Гирландайо тайная вечеря. Тайная вечеря

3-04-2017, 11:17 |


Египетские пирамиды - это те чудеса света, что приковывают внимание человека на протяжении многих веков. Загадочные сооружения, строительство которых в точности объяснить не может никто. Одна тем и интереснее становится тайна египетских пирамид.

Известно, что наполеон в XVIII в. еще не будучи императором Франции захотел посетить внутри. Его привлекли во время египетской кампании мистические сказания. Он пробыл внутри около 20 минут. А затем вышел очень озадаченным и даже немного напуганным, молча с трудом сев на лошадь он вернулся в свой штаб. Однако до сих пор никто не знает, что поразило Наполеона тогда, эту тайну он унес с собой.

И вот на протяжении уже многого времени ученые, египтологи и простые смельчаки пытаются понять главную функцию . Но и сейчас пирамиды это большая загадка, которую оставили нам наши предки. Никто не может сказать, как они строились и для чего предназначались.

Тайна пирамид Древнего Египта


За последние 20-30 лет интерес к пирамидам Египта очень сильно возрос. Но до сих пор точно не известно каково было их назначение. Очень много нашлось египтологов, которые не видели в пирамидах только гробницы фараонов. Напротив немало ученых выдвигают другие версии и некоторые из них способны изменить представление современного человека о древних цивилизациях. остаются для человека большой загадкой, очень трудно представить, что такие сооружения были построены, чтобы только захоронить фараона. Уж очень грандиозным было их строительство, и затрачено было немало сил.

Один из арабских историков, который жил в XIV в. писал о пирамиде Хеопса. По его мнению ее построили по приказу мифического мудреца Гермеса Трисмегиста. Он приказал построить 30 хранилищ для сокровищ, их наполнили драгоценностями и различными орудиями. Другой арабский путешественник, живший в том же веке, утверждал, что пирамиды были воздвигнуты до начала потопа. Их строили, чтобы сохранить книги и другие ценные предметы.

В Древнем Египте правили могучие фараоны, в их подчинении были толпы рабов. Фараоны Хуфу, Хафра и Менкаур известны как самые главные . Но проблема в том, что в этих трех пирамидах нет подтверждений в виде надписей иероглифов или же мумий, указывающих что это именно их пирамиды.

17 сентября 2002 г. в СМИ появилось сообщение, что несколько исследователей намерены посетить тайник, который был обнаружен в . Это сделать они собирались при помощи специального робота. Он был оснащен камерой. Все ждали, что тайна пирамиды будет раскрыта. Но все х ждало разочарование, далеко проникнуть не удалось. Это связано с конструкцией пирамид. После какой-то стадии строительства проникнуть в некоторые комнаты уже невозможно.

Тайна о внутреннем содержании пирамид


В 1872 г. британский ученый Диксон простукивал одну из камер , так называе6мую камеру царицы. При простукивании он обнаружил пустоты, затем киркой разрушил тонкую стенку облицовки. Ему удалось обнаружить два отверстия равных размеров по 20 см. Диксон и его единомышленники решили, то это штольни для вентиляции.

Уже в 1986 г. французские специалисты применили специальный аппарат и уже при помощи техники тоже обнаружили полости, которые были толще другой кладки из камня. Потом уже специалисты из Японии применили специальные современные электронные устройства. Они просветили всю и остальную площадь до Сфинкса. Исследования показали много пустот в виде лабиринтов, однако добраться не представлялось возможным. А те помещения что ученые могли исследовать не дали результатов. Там не было обнаружено мумии или же вообще каких-то остатков материальной культуры.

Так возникает вопрос - куда подевалось все содержимое - саркофаг или же драгоценности. Может правильно была выдвинута египтологами версия о том, что через несколько столетий в пирамиде побывали грабители и унесли все с собой. Но теперь многие думают, что гробницы были пусты изначально, еще до того как вход в нее замуровали.

Тайна проникновения халифа в египетскую пирамиду


В доказательство о теории, что там изначально было пусто можно привести один исторический факт. В IX в халиф Абдалла аль-Мамун со своим отрядом проник в . Когда они оказались внутри в камере царя они должны были найти там сокровища, которые по легенде хоронили с фараоном. Но там не было найдено ничего. Все было, как будто вычищено, перед халифом предстали чистые стены и полы и пустые саркофаги.

Это относится не только к данным пирамидам в Гизе, а ко всем , построенными III и IV династиями. В этих пирамидах никогда не было найдено ни тела фараона, ни вообще каких-то признаков погребения. А в некоторых даже не было саркофагов. Это тоже еще одна тайна..

В Саккаре была открыта в 1954 г. ступенчатая . В ней саркофага был. Когда ученые нашли его, то он был еще запечатан, а это значит, что грабителей там не было. Так вот в итоге он оказался пуст. Есть гипотеза, о том, что пирамиды это специальное место, которое было сакрализировано. Есть мнение о том, что человек входил в одну из камер пирамиды, а потом выходил оттуда уже обожествленным. Однако это не выглядит рациональным предположением. Больше всего веру вызывает предположение о том, что Мамун нашел в пирамиду карты, которые были составлены представителями высокоразвитой цивилизации.

В подтверждение этого можно привести следующее событие. После возвращения из Египта халиф создает карты поверхности земли и самый точный на тот период времени каталог звезд - «Дамасские таблицы». Исходя из этого можно предположить, что в недрах пирамиды хранились некоторые тайные знания, которые впоследствии оказались в руках Мамуна. Он их увозит с собою в Богдад.

Альтернативный подход к изучению египетских пирамид


Есть и другой подход к изучению тайны пирамид . Согласно исследованиям геологов - пирамида это сгусток специфической пирамидальной энергии. Благодаря своей форме пирамида может накапливать эту энергию. Такое исследование еще достаточно молодое, однако им многие занимаются. Такие исследования проводят только с 1960-х гг. Есть даже факты якобы о том, что лезвия бритвы, которые находились, какое-то время внутри пирамиды становились вновь острыми.

Считается, что пирамида стала местом для переработки энергии в другую более удобную энергию. Потом же ее использовали для каких-то других вещей.

Данная теория выходит далеко за границы официальной науки. Однако она все-таки существует и у нее есть свои последователи. Разные ученые пытаются открыть тайны этих сооружений разными способами. Остается много неясностей. Даже элементарно - как же такие массивные сооружения сохранились на протяжении тысячелетий. Их строительство выглядит настолько надежным, что вынуждает многих думать о тайном смысле пирамид.

Уже доказанный факт, что большинство строений других древних цивилизаций давно разрушились. Археологи прилагают большие усилия, чтобы их отыскать и как-то восстановить. А вот с пирамид свалилась только верхняя облицовка. Остальная же их конструкция символизирует собой надежность.

Тайна строительства египетских пирамид.


Уже с XIX в. многие египтологи исследуют строение пирамид. И ими были сделаны поразительные выводы. Никто не может открыть тайну строительств египетских гробниц. Однако доказано, что размер плит подобран с точностью до миллиметра. Каждая плита имеет размер идентичный предыдущей. А стыки между ними настолько правильно выполнены, что не позволяет просунуть туда даже лезвие. Это просто невероятно. Как жители в то далекое время могли строить настолько правильно, не имея при этом каких-то технических инноваций.

Вычислена ширина между гранитными блоками 0,5 мм. Это гениально и не поддается объяснению. Это точность, которую имеют современные приборы. Но это отнюдь не единственная тайна в строительстве. Еще поражают прямые углы и точная симметрия между четырьмя сторонами. Но еще более главная тайна состоит в том, кто же все-таки принес несколько каменных блоков на такую большую высоту. Основная версия заключается, что строили пирамиды . Но здесь есть проблема с доказательной базой. Некоторые нюансы не укладываются в эту версию. Непонятно как при тех технических и механических решения удалось построить столь массивные сооружения.

Тайна технологии строительства египетских пирамид


Выдвигаются предположения о том, что просто современный человек не представляет вообще о том, какие технологии строительства применялись. Но невозможно без современных домкратов и других инструментов построит то, что было построено.

Иногда версии выдвигаются просто с первого взгляда абсурдные - что же это были за технологии, может их принесли сюда какие-то инопланетные цивилизации. Даже при наличии всех достижений современного человека повторить такое строительство было бы кране трудно. Это можно было бы сделать, но само строительство проходило было тяжело. И вот еще одна тайна, которые несут с собою пирамиды.

Те пирамиды, которые расположены в Гизе содержат еще и Сфинкса и Долин, и вот вам еще одна тайна. При их строительстве использовали плиты в массе почти 200 тонн. И здесь становится непонятно, как передвигали блоки в нужное место. Да и 200 тонн - это еще не предел возможностей египтян. На территории Египта есть архитектурные сооружения весом 800 тонн.

Интересно еще то, что вокруг комплекса не найдено каких-то даже намеков, что такие глыбы откуда-то тащились или перемещались к месту строительства. Не найдено ничего. Отсюда выдвигается предположение о левитационной технике. Исходя из мифов и преданий древних народов, можно извлечь в этом плане массу полезной информации. Некоторые из них прямо или косвенно указывают на существование такой техники. Можно даже обнаружить изображения, которые похожи на танк или вертолет. В принципе для тех, кто придерживается альтернативной версии строительства пирамид такая теория многое объясняет.

Египетские пирамиды и тайны вокруг них


Конечно даже альтернативные версии, если уж быть объективные сбрасывать со счетов нельзя. Каждый ученый или простой человек может поехать и сам увидеть, что же это за сооружения. Сразу становится понятно, что не примитивное строительства каких-то рабов. Это даже не строительство исключительно ручным трудом. Если следовать логике, то должна быть какая-то неизвестная система строительства, причем опять не простая. Пример - это возведение массовых и надежных сооружений с применением особых технологий, пока что не раскрытые современными исследователями.

Сейчас есть около трех десятков разных гипотез, которые пытаются раскрыть тайны пирамид. Большинство египтологов придерживаются мнения об использовании наклонных плоскостей, но все-таки историки не архитекторы. А вот они то и выдвигают другие версии. Они точно определили, чтобы проложить наклонную плоскость к , то понадобилась бы надпись длиной более 1,5 км. Причем объем самой надписи превышал бы в три раза объем самой пирамиды. Еще встает вопрос из чего строить. Строить из простого грунта нельзя было бы точно, так как они стали бы оседать с течением времени и под весом блоков.

Еще одна тайна в том, какие инструменты были использованы блоки для строительства. Да и вообще построены в целом. Так или иначе, сейчас нельзя придерживаться однозначной версии в этом вопросе. Осталось немало тайн недоступных пока для человека. Здесь были приведены и рациональные версии и для некоторых абсурдные. Однако такие версии есть, а история это вещь объективная. И поэтому такие альтернативные версии тоже имеют право на существование.

Тайна египетских пирамид видео

Пирамид Египта просто потрясают, легенды и мифы принуждают затаить дыхание и восхищенно слушать. Ученые и исследователи на протяжении большинства веков пытаются добраться, в прямом смысле этого слова, до правды, которую хранят внутри себя самые неповторимые рукотворные чудеса мира!

В соответствии с египетской религией, пирамиды были нужны для людей, ушедших в загробный мир, ведь в совокупности с бальзамированными телами, там хоронились все нужные человеку вещи, все, что ему было необходимо при жизни: драгоценные украшения, одежда, домашняя утварь и остальные предметы, которые могли понадобиться ему в другой жизни.

Считается, чем больше и выше пирамида – тем могущественнее и богаче был человек при жизни. Теперь, смотря на такие большие сооружения, трудно представить, какими же богатствами должны были владеть фараоны, и что все это построено руками человека, при всем том следует учесть, что все постройки велись вручную, без применения специальных строительных оборудований.

А когда ко всему еще посмотреть на числа, то это покажется полностью нереально — площадь самой большой и всем известной пирамиды Хеопса составляет 85 000 м3, длина каждой стороны пирамиды — 230 м и высота практически 150 м. Чтобы реально представить себе, сколько это, то просто вспомните 9-ти этажный дом, его площадь приблизительно 10 000 м3. Эти числа, по сути, шокируют! Самое увлекательное, что на создание такой громилы потребовалось всего 20 лет!

Тайной окутана от самого сотворения. По сей день, ученые не сходятся во мнениях, когда же и кем все же были построены пирамиды. Представления делятся в целом на 2-е теории:

1-ая – что пирамиды были сооружены задолго до первых египтян инопланетянами;

2-ая же говорит о том, что именно египтяне были создателями этих неповторимых объектов.

Совместно с этим не перестают спорить о действительном предназначении пирамид. Некоторые считают, что именитые пирамиды в Гизе предназначались в роли маяков для кораблей инопланетян, показывая курс на Синайскую пустыню, которая служила типичным портом. Такую версию подтверждает снимок, сделанный галактическим кораблем NASA из космоса.

Если наложить карту Египта на карту звездного неба, то можно заметить, что размещение пирамид совпадает со звездами, размещение Нила можно сравнивать с млечным путем, а три пирамиды в Гизе признают за пояс Ориона. Но не все совпадает – 2 памятника 5ой династии не попадают в такой шифр, но они и не звезды, а они 2 параллельные медианы.

Археологи отыскали неповторимые древнеегипетские рукописи и тексты, которые по легендам были приобретены в глубокой древности от Неферов — людей с божественными возможностями, которые жили в Атлантиде.

И это уже не какие-то гипотезы, этому есть реальное документальное доказательство. Кем бы ни были те Боги, которым поклонялись в Египте, обыкновенными смертными людьми, познавшими законы Вселенной либо инопланетянами, они дали египтянам познания, которых мы до сего времени не познали. В частности познания о синхронизации небесного и земного египтяне прославили в истории путем построения всего комплекса пирамид в строгом согласии с картой звездного неба.

Как и звезды, пирамиды Египта очень многообразны, нам остается лишь разгадывать загадки, сокрытые в величавых конструкциях, которые перенесли древнейшие познания через века. Есть такая легенда, о том, что когда все двери будут открыты и последняя загадка будет отгадана, то наступит конец света. Но совместно с этим есть и иная легенда, в какой сказано, что в пирамидах как и в остальных кроются скрытые познания, которые помогут раскрыть тайны египетских пирамид, а совместно с ними и секреты философии мира.

Пока тайны египетских пирамид остаются секретами и волнуют наши фантазии, отгадать их не удалось пока никому, может потому, что не в том месте ищут; ведь одна из легенд говорит, что тайна запрятана не на стенах и в письменностях, а в самих сооружениях, эти знания являются истоком отдельной энергии, которую предначертано прочесть лишь избранному!

Историки приложили немало усилий, чтобы развенчать тайны великих египетских пирамид. По их мнению, эти грандиозные сооружения - всего лишь гробницы фараонов древности, построенные для них непосильным трудом сотен тысяч рабов.

Но на самом деле, с пирамидами все не так просто, и пытливые умы обнаруживают в пирамидах, их структуре и форме все больше тайн, разгадки которых еще предстоит найти.

Тайна китайской пирамиды

Пирамиды, оказывается, есть не только в Египте. В Китае, близ города Сиань, возвышаются не менее 16 пирамид. Увы, этот участок уже много лет является запретной военной зоной. Поэтому обнаружить их удалось лишь по случайности: в 1947 году американец по имени Морис Шинан сделал несколько снимков китайских пирамид, пролетая над ними на легком самолете. Снимки опубликовали несколько американских газет. На эти публикации власти Китая немедленно отозвались официальным письмом, в котором утверждали, что "существование этих пирамид ничем не подтверждено". Прошло много лет, прежде чем китайское правительство все-таки подтвердило существование этих сооружений, правда, называя их не иначе, как "трапециевидными гробницами". С тех пор нескольким ученым удалось наблюдать гробницы своими глазами, но возможности для их изучения власти Китая давать не торопятся. До сих пор неизвестно, что они скрывают в районе Сианя.

Почему египетские власти не останавливают вандалов?

Ученым со всего мира не так-то просто получить разрешение египетских властей на раскопки и просто исследования в районе пирамид. Всякий раз правительственные чиновники строго оговаривают, где может проводить свои изыскания тот или иной ученый муж, и нарушение установленных правил чревато серьезными неприятностями с властями. Но с египтянами, как ни странно, дела обстоят совсем иначе! Все, кто был у великих пирамид Гизы, видели навязчивых торговцев сувенирами, которые, помимо аляповатых глиняных кошек и бюстов Тутанхамона продают кусочки камня, отколотые от пирамид. А недавно возле пирамид туристы заметили известную кубинскую актрису "фильмов для взрослых" Кармен Де Лус, причем в весьма откровенном виде, из чего наблюдатели сделали вывод, что в интерьерах пирамид ведутся съемки какого-то не слишком приличного кино. В итоге, получается парадоксальная ситуация: для ученых проникновение в район пирамид представляет проблему, а для вандалов дорога открыта! Правительство Египта уже некоторое время обещает изменить ситуацию, но воз, как говорится, и ныне там. Почему же египетские власти с таким трудом пропускают к древним гробницам ученых, но не видят проблем в том, что к ним проникают местные мародеры? Быть может, они опасаются, что чересчур внимательные ученые мужи заметят что-нибудь, о чем им не надо знать? Вопрос пока открыт.

И в Судане есть пирамиды!

Да, Египет - отнюдь не единственная страна, где возведены пирамиды. Есть они и в Судане, причем в этой африканской стороне их больше, чем в любой другой стране мира! На территории Судана насчитывается 255 нубийских пирамид. Лишь 14 из них посвящены воинственным суданским принцессам. Остальные наследие воинственных нубийцев, живших на этой территории в VI в.до н.э. На вершине каждой из пирамид помещалось изображение солнечного диска. Поговаривают, что идею пирамид нубийцы утащили у египтян, построив подобия великих пирамид для захоронения 21 короля и 52 королев. Однако, возможно, эти гробницы были построены параллельно - по крайней мере, по мнению ученых, нубийские гробницы в Судане датируются не раньше, чем 10 тысячами лет до нашей эры, и египтяне не принимали участия в их строительстве. Увы, не все суданские пирамиды сегодня доступны для изучения - в 1834 году искатель приключение Джузеппе Ферлини разрушил 40 суданских гробниц в поисках сокровищ. Примечательно, что в древность добытых им артефактов так никто и не поверил, и продать он их не смог. Вот что называется "плохой кармой"!

При термосканировании в пирамидах обнаружены яркие пятна

В октябре 2015 года международная группа ученых совместно со специалистами инженерного факультета Каирского университета провели термальное сканирование великих египетских пирамид, использовав технологию термального изображения и неоновой радиографии, применяемую обычно для изучения активных вулканов. При температурном сканировании гробницы Тутанхамона ученые обнаружили резкий скачок температуры в ее северной части, показывающий, что там имеется скрытая полость под поверхностью плит. По словам Николаса Ривза, исследователя из Университета Аризоны, изображение высокого разрешения показывает, что внутри гробницы имеется скрытая дверь в неисследованные камеры и к месту отдыха королевы Нефертити - жены отца Тутанхамона. Но и это еще не все. Во всех трех великих пирамидах Гизы были обнаружены места с повышенной температурой. Исследователи не знают, что это значит: просто, по какой-то странной причине, некоторые блоки имеют более высокую температуру, чем все остальные, и это никак не связано с погодой. На данный момент исследователи заняты поисками скрытых камер в пирамидах, чтобы объяснить этот феномен.

Скрытые пирамиды в Антарктике

На некоторых фотографиях, на картах Google Earth можно увидеть пирамидальные гробницы в снегах Антарктиды. Исследователи называют их "снежными пирамидами". Публика в интернете, видевшая эти изображения, полагает, что антарктические пирамиды построила жившая в Антарктике человеческая цивилизация. Две из трех антарктических пирамид расположены на континенте, одна - в непосредственной близости от прибрежной линии. каждая из них по форме соответствует пирамидам Гизы. Первая из них была открыта антарктической экспедицией в период с 1901 по 1913 года. При этом геологи решили не сообщать миру о своем открытии. Некоторые исследователи полагают, что эти пирамиды служили людям жильем, поскольку 100 лет назад температура в Антарктике была значительно выше, чем сейчас. Доктор Ванесса Боуман из Британского центра антарктических исследований утверждает: "100 миллионов лет назад в Антарктике росли дождевые леса - такие же, как в сегодняшней Новой Зеландии". Некоторые исследователи полагают, что пирамиды в Антарктиде - это наследие атлантов. И, по их мнению, они могут полностью изменить наш взгляд на историю человечества. Впрочем, скептики считают их всего-навсего холмообразными ледяными образованиями, нараставшими в течение миллионов лет. Кто прав, покажут дальнейшие исследования.

Итальянские пирамиды

В 2011 году археологи, проводившие раскопки этрусской гробницы в одном из городов Италии, столкнулись с непонятной загадкой. Группа ученых из Италии и США вела раскопки под винным погребом в городке Оривето, где они обнаружили лестницу в стене. Продолжив копать, они нашли несколько камер и соединявшие их туннели. Анализируя структуру обнаруженной гробницы, они вскоре поняли, что она сделала в форме пирамиды. Сооружение было датировано примерно 900-м годом до нашей эры. По форме она напоминала суданские гробницы. Учитывая, что войско римской империи еще до нашей эры завоевало территорию Судана, ученые стали искать связь между суданскими гробницами и своей итальянской находкой, а также с другим итальянским сооружением - пирамидой Цестия в Риме. Эта пирамида, расположенная в районе протестантского кладбища, - одна из древнейших и наиболее охраняемых итальянских достопримечательностей. До недвнего времени она пребывала в полуразрушенном состоянии, однако после того, как японский бизнесмен Юдзо Яги пожертвовал на ее ремонт 1 миллион евро, она была полностью восстановлена и открыта для посещения в мае 2015 года.

В Канаде тоже любят пирамиды

Канада - молодая страна, и в то, что в Эдмонтоне, провинция Альберта, есть пирамиды, похожие на египетские, немногие сразу поверят. Между тем, этот город просто полон пирамид! В центре, недалеко от Консерватории Муттарт, располагаются пирамидальные теплицы, где культивируются растения со всего мира - от Африки до Западной Канады. На крыше мэрии Эдмонтона возвышается огромная стеклянная пирамида, которая каждые несколько месяцев меняет цвета, становясь по очереди зеленой, синей, красной, пурпурной и оранжевой. А в университете МакЭван, менее чем в 10 километрах от мэрии и консерватории Муттадт в нескольких кварталах от мэрии, перед входом стоят две пирамиды. В Эдмонтоне есть еще несколько зданий, на которых стоят пирамиды. Причины, по которым жители Эдмонтона так любят пирамиды, никому не известны.

Кто построил пирамиды?

Наверное, не все помнят о том. что египтяне времен строительства пирамид были типичными чернокожими африканцами. Как утверждают ученые, нет никаких оснований предполагать, что в то время в Египте могли жить представители рас, отличных от типичного населения северной Африки. Но еще интереснее то, что, вопреки расхожему убеждению, строители пирамид, по-видимому, не были замученными трудом рабами. Легенду об использовании рабского труда при строительстве пирамид первыми сочинили древнегреческие историки - а в наши дни Голливуд с готовностью подхватил ее. На самом деле, на строительстве пирамид трудились квалифицированные рабочие, пребывавшие со всех концов Египта. При этом, судя по сохранившимся записям, помимо заработной платы, они получали еще одну интересную привилегию: рабочий, умерший во время строительства, имел право быть похороненным в гробнице рядом с фараоном. Если бы речь шла о рабах, такого нарушения кастового принципа египтяне не допустили бы.

Загадки греческих пирамид

Еще одна страна, где были обнаружены пирамиды - Греция. Несколько сооружений, называемых пирамидами Арголиса - один из известнейших древних памятников этого греческого города. До недавнего времени считалось, что эти строения - древние гробницы, поскольку в древнеримских манускриптах говорилось о том, что здесь похоронены солдаты, бившиеся за трон Аргоса. Но в ХХ веке ученые в этом усомнились, по некоторым признакам решив, что они предназначались для каких-то иных, доселе неизвестных целей. Еще одна пирамида в Греции, судя по всему, существовала к северо-западу от Пелопонесса, но от нее осталось немного: за столетия местные жители растащили камень для своих нужд.

Тайна Ориона

Один из фактов, поражающих ученых в египетских пирамидах, - то, что они были построены в буквальном смысле в центре Земли. Взаимное расположение камер царя и царицы в самой крупной пирамиды отражает взаимное расположение Ориона и Сириуса на небесном своде. Вот что пишет об этом автор книги "Отпечатки пальцев Бога" Роберт Боваль: "
A mind-boggling fact about the Egyptian pyramids is they are made literally in the center of the earth. At the southern point of the King’s Chamber inside of the Great Giza Pyramid, is the same point of the Belt of Orion. The Queens chambers are in the direction of the Sirius star. Here is a quote from The Fingerprints of the Gods by Robert Bauval: "Созвездие Ориона так же ориентировано вдоль Млечного пути, как Великие пирамиды - вдоль Нила. А звезда, которую арабы зовут Минтака, ориентирована относительно Ориона и Сириуса так же, как самая маленькая из пирамид относительно двух других. Расположение пирамид на Земле точно соответствует ориентации ярчайших звезд на небесном своде в году 10450-м до рождества Христова".

Из чего были сделаны пирамиды?

Наверное, эта новость разочарует многих, но, тем не менее, факт остается фактом. Египтологи не одно столетие восхищались искусством египетских инженеров, сумевших сложить столь громадные и геометрически сложные формы из громадных известняковых глыб. Однако лишь в наше время, когда стало возможным провести спектральный анализ, выяснилось, что известняковые глыбы, а также более дорогие алебастр, гранит и базальт использовались лишь для отделки, в том числе внешней. Большая часть внутренних интерьеров строилась из кирпича-сырца с добавлением соломы - основного материала, из которого в эпоху Древних Царств строили большинство зданий - от халупы бедняка до королевских дворцов. Это, безусловно, добавляет постройкам прозаизма, но не умаляет инженерных талантов древних египтян.

Куда пропала верхушка Большой пирамиды Гизы?

Рассматривая фото самой большой из пирамид Гизы, нетрудно заметить, что строгость формы этой древней гробницы нарушается лишь один раз. Там, где взгляд просто требует финального верхнего камня, завершающего строгие треугольники стен, находится лишь плоская площадка, нарушающая безупречность геометрического построения. Почему? На сей счет существует несколько версий. Одна из них гласит, что верхний камень был золотым и был украден много столетий назад. Другая - что площадка на самом верху была задумана плоской по каким-то неизвестным нам причинам. А вот испанский исследователь Мигель Перес Санчез утверждает, что наверху пирамиды находился так называемый Глаз Гора - мистическая прозрачная сфера, символизирующая союз Солнца и Сириуса - звезды Изиды. Кто прав - с достоверностью пока сказать нельзя.

Древние пирамиды Боснии

И вновь пирамида в Европе! На сей раз - боснийская Пирамида Луны. По мнению историков, это самая большая и старейшая ступенчатая пирамида в мире. Ее обнаружил американский исследователь из Бостона, босниец по происхождению Семир Османагич. В 2006 году он во всеуслышание объявил, что обнаружил на горе Височица, где вел раскопки, подземные ходы и вкрапления известкового раствора - и, после месяцев раскопок, сняв многие слои земли, показал людям гору, которая и вправду представляла собой пирамиду! Впрочем, боснийские геологи не поверили утверждениям Османагича и, проверив его выводы, в свою очередь, заявили: Височица - никакая не пирамида, а самый обыкновенный холм, которому природа придала форму, схожую со ступенчатой. А что ступени такие ровные - так это уже "жестокий розыгрыш" Османагича тому виной. Впрочем, сам бостонский босниец не сдается и утверждает, что нашел на родине настоящую пирамиду, а геологи просто находятся в плену стереотипов. Кто на самом деле прав, покажет время.

Так для чего же на самом деле использовались пирамиды?

Еще в школе нас учили, что пирамиды - это гробницы фараонов, и ничего больше Однако то, что мы сегодня узнали о пирамидах, в том числе, построенных вне Египта, заставляет усомниться в этом. На самом деле, историки с нами солидарны. На сегодня существует гораздо больше одной версии, объясняющей, для чего действительно были нужны пирамиды. В частности, специалисты предполагают, что они использовались как сокровищницы, гигантские антенны для связи с богами и подпитки божественной энергией, бессмысленные строения, задуманные для создания рабочих мест и снятия социальной напряженности, укрытия на время песчаных бурь и разливов Нила, дома терпимости для высшей египетской знати и даже очистные сооружения для очистки нильских вод. причем у автора каждой из этих неожиданных теорий есть свои доказательства. Кто из них прав? Как обычно, покажет время.

Специалисты НАСА нашли пирамиды в космосе!

И наконец, под занавес, вот вам новенькая, свеженькая загадка! В сравнении с пирамидами, она просто младенец - ей нет еще и 10 лет. В 2007 году НАСА запустило автоматический космический аппарат "Рассвет" для исследования Цереры - малой планеты Солнечной системы, расположенной в поясе астероидов. А теперь посмотрите на фотографию, которую "Рассвет" прислал озадаченным ученым с Цереры! На поверхности планеты явственно видно сооружение, очертаниями как две капли воды похожее на пирамиду! Выходит, эта форма сакральна не только для Земли, но и для космоса? Будем надеяться, что эта тайна будет разгадана быстрее, чем тайны египетских пирамид, над которыми ученые бьются уже не первое столетие.

Неразгаданных тайн на нашей планете с каждым годом становится все меньше. Постоянное совершенствование техники, сотрудничество ученых различных областей наук раскрывает нам секреты и загадки истории. Но тайны пирамид до сих пор не поддаются пониманию – все открытия дают ученым лишь предположительные ответы на многие вопросы. Кто строил египетские пирамиды, какова была технология строительства, существует ли проклятие фараонов – эти и многие другие вопросы до сих пор остаются без точного ответа.

Описание египетских пирамид

Археологи говорят о 118 пирамидах в Египте, частично или полностью сохранившихся до нашего времени. Их возраст – от 4 до 10 тысячелетий. Одна из них – Хеопса – является единственным уцелевшим «чудом» из «Семи чудес света». Комплекс под названием «Великие пирамиды в Гизе», куда входит и , также рассматривался как участник конкурса «Новых семи чудес света», но его сняли с участия, так как эти величественные сооружения фактически являются «чудом света» в древнем списке.

Эти пирамиды стали самыми посещаемыми экскурсионными объектами в Египте. Они отлично сохранились, чего нельзя сказать о многих других сооружениях – время их не пощадило. Да и местные жители внесли свой вклад в разрушение величественных некрополей, снимая облицовку и выламывая камни из стен для строительства своих домов.

Строились египетские пирамиды фараонами, правящими с XXVII века до н. э. и позже. Предназначались они для упокоения правителей. Огромные масштабы усыпальниц (некоторые – высотой почти до 150 м) должны были свидетельствовать о величии захороненных фараонов, здесь же помещались вещи, которые правитель любил при жизни и которые пригодятся ему в загробной жизни.

Для постройки использовали каменные блоки различных размеров, которые выдалбливались из скал, а позже материалом для стен стал служить кирпич. Каменные блоки обтачивались и подгонялись так, что между ними не могло проскочить лезвие ножа. Укладывались блоки друг на друга со смещением в несколько сантиметров, что образовывало ступенчатую поверхность сооружения. Почти все египетские пирамиды имеют квадратное основание, стороны которого ориентированы строго по сторонам света.

Так как пирамиды выполняли одинаковую функцию, то есть служили местом погребения фараонов, то и внутри устройство и убранство у них схожи. Главная составляющая – погребальный зал, где устанавливался саркофаг правителя. Вход устраивался не на уровне земли, а на несколько метров выше, причем маскировался облицовочными плитами. От входа к внутреннему залу вели лестницы и ходы-коридоры, которые иногда сужаются настолько, что по ним можно пройти только на корточках или ползком.

В большинстве некрополей погребальные залы (камеры) находятся ниже уровня земли. Вентилирование осуществлялось через узкие шахты-каналы, которыми пронизаны стены. Наскальные картинки и древние религиозные тексты встречаются на стенах многих пирамид – собственно, из них ученые черпают часть информации о строительстве и владельцах захоронений.

Основные загадки пирамид

Начинается список неразгаданных загадок с формы некрополей. Почему выбрана именно форма пирамиды, что переводится с греческого как «многогранник»? Почему грани располагались четко по сторонам света? Как перемещались огромные каменные блоки от места выработки и как их поднимали на большую высоту? Не были ли постройки возведены инопланетянами или людьми, владеющими магическим кристаллом?

Ученые спорят даже над вопросом, кто построил такие высокие монументальные сооружения, простоявшие тысячелетия. Некоторые считают, что их строили рабы, которые умирали сотнями тысяч на строительстве каждой. Однако новые открытия археологов и антропологов убеждают в том, что строителями были вольные люди, получавшие хорошее питание и медицинскую помощь. Такие выводы они сделали исходя из состава костей, строения скелетов и вылеченных травм захороненных строителей.

Всем случаям смерти и гибели людей, причастных к исследованию египетских пирамид, приписывали мистические совпадения, что спровоцировало слухи и разговоры о проклятии фараонов. Никаких научных подтверждений этому нет. Возможно, слухи пустили для отпугивания воров и мародеров, желающих найти в могилах ценные вещи и украшения.

К загадочным интересным фактам можно отнести сжатые сроки строительства египетских пирамид. Согласно расчетам, крупные некрополи при том уровне техники должны были возводиться не менее чем за столетие. Каким образом, например, пирамида Хеопса была построена всего за 20 лет?

Великие Пирамиды

Так называют погребальный комплекс возле города Гизы, состоящий из трех больших пирамид, огромной статуи Сфинкса и маленьких пирамид-спутников, предназначавшихся, вероятно, для жен правителей.

Первоначальная высота пирамиды Хеопса составляла 146 м, длина стороны – 230 м. Построена за 20 лет в XXVI веке до н. э. Самая большая из египетских достопримечательностей имеет не один, а три погребальных зала. Один из них находится ниже уровня земли, а два – выше линии основания. К погребальным камерам ведут переплетающиеся ходы-коридоры. По ним можно пройти к палате фараона (короля), к палате королевы и к нижнему залу. Палата фараона представляет собой камеру из розового гранита, имеет размеры 10х5 м. В ней установлен гранитный саркофаг без крышки. Ни в одном докладе ученых не было информации о найденных мумиях, поэтому неизвестно был ли здесь захоронен Хеопс. К слову, мумию Хеопса не находили и в других гробницах.

До сих пор остается загадкой, была ли использована пирамида Хеопса по назначению, и если да, то видимо ее разграбили мародеры еще в прошлых столетиях. Имя правителя, по приказу и проекту которого была построена эта усыпальница, узнали из рисунков и иероглифов над погребальной камерой. Все остальные египетские пирамиды, за исключением Джосера, имеют более простое инженерное устройство.

Два других некрополя в Гизе, построенных для наследников Хеопса, несколько скромнее по размерам:


Туристы едут в Гизу со всех концов Египта, ведь этот город является фактически пригородом Каира, и к нему ведут все транспортные развязки. Путешественники из России обычно едут в Гизу в составе экскурсионных групп со стороны Шарм-эль-Шейха и Хургады. Поездка долгая, 6-8 часов в одну сторону, поэтому экскурсия рассчитана обычно на 2 дня.

Великие сооружения доступны для посещения только в рабочее время, обычно до 17 ч., в месяц Рамадан – до 15 ч. Входить внутрь не рекомендуется астматикам, а также людям, страдающим клаустрофобией, нервными и сердечно-сосудистыми заболеваниями. С собой на экскурсию обязательно нужно взять питьевую воду и головные уборы. Плата за экскурсии состоит из нескольких частей:

  1. Вход на территорию комплекса.
  2. Вход внутрь пирамиды Хеопса или Хефрена.
  3. Вход в музей Солнечной ладьи, на которой тело фараона перевозили через Нил.


На фоне египетских пирамид многие любят делать фото, сидя на верблюдах. С владельцами верблюдов можно торговаться.

Пирамида Джосера

Первая пирамида в мире находится в Саккаре, недалеко от Мемфиса – бывшей столицы Древнего Египта. Сегодня пирамида Джосера не так привлекательна для туристов, как некрополь Хеопса, но в свое время она была самой большой в стране и самой сложной по инженерному проекту.

Погребальный комплекс включал в себя часовни, внутренние дворы, хранилища. Сама шестиступенчатая пирамида имеет не квадратное основание, а прямоугольное, со сторонами 125х110 м. Высота самого сооружения 60 м, внутри него расположено 12 погребальных камер, где предположительно был захоронен сам Джосер и члены его семьи. Мумию фараона при раскопках обнаружить не удалось. Всю территорию комплекса в 15 га окружала каменная стена высотой 10 м. В настоящее время восстановлена часть стены и других построек, а пирамида, возраст которой приближается к 4700 годам, сохранилась достаточно хорошо.

Тайная вечеря

(Матфей, 26:20-29; Марк, 14:12-25; Лука, 22:7-23; Иоанн, 13:21-30)

(20) Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками (21) и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. (22) Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? (23) Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; (24) впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. (25) При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
(26) И когда они сели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. (27) И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, (28) ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (29) Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
(Мф. 26:20-29)

Даниэле Креспи . Тайная вечеря


Три важнейших события произошли на Тайной Вечери, последней трапезе Иисуса Христа с учениками:
1) предсказание Христом предательства (Иуды),
2) установление обряда причащения и
3) омовение Им ног учеников.

События эти сопровождались определенными действиями участников Вечери — действи-ями, реконструировать ход которых можно, сопоставив рассказы всех четырех евангелистов. Как главные моменты этой Вечери, так и ряд их деталей нашли отражение в живописи и получили свою интерпретацию. Если отделить в этом перечне сюжет Омовение ног ученикам как самостоятельный, то два других момента евангельского рассказа — предсказание предательства и установление Евхаристии — образуют два основных типа изображений Тайной Вечери, которые принято именовать соответственно историческим и литургическим (или символическим). Принимая такое деление, рассмотрим эти два типа изображений как самостоятельные, поскольку в разные эпохи господствовал то один, то другой из них. Но так как помимо этих «чистых» иконографических типов в истории искусства известны также и «смешанные», в которых сочетаются элементы обоих, мы рассмотрим также и их.
Итак, историческая Тайная Вечеря акцентирует момент предсказания преда-тельства Иуды, литургическая (или символическая) Тайная Вечеря — сакрамен-тальный характер установления Евхаристии.

Но прежде необходимо сказать о символическом изображении Евхаристии, господствовавшем в древнехристианском искусстве (катакомбный период). Глав-ной особенностью таких изображений является символическое изображение Христа посредством пяти монограмм (греческих букв) Его имени: І ΧΘΥΣ («ИХТИС»). Они образуют слово, которое по-гречески в буквальном смысле означает «рыба», а при расшифровке этой аббревиатуры — «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Рыба один из самых ранних христианских символов. Его употреб-лял еще Тертуллиан (II — III века): «Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ichthus ) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (« De baptismo »). Этот символ встречается в писаниях Климента Александрийского, Августина, Иеронима, Оригена, Мелитона Сардийского, Оптата Милевского и многих других.

«Более всего, — пишет Л. А. Успенский, — как в изображениях, так и в письменных памятниках, употребляющих символ рыбы, подчеркивается евха-ристическое значение этого символа. Всякий раз, как изображается таинство Евхаристии, будь то в виде трапезы (историческая Тайная Вечеря. — A . M .), совершения самого таинства (литургическая Тайная Вечеря. — A . M .) или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображается рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указывает на значение хлеба и вина» (Успенский Л., с. 41). Изображение рыбы в этом символическом смысле удерживается вплоть до XIV века (Серра).


Хаиме Серра. Тайная Вечеря. (Вторая половина XIV века). Палермо. Национальный музей.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Естественно, что в связи с порядком совершения ветхозаветной пасхальной трапезы возникает вопрос о порядке занимавшихся Апостолами мест во время последней трапезы с Христом. Скудость данных, приводимых евангелистами, не позволяет сказать что-либо определенное по этому поводу. Известно лишь, что ближе всех к Христу находились Иоанн, Петр и Иуда Предатель. О положении последнего мы заключаем, в частности, по тому, что Христос должен был иметь возможность подать ему кусок хлеба. Французский аббат Э. Ле Камю следующим образом реконструирует расположение Христа и учеников за столом. Он исходит из двух посылок:
1) трапеза происходила за «триклинием» (то есть системой столов, расставленных буквой «П» или
D -образно) и
2) участники трапезничали лежа, опираясь на левую руку, с тем чтобы правую иметь свободной (Е.
Le Camus , p . 188).

Схема расположения Христа и учеников за трапезой Тайной Вечери

Раннехристианские изображения Тайной Вечери демонстрируют Христа с учениками, расположившимися по дуге D -образного стола. Христос на левом краю; это место за таким столом являлось самым почетным (за прямоугольным столом, каким он стал изображаться в более позднее время, такое место — посередине). Поза лежа считалась во времена римского правления признаком человека свободного и больше соответствовала празднованию еврейской Пас-хи — праздника Исхода, то есть освобождения из египетского плена (в XVII веке такое положение учеников за столом воскресил Пуссен). Однако трапезни-чающие могли быть изображены и сидящими за столом — эта поза при вкушении пищи более древняя.
Древнехристианские изображения катакомбного периода были переняты художниками Раннего Средневековья: сохраняется D -образный стол, лежащие вокруг него Христос (слева) и ученики; на столе хлебы и блюдо с рыбой (или двумя рыбами). (Раннехристианская мозаика. Равенна. Церковь Сант Аполлинаре Нуово).



Раннехристианская мозаика. Тайная Вечеря. (520). Равенна. Церковь Сант Аполлинаре Нуово

Число и состав участников трапезы на древнехристианских изображениях могут колебаться: учеников от двух до семи; кроме мужчин (учеников?), иногда присутствуют женщины и дети, к тому же могут изобра-жаться даже слуги. Но при анализе таких изображений невольно возникает вопрос, Тайная ли это Вечеря или традиционное языческое застолье (причем всем своим видом изображенные часто свидетельствуют, что застолье это веселое). В ряде случаев окончательно решить этот вопрос бывает весьма затруднительно, а порой и невозможно.

Из ранних изображений Тайной Вечери особый интерес представляет моза-ика в равеннской церкви Сант Аполлинаре Нуово. Мы видим здесь древний тип изображения: D -образный стол, на котором хлебы и две рыбы на блюде. Христос возлежит, как и было принято в такой композиции, на левом краю. Он с бородой, на Нем обычные одежды и крестообразный нимб. Специального обсуждения требует имеющееся здесь изображение одиннадцати (а не традици-онно двенадцати) учеников. Такое их число заставило некоторых искусствоведов (Чиампини) счесть, что здесь мы имеем дело с сюжетом, касающимся трапезы в доме Лазаря. Но ни то, что имеется в этом изображении, ни то, чего в нем нет, не подтверждает этого мнения. Во-первых, здесь нет обязательных для трапезы в доме Лазаря ни Марфы, ни Марии, ни в конце концов самого Лазаря. Но и число учеников — одиннадцать — не находит подтверждения в других изображениях трапезы в доме Лазаря, относящихся к первым векам христианства. Во-вторых, необходимо учесть контекст, в котором предстает изображение этой трапезы в церкви Сант Аполлинаре Нуово. Вся система мозаик здесь подчинена определенной идее: на одной стене церкви изображены те сюжеты, которые демонстрируют величие Христа (чудеса Христа), на другой — в строго хронологическом порядке представлены сцены Его уничиже-ния (Страсти Христа). За изображением данной Вечери следует молитва Христа в Гефсиманском саду, и, следовательно, данная Вечеря — это последняя трапеза Христа с учениками. Иное мнение относительно числа учеников на этой мозаике высказал Н. Покровский: мастер мог не желать вводить в композицию Иуду-предателя. Это объяснение нельзя признать полностью удовлетворитель-ным. Дело в том, что мозаист не снабдил Апостолов какими-либо характерными особенностями, по которым мы могли бы идентифицировать хотя бы кого-то из них — все они «на одно лицо» (даже Иоанн не изображается склонившим голову Христу на грудь, как мы видим это в подавляющем числе изображений Тайной Вечери, относящихся к ранним векам христианства), так что, строго говоря, у нас нет полной уверенности, что не изображен именно Иуда. Такая трактовка этого сюжета переводит вопрос численности учеников в данном случае в чисто арифметическую плоскость, и мозаист мог действительно не придавать ему значения. Как бы то ни было, полное спокойствие, которым проникнута вся композиция, выражение скромности и сосредоточенности Апостолов, величаво-спокойная фигура Христа — очевидность того, что все внимание сосредоточено не на физической пище, а на духовном акте трапезы.

Поскольку изображения исторической Тайной Вечери с одиннадцатью учени-ками (то есть без Иуды) встречаются в западном искусстве не раз, требуется более тщательно исследовать вопрос, присутствовал ли действительно Иуда в момент установления Евхаристии. Этот вопрос, естественно, возникает из сопоставления рассказов синоптиков, с одной стороны, с рассказом Иоанна — с другой. Последний утверждает, что Иуда во время вечера ушел. Если опираться на свидетельства синоптиков, то создается впечатление, что Иуда присутство-вал на Вечере от начала до конца, а следовательно, был при установлении таинства Причастия и из рук Христа причастился Св. Таинств.

Сопоставление же всех четырех Евангелий (известно, что они дополняют друг друга по принципу комплементарности), однако, убеждает:
1) что Иуда присутствовал при омове-нии ног,
2) что он удалился тотчас же после обличения его и обращения к нему Иисуса со словами: «Что делаешь, делай скорее» и
3) что при прощаль-ной беседе он не присутствовал.

Аргументация Б. Гладкова достаточно проясняет этот вопрос: «Читая Евангелие Иоанна (13:1—30), приходишь к несомненному заключе-нию, что обличение Иуды последовало вслед за наставлением о смирении, сказанным Иисусом по поводу произведенного Им омовения ног, так как это обличение находится в неразрывной связи с тем наставлением, служа как бы продолжением его. Следовательно, если установление таинства не могло после-довать между омовением ног и обличением Иуды, то следует прийти к заключению, что оно последовало до омовения ног, или после ухода Иуды. Евангелист Иоанн говорит, что омовение совершено «во время вечери» и что для этого Иисус «встал с вечери» (13:2 и 4). Но что же происходило в самом начале, пока еще Иисус не встал с вечери для омовения ног? Ответ на этот вопрос надо искать в Евангелии Луки; там сказано, что был между Апостолами «спор, кто из них должен считаться большим» (22:24). Спор этот не мог возникнуть по поводу занятия ими мест за столом, так как они не первый раз возлежали с Иисусом и, вероятно, занимали места по установившемуся между ними обычаю; не могли они спорить и о старшинстве в Царстве Мессии, так как такой спор уже был разрешен Иисусом. Скорее всего, спор этот возник по вопросу о том, кто из них должен, за отсутствием слуги, исполнить в этот вечер рабские обязанности, омыть запыленные ноги участников вечери; это доказы-вается и дальнейшими словами Евангелиста Луки, удостоверяющего, что, обратившись к Апостолам по поводу этого спора, Иисус, между прочим, сказал: «кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий». Слова: «Я посреди вас, как служащий» — произнесены были, очевидно, после омовения Иисусом ног Апостолов, а само омовение произведено после спора Апостолов. Но по какой бы причине ни произошел этот спор, во всяком случае, следует признать, что Апостолы заспорили в самом начале вечери. Он не мог возникнуть после омовения ног, так как после показанного Иисусом примера смирения подобные споры не могли бы иметь места. Этот спор не мог возникнуть и после установления таинства Евхаристии, так как это таинство уравняло всех Апостолов. А если само начало вечери было занято спором Апостолов, за которым должно было последовать омовение ног; если непосредственно за омовением ног последовало наставление о смирении, а за этим наставлением — обличение предателя и уход его, то очевидно, что установление таинства не могло произойти в самом начале вечери, до омовения ног. Следовательно, таинство установлено после ухода Иуды» (Гладков Б ., с. 688).
Однако до сих пор вопрос, участвовал ли Иуда в Евхаристии, не решен окончательно. Ниже мы еще вернемся к его обсужде-нию. С одиннадцатью учениками изображена Тайная Вечеря на поздней гравюре Дюрера.


Дюрер. Тайная Вечеря (1523). Гравюра


Очевидно, здесь запечатлен эпизод Евангелия от Иоанна (13:31—16:33) — так называемые прощальные речи Христа. Эпизод этот у Иоанна начинается словами: «(30) Он (Иуда. — A . M .), приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. (31) Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13:30—31). Прощальные речи воспринимаются учениками с благоговейным вниманием; евхаристическая чаша отодвинута с центра стола.
У Дюрера, однако, есть и традиционное с точки зрения иконографии изображение исторической Тайной Вечери — со всеми двенадцатью учениками. Это гравюра из его цикла «Большие Страсти».


Дюрер. Тайная Вечеря (из цикла гравюр «Большие Страсти»). (1510)

Христос со светящимся крестообразным нимбом в центре прямоугольного стола; Иоанн, самый молодой из учеников, возлежит у Него на груди (основание — слова Иоанна: «(23) Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса» (Ин. 13:23)), ученики — по обе от Него стороны; Иуда, которого мы узнаем по его традиционному атрибуту — кошельку, сидит с противоположной от Христа стороны стола, спиной к зрителю, его лица не видно (в соответствии с распространенным обычаем избегать изображать Иуду так, чтобы его взгляд мог встретиться со взглядом зрителя). Общее возбуждение учеников передает их реакцию на слова Христа о том, что Он будет предан одним из присутствующих (ср. с поведением учеников на гравюре 1523 года). Из приведенного выше анализа хронологии событий на Тайной Вечери ясно, что две гравюры Дюрера должны рассматриваться в последовательности: ранняя (1510) — поздняя (1523).
Шедевром этого типа Тайной Вечери является фреска Леонардо да Винчи в трапезной миланского монастыря Санта Мария делла Грацие.


Леонардо да Винчи. Тайная Вечеря. (1495—1497). Милан. Трапезная монастыря Санта Мария делла Грацие

Здесь запечатлен момент предсказания Иисусом предательства. Леонардо располагает Христа посередине прямоугольного стола (именно это место за таким столом является самым почетным; ср. с положением Христа за D -образным столом на раннехристианских образцах этого сюжета). Все двенадцать апостолов помещаются по шесть с обеих от Него сторон. Иуду можно распознать среди учеников по его традиционному атрибуту — кошельку, который он сжимает в руке; Леонардо отказывается от уже ставшей прочной к тому времени традиции изображать Иуду обособленно от остальных учеников с противопо-ложной стороны (обычай так изображать Иуду установился в XIV веке, а отдельные примеры такой композиции восходят даже к XII веку; см. ниже, в связи с изображением этого сюжета Николасом Вердунским; такова оконча-тельная композиция; эскизы свидетельствуют, что поначалу Леонардо следовал традиционному композиционному принципу и помещал Иуду обособленно, имея в виду текст Евангелия от Иоанна (31:26), который иллюстрировали другие художники); и хотя он помещает Иуду на стороне Иисуса, резким поворотом головы предателя он отводит его взгляд от зрителя.

Принятая идентификация остальных учеников такова (слева направо): Бартоломей (Вар-фоломей), Иаков Меньший (Младший), Андрей, Иуда Искариот (предатель), Симон (иначе — Петр; позади Иуды), Иоанн. От Христа вправо: Фома (сзади), Иаков Зеведеев (Старший или Больший), Филипп, Матфей, Иуда Иаковлев (иначе — Фаддей), Симон Зилот.

Никто из художников не может сравниться с Леонардо в передаче глубины и силы реакции учеников на предсказание Иисуса. Мы словно слышим их возбужденную речь — слова протеста, испуга, недоуме-ния. Их голоса сливаются в некое музыкальное — вокальное — звучание, и группировка учеников по трое как нельзя лучше соответствует господствовав-шему во времена Леонардо трехголосному вокальному складу музыки.

В эпоху Возрождения тема Тайной Вечери, вместе с другими «трапезными» сюжетами из Нового Завета (Брак в Кане, Чудесное насыщение пяти тысяч, Ужин в Эммаусе), становится излюбленной в убранстве монастырских трапез-ных (Андреа дель Кастаньо; эта фреска украшает трапезную флорентийского монастыря Санта Аполлония; Таддео Гадди; фреска трапезной флорентийского монастыря Санта Кроче).



Андреа дель Кастаньо. Тайная Вечеря. (1445—1450). Флоренция. Трапезная монастыря Санта Аполлония

Об этой фреско горячо писал П. Муратов в «Образах Италии»: «Для Кастаньо сами апостолы Господа не были такими бесстрастными героями, как те существа, с которыми соединялись в его мыслях гордость и слава Флоренции. В его «Тайной Вечере» изображены человеческие характеры, и в этом как раз заключаются ее противоречия с законами монументального стиля. Но что за грозное и тревожное представление о человечестве выражено здесь! Глубокое недоверие друг к дугу читается в глазах апостолов, и резкие черты их лиц говорят о неутихших страстях. Предательство Иуды не врывается здесь, как голос мирского зла, в святую и печальную гармонию последнего вечера. Оно родилось среди глубокой пестроты этой комнаты и этих одежд так же естественно, как тяжелый сон Иоанна и разрушительное сомнение Фомы. Таким изобразителем высшео напряжения человеческой страсти, той энергии, в блеске которой уже неразличимы добро и зло, Кастаньо остается в немногих вещах, сохранившихся кое-где вне стен трапезной Санта Аполлония». (П. Муранов . С. 115).

Под влиянием Андреа дель Кастаньо несколько раз пишет свои Тайные Вечери Доменико Гирландайо. Их интересно рассмотреть все вместе.


Доменико Гирландайо. Тайная Вечеря. Флоренция. Аббатство в Пассиньяно

Эта фреска особенно ярко обнаруживает композиционное сходство с Андреа дель Кастаньо.


Доменико Гирландайо. Тайная Вечеря. Флоренци. Монастырь Сан Марко

В Тайной Вечери для монастыря Сан Марко занимательная повествовательность превратила художника в хрониста Флоренци середины XV века. Это одно из самых типичных произведений Гирландайо, созданное, без сомнения, по эскизу мастера и при довольно активном его участии. Спокойно, скромно и убедительно оно свидетельствует о происходящем - достаточно взглянуть на бесстрастного Иуду, сидящего напротив Христа и, кажется, даже разговаривающего с Ним.


Доменико Гирландайо. Тайная Вечеря. Флоренци. Церковь Оньисанти


Для трапезной — миланского монастыря Санта Мария делла Грацие — и Леонардо написал свой шедевр. «Во время нашего путешествия несколько лет назад мы видели эту трапезную еще в полной сохранности, — писал И. В. Гёте. — Как раз против входа в нее, вдоль торцовой стены в глубине залы, стоял стол приора, а по обе стороны от него — столы монахов, приподнятые над полом на одну ступень, и только когда входящий оборачивал-ся, он видел над невысокой дверью в четвертой узкой стене, нарисованный стол, за которым сидел Христос со своими учениками, как если бы и они принадлежали к обществу, собравшемуся здесь. Должно быть, сильное было впечатление, когда в часы трапезы сидящие за столом приора и сидящие за столом Христа встречались взглядами друг с другом, словно в зеркале, а монахам за их столами казалось, что они находятся между двумя этими содружествами» (Гёте И. В. Джузеппе Босси о «Тайной Вечере» Леонардо да Винчи , с. 208).

Следует отметить, однако, что ни один из персонажей «Тайной Вечери» у Леонардо не обращает своего взгляда на зрителя, потому сидевшие за столом приора не могли бы встретиться взглядами с Апостолами — Тайная Вечеря была именно тайной, и не могло быть никаких посторонних собеседни-ков (а устремленный на зрителя взгляд персонажа, как известно, вовлекает первого в диалог; о тайности этой Вечери забывали многие поздние художники, писавшие Тайную Вечерю с большим числом дополнительных персонажей; можно было бы долго рассуждать на тему многозначительности «тайности» Тайной Вечери Христа).

Иисус на Тайной Вечере не только предрек предательство, но и указал конкретно на предателя. О том, как Он указал на Иуду, повествуют Матфей, Марк и Иоанн. Идентичные свидетельства синоптиков, правда, несколько отличаются от повествования Иоанна. Матфей пишет: «(23) Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня» (Мф. 26:23); Марк: «(20) Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» (Мк. 14:20). Согласно Иоанну, действие было иное: «(26) Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин. 13:26). Этот момент, изображенный либо по синоптикам, либо по Иоанну, ясно указывает на источник литературной программы для художника. Так, Джотто опирался на синоптиков (Джотто),


Джотто. Тайная Вечеря (1304—1306). Падуя. Капелла Скровеньи

тогда как, например, неизвестный мастер, иллюстрировавший Библию де Флореффе, взял за основу рассказ Иоанна.

Неизвестный мастер. Тайная Вечеря. Иллюстрация Библии де Флореффе. Лондон. Британская библиотека (Add . 17738)

В целом можно констатировать, что ранние художники, как правило, следовали Мат-фею и Марку, начиная же с X века предпочтение отдавалось версии Иоанна.

В этом отношении интересна «Тайная Вечеря» Андреа дель Кастаньо. В ее основе — рассказ Иоанна: у Иуды кусок, обмоченный в вине, что обозначает его как предателя. Лудольф Саксонский, монах картузианского ордена, в широко распространенном в XIV веке трактате «Жизнь Христа» так комменти-рует это обстоятельство (связь этого трактата с концепцией фрески Андреа дель Кастаньо подчеркнул Ф. Хартт; см. Hartt F . , р. . 264): кусок этот не был благословлен Христом, и таким образом, это не была истинная Евхаристия; так что все, кто причащался неправедным путем, был сравним с Иудой Предате-лем. Кастаньо преднамеренно противопоставляет руку Христа, благословляю-щую хлеб и вино, чтобы передать их Апостолам, руке Иуды, уже держащей кусок. В этот самый момент в Иуду вошел сатана; художник передал это в облике Иуды: у него выявились сатанинские черты — горбатый нос, выступа-ющая вперед козлиная борода. Его остановившийся взгляд выражает отчаяние. Христос, не обращая внимания на Иуду, с жалостью глядит на Иоанна, любимого Апостола, который, сокрушенный, склонил голову на руку Христа. Позади Иуды по левую руку Христа Петр. Он смотрит на Учителя, и его взгляд как бы говорит о предчувствии им будущего своего отречения от Христа. Примечательно, что на задней стене во фризе помещен декоративный орнамент. На первый взгляд кажется странным число его овалов — тридцать три с половиной. Оно объясняется, по-видимому, возрастом Христа — в момент Тайной Вечери Ему было 33 года и несколько месяцев.

Интересна «Тайная Вечеря» Николаса Вердунского: Христос с учениками за овальным столом (явно по причине отсутствия достаточного места художник изобразил лишь восемь учеников). Христос в крестообразном нимбе; остальные ученики с простыми нимбами. Иуда — на противоположной от Христа стороне стола; стоит опустившись на одно колено, в левой руке за спиной сжимает рыбу — символ Того, Кого он предает; Христос протягивает ему кусок хлеба (по Иоанну).




Top