевой киносборник № 2 (новелла «Один из многих»)
1947 - Пирогов
1951 - Свет в Коорди
1951 - Белинский
1955 - Дело Румянцева
1958 - Дорогой мой человек
1958 - Сыновья идут дальше
1963 - День счастья
1964 - Верьте мне, люди
1963 - Дай лапу, Друг!
1968 - Наши знакомые


Роман Юрия Германа, опубликованный в 1958 году (по другим сведениями, в 1959) посвящен взрослению и становлению личности Владимира Устименко, который, ещё обучаясь в школе, загорелся желанием стать врачом. Он долго и упорно шёл к своей цели, сталкиваясь с различными трудностями, такими как непонимание окружающих и очень высокие требования самого Володи (как автор называет своего героя на протяжении всего романа) к этим самым окружающим. В названии романа отображена его суть- главный герой выбрал профессию, которая, по его мнению, может помочь окружающим и он считает, что этому делу он должен посвятить свою жизнь полностью.

Это уже вторая прочитанная мною книга Юрия Германа, после «Подполковника медицинской службы» - повести, которая мне понравилась, но мне показалось, что этой повести не хватает масштабности, ведь действие там происходит, в основном, в одном госпитале. Да и персонажам там уделено мало внимания, за исключением главного героя. Мне казалось, что будь там больше интересных персонажей, если бы больше внимания было уделено событиям вне госпиталя, то произведение вышло бы на порядок лучше. Но «если бы, да кабы…», рассуждать об этом можно много и смысла в этом будет мало. Всё-таки, то была хорошая повесть, написанная добротным литературным языком, читать эту книгу было приятно.

Этот же роман Германа начинался очень многообещающе. С самого начала нам рассказывается про нескольких персонажей, с интересными судьбами и действие происходило в нескольких городах СССР. Но, как это иногда бывает, начали за здравие… Но и окончили, за здравие, да и в середине было несколько интересных глав, особенно когда рассказывалось, с какими трудностями приходилось сталкиваться врачами ранее. Но сюжет часто «провисал». Мне было очень интересно читать, как главный герой учится в институте, про его взаимоотношения с несколькими профессорами и докторами, про его практику у доктора Богословского, про его самостоятельную работу в Монголии, ближе к концу произведения, но всё остальное… Чтобы было понятнее, автор слишком часто пишет различными словами, что брат Варвары, которого зовут Евгений, мелочный и никчемный человек, который добивается хорошего положения благодаря хитрости и связям, а не благодаря упорному труду. Столько же раз упоминается, что мать Евгения и Варвары не самая приятная женщина (это мягко говоря), которая хочет ничего не делать и иметь всё для комфортной жизни. Очень часто упоминается о том, что Варвара любит Володю Устименко и восхищается им. Так же много раз упоминается, что одногруппники Володи не достойны быть врачами, потому что слишком легкомысленные и не серьёзно относятся к делу. Читать одно и то же несколько раз подряд очень утомительно.

Не менее обидно, что уделяя так много внимания не самым нужным персонажам, Герман обделяет вниманием своего главного героя. Так, например, его учёба в институте получилась очень уж стремительной. Учитывая сложный характер Володи Устименко, должны были быть постоянные стычки его с преподавателями, неприятие им норм и правил института и системы обучения. Так же, поскольку профессия врачей связана с борьбой за жизнь и здоровье людей, мне было бы интересно почитать, каково было главному герою, когда он впервые столкнулся со смертью пациента, как он переживал этот неприятный момент. Но всё это упоминается мельком, как нечто само собой разумеющееся и не стоящее внимания.

Раз уж я написал про сложный и трудный характер главного героя, то стоит написать ещё несколько слов и про него. Володя Устименко всего себя посвящает медицине, регулярно занимается самообразованием, в свободное время учит теоретическую часть, толком и не отдыхает (разве что спит). Медицина для него – это всё и самое важное. Он максималист и от других требует того же и тех, кто по его мнению, не отдаёт всего себя делу и даже не старается стать лучше, он ненавидит и презирает. И, с одной стороны, такой его образ жизни и его самоотдача, восхищают и заставляют уважать, но с другой стороны, он не понимает, что у людей могут быть другие взгляды и интересы. А его отношение к любимой девушке не добавляет к нему симпатии. Её он постоянно обзывает, ругает, хамит и т.п. Только что ноги об неё он не вытирает. Вот эта вот черта характера в главном героя мне вообще не понравилась. Да, он молодец, что так рьяно посвящает себя медицине, но зачем же из-за своего сложного характера унижать любимого человека? Она готова и хочет хоть как-то помочь, но Володя толком ей ничего не объясняет и или обзывает её, или кричит и обзывает очень обидными словами, не всегда соответствующими действительности. И ещё у него такой характер, что если он даже и не прав, он всё равно не уступит и будет и спорить и доказывать свою правоту. И ведь не только по отношению к девушке он такой жестокий, но и по отношению к тетке, родственникам, друзьям.

Ладно, гений медицины, сложная натура, хороший специалист имеет право быть жёстким – это всё понятно, но не обязательно же на родных и близких зло срывать! Может быть, Герман хотел рассказать, что хорошие доктора – люди сложные и тяжелые в общении со всеми потому, что на работе со всякими тяжелыми случаями им приходится сталкиваться, поэтому нужно их понять и терпеть. Но не только ведь у докторов работа сложная, ответственная, на которой много стресса. Давайте все, у кого работа тяжелая и ответственная, будем себя вести по хамски по отношению к близким и дорогим людям, но на работе будем идеальными, исполнительными и работящими. Вот счастье то будет!

Если верить источникам, сам Герман писал, что, что он вложил в образ Володи Устименко все лучшее, к чему стремился сам. Ну, отлично, что сказать. Стремится к тому, чтобы быть профессионалом своего дела и отдавать всего себя работе и при этом презирать всех тех, кто не разделяет наши взгляды на жизнь. Это прям пример для подражания!

Её хотелось бы отметить несколько моментов. Не люблю, когда автор пишет в стиле «это была их последняя встреча» или «герой ещё не знал, что это в будущем ему аукнется». По моему, это убивает потенциально интересный сюжетный поворот, так как до этого подобными фразами автор уже предупредил нас о них. Причём, ладно бы, если бы повествование представляло собой воспоминание главного героя, которое он рассказывает кому-нибудь, но нет же, это роман о взрослении и становлении личности. И ещё не люблю, когда в книгах встречаются фразы наподобие «советский человек должен быть сильным» или «только советский строй может искоренить болезни и смертность» - от такой навязчивой агитации меня просто воротит.

Подведём итог. Роман о взрослении и становлении личности главного героя. Несколько интересных глав имеется, но большинство из них читать скучно. Очень познавательно было читать, с какими трудностями приходилось сталкиваться врачам в прошлом. Очень много внимания уделено, проблемам медицины того времени. Очень много лишнего и ненужного. Главный герой молодец, потому что всего себя посвящает делу и готов работать в любых условиях и не боится никаких болезней, охотно берётся за все случаи. Его отношение к близким отвращает от него. Поэтому иногда все равно, что герою приходится тяжело, потому что симпатии он не вызывает из-за своего отношения к окружающим. Слишком навязчивая и неприкрытая агитация за советскую власть смотрится нелепо. Ожидания не оправдались. Надеюсь, в следующих частях трилогии главный герой исправится или хотя бы поймет свои ошибки, но я не буду торопиться читать следующие книги трилогии.

Прозаик, драматург, кинодраматург, публицист.

Лауреат Государственной премии второй степени (1948, за сценарий фильма «Пирогов»)
Кавалер ордена Трудового Красного знамени


Его отец Павел Николаевич был поручиком, а мать Надежда Константиновна преподавала русский язык. Во время Первой Мировой войны в 1914 году отец был мобилизован в действующую армию. Мать отправилась с мужем на фронт сестрой милосердия, взяв с собой сына. Детство Германа прошло в отцовском артиллерийском дивизионе. С отцом он прошёл Гражданскую войну, закончил школу в Курске.

Четырнадцатилетний Юрий служил суфлером в театре, играл маленькие роли, участвовал в самодеятельности.

Учась в школе, он напечатал в газете «Курская правда» свой первый рассказ «Варька». Так же он писал очерки, фельетоны, и статьи. Юному автору в то время было всего шестнадцать лет.

Переехав в город Дмитров, Юрий Герман стал руководителем драматического кружка молодежи. Там он и написал свою первую книгу, роман «Рафаэль из цирюльни», который позже был отпечатан в Москве. Понимая необходимость профессионального образования, Юрий едет в Петербург и поступает в училище сценического искусства, которое готовило руководителей народной самодеятельности. Но ему не понравилась учебная программа - уроки бальных танцев, речевая техника, фехтование. Он ушел из училища и начал работать разнорабочим на заводе металлоизделий, а в свободное время писал, печатал свои заметки в местном журнале «Юный пролетарий». Позже он работал в редакционном отделе газеты фабрики бумаги, где познакомился с немецкими экспертами, которые приехали в СССР. В 1931 году он написал роман «Вступление».

«Вступление» разгромили в «Литературной газете», в другом издании назвали «вылазкой классового врага» - такие отзывы были равносильны приговору, но молодого автора похвалил Максим Горький: «Из юноши может получиться писатель». Потом, вызвав к себе молодое дарование, он признался юноше, что перехвалил его - талант требовал обработки. И под руководством патриарха советской литературы Юрий Герман начал описывать примусы на коммунальной кухне - место театральных этюдов заняли этюды литературные.

Поддержка Горького сыграла свою роль - разгромные статьи забылись, началась жизнь в высшем литературном свете. И вскоре в 1934 году вышел в свет новый роман Германа «Бедный Генрих», который во время войны немцы сжигали на площадях.

Герману везло на ярких, интересных личностей.

Однажды в его квартире раздался звонок. Выйдя в коридор и увидев незнакомого молодого человека с велосипедом, Людмила Владимировна (жена Юрия Германа) очень удивилась.

Вы к кому? - сухо спросила она.


- К Юрию Герману. Я - Беляев. (Беляев, позднее написавший повесть «Старая крепость», сразу же ставшую необычайно популярной, тогда сочинял еще очень небольшие заметки, очерки, рассказы. А работал на ленинградском заводе «Большевик», и за ударную работу получил премию - велосипед военного образца.)


- Видите ли, меня премировали велосипедом, но мне совершенно негде его держать, - попытался Беляев объяснить хозяйке дома.


- А почему вы думаете, что Юрию Герману есть где держать ваш велосипед?


- Но он же писатель, - пылко возразил Беляев. - Он выпускает книги. У него должна быть квартира!


- Откуда вам известно, что Герман - писатель?


- То есть как откуда? - возмутился Беляев. - Я читал его прекрасный роман «Рафаэль из парикмахерской».

Эти слова о своем романе услышал вышедший в коридор Герман. Следующим утром Герман катил по Ленинграду на велосипеде Беляева, который, конечно же, разрешил им пользоваться...

В 30-е годы в Ленинграде оказался и Эраст Гарин. Московский артист, в свое время сыгравший у Мейерхольда Чацкого, Хлестакова и Гулячкина в «Мандате» Юрия Германа, не просто приехал в Ленинград на неделю - другую, а стал здесь жить и работать. Познакомившись с Гариным, Герман увлекся необычайно своеобразной, ни на кого непохожей, внешне грубоватой, даже с налетом напускного цинизма, но на самом деле тонкой и глубокой натурой Гарина, и часто говорил, что мечтает написать пьесу или сценарий специально для него.

Вскоре из-под его пера вышел сценарий «Сын народа» о молодом враче, который после окончания института едет на периферию. Главную роль - доктора Кузьмы Калюжного - Герман написал для Гарина.

В 1936 году вышел в свет его роман «Наши знакомые», а в 1937-1938 годах писатель написал повести «Лапшин» и «Алексей Жмакин».

В 1937 году у Юрия Германа родился сын Алексей.

Через много лет Юрий Герман вернулся к своим ранним повестям и объединил их в большой роман «Один год». Образы Лапшина и Жмакина возникли вновь в сценарии к кинофильму «Верьте мне люди» (1964). Кинофильм по повести «Лапшин» его автор, режиссер и сын писателя Алексей Герман назвал «Мой друг Иван Лапшин».

В предвоенные годы литературная жизнь бурлила новыми идеями и не угасшим революционным энтузиазмом. В центре литературного водоворота оказался и Юрий Герман. Он дружил с Кавериным против Шкловского и участвовал в спорах о судьбах искусства и в дачных праздниках с «первыми лицами». По словам Алексея Юрьевича Германа, его отец умел получать удовольствие от жизни во всех ее проявлениях.


Красок к общей пестрой картине добавило знакомство с Мейерхольдом. Всеволод Эмильевич решил поставить спектакль по мотивам «Вступления». Театральная история сменилась кинематографической - с Сергеем Герасимовым он работал над сценарием к фильму «Семеро смелых». Переработанные рассказы комсомольца Званцева прославили создателей фильма.


Годы Великой Отечественной войны Юрий Герман провел при Политическом управлении Северного флота и на Беломорской военной флотилии в качестве военкора ТАСС и Совинформбюро. Он всю войну пробыл на Севере.

Из Архангельска часто вылетал в Мурманск, Кандалакшу, по несколько месяцев жил в Полярном, выезжал на фронт, посещал передовые позиции, ходил в походы на боевых кораблях Северного флота. В Полярном жили его жена с сыном Алексеем. С ноября 1941 года начались налеты фашистской авиации на Архангельск, и Германдежурил в здании редакции, тушил зажигалки, которые падали во двор типографии.

В газете Северного флота «Краснофлотец» одна за другой появились повести: «Черное кольцо», «Таинственный сундук», «В понедельник тринадцатого». Их автором был назван старшина второй статьи Крылов, который рассказывал в них о своих действиях в фашистском тылу.

Повести были написаны увлекательно, и читались, что называется, с захватывающим интересом. Ими зачитывались и матросы, и адмиралы.

И откуда вы только выкопали этого старшину? - спросил Германа редактор газеты «Красный флот» генерал Мусьяков. - Самородок этот ваш старшина! Я это говорю не только от своего имени, а от имени армейского комиссара первого ранга товарища Рогова.

Он наградил старшину медалью...


- Ах так, - воскликнул капитан Герман - тогда давайте мне мою медаль. Старшина Крылов - это я...


- Ну, это ты брось! - погрозил пальцем капитану генерал. - Не трави.

Тогда обескураженный капитан стал привлекать свидетелей, которые и подтвердили, что он и есть старшина второй статьи Крылов.

Писатель подружился с журналистами «Правды Севера» и «Северной вахты», писал очерки и статьи для ТАСС, корреспонденции, заметки, и находил время для написания рассказов и повестей. За годы войны он написал несколько повестей «Би хэппи!», «Аттестат», «Студеное море», «Далеко на Севере» и пьес «За здоровье того, кто в пути», «Белое море». Главы повести «Би хэппи!» («Будь счастлив!») печатались в военной газете. А в августе 1942 года повесть, написанная в форме дневника переводчицы Лахониной, вышла отдельной книгой в архангельском издательстве.

После поездки на Карельский фронт, зимой 1942-1943 годов, появилась на свет новая повесть Юрия Германа «Далеко на Севере», также написанная в дневниковой форме.

Затем писателя увлекла тема проводки караванов. Герман написал пьесу, которая первоначально называлась «Конвой». Но потом автор изменил ее название, и на архангельской сцене она шла под названием «За здоровье того, кто в пути». Прототипом главного героя этой пьесы стал друг писателя капитан транспортного судна Гогитидзе. Когда его судно шло в составе каравана из США в Архангельск, экипаж открыл орудийный и пулеметный огонь по вражеским самолетам и отогнал их, спасая ценный боевой груз. Премьера пьесы состоялась 23 февраля 1943 года.


В Архангельске Юрий Герман заинтересовался событиями войны русских со шведами. Он находил время просматривать архивные материалы, прочитал немало книг о Петре I на Севере, о строительстве Новодвинской крепости, о Соломбальской и Вавчугской верфях, изучил культуру и быт Петровской эпохи. Изученный материал привел к созданию пьесы о кормщике Иване Рябове, а впоследствии и романа о подвигах моряков-северян в борьбе со шведами.

На Севере Герман написал несколько очерков, рассказывающих о зарождении русского морского флота и о его победах. В октябре 1943 года в кругу писателей и журналистов Юрий Павлович прочитал пьесу «У самого Белого моря», в которой перед слушателями предстали Петр Первый, лодейный кормщик Иван Рябов, строители и защитники Новодвинской крепости. Премьера пьесы, названной впоследствии «Белое море», состоялась на архангельской сцене в октябре 1944 года. Успех вдохновил писателя, и он приступил к работе над романом «Россия молодая». В мае и октябре 1945 года в газете «Правда Севера» были опубликованы его первые главы. Герман писал это произведение в течение восьми лет. Юрий Герман пробыл на Севере четыре года и всегда с добрым чувством вспоминал об этой поре. «Север, - говорил он, - обогатил меня как писателя».

После войны Юрий Герман возвращается в Ленинград и пишет киносценарии «Пирогов», «Дело Румянцева», «Белинский», «Дорогой мой человек».

В кинотеатрах, где показывали «Пирогова», зрители восторженной овацией встречали монолог Пирогова в исполнении Скоробогатова, даже кричали «бис».

«Кровь, прилипчивая зараза, трупы - вот что есть наше поле брани, - звучал с экрана голос Скоробогатова. - Мои солдаты, вы не увидите на вашем пути гордо реющих знамен, не услышите пения серебряных труб. Мы пойдем по дороге, на которую никто никогда не станет бросать цветы. Мы будем делать работу, за которую почти никогда не говорят «спасибо», но очень часто проклинают, забывая в горе и скорби, что мы не боги, а люди, и что мы так мало знаем».

В 1946 году писатель был увлечен созданием романа о летчиках-североморцах «Несколько дней». Но 14 августа 1946 года Герман был упомянут в Постановлении ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»: «Ленинградская правда» допустила ошибку, поместив подозрительную хвалебную рецензию Юрия Германа на творчество Зощенко…» Работу пришлось прервать. Но в повести «Подполковник медицинской службы» встречаются персонажи из этого романа.

В 1949 году в первом номере начала печататься повесть Юрия Германа «Подполковник медицинской службы», положившая начало циклу произведений писателя о врачах в годы Отечественной войны. Однако в третьем номере вместо продолжения появилось покаянное письмо писателя: "Моя повесть "Подполковник медицинской службы", напечатанная в журнале "Звезда" (№ 1 за 1949 г.), была подвергнута принципиальной и справедливой читательской критике. Было указано, что главный герой повести доктор Левин живет замкнувшимся в своем ограниченном мирке, целиком погружен в свои страдания, что такой человек не имеет права называться положительным героем. Душевное самокопание ущербного героя, сложность его отношения к людям - всё это вместе взятое создало неверную картину жизни госпиталя гарнизона. Осознав эти ошибки, я не считаю возможным печатать продолжение повести в журнале "Звезда", так как она нуждается в коренной переработке с первой главы до последней».

Письмо Германа сопровождалось таким примечанием: «Редакция журнала «Звезда» считает своей ошибкой опубликование в № 1 за 1949 г. первых глав повести Ю. Германа «Подполковник медицинской службы», в которой главный герой изображается отрешенным от жизни, ущербным болезненно-раздражительным индивидуалистом, и прекращает печатание этого произведения».

В интервью, данном в 1992 году Льву Сидоровскому, Алексей Герман вспоминал об этой истории:

«Отец часто попадал в беду, и одна из них была связана с книжкой «Подполковник медицинской службы». В ней отец в страшном сорок девятом, несмотря на предупреждения, что не сносить ему головы, открыто поднял (может быть, единственный из русских писателей) голос против официального в стране антисемитизма. И был страшно наказан: его исключали из Союза писателей, описывали имущество, он ждал ареста...»

Издать повесть отдельной книгой Герману удалось только в 1956 году.


В 1952 году Юрий Герман закончил роман «Россия молодая». По этому роману режиссером И.Гуриным был поставлен многосерийный художественный фильм.

О жизни отца вспоминает Алексей Герман:

«В 60-м из Комарова наша семья перебралась в Сосновку. Во-первых, папа жаждал сблизиться с народом; во-вторых, Комарово заполонили те, кого папа не любил. Помню, в местный магазин привезли сыр «рокфор» и мы с папой стояли в очереди. Очередь стояла не для того, чтобы покупать, а чтобы возмущаться: какую-то пакость привезли. Какой-то жлоб в кожаном пальто, дыхнув портвейном и луком, наклонился к папе и подмигнул: «Как Шостакович — с гнильцой».


Папа с Шостаковичем дружил. Он приходил к нам по железнодорожному полотну, и они — папа, Козинцев, Шостакович и Шварц, — все с тростями, отправлялись пить боржом в шалман «Золотой якорь».


Юрий Павлович Герман дружил не только с Шостаковичем. Близкие отношения у него сложились с Евгением Шварцем. Летом Евгений Львович жил на германовской даче, присматривая за Алексеем. Будущий режиссер до сих пор вспоминает, как Шварц решал за него задачки и потакал капризам.


Впоследствии Юрием Германом был создан роман-трилогия «Дело, которому ты служишь». В трилогии писателя нашли художественное воплощение его впечатления во время службы на Северном флоте в годы войны. Вторая книга трилогии раскрывает героизм северных моряков, ходивших в конвоях. Один из ярких эпизодов книги, которая создана на основе подлинных фактов, - история гибели английского летчика. Личные впечатления писателя от дружеских встреч с членами экипажей судов транспортного флота (большинство в них составляли архангельские моряки-поморы) дали материал для некоторых художественных образов книги. Заключительная часть этой трилогии - «Я отвечаю за все» - была опубликована в 1964 году. Юрий Герман заканчивал ее, будучи смертельно больным.

«Герман, - говорил режиссер Григорий Козинцев, - в жизни был еще более ревностным борцом за справедливость, еще более неистовым проповедником, чем на страницах своих книг».

Иосиф Хейфиц рассказывал:

«Я спросил как-то Юрия Павловича Германа: «Не надоело ли вам писать о врачах?» Он ответил: «Нет. Потому что в людях этой профессии наиболее ощутима, эмоционально ясна гуманистическая цель борьбы за человеческую жизнь, за полноценность человеческой натуры, за будущее дело, которому мы служим».

Германом был задуман сценарий о хирурге Стучинском, главном хирурге 32-й армии, который после тяжелого ранения руки отчаянно боролся, чтобы вернуться в строй, и ему делали всё новые операции. После пяти операций неврома кисти, та самая, что впоследствии будет мучить героя его трилогии Владимира Устименко, стала отступать. Три пальца левой руки были покалечены, но все-таки существовали. Предстояло их разрабатывать... 19 сентября 1949 года главный врач киевской клиники Джанелидзе дал Стучинскому характеристику: «Борис Григорьевич Стучинский - хирург с большим клиническим опытом и блестящей хирургической техникой. Несмотря на тяжелое ранение, он с исключительной настойчивостью разработал свою левую кисть и так же прекрасно оперирует, как и до ранения». Когда Герман прочел эту характеристику, то решил написать сценарий об этих двух врачах - Иустине Джанелидзе и Борисе Стучинском. Написать этот сценарий Юрий Павлович не успел.


Юрий Павлович Герман умер от рака 16 января 1967 года в Ленинграде, похоронен на Богословском кладбище.

Сын писателя, режиссер Алексей Герман, не раз обращался в своем творчестве к произведениям отца: по документальной повести "Операция "С Новым Годом!" он снял фильм "Проверка на дорогах", вышедший на экраны страны в 1971 году, а в 1984 году снял фильм "Мой друг Иван Лапшин" по ранним повестям Юрия Германа. В 1982 году режиссер Илья Гурин по роману "Россия молодая" поставил многосерийный телевизионный фильм. По мотивам военных рассказов Юрия Германа режиссер Семен Аранович поставил фильм "Торпедоносцы", отмеченный в 1986 году Государственной премией СССР.

Дмитрий Быков написал о Юрии Германе:

«Юрий Герман — это писатель всего, что не укладывается в норму, летописец всевозможных подвигов и чудачеств. С самого начала его привлекали гипермасштабные типажи, герои. Но мне кажется, что из замечательного бытописателя, летописца Москвы и Ленинграда 30-х годов, его несколько насильственно сделали сочинителем эпоса.

Роман «Наши знакомые», который у нас дома стоял на почетном месте, объяснил мне, что такое была Советская Россия. Это книга, в которой наиболее четко запечатлелась тогдашняя Москва. Как раз знаменитая трилогия, на мой взгляд, не самое удачное его сочинение, потому что в ней слишком сквозит художественная задача создать положительный советский образ. Вот в «России молодой» он, наконец, нашел возможность порезвиться безнаказанно, потому что на историческом материале это дозволялось. Он написал такой замечательный гротескный русский роман, замаскировав его под историческую эпопею, воспевающую Петра. Герман ввязался в соревнование с Алексеем Толстым и не проиграл. То, что «Россия молодая» должна быть обязательным чтением для восьмых-девятых классов, изучающих русскую дореволюционную историю, это несомненно. Там довольно точно вскрываются механизмы того, как делается русский мобилизационный прорыв. Потом Герман все-таки умеет писать интересно: мало описаний, много диалогов, такая кинопроза. В России есть три писателя, которых нужно изучать в плане стиля: это Вера Панова, Павел Нилин и Герман. Это три автора, которые во многом создали советское кино 60-х. Они все трое, конечно, западной школы, лаконичные, человечные, очень точны в деталях. И вот это пример того, как надо писать».

Избранные романы и повести:


"Рафаэль из парикмахерской" 1931
"Вступление" 1931 (о немецких специалистах, приехавших в СССР)
"Бедный Генрих" 1934
"Наши знакомые" 1934—36
Серия рассказов о Ф. Э. Дзержинском 1938—57
Повесть "Далеко на Севере" 1943, в форме дневника
Повесть "Студёное море" 1943
Исторический роман "Россия молодая" 1952
Повесть "Подполковник медицинской службы" 1949—56
Документальная повесть "Операция „С Новым годом!" 1964
Роман-трилогия "Дело, которому ты служишь" (1957), "Дорогой мой человек" (1961), "Я отвечаю за всё" (1964)
"Один год" 1960, на основе ранних повестей "Лапшин", 1937, и "Алексей Жмакин", 1937—38
Повесть "Начало" (опубликована 1968)
Повесть Буцефал" (опубликована 1968)


Избранные киносценарии:


"Семеро смелых" (совместно с С. А. Герасимовым) 1936
"Доктор Калюжный" 1939,
"Пирогов" 1947,
"Дело Румянцева"(совместно с И. Е. Хейфицем) 1956
"Белинский" 1953,
"Верьте мне, люди!" 1964
"Дай лапу, друг" 1967


Произведения Германа неоднократно экранизировались:


"Дрогой мой человек "1958
"Наши знакомые" 1969
"Проверка на дорогах" 1971, вышла на экраны в 1985, режиссер Алексей Герман
Многосерийный телефильм "Россия молодая" 1981
"Мой друг-Иван Лапшин" 1984, режиссер Алексей Герман
"Торпедоносцы" 1983 , сценарий Алексея Германа по мотивам военных рассказов Юрия Германа




Top